Пытаюсь придумать вводное слово, но как-то не очень-то получается, поэтому скажем так - мне понадобился еще один инструмент для вправления мозгов экспресс-методом, поэтому я пишу то, что пишу.
Если мне это не приснилось, Юнг где-то признавался, что на определенном этапе терапевтической практики начал просто давать пациентам свои книги, чтобы они сами определили свой психологический тип и вообще поучаствовали в диагностике. Экономия сил и времени, знаете ли.
Вот в этом смысле мне и нужен новый инструмент. Есть тема, которую постоянно приходится объяснять, поэтому уж лучше я ее изложу один раз по-хорошему, чтобы отсылать потом страждущих к готовому материалу.
Итак: победители и проигравшие. Считайте это полушутливой типологией, лишенной всякой научно-теоретической ценности, однако легко и эффективно применимой на практике.
И обратите внимание, что, как обычно, в таких случаях я рисую картину несколько утрированную, чтобы отчетливее показать сущность этих двух типов. В чистом виде они в природе встречаются не так уж и часто, поэтому не ищите в описании «себя», ищите тип, к которому вы ближе - это поможет вам обратить внимание на те аспекты собственного функционирования, которые, быть может, от вас ускользают.
Неудачники (проигравшие)
Все мы знаем утрированный тип «неудачника» - человека, у которого все безнадежно плохо. Он зануден в общении, жалок по жизни, беден и слаб. Человек, который поставил на себе крест и странным образом этим удовлетворен. И даже, когда жизнь предлагает решения его проблемам, он каким-то образом всегда находит возможность в очередной раз все испортить, чтобы так и остаться несчастным неудачником.
При этом самому такому неудачнику кажется, что причина его жалкого положения в каком-то фундаментальном и неизлечимом изъяне, которым наградила его судьба, и именно поэтому всякие усилия по приведению своей жизни в порядок заведомо обречены на провал. С генетикой не поспоришь, так сказать.
Но сторонний наблюдатель глядя на этого неудачника всегда недоумевает - он не видит никакого такого изъяна, чтобы ставить на себе крест. Всегда есть примеры людей, которых жизнь поставила в куда более суровые условия и наделила такими изъянами, что «неудачнику» впору Богу молиться за то, что он обошелся с ним столь милосердно. Но как бы очевидно это ни было со стороны, убедить неудачника в том, что у него все не так уж и плохо, невозможно… потому что ему просто не выгодно это признавать.
Фокус в том, что быть неудачником очень удобно. Определенно, есть свои очевидные минусы в том, чтобы быть «ни на что не способным». И, казалось бы, ни один разумный человек не станет неудачником по своей воле. Однако логика нашего психического аппарата иногда выдает такие ответы, которые иначе как иррациональными и не назовешь. И правда такова, что всякий неудачник является неудачником исключительно по своей собственной воле.
Нет в природе, судьбе или генетике такой силы, которая бы превратила человека в слабака. Слабым от рождения может быть здоровье, но дух человека всегда здоров и силен… до тех пор, пока человек сам не выберет стать слабым.
Нельзя, конечно, сказать, что неудачник выбирает быть неудачником от хорошей жизни. Естественно, этому предшествуют определенные внешние обстоятельства и способствуют обстоятельства внутренние. Не всякий человек в одних и тех же условиях выберет тот же самый механизм психологической самозащиты. Однако главный момент, на который сейчас нужно обратить внимание, - это то, что путь неудачника человек выбирает по своей воле и вполне сознательно.
Естественно, выбор стать неудачником происходит в раннем детстве, когда ребенок и слова такого еще не знает, просто всякий раз, когда жизнь бросает ему вызов, он находит возможность, испытания избежать, закладывая тем самым фундамент модели поведения, которая и делает человека неудачником. Ведь самый эффективный способ улизнуть от решения проблем в нашем мире повсеместной жалости к себе - это прикинуться слабым или даже больным. Слабого у нас не бьют, слабому помогают, со слабого меньше спрос, слабому больше внимания и заботы… прикидываться слабым очень удобно!
