Что будет, когда вода совсем исчезнет? Что мы можем сделать, чтобы сохранить ее? Когда младшая сестра задала мне эти вопросы, ответить мне было не трудно, но, углубившись в эту тему, я поняла, что мы действительно не ведаем, что творим.
Вода - наша жизнь
Без воды мы не сможем продержаться и недели, ведь это приводит организм к обезвоживанию, она дает нам энергию и силы, но самое главное - сохранить источник жизни. В последнее время ситуация с экологией становится хуже, и мы должны взяться за голову и сделать все, чтобы хотя бы не ухудшать положение. В воду ежедневно сливают различные отходы, бросают в нее мусор, бездумно расходуют ее. И никто не задумывается о том, к чему это может привести.
Решение проблемы
Во многих странах уже нехватка питьевой воды. Россия единственная страна, которая еще не перешла на подземные воды, но скоро это может случиться. Рассмотрим основные проблемы, которых следует избегать:
- выбрасывать в воду различный мусор и химические вещества;
- прекратить подводные захоронения радиоактивных отходов;
- испытывать ядерные оружия;
- бездумно растрачивать воду.
Если мы начнем заботиться о природе - наша жизнь станет лучше. Ведь 80% заболеваний именно из-за загрязненной воды.
Зарождение воды
Откуда появилась вода? Этот вопрос многих волнует, но однозначного ответа на него никто не дает, как и на вопрос о появлении нашей планеты. Но есть различные версии. Например, кто-то говорит, что вода была когда-то жидким метеоритом, который в дальнейшем растаял, кто-то является сторонником противоположной версии: земля была огненным шаром, который остыл, и появились облака, а дальше был всемирный потоп. Но это только догадки, откуда бы она не появилась, наша задача - ее беречь.
Выводы
Все, что зависит от простых людей - это экономия воды и защита от ее загрязнения. Если вы видите мусор в водоеме своего города, то исправьте чужую ошибку и выкиньте его в мусорный бак. Охранять природу - наша работа. Если люди будут потреблять, не давая ничего взамен, то мы просто погибнем...
Берегите воду.
I. Выбор темы исследования.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!
II. Цель исследования.
Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.
III. Задачи исследования.
Проанализировать научную информацию по теме;
–
описать причины загрязнения водоемов;
–
познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
–
доказать необходимость бережного отношения к воде;
–
выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
IV. Объект, предмет и база исследования:
Объект исследования: экология;
Предмет исследования: вода – источник жизни;
База исследования: учащиеся, их родители.
V. Гипотеза исследования.
Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!
VI. Методы исследования:
анализ;
– наблюдение;
– сбор информации из книг, журналов, газет;
– анкетирование;
– сравнение;
– обобщение.
VII. Результаты исследования:
Вода – источник жизни.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение. Сначала она несла на себе первые утлые суденышки. Потом ею начали орошать поля, создали первые примитивные водопроводы. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несет на себе гигантские корабли…
Вода в опасности!
В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.
Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. При концентрации 1 мг/л погибают мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки. При концентрации 5 мг/л гибнет рыба. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы, а оттуда – в водопроводную воду.
Охрана воды.
Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.
Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам. Нормы качества питьевой воды содержаться в специальном документе – Государственном стандарте “Вода питьевая”.
Почему воду надо беречь.
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
Наши исследования.
Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, проведя практическое занятие “Как очистить загрязненную воду”, а также, узнав о водоочистных сооружениях в нашем городе (очистные сооружения водопровода и канализации МУП г. Астрахани “Водоканал”) мы провели игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы наших родных, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других учащихся наших классов и их родителей к данной проблеме.
В опросе участвовало 28 человек: 16 детей и 12 взрослых.
Вопросы
Опасно ли загрязнение воды для человека?
Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем городе?
Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды?
Должен ли каждый человек беречь воду?
Ответы
да
нет
не знаю
да
нет
да
нет
не знаю
да
нет
не знаю
Взрослые
Дети
Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных сооружениях нашего города.
Помимо анкетирования мы разработали классный час на тему: “Почему воду надо беречь”, который провели во 2 “а” и 3 “а” классах, где поделились с учениками результатами своих исследований, рассказали о том, какие меры по охране и очистке воды применяются в нашем городе, чем мы – дети можем помочь в решении данной проблемы.
Классный час “Почему воду нужно беречь?”
Цели:
дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.
Ход классного часа
Организационный момент.
Сообщение темы и целей классного часа.
Учитель.
Подводя итоги проектно-исследовательской работы по теме “Берегите воду! ”, сегодня мы проводим классный час по теме “Почему воду нужно беречь?”
Введение в тему.
Ученик. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Ученик.
Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.
Ученик
Вода – важное для организма вещество: на 1кг тела коровы – 600 г воды, утки – 700 г воды, у медузы на 100 г тела – 99 г воды. Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.
Учитель.
Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. А какие-нибудь еще водоемы вы знаете? Мы сейчас это проверим, отгадав загадки и решив кроссворд “Водоем (искусственный и естественный)”
Вопросы
По горизонтали:
6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.
7.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?
8.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?
9. Искусственное русло, наполненное водой.
10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.
По вертикали:
1.
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.
4. Кругом вода, а с питьем беда.
5.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.
6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.
Ответы:
По горизонтали:
6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.
По вертикали:
1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.
В выделенных клетках – слово ВОДОЕМ.
Ученик.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Ученик.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…
Учитель.
Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?
Разыгрывается сценка.
Ведущий.
Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.
Рыбка.
Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!
Учитель.
Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!
Ученики.
Наверное, вода в речке была грязной.
Учитель.
Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?
Ученик.
Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.
Рыбы, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.
Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.
Результаты исследовательской работы.
Учитель.
У нас в городе тоже не все благополучно с чистотой водоемов. В реку Волгу сбрасывают отходы производства. Мусор вдоль берегов реки попадает в воду и засоряет ее. Мойка машин около реки вносит свой вклад в загрязнение.
Знакомство с результатами и выводом проведенного анкетирования.
Прослушивание докладов учеников по теме исследования.
Просмотр экологических знаков, показывающих, как нужно беречь воду.
Подведение итогов.
Учитель. А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа и сформулируем правила бережного отношения к воде.
Ученики.
Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
Учитель.
Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.
Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.
Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!
Номинация «Вода в доме»
1. Введение
2. Цель
3. Задачи
4. Актуальность
5. Вывод
6. Приложение
Введение
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. Поэтому выбрали тему исследования: « Почему воду надо беречь природу».
Цель работы: воспитание бережного отношения к пресной воде.
Задачи:
- Узнать о запасах пресной воды.
- Выяснить, где мы теряем воду.
- Определить, как устранить потери воды.
Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.
Объект исследования: пресная вода.
Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.
Приблизительная продолжительность проекта : 5-6 месяцев
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
Технологии – оборудование:
1. Фотопарат; 2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер; 5. Видеокамера; 6. Другие: магнитофон для прослушивания музыки на природе; организация игр с ребёнком.
Ресурсы: Проведение экскурсии к реке, водоканалу.
Методы:
- самостоятельное обдумывание,
- чтение книг,
- поиск информации в Интернете,
- наблюдение,
- эксперимент.
Актуальность
Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Почему надо беречь воду». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду»? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.
Информация из Интернета.
97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.
2 % воды - это льды.
1 % воды – это пресная вода.
3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так: Запасы пресной воды на Земле (3 %).
69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.
24-30 % - грунтовые воды.
0,5 % - атмосферная влага.
0,5 % - поверхностные воды.
Интересные факты о воде.
Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.
Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.
Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.
На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.
При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.
При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.
Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды
Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды
Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.
ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап.
Подборка материала, пособий, литературы по теме.
Проведение беседы с ребёнком в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».
Чтение ребёнку сказки о воде: Б.Заходер «Как люди обидели реку».
Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя».
Исследовательский этап.
В течение проекта ребёнок вместе с взрослым:
- Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
- Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
- Беседует: «Как мы бережем воду дома», « Как она попадает в кран».
- Знакомится с водой и ее свойствами.
Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно: Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.
Я провела с ребёнком наблюдение за краном, который неплотно закрыт и мы выяснили, что:
Время |
Количество воды |
360 капель = 35 мл |
|
Эксперимент «Отношение к воде»
Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц, вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.
СВОЙСТВА ВОДЫ
Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды: прозрачная, без запаха, бесцветная, растворительная, текучая.
Во время работы с проектом провели опыты и экспериментирование с водой . Создали картотеку с опытами. Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды, мы провели интервью среди родственников и соседей. Проанализировав, ответы родственников и соседей мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других людей к данной проблеме.
Вопросы: 1. Опасно ли загрязнение воды для человека? 2.Должен ли каждый человек беречь воду?
Ответы |
да |
Нет |
не знаю |
да |
нет |
не знаю |
Родственники |
||||||
Соседи |
Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство людей осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли.
Заключение.
Чтобы сократить потери воды, надо:
- не оставлять краны открытыми;
- следить за исправностью кранов;
- регулировать силу струи воды;
- мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
- выключать воду, пока чистим зубы;
- уменьшать напор, когда моем посуду;
- в унитазе снизить уровень заполнения;
- мыть посуду в чашке.
Подведение итогов. Правила бережного отношения к воде.
Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.
