(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
|
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | |||||||
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | |||||||
Если друг предал, надо отомстить ему | |||||||
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | |||||||
В споре может быть правильной только одна точка зрения | |||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | |||||||
С неопрятными людьми неприятно общаться | |||||||
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | |||||||
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | |||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | |||||||
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | |||||||
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | |||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | |||||||
Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | |||||||
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | |||||||
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | |||||||
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | |||||||
Беспорядок меня очень раздражает | |||||||
Любые религиозные течения имеют право на существование | |||||||
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | |||||||
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.
В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах
МКОУ Ванзетурская СОШ
Справка по итогам проведения анкетирования
«Индекс толерантности» среди педагогов и обучающихся 7-11 классов
По плану воспитательной работы школы с 20.10 по 24.10.2014 г. среди обучающихся 7-11 классов социальным педагогом: М.А. Косенко было проведено анкетирование «Индекс толерантности».
Цель : выявить условия формирования толерантности у обучающихся и определить порядок их реализации в процессе воспитательной деятельности педагога, изучить представления о толерантности и уровень толерантности педагогов и обучающихся в разных возрастных группах
В настоящее время проблема толерантности приобретает всё большую актуальность. Учитывая, что в нашей школе обучаются люди разных национальностей и вероисповеданий, это исследование становится важным и практически значимым.
Методика исследования:
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности
(В.В.Бойко)
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
В исследовании приняли участие обучающиеся 7, 8, 9, 11 классов и педагоги МКОУ Ванзетурская СОШ
Анализируя полученные результаты ответов респондентов по анкете «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» , можно выделить следующее:
В большинстве своем педагоги воспринимают понятие «толерантность» как «проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему» (84%). Далее по значимости на 2-у место большинство педагогов поставили «умение вести равноправный диалог» (60%). На 3-м месте в рейтинге определение толерантности как «готовность пойти на компромисс» (54 %).
Варианты ответов на вопрос«Что означает для тебя понятие «толерантность»
Количество выборов в %
Обучающиеся
Педагоги
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
«проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»
68 %
76 %
72 %
78 %
84%
«умение вести равноправный диалог»
46 %
45 %
59 %
59 %
60 %
«готовность пойти на компромисс»
35 %
28 %
36 %
54 %
54 %
«признание за тем, кто мне нравится права быть таким, какой он есть»
25 %
20 %
26 %
19 %
46 %
Такое качество, как «проявление уважения к любому человеку» выбрали большинство обучающихся независимо от возраста (7-8 классы –64%-68%; 9-11 классы – 76%-78%)
Среди ответов на вопрос – «Какие черты свойственны толерантному человеку?» наиболее значимыми оказались, по мнению педагогов, следующие качества:
Уважение к другим (67%);
Способность к сопереживанию (59%);
Терпеливость и взаимопонимание (36%).
Варианты ответов на вопрос«Какие черты свойственны толерантному человеку?»
Количество выборов в %
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
Педагоги
терпеливость
22 %
уважение к другим
50 %
уважение к себе
12 %
взаимопонимание
умение владеть собой
Способность к сопереживанию
Анализ анкетирования обучающихся показал, что больший процент обучающихся, считают качество «уважение к другим» важной чертой толерантной личности (7-8 класс –50-58 %; 9, 11 классы- 71-66%). Так же обучающиеся считают, качество «умение владеть собой» важной чертой толерантной личности (7-8 классы –14-18%; 9,11 классы- 37-41%).
Это свидетельствует о более осознанном отношении к своему поведению у старшеклассников.
Такие качества, как «способность к сопереживанию»(26-28 %) и «уважение к себе» (15-14 %) выделили лишь незначительное число респондентов.
По мнению участников опроса, наиболее несовместимыми с толерантностью являются:
Педагоги:
хамство (65%);
агрессивность (44%);
раздражительность (45%).
хамство (65%);
агрессивность (57%);
раздражительность (57%)
Варианты ответов на вопрос«Какие черты несовместимы с толерантностью?»
Количество выборов в %
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
Педагоги
раздражительность
32 %
48 %
52 %
48 %
57 %
хамство
58 %
62 %
68 %
72 %
65 %
агрессивность
37 %
41 %
47 %
52 %
57 %
Из данных сравнительной таблицы видно, что мнение респондентов о качествах, несовместимых с толерантностью, осталось неизменным.
