» » Жанр послание в литературе примеры. Послание в стихах. Тезаурус русской деловой лексики

Жанр послание в литературе примеры. Послание в стихах. Тезаурус русской деловой лексики

Тезаурус русской деловой лексики

Послание

Syn: письмо

Словарь Ефремовой

Послание

  1. ср.
    1. :
      1. Письменное обращение, письмо к кому-л. (обычно пространное).
      2. Официальное обращение государственного или общественного деятеля к другим официальным лицам или учреждениям в форме письма.
    2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому-л.
    3. Одно из произведений раннехристианской литературы, приписываемых церковью апостолам.

Энциклопедический словарь

Послание

поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, "Наука поэзии" ) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее - единичные стихотворения (В. В. Маяковский). Прозаическое послание дидактического содержания - характерный жанр средневековой литературы (послание отцов церкви).

Словарь Ожегова

ПОСЛА НИЕ, я, ср.

1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какомун. важному государственному, политическому вопросу. П. президента конгрессу.

2. Вообще письмо, письменное обращение (устар. и ирон.). Любовное п.

3. Поэтическое или публицистическое произведение в форме обращения к комун. Стихотворное п.

Словарь Ушакова

Послание

посла ние , послания, ср. (книж. ).

1. Письменное обращение к кому-нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой . «Я получил твое посланье.» Лермонтов . Любовное послание.

2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому-нибудь (лит. ). Послание, написанное ямбом. "Послание в Сибирь" (стихотворение Пушкина декабристам). "Послание Меценату" (горация).

| Нравоучительное произведение в форме письма, обращения к кому-нибудь (ист. , церк. ). Соборное послание. Послания апостолов.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Послание

1) - прозаический жанр древнерусской литературы дидактического или политического содержания в форме письма к реальному или фиктивному лицу.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: Послание Ивана Грозного князю Андрею Курбскому

2) - поэтическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу или группе лиц.

Рб: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Пример: А. Пушкин. "Послание в Сибирь"

В. Маяковский. "Послание пролетарским поэтам"

