» » Истоки фаллического культа у народов центральной азии. Фаллические символы Что означает фаллический символ

Истоки фаллического культа у народов центральной азии. Фаллические символы Что означает фаллический символ

Наружные половые органы мужчины на полотнах древних мастеров прикрыты фиговым листком. Впервые этот скромный наряд появился у Адама и Евы, осознавших свою наготу. Показать «фигу» – крайне неприличный жест, хотя с другой стороны фига служила охранным от сил зла и болезней жестом. Такая двойственность отношения общества к половым органам прослеживается издревле, – пожалуй, нет ни одного другого органа в анатомии человека, так часто не являлся источником грубых выражений и пошлых намеков. Поэтому не следует смешивать, как это и было принято у древних греков, анатомический половой член и священные представления о фаллосе. Сексуальная тематика нашла свое отражение во всех, без преувеличения, видах искусства (живопись, скульптура, театр, кино, фото).

Мужской детородный орган с древних времен наделялся священными функциями власти и плодородия, поэтому его любили, ему поклонялись. В первобытном обществе человек, имевший большие мышцы, большое хозяйство и жилье был более богатым по сравнению с его соплеменниками. Размеры тела, сила и плодовитость (символом которой считался половой член), и следовательно большая семья, могущество делали из такого человека доминирующую в клане фигуру. Большой половой член становился объектом зависти других, а человек, им владевший – своеобразным идолом, которого уважали и которому поклонялись. Аксиома «чем больше, тем лучше» сохранилась и поныне. Следует отметить, что большой пенис вызывает чувство восторга с эстетической точки зрения, чувство гордости у владельца и внушает страх у других, вызывая у них уважение.

Первые найденные изображения фаллоса датированные перигордианским периодом (35 тыс. лет назад). К ранним находкам следует отнести также наскальные рисунки обнаженных мужчин на охоте времен бронзового века (Богуслан, Швеция). Так же, солидный возраст имеют статуэтки фаллосов рядом с головами убитых зверей (около5000 лет до Р.Х. найденные на территории пустыни Сахара), рисунки, изображающие женские половые органы и фигурки фаллосов, принадлежащих к ориянской культуре (пещера Тюк Де Одуберт).

У язычников фаллические действия приравнивались к сакральным, проявления бесконечности жизни. Фантазия древних людей в этом плане не знала границ и проявлялась многими обрядами в племенах земледельцев. Женщина, как и земля, рождает из себя, поэтому мужчины совокуплялись с женщинами массово на полях (Новая Гвинея). Растения высаживались в ямки и выкапывались похожими на половой член орудиями труда (Центральная Африка) или зерно мололи принадлежностями характерной удлиненной формы. Именно вертикальные столбы-пределы служили для охраны садов и виноградников . На фото изображены находки фаллических статуэток древности.

В Древнем Египте культ фаллоса занимал действующее место в верованиях и обрядах: фаллос являлся символом мужской силы, связано это с легендами об Осирисе и Ра – царя всех богов, который изображался обнаженным. Богиня Нут имела фаллическое тело при женской голове. Жрецы Древнего Египта с помощью фаллоса пытались лечить больных.

Фаллос в переводе с греческого языка эрегированный половой член и его изображения, а также символ производительной силы и плодородия. Древние мифы и легенды имеют упоминания о культе фаллоса, он имел значение в культуре греческих богов – диметр, Гермеса и особенно Диониса. Цитируем Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в имя Диониса и устанавливают на них деревянные фигурки, символизирующие мужчин с большим не по размеру половым органом”. Многие рисунки на античных вазах изображают именно праздники во имя Диониса (рис.).

Во время проведения праздника Бахуса девушки не лишены целомудрия (их называли «канефоры») несли изображение фаллоса, украшенное цветами. Греки делали искусственные фаллосы из дерева, кожи, интересно не редко с крыльями - это свидетельствовало о стремительности производственного потенциала. Также исповедовали культуру фаллоса Пан и Приап. Приап, как правило, изображался бородатым дедушкой с грозным выражением лица и большим членом, намекал на пребывание в беспокойном состоянии (рис.).

Согласно мифам Приап - плод любви бога вина Диониса с богиней любви Афродитой. Это бог фертильности, символизирующий богатство и достаток. Богиня Гера прокляла Приапа, это привело к его недостатку при рождении, и он был изгнан с Олимпа. Но, несмотря на это, люди любили это божество и устраивали праздники в его честь. Во время этих праздников разрешалась полная сексуальная свобода. Во Франции существовали такие аналоги Приапа: на юге - святой Футин, в Бурге - святой Герлюшон, в Бретани - святой Жилея и святой Генола. Часто женщины приходили к подобным идолам занимали их статуи в надежде избавиться от бесплодия, потому что они дарили женщинам плодородие, а мужчинам - мужскую силу. Древние германцы приносили жертвы богу Фрико в честь брака. В Турции аналог Приапа известный под именем бога Беса. Статуэтки, изображающие его поныне пользуются успехом у туристов.

Фаллический культ существовал у многих народов мира, отличались только обряды поклонения, форма и размеры фаллических символов. По всему миру возникали гигантские колонны-фаллосы: гермы и менгиры. Герма (hermae) - квадратный столб с головой бородатого мужчины сверху и эрегированным пенисом посередине. Эти символические статуи, устанавливались как у дорог, полей, так и внутри дома. Они несли защитную функцию и функцию оберегов (Египет, Греция, Индия). При археологических раскопках в Помпеях, в доме пекаря был найден красный фаллос с надписью: «здесь находится блаженство». В разных областях Европы найдены менгиры, представляющие собой высокие каменные столбы до 20 метров высотой цилиндрической или конической формы - символы фаллического культа. Такие сооружения частые на Британских островах, во Франции на Кавказе (рис.).

В Римской империи культ фаллоса проявлялся жертвоприношениями и защитой от злых сил с помощью фаллических фигурок. На воротах вешали фаллические символы с той же целью, с которой сейчас вешаются подковы - «на счастье» и как обереги. А в малой Азии фаллический культ связался с церемониальным погребением: фаллос использовался, как посмертный памятник на могилах у мужчин .

