В связи с введение ФГОС актуально стоит проблема коллективной творческой деятельности и социальному проектированию. В данном материале представлены методические рекомендации педагогам, лидерам и активистам ученического самоуправления для успешной органиции деятельности органов ученического самоуправления. Используя данную методику педагог может стимулировать самостоятельность воспитанников при организации воспитательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дорогой юный друг!
Если ты хочешь, чтобы жизнь в твоём классе, школе, организации стала интересней, изменилась в лучшую сторону; если хочешь интересных и необычных дел, но не знаешь, как это сделать, если хочешь привлечь сверстников к организации мероприятия, то этот выпуск брошюры "В помощь активисту - лидеру" - для тебя.
С чего начать …
Начинай подготовку дела с "мозгового штурма".
Это поможет вам (творческой группе):
привлечь большое число людей к обсуждению и решению проблемы;
собрать большое количество нестандартных идей по решению проблемы;
объединить несколько идей в одно хорошее интересное дело;
продумать дело до мелочей;
найти помощников на каждом этапе подготовки и проведения дела;
получить в итоге интересное, нестандартное дело.
Запомни правила:
Твори, ищи, фантазируй смелее -
Поиск идёт необычной идеи!
Сваливай мысли в гору большую,
Из сотни простых найдём золотую!
Камнем в соседа бросать не смей.
Бросишь камень - не будет идей!
Особенно ценится комплекс идей.
Созрели идеи - на штаб их скорей!
Как это сделать…
У тебя всё получится, если, организуя обсуждение, ты пойдёшь следующим путём, учтёшь все шаги "мозгового штурма".
Шаг 1 . Разбей весь коллектив на малые микрогруппы по 5 - 7 человек. (Способы разбивки смотри в приложении.)
Шаг 2. Банк идей . Абсолютно все идеи, пришедшие на ум участникам "мозгового штурма", записываются на одном большом листе бумаги или на доске. Критика не принимается - принимаются только идеи.
Шаг 3. Объединение идей по общим признакам . Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи.
(Шаг 2 и 3 можно осуществить еще и другим способом:
Шаг 1. Ведущий сбора предлагает собравшимся определить проблемы, существующие в окружающей жизни, и записать их на отдельных листочках. Когда все справились с заданием «проблемы» озвучиваются и собираются в одном месте (коробка, конверт и т.д.).
Шаг 2. Ведущий по очереди озвучивает «проблемы», и все участники коллективно обсуждают, в какой конверт определить ту или иную проблему: проблемы, с которыми будем работать сами; проблемы, с которыми должны работать другие; проблемы, которые необходимо оставить до лучших времен.
Шаг 3. Работаем над проблемами из первого конверта. Выбираем одну самую актуальную, или, разбившись на микрогруппы, обсуждаем несколько проблем. В форме «мозгового штурма» находим пути решения проблемы (высказываем идеи и не критикуем их).
Шаг 4. Идеи идут в микрогруппы . Каждая микро группа берёт для рассмотрения какую-нибудь группу идей и составляет план действий по воплощению этих идей в жизнь.
Шаг 5. Ходоки . Каждая микрогруппа посылает "ходока", который, обойдя все микрогруппы, расскажет об основной концепции их варианта решения проблемы и запишет все критические замечания. "Ходок" не отвечает на критику, а только записывает реплики.
Шаг 6. Возвращение и обсуждение . Микрогруппа, выслушав вернувшегося "ходока", делает поправки и изменения в своём проекте.
Шаг 7. Защита проекта . Каждая микрогруппа защищает свой проект. Все вместе выбираем наиболее удачный, заинтересовавший всех проект.
Шаг 8. План действий . Корректируется план действий, назначаются ответственные за выполнение каждого этапа, раздела проекта.
Планирование завершено - начинайте подготовку дела. А поможет вам "СТРЕЛКА ПЛАНИРОВАНИЯ"
Стрелка планирования
Сколько раз вы ловили себя на мысли, что все перевернулось с ног на голову из-за недостаточно продуманного плана действий? А сколько раз опускались руки от глобальности и неприступности так мешающей проблемы.
