В мае 2014-го в последний раз взлетала ракета с космодрома «Морской старт». Но все может измениться: 17 апреля S7 Group закрыла сделку по покупке космодрома. Журнал РБК узнал, как авиаперевозчик надеется заработать на проекте
Фото: из архива пресс-службы компании С7 Космические транспортные системы
В калифорнийском порту Лонг-Бич к пирсу пришвартованы два гигантских корабля. Оба не покидали порт четыре года, но все это время десятки человек следили, чтобы не вышло из строя сложное оборудование, которым нашпигованы суда, и чтобы на кораблях сохранялись необходимые условия температуры и влажности. Все для того, чтобы в нужный момент корабли и ракетное оборудование на них были готовы выйти из режима консервации и отправиться в путешествие за 5 тыс. км к юго-западу — к экватору.
На бортах кораблей издалека видна надпись Sea Launch. Это имя проект получил в 1995 году, когда американская Boeing, российская Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия», украинские ракетостроители «Южмаш» и КБ «Южное» и норвежская судостроительная компания Kvaerner (сейчас она называется Aker Solutions) начали работу над одним из самых амбициозных проектов в истории космонавтики.
Проект должен был сделать максимально дешевыми полеты к далекой геостационарной орбите (ГСО). Эта орбита, расположенная на высоте почти 36 тыс. км, очень важна для телекоммуникационных компаний: на нее они «подвешивают» свои спутники. Все объекты на ГСО движутся с той же угловой скоростью, что и Земля вокруг своей оси. Оказавшись на орбите, спутник «закрепляется» над определенной точкой на поверхности планеты и движется синхронно с ней — антенны на Земле всегда будут направлены на него. Запускать спутники на геостационарную орбиту всегда было дорого: для сравнения, солнечно-синхронные орбиты находятся на высоте 600-800 км, а Международная космическая станция — 400 км. Экватор — самая подходящая точка для запусков, здесь можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли, которая добавляется к скорости самой ракеты, и расходовать для вывода меньший объем топлива: по разным оценкам, экономия может составлять до 20%.
Воплотить проект в жизнь было очень непросто. Прежде всего нужно было создать стартовый комплекс из двух кораблей — сборочно-командного судна Sea Launch Commander и пусковой платформы Odyssey. Платформа — это самоходный катамаран длиной более 130 м, шириной и высотой 60 м, переделанный из сгоревшей в 1998-м нефтедобывающей платформы. Перед стартом Odyssey набирает воду и погружается на 20 м ниже обычного положения, что делает его более устойчивым для запуска. Перед запуском команда Odyssey перебирается по временному мосту на Commander, который отходит на расстояние не менее 3-5 км. В самой платформе сделаны отверстия, отводящие бóльшую часть тепла и пламени в воду.
40% в Sea Launch Company получила Boeing Commercial Space Company, 25% — РКК «Энергия», Aker Solutions досталось 20%, «Южмашу» — 10%, КБ «Южное» — 5%. «Boeing с самой большой долей получил и довольно широкие полномочия по управлению проектом», — говорит Сергей Гугкаев, с 2012 года занимающий пост гендиректора швейцарской Sea Launch SA (последние семь лет она занимается маркетингом «Морского старта»). Американцы привлекали в проект кредиты и искали заказчиков.
Boeing проект был нужен, чтобы обеспечить запуск собственных аппаратов: у компании есть другая «дочка», выпускающая спутники для телекоммуникационных компаний. «У Boeing было много заказчиков, но не было ракеты, чтобы свои аппараты запускать», — говорит Гугкаев. Норвежская сторона отвечала за корабли, российская — за технологии, которыми они были оснащены, в том числе за создание стартового комплекса на пусковой платформе. Около 70-80% российских комплектующих, в том числе разгонный блок, двигатель и системы управления, получила ранее советская, а теперь украинская ракета «Зенит», под которую и создавался «Морской старт».
«Зенит» тогда был единственной роботизированной ракетой, подходящей для запуска с платформы «Морского старта»: после установки в вертикальное состояние она самостоятельно заправляется топливом и отбрасывает стыковочные крепления. Для «Морского старта» это было обязательным условием: на платформе не должно оставаться людей. В итоге для запуска «Зенита» достаточно команды из двух сотен человек, тогда как на Байконуре запуски «Союзов» обслуживают почти 1,5 тыс. специалистов.
«На мой взгляд, «Зенит» — гениальная ракета, но надо отличать гениальные ракеты от конкурентоспособных, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Андрей Ионин. — Бизнесу нужно, чтобы ракета зарабатывала прибыль, а для этого она не должна быть дорогой. Оборотная сторона гениальных решений — техническая сложность и дороговизна». Для каждого запуска с «Морского старта» нужно было собрать корпус ракеты на Украине, установить на нее российские комплектующие, по частям отправить в США, собрать и установить ракету на судно, отправить в плавание до экватора, осуществить запуск и вернуться обратно. Такой алгоритм усложняет и удорожает пуски.
«Морской старт» — последний проект эры романтического космоса, когда вывод ракет на орбиты пытались упростить, проектируя космические лифты, взрыволеты и воздушные старты. По факту все оказывается слишком сложно и терпит поражение перед простым удлинением ракет», — считает популяризатор космонавтики и сотрудник российской Dauria Aerospace Виталий Егоров, пристально следящий за судьбой плавучего космодрома.
На грани банкротства
В середине 1998 года пусковая платформа Odyssey из Европы через два океана приплыла в порт Лонг-Бич. А в марте 1999-го с нее стартовала первая ракета с макетом спутника DemoSat. В течение следующих десяти лет с «Морского старта» были запущены 30 ракет, из которых до орбиты не добрались две. Юбилей не отмечали: к 2009 году Sea Launch Company объявила о банкротстве.
Деньги на проект — по разным оценкам, от $2 млрд до $3,5 млрд — были привлечены в кредит под гарантию Boeing. Согласно заявлению о банкротстве долги Sea Launch — до $1 млрд. Одной из их причин стала сложность проекта: по первоначальному плану, за одну миссию на экватор команда «Морского старта» должна была запускать не одну, а три ракеты. «Технически это было возможно, но по факту эту технологию не отработали. Перегрузка ракеты со сборочно-командного судна на пусковую платформу в открытом океане сопровождалась такими рисками, что никто на это не решился», — рассказывает Гугкаев. В среднем за год удавалось запустить три-четыре ракеты.
В 2010-м РКК «Энергия» удалось договориться о реорганизации консорциума. «Это было контролируемое банкротство по 11-й главе закона о банкротстве США, по которому компания может вступить в стадию банкротства, рассчитаться с кредиторами, после чего судья дает возможность новому инвестору прийти и продолжить бизнес в компании», — объясняет Гугкаев. В результате реорганизации «дочка» российской корпорации компания Energia Overseas Ltd получила 95-процентную долю в компании, 3% отошло Boeing, 2%, — Aker. У «Энергии» также остались долги перед американским партнером: погасивший кредиты «Морского старта» Boeing через суд потребовала с РКК «Энергия» и украинских предприятий выплаты их части долга сообразно долям в старой компании. Завершилось разбирательство только в 2017 году: стороны подписали мировое соглашение, а Boeing в качестве компенсации долга получила бесплатные места для американских астронавтов на кораблях «Союз»: два места в 2017 и 2018 годах, еще три — в 2019-м. В итоге их у Boeing выкупило NASA за $373 млн.
По словам Гугкаева, решение о продаже космодрома было принято еще в 2014 году. Первый запуск после реорганизации прошел в 2011-м, в 2012 году было три успешных запуска, но в начале 2013-го случилась крупная неудача: ракета-носитель со спутником Intelsat страховой стоимостью $406 млн совершила аварийное выключение двигателей и упала в океан. «2013 год фактически подрубил нашу деятельность. За аварией последовало расследование, заморозившее работу проекта. Некоторые спутниковые операторы отказывались лететь с нами дальше», — рассказывает Гугкаев.
