Конспект урока литературного чтения.
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством.
Задачи:
проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»;
совершенствовать навык беглого чтения;
работа над жанром «сказ»;
обогащать словарный запас;
развивать внимание учащихся;
учить составлению портретной характеристики героев;
воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авторы: В.Ю.Свиридова), портрет П.П. Бажова, мобильный комплект, презентация.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3 Проверка домашнего задания
4. Словарная работа.
5. Чтение части.
6. Работа над содержанием.
7. Работа над портретной характеристикой.
8. Вывод.
9. Домашнее задание к следующему уроку.
10. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Еле шорохом шурша,
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
2. Постановка цели урока
2-3 слайд
На слайде: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк.
-Расшифруйте запись. (Кокованя, Даренка, Муренка, козлик).
-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)
У. Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами … продолжите мою мысль.
Д . Продолжаем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Узнаем, как будут развиваться события.
У . Почему не сказку, а сказ?
Д. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, но рядом с обычными – сказочные: волшебный козлик.
3. Проверка домашнего задания
У. Дома вы перечитали отрывок сказа «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание.
Выборочное чтение
4 слайд стр.148 «В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жил».
5 слайд стр.148 «На голбчике, у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит».
6 слайд стр.150 «К вечеру соберутся, и весело им».
7 слайд стр.153 «Ныне в Полдневской стороне много козлов пасётся. Туда и пойду зимой».
8 слайд стр.150 «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».
4. Словарная работа
9 слайд
У. Прочитайте слова, написанные на доске.
Кто сможет объяснить смысл этих слов?
Солонина – солёное мясо
Ворочайся — возвращайся
Ложок – низина
Балаган – избушка в лесу
5.Работа с текстом. Стр. 153 -159.
У. Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Д. Предположения детей.
У . Подготовьте вопросы и задания по содержанию для своих одноклассников.
Чтение текста стр.153 – 159.
У. Ваши предположения подтвердились?
6. Работа с текстом.
У. Какие вопросы и задания по содержанию вы бы хотели предложить своим одноклассникам?
1. Сколько раз приходил козлик?
2. Какую песенку пела Мурёнка? (Прочитать) Как вы думаете, почему?
3. Сколько дней отсутствовал Кокованя?
4. Как вела себя Дарёнка в отсутствии Коковани? (Прочитать)
5. Как вы думаете, почему козлик одарил камнями Кокованю и Дарёнку, а не кого-то другого?
7. Работа над портретной характеристикой
У. А теперь поработаем над чертами характера героев. Вам в помощь на партах листки. Соедините линиями героев и подходящие к ним черты.
Работа в парах
Эгоистичный, добрый , ласковый , вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый , сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый , честный, самолюбивый, справедливый, простой , внимательный , жадный.
Проверка
— Что общего вы заметили в их описании?
(одинокие, ценят красоту, природу).
Опишите волшебных животных.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
8. Вывод
У. Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
— Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?
— Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
9. Домашнее задание
У. Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова? Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».
10. Рефлексия
У. Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?
Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.
— Всем спасибо!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г.ТАМБОВА
Урок по
литературному чтению
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Урок разработан
учителем начальных классов
Пеньковой
Оксаной Борисовной
Тема урока: П.П. Бажов. «Серебряное копытце»
Цели : познакомиться с жизнью и творчеством П.П.Бажова;
отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
обогащать словарный запас обучающихся, развивать память, речь, мышление;
учиться чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.
исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором/
Планируемые результаты (целевые установки урока):
Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.
Познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения/
Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, передавать чувства героев и своё отношение к ним.
Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из сказки.
Технологии, используемые на данном уроке:
Личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества)
Проблемного, поискового обучения
Диалогические
ИКТ
Формы организации деятельности учащихся на уроке:
фронтальный опрос;
работа в парах;
тестирование;
индивидуальный опрос
Методы обучения:
анализ художественного текста в единстве содержания и формы;
частично - поисковый;
словесный;
наглядно- иллюстративный
Ход урока:Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Дома вы рисовали иллюстрации к сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Какие эпизоды вам захотелось изобразить?
Введение в тему
Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся на уроке.
Что у вас получилось? БАЖОВ Слайд 1.
Сегодня мы знакомимся с ещё одной литературной сказкой, «Серебряное копытце», её написал Павел Петрович Бажов.
Работа над темой урока.
А) Рассказ ученика о жизни и творчестве П.П. Бажова. Слайд 2.
Бажов Павел Петрович (1879 – 1950г.г.)У Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского медеплавильного завода, где горным мастером работал его отец. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. В Екатеринбурге закончил училище, затем Пермскую духовную семинарию. Восемнадцать лет учительствовал в глухой уральской деревушке Шайдурихе. Молодой учитель упорно изучал архивные материалы, документы, в летние каникулы странствовал по уральским заводам и деревням, по реке Чусовой, изучал труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров и литейщиков, беседует с ними о тайнах их ремесла. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
В двадцатые годы стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да ещё какая…
Б) Рассказ ученика о сборнике уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ, а в 1939 году - его сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Первое издание этой удивительной книги состояло из четырнадцати сказов, в последующие годы писатель пополнял и пополнял новыми произведениями драгоценную «поэтическую» шкатулку. «Малахитовая шкатулка» принесла уральскому сказочнику всенародную славу. По сведению библиотеки им. Ленина, - книга переведена на 100 языков мира.
По мотивам сказов Бажова созданы: кинофильм «Каменный цветок», известный балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».