Стрелка планирования является схемой организации и планирования сколь угодно большого мероприятия, дела или проекта. На первый взгляд она сложна и объемна, но очень эффективна. Используя ее, вы сможете без труда продумать все до мелочей, не упустить ни одной детали. Начертите на листе ватмана или на доске такую стрелку:
1. Как это ни банально, начать надо с названия проекта.
Потом это поможет и тем, кто не сможет не опоздать, и тебе самому, если на планирование уйдет больше одного захода.
2. На следующем шаге важно продумать, чего же мы, собственно, хотим, а точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, который мы только начинаем планировать. Надо во всех деталях описать, каким стало (вернее, станет) то, что заставило всех здесь собраться, после того как план уже сработает.
3. Гораздо позже у тебя и твоей группы почти наверняка возникнет необходимость убедить в необходимости этого проекта власти, спонсоров и т.д., - так, что теперь не помешало бы и самим решить, что же делает проект таким важным и ценным. Проведите "мозговой штурм" для выявления тех положительных перемен, к которым он приведет и других его достоинств.
4. Теперь, имея в четкой форме "видение", можно приступать к выписыванию целей. На этом шаге важно определить общие направления будущей работы. Они не должны быть слишком конкретными, их задача - назвать "конечные точки".
Например: " Найти спонсора на 300 тыс. рублей".
О том, как найти, разговор пока не идет. Здесь же часто используются всевозможные "уменьшить/ увеличить".
5.Все это время мы двигались от конца стрелки к ее началу; сейчас же изменим это направление и
задумаемся о ресурсах, т.е. о том, что есть в нашем расположении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. Например, если потребуется пойти зачем-либо к директору крупной фирмы, надо будет сначала договориться о встрече, основательно подготовиться к
разговору и перепробовать массу всевозможных уловок, чтобы добиться от него того, что вам нужно. Если же в вашей группе есть человек, который с эти директором на дружеской ноге, потребуется лишь один звонок. Такой человек - один из ваших ресурсов. Другими могут быть время добрые помощники и т.д.
6.Пока не возвращаясь в центр стрелки, заметим, что некоторые аспекты проекта просто обязаны быть обеспечены. Выпишем их в поля "критические факторы успеха" , чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не срабатывает то, что важно настолько же, насколько человеку - любой из его органов. Среди критических факторов успеха могут быть согласие властей, наличие некоторого минимума людей и денег и т.д.
7. Рядом есть и поле "препятствия". Запишем в него то, что может стать непреодолимым препятствием для всего проекта в том виде, какой мы выбрали (скажем, стихийное бедствие). Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала бы иметь отношение к делу или нашла
бы решение.
8. Теперь вернемся в стрелку. Сейчас все готово для того, чтобы начать углубляться в детали. Поле "задачи" предназначено для того, чтобы в нем конкретно расписать составляющие всех пунктов поля "цели". При этом надо помнить о создании условий для всех критических факторов успеха. В нашем примере с поиском трехсот тысяч рублей там могли бы оказаться такие подпункты:
найти организацию, владеющую информацией о благотворительных фондах;
обзвонить найденные фонды;
встретиться с представителями выбранного фонда и т.д.
Важно не упустить ни одну деталь при такой конкретизации ради следующего поля:
9. " Задания". Оно же и самое главное. В нем для каждого пункта "задач" рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения . Здесь же
каждому шагу назначается время и человек, за него отвечающий. Возьмем для примера: "Найти организацию":
Возьмем для примера: "Найти организацию":
Здесь не случайно один и тот же Вася отвечает за все 3 шага поиска. Это связано с самой процедурой заполнения графы "Задания". Она токова.
