» » Татарские предания и легенды на татарском языке. Татарские мифы и легенды. егенды о подземных катакомбах

Татарские предания и легенды на татарском языке. Татарские мифы и легенды. егенды о подземных катакомбах

Республика Татарстан - довольно большой регион нашей страны, включающий в себя множество районов, городов и поселений, которые ранее существовали вне Татарстана. У каждого из таких мест есть свои легенды и предания, которые ничуть не менее интересны, чем широко известные сказания о Сююмбике или Зиланте, и заслуживают того, чтобы мы с ними познакомились.

Сами татарстанцы любят таинственные истории и мифы о своей земле: недаром в Мамадышском районе объявили конкурс на лучшее предание о различных местах района.

Легенда о появлении татар

Этнографы наверняка смогут аргументировано рассказать об этом вопросе множество всего интересного, но нас интересуют именно полулегендарные времена, когда об этносах даже не помышляли.

Итак, жили два брата - Булгар и Буртас (от их имен пошли названия города на Каме и народа буртасов). Они, в свою очередь, были сыновьями мифического богатыря Алпа, брата самого Тюрка, давшего название многим азиатским народам. Вот такое непростое легендарное генеалогическое древо.

Собственно, никаких других драматических историй в этом вопросе нет: пришли в эти земли два брата со своими семьями-племенами и стали просто жить, дав начало современному татарскому этносу и культуре.

Что же касается собственно слова «татары», то жители республики считают, что это название идет с тех времен, когда их предки жили в монгольских и маньчжурских степях: у берегов Амура кочевало племя та-тань.

Оно вместе с воинственными монголами пошло на завоевание земель на западе, и осело в волжско-камских землях. А название племени со временем было искажено другими народами, да так и привязалось к племени та-таней, ставших татарами.

Предание о Биляре

Этот древний город существовал около 500 лет, со второй половины IX века. Это был очень богатый, развитый город, который был разрушен татаро-монголами практически до основания. Оттого до нас дошли лишь предания о том, как храбрые билярцы сопротивлялись захватчикам.

Монголы долгое время никак не могли захватить город - слишком уж крепки были его стены и стойки защитники. Тогда пошли татаро-монголы на хитрость: поймали множество голубей, повязали к ним горящие ветоши и отпустили в направлении Биляра.

Никаких преданий из истории Древней Руси этот сюжет не напоминает? Так или иначе, в городе начался страшный пожар (город в основном был деревянным), горожане бросились тушить бушующее пламя, ослабив оборону, а монголы воспользовались этим и взяли Биляр штурмом.

Легенда о змее-оракуле (Елабуга)

В восточной мифологии и татарской в частности очень много персонажей и существ, так или иначе похожих на змей или драконов. В этом можно убедиться просто посмотрев на символику Казани или познакомившись с мифологией народа.

Поэтому совсем не удивительно, что в местах, где сейчас расположена Елабуга до сих пор живет легенда о змее-оракуле, который обитал на месте сегодняшнего Чертова городища.

Впрочем, он был совсем неагрессивен, наоборот - люди приходили к нему, чтобы узнать о своей судьбе, своем будущем.Поговаривают, даже знаменитая царевна Сююмбике приезжала к змею-оракулу за провидением и предсказанием.

Почему один из городов Татарстана называется Заинском?


Не только Казань может похвастаться любопытной легендой о происхождении своего названии. Небольшой Заинск также располагает довольно симпатичной историей и драматичным легендарным прошлым.

Когда в эти земли пришли предки современных татар, они были чрезвычайно измучены долгой дорогой по сухим безводным степям и лесам. Потому, когда они увидели реку они от радости стали кричать «сай», что на их языке значило «вода». Потому и ранее безымянную реку стали звать Сай.

Со временем название чуть изменилось и стало звучать как Зай, а на берегах реки появился город - Заинек. Со временем он разросся и был очень богат. Однако на него напал злой дракон Барадж, разрушивший и сжегший весь город, уничтоживший почти все его население. Никто не смел селиться на этих землях. Оставшиеся в живых переселились чуть подальше от Зая, но и там не удавалось им наладить мирной жизни: постоянно селища беженцев разоряли воинственные соседи.

Тогда решил богатырь Йсхан-бек вернуть своему народу старое место, где им жилось спокойно и хорошо. Отправился он к старому селищу, порушенному Бараджей. Однако дракона там уже не было, богатырь вернулся к своему народу, сообщил им радостную весть и вернулись они на старое место.

Со временем город восстановили, но его, как и все татарские земли присоединили к Русскому царству, и название стало звучать более традиционно для славян - Заинск.

Предание о водяном быке (Высокогорский район)

К северо-западу от Казани находится озеро, которое называется в точности так же, как и аналогичный водоем в Средней Азии - Кара-Куль.


По преданию, с самых первых времен, что в районе Высокой горы поселились люди, почти еженощно в окрестностях озера раздается страшный рев, похожий на мычание быка.

Поскольку живьем это существо никто на суше не видел, то и принято считать, что бык живет под водой. Назвали его «су угезе» - «водяной бык».

Все описывали его по-разному: кто-то видел не то змея с головой быка, то крылатую рогатую рыбу.

Схожее существо живет и в другом озере - Елан-ер. По преданию, здесь также жил огромный змей, требовавший дани с тех, кто собирался ловить рыбу или промышлять в здешних лесах. Никто на протяжении веков не смел купаться в Ерлан-ер, из которого также звучали страшные звуки какого-то чудища. И по сей день пожилые жители местных деревень не купаются в водоеме.

Впрочем, геологи имеют свой ответ на вопрос, откуда берутся эти пробирающие до глубины души звуки: видимо, карстовые плиты и слои перемещаются, и в образовывающиеся проломы с шумом втягивается вода.

