Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.
Кадыров ответил России
Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».
Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.
Запрет на хиджаб в русском селе
Контекст
Шахматистки в ярости
Dagbladet 02.10.2016Не надевайте хиджаб!
The Washington Post 02.01.2016В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб
Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».
Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.
Россия — не первая
Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.
По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.
Франция
Мультимедиа
Скрытый ислам
Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.Бельгия
В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.
Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
2060
Глава Чечни Рамзан Кадыров вступил в полемику с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой по поводу ношения хиджабов в школах. Хиджабы снова оказались в центре внимания после того, как учительницам и ученицам школы в мордовском селе Белозёрье, в котором живут преимущественно татары, запретили надевать на занятия мусульманские платки.
Власти объяснили это профилактикой экстремизма в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Запрет поддержала глава Минобрнауки Ольга Васильева, заявившая, что Россия – светское государство и хиджабу не место в учебном заведении. «Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются своё отношение к вере подчеркнуть», – добавила она.
В ответ на это Рамзан Кадыров заявил, что Васильева навязывает обществу своё личное мнение. По его словам, «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки». Чеченский лидер полагает, что эта тема искусственно поддерживается, чтобы отвлечь внимание от реальных проблем в российских школах. «Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами», – подчеркнул он, добавив, что его дочери будут ходить в хиджабах.
В Кремле решили дистанцироваться от споров о мусульманской одежде в школах. «Мы не хотели бы становиться стороной в этой дискуссии в настоящий момент», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В свою очередь, в президентском Совете по правам человека предложили отдать решение этого вопроса на усмотрение субъектов РФ.
Вопрос ношения хиджабов в российских школах поднимается не впервые. Ещё в 2013 году Верховный суд рассматривал обращение жителей Ставрополья, которые требовали разрешить их дочерям посещать уроки в хиджабах, отменив ранее введённый местный запрет. Тогда ВС отклонил жалобу, а спустя два года подтвердил своё решение по аналогичному обращению, поступившему как раз из Мордовии. К слову, у руководства республики есть свои резоны для принятия жёстких мер. По данным местных СМИ, как минимум два десятка жителей того самого села Белозёрья сейчас воюют в Сирии в рядах террористов.
Алексей МАЛАШЕНКО, эксперт Московского центра Карнеги:
– Этот вопрос нужно отдать в распоряжение регионов, где мусульман подавляющее большинство. Всё зависит не от какого-то глобального решения. Есть Чечня – пусть там у них будет референдум, пусть они примут это решение. Только чтобы тогда был выбор: я хочу носить хиджаб – я ношу, я не хочу – я не ношу. Это, я бы сказал, какая-то должна быть рекомендация. А законы принимать по этому поводу – смешно. Не раздувать – вот и всё.
Константин КАЛАЧЁВ, политолог:
– Эта история будет скоро позабыта. Вряд ли Министерство образования сможет что-либо навязать Чечне. Есть моноэтническая Чечня со своими мусульманскими традициями, а что касается министра образования, то не нужно подходить к субъектам Федерации с одним лекалом.
Михаил САЛКИН, учредитель Московского правозащитного центра:
– Позиция РФ по данному вопросу заключается в том, что государственные школы существуют на деньги налогоплательщиков, и поэтому они хотят соблюдать абсолютный нейтралитет. Если девочка придёт в школу в хиджабе, не будет никаких законных оснований отстранить её от обучения, отправить домой переодеваться. Из-за этого запретить вам посещать школу не могут.
Виктория Назарова
Отредактировано: 05.02.2017 14:56
Комментарии 25
Valerii Ffff 09.02.2017 09:50
Опять поднимают вопрос о хиджабах.По версии читателей (Россия - светское государство и хиджабу не место в учебном заведении) ,а по версии экспертов (В России есть моноэтнические субьекты, их власти сами должны принимать такие решения) ,я склоняюсь к мнению экспертов.Но считаю форма единого образца решила бы этот вопрос.
Тимур Манухин 09.02.2017 09:54
Школьная форма необходима. Она поможет уровнять всех детей. В школе не должно быть той или иной религии, богатых и бедных и т.д.
Тимур Манухин 09.02.2017 09:57
Школьная форма поможет сосредоточить внимание деток именно на учёбе.
