Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку.
Я.А. Коменский жил в бурную эпоху перехода от Средневековья к Новому времени, был современником Т. Кампанеллы, Дж. Бруно, Г. Галилея. Родился в семье члена протестантской общины чешских братьев. Для всех членов общины было обязательным умение читать и писать на родном языке, знать Библию. Одновременно дети обучались различным полезным ремеслам и сельскому хозяйству. Закончил братскую и латинскую школы, но вспоминал школьные годы как потерянное время. Недостатки обучения и личный отрицательный опыт побудили его заняться разработкой вопросов, связанных с совершенствованием содержания и методов школьного образования. Проучившись несколько лет в Герборнском и Гейдельбергском университетах Германии, в 22 года начал практическую деятельность учителем братской школы, которую сам окончил, затем стал проповедником и одним из руководителей местной общины Чешских братьев. Коменский вел разностороннюю научную работу, проникнутую патриотическим духом. Он изучал особенности чешского языка, собирал произведения устного народного творчества, занимался географией своей страны. Заботясь о том, чтобы дать знания народу, стремился соединить науку с народными воззрениями, а также совершенствовал содержание и методы обучения в братских школах.
С началом тридцатилетней войны в 1618 г. в связи с гонениями на протестантов был вынужден покинуть Чехию. Вместе с общиной чешских братьев перебрался в Польшу, в город Лешно, где прожил около 28 лет. Здесь, помимо своей самой известной работы - «Великая дидактика» (1632), Коменский написал учебники: «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), первое в истории руководство по семейному воспитанию - «Материнская школа» (1632). В трудах Я.А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Коменский считал, что разумно организованное образование и воспитание молодого поколения поможет устранить пороки общества. Труды Коменского проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», - писал он.
Разработка вопросов обучения и воспитания Я.А. Коменским была определена его мировоззренческими позициями: религиозностью, определившей понимание воспитания, и реализмом, сенсуализмом (познание реального мира на основе чувственного восприятия), положенными в основу теории обучения - дидактику.
Раскрывая значение воспитания, Коменский отмечал, что те способности, которыми все дети обладают от рождения, - это «дары божьи», но развиваются они только в процессе воспитания. Коменский верил в огромную роль воспитания в развитии человека и утверждал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека», что все дети при умелом «к ним педагогическом подходе могут стать воспитанными и образованными».
Цель воспитания, по Коменскому, - подготовка к вечной жизни, но эта подготовка
благодаря жизни реальной, деятельности в ней, что отражают задачи воспитания:
- познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);
Управление собой (нравственное воспитание);
Стремление к Богу (религиозное воспитание),
Основными качествами - «добродетелями», которые должны быть сформированы у каждого человека, считал:
Мудрость - основа добродетельной жизни, умение правильно судить о вещах и людях,
Мужество - самообладание, выносливость, готовность принести пользу, выполнение долга,
Умеренность - соблюдение меры в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании и др., не доходить до пресыщения и отвращения,
Справедливость - никого не оскорблять, воздавать каждому свое, избегать лжи и обмана, проявлять исполнительность и любезность,
Трудолюбие - постоянное пребывание в труде, выносливость,
Благодушие (благородное прямодушие) - черта гуманной личности, она приобретается со временем через общение с благородными людьми, исполнение поручений, и заслуживает большого уважения.
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным - исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Природосообразность обучения, по Коменскому, определяется учетом возрастных особенностей детей. В «Великой дидактике» он писал: «Мы решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей».
Принцип природосообразности составляет методологическую основу педагогической системы Я.А. Коменского. Под природой он понимал единство человека и окружающей действительности. Поскольку природа и человек познаваемы, значит, должны быть познаваемы законы воспитания и обучения. Обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. С явлениями природы - порами года или временем суток сравнивал периоды жизни человека: весна (утро) - детство, лето (день) - годы молодости, расцвета жизни, осень (вечер) - зрелые годы, зима (ночь) - старость.
Исходя из принципа природосообразности, в труде «Великая дидактика» (дидактика определена как «всеобщее искусство всех учить всему»). Коменский предложил возрастную периодизацию и установил соответствующую ей систему школьного образования:
От рождения до 6 лет - детство - «материнская школа» - воспитание в семье под руководством матери: усиленное физическое развитие, первое впечатление об окружающей природе, первые шаги религиозного и нравственного воспитания, уважение к старшим, элементарные навыки по самообслуживанию;
От 6 до 12 лет - отрочество - «школа родного языка» - изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами, овладение одним ремеслом. Для: менее способных учеников обучение на этом заканчивается;
От 12 до 18 лет - юность - «латинская школа» или гимназия - «семь свободных искусств» с изменением их содержания в соответствии с практическими потребностями, естествознание, история, география, светская литература, 2 вида ремесел;
От 18 до 24 лет - возмужалость - академия - высшая школа для самой способной молодежи с обучением на богословском, юридическом и медицинском факультетах. Образование должно завершаться путешествием.
В труде «Пампедия» (1648) Коменский расширил систему школ, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаст» сама жизнь.
Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Он считал, что преподавание каждого предмета следует начинать с простейших элементов, знания детей от ступени к ступени должны расширяться и углубляться подобно дереву, которое год от года, пуская новые корни и ветви, все более укрепляется, разрастается и приносит больше плодов. Написал для учебных ступеней учебники (Открытая дверь языков и всех наук» (1631) - учебник для латинской школы, в котором изучение латинского языка сочеталось с изучением реального мира, «Материнская школа» (1632) - книга для родителей по дошкольному воспитанию, «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) - учебник для начальной школы, своеобразная иллюстрированная детская энциклопедия. Общие вопросы организации школы изложил в сочинениях «Пансофическая школа» (1651), «Законы хорошо организованной школы» (1652), «Школа-игра» (1656) и др.
Я.А. Коменским впервые разработаны и в «Великой дидактике» изложены основы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может ВЗОЙТИ" на «самую высокую ступень лестницы образования». Коменский раскрыл характеристики классно-урочной системы следующим образом: в одном и том же месте (учебное помещение - класс), в одно и тоже время (начало урока), в течение определенного времени (продолжительность урока), дети приблизительно одного возраста в твердом составе (постоянный состав учеников в классе), с одним и тем же учителем (закрепление предмета за учителем) решают единую дидактическую задачу (определяется тема урока).