Индия отличается одной из старейших фаллической культурой. Здесь до сих пор поклоняются фаллосу в форме лингаму (lingam). В «Puruska Sukta» написано: поклонение фаллосу, не означает поклонение анатомическом органа, а просто признание вечной божественной формы, проявляется в микрокосме. Мужской орган - не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни - лингам. Лингам в индуизме символ Шивы и его плодородия, классически имеет форму столбов, внешне напоминающий рог, высотой 75 см и диаметром в основе 30 см, правда те из них, которые установлены в храмах, могут достигать гигантских размеров (рис.). Многие индусок носят лингамы на шее подобно христианам, которые носят крестики. В буддизме ворота в храмах охраняются внушительных размеров воинами с сильно выпирающими гениталиями для отпугивания злых духов.

На Американском континенте до прихода испанцев также поклонялись фаллосу: именно испанцы нашли в храмах индейцев идола, имевшего фаллическую форму. Из художественного фильма об индейцах Майя «Апокалипсис (Apocalipto)» узнаем о применении народных методов в лечении бесплодия одного из героев фильма и шутки племени по этому поводу. В Никарагуа и Коста-Рике находили скульптурные изображения полового акта, а на берегах реки Миссисипи - фигурки похожи на греческого Приапа, сделанные из камня или опаленные глины.

Араваки, населявших Антильские острова, обтесывали камни, придавая им треугольную форму, в которой явно прослеживалась фаллическая символика. Назывались они «земис» и служили в ритуальных обрядах посвященным культа плодородия. У народов Лики и Карии была практика смазки священного конуса оливковым маслом, во время проведения торжеств. В храме Аполлона в Дельфах маслом смазывали священный камень.

Относительно символики половых органов, - культура мира не пожалела фантазии! Круг и палка – самые примитивные из них. Меч и щит, жезл и тонзура, скипетр и корона, колонна и арка, флейта и барабан - вот неполный перечень богатой фантазии человечества по этому поводу. По мнению части исследователей мирового культурного наследия звезда Давида - это изображение полового акта: треугольник вершиной вверх символизирует мужское начало, а верхушкой вниз - женское. Изображение половых органов человека символизирует не только плодовитость, но еще и вбирает в себя черты мужского или женского характера (мужество, храбрость, или неспособность вести боевые действия). Когда город капитулировал быстро, без сопротивления, победитель устанавливал одну или несколько колонн-обелисков, на которых было выгравировано имя завоевателя. «А рядом, - рассказывает Геродот, - воспроизводили интимные части женского тела, чтобы продемонстрировать, что у противника не хватает мужества». Установка обелисков - явление привычное поныне, во всех более-менее крупных населенных пунктах, затронутых войной (в Киеве это - памятные знаки в честь легендарных завоевателей на проспекте Победы и в парке Славы). Персонификация гениталий не обошла стороной народный фольклор, анекдоты. В одном из ирландских рассказов богатырь Фергюс характеризуется прежде всего размерами своего полового органа .

У наших предков, а именно носителей трипольской культуры, также была своя символика тесно связана с тематикой половых органов и отношений. «Трипольская культура была открыта чешским археологом Викентием Хвойкой более ста лет назад на Правобережье Украины. Из-под земли удалось достать достопримечательности культуры, столь отличные от привычных нам образцов первобытного общества, что можно было бы переписывать всю историю современной цивилизации», - пишет Эдуард Халепа, в статье интернет-изданию «Музеи Украины». Также, с его слов видим: «Трипольцы в своих больших поселках оставляли много бытовых и сакральных глиняных изделий. Среди последних - небольшие женские фигурки с нанесенными на их тела священными орнаментами. На высшем этапе развития наших предков магические рисунки переносятся на одежду. Тысячелетиями сохраняется древний символ плодовитости: волшебный расчерченный ромб - щедрая нива. Весной - в честь Богини плодородия ярового зерна Деметры, осенью - на славу ее дочери Богини озимых Персефоны проводили мистерии, где жрец лил воду на землю, имитируя небесное оплодотворение ее дождем. В 1970 году в Москву и Санкт-Петербург привозили музейные экспонаты из столицы Кипра Никосии, среди них был кувшин с одной ручкой и носиком - прототип современного чайника. Носик был сделан в виде женщины, которая держит в правой руке небольшой кувшин без дна. Через него можно лить воду из большого кувшина. Это ритуальный предмет тех мистерий. Носик кувшина форме напоминает еще и морду быка. Образ Бога неба Зевса, который, проливая дождь, оплодотворяет Мать-землю. Показательна и одежда Деметры: поверх платья она носит фартук в клеточку, расчерченный подобно трипольскому ромбу. В Украине с древнейших времен изготавливают плахту - верхнюю декоративную юбку. Вера в чудесные свойства этой клетчатой одежды, которая способствует плодородию в широком смысле, пришла к нам строками извечных ритуальных песен. Греки, наверное, под влиянием трипольской культуры ревностно хранили тайну национального плодородия. Под угрозой смертной казни на ритуальных обрядах запрещалось находиться мужчинам, гетерам, а также любому из иностранцев. Допускались только добропорядочные матроны, причем по рекомендациям. Это говорит известная комедия Аристофана «Женщины на праздновании». Эллины опасались, чтобы посторонние не узнали загадки преобразования мертвого зерна в живой росток, чтобы не раскрыли местную тайну оплодотворения и не сглазили, не навредили национальные достижения» .

В наши дни додумались собирать коллекции гипсовых отпечатков половых членов известных рок-исполнителей (Чикаго), привязывать мальчикам на живот маленькие соответствующие кулоны, как обереги (Таиланд). Все это расценивается как вознесение человеческого возрождения, а не действия, побуждающие к похоти и разврату .