В 2014 году морской космодром был законсервирован сразу по нескольким причинам, продолжает он: «Первая — коммерческая. Как раз в это время на рынок активно выходит SpaceX, которая предложила цены на порядок ниже, чем были у нас, нашего конкурента «Протона» и французской ракеты «Ариан-5». Цена запуска спутника весом 5-6 т в среднем на рынке была от $85 млн до $110 млн. SpaceX предложила цену в $60-65 млн». Вторая причина — политическая, продолжает Гугкаев: «Проект — российско-украинско-американский, и мы, условно говоря, попали в этот треугольник событий, в котором очень сложно продолжать производственную цепочку и объяснять заказчикам возможность ее бесперебойного функционирования».
Boeing еще в 2006 году вместе с Lockheed Martin создала компанию United Launch Alliance, которая выводит со стартовых площадок американских ВВС спутники для Министерства обороны США и NASA, готовых платить за запуск до $250 млн. «Морской старт» им не был больше нужен», — объясняет Гугкаев. На первом этапе желающих купить космодром было множество, от частных компаний до правительств государств. «Морской старт» — это проект для тех, кто хотел бы получить космодром «под ключ», говорит Гугкаев. По его словам, проектом интересовались и американские инвесторы, и компания из Австралии, но выбор пал на российскую компанию. В 2016-м было объявлено, что владельцем «Морского старта» станет группа компаний S7. Сумма сделки составляет $160 млн, говорил совладелец S7 Group Владислав Филев, слова которого приводил ТАСС .
85 ракет
Выпускник Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, Владислав Филев восемь лет прослужил в ракетных войсках на спутниковой системе стратегической связи «Кристалл». Следующие 20 лет занимался бизнесом: ему и жене Наталье принадлежит группа компаний S7 Group, главный актив которой S7 Airlines. Филев не любит общаться с прессой: журналу РБК не удалось связаться с ним за время подготовки материала. Одно из немногих публичных выступлений, где он говорил о космическом приобретении, — декабрьская конференция «Космос как бизнес». Филев был сдержан и деловит, хотя заметно волновался.
«Я считаю, что деньги пахнут и не все равно, как ты их зарабатываешь. Поэтому хотелось бы делать то, что нравится, — объяснил он интерес к космическому бизнесу, перед тем как перейти к презентации. — А теперь я хотел бы посмотреть на космонавтику с точки зрения денег». После завершения презентации Филев поделился планами по развитию проекта: «Морскому старту» нужно $220 млн, он готов возобновить запуски с 2019 года, закупить 50 новых ракет и прибавить опцион еще на 35.
«Я предпочитаю, чтобы то, за что человек берется, всегда доводилось до конца. И чтобы человек зарабатывал с проектов не потому, что хочет получить денег, а потому, что ему это интересно», — подытожил Филев декабрьское выступление. Это не объясняет, почему прагматичный бизнесмен решил купить космодром, приносивший обладателям только убытки. «Почему Филев решился на покупку, для меня открытый вопрос. Но зная Владислава и Наталью, могу сказать: раз они за это взялись, точно попробуют сделать из этого бизнес», — говорит их давний знакомый.
«На мой взгляд, Филев — энтузиаст. Он хороший бизнесмен, но в этот проект вошел из любви скорее к космосу, чем к деньгам, — говорит Егоров. — Хорошо, если ему удастся выйти хотя бы в ноль, тогда его цель будет удовлетворена: быть космическим бизнесменом и хотя бы не терять на этом».
Доводы Филева узнать не удалось, но о планах команды «Морского старта» охотно говорит Сергей Сопов, гендиректор S7 Space («С7 Космические транспортные системы»). В последнее время он находится в США, занимаясь проектом, и на вопросы ответил по почте. «Покупка проекта «Морской старт» — уникальная возможность для развития бизнеса группы компаний S7, наш входной билет в космос», — написал Сопов.
С 2014 года проблемы, возникшие с ключевым элементом проекта — ракетой «Зенит», не только не были решены, но даже усугубились. Отношения между Россией и Украиной хуже некуда, завод «Южмаш», где собирались ракеты, переживает не лучшие времена. По словам представителей дирекции предприятия, которых цитировала «Газета.Ru», 80% выручки завода приносили проекты, связанные с «Зенитом». После прекращения сотрудничества с Россией многие сотрудники уволились.
Почти 70-80% комплектующих «Зенита» российского производства, — говорит сотрудник «Роскосмоса». — Теоретически восстановить ракету можно, и Филевы наверняка знали что делают, когда начинали. Но они находятся в сильной зависимости от скорости процессов у нас и на Украине». По его мнению, «Морской старт» может быть коммерчески успешным только при условии восстановления выпуска «Зенитов».
Проблемы у «Зенитов» не только в политической плоскости, считает Ионин: «Ракету производят на две страны, это само по себе дорого. Таможенные процедуры, перевозки — международная кооперация сама по себе несет удорожание с ее таможенными процедурами и длинными перевозками. А главное преимущество у пусков с«Морского старта» должно быть в низкой себестоимости».
Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем «Морскому старту» понадобится новая ракета и, скорее всего, это будет разрабатываемый РКК «Энергия» «Союз-5». «По сути, это модернизированный «Зенит», — объясняет Гугкаев. — Мы рассматривали также вариант использования в проекте «Ангары», но адаптация проекта под эту ракету-носитель оказалась крайне сложной».
На конференции «Космос как бизнес» Филев говорил о готовности заказать 50 ракет с опционом еще на 35. «Ничего себе — 85 ракет! Сейчас «Роскосмос» делает по 20-30 ракет в год, предложение S7 — это удвоение производства. Не вижу причин за такой заказ не побороться», — говорит Ионин. Но пока по характеристикам и цене выходит, что «Союз-5» это не та ракета, на которую рассчитывает S7, говорит Егоров из Dauria Aerospace: «У Маска, например, вторая ступень в сухой массе в два раза легче, чем у «Зенита». Если «Союз-5» будет такой же, он автоматически будет проигрывать».
В S7 все же надеются на «Союз-5». «Особенно если по экономическим показателям ракета будет превосходить или хотя бы соответствовать ракетам-носителям аналогичного класса западных конкурентов, — заявляет Сопов. — Вопрос цены пусковой услуги, себестоимости ракеты-носителя и техники, которую мы используем, для нас первичен. Если такое сотрудничество будет успешным, мы уверены, что займем часть рынка пусковых услуг и это позволит нам окупить вложения в проект и зарабатывать на нем».
Чтобы быть конкурентоспособным, запуск «Союза-5» должен стоить не дороже, чем у конкурентов. Сейчас, вероятно, это не получается: в марте Сергей Сопов заявлял, что «Союз-5» выходит слишком дорогим, к тому же пока не удовлетворяет компанию по характеристикам. «По сути, это потолстевшая и потяжелевшая ракета «Зенит». Зачем делать новый «Зенит», чтобы через 15 лет он устарел?» — цитировал его ТАСС . Начало летных испытаний «Союза-5» запланировано на 2024 год, до этого на «Морском старте», скорее всего, будут использоваться «Зениты»: пресс-служба «Южмаша» сообщала, что предприятие получило заказ на 12 новых ракет-носителей для S7 Space. Пока не ясно, когда и как эти ракеты получат российские комплектующие.
«Надеюсь, договориться удастся. На мой взгляд, государство должно поддерживать такие проекты, потому что для S7 запуски с «Морского старта» только первый этап развития их космического проекта. Но чтобы случился второй, нужно продержаться до появления новой ракеты», — рассуждает Ионин.