Учебный день нужно начинать утром - «утренние часы нужно посвящать развитию ума и памяти, а послеполуденные должны развивать руку и голос». Учебный материал должен быть разбит по годам, месяцам, неделям, дням, часам. В школах должны преподавать «не различный материал, а один и тот же, только различным образом». Учебный год, по мнению Коменского, должен для всех учащихся начинаться и заканчиваться одновременно - «это должно быть скорее осенью», занятия последовательно чередоваться с отдыхом - каникулами, Учебный день должен быть строго регламентирован в соответствии с возрастными возможностями учащихся разных классов. Между классами - переводные экзамены.
Я.А. Коменский определил и обосновал дидактические принципы:
1. Принцип наглядности - «золотое правило дидактики», согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы, или к их моделям.
2. Принцип сознательности - «ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком» - непременное условие усвоения учащимися материала - наличие у них интереса и внимания к учению. Коменский предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают; пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся, создавать приятную обстановку обучения, учителю быть доброжелательным и ласковым.
з. Принцип систематичности - точный порядок во всем, учебный материал должен излагаться систематизировано, нужно идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому, сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.
4. Принцип последовательности - изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими занятиями, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего. Развивать следует сначала понимание вещей, затем память, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.
5. Принцип доступности (посильности) - обучение должно соответствовать силам ребенка и его возрасту. Посильность, доступность в обучении достигается ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.
6. Принцип прочности - усвоение учебного материала посредством упражнения и повторения. Учитель должен показать образец, исправлять отклонения от него, не спешить в обучении, поэтапно осваивать элементы, а затем целое, подводить итоги.
Большое значение Коменский придавал внешнему виду школы. Он говорил, что школьное помещение должно быть просторным, светлым, чистым, украшенным картинами; при школе нужно посадить сад, чтобы он радовал взоры детей деревьями, цветами, травами; в школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного, полезного труда - «в ней должны господствовать бодрость и внимание как у учащих, так и у учащихся». Указывал на поддержание должной дисциплины: «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Коменский писал, что следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Коменский выступал против телесных наказаний, рекомендовал гуманный подход к детям, нацеливал на то, чтобы школа стала «мастерской гуманности».
Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности учителей. «Им, - писал он, - вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем». Он считал, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы; наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как очень важно учиться направить первые шаги ученика; учитель должен быть примером для своих учеников как в отношении внешнего вида, так и в отношении духовного облика и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании.
Педагогические взгляды и труды Коменского проникнуты идеей пансофии, всеобщей мудрости, под которой подразумевается знание о природе и обществе, доступное для всех людей. Последние годы жизни Коменский провел в Амстердаме. Там он написал свой фундаментальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1662), в котором предложил план реформ человеческого общества. Итог своей долгой жизни Коменский подвел в сочинении «Единственно необходимое» (1668). Вся жизнь Я.А. Коменского, которая, по его словам, «протекала не в отчизне, а в вечном и беспокойном странствии», является примером горячей любви к родине и преданного служения образования делу воспитания подрастающих поколений.
Отдельное внимание обратим на разработку Я.А. Коменским вопросов дошкольного воспитания .
«Материнская школа»
Коменского является одним из первых трудов с подробной
разработкой данных вопросов.
для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.
В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте.
Коменский уделял много внимания вопросам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Давал советы, как обеспечить детям как можно больше движений - давать им возможность бегать, играть, резвиться.
Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.
Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными. Так, Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Много внимания он уделял воспитанию у них любви и привычки к труду, который должен быть посильным и тесно связанным с их игровой деятельностью. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. В то время как в практике семенного воспитания широко применялись физические наказания, он предлагал воздействовать на детей в случае их дурного поведения или проступка прежде всего увещеванием и порицанием, прибегая к наказаниям лишь в самых крайних случаях.
В области умственного воспитания Коменский ставил перед материнской школой задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем, чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т.д.; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии - место, где он родился и где он живет (деревню, город, крепость или замок), а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня и пр. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский предлагал дать ребенку дошкольного возраста первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы на основе их наблюдения.
В программу материнской школы Коменский включал также ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лицах.
Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей «знать», но и «действовать и говорить». Он выделил те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобрести ребенок.
Коменский составил указания по развитию речи у детей. Он советовал до третьего года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры.
Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке материнская школа должна положить начало развитию их мышления, которое, по словам Коменского, «проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки». Он считал необходимым приучать детей правильно ставить вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают.
Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно прививать ребенку любовь и интерес к школе, высоко поднимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.
Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.
Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592–1670), разрабатывавший многие педагогические проблемы. Именно он считается создателем науки дидактики.
Я.А. Коменский родился в Чехии в семье священника общины чешских братьев, начальное образование получил в братской школе, затем учился в латинской школе, закончил академию и университет. Всю жизнь он занимался просветительской деятельностью.
В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:
Принцип природосообразности .
Наглядное обучение - «золото правило» дидактики: «Все должно восприниматься зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязания.
Принцип посильности и доступности означал, что обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. А для этого учебный материал должен соответствовать способностям возраста.
Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.
Сознательность – педагог должен вызывать желание учиться. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям,
Прочность - залогом должно быть повторение
Систематичность .
3. Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии: обучение всех всему, которые вызвали большой интерес европейских учёных.
4. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.).
5. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения , которая заменила индивидуальную.