Фёдор Сумкин 09.02.2017 10:04
У любого принятого закона есть как согласные,так и недовольные,и закон о принятие единой формы одежды для учеников не будет исключением. Но до тех пор пока его не примут в школах будут насмешки и ущемления детей,отличающихся от большинства..
Irina Savelieva 09.02.2017 10:09
Каждая религия имеет свои особенности, которые касаются в том числе и одежды. И зачастую эти особенности противоречат светским законам. Свобода вероисповедания не подразумевает ношения всех религиозных атрибутов в светских заведениях.
Mariy Barzunova 09.02.2017 10:50
Товарищи, безусловно, каждый регион мог бы решать сам, если б ни одно НО!!! Мы живём в многонациональной стране, где дети должны быть равны, особенно в школе. Форма станет компромиссным решением в данном вопросе!!!
Valerii Ffff 09.02.2017 11:19
Посмотрел что считает Алексей МАЛАШЕНКО, эксперт Московского центра Карнеги,и полностью с ним согласен.А вот с политологом Константином Калачёвым не соглашусь, эта история скоро позабыта не будет,ее обсуждают уже лет 6-7 если не больше.Михаил Салкин ни чего не сказал,кроме того что озвучил позицию РФ.А какое ваше мнение по этому вопросу?
Irina Savelieva 09.02.2017 11:19
Заходя в мечеть, требуют снять обувь, так почему же удивляются, что в светском заведении также требуют соблюдать дресскод?
Фёдор Сумкин 09.02.2017 11:34
Тот из родителей который сталкивался с разделением детей в школах по разным уровням обеспеченности или религиозных взглядов,непременно поддержит ввод единой формы одежды. А негодующие,или никогда ребёнка в школу не отдавали,или собственные убеждения им дороже психики и образованности своего чада.
Тимур Манухин 09.02.2017 11:37
Совершенно не согласна, что глупо принимать закон о ношении школьной формы. А формулировка хочу ношу хиджаб, хочу не ношу вообще не меняет нынешнего положения вещей. Все внимание ребёнка должно быть полность направлено на обучение, а т.к. наши дети не привычны к хиджабам это будет их отвлекать, да и не думаю, что девочка в хиджабе будет в восторге от повышенного внимания. Поэтому именно форма поможет избежать эти моменты
Фёдор Сумкин 09.02.2017 12:38
Те кто противится введению единой формы,не представляют с чем приходится сталкиваться девочке носящей хиджаб в школе где она такая одна. Дома давят религией, в школе требуют ясвоения знаний,а одноклассники не принимают в свой круг общения убивая в ней личность. Ребёнок зацикливается в себе,начинает считать себя неполноценным,как следствия мысли далеки от образования,с родителями отношения натянутые.
Андрей Жуков 09.02.2017 14:30
Люди. Послушайте. Во многих европейских странах уже запретили ношения хиджабов, потому что из-за большого потока мигрантов, из-за утопического мультикультурализма, толерантности Европа трещит по швам из-за мигрантов. В России эта угроза также есть. И государству не нужно идти на поводу у агрессивного меньшенства. Что не ясного сказали? Хиджабов в школах нет!
Фёдор Сумкин 09.02.2017 14:37
Не будет в школе хиджабов и прочих "показушных" религиозных атрибутик, правительство высказало своё отношение к этому вопросу. и сколько бы не махали руками недовольные,факт остаётся фактом-с единой формой гораздо лучше,чем без неё ,проверено опытом!!!
Андрей Жуков 09.02.2017 16:07
Нет. Все таки и так много позволено моноэтническим субъектам. Закон должен быть для всех одинаковый. И в Мордовии живет много русских, которые не хотят смотреть на одноклассниц в платках.
Андрей Жуков 09.02.2017 16:11
Вот именно, что там, где мусульман большинство, там немусульман меньшинство. А с ним тоже нужно считаться. Многим же может не понравится, что соседка за партой сидит в каком-то платке и на каждой перемене молится Аллаху. Школа - светское место!
Irina Savelieva 09.02.2017 16:14
Школьная форма ведь для того и создана, чтобы никто не выделялся из среды учащихся. Бесплатное обучение в России предоставляется именно на таких условиях. Думаю, есть специальные мусульманские школы и домашнее обучение для тех, кому хиджаб так уж принципиален. А требовать изменений в законодательстве из-за особенностей своей веры - это недопустимо. Школьная форма и так предусматривает скромность и закрытие почти всех частей тела.