После того, как все готово с задачами, ведущий раздает листочки бумаги и ручки и предлагает всем членам группы разобрать поровну все задачи. Эти люди автоматически становятся ответственными и для каждой задачи расписывают себе все действия, необходимые для ее выполнения. После этого бумажки вывешиваются в поле "задания" и сверяются; одинаковые задания (если есть) вешаются одно на другое.
Стрелка заполнена! А теперь оглянемся… Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных заданий . Каждый набор заданий ведет к выполнению какой-то одной задачи , потому что просто был из нее сделан. Дальше реализация всех задач (уже обеспеченная) гарантирует выполнение поставленных целей. И, наконец, эти цели, набранные по сути дела из нашей казавшейся нереальной мечты, записанной как видение , просто автоматически гарантируют ее исполнение, причем ко времени последней даты в заданиях. Впечатляет, да?
Приложение
Способы разбивки на микрогруппы:
По сезонам дней рождения.
С помощью разрезанных открыток.
С помощью разрезанных пословиц.
По цветным жетонам.
Собрать части разрезанных картин.
Азы социального проектирования. Бережнова Е.А.
Уважаемые Коллеги!
Предлагаю Вам очень удобный и эффективный способ планирования своих действий на любой стадии работы над проектом. Он называется «Стрелка планирования » и доступен как взрослым, так и детям.
Начинать надо с названия проекта. Таким образом, мы поставим себе цель, а в будущем это поможет сориентироваться, если на планирование уйдет больше одного захода.
Находясь на следующей ступени, важно определить, что же мы собственно хотим, точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, к планированию которого мы только приступаем – то есть, сформулировать видение . Надо во всех деталях описать, каким станет предмет планирования, после того, как план будет приведен в исполнение. Самая подходящая формулировка – это описание ситуации после осуществления проекта.
Определение целей предстоящей работы. На этом этапе важно определить ее общие направления. Цели не должны быть очень конкретными, их задача – описывать « конечные точки» нашего плана.
Конкретизация поставленных целей. Поле «задачи » и предназначено для того, чтобы в нем конкретно определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей.
Определение ресурсов , то есть того, что уже есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. В качестве ресурсов могут выступать время, добровольные помощники, финансовые, информационные ресурсы.
Некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выпишем их в поля «критические факторы успеха », чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не сработает; то, что важно настолько же, насколько человеку – любой из его органов. Вернувшись к задачам, мы должны будем учесть все упомянутое в этих полях.
Рядом есть и поле «препятствия ». Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала иметь отношение к делу или нашла бы решение. Скажем, против стихийного бедствия уж точно не попрешь …. Не стоит тут дублировать вещи, упомянутые среди факторов успеха.
Теперь, если необходимо, дополним задачи и, наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания ». Планирование является самым главным. В нем по очереди берется каждый пункт задач и рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же на выполнение каждого шага назначается время и человек, за него отвечающий.
Ну что ж! Стрелка заполнена! А теперь оглянемся назад и посмотрим на полную картину.
Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных заданий, которые по силам выполнить одному человеку из нашей команды. Каждый набор заданий ведет к выполнению какой-то одной задачи, потому что просто был из нее выведен. Реализация всех задач (уже обеспеченная) гарантирует выполнение поставленных целей. И, наконец, эти цели, набранные по сути дела из нашей казавшейся не реальной мечты, записанной как «видение», просто автоматически гарантируют ее исполнение.
Например, мы хотим организовать школьную газету. Под цифрой один помечаем себе «Выпуск школьной газеты». А какой должна быть. Наше видение (2) – это четырехстраничная газета, отпечатанная на цветном принтере, которая выходит два раза в месяц тиражом 25 экземпляров.
Как вы думаете, какая у нас будет цель(3) ? Наверное, выпуск пилотного номера газеты. Переходим к задачам(4) . Что нужно сделать? Найти заинтересованных ребят. Собрать материал для пилотного выпуска. Набрать его на компьютере и сделать макет газеты. Распечатать на цветном принтере в количестве 25 экземпляров. Раздать (или продать?) читателям.