Космический грузчик
S7 Space уже выступила в качестве оператора космического полета: в декабре 2017 года с космодрома Байконур в космос отправилась та самая ракета «Зенит» — одна из двух остававшихся у «Роскосмоса» после прекращения их производства в 2014 году. Пуск прошел без происшествий, спутник достиг орбиты, но затем с ним пропала связь. В компании пуск считают успешным: причина поломки аппарата была не в ракете и не в предстартовой подготовке. Опыт — самое ценное, что приобрела команда S7 на этом запуске, считает Cопов, «а также подтверждение, что наша команда способна выполнять задачи любой сложности». Набираться опыта новому владельцу «Морского старта» действительно нужно: не вся команда старого Sea Launch продолжит работать в новом проекте, многие уволились после консервации космодрома. Сопов утверждает, что S7 удалось собрать команду из ключевых специалистов, уже работавших на «Морском старте», но компания набирает и молодежь.
Возобновление пусков с «Морского старта» только часть планов новой космической компании. S7 обозначила целую космическую программу. «Мы хотим построить орбитальный космодром, — заявил Сопов на форуме InSpace в марте 2018 года. — Когда эта идея появилась, мы на самом деле думали исключительно о себе: мы владеем транспортной космической системой, причем грузовой. Значит, нам нужно возить грузы. Задача достаточно прозаичная».
Идея не нова, говорит гендиректор S7 Space: «Это открытый космический форпост на околоземной орбите. Орбитальный космодром станет ключевым узлом транспортной космической системы». Чтобы зарабатывать, S7 нужно перевозить, это правило действует и на Земле, и в космосе, продолжил Сопов.
«Мы подошли к этапу, когда государства устремились в дальний космос: о лунных и марсианских программах говорят в США, в Китае, в Евросоюзе, в России. А это огромные государственные бюджеты, — говорит Ионин. — За государствами в дальний космос потянутся частники, а значит довольно скоро остро встанет вопрос космической транспортировки людей и грузов. Причем поток грузов будет на порядок больше, чем пилотируемых полетов. Ведь цель не посетить Луну или Марс, а освоить их. S7 — транспортная компания и хочет, чтобы этот транспортный поток был их. Они этот бизнес хорошо чувствуют».
Космонавтов нужно доставлять в космос быстро и безопасно, а с грузами приоритеты другие — как можно дешевле и в нужный срок, поэтому обеспечивать потоки будут две разные транспортные системы, считает Ионин. Для грузовой технологически могут быть использованы разные решения, например буксиры с ядерными установками, которые смогут доставлять грузы к Луне, говорит он: «Это будет гораздо дольше, чем на химических ракетах: полгода против двух дней. Зато на порядок дешевле». Технологии для создания таких буксиров у России есть, считает Ионин, — зачатки ядерных энергодвигательных установок у «Росатома».
Главное для такого проекта — наличие перевалочного пункта, хаба, куда будут доставляться грузы с Земли перед отправкой на Луну, это и есть орбитальный космодром. За его основу может быть взята станция МКС, которая после 2024 года может быть передана в концессию частным компаниям: речь об этом идет с начала 2017 года. И S7 готова заняться этим проектом: «Проект орбитального космодрома предполагается реализовать на базе российского сегмента Международной космической станции», — говорит Сопов.
«Роскосмос», похоже, заинтересовался. «Инициатива S7 по развитию частно-государственного партнерства в космосе соответствует видению «Роскосмоса» о перспективах исследования космического пространства в ближайшем будущем, — говорится в ответе госкорпорации, — «Роскосмос» рассмотрит предложения компании S7 по возможной совместной эксплуатации российского сегмента МКС, когда они поступят».
Все эти захватывающие и долгосрочные проекты вряд ли смогут быть реализованы S7, если Филеву и его компании за ближайшие годы не удастся вывести свой новый проект хотя бы на самоокупаемость. В компании в это верят. «Морской старт» прекратил работу из-за низкой интенсивности запусков. Но это, пожалуй, единственный в мире космический проект, не получивший ни цента финансирования от правительств США, России, Украины и Норвегии. И ни одного заказа на пусковые услуги», — объясняет Сопов.
«Морской старт» в отличие от всех остальных космодромов и пусковых операторов никогда не получал поддержки от какого-либо государства ни в прямой, ни в косвенной форме, подтверждает Гугкаев. «Тот же SpaceX получает субсидии от американского правительства и запускает государственные спутники по далеко не рыночным ценам, получает деньги на опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы, а когда они решили строить космодром в Техасе, штат обеспечил им налоговые каникулы», — продолжает он. «Морской старт» при этом в США не считался американской компанией и не мог претендовать на такое отношение, а российскому госзаказу мешало американское базирование.
Рынок космических запусков насчитывает в среднем 20-25 крупных спутников в год, подсчитывает Гугкаев. Чтобы работа «Морского старта» окупалась, в следующие 25 лет — в такой срок компания оценивает остаточный ресурс космодрома до основательной модернизации — ему нужно запускать три-четыре ракеты в год, утверждает Сопов.
Этот сценарий выглядит довольно реалистичным, если посмотреть на среднегодовое количество пусков до 2009 года. Главное, чтобы нашлась ракета.
Гендиректор компании «S7 космические транспортные системы» Сергей Сопов / Фото: Пресс-служба группы S7
Администрация президента США Дональда Трампа объявила о намерении приватизировать свою часть Международной космической станции: после 2024 года финансирование МКС по линии NASA планируется остановить и передать американский сегмент станции в частные руки. Идею коммерческого использования МКС рассматривают и в России. О планах создания орбитального космодрома и о желании взять российский сегмент МКС в концессию в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор компании «S7 космические транспортные системы» Сергей Сопов.
- Состоявшийся в конце декабря старт ракеты «Зенит» стал первым, где вы выступили как оператор. В чем заключалась работа специалистов S7?
Наше участие в проекте запуска космического аппарата Angosat-1 определялось необходимостью использования для этого носителя «Зенит». Такая же ракета используется на космодроме «Морской старт». В нашей команде работают специалисты по проведению стартов «Зенита», поэтому нам предложили взять на себя часть функций в этом проекте. За год мы получили опыт организации пусковых услуг, наработали деловые связи со всеми предприятиями, которые участвуют в кооперации по этим носителям.
- Известно, что сначала с ангольским спутником не удавалось установить связь, затем его не смогли удержать в нужной точке стояния. Вы принимаете участие в работах с Angosat, в комиссии по расследованию случившегося?
Мы не имеем отношения к аппарату. Мы лишь выполнили задачу по выведению спутника на целевую орбиту.
- Закрыта ли уже сделка по приобретению «Морского старта»?
- Мы получили принципиальное решение от регулирующих органов США на покупку имущественного комплекса проекта «Морской старт». В частности, получено разрешение от Госдепартамента США. Рассчитываем, что сделка будет закрыта в конце I - начале II квартала 2018 года.
- Сколько уже вложено в проект и какие инвестиции еще потребуются?
Общая сумма инвестиций в приобретение космодрома «Морской старт», включая вывод его из консервации, составляет около $150 млн. Вопрос о привлечении каких-либо дополнительных средств пока не обсуждается.
- Когда состоится первый старт «Зенита» по возобновленной программе «Морского старта»?
- На первый запуск с морской платформы мы намерены выйти в конце 2019 года. Полезная нагрузка еще не определена, ведутся переговоры с потенциальными заказчиками. Сама ракета находится в высокой степени заводской готовности. Работы были начаты еще в прежние годы. Кроме того, на «Южмаше» в производстве находится еще один носитель. Он также может быть собран в кратчайшие сроки. Всего же мы заказали у «Южмаша» производство 12 «Зенитов».
- В этих ракетах всегда имелось большое количество российских комплектующих. Отечественные предприятия продолжат их производить ?
Естественно. Без участия предприятий российской ракетно-космической отрасли изготовить «Зенит» невозможно. В состав данного носителя входят полностью изготавливаемый в России двигатель первой ступени РД-171, камера сгорания второй ступени, система управления и многие другие компоненты. Всего в кооперации задействовано около 150 отечественных предприятий. Их доля в стоимостном выражении от себестоимости ракеты составляет 80%. Выполнение контракта на 12 «Зенитов» принесет российским предприятиям полмиллиарда долларов.
