» » Кто такой деймон в золотом компасе. Фильм «Золотой компас»: Правда спасает целые миры. Чему учит фильм

Кто такой деймон в золотом компасе. Фильм «Золотой компас»: Правда спасает целые миры. Чему учит фильм

Де́ймон (англ. dæmon, в другом написании daimon) - проявление души человека в трилогии Филипа Пулмана Тёмные начала. Деймоны существуют отдельно от людей в форме животных и представляют сущность своих обладателей, наиболее яркие черты их характера. Только у детей деймоны способны изменять форму, в то время как деймоны взрослых принимают единственный образ. Принятие деймоном образа считается завершающим этапом процесса взросления человека.
Связь между деймоном и человеком является интимной, поэтому они должны оставаться на небольшом расстоянии друг от друга (исключение составляют ведьмы), отдаляясь слишком далеко деймон и его человек испытывают боль. Контакт между человеком и чужим деймоном является запретом, однако сами деймоны могут прикасаться друг к другу. Многие особенности деймонов соответствуют понятиям из других культур и представлений о душе человека. Деймоны могут разговаривать и выражать свои чувства, давать советы своим владельцам, а также разрешать возникшие проблемы с деймонами других людей.

В мире Лиры душа имеет физическое проявление в виде животного, т.е. деймона. Он обладает собственной индивидуальностью несмотря на то, что является неотъемлемой частью человека (одна душа содержится в двух телах). В книге говорится, что в нашей и других Вселенных деймон составляет единое целое с человеком без какого-либо внешнего физического проявления. Они имеют форму только во Вселенной Лиры и в некоторых других. В некоторых Вселенных деймоны невидимы и не могут общаться со своими обладателями.
«Немыслимым нарушением этикета» считалось прикосновение человека к чужому деймону; даже в бою воин не прикасался к деймону врага, но существовали и исключения (например, для влюбленных). Физическое воздействие на деймона вызывает уязвимость и слабость у человека, которому этот деймон принадлежит. Однако деймоны могут спокойно трогать друг друга; взаимоотношения между деймонами обычно подчеркивают и показывают отношения между людьми.
У деймона ребёнка нет какой-либо определенной формы, и он может меняться в зависимости от желания или обстоятельств. Когда дети взрослеют (примерно в период полового созревания), их деймоны теряют способность трансформироваться и принимают форму, которая наиболее ярко отражает личность человека. К примеру, человек с деймоном-собакой чаще всего является слугой, а человек с деймоном-котом, наоборот, может быть очень независимым. Деймоны ведьм всегда принимают облик птиц и других летающих существ, чтобы иметь возможность сопровождать своих ведьм в полёте. Многие существа, включая бронированных медведей, не имеют своих деймонов, и частички их душ находятся в других предметах. Так, для медведя частицей души является его броня.
Деймон обычно имеет пол, противоположный владельцу; однако в некоторых случаях он может совпадать. Филип Пулман признался, что причина этого неясна даже ему самому. Это может как означать гомосексуальность человека, так и указывать на некую отличительную черту или особый дар (например, ясновидение). Единственное упоминание об однополых людях и деймонах находится в книге Северное сияние, где такие люди описываются как «редкие» или «благородные».
Продолжительность жизни
Не ясно когда, как или в какой форме рождается деймон. Когда человек умирает, его деймон становится «частицами дыма» (в книгах не предполагается, что это Пыль, однако в фильме частицы выглядят именно так). Аналогично, если деймон убит, то человек тоже умирает. О происхождении имен деймонов в трилогии не сказано, но Пулман уточнил впоследствии, что они даются деймонами родителей. У деймона Уилла Парри из нашего мира изначально не было имени, Серафина Пеккала дала ему имя Кирджава (финское слово, означающее пятнистый или разноцветный). Деймон сопровождает человека на протяжении всей его жизни, но неизвестно, что происходит с деймоном после естественной смерти человека. Деймоны ведьм живут сотни лет как и их хозяйки.
Сепарация
Человек и его деймон объединены духовно, в неделимое целое. Прочная связь между ними вынуждает находиться на небольшом расстоянии друг от друга. Насильственное же отделение человека от деймона (т.е. сепарация) вызывает невообразимую физическую и эмоциональную боль для обоих, часто являясь причиной смерти; однако, некоторые культуры освоили методы, которые позволяют деймонам обрести большую свободу. Например, ведьмы, так же как люди, решившие стать шаманами, должны вынести изнурительные ритуальные испытания, которые подразумевают отделение от деймона на какое-то время, пока они находятся в духовном поиске. После воссоединения они получают способность отдаляться друг от друга на значительно большее расстояние, сохраняя при этом прочную связь между собой.
В трилогии, Жертвенный Рекрутационный Центр использует специальную гильотину, чтобы отделить людей от их деймонов, не убивая их. Однако, в отличие от испытаний, которым подвергаются ведьмы и шаманы, гильотина полностью уничтожает связь между человеком и деймоном, зачастую превращая человека в своеобразного зомби. Жертвенный Рекрутационный Центр непрерывно совершенствует процесс с помощью экспериментов, но Лира сталкивается по крайней мере с одним мальчиком, который не сумел смириться с жизнью без своего деймона. Процесс сепарации сопровождается огромным выбросом энергии, именно она использовалась лордом Азриэлом для создания моста в другой мир.

