Кюхля
|
Исторический роман, раз и навсегда сумевший стать любимейшей книгой людей от десяти до восьмидесяти лет. Ю. Тынянов, будучи гениальным словесником, сумел вплести в основательное, серьёзное историческое исследование трогательную и правдивую историю одной чистой и благородной души.
"Кюхля" - это роман-биография, история жизни и творчества Вильгельма Кюхельбекера, ещё с лицейских лет, с лёгкой руки А. Пушкина, слывущего в миру Кюхлей. Вслед за главным героем читатель оказывается в Царскосельском лицее, знакомится с дорогими каждому русскому сердцу людьми: Пушкиным, Дельвигом, Пущиным. Далее Петербург, знакомство с Жуковским, работа в журнале Булгарина. Честность, открытость, самоотверженность Кюхли оказались неугодными в свете, насквозь пропитанном фальшью, лестью и пошлостью. Итогом непонимания со стороны власти явилась принудительная командировка на Кавказ (другими словами, ссылка). И тут судьбоносная встреча с таким же "изгнанником" - Грибоедовым. Две родственные души узнали друг друга сразу же, возникла дружба, преданность которой каждый нёс до конца своих дней.
Во время пребывания в деревне, в имении сестры и её мужа, ставшего впоследствии великим музыкантом, Вильгельм Карлович в серьёз задумывается над судьбой крепостных крестьян. Крепостной режим поражает его своей бессмысленностью и жестокостью.
После долгих скитаний и лишений, Кюхельбекер знакомится с Рылеевым, который приводит его в кружок будущих декабристов. Участие главного героя в восстании для него самого не вызывало никаких сомнений. Во имя будущего процветания родной страны, во имя свободы русского народа Кюхля устремляется со всеми молодыми героями на Сенатскую площадь...
Череда казней и арестов. Многих друзей и товарищей уже нет. Для Вильгельма Карловича Кюхельбекера наступило чёрное время, длящееся до конца его жизни почти двадцать лет. Заточение в крепости без права переписки, потом ещё в одной, потом ещё... Потом ссылка на север. Из редких писем от родных и близких Вильгельм узнаёт о сметри своих друзей, Грибоедова, Пушкина, Дельвига. Он стареет, здоровье всё чаще подводит его, всё чаще он впадает в беспамятсво, где встречается со своими любимыми навсегда ушедшими людьми. Но, будучи уже почти слепым, он неистово работает. Написанные стихи, трагедии, критические статьи, литературные исследования после его смерти были обнаружены в большом сундуке. Почти все они вошли в золотой фонд русской литературы.
А льма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух - «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.
Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е
Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831
«Для общей пользы» - девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели - и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний - особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.
Что постигали . По программе самого Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.
Единица - «за счастье» . За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки - за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.
№ 14 . Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин . Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 - «келья» Пушкина. «№ 14» - так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей
Литературные игры . Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.
Экзамен - как первый поэтический успех . Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века - Гавриил Державин . Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.
Поэты в поэтической среде . Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» - молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.
Проказы и забавы . С момента торжественного открытия дух лицея взял верх - закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз - Пушкин, Франт - Горчаков, Жанно - Пущин, Кюхля - Кюхельбекер, Тося - Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей - на пистолетах, заряженных клюквой.
Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954
«Чугунники» . Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца - символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.
Клятве остались верны . Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…
Название: Дуэль не состоялась
Пейринг: Александр Пушкин/Вильгельм Кюхельбекер Пущин сам притесался, и я, право, не знаю даже, к кому именно
Рейтинг: PG
Размер: мини
коротко о главном: кто хотел узнать все версии разрешения дуэли? их есть у друзей Пушкина! все предположения, что ни выдают самые различные источники - в исполнении лицеистов.
примечание: прозвища лицеистов - Пушкин-Француз, Кюхля-ясен пень кто, Медведь-Данзас, Жанно-Пущин, Тося-Дельвиг, Горчаков-Франт.
Я, друзья мои, предлагаю зарядить пистолеты, скажем, клюквою – и на том будет окончено.
В комнате раздался задушенный смех, и кто-то – Жанно, право, даже не успел приметить, кто – надвинул ночной колпак Пущину на лицо, а немного взволнованный и тихий голос Сашки Горчакова зашептал ему в ухо:
- Ты все шутишь, а Кюхля ему потом как всадит пулю в лоб от оскорбленной невинности – с него станется! – и будет уже не до смеху…
- Надо же! – подполз по постели к собравшимся лицеистам Данзас, больше шума создавая своими передвижениями, нежели шепотом. – Что же нам теперь остается – всерьез весь этот абсурд разрешать? Да вы словно бы сами не видите, что Кюхля наш при Сашке не то что пистолета – бумаги со стихами удержать в руке не может. Хоть клюквой, хоть дробью заряжай, а он все равно все в воздух спустит.
- Я предлагаю порох сырой… - замявшись, высказался Тося, поглядывая попеременно на товарищей, - я хоть Вильгельма и уважаю, но все таки, полагаю, не лишним станет и перестраховаться…
За тонкой стенкой, разделявшей спальни лицеистов, раздались шорох и тихое короткое, но выразительное ворчанье; Пущин прыснул со смеху, умудрившись при этом одновременно приложить палец к губам, подавая знак друзьям – сон у Пушкина в эту ночь был самый неспокойный, от него доносилось то бормотанье и даже, кажется, рифмованное, то недовольное и огорченное «Кюхля, черт тебя дери!» - тогда заговорщики в соседней спальне затихали на короткое мгновенье, но вскоре вновь начинали перешептывание, которое перемежалось смешками, вздохами и шуточными оплеухами.
- Мокрый порох нельзя ни в коем случае, - решительно заявил Медведь и закатал Дельвигу, недоуменно к нему обернувшемуся, тяжелый и звонкий щелчок по лбу, - ведь если Кюхля первый будет стрелять да прознает, что подмочили – этак он не только Сашку, а и всех нас за компанию голыми руками передушит – за поруганное достоинство дуэлянта! А уж подле Француза ему такого позора вовсе не перенести – прихватит сердчишко, того и гляди солью придется в сознание приводить.