Свияжские русалки

Многие старожилы селений по берегам Волги и Свияги в районе города Свияжска утверждают, что в местных водах водятся русалки. Никаких причин или преданий их появления в этих местах нет, но жители рассказывают, что видели женщин-русалок, пусть и без хвостов, гуляющих по лесам.

Как считают те же местные жители, зимой русалки уходят в подводные пещеры и там пережидают непогоду и холода.

Казань Weekend Tour

Туристическая компания «Weekend Tour Казань» предложит Вам тур в Казань , и многие другие туры с экскурсиями в Казань и Татарстану. Вернётесь из путешествия переполненными положительных эмоций, ярких незабываемых впечатлений!

Наша компания с удовольствием организует многие другие туры и экскурсии, потому что нам очень важно, чтобы отдых был приятен и незабываем для вас и ваших близких!

Мифы, легенды и сказания - неотъемлемая часть культуры любого народа, которая является бесценным нематериальным наследием всего человечества.

В данной статье мы рассмотрим десять наиболее популярных (на наш взгляд) , связанных с различными мифическими существами и реальными персонажами.


* * *

Зилант - крылатый змий на птичьих лапах. Исторический символ города Казань.

Согласно одной из легенд, во времена основания Казани, на окраине города, обитал , наводивший страх на местных жителей. Однажды хан, строивший крепость, после совета со старейшинами, решил подослать к Зиланту самого смелого и проворного юношу, с тем, чтобы тот прогнал его. В кровопролитном бою юноша одолел змия, но и сам погиб. В память о павшем герое благодарные жители поместили изображения Зиланта на герб своего города, который красуется на нем и по сей день.



Однажды молодой джигит отправился в лес за дровами и встретил там , который предложил дровосеку сыграть с ним в щекотку. Тот согласился, но при условии, что Шурале сначала поможет ему заполнить хворостом повозку. Ничего не подозревающий лесной дух согласился и, сунув, «по неосторожности», свои худые и длинные пальцы в щель бревна, застрял. А находчивый джигит целый и невредимый вернулся домой...

Также, помимо этой легенды, существует множество других, в которых глуповатый Шурале становится жертвой своих слабостей, в частности, легенда о скачке на обмазанной смолой лошади.



Одним жарким летним днем деревенский мальчик, случайно подсмотрев на реке за , украл у нее, забытый на мосту, золотой гребень. Этой же ночью к дому юного воришки пришла разъяренная ведьма и потребовала вернуть украденное назад. После короткого диалога с водяной, напуганная мать мальчика вернула гребень законной хозяйке...



Существует множество версий относительно происхождения названия города Казань. По одной из них, татарский народ в поисках места для основания города обратился за помощью к шаману, который посоветовал поставить город там, где сам собою закипит врытый в землю котел с водой. После долгих поисков, такое место нашлось у слияния двух рек - Казанки и Булака, где и заложили новый град, который, в честь чуда-котла, назвали - Казан.



Однажды Иван Грозный, плененный сказочной красотой татарской царицы Сююмбике, послал к ней своих сватов, но получил отказ. Тогда обиженный царь решил применить силу - собрал большое войско и осадил Казань. Сююмбике, чтобы спасти свой город и народ от смерти, согласилась выйти замуж, но при одном условии, если московский царь за семь дней построит в Казани семияросную башню, достойную ее красоты. Через семь дней башня была готова. Тогда гордая Сююмбике, поднявшись на самый верх башни, бросилась с нее вниз головой, превратилась в белую лебедь и улетела. С тех пор башня называется ее именем.


09.11.2016

© Тимур Исмай
Альфия Кудякова


© Все права на статью и фотографии в ней принадлежат ее автору и татарскому интернет-журналу «Кара Аккош» (сайт). Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции татарского интернет-журнала «Кара Аккош».