Ребенок не видит дальней перспективы, что однажды наступит момент, когда детство закончится и свое место под солнцем придется вырывать у жизни зубами. Поэтому всю свою силу и смекалку он направляет на то, чтобы стать убедительно изобразить из себя слабого и беспомощного, и только столкнувшись со взрослой жизнью иногда одумывается и меняет стратегию. Но у всех у нас есть масса примеров людей, которые и во взрослой жизни продолжают придерживаться той же стратегии, даже отдавая себе отчет в том, что эта стратегия больше не эффективна. И все это потому, что привыкнув дурачить других человек рано или поздно умудряется одурачить и себя самого. Теперь он и сам искренне верит, что слишком слаб перед лицом непреодолимых обстоятельств.
Говоря короче, внутренняя логика позиции неудачника проста. На начальном этапе позиция беспомощности, жалкости и жертвы несправедливых обстоятельств позволяет ребенку эффективно манипулировать своим окружением (особенно, если этому окружению свойственна та же самая жалкая и жалостливая жизненная позиция).
А позднее та же логика избегания трудностей применяется в отношении самого себя. Если раннем этапе свою жалкую беспомощность надо было продемонстрировать родителям, то позже приходится разыгрывать ту же роль для самого себя. Ведь по мере физического взросления становится все более очевидным, что далеко не все трудности создаются внешними обстоятельствами, все чаще и чаще оказывается, что, помимо внешних, есть и еще и внутренние обстоятельства, и с ними тоже нужно как-то справляться. Вот тогда-то и приходится учиться самому верить в свою слабость, чтобы дать себе возможность отказаться от столкновения с реальностью.
То есть, из эффективной стратегии выживания позиция слабака превращается в не менее эффективный психологический маневр, позволяющий избежать столкновения с реальностью внутренней. По своей воле отказываясь от испытаний, неудачник оставляет себе шанс верить в то, что на самом деле он мог бы справиться, просто это он так схитрил, чтобы не утруждаться.
Всякий неудачник под маской собственной ничтожности и никчемности скрывает раздутое самомнение - веру в свою особенность, одаренность и недооцененность. Внутри ему кажется, что он мог бы горы свернуть, если бы захотел. Фактически, неудачник - это обычный гордец, вывернутый наизнанку, точно так же, как всякий удачник-победитель есть вывернутый наизнанку неудачник.
Проигравший боится взять ответственность за свою жизнь и получить фактическое подтверждение собственной слабости, поэтому он отказывается от действия и от схватки - сдаваясь заранее. При этом у него внутри остается надежда, что все не так плохо, ведь это он САМ отказался от битвы, а не ПРОИГРАЛ ее… а, значит, шанс еще есть.
То есть, отказ от действия и вера в собственную слабость позволяют неудачнику поддерживать свое завышенное самомнение. Любое прямое столкновение с реальностью поставило бы его перед фактом, что он не так хорош, как сам об этом фантазирует. Именно поэтому неудачник избегает любых трудностей, прикидываясь недееспособным, - это единственный для него шанс продолжать жить в мире радужных фантазий о самом себе.
Удачники (победители)
Есть среди нас и другие товарищи, которые смотрят на неудачников взглядом полным презрения. И этот тип людей нам всем так же хорошо знаком. Но если неудачников принято в лучшем случае жалеть, то удачниками принято восхищаться. Не всегда, конечно, но восемь из десяти известных уважаемых личностей в нашей жизни - это удачники.
Обычно эти люди привлекают к себе много внимания, и если внимания им не достается естественным образом, то они его в буквальном смысле требуют. Они уверены в себе и в том, что окружающий мир - это их владения, и если по какой-то причине мир оказывается к ним не дружелюбен, то удачники берут на себя смелость и наглость заявить, что с этим миром что-то не так и нужно что-то менять.
В любом коллективе есть люди, которые по не всегда понятным причинам ведут себя, как короли, - то есть, как если бы они имели право ставить себя выше других по праву своего происхождения. И это при том, что в жизни и в деле эти люди могут ничего особенного из себя не представлять. Ото всех остальных их отличает одна только жизненная позиция.
Как неудачники убеждены в наличии у себя коренного изъяна, так и эти люди где-то в глубине души верят, что обладают каким-то особенным достоинством, которое позволяет им выделять себя из серой массы обычных людей. И сила этой веры такова, что в поддержании собственного самомнения им уже больше не нужны никакие дополнительные доказательства. Еще чуть-чуть и они бы могли пройти босиком по воде, опираясь на одну лишь веру в собственную святость.