Труднее всего быть толерантными для обучающихся в следующих ситуациях:
Когда тебя предали (77%);
Если сталкиваешься с несправедливостью (73%);
Когда при тебе обижают слабого (50%)
Варианты ответов на вопрос«В какой ситуации для тебя труднее всего оставаться толерантным?»
Количество выборов (в %)
Обучающиеся
7-11 классов
когда тебя предали
77 %
если сталкиваешься с несправедливостью
73 %
когда задевают твои интересы
39 %
когда при тебе обижают слабого
50 %
Из представленных результатов видно, что большинство подростков не допускают нарушения личностных границ. Кроме названных выше, большой процент участников опроса называют ситуацию «когда тебя обзывают» (49%). Это объясняется тем, что для этого возраста характерно обостренное чувство справедливости по отношению к себе.
Легче всего учащимся проявлять толерантность:
В семье (68%);
В группе друзей (51%);
В общении с учителем (46%)
Среди людей старшего возраста (46%)
В своем классе (36%).
Варианты ответов на вопрос«Где тебе легче всего быть толерантным?»
Количество выборов (в %)
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
в группе друзей
32 %
36 %
56 %
в общении с учителем
24 %
18 %
26 %
36 %
среди людей старшего возраста
52 %
48 %
53 %
46 %
в семье
48 %
36 %
44 %
68 %
в своем классе
25 %
31 %
26 %
26 %
Следует обратить внимание, что большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе, и даже в группе своих друзей.
Проведенное исследование было направлено так же на изучение уровня толерантности обучающихся.
Особое внимание было обращено на вопросы, связанные с предательством, отношением к различным национальностям и религии.
С утверждением «Если друг предал, надо отомстить ему» не согласны более половины всех респондентов (65%). Причем, этот показатель приблизительно одинаковый как у юношей (60%), так и у девушек (68%), не зависимо от возраста участника опроса.
Сравнительный анализ результатов по утверждениям, связанными с отношением респондентов к людям разных национальностей представлен в таблице.
Утверждение
Количество выборов (в %)
всего
согласен
не согласен
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.
42%
57%
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей.
52%
47%
К некоторым нациям и народам трудно хорошо
относиться.
66%
34%
Я могу представить человека другой национальности своим близким другом.
60%
40%
Более 60% выборов участников опроса свидетельствуют о том, что к людям некоторых национальностей обучающиеся не могут «относиться хорошо». Несмотря на это, большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности, причем девочки выражают большую готовность, чем мальчики. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности, причем мальчики в большей степени, чем девочки.
73% от всех респондентов считают, что любые религиозные течения имеют право на существование. Тем самым, они проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.
Стремление быть более «терпимыми по отношению к другим людям» выразило 65% от всех участников опроса, причем у девочек желание быть толерантными проявляется в несколько большей степени, чем у мальчиков.
78 опрошенных школьников считают, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 92% готовы выслушать другие точки зрения. 89% не согласны, что в споре правильной может быть лишь одна точка зрения.
Вместе с тем 68% респондента чаще отвечают грубостью на грубость. 21% готовы отомстить другу за предательство. У 10% респондентов вызывает раздражение, если человек думает не так, как он.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Понятие «толерантность» понимается обучающимися в большинстве, как «уважение к другому человеку».
Лидирующими качествами, свойственными толерантному человеку, по мнению респондентов, являются: «уважение к другим», «терпеливость», как черта характера, обеспечивающая спокойную реакцию на слова или действия другого, взаимопонимание и сопереживание.
Среди негативных качеств доминируют прежде всего те, которые связаны с неспособностью управлять своими непосредственными эмоциями – «хамство», «агрессия», «раздражительность».
Наиболее болезненными ситуациями, затрудняющими толерантное поведение, оказались ситуации, связанные с предательством и несправедливостью, грубостью по отношению
к своим одноклассникам или людям другой национальности.
Большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе.
Большинство респондентов, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень толерантности. Такие результаты показывают, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.
Большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности.
Обучающиеся как младшего, так и среднего звена, проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.
Большинство обучающихся имеют низкий уровень социальной толерантности, что указывает на несформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных групп, различных меньшинств, психически больных людей, инвалидов, бездомных.
Более 50% респондентов имеют мотивацию для проявления толерантности.