Помимо того, учитывая высокую унификацию ракет «Зенит» и «Союз-5», участие отечественных предприятий в возобновлении проекта «Морской старт» обеспечит их стабильной загрузкой и позволит плавно выйти на производство новых ракет среднего класса.
С политической точки зрения «Морской старт» также важен как один из немногих уцелевших «мостиков» между Россией и США. И, что особенно ценно, что он сохранился в такой высокотехнологичной сфере, как ракетно-космическая техника и пусковые услуги.
Ракета-носитель «Союз-5» в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Плесецк / Фото: РИА Новости, Алексей Филиппов
- Собирать ракету будут в Америке?
Да, «Южмаш» поставляет в Соединенные Штаты первые две ступени «Зенита», там же произойдет окончательная сборка. Так предусмотрено межгосударственным соглашением США и России. И на это есть соответствующие лицензии от госорганов Соединенных Штатов.
- На сколько лет хватит заказанного количества ракет?
- Нами сформирована пусковая программа до 2023 года включительно. Для выхода проекта на самоокупаемость необходимо проводить по 3–4 старта в год. Заказанных «Зенитов» нам должно хватить до момента создания ракеты «Союз-5», то есть до конца 2022 года.
- Судя по показанной вами на конференции «Космос как бизнес» презентации, внешний вид ракеты, которую вы желаете получить, отличается от того, что разрабатывает РКК «Энергия». Вас действительно не устраивает «Союз-5»?
Перед тем как приобрести «Морской старт», мы тщательно проанализировали рынок пусковых услуг и перспективы его развития. Сформировано видение того, как должна выглядеть перспективная коммерчески успешная ракета среднего класса. Мы исходим из того, что уже представлено и может появиться на рынке пусковых услуг в ближайшие годы. Все видят успехи компании SpaceX с ее Falcon 9. Blue Origin также экспериментирует с возвращаемой ступенью. Конкурентоспособная ракета должна быть двухступенчатой, дешевой в производстве и обслуживании, с многоразовой первой ступенью. Если многоразовость не обеспечивается, ракета должна быть еще дешевле, чтобы конкурировать по цене с таким носителем. В теории известно, что эффективность многоразовой системы начинается с шести стартов в год. Если запусков меньше, то целесообразнее использовать дешевую одноразовую ракету.
В идеале необходимо семейство унифицированных ракет с разными первыми ступенями. Для пилотируемых проектов - одноразовый носитель с надежными двигателями. Для запуска космических аппаратов - вариант с многоразовой ступенью подешевле и одноразовый - дороже, но с большей грузоподъемностью.
Пока же нам предлагают трехступенчатый и дорогой носитель. «Союз-5» - это, по сути, подросшая и потолстевшая ракета «Зенит». Это замечательный носитель с прекрасными техническими характеристиками, но повторять его на новом техническом уровне, к тому же к 2022 году, когда наши конкуренты уйдут еще дальше, выглядит не самым оптимальным решением. Совместно с РКК «Энергия» и другими предприятиями отрасли мы рассматриваем различные варианты снижения стоимости и повышения конкурентоспособности новой ракеты.
- То есть когда владелец группы компаний S7 Владислав Филев объявил о планах закупки 50 носителей и опционе еще на 35, он имел в виду не «Союз-5», а ваш вариант ракеты?
Технические возможности «Морского старта» позволяют эксплуатировать его до 2045–2050 года. Мы готовы сразу сделать крупный заказ, но должны быть уверены, что это будет та ракета, которая способна приносить прибыль, а не убытки.
Установка ракеты-носителя «Зенит-2SБ» на стартовом комплексе космодрома «Байконур» / Фото: РИА Новости, Олег Урусов
- Расскажите об «орбитальном космодроме», который вы предлагаете построить «Роскосмосу». Что это?
- «Роскосмос», NASA и другие космические агентства планируют создать на окололунной орбите посещаемую станцию. Соответственно средств на эксплуатацию сразу двух станций - МКС и у Луны - не хватит ни у России, ни у США. В этой связи все государства - участники проекта МКС заинтересованы в привлечении частных компаний к работе на низкой околоземной орбите. Мы готовы сотрудничать с «Роскосмосом» в этом вопросе. Для нас российский сегмент МКС представляет интерес как научная и промышленная площадка, где можно наладить уникальные производства, сборку космических аппаратов, организовать «хаб» для дальнейшей экспансии - освоения Луны и Марса.
При наличии на околоземной орбите космической инфраструктуры нет необходимости создавать сверхдорогие сверхтяжелые ракеты, чтобы запускать межпланетные корабли и зонды. Их сборку из более мелких модулей можно проводить прямо на МКС или рядом с ней. А экипажи сначала доставлять на станцию и оттуда перевозить на корабль, который летит, допустим, к Луне. Во-первых, это окажется экономичнее. Можно использовать имеющуюся ракетно-космическую технику. Во-вторых, безопаснее. Шанс потерять всё из-за аварии меньше при запуске элементов конструкции по частям.
- Получается, что вы хотите стать оператором российского сегмента МКС?
- Да, мы намерены выйти к «Роскосмосу» с предложением сдать российскую часть станции нам в концессию.
- Когда это может произойти?
- После восстановления пусковой деятельности проекта «Морской старт», то есть в 2022–2024 годах. Сейчас речь идет о возможном сворачивании работы МКС в 2024 году, и мы предлагаем один из возможных путей дальнейшего использования станции - как альтернативу затоплению.
- При этом МКС вы предлагаете использовать как перевалочную базу перед полетом в дальний космос?
Да, именно это и закладывается в понятие «орбитальный космодром». Он должен стать стартовой площадкой для полетов в дальний космос. Расположение МКС на низкой околоземной орбите делает ее уникальной для этих целей. Здесь можно проводить сборку, заправку, техобслуживание космических аппаратов и кораблей. Доставку грузов к Луне и Марсу также проще осуществлять отсюда - с помощью буксира с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭРДУ) мегаваттного класса. Опыт создания подобных систем есть только у нашей страны. Транспортный модуль сможет медленно, но без серьезных затрат топлива и в нужный срок доставить груз к Луне и Марсу. Если для пилотируемых кораблей главное - надежность, комфорт и скорость полета, то грузы нужно доставлять просто вовремя, тогда, когда они необходимы. Но для обслуживания буксиров необходима пилотируемая орбитальная база. Орбитальный космодром и буксир не имеют смысла друг без друга. В этом и заключается наше представление о своем бизнесе как о первой космической транспортной компании мира: наличие дешевого и надежного носителя с запусками с экватора по программе «Морской старт», а также с Байконура по программе «Наземный старт», наличие инфраструктуры на низкой околоземной орбите в виде МКС плюс транспортные средства для межорбитальных и межпланетных перевозок с ЯЭРДУ.
- Современное международное право запрещает использование ядерных систем на низкой околоземной орбите.
Да, именно поэтому мы предлагаем в перспективе увеличить высоту полета МКС до 600 км. Это минимальная высота использования ЯЭРДУ, но при этом сама станция остается еще внутри магнитосферы Земли, защищающей экипаж от радиации.
- Соответственно вам понадобятся свои пилоты и инженеры?
Да, это следующий шаг. Мы думали об этом. Сегодня подготовка космонавтов - прерогатива государства. На наш взгляд, это уже не соответствует требованиям времени. Должен быть свой отряд космонавтов-испытателей у РКК «Энергия», как это было при Сергее Королеве. Собственные отряды должны быть у других операторов космической техники. Центр подготовки космонавтов должен иметь функции их обучения и сертификации. Пока, правда, этот вопрос не является критическим для нас. В первую очередь мы должны возобновить пуски по программе «Морской старт».
Беседовал Д
митрий Струговец
МОСКВА, газета "Известия"
12
ООО «С7 Космические Транспортные Системы » (S7 Space ) — российская компания, управляющая проектом «Морской старт» (Sea Launch) в интересах его владельца, бизнесмена . Входит в крупнейший частный авиационный и космический холдинг России S7 Group, который объединяет компании, осуществляющие деятельность в сфере авиаперевозок, технического обслуживания, а также в области использования космического пространства.