Но никакого великого достоинства у них за душой нет. Всякий неудачник влюблен и горд собственными великими поражениями, но на деле никакого величия в его бедах нет - он такой же обычный человек, как и все вокруг, ничем не особенный, и изъяны его не столь велики, и поражения вовсе не так уж драматичны. Это только его уютный самообман. И точно так же удачники - в действительности они ничем не особенны, их вера в собственное величие такой же самообман, как и вера неудачника в собственное ничтожество.
Психологическая выгода позиции удачника целиком и полностью аналогична той выгоде, которую имеет от своей позиции неудачник. Отличие только в механизме, который используется для достижения той же цели.
На начальном этапе поза победителя - человека, который заслуживает большего, - выгодна в плане обеспечения выживания и комфорта. Лучший кусок всегда достается «сильным» (если до этого его не перехватил «слабый»), поэтому разыгрывать из себя царя горы очень удобно и весело. Неудачник давит на жалость и вину, удачник угрожает непосредственной расправой и неудобствами, а цель у обоих одна и та же - получить желаемое, будь то игрушка в магазине, родительское внимание или в буквальном смысле лучший кусок торта за столом.
Но постепенно из средства манипулирования другими позиция победителя превращается в средство манипулирования собственным сознанием. Цель этого самообмана опять та же самая - сохранить в неприкосновенности радужные представления о самом себе. Но механизм защиты срабатывает здесь чуть иначе. Уловка победителя в том, что по его мнению, ему не незачем проходить через жизненные испытания, ведь они просто-напросто ниже его достоинства. Он слишком крут, чтобы участвовать в контрольных забегах, пусть себя проверяют люди, которые в себя не верят.
Таким образом удачник-победитель обеспечивает себе ту же самую стерильную безопасную обстановку, в которой его самомнение не подвергается проверке в столкновениях с реальностью. А когда жизнь все-таки бьет такого человека фейсом об тэйбл, срабатывает второй контур психологической защиты - праведный гнев! Тэйбл объявляется причиной всех бед, ломается на куски и отправляется в печь, а в ООН пишется петиция с предложением все тэйблы раз и навсегда запретить.
Продолжая параллель, можно сказать, что в каждом победителе, в каждом таком самоуверенном человеке, внутри сидит ровно такой же маленький напуганный жизнью человечек, как и в каждом типичном неудачнике. То есть, между двумя этими типами нет никакой принципиальной разницы, кроме того, что они выбирают разные стратегии поддержания и защиты собственного самообмана.
Однако специфика жизнеустройства западного общества такова, что проигравших у нас презирают, а победителей боятся и уважают. Это логично, если бы не тот нюанс, что общественное мнение не вполне способно отделить самоуверенность от настоящей уверенности. Занимать позу удачника-победителя и действительно быть сильной успешной личностью - это две противоположные сущности, которые, однако, могут выглядеть идентично для неподготовленного наблюдателя.
Именно поэтому каждый удачник столь непробиваем в собственном невежестве - он ото всюду получает подтверждение своей необыкновенности, потому что люди вокруг не различают позу и реальные качества личности. Ну, кроме совсем уж патологических случаев.
Победитель, уверен, что с ним абсолютно все в порядке, а его болезнь - это и есть здоровье. Соответственно, он вообще не видит никакой проблемы и посчитает идиотом того, кто рискнет ему об этом намекнуть, а, значит, у него практически нет шансов эту проблему решить.
И именно поэтому каждый неудачник в виде недостижимого для себя эталона представляет себе именно удачника - человека, который, не прилагая реальных усилий, получил от жизни все только благодаря собственной наглости. Наглость - второе счастье, как говорится.
В этом и состоит проклятие проигравшего. Хотя он и осведомлен, что с ним что-то не так, и даже иногда прикладывает заметные усилия для решения проблемы, однако неверное понимание ситуации приводит к тому, что в попытке решить проблему он пытается стать «удачником» - то есть, заменить одну иллюзию другой, вместо того, чтобы избавиться от иллюзий вообще и действительно стать сильным.
