На некоторое время отвлекитесь, подумайте вот о чём: сколько чисел вас окружает, то есть какие вы помните (дни рождения, номера домов, квартир, телефонов, машин, суммы денег у вас в кошельке, сколько предстоит потратить и сколько останется), сколько записано в разных видах (пароли, адреса, телефоны, долги, кредиты и др.). Часто ли вам приходится чесать затылок или лоб отыскивая с поверхности головы разные данные?
Числа запоминаются не так как слова. Не верите, проверьте: запомните число из 20-ти цифр: 84623012854739252486, а затем двадцать слов:
кошка, кастрюля, ложка, мышь, труба, луна, точка, каша, бублик, автобус, гайка, веник, автомат, рыба, картина, волос, дорога, звук, рай, луг.
Странно, но такой длинный ряд из слов легче запомнить, чем двадцать знаков. Все потому что цифра для нас всего навсего знак, и ни какого отражения в нашей картине миропредставления не имеет, не учат в школе , к сожалению. Каким же образом можно представить число в виде картинки? Очень просто: нужно к каждому числу подобрать картинку. Конечно, речь не идет о миллиардах картинок, вполне будет достаточно и 100. Давайте разберем поподробнее.
Каждой цифре ставится в соответствие буква, например: 0-н, 1-к, 2-л, 3-т, 4-ч, 5-п, 6-ш, 7-с, 8-в, 9-д. Буквы – первые буквы названий цифр, кроме 1-кол, и 2-лебедь. Таким образом числа можно читать 4738397…-чствтдс… Составим список из 100 чисел от 1 до 100 по следующему принципу: 1-к придумываем созвучные слова – кий, кора, куб, для 49 – чадо, чудо.. и так далее. Примера здесь нет, так как лучше если будут только ваши (легче будет запомнить и в последствии вспиминать, желательно только придумывать слова короткие, несколько и обязательно образные и неповторяющиеся). Этот список называют еще ЧБС (число-буквенная система). Это то, что вам нужно запомнить. Теперь что касается трехзначных чисел 481-чвк человек, но не совсеми числами так легко: 667, 644 и др. да и человек можно трактовать как 4281, 428, 481, 421, то есть надо помнить что человек это 481, а это уже большой список. В таком случае можно применить один из приемов: “прилагательное”, “цвет”, “устойчивое словосочетание”.
Прием “прилагательное”
667-шшс, первые две буквы из нашего списка “шершень” а последняя – прилагательное “седой”. 644-шчч- ишачок чудесный. Думаю понятно, тогда пишем прилагательные на каждую цифру (чем больше, тем лучше).
Прием “цвет”
Аналогично, 584-пвч- пиво черное, 721-слк- соль красная, 039-нтд- нить древесная (цвета дерева) и т.п.
Прием “устойчивое словосочетание”
Например: 201-лнк- аленький (цветочек), 713-скт- скатертью (дорога) и т.п.
Теперь давайте подумаем вот о чем: что же нам в повседневной жизни приходится запоминать? Знаменательные даты (будь то историческое событие или чей-нибудь День Рождения), телефоны, пароли и коды, время, расписания и т.п. То есть вся нужная нам информация представляется в виде: слово+число, где слово – событие, объект или предмет к которому и необходимо запомнить число. Это соединение “слово+число” удобно запоминать методом “Рассказ”. Суть метода заключается в следующем: представляем картину с запоминаемым объектом и связываем с образом числа, чем абсурднее будет картина, тем лучше. Например: телефон Лены 923-52-78 (долото-пуля-сова), получаем картину: Лена долотом стучит по телефону, огромная пуля сбивает сову с головы Лены. На первый взгляд кажется очень мудреным и бесполезным, но достаточно запомнить ваш ЧБС и немного потренироваться, как вы начнете делать это автоматически. Несколько примеров на : Номер машины: мерседес с486тк – мереседес ловят в сетку (стк) Чуваши (486), бмв к951нт – бмв тянут на канате (кнт) депутаты (951).