Фильм «Золотой компас» вышел в 2007 году и, несмотря на то, что был с интересом воспринят зрителями, а кассовые сборы более чем в два раза превысили затраченный на съёмки бюджет, картина так и не получила продолжения. Возможно, причиной послужила негативная оценка официальных критиков, возможно, поглощение кинокомпании New Line Cinema компанией Warner Brothers или споры вокруг книжной трилогии «Тёмные начала», первая часть которой легла в основу картины. Тем не менее, сам фильм, даже оставшись без продолжения, оставляет приятное впечатление и может многому научить юных или уже взрослых зрителей.

Сюжет развивается в фантастическом мире, который одновременно населяют ведьмы, огромные медведи и люди. С самого начала мы знакомимся с главной героиней, девочкой по имени Лира, и её деймоном – пушистым зверьком, превращающимся то в птичку, то в хорька, то в кошку. В этом мире у каждого человека есть свой деймон, который является частью души своего хозяина, неразрывно с ним связан и всегда его сопровождает.

Пока ребёнок растёт, его деймон может менять форму, превращаясь в разных зверьков, птиц или даже насекомых. Но рано или поздно, когда его хозяин становится взрослым, деймон навсегда определяется в том обличье, которое наиболее полно соответствует внутреннему миру и поступкам человека.

Вокруг этой особенности и развиваются основные события, в гуще которых оказывается Лира. Верховная власть в лице Магистериума задумала полностью подчинить себе людей и для этого уничтожила все золотые компасы – устройства, помогающие людям узнать правду, и проводит эксперименты по отделению деймонов от человека. Как прямо заявляет один из главных злодеев, избавив людей от деймонов, они сделают их «свободными». Вот только, что это за «свобода», которую обещают людям их правители: возможность жить в ладу со своей совестью или возможность полностью отказаться от своей души, свобода как неограниченная никакими нравственными рамками вседозволенность?

Лиру и её друзей подобная перспектива «свободной жизни» совсем не устраивает, и она отправляется в опасный путь, полный приключений и неожиданных встреч. Ей предстоит заручиться поддержкой огромного ледяного медведя, научиться пользоваться волшебным компасом, полетать на фантастическом дирижабле, оценить внешний лоск роскошных палат Магистериума, побывать на Северном полюсе, сразиться с множеством приспешников «свободного мира» и узнать цену настоящей дружбы.

Чему учит фильм?

В картине есть место и настоящему благородству, отважности, самопожертвованию положительных персонажей, и хитрости, обману и коварству злодеев, которых сопровождают деймоны в образе змей, филинов, богомолов, волков.

Фильм «Золотой компас» затрагивает, в том числе, и философские вопросы о смысле жизни, устройстве нашего мира, борьбе добра и зла и месте каждого человека в этой борьбе. И пусть взгляды зрителей на эти вопросы могут не совпадать с тем, как это изобразили создатели фильма, тем не менее, лейтмотив картины, выраженный в демонстрации важности бережного отношения к своей душе и борьбе за её сохранение, вряд ли покажется кому-то неактуальным или незначительным.