Андрей Жуков 09.02.2017 16:15
Получается, что те, кто придумали школьную форму были недальновидными и тупыми? Форма как раз и была создана для того, чтобы дети приходили в школу учиться, а не показывать свою религиозную принадлежность, финансовое состояние или хороший вкус в одежде
Андрей Жуков 09.02.2017 16:19
При СССР все ходили одинаково и все было хорошо. Никто не возмущался, потому что знали - если пикнут, то до добра это не доведет. Тогда была цензура. А сейчас ее нет и одни страдания. Национальное меньшинство качает свои права...
Фёдор Сумкин 09.02.2017 16:21
Вообще,конечно, очень много неправильных заголовков в СМИ,которые освещают вопрос с единой формой в школах,пишут "кому помешали хиджабы" или "запрет на хиджабы" и проч. Сами масло в огонь подливают,а мусульмане читают и думают,что суть всей этой предстоящей огромной работы в том чтобы их в чем-либо ограничить...не понимая,какие благие цели государство хочет добиться!
Андрей Жуков 09.02.2017 16:24
Да, и еще мусульмане думают, что весь мир крутится вокруг них. А СМИ этому способствуют, подкидывая горячих темок с мнениями экспертов и прочьей лобуды. Сказали же ясно: хиджабам в школах не место
Внимание мусульманской общественности в эти дни приковано к ситуации, которая сложилась в Турции в связи с отменой закона, который запрещает хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. В настоящее время преподаватели турецких ВУЗов продолжают собирать подписи под заявлением в поддержку женщин, которые борются за право соблюдать предписания религии на учебе и на работе. По словам инициаторов акции - профессора Ихсана Даага и профессора Шабана Чалиса, к настоящему времени собраны почти 3 тысячи подписей.
Стоит особо отметить, что многие из тех, кто в эти дни участвует в митингах и акциях протеста против секуляристов, желающих во что бы то ни стало сохранить светский дресс-код для студенток и госслужащих, не являются соблюдающими каноны религии мусульманами. Люди выражают солидарность с верующими, потому что мечтают о дне, когда каждому турецкому гражданину, независимо от вероисповедания, пола и социального статуса, будут гарантированы все права и свободы.
Как сказал один из подписавшихся под заявлением в защиту хиджаба - атеист Атеш Несин: "Гражданам Турции должна быть гарантирована свобода вероисповедания, даже если мы не согласны с основными принципами религии, которую кто-то исповедует".
Активность турецкой интеллигенции и ее желание защитить права и свободы сограждан вызвали неподдельный интерес со стороны российских политиков и мусульманских общественных деятелей.
Мы поинтересовались мнением советника президента и член-корреспондента Академии геополитических проблем, руководителя Центра проблем этнополитики и ислама Деньги Халидова по этому актуальному вопросу.
"Я целиком поддерживаю инициативу турецких преподавателей, которые выступили за отмену закона, запрещающего хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. Этот закон, навязанный секуляристскими, безбожными и антиисламскими структурами, является нонсенсом для Турецкой Республики и должен быть обязательно изменен. Естественно, противодействие этому оказывает так называемая четвертая власть - СМИ, которая занимается подменой исламских ценностей и представляет норму как патологию", - заявил Д. Халидов.
Он также подчеркнул, что "Турция уже сейчас представляет собой расколотое общество в отношении к главным принципам ислама, и оппозиция пытается усугубить данное положение, но ей это плохо удается, так как устои ислама достаточно сильны и прочны".
В качестве положительного примера он привел жену нынешнего президента Турции Абдуллы Гюля, которая смело носит хиджаб и гордится этим.
"Слава Богу, в настоящее время во всем мире хиджаб становится символом умеренного и демократического исламского движения", - добавил он.
Деньга Халидов сказал: "Наступает время, когда людям приходится выбирать, когда уже нельзя отсидеться в стороне, как будто ничего не происходит. Если мы будем стоять в стороне, "глобалистская дубинка" ударит по нашим семьям и не оставит камня на камне".
На вопрос о возможных прогнозах данной ситуации, Деньга Халидов ответил, что расстановка сил в турецком парламенте пока неизвестна. Партия справедливости и прогресса имеет, по мнению Д. Халидова, большинство голосов и она может содействовать внесению поправки в основной закон, но мы не знаем, что происходит в генштабе, который тесно связан с американцами".