S7 Sea Launch Limited — международная компания, выступающая заказчиком для проекта «Морской старт» (Sea Launch). Проект был создан в 1995 году, а его учредителями выступили американская корпорация , российская , норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и . Проект представлял собой плавучий космодром для запуска ракет модификации «Зенит-3SL» семейства «Зенит» международным консорциумом по эксплуатации космодрома «Морской старт». Место старта располагается в акватории Тихого океана в точке с координатами 0°00′ с. ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. В 2009 году компания-оператор Sea Launch Company (SLC) была признана банкротом. В 2017 году проект был выкуплен структурой владельца « ».
Связанные статьи
Супруги Филевы вложат 300 миллионов долларов в покупку советских ракетных двигателей
Входящая в S7 Group супругов Наталии и Владислава Филевых компания S7 Space хочет купить у государства 36 построенных еще при СССР ракетных двигателей НК-33 и НК-43. Откуда бизнесмены, владеющие обанкротившимся проектом "Морской старт", возьмут такие деньги, не совсем понятно.
Российский конкурент Илона Маска - о многоразовых ракетах и аренде МКС
Гендиректор первой в России частной космической компании S7 Space Сергей Сопов рассказывает, зачем им свой завод ракетных двигателей и для чего они хотят арендовать МКС.
S7 Space попала впросак с ракетами для "Морского старта"
РКК "Энергия" не может обеспечить компанию Владислава Филева дешевыми и надежными ракетами "Союз-5". Поэтому запускать придется украинские ракеты "Зенит", которые будут закуплены у украинского "Южмаша". Проблема лишь в том, что и этих ракет еще нет.
Гендиректор первой в России частной космической компании S7 Space Сергей Сопов рассказывает, зачем им свой завод ракетных двигателей и для чего они хотят арендовать МКС
Сергей Сопов, гендиректор S7 Space /Максим Стулов / Ведомости
Гендиректор S7 Space рассказывает, как создавалась первая в России частная космическая компания, зачем ей свой завод ракетных двигателей и почему S7 Space хочет арендовать МКС
В марте холдинг S7 Group закрыл сделку по покупке плавучего космодрома «Морской старт» в Калифорнии. О планах компания сообщила на полтора года раньше. На прошедшей тогда пресс-конференции журналисты настойчиво допытывались у совладельца холдинга Владислава Филева, нет ли у проекта рисков, что Украина откажется поставлять даже частной российской компании ракеты «Зенит ». Оказалось, риски были с другой стороны: разрешения от США и Украины S7 Space уже получила, а распоряжение российского правительства о поставке отечественных комплектующих ждет уже много месяцев.
Вопрос подвис из-за смены правительства и будет все же решен, надеется гендиректор S7 Space Сергей Сопов. Компания уже заказала 12 ракет «Зенит» и готова в любой момент начать расконсервацию «Морского старта». Это будет только первый этап далеко идущих планов по космическому бизнесу. S7 Space собирается также проводить наземные пуски, хочет построить собственный завод ракетных двигателей, чтобы создать многоразовую модификацию перспективной российской ракеты «Союз-5», и предлагает правительству после 2024 г. не затапливать российский сегмент МКС, арендовать его и создать там орбитальный космодром.
Последний барьер
– Сделка закрыта, теперь ваша компания вступает в новый этап – подготовку к первому морскому пуску?
– Практически так. Если не считать одной важной проблемы, а именно – отсутствия ракеты-носителя, необходимой для возобновления коммерческих пусков. Когда мы принимали решение о покупке активов проекта «Морской старт», продавцы в лице госкорпорации «Роскосмос» и ракетно-космической корпорации «Энергия» (входит в «Роскосмос», владеет швейцарской компанией Sea Launch, которой принадлежал «Морской старт». – «Ведомости») заверили нас, что до создания российского носителя среднего класса «Союз-5» мы сможем использовать для пусков ракету «Зенит-3SL», которая создается в кооперации с украинскими предприятиями. Сейчас комплекс может использовать только «Зенит», а значит, это вопрос политизированный.
Первый пуск
В декабре 2017 года S7 Space в кооперации с РКК «Энергия» и ЦЭНКИ осуществила свой первый пуск: с космодрома Байконур РН «Зенит» вывела на орбиту спутник связи Angosat. Контракт с правительством Анголы на производство и вывод спутника заключала РКК «Энергия» в начале 2010-х, после 2014 г. из-за разрыва российско-украинских отношений запустить спутник самостоятельно «Энергия» не могла, так как Украина не сотрудничает с российскими госкомпаниями. Запуск был успешен, но спутник из-за производственных дефектов так и не вышел на связь. Россия изготовит и запустит для Анголы другой.
Гарантии «Роскосмоса» были нашим ключевым условием вхождения в проект. Мы подписали с госкорпорацией соглашение о сотрудничестве по возобновлению пусковой деятельности проекта «Морской старт». Свои разрешения российской компании владеть и управлять пусковым комплексом давали госдепартамент и пять различных министерств США. Пришлось переоформить, а по некоторым направлениям этот процесс продолжается, в общей сложности 40 лицензий. При этом мы дали гарантии американскому правительству, что проект будет возрожден в той конфигурации, в какой он зафиксирован межправительственным соглашением США и России. Также мы убедили украинское правительство продать нашей американской «дочке» S7 Sea Launch ракеты «Зенит». Но все остановилось, когда нам понадобилось ранее гарантированное разрешение российского правительства на поставку комплектующих (их производят предприятия «Роскосмоса». – «Ведомости»), необходимых для изготовления «Зенитов».
– Это нежелание выполнять договоренности или бюрократия?
– Проект соответствующего распоряжения правительства был подготовлен «Роскосмосом» и согласован в 20-х числах апреля. Оставалось его подписать. Но кабинет министров ушел в отставку после президентских выборов, и на сегодняшний момент утверждение документов подвисло. Сформировано новое правительство, ему необходимо войти в курс дела; соответственно, подвижек пока никаких.
– То есть обычная российская бюрократия. Но раз проект поддерживали и «Роскосмос», и правительство, вопрос должен со временем решиться.
– Очень на это надеюсь. В конце концов, мы свою часть пути, затратив значительные средства, прошли, теперь дело за правительством и «Роскосмосом». Другой важный момент: как это распоряжение в итоге будет сформулировано. Подготовленный ранее проект распоряжения нас устраивал: он предусматривал экспорт американской S7 Sea Launch российских двигателей, камер сгорания, систем управления и других комплектующих с возможностью реэкспорта на Украину для сборки ступеней ракет-носителей «Зенит». Но в ходе обсуждения мы слышали и такое мнение: давайте Украина просто баки будет в США поставлять, а вы там сами в Калифорнии собирайте ракету из российских и украинских комплектующих.
– Что значит «собирайте в Калифорнии»? Где собирать?
– Об этом и речь. Постройте завод и собирайте! Хорошо, давайте представим, что мы преодолели все трудности и построили производство в США. Это, как минимум, потребует подписать новое межправительственное соглашение между Россией и США, потребует нового распределения обязанностей сторон, я уж не говорю об учете мнения Украины. Очевидно, что процесс затянулся бы на долгие годы, что грозило бы нам многомиллионными убытками. Да и сам пусковой комплекс «Морского старта» не вечен.
ЗАО «Группа компаний С7»
Авиационно-космический холдинг
Владельцы (данные компании): Наталия и Владислав Филевы.
Финансовые показатели (суммарные по РСБУ авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус» и головной компании холдинга, 2016 г.):
выручка – 138 млрд руб.,
чистая прибыль – 6,5 млрд руб.
Консолидированные показатели не раскрываются (показатели за 2017 г. раскрыла только «Сибирь»: выручка – 117,7 млрд руб. (+9%), чистая прибыль – 4,3 млрд руб. (+53%).