День Рождения: Маша 25.08.81 – Маша лапой (25) тушит все свечи на торте (ДР) и её увозят на ниве (08) в ВоеннКомат (81). А теперь попробуйте сами. Можете составить ЧБС и до 1000, если есть желание, это облегчит запоминание большого количества чисел (если в этом есть такая необходимость). Только делайте все самостоятельно, не пользуйтесь уже кем-то придуманными списками – это не ваши ассоциации и будет намного сложнее; желательно каждому числу иметь не одно, а два или три слова разной направленности: 73-сто, сота, сито, сеть; 54-пчела, печь, пуча (но не почка, почта – можно спутать с 541 и 543), видно что удобно выбрать сота и пчела ; таким образом и картинки будут разнообразнее. А теперь только тренироваться.
Консультация для родителей на тему:
«Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр».
Очень часто бывает так, что ребёнок прекрасно считает от 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображённую на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него - это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышления не простой процесс. И без помощи взрослых здесь не обойтись.
Часто дети путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 3 и 8, 4 и 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Детям нужно помочь разобраться в таких сложных для его восприятия графических образах. Ребёнку будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти её сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2 - лебедь, 8 - очки.
Если педагог в детском саду или мама смогут подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет ещё более лёгким. Главное, не стоит сердиться на детей, если они не схватывает всё "на лету". Это для вас, взрослых, всё легко и просто, а для детей, только приступивших к овладению цифрами и счётом, всё очень сложно. Любой педагог или детский психолог подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике.
Поэтому были подобраны интересные стихи и игры про цифры и счёт.
Цифры живут на различных предметах:
В календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине, и в телефоне,
И на машине, и на вагоне.
Цифры повсюду, цифры кругом.
Мы их поищем и сразу найдём.
Цифра 0
Цифра вроде буквы О -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Цифра 1
А похожа единица на крючок,
На гвоздь, на спицу.
А ещё немного, может,
На свечу она похожа.
Цифра 2
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Цифра 3
А вот это - посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков.
Цифра 4
Смотри - 4 это стул,
Который я перевернул.
Цифра 5
А потом пошла плясать
по бумаге цифра пять.
Ручку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра 6
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху - крюк, внизу кружочек
Цифра 7
Семь - точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.
На крыше флаг, смотрите все,
Ведь он похож на цифру семь.
Цифра 8
Цифра 8 так вкусна
Из двух бубликов она.
Цифра восемь плюс крючки –
Получаются очки.
Цифра 9
Девять, как и шесть, вглядись.
Только хвост не вверх, а вниз.
Цифра 10
Ноль катился по дорожке
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав 10 из него.
- Считаем пальчики, используя различные стишки и потешки. Метод хорош ещё и тем, что его можно использовать с самого раннего возраста, буквально с рождения, одновременно развивая мелкую моторику. Сначала считаем до 5, после годика можно переходить на потешки со счётом до 10. По мере взросления ребёнка считать можно не только его пальчики, а пальчики мамы, папы и других членов семьи.
- Считаем ступеньки – иди из самых простых способов. Когда малыш научился хорошо преодолевать ступеньки хотя бы в одну сторону (например, научился спускаться, можно начинать эти ступеньки считать. Сначала считаете Вы, малыш спускается и слушает, а через некоторое время и он начнёт считать вместе с Вами.
- Играем в настольные игры с фишками и кубиком. В таких играх тоже присутствует счёт и визуальное количество точек на кубике.
- Используем "считалки", в которых есть счёт до пяти - десяти для различных игр, чтобы определить кто будет первым ходить.
- Считаем всё! Считать можно голубей на улице, книжки на полке, любимых кукол или машинки, сколько ложек вымыла мама, сколько мороженого купил папа и т. д.
Если Вы внимательно присмотритесь к Вашим ежедневным делам, то найдёте массу возможностей дать ребёнку новые знания, используя обычные бытовые моменты.