Для воспитания культуры толерантности обучающихся рекомендуется включать следующие направления формирования толерантности в урочной деятельности, средствами литературы, истории, обществознания, географии, иностранных языков, предметов естественнонаучного цикла, и во внеурочной деятельности :
Воспитание культуры толерантности, на данном этапе важно осуществлять по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
1. Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
В средних классах:
В старших классах :
1. Посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, проведение дискуссий по актуальным проблемам осуществляется формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права.
2. Через организацию проблемных дискуссий по вопросам межкультурных отношений, проблем их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти, воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать формированию у обучающихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Л.В.Скорова
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
Опросник разработан психологами Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хух-лаевым и Л. А. Шайгеровой с целью диагностики общего уровня толерантности (Л.Г. Почебут. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. – С.П.: - Питер, 2012). В стимульный материал опросника были включены утверждения, отражающие не только общее отношение к окружающему миру и другим людям, но и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляется толерантность или интолерантность человека. Текст опросника составили утверждения, выявляющие отношение человека к различным социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Особое внимание уделялось этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Опросник состоит из трех субшкал: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк экспресс-опросника «Индекс толерантности»
№ п/п | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | |||||||
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | |||||||
Если друг предал, надо отомстить ему | |||||||
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | |||||||
В споре может быть правильной только одна точка зрения | |||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | |||||||
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | |||||||
С неопрятными людьми неприятно общаться | |||||||
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | |||||||
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | |||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | |||||||
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | |||||||
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | |||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | |||||||
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» | |||||||
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | |||||||
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | |||||||
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | |||||||
Беспорядок меня очень раздражает | |||||||
Любые религиозные течения имеют право на существование | |||||||
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | |||||||
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов: Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» -1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» - 6 баллов, «полностью согласен» - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Ключ № 1
Номера прямых утверждений | Номера обратных утверждений |
1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22 | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19 |
Индивидуальная или групповая оценки выявленного уровня толерантности осуществляются по следующим ступеням:
Низкий уровень толерантности: 22 - 60 баллов. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
Средний уровень: 61 - 99 баллов. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
Высокий уровень: 100 - 132 балла. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Однако авторы отмечают, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), свидетельствуют о размывании у человека «границ толерантности», что может быть связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Важно учесть также, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о целях исследования).
Качественный анализ толерантности основан на разделении на субшкалы. Название субшкал и номера утверждений представлены в ключе.
Ключ № 2
Методика «Виды агрессивности»
Методика разработана Л.Г. Почебут на основе методики Басса-Дарки (Л.Г. Почебут. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. – С.П.: - Питер, 2012). Агрессивность рассматривается как проявление дезадаптации и интолерантности.
Агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Для понимания происхождения конкретных проявлений агрессивного поведения необходимо установить, является ли агрессивный акт неадекватной защитной реакцией субъекта, следствием его аффективного состояния или он имеет целенаправленный смысл. Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.
Адаптивное поведение - это взаимодействие человека с другими людьми (социальным окружением), характеризующееся согласованием интересов, требований и ожиданий его участников.
Социально-психологический анализ адаптивного поведения предполагает изучение условий совместной деятельности людей, общности их целей и ценностных ориентаций, принятия толерантного отношения к людям.
Бланк опросника
Инструкция. Предлагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ответить на 40 вопросов: либо «да», либо «нет». В ответном листе подчеркните свой ответ в соответствующей колонке.
2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что я о нем думаю.
3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь внимание или доказать свою правоту.
6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
7. Вспоминая прошлое, порой я чувствую обиду за себя.
8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня съедает зависть.
9. Если я не одобряю поведения своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
10. В большом гневе я употребляю сильные выражения (сквернословлю).
11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
12. Я бываю настолько взбешен, что бросаю вещи.
13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
14. В общении с людьми я часто чувствую себя как «пороховая бочка», в постоянной готовности взорваться.
15. Порой у меня появляется желание зло подшутить над другим человеком.
16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до рукопашной.
20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать для меня что-нибудь хорошее.
24. Если мне нанесут обиду, то у меня пропадает желание разговаривать с кем бы то ни было.
25. Иногда я намеренно говорю плохие вещи про человека, которого не люблю.
26. Когда я взбешен, я говорю самое злобное ругательство.
27. В детстве я избегал драк.
28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
29. Когда я взбешен, я могу хлопнуть дверью.
30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
31. Я постоянно своими чувствами и переживаниями делюсь с другими людьми.
32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
35. Меня раздражает, когда вещи и предметы лежат не на своем месте.
36. Если мне не удается починить сломавшуюся и порвавшуюся вещь, то я в гневе ломаю и рву ее окончательно.