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Послание

(épî tre, Epistel) - литературная форма, почти вышедшая из употребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. П. было жанром очень распространенным. Содержание его весьма разнообразно - от философских размышлений до сатирических картин и эпических повествований. Обращаясь к лицу известному или воображаемому, автор П. говорит с ним в обычном эпистолярном стиле, который иногда повышается до торжественности и пафоса, иногда - что более свойственно П. - понижается до простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которому обращено П. Особенно свойственными стилю П. старая поэтика считала изящество, остроумие, легкость стиха. Наиболее употребительные размеры - гекзаметр и александрийский стих, но допускаются и другие. Пушкин часто пользовался в П. оригинальным трехстопным ямбом. Классические литературы не знали П. до Горация, создавшего этот литературный жанр и давшего образцы его, которые долго считались неподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частных писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них - 3 П., посвященные литературе, особенно П. к Пизонам: "De arte poetica". Вслед за тем Овидий, называющий себя в "Ars amandi" изобретателем этого рода позтических произведений, написал ряд "Неroides" - любовных П. от имени женщин, и "Ex Ponto" - П. к жене, дочери, друзьям и к Августу; к П. могут быть отнесены также его "Tristia". В Риме П. писали еще Авзоний и Клавдиан. Истинное отечество П. - Франция, где издавна столь популярен изысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая causerie о чем угодно, легко укладывающаяся в рамки П. Клеман Маро (см.), давший первые образцы П. во французской литературе, создал их под влиянием своих античных предшественников. Известны его П. из тюрьмы Шатлэ к его другу Лиону Жаме и два П. к королю - первое "pour sa dé livrance" и второе "pour avoir été desrobbé "; эти шутливые письма могут считаться образцом тонкого такта, умеющего соблюдать границу между фамильярностью и почтением. За ним писали П. Табуро, Вуатюр, Скаррон (изв. его "Ep î tre chagrine"), Буаробер, но всех их затмил Буало (см.), который нашел в П. литературную форму, особенно подходящую к его дарованию. Из его двенадцати "Epitres" особенно известны IV - "Au Roi, sur le Passage du Rhin" (1672), VII - "A Racine" (1677) и XII - "A mon jardinier" (1695); как во внешней структуре, так и в содержании П. Буало заметно сильное влияние Горация. В XVIII в. П. становится излюбленной формой. Вольтер, возвратив ему его былую простоту, придает ему несравненный блеск изящества и остроумия. Он писал П. Фридриху, Екатерине ("Elev é d"Apolion, de Vénus et de Mars, qui sur ton tröne auguste as placé les beaux-arts, qui penses en grandhomme et qui permets qu"on pense etc.", со знаменитым стихом: "C"est du Nord aujourd" hui que nous vient la lumi è re"), писателям, своим друзьям и врагам, актрисам, неодушевленным предметам (A mon vaisseau) и даже умершим (A Boileau, а Horace). Одновременно с Вольтером писали П. Жантиль Бернар ("Ep î tre а Clandine"), Берни ("Ер. sur la paresse"), Седэн ("Ер. а mon habit"), Буффлер ("Ер. а Voltaire"), Грессе ("Ер. а ma soeur"), Пирон, Ж.-Б. Руссо, Лебрэн, М.-Ж. Шенье и др. В нашем веке во Франции писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго; есть отдельные сборники П. Виеннэ - "Ep î tres et satires" (1845) и Отрана - "Ep î tres rustiques". П. - довольно распространенная литературная форма и в Англии. Классическими считаются четыре П. Попа, составляющие его "Опыт о человеке", а равно "Epistle from Eloisa to Abelard" (1716). В немецкой изящной литературе П. приняло лирическую окраску. П. писали Виланд (" Zwö lf moralische Briefe", 1752), Гекинг ("Аn meinen Bedienten"), Глейм, Якоби, Шмидт, Уц, Николаи, I. В. Михаэлис; особенно известны П. Шиллера "Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die B ü hne brachte", Гете - "Zwei Episteln über das Lesen schlechter Bü cher", и Рюккерта. Из современных поэтов П. писал Готшалль (см). В Италии известны П. Киабреры ("Lettere famigliare"), который ввел эту форму в итальянскую поэзию, и Фругони (XVIII в.). В русской литературе XVIII в., покорной французским образцам, форма П. (также под названиями "письмо, эпистола, стихи") была очень распространена; едва ли за это время найдется хоть один выдающийся поэт, не писавший П. Наиболее известны П. Кантемира ("Письма" к Трубецкому, Потемкину, "К стихам моим"), Тредьяковского ("Эпистола от российския поэзии к Аполлину"), В. Петрова, Княжнина ("П. прелестницам", "П. трем грациям", "К российским питомцам свободных художеств" и др.), Козодавлева, Кострова ("Эпистола на всерадостный день восшествия на престол Екатерины", "К председателю муз" и др.), Сумарокова (пять "эпистол" - "О русском языке", "О стихотворстве" и др.), Ломоносова ("О пользе стекла", Шувалову); Фонвизина ("П. к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке"), Дашковой ("П. к слову"), Рубана ("Российской музы П. к Овидию"), Капниста ("Батюшкову", "Озерову", "К прекрасной"), Виноградова ("Епистола Александру Петровичу Ермолову"), Державина ("Любителю художеств", "Эпистола Шувалову"), Муравьева, Нартова, Нарышкина. В русской литературе XIX в. прежде всего выдаются П. Жуковского, который оставил их очень много; между ними есть и настоящие П. в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочки в стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову, Батюшкову, И. И. Дмитриеву, императрице Марии Феодоровне, Воейкову, кн. Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку, Нарышкину, Дмитриеву. Писали П. также Карамзин ("К Плещееву", "К женщинам", "К бедному поэту"), Гнедич ("Перуанец к испанцу") и др. П. Пушкина - превосходные образцы этой литературной формы; они глубоко искренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны и остроумны, далеки от условного стиля классических П.; П. к Дельвигу ("Череп") вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие П. также были первоначально предназначены не для печати, но лишь для, адресата. В лирике Пушкина П. занимают видное место, особенно П. к Батюшкову, "Городок", Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину, Кошанскому ("Моему Аристарху"), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко; особый характер имеют П. "В Сибирь" и "Овидию". В дальнейшем развитии П. теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений. "Валерик" Лермонтова - письмо в стихах - не имеет уже ничего общего с шаблоном классического П. Тем же свободным характером запечатлены П. Тютчева ("А. Н. Муравьеву", "К Ганке", "Кн. А. А. Суворову"), Некрасова ("Тургеневу" и "Салтыкову"), Майкова, Полонского, Надсона ("Письмо к М. В. В.").

