Лабораторная работа № 8 _____________________
Дата
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).
Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять .
Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон.
С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________
Подпись учащегося
Ход работы.
- Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.
- Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки.
Измерьте расстояние от катушки до стрелки L 1 и силу тока I 1 в катушке.
Результаты измерений запишите в таблицу 1.
- Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L 2 ,
на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1.
Таблица 1
Катушка без сердечника | L 1, см | I 1, А | L 2, см | I 2, А |
4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие
Электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L 3 от катушки до стрелки и
Силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в
Таблицу 2.
- Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое
Расстояние L 4 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную
Стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке.
Результаты измерений также запишите в таблицу 2.
Таблица 2
Катушка с сердечником | L 3, см | I 3, А | L 4, см | I 4, А |
- Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод: ______________
____________________________________________________________________
- Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие
Электромагнита на стрелку. Сделайте вывод: _____________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита
соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где - южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Какое сходство имеется у катушки с током с магнитной стрелкой? __________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему магнитное действие катушки, по которой идёт ток, усиливается, если в неё ввести железный сердечник? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что называют электромагнитом? Для каких целей используют электромагниты (3-5 примеров)? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Можно ли соединить катушки подковообразного электромагнита так, чтобы на концах катушки получились одинаковые полюсы? ________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какой полюс появится у заострённого конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс магнита? Объясните явление ___________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План - конспект урока по физике в 8 классе на тему:
«Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Цели урока: научить собирать электромагнит из готовых деталей и опытным путём проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Задачи.
Образовательные:
1. используя игровую форму деятельности на уроке повторить основные понятия темы: магнитное поле, его особенности, источники, графическое изображение.
2. организовать деятельность в парах постоянного и сменного состава по сборке электромагнита.
3. создать организационные условия для проведения эксперимента по определению зависимости магнитных свойств у проводника с током.
Развивающие:
1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать изучаемые факты и процессы, умения логически излагать свои мысли.
2.развивать навыки работы с физическим оборудованием.
3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, при решении задач различной степени сложности.
Воспитательные:
1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.
2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.
Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Тип урока: урок методологической направленности.
Технология проблемного обучения и КСО .
Оборудование для лабораторной работы: электромагнит разборный с деталями (предназначен для проведения фронтальных лабораторных работ по электричеству и магнетизму), источник то-ка, реостат, ключ, соединительные провода, компас.
Демонстрации:
Структура и ход урока.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
||
Мотивационно - ориентировочный компонент |
||||||
Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | ||
Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. | Предлагает сыграть в игру, и повторить основные понятия темы. Предлагает обсудить позиционную задачу и назвать тему урока, определить цель. | Пытаются ответить, решить позиционную задачу. Определяют тему урока и цель. | |||
Операционно - исполнительный компонент |
||||||
Изучение нового материала. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. | Выполняют лабораторную работу. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. | Личностные, познавательные, регулятивные | ||
Рефлексивно - оценочный компонент |
||||||
Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает решить задачи. | Решают. Отвечают. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные | ||
Подведение итогов, рефлексия. | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы». | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | ||
Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные |
1. Повторить основные понятия темы. Входное тестирование.
Игра «Продолжи предложение».
Вещества, которые притягивают железные предметы, назы-ваются... (магнитами).
Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки
впервые обнаружил датский учёный... (Эрстед).
Между проводниками с током возникают силы взаимодей-ствия, которые называются... (магнитными).
Места магнита, у которых сильнее всех проявляются маг-нитное действие, называются... (полюсами магнита).
Вокруг проводника с электрическим током существует...
(магнитное поле).
Источником магнитного поля служит...(движущийся заряд).
7. Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси
маленьких магнитных стрелок, называют...(силовыми маг-нитными линиями).
Магнитное поле вокруг проводника с током можно обнару-жить, например, ... (с помощью магнитной стрелки или с помощью железных опилок).
9. Тела, длительное время сохраняющие свою намагничен-ность, называются... (постоянными магнитами).
10. Одноименные полюса магнита..., а разноименные - ... (отталкиваются,
притягиваются
2. «Черный ящик».
Что спрятано в ящике? Узнаете, если поймете, о чем идет речь в рассказе из книги Дари «Электричество в его применениях». Представление французского фокусника в Алжире.
