Почти каждого военнообязанного беспокоит предельный возраст пребывания на военной службе. Все дело в том, что даже после службы в армии человек остается военнообязанным. В мирное время ему достаточно иногда прибывать на военные сборы, а во время войны придется защищать Родину. Именно поэтому людям интересно, когда можно сняться с учета в военкомате. Существуют разные варианты развития событий.
Типы возрастов
Трудно поверить, но пребывания на военной службе напрямую зависит от должности военного. Кроме того, этот период можно разделить на несколько составляющих.
А именно:
- постановка на учет в военкомате;
- призывной возраст;
- возраст пребывания в запасе.
В большей степени нас интересует последний пункт, но о нем позже. Сначала стоит выяснить, когда вообще гражданин встает на учет в военкомате и призывается в армию.
Первая встреча
Впервые визит в комиссариат у военнообязанного (ими признаются все юноши РФ) намечается еще в школе. Он приходится на 10-11 класс, это около 16-18 лет.
В ходе военных сборов мальчики проходят комиссию и встают в военкомате на учет. На этом все действия заканчиваются. Человек уже считается военнообязанным, он числится в комиссариате как будущий призывник.
Возраст призыва
В России с недавних пор увеличен предельный возраст пребывания на военной службе для некоторых категорий военнообязанных. Тем не менее встречаются подобные случаи редко.
Призывной возраст в РФ длится с 18 до 27 лет включительно. В этот период все военнообязанные проходят комиссию установленной формы, получают категорию годности к службе, а также призываются для исполнения своих обязанностей в Вооруженных Силах РФ.
Срок службы
Сколько по закону сегодня служат по срочному призыву? Если речь идет о контрактной основе, то гражданину придется ориентироваться на время, указанное в договоре.
В противном случае служба в армии длится 12 месяцев и не более того. Раньше служили дольше. После окончания данного срока военнообязанного увольняют в запас. И в мирное время с Вооруженными Силами РФ человека почти ничего не связывает. Но предельный возраст пребывания на военной службе все равно интересует население.
Звания и разряды
Ответить однозначно на подобную тему невозможно. Как мы уже говорили, в запасе зависит от разряда и звания военнообязанного. Поэтому придется обращать внимания на многие особенности законодательства РФ.
Всего выделяют 3 разряда военных. Чем он выше, тем дольше придется служить. Это вполне нормальное явление.
Кроме того, существует 5 типов званий. О них будет рассказано позже. Стоит только запомнить, что чем выше звание, тем дольше человек числится в военкомате в качестве "запасника".
Младшие
Пока что очередное продление предельного возраста пребывания на военной службе в России не планируется. Можно более подробно рассмотреть звания и момент снятия с учета в комиссариате.
Начнем с младших званий. Сначала идут мичманы, матросы, солдаты, прапорщики, сержанты и старшины. Они вычеркиваются из ряда "запасников" в 35, 45 или в 50 лет при первом, втором и третьем разряде соответственно.
Офицеры
Такие люди будут сняты с учета в военкомате в 50-60 лет. При втором разряде гражданин утрачивает статус "запасника" в 55 лет.
Капитаны и майоры
Но и это еще не все. Предельный возраст пребывания на военной службе у майоров, подполковников, капитанов 2 и 3 ранга будет почти таким же, как и у младших офицеров. Тем не менее он более долгий.
Все дело в том, что при первом разряде человека снимают с учета в военкомате в 55 лет. Предельный возраст пребывания в качестве "запасника" со вторым разрядом составляет 60 лет, а с третьим - 65 лет.
Старшие звания
Кроме того, у полковников, и высших офицеров предусматривается всего 2 разряда. И это значительно упрощает поиск ответа на изучаемый нами вопрос.
Высшие офицеры увольняются из запаса в 65 и 70 лет, а остальные военнообязанные в 60 или 65 лет. Другие варианты развития событий не предусматриваются.
Сняться с учета в военкомате досрочно можно только по состоянию здоровья. Как правило, негодные к службе и инвалиды имеют право на досрочное освобождение от воинской обязанности. Такая практика действительно существует.
Женщины
Все перечисленные ранее особенности актуальны только для мужской половины населения. Ведь мужчины - это люди, которые считаются в России военнообязанными. Обязательной службы в армии и постановки на учет в военкомате у женщин нет.