В 2017 г. авиакомпании группы перевезли 14,3 млн человек (второй показатель в России). В 2016 г. входящее в холдинг ООО «С7 космические транспортные системы» получило лицензию «Роскосмоса» на космическую деятельность.
Мы сейчас пытаемся восстановить проект в той конфигурации, которая установлена межправительственным соглашением России и США от 1996 г. Оно действует, собранные ракетные ступени (первая и вторая) поставляются с Украины, разгонный блок – из России. Мы в рамках проекта не имеем допуска к американским технологиям, они – к нашим. Это все работало в таком виде почти два десятилетия, и любое изменение противоречит межправительственному соглашению.
– Космос в предыдущем правительстве курировал Дмитрий Рогозин. Теперь он назначен гендиректором «Роскосмоса», тема ему станет ближе. Он сможет ускорить процесс?
– Действительно, наши интересы в правительстве представляет «Роскосмос». Мы же частная компания и не имеем права вносить проекты распоряжений правительства. Остается только продолжать надеяться, что наши партнеры в «Роскосмосе «выполнят свои обязательства, данные перед продажей комплекса.
– Чтобы осуществить первый пуск с «Морского старта», как планируется – в декабре 2019 г., когда вам нужно получить первый «Зенит»?
– До конца этого года. В отведенные сроки мы пока укладываемся. Когда мы еще весной прошлого года получили добро от Украины, сразу же заключили контракт с украинским «Южмашем» на 12 комплектов ступеней ракеты-носителя «Зенит». Профинансировали их производство уже на $24 млн. На заводе находятся три практически готовых комплекта «Зенита», они лежат без российских двигателей и систем управления.
Конкурировать с Илоном Маском
– Во сколько обойдется подготовка комплекса к пускам?
– Восстановление комплекса и вывод его из консервации – это примерно $30 млн. Но мы ждем, когда решится вопрос с ракетой-носителем. Какой смысл еще тратить деньги? На сегодняшний день мы уже инвестировали порядка $160 млн в покупку «Морского старта» и производство ракет.
– Какие работы необходимо провести для восстановления комплекса?
– Командное судно и платформа находятся в частичной консервации с 2014 г., частично обесточены. Судну необходим капитальный ремонт в сухом доке. Надо произвести годовое техническое обслуживание по технологическому оборудованию, выявить замечания, устранить их. На это требуется как раз полтора года.
– Сколько в S7 Space сейчас сотрудников?
– Как вырастет штат, когда будет готовиться пуск?
Сергей Сопов
гендиректор S7 Space
Родился в 1957 г. Окончил Пермское высшее командное инженерное училище по специальности «автоматизированные системы управления и контроля». Служил на космодроме Байконур, участвовал в наземных испытаниях ракетно-космического комплекса «Алмаз» и советского многоразового космического корабля «Буран»
Руководил первым запуском многоразовой космической системы «Энергия – Буран»
По приглашению президента Казахстана создавал Агентство космических исследований Республики Казахстан, руководил проектами утилизации и конверсии ракет СС18, расположенных на территории Казахстана
Указом президента Казахстана назначен гендиректором государственной аэрокосмической акционерной компании «Коском», организовывал передачу космодрома Байконур в аренду России. Должность занимал до 1995 г.
Гендиректор, затем председатель совета директоров Пермского моторного завода (сейчас «ОДК – Пермские моторы»)
Президент, затем гендиректор компании «Авиализинг»
Назначен гендиректором ООО «С7 космические транспортные системы» (S7 Space)
– На морском комплексе может одновременно трудиться до 270 человек. Это определяется технологией и количеством кают на двух судах. Во время пусковой кампании люди там живут неделями. С точки зрения персонала, командное судно – это обычный теплоход, но в то же время это и монтажно-испытательный корпус. Внутри его происходит окончательная досборка и проверки ракеты: стыковка ступеней, пристыковка разгонного блока, обтекателя и самой полезной нагрузки, необходимые испытания. Кроме этого с командного судна осуществляется управление предстартовой подготовкой и пуском. Работы проводит международная команда: привлекаться будут специалисты российских РКК «Энергия» и ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, управляет космодромами Байконур и Восточный, входит в «Роскосмос». – «Ведомости»), украинских «Южмаша» и КБ «Южное», американской корпорации Boeing.
– Во сколько обойдется заказчику выведение его космического аппарата с «Морского старта»?
– От $62 млн до $72 млн.
– А сколько стоят услуги SpaceX Илона Маска?
– Для коммерческих заказчиков столько же. Государственным американским заказчикам пуски SpaceX обходятся дороже – более $90 млн.
– Чтобы отбивать клиентов у такой успешной и глобально распиаренной компании разве не надо предлагать цену ниже?
– Это вопрос конъюнктуры цен на рынке и, что важнее, возможности обеспечить пуск в приемлемые сроки, а не ждать запуска годами, как у Маска (из-за длинной очереди клиентов. – «Ведомости»). Технические возможности «Морского старта» ограничены проведением шести пусков в год. Мы планируем проводить по четыре. По нашим расчетам, этого достаточно, чтобы вывести комплекс на самоокупаемость. Но пока мы не можем всерьез вести переговоры с потенциальными заказчиками. Кто к тебе пойдет, если у тебя ракет нет? И это главная проблема проекта «Морской старт». Рынок очень узкий: все друг друга знают; знают, как у кого дела. Сам «Морской старт», его технические характеристики и энергетические возможности потенциальным заказчикам известны.
– То есть вы все-таки будете конкурировать со SpaceX. Не зря же Филева называют «русским Маском».
– У SpaceX в манифесте 60 пусков. У нас пока ни одного и все еще нет ракет. Как мы можем конкурировать?
– Но в перспективе.
– Еще раз отмечу, что у «Морского старта» ограничение технических возможностей – шесть пусков в год. Сложная логистика: от базового порта до точки пуска на экваторе в районе острова Рождества – 5200 миль, как от Москвы до Владивостока. Наше судно идет туда из Лос-Анджелеса 11 суток, пусковая платформа – 15. Хотя можно напрячься и сделать семь пусков в год.
Но решение по увеличению количества запусков есть. Для этого у нас должен появиться «Наземный старт» (проект по проведению пусков «Зенита» с космодрома Байконур. – «Ведомости»), тогда ситуация поменяется кардинально. Получится, что ракета одна, а рыночные сегменты у нее разные. Например, «Зенит» с Байконура может вывести на основную коммерческую – геопереходную – орбиту 3,8 т, а с «Морского старта» за счет оптимального положения точки старта на экваторе – до 6,2 т. Плюс возможности выводить на низкие (до 16 т) и средние орбиты с широким набором наклонений орбит. Какой выбор для заказчика! В этом случае уже можно будет говорить о какой-то конкуренции с ведущими участниками рынка пусковых услуг.
Первый частник в космосе
– «С7 космические транспортные системы» (S7 Space) в 2016 г. получила лицензию «Роскосмоса» на космическую деятельность, а в декабре 2017 г. вы успешно вывели с Байконура на орбиту ангольский спутник Аngosat. Как создавалась первая в России частная космическая компания? Вы как гендиректор были ее первым сотрудником, как и откуда набирали команду?
– Лично я нанял своих непосредственных подчиненных, заместителей и начальника космодрома – всего меньше 10 человек. Людей, которых я лично знаю и в чьих профессиональных качествах уверен. Это известные в отрасли специалисты. Кто-то раньше работал на Байконуре, кто-то занимался комплексом «Морской старт». А уже нанятые мной люди формировали свои подразделения.
Сергея Соловьева, моего первого заместителя, я знаю с 1984 г., когда мы с ним жили в одном подъезде на Байконуре. Я же сам из космической отрасли, принимал непосредственное участие в пуске ракеты «Энергия» с кораблем «Буран». Соловьев, например, набирал людей c предприятий «Роскосмоса», на которых раньше работал. На верхний уровень мы берем людей с опытом, им 60–65 лет, а на начальный – молодых, выпускников. И эта молодежь через 3–5 лет будет выходить в руководители, по мере того как наше поколение будет уходить на пенсию, на более спокойную работу.