Советник президента и член-корреспондент Академии геополитических проблем считает, что все происходящее в исламском мире, в том числе решение вопроса, связанного с хиджабом, косвенно касается мусульман России.
"Пока у нас в стране ни один закон на федеральном уровне не регулирует ношение хиджаба, это личное дело каждой мусульманки. На Кавказе, в частности, нет запрета на ношение платка в ВУЗах и госучреждениях. Вместе с тем, на каком-то этапе российские власти могут инициировать этот закон, возможно только на региональном уровне. Вопрос в том, что определенные силы через парламенты в республиках могут продавить данное решение, - заявил он. - Сейчас у нас в России хороший пример подает Р. Кадыров, который выступает за возрождение религиозных и национальных традиций в умах и сердцах людей".
Наш второй собеседник, управляющий делами ДУМ Ингушетии, сотрудник Духовного центра мусульман республики Руслан Мериев высказал нейтральную позицию по вопросу разрешения или отмены хиджаба.
"В каждом государстве должны быть свои законы, свои правила и нормы, в соответствии с которыми люди живут и развиваются. При этом нормы должны соответствовать общечеловеческим и нравственным принципам. В деле о хиджабе, как и в любом другом деле, есть свои "за" и "против"… Что касается Турции, которая в свое время была одним из центров ислама, то она снова попала под влияние прозападных сил, и немалую роль в этом сыграло развитие туризма", - считает Р. Мериев.
"У нас в Ингушетии спокойно относятся к хиджабу, при этом нет массовой агитации за повсеместное ношение платка. В государственных учебных заведениях и организациях руководители требуют соответствующую женскую форму одежды, закрывающую волосы и тело", - заметил управляющий делами ДУМ Ингушетии.
Руководитель общественного объединения женщин-мусульманок "Муслимат" в Махачкале (Дагестан) Хадижат Шихалиева подчеркнула, что проблема для российских мусульман заключается не в запрете или разрешении ношения хиджаба в школах, ВУЗах и государственных учреждениях, а в сознании молодежи, которая пока не готова вернуться к исконным исламским ценностям, в частности, многие еще не готовы надеть мусульманскую одежду.
Хадижат Шихалиева: "По моему мнению, все зависит от самого человека, хочет он этого или нет, готов к этому или нет. В нашей республике процесс возрождения ислама происходит достаточно плавно, и нет противодействия со стороны властей, касающегося вопроса ношения традиционной мусульманской одежды. Особенно это касается осенне-зимнего сезона. Конечно, некоторые проблемы возникают у соблюдающих мусульманок школьного возраста в период весны-лета. Но мы решаем их путем работы с администрацией школ, где категорически не разрешают носить хиджаб, ведем беседы на исламские темы, организуем встречи с директорами школ. Интересно, что именно в школах, где категорически запрещают хиджаб, появляются соблюдающие мусульманки. А там, где нет запрета - склоняются к открытой форме одежды. Но как таковая, проблема запрета ношения хиджаба не стоит в Дагестане. Например, в госучреждениях в основном ходят без платков, хотя нет запрета на их ношение".
Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Чечни Султан Хасимиков, описывая ситуацию в республике, заметил, что в Чечне не существует проблем, связанных с ношением платка.
"Как и каждого соблюдающего мусульманина, меня радует, когда я вижу хиджаб. По моему мнению, женщина в платке выглядит одухотвореннее и чище, при этом мужчина, конечно, должен относиться с уважением ко всем женщинам. У нас девушку, не закончившую школу, не упрекают в том, что она не одевает платок", - рассказал он корреспонденту ИА IslamNews.
По поводу выступления Кадырова С. Хасимиков сказал, что "некоторые СМИ за пределами республики неправильно его поняли. Он не призывал и не заставлял женщин носить платок, а обратился с призывом к соотечественникам возрождать забытые духовные ценности, связанные с религией и традициями чеченского народа".
Разрешить или запретить? Носить или не носить? Порой эти вопросы встают перед нами так же остро, как когда-то перед шекспировским Гамлетом - "быть или не быть?". Россия пока не спешит издавать законы, регламентирующие дресс-код студенток и чиновниц. Напротив, несколько лет назад наши соотечественницы добились разрешения фотографироваться в хиджабе на паспорт и другие документы, а сейчас в обществе наблюдается тенденция к формированию адекватного восприятия закрытой одежды, в том числе и традиционной мусульманской.