Тем не менее пола встречаются. Для них предельный возраст пребывания в запасе (разряды запаса тоже влияют на этот показатель) составляет 50 лет. Это ограничение актуально для офицерских званий. Остальные женщины перестают числиться "запасниками" в комиссариатах в 45 лет.
Обязанности
Что предстоит делать военнообязанным? Таковыми люди считаются до момента увольнения из запаса. Соответственно, придется исполнять некоторые обязанности.
К ним относят:
- прибытие в военкомат по повесткам;
- прохождение комиссии по повестке;
- оповещение военкоматов об изменениях здоровья или семейного положения;
- постановку на учет в комиссариате по месту жительства;
- снятие с учета в военкомате, если гражданин планирует уехать из региона более чем на 3 месяца;
- прибытие на военные сборы;
- прохождение в армии.
Как правило, неисполнение этих обязанностей является административным нарушением. Только уклонение от срочного призыва считается уголовным преступлением.
Об ответственности
Мы выяснили, какие встречаются разряды запаса и предельный возраст пребывания военнообязанных на учете в комиссариатах. Что грозит человеку за неисполнение воинских обязанностей?
Чаще всего предстоит столкнуться с административными штрафами до 500 рублей. Столько стоит уклонение от военных сборов или игнорирование повесток из военкомата.
В случае уклонения от срочного призыва на гражданина заводится уголовное дело. При подобных обстоятельствах человека могут посадить на 2 года максимум, а затем все равно призвать в армию.
Заключение
Увеличение предельного возраста пребывания на службе в России в ближайшие годы не планируется. Поэтому можно считать, что "запасником" гражданин считается до 60-65 лет. В исключительных случаях - до 70, но не более того.
При достижении указанных возрастов необходимо сходить в военкомат по прописке и сняться с учета. Этот процесс не доставляет никаких хлопот. После него житель РФ перестает считаться военнообязанным. Он не призовется к службе в военное время, с него снимается необходимость посещения военных сборов.
Таким образом, не стоит думать, что предельный возраст пребывания на военной службе ограничен призывным периодом и службой в армии. Даже после срочного призыва придется исполнять свои военные обязанности.
В ряды "запасников" переводят не только отслуживших, но и получивших отсрочку или полное освобождение от службы.
КонсультантПлюс: примечание.
Об увольнении военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, см. статью 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ.
1. Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
1 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей)
2.1. Для военнослужащих, проходящих военную службу в органах, другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный настоящей статьей, пребывания на военной службе. Содержащиеся в таких федеральных законах положения о предельном возрасте пребывания на военной службе применяются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 159-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе и заключившие новый контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 3 статьи 49 данного документа до дня вступления в силу Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ, вправе уволиться с военной службы по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установленного данного документа в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ).
(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей)
Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе
Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 65 лет;
генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 60 лет;
полковника, капитана 1 ранга — 55 лет;
военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 50 лет.
2. Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
2.1. Для военнослужащих, проходящих военную службу в органах, другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный настоящей статьей, предельный возраст пребывания на военной службе. Содержащиеся в таких федеральных законах положения о предельном возрасте пребывания на военной службе применяются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы:
имеющими воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала, — до достижения ими возраста 70 лет;
имеющими иное воинское звание, — до достижения ими возраста 65 лет.
Статья 18. Социальная поддержка сотрудников органов федеральной службы безопасности
(см. текст в предыдущей
Военнослужащим органов федеральной службы безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет может засчитываться стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
Время выполнения сотрудниками органов федеральной службы безопасности специальных заданий в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии, присвоения воинского звания и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются с увеличением на 25 процентов за работу в органах федеральной службы безопасности.
(часть третья в ред. Федерального закона от 07.05.2002 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
Часть четвертая исключена. — Федеральный закон от 07.05.2002 N 49-ФЗ.
(см. текст в предыдущей
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей в сельской местности пользуются правом проезда на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, обеспечивающие безопасность объектов транспорта, имеют право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах обслуживаемых объектов без приобретения проездных документов исключительно при выполнении служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности указанных объектов.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
Сотрудникам органов федеральной службы безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим органов федеральной службы безопасности установка телефонов по месту жительства осуществляется по действующим тарифам в срок, не превышающий одного года со дня подачи заявления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
Части восьмая — девятая утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей
Время нахождения военнослужащих органов федеральной службы безопасности на излечении в связи с полученными ими при исполнении служебных обязанностей ранениями, контузиями или увечьями не ограничивается только при наличии неоспоримых данных о возможности восстановления способности к несению военной службы.