Представители разных культур были достаточно откровенными в своем увлечении большим членом. Больше всего крупные фаллосы ценились индусами. В их изобразительном искусстве, скульптуре преобладают образы мужчин с большими, свисающими, как у коня гениталиями. В жизни, однако, воплощением мужской силы считались маленькие члены. В «Камасутре» перечисляются четыре типа мужчин в зависимости от длины их мужского достоинства. «Шуша» - человек-заяц: член в эрегированном состоянии всего 5-7,5 см, считается «гибким, эластичным и сильным». К тому же - это прекрасный идеал. «Мрига» - человек мужчина: эрегированный член его средних размеров 10-15 см, такой тип называется «совершенным воином», он «грациозный и подвижный». «Врисхубиа» - человек-вол: имеет достоинство длиной 18-20 см, характеризуется как «мускулистый и грубый». «Ушва» - человек-жеребец, последний в списке, жидкий индивид с толстым, как запястье, членом длиной более 20 см. Индусы сардонически приписывали ему такие качества, как «абсолютно слабый и вялый» . Аналог «народной» классификации половых органов существует в нашей культуре, культуре Киевской Руси. Самый маленький из пенисов в классификации - «Ласкун» (10 см в дожину), наибольший - «Балда» (17 и более см). Также выделяли «Лебедь» (11-12 см), «Балун» (13-13,5 см), и «Султан» (14-16 см). Славяне классифицировали половые органы не только по длине, но и по диаметру: «Малыш» - 2 см, «Принц» - 2,5-3 см, «Король» - 3,5-4 см, «Голован» - 4 , 5 см и «Слон» - 5 и более см .

Культура Древней Греции также выражает двоякое отношение к размерам полового члена. На изображениях той эпохи боги наделялись достаточно массивными инструментами, а люди – напротив, сравнительно крошечными дарами природы. Что касается древних Афин, там большой половой орган считался ненормальным явлением и имел варварскую характеристику, служил основой для карикатур, сатиров и дикарей. По словам Аристотеля маленькие члены более «плодородные», чем большие, так как семья не остывает, преодолевая при эякуляции более короткую дистанцию. Интересно, что в Древнем Риме юношам проводили инфибуляцию (рис.) - застегивание крайней плоти на медную пуговицу. Без такой манипуляции спортсмен не мог принимать участия в Олимпийских играх, где все, кто боролся, были обнажены.

Интересы арабов большими фаллосами объяснялось древним мусульманским афоризмом: «женщина предпочитает лишний сантиметр в мужском органе всему, что ей может дать как этот так и другой мир». Арабы относились к размерам полового органа с таким большим уважением, что оттоманские тюрки завоевали их только потому, что имели славу нации «обладателей большого мужского достоинства». Тюрки выставляли на всеобщее обозрение размеры членов завоеванных арабских вождей, сравнивая их с настоящими или даже вымышленными громадными членами турецких командиров. Это довольно активно способствовало подавлению сопротивления со стороны арабов.

В Европе в эпоху Ренессанса в моду вошли мужские накладные гульфики (рис.), которые представляли собой подложку из нескольких слоев ткани и пришивались к брюкам, чтобы визуально увеличить выступающий между ног бугор, неотъемлемую часть мужской анатомии тела. Новость моды быстро прижилась и частично модифицировалась - чего только не втыкали в гульфики, чтобы увеличить их размер - платочки, монеты, ключи и многое другое. На статуе, украшающий фасад здания, можно увидеть даже специально изготовленные латы, для демонстрации этой части тела (рис.). Если посмотреть на портрет Наполеона в полный рост можно заподозрить его страсть к этому аксессуару (рис.) . Теперь, бывает, в конкретное место специального белья накачивают воздух для увеличения того, что выпирает.

Если бы провести опрос среди мужчин - довольны ли они размером своего полового органа, то, безусловно, пессимистических ответов мы бы услышали больше. Если поставить вопрос несколько по-другому - хотели бы, если это было возможно, как в сказке, за волшебным словом увеличить свой член на сантиметр-два, то 95% ответили бы: «Да», другие же 5% или солгали бы, или же они не удовлетворены своим размером с другой стороны, как слишком большим. Анализируя причины, по которым мужчины придают такую значимость размерам своего полового органа, упрощенно можно оценить их как особей, склонных к соревнованиям. В различных вопросах жизни человека, - говоря о работе, учебе, заработке или статусе, - мужчина, сравнивая себя с другими, более или менее сознательно дает оценку себе по сравнению с другими, подобными себе. Наличие большого полового члена, как и высокого жизненного статуса, обеспечивает ему прочное место наверху тотемного списка мужской силы. Мужчины и женщины считают, что мужчина с большим пенисом обладает большей сексуальной силой и мужским темпераментом.

Мужчины даже с посредственным уровнем знаний по этому вопросу понимают с позиции здравого смысла, что женщине скорее болезненно, чем приятно заниматься сексом с мужчиной, который обладает очень большим «орудием». Но вопрос о размерах члена касается скорее чувств мужчины, чем его здравого смысла. Эта эмоциональная сторона вопроса беспокоила мужчин издревле, потому что еще на скалах рисовали мужчины более высокого социального статуса или ранга с большим половым органом и большей палкой . Хотя и на сегодняшний день подобные рисунки остаются актуальными в местах общего пользования, где данная художественная тематика актуализируется назначению заведения .

Мальчики начинают активно сравнивать свой ​​член в период полового созревания, когда появляются волосы в паховой области и интенсивно развиваются гениталии. В течение всей будущей жизни мужчины продолжают сравнивать размеры своих органов в раздевалках, комнатах отдыха, банях. Эти наблюдения или развеивают, или, напротив, усиливают их фобии относительно своей сексуальной полноценности. Известно также, что многое зависит от позиции по изучаемого половой член: если смотреть на него сверху, то размеры несколько скрываются, что может лишь усилить страх владельца о недоразвитый пенис. Тревога мужчин относительно размеров члена очень велика. Племенные шаманы с Берега Слоновой Кости, в Африке эффективным оружием против врага и надоедливых туристов считают угрозу с помощью чар уменьшить размер члена.

Какое значение имеет размер полового члена для женщины? Сексопатологи утверждают, что для них большее значение играют знания партнером эрогенных зон своей партнерши, техника полового акта, чем антропометрические параметры человека. Такие же аргументы приводят и большинство женщин, но почему-то они звучат недостаточно убедительно. Опытные женщины считают, что приемы и поведение в постели влияет на их эмоциональную сферу, поэтому если в этом отношении мужчины равны, они (опытные женщины) выберут мужчин с большим половым органом. Эту позицию описывает выражение «Лучше хороший большой, чем хороший маленький». Поэтому мужчины и женщины в своем большинстве единым фронтом выступают в силу разных причин за большой член.

