» » Цивилизации древнего двуречья. Цивилизации древнего двуречья Система культур - Месопотамия

Цивилизации древнего двуречья. Цивилизации древнего двуречья Система культур - Месопотамия

Первые города-государства образовались в Месопотамии в 4-3 тыс. до н.э. Наиболее крупные: Шумер, Ур, Урук, Лагаш, Аккад, Вавилон. Большинство городов основали шумеры. В 6-5 тысячелетиях до н.э. в Северном и Южном Двуречье существовало племенное общество.

Культура и искусство Двуречья этой ранней эпохи прошли путь развития, который условно определяется следующими наименованиями. Период Халаф (Телль-Халаф), датируемый концом 6-5 тысячелетиями до н.э. За ним следует период Убайд - 4000-3500 гг. до н.э. Наступивший затем период Урук охватывает время с 3500 по 3000 г. до н.э. Завершающим является период Джемдет-Наср с 3000 до 2850 г. до н.э.

В конце 4 - начале 3 тысячелетия до н.э. сельское хозяйство отделилось от ремесла и началось применений рабского труда. К этому времени наиболее крупные и богатые поселения уже превратились в города. Вся власть в них, экономическая, общественная и религиозная, сосредоточилась в руках правителей из числа родовой знати. Свое главенствующее положение они защищали с помощью дружин, состоявших из жителей городов. Однако в эту пору в первых городах-государствах Шумера еще сохраняли значение, (как в сельских общинах), советы старейшин и народные собрания.

Вследствие того, что в Двуречье отсутствовали строительный камень и лес, в течение 4 тысячелетия до н.э. складывались формы архитектуры из сырцового кирпича. Постепенно вырабатывались планы, характер оформления фасадов, конструкции перекрытий, сначала жилищ, а позднее гражданских построек, дворцов и храмов.

Периодические разливы Евфрата и Тигра, часто катастрофические, заставляли выбирать для поселений возвышенные места. Затем из века в век новое строительство осуществляли на утрамбованных руинах старых построек.

В конце первой половины 4 тысячелетия до н.э., в период Убайд, в центральной части древнейших городов были построены первые небольшие храмы из сырцового кирпича с прихрамовыми хозяйственными помещениями. Храм возвышался над окружавшими домами благодаря тому, что был сооружен на высокой платформе, защищавшей его от почвенной влаги. Для подъема на платформу служили лестницы, или пандусы. Прямоугольное здание самого храма располагалось не посредине платформы, а ближе к одному из ее краев. Планировка самого храма была основана на распределении помещений вокруг центрального зала или двора Стены храма снаружи и внутри, а также боковые стороны платформы членили невысокие прямоугольные в плане выступы - лопатки. Это было средство для укрепления сырцовой кладки и одновременно ее декорации.

Расписная керамика. Памятники искусства периода Халаф были найдены в могилах поселений Северного Двуречья. Здесь открыто много расписной многоцветной керамики - бокалов, чаш, блюд, сделанных без помощи гончарного круга, который появился только в конце 4 тысячелетия до н.э. уже у шумерийцев. Сосуды обожжены и имеют тонкую по цвету коричневато-красную, бледно-розовую, желтоватую или желто-зеленую окраску. Схематичные, тонко прорисованные черным, коричневым, красным или желтым, фигуры птиц, рыб, женщин, скорпионов (несомненно, связанные с магическими представлениями, погребальными обрядами) размещены крестообразно - вокруг розетки или свастики - так, что создается ощущение бесконечного их вращения, «полета» по кругу. Не просто оценить архитектуру Древней Месопотамии т. к. все архитектурные сооружения были созданы из глины, которая растекалась под влиянием дождя и времени. Собственно, главным материалом к постройке был кирпич-сырец. (украшали только фасады, ибо дорого).

В древнем Междуречье задача орнамента – разграничивать плоскости. Изготавливались печати из сердолика, кальцедона, оттиски. Божества изображались: - с водой; - в окружении св. дерева; - в окружении св. животных.

Чаша из Самарры – указывает на упрощенность, плоскость, тяготение к орнаменту – условный меандр, священные животные.

Сосуд с изображением козла – священное животное. Изобр.геометризовано.

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигатти») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг. Развивается декор.

При коренном стилистическом единстве в разных частях Двуречья существовали некоторые отличия в характере исполнения статуй молящихся (так называемых адорантов) и богов. В городах на самом юге господствовали приземистые, укороченные пропорции фигур, круглая, шарообразная форма голов. Для Северного Двуречья были свойственны стройные вытянутые пропорции, более удлиненная форма голов и лиц. В группе скульптур из Южного Двуречья наиболее типичны две: статуя из базальта начальника житниц города Урука по имени Курлиль и открытая в Лагаше известняковая статуя молящейся женщины. Объемы обеих скульптур - сидящего со скрещенными ногами Курлиля и прямо стоящей женщины - чрезвычайно мало расчленены. В стилистическом же отношении подчеркивание только самого основного в силуэте и во всех частях фигур придает им монументальность, несмотря не их небольшую высоту. Спокойствие поз, уравновешенность правой и левой сторон скульптур сообщают им торжественность.

Важно: кинематографический эффект. Изображение развивается.Культ обожествленного правителя. Правитель = раб богов. Скульптуру выполняют по одним и тем же канонам.

    Дворец Нарам-Суэна 22 в до н.э. (вертикальное членение)

    Дианитовая статуэтка Гудеа (на одеждах изобр. Чертеж храма в Лагаше) – обращается к богам.

    Гудеа статуя из дионита (3 метра)

studfiles.net

Система культур - Месопотамия

4.3. Культура Древней Месопотамии

Общая характеристика

Древние греки называли Месопотамией (Междуречье, или Двуречье) земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат. В долине двух рек в IV тыс. до н.э. возник еще один очаг древних цивилизаций – культура столь же великая, как и в долине Нила. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и сложилось одно государство, в Месопотамии сменяли друг друга различные государственные образования – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Здесь ассимилировали разные народы: воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города. История и культура Двуречья более динамична по сравнению с консервативной и стабильной культурой Египта. Независимых городов-государств на территории Месопотамии в IV – III тыс. насчитывалось около 2 десятков. Наиболее значимыми из них были: Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад, а самым молодым Вавилон, культурное и политическое значение которого возросло во II тыс. до н.э. Поскольку культурный фундамент Месопотамии был заложен Шумерами, и большинство городов было основано ими, то древнейший период принято называть шумерским. В XXIV – XX в.в. усиливается мощь и влияние Аккада, народ которого очень многое воспринял у шумеров и с этого периода можно говорить о шумерско-аккадском царстве.

