Цели урока:
- Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
- Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
- Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
- Формирование нравственной ценности «здоровье».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».
Ход урока.
1. Организационный момент.
На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
2. Проверка домашнего задания.
(Найти пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитать былину)
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд 3)
- Что записано на доске?
- Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?
- Приведите пример загадки.
- Послушайте мою загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь
)
Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)
(читает ученик)Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан - моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
Дети читают статью:
Богатырь –
1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач
, воин
, защитник
, витязь
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
- Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?
Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.
В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
- Что такое былина? (Слайд 6)
С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
- Что такое гиперболы, эпитеты?
Нам с вами встретились архаизмы
. Что это такое?
Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.
Объясните значение слов и выражений:
Булатная броня
(булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
палица
(тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
росстань
(перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
Сулят сулу, посулы
(обещания),
сажень
(2,134 метра – 3 аршина)
Голи, голытьба
(оборванцы, бедняки, нищие),
амбар
(сараи для хранения съестных припасов, урожая).
Облатынивать
(обращать в католическую веру),
башлыки
(теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
Смета
(несметное, несчитанное богатство),
заподваливать
(запирать в подвал),
речи елейные
(елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
Гнездовину разнес
(разбил тайное укромное пристанище),
не простафильтесь
(не поддавайтесь на обман), латынщина
(западные завоеватели).
С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
(Приложение)
Физкультминутка
(под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
3. Работа с текстом. (Слайд 11)
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. (Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы)
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.
- Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, ичек, -ечек?
- Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?
- Для чего это сделано?
- Как описан Илья в схватке с разбойниками?
- Найдите гиперболы – преувеличения.
- Для чего нужен этот прием?
- Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?
3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)
Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?
4. Итог урока
Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
(Приложение № 2)
- Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)
Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.
Какова главная идея былины?
Что такое былина?
Каких былинных героев знаете?
Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)
Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)
5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
- Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
- Написать сочинение по картине Васнецова.
- Составить письменную характеристику былинного героя.
(Слайд 18)
Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Список используемой литературы.
1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.
Летописи. Былины. Жития.
Былина «Ильины три поездочки».
Введение
Вы видите рисунок «Камень на распутье».
http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/12/11584/11584-13_5.jpg
В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).
Что означает слово былина? (Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли) . Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.
Какие былины читали мы с вами в 3 классе? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей - разбойник).
О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание- сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).
Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
Прочитайте медленно текст:
Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира,
Ещё были - жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
Ай, какими он словами похваляется:
«Я ведь князя - то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Сам я буду в Киеве да князем княжити!»
Что вы только что прочитали? (Зачин).
Кто исполняет былины и как?
Кто был героями былин?
За что народ любил Илью Муромца? (Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)
Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?
Отличие сказки от былины.
Сказка .
1. Не верят в реальность.
2. Единообразная композиция (построение);
3.Герои: люди, царевичи, животные
Былины.
1 Верят в реальность.
2. Индивидуальная композиция;
3. Герои-богатыри.
Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием
Откройте учебник на стр. 12.
С какой былиной мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)
Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, познакомимся с главным героем.
http://s6.drugiegoroda.ru/2/186/18646-Vastnetsov_1914.jpg
О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.
Илья Муромец - герой славянского эпоса
Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.
В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.
Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек - силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.
Словарная работа
СИЕ - это.
КРЕМНЕВЕНЬКИЕ - из кремня.
БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ - узорчатая сталь.
СМЕТА - богатство.
САЖЕНЬ -2,134м (3 аршина).
ОБЛАТЫНИВАТЬ - обращаться в католическую церковь.
БАШЛЫК - головной убор.
ВОРОНОВЫЕ - чёрные.
ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА - оборванцы.
АМБАР - сарай.
Характеристика героя
Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? (Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть.)
Как он рассуждает на перепутье у камня? («Это Бог с тобой, что судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!» )
О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
Найдите описание разбойников. ("...Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто вёдра вверх Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пёс-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью!»)
Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами - оньк, ичек, ечек.
Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).
Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? (...Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака. А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!...)
От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро - монгол).
Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).
Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).
Итоги
Познакомились с былиной "Ильины три поездочки". Учились анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; осознавать меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
http://www.nado5.ru/e-book/iliny-tri-poezdochki
http://download.myshared.ru/WBkpWgz9zb5NT25ds_gghw/1462441144/499642.ppt
Конспект урока
по литературному чтению в 4 «Б» классе
«Ильины три поездочки»
Выполнила:
Высоцкая Ольга Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 п. Ноглики
Педагогический стаж – 29 лет
Конспект урока по литературному чтению.
Предмет: Литературное чтение
Программа: «Школа России»
Класс 4 «Б»
Учитель МБОУ СОШ №1: Высоцкая Ольга Михайловна
Тип урока : Изучение нового материала
Тема: Былина «Ильины три поездочки»
Цель: Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора.
Планируемый результат
Предметные.
Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
- Регулятивные УУД:
Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
- Коммуникативные УУД:
Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.
- Познавательные УУД:
Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, компьютер, медиапроектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.
Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши;
Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.
2.Проверка домашнего задания.
Как называется раздел по чтению, который мы начали изучать сразу после летних каникул? («Летописи. Былины. Жития»)
С каким новым произведением мы познакомились на прошлом уроке? («И вспомнил Олег коня своего»)
Найдите и прочитайте, где жил и правил Олег? (ученики зачитывают строчки)
Что напророчили князю Олегу волхы? Прочитайте.
Сбылось ли их предсказания? Расскажите про это. А теперь давайте прочитаем этот эпизод.
Почему люди оплакивали Олега?
3. Постановка цели. Актуализация знаний.
Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ – герои былин. Слайд №1
Мы приступаем к изучению былин.
Прочитайте в учебнике тему урока: «Ильины три поездочки». Слайд №2
Давайте поставим цели к нашему уроку: (Мы сегодня познакомимся с новой былиной «Ильины три поездочки», узнаем кто такие богатыри, подробно о богатыре Илье Муромце, будем учиться правильно, мелодично, красиво читать былину. Воспитывать любовь к чтению, любовь к нашей русской земли.
4. Изучение нового материала.
Какие былины читали мы с вами в прошлом году? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).
Работа по картине: Слайд № 3
Перед вами знаменитая картина «Богатыри», В.М.Васнецов – её автор.
А сейчас послушайте Абсалямова Альбина расскажет нам об этой картине. (выходит ученица к доске и рассказывает об этой картине)
О картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется.
Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова.
В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы - защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена.
От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро - монгол). Слайд №4
Что означает слово былина? Слайд №5 - №6 (Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли). Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.
Слайд №7 - №8
В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
Давайте вспомним, происхождение и значение слова «богатырь»
Где мы можем узнать значение слова «богатырь»? (Лучше всего даст словарь)
(Ученик подготовленный даёт значению слова «богатырь» и зачитывает классу)
Богатырь –
1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
- Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
Слайд № 9
- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?
5. Физминутка. Слайд №10
Дружно встали раз, два, три
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам пристали,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваем вправо
Оглядимся величаво.
6. Продолжение работы над новым материалом. Работа с текстом.
Сегодня мы только познакомимся с былиной «Ильины три поездочки», а на следующем уроке будем более подробно изучать эту былину.
Словарная работа Слайд № 11 - №12
Кремневенькие- из кремния.
Булатная броня- стальная и узорчатая.
Убранство- украшение, внешняя отделка.
Смета- несметное, несчитанное богатство.
Палица- тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Сажень- 2,134метра (3аршина)
Облатынивать- обращать в католическую веру.
Заподваливать- запирать в подвал.
Не простофильтесь- не поддавайтесь на обман .
Башлыки- тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами.
Вороновые- чёрные.
Амбары- сараи для хранения урожая. Припасов, товаров.