- В самом деле, - задумчиво шепнул Горчаков, подтягивая к себе колени и вздыхая, - вы вот только вспомните, когда Саша в горячке валялся в прошлом году по случаю простуды, а Вильгельм завалил задание по истории – как его оду тогда недооценили! он и сам сказал, что слышал бы это Пушкин – он бы предпочел повеситься…
- Кюхля наш вообще до Сашки чувствительный чрезвычайно, - веско заметил Жанно и как бы сам себе продолжил, - то краснеет, право слово, как девица, то бледнеет до вида чистого листа, и все стихи, стихи ему посвящает… - последние слова уже никто вокруг, даже и в соблюдаемой с переменным успехом тишине, не расслышал.
- Но так что же делать, друзья? – вопросил Дельвиг, крутя головой то влево, то вправо, отчего стекла его круглых очков тревожно поблескивали. – Разве оставить все, как есть, да положиться на вилькино смущение?
-… Или предложить Французу такое дело: пусть подойдет завтра с утра пораньше к Кюхле, лучше даже, чтобы тот был немного вроде как со сна, и протянет ему дружескую руку – тот разомлеет, счастье ударит в светлую голову нашего друга, и он свалится в пушкинские объятия, - с серьезным видом рассудил Данзас, на что Пущин, по-прежнему задумчивый, только снисходительно дернул уголком рта, а Франт ощутимо пихнул товарища в бок.
- Раз уж пошло на то, так и вовсе можно предложить ему писать на Кюхле, как на его жрицах любви, - Жанно и Медведь многозначительно переглянулись, Тося покраснел и быстро опустил взгляд, а Горчаков возмущенно поднял левую бровь, - писать на нем стихи, в таком случае Вильгельм не только простит его довольно скоро, но и вообще между ними никогда более разногласий по поэтическим вопросам не возникнет, - Пущин произнес все это так серьезно, что на лица Дельвига и Горчакова на минуту набежало удивление, будто бы про себя они рассуждали: можно ли так? по-товарищески ли это будет?
Данзас трагически выдохнул и упал лицом в подушку.
- Пусть уж они тогда и целуются! – донеслось от него через мгновенье, взлохмаченная голова поднялась над постелью. – Представьте себе, друзья: Француз, блестя глазами, без тени сомнения подходит к нашему застенчивому Кюхле, обнимает его за талию, лопочет на ухо всяческие милые absurdité, а затем…
- Вот это будет уж излишне! – не успел окончить Данзас, как Пущин взвился и едва не поднялся на ноги в ничем не вызванном волненьи, но, заметив на себе недоуменные взгляды товарищей, лишь пожал плечами.
В эту минуту за стенкой вновь раздалось ворочанье, а затем негромкое и даже жалобное «Вильгельм!» и такой удар то ли коленкой, то ли кулаком в перегородку между комнат, что та опасно загудела, Тося вздрогнул, а остальные друзья, нахмурясь, обернулись на громкий звук.
- Да, видно, не один Кюхля себе сегодня места не находит, - пробормотал Горчаков сочувственно, - глядите, даже во сне успокоиться не может. Да что на них нашло? Один стреляться лезет, как полоумный, никого слышать не желает, другой заладил звать его по ночам, друг с другом и ужиться не могут, а порознь чернее туч бродят…
- Ну уж стреляться им никак нельзя, - решительно подвел итоги совещания Медведь, и все как один обернулись к прислонившемуся к стенке Жанно, который невидящим и отрешенным взглядом, словно бы Музы владели его умом в этот момент, глядел в окно.
- Пусть Пушкин скажет, что снег в дуло набился – и с концом, - отрывистым шепотом заключил Пущин и замолк; глядя на него, затихли остальные.
Данзас привольно раскинулся на собственной постели и скоро засопел, Дельвиг, судя по неуверенному выражению лица и бегающему взгляду, решал, каким окольным путем стоило вернуться в свою комнату – через коридор, рискуя быть пойманным дежурным, или прямиком верхами, через стенку; Горчаков в задумчивости разглядывал перегородку, словно бы желая увидеть спящего неспокойным сном и странно зовущего своего любимого друга Сашку.
Стреляйте… - Пущин прокашлялся, досадуя про себя на севший отчего-то голос. – Стреляйтесь!
Француз сбросил с плеч форменный лицейский мундир - позолоченные пуговицы на мгновение дали ослепительный блик в глаза секундантов – и более не шевельнулся, открыто и ясно глядя на соперника с расстояния в тридцать два шага; Кюхельбекер, на все пуговицы застегнутый, без дрожи поднял пистолет, нацелившись прямо на друга, в худом и бледном, с тенями прошедшей ночи лице его не отразилось и следа волнения – Иван видел это хорошо – только во взгляде плескалось много чего, и не все мог разобрать сторонний. Пушкин понимал в этом взгляде все - это Пущин тоже знал.
- Стреляй, Кюхля! – нежданно дрожащим и громким голосом крикнул Француз, с какой-то даже веселостью, дикой, правда, и отчаянной, подставляясь под прицел; все были одинаково поражены, когда узнали о том, что стрелять первым будет Вильгельм, и стояли так пораженные до самых выстрелов – Тоська нервно переступал с ноги на ногу сбоку от Жанно, Горчаков в стороне кусал губы, на лице его отражались и жалость, и тревога, и живейшее желание прервать эту бессмысленную, неправильную и ненужную дуэль – они бы и прервали уже, может быть, давно, если бы не взгляд Кюхли в самом ее начале – решительный и отстраненный. О, не так он теперь глядел на Пушкина! – в душе Пущина шевелилась непонятная неприязнь к этим серо-голубым, вечно нездешним, задумчивым глазам, в которых никому, кроме Пушкина, кажется, толком читать было не дано, хотя все думали, что читали.
