» » Мифы и факты русской истории. От лихолетья Cмуты до империи Петра. Учреждение Петром I Святейшего Синода для управления Русской Церковью взамен патриаршей власти и Поместных Соборов

Мифы и факты русской истории. От лихолетья Cмуты до империи Петра. Учреждение Петром I Святейшего Синода для управления Русской Церковью взамен патриаршей власти и Поместных Соборов
Что такое Церковная реформа Петра 1? Это целый ряд мероприятий, которые сушественно изменили управление православной Российской церковью. В ходе церковной реформы Петра 1 была введена система "цезаропапизм" - это, когда глава государства являлся одновременно и главой церкви. Термин "цезаропапизм" обозначает право главы государства на церковную верховную власть.

Церковная реформа Петра 1 причины:

Русская церковь в конце XVII века имела огромное количество и внутренних и внешних проблем, которые были связаны, в первую очередь, с положением церкви в государстве. В то время практически не была развита система религиозного образования и просвещения. А во второй половине XVII века реформа патриарха Никона привела к расколу.

Собор 1654 года начал процедуру унифицикации московских книг в соответствие с греческими, отпечатанными в Западных типографиях. По предписанию патриарха Никона с 1653 года совершать крёстное знамение нужно было "тремя перстами", хотя с 1551 года было закреплено двоеперстие. Московский Собор 1656 года постановил считать всех, кто крестится "двумя перстами" еретиками. В результате произошел церковный раскол - старообрядческий, появились "никониане" (сторонники Патриарха Никона) и старообрядцы (противники реформ - простой народ, основная часть Церкви). Патриарх Никон был достаточно честолюбивым человеком, он всячески пытался усилить свое влияние в государстве. Русские цари видели это и явно опасались усиливающегося положения Церкви в противовес развитию самодержавия в России. Со стороны главы государства возникла потребность в изменениях в управлении церковью. Но на радикальные меры правительство не шло. Имели место огромные земельные владения церкви и то, что население этих земель и монастырские предприятия были освобождены церковью от уплаты всяческих налогов государству. Вследствие этого цены на продукцию церковных промышленных предприятий были ниже, а это, в свою очередь, мешало развиваться купеческому делу. Но для того, чтобы изъять церковную собственность, нужны были средства, а при том же Петре Первом Россия практически безостановочно воевала.

Но в XVII веке все новые и новые земли продолжали переходить в собственность духовенства. Царь Алексей Михайлович выпустил Монастырский приказ, пытаясь вершить суды над церковниками вне церкви. Но сила и протест духовенства был так значителен, что Монастырский приказ пришлось отменить.

Суть церковной реформы Петра 1

Петра Первого называют "западником". На тот момент в Москве уже были достаточно "слышны" прозападнические настроения. В свою очередь, духовенство было явно недовольно начавшимися преобразованиями в России, нацеленными на модернизацию страны. Петр I не любил духовенство, еще и потому, что в его среде было много противников того, к чему Петр стремился, а именно - к созданию государства по западно - европейскому образцу. Усилению взглядов на отношения государства и церкви способствовало посещение протестантских европейских стран. Духовенство же возлагало большие надежды на цесаревича Алексия, старшего сына Петра I. Бежав за границу, Алексей поддерживал связь с митрополитами и епископами. Цесаревича разыскали и вернули в Россию. Во вмененных ему обвинениях было в том числе и излишние "беседы с попами". А представителей духовенства, уличенных в общении с цесаревичем, постигла кара: все они были лишены сана и жизни. Примечательно, что готовясь к реформированию церковного управления, Петр I тесно контактировал с Иерусалимским Патриархом (Досифеем) и Вселенским Патриархом (Косьмой). В частности, и для себя и для солдат русских, которые пребывают в военных походах, Петр просил у них разрешения на "мясоестие" во время поста.

Реформы Петра I были направлены:

на то, чтобы не позволить вырастить из русского патриарха второго государя.
на подчинение церкви монарху. Духовенство - не есть другое государство, а наравне со всеми должно подчиняться общим законам.

Патриархом в то время был Адриан, очень расположенный к старине и не расположенный к реформам Петра I. В 1700 году патриарх Адриан умер, а незадолго до этого Петр уже самостоятельно запретил постройку новых монастырей на территориии Сибири. А в 1701 году был восстановлен Монастырский приказ. К нему отошли архиерейские дома, Патриарший двор, монастырские хозяйства. Главой Монастырского приказа стал светский боярин Мусин-Пушкин. Затем были изданы один за другим ряд указов, которые значительно сократили независимость духовенства от светской власти. В монастырях прошли "чистки": были выдворены все "непостриженные", постригать в женских монастырях разрешили женщин только после сорока лет, а монастырское имущество и хозяйство отдали Монастырскому приказу. Был введен запрет на владение монахами земельными угодьями.