Географическое положение

Территория, лежащая между реками Тигр и Евфрат, простирается от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. Она была наиболее удобной для широкого развития земледельческого хозяйства среди регионов Передней Азии. На западе граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке – с горными кряжами Западного Ирана. Средняя и южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями (аллювием) Тигра и Евфрата, рек, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю. Тигр берёт своё начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума на высоте 2 тыс. м. над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой. Несмотря на то, что Тигр на 750 км короче Евфрата, он несёт вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км. Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию, и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября. Русла обеих рек переместились в течение истекших пяти тысячелетий. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса, были расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла Евфрата. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-востоку. Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше. Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями; обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.

Библейский Эдем

Тигр и Евфрат – это еще и библейские реки.

В Книге бытия читаем (2, 8-17): «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни среди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геоан]: он обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хидеккель [Тигр]: она протекает перед Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить. И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Из четырех названных рек известны только две – Тигр и Евфрат. О том, что такое Гихон и Фисон, спорят до сих пор.

Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледелия. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть, несколько отличались в климатическом отношении. В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма не растет в диком виде.

Естественные богатства в Месопотамии не велики. Жирная и вязкая глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьем в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, делали особо прочный материал, который заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья.

Небогат и растительный мир. Древнейшее население акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни имели финиковая пальма и тростник. Древние надписи и изображения указывают на то, что здесь были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга – дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.

Древнейшие государства

Культура Месопотамии, возникшая не позднее IV тысячелетия до н.э. в бассейне рек Тигр и Евфрат, это результат творчества многих народов. Древние государства Месопотамии – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия. В их городах находились дворцы царей и культовые сооружения, жилища земледельцев и ремесленников. Каждый город имел бога-покровителя, который управлял им опосредованно, через царя, последний был его земным подобием. Если народ одного города завоевывал другой, то божество покоренного считалось подчиненным божеству завоевателей, а разрушение храма было равносильно политическому уничтожению города. При образовании крупных держав бог-покровитель политического и культурного центра, вокруг которого протекало объединение, становился верховным богом, отцом всех богов. Царь в качестве верховного жреца мог непосредственно общаться с богами, в тайны которых он был посвящен. По представлениям этой культуры царь – исполнитель воли богов, передавших в его руки ме – священные законы. Его долг заключается в установлении на земле порядка и в том, чтобы, согласно таким понятиям, как мудрость, справедливость, доброта, героизм, вершить правосудие.

Шумерская цивилизация

Шумерская культура (наряду с египетской) – древнейшая культура, дошедшая до нас в памятниках собственной письменности. Она оказала существенное влияние на народы всего библейско-гомеровского мира (Ближний Восток, Средиземноморье, Западная Европа и Россия), и таким образом заложила культурные основы не только Двуречья, но и явилась, в определенном смысле, духовной опорой иудео-христианского типа культуры. Современная цивилизация делит мир на четыре сезона, 12 мес., 12 знаков зодиака, измеряет минуты и секунды шестью десятками. Впервые мы находим это у шумеров. Созвездия имеют шумерские именами, переведенные на греческий или арабский языки. Первая школа, известная из истории, возникла в г. Уре в начале 3 тыс. Иудеи, христиане и мусульмане, обращаясь к тексту Священных писаний, читают истории об Эдеме, грехопадении и потопе, о строителях Вавилонской башни, языки которых смешал господь, восходящие к шумерским источникам, обработанным еврейскими богословами. Известный из вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирийских источников царь-герой Гильгамеш – персонаж шумерских эпических поэм, повествующих о его подвигах и походах за бессмертием, почитался как бог и древний правитель. Первые законодательные акты шумеров способствовали развитию правовых отношений во всех частях древнего региона.

Хронологические рамки

Принятая в настоящее время хронология такова:

Протописьменный период (XXX-XXVIII в. до н.э.). Время прихода шумеров, возведение первых храмов и городов и изобретение письменности.

Ранннединастический период (XXVIII-XXIV в. до н.э). 1. Формирование государственности первых шумерских городов: Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др.; 2. Становление основных институтов шумерской культуры: храм и школа; 3. Междоусобные войны шумерских правителей за превосходство в регионе.

Период династии Аккада (XXIV-XXII в. до н.э). Становление единого государства: царство Шумера и Аккада. Саргон I основал столицу новой державы Аккад, объединившей в себе обе культурных общности: шумеров и семитов. Правление царей семитского происхождения, выходцев из Аккада, Саргонидов.

Эпоха кутиев. На шумерскую землю нападают дикие племена, которые управляют страной в течение столетия.

Эпоха III династии Ура. Период централизованного управления страной, засилья учетно-бюрократической системы, время расцвета школы и словесно-музыкальных искусств (XXI-XX в. до н.э). 1997 год до н.э – конец шумерской цивилизации, погибшей под ударами эламитов, но основные институты и традиции продолжают существовать до прихода к власти вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э).

Приблизительно за 15 веков своей истории Шумер создал основу цивилизации в Месопотамии, оставив в наследство письменность, монументальные сооружения, идею справедливости и права, корни великой религиозной традиции.

confliktcultur.ucoz.ru

Приложение. Хронологические таблицы

История Месопотамии времен шумеров, аккадов, Ассирии и Вавилона до сих пор в значительной степени остается малоизученной. Зачастую новые находки, новые тексты или памятники с мемориальными надписями заставляют историков корректировать те или иные даты и периоды в жизни месопотамских государств. Особенно мало сведений по хронологии шумеров - они, как правило, не составляли хронологических списков или летописей. Знаменитый “Царский список”, относящийся ко временам III династии Ура, дает очень неточную хронологию - и за счет плохой сохранности копии списка, доступной древним переписчикам, и из-за того, что часть правителей из списка - чисто мифологические персонажи.

