» » Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Пушкин и царское село Саврасов петр федорович

Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Пушкин и царское село Саврасов петр федорович

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

В пригороде, в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга, расположился город Пушкин (до 1918 г. – Царское Село), названный в честь великого русского поэта, талант которого в юные годы развился здесь, и жизнь была неразрывно связана с этими местами.

История Царского Села

Изначально, на месте Царского Села, в XVII – начале XVIII века существовала шведская усадьба (поместье) «Сарская мыза». После изгнания шведов и со своим развитием усадьба (мыза) превращается в село, а наименование «Сарское» в русском языке трансформируется в «Царское». В XVIII веке здесь происходит строительство церквей и дворцов, закладка парков и обустройство декоративных прудов. При императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I , Царское Село развивается и становится императорской резиденцией, центром политической и придворной жизни страны.

Пушкин в Царскосельском лицее

В возрасте двенадцати лет, в 1811 году, Пушкина привезли в Царское село для обучения в открывшемся по указанию императора Александра I привилегированном высшем учебном заведении для обучения дворянских детей – Императорском Царскосельском лицее. Именно в годы обучения в лицее открылся и был оценен поэтический талант Пушкина, в этот период Пушкин создал большое количество стихотворных произведений.

В 1817 году Пушкин был выпущен из лицея в чине коллежского секретаря. Воспоминания о проведенных в лицее годах, о лицейских друзьях, навсегда остались в душе поэта.

Пушкин в Доме Китаевой

В 1831 году, после бракосочетания А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой, молодая семья переезжает в Петербург, а затем, на лето, в Царское Село. Здесь, в рабочем кабинете в Доме Китаевой, где остановились Пушкин с молодой женой, была написана «Сказка о царе Салтане» , Письмо Онегина к Татьяне , стихотворение «Чем чаще празднует лицей» и другие произведения.

Царское село на карте

Государственный музей-заповедник «Царское село» расположен по адресу: Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, д.7.

Сопутствующие материалы:

Пушкин и Царское Село . Речь Иннокентия Анненского, произнесенная им на Пушкинском празднике в Императорском Китайском театре в Царском Селе.

«Отечество нам - Царское Село…»

Будучи выпускником Царскосельского лицея, Александр Пушкин стал самым гениальным певцом Царского Села. «Сады Лицея» многократно воспеты поэтом. Если в Захарове и Больших Вязёмах его лира только начала пробуждаться, то в Царском Селе она звучала с каждым годом всё громче и прекраснее.

Сахарова Елена. 9 лет. Царскосельский Лицей

Символично название стихотворения «Воспоминания о Царском Селе», выслушав которое на переводном лицейском экзамене, известный поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин «в гроб сходя, благословил» юного поэта. Складом речи, её внутренней мелодией стихи напоминают торжественные оды поэтов XVIII века, и это глубоко оправданно. Ведь речь идёт о славных победах русского оружия в эпоху Екатерины II, увековеченных в колоннах и обелисках. Ночной ландшафт «прекрасного Царскосельского сада», воспетый в стихотворении, одновременно лиричен и величав:

С холмов кремнистых водопады

Стекают бисерной рекой,

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной;

А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Минервы росской храм?

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» словно подчёркивает преемственность творчества Пушкина и его лучших предшественников, но в строках юного поэта гораздо больше афористичности, лиризма и искренности чувств, близких русскому сердцу.

Сахарова Елена. 9 лет. Чесменская колонна

В произведениях Пушкина часто звучат царскосельские мотивы, возникают пленительные образы Екатерининского и Александровского парков. В стихотворении «Царское Село», сочинённом в 1823 году, он признается:

И чуждый призраку блистательныя славы

Вам, Царского Села прекрасные дубравы,

Отныне посвятил безвестной музы друг

И песни мирные, и сладостный досуг.

Живущие в воображении поэта картины парков чаруют своей ностальгической красотой. В них всё дышит памятью о лицейской юности:

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчество сливалось,

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой.

К царскосельским воспоминаниям обращался Пушкин в стихах, посвящённых лицейским годовщинам, в лирических отступлениях «Евгения Онегина» и других произведениях. В 1829 году поэт написал стихотворение с таким же названием, как и то, за которое его благословил Державин - «Воспоминания в Царском Селе». Пушкин, воображая себя «вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым», обращается к благословенным лицейским годам и к славной эпохе Екатерины II:

И вновь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.

Ещё, исполнены великою женою,

Её любимые сады

Стоят, населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов,

И славой мраморной, и медными хвалами

Екатерининских орлов.