Сетевой проект «Разноцветный хоровод» Татарские мифы и легенды Выполнила: Тюгаева Дарья, ученица 7а класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» Руководитель: Алферьева М.К. Оглавление Богатырь Идель и красавица Акбикэ Большие люди Испугался собаки Албасты Звездочка Зухра Богатырь Идель и красавица Акбикэ На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной чародейкой. Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась чародейки Фатымы. Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней. Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и отогнала прочь со своих глаз ИдельВолгу, туда, где теперешнее русло реки. С тех пор влюбленные никогда не разлучались. В давние времена люди были совсем другие - высокие, могутные. Через еловые леса пробирались как через большую траву, овражки и буераки, озерца запросто перешагивали. Как-то сын одного из таких великанов играл-резвился и увидел совсем маленького человечка, пашущего землю. С конем, с плугом. Поставил мальчик человечка вместе с конем и плугом себе на ладонь и долго дивился: откуда такие диковинки? А потом положил их в карман и отнес домой. Рассказывает отцу; - Когда я играл, нашел вот этого игрушечного человечка, - и показал находку. Взглянул отец и говорит: - Сынок, ты его не повреди. Где нашел, туда и отнеси. Это один из тех людей, что будут жить после нас. Мальчик отнес человечка вместе с лошадью и плугом на прежнее место. Большие люди Испугался собаки Отец покойный рассказывал, что в нашей деревне жил человек по имени Персиям Сатдин. Однажды он с двумя сыновьями заночевал в лесу и видел шурале. Они сторожили срубленные деревья. Вдруг слышат, как ктото с треском шагает по сучьям, идет прямо к ним. При лунном свете видно: длинный, худой, весь покрыт шерстью. - “Гав-гав” есть? - спрашивает. - Нет, - отвечают ему. - “Чух-чух” есть? - Нет. Один из сыновей прячет собаку за спиной. Рвется она, вот-вот прыгнет. А шурале все ближе. - Поиграем в щекотку? говорит. Тут уж отпустили собаку - у шурале откуда прыть взялась, рванул куда глаза глядят. Наутро встали, увидели: куда убежал шурале, там деревья полосой полегли. Он, оказывается, боится собаки и кнута. Албасты Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Однажды, рассказывал некогда ученик казанского медресе, в месяце Рамазан ночью после ужина лег я спать. Во сне видел, что иду в мечеть на молитву. Когда я вошел в мечеть, мулла и народ уже молились. Вдруг вижу я здоровенного старика нищего, который подходит ко мне, грубо хватает и начинает давить. Давил он так сильно, что нельзя было дышать. Я задыхался и терял сознание. Хотел было закричать, но голос не выходил из горла. Через некоторое время Албасты исчез и я, вскрикнув от ужаса, проснулся измученным, усталым и на другой день захворал. Впрочем, не всегда Албасты давит человека, иногда тот отделывается легким испугом, и большого вреда таинственное существо не приносит. Ехал мужик зимой от города Казани в свою деревню в ночное время. Не доезжая до деревни каких-нибудь две-три версты, видит, что по обе стороны от него движутся два стога сена, а возле этих стогов что-то светится. Присмотревшись внимательнее, ужаснулся мужик, признав в стогах Албасты. Начал он погонять лошадь, но сколько ни понукал ее, никак не может миновать светящихся стогов. Убедился окончательно, что его преследует Албасты, и принялся стегать лошадь еще сильнее. Но все без толку. После двух-трех часов гонки подъезжает он к темному лесу, какого и не было в этой местности. Слышит звуки музыки, отдаленные человеческие голоса, мычание коров, ржание лошадей... Еще сильнее испугался мужик и с молитвой поехал дальше. А светящиеся стога не отстают ни на шаг, все сопровождают его. Посмотрел кругом - те же стога и тот же необыкновенный свет около них. Потерял мужик всякую надежду на избавление. Нападет, думает про себя, Албасты и задавит. “Ну, будь что будет!” Лег он в кошевку и отпустил поводья... Слышит, вдруг пропели петухи, и тотчас исчезли и оба стога, и свет возле них. После этого лошадь, почувствовав облегчение, побежала уже не рысью, а рванула прямо вскачь, так что нельзя было удержать ее. Наконец очутился мужик в незнакомой деревне и никак не может понять, где он. Долго соображал и догадался, что это та самая деревня, через которую он проезжал еще днем. Собрав последние силы, отправился мужик в свою деревню. Между тем уже стало светло. Когда он ехал, все смотрел по сторонам, дивился на следы своих саней и вспоминал о ночном путешествии. В конце концов оправился он и, почувствовав освобождение от Албасты, благополучно приехал в родную деревню. Однако после этого случая мужик захворал и едва остался жив. Если бы в ту темную ночь не пропели вовремя петухи, гибель его, верно, была бы неминуема. Звездочка Зухра Когда-то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей. Все вокруг восхищались ее умением, расторопностью и уважительностью. Любили Зухру и за то, что она не возгордилась своей красотой и трудолюбием. Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому. При отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни разу не тронули добрую и кроткую девушку. Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут, пытаясь угодить отцовой жене. Да где там! Покорность и долготерпение падчерицы и вовсе выводили из себя мачеху. И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную посудину. Да пригрозила: - Если до утренней зорьки не наполнишь до краев, чтоб ноги твоей в доме не было! Не смея перечить, Зухра взяла ведра с коромыслом и отправилась по воду. Так уж сна намаялась за день, что ноги едва несли ее, руки отнимались, а плечи сгибались даже под тяжестью пустых ведер. На берегу Зухра решила хоть немного передохнуть. Сняла с коромысла ведра, расправила плечи, огляделась. Была чудная ночь. Луна лила на землю серебристые лучи, и все вокруг нежилось в сладостном покое, осиянное ее лучами. В зеркале воды мерцали звезды, соединяясь с их хороводом в небесном океане. Все было полно таинственной пленительной красоты, и на какие-то мгновенья забылась Зухра, ушли прочь печали и невзгоды. Плеснула рыба в камышах, накатила на берег легкая волна. Вместе с ней нахлынули воспоминания милого детства, будто вновь прозвучали ласковые слова любимой матушки. И от этого еще горше стало несчастной девушке, очнувшейся от минутного забытья. Горячие слезы покатились по ее щекам, крупными алмазами падая на землю. Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью легло не девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова взглянула Зухра на луну - она все так же вольно плыла по небесной дорожке, сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку... В это время с неба скатилась звездочка. А покуда она падала на землю, становилось все светлее и светлее. На душе у Зухры вдруг полегчало, тяжкий камень перестал давить на сердце девушки. Сладкая истома охватила ее, стало отрадно, покойно. Зухра почувствовала, как ведра с водой становятся почти невесомыми. Глаза ее сами собой закрылись. А когда Зухра вновь распахнула свои длинные ресницы, то увидела себя на луне, в которую она так долго вглядывалась. Ее окружил хоровод из множества звезд, одна из которых засияла особенно ярко. Оказывается, эта звезда всегда следила за Зухрой. Она видела ее страдания, не ожесточившие девушку против злой мачехи. Эта самая звезда обняла Зухру своими лучами и подняла ее ввысь, до самой луны. Никто на земле этого не увидел, ничто не нарушило ее ночной покой. Лишь подернулась рябью гладь реки у берега и вновь стала чистой, как зеркало. А с утренней зорькой исчезли и луна, и звезды. Пришел на берег отец Зухры, долго искал свою доченьку, звал - кликал ее любимой и ненаглядной. Но увидел лишь два ведра, до краев наполненные водой. И то ли почудилось ему, то ли вправду это было - будто вспыхнула и исчезла в чистой воде маленькая ясная звездочка. Потемнело, зарябило у отца в глазах. Тронул он ведра рукой - шелохнулась вода, засверкала, заиграла. Словно не ей были полны ведра, а множеством драгоценных алмазов... Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в луну, то увидите на ней силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочке, что вознесла добрую душу на небо. Ее называют звездой Зухры. Список литературы и источники http://www.tattravel.ru/legendyi-i-istoriitatarstana/skazochnyie-suschestva-tatar.html http://shelokow.narod.ru/p194.htm Мифы Древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней / сост. В. И. Вардугин; ил. Г. М. Панфёров. - Саратов: Надежда, 1996. - 688 с. : ил.