За основную точку отсчета хронологии месопотамских государств обычно берется период правления Хаммурапи в Вавилоне. Датировки более позднего исторического периода значительно более точны, поскольку ассирийские владыки составляли довольно подробные списки своих династий с указанием различных важных событий, происходивших в это время.

На помощь историкам в этом деле приходит и астрономия. В древних летописях и храмовых надписях порой встречаются упоминания о таких событиях, как солнечное затмение или комета, считавшихся божественными предзнаменованиями. С помощью современных методов достаточно легко с большой точностью определить даты этих событий.

Даты Южная Месопотамия (Шумер и Вавилония) Северная Месопотамия (Ассирия)
X-IX тысячелетие до н.э. Первые поселения земледельцев в Месопотамии
6500 лет до н.э. Докерамическая культура
Начало IV тысячелетия до н.э. Древнейшая месопотамская керамика и бронза
1-я пол. IV тысячелетия до н.э. Эриду - первый город шумеров, колыбель шумерской цивилизации
2-я пол. IV тысячелетия до н.э. Культура Эль-Обейда (дошумерский период)
3000 - 2800 гг. до н.э. Зарождение шумерской пиктографии, Протописьменный период (культура Урука)
2800 - 2700 гг. до н.э. Культура Джемдет-Насра (первые памятники шумерской письменности)
2600 - 2350 гг. до н.э. Раннединастический период в Шумере. В Лагаше - время правления Лугальанды, реформы Уруинимгины. В Уруке - правление Лугальзаггеси, первая серьезная попытка объединения всех городов Шумера в единое царство Регулярные появления первых кочевых скотоводческих племен семитов
2350 - 2284 гг. до н.э. Время правления Саргона Древнего, возникновение Аккадского царства
2284 - 2150 гг. до н.э. Правление Саргонидов в Шумере. Аккадское царство
2150 - 2060 гг. до н.э. Нашествие кутиев, завоевание ими северной Месопотамии и северного Шумера (кроме Ура и Урука)
2060 г. до н.э. Изгнание кутиев из Шумера
2050-е годы до н.э. Правление Гудеа в Лагаше, последний подъем Лагаша как культурного и политического центра Шумера
2050 - 1950 гг. до н.э. Правление III династии Ура, объединение Месопотамии под властью Царства Шумера и Аккада
1950 г. до н.э. Вторжение кочевых племен амореев. Приход ассирийцев на территорию Междуречья.
1950 - 1700 гг. до н.э. Время мелких царств, частичный возврат к эпохе городов-государств Шумера. Образование Ассирийского царства со столицей в г. Ашшуре
1850 г. до н.э. Вавилон становится крупнейшим торговым центром и фактической столицей Южной Месопотамии. Основание I вавилонской династии, начало старовавилонского периода истории Двуречья. Начало староассирийского периода, объединение всей северной Месопотамии
1728 - 1686 гг. до н.э. Время правления Хаммурапи, шестого правителя I вавилонской династии. Конец старовавилонского периода
1680 - 1530 гг. до н. э. Правление I вавилонской династии, постепенная утрата вавилонскими правителями власти над Месопотамией Рост политического и экономического влияния Ассирии
1530 - 1160 гг. до н.э. Захват Вавилонии кочевниками-касситами. Средневавилонский, или касситский период. Ассирия под властью царей Митанни
Рубеж XV-XIV вв. до н.э. Ассирия подчиняет себе всю Месопотамию во время правления царя Ашшурубаллита
XIV-XI вв. до н.э. Среднеассирийское время. Завоевательные походы Тиглатпаласара I (1116 - 1078 г. до н.э.), значительное усиление мощи Ассирии
1128 - 1105 гг. до н.э. Правление Навуходоносора I
Конец XI в. до н.э. Ослабление Ассирии под натиском кочевников, перенос столицы страны из Ашшура
900 - 605 гг. до н.э. Вавилон попадает в зависимость от Ассирийского царства, но остается привилегированным городом. Новоассирийское время. Объединение всей Месопотамии
809 - 804 гг. до н.э. Правление царицы Шаммурамат (Семирамиды) Перенос ассирийской столицы в Ниневию
745 - 727 гг. до н.э. Правление Тиглатпаласара III, захват Ассирией Египта
704 - 680 гг. до н.э. Разрушение Вавилона войсками Синаххериба, потеря политической независимости Вавилонии Правление Синахериба. Отмена всех вольностей древних городов
669 - 633 гг. до н.э. Правление Ашшурбанипала. Последний подъем политической мощи Ассирии. Культурный расцвет, формирование знаменитой “библиотеки Ашшурбанипала”
626 - 605 гг. до н.э. Восстание покоренных Ассирией вавилонян. Вторжение мидян на территорию Месопотамии
625 г. до н.э. Начало Нововавилонского периода. Последний подъем Вавилонии
605 г. до н.э. Начало правления Навуходоносора II Поражение последнего ассирийского правителя Ашшурубаллита II. Гибель Ассирии
539 г. до н.э. Завоевание Вавилона персидскими войсками. Полное разрушение Вавилона

Cлайд 1

Cлайд 2

Вопросы Древний мир и Древний Восток. Древний Египет. Месопотамия. Восточное Средиземноморье.

Cлайд 3

Задание на урок Заполните таблицу: Древний Египет Древнее Двуречье Восточное Средиземноморье Хронологические рамки Периоды Основные занятия Общественная организация Духовная жизнь

Cлайд 4

1. Древний мир и Древний Восток Древний мир Хронологические рамки IV – III тыс. лет до н. э. – сер. I тыс. н. э. Место в истории: Следует за первобытной эпохой (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим). Неклассическое рабовладе-ние, дофеодальное «азиатс-кое» общество. Древний Восток Сев. Африка и Азия – первые цивилизации («речные»). В долине Нила

Cлайд 5

1. Древний мир и Древний Восток IV – III тыс. до н. э. –Разли-вы рек и «накопительные» бассейны – Египет. Каналы – Двуречье, Китай. Ирригация – массовые об-щественные работы, конт-роль и учет – государство. II – I тыс. до н. э. – железо. Лидерство – Ближний Восток, Закавказье, Сев. Месопотамия (горы – руда, море – торговля). Государства с разноязычным населением. Недолговеч-ность. Карта Древнего Востока