Обращайте внимание ребёнка на цифры везде, где это можно сделать как бы между прочим: позволяйте ему набирать код домофона, переключать каналы телевизора, пусть поможет Вам определить автобус с нужным номером, на котором Вы поедете в гости к бабушке, нажмёт нужную кнопку этажа в лифте и т. д.
Попросите малыша принести Вам определённое количество ложек, когда Вы накрываете на стол. Перед походом в магазин договоритесь с ребёнком, что сегодня Вы купите ему 3 пачки сока, пусть самостоятельно возьмёт с полки нужное количество и т. д.
Главное проявлять свою фантазию!
Математическая игра «Найди цифру»
Для этой игры потребуется:
Нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9
Рисунки, похожих на цифры, предметов.
Малыш смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем мама показывает цифру 2 и просит малыша найти рисунок, похожий на эту цифру.
Математическая игра «Картонные цифры»
Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона. Малыш закрывает глазки, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за циферка.
Математическая игра «Потерянные цифры»
На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Малыш должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.
Игра «Что там на спинке»
Малыш ложится на живот, а мама рисует у него на спинке пальчиком цифру. Кроха должен угадать, что же это за цифра.
Игра «На что похожа цифра»
Мама спрашивает у ребенка, на какую цифру похожи очки, и кроха должен показать цифру 8.
Математическая игра «Угадай, что за цифра?»
Мама читает стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать.
Лепите цифры из пластилина, составляйте из счетных палочек, шнурков и фасоли, рисуйте пальчиком цифры в воздухе, на ладони. Каждую цифру учите сначала отдельно, а только потом смешивайте с другими.
Запоминание чисел для некоторых взрослых людей и школьников – непростая задача. Но многие практики психологи изобрели несколько способов для облегчения этого процесса. Локации, ассоциации, римские комнаты, чертоги разума и метод Цицерона – эти таинственные слова скоро помогут любому желающему улучшить свою память.
Тренировка памяти для запоминания цифр
О том, как выучить цифры, мы обычно думаем, когда в доме растет малыш. Очень полезно на стене поместить красочный плакат, с цифрами от 1 до 10, а потом и от 1 до 20, периодически показывая ребенку на одну из цифр, громко и четко проговаривать ее название. Хорошо играть в кубики, на которых написаны цифры.
Ребенку легче запомнить цифры по ассоциациям. Нарисуйте или купите картинки, на которых нарисовано одно яблоко, с цифрой 1. Две клубнички с цифрой 2 и так далее. Пересчитывая кубики, называйте цифры. Так постепенно легко можно перейти к счету до 10 и 20, складывая кубики.
Запоминать цифры взрослый человек тоже может, пользуясь ассоциациями.
К примеру:
- визуально ноль похож на бублик;
- единица на осиновый кол;
- двойка напоминает лебедя;
- тройка похожа на повернутые усы;
- четверка на стул;
- пятерка на крючок для рыбалки;
- шестерка на навесной замок;
- семерка на косу для сена;
- восьмерка на Ваньку-встаньку;
- девятка на бублик с ниточкой.
Существуют и другой тип ассоциаций.
Например, цифру можно назвать первой буквой названия:
- ноль, начинается с буквы Н;
- единица с буквы Е;
- двойка с Д;
- тройка – Т;
- четверка – Ч;
- пятерка – П;
- шестерка – Ш;
- семерка – С;
- восьмерка – В;
- девятка – Д.
Вы можете выбрать для себя тот метод, который вам легче освоить.
Существует еще такой метод, который называется Локации. Он же может называться римской комнатой, методом Цицерона, чертогом разума.
Для начала надо приготовить локации, места, которые вы хорошо помните в своем доме. Так делал Цицерон в своем римском доме.
Для локаций выбирайте те места, которые хранятся в памяти.
Локации могут начинаться с прихожей и переходить в жилую комнату:
- Входная дверь.