Кюхельбекер за мгновение до выстрела сдал куда-то влево, то ли от нервозности, то ли под темным блестящим взглядом напротив – только Иван видел, как быстро отчужденная решительность сменилась во взгляде Кюхли словно бы безмолвным «не могу!» Гром выстрела вспугнул утренних птиц; пистолеты были заряжены превосходно.
На окончательное предложение товарищей касательно до снега в стволе, Француз усмехнулся, поправляя манжеты рубашки и лихорадочно блестя глазами: «Либо Кюхля убьет меня, либо я его убью – задушу, дурака, в объятиях, друзья, запомните мое слово.» У Пущина больно зашлось сердце, а Сашка все собирался на дуэль, как всегда, словно на праздник – и по-особенному, одергивая мундир, прищуриваясь, взглядывая в зеркало, отводя распрямленную руку в сторону, проверяя, не дрожит ли – не дрожала.
Теперь тоже не дрогнула – Француз отвел пистолет и, прежде чем Кюхельбекер протестующее дернулся на шаг вперед, выпустил пулю; Ивану показалось, что он даже услыхал откуда-то глухой рикошет – тишина стояла оглушительная.
- Стреляйте! – срывая голос, воскликнул Вильгельм, но следующие его слова были уже в объятии у Пушкина, спустя пару мгновений, пока тот рванулся с обозначенного места, взметая вокруг себя выпавший в ночь снег.
Медведь торжествующе запрыгал на месте, смеясь, Горчаков облегченно выдохнул и прикрыл глаза, Дельвиг не доверял своему взгляду и все разглядывал обнимающихся друзей – теперь, без сомнения, вновь друзей. По вздрагивающей на плече у Пушкина руке Кюхли, по пальцам Француза, трепавшим светлые волосы товарища – по всему было ясно, что эта дуэль пройдет, пролетит в их общей памяти, словно никогда и не было ее, а того скорее – еще больше скрепит прочный дружеский союз. Все были счастливы, не думая до поры до времени о том, что ждет их, прознай кто-нибудь в лицее об этом случае.
Только Пущин, улыбаясь, со стороны заметил, как коснулись смелые и осторожные губы до щеки Сашки Пушкина, шепнули что-то невесомое, совсем не такое грузное и сложное, каким был излюбленный Кюхлей гекзаметр; откинулась едва видно светловолосая голова на ладонь Француза, как под давно известной лаской; изогнулся гибкий, мальчишеский еще сашкин стан под легкой рубашкой, прижимаясь к закованной в синий мундир груди рядом – греясь ли, или зачем другим? Только у Пущина перехватило в горле от светлой, радостной, немного ошарашенной улыбки Кюхли и смеха Пушкина, казалось странным, что вокруг этих двоих не таял снег в такую минуту. Только вкруг Пущина намертво схватился лед, промораживая до самого сердца. Только Пущин…
Но – все были счастливы. Дуэль не состоялась.
КЮХЛЯ
КЮХЛЯ - герой биографо-исторического романа Ю.Н.Тынянова «Кюхля» (1925, подзаголовок первых изданий - «Повесть о декабристе»). Героем романа Тынянова является реальное историческое лицо - родившийся в Петербурге сын саксонского дворянина, коллежский асессор Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846), друг А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова, выпускник Царскосельского лицея, поэт, принадлежавший к литературной группе «младшие архаисты», и революционер-декабрист, принявший активное участие в вооруженном восстании на Сенатской площади 14 декабря 1925 года, сосланный и умерший в Сибири.
Созданию образа К. предшествовало глубокое и всестороннее изучение Тыняновым архива, содержащего рукописи и дневник Кюхельбекера, знакомство с историческим материалом, касающимся его личности, совершенно забытой ко времени сочинения романа. В рамках научной работы Тыняновым была написана статья «Архаисты и Пушкин» (1924, печ. 1926), подготовлено к изданию собрание сочинений Кюхельбекера. Жанр исторического романа, вплотную примыкающего к научной биографии, позволил Тынянову преодолеть каноны литературного жизнеописания. Трагический облик этого неудачника, по выражению В.Шкловского, «был воскрешен Тыняновым» из небытия. Его К. ожил перед читателем в правде своих чувств, надежд и стремлений как незаурядный художник слова и выразитель психологии и этики декабристского движения. Личное и бытовое в жизни К. приобретает у Тынянова исторический смысл, раскрывая судьбу К. от младенчества до смерти. К. трогателен, человечен, неловок, но чистое стремление к справедливости делает его романтиком декабризма, всем сердцем принадлежащим этому движению. К. олицетворяет возвышенное начало декабризма, являясь носителем морали тираноборства, подобно Бруту и Ризги. Тынянов показывает столкновение наивного чудака К. с реальной жизнью, происходящее по вечному сюжету типа «бумажного солдата» Б.Окуджавы: «Он переделать жизнь хотел, чтоб был счастливым каждый. А сам на ниточке висел». Н.Асеев считал даже, что образ К.Тынянов списал с Велимира Хлебникова.
При создании образа К. Тынянов впервые подошел к документу как художник. «Художественная литература,- писал он,- отличается от истории не выдумкой, а большим, более близким и кровным пониманием людей и событий».
Лит. см.. к статье «ЛАЗИР-МУХТАР».
Л.Г.Вязмитинова
Литературные герои. - Академик . 2009 .