Как и в любом городе в Казани много своих неразгаданных тайн и легенд, передающихся из поколение в поколение. Поэтому большое значение и ценность имеют дошедшие до нас легенды и предания, сохранившиеся в народной памяти, со своей сокровенной символикой и смыслом. Ведь главное в легендах - не факты, а тот романтический ореол, окружающий их, то сказочное богатство народной мудрости, дающий простор творчеству и фантазии.

Легенды об основании Казани

Легенд о возникновении и названии города очень много. Самая распространенная легенда выводит ее название из булгарского слова КАЗАН (котел). В легенде рассказывается о том, что старший сын одного из булгарских правителей - хан Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки. Он приказал слуге принести воды в золотом котле. Берег был очень крут, и слуга, черпая воду, нечаянно уронил казан в реку. Эту потерю восприняли как знак поселиться здесь, в месте падения казана на берегу этой реки. Реку назвали Казань. Отсюда и название сторожевой крепости Казань, которая стала прототипом города.

Еще одна легенда гласит, что когда выбирали место для города, то обратились к колдуну, и он приказал заложить город там, где закипит без огня врытый в землю котел. А чтобы город стоял крепко и вечно, в фундамент стен заройте того, кто первым встретится в этом месте. Долго слуги хана искали такое место, наконец, нашли. Вода здесь закипела в котле сама собой, без огня. Тут и решили основать город, получивший название Казань (котел). Когда стали закладывать стены, первым увидели ханского сына, который шел к ним по поручению отца. Слуги хана пожалели юношу и зарыли под фундаментом города труп собаки. Когда хан узнал об этом, он и обрадовался, что сын его остался жив и опечалился, сказав: «Не будет стоять долго город, построенный над трупом собаки. Рано или поздно он погибнет от рук неверных…» Собрали ученых людей и спросили у них о будущности города. Ученые мужи обещали, что собака не предвещает ничего дурного; что сын хана остался жив - это признак того, что на этом фундаменте государство, хотя и урывками, будет долго процветать. Эти слова обрадовали хана, он поклялся в честь этого построить мечеть.

По другой легенде, в крепости под башней в глубоких недрах земли сокрыт благочестивый мусульманин, из черепа которого бьет родник со святой водой. Наверное, подразумевается ключ около Тайницкой башни Кремля, куда приходили местные мусульмане для совершения омовения перед молитвой вплоть до середины ХХ века. В 1956 году при строительстве Куйбышевского водохранилища, этот ключ был затоплен.

Легенда о барсе

На современном гербе Республики Татарстан изображен крылатый барс, хотя в здешних краях подобных зверей никогда не водилось. Связанная с этим гербом легенда рассказывает о мальчике-сироте, которого нашел, спас от врагов и выкормил крылатый Белый барс.

Легенда о Зиланте

А старинный герб Казани связан со сказочным существом - крылатым драконом Зилантом. Судьба этого герба редкая, он ни разу не менялся: это был увенчанный зубчатой короной дракон на птичьих лапах с крыльями и змеиным хвостом. В основу образа казанского герба была положена древняя легенда об основании города, которая гласила: «После того, как построили крепость Казань, народ стал бояться собираться туда, а это потому, что в этих местах повсюду, точно копны, лежали кучами змеи, настоящие драконы, толстые, как бревна. По ним и произошло название места - Зилан тау - то есть Змеиная гора. Хан, строивший Казань, собрал своих визирей и стал решать, как истребить змей. Под конец решили так: туда, где лежали змеи, натаскать хворост и соломы и зажечь. Нашли одного проворного юношу, и, посадив его на коня, послали туда, где лежали приготовленные дрова. Юноша запалил солому, но, когда она загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, подкатилась сзади юноши и, нанося удары, погубила его. Когда змеи были истреблены и окрестности города стали для людей безопасны, народ стал собираться и заселять крепость…»

В другой татарской легенде об основании города говорится: на том месте, где была заложена Казань, некогда жили змеи, и правил ими змеиный царь по имени Зилант, наводивший страх на окрестных жителей. Много зла сделал он им, пока не нашелся батыр, вызвавший змея на поединок. В кровопролитном бою отрубил батыр змею голову, но и сам погиб в борьбе. Он освободил жителей города от напасти, а в память избавления от ужасного змея и в назидание потомкам - изображение чудища было помещено на гербе нашего города и известно еще с незапамятных времен.

О прототипе казанского герба сегодня напоминает лишь Зилантова гора, которая возвышается над старым руслом Казанки. При Иване Грозном на этой горе был построен Успенский монастырь, остатки которого сохранились до настоящего времени и сейчас восстанавливаются. Казанцы называют его Зилантовым монастырем.

Образ Зиланта часто употребляем в архитектуре Казани во все времена.

Легенды об озере Кабан и сокровищах.