К сожалению, не обошлось в фильме и без типичных для Голливуда «закладок» в стиле говорящих в некоторых сценах на русском языке злодеев или не к месту упоминаемых близких отношений второстепенных героев. Непривычно для русского зрителя и видеть ведьм в качестве положительных героев. Тем не менее, в общем контексте картины эти частности не несут принципиального значения.

,
Владимир Бабков

Издатель Scholastic Corporation [d] Предыдущая Однажды на севере [d]

Сюжет

Действие романа происходит в вымышленном параллельном мире, где переплетены наука и магия, где помимо людей обитают ведьмы, бронированные медведи и другие фантастические персонажи. Управляет миром религиозная организация, именующая себя Магистериум.

Девочка Лира Белаква живёт в Оксфорде при одном из колледжей, дружит с детьми слуг из колледжа и воюет с детьми из города. Родители Лиры погибли, а её дядя - могущественный лорд Азриэл - совершает частые экспедиции на Север. Во время одной из экспедиций он находит мистическую Пыль и собирается открыть лабораторию для её изучения. Во время длительного путешествия Азриэла магистр колледжа отдаёт Лиру на воспитание миссис Колтер, которая увозит девочку в Лондон . Когда Лира понимает, что миссис Колтер не та, за кого себя выдаёт, Лира пытается бежать. Она попадает к бродячим цыганам, которые приглядывали за ней с самого начала. Дальше её путь лежит на Север, куда цыгане отправляют отряд с целью спасти детей, похищенных со всей Англии страшными «жрецами». Там Лира знакомится с ведьмами, бронированными медведями и узнаёт о планах лорда Азриэла. Также ей предстоит узнать, что её родители не погибли. Благодаря помощи ледяного медведя по имени Йорек, девочка добирается до крепости Больвангар, где «жрецы» спрятали похищенных детей. Спасти их оказывается непросто, но Лире помогают верные друзья и магический предмет Алетиометр , способный показывать истину...

Мир в романе

Деймоны (Альмы)

Каждого человека в мире романа сопровождает его деймон. Деймон - это неотъемлемая часть личности человека, частица его души. Если деймона и взрослого человека разделить, то они оба погибнут. Деймон выглядит как животное, олицетворяющее определенные черты характера человека. При этом деймон ребёнка может менять свою форму, а по мере взросления человека деймон теряет эту способность и навсегда остаётся в одном обличии. В связи с этим в юном возрасте возможно отделение человека от деймона, не несущее за собой смерть. Однако после этого дети на всю жизнь остаются калеками.

Пол деймона очень редко совпадает с полом человека. Исключение составляют деймоны ведьм, которые совпадают с ними по полу, а также могут находиться на далёком расстоянии от своих ведьм. Деймоны ведьм приобретают облик исключительно птиц или других летающих существ, чтобы иметь возможность сопровождать ведьм в полёте. Деймоны являются проводниками Пыли, связывающими её с человеком. При смерти человека деймон превращается в дымку и рассеивается в воздухе, а при смерти деймона человек умирает. Деймон сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути.

Государства и народы

Бронированные медведи (Панцербьорны ): По большому счёту панцербьёрны отличаются от обычных белых медведей лишь наличием разума и противопоставленным большим пальцем. Одеты в крепкую, массивную броню из метеоритного железа. Каждый панцербьёрн сам куёт свою броню. Живут бронированные медведи на севере, их единственное государство - Свальбард.

Ведьмы : Ведьмы имеют человеческую внешность, но, в отличие от людей, могут жить многие столетия (в первой части трилогии Серафина Пеккала упоминала, что самой старой матери-ведьме около тысячи лет), а также летать. Ведьма использует для полёта ветку облачной сосны, будучи вооружённой луком и ножом. Не боятся холода и облачены в чёрно-синий шёлк. Между ведьмами нет единства, они живут кланами, во главе которых стоят ведьмы-королевы.