Смотреть что такое "КЮХЛЯ" в других словарях:
Советский писатель, литературовед, переводчик. Род. в г. Режице, Витебской губ., в семье врача. В 1904 1912 учился в псковской гимназии, в 1918 окончил историко филологический ф т Петербургского ун та. С 1921 по 1930 читал лекции по… … Большая биографическая энциклопедия
Юрий Николаевич (1894) советский писатель, литературовед, переводчик. Р. в г. Режице, Витебской губ., в семье врача. В 1904 1912 учился в псковской гимназии, в 1918 окончил историко филологический ф т Петербургского ун та. С 1921 по 1930 читал… … Литературная энциклопедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кюхельбекер. Вильгельм Кюхельбекер Wilhelm Küchelbecker … Википедия
Юрий Тынянов Имя при рождении: Юрий Насонович Тынянов Дата рождения … Википедия
Русский писатель, декабрист, 1820 е гг. Дата рождения: 10 (21) июня 1797 Место рождения … Википедия
Вильгельм Карлович Кюхельбекер русский писатель, декабрист, 1820 е гг. Дата рождения: 10 (21) июня 1797 Место рождения … Википедия
Вильгельм Карлович Кюхельбекер русский писатель, декабрист, 1820 е гг. Дата рождения: 10 (21) июня 1797 Место рождения … Википедия
Вильгельм Карлович Кюхельбекер русский писатель, декабрист, 1820 е гг. Дата рождения: 10 (21) июня 1797 Место рождения … Википедия
Вильгельм Карлович Кюхельбекер русский писатель, декабрист, 1820 е гг. Дата рождения: 10 (21) июня 1797 Место рождения … Википедия
Методическая разработка литературоведческого проекта
"Святому братству верен я...".
Лицейская дружба А.С.Пушкина
Медынцева Мария Валерьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ №561
Руководитель проекта
:
Медынцева Мария Валерьевна
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Пушкин в Лицее…………………………………………………4-7
Глава 2. Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг - самые близкие друзья……..8-12
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………...19
Введение
Мы любим уроки литературы в школе, любим читать книги. На уроках литературы мы больше изучаем классическую литературу. Читаем о людях, живших в прошлых веках, узнаём, чем жили наши предшественники, что любили, о чём думали, мечтали, что ценили превыше всего. Мы анализируем их поступки, даём им оценки. Классическая литература поднимает вопросы актуальные и в XXI веке: что представляют собой вечные ценности? Какую роль играет дружба в жизни человека? Что значит быть «хорошим другом»? Как ведут себя друзья? Нужна ли человеку дружба? Эти вопросы волновали писателей XIX века, они волнуют и нас, читателей XXI века, сегодняшних школьников. Нам захотелось узнать, как поэты и писатели прошлого отвечали на эти вопросы. Своё исследование мы решили начать с творчества А.С.Пушкина. Именно в его произведениях мы нашли ответы на многие свои вопросы.
Изучение биографии и творчества А.С.Пушкина увлекает многих людей, в том числе и школьников. В курсе литературы мы изучаем эти вопросы. Но нам наиболее интересна тема лицейских лет Пушкина - времени его учения, возникновения дружбы между лицеистами, которая осталась у них на всю жизнь.
Тема исследовательской работы - «Святому братству верен я…»
Лицейская дружба А.С.Пушкина
Цель работы - изучение влияния пребывания Пушкина в Царскосельском лицее и лицейских товарищей на его жизнь и творчество.
Задачи:
1. Изучение материалов, рассказывающих о пребывании Пушкина в Лицее.
2. Рассмотрение роли троих самых близких друзей - Пущина, Кюхельбекера, Дельвига - на судьбу Пушкина.
4. Краткий анализ темы декабризма в творчестве Пушкина.
Объект исследования - творчество и биография Пушкина.
Предмет - лицейский период жизни и творчества Пушкина.
Использовались в ходе работы исследовательские методы : анализ литературы по теме; сравнение и обобщение материалов.
Работа имеет следующую структуру : введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы. Данная работа может быть использована учащимися, которые интересуются пушкинской темой.
Глава 1. Пушкин в Лицее
Вы помните, когда возник Лицей.
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын…
А.С. Пушкин
19 октября 1811 года в Царском Селе был торжественно открыт Лицей, который был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение. В нём должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян: предполагалось, что по окончании Лицея они займут важные государственные должности по дипломатической и военной части. Царь хотел лично наблюдать за воспитанием лицеистов и потому приказал открыть Лицей в Царском Селе, в четырёхэтажном флигеле, примыкавшем к Екатерининскому дворцу, построенным Растрелли в XVIII веке. И был связан с дворцом аркой. Флигель был перестроен архитектором Стасовым. Все было тщательно продумано и подготовлено для занятий лицеистов.
В Царскосельском лицее Пушкин провёл всего несколько лет, но не забывал о нём на протяжении всей своей недолгой жизни, ведь лицей явился для тогда ещё маленького Пушкина школой жизни, там он познакомился с людьми, которые сопровождали его в течение всего жизненного пути, они стали его лучшими друзьями: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Быть может, без них он и не стал бы тем легендарным поэтом, стихи которого мы с наслаждением читаем.
Лицейское братство - самая светлая глава в биографии Пушкина. Куда бы “ни бросила судьбина” лицеистов первого выпуска, куда бы их “счастие не повело”, они всегда обращались мыслью и сердцем к своему царскому отечеству, к тем шести годам, когда в учении и чтении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах создавалась личность каждого из них. Формировалось и мировоззрение - тот дух свободы, без которого не могло быть у нас ни величайшего национального поэта Пушкина, ни самоотверженных революционеров-декабристов Кюхельбекера и Пущина.
Девизом лицея было - «Для пользы общей». Программа была в основном гуманитарная. Преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, «изящные искусства». Но Лицей учил и физике, математике, гимнастике, танцам - всему, что должно было сделать его воспитанников образованными людьми. Преподаватели Лицея стремились воспитать в своих питомцах понятия чести, достоинства, необходимости служения Отечеству.
Среди лицейских педагогов были люди, учившиеся в прославленных европейских и российских университетах, по своим взглядам близкие к первым тайным революционным дворянским обществам: Это и А.П. Куницын, о котором тепло вспоминал Пушкин:
«Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…»
Это и первый директор Лицея Малиновский В.Ф., и брат французского революционера Марата профессор де Будри, и другие учителя.
