» » Захоронения в петропавловской крепости. Что же ныне в царских могилах? Где захоронения петра 1

Захоронения в петропавловской крепости. Что же ныне в царских могилах? Где захоронения петра 1

1. Петропавловский собор построен в 1712-1733 годах по проекту Доменико Трезини на месте деревянной церкви, стоявшей на этом месте в 1703-1704 годах.Колокольня собора увенчана шпилем и имеет общую высоту 122 метра, что позволяло ей до 2012 года быть самым высоким зданием Петербурга.

2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.

3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.

4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.

5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.

6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.

7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.

8. К сводам подвешены пышные люстры.

9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.

10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.

11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.

12. Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.

13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.

14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.

15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.

16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.

17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.

18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.

19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.

22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.

23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.

24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.

25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).

26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.

29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.

27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.

28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.

30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.

31. А также вот эта старинная лебёдка.

32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.

33. По каменным ступеням поднимемся выше.

34. На балках-опорах установлен карильон собора.

35. Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.

36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.

37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.

38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.

39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.

На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:

40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.

41.

42.

43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.

44.

45. Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.

46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.

47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.

48.

Прощание

Пётр I умер 28 января 1725 года. Монашеского пострига, подобно всем московским царям, он не принимал.

Вдова Петра Екатерина I объявила годовой траур, во время которого дамам полагалось носить траурные платья, а кавалерам – траурные повязки на рукавах. До погребения всем было велено одеться в чёрную одежду, а высшим сановникам (до генерал-лейтенанта) обтянуть чёрным по две комнаты в своих домах.

По старой московской традиции, погребение было назначено на 40-ой день (начало марта 1725 года), но не в Москве, а в Петербурге. Тем временем, для организации похорон была создана «Печальная комиссия» во главе с Яковом Брюсом.

Брюс со своими помощниками сделал всё, чтобы похороны царя из чисто церковного обряда превратились в государственное событие. В связи с этим, многое было заимствовано на Западе, а непосредственным образцом для них стала разработанная самим царём в 1699 году церемония похорон Франца Лефорта.

Говорят, что Пётр I не хотел быть забальзамированным после смерти. Тем не менее, уже 30 января его тело (предварительно вскрытое и забальзамированное) было выставлено для прощания в «Меньшей дворцовой зале». 13 февраля оно было перенесено в приготовленную за эти дни «Печальную залу», где находилось вплоть до погребения.

Оформление стены Печальной залы

Оформление «Печальной залы» было преимущественно имперским и военным по своей тематике. Над ним работали лучшие архитекторы и художники. Однако, кроме обычных украшений, использовавшихся в подобных случаях на Западе (фигуры, гербы, символы), в зале были поставлены также пирамиды с надписями. Стены залы первоначально были обиты шпалерами с изображением «Чудес Христовых», но Екатерина I, взглянув на них, велела Брюсу и Боку обить их просто чёрным сукном.

В центре залы было сделано возвышение, покрытое кармазинным бархатом и золотыми коврами («амвон»). На нём был поставлен покрытый золотой парчой одр под богатым балдахином. На современной гравюре видно, что Пётр лежит в своём гвардейском мундире. В изголовье на подушках лежат короны. Вдоль стен – почётный караул.

Вид Печальной залы

Одновременно с прощанием шла подготовка к похоронам. Всем пригашённым был разостлан отпечатанный «Церемониал перенесения тела».

За день-два до похорон герольды на главных городских площадях объявили о дне и часе начала траурной процессии.

Перенесение тела в собор

10 марта 1725 года начался перенос тел Петра I и его 6-летней дочери Натальи (умершей в начале марта) в Петропавловский собор. Сигналом к началу церемонии стал выстрел из пушки.

Процессия делилась на 14 отделений, во главе каждого из которых шли церемониймейстер и маршал. Шествие открывали и закрывали отряды конной гвардии. В процессии участвовали свыше 10 тыс. человек, в т.ч. 200 священнослужителей.

Перед колесницей с гробом несли гербы крупнейших городов и ордена царя, шли певчие, высшее духовенство и официальные лица.

Траурная колесница была запряжена 8 лошадьми в чёрных попонах. По сторонам от неё шли 60 гвардейских бомбардиров с зажжёнными свечами. Над гробом 10 штаб-офицеров несли богатый балдахин на литых серебряных древках с гербами. Его покров придерживали за кисти два полковника.

Гроб Петра I

За колесницей несли царские регалии. За ними следовали императрица и другие официальные лица по старшинству (все в чёрном). Была сильная метель, но Екатерина, поддерживаемая Меншиковым и Апраксиным, шла за гробом пешком.

Перед гробом цесаревны Натальи шли два маршала с жезлами, а за ним несли её корону, ордена и регалии.

Регалии Петра I и гроб Натальи

Вслед за сановниками шёл простой народ (до 10 тыс. чел.).

Процессия шла по льду Невы от Зимнего дворца к крепости и в собор. По сторонам её стояло 1250 гренадёр с факелами. Шествие сопровождалось стрельбой из пушек.

На Иоанновском мосту кортеж был встречен комендантом крепости, а на паперти собора – членами Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским.

У входа в собор выставили караул. Иностранных дипломатов в собор не пустили.

Предание земле

Перед входом в собор с гробов сняли покровы, гробы внесли вовнутрь и установили на катафалке. Затем с гробов были сняты крышки, а тела накрыты покровами. У катафалка также был выставлен караул.

Прецессионная попона для похорон

Далее тела символически были «преданы земле» (посыпаны землёй), гробы закрыты, на них разостлали императорские мантии и оставили на катафалке под балдахином на 6 лет. Предполагалось, что прощание с царём продолжится и в соборе. Кроме того, сам собор ещё не был достроен, а потому решили ждать окончания работ. В связи с этим, внутри собора была даже поставлена маленькая деревянная церковь, в которой и поместили тела.

16 мая 1727 года рядом с телом Петра будет выставлен гроб скончавшейся Екатерины (для совместного погребения). Тело Натальи будет захоронено ещё до погребения императорской четы.

Погребение

21 мая 1731 года, в субботу, в 11.00, по указу императрицы Анны Иоанновны, было совершено погребение Петра и Екатерины. Их хоронили – обоих в золотых коронах – в герметично закрытых гробах, а за сутки до этого, в присутствии членов «Печальной комиссии» и духовенства, на дне могилы были захоронены сердце и внутренности царей. Как и при похоронах московских царей, могилы не засыпали землёй, а закрыли плитами.

На погребении присутствовали генералы, адмиралы и коллежские чины. С крепости при этом был произведён 51 выстрел.

Известия о похоронах сохранились в «Описании порядка, держанного при погребении Петра Великого» (официальное издание) и «Краткой повести о смерти Петра Великого» Феофана Прокоповича.