Религия

Основная религия в Европе - христианство кальвинистского толка. Когда-то Кальвин стал папой и перенёс папский престол в Женеву. После его смерти папство было упразднено и его место занял Магистериум, представляющий собой сложнейшую систему конкурирующих между собой организаций. Ко времени действия романа доминирующие церковные организации: Дисциплинарный Суд Духовной Консистории и Министерство Единых Решений по Делам Посвящённых. Ходят слухи о возрождении Святой Инквизиции. Церковь имеет абсолютное влияние на общество. Имеются и собственные армейские части - швейцарские папские гвардейцы, московитские императорские (под командованием Магистериума) и отряды лишенных деймонов солдат(в том числе африканцев). В третьей книге упомянут некий Папа Кальвин, давший добро на охоту за Лирой, так что, возможно, папство сохранено, тем более что постоянно упоминаются элитные части Магистериума - швейцарские гвардейцы Папы.

Наука и технология

Экспериментальная теология - одна из основных наук. Во второй книге трилогии можно узнать, что это то же самое, что физика в нашем мире. Антарная энергия используется для освещения, приведения машин в движение и т. д. (то же самое, что электричество , но имеется лишь в богатых домах, научных центрах, штабе Магистериума и широкого распространения не имеет). Для полётов используются дирижабли , гирокоптеры и самолёты упомянуты как нечто более редкое и бортового оружия обычно не несущего (дирижабли часто вооружены пулеметами). Из оружия описаны магазинные винтовки, пулемёты, огнемёты, броневики (в «Однажды на Севере»), огнебои - напалмовые катапульты, хотя луки до сих пор в ходу. Автомобили есть, но гужевая тяга преобладает. Имеются антарные гидростанции (ГЭС), но антарное освещение не развито, уступая газовому и керосиновому. Антарная электроэнергия используется в промышленности и научных механизмах, есть атомная промышленность и примитивные ядерные заряды (таким пытались убить Лиру). Имеется паровой флот и газолиновые (внутреннего сгорания) двигатели. Упоминается хтоническая рельсовая дорога (

,
Владимир Бабков

Издатель Scholastic Corporation [d] Предыдущая Однажды на севере [d]

Сюжет

Действие романа происходит в вымышленном параллельном мире, где переплетены наука и магия, где помимо людей обитают ведьмы, бронированные медведи и другие фантастические персонажи. Управляет миром религиозная организация, именующая себя Магистериум.

Девочка Лира Белаква живёт в Оксфорде при одном из колледжей, дружит с детьми слуг из колледжа и воюет с детьми из города. Родители Лиры погибли, а её дядя - могущественный лорд Азриэл - совершает частые экспедиции на Север. Во время одной из экспедиций он находит мистическую Пыль и собирается открыть лабораторию для её изучения. Во время длительного путешествия Азриэла магистр колледжа отдаёт Лиру на воспитание миссис Колтер, которая увозит девочку в Лондон . Когда Лира понимает, что миссис Колтер не та, за кого себя выдаёт, Лира пытается бежать. Она попадает к бродячим цыганам, которые приглядывали за ней с самого начала. Дальше её путь лежит на Север, куда цыгане отправляют отряд с целью спасти детей, похищенных со всей Англии страшными «жрецами». Там Лира знакомится с ведьмами, бронированными медведями и узнаёт о планах лорда Азриэла. Также ей предстоит узнать, что её родители не погибли. Благодаря помощи ледяного медведя по имени Йорек, девочка добирается до крепости Больвангар, где «жрецы» спрятали похищенных детей. Спасти их оказывается непросто, но Лире помогают верные друзья и магический предмет Алетиометр , способный показывать истину...

Мир в романе

Деймоны (Альмы)

Каждого человека в мире романа сопровождает его деймон. Деймон - это неотъемлемая часть личности человека, частица его души. Если деймона и взрослого человека разделить, то они оба погибнут. Деймон выглядит как животное, олицетворяющее определенные черты характера человека. При этом деймон ребёнка может менять свою форму, а по мере взросления человека деймон теряет эту способность и навсегда остаётся в одном обличии. В связи с этим в юном возрасте возможно отделение человека от деймона, не несущее за собой смерть. Однако после этого дети на всю жизнь остаются калеками.

Пол деймона очень редко совпадает с полом человека. Исключение составляют деймоны ведьм, которые совпадают с ними по полу, а также могут находиться на далёком расстоянии от своих ведьм. Деймоны ведьм приобретают облик исключительно птиц или других летающих существ, чтобы иметь возможность сопровождать ведьм в полёте. Деймоны являются проводниками Пыли, связывающими её с человеком. При смерти человека деймон превращается в дымку и рассеивается в воздухе, а при смерти деймона человек умирает. Деймон сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути.