Что для этого у нас есть – какие ресурсы(5) имеются? Есть цветной принтер (это материально-технический ресурс). У одного из ребят, папа работает в редакции газеты и готов помочь в выпуске первого номера (это человеческий ресурс). Мама одной из девочек выделяет 500 рублей для приобретения 5 пачек бумаги для издания газеты (это материальные ресурсы)
Но выпуск газеты не может быть осуществлен, если в принтере закончится картридж. Если журналисты будут писать неинтересные материалы. Если, выпуск газеты (по каким-то причинам) не будет одобрен администрацией школы. Всё это критические факторы успеха (6). Следовательно, мы должны скорректировать задачи. К тем задачам, что уже написаны, добавятся еще несколько: договориться о выпуске газеты с администрацией школы, решить вопрос с расходными материалами, провести обучение группы журналистов.
Какие препятствия (7) могут нас ждать. Газета может оказаться невзрачной. Газета может оказаться невостребованной. Еще раз корректируем задачи. Добавляем: придумать конкурсы для читателей газеты, пригласить в группу фотографов
Ну а теперь дело за малым. Берем задачу – назначаем время исполнения и ответственного. И можем быть уверенными, что газета выйдет в назначенный срок и будет очень интересной ее читателям.
Ну, вот собственно и все о стрелке планирования. Всем удачной и творческой работы при составлении плана работы над проектом!!!
Данная технология очень удобна для создания социальных проектов, а также планирования самой разнообразной деятельности.
- Начинать надо с названия проекта. Таким образом, мы поставим себе цель, а в будущем это поможет сориентироваться, если на планирование уйдет больше одного захода.
- Находясь на следующей ступени, важно определить, что же мы собственно хотим, точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, к планированию которого мы только приступаем – то есть, сформулировать видение . Надо во всех деталях описать, каким станет предмет планирования, после того как план будет приведен в исполнение. Самая подходящая формулировка – это описание ситуации после осуществления проекта.
- Определение целей предстоящей работы. На этом этапе важно определить ее общие направления. Цели не должны быть слищком конкретными, их задача – описывать «конечные точки» нашего плана.
- Конкретизация поставленных целей. Поле «задачи» и предназначено для того, чтобы в нём конкретно определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей.
- Определение ресурсов , то есть того, что уже есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. В качестве ресурсов могут выступать время, добровольные помощники, финансовые, информационные ресурсы.
- Некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выпишем их в поля «критические факторы успеха» , чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не сработает; то, что важно настолько же, насколько человеку – любой из его органов. Вернувшись к задачам, мы должны будем учесть всёупомянутое в этих полях.
- Рядом есть и поле «препятствия» . Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала иметь отношение к делу или нашла бы решение. Скажем, против стихийного бедствия уж точно не попрешь …. Не стоит тут дублировать вещи, упомянутые среди факторов успеха.
- Теперь, если необходимо, дополним задачи и, наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания» . Планирование является самым главным. В нем по очереди берется каждый пункт задач и рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же на выполнение каждого шага назначается время и человек, за него отвечающий.
- Ну что ж! Стрелка заполнена! А теперь оглянемся назад и посмотрим на полную картину.
Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных заданий, которые по силам выполнить одному человеку из нашей команды. Каждый набор заданий ведет к выполнению какой-то одной задачи, потому что просто был из нее выведен. Реализация всех задач (уже обеспеченная) гарантирует выполнение поставленных целей. И, наконец, эти цели, набранные по сути дела из нашей казавшейся не реальной мечты, записанной как «видение», просто автоматически гарантируют ее исполнение.
Например, мы хотим организовать школьную газету. Под цифрой один помечаем себе «Выпуск школьной газеты». А какой должна быть. Наше видение (2) – это четырехстраничная газета, отпечатанная на цветном принтере, которая выходит два раза в месяц тиражом 25 экземпляров.