После смерти мужа, Екатерина I простила ряд наказанных царём деятелей: Шафиров, Скорняков-Писарев и Лесток получили прежние чины; прощены шесть служителей Покрово-Сузальского монастыря; 200 лиц, отказавшихся в 1722 году принять новый порядок престолонаследия и принести присягу, было возвращено из Сибири.

Петропавловский собор – усыпальница представителей династии Романовых

Императорские захоронения XVIII в. находятся в южном нефе собора перед иконостасом, где помещена в киоте икона апостола Петра. Они расположены в два ряда. В первом ряду кроме Петра I и его второй супруги императрицы Екатерины I, упокоилась их дочь императрица Елизавета Петровна. Во втором ряду погребены императрица Анна Иоанновна, император Петр III и императрица Екатерина II. Таким образом, Петр I Великий и его внук Петр III захоронены перед иконой своего святого покровителя апостола Петра.

Императорские захоронения в северном нефе Петропавловского собора

В северном нефе в иконостасе представлена икона с изображением апостола Павла, перед ней похоронены император Павел I, его жена императрица Мария Федоровна, их старший сын император Александр I и его жена императрица Елизавета Федоровна. В первом ряду располагаются три могилы: императора Николая I, его жены императрицы Александры Федоровны и старшей дочери Петра I цесаревны Анны Петровны, герцогини Шлезвиг-Голштейн-Готторпской – матери Петра III. В северном нефе в одном ряду с императором Александром II и его женой императрицей Марией Александровной покоится их сын император Александр III. 28 сентября 2006 г. в Петропавловском соборе было произведено перезахоронение императрицы Марии Федоровны (урожд. Марии-Софии-Фредерики-Дагмар Шлезвиг-Голштейн-Зондербург-Глюксбурской, 14.11.1867–13.10.1928) рядом с ее супругом императором Александром III. Мария Федоровна скончалась в Дании и была погребена в Роскильском соборе под Копенгагеном.

Все надгробия в Петропавловском соборы сделаны из белого каррарского мрамора, кроме двух, созданных из камней-самоцветов. Захоронение Александра II оформлено надгробием из алтайской яшмы зеленого цвета, вес его около 5,5 т. Над могилой его супруги императрицы Марии Александровны установлено надгробие из родонита, весом около 6,5 т. Эти великолепные монолитные надгробия выполнены по проекту А. Л. Гуна на Петергофской гранильной фабрике под Петербургом и установлены в 1906 г., когда отмечалось 25-летие со дня смерти царя-освободителя, отменившего крепостное право, и царя-мученика, погибшего от бомбы народовольцев после многократных покушений.

Кроме императоров и императриц в соборе хоронили и членов семей: в начале XVIII в. здесь были похоронены родственники Петра I, с 1831 г. стали появляться могилы великих князей.

В. Рейнгардт. Петропавловский собор. Северный неф. Так выглядели могилы императора Александра II и императрицы Марии Александровны до замены их в 1906 г.

В 1939 г. по просьбе греческого правительства в присутствии представителей музея, обоих правительств и духовенства была вскрыта могила урожденной греческой принцессы Александры Георгиевны, супруги сына Александра II великого князя Павла Александровича. Ее останки были отправлены для перезахоронения на родину. В 1994 г. было эксгумировано тело цесаревича Георгия Александровича для идентификации останков его брата Николая II. После необходимых исследований Георгий Александрович был захоронен в том же гробу и склепе в присутствии священнослужителей, была отслужена панихида.

В ходе восстановительных работ в соборе после пожара 1756 г. была сооружена стена, отделившая от главного зала храма три помещения, находящиеся под колокольней: притвор, через который прихожане входят в храм, ризницу и придел, освященный во имя святой великомученицы Екатерины. После этого основное помещение собора часто именовали «Главным храмом», а Екатерининский придел – «Малым храмом». Здесь проводили отдельные богослужения.

17 июля 1998 г. в Екатерининском приделе Петропавловского собора были преданы земле останки членов семьи императора Николая II, слуги и доктора, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Надгробная плита выполнена из трех сортов итальянского мрамора, надгробие – из каррарского белого мрамора. Под ним – двухъярусный склеп, на нижнем ярусе которого похоронены: доктор Е. С. Боткин, горничная А. С. Демидова, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов.

На верхнем ярусе склепа находятся гробы с останками императора Николая II, его жены императрицы Александры Федоровны и трех дочерей: Ольги, Татьяны и Анастасии. Мемориальные доски на стенах Малого храма содержат информацию обо всех членах семьи, но для великой княжны Марии и цесаревича Алексея Николаевичей, чьи останки найдены не были, нет указания на место погребения. В похоронах участвовали: президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, представители иностранных государств, большое количество приглашенных. Делегацию семьи Романовых, состоявшую из 52 человек, возглавлял праправнук Николая I Николай Романович Романов. Более 1000 корреспондентов освещали в средствах массовой информации это событие. Заупокойная панихида была отслужена клириками Санкт-Петербургской епархии во главе с настоятелем собора протоиереем Борисом Глебовым. При захоронении произведено 19 выстрелов.

Священный синод Русской православной церкви считает, что «…Решение, об идентификации останков, как принадлежащих семье Императора Николая II, вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе. В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике».

В августе 2000 г. Русская православная церковь канонизировала членов семьи Николая II, но отношение к захоронению в Екатерининском приделе не изменила.

С момента освящения каменного Петропавловского собора церковно-служебная жизнь в значительной мере определялась использованием его в качестве императорской усыпальницы. С течением времени заупокойные службы по особам царствующего дома стали главными в деятельности причта. Здесь никогда не отправлялись таинства крещения и венчания.

В мае 1919 г. по распоряжению коменданта крепости собор был закрыт. С начала 1990-х гг. здесь возобновлены богослужения.

Накануне революции большая романовская семья насчитывала более 60 человек. 18 из них погибли в годы революционного террора (четверо были расстреляны в январе 1919 г. в Петропавловской крепости). Остальным удалось покинуть Родину. По-разному складывалась их жизнь в эмиграции. Сейчас Романовы живут во многих странах мира, имеют разные профессии. Во время своих визитов в нашу страну и Санкт-Петербург потомки императоров посещают могилы предков в Петропавловском соборе, чтобы поклониться их памяти.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX в. в соборе практически уже не оставалось места для новых захоронений, поэтому рядом с ним было возведено здание Великокняжеской усыпальницы по проекту архитектора Д. И. Гримма, при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа.

Сочетающее черты различных стилей здание хорошо вписалось в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости и составляет единый ансамбль с Петропавловским собором, являясь его приделом, освященным в 1908 г. во имя святого благоверного князя Александра Невского, одного из покровителей Петербурга.

Усыпальница соединена со зданием Петропавловского собора галереей, где были предусмотрены помещения – Царские комнаты, предназначенные для отдыха членов правящей семьи при посещении могил близких.

Великокняжеская усыпальница. Фото нач. XX в.