Cлайд 6

2. Древний Египет Нил – земледелие. (I порог – устье). Раннее царство (XXXI – XXVIII вв. до н. э.) - 3100 г. до н.э. – Менос Верхний + Нижний Египет (номы – территории). Столица – Мемфис. Старое царство (XXVIII – XXII вв. до н. э.) – Деспотическая монархия. Страна – «Дом царя». + зем-ли храмов и вельмож. Госу-дарство поглотило общину. Бюрократия. Письменность. Древний Египет

Cлайд 7

2. Древний Египет Обожествление фараона. Пирамиды. Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н. э.) – расцвет. Единые системы ирригации и обороны. + Нубия и Палестина. «Древневосточная» система эксплуатации. Распределение на государст-венные работы – «паек». Рабы – «Домашние» (египтяне), чужеземцы – тяжелые работы. Конец – нашествие гиксосов. Древнеегипетский фараон

Cлайд 8

2. Древний Египет Новое царство (XVI – XI вв. до н. э.) – границы до IV порога и Евфрата (Тутмос III). Рабы-чужеземцы: каналы, храмы. Столица – Фивы. XIV в. до н. э. - Аменхотеп IV (Эхнатон) – религиозная реформа. Неудача. Рамзес II – новый расцвет XIII в. до н. э. Разгром хеттов у Кадеша (1296). Но: потеря владений. Луксорский храм. (Древние Фивы)

Cлайд 9

2. Древний Египет Позднее царство (XI – IV вв. до н. э.) – рас-пад: Нижний Египет – ди-настии ливийцев, Верхний – нубийцев. VII в. до н. э. – Египет - периферия молодых импе-рий (Ассирия, Персия) 332 г. до н.э. – завоевание Александром Македонским. Эллинистический период. Александрия Египетская. Александрийский маяк

Cлайд 10

3. Месопотамия Междуречье Тигра и Евфрата. IV тыс. до н. э. – Шумер. III тыс до н. э. – Аккад. Двуязычный народ. Города государства. Царь. Зиккураты – бога –покрови-теля. Жрецы – организаторы работ, торговли, обязан-ностей в общине и др. Земля – храму (зависимые работ-ники). Эриду. Ур. Урук. Лагаш. Нип- пур (Религиозный центр. Эн-лиль). Клинопись. Гильга-мешь. Междуречье в древности

Cлайд 11

3. Месопотамия Аккадо – Шумерское государство (XXIV – XXIII вв. до н. э.) - Основатель – Саргон. Столи-ца – Киш. Завоевание Месо-потамии. Номы – в государс-твенные области. Их правители – в чиновников. Государство III династии Ур (XXII – XXI вв. до н. э.) – классическая древневосточ-ная бюрократическая деспо-тия. Государственные хо-зяйства. I-е письменные законы. Глиняная табличка с клинописью

Cлайд 12

3. Месопотамия Старовавилонский период (XX – XVII вв. до н. э.) - Вавилон (Евфрат) – перекресток торговых путей. Расцвет при Хаммураппи (XVIII век до н.э). Законы. Новоассирийское царство (X – VII вв. до н. э.) – Тиг-латпаласар III (VIII в. до н. э.) – расцвет. Мощная армия. Ассирия - мировая держава. Ашурбанипал. 612 г. до н.э. – падение Ни- невии, 609 г. до н.э. - Асси-рии (Мидия + Вавилон). Стелла Хаммураппи

Cлайд 13

3. Месопотамия Нововавилонское царство (626 – 539 гг. до н. э.) - Цари – халдеи. Навуходонасор II – все владения Ассирии. Вавилон – крепость, система ирригации. Зиккурат Мар-дука (Вавилонская башня). Висячие сады Семирамиды. 539 г. до н. э. – персы взяли Вавилон. Коронация Кира II. Месопотамия утратила самостоятельное политичес-кое значение. Вавилон в древности

Изучение культуры, не оставившей письменных источников, напоминает допрос немого и вдобавок неграмотного человека. Вся полученная информация сводится к рисункам и бурной жестикуляции. Конечно, понять кое-что можно, но гораздо меньше, чем хотелось бы. На порядок богаче «показания» культуры, располагавшей письменностью и оставившей потомкам в наследство разного рода тексты.

Именно такой порог на рубеже IV-VI тысячелетий до н. э. прошла древняя Месопотамия . До того в Междуречье (второе название Месопотамии) уже строили величественные храмы и мощные укрепления, там существовала сеть каналов, запруд, искусственных водоёмов, обеспечивавшая страну водой и сберегавшая её от грозных речных разливов, торговцы отправлялись в дальние путешествия, ремесленники славились своим искусством и тонкостью работы. К тому времени на территории Месопотамии существовали крупные населённые пункты. Некоторые учёные осторожно называют их протогородами, другие - просто городами. Судя по археологическим находкам, местное население выработало сложные религиозные представления, а также широко практиковало магию. Таким образом, в стране были все признаки , кроме одного - письменности .

Наконец, народ шумеров создал её. Ряд учёных считают, что во всей истории человечества не было более значительного переворота.

Семиты - народы, говорящие на языках, принадлежащих к семитской ветви семито-хамитской языковой семье. Ныне это арабы, евреи, а также ряд других народов. Древние семиты - аккадцы, вавилоняне, амореи, эблаиты, халдеи, арамеи, и многие другие.

Загадки клинописи

Шумеры создали письменность на рубеже II-III тысячелетий до н. а Поначалу это был набор простейших рисунков, которые могли только напомнить читающему определённую информацию, намекнуть на некие сведения, но не передать их в точности. Каждый рисунок мог обозначать несколько понятий сразу. Слова «приносить», «приходить» и «направляться» равнялись на письме одному и тому же знаку. Два или три знака могли соединиться, породив третий, совершенно новый. Так, рисунки, соответствующие понятиям «лу» («человек») и «гал» («большой»), слились в понятие «лугаль» («хозяин», «господин», «правитель»). Понемногу число знаков росло, запоминать их становилось всё труднее. Кроме того, чем дальше, тем больше рисунки древнейшего шумерского письма утрачивали связь с тем, что они изображают. Их выдавливали на влажной глине, а наносить на неё кривые линии, окружности и повторять рисунок от раза к разу очень сложно. В конце концов писцы стали пользоваться только прямыми линиями. Их инструмент - тонкая палочка - выдавливал на глиняной табличке нечто подобное клинышку, поскольку соприкасался с глиной под наклоном и заострённый кончик уходил глубже. Прежние рисунки становились замысловатым узором из маленьких клинышков. Они превратились в схемы, совсем не похожие на то, с чего их рисовали изначально. Это превращение заняло несколько веков .