В одном из номеров журнал «Плейбой» опубликовал исследование своего читателя. Он провел опрос группы женщин, хотя бы один раз рожали в возрасте от 25 до 50 лет. Среди них не оказалось ни одной, которой бы нравился маленький пенис. Конечно, данное исследование не имеет научной ценности, но оно помогает и дальше утверждать, что большинство женщин предпочитают большой мужской половой орган.

Многие женщины также считают, что маленький член с психологической точки зрения не вызывает у них такого возбуждения во время подготовки к половому акту, как большой член, или даже член среднего размера, которые символизируют собой агрессивность, мощь и силу, мужскую энергию. К тому же если член длиннее среднего у женщины возникает перспектива более возбуждающего, более пленительного коитуса, и она уже в силу этих представлений возбуждается с большей силой . Факт хорошо объясняется с этиологической точки зрения - выбор самкой более доминантного самца. К тому же со слов Самохвалова В. П. - «стремление к обладанию престижными ценностями является важной чертой человеческой натуры». Кроме психологических преимуществ большего полового органа (гордость и уверенность владельца), он имеет некоторые физические преимущества - большая маневренность и широкий спектр позиций, также больше растяжение влагалища, площадь соприкосновения, а следовательно более острые ощущения у партнеров. Но вагинальная стимуляция не всегда приводит к оргазму женщины. Этим и объясняется аргументы в пользу техники половых отношений .

За время своего развития человечество предлагало различные способы увеличения полового члена. И не только с помощью волшебства. Для этого смазывали пенис различными веществами, в частности желчью осла. В XVI веке известный итальянский анатом Габриэль Фаллопио советовал желающим больше заниматься онанизмом. Отдельные энтузиасты втыкали в заранее подготовленные разрезы на половом органе куски проволоки, слоновой кости или даже золотые предметы. В более жарких странах на орган надевали чехол и шнурками привязывается к телу. Папуасы демонстрируют такое и сегодня, не только намекая окружающим на свои небывалые потенциальные возможности, но и утверждая тем самым свой социальный статус, тем естественным, что есть. Хранят они в явно не занятом полностью цилиндре табак и еду (рис.).

Для удлинения полового члена издавна был известен такой способ: к органу подвешивался груз, начиная с подросткового возраста. Данный процесс порой продолжался всю жизнь, однако способствовал значительному удлинению полового члена. В вершине реки Ганг можно встретить мужчин из племени Садху с фаллосом до колена; была даже зафиксирована длина 92 см. Другое дело, что данный индивид в постели не дееспособен и процедуры удлинению члена проводились исключительно в эстетических целях и ритуальных традициях .

Мужчины бразильского племени Топинама в XVI веке значительно увеличивали свои органы, подставляя их под укус ядовитой змеи. В течение полугода спустя эти мужчины терпели невыносимую боль, однако в результате они могли удивлять женщин ошеломляющим видом своих членов. В некоторых племенах протыкали иглы через головку члена, что приводило к формированию устойчивых свищей. В дальнейшем в эти отверстия вставляли различные предметы с целью стимуляции полового партнера и человек с самым изысканным «художественным оформлением» считался лучшим любовником и женщины просто не давали ему прохода . В середине ХХ века разработан и курс вакуумной гипертермии и хирургические методы (пересечение подвешивающей и пращевидной связки полового члена,) и методы основанные на статическом вытяжении.

Тем не менее, постепенно культ фаллоса терял свою значимость. Римляне уменьшили его до изображения на амулете, который должны были носить муж с женой для сохранения супружеского счастья, а заодно и свой ​​дом от недоброго взгляда.

В Средние века совсем покончили с культом. Христианская религия и ее верховные пастыри очень негативно относились к открытой пропаганде секса. Мораль того времени – «секс исключительно для продления рода». Чтобы не вводить верующих в соблазн все скульптуры античности публично были «кастрированны». Церковь IX века осудила использование фаллических амулетов распространенных в то время. Этот обычай сохранялся вплоть до XVI века.

В периоды Реформации и Контрреформации на тему сексуальности было наложено жесткое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или прятались за фиговым листьями. Только в научных работах того времени допускались изображения пениса. С Французской революцией, принесшей некоторую свободу, произошло уменьшение давления общественной морали, однако фаллос потерял свою символику фертильности и мужской силы.

Запрещающие действия дали отрицательный результат, спровоцировали появление культа грубой силы, культа не мужа-продолжателя рода, а мужчины-самца. Миром управлял не культ совокупления и любовных утех, а культ примитивной и бездумной покорности. Отсутствие сексуальной грамотности приносило свои горькие плоды - от бессмысленности кровосмешения до ужаса перед нежелательной беременностью, от несчастья мучительной болезни к позору обманутого целомудрия. Все эти страдания связывались с мужским половым органом. Поэтому-то изображение фаллоса долгие века, после Греции и Рима, запрещалось, а обнажение его стало позорным и развратным действием.

Генетическая память - великая вещь, она долгосрочная и устойчивая, неподвластная времени и условиям. Поэтому всякий раз, когда человек сравнивает свой ​​член, он подсознанием возвращается к тем временам, когда фаллос олицетворял силу и мощь своего владельца. Время неуклонно идет, все меняется. Меняются взгляды, мировоззрение, воображение, ценности. Но человек навсегда останется человеком. И точно, как когда-то, каждый человек стремится к лидерству в чем-либо.

Подводя итоги можно отметить, что проблема «размеров» смущала человеческий ум с давних времен и до сих пор в полной мере не потеряла своей актуальности. Правда, принцип «чем больше - тем лучше» убыточный, неверный. Поэтому и существуют среднестатистические нормы размеров мужского полового члена, чтобы провести границу между «чем больше - тем лучше» и «слишком - то нездраво». Об этом в наших следующих статьях.