Тем не менее, проблема, которая актуальна сегодня для турецких мусульманок, не может не вызывать живого отклика у мусульман в других уголках мира. Ведь, как известно, наша умма - одно тело, и если болит одна его часть, то это непременно отзывается страданием в другой. Именно поэтому российские мусульмане, пристально наблюдающие за событиями, происходящими в Турции, с трепетом ожидают решения, которое на днях должен принять парламент. Чем закончится противостояние между верующими и секуляристами - покажет время.
В Чите уже семь девочек из мусульманских семей отказались ходить в школу из-за запрета на хиджабы. Об этом сообщила директор школы номер 32 Юрия Маняхина, где учились девочки. Самая старшая из оставивших школу девочек посещала седьмой класс. Еще две ходили в шестой, остальные учились в начальной школе.
Три школьницы перевелись на домашнее обучение, четыре - вовсе прекратили учиться. Сейчас их посещает социальный педагог, который объясняет родителям, что, если школьницы не выйдут на занятия, их отчислят.
Одна из матерей обратилась к уполномоченному по правам человека в Забайкальском крае с жалобой на то, что директор школы №32 запретил её двум дочерям, ученицам этой школы, ходить в платках, что невозможно по исламскому вероисповеданию:
«Мы граждане Российской Федерации, мы, мусульмане, исповедуем религию ислам, живем и трудимся на благо Родины, исправно платим налоги. Согласно исламской религии, мои дочери просто обязаны ходить в платке.Наши платки не закрывают лицо, они закрывают только уши, шею и волосы. Наш головной убор не вызывает агрессию, не угрожает жизни окружающих людей. Моя старшая дочь проучилась в этой школе четыре года и все это время проходила в платке, никогда не возникало конфликтов со стороны учеников, родителей и тем более учителей»
В своем ответе Николай Каргин, уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае, подчеркнул, что «этот вопрос, действительно, важен», но «согласно действующему законодательству, образование в России является светским», одежда школьников должна носить светский характер, требования к ней регламентируют распоряжения Министерства образования, направленные на «на устранение признаков социального и религиозного различия между учениками». Каргин сослался также на письмо Роспотребнадзора, направленное главам регионов, в котором говорится, что «ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий является причиной различных заболеваний». «Действия администрации школы № 32 Читы не могут считаться противозаконными, - считает Каргин. - В тоже время, директорам школ необходимо решать данные вопросы только мерами убеждения, какие-либо репрессивные методы недопустимы».
Имам-хатыб соборной мечети Ришат Сайдашев:
- В вопросах ношения хиджаба можно найти компромисс, но недопустимо, чтобы девочки не получали образование.Понятно, что директор выполняет приказ минобразования, но и родители перегибают палку. Юным девочкам совсем не обязательно ходить на людях, в том числе и в школу в хиджабах. С покрытой головой обязана ходить каждая девушка, ставшая женщиной в физиологическом плане, а это чаще происходит в подростковом возрасте. А здесь родители забрали из школы ученицу младших классов, которой в принципе можно ходить с непокрытой головой. В качестве компромисса можно использовать лёгкую шапочку»
Член наблюдательной комиссии Забайкальского края Тагир Аглямов:
— Поступок директора школы №32 я бы назвал не совсем дальновидным, это не мудрое решение. Если внимательно посмотреть по всей стране — это никому не мешает. У моего одноклассника дочь в школу ходит в платке, и никто никого не обижает. Это не паранджа, не хиджаб, это платок, который не закрывает лицо и глаза. Его завязывают, чтобы не было видно волос, девочки надевают платья, чтобы запястья закрыты были. Я в этом ничего плохого не вижу. Как можно человека ограничить, у нас вероисповедание свободное и каждый человек выбирает сам, какой веры придерживаться. А если в детях видят каких-то будущих моджахедов, так вы работайте, воспитывайте, для этого и есть школа.
Учитель школы №32 Людмила Логашова:
— Практически во всех школах, в том числе и в нашей, работают общие стандарты, которые касаются и внешнего вида учеников. Платки этим стандартам не соответствуют. На физкультуре ношение такого платка вообще может привести к несчастному случаю.