Ар. Гр .

Одна из главных форм античной литературы, послание (epistola, έπίστολή), сделалась, по примеру посланий апостольских, одной из главных форм позднейшей литературы христианской. В век "мужей апостольских" это была почти единственная форма сочинений, излагавших христианское вероучение и нравоучение, а равно устройство взаимных отношений и внешний быт христиан. Таковы послания Климента римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, апостола Варнавы. Простота этой формы вполне соответствовала, с одной стороны - степени образования этих отцов церкви, не владевших образованием внешним, с другой стороны - потребности христианского общества в элементарном и общедоступном изложении учения, для чего особенно удобна форма П. или письма. По мере того, как в состав церкви вступают, уже во II в., люди образованные и ученые и, наряду с верой церкви (πίστις της έχχλησίας), возникает христианское "знание" (γνώσις της έχχλησίας), над "П." в христ. литературе берет верх форма сочинения (на Востоке - λόγος, на Западе - tractatus), дававшая место систематическому и диалектическому раскрытию предмета. Но и на долю "посланий" во II и III вв., а также и в последующее время, осталась обширная область. Прежде всего сюда относится вся область церковного права и проекты решения разных спорных вопросов церковной практики. Так появились П. канонические (напр., каноническое П. св. Григория Неокесарийского о степенях покаяния, Дионисия Александрийского и др.), П. с извещением о ересях, появлявшихся в епархиях и просьбой о содействии к их уничтожению (напр., П. Александра, епископа александрийского, по поводу ереси Ария), П. приветственные и ободрительные (во время гонений) от одной церкви к другой (напр., Феоны и Памфила), увещательные - по поводу внутренних смут и раздоров, П. пасхальные епископов александрийских - о времени празднования Пасхи в данном году, об однообразном устройстве церковного благочиния (Кирилл Александрийский), о вопросах догматических (напр., папы Льва Вел. - об евтихианской ереси, Иоанна Постника - о девстве). Некоторые из этих П., одобренные церковью, составляют один из первоисточников христ. учения, как часть священного предания, наряду с прочими творениями св. отцов; другия содержит в себе так назыв. частные мнения св. отцов. С посланиями св. отцов не следует смешивать их письма , которые хотя издателями их часто именуются также "посланиями", но отличаются от них тем, что назначались не для целой или поместной церкви, а для отдельных лиц, связанных с корреспондентами узами родства, дружбы или официальными отношениями. Эти письма часто имеют важное историческое значение, заключая в себе массу деталей о церковном, общественном, государственном быте данной эпохи. Эразм и более поздние критики, оценивая эти письма с литературной точки зрения, иногда ставят их наряду с лучшими произведениями литературы античной. Таковы, напр., письма Киприана Карфагенского, блаж. Августина и Иеронима и св. Василия Вел. (о последних см. ст. И. А. Чистовича в "Христ. Чтении", 1866). На Западе, после Григория Вел., также развилась обширная литература П. разных духовных лиц по разным обстоятельствам; но она малоизвестна и мало разработана на самом Западе, так как с установлением в катол. церкви принципа абсолютизма деятельность частных лиц затмевалась догматической и административной деятельностью самого папы или соборов. Единственное почти исключение составляют в этом отношении П. св. Бернарда Клервосского (XII в.). П., воспроизводящие тип святоотеческих П. патристического периода, вновь появляются в духовной литературе с основанием русской церкви. Таковы П. первых русских митрополитов Леонтия - "Об опресноках", Георгия, Иоанна II и Никифора о посте, о варяжской вере, позже - П. Симона, епископа владимирского к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину, митрополита Фотия, Геннадия, архиепископа новгородского и др. Тот же самый тип патристического периода представляют П. позднейших иерархов восточной церкви и русского святейшего синода. Лучшие образцы этих позднейших П. - "П. восточных патриархов в ответ лютеранам на присланное ими аугсбургское исповедание Лютера" и "П. пастве константинопольского патриархата от лица константинопольского патриарха по поводу папской энциклики о соединении церквей"; образец современного П. русского синода - "П. к старообрядцам". С церквами англиканской и старокатолической русский св. синод сносится также "Посланиями".