Государства и народы

Бронированные медведи (Панцербьорны ): По большому счёту панцербьёрны отличаются от обычных белых медведей лишь наличием разума и противопоставленным большим пальцем. Одеты в крепкую, массивную броню из метеоритного железа. Каждый панцербьёрн сам куёт свою броню. Живут бронированные медведи на севере, их единственное государство - Свальбард.

Ведьмы : Ведьмы имеют человеческую внешность, но, в отличие от людей, могут жить многие столетия (в первой части трилогии Серафина Пеккала упоминала, что самой старой матери-ведьме около тысячи лет), а также летать. Ведьма использует для полёта ветку облачной сосны, будучи вооружённой луком и ножом. Не боятся холода и облачены в чёрно-синий шёлк. Между ведьмами нет единства, они живут кланами, во главе которых стоят ведьмы-королевы.

Религия

Основная религия в Европе - христианство кальвинистского толка. Когда-то Кальвин стал папой и перенёс папский престол в Женеву. После его смерти папство было упразднено и его место занял Магистериум, представляющий собой сложнейшую систему конкурирующих между собой организаций. Ко времени действия романа доминирующие церковные организации: Дисциплинарный Суд Духовной Консистории и Министерство Единых Решений по Делам Посвящённых. Ходят слухи о возрождении Святой Инквизиции. Церковь имеет абсолютное влияние на общество. Имеются и собственные армейские части - швейцарские папские гвардейцы, московитские императорские (под командованием Магистериума) и отряды лишенных деймонов солдат(в том числе африканцев). В третьей книге упомянут некий Папа Кальвин, давший добро на охоту за Лирой, так что, возможно, папство сохранено, тем более что постоянно упоминаются элитные части Магистериума - швейцарские гвардейцы Папы.

Наука и технология

Экспериментальная теология - одна из основных наук. Во второй книге трилогии можно узнать, что это то же самое, что физика в нашем мире. Антарная энергия используется для освещения, приведения машин в движение и т. д. (то же самое, что электричество , но имеется лишь в богатых домах, научных центрах, штабе Магистериума и широкого распространения не имеет). Для полётов используются дирижабли , гирокоптеры и самолёты упомянуты как нечто более редкое и бортового оружия обычно не несущего (дирижабли часто вооружены пулеметами). Из оружия описаны магазинные винтовки, пулемёты, огнемёты, броневики (в «Однажды на Севере»), огнебои - напалмовые катапульты, хотя луки до сих пор в ходу. Автомобили есть, но гужевая тяга преобладает. Имеются антарные гидростанции (ГЭС), но антарное освещение не развито, уступая газовому и керосиновому. Антарная электроэнергия используется в промышленности и научных механизмах, есть атомная промышленность и примитивные ядерные заряды (таким пытались убить Лиру). Имеется паровой флот и газолиновые (внутреннего сгорания) двигатели. Упоминается хтоническая рельсовая дорога (

"Напрасные переживания, вот что это такое."
Филип Пулман, "Золотой компас" ("Северное сияние")

5 декабря 2007 года в России прошел премьерный показ фильма "Золотой компас", снятый New Line Cinema по первой книге из трилогии "His Dark Materials" ("Темные начала") Филипа Пулмана. Видимо, для того, чтобы компенсировать изрядно упрощенную киноверсию романа (в Великобритании книга вышла под названием "Северное сияние", а в США - как "Золотой компас"), на сидения в зале разложили издания всех трех частей "Темных начал" на русском языке. Общее впечатление от картины можно передать в нескольких словах: красиво, незамысловато, увлекательно.

Сюжет фильма строится вокруг приключений главной героини, 12-летней девочки Лиры Белаквы (Дакота Блю Ричардс), ставшей обладательницей прибора алетиометр (он и есть золотой компас), который показывает "правду" с помощью нескольких стрелок и различных символов. Как загадочно говорят персонажи фильма, Лира должна стать ключевой фигурой в войне добра со злом, которая вот-вот разразится или уже идет. К середине фильма возникает мысль, что американцы создали свою "Гостью из будущего" с Алисой и миелофоном.