Из послаблений стоит отметить смягчение жесткого преследования раскольников и разрешение свободного вероисповедания католикам и протестантам. Петр высказался по этому поводу так, что "царю Господь дал власть, но над совестью людской властен лишь Христос". Все значимые события как в жизни страны, так и в жизни лично царя сопровождались церковными службами в торжественной обстановке. Архиереям был дан наказ не "вымышлять чудеса": не принимать за святые мощи неведомые останки и не приписывать иконам чудотворной силы, не поощрять юродивых. Людям разного чина запрещалось подавать милостыню нищим. Жертвовать можно было в богадельни.

Итоги церковной реформы Петра 1

Блюстителем Патриаршего Престола, то есть руководить делами церкви был назначен митрополит Стефан Яворский. Он был полностью под властью главы государства, а авторитет его был сведён к нулю. Он был уполномочен в Москве проводить встречи с представителями духовенства, о чём незамедлительно должен был докладывать государю. А с 1711 года начал свою работу Правительствующий Сенат (вместо Боярской думы), указам Сената должны были повиноваться все службы государства: мирские и духовные. Назначение любого духовного лица на должность теперь стало возможным только с разрешения Сената, более того, разрешение на постройку церквей теперь выдает Сенат.

Постепенно все учреждения сосредотачивались в Петербурге, сюда же по приказу государя переезжает блюститель патриаршего престола. А в 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, вскоре переименованную в Святейший правительствующий Синод - новое церковное управление. Синод был послушен государю, а система была построена таким образом, что Петр устроил надзор за деятельностью Синода. В Синоде был назначен обер - прокурор, задача которого была контролировать связи с властью гражданской и не согласовывать решения Синода, если они разнились с указами царя. Обер-прокурор был "оком государевым". А за "правильным" положением дел в Синоде следили инквизиторы. Основная цель Синода, по замыслу Петра, была исправить пороки церковной жизни: вести надзор за деятельностью духовенства, проверять тексты священных писаний, бороться с суевериями, наблюдать за службами, не позволять проникать в веру различным лжеучениям и вершить патриарший суд.

Так сложилось, что в Древней Руси практически каждый желающий мог пойти в духовенство. Любое духовное лицо могло свободно ходить из одного города в другой, из одного храма в другой. Даже землевладелец или несвободный человек мог пойти в духовенство. Для многих это ещё было возможностью легче найти заработок. Прихожане часто выбирали подходящего человека "из своих" для должности священнослужителя. А вместо умершего священнослужителя часто назначались его дети или родственники. А иногда в церкви или приходе вместо одного священника было несколько человек - священников - родственников. В Древней Руси было развито так называемое "бродячее поповство" или "крестцовое". В древней Москве (как и в других городах) крестцами называли перекрестки, где пересекались большие улицы. Здесь всегда толпился народ по разному поводу. В Москве наиболее известными были Спасский и Варварский крестцы. Здесь собиралось представители духовенства, которые покинули свои приходы и ушли на "вольные хлеба". Сюда шли те, кто нуждался в священнике "разово" - молебен на дому, справить сорокоуст, благословление.
Петр I еще в самом начале XVIII века распоряжается ограничить доступность вступления в духовный чин. Причем одновременно с этим упрощается система выхода из духовенства. Все это приводит к сокращению количественного числа священнослужителей. Вместе с этим вводятся своеобразные квоты на новые церкви - строго по числу прихожан.

Были также учреждены Духовные школы для обучения священников. Было предписано каждому епископу иметь дома или при доме школу для детей.

Петр I не любил монахов. Именно в стенах монастырей, по мнению Петра, скрывалась враждебная для него сила, способная вносить сумятицу в умы людей. Все указы по монастырям сводились к уменьшению их числа, усложнению условий для принятия в монахи. Петр старался адаптировать монастырские хозяйства под "полезные" заведения во благо России: больницы, училища, богадельни, фабрики. Петр начал использовать монастыри в качестве приютов для нищих и солдат-инвалидов. Монахам и монахиням было предписано покидать монастыри на два-три часа по специальному разрешению, длительные отлучки были запрещены.

Преобразования Петра I вызывали протест со стороны консервативного боярства и духовенства. Глава православной церкви патриарх Адриан открыто высказывался против ношения иноземного платья и бритья бороды. Во время казни бунтовщиков-стрельцов на Красной площади патриарх, моля об их пощаде, с крестным ходом пришёл к Петру в Преображенское, но царь его не принял. После смерти Адриана (1700) Пётр решил не назначать нового патриарха, вокруг которого могли бы сосредоточиться противники преобразований. Он назначил «местоблюстителем патриаршего престола» рязанского митрополита Стефана Яворского, но не предоставил ему прав, принадлежащих патриарху. Сам царь открыто говорил: «Отец мой имел дело с одним бородачом, а я с тысячами».

К протестантам и католикам Пётр относился терпимо и разрешал им совершать свои богослужения. Терпимо относился Пётр вначале и к раскольникам, но близость видных сторонников раскола к царевичу Алексею резко изменила дело. Раскольники были обложены двойным подушным окладом, не допускались к государственной службе и должны были носить особое платье.