Как вы думаете, какая у нас будет цель (3) ? Наверное, выпуск пилотного номера газеты. Переходим к задачам (4) . Что нужно сделать? Найти заинтересованных ребят. Собрать материал для пилотного выпуска. Набрать его на компьютере и сделать макет газеты. Распечатать на цветном принтере в количестве 25 экземпляров. Раздать (или продать?) читателям.
Что для этого у нас есть – какие ресурсы (5) имеются? Есть цветной принтер (это материально-технический ресурс). У одного из ребят папа работает в редакции газеты и готов помочь в выпуске первого номера (это человеческий ресурс). Мама одной из девочек выделяет 500 рублей для приобретения 5 пачек бумаги для издания газеты (это материальные ресурсы)
Но выпуск газеты не может быть осуществлен, если в принтере закончится картридж. Если журналисты будут писать неинтересные материалы. Если, выпуск газеты (по каким-то причинам) не будет одобрен администрацией школы. Всё это критические факторы успеха (6) . Следовательно, мы должны скорректировать задачи. К тем задачам, что уже написаны, добавятся еще несколько: договориться о выпуске газеты с администрацией школы, решить вопрос с расходными материалами, провести обучение группы журналистов.
Какие препятствия (7) могут нас ждать. Газета может оказаться невзрачной. Газета может оказаться невостребованной. Еще раз корректируем задачи. Добавляем: придумать конкурсы для читателей газеты, пригласить в группу фотографов.
Ну а теперь дело за малым. Берем задачу – назначаем время исполнения и ответственного. И можем быть уверенными, что газета выйдет в назначенный срок и будет очень интересной для ее читателей.
Ну, вот собственно и все о "стрелке планирования". Всем удачной и творческой работы при составлении плана работы над проектом!!!
Бережнова Е.А. "Азы социального проектирования"
Дорогие друзья!
В новом учебном году Ассоциация "Всё настоящее - детям" становится площадкой для вебинаров с участием антенн. В четверг (16 ноября) состоялся вебинар "Детское благотворительное мероприятие от задумки до воплощения" от антенны "Клуб молодых инициатив "РеАктив" (Монино)". В режиме реального времени воспитанники антенны попытались придумать свои благотворительные проекты и показать зрителям все стадии процесса.
На вебинар записались целых 9 антенн: Студия Олега Митяева "Светлое будущее" (Челябинск), Детская студия мультипликации "Мультфильм своими руками" (Луга), Детская телестудия "Парадокс" (г. Аша), Самарская региональная общественная организация "Cello plus"" (Виолончель плюс), Содружество "Ямал" детская организация "Воробей" (Ноябрьск), хореографический ансамбль "Ранверс" (Сочи), Центр детского творчества г. Ковдор, 2 заявки сторонние.
Дорогие участники, чтобы получить сертификат о прохождении вебинара, нужно выполнить ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Написать план благотворительного мероприятия (используя стрелку планирования) и провести его.
Присылайте свои работы на почту [email protected] с указанием ФИ воспитанников и названием антенны.
Краткий конспект вебинара, который поможет выполнить домашнее задание.
16 ноября 2017 мы проводили вебинар «Благотворительное детское мероприятие: от задумки до воплощения». На данном занятии в течении часа с воспитанниками клуба молодых инициатив «РеАктив» мы создавали мероприятие по технологии социального проектирования «Стрелка планирования» (автор технологии: Бережнова Е.А. "Азы социального проектирования"). Данная технология очень удобна для создания социальных проектов, а также планирования самой разнообразной деятельности.И теперь мы хотим подробнее расписать данную технологию создания мероприятия с пояснениями и комментариями.
Какое мероприятие будем создавать? На дворе ноябрь месяц. Мы решили, что создание проекта будет посвящено Новому году. Итак, мероприятие детское, благотворительное, тема - новогодняя. Это часть №2 ВИДЕНИЕ: то есть как мы видим, фантазируем, представляем данное мероприятие.