Литература:

  1. Этинген Л. Е.Как же вы устроены, господин тело? – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1997. – с. 162-168.
  2. Щеплев П. А., Курбатов Д. Г.Малый половой член. Методы коррекции. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – с. 8-30.
  3. Как увеличить размер мужского полового члена. – Пер. с англ. М: КРОН-ПРЕСС; 1995.
  4. Vanggaard T. A Symbol and its History in the Male Word. NewYork; 1972. – P. 34-49.
  5. Кон И. С.Введение в сексологию. – М.: Медицина; 1988.
  6. Onian R. B.The Origins of European Thought about the Body, the Mind, the Soul ets.Cambridge: Univ. Press; 1951. – P. 133-135.
  7. Синицкий Ю. Ю., Синицкий С. Ю.Фалокоригуюча та фалореконструктивна допомога в умовах амбулаторної андрології // Андрология и сексуальная медицина №. 3(39) – с. 26-32.
  8. Feustel R.Sexualität in den Anfangen der Menschheit.Sexuoiogie 1978; 3: 87-89.
  9. Любарский А. В.Отдельные междисциплинарные аспекты эволюции лечения эректильной дисфункции от ректального массажа к «фаллической» Виагре // Здоровье мужчины №2 (17) 2006. – с. 52-54.
  10. Schonfeld W. A. Beebe G. W.Normal Growth and Variation in the Male Genitalia form Birth to Maturity. // Journal of Urology – 1942. – – P. 759-777.

Фаллический символ в старину считался очень сильным оберегом. Наши предки сраму не ведали и не делали вид, что фаллоса не существует. Не зная того, когда и откуда может прийти несчастье, люди спасались от неведомого, прикрепляя к воротам своего дома различные символы, в том числе – оберег в форме фаллоса. Знаете ли вы, что слово «удача» происходит от слова «уд»? Так древние славяне называли таинственного бога, покровителя любовной связи. Соответственно, фигурки в виде органа тела – фаллоса, без которого эту связь невозможно осуществить, считались мощными оберегами.

Слово «удовольствие» тоже имеет корень «уд» и имеет прямое отношение к древнему богу. Бог Уд изображался в образе кудрявого молодца, который восседал на туре. Рога тура были обвиты венком из ветвей калины – символом девственности.

Фаллическими символами украшали домашнюю утварь, кольца,серьги, ожерелья. Иногда к этим символам подвешивали колокольчики, которые должны были усиливать силу амулета, распугивая звоном злых духов и «нечистую силу». Фаллосы с колокольчиками подвешивали в спальне, передней. Торговцы считали, что такие амулеты приносят удачу, и вешали их в торговых лавках.

В те далекие времена очень популярны были фаллосы, изготовленные их бронзы, с петелькой для подвешивания. У некоторых народов детям надевали на шею такие амулеты, спрятанные в золотые футлярчики. Воины рисовали фаллос на шлемах и щитах, моряки – на носу корабля. Римляне, возвращаясь с победой, прикрепляли фаллосы-амулеты к колеснице, чтобы ослабить силу завистливых взглядов.


Фаллическую вакханалию не стерпела . Она очень строго относилась к разного рода амулетам. Не просто было справиться Церкви с языческими традициями и заставить людей отречься от помощи таинственных сил амулетов. С волшебством и ведовством, суевериями и даже Церковь сражалась рьяно, при этом не сомневаясь в их существовании. В 221 году вышел специальный указ римского папы Григория II, запрещающий ношение амулетов. Лаодикийский собор подтвердил этот запрет в IV веке. У женщин, изобличенных в колдовстве, инквизиция изымала амулеты и приворотные зелья.

Бороться с желанием охранять себя материальными вещицами, а не только крестным знаменем, религии оказалось не под силу. Тогда вместо бронзовых фаллосов и волшебных камушков появились — медальоны с изображением , фигурки ангелочков, образки святых, ладанки с мощами. Языческие заклинания заменили цитатами из Святого писания. Так, на православном кресте появилась надпись: «Спаси и сохрани».

Сегодня, фаллосы, изготовленные из дерева, раскрашенные яркими красками и обвязанные цветными лентами, можно увидеть в Таиланде. Это символы плодородия и богатства. Тайцы приносят их в пещеру Принцессы Любви, расположенную на одном из островов провинции Краби. В Бангкоке есть роща, называемая Храмом Плодородия, где расставлены деревянные фаллосы различных размеров.

Гигантский каменный фаллос находится в монастыре Ват По в Бангкоке. Сюда приходят с целью прикоснуться к символу плодородия, чтобы разбогатеть или забеременеть На острове Самуи есть чудо, сотворенное природой, – скалы, представляющие собой изображение мужских и женских гениталий. Тайцы ласково называют их «Бабушкой» и «Дедушкой». Многочисленные туристы фотографируются здесь на счастье и здоровье.

ФАЛЛИЧЕСКИЙ (Греч.) Все, что относится к половому культу; или внешне имеет сексуальный характер, как, например, индусские лингам и иони - символы мужской и женской производящей силы, - которые не обладают ни одним из тех нечистых значений какие им приписываются западным умом.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Фаллический , или половой культ . Почитание и благоговение, выказывая богам и богиням, которые, как Шива и Дурга в Индии, символизируют два пола.

Фаллический элемент, встречаемый в каждом имени, данном Богу, и в каждом сказании Ветхого Завета и до некоторой степени и в Новом Завете , может также со временем значительно изменить современные материалистические взгляды на биологию и физиологию.

Лишенные их отталкивающей современной грубости, подобные представления о Природе и человеке, опираясь на авторитет небесных светил и их тайн, раскрывают эволюцию человеческого мышления и докажут, насколько естественно было подобное течение мысли. Так называемые фаллические символы стали непристойными только в силу материального и животного элемента, заключенного в них. Вначале подобные символы были только естественны, ибо они зародились в архаических расах, которые, зная, что они произошли от двуполых предков, являлись в своих собственных глазах первыми проявлениями разделения полов и тайны, в силу которой они в свою очередь творили. Если последующие расы, и в особенности «избранный народ», и унизили эти символы, то это нисколько не меняет их происхождения.

Спрашивающий. Прежде, чем мы сменим тему, нам нужно узнать всю правду вот о чём. Сейчас некоторые пишут, что ваше учение "аморально и пагубно", а другие, полагаясь на так называемых "авторитетов" и востоковедов, не видящих в индийских религиях ничего, кроме культа секса в разных формах, обвиняют вас в том, что вы учите фаллическому культу. Они говорят, что раз современная теософия тесно связана с восточной и особенно индийской мыслью, она не может быть свободна от этого налёта. Иногда они даже заходят так далеко, что обвиняют европейских теософов в воскрешении практик, связанных с этим культом. Как насчёт этого?