Детям невозможно объяснить, почему кому-то разрешено ходить в платке, нарушать общие правила, а кому-то нельзя. Дети рассуждают так: если ты ходишь в платке, значит и мне можно ходить на занятиях в кепке или трико.
Когда мы приезжаем в азиатские государства, мы принимаем их правила, не ходим в откровенных нарядах, потому что там за это могут просто закидать камнями. И когда граждане этих стран приезжают жить в Россию, учатся в школах, получают образование, чтобы зацепиться в жизни, нужно принимать наши правила, вместо того, чтобы подчёркивать различия.
Психолог Татьяна Есина:
— Я считаю, что запретить ношение хиджаба в школе — правильное решение. Подчёркивание религиозных различий ведёт к разобщению детей и к возможному возникновению религиозных распрей. Школа — это храм науки, потому в ней недопустима открытая демонстрация религиозной принадлежности к какой-либо конфессии, также, как, например, нельзя приходить на занятия в национальных одеждах или спортивном костюме, если только это не урок физической культуры. Всему своё место и время.
Глава представительства Агинского дацана в Чите Амгалан-лама:
— Как мне кажется, религия не должна влиять на школу, если это начнётся, то мы всю дисциплину потеряем. Думаю, ношение платков надо запретить. Есть у нас в Чите религиозные общины, у нас религий очень много и если каждый будет свои правила диктовать школе, то мы систему нормального обучения Российской Федерации потеряем. У нас, например, тоже тогда с буддийской точки зрения права начнутся в школе, и другие религии захотят того же, конечно, это неправильно.
Доктор культурологии, профессор кафедры русского языка и литературы ЗабГУ Людмила Камедина:
— Я считаю, что в школе должна быть государственная форма, единая для всех. Но если государство устанавливает единый закон о том, что каждый ученик должен быть одет так, как от него требуется, тогда запрет на ношение платков будет справедливым. А если такого закона нет, то каждый вправе ходить в школу так, как ему хочется, даже если он захочет одеться, как на пляж. Раньше мы все ходили в одинаковой форме и не имели права надевать что-то другое. А сейчас? Такого строгого закона нет, значит, каждый одевается так, как считает нужным, может быть, даже в платке. То есть мы подчиняемся закону. Школа — не религиозное учреждение, а светское, государственное. Есть закон — единая форма, нет закона — хожу, в чём хочу.
Директор школы №7 Краснокаменска, депутат Законодательного собрания Забайкальского края, член комитета по социальной политике Людмила Субботникова:
— Это опять же проявление несовершенства законодательства. Если законодательно принимается единая форма для школьников, то как тогда относится с уважением к национальном особенностям. В приказах, законах этого же не сказано. А почему? Если принимается единая форма в многонациональной и многоконфессиональной стране, то эти вопросы должны учитываться. Сегодня мусульманок не пускают в школу из-за платков, завтра не пустят ещё кого-то. Нужно что-то с этим делать, принимать какое-то альтернативное решение, так как национальные, религиозные интересы граждан нужно уважать.
Что бы я сделала, если бы в моей школе встал подобный вопрос? У нас мусульманок нет, но если бы они были, я бы нашла альтернативное решение проблемы. Я бы обратилась к родителям других детей, к самим детям и обсудила с ними этот вопрос. Думаю, по их согласию мы бы разработали какой-то локальный акт, который бы позволил девочкам-мусульманкам приходить в школу в платках.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
С началом нового учебного года снова разразились скандалы в некоторых учебных заведениях. Весь сыр-бор - из-за формы одежды учащихся. Речь идет не о единой школьной форме, а о строгой одежде мусульманок - хиджабе.
На днях не пустили на первый урок двух одноклассниц в Кокшетау. Директор потребовала у девочек, чтобы те сняли платки. На что отец школьниц отреагировал весьма агрессивно.
Первокурсницу Лолиту Ташухаджиеву грозятся отчислить из политехнического колледжа в Астане, если она не перестанет носить хиджаб.
Похожие ситуации происходили и в прошлом учебном году. Они всплывают не так часто, но имеют место быть. А все потому, что зачастую педагоги не хотят поднимать шумихи, но среди них все же оказываются те, которые не намерены отступать от установленных правил. Говорят, закон божий - это святое, но школьный устав игнорировать не позволят.