ВПИСЫВАЕМ: ВИДЕНИЕ №2: Мы представляем, что это будет мероприятие для детей из детского дома. Возраст из 7-12 лет (средняя группа). Это будет массовое мероприятие с играми, мастер-классами
Для начала рассмотрим все пункты:
1 - название проекта - это всем понятно: как мы назовем
2 - видение - это как мы представляем данный проект
3 - цели - основная цель (обычно одна или две), решение которой мы преследуем при организации данного мероприятия
4 - задачи - если цель - это высота, то задачи - это ступени, по которым мы движемся к высоте, решение задач (вопросов) ведут нас к цели
5 - ресурсы - это средства, это то, что мы имеем + что нам потребуется:как физическое, финансовое, человеческие ресурсы
6 - критические факторы успеха - это факты/факторы, которые нам помогают и при их наличии мы имеем 100% успеха (то, к чему нам нужно стремиться, факторы, которые нужно стараться найти при реализации мероприятия)
7 - препятствия - это факты/факторы, которые нам мешают при реализации данного проекта; при наличии таких факторов наше мероприятие может пойти не по сценарию или просто сорваться (поэтому нам нужно стремиться избежать эти факторы или предусмотреть, как можно их обойти)
8 - задания - это конкретные задания для выполнения: что делает/кто делает/когда делает
Теперь мы видимпрописанные в каждой строке требования по заголовку. Любой участник команды может прочитать и понять смысл данного мероприятия и вместе с командой приступить к реализации.
Лучше начинать с названия проекта. Таким образом, мы поставим себе цель, а в будущем это поможет сориентироваться, если на планирование уйдет больше одного захода. Однако, как правило, название мы утверждаем уже в конце создание мероприятия. Но пока напишем, как придумали.
ВПИСЫВАЕМ:НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА №1: сейчас мы думаем, что это «Волшебная сказка».
Важно определить, что же мы собственно хотим, точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, к планированию которого мы только приступаем - то есть, сформулировать видение . Надо во всех деталях описать, каким станет предмет планирования, после того как план будет приведен в исполнение. Самая подходящая формулировка - это описание ситуации после осуществления проекта.
ВПИСЫВАЕМ:ВИДЕНИЕ №2: Мы представляем, что это будет мероприятие для детей из детского дома. Возраст из 7-12 лет (средняя группа). Это будет массовое мероприятие с играми, мастер-классами, которые ведут сказочные герои: леший, баба Яга, Василиса прекрасная, Иванушка Дурачок, Алеша Попович, Елена Премудрая.
Определение целей предстоящей работы. На этом этапе важно определить ее общие направления. Цели не должны быть слишком конкретными, их задача - описывать «конечные точки» нашего плана.
ВПИСЫВАЕМ: ЦЕЛИ №3: 23 декабря провести благотворительное развлекательно-игровое мероприятие для детей из детского дома с привлечением добровольцев.
Конкретизация поставленных целей. Поле «задачи» и предназначено для того, чтобы в нём конкретно определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей.
ВПИСЫВАЕМ: ЗАДАЧИ №4:1. Составить сценарий для мероприятия совместно с командой; 2. Согласовать с руководством детского дома; 3. Подобрать, подготовить реквизит для проведения мероприятия; 4. Провести репетиции, устранить недочеты; 5. Провести мероприятие.
Определение ресурсов , то есть того, что уже есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. В качестве ресурсов могут выступать время, добровольные помощники, финансовые, информационные ресурсы.
ВПИСЫВАЕМ: РЕСУРСЫ №5: Мы имеем нашу команду добровольцев, костюмы для героев, четыре дня в неделю (по 3 часа) для сборов и репетиций. Реквизит для проведения мастер-классов и тренингов в наличии.
Некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выпишем их в поля «критические факторы успеха» , чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не сработает; то, что важно настолько же, насколько человеку - любой из его органов. Вернувшись к задачам, мы должны будем учесть всёупомянутое в этих полях.
ВПИСЫВАЕМ: КФУ №6: необходима сплочённая команда;обратная связь с администрацией детского дома (положительная); коммуникация между организаторами и участниками.