В отличие от собора в Великокняжеской усыпальнице было сразу приготовлено шестьдесят бетонных склепов глубиной 2,2 м, располагающихся рядами с востока на запад. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места рождения и смерти, дата погребения усопшего. Когда хоронили в этом здании, то отпевание происходило в соборе. К 1916 г. здесь было тринадцать захоронений, восемь из которых перенесены из Петропавловского собора. После революции усыпальницу, как и собор, закрыли и опечатали. Бронзовые украшения и решетки алтарной части отправили в переплавку. Впоследствии здание использовалось под склад, в то время надгробные плиты были разбиты. В 1954 г. усыпальницу передали Государственному музею истории города.

Траурная процессия великой княгини Александры Иосифовны в Петропавловской крепости. Фото 1911 г.

Похороны Владимира Кирилловича Романова. Фото 1992 г.

Похороны Леониды Георгиевны. Прощание с телом в Петропавловском соборе. Фото 2010 г.

В настоящее время здесь находится семнадцать захоронений. Захоронение в 1992 г. правнука императора Александра II Владимира Кирилловича Романова (30.08.1917–21.04.1992), которого сторонники считали претендентом на российский престол, послужило прецедентом для последующих захоронений. В 1995 г. в Великокняжеской усыпальнице были перезахоронены из Кобурга (Германия) останки родителей Владимира Кирилловича – великого князя Кирилла Владимировича (30.09.1876–12.10.1938) и великой княгини Виктории Федоровны (13.11.1876–2.03.1936). 3 июня 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем в Великокняжеской усыпальнице была захоронена его супруга Леонида Георгиевна (урожд. княжна Багратион-Мухранская, 23.09.1914–23.05.2010, Мадрид).

Церковно-приходская жизнь Петропавловского собора

Первый деревянный храм в Петропавловской крепости был освящен 1 апреля 1704 г. во имя апостолов Петра и Павла, о службах в этом храме сведений сохранилось мало, но известно, что там проводились торжественные богослужения в честь побед русского оружия, хранились трофеи, добытые в Северной войне. В 1712 г., когда Санкт-Петербург стал столицей государства, вокруг деревянной церкви началось возведение нового каменного храма, продолжавшееся 21 год. В период строительства причт сохранялся и богослужения проводились. Уже в первой деревянной церкви была похоронена дочь Петра I Екатерина, захоронения родственников царя продолжались и во время строительства каменного храма. Когда в 1731 г. в соборе были преданы земле останки Петра I и Екатерины I, храм стал императорской усыпальницей. Указания на то, что собор сделан кафедральным указом Анны Иоанновны в июне 1731 г., находятся в летописи Петропавловской крепости и у Богданова-Рубана, однако в Полном собрании законов Российской империи такого указа не обнаружено.

29 июня 1733 г. произошло освящение этой единственной по тому времени и огромной, «пресловуто построенной церкви» в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Повторное освящение собора было совершено 23 июня 1757 г. после пожара, уничтожившего колокольню годом раньше.

6 июля 1737 г. Анна Иоанновна наложила резолюцию на доклад Синода о штате священно– и церковнослужителей Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Синод обратил внимание государыни на малое количество священников и их несоответствие высокому статусу храма: они «люди неученые», тогда как для такой «знатной церкви» полагаются в служители «люди достойные, ученые, искусные и доброжелательные» и «нескудного числа». Штат был значительно расширен, и с этого времени в соборе начинались регулярные архиерейские служения, оправлявшиеся по очереди высшими иерархами русской церкви.

До учреждения в 1742 г. Санкт-Петербургской епархии собор считался синодальным и подчинялся Святейшему синоду. В Петропавловском соборе, как кафедральном, производили священнослужителей в архиерейский сан и рукополагали Санкт-Петербургских митрополитов, здесь же новый митрополит должен был провести свою первую службу.

Уже с первых лет своего существования Петропавловский собор не являлся единственным местом для архиерейских служений. Добраться до Петропавловской крепости было достаточно сложно, особенно весной и осенью из-за «опасности Невы», поэтому все чаще такие богослужения стали проводиться в других храмах, и Петропавловский собор стал утрачивать значение главного. Кроме территориального неудобства имело значение то, что в соборе хоронили членов императорской семьи, он стал местом мемориальным, в котором заупокойные богослужения стали играть ведущую роль.

В 1858 г. Исаакиевский собор стал кафедральным храмом Санкт-Петербургской митрополии, что подтверждает «Высочайше утвержденный Церемониал освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 г.».

В 1859 г. Петропавловский собор из ведения епархии передан в придворную строительную контору МИДв, а в 1883 г. его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству МИДв, собор получил статус придворного, что вполне соответствовало исторически сложившейся ситуации, и сохранял его до 1917 г. В 2007 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) назвал Петропавловский собор первым кафедральным собором Санкт-Петербурга.

В связи с тем, что собор – это усыпальница Дома Романовых, сложилась особая церковно-служебная жизнь храма: здесь отпевали и поминали усопших членов императорской семьи, а такие обычные требы, как крещение и венчание, не проводились. Соборяне принимали участие во всех церемониалах похорон монархов и поминальных службах. Иногда в соборе отпевали комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище. К концу XIX в. установлен «Перечень церковно-служебной деятельности Петропавловских соборян» с обозначением регулярного проведения богослужений. В связи с расположением собора в центре Петропавловской крепости в обязанности причта входило отправление культовых обрядов для тех, кто составлял приход церкви: солдат крепостного гарнизона, арестантов, содержавшихся в крепости, работников Монетного двора. Накануне праздничных, воскресных и высокоторжественных дней служились всенощные, после каждой литургии поминались все особы, похороненные в Петропавловском соборе, начиная с Петра I.

Еще одна сторона деятельности причта собора – приведение к присяге работников Монетного двора и молодых солдат. Священнослужители собора преподавали закон Божий молодым солдатам крепостного бастиона и наблюдали за соблюдением епитимьи (наказания), наложенной на арестантов, солдат и офицеров крепостного гарнизона.

Храмовыми праздниками Петропавловского собора были: 29 июня – день покровителей собора первоверховных апостолов Петра и Павла; 24 ноября – святой великомученицы Екатерины в память святой покровительницы малого храма – Екатерининского придела; 30 августа (перенесение мощей в Петербург) и 23 ноября (погребение) – дни благоверного князя Александра Невского, которые стали отмечаться после освящения в честь этого святого Великокняжеской усыпальницы в 1908 г. Праздники посвящались и храмовым святыням, проводились крестные ходы.

После 1917 г. службы некоторое время продолжались, но прекратились, очевидно, в 1919 г., когда храм был закрыт по распоряжению коменданта крепости А. И. Поппеля, однако штат и получение доходов сохранялись до 1922 г., после чего штат распался.

В 1922 г. Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были приписаны как музейные объекты к Главнауке, созданной при Наркомпросе. В 1924 г. Тюрьма Трубецкого бастиона, а в 1926 г. собор и усыпальница переданы Музею революции. Новая страница истории открылась для Петропавловского собора в 1954 г., когда он поступил в ведение Гос. музея истории Ленинграда (с 1991 г. – Санкт-Петербурга).