11. Педагогическая концепция Дж.Локка «Воспитание джельтельмена» В Англии после Реформации XVI в. было закрыто значительную часть католических монастырей, а с ними и многие приходских школ. Зато открывались новые англиканские приходские школы, которые почти ничем не отличались от старых католических за исключением того, что преподавание в них велось на родном языке. Возникло много сектантских школ, где главной целью ставилось изучения текстов библии, псалмов и молитв. В некоторых городах и селах создавались частные домашние школы, в которых часто малограмотные наставники за определенную плату воспитывали преданных им детей в страхе божьем. Дети из аристократических семей учились в гимназиях - привилегированных средних школах, где основное внимание обращалось на изучение латинского, реже - греческого языков, иногда штудировали английскую литературу. В наиболее обеспеченных таких школах кроме классических языков много внимания уделяли фехтованию, верховой езде, различным видам физических упражнений. Англия одной из первых в Европе перешла на рельсы нового общественного строя в результате революции 1648 г. и переворота 1688 г., когда Англия стала конституционной монархией. Победа революции среди остальных вопросов поставила на повестку дня проблему принципиально нового решения коренных вопросам педагогики, касающиеся, прежде всего, роли, целей, задач и путей воспитания, содержания образования и методов обучения. Наиболее прогрессивную и новую по своей сути концепцию решения этих вопросов предложил Дж. Локк. Педагогическая концепция Джона Локка. Дж. Локк (1632-1704 г.) - английский философ, педагог, один из основоположников эмпирической психологии. Родился он в семье адвоката, получил высшее образование в Оксфордском университете, по окончании которого был оставлен преподавателем греческого языка и литературы. Некоторое время находился в эмиграции в Голландии. После переворота 1688 г. Локк возвращается в Англию и остается известным человеком в аристократических кругах тогдашнего общества. Дж.Локк первым в истории разработал новую, основанную на светских началах, систему воспитания подрастающего поколения. Свои педагогические взгляды изложил в произведениях “Мысли о воспитании“ (1693 г.) и “О воспитании ума“ (опубликована. 1706 г.). Основой для педагогики Локка послужила его философско-психологическая концепция, отраженная в главном философском труде “Опыт о человеческом разуме“ (1689 г.). Локк разработал философско-психологическую теорию “чистой доски“, которая заключается в отрицании существования в сознании человека “врожденных“ идей и представлений. Психика человека от рождения подобная чистой доски или чистого листа, где еще нет никаких надписей. Теория “чистой доски“ привела Локка до признания решающей роли воспитания в развитии ребенка. Он указывает, что на 9/10-х люди становятся добрыми или злыми, полезными или не полезными благодаря воспитанию. Цель и задачи воспитания за Локком является подготовка джентльмена. Джентльмен - это дворянин по происхождению, деловой человек, который умеет разумно и выгодно вести свои дела, имеет хорошую физическую подготовку и отличается “изяществом“ манер поведения в обществе. Исходя из практики бывшего дворянского воспитания Локк отстаивает домашнее, индивидуальное воспитание детей и категорически выступает против школьного образования, поскольку последняя является отражением общества, которое по своей сути аморальное. Реализацию своей воспитательной программы Локк предлагает начинать с физического воспитания, которое должно способствовать укреплению здоровья ребенка, его закалке: “здоровый дух в здоровом теле“. В произведении “Мысли о воспитании“ раскрыто целую систему физического воспитания джентльмена, которая предусматривает ряд интересных и эффективных, а иногда и противоречивых приемов. Локк рекомендует приучать детей к холода и жары, носить простой и свободную одежду, мыть ноги холодной водой и т.д. Такие позиции Локка относительно физического воспитания не случайные. Ведь, тогдашняя Англия вела активную колониальную политику, и людям, которые завоевывали новые территории, часто приходилось жить в необжитых местах, в тяжелых и непривычных климатических условиях. Главное место в педагогической концепции Локка принадлежит нравственному воспитанию. Мораль выводит не из религиозного учения, а из интересов отдельной личности, руководствуясь принципом выгоды “все, что приносит личную пользу, является моральным“. Для джентльмена, по его мнению, самое важное выработать характер и волю. Нравственно воспитанный человек - это тот, которому поступки диктует разум, и которая умеет действовать вопреки своим чувствам и желаниям. Важнейшими средствами воспитания, за Локком, является не формальное заучивание правил нравственности, а привитие полезных привычек через положительный опыт поведения, а также личный пример воспитателя. Важное значение как средства воспитания Локк предоставлял ограничениям, которые способствуют выработке дисциплины духа ребенка. Применять это средство надо начинать с малых лет, и прежде всего - путем борьбы с детскими капризами. Локк выступает за строгое отношение родителей к детям, которое постепенно должно перерасти в дружбу. Первую власть над детьми, по его мнению, нужно, чтобы давали страх и почтительность, а любовь и дружба имеют ее закрепить. Однако, он выступает против авторитаризма и телесных наказаний в воспитании, потому что “рабский дисциплина создает и рабский характер“. Но последние допускает как крайняя мера. В процессе воспитания полезно применять выговор, награду, похвалу. У детей надо воспитывать гуманное отношение к людям и животным. Главным в этом, как указывает Локк, есть религиозное воспитание. У детей нужно вызвать любовь и уважение к богу как высшего существа. Но он отрицал выполнения религиозных обрядов. Умственное воспитание по отношению к морального и физического Локк ставит на последнее место. Он считает, что джентльмен может обойтись без большинства тех знаний, которые даются в школе. Цель обучения заключается не в том, чтобы сделать юношу ученым, а в том, чтобы подготовить из него делового человека, сделать его способным ум воспринимать любое знание, если он сам того захочет. За Локком обучение должно иметь практическую направленность, каждый предмет, что изучается, должна приносить определенную пользу. Локком была предложена программа реальной образования, которая предусматривала необходимую подготовку к “деловых занятий в реальном мире“, к коммерческой деятельности. Он советовал изучать живую речь, вместо мертвых: английский и французский Cvs 40-050 обратный клапан ру40 межфланцевый ф50. , песочная церемония на свадьбе. В число “полезных“ для изучения предметов вошли география, рисование, математика, астрономия, философия, история, право. Сюда же Локк включал стенографию и бухгалтерию, как такие, что дают необходимые знания для промышленности и торговли. Отдавая дань английской традиции, Локк в программу обучения включал верховую езду, танцы и фехтования. Содержание образования, предложенный Локком, гораздо шире, чем было принято в то время. В сфере умственного развития ребенка Локк обогатил подход к проблеме методов обучения, поставив вопрос о мотивации учебной деятельности. Он предлагает так называемые “мягкие“ методы, ориентированные на естественные интересы и положительные эмоции детей: игровые формы обучения (с буквами), применение книг с рисунками и т.д. Эти методы призваны сделать обучение интересным и увлекательным. Детям необходимо показывать пользу того, что изучается. Локк не выделяет отдельно трудового воспитания. Но рекомендует, чтобы воспитанник занимался каким ремеслом (столярным, токарным, плотничеством), садоводством, сельским хозяйством или др. Необходимость этого он мотивировал тем, что, во-первых, знания ремесел может понадобиться деловому человеку как предпринимателю, во-вторых, труд на свежем воздухе полезна для здоровья. Труд предупреждает возможность вредного бездействия. |
12. движение просвещение во Франции. Д.Дидро и К.А.Гельвеций о воспитании.