Резюме
Надеюсь, изложенного хватит, чтобы уловить суть и продолжить мысль самостоятельно, но на всякий случай и для пущей рельефности изложу еще несколько характеристик для обоих типов в форме кратких тезисов.
- Позиция неудачника: «Я не прав, другие правы. С миром все в порядке, что-то не так со мной». Позиция удачника: «Я прав, другие не правы. Со мной все в порядке, что-то не так с миром».
- В конфликтной ситуации неудачник старается избежать конфронтации, признает свое поражение, идет на уступки, смиряется. Удачник отвечает встречной непропорциональной и необоснованной агрессией, меняет тему, переходит на личности, требует сатисфакции.
- Интроверты склонны выбирать позицию проигравшего. Экстраверты склонны выбирать позицию победителя. Однако это только склонность, а не строгое правило.
- Победители питаются проигравшими, и проигравшие против этого не возражают. Речь о том, что позу победителя лучше всего может подтвердить проигравший. Равно как и проигравшему его обреченность может подтвердить только победитель. Нормальный здоровый человек никогда не купится на ту или иную позу - он будет видеть только ложное ничтожество и ложное самомнение.
- И победители, и проигравшие - это не врожденный тип психики и не уровень психического здоровья, это тип иллюзии, которую человек выбрал для себя в качестве защиты. Победители и проигравшие ничтожны и слабы в равной степени. Ни то, ни другое не есть объективная оценка свойств личности - это только тип самообмана.
- Победитель себе врет, что он крут и силен, проигравший себе врет, что он ничтожен и слаб. И то и другое - не более чем защита от реальной ответственности за свои настоящие качества.
- Если победителя ткнуть носом в его ошибку, он нападет в ответ - проявит агрессию, попытается ткнуть обидчика носом в его ошибки и таким образом перевести стрелки. Если проигравшего ткнуть носом, он скукожится и попытается вызвать чувство вины и жалости у обидчика своим ничтожным видом.
- Удачники не идут к психологу, потому что «у них нет проблемы». Неудачники идут к психологу, чтобы стать удачниками.
- США - страна удачников, Россия - страна неудачников, которые хотят стать удачниками.
Понравилась публикация?
Поделитесь находкой!
Возможно, вас также заинтересует:
Давайте поговорим об этом!
Войти с помощью:
Причины, которые тянут нас на дно.
С чего состоит жизнь человека? Работа – дом – работа – дом. Иногда — небольшое путешествие, редко — посиделки с друзьями. Мы спешим жить, но, на самом деле не живем. Жалуемся на нехватку денег, времени, сил, нервов, на плохое здоровье и на отсутствие новых возможностей. Если человеку задать вопрос: почему он не становится лучше, скорее всего, в ответ мы услышим о каких-то мифических внешних обстоятельствах, которые мешают ему построить идеальную жизнь.
Успешный американский бизнесмен Реймар Тирадо считает иначе. Не смотря на свой статус и финансовую стабильность, предприниматель не останавливается на достигнутом, а пытается с каждым днем узнать и попробовать что-то новенькое. Размышляя о том, почему люди не стремятся стать лучше, бизнесмен ищет причины не снаружи, а внутри человека. И состоят они в следующем:
1.Человек не любит проигрывать. Скорее всего, он пытается избежать этого, опасаясь выйти из своей «зоны комфорта». Напрасно. Ведь проиграв, мы учимся, пробуем, получаем бесценный опыт, а значит – развиваемся. Нужно научиться проигрывать. Это поможет нам изучить самого себя в стремлении стать лучше.
2.Человек зависит от мнения окружающих людей. Он старается быть таким, как все, подстроиться под них. Боится, что если станет другим, то его осудят. Но попробуйте мыслить по-другому: пусть люди подстраиваются под вас.
3. Каждый человек считает себя самым умным. Другие – дураки, я – эксперт. К сожалению, такое мнение – ошибочно. Ведь важно не то, что вы знаете, а как вы можете применить эти знания. Один заканчивает институт – и всю жизнь пытается свести концы с концами, другой, не имея высшего образования, зарабатывает миллионы. Ну и толку тогда с ваших знаний, если вы не способны их воплотить.