- Чтение былины «Ильины три поездочки» подготовленными учениками (Десятериков Руслан, Бендяк Алёна, Син-Лун-Хин Екатерина, Абсалямова Альбина)
Вопросы:
- О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)
Какой момент в былине показался вам наиболее захватывающий?
Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
7. Подведение итогов.
Что такое былина?
Каких былинных героев вы знаете?
Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум)
Чему учит нас былина «Ильины три поездочки»? (Любить свою Родину, защищать её, быть добрым)
На следующем уроке мы продолжим работать над былиной «Ильины три поездочки»
Слайд №13
Я узнал ……..
Было интересно ……..
Мне было трудно ……..
Я доволен ……..
8. Домашнее задание.
Спасибо за старание! Молодцы! Слайд №15
Цели : познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить правильно понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Оборудование : выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Витязь на распутье», карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Стал Владимир-князь выспрашивать:
«Ты откулешний, дородный добрый молодец!
Тебя как, молодца, именем назвать,
Взвеличать удалого по отчеству?
Говорит ему Илья таковы слова:
«Есть я из славного города из Мурома,
Со славного села Карачарова,
Именем меня Ильей зовут,
Илья Муромец, сын Иванович.
Стоял-то я заутреню во Муроме,
Поспевал-то я к обеденке в стольный Киев-град».
Говорят тут могучие богатыри:
«А ласково солнце, Владимир-князь!
В речах детина завирается:
Под городом Черниговом стоит силушка неверная,
У речки у Смородинки Соловей-разбойник».
Говорит Илья таковы слова:
«Владимир-князь стольно-киевский,
Соловей-разбойник на твоем дворе,
И прикован он ко правому стремечку,
Ко стремечку, ко булатному».
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением).
— Прочитайте отрывок выразительно.
— О ком в нем говорится?
— О каком князе упоминается в этом отрывке?
(Учащиеся делают сообщения о князе Владимире, подготовленные дома.)
— Что вы узнали о богатыре? Расскажите.
(Выразительное чтение былины «Исцеление Ильи Муромца».)
III. Работа по теме урока
(Прогнозирование текста былины «Ильины три поездочки».)
— Прочитайте название былины, поэтический отрывок из которой будем сегодня изучать. Как вы думаете, о чем он?
(Чтение былины учителем.)
— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.
— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
(Повторное чтение поэтического варианта былины «Ильины три поездочки».)
— Как необходимо читать текст былины? Какой темп выберем? (Примерный ответ. Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.)
(Чтение былины учащимися. Работа по иллюстрации.)
— Перед вами знаменитая картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Рассмотрите внимательно, расскажите, что вы видите.
Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым в 1882 г. В центре композиции находится фигура самого богатыря — Ильи Муромца. Он сидит на мощном боевом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Задумчивость его отражается в склонившейся немного книзу голове, наклоненном вниз копье. Автор желает показать единство воина и его верного коня: поза лошади повторяет фигуру Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.
Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати — живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Следующие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором картины были спрятаны и частично стерты. Нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Итак, подведем итог тому, что мы узнали на уроке. Посмотрите еще раз на репродукцию картины В. Васнецова, прочитайте строки из произведения, которые к ней относятся.
На этой странице можно прочитать былину «Три поездки Ильи Муромца» в различных вариантах изложения. Как известно, былина является одной из форм народного творчества. С древних времен люди передавали из уст в уста истории, о которых слышали. А поэтому не удивительно, что одну и ту же историю мы находим в разных вариантах изложения. Для удобства воспользуйтесь навигацией по статье.
Оригинал былины «Три поездки Ильи Муромца» из сборника «Онежские былины», записанные Гильфердингом А.Ф.
Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил‑гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь‑камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дороженьку ехати – женату быть,
Третюю дороженьку ехати – богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать‑тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,
А как старую‑то взять – дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил‑погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати‑подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы‑товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь‑ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить‑трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять‑то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться‑ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,
Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал‑сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь‑ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет – так тут и улица,
А й в другу отмахнет – дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь‑ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил‑прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал, ‑
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй‑кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,
И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи‑тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ‑то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка‑то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай‑хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют‑то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке‑то он подпись подписывал:
И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом‑серебром,
Златом‑серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато‑серебро по нищей по братии;
И роздал он злато‑серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».
Источник: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4‑е. В 3‑х тт. М. – Л., 1950, т. 2. №171.
Три поездки Илья Муромца (в пересказе А. Нечаева)
По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надписи, призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей–подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
– Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать - убитому быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, вела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, улещала:
– После хлеба-соли ступай опочив держать. В дороге небось умаялся!
Провела в особый покой, указала на перину пуховую.
А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное.
Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку - красну девицу - в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.
После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
- В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ!
На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.
Переложение былины «Три поездки Ильи Муромца»
Ездил старый казак Илья Муромец по Руси великой, да наехал на чудо чудное. Лежит на дороге бел горюч камешек, Алатырь называется, а на камне том три надписи. Написаны в тех надписях таковы слова:
«Налево поедешь - богатым будешь,
Прямо поедешь - женатым будешь,
Направо поедешь - убитым будешь»
Стал Илья думать думу крепкую:
На что мне, старому, богатым быть? Своего богатства у меня никогда не было, а чужое мне на старости лет не надобно. Да на что мне, старому, женатым быть? Молодую взять - чужая корысть, а старую я и сам не возьму. Поеду туда, где убитым быть.
Поехал Илья Муромец направо. Доехал Илья до леса тёмного, выскочили на него из тёмного леса сорок разбойников. Говорил им Илья, приговаривал:
Ай же вы, страннички-разбойнички! Вам убить-то меня, старика, славы нет, а отнять у меня нечего - вам и корысти нет. Всего-то у меня денег в карманах семь тысячей, да тесьмяная узда на коне в одну тысячу, да седло кованое в десять тысячей. А коню своему я и цены не знаю: в гриве у него скатен жемчуг, а промеж ушей горят камни самоцветные, не для красы-басы, а ради тёмной ночки осенней, чтоб видеть куда идёт мой добрый конь.
Отвечали ему на то разбойники:
Ах ты, старая собака, насмехаешься! Что с тобой долго разговаривать!
Да набросились на Илью Муромца.
Соскочил тут Илья с добра коня, снял шапку с буйной головы, стал он шапкой своей помахивать. Куда махнёт - там улица, назад отмахнёт - переулочек, разметал он все сорок разбойников.
Поехал Илья назал к Алатырь-камешку, стирал он надпись старую, писал надпись новую:
«Ездил направо Илья Муромец, а убит не бывал».
Поехал Илья дорожкой прямою, где женатым быть. Долго ли, коротко ли, видит: стоит посреди чиста поля широкий двор, на том дворе высокий терем - палаты белокаменные, в те палаты ведёт резное крыльцо узорчатое. На том крыльце стоит красна девица, коса русая до пояса, говорит Илье таковы слова:
Ай же ты, удалой добрый молодец! Ты пожалуй ко мне во высокий терем, напою-накормлю тебя хлебом-солью.
Сходил Илья с добра коня, оставлял он коня непривязанного, поднимался на крыльцо узорчатое, заходил с красной девицей в высокий терем. Садились они за столы дубовые, ели-пили весь долгий день до вечера.
Под вечер выходит душечка красна девица из-за стола, говорит старому казаку Илье Муромцу:
Ай же ты, удалой добрый молодец! Не пойдешь ли ты в спаленку тёплую, на кровать тесовую, на перину пуховую - спать-почивать после дальней дороженьки.
Повела девица Илью Муромца в спальню тёплую, подвела к кровати тесовой, говорит:
Ты ложись, добрый молодец, к стеночке, а я-то лягу с краешку.