Как во всех закрытых учебных заведениях, жизнь в Лицее шла по строго установленному порядку. У каждого лицеиста была своя комната. В комнате железная кровать, комод для белья, конторка, стул, стол для умыванья. На конторке чернильница, гусиные перья, подсвечник, щипцы, чтобы снимать нагар с сальной свечи. Лицеисты вставали рано - в шесть часов утра, - одевались при свечах и сбегали с четвёртого этажа вниз по лестницам в зал на молитву, потом шли в класс, учились с семи до девяти часов, пили чай в столовой и шли на прогулку. С десяти до двенадцати снова учились, обедали, снова гуляли и снова учились. Вечером, в половине девятого, ужинали и до десяти часов занимались всяк своим делом: одни читали в библиотеке журналы и книги, другие бегали по залу, играли в мяч, третьи в тихом углу рассказывали смешные и страшные истории. В десять часов расходились по комнатам и ложились спать. Длинный сводчатый коридор четвёртого этажа погружался в тишину и во мрак. Только тускло горели ночники да дежурный дядька уныло шагал из конца в конец.
В Лицей двенадцатилетний Пушкин приехал с немалым запасом разнообразных жизненных впечатлений — и от увиденного, и от личного общения, и с почерпнутым из книг. Редкая в таком возрасте начитанность Пушкина поразила его будущих товарищей-лицеистов при знакомстве с ним. Иван Пущин вспоминал: “Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил…”
Но в остальном ему было трудно конкурировать с серьёзными сверстниками. Прекрасного французского оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте. В Лицее он недурно овладел латынью, но далеко не лучше других знал античную литературу: на уроках ответы многих одноклассников педагогам кажутся предпочтительней. Даже в сложении стихов (часть он пишет по-французски) первоначально у него находятся довольно удачливые соперники. А если ещё учесть, что директор Энгельгард отмечал у Пушкина в качестве недостатков “французский ум” (другими словами, легковесность и чрезмерное вольнодумство) и страсть к сатире (то, что теперь мы называем словом “критиканство”), помноженную на ранний скепсис, то будет понятно, почему уже через год занятий в общем рейтинге Пушкин занимает лишь 28-е место (начав с 14-го). Сам Пушкин самокритично свидетельствовал:
…порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирён, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.
Пушкин по характеру в это время был вспыльчивый, к тому же склонный к злой насмешке, внешностью напоминающий обезьяну, за что и имел соответствующие прозвища “обезьяна”, “помесь обезьяны с тигром”, отражавшие его внешность и несдержанный темперамент (Грибоедов позже звал его “мартышкой”). Многие из лицеистов считали его себялюбивым, тщеславным и даже агрессивным. Отсюда другое прозвище — “француз”, отнюдь не только за прекрасное знание французского языка (в годы Отечественной войны тем более обидное и никак не похвальное). Прозвища были почти у всех лицеистов. Но обидных среди них немного, чаще — “швед”, “Кюхля”, “голландец”, “султан”, “маркиз”, “рыжик”, “лиса”, “сибиряк”…
Торжественно проходили в Лицее в январе 1815 года публичные переводные экзамены. По широким отлогим ступеням парадной лестницы медленно поднялся в Большой зал поэт Г.Р. Державин, приехавший на экзамен по российской словесности. Юный Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», «стоя в двух шагах от Державина». Растроганный услышанными стихами Державин хотел обнять смуглого юношу, но тот застеснялся и убежал. После экзамена министр, обратившись к отцу Пушкина, сказал: «Я бы желал образовать вашего сына также и в прозе». Седой Державин живо воскликнул: «Нет, оставьте его поэтом!»
Лицей подарил А.С. Пушкину красоту мира, любовь к родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив навсегда. Все это наполняло душу Пушкина светлым и радостным чувством, которое не угасало и через годы. Вспоминая свою лицейскую юность, он писал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию лицеистов их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященными этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения Дома. Лицей, лицейские друзья, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее. В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости, прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре, что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина. Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями. В лицее были возможности свободного и естественно-непринужденного приобщения к культуре и - что не менее важно - приобщение всем дружеским кругом, вместе. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими - на всю жизнь дорогими - стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Двое из них были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина - и он сам прежде всего - были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.» Эта лицейская дружба скрепила их своим союзом на всю жизнь. Они были близки не только в лицее, но и после его окончания… Их союз только ещё сильнее укрепился. В течение всей жизни они помогали и поддерживали друг друга… Искренность и теплота остались с ними навсегда!
Глава 2
Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг - самые близкие друзья.
В жизни Пушкина лицейская дружба оставила неизгладимые следы. Он быстро подружился с Иваном Пущиным - " Жанно", как его называли товарищи, - был на год старше Пушкина.С первых же дней пребывания в Лицее тринадцатилетний Иван Пущин стал считаться одним из лучших учеников. Его отличали прилежание, благоразумное поведение, добродушие, “чувствительность с мужеством и тонким честолюбием”, особенно же рассудительность, в обращении с окружающими — неизменная вежливость и “приличная разборчивость и осторожность”. Подобное случается не часто: все, кто знал Пущина и во время учёбы в Лицее, и после, даже его идейные противники, отзывались о нём не иначе как исключительно с уважением и симпатией. Повзрослев, он был высок ростом, хорошо сложён. Большие выразительные сине-серые глаза, спокойное лицо. Про таких говорят — красив и духовно, и внешне.
Пушкин и Пущин жили в Лицее рядом: справа комната, над дверью которой была чёрная дощечка с надписью “№ 13. Иван Пущин”, а слева — “№ 14. Александр Пушкин”. Пущин — тоже москвич, он на год постарше Пушкина. Вместе посмеялись над несчастливым номером комнаты Пущина. Позже всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами.
Главным его свойством была рассудительность. Среди товарищей Пущин пользовался всеобщей любовью. Лицеист граф Корф, впоследствии сановник, приближенный Николая 1, писал о нем: "Иван Иванович Пущин, со светлым умом, чистою душою, с сильными благородными намерениями, был в Лицее любимцем всех товарищей". Если так отзывался о Пущине холодный вельможа граф Корф, то можно представить себе, как привязался к нему юный Пушкин, с его пылкой, любящей душой. Прямой и открытый характер Пущина, его спокойная рассудительность и твердые моральные правила внушали его другу-поэту не только любовь, но и глубокое уважение. Пушкин вообще легко сходился с разными людьми, но дружба с Пущиным выделялась среди всех этих дружеских отношений особой серьезностью. В его стихах, обращенных к Пущину, всегда слышатся глубокие сердечные ноты. Как только речь заходит о Пущине, у него точно меняется голос. Так в «Пирующих студентах» (1815):
Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку...