Часть одиннадцатая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей
Гражданский персонал органов федеральной службы безопасности, а также дети в возрасте до 18 лет лиц из числа гражданского персонала имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях органов федеральной службы безопасности, осуществляемую за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов федеральной службы безопасности.
Содержимое статьи:
Как только, стартует в нашей стране призывная кампания на срочную службу в армию начинают звучать высказывания разных публичных людей о необходимости продлить срок срочной службы до 18 месяцев. С большей силой они стали муссироваться, когда появилась разработка депутатов Государственной думы законопроекта, в содержании которого отмечается необходимость продления срока срочной службы.
Чем объясняется необходимость?
- армия не полностью укомплектована младшими военнослужащими;
- в связи, с демографической ямой в 90 года, призывников в военкомате будет намного меньше, так как их нет в природе вообще;
- для подготовки специалиста в военном деле один год очень малый срок.
Но кто изучал план обороны до 2016 года, который утвердил В. Путин, знает, что срок службы изменяться не будет. А если просмотреть все документы, касающиеся реформированию армии до 2020 года, то там также нет никакой информации об увеличении срока срочной службы. А также Президент выступает против этого решения. Поэтому увеличение срока службы в 2017–2018 годах не предвидится. Можно сказать, больше, все отсрочки от прохождения военной службы не будут изменены и продолжат предоставляться на тех же условиях.
Закон о продлении предельного возраста пребывания на военной службе офицеров
Россия имеет сильную правовую базу военного дела. Все правовые статусы военных закреплены и регулируются законом. Законодательство Российской Федерации чётко и однозначно регулирует все стороны военной жизни.
Но время меняется, с ним меняются и требования к армии. Поэтому периодически приходится отменять или принимать новые законы, делать к уже существующим поправки.
Принят закон о продлении предельного возраста пребывания на военной службе офицеров. Этот законопроект был принят относительно давно. Ограничения по возрасту службы офицеров играют большую роль в формировании состава армии. Главная мысль законопроекта заключается в следующем: физические качества военнослужащего идут на убыль после определённого возраста, это плохо отражается на службе.
Военнослужащие в преклонном возрасте в армии занимают в основном высокие ранги. Они имеют звания полковника и выше. Так как эти звания очень нужны при формировании Российской армии, нельзя чтобы их занимал человек, который физически не может справиться с этими нагрузками.
Это является основной причиной появления законопроекта. Как бы военнослужащий ни старался, природу старения не обманешь, а военные при любых обстоятельствах не показывают своей слабости. Поэтому, если бы этот закон не был принят, то многие военноначальники не ушли вовремя в отставку.
Конечно, можно сказать, что они имеют огромный опыт, хороший теоретический запас, знания по введению боя, но физическую подготовку не заменишь ничем. Поэтому правительство приняло этот закон, который ограничивает возраст пребывания на службе в армии до 60 лет.
В этом году Президент России принял правки в военное законодательство.
В чём конкретно заключаются эти изменения или добавления?
- генералы и адмиралы Российской армии могут находиться на службе до 65 лет;
- среднее звено управления уходит в отставку по достижению 60 лет;
- полковники и капитаны остаются на военной службе до 55 лет.
Из этого становится понятно, что сроки ухода с отставку сдвинулись на пять лет. Но эта не единственная правка закона, было принято ещё одно изменение.
Если военнослужащий достиг возраста ухода в отставку, он имеет возможность продлить свою службу в армии на пять лет. Этой поправкой могут воспользоваться только адмиралы и генералы Российской армии. Значит, они могут остаться в армии до 70 лет, если с ними будет заключён дополнительный контракт. Продление контракта согласуется с государственными структурами. Поэтому одного желания на продление службы для генерала будет недостаточно.
Принятие этих поправок не изменит алгоритма для ухода на досрочную пенсию военнослужащим. При достижении необходимого количества лет любой военнослужащий имеет право уйти в отставку со всеми привилегиями и выплатами.