К слову, свое мнение о хиджабах не раз высказывали казахстанские законодатели. Кто-то был категорически против ношения хиджаба в учебных заведениях и требовал их запретить, другие же утверждали - это право выбора каждого. Но к единому решению так и не пришли. А воз и ныне там.
Корреспонденты Total.kz спросили у депутатов, какова же судьба хиджабов в казахстанских учебных заведениях и есть ли этот вопрос на повестке дня парламентариев в новой сессии.
Ахмед Мурадов, Депутат мажилиса Парламента РК:
В Казахстане 80% мусульман, и они выбирают носить то, что разрешено их верой. А хиджаб - это арабское одеяние, исконно казахи никогда не носили его. Появление в Казахстане особенного регламента или закона, запрещающего носить их в общественных местах, неправильно. Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах - худший вариант, нежели хиджаб. Не нужно делать вокруг религии, и в особенности хиджабов, какие-то споры и проблемы. В первую очередь хиджаб закрывает голову девушки. Но все-таки главнее не внешний вид, а то, что в этой голове находится. У нас демократичная страна, если хочешь - носи, но не надо нарушать принятые нормы.
Жамбыл Ахметбеков, Депутат Мажилиса Парламента РК:
Тема хиджабов в Казахстане поднималась уже не раз, и к ней нужно подходить с четким пониманием того, что Казахстан не страна с исламской направленностью. И мы не должны перенимать опыт тех стран, которые разрешают носить хиджабы в школах. У нас в стране действуют единая школьная форма, рассчитанная на всех - верующих, атеистов, черных и белых. Глубоко верующие родители должны понимать, что их дети не одни ходят в школу, помимо них там учатся много других ребят, которые в отличие от них соблюдают общепринятые нормы. Тем родителям следуют придерживаться всех правил. В Казахстане нет письменного документа, запрещающего или разрешающего носить хиджабы. И я думаю, что он нам не понадобится, так как мы светское государство.
Камал Бурханов, Депутат Мажилиса Парламента РК :
Школа есть школа, и форма сейчас универсальная, и я приветствую это, так как она дисциплинирует. Я против того, чтобы носили хиджабы или надевали одежду без разбора. Если в обществе вокруг этого будут вестись какие-то дискуссии и будет востребовано законодательное оформление, можно будет обсудить вопрос в Парламенте. Мне кажется, что сейчас особой такой необходимости нет. Не такая уж это проблема.
Светлана Романовская, Член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК:
Ничего подобного пока нет, речи не было. Такие нормативы к нам в Парламент не поступали. Я помню свое детство, не все жили в достатке, кто-то был богаче, кто-то беднее. Но была единая форма, которая настраивала на рабочий процесс. У меня самой младший сын в третьем классе учится. Я приложила немало усилий, чтобы найти ему форму. Сама я никак не отношусь к тому, нормально ли для школьников ходить на занятия в хиджабе. По-моему, должна быть свобода. И если говорится о детях первого класса, наверняка инициатива исходит не от детей, а от их родителей. Но мы пока такой вопрос не рассматривали, его никто не поднимал, и законодательно этот момент нигде не закреплен. А по закону все, что не запрещено, разрешено.
Владимир Бобров, Депутат сената Парламента РК:
Я не могу комментировать действия руководителей учебных учреждений, потому что каждый случай индивидуален, но, в принципе, нарушать светские правила нельзя. Согласно Конституции у нас государство светское, и светские нормы должны соблюдаться со стороны представителей всех религий: христианства, ислама, иудаизма.
Галина Баймаханова, Депутат мажилиса Парламента РК:
Школа - это светское учреждение, и в ее стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и по одежде. Нельзя же ребенка, например, отправлять полуголым. Но есть религиозные учебные заведения - там, пожалуйста, можете демонстрировать свою религиозную принадлежность. Если родители такие глубоко верующие - пусть отдают ребенка в медресе. Кроме того, ношение хиджабов - это своеобразная реклама религиозной принадлежности среди детей, которые еще не разбираются в тонкостях религии. Ребенок должен сам по жизни определить свои взгляды на веру, но не подвергаться такому косвенному воздействию. Хочу также отметить, что одежда - это внешняя сторона. И тот, кто упорствует в ношении определенных вещей, верит в эти символы - у него неглубокая вера. Это люди, как правило, не нашедшие своего места в этой жизни и сосредоточенные на деталях.