Раскольники видели в брадобритии ересь, искажение лика человека, созданного по «божию подобию». В бородах и длинных одеждах раскольники видели отличие русского человека от «бусурман» -- иноземцев. Теперь, когда и сам царь и его приближённые брились, носили иноземное платье, курили «богомерзкую антихристову траву» (т. е. табак), среди раскольников возникли легенды, что царь подменён иноземцами в «Стекольном» (т. е. в Стокгольме). В 1700 г. пытали в Преображенском приказе книгописца Григория Талицкого за составление письма, в котором излагалось, «будто настало последнее время, и антихрист в мир пришел, и антихрист тот -- государь». В рукописных сочинениях начётчиков, в лицевых апокалипсисах изображали антихриста похожим на Петра, а антихристовых слуг - в виде петровских солдат, одетых в зелёные мундиры. Острота оппозиции в расколе была в значительной мере выражением крестьянского протеста против растущего гнёта.

Пётр вёл борьбу с раскольниками путём посылки «увещателей», предписывая в то же время в случае «жестоковыйного упрямства» предавать суду. Иначе сложились отношения с умеренной частью раскола, отказавшейся от оппозиции правительству. Пётр терпимо относился к знаменитому раскольничьему скиту на реке Выге, основанному Денисовым. Обитатели скита несли работу на Олонецких железоделательных заводах.

В целом Пётр I пошёл по пути превращения церковной службы в государственную.

Ещё во время первого своего заграничного путешествия в 90-х годах XVII века молодой царь живо интересовался церковной жизнью в европейских государствах. Более двух часов Петр беседовал с английским королем и его дочерью на темы обустройства Англиканской Церкви. Именно тогда из уст английского монарха прозвучал совет молодому русскому царю «сделаться самому главой Русской Церкви, чтобы располагать всей полнотой государственной власти, по примеру Англии». Протестантский дух церковного устройства окончательно захватил Петра, когда он побывал в Саксонии, на родине Мартина Лютера. Стоя перед статуей первого реформатора, Петр заявил: «Сей муж, для величайшей пользы своего государя, столь мужественно наступал на жадного до власти папу, что подлинно заслужил величайшего почтения от своего народа».

Согласно протестантскому церковному устройству все церкви, находящиеся на территории какого-либо государства, в высшем своем управлении зависят от главы этого государства. Такое устроение целиком совпадало с идеями церковного преобразования Петра. Он хотел, чтобы государь без чьих-либо нареканий смог не только вмешиваться в дела Церкви, но и управлять ею.

Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде. И такой человек нашелся. Это был киевский архимандрит Феофан (Прокопович). Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Обогащению понятия «государственная служба» способствует анализ ее разновидностей, в частности такой оригинальной, как государственная служба духовенства и ее подвида - государственной духовной службы. Хотя Табель о рангах 1722 г. предусматривала только чины воинские, статские, придворные, не упоминая о духовных, служба православного духовенства может быть признана особым видом государственной службы. В период разработки и принятия Табели государственная духовная служба еще не вполне объективировалась: глобальная церковно-административная реформа проводилось параллельно. Впоследствии же реальное положение не могло найти отображения в Табели по идеологическим причинам: светская власть не отважилась афишировать инкорпорацию институтов Православной церкви в государственный механизм. В результате юридическое нормирование государственной духовной службы определялось комплексом прецедентов и находило лишь косвенное и/или частичное отражение в нормативных правовых актах Андерсон М.С. Петр Великий. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - С.94.

Государственная служба в Российской империи определялась деятельностью «в порядке подчиненного управления государством» и характеризовалась субъективным (конкретное лицо как представитель органа управления) и объективным (деятельность самого лица в аппарате государственного управления) моментами. Главным в государственной службе становилось «уполномочие» на подзаконную деятельность в сфере управления. Соответственно основные признаки государственной службы -это: совокупность определенных действий; действия совершаются в интересах государственного управления; определенный способ выполнения действий; нахождение в пределах должностных полномочий История России. С древнейших времен до конца века. - М.: АСТ, 2001. - С.122. По нашему мнению, служба православного духовенства обладает этими признаками. Так, духовники при исправительных заведениях были наделены определенной компетенцией, включая совершение таинств веры. Данные действия духовенства совершались в интересах государственного управления хотя бы потому, что, как известно, при императоре Петре I в случае сообщения на исповеди сведений о готовящемся преступлении против государственной власти или царствующей династии священнослужитель был обязан донести об этом в правоохранительные органы. Кроме того, лица духовного сана при исправительных учреждениях не ограничивались исключительно целью совершения таинств, но и осуществляли образовательную и просветительскую функции в арестантской среде на основании как светских государственных актов -- университетских уставов и пр., так и государственно-корпоративных актов Церкви. Это соответствует характеристике управления как подзаконной административной деятельности.