Немалой дымкой преданий и легенд овеяны также озеро Кабан. По наиболее распространенным легендам древнего казанского ханства, озеро Кабан получило свое название от диких кабанов, которые в большом количестве водились в дубравах, окружавших озеро. Затем кабаны были изгнаны из окрестностей города, леса вырублены и сожжены, земли распаханы.

Легенда о сокровище на дне озера Кабан

Главная тайна озера Кабан связана с загадочно исчезнувшей ханской казной. Клад не найден до сих пор. Эта загадка в равной мере мучает как историков, так и искателей кладов и имеет множество аргументов за и против той версии, что на дне озера покоятся несметные сокровища. Эта легенда и всё, что с ней связано, описывается в книге Рафаэля Мустафина «Тайны озера Кабан». Автору эту историю поведал потомок приближенной к казанскому хану семьи Азимовых. По преданию, когда войска Ивана Грозного подошли к городу, вся ханская казна была тайно ночью спущена на дно озера, где-то в северной его части. Однако во время осады Казани погибли почти все, знавшие тайну, а оставшимся в живых пришлось спасаться бегством. Так что казна так и осталась лежать на дне.

Согласно преданию, чтобы найти ханские сокровища, надо встать у ручья неподалеку от истока Булака, отмерить расстояние в один или два лучных выстрела (точнее никто не знает), найти приметное место на берегу, взять ориентир на другое приметное место на противоположном берегу, и тут - то, на расстоянии в несколько связанных вожжей и находятся сокровища! Причем на такой глубине, чтобы, даже зная это место, но, не зная еще одного секрета, их невозможно было поднять. По преданию, казна состояла из трех частей. Во-первых, это содержимое монетного двора: золотые и серебряные слитки, бруски из драгоценного металла и сами монеты. Во-вторых, денежная часть казны. Это были золотые и серебряные монеты самого разнообразного происхождения: арабские, турецкие, персидские, египетские, европейские, русские. И третья часть - сокровищница. Общий вес ханской сокровищницы измерялся не одной тонной. Предполагается, что ханскую казну вывезли еще до осады города, так как во время нее это было бы невозможно сделать. С тех пор неоднократно были попытки найти сокровища, но озеро упорно хранит и не отдает свою древнюю тайну.

Подземные ходы на Кремлевском холме

Еще одно легендарное и загадочное сооружение нашего города - подземные ходы или катакомбы. Одна из легенд об истории Казани рассказывает о большом подземном царстве под городом, в котором обитает огнедышащий. Первые упоминания о подземной Казани встречаются еще при описании легендарных подкопов под стены Кремля, сделанных войском Ивана Грозного. Подкоп вели из Даировой бани на берегу Булака, пользуясь ее мощными каменными сводами как надежной защитой от обстрела. Прокопав галерею в сто сажень, осаждающие услышали голоса жителей, идущих по подземелью за водой и вкатили в подкоп бочки с порохом.

Историки не раз фиксировали предания о том, что холм, на котором расположен Кремль и прилегающая к нему часть кряжа, на гребне которого лежит улица Кремлевская, изрезаны подземными ходами. Доподлинно известны несколько адресов в этом районе. Это, прежде всего, подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Госмузея РТ,- ход из церкви вел в сторону Кремля. Другое крупное подземелье находится неподалеку на ул.Чернышевского. Еще одно крупное - под усадьбой Боратынских.

Легенды о башне Сююмбике

Всем известно, что Казань без башни Сююмбеки - не Казань. Знаменитое многоярусное падающее здание высотой 58 метров, давно уже стало символом нашего города, этакая Эйфелева башня. Долгая история башни Сююмбике полна легенд и неразгаданных тайн. Название свое башня получила по имени последней казанской царицы - Сююмбике. Точное время построения башни неизвестно. По одной версии, она построена в начале 17 века как дозорная, по другой - ее считают мавзолеем в честь мужа Сафа-Гирея, другие видят в ней минарет бывшей Муралеевой мечети, на месте которой была позднее построена Дворцовая церковь.

Самая поэтическая легенда о Сююмбике - это романтическая любовь Ивана Грозного к татарской. Русский царь увидел ее портрет и пленился красотой татарской ханши, захотел взять ее в жены и сделать царицей в Москве. Но гордая Сююмбике ответила отказом. Это, по легенде, и стало причиной похода русских на Казань. Когда участь города была уже предрешена, Сююмбике вынуждена была согласиться на предложение царя. И гордая царица, не пожелавшая встать на путь предательства своего народа, поставила грозному царю условие: выстроить за неделю башню, такую же стройную и высокую, как она. Семь суток без отдыха трудились мастера, возводя каждый день по ярусу. Когда башня была готова, поднялась на нее неприступная Сююмбике, взглянула в последний раз на родные края и свой народ, да и бросилась с вершины на острые камни, лежавшие у подножия башни. С тех пор и носит башня имя великой казанской царицы.

В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа. Ее первым мужем был хан Джан-Али. Этот брак не принес ей счастья из-за амбиций политической жизни ее мужа. И со вторым мужем, ханом Сафа-Гиреем, она тоже была не особо счастлива. У них был сын Утямыш-Гирей, который был крещен при дворе Ивана Грозного под именем Александр. Царь взял его в качестве почетного заложника в Москву, дал ему образование. Но Утямыш-Гирей довольно рано умер, в возрасте 20 лет и похоронен в одном из соборов Московского Кремля. После изгнания Сафа-Гирея из Казани, на ханский престол был посажен Шах-Али, брат Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г.Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век. Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Легенды об Иконе Казанской Божьей Матери

Трудно сегодня найти в России человека, который бы не слышал об иконе Казанской Божией Матери. Эта икона - одна из самых почитаемых и, пожалуй, самых известных в мире. В разных, самых неожиданных уголках земного шара в храмах хранятся ее списки. Есть она даже на маленьком острове в Венеции, население которого составляют рыбаки и их жены, плетущие знаменитое венецианское кружево. Однако далеко не все знают, что на сегодняшний день сохранились лишь ее списки, а сама чудотворная икона, чье чудесное обретение и судьба изобилуют удивительными эпизодами, бесследно исчезла в ночь на 29 июня 1904 года. По преданию, она должна была погибнуть в пламени, так же как и была обретена. Ни одна из множества икон, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве копий, как Казанская, потому что именно к ней наш народ чаще всего взывает с просьбой о помощи, милости и заступничестве в тяжкие моменты жизни.