- Коврик с парой обуви.
- Кассета с остальной обувью.
- Вешалка для верхней одежды.
- Полка для шляп.
- Настенная лампа.
- Стул.
- Кровать.
- Большой ковер на стене.
- Кладовка.
Каждой локации присвойте определенную цифру. Чтобы запомнить цифры, соответствующие данной локации, придумайте смешную картинку:
- Кол, стучит во входную дверь.
- Двойка меряет пару грязной обуви, в которой вы только что пришли с улицы.
- Тройка, в виде усов проверяет чистоту остальной обуви в кассете.
- Четверка тычет всеми своими палками в одежду, отыскивая нужное пальто или плащ.
- Пятерка тянет крючком шляпу с верхней полки.
- Настенная лампа шипит, перегорая слишком часто.
- Стул сгибается, когда на него кладут косу.
- Кровать вечно скрипит.
- Ковер большого размера на стене похож на самую большую цифру.
- Десятка открывает дверь в кладовую, добавляя к колу бублик.
Чем смешнее картинки, тем лучше вы запомните цифры. Локации можно добавлять. Причем, если от кассеты с обувью вы считали снизу-вверх, также поступайте с другими предметами, такими как стол и ваза.
Теперь, чтобы вспомнить нужную цифру, вы представите то место в привычном для вас интерьере, куда вы ее поместили.
Запоминание чисел
Давайте рассмотрим упражнение для запоминания чисел.
Для тренировки возьмем четырехзначное число 1672. Придумаем графические ассоциации каждой цифре. Единица похожа на свечку. Представим, что Петр Первый сидит за столом, на котором горит свеча и пишет очередной Указ. Причем тут Петр Первый? Притом, что он родился в 1672 году.
Шестерка похожа на профиль слона. Пусть Петр Первый едет на слоне. Представим это в уме и нарисуем слона. Семерка похожа на флаг. Дадим ему флаг в руки. Двойка похожа на лебедя. В пруду у дворца Петра Первого встречают белые лебеди. Свеча, слон, флаг, лебедь и Петр 1 – все эти символы помогут запомнить дату рождения исторического лица.
Кроме того, нам помогла небольшая история, которую мы придумали про поход императора с флагом и слона с лебедем.
Неважно, как хорошо вы рисуете, запоминая числа, применяйте те графические ассоциации, которые вам близки. Их легче будет запомнить, если, тренируя новый метод, образы их придумаете самостоятельно.
Известны еще разные методы запоминания многозначных чисел. Один из них – логические последовательности. Они бывают восходящими и нисходящими, четными, нечетными и сложными.
Интересен к изучению способ солдата Швейка. Тренировка памяти в этом случае касается групп цифр.
Рассмотрим для ясности длинное число: 2, 718281828459045 (число Эйлера).
Разделим число на три группы:
- Цифры 27 – год окончания призывного возраста.
- 1828 – год рождения Льва Толстого, повторяется дважды.
- 459045 можно зарисовать как равнобедренный треугольник с двумя углами 45 и одним в 90 градусов.
Запоминаем год окончания призыва в армию, два раза рождение Л. Толстого и углы равнобедренного треугольника.
Конечно, не всегда просто отыскать ассоциацию, которая легко запоминается. Но любое новое дело требует навыка и опыта, повторения. Поначалу все будет не так быстро, как кажется. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Так и в этом вопросе. Если вы решили улучшить память тем способом, которым мы учим, пробуйте и тренируйтесь.
Чтобы научить ребенка цифрам, нужно не ограждать его от них и позволить интересоваться в силу возраста, всегда отвечая на его вопросы.
Основы: как научить ребенка цифрам?
Каждый ребенок - индивидуальность, поэтому нельзя всех детей мерить одной меркой. Всегда правильнее оценивать действия и поступки любого человека. Нельзя сравнивать детей друг с другом, нужно сравнивать ребенка с ним же самим: каким он был вчера и каким стал сегодня.