Дореволюционная теория права не видела разницы между церковью и всяким другим союзом, подчиненным верховной власти и содействующим целям общественного благополучия. Светская власть, будучи высшей и исключительной инстанцией общего блага, признавала себя вправе заведовать церковью так же, как и всяким иным учреждением или союзом, преследующим общественные цели. К началу XX в. завершилась религиозно-церковная эволюция, начало которой положили преобразования Петра Великого. Вследствие комплекса реформ самостоятельность Русской православной церкви и духовенства оказались скорее призрачными, нежели реальными. Духовенство превратилось в особого рода «служилый класс» посредством прикрепления к государственной службе. Церковь в Российской империи утратила свою независимость, став, по сути, государственным Ведомством православного исповедания. Самый яркий пример сращивания обязанностей государства с компетенцией церковной корпорации - это ведение актов гражданского состояния в виде метрических книг.

На определенном этапе развития Русская православная церковь стала также своего рода «средством массовой информации» государственной власти: Указом 1718 г. было велено обязательно ходить в церковь в воскресные дни и праздники, так как там после обедни читались новые Указы, о которых не умеющие читать могли узнать только во время таких слушаний. Кроме того, нельзя не заметить вмешательство Правительствующего Сената в устройство церковных приходов, состав причтов и порядок поступления в причт. Пожалования духовным академиям титула «императорских» производились с единственно заложенным в это смыслом -- подготовка кадров «духовных чиновников». Церковь привлекалась к пропаганде полезных для самодержавия идей и мероприятий, включая кредит, страхование, формы ведения сельского хозяйства. Черному духовенству было поручено дело просвещения и благотворительности, а кроме того - обязанность ведения монастырских штатов История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. /Под редакцией А. Н. Сахарова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2008. - С.311.

Таким образом, все духовенство было привлечено на государственную службу и составило особый полупривилегированный служилый класс государственной духовной службы. По мнению авторитетных дореволюционных исследователей церковного права, реформа церковной жизни окончательно пошла не по пути установления самоуправления, а по пути бюрократическому.

Все настойчивые просьбы высшего духовенства об избрании патриарха Петр отвергал. Впервые Петр упомянул о грядущей реформе лишь в 1718 году, отвечая на очередную жалобу патриаршего местоблюстителя и упрекая его в беспомощности. Царь заявил, что «впредь для лучшего мнится быть духовной коллегии, дабы удобнее было и возможно исправлять такие великие дела как церковное управление». В это же время он поручил Феофану, ставшему уже Псковским епископом, написать проект этой коллегии и слово в ее защиту.

Отмена патриаршества. Церковная реформа.

Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь. Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно – церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами. Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца.

После смерти патриарха Адриана Петр лишь назначил на его пост исполняющего обязанности – местоблюстителя, а выборы патриарха не провел. В 1721 г. был образован «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату, фактическим главой которого являлся Феофан Прокопович. Именно он сочинил «духовный регламент» – свод важнейших организационных и идеологических уставлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По регламенту члены Синода присягали как чиновники на верность царю и обязывались «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

www.historias.ru

Церковь и ликвидация патриаршества Россия , Russia

Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь , которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, получивший наименование «местоблюститель патриаршего престола «, при этом не облеченный патриаршими полномочиями.

Хотя формально «местоблюститель» по-прежнему должен был созывать на советы епископов — «освященные соборы «, но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином И.Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы.
Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 г. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. рублей.

Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.

Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил «Духовный регламент», разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу.

11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И. В. Болдина), которому подчинялась синодальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизиторы». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду, а с 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти.

Церковь и ликвидация патриаршества

Церковь и ликвидация патриаршества — раздел История, Петр I. Церковь И Ликвидация Патриаршества. Крупнейшим Феодалом В России Оставалась Ц.

Церковь и ликвидация патриаршества. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу ХVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом.

Когда в 1700 г. умер патриарх Андриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, получивший наименование местоблюститель патриаршего престола, при этом не облеченный патриаршими полномочиями. Хотя формально местоблюститель по-прежнему должен был созывать на советы епископов — освященные соборы, но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином И.Л. Мусиным- Пушкиным и дьяком Е. Зотовым.

Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 г. по 1711 г. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. рублей. Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей.

На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат. Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре 14 февраля для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т.д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу. 11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора И.В. Болдина, которому подчинялась синодальная канцелярия и церковные фискалы — инквизиторы. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду, а с 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору.

Таким образом, Петр I — полностью подчинил церковь своей власти.

Создание регулярной армии и флота.

Многие петровские реформы были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны создание регулярной армии и постройку мощного отечественного флота Потешными полки 1687 г. были не чем иным, как ядром новой армии. Они стали своеобразной школой боевой подготовки для новых формирований. Реорганизация армии началась уже в 1698 г когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки.

В основу комплектования их был положен опыт наборов солдат и драгун, сложившийся во второй половине ХVII в. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из крестьян и других податных сословий, и офицерский корпус — из дворян. Указ от 19 ноября 1699 г. предусматривал формирование 30 пехотных солдатских полков из сдаточных и охочих людей. А указ 1705 г. завершил складывание рекрутчины. В итоге с 1699 г. по 1725 г. было проведено 53 набора в армию и на флот 23 основных и 30 дополнительных. Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную воинскую службу. И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. петровская армия была доведена до 52 пехотных в том числе 5 гренадерских и 33 кавалерийских полков.