Восемнадцатый век вошел в историю стран Западной Европы как век Просвещения. Это время было отмечено бурным развитием форм и условий общественной жизни, в которой одним из центральных вопросов становится вопрос о свободе. Перенесение его в политическую плоскость приводит затем к французской буржуазной революции в 1789 - 94 г., но в сфере общественной это ведет к раскрепощению самосознания людей, которые стремятся посмотреть на себя и окружающий их мир по-новому. Именно в это время начинают подвергаться сомнению старые взгляды и представления, не основанные на достоверных доказательствах и на человеческом опыте. Отвергая схоластику и стремясь к овладению научными методами познания действительности, передовые люди эпохи ведут борьбу за свободу мысли, выступают против всякого рода суеверий и предрассудков, своим критерием оценки всего делая разум, понимаемый как абсолютная и общечеловеческая ценность. Это умонастроение охватывает в восемнадцатом веке широкие общественные круги и поскольку для его сторонников одной из главных целей становится просвещение людей, то есть распространение среди них света разума, то и все движение, а вместе с ним и век получили название Просвещения. Таким образом, говоря о Просвещении как особом явлении эпохи, мы употребляем это слово не в его общечеловеческом, но именно в историческом значении. Просвещением в странах Западной Европы называется общественноидеологическое течение, которое, изменив сознание людей того времени, тем самым повлияло и на общественную жизнь, которую сторонники движения попытались построить по законам разума. Став одним из важнейших факторов общественного и исторического развития, идеи Просвещения в силу ряда причин особенно ярко проявили себя во Франции - стране, которая во многом лидировала среди остальных стран Западной Европы и влияние которой на все последующее их развитие было огромным.
Просветительское движение возникает во Франции в самом начале восемнадцатого века. В 1714 году умирает Людовик XIV. Его царствование продолжалось несколько десятилетий и в истории Франции явилось наивысшим расцветом абсо-
лютизма - политической системы, основанной на единовластии короля. Сущность ее нашла свое отражение в знаменитой фразе Людовика XIV "Государство это я". Но уже к концу его царствования страна переживает кризис, который постепенно охватывает все сферы общественной жизни. Это начинает особенно ощущаться с 1715 года, когда в условиях регентства (правления при малолетнем наследнике) возникает резкая оппозиция абсолютизму сначала в кругах французской образованной аристократии - в так называемых кружках вольнодумцев, а затем и в более широких кругах французской общественности. Эти явления, постепенно нарастая, в конце концов приводят к революции. Она происходит в 1789-94 годах, войдя в историю как Вели-
кая французская буржуазная революция.
Таким образом, XVIII век проходит во Франции как бы под знаком подготовки этого величайшего в ее истории события, означавшего полнейший крах всей феодальной и абсолютистской системы. В условиях постепенно назревающей революционной ситуации в стране развертывается просветительское движение, которое ставит перед собой следующие задачи: Во-первых, французское Просвещение развертывает резкую критику всех феодальных институтов, начиная с абсолютной монархии и кончая церковью как идеологическим оплотом феодализма, стремясь доказать их неразумность и, следовательно, необходимость изменений форм и законов общественной жизни.
Педагогические взгляды Клода Адриана Гельвеция (1715-1771).
В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Гельвеция «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии и существующего строя. Книга была публично сожжена. Гельвеции уехал за границу и в это время написал новый труд - «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (издана в 1773 году).
Гельвеций отрицал врожденные идеи и, будучи сенсуалистом, полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего в стране. По словам Гельвеция, «новые и главные воспитатели юноши - форма правления государства, в котором он живет, и нравы, порождаемые у народа этой формой правления».
Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие характеры, религиозная мораль лицемерна и бесчеловечна. «Горе нациям,- восклицает Гельвеции,- которые доверяют попам воспитание своих граждан». Он считал, что наступило время, когда проповедь морали должна взять на себя светская власть. Поскольку существующая мораль построена на заблуждениях и предрассудках, на религии, должна быть создана новая мораль, вытекающая из правильно понятого личного интереса, т. е. такого, который сочетается с общественным интересом. Однако общественный интерес Гельвеции понимал с буржуазной позиции. Основу общества он видел в частной собственности.
Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации». Хотя «благо нации» Гельвеции трактовал ограниченно, как буржуазный мыслитель, такое понимание целей воспитания имело исторически прогрессивный характер.
Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Это утверждение «о природном равенстве людей» проникнуто демократизмом; оно наносило удар по теориям современных ему дворянских идеологов, проповедовавших неравенство людей от природы, которое якобы обусловлено их социальным происхождением. Однако отрицание Гельвецием каких бы то ни было природных различий между людьми является неверным.
Гельвеции считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. При этом понятие «воспитание» он трактовал очень широко. Карл Маркс указывал, что под воспитанием Гельвеций «понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума...». Гельвеций заявлял, что «воспитание нас делает тем, чем мы есть», и даже более: «Воспитание может все». Как роль воспитания, так и среды он переоценивал, полагая, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека.
Гельвеций полагал, что схоластическая школа, где одурманивают детей религией, не может воспитать не только настоящих людей, но и вообще здравомыслящего человека. Требуется поэтому коренным образом перестроить школу, сделать ее светской и государственной и уничтожить монополию привилегированной касты дворян на образование. Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Гельвеций надеялся, что в результате просвещения и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист патриот, человек, умеющий сочетать личное счастье с «благом наций».
Педагогические взгляды Дени Дидро (1713-1784).
Виднейшим представителем французского материализма XVIII века был Дени Дидро. Его произведения были враждебно встречены властями. Как только вышла в свет его работа «Письма о слепых в назидание зрячим», Дидро был арестован. После освобождения из заключения он отдал все силы подготовке к изданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Энциклопедия, вокруг которой он собрал весь цвет тогдашней буржуазной интеллигенции, сыграла огромную роль в идеологической подготовке буржуазной французской революции.
Из всех французских философов-материалистов Дидро был наиболее последовательным: он страстно защищал мысль о неуничтожаемости материи, вечности жизни, великой роли науки.
Дидро придавал большое значение ощущениям, однако он не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущений разумом. Органы чувств - это только свидетели, суждение же есть результат деятельности разума на основе полученных от них данных.
Дидро высоко оценивал роль воспитания, однако в своих возражениях Гельвецию он не считал воспитание всемогущим. Он написал в форме диалога известное «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» (1773-1774).
Приведем одно характерное место:
«Гельвеций. Я рассматривал ум, гений и добродетель как продукт воспитания.
Дидро. Только воспитания?
Гельвеций. Эта мысль представляется мне все еще истинной.
Дидро. Она ложна, и в силу этого ее никогда не удастся доказать вполне убедительным образом.
Гельвеций. Со мной согласились в том, что воспитание имеет на гений и характер людей и народов большее влияние, чем это думали.
Дидро. И это все, в чем можно было согласиться с вами».
Дидро решительно опровергает положение Гельвеция, что воспитание может сделать все. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности.