Одним из первых и базовых юридических документов, инициирующих передачу верующим культовых ценностей в постсоветское время, стало Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г., в котором на Правительство РФ возлагалось осуществление поэтапной передачи имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, в собственность или пользование религиозным организациям. В 1997 г. министр культуры Е. Ю. Сидоров определил формы договорных отношений с церковью по поводу памятников: 1. Форма собственности (применяется редко); 2. Безвозмездное использование (применяется часто); 3. Совместное использование (применяется редко). К третьему виду пользования относятся такие памятники, как Московский Кремль, Петропавловский собор и др.

В начале 1990-х гг. было зарегистрировано два прихода: один – на Петропавловский собор, другой – на Великокняжескую усыпальницу с настоятелем протоиереем Борисом Глебовым. В 2001 г. зарегистрирован ныне действующий приход, председателем приходского совета (старостой) которого является Б. А. Алмазов, казначеем – Н. Н. Валуйский. Настоятель собора – игумен Александр (Федоров). Нового освящения Петропавловского собора в постсоветское время не было, после регистрации прихода перед празднованием храмового праздника 12 июля 2002 г. от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) выдан новый антиминс.

1992 г. можно считать началом возобновления служб, в основном поминального характера, это стало возможным после захоронения в Великокняжеской усыпальнице Владимира Кирилловича Романова. В 1997 г. в соборе прошла первая после революции всенощная литургия, годом позже, 17 июля 1998 г., отец Борис Глебов провел богослужение по невинноубиенным, приуроченное к годовщине расстрела семьи последнего российского императора и захоронению в Екатерининском приделе екатеринбургских останков. 12 июля 1999 г. в день апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе прошла первая всенощная и митрополичья литургия, которую проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. С этого времени службы становятся регулярными.

В 2007 г. Санкт-Петербургское епархиальное управление РПЦ обратилось к председателю Совета Федерации С. М. Миронову с просьбой возглавить Попечительский Совет Императорского Петропавловского собора, результатом стало подписание между епархией и музеем договора о совместном использовании собора и организации регулярных богослужений с начала 2008 г.

В ночь на 27 апреля 2008 г., впервые в постсоветский период, настоятель собора игумен Александр Федоров провел пасхальное богослужение, а 12 июля 2009 г. патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе, отметив, таким образом, именины города. Это было первое патриаршее богослужение за всю историю храма. Ранее, если патриархи и посещали собор, но богослужений не вели, о Российской империи в этом контексте говорить не приходится по причине отсутствия в ней института патриаршества. Патриарх преподнес в дар собору список с Казанской иконы Божьей Матери, который хранится ныне в центральном нефе на солее слева от Царских врат. Викарный епископ Амвросий от лица епархии преподнес в дар владыке икону апостолов Петра и Павла. Патриаршие богослужения стали новой традицией. 12 июля 2010 г. Предстоятель Русской православной церкви также отметил день апостолов Петра и Павла.

30 сентября 2009 г. между митрополией и музеем достигнуто историческое соглашение по службам, в соответствии с ним во время служб экскурсионная работа не ведется. Богослужения проходят по субботам – Всенощное бдение и по воскресеньям – литургия. Службами отмечены все главные двунадесятые праздники и Пасха, проводятся панихиды по усопшим императорам, некоторым императрицам и членам императорской семьи, традиционно отмечаются храмовые праздники: дни апостолов Петра и Павла, великомученицы Екатерины и святого благоверного князя Александра Невского.

В общем списке храмов Санкт-Петербургской митрополии собор значится как «Императорский мемориальный собор во имя святых апостолов Петра и Павла» под № 126.

В ноябре 2010 г. президент Д. Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации о передаче церковным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Как этот закон коснется судьбы Петропавловского собора, покажет будущее.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1188: Приезд аш‘аритов и (других представителей) жителей Йемена. 1611 (4385). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы, несколько человек из числа аш‘аритов, пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили его дать нам

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

12 Февраля – Собор вселенских учителей (или Собор трех святителей) Собор вселенских учителей и святителей – праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста,

Из книги Лекции по истории древней церкви автора Бриллиантов Александр Иванович

Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху несторианского и евтихианского

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Действительно ли один из самых авторитетных представителей современного иудаизма признал, что имя Мессии - Иисус? Иеромонах Иов (Гумеров)29 января 2006 года в возрасте 108 лет скончался каббалист Ицхак Кадури (наст. фамилия - Диба), который был духовным лидером сефардских

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Когда окончательно сложилась практика поставления во епископы представителей только черного духовенства? иеромонах Иов (Гумеров)В первые века епископами могли быть люди, имевшие жену и детей. Св. апостол Павел в 1-м послании к Тимофею говорит, что епископ должен быть

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Глава VIII Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор. Ересь Евтихия и Четвертый Собор. Пятый Вселенский Собор Едва утихли на Западе споры о пелагианстве, как на Востоке началось сильное волнение по поводу лжеучения Нестория. Антиохийский пресвитер Несторий был избран в 428

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Влияние Оптиной пустыни на представителей русской культуры "Оптина пустынь исторически оказалась тем местом, где русская интеллигенция встретилась с Церковью. Причем встретилась не на каких-нибудь диспутах или "официальных" богослужениях, а с самой глубиной веры

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

12. Мефодий, епископ Петропавловский Епископ Мефодий, в прошлом священник Михаил Красноперов Сарапульского уезда Вятской губ., окончил Казанскую Духовную Академию.В 1913 г. в Омской епархии было учреждено викариатство Петропавловское и Акмолинское. Первым епископом был

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

8. Николай II – последний царь династии Романовых Наглядным доказательством постепенного духовного очищения и совершенствования потомственных наследственных православных монархов царствующих династий, является жизнь и жертвенная смерть последнего представителя

Из книги автора

Празднование в Суздале 300-летия царствования Дома Романовых В начале 1913 года не только обе столицы - Москва и Санкт-Петербург, но и вся Россия жила одним событием - празднованием 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых. Сама же подготовка к празднествам началась

Из книги автора

Усыпальница князя Д.М. Пожарского Князь Д.М. Пожарский умер на государевой службе, и в боярских списках о нем (как и о Кузьме Минине) было отмечено: "выбыл". Похоронили их, как подобает по православному обряду: пели над гробом "вечную память", но со временем воспоминания о

Из книги автора

Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался церковью Св. Михаила на Площади.Ныне существующий собор возведен

Из книги автора

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В 1703 г., вскоре после начала строительства деревоземляной крепости Санкт-Петербург (Петропавловской), на ее территории были возведены две деревянные церкви. Православная в честь апостолов Петра и Павла была заложена самим Петром I. Вторая –

Российский император Петр Великий скончался в Зимнем дворце в январе 1725 года в возрасте 52 лет. Причиной смерти было названо воспаление мочевого пузыря, перешедшее в гангрену. Тело императора было выставлено в траурной зале Зимнего дворца, чтобы все желающие могли с ним проститься. Продолжался период прощания более месяца. Петр лежал в гробу в парчовом камзоле с кружевами, в сапогах со шпорами, со шпагой и орденом Андрея Первозванного на груди. В результате труп начал разлагаться, неприятный запах стал распространяться по всему дворцу. Тело императора забальзамировали и перенесли в Петропавловский собор. Однако только спустя 6 лет тело императора было погребено в Царской усыпальнице Петропавловского собора, до этого гроб с забальзамированным телом просто стоял во временной часовне еще строившегося собора.