4.Человек мало читает или не читает вообще. Лучше посмотреть что-то развлекательное по телевизору, чем погружаться в занудное чтение.
5.Человек не любознателен. Он воспринимает всю информацию такой, какой ее подают. Мы не задумываемся, что может быть иначе. Возможно, что-то в мире происходит по-другому, просто нужно лучше поискать.
Самое простое - не участвовать в том, что их приводит в описанное состояние, или вообще не общаться с ними.
Намного сложнее начать их потихоньку перевоспитывать, ясно, что в случае с ребенком это проще. Для начала понять причину такой реакции, затем продумать варианты ее или устранения или профилактики. А после этого последовательно реализовывать их.
Это трудно, но без этого в большинстве случаев нельзя обойтись.
О! Это мне знакомо. Это очень распространено среди детей. И это нормально, если речь, конечно, идет о ребенке. Человек на ранней стадии развития стремится самоутвердиться, в том числе и за счет поражения своих соперников.
Ребенок хочет побеждать и это правильно. Другое дело: как немного скорректировать эту позицию победителя.
Некоторые родители используют метод весов: то есть, например, Миша пробежал быстрее тебя, зато ты пробежал большее расстояние. То есть дать возможность ребенку понять, что можно выигрывать не во всем, а в чем-то одном. Побеждать во всем невозможно. Нужно сосредоточиться на чем-то одном.
Что касается взрослых, то здесь, на мой взгляд, как говорится, "медицина бессильна". Это уже не исправишь - здесь виноваты родители, которые вовремя не остановили этот процесс. Играть с таким человеком невозможно и себе дороже. Вы только поссоритесь с ним.
★★★★★★★★★★
Если человек не умеет проигрывать, то не церемоньтесь с ним или уйдите в сторону.
Так как я уже второй десяток лет общаюсь в кругу спортсменов, где очень много амбициозных людей, то пришел к простым выводам. Если человек, который не умеет проигрывать намного сильнее Вас, то нужно просто уйти с его пути и не спорить, чтобы не нагнетать на себя гнев его амбиций.
Но если с этим человеком придется общаться всю жизнь и терпеть его высокомерие Вы не намерены, то нужно плавно опускать его с каждым разом на ступень ниже, а лучше всего сразу спустить его с небес на грешную землю. Это делается просто. Находите его самое слабое место и бьете по нему со всей силы, чтобы этот момент отложился в подсознании того, кто не умеет проигрывать.
Что касается детей, которые не умеют проигрывать и добиваются своего любой ценой, то чем раньше его осадить, тем потом меньше будет проблем.
Если Вы не постоянно контактируете и не зависите от человека, который не умеет проигрывать, то уйдите с его пути. Если этот человек постоянно присутствует в Вашей жизни, то спустите его на землю.
Моя дочь,будучи маленькой, побывав у дедушки с бабушкой, заявила, что у игры "Незнайка" (была такая - с бросанием кубика и передвиганием фишек) новые правила.
Когда ей выпадает какая-нибудь неприятность во время игры, типа пропуск хода, возврат назад и т.п., то ей можно бросать кубик еще раз - так дедушка сказал. Мы играли втроем: она,я и муж, были слезы, т.к. мы таких правил не признавали. Мы объяснили ей, что нет смысла играть на таких условиях, и придется или плакать мне и папе, или все будем получать такие преференции.
Она, подумала и вняла, ей было 4 года.
«Мой ребёнок не любит проигрывать!» - часто жалуются родители психологам. Или - «рыдает из-за двойки», «не умеет честно соперничать с детьми».
Психологи вправе спросить: «а чей ребёнок любит проигрывать?» Все хотят быть первыми, все мечтают, чтобы на них смотрели, ими восторгались - и это нормально. Гиперчувствительность к поражениям чаще всего прививаем мы, взрослые. «Ты должен лучше Мишки сдать экзамен», «кто сможет забить мяч в ворота соперника?», «даже не говори мне о проигрыше», «мы с тобой столько дней зубрили стих к конкурсу!» Кто из нас не давал таких наставлений? Воспитатель в детском саду: кто быстрее уберёт за собой посуду после завтрака, тот и будет строить из конструктора гараж. Учителя в школе: самая лучшая работа в классе у... Таких примеров тысячи. Ребёнку с малых лет в голову закладывают мысль, что всё надо делать быстро и быть первым, тогда в жизни добьёшься цели. Проигрыш - удел неудачника. И он страдает от своих неудач, неизбежных в любой жизни.