Положение Дидро о значении, которое имеют природные различия людей в их развитии, о необходимости считаться в воспитании с особенностями физической организации и психики ребенка заслуживают положительной оценки. Однако в силу ограниченности французской материалистической философии XVIII века Дидро ошибочно рассматривает человеческую природу как нечто неизменное, абстрактное. Между тем, как впоследствии установили основоположники марксизма, природа человека изменяется в ходе исторического развития, люди в процессе революционной практики изменяют свою собственную природу.
Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.
«Число хижин и прочих частных жилищ, - писал Дидро, - относится к числу дворцов, как десять тысяч к единице, и соответственно с этим мы имеем десять тысяч шансов против одного за то, что гений, талант и добродетель скорее выйдут из стен хижины, нежели из стен дворца».
При этом Дидро справедливо заявлял, что сплошь и рядом кроющиеся в народных массах таланты гибнут, так как дурной общественный строй лишает детей народа правильного воспитания и образования. Он был сторонником просвещения широких народных масс, признавал его огромную освободительную роль. По словам Дидро, «просвещение дает человеку достоинство, и раб немедленно почувствует, что он не рожден для рабства».
Так же как и Гельвеций, Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные средние школы классического типа воспитывают только отвращение к наукам и дают ничтожные результаты. Вся система обучения и воспитания негодна, «необходимо изменить до самого основания метод народного образования».
Необходимо, чтобы в школах обучались все дети, вне зависимости от их социальной принадлежности. Школы должны быть изъяты из ведения духовенства и сделаны государственными. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным, в школах следует установить общественное питание. Дети бедняков лучше знают цену просвещения, чем богатые. Дидро требовал решительной перестройки средней школы. Он выступал против засилья в средних школах классического образования, считал необходимым обеспечить в них преподавание на научных основах математики, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении реального образования.
В 1773 году Дидро по приглашению Екатерины II совершил поездку в Петербург и прожил там около года. Как известно, Екатерина в то время разыгрывала роль «просвещенного деятеля» и покровителя гонимых философов.
Дидро составил в 1775 году план организации в России народного образования на новых основах под названием «План университета для России» (подразумевая под университетом всю систему народного образования). Екатерина и не собиралась, конечно, проводить в жизнь план Дидро, он был чересчур радикален.
13. Теория свободное воспитания Ж.Ж. Руссо. «Эмиль или о воспитании»
Идеи Свободы, Равенства, Братства – провозглашенные Великой французской революцией, составляли основу педагогических идей французских просветителей.
В 1762 году вышел в свет роман-трактат Руссо "Эмиль, или О воспитании". Он создал автору мировую известность.
В нем Руссо показал путь воспитания свободного и счастливого человека.
Естественный человек - идеал Руссо - гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного человека Руссо приводит спартанца Педарета, который пожелал стать членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он.
Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:
1 - от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка мать и отец.
2 период - детский возраст от 2 до 12 лет;
3 период - отроческий возраст от 12 до 15 лет;
4 период - юношеский возраст от 15 до 18 лет.
Есть две зависимости, пишет философ: зависимость вещей , лежащая в самой природе, и зависимость, порождаемая обществом . Поэтому Руссо помещаем своего героя Эмиля - сироту, в естественные природные условия вместе со своим наставником-воспитателем в изоляции (свободе) от общества, что ликвидирует зависимость от него и потому обеспечивает «естественное» и «свободное воспитание» ребенка.
Первая книга «Эмиля» охватывает период с момента рождения ребенка.
В этом возрасте упор делается на физическое развитие детей , а главные воспитатели мать и отец.
Вторая книга «Эмиля » Охватывает период детства до 12 лет (С момента освоения ребенком речи). Этот период Руссо называет сном разума, когда ведущую роль в становлении ребенка играют чувства. Ребенок овладевает миром вещей и явлений прежде всего посредством чувственного восприятия.
В этот период ребенку нельзя ничего запрещать, нельзя наказывать, нельзя сердиться .
В этом возрасте велика воспитывающая роль примера , поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.
В третьей книге Жан-Жак Руссо описывает «третье состояние детства», годы «формирования интеллекта» своего ребенка - от 12 до 15 лет. Главной целью воспитания Эмиля становится развитие критического, самостоятельного мышления.
При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка . Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия.
Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда , несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому Эмиль обучается руду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника».
Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего,
Четвертая книга посвящена воспитанию Эмиля после достижения им 15 лет. Именно с этого возраста, считает Руссо, следует начать основное в воспитании - учить любить людей.
В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с противоположным полом.
Свою пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи.
Основными принципами педагогической концепции Ж._Ж. Руссо выступают гуманизм, естественность, последовательность, полезность, доступность.
Жизнь, педагогическая деятельность и мировоззрение Яна Амоса Коменского
педагог коменский обучение
Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики. Он является отцом современной педагогики, а его «Великая дидактика» является одной из первых научно-педагогических книг.
Ян Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница в моравской семье мельника, члена общины Чешских братьев - организации, противопостав-лявшей себя католицизму.
Отец его, Мартин, был из соседней деревни Камне, куда семья перебралась из Словакии. От названия этой деревни и произошла фамилия Коменский.
Детство Яна Коменского пришлось на период разгула в Европе чумы. Когда мальчику было 10 лет, друг за другом умерли его отец, мать и две сестры.
В 1608 году Ян Коменский становится учеником «лучшей среди братских учебных заведений» школы Чешских братьев, затем два года учится в Херборнской академии.
В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет к своему имени второе - Амос.
В 1613 году он уезжает в Германию, где поступает на богословский факультет Гейдельбергского университета. В университете он посещает лекции по математике и астрономии.
Во время учебы Ян посетил многие города Европы, побывал в столице Голландии - Амстердаме, крупном портовом городе, центре культуры и образования.
В 1614 году он вернулся на родину 22-летним молодым человеком и стал руководителем школы и священником общины Чешских братьев.
В годы Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) Коменский вынужден был покинуть родные места. Жил в Польше, где преподавал в местной гимназии, в 1641 году совершил путешествие по Англии, а затем переехал в Голландию.
В 1642-1648 годах работал в Швейцарии по реформированию школы, в 1651-1654 годах осуществлял реформу школ в Верхней Венгрии.
Мировоззрение Коменского. Коменский был публицистом, проповедником, политиком, педагогом. Основными принципами его деятельности были:
Жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий.
Необходимость вывести из необъятных масштабов науки определенную систему.
Стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти к общей гармонии, которая, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, явленной в Священном писании».
По мнению Каменского, цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны. Он выдвинул идею - «всех учить всему».