Жена Петра I Екатерина пережила супруга всего на 2 года. Балы, развлечения и кутежи, которым вдовствующая императрица предавалась дни и ночи, сильно подорвали ее здоровье. Екатерина умерла в мае 1725 года в возрасте 43 лет. Если Петру I по праву рождения положено было упокоиться в Царской усыпальнице, то его супруга благородным происхождением похвастаться не могла. Екатерина I, урожденная Марта Скавронская, родилась в прибалтийской крестьянской семье. Она была захвачена в плен русской армией во время Северной войны. Петр настолько был очарован пленной крестьянкой, что даже женился на ней и короновал ее императрицей. Тело императрицы, как и ее мужа, было предано земле только в 1731 году по распоряжению Анны Иоанновны.

Царские усыпальницы

В допетровскую эпоху всех членов правящей династии на Руси хоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Там покоятся все московские князья и цари, начиная с Ивана Калиты. Во время правления Петра I не было конкретного места погребения для царственных особ. Членов императорской семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. В 1715 году скончалась младшая дочь Петра и Екатерины Наталья. Император приказал похоронить ее в соборе Петра и Павла, который на тот момент еще не был достроен. С этого года Петропавловский собор стал новой царской усыпальницей.

В стенах Петропавловского собора покоятся все российские цари: от Петра I до Александра III. Захоронения Петра и его жены Екатерины находятся возле южного входа в собор. Их могилы представляют собой небольшие склепы, которые расположены под каменным полом. В этих склепах находятся металлические ковчеги с гробами. Над могилами стоят мраморные плиты, украшенные надписями и золотыми крестами.

История Петропавловского собора

Строительство Петропавловского собора началось в 1712 году, император Петр лично заложил первый камень в его основание. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. Внутренне убранство храма поражало своей роскошью и великолепием. Своды украшали 18 картин со сценами из Нового Завета. В соборе было специальное царское место под балдахином, которое во время богослужений занимал монарх. С приходом к власти большевиков собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. Все церковные ценности изъяли для помощи голодающим. В 1998 году в Петропавловском соборе состоялось захоронение останков императора Николая II, его супруги Александры и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

О ней рассказал на пресс-конференции в Москве епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Он сообщил, что комиссией, которая занимается вскрытием, было установлено, что гробницу императора, по всей вероятности, уже вскрывали. «Когда мы смогли, оказавшись одни в Петропавловской крепости, внимательно осмотреть и обследовать надгробие перед началом работ, - сказал он, - мы обнаружили весьма неожиданные и интересные моменты»: плита – крышка надгробия была сдвинута. А когда крышка была снята, все сомнения сразу отпали: надгробие, безусловно, вскрывалось. Исчезли металлические тяги, связывающие мраморные крышки надгробия. Восемь пазов - сверху и снизу, и они пусты. Внутри оказался мусор, грубо забутованные углы надгробия, белые следы грубо замазанного, по-видимому, позднего гипса - ничего подобного не бывает при царских захоронениях. «А вот, - епископ продемонстрировал журналистам фотографии, - грубо забутованные углы надгробия. Связывающие углы мраморных стен штыри где-то в наличии, а где-то отсутствуют. А вот - тоже странная вещь, это та самая плита, которую нам еще предстоит поднять. У нее также повреждения: угол то ли отбит для того, чтобы плиту поддеть снизу, то ли, когда плита была уже снята, ее разбили и вновь уложили таким образом».

Однако епископ Егорьевский не стал делать поспешных выводов. «Лишь когда мы откроем плиту, можно будет сказать, вторгались в могилу или нет», - сказал он. Официальный же вывод комиссии пока таков: «Надгробие имеет следы вскрытия: отсутствие закрепов, подтеки гипса, внутреннее загрязнение поверхности». То есть: надгробие над могилой Александра III было разобрано и собрано вновь.

Решение об эксгумации

Решение об эксгумации императора Александра III было принято церковью в рамках работы комиссии по исследованию найденных в 2007 году в Екатеринбурге предполагаемых останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии. В конце сентября была проведена эксгумация предполагаемых останков Николая II и императрицы Александры Федоровны, которые были захоронены в соборе в 1998 году. Также были взяты образцы следов крови с одежды императора Александра II, убитого террористами. В октябре патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился в правительство с просьбой провести сравнительные генетические исследования предполагаемых останков Николая II и его отца - императора Александра III. По мнению РПЦ, положительные результаты такой экспертизы будут являться бесспорным доказательством подлинности останков Николая II и его семьи. Результаты предыдущих экспертиз, неоднократно проведенных в лабораториях России, США и Англии, РПЦ считает недостаточными для определения подлинности царских останков.

Как сообщили в рабочей группе, в феврале запланировано провести церемонию захоронения найденных недавно и все еще непогребенных предполагаемых останков цесаревича Алексея и княжны Марии. На это же время патриарх Московский и всея Руси Кирилл созывает внеплановый Архиерейский собор.

По повелению Петра

Петр I решил превратить Петропавловский собор в усыпальницу по примеру первого христианского императора Константина, построившего в IV веке в Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей. На протяжении двух столетий в соборе были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Александра III (за исключением лишь Петра II, скончавшегося в Москве и похороненного в Архангельском соборе Кремля, а также Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбургской крепости) и многие члены императорской фамилии. До того всех Великих московских князей, начиная с Юрия Данииловича - сына Великого князя Даниила Московского и русских царей - от Ивана Грозного до Алексея Михайловича - хоронили в Архангельском соборе московского Кремля (за исключением Бориса Годунова, который был погребен в Троице-Сергиевой Лавре).

В течение XVIII - первой трети XIX в. Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, лишь коронованных особ. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон. В XVIII - первой трети XIX веков императоров и императриц хоронили в золотой короне. Тела их бальзамировали, сердце (в специальном серебряном сосуде) и остальные внутренности (в отдельном сосуде) захоранивали на дне могилы за день до начала погребальной церемонии.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 1770-е годы, при реставрации и перестройке собора, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались зеленым или черным сукном с нашитыми по верху гербами, а по праздникам - золотой парчой, обложенной горностаем. В середине XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора. В 1865 г. по указу Александра II, надлежало все надгробия, "кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". Были изготовлены пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей Александра II и Марии Александровны на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита.
К концу XIX века в Петропавловском соборе практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором по разрешению императора было начато строительство Великокняжеской Усыпальницы. С 1908 по 1915 гг. в ней были погребены 13 членов императорской фамилии.