Поскольку разумные родители понимают, что ребенка надо растить успешным, то стараются в меру своих способностей. Многие пытаются дома компенсировать детям неудачи в других сферах: в настольных играх поддаются ребёнку или даже убеждают плачущего ребенка в том, что это другие соревновались неправильно, а он все равно молодец! Был даже случай, когда папа пошел покупать плачущему сыну медаль за победу в соревнованиях по плаванию …потому что сын ее не выиграл!
Понимание своих ошибок часто приходит к родителям тогда, когда ребёнок попадает в новый детский коллектив (сад, школу, переходит в другой коллектив) и видит, что есть дети которые лучше учатся, бегают, читают стихи, быстрее всех одеваются и т.д. Значит, надо учить ребенка не только выигрывать, но и проигрывать. Тренировать этот навык, как в единоборствах сначала тренируют умение падать, и только потом – бить.
Негативный опыт полезен!
Каждый родитель желает защитить своё чадо, оградить от невезения, неприятностей. Но многие боятся дать ребёнку прожить свой собственный опыт, пусть и не совсем позитивный. Дайте возможность малышу совершить собственные ошибки! Не требуйте, чтобы он всегда был самым лучшим, только первым. Нет смысла говорить о том, что папа самый сильный и ловкий, а мама училась лучше всех в школе. У каждого человека свои возможности, способности, таланты, повторять путь родителей иногда невозможно, а иногда просто вредно, ведь каждый человек уникален.
Родители - первые помощники для своих детей!
Детей обязательно нужно хвалить, но заслуженно! Если ребёнок сделал красивую поделку, то порадуйтесь за него. Если поделка сделана тяп-ляп, лишь бы отделаться, то предложите сделать её ещё раз вместе. Возможно, и на этот раз не всё получится, зато вы сможете похвалить его за старание.
Не стоит показывать малышу или подростку разочарование в его неудачах, лучше поддержите его. Помогите ребёнку понять, донесите важную мысль, что важнее знания, а не оценки, старание, а не приз на выставке.
Если ребёнок сильно расстроен поражением, то сначала выслушайте. Дайте ему поплакать и пожаловаться. Затем постарайтесь отвлечь, переключить внимание, чтобы эмоции утихли. Вернитесь к разговору о проигрыше и его причинах позже. Возможно, ребёнку необходимо больше заниматься, чтобы он не отставал от одноклассников, возможно, у него не достаточных способностей к музыке и надо заканчивать с музыкальной школой. Может быть, сегодня он был нездоров или в соперники ему попались более взрослые и сильные противники. Вам нужна не оценка, а выводы.
Теперь пришла очередь «работы над ошибками». После определения причины надо перестроить стратегию и тактику, подключить дополнительные ресурсы. Теперь стоит составить программу на будущее и может быть даже ее записать. В идеале школьник даже младшей школы можем сам составить программу «Как готовиться к экзаменам в следующем год» или «Что надо прочитать за лето».
В процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а, во-вторых, боязнь проиграть. И, если вторая сила оказывается сильнее первой, то, по законам физики, мы получаем соответствующий результат. Поэтому, в подготовке к соревновательной деятельности еще на начальных этапах должен учитываться фактор, который мы условно назовем «фактор принятия возможного проигрыша в данном соревновании, как показателя необходимости внесения изменений в тренировочный процесс».
Психологи говорят о существовании так называемой «зоны уверенности», ограниченной нижним и верхним порогами.
Верхний порог определяет максимальное количество выигрышей, следующих один за другим, после которого наступает страх проиграть. Ведь, в случае, если один выигрыш следует за другим достаточно длительное время, возникает мысль о том, что теперь уж проигрыш неизбежен. Другими словами, спортсмен как бы мысленно говорит себе: «Что-то я уже пять раз выиграл. Видимо, теперь уже точно проиграю».