– Люди охотно идут в S7 Space? Для России это все-таки экзотический проект.
– У нас большой конкурс, очень много желающих к нам попасть. Ведь это возможность поучаствовать в таком уникальном проекте, работать в США и по всему миру. Для сравнения возьмем Байконур. Вы были на Байконуре? Надо побывать раз, чтобы все вопросы отпали. Я там прожил 15 лет – степь, зимой холод, летом невыносимая жара, нет никакой зелени. Молодежь вы туда не заманите. Это две большие разницы – работать на Байконуре или на «Морском старте» в Лос-Анджелесе. И конечно, мы более гибкие в вопросах зарплат. Мы частная компания и понимаем, что нам нужны лучшие специалисты, которым надо платить соответственно.
– Вы известный в космической отрасли человек. Можете рассказать, как познакомились с Филевым, не на секретной ракетной базе?
– Мы знакомы лет 25, моя лизинговая компания поставляла самолеты его авиакомпании «Сибирь». Приняв решение по проекту «Морской старт», Владислав Феликсович предложил мне его возглавить.
– Кто был инициатором продажи «Морского старта» группе S7?
– РКК «Энергия» долго искала инвестора, для них проект был убыточным. И как госпредприятие, «Энергия» была не в состоянии его реанимировать: после 2014 г. она практически не могла напрямую взаимодействовать с Украиной. Оставалось одно – продавать. Они искали покупателей, рассматривали разные варианты, в том числе и с российским инвестором. Было сделано предложение Филеву. Он решил, что ему это интересно.
– Вы планируете дальнейшие наземные пуски с Байконура?
– Да, мы предложили Казахстану провести 2–4 пуска с 45-й площадки на Байконуре, с которой в декабре 2017 г. выводили Angosat. Это зенитовский комплекс, построенный в 1980-х. Сегодня он возвращается Казахстану из-под российской аренды. Если мы до конца лета решим вопрос с российскими комплектующими, то две ракеты «Зенит» у нас будут готовы в январе 2019 г. Наземные пуски позволили бы нашей компании осуществлять коммерческую деятельность параллельно с восстановлением работоспособности «Морского старта».
– Казахстан согласился?
– Сейчас идут консультации. У Казахстана проблемы с формированием собственных пусковых расчетов – команд специалистов, участвующих в подготовке и проведении пусков. Мы предлагаем им создавать совместные расчеты, тогда их сотрудники могли бы работать и на «Морском старте».
– Вы несколько лет руководили космической отраслью Казахстана. Тот опыт применим сейчас?
– Ну, это громко сказано. Скажем так, в 1990-х я активно участвовал в создании «Казахстанского космоса». Любой опыт применим, ничего бесследно не исчезает. Но это другое время, возраст, совсем другие задачи.
Многоразовая ракета
– Ваша недавняя критика разрабатываемой «Энергией» ракеты среднего класса «Союз-5» – что это просто «потолстевший и потяжелевший «Зенит» – вызвала большой шум. «Союз-5» должен в будущем заменить «Зениты» на «Морском старте». Если в итоге этот носитель вас не устроит?
– Нам не нужно повторение «Зенита», который был создан 40 лет назад. Неважно, плохой он или хороший. Просто повторение пройденного – это дорога в обратную сторону, даже не топтание на месте. Мы хотели бы иметь перспективное современное средство выведения, которое базируется на понятных бизнесу принципах. А они выглядят следующим образом: полностью многоразовая транспортная космическая система (на первом этапе – частично многоразовая). Некоторые считают, что дешевая ракета будет эффективной и в одноразовом варианте – ничего подобного. Одноразовый носитель – как одноразовый самолет. Маск продемонстрировал всем новый подход к ракетостроению: многоразовость. Эффективная ракета будущего должна быть обслуживаемая, иметь ресурс элементов на 50–100 пусков.
– Ничего себе! Разве проект «Союза-5» еще можно сделать многоразовым?
– Для обсуждения такой возможности мы с РКК «Энергия» создали рабочую группу, на заседаниях которой сейчас определяем возможный облик ракеты нового поколения, которую мы будем использовать вместо «Зенита» через 5–6 лет. Нам нужен современный носитель, мы не можем себе позволить инвестировать средства в проект вчерашнего дня. Он также должен быть привлекательным в экономическом плане!
РКК «Энергия» выполняет сформулированный государством заказ: ее «Союз-5» должен выводить на орбиту перспективный космический корабль «Федерация», а блок первой ступени – стать стартовым ускорителем перспективной сверхтяжелой ракеты. Поэтому вопросы ценовой эффективности РКК «Энергия» при проектировании «Союза-5» просто не волновали. А нас волнуют. Очень.
На сегодняшний день с учетом нашей позиции требования уточнены. Мы долго обсуждали их с гендиректором РКК «Энергия» Владимиром Солнцевым и решили, что в рамках проекта «Союз-5» определяются два направления, которые совмещают оба подхода – государственный и коммерческий. Первое направление – это ракета-носитель для государственных интересов. Второе мы условно назвали «Союз-5SL» (Sea Launch): оно предполагает, в первую очередь, создание многоразовой первой ступени, уменьшение массы, использование других двигателей. Все изменения направлены на снижение себестоимости и увеличение конкурентных преимуществ.
У Маска 30-тонная первая ступень Falcon 9 возвращается за счет многократного (до пяти раз) включения двигателей и садится на реактивной струе центрального двигателя из девяти имеющихся. У «Союза-5» на первой ступени предполагается использование четырехкамерного двигателя РД-171 общей тягой (у земли) более 740 т – посадить на нем ступень масковским способом невозможно никак! Двигатель должен быть другой: «простой» – не энергонапряженный и потому относительно дешевый и позволяющий многократный запуск. Получается, что для этого у S7 Space должен быть свой двигатель.
– Откуда вы возьмете свой двигатель?
– Мы хотели бы купить у государства известные во всем мире двигатели НК-33 и НК-43, произведенные ранее самарским заводом «Кузнецов», а также документацию, оснастку, технический задел. Вообще все, что сохранилось по этой теме от советской программы. Мы намерены восстановить производство, построить свой завод ракетных двигателей в Самаре. Сейчас НК-33 используются на ракете «Союз-2.1в». Естественно, двигатели подвергнутся модернизации, ведь они созданы лет 40–50 назад. Плюс нам нужна многоразовость двигателя, в том числе, возможно, и многократное его включение в одном полете.
– Во сколько обойдется завод ракетных двигателей?
– Мы оцениваем проект приблизительно в $300 млн. Сюда входит производство не только НК-33 и НК-43, но также системы управления, которую мы тоже хотели бы делать самостоятельно.
– Сколько времени надо на создание такого предприятия?
– 5–6 лет.
– То есть к моменту появления «Союза-5» своего двигателя у вас еще не будет (первый тестовый запуск запланирован на 2022 г.)?
– Сейчас имеется примерно 36 готовых двигателей НК-33 и НК-43. Это позволяет нам начинать программу летных испытаний новой ракеты «Союз-5SL», не дожидаясь запуска серийного производства модернизированных НК-33 и НК-43. Мы гибче и быстрее принимаем решения. И нам все обойдется в разы дешевле, чем если бы проектом занималась государственная компания.
– Эти инвестиции надо будет сделать еще до получения выручки «Морским стартом». Каков источник средств?
– Источник финансирования мы не разглашаем. У нас есть бюджет этого проекта, который нас вполне удовлетворяет. Но, конечно же, прежде чем разворачивать всю эту программу, нам надо в первую очередь восстановить запуски с «Морского старта».
– Как правительство смотрит на проект вашего завода?
– Наше предложение обсуждается в правительстве. Также ведем переговоры с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК, входит в «Ростех», владеет заводом «Кузнецов». – «Ведомости»).