Романовы согласны

Члены семьи Романовых положительно отнеслись к решению провести эксгумацию Александра III и новые экспертизы. «Новое исследование "екатеринбургских останков" - с участием церкви - способно дать результаты, которым можно доверять. Я верю слову патриарха", - сказала в интервью ТАСС Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова племянника Николая II Тихона Николаевича Куликовского-Романова на панихиде по Александру III.

Куликовская-Романова также убеждена, что в поиске истины не все сводится лишь к генетическим исследованиям. "Пусть проведут исторические исследования, а также антропологические сравнения с захоронениями коренных жителей Урала. Царская семья находилась на Урале всего год (от заточения в Тобольске до переезда в Екатеринбург), и их останки не могут обладать теми свойствами, какие есть у коренных жителей этого региона", - отметила она. По ее словам, здесь нужна "честная работа, а не выдача желаемого за действительное".

«Да, я слышала, что гробницу Александра III собираются вскрывать, - сообщила нам по телефону проживающая в Греции графиня Ксения Николаевна Шереметева-Юсупова, родная внучка князя Феликса Юсупова. Ее мать была правнучкой Александра III, а потому ранее у нее тоже уже брали анализы ДНК для определения подлинности царских останков. – Что ж, - сказала она, - если патриарх принял такое решение, то и я не имею ничего против. Хотя, как мне кажется, подлинность царских останков уже была и так подтверждена довольно убедительно».

Могилы разграбили?

Итак, что же могло произойти в Петропавловском соборе? «Никто окончательно ни о чем конкретном не может утверждать. Лишь гипотезы… О чем еще сказать? – сказал в заключение московской пресс-конференции епископ Егорьевский. - Лишь вспомнить Евангелие: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».

Работы в соборе продолжаются, и тайна могилы Александра III сможет быть открыта в ближайшие недели. Однако уже первые результаты начала процедур по вскрытию гробницы, как это кажется, подтверждают старое подозрение – императорские могилы в соборе вскрывали и, возможно, они были разграблены.

В СССР о разграблении большевиками императорских гробниц в Петропавловском соборе никогда никто ничего не писал. Во многих путеводителях по Петропавловскому собору до сих пор пишут, будто «многие годы покой этих могил никто не тревожил». На самом деле это не так. На сокровища императорской усыпальницы зарились уже давно. Еще в 1824 году журнал «Отечественные записки» сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это, и мадам пришлось спешно покинуть собор.

А грабить могилы стали сразу после революции. К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил императоров находилось более тысячи венков, в том числе золотых и серебряных. Практически на каждой могиле и около нее стояли старинные иконы и драгоценные лампады. Так, над гробницей Анны Иоановны находились две иконы – Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Прочицы – в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. На надгробии Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. На стене около надгробия Петра был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник царю в Таганроге, рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении.

Катастрофа разразилась после революции. В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Документов нет, но…

До нас дошел рассказ русского эмигранта Бориса Николаевского. Вот, что в нем говорится: "Париж, "Последние новости", 20 июля 1933 года. Заголовок: "Гробницы русских императоров и как большевики их вскрывали": "В Варшаве у одного из членов русской колонии имеется письмо одного из видных членов петербургского ГПУ с рассказом о вскрытии большевиками гробниц русских императоров в усыпальнице Петропавловского собора. Вскрытие произведено в 1921 году по требованию "Помгола", выступавшего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, заключенных в императорских гробах". Краковская газета "Иллюстрированы курьер Цодзенны" приводит это историческое письмо:
"...Пишу тебе, - так начинается этот документ, - под незабываемым впечатлением. Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом. Перед нами вся история России. Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых... Механики открывают гробницу Александра III. Набальзамированный труп царя сохранился хорошо. Александр III лежит в генеральском мундире, богато украшенном орденами. Прах царя быстро вынимают из серебряного гроба, снимают с пальцев перстни, с мундира - ордена, усыпанные бриллиантами, затем тело Александра III перекладывается в дубовый гроб. Секретарь комиссии составляет протокол, в котором подробно перечисляются конфискованные у умершего царя драгоценности. Гроб закрывается, и накладывают на него печати.

Такая же процедура происходит с гробами Александра II и Николая I. Члены комиссии работают быстро: воздух в усыпальнице тяжелый. Очередь за гробницей Александра I. Но здесь большевиков ожидает неожиданность. Гробница Александра I оказывается пустой. В этом можно, очевидно, видеть подтверждение легенды, согласно которой смерть императора в Таганроге и погребение его тела было фикцией, им самим придуманной и инсценированной для того, чтобы остаток жизни окончить в Сибири старцем-отшельником.

Жуткие минуты

Жуткие минуты пришлось пережить большевистской комиссии при вскрытии гробницы императора Павла. Мундир, облегающий тело покойного царя, прекрасно сохранился. Но кошмарное впечатление производила голова Павла. Восковая маска, покрывавшая его лицо, от времени и температуры растаяла, и из-под остатков виднелось обезображенное лицо убитого царя. Все участвовавшие в мрачной процедуре вскрывания гробниц торопились как можно скорее закончить свое дело. Серебряные гробы русских царей после перенесения тел в дубовые устанавливались один на другой. Дольше других возилась комиссия с гробницей императрицы Екатерины I, в которой оказалось очень большое количество драгоценностей.

…Наконец, мы дошли до последней, точнее, до первой гробницы, где покоились останки Петра Великого. Гробницу трудно было открыть. Механики заявили, что, очевидно, между внешним гробом и внутренним находится еще один пустой, который затрудняет их работу. Начали сверлить гробницу, и вскоре крышка гроба, поставленная для облегчения работы вертикально, открылась и перед взорами большевиков предстал во весь рост Петр Великий. Члены комиссии от неожиданности в страхе отшатнулись. Петр Великий стоял как живой, лицо его великолепно сохранилось. Великий царь, который при жизни возбуждал в людях страх, еще раз испробовал силу своего грозного влияния на чекистах. Но во время перенесения труп великого царя рассыпался в прах. Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…"

Свидетельства очевидцев

Никаких документов об этой чудовищной акции, если она на самом деле имела место, ни даже описи изъятых большевиками из гробов сокровищ, повторяем, не сохранилось. Однако, помимо статьи Николаевского, до нас дошел целый ряд собранных историками воспоминаний, которые подтверждают, что все описанное выше могло происходить на самом деле. Вот, например, свидетельство профессора В.К. Красуского: «Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: "Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц".

А вот что писал доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову: «У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I».

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва): «Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова... мне известно следующее. Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой».

Зачем их надо было вывозить!?