Пушкин видит «призраки героев у посвящённых им столпов», среди которых прославленный полководец П. А. Румянцев, «Перун кагульских берегов» , выигравший сражение при Кагуле, и двоюродный дед поэта Иван Абрамович - «наваринский Ганнибал» , командовавший всей артиллерией флота в морской битве при Наварине. Неоконченное стихотворение 1829 года перекликается по содержанию с написанным в лицейские годы, но более лаконично и стилем уже не похоже на оды XVIII века.

В 1816 году, когда Пушкин был ещё лицеистом, в Царском Селе близ Большого пруда Екатерининского парка был открыт фонтан «Девушка с кувшином». Прекрасная статуя, созданная скульптором Соколовым, внесла особое очарование в этот уютный уголок парка, привлекая внимание художников и литераторов. Грациозная девичья фигура склонилась в светлой печали над разбитым кувшином, из которого истекает звенящая струя воды. 1 октября 1830 года, в пору Болдинской осени, знаменитый фонтан великий поэт воспел в стихотворении «Царскосельская статуя»:

Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева над вечной струёй вечно печальна сидит.

Печаль царскосельской девы выражает отношение самого поэта к вечной струе бытия, такого нелёгкого, порой нерадостного и грешного, но одновременно такого мудрого и изначально прекрасного.

Из книги Салтыков-Щедрин автора Тюнькин Константин Иванович

Глава вторая ГОДЫ УЧЕНИЯ. - МОСКВА. ЦАРСКОЕ СЕЛО. ПЕТЕРБУРГ На состоявшемся в июне 1837 года торжественном акте в московском Дворянском институте в присутствии «местных начальств, родителей воспитанников и вообще любителей отечественного просвещения» одиннадцатилетний

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

Глава 3 ЦАРСКОЕ СЕЛО И ПАВЛОВСК Продолжая вспоминать об окрестностях Петербурга, я еще должен упомянуть о Павловске и о Царском. С Павловском я познакомился, когда мне было пять лет и когда я уже хорошо знал Петергоф и Ораниенбаум, с Царским же я познакомился гораздо позже,

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

ЦАРСКОЕ СЕЛО 1. «Червонный лист, беспомощно шурша…» Червонный лист, беспомощно шурша, На землю падает и умирает, Осенний ветер в зарослях играет, Надламывая стебли камыша. И на дорожку медленно сквозит Из голубых полуоткрытых окон Печальный силуэт… Упавший локон По

Из книги Ахматова и Гумилев. С любимыми не расставайтесь… автора Алексеева Татьяна Сергеевна

Глава II Россия, Царское Село, 1901 г. Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. А. Ахматова Аню опять разбудил шум на улице. Было не так уж и рано, но в ее комнате стоял густой полумрак - утренний свет с трудом

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Глава III Россия, Царское Село, 1903 г. Божий Ангел, зимним утром Тайно обручивший нас, С нашей жизни беспечальной Глаз не сводит потемневших. А. Ахматова Выходить из жарко натопленного дома Срезневских на мороз было неприятно даже в полушубке и муфте. Аня специально не

Из книги Мои воспоминания. Книга первая автора Бенуа Александр Николаевич

Глава IV Россия, Царское Село, 1905 г. Чем хуже этот век предшествовавших? Разве Тем, что в чаду печалей и тревог Он к самой черной прикоснулся язве, Но исцелить ее не мог? А. Ахматова Аня робко заглянула в комнату матери. Та сидела за столом и пришивала к своему старому платью

Из книги Зазнобы августейшего маньяка. Мемуары Фанни Лир автора Азаров Михаил

Глава VI Россия, Евпатория - Царское Село, 1907 г. Мы не умеем прощаться - Всё бродим плечо к плечу. Уже начинает смеркаться, Ты задумчив, а я молчу. А. Ахматова Солнце уже висело довольно низко над морем, но светило все еще ярко, и цвет у его слепящего глаза диска был не

Из книги Роковая красавица Наталья Гончарова автора

Из книги «Приют задумчивых дриад» [Пушкинские усадьбы и парки] автора Егорова Елена Николаевна

ГЛАВА 3 Царское Село и Павловск Продолжая вспоминать об окрестностях Петербурга, я еще должен упомянуть о Павловске и о Царском. С Павловском я познакомился, когда мне было пять лет и когда я уже хорошо знал Петергоф и Ораниенбаум, с Царским же я познакомился гораздо позже,

Из книги Исповедь автора Стриженов Олег Александрович

Золотая юность. Дорот. Царское село Две недели прошли, как в волшебном сне.Утром я осматривала Петербург, а ночью пировала с «серебряной старостью».На третьей неделе получила письмо от обворожительной царицы полусвета, англичанки Mabel, вывезенной из Лондона одним

Из книги Пушкин и Натали. Покоя сердце просит… автора Ободовская Ирина Михайловна