37. Другие люди мне всегда кажутся более преуспевающими.
38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.
Обработка результатов. Вначале, в соответствии с ключом, подсчитываются суммы баллов по каждой из шкал. Всего опросник содержит пять диагностических шкал агрессивности.
1. Вербальная агрессия (ВА): человек вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому, употребляет словесные оскорбления.
2. Физическая агрессия (ФА): человек склонен физически выражать свою агрессию по отношению к другому и может применить грубую физическую силу.
3. Предметная агрессия (ПА): человек срывает свою агрессию на окружающих предметах.
4. Эмоциональная агрессия (ЭА): у человека при общении с другим возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательности по отношению к нему.
5. Самоагрессия (СА): человек не находится сам с собой в мире, согласии, у него отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде.
Ключ
ВА | ФА | ПА | ЭА | СА | ||||
1. | 17. | 3. | 19. | 5. | 21. | 6. | 23. | 7. |
Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да |
2. | 25. | 4. | 27. | 12. | 29. | 14. | 30. | 8. |
Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да |
9. | 26. | 11. | 28. | 13. | 35. | 15. | 37. | 16. |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
10. | 33. | 18. | 34. | 20. | 36. | 22. | 38. | 24. |
Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да |
Сумма баллов больше пяти означает, что у человека высокая степень агрессии по данному типу поведения и низкая степень адаптивного поведения. Если сумма составляет 3 или 4 балла, можно говорить о средней степени агрессии и адаптации. Сумма баллов от 0 до 2 свидетельствует о низкой выраженности агрессивного поведения и высокой степени адаптированности, приспособляемости по данному типу поведения.
Для изучения и измерения толерантности применяются существенно различные методы. Это обусловлено, скорее, отсутствием однозначности в трактовании признаков проявления толерантности и факторов способствующих ее становлению.
Выделяют следующии методы исследования толерантности:
· специфические - направленны на выявление установок толерантного сознания;
· неспецифические - описывают характеристики личности и межличностного общения, являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности, либо интолерантности.
В российской психолого-педагогической литературе, в самое последнее время, появилось большое число работ, которые предлагаются более или менее целостные «диагностические комплексы» измерения толерантности. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по исследованию и диагностики толерантности личности» (авт: Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).
· Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);
· Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);
· Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт , Б. Крамер);
· Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);
· Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);
· Опросник «Типы этнической идентичности» (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);
· Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;
· «Евробарометр».
Отдельные методики с дополнительно расширенной информацией к ним приведены ниже. Описание каждой методики предваряется теоретическим введением, в котором дается оценка метода и область его применения.
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
(авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)
Экспресс-опросник разработан для диагностики:
Аспектов толерантности: общий уровень и/или черта личности;
Видов толерантности: этническая и социальная.
Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:
1. Толерантность как черту личности, выявляем: общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;
2. Социальную толерантность, выявляем: отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
3. Этническую толерантность/интолерантность, выявляем: отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Бланк ответа
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласе | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | |||||||
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | |||||||
Если друг предал, надо отомстить ему | |||||||
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | |||||||
В споре может быть правильной только одна точка зрения | |||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | |||||||
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | |||||||
С неопрятными людьми неприятно общаться | |||||||
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | |||||||
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | |||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | |||||||
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | |||||||
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | |||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | |||||||
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» | |||||||
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | |||||||
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | |||||||
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | |||||||
Беспорядок меня очень раздражает | |||||||
Любые религиозные течения имеют право на существование | |||||||
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | |||||||
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов . Количественный анализ - суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» - 6 баллов, «полностью согласен» - 1 балл). Затем полученные результаты суммируются.
Утверждения прямые : 1,9,11,14,16,20,21,22; обратные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19.
Интерпретация результатов . Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Длякачественногоанализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
Ключ для обработки
1. Субшкала «этническая толерантность»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Субшкала «социальная толерантность»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Субшкала «толерантность как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Экспресс-опросник разработан психологами (центр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой в 2002г. Основа: отечественный и зарубежный опыт.
2001-2002гг. - с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия - тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра «Гратис» «Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения». Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах дважды: до начала занятий и после их завершения.
2002г. - опрошены: студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета; студенты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; практические психологи г.Москвы, занимающиеся проблемой толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошеных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, участники заполняли опросник до и после тренинга. Средние значения индекса толерантности в различных группах представлены в таблице.