Теософ. Я слышала и читала об этом и раньше, и отвечу вам, что более безосновательной и лживой клеветы ещё не изобреталось и распространялось. "У дурака и сны дурные", гласит русская поговорка. Кровь закипает, когда слышишь такое низкое обвинение, выдвинутое без малейшего основания, на базе одних предположений. Спросите у сотен уважаемых английских мужчин и женщин, годами состоявших членами Теософического Общества, проповедовали ли мы им когда-нибудь аморальные заповеди и пагубные доктрины. Откройте "Тайную Доктрину", и вы обнаружите, что там страница за страницей иудеи и другие народы порицаются именно за их приверженность фаллическим ритуалам из-за буквального толкования природного символизма и грубо-материалистического понимания дуализма природы во всех экзотерических вероучениях. Такое постоянное и злонамеренное искажение наших учений и взглядов поистине постыдно.

Спрашивающий. Но вы не можете отрицать, что фаллический элемент в религиях востока действительно существует?

Теософ. Я этого и не отрицаю, а лишь утверждаю, что он там присутствует не в большей степени, чем в христианстве, религии Запада. Прочтите "Розенкрейцеров" Харгрэйва Дженнинга, если хотите убедиться в этом. На Востоке фаллический символизм, возможно, более прямой из-за того, что более верен природе, или, я бы даже сказала, более наивный и искренний, чем на Западе. Но он не более распущенный, и не внушает восточному уму тех же грубых представлений, которые он вызывает в уме западном, может быть, разве за одним или двумя исключениями, такими как позорная секта, известная под названием "Махараджа", или Валлабхачарья.

Спрашивающий. Один из ваших обвинителей в журнале "Agnostic" недавно намекнул, что последователи этой постыдной секты - теософы и "притязают на истинное постижение теософии".

Теософ. Он написал неправду, вот и всё. В нашем Обществе никогда не было и сейчас нет ни одного валлабхачарьи. Что же до того, что они постигли теософию или претендуют на это, то это другая выдумка, основанная на полом невежестве касательно индийских сект. Их "Махараджа" предъявляет права лишь на деньги, жён и дочерей своих глупых последователей, и не более. Эту секту презирают все остальные индусы.

Но вы найдете пространное рассмотрение всего этого предмета в "Тайной Доктрине", к которой я снова должна отослать вас за подробными объяснениями. В заключение могу сказать, что сама душа теософии - против фаллического культа; и её оккультная или эзотерическая часть - ещё более, чем экзотерические учения. Не было ещё более лживого утверждения, чем вышеприведённое. А теперь задавайте другие вопросы.

Никто особо не задумывается об этом, но вся наша жизнь напрямую связана с символами, которые нас окружают. Некоторые люди относятся к ним нейтрально, другие же устраивают из них культ, иногда доходящий до фанатизма. Целый вокруг нас. Они есть во всех сферах жизни, начиная от телепередач и кинофильмов и заканчивая Нельзя забывать и о стихотворной форме, где каждое сочинение зачастую помимо основного смысла имеет и подтекст. А двойное значение - это одна из главных характеристик, необходимых для определения истинной сущности. Казалось бы, обычные на первый взгляд предметы на самом деле несут в себе совсем иной символизм и подтекст. Герман Гессе, например, считал, что каждое явление на земле - это символ, а через него душа проникает в наш мир.

Изображения с фаллическим смыслом были популярны у большинства народностей, на всех континентах нашей планеты, следовательно, творцы (живописцы, скульпторы, литераторы) часто использовали их в своих произведениях.

Фаллические символы - что это такое?

К ним можно отнести образы и предметы, способные вызвать ассоциации с органами оплодотворения как мужскими (фаллос), так и женскими (ктеис). Однако не стоит ограничивать подобные символы вытянутыми и стоящими предметами, как делают это многие авторы, изучающие данный вопрос. Так как репродуктивная функция относится к одной из наиболее важных для человека, соответственно, и многие народы, их культуры почитают все, что напрямую или косвенно связано с этим процессом. Практически в любой религии мира можно найти символы, похожие или напрямую изображающие фаллос или другие половые органы. Не обошла эта особенность и праведное на первый взгляд христианство.

Доисторические фаллические символы

Первые сведения об использовании фаллических символов отсылают нас к временам неолита, постледниковому периоду. На рисунках, обнаруженных в пещерах на территории современной Франции, были изображены фаллосы, символизирующие мужскую силу и основу рода. Согласно данным проведенной экспертизы, этим рисункам около 30 тысяч лет. В Швеции были найдены изображения бронзового века, на которых явственно различим охотник с явно гиперболизированными половыми органами.

В Зимбабве был обнаружен рисунок огромного пениса с прямой линией, тянущейся вдоль и переходящей в цветок лилии, что, по мнению историков, символизировало половой акт и продолжение рода. Как показывают данные находки, фаллические символы древности применялись в искусстве и быту на всей территории нашей планеты, несмотря на отсутствие контактов и связи между континентами.

Символы фаллоса в Египте и Риме

Зарождение современной цивилизации началось в регионе Средиземноморья, в истоке Нила, самой плодородной части Египта. Культ фаллоса был довольно популярен в египетской древней мифологии и представлен божествами Мином, Амоном Ра и Асирисом. Ходили легенды о размерах полового органа фараонов. Некоторые фаллические символы можно встретить в экспозициях краеведческого музея в Каире.

Сохранилось множество артефактов эпохи Древней Греции: скульптур в виде фаллоса, возведённых в честь бога Диониса, а также изображений празднований в его честь. Также дошли до наших дней скульптуры Приапа, бога-беса, главного представителя фаллического символизма в этой древней культуре. Зачастую детородный орган Приапа изображался длиннее его тела, показывая тем самым его могущество. В честь него устанавливали скульптуры, представляющие собой длинную каменную колоду с головой бородатого мужчины и длинным пенисом. Позже фаллические традиции эллинов перекочевали в Древний Рим, где подобные изображения и артефакты приобрели магическую силу оберегов. По преданию, они отводили сглаз и защищали от злых потусторонних сил. Практически в каждом дворе был подобный тотем.