Правительство России приняло последние правки к военным законам по нескольким причинам
- Продолжительность жизни в Российской Федерации увеличилась, поэтому не эффективно отправлять в отставку военнослужащего высшего звена и большим опытом работы в отставку в 55 лет.
- Как уже говорилось ранее генералы имеют очень большой опыт в работе и большой запас знаний, поэтому это необходимо использовать при обучении молодого поколения.
- Правительство делает упор на тех людей, которые пожелают идти на службу в армию на длительный период.
Таким образом, стало ясно что срок военной срочной службы до 2020 года манятся не будет, а закон, принятый Правительством России о продлении предельного возраста пребывания на службе офицеров направлен на эффективное использование опытных военных кадров.
1. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключен на срок до 10 лет включительно, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
2. Предельный возраст пребывания на военной службе установлен:
а) для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;
б) для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;
в) для полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;
г) для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет;
д) для военнослужащего женского пола - 45 лет.
3. Военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.
Решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются:
а) для высших офицеров, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - Президентом Российской Федерации;
б) для полковников, капитанов 1 ранга, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, - руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
в) для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, - должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности.
4. В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.
5. Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.
При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения ВВК.
Заключение ВВК должно поступить должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы указанного военнослужащего.
6. Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе определить категории специалистов, с которыми могут быть заключены контракты при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.
7. Военнослужащему, проходящему военную службу в должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе и желающему продолжать прохождение военной службы, срок военной службы может быть продлен Президентом Российской Федерации, но не свыше достижения им возраста 65 лет.
8. Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки Российской Федерации, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, но не может быть менее предельного возраста, установленного комментируемым Федеральным законом (ст. 17 Федерального закона "О внешней разведке").
Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237 определено, что директору Службы внешней разведки Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят органы внешней разведки Российской Федерации, при установлении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава этих органов следует руководствоваться Указом Президента Российской Федерации "О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации" от 21 апреля 1996 г. N 574 (п. 2).
Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1996 г. N 574 определено, что установление предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется путем продления срока их пребывания на военной службе.
К органам внешней разведки относятся не только Служба внешней разведки Российской Федерации, но и разведорганы, структурно входящие в то или иное министерство или ведомство (например, разведорганы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и др.).
9. Право принятия решения о продлении срока пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, достигших предельного возраста, установленного комментируемым Федеральным законом, предоставлено:
- министру обороны Российской Федерации;
- директору Службы внешней разведки Российской Федерации;
- директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
10. Продление срока пребывания на военной службе соответствующие должностные лица должны осуществлять с учетом квалификации, деловых и моральных качеств, состояния здоровья военнослужащего.
11. Решение о продлении срока пребывания на военной службе реализуется путем заключения с каждым из военнослужащих, достигших предельного срока пребывания на военной службе, контракта о прохождении военной службы сроком на один год, три года или пять лет в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами.
12. Письмом Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации "По вопросу заключения контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе" от 18 марта 2003 г. N а6-1082 даны следующие разъяснения.
Порядок заключения нового контракта с военнослужащими, в том числе имеющими воинские звания высших офицеров, а также назначенными на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, определяется ст. 49 Федерального закона "О воинской службе и военной службе" и ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Решения о заключении контрактов с высшими офицерами, а также офицерами, назначенными на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются Президентом Российской Федерации.
Указанные военнослужащие, достигшие (достигающие) предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подают по команде рапорт с обращением к Президенту Российской Федерации о принятии решения заключить с ними контракт, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.
В случае принятия Президентом Российской Федерации решения о заключении контракта с данными военнослужащим и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.
Согласно п. 1 ст. 38 указанного Федерального закона срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется сроком, указанным в контракте о прохождении военной службы. В соответствии с п. 3 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы срок военной службы истекает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
Исходя из данного требования п. 7 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы определяется, что с военнослужащим, у которого заканчивается срок предыдущего контракта, новый контракт заключается в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.
Таким образом, по общему правилу рапорт и материалы о заключении нового контракта с военнослужащими должны поступить Президенту Российской Федерации с таким расчетом, чтобы заключение нового контракта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации было осуществлено соответствующим должностным лицом в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.