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

Из книги автора

Царское Село В театральном училище, кроме других дисциплин, нам преподавали акробатику, фехтование, танец, сценодвижение, ритмику. И если по роли предстоит фехтовать, то фехтую сам, перед этим репетируя поединок с профессиональным фехтовальщиком.Но, например, боксировать

Из книги автора

Царское Село. Петербург По приезде в Петербург Пушкины остановились на несколько дней в гостинице Демута, а затем переехали в Царское Село. Небольшая дача с мезонином вблизи парка очень понравилась Александру Сергеевичу и Наталье Николаевне.Те несколько месяцев, что

Из книги автора

1. Царское Село В невнятном свете фонаря, Стекло и воздух серебря, Снежинки вьются. Очень чисто Дорожка убрана. Скамья И бледный профиль гимназиста. Odi profanum… Это я. Не помню первого свиданья, Но помню эту тишину, О, первый холод мирозданья, О, пробуждение в плену! Дух,

Из книги автора

ЦАРСКОЕ СЕЛО (ПУШКИН И ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ) Сарица, русская вотчина Сарчаза, как называли шведы Дудеровский погост Новгородского уезда, только в XVIII веке становится пышной загородной резиденцией императорского дворца - Царским Селом. Сарица, это еще - Саризгоф или

Город Пушкин расположен к югу от Петербурга. Свое название, данное ему в честь великого русского поэта, жизнь которого была тесно связано с этими местами, город получил только в 1937 году. До 1918 года он назывался Царским Селом.

Царское село на протяжении двух веков являлось парадной летней резиденцией российских императоров. Однако происхождение названия этого города гораздо более интересно, чем может показаться на первый взгляд – оно не имеет никакого отношения к русскому слову «царь».

Первоначально царскосельскими землями владели шведы. На том месте, где в будущем выросли царские резиденции, находилась Сарская мыза, которую Петр I в 1710 году подарил своей жене Екатерине Алексеевне. После окончательного изгнания шведов с завоеванной территории, Сарскую мызу переименовали в Сарское Село. Финское название было заменено на более привычное для уха русское в 1717 году, когда началось строительство каменного дворца. именно с этого момента Сарское село начало называться Царским. Через некоторое время на месте скромной мызы выросла блестящая загородная резиденция русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы.

Следующей владелицей Царского Села стала дочь Петра I, Елизавета Петровна.

При ней к строительным работам в Царском Селе был привлечен архитектор Михаил Земцов, которому было поручено составить проект увеличения и перестройки Екатерининского дворца. Над дворцом работали и многие другие выдающиеся архитекторы, к примеру, Трезини и Растрелли. Благодаря их усилиям Екатерининский дворец стал одним из наиболее значительных памятников дворцово-парковой архитектуры Петербурга.

Следующей хозяйкой Царского Села стала Екатерина II, предпочитавшая его всем другим загородным резиденциям. В ее царствование был построен Александровский дворец, а к Екатерининскому дворцу были пристроены Агатовые комнаты, Камеронова галерея и Великокняжеский корпус. Парки Царского Села в этот период были расширены и украшены множеством новых сооружений и памятников в честь сподвижников императрицы.

В годы правления Павла I Царское Село было заброшено и строительство в нем остановилось. При Александре I оно было возобновлено, и продолжалось при Николае I. Именно по решению Александра I в 1810 году в Царском Селе был открыт знаменитый Лицей, который стал его символом и воплощением памяти о юных годах Александра Сергеевича Пушкина.

Последним хозяином Царского Села был император Николай II, который постоянно жил здесь, в Александровском дворце, с 1905 года.

В 1917 году, закончилась история Царского Села как резиденции российских императоров. Его дворцы были превращены в музеи, а в лучших домах и дачах города разместились детские учреждения. В 1918 году город получил новое название – Детское Село. Через девятнадцать лет, в 1937 году, город был переименован снова, очередное переименование было связано со столетней годовщиной со дня гибели Пушкина.

Во время Великой Отечественной войны дворцы и парки Царского Села очень сильно пострадали. Многое было сожжено и разрушено, огромное количество ценных экспонатов было похищено. Особого внимания заслуживает история с Янтарной комнатой – уникальным памятником художественной культуры, утраченным во время войны.

Янтарная Комната была подарена Петру I прусским королем. Во время немецкой оккупации она была демонтирована и вывезена в Германию, где бесследно исчезла. Янтарную комнату разыскивали долгие годы, однако поиски так ни к чему и не привели. Решено было восстановить ее по сохранившимся документам и фотографиям. Работы по созданию янтарных панно велись в течение 25 лет, и были закончены в 2003 году, к празднованию 300-летнего юбилея Петербурга.