Сама традиция такого письма получила название «клинопись». Постепенно клинописные схемки стали использовать для составления «ребусов». Шумерский язык богат короткими словами из одного или двух слогов. И когда писец соединял схемку, обозначавшую одно понятие, со схемкой, обозначавшей другое понятие, результат могли прочесть уже как сочетание звуков, а не слов. Даже если полученное в результате слово не было связано с первоначальными понятиями двух и более рисунков, из которых его «слепили»...

Всё усложнилось , когда шумеры сошли с исторической сцены, подчинившись племенам аккадцев (восточных семитов). Их язык и культура обогатили завоевателей. Их письменность была принята аккадцами как собственная. Но они уже не могли составлять ребусы по-шумерски, поскольку аккадский язык совершенно не похож на шумерский. Неопытный читатель мог запутаться в значениях клинописных схемок и полностью утратить смысл текста. Письмо до крайности усложнилось, «ребусное» и «смысловое» значение каждого знака в разных сочетаниях приходилось заучивать и трактовать в зависимости оттого, кому предназначался текст - шумеру или аккадцу... Возникли огромные шумеро-аккадские словари, а ремесло писца потребовало большой учёности.

Элам -страна к востоку от Месопотамии, поддерживала тесные политические и культурные связи с Междуречьем (второе название Месопотамии). В III-I тысячелетиях до н. э. там была высокоразвитая цивилизация. На протяжении нескольких столетий Элам играл роль великой державы.

К аккадской системе письма тяготеют и все более поздние разновидности - ассирийские, вавилонские и т. п.

В XVIII - первой половине ХIХ в. н. э. европейцы отлично знали о существовании письменности в древней Месопотамии. В музеях и частных собраниях накопилось немало глиняных табличек с клинописными текстами. Но прочитать их довольно долго никто не мог . Лишь общие усилия учёных из разных стран способствовали расшифровке. Впрочем, в шумерском языке и шумерском письме до сих пор далеко не всё понятно учёным, а переводы бывают очень приблизительными.

Немец Георг Гротефенд (1775- 1853), ирландец Эдвард Хинкс (1792-1866), англичане Генри Роулинсон (1810-1895) и Уильям Толбот (1800-1877) в разное время приложили усилия к разгадке клинописи. Кроме них над ней работало с разной степенью успеха великое множество других учёных.

Бехистунский рельеф. Фрагмент. Конец VI в. до н. э.

Ключом к расшифровке стала так называемая Бехистунская надпись. В конце VI в. до н. э. она была высечена персидским царём Дарием I на скале Бисутун (или Бехистун) недалеко от современного города Хамадана. Надпись повествует о главных событиях в Персидской державе на трёх языках: ассирийском, эламском и древнеперсидском. Надпись украшена рельефом: царь Дарий, попирающий левой ногой мятежника. Над изображениями людей парит крылатый бог персов Ахурамазда. Надпись и рельеф поистине огромны. Их видно издалека. Однако скопировать надпись долгое время не удавалось, поскольку она располагалась на высоте полутора сотен метров и в работу копииста из-за большого расстояния могли вкрасться серьёзные ошибки.

В 1844 г. Генри Роулинсон (фото слева), одержимый страстью к тайнам Древнего Востока, вскарабкался по узкому карнизу на скалу и чуть не сорвался. Некоторое время он висел над пропастью. Жизнь Роулинсона могла оборваться каждую секунду, спасся он чудом однако англичанин не утратил задора. Он и его спутники соорудили специальный мостик, позволивший добраться до надписи и скопировать большую её часть. Но до ассирийского, самого дальнего и труднодоступного, фрагмента Роулинсон, при всей его сноровке и смелости, добраться не рискнул. И даже опытные скалолазы не отважились сделать это. Лишь безвестный мальчик из местных за большие деньги совершил крайне опасное восхождение и свёл последний фрагмент надписи...

Опытные востоковеды много лет провели над расшифровкой надписи. Сначала им поддался древнеперсидский кусок текста. Затем с помощью полученных знании удалось перевести эламский фрагмент. И наконец, после неимоверных усилий учёные прочитали ассирийскую часть. Таким образом у них появился ключ к письменности древней Месопотамии . Это произошло около 1850 г.

(фото справа) Геологический барельеф Ур-Нины. Известняковая табличка из Лагаша. Штысячелетие до н. э.

Разгадка секретов клинописи стала настоящей научной революцией. Холмы Междуречья хранили невероятное количество письменных памятников. Глина не гниёт, не распадается в пыль, не горит, она не может истлеть, а вода не смоет надписи, выдавленные на глиняной тверди. Следовательно, этот писчий материал имеет преимущество долговечности по сравнению с бумагой, пергаменом и папирусом. Да ещё какое преимущество! Раскопки одного единственного месопотамского города, название которого известно только узким специалистам, давали археологам такое количество документов, какого учёные не знают для целых веков средневековой истории Западной Европы! Если собрать в архивах все бумаги, связанные с 50-летним царством Ивана Грозного (1533-1584 гг.) в России, то их будет намного меньше, чем сохранилось от древнего Сиппара или Шуруппака... В архивах древнего Междуречья лежали десятки, сотни тысяч, а может быть, и миллионы глиняных табличек. Один только дворец ассирийского царя Ашшурбанипала подарил историкам 100 тыс. документов! По словам английского историка Джеймса Велларда, при раскопках в древнем городе Лагаше было найдено столько надписей, «что утрата около 30 тыс. табличек, разворованных местными жителями и продаваемых по цене 20 центов за корзину, осталась практически незамеченной». Глиняные архивы позволили в мельчайших подробностях увидеть жизнь людей 5000-летней давности.

Вавилон пал в 538 или 539 г. до н. э. Но после этого Месопотамия не была разорена, города её не подверглись разрушению, а население - уничтожению. Просто в дальнейшем земли Междуречья развивались в рамках другой цивилизации - древне-персидской .