После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились почти 100-тысячная русская армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков.

Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130-тысячную армию из трех родов войск — пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс в ландмилиции ополчении и свыше 105 тыс — в казачьих и иных иррегулярных частях. Для обучения солдат и офицеров помимо Устава воинского 1698 были подготовлены многочисленные наставления Упреждение к бою, Для военной битвы правила, Воинские статьи и др. Наконец, в 1716 г. был издан Устав воинский, обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698 — 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая морская, артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы.

В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов.

Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство военно-морском флота. Флот строился и на юге, и на севере страны. был Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным 32 линейных корабля от 50- и до 96-пушечных, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов впервые в 1705 г Для обучения морскому делу составлялись инструкции Артикул корабельный, Инструкция и артикулы военные Российскому флоту, Устав морской и, наконец, Регламент адмиралтейский 1722 . В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров.

В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту.

Когда родился ПЁТР 1 ?

334 года назад (1672) родился ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672 — 1725), первый российский император

Петр I — младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака (с Натальей Нарышкиной) . В первые годы царствования Петра I его противники группировались вокруг царевны Софьи и Милославских. После подавления стрелецкого восстания 1689 года правил самостоятельно (формально до 1698 разделял власть со своим сводным братом Иваном V). Петр I был женат дважды: первым браком — на Евдокии Лопухиной, от которой имел троих сыновей — царевича Алексея, казненного в 1718 году, и двоих сыновей, умерших в младенчестве; вторым браком — на Екатерине Скавронской (впоследствии императрица Екатерина I),от которой имел 9 детей, большинство из которых, за исключением Анны и Елизаветы (впоследствии императрица Елизавета Петровна) , умерли малолетними. В 1695 году возглавил Азовские походы, в результате которых в 1711 году Россия закрепилась на побережье Азовского моря. Петр использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. По его инициативе были проведены реформы в области государственного управления (губернская реформа 1708-1715 годов, создание коллегий, Сената, органов высшего контроля) , организации военного дела (введена рекрутская повинность и обязательная военная служба дворян, создана регулярная армия, велось строительство флота) , промышленности, торговли, просвещения (открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука) . Преобразования, проводимые Петром I (выдвижение на первый план служилого дворянства и чиновной бюрократии, ликвидация патриаршества, утрата церковью политической самостоятельности) , вызвали недовольство боярства и церковной иерархии; ответом на многие насильственные нововведения и усиление налогового бремени стали восстания горожан и солдат в Астрахани в 1705-1706 годах, казацко-крестьянское восстание на Дону, в Слободской Украине, Поволжье в 1707-1708 годах. Победа в Северной войне (1700-1721) открыла России выход к Балтийскому морю. В 1703 году Петр основал новую столицу России — Санкт-Петербург. В результате Персидского похода в 1722-1723 годах Россия приобрела земли на побережье Каспийского моря. В исторической науке нет единства в оценке деятельности Петра; вместе с тем в российской историографии преобладает точка зрения, согласно которой реформы Петра I расчистили путь для более интенсивного экономического и культурного развития страны. Реформы царь проводил жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Петр I добился признания за Россией странами Западной Европы авторитета великой державы.
пнп

После смерти патриарха Адриана Петр лишь назначил на его пост исполняющего обязанности – местоблюстителя, а выборы патриарха не провел.

Упразднение Петром I патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода

XVIII век был эпохой радикального изменения многих сторон жизни русского народа. С царствованием Петра I наступает период так называемой «европеизации» России. По образцу западноевропейских государств строится политическая жизнь страны, ее хозяйство. Энергично внедряются западноевропейские формы культуры. Хотя в России со многими из этих явлений западноевропейской жизни начали знакомиться еще в XVII в.

10 важных реформ в истории России

Предлагаем ознакомиться с 10 реформами в истории России, информация о которых дана на сайте журнала «Огонек».

1. Реформы Ивана Грозного Началом реформ Ивана IV считается созыв первого Земского собора в 1549 году с участием бояр, дворян и высшего духовенства. Собор принял решение о составлении нового Судебника, в котором, в частности, появилось наказание за взятки. В 1550 году царь создал первое регулярное стрелецкое войско, а 1555 году провел реформу местного самоуправления, создав в уездах выборные органы управления.

Ликвидация патриаршества в россии

А1.В каком веке Россия стала великой морской державой?

1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.

А3.Как назывались исторические хроники, существовавшие в России в XI–XVII вв.

Власти Москвы опровергли ликвидацию троллейбусных маршрутов на Садовом кольце

Фото: Александр Вайнштейн / «Коммерсантъ»

Реконструкция Садового кольца в Москве предполагает нормализацию ширины проезжей части и сохранение троллейбусных маршрутов. Об этом сообщили в пятницу, 11 марта, «Журналу ЖЖ» в пресс-службе городского департамента транспорта.