Ян Амос Коменский по праву считается основоположником классической педагогики, пронизанной духом гуманизма. Он приходит к мысли о том, что педагогика - одна из главных наук человечества, и рассматривает воспитание как важнейшую предпосылку установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами.«Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенное государство и хозяйственные системы», - писал он.
В его трудах впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Яном Амосом Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.
Педагогическая система Коменского представляла собой, прежде всего, протестантское христианское учение, и было направлено на образование детей в христианском духе.
В 1627 - 1632 годах Коменский создал главный труд своей жизни, который назвал «Великая дидактика». Для своего времени этот труд представлял собой поистине революционный учебник педагогической теории.
В 1632 году Коменским было написано первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа», которую он рассматривал как первую и важнейшую часть системы воспитания и образования подрастающего поколения, и где должны были закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей в семье.
В течение своей жизни им написаны учебники и трактаты: «Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», «Открытая дверь предметов», «Мир в картинках», «Предвестник пансофии (всеобщей мудрости)», «Пансофическая школа» (обучение всех всему) и другие.
Коменский предложил принцип природосообразности обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. «Человек - часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются её универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения», - писал он.
Я.А. Коменский считал, что «школы должны учить: теории, практике и употреблению всех хороших и полезных вещей». Такую триаду он называл тремя ступенями мудрости.
I. Теория. Ее этапы:
- 1. Представление предмета со всех сторон.
- 2. Разложение проблемы на несколько составных частей.
- 3. Автопсия (естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира).
II. Практика. Ее этапы:
- 1. Получение образца вещи, уяснение смысла деятельности.
- 2. Выяснение индуктивным методом как из частей изучаемого может получиться целая вещь.
- 3. Автопраксия (самоупражнение).
III. Применение (хресис). Ее этапы:
- 1. Уяснение функциональной сущности вещи.
- 2. Нахождение правильного способа применения вещи.
- 3. Применение уже добытого знания только на доброе.
Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. Эта систему обучения, включала четыре ступени.
Материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет).
Школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами).
Латинская школа или гимназия для наиболее способных детей от 12 до 18 лет - (в учебный план добавлялись естествознание, история, география).
Академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.
Я.А. Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая до сегодняшнего дня остается основой школьного обучения. Ключевыми понятиями этой системы являются:
- - класс с постоянным числом учеников одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей образовательной цели.
- - урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день - от 4 до 6 уроков, урок, перемена).
Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего необходимо использовать регулярные домашние задания и экзамены
Я.А. Коменский обосновал принцип наглядности, сформулировав «Золотое правило дидактики»: процесс обучения должен начинаться наглядным знакомством с реальными вещами путем непосредственного восприятия их органами чувств: «Сначала вещь потом слово». Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками.
Он выступал против косности, зубрежки и равнодушия учеников, отдавая предпочтение объяснению вещей и процессов, признавал бескрайний полет творческой мысли, стремился развивать познавательные способности учащихся.
Коменский настаивал на сознательном учении, систематичности, последовательности и посильности обучения.
Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:
- 1. Воспитание и обучение детей в соответствии с законами природы
- 2. Разработка возрастной периодизации
- 3. Создание классно-урочной системы обучения
- 4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения
- 5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для родителей
- 6. Систематизация знаний о воспитании детей дошколь-ного возраста и создание учения о материнской школе
Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ.
Россия и ее школы на протяжении многих столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского.
Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов.
Мы хотим, чтобы умам воплощено было все
совокупность лучшего из всей области знания
Я. А. Коменский
Ян. Амос. Коменский (1592-1670) принадлежит к выдающихся людей прошлого, имена которых с благодарностью и глубоким уважением сохраняет в памяти все прогрессивное человечество. Мыслитель и основатель новой прогрессивной педаг гогичнои системы. Я. А. Коменский является славой и гордостью не только чешского народа, но и большой семьи славянских народов и всего человечества. Он жил в эпоху бурных исторических событий, когда созревал новый класс - буржуазия, занимал отчетливо демократическую позицию в сложных условиях классовой борьбы того времени, отстаивал прогрессивные идеи и всю свою жизнь боролся против социального и духовного рабства. Коменсе кий высоко поднял традиции гуманистического движения, неисчерпаемого оптимизма и большой любви к человеку:"Человек есть не что иное, - писал он, - как гармония как относительно тела, так и по душе"В своих произведениях. Я. А. Ко. Менский чрезвычайно выразительно очертил прогрессивные для своего времени требования в области образования и воспитания, изобразил идею народоправства и равенстварівності.
Я. А. Коменский учился в братской, затем в латинской школах, в двух университетах, стал учителем в 22 года, кроме того, был проповедником, руководителем школы. В 1627 г начал писать"Чешскую дидактику", п позже жил в. Польше, преподавал в гимназии, там издал в 1633-1638 гг"Великую дидактику"Кроме того, писал учебники, выдал первую в истории книгу для родителей о семейном воспитании"Материнская школашкола".
Новые идеи и практику обучения. Я. А. Коменский гениально синтезировал, создав педагогическую систему, которая была новым, высшим этапом в развитии педагогической науки, итогом и теоретическим обоснованием усь ього положительного опыта свое времясу.
Произведения великого чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Правильна мысль о том, что. Я. А. Коменский - не только история, а в значительной мере и современность прогрессивного человечества
Его первый учебник"Открытые двери к языкам"- энциклопедия"элементарных реальных знаний был переведен на 20 европейских и 4 азиатские языки. В. России в 1768 г. Московский университет выпустил лат. НСК, немецком и французском языках произведение. Я. А. Коменского"Видимый мир в картинках"- первый учебник, построенный по принципу наглядности. Среди многочисленных произведений. Я. А. Коменского, которые выдавались поздним ише, центральное место занимает"Великая дидактика", относящейся к первоклассных произведений мировой педагогической литературы. В этой работе великий педагог изложил новую систему обучения и воспитания, подвергнув. Ныщий ней критике схоластическую школу, оторванную от потребностей жизненно потреб життя.