Славянская культура

Фаллические символы у славян можно встретить практически у каждого языческого божества. Помимо этого, они широко применялись при проведении обрядов. Воспринимались они славянами как обереги. Иногда талисман в виде фаллоса вывешивался на ворота и, по мнению хозяина, помогал в развитии домашнего хозяйства. Даже русское слово «удача» имеет древнеславянский корень "уд", который соответствует имени древнего бога, ответственного за успешное исполнение любовных контактов. Бог Уд изображался на рисунках с другим эротическим знаком - венком из калины, символом девственности и целомудрия. Венок был проткнут рогами Уда, что означало первый половой контакт. Сувенирные фаллосы на территории Древней Руси изготавливались из разных материалов. В особом почете была бронза.

Другой традицией язычников являлась выпечка куличей. Форма такого изделия напоминала мужской детородный орган с характерной шляпкой на верхушке, залитой белой сахарной глазурью (похожей на мужское семя). Кулич посыпался зерном, которое символизировало плодородие и пробуждение природы. Зачастую такую выпечку дополняли крашеными яйцами, что в комплексе выстраивается в явный символ мужского детородного органа. Именно кулич после крещения Руси перешел из языческой в христианскую традицию, фактически сохранив свое первоначальное значение.

Роль символов в христианстве

Заменив в Киевской Руси язычество, христианство, тем не менее, вобрало в себя многие фаллические символы При этом также принесло и свои. Фаллические символы в христианстве можно встретить на каждом шагу. Например, купол, который венчает православные и есть не что иное, как символ необрезанного фаллоса (как у иудеев). Стоит посмотреть и на классическое строение христианских храмов, где основа похожа на мошонку, а высокая часть напоминает фаллос. Следует отметить, что на заре зарождения христианства Иисус изображался с половыми органами. Наглядным примером служит Терракота времен Меровингов из музея Сен-Жермена, изображающая Иисуса с пенисом. При этом он держит копье в одной руке и луну в другой и побеждает зло, представленное в Другим главным символом, который должен иметь каждый христианин, является крест. По преданию, он также являл собой знак детородного органа. Помимо скрытых символов, в христианстве использовались и открытые изображения фаллосов, например, в украшении некоторых католических церквей Испании, Чехии, Франции. Также с развитием паломничества по святым местам фаллические символы появились и в памятных значках, предлагаемых монахами.

Падение популярности фаллических символов

С наступлением эпохи Реформации данный культ утратил свою популярность. Фаллические символы в искусстве стали реже встречаться. На сексуальность было наложено табу, и все упоминания фаллоса в произведениях изобразительного искусства старались закрашивать, а половые органы на скульптурах прикрывались фиговыми листками. Многие ученые тех времен осуждали сексуальность и стыдились упоминаний о ее атрибутах в культуре. Длился данный запрет около 200 лет, и за это время многие произведения искусства были переделаны, но не все из них затем можно было привести в первозданный вид.

Фрейд и возрождение культуры сексуальности

Одним из тех людей, которые сняли запреты с темы сексуальности, был известный немецкий врач-психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что мысли человека трансформируются в образы и символы. Фаллические символы, по Фрейду, имеют место практически в любом предмете. Они вместе с иными неосознаваемыми образами зачастую проявляются в сексуальных формах. Многие считают теорию Фрейда ошибочной и несостоятельной, однако тот резонанс, который она оставила в обществе, явно повлиял на современное искусство и общество в целом, вновь открыв миру сексуальность и ликвидировав табу, возложенное на фаллические символы.

Современность

В наше время фаллические символы не являются чем-то постыдным и используются повсеместно. Их можно встретить в современных живописи, скульптуре, литературе. Многие художники пытаются эпатировать публику использованием изображений половых органов в своих инсталляциях. Появилась такая форма фаллического искусства, как обнаженный перформанс, где главным полотном для искусства выступает сам человек, а прямое демонстрирование половых органов есть не что иное, как выражение своих эмоций, через символы частей тела. Также изображения фаллосов и их символы продаются в качестве различных сувениров во многих странах, особенно Азиатского региона.

Фаллический культ выражается:

1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ;

2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов;

3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека,

4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом.

Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название. Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (например, японцев), а в виде многочисленных переживаний у крестьянского населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от фаллического культа, так как изображение фалоса, символом которого является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной фаллического культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, то есть в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде , могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия.

Значение фаллического культа

В пещере Ла Мадлен найдена галька явно фаллической формы с выгравированными мужчиной и женщиной на противоположных сторонах. По всей вероятности, гинандроморфные образы символизируют единство родовой корпорации. Отдельным находкам исследователи не дают четкого толкования, именуя их просто предметами. Однако специфика формы и особенности орнаментации также позволяют усматривать фаллическую смысловую нагрузку.

По общему виду скульптурных фигурок и повторяющимся особенностям деталей правомерно сделать вывод, что они имели различное функциональное назначение.

Во-первых, фаллические фигурки, бесспорно, служили объектом культового поклонения, условным знаком приходящей извне духовной мощи, физической и психической энергии, проникающих в женское тело посредством фаллоса, превращаясь там в душу будущего человека.

Во-вторых, эти статуэтки, похоже, применялись при родовспоможении, как это наблюдалось еще в XIX веке у северных народов России, когда фаллического вида божок ставился рядом с роженицей и должен был способствовать благополучному разрешению от бремени. Нельзя исключить, что и в более ранние времена повсеместно фаллические фигурки использовались с этой же целью: воздействовать психически, а то и физически на беременную женщину, чтобы вызвать возбуждение и сокращение мышц для облегчения родов (использование эффекта пласебо).

В-третьих, указанные предметы могли применяться при обрядовом осуществлении дефлорации девушек родового сообщества. Скульптурный фаллос в этом случае выступал символом рода, члены которого утратили право на инцест. Родовой фаллос со временем приобрел значение символа власти в роду и стал жезлом родоначальника. Отголоски этого обряда сохранились до наших дней. Скажем, в ряде местностей Индии девушка накануне замужества производит самодефлорацию с помощью каменного божества. Если же умирает незамужняя, то жрец храма совершает обряд дефлорации тем же каменным приспособлением.

В-четвертых, не исключена возможность чисто прагматического использования предметов фаллической формы в качестве люстмахера для мастурбации и эротических переживаний. Допустим, при неудовлетворенности женщины половыми партнерами или отсутствии таковых по причине войны, затяжной охоты и т.д.