Однако в ряде случаев распоряжение Президента Российской Федерации о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, издается позднее окончания у этого военнослужащего срока предыдущего контракта. В этих случаях при заключении с военнослужащим нового контракта необходимо руководствоваться п. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым контракт о прохождении военной службы прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
Исходя из положений п. 4 ст. 32, ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" и ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы контракт с военнослужащим в данных случаях должен заключаться не со дня окончания срока предыдущего контракта, а со дня вступления в силу соответствующего распоряжения Президента Российской Федерации.
Военнослужащие подлежат увольнению по основаниям, предусмотренным в ст. 51 ФЗ № 53 от 28 мар. 1998 года “О воинской…” (далее – Закон).
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Среди прочих оснований, Законом предусматривается увольнение при достижении определенного возраста.
Законодательство
Законодательное регулирование осуществляется:
Нормативный акт | В отношении каких категорий регламентирует предельный возраст |
Закон | Военнослужащих |
ФЗ № 40 от 3 апр. 1995 года “О федеральной…” (далее – ФЗ № 40) | Сотрудников ФСБ |
ФЗ № 342 от 30 нояб. 2011 года “О службе…” | Сотрудников МВД |
ФЗ № 141 от 23 мая 2016 года “О службе…” | Сотрудников ГПС и МЧС |
ФЗ № 79 от 27 июля 2004 года “О государственной…” | Гражданских служащих |
Определения
Увольнение по достижению предельного возраста – процедура аннулирования контракта с военнослужащим или трудового договора с гражданским служащим по причине достижения работником определенного возраста, предусмотренного соответствующим федеральным законом.
Основная информация
Специальные ФЗ устанавливают положения о возрасте граждан, по достижению которого расторгаются трудовые отношения.
В основном, предельный возраст зависит от специального воинского звания. К примеру, ст. 16.1. ФЗ № 40 устанавливает предельный возраст для работников ФСБ:
Принципы трудоустройства
На основании ч. 1 ст. 2 Закона, военная служба признается особой разновидностью федеральной государственной службы.
А это значит, что субъекты РФ не вправе устанавливать свои условия, сроки, место и порядок несения воинской службы. Все это определяется на федеральном уровне.
Основные принципы трудоустройства военнослужащих:
- право на заключение контракта дается не только гражданам РФ, но и иностранцам, удовлетворяющим всем остальным требованиям (ч. 1 ст. 32 Закона);
- гражданин, выбирающий службу по контракту, вправе выбрать род войскового формирования (на военнослужащих-срочников требование не распространяется);
- после заключения контракта военного могут перевести в другую местность или иной род войск в порядке, установленным ст. 44 Закона и Указом Президента РФ № 1237 от 16 сен. 1999 года “Вопросы…” (далее – Указ);
- в отношении каждого военного при достижении определенной выслуги лет, наступлении инвалидности или иных пенсионных оснований, рассматривается вопрос о назначении пенсии в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12 фев. 1993 года “О пенсионном…” .
Расторжение трудовых отношений
Расторжение трудовых правоотношений осуществляется в порядке, предусмотренным 7-м Разделом Закона (ст. 50 – ст. 51.1.).
Основные нюансы:
- высших офицеров увольняет Президент РФ, остальных – в порядке, установленным Указом;
- порядок увольнения по достижению предельного возраста предусматривает оправление в отставку, в иных случаях – в запас или с постановкой на воинский учет;
- контракт может расторгаться в том числе и досрочно (ч. 3 ст. 51 Закона – например, по семейным обстоятельствам или при признании ВВК ограниченно годным).
Основания
В ст. 51 Закона указаны основания, при возникновении которых осуществляется увольнение:
- достижение максимального возраста пребывания на военной службе;
- истечение срока контракта или срока срочной службы;
- присвоение военному в рамках ВВК категории годности “Д” или “В”;
- лишение воинского звания в порядке, определенным ст. 48 Закона;
- в связи с утратой доверия;
- при вступлении в юридическую силу судебного вердикта о назначении военному наказания в форме лишения свободы (в том числе, и условно) за умышленное деяние;
- в случае отчисления из военной образовательной организации или образовательной организации, в которой есть военная кафедра (ст. 20, ст. 20.2. Закона);
- в случае вступления в силу судебного вердикта о лишении военного занимать определенные должности;
- избрание военного депутатом Госдумы или депутатом законодательного органа субъекта РФ;
- прекращение гражданства России и приобретение иностранного.