«На сцене находится небольшой окованный ящик с ручкой на крышке. Я вызываю из зрителей человека посильнее. В ответ на мой вызов выступил араб среднего роста, но крепкого сложения…
- Подойдите суда, - сказал я, - и поднимите ящик. Араб нагнулся, поднял ящик и высокомерно спросил:
- Больше ничего?
- Подождите немножко, - отвечал я.
Затем приняв серьезный вид, я сделал повелительный жест и произнес торжественным тоном:
- Вы теперь слабее женщины. Попробуйте снова поднять ящик.
Силач нисколько не устрашась моих чар, опять взялся за ящик, но на этот раз ящик оказывает сопротивление и, несмотря на отчаянные усилия араба, остается неподвижным, словно прикованный к месту. Араб силиться поднять ящик с такой силой, которой хватило бы для поднятия огромной тяжести, но все напрасно. Утомленный, запыхавшись и сгорая от стыда, он, наконец, останавливается. Теперь он начинает верить в силу чародейства».
(Из книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика. 2часть».)
Вопрос. В чем секрет чародейства?
Обсуждают. Высказывают свою позицию. Из «Черного ящика» достаю катушку, железные опилки и гальванический элемент.
Демонстрации:
1) действие соленоида (катушка без сердечника), по которо-му протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;
2) действие соленоида (катушка с сердечником), по которому протекает постоянный ток, на якорь;
3) притяжение железных опилок катушкой с сердечником.
Делают вывод, что такое электромагнит и формулируют цель и задачи урока.
3. Выполнение лабораторной работы.
Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом. Электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов. Предлагаю вам собрать электромагнит и определить, от чего будет зависеть его магнитное действие.
Лабораторная работа № 8
«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Указания к работе
Задание №1. Составьте электрическую цепь из батареи, катушки, ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюсы у катушки. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса не-значительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблю-дайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
Задание №2. Возьмите две катушки с железным сердечником, но с разным числом витков. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите действие электромагнитов на стрелку. Сравните и сделайте вывод.
Задание № 3. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблю-дайте действие электромагнита на стрелку. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
Работают в статических парах.
1 ряд - задание №1; 2 ряд - задание №2; 3 ряд - задание №3. Обмениваются заданиями.
1 ряд - задание №3; 2 ряд - задание №1; 3 ряд - задание №2. Обмениваются заданиями.
1 ряд - задание №2; 2 ряд - задание №3; 3 ряд - задание №1. Обмениваются заданиями.
Работа в парах сменного состава.
По окончании опытов делаются выводы:
1.если по катушке проходит электрический ток, то катушка становится магнитом;
2.магнитное действие катушки можно усилить или ослабить:
изменяя число витков катушки;
3.изменяя силу тока, проходящую по катушке;
4.вводя внутрь катушки железный или стальной сердечник.
Лист сам оподготовки, сам опроверки и сам ооценки.
1. Входное тестирование. Игра «Продолжи предложение».
1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
4.__________________________
5.__________________________
6.__________________________
7.__________________________
8.__________________________
9.__________________________
10._________________________
2. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Цель работы: собрать _______________ из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит _____________ действие.
Приборы и материалы: гальванический элемент, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Ход работы.
Задание №1.
Задание №2.
Задание №3.
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Частично не согласен | Полностью не согласен |
Я приобрел много новой информации по теме урока | ||||
Я чувствовал себя комфортно | ||||
Информация, полученная на уроке, пригодиться мне в дальнейшем | ||||
Я получил ответы на все свои вопросы по теме урока. | ||||
Я обязательно поделюсь информацией с друзьями полученной информацией. |
Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Для испытания электромагнита соберем цепь, схема которого изображена на рисунке 97 учебника.
Пример выполнения работы.
1.Для определения магнитных полюсов катушки с током поднесем к ней компас северным (южным) полюсом.Если стрелка компаса будет отталкиваться, то с этой стороны катушка имеет северный (южный) полюс, если же будет притягиваться, то с этой стороны катушка имеет южный (северный) полюс.Определенные таким образом полюса катушки показаны на рисунке.
2.При вставлении железного сердечника в катушку действие магнитного поля на стрелку компаса увеличивается.