Карта Месопотамии (Междуречья) - Шумеры и Аккады

История древней Месопотамии - коротко о 25 веках истории Аккадов, Шумеров, Ассрийцев

Легче всего представить себе, сколь долгой и пёстрой была судьба месопотамской цивилизации, обратившись к цифрам. Если считать от падения до наших дней, вся история западно-европейской цивилизации насчитывает чуть более 15 веков . Если считать от Рюрика и до наших дней вся история России укладывается в 11,5 столетий. Биография цивилизации в Месопотамии отсчитывается от первых глиняных табличек шумеров и заканчивается захватом Вавилона персами в VI в. до н. э. Это около 25 веков! Одна только история шумеров, освещенная письменными источниками, заняла 1000 лет, знала падения и взлёты, триумфы и трагедии...

Древнейшая часть исторической судьбы Междуречья связана с эпохой маленьких шумерских городов-государств, которые учёные именуют номами. Вот их названия: Эшнунна, Сиппар, Киш, Эреду, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Ацаб, Умма, Ларак, Лагаш, Укушук, Мари. Каждый из номов объединял сельскую округу и менее значительные городки. Во главе номов стояли правители - лугали и энси. Номы постоянно воевали между собой за землю и политическое господство. От тех времён в источниках осталось выражение : такой-то город «поражён оружием», и «царственность его перешла» к столице победителей. Единое общешумерское государство возникло ненадолго при правителе Уммы Лугальзагеси в ХХIVв. до н. э.

Царство Шумеров и Аккад

«Голова Саргона Великого» из Ниневии. XXIII в. до н.э. (фото слева)

Шумерское царство пало под натиском агрессивных восточносемитских племён из области Аккад. Основателем Аккадского царства стал Шаррумкен, или Саргон Древний. Он пленил Лугальзагеси и посадил в клетку для собак. При Шаррумкене, однако, «черноголовые», как они сами себя называли, сохранили и политическую силу, и собственную культуру, а некоторые номы - и автономное управление. Мало того, аккадцы во многом переняли культуру и обычаи шумеров, выучились их письменности.

В XXII в. до н. э. Междуречье вступило в полосу затяжного кризиса. Страна пылала междоусобными конфликтами. Господство захватывают правители соседнего Элама и воинственные горцы-кутии (или гутии) из Западного Ирана. Месопотамская цивилизация обыкновенно «переваривала» в себе любых захватчиков. Постепенно они сами становились её частью. Но с кутиями дело обстояло иначе. Они хозяйничали в стране на протяжении семи десятилетий и вызвали у местного населения настоящую ненависть. Наконец, правитель Урука Утухенгаль , личность легендарная и героическая, разбил вождя кутиев Тирикана и взял его самого со всей семьёй в плен, избавив тем самым страну от иноземного ига.

Междуречье вновь было объединено, возникло общее Шумеро-Аккадское царство со столицей в Уре. Правящая династия была шумерской, и шумерская культура испытывает времена расцвета, недолгого, но яркого. Однако древний народ шумеров постепенно растворяется в безбрежной семитской массе, уступая ей позиции. Когда над Междуречьем нависает угроза нового вторжения - кочевников-амореев, «царство Шумера и Аккада» не находит достаточно сил для отпора. Последний шумерский правитель, Ибби-Син, предпринимает отчаянные и трагические усилия спасти свою державу. Однако в 2003 г. до н. э. Ур пал, а сам царь был заключён в оковы. «Черноголовые» сходят с политической сцены. Впрочем, это не означало катастрофы для месопотамской цивилизации. Она продолжает развиваться, только на семитической основе.

Впоследствии на территорию Междуречья неоднократно вторгались кочевые и горские племена: арамеи, хурриты, касситы, халдеи... Однако они не оказали серьёзного влияния на местную культуру и не вызвали такого отторжения, как кутии.

История древней Ассирии и города Вавилон

Постепенно возвысились два политических центра Месопотамии . Во-первых, город Вавилон и, во-вторых, . Город Вавилон укрепился в XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) - великом завоевателе и законодателе. Но недолго Старовавилонское царство было цветущим: мятежи и войны скоро подточили его силы. Через полторы сотни лет после Хаммурапи вавилонская династия пала под натиском хеттов. Сам период правления старовавилонских правителей прошёл под знаком культурного упадка в древних шумерских городах. Однако Вавилон ещё дважды пережил эпохи расцвета. На протяжении нескольких столетий после гибели Старовавилонского царства в стране хозяйничали пришлые племена касситов. Касситские правители научились бережно относиться к высокоразвитой культуре Междуречья. При царях из династии касситов Вавилон вновь поднялся. В XIII-XI вв до н. э. он борется с переменным успехом против новых мощных врагов: Ассирии и Элама, неоднократно терпит страшное разорение, изнемогает, наконец, попадает в VIII в. до н. э. под власть ассирийцев. Ассирийские цари пытались сделать из этого великого города вторую столицу своего царства и даровали ему значительную автономию. Но даже такие льготные условия подчинения не устраивали вавилонян. Они без конца поднимают мятежи и заключают договоры с врагами Ассирии. Союз с племенами мидийцев приносит им победу. В 626 г. до н. э. правитель Набопаласар восходит на престол и основывает независимое Нововавилонское царство. Около 100 лет продлилась его история. Вавилон тогда испытал невиданный культурный и политический подъём. Однако это не помогло городу выстоять против очередного завоевателя - персов...

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. Реконструкция

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА VIII-II вв. до н. э. - ясторфская археологическая культура, основным этническим компонентом которой были древние германцы.Ок. 350 г. до н. э. - первое упоминание в античных источниках германского племенного этнонима «тутоны» («тевтоны»).120-101 гг. до н. э.