В Литве обсудили план США по ликвидации российской государственности

Депутат Евгений Федоров о необходимости наказать российских либералов, выступивших на литовском форуме с антигосударственными призывами …

Депутаты думской фракции «Единая Россия» намерены обратиться в правоохранительные органы с просьбой оценить высказывания участников Форума, прошедшего в Литве.

«Советская власть никакой церкви не создает,

а напротив, заинтересована ее уничтожить».

(М.И. Лацис, сотрудник ВЧК)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

определить значение восстановления патриаршества;

охарактеризовать процессы, происходившие внутри Русской Православной Церкви период революционной смуты, раскрыть причины разделения РПЦ;

сформировать представление о трагических взаимоотношениях РПЦ и атеистической советской власти;

выяснить причины борьбы большевистского руководства с православием и иными конфессиями (мусульманством, иудаизмом, католицизмом, протестантизмом, буддизмом);

раскрыть значение духовного подвига патриарха Тихона, новомучеников и исповедников XX века, пострадавших за веру;

продолжить формирование основных умений: выдвигать гипотезы, самостоятельно работать с текстом учебника и документами, сопоставлять исторические факты.

Церковь и ликвидация патриаршества - Россия, Russia

Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь. которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, получивший наименование «местоблюститель патриаршего престола «, при этом не облеченный патриаршими полномочиями.

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ (1661–1682) – русский царь (с 1676), старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России.

Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола.

XVIII век был эпохой радикального изменения многих сторон жизни русского народа. С царствованием Петра I наступает период так называемой «европеизации» России. По образцу западноевропейских государств строится политическая жизнь страны, ее хозяйство. Энергично внедряются западноевропейские формы культуры. Хотя в России со многими из этих явлений западноевропейской жизни начали знакомиться еще в XVII в., при Петре I все они стали насаждаться сверху - насильственно и немедленно. Предпринятая при этом ничем не обоснованная ломка национальных культурных традиций и форм государственной жизни указывает на одну из уязвимых сторон Петровской реформы.

Свои преобразования в строе церковной жизни, исходившие из соображений «государственной пользы», Петр I начал еще при жизни Патриарха Адриана. Так, в 1697 г. царским указом под государственный контроль было взято хозяйство архиерейских домов и монастырей («тунегибельные вотчины»), причем монастырям запрещалась строительная деятельность. В 1698 г. была прекращена выплата казенной руги (т. е. денег и хлеба. - Ред.) церквам, имевшим угодья и приходские дворы. Церквам же, не имевшим угодий и приходских дворов, руга была уменьшена наполовину. Сами же угодья церквей объявлялись оброчными статьями казны. После смерти Патриарха (16 октября 1700) Петр I предпринимает дальнейшие шаги с целью еще большего подчинения церковного строя в России интересам царского абсолютизма.

Выборы нового Патриарха так и не состоялись. Был лишь назначен Экзарх (Местоблюститель) Патриаршего престола, которым по желанию царя стал образованный украинец митрополит Рязанский Стефан (Яворский). При этом Экзарху и Освященному Собору была предоставлена компетенция вести только дела «о расколе, противностях Церкви и ересях». Что же касалось назначений на церковные должности и других церковно-административных вопросов, то ими теперь практически полностью распоряжались сам царь и его приближенные А. Д. Меньшиков, И. А. Мусин-Пушкин и выдвинувшийся позднее архимандрит Феодосии (Яновский).

В январе 1701 г. был восстановлен упраздненный еще в 1667 г. монастырский приказ, в ведение которого переходило управление всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами и нарядами с них. На содержание архиереев и монастырей из приказа теперь назначалось жалованье, причем крайне урезанное - «без чего прожить невозможно». Остальные суммы, получившиеся со сборов от церковных имений, предполагалось употреблять на государственные и общественные нужды, в частности на создание школ и благотворительных учреждений (больниц, богаделен для нищих, увечных воинов и т. д.). Впрочем, если при монастырях, приходах или архиерейских домах устраивались богадельни, то соответствующим духовным властям вотчины вновь возвращались под их собственное управление, хотя и при сохранении государственного контроля над доходами с них.

Подводя итог двадцатилетней деятельности монастырского приказа, нужно сказать, что она привела церковное хозяйство к крайнему расстройству. Архиерейские дома скудели из года в год, монастырские строения разваливались без поправки, в вотчинах от непосильных сборов резко сокращалось число дворов. Недоимки по сборам с церковных имений постоянно росли, достигнув в 1721-1722 гг. огромной по тому времени суммы - более 1,2 млн рублей.

Между тем заимствованные у протестантов взгляды на отношения государства и Церкви еще более усилились у Петра I в связи с его путешествиями по Европе. Так, во время первого из них он не без внимания слушал Вильгельма Оранского, советовавшего ему устроить Русскую Церковь на манер Англиканской, объявив себя ее Главою. В 1712 г. в Виттенберге, увидев памятник М. Лютеру, Петр высказал похвалу последнему за то, что тот «на Папу и на все его воинство мужественно наступал для величайшей пользы своего государя и многих князей, которые были поумнее прочих».