Программа конкурса всегда очень насыщенная, но ни в коем случае нельзя просто приехать в Царское Село и не познакомиться с его уникальными достопримечательностями! Недаром наш город называют “городом муз”, великое множество писателей, поэтов, художников, деятелей искусства черпали свое вдохновение именно в Царском Селе. Организаторы конкурса подготовили для участников познавательную программу: это и обзорная экскурсия по городу, и посещение великолепного Екатерининского дворца, и экскурсия в Императорский Лицей, где учился великий поэт Александр Сергеевич, а также многое другое! Спешите окунуться в эту неповторимую атмосферу!

В городе Пушкине открылся Музей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии

Царское Село - это, в самом деле, наше Отечество. Пушкин здесь прав тысячу раз. Если еще точнее – это воплощенные мечты о том, каким должно быть наше Отечество. Царское Село – это своеобразное собрание лучшего. Природная красота места, архитектура, военная слава, технические открытия, талантливые жители – все это счастливым образом совпало в этом небольшом уездном центре Императорской России, и свет этого лучшего до сих пор озаряет любимый нами пригород Санкт-Петербурга.

В начале XIX века в Царском Селе был открыт знаменитый Лицей, однако это не единственное учебное заведение, выпускники которого прославили Россию. В 1865 году в Царском Селе стала действовать Мариинская женская гимназия, а чуть позже по просьбе жителей города, а также близлежащих Павловска и Гатчины, решено было открыть и мужскую – Императорскую Николаевскую гимназию. Свое имя новое учебное заведение получило в память Императора Николая Павловича и Цесаревича Николая Александровича, рано скончавшегося сына Государя Александра II. Открытие Николаевской гимназии состоялось 8 сентября 1870 года, торжество проходило в присутствии Александра II, августейших лиц и высоких сановников.

Гимназическое здание также выбиралось по Высочайшему разрешению. Это было здание недостроенной богадельни – на углу улиц Малой и Набережной, в тихом уголке Царского Села. Архитекторы – Ипполит Монигетти и Александр Видов – создатели многих примечательных царскосельских построек. В октябре 1872 года состоялось освящение домовой гимназической церкви – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Позже здание меняло свой облик по гимназическим нуждам, были в его бытовании и драматические времена, когда здание попросту разрушалось. Но эти нестроения начались уже в XX веке. А пока… Пока, не ведая катаклизмов XX столетия, царскоселы, да и жители близлежащих окрестностей радовались рождению новой гимназии. Это была эпоха, когда в России все слои общества глубинно стали понимать всю ценность хорошего образования. В стране бурно развивался капитализм.

Империи требовались инженеры, ученые, исследователи, впрочем, литераторы, историки, педагоги тоже нужны были России. Ей нужны были и грамотные, порядочные чиновники. Именно такие благородные, талантливые и многогранные личности воспитывались в стенах Николаевской гимназии.

В гимназии большое значение придавали дополнительному образованию. С ноября 1888 года здесь были введены уроки музыки, благодаря которым удалось организовать оркестр, состоящий из 40 оркестрантов. Оркестр с неизменным успехом неоднократно выступал на гимназических концертах, в декабре 1889 года играл в присутствии Великого князя Владимира Александровича. В репертуар входили сложнейшие классические произведения.

Наряду с уроками церковного пения с 1888 года начали преподавать и светское хоровое пение. А сколько радости доставляло гимназистам участие в настоящих оперных спектаклях «Антигона» и «Царь Эдип», поставленных по мотивам трагедий Софокла. И играли эти спектакли на языке оригинала!

В гимназии проходили также семейные литературно-музыкальные вечера. В программу таких вечеров включали музыку русских и зарубежных композиторов в исполнении оркестра, хора, отдельных исполнителей.

…Директорами Николаевской гимназии были лучшие педагоги России. За весь дореволюционный, почти полувековой, период истории гимназии в ней сменилось всего пять директоров: И.И. Пискарев, Л.А. Георгиевский, И.Ф. Анненский, Я.Г. Мор, К.А. Иванов.

Самым знаменитым директором был И.Ф. Анненский – поэт, переводчик, знаток древних языков, автор многочисленных педагогических трудов.