Нижний порог определяет минимальное количество проигрышей, следующих один за другим, после которого спортсмен чувствует неуверенность при выступлении. « Проиграли два раза подряд! Мы в психологической яме! Выиграть будет сложно!» У одного подобный страх может наступить через два проигрыша подряд, а другому и пять нипочем.
Чем меньшими числами определяются два эти порога, тем уже зона уверенности. Задача тренера и спортсмена постоянно работать над расширением зоны уверенности. Закономерность функционирования нашей психики такова, что страх перед выигрышем уменьшается пропорционально уменьшению страха перед проигрышем, поэтому работу по расширению зоны уверенности необходимо начинать с изменения нижнего порога.
Необходимо воспитать у спортсмена смелость проигрывать, т.е., человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни и заключается в обучении, т.е. в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация, т.е. информация об ошибке, должна использоваться для поиска правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.
Пример: в серии из пяти выстрелов в экспериментальных соревнованиях по стрельбе участвовали стрелки суперкласса. В ходе соревнования три первые выстрела попадали в десятку, а затем происходил сбой и стрелок попадал в девятку или восьмерку. Когда серию увеличили до восьми выстрелов, то пять первых выстрелов были в десятку, а затем опять следовал сбой. Когда стрелки выступали в серии «три выстрела – перерыв – три выстрела – перерыв – три выстрела» практически все выстрелы были в десятку. Как будто после серии успешных попаданий мозг начинает сомневаться в своем праве быть безошибочным.
Уже давно известно, что все человечество можно условно разделить на четыре группы по такому критерию как соотношение стремления к победе и страха проиграть. То же самое соотношение сохраняется и в спорте. Это четыре следующие типа:
1. тип А – большие амбиции и высокий уровень страха неудачи;
2. тип Б – большие амбиции и невысокий уровень страха неудачи;
3. тип В – скромные амбиции и высокий уровень страха неудачи;
4. тип Г – скромные амбиции и невысокий уровень страха неудачи.
Спортсмены с психологией победителя относятся к типу Б. Однако, и здесь, как и везде действует закон 80: 20, согласно которому из 100 % (действий, попыток, людей, выступлений), как правило, 20 % имеют «попадание в десятку», а остальные 80% – это общий фон. Только 20 % выступающих спортсменов относятся к типу Б. Основная часть спортсменов – это люди типа А. Соответственно только один из пяти спортсменов обладает от рождения психологией победителя.
Особенности этих типов со всей очевидностью проявляются в поведении людей. Психологом Эриком Берном разработана типология, согласно которой людей типа А можно отнести к так называемым « лягушкам», а типа Б – к «принцам». Давайте рассмотрим их специфические признаки.
Принцы понимают, что они уникальны и принимают себя такими как есть, т.е. они аутентичны. Таким людям не нужно доказывать свою неповторимость, лезть из кожи вон, чтобы доказать, что они лучше других. Они просто живут своей собственной жизнью и не мешают другим жить своей. Принцы не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, они самостоятельны и самодостаточны. Думая о себе, они обращают внимание не на свои недостатки, а на свои достоинства и думают, как их можно эффективно использовать. Принцы вполне реалистично оценивают границы своих возможностей и знаний. Как и все люди, принцы могут время от времени проигрывать. Но проигрыш никоим образом не влияет на их чувство самодостаточности и самоуважения.
Они продолжают верить в свои способности достичь нужного результата. Принцы хорошо знают себя и свои психологические особенности, они не делят свои особенности на плохие и хорошие. Все, что они имеют, это их достояние, и они думают только о том, как использовать это достояние наиболее эффективным образом. Принцы абсолютно спокойно признают за собой определенные права, но они признают права и за другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют вины за ошибку, а рассматривают ее как обратную связь.
Лягушки живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Их любимые фразы звучат следующим образом: «Никогда мне не везет!», «Только у меня может такое случиться»; они очень часто используют «но» в предложениях: «Я бы выступил хорошо, НО что-то мне помешало». Часто причину своих неудач они ищут в поведении других людей. Часто вы слышите от них фразу, начинающуюся со слов «Если бы только...». «Если бы только судейство было справедливым...», «Если бы только я так не волновался перед выступлением». Другие их любимые варианты – это « когда...» и «а что, если». « Мы будем отлично выступать, когда уйдет этот тренер и придет другой!», «Я знал, что в этой ситуации надо было бить по воротам самому, но, а, что, если бы я ударил и промахнулся...»