"Великая дидактика"Коменского - прекрасное произведение педагогической мысли как по содержанию, так и по структуре, взаимосвязью ее различных частей:
§ в I разделе доказывается, что человек - это удивительное, прекрасное и совершенное творение;
§ во II-IV - что цель человека за пределами настоящей жизни, что современная жизнь является лишь призвание будущего, приготовления к нему имеет три степени: 1) научное образование, 2) добродетель, или нравственность ть и 3) религиозность, или благочестия
§ в V-X - что человек от природы имеет хорошие зерна и корни этих трех стремлений, но, чтобы стать хорошим человеком, нужно получить воспитание воспитывать лучше всего в юношеские годы, для этого должны с создаваться школы; в процессе воспитания нужно изучать все о человеке, обеспечить юношество мудростью, различными искусствами, доброчиннисгю и благочестием
§ в XI-XIX разделах - сказано, что еще нет школ, отвечающих этим целям, что форма и образец порядка в школе нужно позаимствовать у природы; дается указание, как поступать, чтобы хватало времени на обу ния, излагаются правила содержательного, успешного обучения и воспитания и советы, как один учитель может обучать сразу и с наименьшими затратами сил нескольких учеников
§ в XX-XXV разделах - освещаются специальные методы обучения наукам, искусствам, языкам, нравственности, благочестию; излагается отношение. Коменского в языческих книг;
§ в XXVI-XXXII разделах - речь идет о том, какой должна быть школьная дисциплина, предлагается деление школ на четыре степени, соответственно возрасту детей; дается очерк"Материнской школы", очерк школы род рекордного языка, латинской школы, написано об академии и путешествия, о совершенной организации школи.
В последнем, XXXIII разделе речь идет об условиях, необходимых для осуществления нового подхода к организации обучения и воспитания молодежи"Великая дидактика"имеет три вступительные самостоятельные разделы: первый - обратите ние ко всем, кто стоит во главе школ, церквей, учреждений, к правителям, родителей, опекунов, второй - привет читателям, третий - о пользе дидактики. Свою педагогику. Я. А. Коменский ставит на службу сус пильным задачей:"Если мы хотим, чтобы были хорошо оборудованы и процветали церкви, государства и хозяева, прежде всего давайте упорядочим школы, дадим им расцвести, чтобы они стали настоящими и живыми ю йстернямы людей и рассадниками для церквей, государств, хозяйств"Руководящей основой своей дидактики он считал открытие такого метода, при котором учителя меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, чтобы в шко лах было больше порядка и меньше одурманивания, бесполезной работы, а больше досуга, радостей, хороших результатов. Тогда и в государстве было бы меньше темноты, растерянности, расстройства, а больше света, порядка, мира и покойспокою.
. Педагогические взгляды. Я. А. Коменского
Наиболее интересным для современной педагогики является разработанный. Я. А. Коменским принцип природовидповидности . Этот принцип в его системе является методологическим. На необходимость учитывать в процессе воспитания на законы при ироды указывали еще философы древнего мира (Демокрит,. Аристотель,. Квинтилиан). Однако эта идея не получила развития до времен. Возрождения. Я. А. Коменский предлагает новую школу, где обучение и воспитание будет согласовано с природой в целом и с возрастными особенностями детей частности, где будут воспитываться новые люди, которые потом построят новую жизнь. Он не выделял человека из природы, а расценивал ее как часть п рирода, подчинял общим законам природы. В разделе"Семена образования, добродетели и благочестия заложено в нас от природы)"автор"Великой дидактики"заявляет, что человек создан добродетельной и ей от природы присущи стремление к знаниям, и поэтому задача воспитания - всячески способствовать развитию этих качеств. Я. А. Коменский утверждал, что образование человек с наибольшей пользой приобретает в раннем е эти, особенно вредным он считал перегруженность детей школьными занятиями"Детям следует заниматься только тем, что соответствует их возрасту и способностям""Обучение нельзя довести до основательности без найча стише и особенно умело поставленных повторений и упражнений"- эта идея очень важна и занимает большое место в современной дидактикеасній дидактиці.
Я. А. Коменский на основе собственной педагогической практики пришел к выводам о необходимости учить"всех всего":"Всем, рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не неподвижными бревнами"(ТИ,. С80). Он остро критикует схоластическую школу за то, что она удовлетворяет потребности только богатых. Я. А. Коменский предлагает единую систему школ. Эта демократы ческая идея единой школы имела большое историческое значение. Для достижения этой цели он берет 24 года и разделяет их на четыре периода: до 6 лет, от 6 до 12, от 12 до 18 и от 18 до 24 лет. Эта периодизаций я вызывает большое удивление и уважение к глубины мысли великого педагогго педагога.
Для каждого возрастного периода. Коменский определил определенный тип единой школы: для детства - материнскую школу, для отрочества - элементарную школу родного языка, для юности - латинскую школу или гимназию, д. ля зрелости - академию и путешествия. Материнскую школу и школу родного языка он определяет для всего юношества, а другие два типа школ - для юношей, у которых стремление высші.
. Я. А. Коменский о содержании образования
Содержание образования в школах средневековья, по выражению. Я. А. Коменского, был настоящим лабиринтом, в котором ученики бродили протяжении долгих лет, не имея надежды увидеть радостное сияние жизни. Семь свободных искусств (так назывались школьные предметы) не могли удовлетворить прогрессивных потребностей общества XVII в. Выработка новой системы и методов обучения наук по сути было центральной идеей во всей деятельности велик ого чешского педагога. Систему наук, которая дала общую картину мира, ученые и философы назвали. Пансофия. Известно, что. Коменский много работал над. Пансофия, но почти все работы по этой отрасли с агинулы. Содержание образования, связан с науками,. Я. А. Коменский изложил в таких произведениях:"Великая дидактика","Пансофическая школа","О пользе точного наименования вещей","Речь о номенклатуре вещей",". Материнская школа","Видимый мир в картинках","Открытые двери к языкам","Открытые двери к вещам"и др."Мы желаем, - говорил. Коменский, - чтобы умам воплощено было всю совокупность лучшего из всех отраслей знаний"Я. А. Коменский советует: к знаниям надо присоединить подготовку к деятельности,яльності, щоб
из школ выходили юноши деятельные, на все способны, ловкие, старательные; в процессе обучения нужно сочетать три элемента: вещи, ум, язык; учебный материал располагать концентрически
Я. А. Коменский является первым педагогом, который подробно и реалистично разработал содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста в специальном фундаментальном сочинении"Материнская школа"Интересные советы в этой га алузи: дать знания по природоведению, оптики, географии, арифметики, геометрии, музыки, языка; местом материнской школы есть семья, а воспитателем - мать, с детства следует ребенка приучать к труду, первый день в школе должен быть радостным и светлым событием в жизни ребенка. Второе звено школы - школу родного языка он считает важной, потому что она должна дать основы для любой дальнейшей деятельности юноши. Школ в родного языка должны пройти все дети обоего пола. Ввести в школе родной язык как язык преподавания и воспитания - этот совет чрезвычайно актуальна. Предлагая третье звено в системе образования - латинский шк ола или гимназию,. Коменский дает перечень предметов, указывает, что задача этой школы - исчерпать всю энциклопедию наук, до семи"свободных искусств"он добавляет физику, географию, историю, мораль, причем н аповнюе их новым содержаниемзмістом.