В нынешнем году исполнилось 160 лет со дня рождения Иннокентия Федоровича Анненского, а скончался он внезапно – 13 декабря (по новому стилю) 1909 года, на Царскосельском вокзале. Отпевали любимого директора в гимназической церкви Рождества Пресвятой Богородицы…

Петербургские педагоги почитали за честь преподавание в Николаевской гимназии, несмотря на то, что они читали лекции в университетах, имели научные степени и награды. Вот их благородные имена. Учителя русского языка А.А. Смирнов, математики С.Е. Алексеев, чистописания и рисования А.В. Захаров – они служили в гимназии более четверти века. Ф.П. Крутиков, историк, статский советник. М.И. Ростовцев, преподаватель древних языков, академик, писатель, русский и американский историк, археолог. П.П. Митрофанов, преподаватель древних языков, один из крупнейших исследователей истории Австрии, приват-доцент Петроградского университета. Б.В. Варнеке, преподаватель классических языков, доктор филологических наук, член-корреспондент Германского Археологического института. Г.В. Форстен, преподаватель истории, доктор всеобщей истории, один из основателей кафедры истории новейшего времени Императорского Санкт-Петербургского университета. С.А. Манштейн, преподаватель классических языков, издатель учебных пособий с оригинальной методикой, действительный тайный советник.

С середины 1890-х годов Императорская Николаевская гимназия стала одним из наиболее престижных учебных заведений. Начиная с 1900 года, в гимназии стали получать дипломы экстерном сдавшие экзамен. Увеличилось количество выпускников-медалистов: в 1906 г. и в 1907 г. – по 20 медалей, в 1916-м – 14. Чтобы получить золотую медаль, следовало иметь примерное поведение, «отлично» по латинскому и древнегреческому языкам и математике, а также средний балл 4,5 по всем остальным дисциплинам. Имена медалистов помещались на мраморных досках в актовом зале гимназии.

Учащиеся Николаевской гимназии впоследствии составили цвет российской науки и культуры. В разное время там учились Ф.И. Щербатской, востоковед-индолог, академик, почётный член научных обществ Великобритании, Германии, Франции; П.Г. Светлов, профессор, член-корреспондент АМН СССР, один из основателей отечественной эмбриологии; Н.Н. Калитин, профессор, доктор физико-математических наук, геофизик, основатель советской актинометрии, один из научных руководителей И.В. Курчатова; И.В. Селиверстов, член русской и международной электротехнической комиссий, помощник М.А. Бонч-Бруевича в создании научных радиолабораторий; А.Б. Васенко, один из создателей высотного аэростата, крупнейший специалист в области аэростатики и аэрологии; В.Ю. Визе, член-корреспондент АН СССР, океанолог, полярный исследователь, участник экспедиции Г.Я. Седова на Северный полюс; Г.А. Ивашенцов, автор теоретических трудов по медицине, главный врач больницы им. С.П. Боткина; А.И. Лапчинский, теоретик военной авиации, начальник штаба воздушных войск, комбриг; А.А. Бекман, «первый мичман свободной России», секретарь, переводчик морской комиссии при заключении Брестского мира; С.С. Вальднер, конструктор, создатель скоростного монорельсового аэропоезда; А.А. Виленкин, юрист, политический деятель, полный Георгиевский кавалер; Г.П. Чеботарев, профессор Принстонского университета (США), почетный доктор одного из бельгийских университетов, почетный член Американского общества гражданских инженеров (ASCE), лауреат премии им. Карла Терцаги, автор теоретических трудов по механике грунтов, Л.Е. Аренс, ученый-биолог, поэт, Георгиевский кавалер…

Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию окончил один из сыновей известного русского поэта Константина Константиновича Случевского – Николай, впоследствии инженер-энергетик, в 1920 году расстрелянный большевиками. Учащимися гимназии были знаменитые в советское время деятели культуры и литературы – актер М.И. Царев, режиссер Н.П. Акимов, поэт В.А. Рождественский, искусствовед Н.Н. Пунин…

Царское Село – это всегда отдушина для тех, кто любит поэзию и понимает ее значение в нашй жизни. Пройдитесь по улицам и паркам Царского Села, и вы услышите, как звенят лиры поэтов, вдохновленных царскосельской историей и царскосельским воздухом.

Сегодня мало кто из жителей города Пушкина не знает, что в Мариинской гимназии Царского Села училась Анна Андреевна Ахматова, а в Николаевской – Николай Степанович Гумилев, один из самых загадочных и трагических русских поэтов. Но это – сегодня. А долгие десятилетия имя Николая Гумилева было в забвении из-за его политических убеждений. Путешественник, исследователь, воин – Гумилев и в наши дни еще во многом не понят и не изучен. Уже в постсоветское время на здании Николаевской гимназии появилась доска, свидетельствующая о том, что здесь учился поэт. Стали говорить и о других гимназистах, чья судьба сложилась трагически – войны (многие учащиеся гимназии были участниками Первой мировой войны и имели высокие военные награды), репрессии, расстрелы, изгнание… Однако, слава Богу, многое возвращается на круги своя. В начале XXI века мы вновь нуждаемся в той нравственной, духовной опоре, которую создавали в России в далекие времена – в том числе и в Николаевской Царскосельской гимназии, судьба которой не менее драматична, чем судьба многих ее учеников. В 1918 году гимназия была закрыта, а в здании начала действовать Детскосельская единая первая трудовая школа. Советская школа исповедовала иные принципы, нежели Императорская гимназия, но это тема отдельного разговора… На протяжении прошлого века в красивом здании на Набережной улице располагались разные, в основном – учебные, заведения.