3.При увеличении силы тока в катушке ее магнитное действие на стрелку компаса усиливается, и, наоборот, при уменьшении-уменьшается.
4.Определение полюсов дугообразного магнита происходит так же, как и пункте 1.
План - конспект урока по физике в 8 классе на тему:
«Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Цели урока: научить собирать электромагнит из готовых деталей и опытным путём проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Задачи.
Образовательные:
1. используя игровую форму деятельности на уроке повторить основные понятия темы: магнитное поле, его особенности, источники, графическое изображение.
2. организовать деятельность в парах постоянного и сменного состава по сборке электромагнита.
3. создать организационные условия для проведения эксперимента по определению зависимости магнитных свойств у проводника с током.
Развивающие:
1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать изучаемые факты и процессы, умения логически излагать свои мысли.
2.развивать навыки работы с физическим оборудованием.
3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, при решении задач различной степени сложности.
Воспитательные:
1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.
2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.
Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Тип урока: урок методологической направленности.
Технология проблемного обучения и КСО .
Оборудование для лабораторной работы: электромагнит разборный с деталями (предназначен для проведения фронтальных лабораторных работ по электричеству и магнетизму), источник то-ка, реостат, ключ, соединительные провода, компас.
Демонстрации:
Структура и ход урока.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
||
Мотивационно - ориентировочный компонент |
||||||
Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | ||
Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. | Предлагает сыграть в игру, и повторить основные понятия темы. Предлагает обсудить позиционную задачу и назвать тему урока, определить цель. | Пытаются ответить, решить позиционную задачу. Определяют тему урока и цель. | |||
Операционно - исполнительный компонент |
||||||
Изучение нового материала. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. | Выполняют лабораторную работу. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. | Личностные, познавательные, регулятивные | ||
Рефлексивно - оценочный компонент |
||||||
Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает решить задачи. | Решают. Отвечают. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные | ||
Подведение итогов, рефлексия. | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы». | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | ||
Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные |
1. Повторить основные понятия темы. Входное тестирование.
Игра «Продолжи предложение».
Вещества, которые притягивают железные предметы, назы-ваются... (магнитами).
Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки
впервые обнаружил датский учёный... (Эрстед).
Между проводниками с током возникают силы взаимодей-ствия, которые называются... (магнитными).
Места магнита, у которых сильнее всех проявляются маг-нитное действие, называются... (полюсами магнита).
Вокруг проводника с электрическим током существует...
(магнитное поле).
Источником магнитного поля служит...(движущийся заряд).
7. Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси
маленьких магнитных стрелок, называют...(силовыми маг-нитными линиями).
Магнитное поле вокруг проводника с током можно обнару-жить, например, ... (с помощью магнитной стрелки или с помощью железных опилок).
9. Тела, длительное время сохраняющие свою намагничен-ность, называются... (постоянными магнитами).
10. Одноименные полюса магнита..., а разноименные - ... (отталкиваются,
притягиваются
2. «Черный ящик».
Что спрятано в ящике? Узнаете, если поймете, о чем идет речь в рассказе из книги Дари «Электричество в его применениях». Представление французского фокусника в Алжире.
«На сцене находится небольшой окованный ящик с ручкой на крышке. Я вызываю из зрителей человека посильнее. В ответ на мой вызов выступил араб среднего роста, но крепкого сложения…
- Подойдите суда, - сказал я, - и поднимите ящик. Араб нагнулся, поднял ящик и высокомерно спросил:
- Больше ничего?
- Подождите немножко, - отвечал я.
Затем приняв серьезный вид, я сделал повелительный жест и произнес торжественным тоном:
- Вы теперь слабее женщины. Попробуйте снова поднять ящик.
Силач нисколько не устрашась моих чар, опять взялся за ящик, но на этот раз ящик оказывает сопротивление и, несмотря на отчаянные усилия араба, остается неподвижным, словно прикованный к месту. Араб силиться поднять ящик с такой силой, которой хватило бы для поднятия огромной тяжести, но все напрасно. Утомленный, запыхавшись и сгорая от стыда, он, наконец, останавливается. Теперь он начинает верить в силу чародейства».
(Из книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика. 2часть».)
Вопрос. В чем секрет чародейства?