Физкультминутка
Знакомство с содержанием сказки «Серебряное копытце»
а) Знакомство с первой частью сказки (фрагмент мультфильма)
Обратите внимание на речь того, кто рассказывает сказку, на своеобразие выражений.
б) Работа с учебником
В нашем учебнике текст сказки более полный, такой каким его написал автор и поэтому вы встретите слова, значение которых может быть непонятным.
Словарно – лексическая работа.
БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ
ВЗЪЕСТЬСЯ
ГОЛБЧИК
ПОЖИТКИ
ПОХЛЁБКА
НЕСПОДРУЧНО
ПОСОБНИК
ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ
СТАТОЧНОЕ ДЕЛО
В) Знакомство со второй частью сказки.
Продолжим знакомиться содержанием сказки по тексту учебника. Во время прочтения вы отмечаете другие слова,которые вам не понятны.
(Читают хорошо читающие дети)
Беседа после прочтения и подведение итогов урока
Из того, что мы сегодня прочитали можно понять уже, что это сказка? Докажите.
Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
Как зажили втроём герои нашей сказки? Почему вы так думаете?
Вы послушали сказку, читали сами, по вашему мнению отличается она от других сказок? В чём её отличие?
Домашнее задание:
Найдите пояснение к словам:
БАЛАГАН
УГРУЗНЕШЬ
СОЛОНИНА
ПОТЕШАТЬ
Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. Познакомить с биографией П. Бажова.
Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика; краски, кисточки.
Ход занятия:
Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!
1) 1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 – повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 – повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5 1- 2 - 3 – повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)
Презентация на тему: Бажов "Серебряное копытце"
Анна Колесникова
Конспект НОД для детей старшей группы. Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Конспект НОД
для детей старшей группы по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий
Тема : Чтение сказа П . П. Бажова «Серебряное копытце » .
Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели : учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; учить на ощупь определять материал вату, продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины; развивать воображение и фантазию.
Планируемые результаты : выражает интерес, восхищение, радость при прочтении сказа П . П. Бажова «Серебряное копытце » и выражает своё отношение к его персонажам; проявляет любознательность, интересуется, из чего сделан снег на заготовке; выполняет лепку по образцу, по собственному замыслу выполняет элементы рисования.
Материалы и оборудование : портрет Бажова , его книги, в т. ч. «Серебряное копытце » , заготовки на каждого ребёнка (альбомные листы, на которых нарисован силуэт домика с окошком и оленем на крыше, по низу листа приклеена вата - снег, пластилин тёмного цвета, фломастеры.
Ход занятия:
Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа ? (в сказке – выдумка , волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди) .
Сегодня я перечитаю Вам произведение уральского писателя П. П. Бажова «Серебряное копытце » .
показ портрета Бажова
В средней группе мы читали это произведение, Вы тогда называли его сказкой . А вот сам автор назвал свои творения – сказами . Сказы – это что-то между рассказом и сказкой .
В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя , девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, Великий полоз, Огневушка – Поскакушка, лесной козел Серебряное копытце .
Родился П. П. Бажов в семье мастера , работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – т. е. устным народным творчеством (сказами , легендами, загадками, песнями, пословицами) .
Его произведение «Серебряное копытце » - это сказ . Сказы (ещё раз повторюсь) – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью-народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные .
Кто помнит, о каких людях говорится в сказе «Серебряное копытце » ? (девочка, дедушка)
А кто там сказочный ? (козёл Серебряное копытце )
Очень хорошо, что вы помните это произведение. А я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни , сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы , такие, какие писал П. П. Бажов .
Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, сделайте круговые движения туловищем 5 раз и усаживайтесь вокруг меня так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова «Серебряное копытце » , а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.
Чтение отрывков из сказа Бажова
Ребята, встаньте со своих мест, сделайте круговые движения туловищем 5 раз, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу .
Ещё раз назовите главных героев сказа .
Опишите внешность старика . (большой, бородатый)
Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать ; охотник знатный-умелый)
Какой был старик по характеру ? (добрый, ласковый, весёлый)
Расскажите про Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)
Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать )
Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?
Что вам понравилось в их характере?
Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей )
Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими , какими хотите стать. А сейчас, перед тем, как выполнить творческую работу по сказу П . П. Бажова (обратиться к портрету) «Серебряное копытце » мы немного отдохнём на музыкальной паузе.
Дежурные участвуют в подготовке к творческой части НОД
Ребята, какое время года сейчас? (зима)
Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей )
Сейчас я вам каждому раздам листок со «снегом» , а вы с закрытыми глазами (только честно) попробуйте определить из чего этот снег.
Определение на ощупь ваты
Вы определили, что это вата, проверьте себя, открыв глаза.
Правильно?
Рассмотрите изображение на листе, что там изображено? (ответы детей )
К какому произведению нарисована эта картинка?
Как вы думаете, как можно сделать эту плоскую картинку объёмной, выпуклой? (пластилином сделать избушку)
Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (из брёвен)
Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей )
Правильно говорить – бревенчатые.
Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску; тёмные по цвету)
Посмотрите, как я сделаю первое бревно.
Показ образца
А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свои избушки.
Лепка детьми брёвнышек
Ребята, посмотрите, какие у вас получились избушки, укутанные в снег. А почему же Серебряное копытце ножку поднял , а камешков разноцветных нет? Как исправить, вернее улучшить нашу картинку? (нарисовать камешки)
Рисование фломастерами волшебных камешков.
Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины . Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ Бажова «Серебряное копытце » . Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.
Публикации по теме:
Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик» Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. Задачи: формировать.
Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Описание материала:.
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево» Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»Тема: Чудо дерево Возрастная.