ПОСЛАНИЕ

Поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. П.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОСЛАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОСЛАНИЕ
    ПРЕЗИДЕНТА ПАРЛАМЕНТУ - одна из важнейших форм взаимодействия между главой государства и общенациональным представительным органом. Представляет собой, как правило, ежегодный …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    БЮДЖЕТНОЕ - см БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ …
  • ПОСЛАНИЕ. в Литературной энциклопедии:
    1. Стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, 172 любовного или дружеского характера — популярный литературный жанр в античной и европейской …
  • ПОСЛАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПОСЛАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    эпистола (греч. epistole) литературный жанр - стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появляется у Горация (1 в. до н. э.), …
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ПОСЛАНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности ("Наука …
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по …
  • ПОСЛАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОСЛ́АНИЕ, поэтич. или публицистич. произв. в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотв. П. как жанр существовали от античности …
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ПОСЛАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    посла"ние, посла"ния, посла"ния, посла"ний, посла"нию, посла"ниям, посла"ние, посла"ния, посла"нием, посла"ниями, посла"нии, …
  • ПОСЛАНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ПОСЛАНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОСЛАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • ПОСЛАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) а) Письменное обращение, письмо к кому-л. (обычно пространное). б) Официальное обращение государственного или общественного деятеля к другим официальным …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    посл`ание, …
  • ПОСЛАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    послание, …
  • ПОСЛАНИЕ в Орфографическом словаре:
    посл`ание, …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    устар. и ирон. вообще - письмо, письменное обращение Любовное п. послание поэтическое или публицистическое произведение в форме обращения к кому-нибудь …
  • ПОСЛАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, …
  • ПОСЛАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому-н., письмо. Послание, полное яду. А.К. Толстой. Я получил твое посланье. Лермонтов. Любовное …

Что такое "Послание"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Послание ПОСЛАНИЕ. - письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte po?tica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к жене, дочери, друзьям, Августу, - из места своей ссылки у Черного моря („Ex Ponto“ также „Tristia“). В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро. Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю. За ним выделился ряд авторов посланий (Скаррон и др.), но особенно Буало (в конце 17 века), давший двенадцать посланий, написанных под сильным воздействием Горация. В 18 веке прославились послания Вольтера, отличающиеся блеском изящества и остроумия. Он писал их Фридриху II, Екатерине Вел., своим друзьям и врагам, даже вещам (к кораблю) и покойникам (к Буало, к Горацию). Известны были также послания Ж. Б. Руссо, М. Ж. Шенье, Лебрен и других. В 19 веке послания писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго и др. В Англии знамениты четыре послания Попа (начало 18 века), составляющие его «Опыт о человеке», и обработанная им в стихах переписка Абеляра и Элоизы. В Германии послания писали Виланд, Шиллер, Гете, Рюккерт и мн. др. В Италии известны послания Киабреры, введшего эту форму в поэзию, и Фругони (18 в.). В русской литературе 18 века послания были также в ходу, как подражания французским. Их писали Кантемир, Тредьяковский, Петров, Княжнин, Костров, Сумароков, Ломоносов (знаменитое письмо в стихах Шувалову: «О пользе стекла»), Капнист, Фонвизин («К слугам моим»), Державин и мн. др. В первой половине 19 века были также распространены послания. «Мои пенаты» (1812) Батюшкова (к Жуковскому и Вяземскому) вызвали ответ Жуковского: «К Батюшкову», а затем (в 1814 г.) и подражание Пушкина «Городок». Замечательны еще послания Батюшкова: «К Д-ву», «К Н.», «К Жуковскому». Из посланий Жуковского замечательнейшие: к Филалету, к нему же: А. И. Тургеневу, Марии Федоровне («отчет о луне» - два посланья), Вяземскому, Воейкову, Перовскому, Оболенской, Самойловой и др. Во многих из этих посланий Жуковский поднимается на вершины своего творчества. Знамениты многочисленные послания Пушкина: к Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Юсупову (к Вельможе), Козлову, «В Сибирь» декабристам, ряд любовных посланий; еще - «К Овидию». У Лермонтова послания: Хомутовой, «Валерик» и др. У Козлова одни из лучших стихотворений: послания Жуковскому, Хомутовой («Другу весны моей...») и нек. др. Далее послания писали Баратынский, Тютчев (главным образом, из отдела политических стихотворений), А. Толстой (И. Аксакову и ряд юмористических), Майков, Фет, Полонский, Некрасов, Надсон. После Пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной формой поэзии, а теперь, если изредка встречаются, то как подражания стилю той эпохи (Вяч. Иванов и нек. др.). Иосиф Эйгес.