– Вы говорили, что себестоимость ракеты-носителя по важности точно такая же характеристика, как энергетические возможности. И что «Союз-5» выходит слишком дорогим. Получится у РКК «Энергия» снизить цену?
– «Роскосмос» ранее официально заявил, что стоимость «Союза-5» снижена с $55 млн до $35 млн. Они пошли нам навстречу, предложили изложить наши требования, как я говорил, мы создали совместную рабочую группу с РКК «Энергия».
– Можно так просто почти вдвое снизить цену ракеты? Не значит ли это, что первая цена была грабительски завышена?
– Это пока декларации, конечно. Мне сложно сказать, на чем основаны эти расчеты, но положительно и важно уже только то, что «Роскосмос» пошел нам навстречу и объявил о снижении цены.
– В 2017 г. Филев на конференции «Роскосмоса» говорил о готовности заказать 50 ракет с опционом еще на 35. Это уже речь о «Союзах-5»?
– Речь тогда шла о носителе, который нас бы устраивал. Тогда с нами еще никто и не обсуждал, что нам надо.
В авиации для производства нового самолета нужен стартовый заказчик, он заключает твердый контракт, оплачивает 10% стоимости, а производитель начинает серийное производство. Мы хотели пойти таким же путем – заказать партию российских ракет, т. е. де-факто стать заказчиком для «Роскосмоса». Но пока не можем договориться.
– У меня нет проектных документов, но планируется, что с Байконура на низкую орбиту «Союз-5» сможет выводить 17 т полезной нагрузки против 15 т у «Зенита». Эти энергетические возможности нужны, чтобы вывести на околоземную орбиту разрабатываемый РКК «Энергия» пилотируемый корабль «Федерация».
– Эта ракета под один проект?
– Это ее центральная задача. Но что дальше делать? В свое время была создана советская ракета-носитель «Энергия», ее энергетические возможности позволяли запустить 100 т на низкую (незамкнутую) орбиту! Она выводила космический корабль «Буран». Можно поаплодировать этому достижению нашей страны. Но способны ли мы всей страной, нет, даже всем миром создавать нагрузки под такие задачи, для которых надо было бы регулярно, несколько раз в год, выводить на орбиту по 100 т? Вот и в ситуации с «Союзом-5» надо еще найти ему применение, кроме запусков «Федерации».
МКС и дальний космос
– В презентации Филева на конференции «Роскосмоса» говорилось, что S7 Space хочет арендовать российский сегмент МКС и создать на нем орбитальный космодром. Расскажите об этой идее.
– Она вполне логичная, если ты думаешь и планируешь бизнес на десятки лет вперед. Если у тебя есть дорогостоящая транспортная система – космодром и ракета-носитель, тебе нужно обеспечить ее заказами. Либо надо каждый день искать разовые коммерческие нагрузки. Либо входить в большие государственные программы, что непросто даже в собственной стране. Либо самому создавать большой поток грузов в космос. Именно так планирует действовать Маск, загружая свою ракету Falcon 9 развертыванием и поддержанием создаваемой им же спутниковой системы «космического интернета» Starlink, которая в максимальных планах должна насчитывать более 10 000 аппаратов! Тем самым он сам создает грузопоток для своего носителя: если выводить по 10 спутников за раз, это более 1000 запусков. Тут и многоразовость становится не прихотью или игрой ума, а необходимостью.
Мы хотим пойти похожим путем, но формируя под себя поток грузов в дальний космос. Для этого нам помимо многоразовой ракеты (транспортного средства «Земля – ближний космос») потребуется вторая часть транспортной системы: многоразовый транспортный (грузовой) корабль. Будет ли это грузовой вариант корабля «Федерация» или аналогичный корабль от Boeing, не имеет сейчас значения. Главное, что в итоге мы получим многоразовые ракету-носитель и грузовой корабль снабжения.
Что дальше? В 2024 г., согласно существующим договоренностям, МКС прекратит существование как межгосударственный проект. Без финансирования у МКС один путь – быть затопленной. Но чтобы даже повторить подобный многофункциональный технически сложный объект на орбите массой 480 т, нужно $100–150 млрд и 10 лет напряженной работы большого числа предприятий. Сегодня МКС – достояние всего человечества, это новое чудо света, если хотите. Американцы со своим сегментом пусть делают, что хотят, а российский мы бы хотели отсоединить и использовать самостоятельно в качестве орбитального космодрома, который будет снабжать и ремонтировать отправляющиеся в дальний космос корабли. А доставлять к нему грузы мы могли бы своими многоразовыми ракетами и кораблями.
Если взять международный договор о создании МКС, то, в принципе, все функции, которые мы декларируем для орбитального космодрома, там указаны. Изначально МКС была для этого и предназначена, только с уклоном в науку, эксперименты и меньшим количеством утилитарных коммерческих функций.
Взять хотя бы планы создания космической станции на окололунной орбите и базы на Луне. Как их строить, как снабжать? Грузопоток будет колоссальным. Сколько груза дойдет до Луны, если стартовать, как сейчас, с Земли? С «Союзом-5SL», наверное, 800–900 кг из 16 т, которые можно вывести на низкую околоземную орбиту при стоимости запуска от $40 млн. Вот это эффективность! Представляете, какие затраты будут на транспортировку грузов, чтобы обеспечить создание и эксплуатацию с экипажем окололунной станции и лунной базы?! Но эта же задача выглядит совсем иначе, если с низкой околоземной орбиты эти 16 т груза можно подхватить и целиком отвезти к Луне с помощью многоразовых транспортных буксиров.
– С РКК «Энергия» хотя бы рамочное соглашение о таком проекте подписали?
– Пока это преждевременно. Мы обозначили нашу концепцию развития правительству и «Роскосмосу». В ней четыре этапа. Восстановление пусковой деятельности «Морского старта», продолжение эксплуатации «Наземного старта», создание собственной многоразовой космической транспортной системы для ближнего космоса, строительство орбитального космодрома с орбитальными буксирами как ключевых элементов перспективной транспортной системы дальнего космоса. Это стратегия минимум на 20 лет. В космосе иначе нельзя.
Но чтобы эти грандиозные планы сбылись, сначала надо успешно реализовать первый этап – восстановить работоспособность «Морского старта». И тут нам нужна поддержка российского правительства, о которой я говорил ранее.
– Многоразовые космические буксиры с ядерной энергетической установкой – это будущее, таких технологий еще не существует?
– Надо понимать, что освоение (не посещение, а именно освоение) даже Луны, не то что планет или астероидов, невозможно проводить на химических двигателях, на которых сейчас летают все ракеты, которые есть у человечества. Они мощные, относительно безопасные, но крайне неэффективные, посему с их помощью можно выводить большие грузы с Земли на низкие орбиты, а дальше нужно использовать уже совершенно другие технологии.
Мы уверены, в борьбе за дальний космос победит не тот, у кого больше денег, а тот, кто будет иметь на орбите относительно компактную мощную (мегаватты и более) и с длительным сроком работы (годы) энергетическую установку. Сегодня это только ядерная энергия. Эта энергия уже используется для работы электрических ракетных двигателей, имеющих массовую эффективность на порядок большую, чем двигатели на химической энергии, и способных работать непрерывно неделями и месяцами – была бы энергия. Они могут работать неделями, месяцами и каждую секунду давать небольшой прирост скорости. Только такая транспортная система открывает дорогу к освоению дальнего космоса.
– У вас далеко идущие, амбициозные и масштабные планы, так же визионерски о космосе говорит Маск. Бюрократические задержки уже на первом этапе не расхолаживают Филева как инвестора?
– Наша стратегия: многоразовая ракета, орбитальный космодром, ядерные буксиры для прорыва в дальний космос – все это очень красивые и с позиций бизнеса, и с позиций новых технологий проекты. Он ими увлечен. Как-то Владислав Феликсович сказал, что деньги пахнут и ему не все равно, каким образом их зарабатывать.