Параллельный мир, где живет Лира, напоминает наш, но не совсем. В нем соседствуют дирижабли, ведьмы, говорящие медведи и научные лаборатории. У каждого человека есть "деймон" - внешняя душа. Он меняет свой облик у детей, имеет постоянную форму у взрослых, но в любом случае неразрывно сосуществует с человеком. Есть здесь и орган власти, здание которого почему-то напоминает дворец Совета в "Эквилибриуме" - Магистериум, с работающими на него Жрецами.

Фотогалерея к фильму "Золотой компас"

Сразу заметим - тем, кто читал книгу, не стоит рассчитывать на философские выкладки, связанные с критикой христианского мировоззрения, за которую книгу Пулмана уже успели раскритиковать и некоторые СМИ, и американские католики. Создатели "Компаса", думается, не решились вступить в конфликт с консерваторами и изящно урезали богоборческую составляющую до борьбы между Магистериумом (вкупе со Жрецами) и цыганами. При этом наводящие на мысли о жестоких "людях в белых халатах" Жрецы (получившие свое название от начальных букв организации Жертвенный Рекрутационный Центр) похищают детей и проводят опыты, пытаясь отделить их от деймонов, а цыгане благородно противостоят Жрецам, пытаясь освободить ребят.

Если сравнивать книгу и фильм, и здесь, и там присутствует пресловутая Пыль, вокруг которой, собственно, вертится вся интрига. Священники в мире Лиры ее боятся и считают Пыль материальным проявлением первородного греха, но в фильме "первородного греха" нет как нет, а Пыль обтекаемо названа "злом", которое "скапливается вокруг детей" по мере того, как они взрослеют. С другой стороны, противоположного утверждения "Пыль не причиняет вреда и даже полезна", в фильме нет, есть только намек на то, что с ее помощью можно попасть в другие миры.

Кстати, фильм по сравнению с книгой делает значительный реверанс в пользу "волшебной" составляющей вселенной. Если в романе, например, "проекционный фонарь" работает на керосине (!) и упоминаются почти не изменившиеся Норвегия и Оксфорд, то в фильме энергия для всего подряд получается из непонятных источников в виде мерцающих сфер, привычных нашему миру названий почти не встретишь (за исключением Лапландии на промелькнувшей карте), а охранники северной лаборатории Больвангар носят шапки, похожие на казацкие папахи, и размахивают саблями.

Самое большое восхищение вызывают, конечно, деймоны в виде всевозможных зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся, а также бронированные белые медведи со скандинавскими именами. Деймон Лиры, Пантелеймон, в образе кота заставляет вспоминать о шрековском сотоварище с жалобными глазами, но это даже забавно. А вот после схватки двух медведей за престол медвежьего королевства Свальбард, вполне заслуженно вызвавшей овацию в зале, а также финальной битвы (которой, впрочем, далеко до массовок во "Властелине Колец") становится ясно, за счет чего "Золотой компас" на сегодняшний день стал самым дорогим проектом New Line Cinema. По разным данным, на него потрачено от 150 до 180 миллионов долларов.

Очень красиво смотрится в роли главной злодейки миссис Колтер (между прочим, блондинки, а не брюнетки, как в книге) Николь Кидман. Джеймс Бонд Дэниел Крейг, играющий лорда Азриэла, в фильме появляется мало, поэтому его поклонники, скорее всего, будут несколько разочарованы. Цыганский король Джон Фаа (Джим Картер) со своими подведенными глазами похож на постаревшего и потолстевшего Джека Воробья. Как-то совсем уж невнятно, но вполне себе таинственно выглядят ведьмы, и среди них Серафина Пеккала, которую сыграла Ева Грин, известная по картинам "Царство Небесное" и "Казино "Рояль"". Естественнее всех выглядит Дакота Блю Ричардс (Лира Белаква).

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что у New Line Cinema получился прекрасный детский фильм с напряженным действием, замечательной музыкой Александра Деспла (Alexandre Desplat), политкорректно изображенным конфликтом и весьма серьезно проработанными "волшебными" сценами.

И еще - без сомнения, в ближайшее время поклонение саблезубым белкам и рыжим котам однозначно сменится культом белых медведей. Готовьтесь.