Сроки
Помимо общих оснований, существуют еще и причины, при появлении которых осуществляется досрочное увольнение:
- ОШМ (организационно-штатные мероприятия);
- переход с воинской службы в ОВД, Росгвардию, ГПС, учреждение уголовно-исполнительной системы;
- в связи с неисполнением требований заключенного контракта;
- при отказе в допуске к гос. тайне;
- при вступлении в силу судебного вердикта об условном осуждении за преступление, совершенное по неосторожности;
- при непрохождении испытательного срока в порядке, предусмотренным ст. 34.1. Закона;
- при несоблюдении требований, указанных в ч. 7 ст. 10 и ст. 27.1. ФЗ № 76 от 27 мая 1998 “О статусе…” (например, при осуществлении военным предпринимательской деятельности, при получении дохода от публикаций и выступлений, если таковые непосредственно связаны с воинской службой);
- в связи с переводом на федеральную гражданскую службу;
- при отказе от прохождения обязательных химико-токсикологических исследований на наличие наркотических веществ в организме.
На основании п. 12 ст. 34 Указа, увольнение по тем основаниям, по которым не требуется обязательного истребования согласия на увольнение, производится командованием соответствующей воинской части без рапорта военнослужащего.
Иные основания, при которых согласие на увольнение требуется, предполагают предоставление рапорта.
Так, в силу п. 3 ст. 34 Указа, военный, который достиг предельного возраста, при его желании заключить новый договор в порядке, предусмотренным ч. 3 ст. 49 Закона, должен подать рапорт по команде должностного лица, решающего кадровые вопросы, не позднее, чем за 6 мес. до прошествия срока действующего контракта.
Ниже можно ознакомиться с образцом рапорта:
Увольнение по достижению предельного возраста
Ч. 1 ст. 49 Закона регламентирует предельный возраст, в зависимости от воинского звания:
Исключения
Военному предоставлено право на заключение нового договора уже по достижении вышеуказанного возраста, вплоть до достижения:
Какие существуют выплаты
Военный при увольнении по возрасту имеет право претендовать на:
- единовременное пособие;
- материальную помощь;
- премиальные выплаты;
- выплаты при признании негодным по результатам ВВК.
Единовременное пособие
На основании ч. 3 ст. 3 ФЗ № 306 от 7 нояб. 2011 года “О денежном…” (далее – ФЗ № 306), размер единовременной выплаты зависит от выслуги лет по контракту:
- если меньше 20 лет, выплачивается пособие в размере 2 окладов;
- если свыше 20 лет – в сумме 7 окладов.
В соответствии с ч. 5 этой же статьи, если военный был удостоен государственной награды РФ в период несения службы, размер пособия увеличивается еще на 1 оклад.
В ч. 4 этой же статьи указаны основания для невыплаты пособия, в частности, при увольнении:
- по приговору суда о лишении свободы;
- при лишении воинского звания;
- в связи с отчислением из военной образовательной организации и др.
Другие выплаты
Если во время расторжения контракта военный замещал определенную должность, и ему была начислена премия, она будет выплачена вместе с денежным довольствием за текущий месяц службы.
Размеры премий и порядок их выплаты регламентируются положениями Приказа Минобороны № 2700 от 30 дек. 2011 года “Об утверждении…” .
На основании п. 77 настоящего Приказа, размер премии не может быть более 3 окладов.
Контрактникам, в основном, премия выплачивается в размере не более 25 % от оклада в какой-либо определенный месяц (в том числе, и в месяц увольнения).
Материальная помощь
Военным оказывается ежегодная материальная помощь, размер которой не может быть выше должностного оклада, назначаемого за звание и должность.
Для получения помощи подается рапорт на имя командира с соответствующим ходатайством. Если в текущем году уже была получена мат. помощь, при увольнении она выплачиваться не будет.
Признали негодным
В случае признания ВВК негодным к несению воинской службы, производится увольнение по основанию, определенному в п. “в” ч. 1 ст. 51 Закона.
При этом начисляются указанные выплаты:
- невыплаченное к моменту признания денежное довольствие в порядке, утвержденным ст. 2 ФЗ № 306;
- компенсация за неиспользованный отпуск;
- оплата больничных листов;
- пособие в размере 2 или 7 окладов – в зависимости от выслуги лет по контракту;
- премия (если она была начислена);
- мат. помощь (если она еще не была выплачена в текущем году).