Долгое время гимназическое здание бытовало без должного ремонта и реставрации. И к концу прошлого века совсем потеряло свой красивый облик… Однако благодаря усилиям неравнодушных людей архитектурному памятнику возвращен достойный вид.

Сейчас здесь действует детский Центр технического творчества и информационных технологий (ЦТТиИТ) Пушкинского района города Санкт-Петербурга, который возглавляет педагог, историк Дмитрий Сергеевич Ковалев. Юные жители города Пушкина (и не только, многие дети приезжают в Центр из других районов) с удовольствием приходят сюда, чтобы заниматься в многочисленных творческих объединениях.

Иностранные языки, журналистика, информационные технологии – все это с любовью преподают своим питомцам талантливые педагоги.

Но рано или поздно – и преподаватели, и ученики, и родители учеников, и даже случайные посетители – начинают задумываться о том, в КАКИХ СТЕНАХ им посчастливилось трудиться и творить. Это удивительное чувство можно назвать энергией истории…Так и возникла идея создания музея гимназии.

И вот 8 сентября нынешнего года, в день 145-летия Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, музей был открыт… Почти пять часов продолжалось это прекрасное действо, где главным событием были, конечно, выступления потомков гимназистов. Именно благодаря этим людям музей стал наполняться интереснейшими артефактами – фотографиями, книгами, архивными записями – рассказывающими о ярких судьбах выпускников гимназии. В свое время петербуржец Кирилл Иосифович Финкельштейн (ныне живущий в США), чей дед Кирилл Павлович Афанасьев в 1910 году окончил Николаевскую гимназию, заинтересовался историй своей семьи. Начались поиски, изучение собственного архива…К.И. Финкельштейн написал две книги, посвященные Николаевской гимназии. И сейчас не оставляет своих трудов. Увы, он не смог присутствовать на открытии музея, однако прислал видеообращение к участникам встречи.

А как отрадно было видеть и слышать тех потомков, которые, к счастью, приехали 8 сентября в Царское Село. Это и внук выпускника гимназии И.И. Вернера – профессор РГПУ Алексей Леонидович Вернер, и внучка выпускника и преподавателя гимназии, кандидат биологических наук Алиса Евгеньевна Грабовская-Бородина. Большой друг музея – искусствовед Анна Генриховна Каминская, внучка Н.Н. Пунина и Л.Е. Аренса.

Именно Анна Генриховна и учитель из Новосибирска Михаил Александрович Выграненко (создатель литературного монографического сайта, посвященного И.Ф. Анненскому) стали теми почетными гостями вечера, которые перерезали красную ленточку, символизирующую открытие музея гимназии.

В музеях чаще царит тишина, но за этой тишиной всегда - гул истории. И конечно – постоянное изучение современности, общение с самыми разными людьми. Много сил отдали педагоги ЦТТиИТ для того, чтобы судьбы учеников стали оживать в стенах старинной гимназии.

P.S. Милена Всеволодовна Рождественская, филолог, профессор СПбГУ, дочь поэта Всеволода Александровича Рождественского, очень сожалела о том, что не смогла из-за служебной занятости быть на открытии музея гимназии, где учился отец. «Впрочем, надеюсь, что у нас будет еще много встреч, - сказала мне в телефонном разговоре Милена Всеволодовна. – Ведь музей только открылся. И у него будет много посетителей. Сейчас, когда наша система образования переживает не лучшие времена, в музее Царскосельской Николаевской гимназии и взрослые, и дети получат прекрасные примеры того, сколь важны образование и культура в жизни любого человека…».

Специально для Столетия

Сейчас наше образование претерпевает изменения, продолжается внедрение «Болонской системы», первые результаты которого должны были воспоследовать к 2010 г. Но и студенты, и школьники продолжают удивлять родителей совсем не фундаментальными знаниями. В связи с результатами, которые приносят наши попытки вклиниться в европейский образовательный процесс, мы невольно задумываемся о роли образования в жизни человека, о роли школы, в которой ребенок проводит значительную часть жизни и напитывается разнообразной информацией и влияниями.