Послание - (литерат.) (epitre, Epistel) - литературная форма, почти вышедшая из употребления: письмо в стихах.... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Послание - эпистола (греч. epistole) литературный жанр - стихотворное письмо. В европейской поэзии впе... Большая Советская энциклопедия

Послание - ПОСЛАНИЕ, послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому-н., письмо. Послание, полное яду. А... Толковый словарь Ушакова

Послание - ср. 1. Письменное обращение, письмо к кому-л. (обычно пространное). // Официальное обращение госуда... Толковый словарь Ефремовой

Послание - ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному ли... Современная энциклопедия

Послание - ПОСЛАНИЕ - поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному л...

Второй расцвет жанра послания в литературе – это времена Пушкина. Великий поэт нередко обращался к таким текстам, чтобы выразить свои мысли и взгляды. Используя достижения сентименталистов XVIII века, таких, как Жуковский и Батюшков, великий поэт внес в послание новаторские черты. Известны такие его произведения:

  • «Послание к цензору»;
  • «Кюхельбекеру»;
  • «К Наталье»;
  • «Другу стихотворцу»;
  • «Товарищам».

В лирике Пушкина можно найти черты, свидетельствующие о том, что поэт продолжил использовать в своих посланиях жанровые особенности, присущие Жуковскому, Батюшкову, Карамзину.

В XIX столетии интерес к жанру ослабевает, и он утрачивает свои уникальные черты, ничем более не отличаясь от любого другого лирического стихотворения. К посланиям обращались Фет и Тютчев, но они уже достаточно вольно использовали их поэтику и характерных черт в их поэтических текстах обнаружить трудно.

Специфика жанра

Послание в литературе, примеры которого будут приведены ниже, отличается несколькими особенностями, позволяющими выделить его из числа прочих жанров. Это следующие черты:

  • Содержат обращение к конкретному адресату, причем как к человеку, так и к неодушевленному предмету (например, «К моей чернильнице», «К морю» Пушкина);
  • Глубоко искрение и проникновенные, нередко в них выражаются мысли, мучавшие поэта.
  • Ранние тексты, созданные Карамзиным, Державиным отличаются высокопарной устаревшей лексикой и зачастую сложны для понимания современным человеком. От этой особенности жанра успешно отошел Пушкин, его послания удивительно лиричны и при этом просты и доступны.

Такова жанровая специфика послания. Примеры произведений в литературе приведены чуть ниже.

Авторы, использовавшие жанр

Приведем ряд примеров использования этого литературного лирического обращения выдающимися русскими поэтами. Много текстов такого рода в лирике Жуковского, адресатами нередко становились не только коллеги по поэтическому цеху, но и стоящие у власти люди. Так, после рождения наследника, будущего Александра Второго, поэт обратился с торжественным посланием к его матери. Отказ от оды в пользу более личностного жанра свидетельствовал о том, что для Жуковского рождение ребенка, пусть даже и наследника царского престола, – дело прежде всего семейное, а не государственное. Наиболее известны следующие произведения:

  • «Императору Александру»;
  • «К Воейкову»;
  • «К Батюшкову».

Очень лиричны послания Батюшкова, в которых тема гражданской свободы поэта переплетена с дружеской. Примеры из лирики таковы:

  • «Послание к моим стихам»;
  • «Дашкову»;
  • «Гнедичу».

Особенно ярко жанр расцвел в лирике Пушкина.