В Пущине с ранних лет чувствовался уже будущий общественный деятель, последовательный и убежденный сторонник свободы. Это было то общее, что роднило его с Пушкиным. Его ровный характер и благоразумие давали ему возможность играть роль старшего, и юный поэт часто поверял ему в ночных беседах через перегородку, разделявшую их комнатки, свом огорчения, и тот утешал и успокаивал чересчур впечатлительного и увлекающегося друга. Однако не надо думать, что Пущин был этакий молодой старичок, который только и делал, что читал наставления. Нет, это был живой мальчик - он умел повеселиться и пошалить, хотя и в меру. И как это обычно бывает между мальчиками, дружба его с Пушкиным не обходилась без маленьких ссор. Вот, например, что записано 18 ноября 1812 года о Пушкине в журнале о поведении воспитанников: "18-го толкал Пущина и Мясоедова, повторяя им слова, что если они будут жаловаться, то сами останутся виноватыми, ибо я, говорит, вывертеться умею". Иногда " Жанно " был зачинщиком. Сохранился один листок из журнала с такой записью от 31 марта 1813г.: "Господа Малиновский, Пущин, Иллиновский во время прогулки в саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом. Сей их поступок доведен был до сведения директора, который, сделавши им строгое увещание, приказал оставить без ужина".
Но вот наступила весна 1817 г. - момент окончания Лицея. Пути друзей разошлись: Пушкин поступил в Коллегию иностранных дел, а Пущин - в гвардию, в конную артиллерию. Еще будучи в Лицее, он был "частым гостем", как он рассказывал, в "артели", устроенной И.Г.Бурцовым в гусарском полку, а затем стал членом "Союза благоденствия". Участие в тайном обществе положило между ним и Пушкиным известную преграду, мешавшую полной откровенности. В мае 1820г. Пущин был сослан на юг, и друзья расстались на целых пять лет. Это было последнее свидание друзей перед вечной разлукой. Многое изменилось в положении друзей за пять лет. Пушкин был уже знаменитый поэт. Пущин же преобразился из блестящего гвардейского офицера в скромного судейского чиновника. В 1823 году он бросил военную карьеру и занял судейское место в Уголовной палате - сначала в Петербурге, а потом в Москве. По тем временам это был гражданский подвиг. В суде служили люди не родовитые, бедные, необразованные, жившие взятками. А Пущин принадлежал к знатной дворянской фамилии: его дед был адмирал екатерининских времен, отец - генерал-лейтенант. Задачей Пущина было облагородить судейское ведомство, искоренить взятки, защитить простой народ от притеснений. Пушкин писал о нем в черновом варианте «Мой первый друг…»:
Ты победил предрассужденья
И от признательных граждан
Умел востребовать почтенья,
В глазах общественного мненья
Ты возвеличил темный сан.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Теперь в Михайловском Пущин не опасался сказать Пушкину о существовании тайного общества. В январе 1825г. Пущин расстался с Пушкиным, а в декабре того же года вспыхнуло восстание. Пущин был в Москве, когда умер Александр 1. Наступило время междуцарствия: сначала присягали Константину, а потом Николаю. Пущин понимал, что тайное общество не может предстоящих событий. Он был на собрании у Рылеева, когда решено было восстание, и 14 декабря один из первых пришел на Сенатскую площадь. Князя Трубецкого, выбранного начальником, на площади не было. Пущин вместе с Рылеевым отправился к нему и потребовал, чтобы он явился на площадь. Но Трубецкой, потерявший веру в успех, так и не явился. Пущин принял участие в командовании. Он действовал хладнокровно и оставался на площади до картечных выстрелов. Его шуба была прострелена в нескольких местах.
Князь Горчаков предлагал Пущину побег, но он отказался. На другой день, 15 декабря, он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость.
По указу Николая I велено было его "по лишению чинов и дворянства, сослать вечно в каторжные работы в Сибирь". Тянулись годы каторги, и только через 12 лет, в 1839г., Пущин был выпущен на поселение.
Умер Николай 1, и в 1856г. декабристы получили свободу. Пущин вернулся из Сибири больной - ссылка подорвала его здоровье. Въезд в обе столицы ему был запрещен, и он поселился под Москвой, в селе Марьине, имении вдовы декабриста М.А.Фонвизина, на которой вскоре женился. Умер он в апреле 1859 года.
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты в день его Лицея превратил.
А. Пушкин. 1825
Ещё один лицейский друг Пушкина - Вильгельм Константинович Кюхельбекер сильно повлиял на его творчество. А был он смешным таким человеком среди лицеистов. Кюхельбекер, плохо слышащий на одно ухо после золотухи, с необузданной вспыльчивостью и с комической внешностью, вызывавшей постоянные шутки, доходившие до издевательства. Однажды дошло до того, что Кюхля решил топиться — его вытащили из пруда и обсмеяли ещё сильнее, мол, даже утопиться не можешь…
Был он крайне вспыльчив, самолюбив, болезнен и неловок. Пушкин, может быть один из первых, сумел разглядеть и оценить за смешной внешностью благородство и бескорыстие «Кюхли», его поразительную начитанность, его страстную приверженность поэзии, философии, всему высокому и прекрасному. Отдельные черты Кюхельбекера Пушкин воплотил в образе Ленского. По делу о восстании 14 декабря Кюхельбекер был приговорен к смертной казни, замененной потом 20 годами каторги, из которых 10 лет он провел в одиночном заключении. Пушкин не забывал своего товарища. Дважды добивался он разрешения переслать Кюхельбекеру свои сочинения и ряд исторических книг; рискуя навлечь на себя царский гнев, Пушкин издает поэму Кюхельбекера «Ижорский». В феврале 1836 года уже из далекой Сибири Кюхельбекер пишет Пушкину: «Верь, Александр Сергеевич, что умею ценить и чувствовать все благородство твоего поведения: не хвалю тебя и даже не благодарю, потому что должен был ожидать от тебя всего прекрасного».