Не так много учебных заведений, чье доброе имя знакомо широкой публике; и уж совсем непросто припомнить такое заведение, память о котором жива спустя долгие годы после прекращения его существования. Однако 19 октября мы вспоминаем Царскосельский лицей, который вошел в историю нашего Отечества - воспитав «солнце русской поэзии».

В этом году исполняется 200 лет со дня основания Лицея. По новому стилю это 31 октября, однако, благодаря стихотворению Александра Пушкина (вот где величие и сила слова!), перевести дату на наш так называемый «новый стиль», введенный большевиками, не представляется возможным.

Лицей был учрежден Императором Александром I, о котором Пушкин сказал в памятном стихотворении «19 октября»:

«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.

Он человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей».

Указ об основании Лицея был подписан в августе 1810 г., а первый набор состоялся в 1811 г. Так было создано высшее привилегированное закрытое учебное заведение для детей из дворянских семей. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Это обстоятельство стало решающим в выборе местоположения учебного заведения: его разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, специально перестроенном архитектором В. Стасовым. Дворец был соединен со зданием Лицея специальным крытым переходом.

Вскоре будущему директору В. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей, изъявивших желание, чтобы их дети учились в новом Лицее.

Курс обучения в Лицее длился 6 лет. За эти годы лицеистам предлагалось изучить следующие науки: нравственные (закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика). Также в курс учебной программы входили изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14- 9 классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус.

Иван Пущин так описывает распорядок дня лицеиста: «Вставали мы по звонку в 6 часов, одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов - класс. В 9 - чай; прогулка - до 10. От 10 до 12 - класс. От 12 до часу - прогулка. В час обед. От 2 до 3 - или чистописанье, или рисованье. От 3 до 5 - класс. В 5 часов - чай; до 6 - прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам - танцеванье или фехтованье. Каждую субботу - баня. В половине 9 часа - звонок к ужину. После ужина до 10 часов - рекреация. В 10 - вечерняя молитва - сон».

Создание учебного заведения подобного рода было фактически беспрецедентным событием. Ведь впервые перед учителями была поставлена цель не просто «напичкать» юных воспитанников знаниями, а вырастить личностей, элиту, которая будет служить во благо Отечества. Один из разделов Лицейского Устава «Изящные письмена, или словесность» гласил: «...руководствуя воспитанников в словесности, профессор должен тщательно избегать пустых школьных украшений и, занимая воспитанников предметами, возрасту их сообразными, прежде заставлять их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без ясных идей».

И близкую к этой мысль возвышенно и пламенно излагал один из преподавателей Лицея, профессор А. П. Куницын в своем «Наставлении воспитанникам», прочитанном 19 октября 1811 г. на торжественном мероприятии, посвященном открытию лицея в Царском селе: «Вы ли не устремитесь быть последними в вашем роде? Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями! Но при сих высоких добродетелях сохраните сию невинность, которая блистает на лицах ваших, сие простосердечие, которое побеждает хитрость и коварство, сию откровенность, которая предполагает беспорочную совесть, сию кротость, которая изображает спокойствие души, не обуреваемой сильными страстями, сию скромность, которая служит прозрачною завесою отличным талантам».

Надо сказать, создателям Лицея во многом удалось выполнить поставленную задачу: из этого учебного заведения выходили действительно яркие, самобытно и смело мыслившие люди. Иногда они мыслили настолько молодо и вольнодумно, что их идеи шли вразрез с политикой державы. Так, еще будучи лицеистами, И. Пущин, В. Кюхельбекер и В. Вольховский посещали в Царском Селе тайный политический кружок будущих декабристов А. Муравьева и И. Бурцева «Священная артель». Первые двое впоследствии стали декабристами и были осуждены. После декабрьского восстания в 1825 г. в Лицее был установлен более жесткий контроль за воспитанниками и преподавателями.

И хотя в сознании русского человека Царскосельский лицей ассоциируется прежде всего с именем Пушкина и его однокашниками, Лицей дал России огромное количество достойных, выдающихся выпускников. Вспомним хотя бы некоторых.

За 33 года существования Царскосельского Лицея его окончили 286 человек. Многие из них пополнили ряды чиновничества Российской империи (А. М. Горчаков, А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Ф. Х. Стевен, Д. А. Толстой), другие посвятили себя научной деятельности (К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский). Историческую славу Царскосельскому Лицею принесли прежде всего выпускники 1817 г. - поэты А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин.

Известна картина И. Репина 1911 г. (написанная, как видим по дате, к столетию первого набора в Лицей) «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», на которой юный поэт читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», а к нему, привстав, прислушивается Гавриил Державин (1743-1816), о чем Пушкин потом, в романе в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831), напишет: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил…» О впечатлении, которое произвело то чтение на старого поэта (фактически за полтора года до его кончины), пишет в своих мемуарах лицейский товарищ Пушкина Иван Пущин: «Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта... Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали».