23 июня 1579 года в доме стрельца Даниила Онучина, стоявшим в начале нынешней улицы Большая Красная, вспыхнул пожар, испепеливший затем большую часть города. Вскоре после этого дочери стрельца Матрене во сне явилась Богородица и поведала о том, что на месте сгоревшего дома скрыт ее Пречистый Образ. Взрослые не приняли всерьез рассказ девочки, хотя сон приснился ей еще дважды. И тогда десятилетняя Матрена вместе со своей матерью начала поиски самостоятельно. На том месте, где прежде стояла печь, на глубине двух вершков она нашла образ Богоматери с младенцем на руках, завернутый в старый рукав от одежды вишневого цвета, но краски на ней светились первозданной яркостью. Собрались представители духовенства, городской власти, горожане - весть об обретенной иконе облетела Казань. Из земли на свои руки икону принял священник Ермолай, принявший впоследствии монашество с именем Гермоген и ставший затем митрополитом Казанским, а позже - патриархом Московским. Образ отнесли со всеми почестями в ближайший храм Николы Тульского, а затем перенесли в собор. Вскоре стала проявляться ее чудесная сила. Позже выяснилось, что обретенная икона - список с Богоматери, именуемой Одигитрией, то есть путеводительницей. Известность и значение Одигитрии тогда была превеликая, и эта чудотворная икона также бесследно исчезла в годы репрессий ХХ века.

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, царю Ивану Грозному. Он приказал построить на месте обретения иконы церковь и устроить при ней девичий монастырь. Матрена постриглась в него, приняв монашеское имя Марфа. Она стала первой из сорока инокинь этого монастыря, а потом и его настоятельницей. “Обретенная”, то есть подлинная икона никогда не покидала Казани. А вот список с нее в 1612 году (в смутное время) остался в Москве. При осаде поляков, занявших Москву в 1612 году, русское ополчение долгое время не могла добиться успеха. “Шляхетская вольница”, занимавшаяся разбоем и грабежом, ждала помощи из Польши, и угроза продолжения панского рабства была очень велика. Патриарх Гермоген, который присутствовал при чуде обретения иконы в Казани в 1579 году и написавший широко известный тропарь “Заступница усердная”, находился тогда в темнице Чудова монастыря, где поляки морили его голодом. Патриарх был единственный, кто решился возвысить голос против самозванца. Поэтому список с образа был передан казанцами князю Дмитрию Пожарскому. После строгого трехдневного поста по всей земле русской, когда даже младенцы и домашние животные не ели пищи, и молитвы перед Казанской иконой Божией матери, архиепископу Арсению ночью во сне явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что “завтра Москва будет в руках Пожарского”. Новость объявили всем, и наутро, воодушевленные небесным заступничеством, русские выбили поляков из Китай-города, а затем освободили и Кремль. Так закончилась эпоха великой смуты.

Празднование иконе было установлено уже дважды в год - 21 июля - в день обретения и 4 ноября, когда победило русское воинство. Когда кончилось смутное время и на престол вошел Михаил Федорович Романов, бывший в походе список чудотворной иконы был поставлен в Московском Казанском соборе. При Петре 1 он был перенесен в Санкт - Петербург, где хранился в сооруженном в его честь Казанском соборе. Не один раз выручала икона Россию, Полтавская битва, война с Наполеоном… Особенно велика роль чудотворной иконы в Великой Отечественной войне. В блокадном Ленинграде совершили крестный ход и сбылось пророчество, сказанное еще Петру 1 святителем Митрофаном, что «пока икона находится в городе, вражья нога не ступит в него». В боях за Сталинград икона защищала Россию на последнем пятачке земли, была она и под Кенигсбергом и на других участках фронта, где приходилось особенно туго.

Итак, Иван Грозный был не единственным царем, глубоко чтившим эту икону. Его сын, Федор Иоаннович, повелел заложить на территории монастыря новую каменную церковь, а количество инокинь увеличить до 64. Саму же икону по его приказанию убрали драгоценными камнями. У иконы было две ризы: будничная и праздничная. Будничная риза была выполнена сплошь из жемчуга разной величины. Праздничная была из золота, на венце Богоматери - корона с крестом серебряная, украшенная бриллиантами, такая же корона на венце Спасителя. Во время визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, государыня пожертвовала на венец Богоматери бриллиантовую корону.