Послания Пушкина

Что такое послание в литературе и определение жанра мы уже рассмотрели выше. Теперь приведем примеры текстов из лирики А.С.Пушкина, который увлекался подобными стихами в период обучения в лицее. Поэт имел много друзей, некоторые из них и сами были талантливыми стихотворцами, другие – в будущем стали борцами за свободу народа и вышли на Сенатскую площадь. Память каждого из них Пушкин навеки сохранил в своих юношеских дружеских посланиях. Примерами подобных текстов являются несколько посланий к Чаадаеву, послания к Жуковскому, Пущину, Дельвигу, Языкову. Пишет свои лирические обращения Пушкин не только современникам, но и творцам минувших эпох, так, многим известно послание «Овидию». Есть в его творчестве и благодарственные послания «учителям» - Жуковскому и Батюшкову.

Постепенно поэт отходит от обращений к конкретным людям, тексты становятся выражением его политических взглядов, не утрачивая при этом жанровой специфики.

Послания в литературе – это древний жанр, прошедший непростой путь. Будучи широко популярным во времена античности, классицизма и поэзии XVIII столетия, он постепенно утрачивает свое значение и современными авторами используется крайне редко.

Жанр послание в лирике русских поэтов. Авторы проекта: Шадрина Дарья и Качурова Яна, учащиеся 6 «Д» класса. Учитель: Ворошнина Елена Анатольевна. Январь 2016

Введение.

На уроках литературы мы изучали жанр послание.

Нас заинтересовала эта тема, и мы решили узнать о ней побольше.

Введение.

*Узнать, что такое послание в художественной литературе.

*Выяснить, кто из русских поэтов использовал данный жанр в своих произведениях.

*Проанализировать, используется ли жанр послание в современной литературе.

Цели и задачи.

Жанр послание

*ПОСЛАНИЕ(от греч. Epistole)-литературный жанр в поэзии и публицистике;

стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу(лицам).

*ПОСЛАНИЕ- это текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо.

Из истории жанра

Возникло в античной поэзии, у Горация . Квинт Гораций Флакк- древнеримский поэт «Золотого века» римской литературы.

Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо об искусстве поэзии.

«Послание» Гораций Флакк

«Сам не творя, покажу я, в чем дар, в чем долг стихотворца, Что ему средства дает, образует его и питает, Что хорошо, что нет, где верный путь, где неверный»

2) В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро.

Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю.

3)В эпоху романтизма послание из письма конкретному лицу превращается в письмо обобщённому адресату (напр., «Послание цензору» А. С. Пушкина ).

После пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной формой поэзии, а теперь, если изредка встречаются, то как подражания стилю той эпохи.

В дальнейшем развитии послания теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений.

«Рассказ о себе»

На весну моей юности безумной

Я был похож на ласточку,

Перелетавшую с места на место:

Юность бесстрашно и беззаботно толкала меня туда Куда меня влекло мое сердце.

«В альбом к Пущину»

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою. Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья…

Послание в пушкинскую эпоху:

А) Послания А.С. Пушкина

Б) Послания В.А. Жуковского

В) Послания К.Н. Батюшкова.

А.С.Пушкин

Самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С. Пушкина - дружеское послание. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний –признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание «К Чаадаеву». Поэт посвятил Чаадаеву три послания, четверостишие «К портрету Чаадаеву» и более десятка писем.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - русский поэт, драматург и прозаик.

Отрывок из послания «К Чаадаеву»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой…

В.А.Жуковский

ПОСЛАНИЕ К ПЛЕЩЕЕВУ

В день светлого воскресенья

Ты прав, любезный мой поэт!

Твое послание на русском Геликоне,

При русском мерзлом Аполлоне,

Лишь именем моим бессмертие найдет!

Но, ах! Того себе я в славу не вменяю!

А почему ж? Читай. И прозу и стихи

Я буду за грехи

Марать, марать, марать и много намараю,

Шесть томов, например (а им, изволишь знать

Готовы и титул и даже оглавленье)

Потом устану я марать…

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

К.Н.Батюшков.

О ты, который средь обедов,

Среди веселий и забав

Сберег для дружбы короткий нрав,

Для дел - характер честный дедов!

О ты, который при дворе,

В чаду успехов или счастья,

Найти умел в одном добре

Души прямое сладострастье!...

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) - русский поэт.

Послание «К Тургеневу».

Жанр послание в литературе ХХ века

В современной литературе существуют 6 признаков послания.