Особые слова следует сказать и о светлейшем князе Александре Михайловиче Горчакове (1798-1883), который стал знаменитым на всю Европу дипломатом, канцлером Российской империи, министром иностранных дел. Он был на год старше Пушкина, учился в Лицее одновременно с Александром Сергеевичем и с лицейских лет оставался близким приятелем великого поэта. Пушкин посвятил ему пристрастные строки:

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе - фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей.

Митрополит Анастасий (Грибановский; 1873-1965; первоиерарх Русской Православной Церкви за границей в 1936- 1964 гг.) в своем трактате «Пушкин в его отношении к религии и православной Церкви», написанном к 100-летней годовщине гибели поэта, ссылаясь на слова князя Урусова, отмечает, что именно по совету Горчакова и при его содействии Пушкин без сожаления сжег составленную им в подражание Баркову поэму «Монах», которая могла бы оставить пятно на его памяти. За выдающуюся деятельность на ниве Российской государственности А. М. Горчаков был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного - высшей наградой Российской Империи.

Малоизвестным остался факт, что 5 лет в Царскосельском лицее проучился М. Е. Салтыков-Щедрин. То, что выдающийся писатель остался в тени, довольно примечательно. Г. П. Блок (двоюродный брат поэта А. А. Блока) вспоминал в письме 19 февраля 1922 г. к писателю Б. А. Садовскому: «Вы спрашиваете, как относились к Щедрину в лицее. Никак. Чужой был. С Пушкиным носились. Все предания, все традиции шли от него. Сына его Александра видел на нашем юбилее в 1912 г. Маленький, сгорбленный старичок, лысый, в очках, с седой бородкой, в бирюзовом гусарском доломане и смуглый отцовский профиль… В одной из комнат I (выпускного) класса хранился на особом столике камень. Говорили, что из ступеньки лестницы, об которую Пушкин при выпуске разбил классный колокол. Комната от этого называлась «Каменкой», а разбивание колокола вошло в традицию. Это был последний акт очень длинной и сложной церемонии "прощания". Вся она людная, всем лицеем, и только под вечер, после молитвы, уходящий курс остается один у себя. Тушатся огни, приносится камень. Старший в курсе (по времени пребывания в лицее) берет курсовой колокол, которым 6 лет нас будили, созывали на уроки и обед, и разбивает его о камень. Осколки разбираются, вделываются в золото и носятся, как брелоки. Мой осколок пропал в Сохранной казне вместе с дедовским золотым брегетом и прапрадедовской аметистовой печаткой с гербом».

А. С. Пушкин сочинил несколько праздничных приветственных стихотворений по случаю ежегодных празднований дня Лицея. Последнее из них было написано поэтом за три с половиной месяца до собственной смерти, 19 октября 1836 г., и в этом сочинении, видимо, сказывается, некоторое предощущение поэтом близящейся кончины. На праздновании поэт не смог дочитать стихотворения вслух - слезы прервали его голос. За него дочитал другой.

…И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

«Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», - вспоминал один из первых выпускников Лицея, Модест Корф.

В ноябре 1839 г. Е.А. Энгельгардт писал М. Д. Деларю о том, что самое большое, что можно пожелать «лицейским», - это сохранить «чувство Сердца», ибо в «Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и теории».

В конце 1843 г. Царскосельский лицей был реорганизован в Александровский и в январе 1844 г. переведен в Петербург.

А 29 мая 1918 г. постановлением Совета Народных Комиссаров учебное заведение было закрыто. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум. Символично и показательно для той эпохи.

Не забудем, что в честь 100-летия Пушкина инициативой поэта И. Анненского (1855-1909), в те годы директора Царскосельской Николаевской мужской гимназии, в Царском Селе был установлен памятник поэту Александру Пушкину работы скульптора Р. Р. Баха.

А. Ахматова (1889-1966) сказала о Пушкине, «Смуглый отрок бродил по аллеям, / У озерных грустил берегов, / И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов».

К счастью, эти строки справедливы уже не столетие, а целых два.

Одним четверостишьем Анна Андреевна связала воедино и элегический строй Царскосельского романтического парка (с его дворцом, беседками, фонтанами, скульптурами), с тем, во что вылился для России «шелест шагов» в осенних аллеях юного гения, ставший в конце концов, слышным всему миру.

И хотя одним этим великим именем не исчерпывается ни суть Царскосельского лицея, ни его значимость в русской истории и в истории отечественной системы образования, для многих из нас яркую привязку к месту и времени совершил именно Пушкин, элегически сказавший перед прощанием с миром:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское село.

Анна Минакова