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

Хронологическая таблица Около 4,4 млн. лет до н.э. - появляется австралопитек, первое двуногое человекообразное существо.Около 2,5 млн. лет до н.э. - в Африке появляется Homo habilis («человек умелый»). Он уже использует простейшие инструменты. Начало палеолита, или древнего

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Хронологическая таблица III тысячелетие до н. э. - появление славян в Европе.VIII–VII в. до н. э. - чернолесская культура.VII в. до н. э. - VII в. н. э. - дьяковская культура.V в. до н. э. - IV в. н. э. - Боспорское царство.Конец V - вторая половина III в. до н. э. - протогосударство

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА * указывает на то, что дата

Из книги Темные века [Раннее Средневековье в хаосе войн] автора Азимов Айзек

Хронологическая таблица До нашей эры1000 - Германские племена заселяют берега Балтийского моря350 - Пифий из Массилии открывает Северную Европу115 - Кимвры нападают на Южную Европу101 - Римляне побеждают кимвров71 - Вождь германцев Ариовист нападает на Галлию55 - Разбив

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Хронологическая таблица Иудея, Иисус и христианство До 4 г. до н.э. - рождение Иисуса согласно Евангелию от Матфея (Матфей 2:1). 4 г. до н.э. - смерть Ирода Великого. 6 г. н.э. - рождение Иисуса согласно Евангелию от Луки (Лука 2:1–7). Перепись Квириния, наместника

Из книги Происхождение семьи, частной собственности и государства автора Энгельс Фридрих

I. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предысторию человечества определенную систему, и до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения, предложенная им периодизация несомненно

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 3000-2000 гг. до н. э. - установле­ние связей между восточной и за­падной частями Средиземноморья.Конец 3000 г. - начало бронзового века в Италии.Первая половина 2000 г. - свайные постройки.Около 1800 г. - террамары в Север­ной Италии.1000-700 гг. - железный

Из книги Клеопатра. Последняя царица Египта автора Вейгалл Артур

Хронологическая таблица 69 г. до н. э. – у Птолемея XI Авлета родилась Клеопатра;59 г. до н. э. – в Риме Цезарь объявил изгнанного Птолемея Авлета царем Египта;58 г. до н. э. – дядя Клеопатры совершает самоубийство на Кипре; ее отец изгнан из Рима;55 г. до н. э. – Марк Антоний, как

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА* *составлена Ю. КолиненкоХронология событий, особенно для древнейших периодов, важный раздел источниковедения. Еще сравнительно недавно возраст человечества определялся сотнями тысяч лет, теперь - миллионами. В данном курсе «предыстория»

Из книги Хранители Грааля автора Майорова Елена Ивановна

Из книги Князь Святослав II автора Поротников Виктор Петрович

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1027 г. - Рождение Святослава. Отец - Ярослав Мудрый.1047 г. - Вокняжение Святослава во Владимире-Волынском.1054 г. - Смерть Ярослава Мудрого. Вокняжение Святослава в Чернигове.1060 г. - Совместный поход братьев Ярославичей против торков.1064 г. - Бегство

Из книги Папство и крестовые походы автора Заборов Михаил Абрамович

Хронологическая таблица Западная Европа Византия Ближний Восток Папство и крестовые походы 1016-1072. Завоевание нормандцами Южной Италии и Сицилии. 1032-1035. «Великий голод» во Франции. 1054. Разделение церквей на римско-католическую и православную. 1057-1085.

Из книги Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках автора Шахмагонов Федор Федорович

Хронологическая таблица 1176–1212 гг. Княжение Всеволода Юрьевича Большое Гнездо во Владимиро-Суздальской земле1199–1205 гг. Княжение Романа Мстиславича в Галицко-Волынском княжестве1206 г. Провозглашение Темучина главою монгольской державы и принятие им имени

Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 860 - Поход Руси на Константинополь. 862 - «Призвание варягов».879 - Смерть Рюрика. 882-912 - Княжение Олега в Киеве. 907 - Поход Олега на Константинополь.912-945 - Княжение Игоря в Киеве.941, 944 - Походы Игоря на Константинополь.945-972 - Княжение

Месопотамией греки издавна называли территорию, ограниченную двумя реками: на востоке – Тигр, на западе – Евфрат, имеющими снеговое питание. В месте впадения – заболоченные территории. Реки проходят через несколько климатических зон. Погодные условия менялись часто, земли здесь отличались исключительным плодородием. С древнейших времен здесь занимались ирригацией и мелиорацией. Растительность скудная (камыш, ива). Деревья только на севере. Богата была фауна, изобилие рыбы, птиц. Помимо древесины в Месопотамии были и другие проблемы, она была обделена полезными ископаемыми. На территории Междуречья находят различные предметы иноземного происхождения, очевидно, что через ее территорию или вблизи ее границ проходили торговые пути.

Неизвестно, кто населял территорию Месопотамии. Известно, что шумеры не были автохтонным населением и были пришельцами. Их родина – современный Бахрейн (о. Дильмун). Судя по всему, шумеры приплыли из Индии. Принадлежали шумеры скорее всего к дравидийской расе (темная кожа, черты лица европейские). Древнейшие археологические культуры – хассуиская, халафская, увейдская имеют не шумерское происхождение. Очевидно, что территория Древней Месопотамии была ранее населена аккадами – восточно-семитскими племенами. В начале II тыс. до н.э. в Месопотамию вторглись западно-семитские племена амореев.

На рубеже II-I тыс. до н.э. в Месопотамию вторглись арамеи, частью которых были халдеи. Евреи (в буквальном переводе “человек с той стороны реки”), родина – Аравийский полуостров. Издревле Северную Месопотамию населяли хурриты (субареи), страну Субарту. Они были родственны урартам (древнейшее население исторической Армении). Субареи были ассимилированы различными народами, в том числе хеттами, скифами и др. (относились киндоиранским этносам).

Медяне и персы. Персы создали великое государство, которое называлось Ахеменидская держава. В середине I тыс. до н.э. персы захватывают Месопотамию.

В IV-III тыс. до н.э. в горах Загрос (восточная Месопотамия) населяли луллубеи. Воевали с жителями Месопотамии.

На востоке жили касситы. Они воевали с жителями Месопотамии и захватили Вавилонию. В 22в. до н.э. нижняя Месопотамия попала под власть гутиев (кутиев).

Элам. Население – эламиты. Их происхождение не ясно. Возможно были родственны шумерам. Жили на территории Ирана, который возможно был прародиной шумеров. Скорее всего все эти племена – осколки древнего населения, которое жило на территории Ирана.

Периодизация. Первые государственные образования начали складываться в начале III тыс. до н.э. в исторической области Шумер.