Во-первых, возникают послания, где содержанием письма становится разговор о самом письме. Так, например, стихотворение Павла Васильева «Чтоб долго почтальоны не искали…»

Во-вторых, послания к адресату обобщенному (в ХХ веке их количество резко возрастает; это связано с тем, что советская поэзия стремится к большей просвещенности).

В-четвертых, варьируется отправитель. Специфика отправителя обнажается в ролевой лирике, где автор послания скрывается под маской героя. В 40-е годы частотными становятся ролевые послания, как, напр., «Письмо по радио» М.В. Исаковского

В-третьих, наряду с дружескими появляется немалое количество сатирических посланий. Скажем, такая разновидность, как открытое сатирическое письмо (К. Симонова «Открытое письмо» 1943 г.):

В-пятых, варьируется контакт. «Тело письма» в ХХ веке все более осознается как условность. Возникает множество посланий «на смерть», но, в отличие от стихотворений, посвященных памяти адресата, содержат диалог с умершим как с живым. Примером такого послания может служить стихотворение А. Ахматовой «Памяти В.С. Срезневской», заглавие которого не позволяет провести различие между посланием и стихотворением по случаю смерти, но уже первая строка демонстрирует продолжение диалога с адресатом как с живым человеком.

В-шестых, варьируется контекст. В ХХ веке появляются послания, в которых текст, лишенный внешних признаков жанра, воспринимается именно как послание из-за знания читателями затекстовой ситуации. Иногда адресат стихотворения «прочитывается» через знание определенных культурных фактов, указание на которые дается в тексте или в заголовочном комплексе. Так, например, стихотворение Д. Бедного «Любимому» на первый взгляд лишено конкретного указания адресата, его имени нет ни в заглавии, ни в тексте.

Жанр послание в литературе 21века.

В «дружбе» литературы и жанра «послание» в 21 веке практически ничего не изменилось.

Люди также пишут дружеские и лирические послания, но жанр стал использоваться реже.

Примеры современных посланий:

П.Березкин

Hallo,родная моя hallo

Я знаю много значений слов. Не знаю, где ты и с кем. «Hallo,родная моя,hallo», - осталось на языке. Смотри: чтобы это письмо дошло, я марки наклеил две. Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет. Я оказался в том месте, где слова мои - белый шум. Я вижу лица других людей, но писем им не пишу. Я вместо карточки голубой сжимаю жетон в горсти. Мне жаль, что я не уехал с тобой. Прости, родная, прости. С тех пор человеческое тепло - заряженный пистолет. Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет. Летаю Берлин-Петербург-Берлин, не схватишься за крыло. Я здесь, родная моя, один. Hallo,родная,hallo. Здесь оказалось не так светло, во все пределы мело, и, чтобы увидеть свет - «Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет».

А.Невзлюбцкий

Нинка,Нинка

Нинка,Нинка,

Ты замуж собралась, а мне так дико,

Ну чем тебя привлек твой генерал,

Ведь он же старый, чем тебя он взял.

А ты надела на пальцы побрякушки,

И ты смеешься, завидуют подружки,

И в белой шубке ходишь по двору,

Ну как снегурка, возьму да украду.

И мне так душно, жить твоим обманом,

Ты раньше была глупой, а сейчас подавно,

Ну кто тебя тебя услышит там вдали,

Со старым мужем, без денег на мели.

Анкетирование среди учеников школы №79

  • 90% учащихся нашей школы выбрали ответ а)
  • 88% учащихся знают поэтов, писавших в этом жанре
  • 50% учащихся не считают послание актуальным в наше время
  • 46% учащихся считают жанр актуальным.

Таким образом, послания ХХ века демонстрируют вариацию признаков классической модели жанра. Видимо, с этим связана вариативность заглавий: «Послание друзьям», «Письмо любимой Молчанова, брошенной им», «Ответ поэту», «Разговор с матерью». Послание, сохраняя жанровую доминанту и варьируя признаки, выявляет изменение статуса коммуникации в культуре ХХ века: катастрофическая нехватка общения обуславливает диалог в его маргинальных вариантах – с умершими, условными или фиктивными адресатами.

2) Жанр послание в нашей современной литературе не угас, но его стали использовать гораздо реже.

Спасибо за внимание!!!