Текст драматического письма с описанием ограбления останков и гробниц царей в Петропавловском соборе впервые обнародовал еще в 1989 году советский историк Натан Эйдельман. Он занимался исследованием загадочной судьбы императора Александра I, который согласно легенде, сам инсценировал свою смерть, а потом скрылся где-то в Сибири, где будто бы прожил до конца своих дней под личиной старца Федора Кузьмича. Для Эйдельмана информация о том, что могила Александр I при вскрытии ее большевиками в 1921 году оказалась пустой, служила подтверждением гипотезы, что считавшиеся фантастическими рассказы о мнимой смерти императора могли на самом деле оказаться правдой. Эйдельман, увлеченный «делом Федора Кузьмича», не обратил внимания на заключительную фразу в приведенном Николаевским письме, где говорилось, что «дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где были помещены в подвальном помещении…»

«Перевезли в Исаакиевский собор…». Если это действительно было так, то зачем!? Ведь после того, как трупы были ограблены, их было бы проще всего вернуть на прежнее место – захоронить в том же Петропавловском соборе. Но нет! Их почему-то вывозят. Но, позвольте, ведь это – целая транспортная операция! Надо подгонять грузовики, грузить на них гробы, перевозить на другой конец города, потом сгружать, переносить в подвал Исаакиевского собора и т. д. Для этого нужна целая команда грузчиков, охрана, машины, бензин, которого в то время в Петрограде остро не хватало, как и всего другого. Да и зачем было вообще затевать всю эту канитель, если, повторяем, было куда проще опустить прах ограбленных в их же прежние могилы? Значит, что для проведения этой непростой операции должны были быть какие-то веские основания. Какие же? Возможны, наверное, только два варианта: прах императоров, либо хотели скрытно закопать в другом месте, или…. намеревались уничтожить!

Но версия о захоронении в другом, потаенном месте (скажем, для того, чтобы лишить возможности монархистов поклоняться царским гробам) тоже выглядит нелепой. Перевести через центр города и незаметно закопать целую кучу гробов, просто невозможно. В этой операции должна была бы принять участие целая команда исполнителей, и тогда о новом месте захоронения неизбежно стало бы известно. Тогда вероятной версией представляется версия о преднамеренном уничтожении императорских останков. Так и должны были поступить большевики, которые, без колебаний расстреляли живых членов царской семьи, и, конечно, не стали бы церемониться с мертвыми. Ведь в те времена в России беспощадно уничтожалось буквально все, что было связано с царской властью: памятники императорам, короны на домах и воротах дворцов, портреты царей и т.д.

Уверен в том, что могилы императоров пусты, был историк князь Дмитрий Шаховской, являющийся потомком известной фамилии в среде русских эмигрантов. Несколько лет назад он высказался об этом, заявив, что кроме могилы императрицы Марии Федоровны, которая уже в наши дни была перезахоронена в Петропавловском соборе рядом с могилой своего мужа Александра III, все остальные саркофаги, стоящие в соборе, – пусты.

Некий Борис Каплун

Есть еще и конкретный факт, который косвенно подтверждает версию уничтожения праха русских царей. На вскрытии гробниц в Петропавловском соборе присутствовал некий Борис Каплун - племянник могущественного главы петроградской ЧК Моисея Урицкого. Заслуживает внимания рассказ писательницы Надежды Павлович, которой Каплун передал информацию о вскрытии царских гробниц:

«В тот день Борис был взволнован: он только что с отрядом красноармейцев участвовал во вскрытии царских гробниц. “Зачем?” – спросили мы. – “Чтобы проверить слух, будто в царских гробах спрятаны царские сокровища”. В ту пору были случаи, когда, подражая старинным романтическим повестям, кое-кто устраивал фиктивные похороны, чтобы в нужный час достать “из-под земли” спрятанное богатство.

“Ну и что, нашли?” – “Нет, не нашли. Петр Великий сохранился лучше других – у него на пальце был бриллиантовый перстень, который мы думали снять для музея, но не решились”».

Но и это было бы ничего, мало кто мог придти в собор просто из любопытства, тем более что для родственника главы ЧК это не могло составить никакого труда. Но все дело в том, что упомянутый Каплун был… создателем первого в Петрограде и вообще в России крематория!

Крематорий от большевиков

Крематорий в Петрограде был создан по личной инициативе Льва Троцкого, как элемент «новой пролетарской культуры» и обрядности «красного огненного погребения», хотя русская православная церковь всегда резко выступала и выступает против этого страшного обряда. Захватив в России власть, большевики с энтузиазмом пели: «Мы наш, мы новый мир построим…» Но начали в Петрограде всего с двух строек: памятника «жертвам революции» на Марсовом поле – т. е. кладбища в самом центре города, и с сооружения первого в России крематория. И это было не вовсе случайно. После уничтожения императорской семьи Романовых под Екатеринбургом, главным врагом новых правителей России стала русская православная церковь. А потому было решено лишить ее одной из основных в глазах народа функций – провожать в последний путь и погребать усопших. В начале 1919 года Ленин подписал декрет о допустимости и даже предпочтительности кремации покойников. А Лев Троцкий выступил в большевистской прессе с серией статей, в которых призвал всех лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела. А потому строительство первого крематория пропагандировалось, как некая «Кафедра безбожия». Именно под таким лозунгом журнал «Революция и церковь» объявил в 1920 году конкурс на проект на его сооружение. При этом всемерно поощрялись коммунистические – «красные» – похороны: впереди шли музыканты, потом несли красный гроб, и за телом шли комсомольцы и коммунисты с красными флагами и с пением «Интернационала». И, конечно, никаких священников.

Иван Бунин в «Окаянных днях» с ужасом писал: «Я видел Марсово поле, на котором только что совершили, как некое традиционное жертвоприношение революции, комедию похорон будто бы павших за свободу героев. Что нужды, что это было, собственно, издевательство над мертвыми, что они были лишены честного христианского погребения, заколочены в гроба почему-то красные и противоестественно закопаны в самом центре города живых!»

В помещении бывших бань

Крематорий появился в Петрограде в 1920 году на 14-й линии Васильевского острова в помещении бывших бань. Планировали сначала сделать «огненный алтарь», как называли крематорий революционеры, в Александро-Невской лавре, но не вышло. Первое сжигание было проведено 14 декабря - покойника, труп которого предстояло предать огню, торжественно отобрали в городском морге. Процедурой руководил ответственный за крематорий, Борис Каплун. Художник Юрий Анненков, присутствовавший при этом, вспоминал: «В огромном сарае трупы, покрытые их лохмотьями, лежат на полу плечом к плечу, бесконечными рядами. Нас ожидала там дирекция и администрация крематория.

– Выбор предоставляется даме, - любезно заявил Каплун, обратившись к девушке.

Девушка кинула на нас взгляд, полный ужаса, и, сделав несколько робких шагов среди трупов, указала на одного из них (рука ее была, помню, в черной перчатке). На груди избранника лежал кусочек грязного картона с карандашной надписью: Иван Седякин. Соц. Пол.: Нищий.