Кюхельбекер умер от чахотки в 1846 году в Тобольске.
Менее известен как художник Кюхельбекер. Его рисунок был выразителен уже в лицейские годы. Как это свойственно многим поэтам и писателям, Вильгельм Кюхельбекер на полях своих рукописей часто делал различные наброски. Он был прекрасным рисовальщиком с твердой и легкой линией пера. Особенный интерес представляют рисунки Кюхельбекера из лицейской тетради 1816—1817 годов.
Один из центральных образов вольных стихов Кюхельбекера - поэт, борец за гражданскую свободу; этот образ сохранился и в последекабрьском творчестве, хотя и с долей трагизма.
В.К. Кюхельбекер всегда дорожил памятью о Лицее, о городе юности. В продолжение всей своей жизни он, так же как и Пушкин, стремился душой и сердцем в эти места. Посетив Царское Село в 1818 году, Кюхельбекер создает стихотворение «Царское Село», в котором описывает те памятные места царскосельского парка, где бывали вместе он, Пушкин и Дельвиг и где заключили они «тройственный союз, союз младых певцов, и чистый, и священный».
Лицейские пародии и карикатуры сыпались на него, как из рога изобилия. Слова "и кюхельбекерно, и тошно", приписываемые его гениальному другу Пушкину, известны сегодня даже тем, кто никогда не читал стихов Кюхельбекера. Оценив блестящую шутку Пушкина, с иронией относились к поэту многие современники; лучший друг его, друг с детства и до гробовой доски - Иван Лунгин иначе как "метроманом" его не называл.
Но тот же Пушкин говаривал, что "острая шутка не есть приговор". Сам он в высшей степени серьезно относился ко всему, что писал Кюхельбекер.
На девятом году тюремного заключения Кюхельбекер записал в дневнике: "Когда меня не будет, а останутся эти отголоски чувств моих u дум, - быть может, найдутся люди, которые, прочитав их, скажут: он был человек не без дарований; счастлив буду, если промолвят: и не без души..."
Незаурядным было творчество Кюхельбекера. Современники мало его читали. Он не успел многого напечатать, а после 1825 года это стало еще труднее. Только в нашем веке большая часть его наследия была опубликована. Стараниями Ю. Н. Тынянова мы получили возможность познакомиться не только с неизвестными ранее произведениями поэта, по и с личностью этого человека. Однако, написав роман "Кюхля", Ю. Н. Тынянов изобразил своего героя несколько иным, чем он был на самом деле. В статьях ученого поэт и человек Вильгельм Кюхельбекер представлен совершенно иначе. За прошедшие с тех пор годы исследователями проведена большая работа по сбору, публикации и анализу наследия поэта. Сегодня мы имеем возможность свежим взглядом посмотреть на творчество этого интереснейшего поэта, драматурга, прозаика и критика.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
А.Пушкин. 1835
Горька судьба поэтов всех времён:
Тяжёле всех судьба казнит Россию
.................................
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! Чувства в них восторженны и пылки,-
Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,
В.Кюхельбекер
Во многих стихах Пушкин обращается и к одному из любимых друзей - к Антону Дельвигу . Он был очень забавным и смешным. Например, лишённый очков, близорукий Дельвиг, для которого весь свет был как в тумане, а все женщины казались ему красавицами, — то-то была потеха для остальных лицеистов. Именно не способный к зависти Антон Дельвиг в стихотворении «Пушкину» уже в 1815 году предсказал своему другу великое будущее. Флегматичный толстяк и великодушный добряк Дельвиг со своим вечным “Забавно!”, произносимым с задумчивой улыбкой, мягкий, снисходительный даже к обидам со стороны Пушкина (хотя, казалось бы, кому понравится, когда о тебе говорят: “ленивец сонный” и “сын лени вдохновенный”), умел понимать, щадить, ценить и поддерживать друга. Кстати, по воспоминаниям одного из лицеистов о Дельвиге, “только огненная натура Пушкина могла вызвать его к деятельности”. Чаще всего (это о Дельвиге отзывается уже сам Пушкин): “Он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами, коих умственные склонности сходствовали с его собственными”. Умственные склонности Дельвига и Пушкина сходствовали. Они понимали друг друга с полуслова. Для Дельвига Пушкин был самым большим авторитетом. А Пушкин всегда прислушивался к мнению Дельвига-литератора.
По выходе из Лицея Дельвиг был определен на службу в Министерство финансов. Но уже с сентября 1820 года он "по найму" поступил в Публичную библиотеку, под начало Ивана Андреевича Крылова, а 2 октября 1821 года был официально утвержден в должности помощника библиотекаря. Правда, Иван Андреевич много раз шутливо ворчал на помощника, предпочитавшего читать книги, а не заносить их в каталоги. Вскоре русское отделение Публичной библиотеки оказалось под угрозой хаоса. В 1823 году Дельвиг покинул свой пост. Он и потом служил чиновником самых различных ведомств, но душой неизменно был весь в своем альманахе "Северные цветы".
А когда в 1831 году умирает Дельвиг (он скончался от “гнилой горячки”) никто не ожидал столь ранней его смерти. Трудно представить, что испытал Пушкин, узнав об этом: “Ужасное известие получил я в воскресенье... Вот первая смерть, мною оплаканная, ... никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду - около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели”. В тот же день пишет Е.М.Хитрову: “Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Наши ряды начинают редеть...”.
В этом же - 1831 году - на лицейскую годовщину Пушкин откликнулся одним из самых грустных своих стихотворений:
Чем чаще празднует Лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своём веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни всё грустнее.