В 1810 году на территории Богородицкого женского монастыря был заложен большой каменный собор и после завершения его постройки сюда со всеми почестями перенесли икону Казанской Божией Матери. Здесь же в начале ХХ века разыгралась трагедия. Кто-то с неимоверным упорством начал охотиться за иконой, - игуменья монастыря не раз обнаруживала следы взлома. Она обращалась в полицию, к городским властям и, как в истории с обретением иконы, слова женщины не принимали всерьез. Однажды пришедшие в храм увидели, что иконы там больше нет… Через некоторое время был арестован некто Федор Чайкин, он же Варфоломей Стоян, 28 лет, профессиональный вор, который признался, что совершил это заказанное ему группой лиц преступление. Ризу он разрезал, а икону сжег. Его приговорили к 12 годам каторги, где он тихо сошел с ума и умер. Дело было закрыто. Но город долго еще был взбудоражен и переполнен различными слухами, самый упорный из которых гласил, что икона была не сожжена, а продана за большие деньги старообрядцам и посредником в этом деле считали церковного сторожа. Но очень странно повела себя в этой истории игуменья монастыря. После того, как икона была похищена, она, столь нервозная в предваряющие печальные события месяцы, неожиданно… успокоилась. Инокини не раз слышали от нее странную фразу: «Верьте мне сестры, Божья Матерь с нами».

Вернувшаяся из ГУЛАГа келейница последней игуменьи пролила свет над этой тайной, рассказав, что игуменья, предвидя похищение, заказала точную копию иконы. И, каждый вечер, покидая последней храм, она тихо заменяла оригинал иконы на копию. Оригинал же хранился до следующего утра у нее в келье. Таким образом, можно предположить, что Чайкиным была похищена копия.

Что в предании правда, а что - вымысел, сейчас сказать трудно. Как трудно поверить, что чудотворный образ был уничтожен. Думается, что он все-таки где-то ждет своего часа, чтобы снова явиться миру. Такие иконы, как Казанская, не исчезают бесследно. Как и все чудотворные образы - они даются людям в утешение и награду. А на месте некогда разрушенного монастыря, жизнь которому дала в свое время чудотворная икона, недавно зародилась новая молодежная община, которая может быть даст ответы на тайны похищения начала ХХ века.

Министерство образования Российской Федерации

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Факультет Культуры и сервиса

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


по теме «Миф сибирских татар»

по дисциплине: «Основы мифологии»


Исполнитель: Антоненкова. А.М.

Научный руководитель: Гумерова. Г.А.


Нижневартовск,2012


Введение


Сибирские татары - это тюркское население Сибири, живущее, в основном, в сельских районах нынешних Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и других городах Западной Сибири.

Характерными жанрами татарского фольклора являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Для того чтобы понять особенности национального фольклора, ряд сюжетов, мотивов и изобразительно-выразительных средств, необходимо иметь хотя бы общее представление о татарской мифологии. Мифы татар могут быть рассмотрены по следующим тематическим группам: 1) мифологические представления о взаимоотношениях людей и животных; 2) космогонические мифы; 3) боги и богини в мифах; 4) рассказы о персонажах «низшей мифологии».

миф легенда фольклор тюркский

Татарские мифы и легенды


Отголоски представлений о связи людей с животными сохранились, например, в прекрасной волшебной сказке «Ак б?ре» - («Белый волк»), рассказывающей о превращении волка в молодого красивого джигита. Немало в сказках данных и о том, как голуби оборачиваются красавицами или прекрасными джигитами. Сюжеты некоторых сказок от начала до конца основываются на семейно-родственных отношениях женщин и зверей.

Космогонических же мифов, вернее, их отголосков сохранилось немного. Тем не менее они есть. Так, Земля, по воззрениям татар, представлялась как плоское пространство. Она расположена на рогах громадного быка. В свою очередь этот бык прикреплен к усам огромной мировой рыбы, которая плавает в безбрежном водном пространстве. Таким образом, эти универсальные представления находят отражение и в татарской мифологии.

Древнейшие представления татар о богах прежде всего связаны с общетюркским, быть может древневосточным, небесным божеством Тэнгри. Тэнгри там несколько, каждый из них выполняет весьма определенную, положительную или отрицательную, функцию. Тэнгри был широко распространен на территории Малой, Центральной и Средней Азии, современного Казахстана, Южной Сибири, Нижней и Средней Волги и Приуралья. Возможно, что именно этим объясняется мирное и сравнительно легкое проникновение ислама в Поволжье, Приуралье и в Сибирь. Единственной идеологической силой, которая так или иначе могла противостоять здесь исламу, было тэнгрианство. Однако требования этих двух религий были настолько близки друг к другу, что они стали взаимодополняющими.

Начиная с выдающегося памятника булгарско-татарской литературы - поэмы Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» (первая четверть XIII в.) и до конца 20-х годов XX в. практически все произведения татарской письменной литературы проникнуты весьма сильным влиянием идеологии и мифологии ислама. Однако в произведениях фольклора наблюдается несколько иная закономерность: абсолютное большинство образцов тех жанров, которые как таковые сформировались ранее ислама, подвергнуты его влиянию намного меньше, чем письменная литература. К таковым относятся обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки, сказки, мифологические рассказы и народный эпос. Именно эти жанры донесли до нас наиболее значительные данные о языческой мифологии татар, одним из представителей которой выступает многоголовый Див, или Див-пэри. Хотя Див в татарской мифологии выступает как злое чудовище, иногда изображается и как помощник героя.

Одним из самых популярных и широко известных персонажей татарской мифологии является Шурале - обитатель, а в известном смысле и хозяин леса, существо с волосатым телом, с одним рогом, с очень длинными пальцами, с помощью которых может защекотать человека до смерти.

Другим, гораздо более зловещим существом изображается Убыр, иногда выступающий в ипостаси кровожадной старухи Убырлы карчык. Он «проникает» в тело человека и «занимает» место его души.

Татарская мифология довольно богата всевозможными духами - хозяевами различных стихий, которые обозначаются общим термином Ия: Су иясе - Хозяин воды, Су анасы - Мать воды, Су кызы - Дочь воды, Йорт иясе - Хозяин дома и др. Чаще всего они выступают хозяевами, нередко властелинами тех стихий, сооружений, помещений, к которым они относятся.