Отвечает ей Илья Муромец:
Нет, ложись-ка ты, краса-девица к стеночке, а мне, старику, с краешку удобней спать.
Схватил он девицу да кинул на перину мягкую. А кровать та оказалась подложная, провалилась она в погреба глубокие, а с нею и обманщица красна девица.
Выбегал тут Илья на улицу, нашел двери того погреба: колодьем-то они завалены, песками-то они засыпаны. Илья колодья ногами распихивал, пески руками распорхивал, пинал он двери кованые, вышибал из крюков, из замков булатных, выпускал на Божий свет сорок царей да царевичей, сорок королей-королевичей, сорок сильных могучих богатырей. А той обманщице красной девице рубил с плеч буйну голову.
Садился тут Илья Муромец на добра коня, возвращался к Алатырь-камешку, стирал надпись старую, писал надпись новую:
«Ездил прямо Илья Муромец, а женат не бывал».
Поехал тогда Илья по последней дороженьке - где богатым быть. Долго ли, коротко - наехал на три погреба глубокие. Пошёл Илья в те погреба, видит - в них злата да серебра, да белого скатного жемчуга несметные сокровища. Раздарил Илья красно золото нищей братии, чисто серебро раздал каликам да богомольцам, на круглый скатный жемчуг понастроил церквей да монастырей, а себе ничего не оставил.
Вернулся он к Алатырь-камню, стирал надпись старую, писал надпись новую:
«Ездил налево Илья Муромец, а богат не бывал».
На том поездки Ильи Муромца и закончились.
Ильины три поездочки (поэтический вариант)
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул:
Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать - убитому быть!
Влево ехать - женатому быть!
Вправо ехать - богатому быть!
Все судьбой сие предписано! »
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
«Это бог с тобой, что - судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть! »
Навалилась туча черная,
Поглотила светлый месяц она.
И поехал Илья Муромец
На погибель на предписанную
Ночью темною-растемною.
Вдруг тут из ночной темноты
Из-за кустиков низовеньких,
Из-за камушков кремневеньких
Выглядали, выскакивали
Ходовитые разбойнички,
Псы ночные подорожнички.
Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.
А заглавный пес-разбойничек
Наседает, угрозой грозит:
«Стой! Куда, деревенщина?
Помолись перед погибелью! »
Добрый молодец не молится,
Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил,
Все убранство на Илье озарил:
Заблистал в сорок тысяч шлем,
Засияли камни-яхонты
Во сто тысяч во гриве у коня,
Сам конь выше цен, выше смет!
Вот тут-то разбойнички
На богатство и обзарилися,
Друг друга подзадоривают,
Подстрекают, подзуживают:
«Мы убьем его, пограбим-ко,
Со конем его разлучим-ко! »
Илья палицей размахивался
Да слегка и приударил вожака,
А размяк от удара вожак,
Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калену стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!
Повернулся ко камени Илья.
Надпись старую вычеркивал,
Надпись новую надписывал:
«Богатырь Илья Муромец
Там был, да убит не бывал.
Поразъездил дороженьку,
Порасчистил широкую! »
Источник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2-х частях. Ч.1.
Былина «Ильины три поездочки» (прозаический вариант) в пересказе И. В. Карнауховой
Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.
Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.
Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.
— Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!
Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».
«Витязь на распутье» - картина Виктора Васнецова, 1882
Призадумался Илья Муромец:
— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!
И поехал он по дороге, где убитому быть.
Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:
— Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка — так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!
Рассердился атаман разбойников:
— Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!
Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек.
За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцати на свете нет!
Взмолился атаман разбойников:
— Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!
Усмехнулся Илья Муромец:
— Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.
Говорят ему разбойники:
— Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!
— Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!
Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку — убит не был!»
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:
— Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.
Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.
Рассердился Илья:
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.
А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил — женатым не бывал».
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».
Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.