Во сколько лет ребенок должен знать цифры?
Ответом на этот вопрос служит личный опыт и уникальная авторская программа развития ребенка Масару Ибука - известного японского бизнесмена, основателя и главного инженера корпорации «Sony». Название его публикации говорит весьма категорично само за себя: «После трех лет уже поздно».
С ним солидарны все психологи и педагоги: до трех лет мозг ребенка столь пластичен, свободен, податлив, пытлив и работоспособен, что не воспользоваться его возможностями в этот период - просто преступление.
Интересный факт: до семи лет малыш успевает освоить такой объем информации, который сравним разве что с габаритами знаний, полученных человеком за всю дальнейшую жизнь.
Если у крохи нет проблем со знаковой системой, а родителям интересно знать, как и чем живет их дитя, то освоить и цифры, и даже буквы чадо без проблем может и в три, и даже в два года.
Учим самых маленьких
С малышами все просто: яркое, забавное, мобильное всегда их привлекает:
- Поэтому используем мягкие игрушки-цифры, стихи про них и счет, и ребенок невольно заинтересуется пока незнакомыми ему символами.
- Хорошо работают в этом плане обои в детской с цифрами (паровозик с пронумерованными вагонами, домики зверушек на лесной улице).
- Дети любят лепить, а значит играем с пластилином и тестом и лепим цифровые знаки. Из теста можно даже испечь печенье.
Изучение цифр для маленького «Эйнштейна» – очень интересное занятие. Детей без труда можно подвигнуть на развивающие уроки в любом возрасте, если этот процесс не насилует психику крохи. Именно малыши больше всего интересуются символами, а если взрослые ограничиваются в лучшем случае равнодушием, то мучительное для ребенка знакомство с цифрами затянется до пяти-шестилетнего возраста. Взрослые должны помнить, что обучить чадо чему бы то ни было нужно вовремя: дорога ложка к обеду.
Обучение в 4 года
Ребенок в 4 года - это уже младший дошкольник, поэтому к его умственному развитию предъявляется гораздо больше требований, чем раньше.
Наступило время для активной работы над мелкой моторикой кисти. Проще всего делать это в процессе любимого занятия всех детей - рисования.
Ребенок будет учиться различать цифры и соотносить их с определенным (конкретным) количеством, а также самостоятельно рисовать их.
Рисование позволит оптимально подготовить малыша к письму благодаря:
- развитию мелкой мускулатуры кисти руки;
- активному формированию зрительных и двигательных образов каждой из цифр.
Этапы рисования:
- несколько раз кроха рисует цифру большого размера;
- рисует более мелкие изображения.
Детям важно иметь возможность рисовать материалы разного цвета - тогда упражнения будут приносить радость.
Развитию зрительно-двигательной координации способствуют такие задания, как «трассы»:
- Разноцветными карандашами ребенок проходит нарисованную на бумаге гоночную трассу, запутанную и петляющую. Нужно не вылететь с дороги на повороте.
- Из картона или плотной бумаги вырезать дороги сложной формы и устроить соревнования «Формулы-1», проводя по трассе маленькие игрушечные автомобили.
Эта игра также облегчит малышу процесс освоения письма.
Целесообразно подбирать задания, построенные таким образом, чтобы обеспечить развитие внимания и начала логического мышления, а также провоцировать его на нестандартные решения:
- Разглядываем цифру с крохой и пробуем найти вокруг предметы, хотя бы как-то ассоциирующиеся с цифрой по внешнему виду (форме).
- Лепим цифру из соленого теста, из пластилина, выкладываем с помощью макарошек, спичек, пишем на асфальте, на песке, на снегу.
- Читаем С. Я. Маршака «Давай познакомимся», пытаемся выучить понравившееся.
Взрослые должны обратить внимание в этой детской деятельности на следующее:
- правильно ли сидит ребенок (заботясь об осанке и сохранности зрения);
- как держит кисть, карандаш, восковой мелок, фломастер;
- у малыша всегда должно быть достаточно материалов для любимого дела: альбомов, карандашей, мелков, книжек-раскрасок, трафаретов;
- все занятия должны проводиться только в игровой форме и только при желании малыша.