Описание персонажей


Абзар иясе


Кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе - хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет соответствующего названия для Абзар иясе, так как обязанности его несет тот же домовой. Абзар иясе по преимуществу - властелин скота. Иногда Абзар иясе показывается людям в образе человека или животных, но только издали и ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными, худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.


Албасты


Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.


Бичура


Бичура - то же, что у русских кикимора или соседка.Это существо представляется в виде женщины - ростом от полутора до двух аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор.Бичура живет в жилых помещениях - на подволоке, в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку. Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись пролетит кирпич, полено. Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить бывает нельзя, особенно одиноким.


Богатырь Идель и красавица Акбикэ


На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной чародейкой.Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась чародейки Фатымы. Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней. Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и отогнала прочь со своих глаз Идель-Волгу, туда, где теперешнее русло реки. С тех пор влюбленные никогда не разлучались.


Джинн


По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но, отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и встреча с ними по крайней мере нежелательна.


Ий иясе


Баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду - и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой. Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит.

Пицен, в мифологии западносибирских татар дух - хозяин леса. Считалось, что может и приносить удачу, и причинять зло, заводя в глухие дебри. Представлялся в образе человека (в частности, благообразного старца с длинным посохом и котомкой за плечами), а также различных зверей (например, обезьяны). Пицен живёт в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву, мажет её смолой. В облике красивой женщины вступает в любовную связь с человеком. Один из рассказов о пицене. гласит, что однажды охотник в лесу встретил женщину (в облике которой перед ним предстал пицен), женился на ней и зажил богато. Однажды, придя домой раньше положенного, вместо красавицы-жены он увидел страшилище с торчащими изо рта клыками. Из своих распущенных волос ока вытаскивала ящериц и поедала их.

Зилант


В татарских легендах и сказках мифологическое существо, имеющее облик дракона или змея.


Тулпар


Крылатый конь в кыпчакской (башкирской, казахской, татарской) мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии. Тулпар в башкирских богатырских сказках выступает советчиком и помощником батыра, которому помогает одолеть чудовищ; переносит батыра на себе по воздуху, мечет молнии, поднимает крыльями ветер, содрогает своим ржанием землю. Ударом копыта Тулпар выбивает источник, вода которого дает вдохновение сэсэнам.

Эпос у татар - мишарей не распространен; он характерен для сибирских татар. Распространение получили баиты, своеобразный жанр, присущий татарской народной поэзии и по своей сущности близкий к балладам. Слово б?ет (баит) арабского происхождения и обозначает двухстрочную строфу. Позже оно становится обозначением отдельных произведений и целого жанра татарского народного творчества. Баиты относятся к лироэпическим жанрам фольклора. Они создаются в период или после важных исторических событий (войны, крестьянские восстания) или после каких-либо исключительных происшествий (внезапная смерть, гибель). Поэтому их содержание связывается с конкретными историческими, чаще всего трагическими, событиями, а образы имеют прототипов. Для баитов характерно повествование от первого лица. Такой прием связан с весьма глубокими традициями. В современном фольклорном репертуаре татар-мишарей жанр баитов является угасающим.

Среди мишарей широко распространены сказочные и легендарные истории книжного происхождения. Сказки считаются одним из самых долговечных жанров фольклора: возникшие в первобытной древности, они до сих пор остаются одним из самых активных жанров прозаического фольклора. Основное место в прозаическом фольклоре занимают волшебные сказки, хотя ранее жанровой разновидностью являются сказки о животных.

Среди волшебных сказок много богатырских, в самих названиях которых, в обозначении имени героя присутствует слово батыр. Но в этих сказках все-таки больше дастанно-эпического, нежели сказочного.

В бытовых сказках сюжет, композиция и художественные особенности намного проще и доступнее. В ней нет традиционных объемистых зачинов и концовок, практически отсутствуют повторы. Сюжет их прост и ясен и состоит обычно из двух-трех эпизодов-мотивов. Большое место занимают диалоги, состязания в остроумии, игре слов. В них немало острой сатиры, но чаще мягкого юмора.

Кроме рассмотренных выше жанров, существуют еще одна разновидность татарского фольклора - это афористические жанры (пословицы, поговорки, загадки).

Функций пословиц, весьма широки и разнообразны. И самое важное среди них - обеспечение гармонии во взаимоотношениях людей. Они словесно оформляли обычное право и требовали его соблюдения. Немалое значение имели пословицы в сохранении информации и передаче ее следующим поколениям. Велика была роль пословиц и поговорок в нравственно-этическом воспитании людей, особенно молодежи.

Специфическую группу составляют загадки, которые внешне, по рисунку стиха, с одной стороны, близки к пословицам, а с другой - отличаются от них своей двучастностью: в них всегда должен быть и соответствующий ответ. Происхождение загадок относится к глубокой древности - к тому отдаленному периоду, когда основной хозяйственной деятельностью людей была охота, которая требовала соблюдения строгих обрядов, в том числе и табу, т.е. запрета определенных слов - наименований животных, орудий охоты, обозначения тех или иных действий. На этой основе формировались словесные и краткие, легко запоминаемые описания различных животных и зверей, орудий охоты и др. Много загадок, связанных с конкретными условиями жизни человека и общества. Содержание загадок в целом широко и разнообразно.

Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития. Ладо-интонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов.

Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты), лирические песни и песни-четверостишия или частушки (такмаклар). В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное.

В старинных песнях и фольклорных танцах девушек с их пластичностью и грацией, застенчивыми движениями отсутствует всякий намек на размах, раздолье или разгул. Однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте в народном татарском танце, как и протяжные грустные песни, красноречиво говорят о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок.

Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный музыкальный интсрумент).