Борьба. Я. А. Коменского за научность содержания образования, его призыв ввести в школе реальное образование и особенно его идея о связи школьного обучения с жизнью - все это очень созвучно с нашим дл анням по совершенствованию содержания образования в современной украинской школлі.
Последнюю, высшее звено в единой системе школ. Я. А. Коменский назвал академией - это большой учебное заведение типа университета, который должен готовить ученых мужей и руководителей народа. К академии. Я. А. Комен нский советует посылать"только избранных людей, цвет человечества"Академия - это школа для аристократов и богачей, а высшее учебное заведение, где получать образование лучшие, талантливые юноша юнаки.
. Дидактическая система. Я. А. Коменского
Дидактическая система, изложенная в"Великой дидактике", вошла в золотой фонд классической педагогической литературы. Это не только научно-педагогический произведение, но и оружие в борьбе за нового человека, новое, где емократичне общество. Психологической науки тогда еще не было,. Коменский действовал на основании собственных наблюдений над детьми, но его рассуждения по педагогического мышления, воли и других психических проце сел представляют большой интерес и для современной наукки.
Я. А. Коменский требует: учитель должен знать особенности детей, не подходить ко всем одинаково; нужно воспитывать интерес и внимание к обучению, возбуждение внимания к обучению - первейшая забота учителя;, сама школа должна быть приятным местом; наибольшее значение в обучении имеют совершенные и рациональные методы обучения, они должны согласовываться с природой ребенка. Я. А. Коменский основательно разработал т аки принципы обучения: наглядность, последовательность и систематичность, посильность, прочность, сознательное усвоение знаний. Все они приняты и в современной педагогике, даже с сохранением назм назв.
Я. А. Коменский большое внимание уделил определению новых организационных форм обучения. Основной формой обучения он считал классно-урочных занятия схоластическая школа не знала такой формы обучения, как урок. Это ередньовични занятия проходили в одной комнате одновременно со всеми учащимися, несмотря на возраст и год обучения. Каждый ученик имел свой урок, который отдельно он отвечал учителю. Обучение в таких условиях было длинным и тяжелым для учеников и для учителей. Трудно переоценить большую историческую заслугу. Я. А. Коменского как первого теоретика и практика классно-урочной организации обучения. Современная педагогическая наука эту то орию значительно продвинула вперед, но основа учения. Коменского о классно-урочную систему осталась до сих пор. Его советы актуальны: оборудование школы должно соответствовать учебным задачам; четкая рег ция времени: не переобтяжування ребенка учебным материалом; точное соответствие домашних заданий том, о чем говорилось на уроке сколько классов, столько и учебных комнат, каждая комната должна иметь кафедру и достаточное количество лав; серьезным занятием посвящается ежедневно лишь четыре часа и др.. Итак, в дидактической системе великого чешского педагога. ЯАКоменського имеется значительное количество положений, при критическом подходе к ним, с учетом особенностей исторической эпохи, можно использовать в современной украинской школраїнській школі.
. Я. А. Коменский о нравственном воспитании
Вопросам нравственного воспитания посвящено произведение"Законы хорошо организованной школы"Во взглядах. Я. А. Коменского на нравственное воспитание чувствуется вылил христианской этики, он часто обращается к"праздников того письма", цитирует и пересказывает"святых отцов"церкви. Моральные качества отчетливо изложены в его сочинении"Материнская школа": умеренность в еде и питье, аккуратность, уважение к старшим, почтительность, пра вдивисть, справедливость, благотворительность, привычка к труду, сдержанность, терпение, деликатность, готовность служить старшим, изящество манер, достоинство, выдержанность, скромность - это кодекс гуманис и поборника общечеловеческого братства и мирного труда. Дисциплину. Коменский расценивает как метод, с помощью которого только и можно достичь результатов в воспитании детей"Школа без дисциплины есть мельница бы ез воды", - писал. Я. А. Коменский, в то же время выступая против жесткой дисциплины схоластической школы. Он предполагал телесные наказания не за неуспеваемость в учебе, а за плохое поведение ученика, за амо ные поступки, высокомерие, за упорную неповиновение, умышленно злобность, за недоброжелательность и лень - и этим он уступил средневековой школній школі.
Важную роль. Я. А. Коменский отводит учителю, очень высоко оценивает его труд:"они поставлены на высоко почетном месте, им поручено прекрасную должность, выше которой ничего не может быть под солнцем""Он ставит перед учителем такие требования: учителя должны отмечаться своей нравственностью, захватывать учеников положительным примером, быть приветливыми и ласковыми, не отталкивать детей от себя своим су ворим поведением, относиться к ученикам с любовь "із любов"ю.
Роль учителя. Я. А. Коменский возводит уровня высоких патриотических задач освобождение своей родины и содействие расцвета чешского народа"Может быть для вас, - обращается. Я. А. Коменский к учить телив, - что-нибудь приятнее, чем то, чтобы видеть обильные плоды вашего трудараці?
Пусть зажгутся ваши сердца, неотступно побуждая вас, а через вас и других, беспокоиться об этом, пока огнем этого света не загорится и не будет счастливо озарена вся наша родина"
Прошло более 370 лет со времени выхода в свет произведений. Я. А. Коменского, но все они сохраняют свое огромное значение для педагогической науки. ЯКоменський - не только история, это и наша современность, потому йог го идеи, критически переосмыслены, вошли в систему украинской педагогики, украинского национального воспитания украинских педагоги в наследии. Я. А. Коменского находят бесценное сокровище для творческой пра эти в столь сложный и ответственный чаний час.
К
выдвинул идею всеобщего начального обучения. Через все педагогические сочинения К, в особенности же через его главное сочинение - «Великую дидактику», проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у К
при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.
К
, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода, по 6 лет каждый. В основу этого деления он кладет возрастные особенности:
детство(от рожд. до 6 л включительно) характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество (от 6 до 12 л) - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность (от 12 до 18 л), помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость (от 18 до 24 л) - развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из возрастных периодов К
намечает особую ступень образования: для детей до 6 лет - материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества - шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей - в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения.
Дидактические принципы:- принцип наглядности
. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. - сознательности учения
. При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. – систематичность обучения
. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.
- последовательность обучения
. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. –
посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.- прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им. Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала.
К
установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее.
Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть - объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
К
высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.