Занятия в возрасте 5-6 лет
После этапа ознакомления ребенка с процессом образования любого числа можно приступать к близкому общению малыша с цифрами.
Он будет знать и печатный вариант, который увидит в газете, журнале, книге, и рукописный - в тетради старших детей в семье.
Обучать ребенка в возрасте 5-6 лет можно уже тщательнее и целенаправленнее, потому что это средний преддошкольный возраст и требует более внимательного отношения взрослых к знаниям и умениям крохи:
- Если у малыша нет проблем со знаковой системой, он спокойно запоминает и быстро учится узнавать и распознавать графический образ всех десяти цифр, а если есть, то сложно запоминает некоторые цифры и путается.
- У детей-логопедиков наблюдается зеркальное восприятие цифр и чаще это происходит с цифрами: 1, 3, 4, 5, 6, 7.
Некоторые цифровые знаки требуют к себе особого внимания:
- 3 - похожа на букву «З» для дошкольников, уже постигших русский алфавит.
- 4 - печатный образ воспринимается двояко из-за вариативности в печати, а письменный - похож на букву «Ч».
- 6 и 9 - для ребят трудно не путать их, потому что графические образы этих цифр отличаются лишь поворотом вокруг собственной оси на 180°.
Учим цифры и числа правильно
Прежде чем объяснять ребенку что-либо про цифры и числа, взрослые должны сами четко представлять разницу между этими двумя понятиями:
- Важно не путать: цифра - знак, служащий для обозначения числа, число - величина, при которой производится счет.
- Можно провести параллель со звуками и буквами: звуки - то, что мы слышим и произносим, а буквы - символы (значки) для обозначения звуков на письме.
- Таким образом, буквы составляют алфавит, а значит и цифры - это тоже своеобразный «алфавит», с помощью символов которого можно записать любое число.
Числа (их запись) состоят из цифр точно так же, как слова в записи состоят из букв.
В русском алфавите всего 33 буквы, а составить из них можно бесконечное множество слов.
Цифр у нас всего десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, но составить из них можно бесконечно много чисел. Всякий раз прибавляя к названному числу 1, будем получать следующее число.
Каждая цифра в сольном варианте (в одиночку) обозначает в записи однозначное число. В записи двузначных чисел - два значка (цифры), а в записи трехзначных чисел - три символа (цифры) и так далее.
Числа, в записи которых используем больше одной цифры, называются многозначными.
Чтобы не было путаницы, детям нужно объяснять:
- Среди чисел от 1 до 20 выделяется две группы: однозначные и двузначные.
- Числа после 10-ти образуются так: один кладем на «дцать» (десяток) и получаем 11, два кладем на «дцать» и получаем 12 и так далее.
- Изучаем 2,3,7,6,10 как демонстрацию различия между однозначными и двузначными числами, делая акцент на том, что 10 является самым малым двузначным числом, а 9 - самым большим однозначным.
- Числа от 1 до 100 составляют первую «сотню», но 100 - самое малое трехзначное число.
Цвета в помощь
Использование ярких цветов и оттенков благотворно влияет на психику ребенка и служит своеобразной цветотерапией:
- яркие краски всегда поднимают настроение и жизненный тонус;
- коробка из 18 или 24 цветных карандашей позволит ребенку чувствовать себя увереннее - у него будет много цветных помощников;
- яркие цвета позитивно влияют на несформированную детскую психику, страх ребенка перед новым и неизведанным исчезает.
Как же работает цветовое многообразие, можно увидеть на примерах:
- Ребенок с удовольствием будет раскрашивать и большую цифру, и рисунок к ней. Например, к «семерке» – нарисованную радугу, к «тройке» – сказочное семейство медведей.