– Итак, последний становится первым, - объявил Каплун и, обернувшись к нам, заметил с усмешкой:

– В общем, довольно забавный трюк, а?

Любоваться "огненными церемониями" после изысканного ужина у чекиста Каплуна ездили известные литераторы, художники, артисты: Гумилев, Анненков, Белый, знаменитая балерина Спесивцева. Это занятие считалось прогрессивным, как поход в экспериментальный театр Мейерхольда. Чекисты часто предлагали: «А не поехать ли в крематорий?» - как прежде говорили: «Не поехать ли к „Кюба" или в „Виллу Родэ"?» (так до революции назывались самые шикарные петербургские рестораны).

Однако жители города восприняли нововведение без всякого энтузиазма. В марте 1921 года крематорий прекратил работу. Вышла из строя наспех сооруженная печь.

Споры вокруг гробов

Между тем музейные работники Петропавловской крепости до последнего времени упорно твердили, что императорские могилы никто никогда не вскрывал. Такие заявления неоднократно делал, например, нынешний директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга (находится в Петропавловской крепости) Александр Колякин. . Так, когда корреспондент агентства «Интерфакс» задал ему этот вопрос, то А.Колякин категорически заявил: «Чушь. Разговоры об этом ходили, но это лишь слухи».

Кстати, с этих музейщиков сегодня, когда следы вскрытия стали очевидными, следовало бы строго спросить: а почему раньше они не замечали, что плита на гробнице Александра III оказалась сдвинута? Почему это заметила только приехавшая из Москвы комиссия? Значит, хранители относились к своим обязанностям небрежно и многие годы не видели очевидного? Или же не хотели видеть? И на эти вопросы хотелось бы получить ответы.

Другие сомневающиеся критически относятся к публикации Николаевского, указывая на имеющиеся в статье, по их мнению, нелепости и неточности. Вот, что пишет, например, один из таких критиков: «Итак, самый обстоятельный рассказ о вскрытии вот этот: "В Варшаве у одного из членов русской колонии имеется письмо одного из видных членов петербургского ГПУ с рассказом о вскрытии...произведено в 1921 году по требованию "Помгола"... Краковская газета "Иллюстрированы курьер Цодзенны" приводит это историческое письмо.
«...Пишу тебе, – так начинается письмо, – под незабываемым впечатлением... перед нашими глазами появляются гробы императоров... Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых...Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…»".
Итак, "видный член петербургского ГПУ" пишет о том, что он видел своими глазами в 1921 г.: "Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал...". Стоп - в 1921 году не было никаких "комиссаров ГПУ": во-первых: только лишь "6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР", а во- вторых, комиссар там был один: с 1919 по 1923 г. - небезызвестный Дзержинский.

Далее: "вскрытие... произведено в 1921 году по требованию "Помгола" - вздор, ничего "Помгол" требовать не мог: 21 июля 1921 г. он был образован, а уже "26 августа 1921 года Ленин попросил Сталина поставить на Политбюро вопрос о немедленном роспуске Помгола и аресте или ссылке его лидеров, на том будто бы основании, что они «не желают работать». Он также потребовал, чтобы прессе было указано «на сотни ладов» «высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев» его членов. В просоветской печати комитет издевательски называли Прокукиш - от фамилий организаторов - С. Н. Прокоповича, Е. Д. Кусковой и Н. М. Кишкина". К тому же лишь "10 (23) февраля 1922 вышел декрет ВЦИК об изъятии «драгоценных предметов из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа»".

Далее сомнительным представляется, чтобы "видный член петербургского ГПУ" в частном письме употребил слова: "Страшная работа чекистов....». Далее, о вскрытии большевиками гробниц русских императоров "... в усыпальнице Петропавловского собора": "Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом…"
Стоп. Нет и не было никакой "усыпальницы русских императоров" в Петропавловском соборе - сам собор и есть усыпальница, в нем стоят мраморные однотипные саркофаги. Какие "гробы полукругом"? Это что же, кто-то, чернорабочие, наверное, ещё до прихода комиссии "с комиссаром ГПУ во главе" вынул все гробы из саркофагов и расставил полукругом? Ага, ещё и бумажки сверху положил, "ху есть ху"...»

Замечания резонные, но только на первый взгляд. Все их нетрудно или опровергнуть, или объяснить. Если бывший работник ЧК оказался за границей, то значит, речь идет о беглеце (таких было немало), а потому таковой вполне мог написать: «страшная работа чекистов». В соборе «нет императорской усыпальницы»… Нет, есть, так во многих исторических книгах называют стоящие там императорские надгробия – «Императорская усыпальница». В отличие от Великокняжеской усыпальницы, которая была пристроена позднее.

«Гробы полукругом» - вскрытие производилось в полумраке, при свете факелов, электричества тогда в соборе не было, а потому, наверное, впервые побывавшем в соборе чекисту вполне могло показаться, что гробницы стоят полукругом.

«Помгол» ничего требовать не мог». Правда, не мог. Но откуда это было знать чекисту, который к его деятельности не имел никакого отношения? А кроме того, большевики, часто прикрывали свои действия, чтобы отвести от себя гнев населения. Мол, это не мы изымаем ценности, а того требует «Помгол».

«Комиссаром был один Дзержинский». Ну, а это вообще нелепое замечание. В те времена «комиссаром» называли любого человека с кожаной куртке и с наганом. Тем более что статья писалась для заграничной газеты, а там вообще любой чекист в обязательном порядке был еще и комиссаром.

Свидетельство Собчака

Есть и еще одно любопытное свидетельство. Писатель Михаил Задорнов сообщил в «Живом журнале», что в свое время мэр Петербурга Анатолий Собчак рассказал ему о тайне царских могил. По словам Задорнова, во время прогулки по морскому побережью Юрмалы он спросил у Собчака, который был мэром во время перезахоронения семьи Николая II в Петропавловском соборе в 1998 году: «Я слышал, что в то время открывали и другие саркофаги. Скажите, я вам обещаю, что десять лет никому о нашей беседу не расскажу, в саркофаге Александра I - его останки? Ведь сравнительный анализ проводили у нескольких русских царей». По утверждению Задорнова, Собчак выдержал паузу и тихо ответил: «Там пусто…»
Опровергнуть саму возможность кощунственного вскрытия и ограбления могил усиленно пытаются нынешние наследники «комиссаров в пыльных шлемах». Да что там могилы! В Ленинграде большевики разграбили и снесли целые кладбища, варварски уничтожили захоронения множества знаменитых русских людей! Уже в наши времена, когда ремонтировали улицы в центре Петербурга, нашли под асфальтом куски мраморных могильных плит, которые снимали с могил и использовали потом в качестве строительного материала для сооружения бордюров тротуаров, в фундаментах домов. Так что не исключено, что когда гроб Александра III откроют, нас ждут новые сюрпризы…