Приложение.
Первый опыт.
Цель: Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.
Почему надо беречь воду? Этот вопрос актуален для каждой страны.
Доклад на тему «Почему надо беречь воду» 3 класс
Вода. Казалось бы, такое простое слово, но такое важное. Возможно, мы никогда не задумывались об этом, и вода — один из важнейших ресурсов. Она — энергоноситель и транспортная система, но главное — это основа основ человеческой жизни. Ведь, как известно, человек на 70% состоит из жидкости.
Но, к сожалению, с каждым годом проблема питьевой воды растет. С интенсивным развитием технологий природные ресурсы все больше истощаются. Основными источниками загрязнения являются критическое состояние сточных сооружений, которые идут от промышленных предприятий. Тем самым они уничтожают поверхностные источники. А именно они попадают в человеческий организм через колодца и водопроводную воду. Токсичные вещества изменяют химический состав воды и опасны для жизни.
Так как же быть? Какие меры нужно принять во избежание опасности? Ответы на эти вопросы уже нашли. Тысячи экологов бьют тревогу. Они советуют начать с каждого дома. Например, заменить протекающие краны или использовать экономно стиральные машины. Выключать воду, когда чистите зубы, во время бритья. И хотя эти советы являются мелочными, но очень эффективными. Во-вторых, этим вопросом нужно заниматься на государственной и мировом уровнях. Хранить запасы пресной воды в водохранилищах, переделывать ее с соленой, обновить сточные системы и использовать капельный полив. Всюду, где мы используем воду мы должны быть осмотрительными и пытаться минимизировать ее потери. И только тогда результат не заставит себя ждать.
Вера Зубкова
Проект «Почему надо воду беречь»?
ВЕЛИЧКО Валерия Витальевна
Краснодарский край, Тбилисский район, станица Нововладимировская
МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» , подготовительная к школе группа
Познавательно – исследовательский проект
Тема : «Почему надо воду беречь » .
Воспитатель : Зубкова Вера Александровна, МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» .
«Аннотация»
Обостренное внимание к экологическим проблемам водных ресурсов, от решения которых зависит будущее каждого человека, стало причиной, побудившей формировать у дошкольников представление о значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости этого, не раскроем всей проблемы. Целью нашего проекта является воспитание бережного отношения к пресной воде. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство с физическими свойствами воды и как необходимо беречь воду и для чего . Проект позволяет расширить представления детей о воде, о ее ценности и пользе; ознакомить с процессом экономии воды; развивать умение наблюдать, сравнивать, подводить итоги.
Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей, и всех, кто заинтересован проблемой ознакомления детей дошкольного возраста со значением воды в жизни человека.
Введение
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь ! Мы решили узнать, как можно беречь воду , и научиться бережно её расходовать . Поэтому выбрали тему исследования : «Почему воду надо беречь » .
Цель работы : воспитание бережного отношения к пресной воде.
Задачи :
Узнать о запасах пресной воды.
Выяснить, где мы теряем воду .
Определить, как устранить потери воды.
Гипотеза : если каждый человек будет беречь воду , то мы будем меньше терять пресной воды.
Объект исследования : пресная вода.
Предмет исследования : способы сбережения пресной воды .
Приблизительная продолжительность проекта : краткосрочный – 2 недели.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта :
Технологии – оборудование :
1. Фотоаппарат; 2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер;
Другие : магнитофон для прослушивания музыки на природе; организация игр с ребёнком.
Ресурсы : Проведение экскурсии к реке, водоканалу.
Методы :
самостоятельное обдумывание,
чтение книг,
поиск информации в Интернете,
наблюдение,
эксперимент.
Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего . Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду , понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде . Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Почему надо беречь воду » . Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду » ? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь . Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд : полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.
Информация из Интернета.
97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.
2 % воды - это льды.
1 % воды – это пресная вода.
3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так : Запасы пресной воды на Земле (3 %) .
69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.
24-30 % - грунтовые воды.
0,5 % - атмосферная влага.
0,5 % - поверхностные воды.
Интересные факты о воде.
Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды;
Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту;
Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час;
Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки;
На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды;
При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды;
При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды;
Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды;
Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды;
Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.
ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА .
Подготовительный этап.
1. Подборка материала, пособий, экспериментов и опытов по теме.
2. Проведение беседы с ребёнком в отношении расходования воды : «Кому нужна вода» , «Зачем беречь воду » , «Значение воды в нашей жизни» .
3. Чтение ребёнку сказки о воде : Б. Заходер «Как люди обидели реку» .
4. Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя» . (Приложение № 1)
Исследовательский этап.
В течение проекта ребёнок вместе с взрослым :
Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
Беседует : «Как мы бережем воду дома » , «Как она попадает в кран» .