Обсуждают. Высказывают свою позицию. Из «Черного ящика» достаю катушку, железные опилки и гальванический элемент.
Демонстрации:
1) действие соленоида (катушка без сердечника), по которо-му протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;
2) действие соленоида (катушка с сердечником), по которому протекает постоянный ток, на якорь;
3) притяжение железных опилок катушкой с сердечником.
Делают вывод, что такое электромагнит и формулируют цель и задачи урока.
3. Выполнение лабораторной работы.
Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом. Электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов. Предлагаю вам собрать электромагнит и определить, от чего будет зависеть его магнитное действие.
Лабораторная работа № 8
«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Указания к работе
Задание №1. Составьте электрическую цепь из батареи, катушки, ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюсы у катушки. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса незначительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
Задание №2. Возьмите две катушки с железным сердечником, но с разным числом витков. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите действие электромагнитов на стрелку. Сравните и сделайте вывод.
Задание № 3. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
Работают в статических парах.
1ряд - задание №1; 2 ряд - задание №2; 3 ряд - задание №3.
Работа в парах сменного состава.
1ряд - задание №3; 2 ряд - задание №1; 3 ряд - задание №2.
1ряд - задание №2; 2 ряд- задание №3; 3 ряд - задание №1.
По окончании опытов делаются выводы:
1.если по катушке проходит электрический ток, то катушка становится магнитом;
2.магнитное действие катушки можно усилить или ослабить:
а.изменяя число витков катушки;
б.изменяя силу тока, проходящую по катушке;
в.вводя внутрь катушки железный или стальной сердечник.
Лист самоподготовки, самооценки.
1. Входное тестирование. Игра «Продолжи предложение».
1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
4.__________________________
5.__________________________
6.__________________________
7.__________________________
8.__________________________
9.__________________________
10._________________________
2. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Цель работы: собрать _______________ из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит _____________ действие.
Приборы и материалы: гальванический элемент, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Ход работы.
Задание №1.
Задание №2.
Задание №3.
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Частично не согласен | Полностью не согласен |
Я приобрел много новой информации по теме урока | ||||
Я чувствовал себя комфортно | ||||
Информация, полученная на уроке, пригодиться мне в дальнейшем | ||||
Я получил ответы на все свои вопросы по теме урока. | ||||
Я обязательно поделюсь информацией с друзьями полученной информацией. |
Цель: ознакомить учащихся с устройством электромагнитов и их применением. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Оборудование для лабораторной работы: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Демонстрации: устройство и принцип действия электромагнита; использование электромагнитов в электрическом звонке, электромагнитном: реле, телеграфе.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение.
Проверка домашнего задания
В начале урока можно провести краткий фронтальный опрос: -. Какие магнитные явления вам известны?
- Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
- На какие частицы или тела действует электрическое поле? Отклонится ли магнитная стрелка, если ее разместить вблизи пучка движущихся частиц: а) электронов; б) атомов; в) положительных ионов?
- Что называют магнитной линией магнитного поля?
На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода и направления тока в нем, не вскрывая линолеума? Далее можно разобрать вопросы, возникшие при решении домашних задач.
Устройство и принцип работы электромагнита
Катушка, по которой течет электрический ток, является магнитом и имеет два полюса - северный и южный. При увеличении силы тока магнитное поле катушки усиливается.
Усилить магнитное поле катушки можно и другим способом: достаточно ввести внутрь катушки железный сердечник. Сообщив, что такую катушку можно назвать электромагнитом, учитель объясняет учащимся, что электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов: звонок, телеграф, телефон, микрофон, электромагнитное реле и др.
III . Лабораторная работа
После краткого знакомства с электромагнитами и их применениями переходят к выполнению лабораторной работы № 9. Работа выполняется согласно инструкции учебника.
В ходе выполнения лабораторной работы необходимо обратить внимание учащихся на то, как, зная направление тока в витках катушки, определить полюсы катушки (электромагнита): если мысленно «обхватить» правой рукой катушку с током, расположив четыре пальца по направлению тока, то отогнутый большой палец укажет северный полюс катушки (направление линий магнитного поля внутри катушки).
Домашнее задание
1. § 58 учебника; вопросы к параграфу.
2. Выполнить упражнение 28 (с. 136).