В стремлении русских церковных деятелей сохранить патриаршество самодержец видел всего лишь ненавистный ему «папежский дух». Таким образом, к 1718 г. судьба церковной реформы была уже предрешена. Нашелся у нее и готовый теоретик - «скорое перо» Петра I - епископ Феофан (Прокопович).

Недовольство части духовенства вводимыми порядками вызывало раздражение Петра I, a нередко навлекало на недовольных репрессивные меры. Так, еще в 1700 г. был лишен кафедры епископ Тамбовский Игнатий, снабжавший деньгами книгописца Григория Талицкого и «со слезами» читавший его тетради, в которых доказывалось, что Петр I - «антихрист». В 1707 г. был лишен кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Нижегородский Исайя, резко протестовавший против действий монастырского приказа в его епархии. Но особенно много тягостных переживаний доставило немалому числу представителей духовенства, не исключая и самого экзарха, дело царевича Алексия.

С царевичем Алексием многие связывали восстановление былых обычаев. Бежав за границу в 1716 г., царевич Алексий поддерживал связь с некоторыми духовными лицами (епископ Ростовский Досифей, митрополиты Крутицкий Игнатий (Смола) и Киевский Иоасаф (Краковский) и др.). Когда же в 1718 г. царевич был возвращен в Россию, то во время розыска (следствия. - Ред.), учиненного отцом, в качестве главной причины возникшей между ними вражды Петр I назвал «беседы с попами и чернецами». Тогда же после лишения сана были казнены епископ Досифей, духовник царевича протопоп Иаков Игнатьев и близкий к первой супруге Петра I, царице Евдокии, ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный. Митрополит Игнатий был лишен кафедры, а вызванный на допрос митрополит Иоасаф (Краковский) скончался по дороге из Киева.

В 1718 г. Петр I, учреждая коллегиальную форму управления для различных областей государственной жизни, решил создать для высшего управления церковной жизнью Духовную Коллегию. По его поручению епископ Псковский (впоследствии архиепископ Новгородский) Феофан (Прокопович; 1681-1736) написал «Духовный регламент», в котором были указаны мотивы замены Патриаршего управления Русской Церковью коллегиальным, права и обязанности Духовной Коллегии и ее состав.

Указывая причины («вины») упразднения патриаршества и заменив его коллегиальной формой церковного управления, составитель «Духовного регламента» демагогически утверждал, что, «во-первых бо, известнее взяскуется истина Соборным сословием, нежели единым лицем» (ч. I, § 1). Между тем общеизвестно, что Всероссийские Патриархи решали принципиальные вопросы церковного устройства и управления совместно с Освященным Собором, состоявшим из всех архиереев Русской Церкви, а порой и других представителей духовенства. В то же время Духовная Коллегия состояла всего из 12 человек, в их числе только трое должны были быть епископами, а остальные - неподведомственными им клириками, при этом Президент Коллегии в епископском сане не обладал никакими особыми правами (ч. III, § 1-2).

Таким образом, нововведенная «коллегиальность» явилась ударом по традиционному в Православной Церкви началу соборности в церковном управлении. Все члены Коллегии назначались императором. «Сие же наипаче сильно есть, когда Коллегиум правительское под Державным Монархом есть и от Монарха установлено» (ч. I, §3).

Впрочем, «Духовный регламент», правда опять же в демагогической форме, указывал и подлинную причину упразднения патриаршества и учреждения Духовной Коллегии. «Велико и сие, что от Соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного...» (ч. I, § 7). Смысл этого высказывания сводился к тому, чтобы лишить Русскую Церковь остатков ее внутренней автономии и полностью подчинить интересам петровского абсолютизма.

Вместе с тем постепенно стали различаться постоянные члены Синода и временно присутствующие. Архиереи со временем стали преобладать в Синоде, и в конце XIX в. членами Синода назначались только святители, хотя в начале XX в. в состав Синода снова начали входить представители белого духовенства. К XX в. постоянными членами Синода были митрополиты Санкт-Петербургский, Киевский, Московский и Экзарх Грузии. Звание первенствующего члена Святейшего Синода (позднее именовавшегося первоприсутствующим), председательствовавшего на заседаниях, связывалось с Новгородской и Санкт-Петербургской кафедрами.

В течение года (с февраля 1720 по февраль 1721 г.) шел сбор подписей под «Духовным регламентом» русских архиереев и настоятелей крупнейших монастырей. Они ставили свои подписи, опасаясь царского гнева.

Торжественное открытие Духовной Коллегии, которая по настоянию ее членов получила наименование Святейшего Правительствующего Синода, состоялось 14 февраля 1721 г.

Хотя «Духовный регламент» и был составлен церковным лицом - епископом Псковским Феофаном (Прокоповичем), но он, по сути дела, был обычным актом государственного законодательства, не опирающимся на церковное каноническое право.