Таким людям все происходящее с ними представляется темным и пугающим, поэтому они находятся в вечном напряжении и страхе. Их силы расходуются на переживание собственной неудачливости и невезучести, поэтому у них остается мало сил на непосредственное участие в событии. Лягушки не умеют анализировать происходящее с ними, а потому они никогда не знают, почему они проиграли. Следовательно, они не имеют ресурса для кардинального изменения ситуации. Поскольку лягушка боится реального мира, она выстраивает себе мир иллюзорный, в котором все происходит по правилам, установленным лягушкой. Лягушки находятся в постоянном сомнении. А что может быть губительнее для хорошего результата, чем сомнение?
Люди этого типа постоянно озабочены тем, что о них подумают другие. Поэтому каждое выступление спортсмена-лягушки становится доказательством себе и другим своего права выступать, жить, быть лучше других и т.п., а каждый проигрыш становится действительной личностной катастрофой. В этом случае уровень мотивации зашкаливает, что отрицательно сказывается на результатах выступления. Игрок типа А опасен, особенно в командных видах спорта, где он не только паникует сам, но и заражает своим состоянием других членов команды. Вот уже и работа спортивному психологу появилась...
Как правило, людей типа В и типа Г в спорте почти не встречается, особенно, в спорте высших достижений.
Процесс обучения – это всегда процесс проб и ошибок. Человек всегда пытается что-то осуществить, промахивается, сознательно оценивает степень отклонения и делает соответствующие поправки для следующей попытки до тех пор, пока не попадет « в десятку». Все системы самонастройки накапливают в банке данных прошлые ошибки, неудачи, болезненные и тягостные эпизоды. Этот негативный опыт вовсе не сдерживает процесс обучения, а содействует ему, если к нему относиться должным образом, а именно, не зацикливаться на нем и рассматривать его не как оценку личности исполнителя, а как измеритель степени усвоения действия.
Но главное правило следующее: как только действие усвоено и отработано, ошибки, совершаемые при усвоении этого действия, необходимо забыть, а помнить только успешное действие, подолгу мысленно задерживаясь на них. Например, для футболистов это могут быть регулярные просмотры наиболее успешных выступлений команды, а в индивидуальном плане необходимо для каждого игрока создать банк видеокадров, где он наиболее успешен и эффективен. Каждый игрок должен иметь такие видеоролики и регулярно просматривать их перед тренировкой.
Если мы преднамеренно постоянно возвращаемся к нашим ошибкам, постоянно обвиняем и выговариваем себе за них, то помимо нашей воли ошибка или неудача превращается в цель, которая удерживается в воображении и памяти. Воспоминания о прошлых неудачах могут самым неблагоприятным образом повлиять на сегодняшние действия, если мы без конца думаем о них и мысленно произносим: «Если я вчера проиграл, то, значит, могу и сегодня проиграть».
Кстати, выяснено, что в состоянии гипноза, когда в людях вдруг открываются неожиданные таланты к различным видам деятельности, все их внимание сконцентрировано на достижении положительной цели и нет воспоминаний о прошлых неудачах, т.е. в гипнотическом состоянии происходит очищение памяти от прошлых неудач.
Для того, чтобы разобраться в себе...
1. Определите для себя максимальное количество проигрышей, следующих один за другим, не влияющее на вашу веру в возможность выиграть в следующем соревновании.
2. Определите для себя максимальное количество следующих один за другим выигрышей, при котором вы сохраняете веру в возможность выиграть и в следующий раз.
3. Определите для себя зону уверенности и поставьте себе задачу расширения этой зоны.
4. Пронаблюдайте за тем, как вы реагируете на ошибку. Запишите результат. А теперь запишите, как бы вы хотели реагировать на ошибку. Стремитесь к выработке желаемой реакции.
5. Определите для себя ваше отношение к Принцам и Лягушкам. К какому типу вы относите себя? А к какому типу вы хотели бы принадлежать? Какие качества для этого вам необходимо развить?