- Изучив новую цифру, попробуем с помощью цветных карандашей раскрасить одежду персонажей в детской раскраске, нанеся на нее «цифровой принт».
Счетные материалы
В зависимости от того, какой анализатор (зрительный или слуховой) у человека ведущий, развит лучше, будут зависеть форма и способ преподносимой информации.
Общеизвестный факт: у большинства людей (а у маленьких - тем более) зрительный анализатор от природы развит лучше. Не зря же говорят, что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Дети - особая публика, требующая ярких впечатлений, необычных приемов, запоминающихся объектов. У них все психические процессы носят нередко непроизвольный характер. Это требует от взрослых тщательной подготовки к занятиям с ребенком.
Как помочь своему ребенку?
Спокойно объяснить малышу - непростое дело. В этом процессе важно не опуститься до уровня ребенка, а постараться поднять кроху на ступеньку выше его прежнего положения, приблизив к себе.
Методика ознакомления
После того, как произошло знакомство с новой цифрой, и выполнения упражнений, нужно стараться всячески закреплять полученные знания: вместе с ребенком находить знакомые цифры на окружающих предметах - на страницах любимых книг, на номерах домов, на дверях квартир, но почтовых ящиках, на номерах машин и так далее.
Если ребенок не до конца понял изучаемый материал, нужно дополнительно выполнить вместе с ним аналогичные задания, а через некоторое время необходимо обязательно вернуться к нетрудной теме и повторить ее. Материал изучается от простого к сложному. Нельзя двигаться вперед, не усвоив предыдущий материал, потому что он является базой, фундаментом для изучения последующих тем.
Игровые формы обучения
Обучение детей дошкольного возраста требует постоянной игры:
- «Найди нужные картинки». Обучающегося просят соединить карандашом все картинки с соответствующим числом предметов.
- «Каждой картинке цифру». К каждой картинке подобрать цифру, которая соответствует числу предметов на ней.
- «Подбери карточку». К обложкам популярных книг подобрать карточку с цифрой. Например: «Три медведя», «Цветик-семицветик».
- «Цифры-художницы» – рисуем непрерывную цепочку из «восьмерок» – получается хоровод матрешек, хаотично разбросанные «тройки» – порхающие птички, шеренга «единиц» – забор.
- «Нарисуй портрет цифры». Взрослые читают описание цифры в стихах, а ребенок должен ее нарисовать.
- «Рисунок с секретом». Соединяя точки с одной кодовой цифрой рядом (например, «шестеркой»), ребенок получит рисунок (например, слоненка).
- «Веселые цифры». Малыш угадывает цифры в необычных рисунках, где они спрятаны в смешном сюжете.
- «Говорящие цифры». По рассказу цифры о себе кроха должен угадать, о ком идет речь. Например, какая я цифра, расскажет светофор. Или я - любимая оценка всех учеников. Или меня боятся все бездельники.
Учимся быстро считать
Закрепление изученного материала
Чтобы убедиться в том, как ребенок усвоил цифры и их образы, можно написать с ним «математический диктант»:
- обозначь цифрой самое большое однозначное число;
- какой цифрой обозначается «пусто» и «ничего»;
- запиши цифру, которая «живет» между 4 и 6 в ряду чисел;
- ответь цифрой: три раза по 2.
Письмо цифр лучше закреплять в тетради в крупную клетку или в специальной «Прописи».
На этапе закрепления можно использовать геометрические фигуры: три треугольника, три квадрата и три овала, каждую из которых повторить в трех цветах: желтом, красном и синем.
На треугольниках пишем 1 , на квадратах-2, на овалах-3. Просим ребенка сгруппировать фигуры по любому известному ему способу. Варианты выбора определяет он сам: по цвету, по форме, по написанной цифре.
О том, как обучить ребенка цифрам, смотрите в следующем видео.
Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:
Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.
Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.
Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .
Запоминание имен и лиц
Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.
Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.
Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.
Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.
Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.
Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.
Запоминание иностранных языков
Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.
Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.
Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».