И почти последними словами умирающего Пушкина будут слова: “Как жаль, что нет здесь сейчас ни Пущина, ни Малиновского...”. Лицейских товарищей позовёт поэт в последние минуты жизни, как будто ещё раз вспоминая клятву своей прекрасной юности: “Где б ни был я, в огне ли смертельной битвы, при мирных ли брегах родимого ручья, - святому братству верен я!”
Жизнь развела и разбросала лицейских братьев, но лицей навсегда остался для них всех незыблемым и святым символом дружбы. Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Трое самых близких друзей поэта. Каждый из них - частица жизни Пушкина, частица его сердца, души и характера. Высокая гражданственность жизненной позиции Пущина, цельность и благородство его натуры, непосредственность, порывистость, импульсивность, “сумасбродство” Кюхельбекера, душевная ясность, изящество, гармоничность и доброта Дельвига, - всё это по своему преломилось, выразилось и в характере Пушкина, и в сложном внутреннем мире его личности.
Глава 3.
19 октября - самая главная дата в жизни лицеистов первого выпуска. Скрепив свою дружбу одинаково незыблемыми чугунными кольцами, они решили собираться каждый год 19 октября, в честь дня торжественного открытия лицея в 1811 году.
Знаменательной и всегда связанной с друзьями-декабристами была для Пушкина дата открытия Царскосельского лицея. Годы пребывания в этом заведении были связаны с воспоминаниями о вольнолюбивых надеждах, о “святом братстве”, “семье друзей”. На эти даты выпадает создание ряда произведений, которые содержат прямые и косвенные декларации политического характера или дорогие и священные воспоминания для поэта.
Особое место в ряду пушкинских лирических гимнов дружбе занимает элегия “19 октября” 1825 года. Прошло уже несколько лет разлуки Пушкина с друзьями: сначала южная ссылка, потом заточенье в Михайловском.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать весёлых много лет.
Прямо обращённое к товарищам стихотворение напоминает им об отсутствующих:
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Ещё кого не досчитались вы?
Ещё не догадываясь об этом, Пушкин в дату 19 октября 1825 года как бы закладывает сам для себя основу традиции, которой он никогда потом не изменит; во всех посвящённых лицеистам и годовщинам открытия лицея стихотворениях Пушкин вспоминает прежде всего о тех, кого нет рядом с друзьями. В 1827 году это будут Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, сосланные в Сибирь; в 1831 году - “шесть мест упразднённых стоят”, а среди них - “любимейший из любимых” Антон Дельвиг. Но эти мотивы скорби зазвучат ещё не скоро. И в 1825 году Пушкин с любовью и нежностью вспоминает тех людей, с которыми ему посчастливилось повидаться за время своего пребывания в Михайловском:
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил,
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
“Ты, Горчаков, счастливец с первых дней... невзначай просёлочной дорогой мы встретились и братски обнялись”. “И ты пришёл, о Дельвиг мой!”
Главным в стихотворении 1825 года становится истинный гимн дружбе, навсегда вошедший в сознание и память любого русского читателя:
Друзья мои прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Хотя шестилетнее пребывание в Лицее Пушкин и называл "годами заточения" и как будто и рвался на свободу, но вместе с тем он с грустью расставался с Лицеем. В Лицее он узнал первую дружбу, первую любовь. Здесь впервые посетила его Муза и впервые слава осенила его кудрявую голову. Здесь горячо любили его, восхищались им, верили в его блистательную будущность, и он горячо любил своих друзей. Тогда же перед выпуском он написал прощальные стихи в альбом Кюхельбекера:
"Прости... Где б ни был я: в огне ли смертной
битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я!"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дружба…Какое древнее и прекрасное русское слово. Что делали бы мы без надежного друга, чье плечо в трудную минуту - бесценнейшая опора?! Образец дружбы, истинной, мужской - лицейское братство Пушкина, Пущина, Дельвига, Кюхельбекера… Как странно нам сегодня сознавать, что это было! Ведь ничего, даже похожего, мы не знали. Нам некогда знать и понимать все это… А жаль! Пушкин был человеком, который превыше всего ценил этот прекрасный дар - дружбу. Какая прекрасная и сильная дружба связывала этих столь непохожих друг на друга людей! В чем же ее истоки? Наверное, в той исключительной воспитанности, глубокой интеллигентности, вере в высокое назначение человека, которые отличали русских, идущих от победы в 1812 году к декабрю 1825 года. «Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы. Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья…» Она взошла, эта звезда. Взошла, чтобы осветить своими лучами их путь. Они шли, мучаясь и ошибаясь, страдая и радуясь, к высокой цели. Их согревало ощущение того, что друзья были рядом. Ведь как страшно и просто звучали слова: "Иных уж нет, а те далече". И "иные", и "те" - все это "частицы" великого братства. И черты друзей не стирались, тираны и эпохи были бессильны перед Дружбой… Быстро летит время! Мы читаем пущинские "Записки о Пушкине", а им уже полтораста лет. Но как прекрасны и поучительны для нас те воспоминания о зимнем вечере, когда одинокий колокольчик прорезал ночную тишину занесенного снегом подворья…
Жизнь развела и разбросала лицейских братьев, но Лицей навсегда остался для них святым символом. Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг - трое самых близких друзей поэта. Каждый из них - частица жизни Пушкина, частица его сердца, его души и характера. Покидая Царское Село, лицеисты установили там памятник с надписью Гению места 1 курс. Их дружба - это священное братство, дружеский союз, независимый от политики.
Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогла поэту не падать духом даже в самые тяжёлые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба - величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба - это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей - это великое счастье. А дружить - значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому нас учит лирика А.С.Пушкина.
Список литературы
1. В. Соколов «Рядом с Пушкиным»
2. В. Ф. Шубин «Поэты Пушкинского Петербурга»
3. Ю. А. Лотман «Биография А.С.Пушкина»
4. И.И. Пущин «Записки о Пушкине»
5. Статья о Дельвиге Ю. Тытьянов
6. Статья о Кюхельбекере П.Кулаков
You have no rights to post comments