Выделяются следующие периоды:

    Протописьменный (нач. 29 – сер. 28вв. до н.э.)

    Раннединастический (сер. 28- 24 вв. до н.э.), который делится на 3 этапа:

1)середина 28 – нач. 27вв. до н.э. – гегемония Куша,

27 – 26вв. до н.э. – гегемония Урука, первая династия Гильгамеш,

25 – 24 вв. до н.э. – гегемония Ура, затем Лагаша.

    Период создания деспотической монархии (конец 24 – 20вв. до н.э.). Существование государства Аккад, гутийское нашествие, Шумеро-Аккадское царство.

    Династия Ура – государство погибло под натиском амореев.

С этого момента (III тыс. до н.э.) берет начало периодизация истории: Ассирия, Митанни, Вавилон.

Митанни существовало недолго. Его история не делится на периоды.

Северо-Западная часть Месопотамии населялась субареями (16-13вв. до н.э.)

1 период – старовавилонский (аморейский) – 19-16вв. до н.э.

2 период – средневавилонский (касситский) – 16-12вв. до н.э.

3 период – политическое ослабление Вавилона, борьба за независимость – 12.7вв. до н.э.

4 период – нововавилонский (халдейский) – 7-6вв. до н.э., завершившийся завоеванием страны Персией.

1 период – староассирийский – 20-16вв. до н.э.

2 период – среднеассирийский – 15-11вв. до н.э.

3 период – новоассирийский – 10-7 вв. до н.э. – период существования Великой Ассирийской державы, которая под натиском вавилонян и митаннян в 7в. до н.э.

Источники. Библия – “Ветхий завет” - источник первостепенной важности. Наиболее интересна информация в Библии, содержащая сведения об Ассирии и Нововавилонии.

Наиболее важное значение имеют источники месопотамского происхождения – “Глиняные таблички”. Глина – основной источник для письма. Климат сырой, влажный, и поэтому папирус не мог сохраниться. Таблички находят целыми библиотеками в храмах или государственных учреждениях. Практически во всех раскопанных городах были найдены подобные библиотеки или архивы. Это главным образом хозяйственные документы. Не все документы можно прочесть, не поддаются чтению и пиктограммы. Письменность изобретена шумерами. Со временем она видоизменялась. Персы были наследниками шумерской клинописи. Знаки выражали идею, язык не известен. Из письменных документов на первом месте – хозяйственные документы. Они малосодержательны. Юридические документы (законы, правовые акты) – отражение экономики, политики, культуры.

Древнейшее законодательство – законы царя Шульги (23в. до н.э.), судебник Ур-Намму (основатель III династии Ура – 22-21вв. до н.э.), судебники Ларсы, законы города Эшнунны, законы царя Хамурапи (18в. до н.э.).

Дипломатические документы . Международные договоры – I договор относится к периоду существования Аккадского царства – договор между Аккадским царем Нарам-Суэном с царем Элама, закрепляющий результаты войны между ними. К таким документам относятся также письма Аменхотепу III и эхнатону, а также документы, относящиеся к периоду правления ассирийского царя Асархаддона (7в. до н.э.).

Надписи исторического содержания высекались на скалах, камнях.

Историография . Дешифровка клинописи: 18в. – путешествие в Месопотамию и Персию датского ученого К. Нибура, который снял копии надписи персидских царей, выполненные клинописью, и пришел к выводу о наличии в них трех систем письменности с различным количеством знаков и разной степенью сложности. 1802г. – дешифровка клинописи немецким ученым Г.Ф. Гротефендом. 30-30гг. дешифровка клинописи английским офицером и дипломатом Г. Раулинсоном. Конец 19в. – немецкий ученый Делич – грамматика и словарь аккадского языка. Создание учебников и словарей шумерского языка учеными Ф. Тюро-Данжен, А. Пебель, А. Даймель, А. Фолькенштейн.

Археология . Раскопки в Месопотамии начались в середине 19в. 1842г. раскопки Ботта (французский дипломат) – руины резиденции ассирийского царя Саргона II. Так была открыта ассирийская коллекция Луврского музея.

1845-1847 – Г.А. Лэйярд (английский дипломат) – раскопки Ниневии. Коллекция для Британского музея в Лондоне.

Х. Рассам – раскопки дворца ассирийского царя Ашшурбанапала, развалины г. Сиппара.

Во второй половине 19в. английскими археологами были открыты г. Урук, Ур, Ларса, Эреду.

19в. – раскопки французских археологов г. Лагаша.

Американская экспедиция – г. Ниппур.

Начало 20в. – немецкая экспедиция под руководством Р. Кольдвея – открытие древнего Вавилона.

Б. Андре – раскопки г. Ашшура (древнейшая столица Ассирии).

Кольдвей и Андре – раскопки г. Шуруппака.

Развитие зарубежной ассирологии . В 19в. – использование ассирологических памятников для опровержения или подтверждения данных Библии. Развитие ассирологии как части библейской критики.

С конца 19в. стали выходить многотомные издания клинописных документов, хранящихся в музеях Европы, создание общих трудов по истории Месопотамии (Бецольд, Майснер, Олмстэд, Оппенхейм). Изучаются вопросы политической истории и государственного устройства (работы датского шумеролога Якобсена). Изучение права Древней Месопотамии (законы царя Хаммурапи). Изучение культуры и религии, проблем этногенеза на территории Месопотамии, проблем экономики данного региона. За последнее время появляются капитальные исследования социальной структуры, организации хозяйства, формирование городов, ремесла, торговли, храмового хозяйства.

Отечественная наука. Основатель “русской” ассирологии – М.В. Никольский (Документы “Хозяйственной отчетности древнейшей Халдеи” - 1908г.; работы по истории общины, рабства и вавилонской культуры в Двуречье – 1915г).

Б.А. Тураев – “История Древнего Востока”, В.К. Шилейко – переводы литературных, мифологических и исторических произведений Древней Месопотамии.

После революции: А.И. Тюменев – проблемы земельной собственности и социальных отношений в Месопотамии III тыс. до н.э. (монография “Государственное хозяйство древнего Шумера”).

В.В. Струве – “История Древнего Востока”.

Основные задачи: исследование проблем земельной собственности, социально-экономических отношений, исследование рабства и других форм зависимостию