Знакомится с водой и ее свойствами.
Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу : те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям : одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи очистили воду , четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно : Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.
Было проведено наблюдение за краном, который был неплотно закрыт и выяснили, что за 1 минуту утекло - 6 капель воды; за 1 час - 35 мл воды; за 1 сутки – 840 мл; за 1 месяц – 25л 200мл воды.
Эксперимент «Отношение к воде»
Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц , вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду . И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её , но и экономим деньги. (Приложение 2)
Интервью «Свойства воды»
Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды : прозрачная, без запаха, бесцветная, растворительная, текучая.
Во время работы с проектом провели опыты и экспериментирование с водой. Создали картотеку с опытами. Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды , мы провели интервью среди родственников и соседей. Проанализировав, ответы родственников и соседей мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других людей к данной проблеме.
Вопросы : 1. Опасно ли загрязнение воды для человека? 2. Должен ли каждый человек беречь воду ?
Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство людей осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. (Приложение № 3)
Проведение опытов и экспериментов :
Первый опыт. (Приложение №4)
Цель
Второй опыт. (Приложение № 5)
Цель
Третий опыт. (Приложение № 6)
Цель
Четвёртый опыт. (Приложение № 7)
Цель
Пятый опыт. (Приложение № 8)
Цель
Шестой опыт. (Приложение № 9)
Цель воду ?
Седьмой опыт. (Приложение № 10)
Цель : Пар это тоже вода.
Восьмой опыт. (Приложение № 11)
Цель
Девятый опыт. (Приложение № 12)
Цель
Заключение.
В ходе реализации проекта мы (педагоги и родители) расширяли знания детей о воде, знакомили со свойствами воды, нацелили на рациональное использование воды, бережное отношение к ней .
Чтобы сократить потери воды, надо :
Не оставлять краны открытыми;
Следить за исправностью кранов;
Регулировать силу струи воды;
Мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
Выключать воду , пока чистим зубы;
Уменьшать напор, когда моем посуду;
В унитазе снизить уровень заполнения;
Мыть посуду в чашке.
Правила бережного отношения к воде .
Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду . Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь ! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек , не мыть в них машины.
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.
Список используемой литературы :
1. Жизнь вокруг нас / Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. – Ярославль : Академия развития, 2003.
2. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание / Алексеева Е. Н. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
3. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание / Бобылева Л. К. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
4. Добро пожаловать в экологию/ Воронкевич О. А. - С-Пб.: «Детство-пресс» , 2001.
5. Наш дом – природа. Волшебная вода / Н. А. Рыжова - М, 1997.
Приложение № 1
1. Сказка о воде «Как люди обидели реку» .
Б. Заходер
Рассказ «Как люди речку обидели»
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде : и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать : загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу , а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
2. Просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя» .
Приложение № 2
Эксперимент «Отношение к воде»
Приложение № 3
Интервью «Свойства воды»
Ответы да нет не знаю да нет не знаю
Родственники 5 0 2 7 0 0
Соседи 6 0 1 5 1 1
Приложение № 4
Первый опыт.
Цель : Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.
Вывод : Объём воды увеличивается.
Приложение № 5
Второй опыт.
Цель : Выяснить, может ли иголка или шашки удержаться на поверхности воды.
Вывод : Вода способна удержать иголку и шашки на поверхности.
Приложение № 6
Третий опыт.
Цель : Выяснить, сгорит ли свеча в воде до конца.
Вывод : Свеча сгорела до конца.
Приложение № 7
Четвёртый опыт.
Цель : Выяснить, как поведёт себя яйцо в пресной и солёной воде.
Вывод : В пресной воде яйцо тонет. В соленой воде – всплывает на поверхность. Если вливать по очереди пресную и солёную, яйцо плавает в толще воды.
Приложение № 8
Пятый опыт.
Цель : Можно ли склеить бумагу водой?
Вывод : Вода обладает склеивающим действием.
Берем два листа бумаги , двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду , пробуем сдвигать листы - не двигаются.
Приложение № 9
Шестой опыт.
Цель : Для чего человек использует воду ?
Вывод : Человек использует воду в разном направлении.
Приложение № 10
Седьмой опыт.
Цель : Пар это тоже вода.
Вывод : Вода испаряется.
Приложение № 11
Восьмой опыт.
Цель : В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.
Вывод : Сахар в воде растворился, и получилась сладкая вода. Вода – меняет цвет.
Приложение № 12
Девятый опыт.
Цель : Вода необходима для жизни и роста растений.
Вывод : выращенные цветы на участке, благодаря поливанию водой они
получили хорошее питание и выросли.