Можно предположить, по аналогии со скифо-сарматской культурой иную практическую функцию. Дело в том, что киммерийцы-«доители кобылиц», скифы и сарматы ради повышения удоев молока применяли хитроумное изобретение -- полую костяную трубочку, черезкоторую вдували воздух для возбуждения кобылы. Тот же эффект сексуального раздражения мог использоваться и для увеличения истока материнского молока у кормящих женщин, тем более, что кормление грудью в силу ограниченности продуктов питания иной раз продолжалось до 5--7-летнего возраста. И, наконец, в-пятых, вполне может статься, что фаллическими предметами пользовались для садистски жестоких наказаний неисправимо провинившихся членов рода, которые лишались тем самым своей мужской социальной роли. У тех же скифов-сарматов юноша, отказавшийся от военного подвига, долженствующего перевести его в разряд мужчин, обязан был носить женскую одежду и выполнять все женские функции. По Ветхому Завету, «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный орган, тот не может войти в общество Господне». Но самой крайней мерой наказания, известной в истории, являлось сажание на кол -- казнь, получившая широкое распространение в Сарматии, как в XVI--XVII веках называлась на Западе Речь Посполитая.

Выделение функциональных различий не означает, что фаллические предметы были строго дифференцированы. Им могло быть свойственно и многоцелевое назначение. (Так, соединение первой и третьей из названных функций порождало идею силы власти). Вместе с тем, сами они подвергались стилизации, превращаясь в амулеты и символические укра- шения, иной раз весьма пикантные. Например, керамическая статуэтка-сосуд, на которой изображен минет (Перу), с ручкой, имеющей вертикальный отвод. А в наши дни у курских женщин большим спросом пользовалась губная помада в виде фаллоса.

Нельзя конечно, исключать и того, что в рисунках, гравюрах и скульптурных композициях проявлялись мотивы, мягко именуемые сегодня «туалетным творчеством». Наблюдаемая ныне заборно-стенная живопись имеет своими истоками творчество древних, которым, так же, как и современным людям, был присущ выплеск сублимированной энергии.

По мере усиления патриархальных тенденций первобытной общины, и в особенности с переходом к производящему хозяйству и вирилокальному принципу социальной организации, такие ритуально-культовые предметы и изображения встречаются все чаще, а их символическое значение все более отдаляется от первоначального комплекса эмоциональных переживаний, о чем говорит постепенная стилизация формы. Можно даже определенно сказать, что вместе с изменением формы происходит трансформация идеи, принимающей смысл силы, могущества родовой власти, и в конечном счете власти вообще.

Наиболее, может быть, показательной в этом плане является так называемая «молоточковидная булавка», встречающаяся в захоронениях (погребальных комплексах) катакомбной культуры (II тыс. до н.э.), ассоциируемая археологами с родоначалием. Она изготовлялась из кости теперь уже вымершей рыбы spurus. Молоточковидная булавка имела вытянутую сигарообразную форму и украшалась орнаментом ленточных насечек.

Характерно в этом отношении, заметим, наличие у донских казаков вплоть до XX века в качестве основного символа передачи власти атамана -- насеки (аналог жезла родоначальника), на которой насечками отмечалось каждое очередное правление. Так же, как и в других случаях, жезл-насека имел стилизованную форму. Возможна и семантическая связь прочерчиваемых на насеке отметок с орнаментированием жезла начальника в родовых обществах.

Идея могущества и власти опредмечивается также в изображениях змеи, царском жезле и скипетре. Она прослеживается и в архитектурном ансамбле средневекового рыцарского замка, обязательным компонентом которого выступает взметнувшаяся ввысь башня. Фаллос символизировал и общее одухотворяющее начало. Семя считалось воплощением и источником жизненной силы. В древнеиндийской мифологии оно отождествляется с абсолютным идеальным началом, лежащим в основе мироздания. У многих народов кастраты считались социально неполноценными. Оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного врага зачастую числился почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. (Некий египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им ливийцам, называет среди трофеев 6 359 половых членов ливийских воинов, а также сыновей и братьев вождей и жрецов.

Особое значение придавалось эректированному фаллосу, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен был внушать окружающим страх и почтение. У австралийских аборигенов мужчины при встрече в знак приветствия дотрагивались до половогочлена друг друга. На фресках Тассили каменного века носители высокого социального кий религиозный символ. В Древней Греции перед храмами и домами ставили квадратные колонны (гермы) с мужской головой и эректированным половым членом, охранявшие дороги, границы, ворота. Повреждение герм считалось святотатством. Дети носили на шее амулеты в виде фаллоса как средство защиты от зла. А мифологический Приап, божество плодородия и покровитель чувственных наслаждений -- изначально собственно фаллос.

Его имя стало поэтическим эвфемизмом для обозначения полового члена. Отсюда возник и медицинский термин «приапизм». Древние греки и римляне иногда завязывали крайнюю плоть или применяли специальный зажим -- fibula (отсюда инфибуляция).

Наряду с прямыми символами силы и могущества широко культивировались и другие, косвенно характеризующие признаки мужского сексуального поведения. Орлы, соколы, львы выступают как тотемический властный атрибут, отражая в своем облике агрессивность, свойственную мужскому этологическому типу. Показательно, что в начальные периоды становления государственной власти, ее сущность ассоциировалась в сознании людей с мужской потенцией, поэтому социальными экспектациями правителю предписывалось иметь бесчисленное множество жен и наложниц. Разумеется, в определенной мере это усиливало державный патернализм, так как не только в общественном мнении, но и в реальности, тем самым, воспроизводились отношения отца--правителя и детей -- его подданных. Однако в еще большей степени мужская сила расценивалась как способность к управлению государством, умение поддерживать мощь государственного образования и защищать страну от внешних врагов. Даже египетская царица Хатшепсут, приняв титуфараона, приказала изобразить себя в виде мужчины с искусственной бородкой, и э и это несмотря на мощные пережитки матриархата в династическом наследовании власти. И в мифологии древних греков Уран -- бог неба и первый правитель Олимпа, утратил власть над богами вместе с потерей детородного органа в результате заговора своих сыновей.

Младший сын Урана -- Крон, который и осуществил эту операцию кривым стальным мечом, стал новым небесным иерархом. Как известно, из капель крови божественного фаллоса родились богини проклятия, кары и мести -- эринии (Алекто, Тисифона, Мегера), а из пены, поднятой его падением в море, -- богиня любви Афродита.