Согласно «Духовному регламенту», в России, в Русской Церкви по единоличной воле монарха упразднялось патриаршество. Император сам объявил себя «верховным судьей», видя в Синоде проводника «своей правильной власти». Высшее Церковное Управление осуществлялось в последующем под контролем светской власти.

Это было явным расхождением с основами канонического права, прежде всего с 34-м правилом святых апостолов, в котором прямо говорится, что «епископам всякого народа подобает знати Перваго из них и признавати его яко Главу». Это апостольское правило многократно подтверждалось правилами Вселенских и Поместных Соборов.

В том же 1721 г. Петр I обратился к Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными Православными Патриархами Святейшего Синода. Патриарх Иеремия III дал положительный ответ в феврале 1722 г. В сентябре 1723 г. Константинопольский и Антиохийский Патриархи (Александрийская Патриаршая кафедра была вакантна, Иерусалимский Патриарх был тяжело болен) особой грамотой признали проведенную Петром I реформу Высшего Церковного Управления, назвав Святейший Синод своим «во Христе братом», имеющим право совершать то же, что и Патриаршие престолы. «Так неканоническая по замыслу, по ее принципам и способу проведения в жизнь церковная реформа Петра Великого была формально легализована этим утверждением Восточных Патриархов» .

На протяжении всего Синодального периода церковная реформа Петра I отрицательно воспринималась в широких церковных кругах. Из иерархов петровского времени, пожалуй, только один архиепископ Феофан (Прокопович) был всецело предан этой церковной реформе, идеологом которой он фактически являлся.

Президент Синода Митрополит Рязанский Стефан (Яворский) считал патриаршество необходимой и лучшей формой Высшего Церковного Управления Русской Церковью. Против церковной реформы так или иначе высказывались также вице-президент Синода архиепископ Новгородский Феодосии (Яновский; 1727), архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский; 1741), митрополит Крутицкий Игнатий (Смола; 1741), архиепископ Ростовский Георгий (Дашков; 1739), епископ Воронежский Лев (Юрлов; 1755), митрополит Казанский Сильвестр (Холмский; 1735), епископ Карельский Маркелл (Родышевский; 1742) и другие иерархи.

В XIX в. митрополит Московский Филарет (Дроздов; 1782-1867) возражал против официальной записки А. Н. Муравьева «О состоянии Православной Церкви в России» и, в частности, высказался следующим образом в отношении церковной реформы Петра I:

«Записка говорит, что Патриархи Иоаким и Адриан противились петровым преобразованиям и поэтому были неудобны для правительства. Едва ли так. Петр мог ужиться с ними, если бы не прельстился проектом Лейбница о коллегиях, в том числе и о Духовной Коллегии, которую у протестанта перенял Петр, но которую Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод. Записка жалуется, что Синод остался. Напрасно. Хорошо было бы не уничтожать Патриарха и не колебать иерархии, но восстановить Патриарха было бы не очень удобно; едва ли был бы он полезнее Синода. Если светская власть начала тяготеть над духовною, почему один Патриарх тверже вынес бы сию тяжесть, нежели Синод? Было время, когда в России не было ни Патриарха, ни Синода, а только Митрополит. Но власть светская искренно чтила духовную власть и ее правила (установления); и сия имела более удобства действовать с ревностью и одушевлением. Вот в чем дело!» .

Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь. Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно – церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами. Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца.

После смерти патриарха Адриана Петр лишь назначил на его пост исполняющего обязанности – местоблюстителя, а выборы патриарха не провел. В 1721 г. был образован «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату, фактическим главой которого являлся Феофан Прокопович. Именно он сочинил «духовный регламент» – свод важнейших организационных и идеологических уставлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По регламенту члены Синода присягали как чиновники на верность царю и обязывались «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

Главные достижения Троцкого в политической деятельности
Троцкий Лев Давидович являлся основателем троцкизма – враждебного ленинизму течения в рабочем движении. Первоначально троцкизм возник как леворадикальный оттенок меньшевизма и российская разновидность центризма. Как антиленинское течение Троцкизм начал оформляться ещё со времени II съезда РСДРП (1903), на котором Троцкий выступил по ряд...

Начало восстания.
Восстание началось 17 сентября 1773 года с указа Пугачева, адресованного казакам Яицкого войска. С отрядом из казаков-добровольцев, он подступил к Яицкому городку, но, не имея артиллерии, не отважился его штурмовать. Отсюда Пугачев направился на восток к Оренбургу, где захватил ряд прияицких крепостей и казачьих городков, пополнил свое...

Третий Петр, (Емельян Иванович Пугачев)
В VXIII веке в России продолжали появляться самозванцы, принимавшие имена русских государей, наследников престола или членов царствующих династий. Многократно «оживали» царевич Алексей, сын Петра I, и рано умерший от оспы Петр II. Восемь раз «поднимался из гроба» Иван Антонович, младенцем низложенный Елизаветой Петровной и убитый страж...