Рядом есть и поле «препятствия» . Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала иметь отношение к делу или нашла бы решение. Скажем, против стихийного бедствия уж точно не попрешь …. Не стоит тут дублировать вещи, упомянутые среди факторов успеха.
ВПИСЫВАЕМ: ПРЕПЯТСТВИЯ №7: Плохая погода (т.к. мероприятие планируется на улице); нездоровое состояние участников (карантин); дезорганизация группы организаторов.
Теперь, если необходимо, дополним задачи и, наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания» . Планирование является самым главным. В нем по очереди берется каждый пункт задач и рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же на выполнение каждого шага назначается время и человек, за него отвечающий.
ВПИСЫВАЕМ: ЗАДАНИЯ №8: (желательно, прописываем до мелочей) это пример, поэтому сильно не придирайтесь, пожалуйста…)
Ну что ж! Стрелка заполнена! А теперь оглянемся назад и посмотрим на полную картину.
Как правило, когда «продукт» готов, нам есть что откорректировать, исправить, добавить или удалить. Командное (или групповое) обсуждение в этом всегда помогает.
И ЕЩЕ ОДИН ПРИМЕР:
Мы хотим организовать школьную газету. Под цифрой один помечаем себе «Выпуск школьной газеты». А какой должна быть. Наше видение (2) - это четырехстраничная газета, отпечатанная на цветном принтере, которая выходит два раза в месяц тиражом 25 экземпляров.
Как вы думаете, какая у нас будет цель (3) ? Наверное, выпуск пилотного номера газеты. Переходим к задачам (4) . Что нужно сделать? Найти заинтересованных ребят. Собрать материал для пилотного выпуска. Набрать его на компьютере и сделать макет газеты. Распечатать на цветном принтере в количестве 25 экземпляров. Раздать (или продать?) читателям.
Что для этого у нас есть - какие ресурсы (5) имеются? Есть цветной принтер (это материально-технический ресурс). У одного из ребят папа работает в редакции газеты и готов помочь в выпуске первого номера (это человеческий ресурс). Мама одной из девочек выделяет 500 рублей для приобретения 5 пачек бумаги для издания газеты (это материальные ресурсы)
Но выпуск газеты не может быть осуществлен, если в принтере закончится картридж. Если журналисты будут писать неинтересные материалы. Если, выпуск газеты (по каким-то причинам) не будет одобрен администрацией школы. Всё это критические факторы успеха (6) . Следовательно, мы должны скорректировать задачи. К тем задачам, что уже написаны, ещедобавятся несколько: договориться о выпуске газеты с администрацией школы, решить вопрос с расходными материалами, провести обучение группы журналистов.
Какие препятствия (7) могут нас ждать. Газета может оказаться невзрачной. Газета может оказаться невостребованной. Еще раз корректируем задачи. Добавляем: придумать конкурсы для читателей газеты, пригласить в группу фотографов.
Ну а теперь дело за малым. Берем задачу - назначаем время исполнения и ответственного. И можем быть уверенными, что газета выйдет в назначенный срок и будет очень интересной для ее читателей.
Ну, вот собственно и все о "стрелке планирования" J
Всем удачной и творческой работы при составлении плана работы над проектом!
Технология СТРЕЛКА ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Как это ни банально, начинать надо с названия проекта. Таким образом, мы поставим себе цель, а в будущем это поможет сориентироваться тем, кто не сможет не опоздать, и тебе самому, если на планирование уйдет больше одного захода. Возьмем для примера составление плана выпускного в твоей школе.
2. Находясь на следующей ступени, важно определить чего же мы собственно хотим, точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, к планированию которого мы только приступаем – то есть, сформулировать видение. Надо во всех деталях описать, каким станет предмет планирования, после того, как план будет приведен в исполнение. Самая подходящая формулировка – это описание ситуации после осуществления проекта, скажем:
«Выпускной стал запоминающимся событием, настоящим праздником. Все прекрасно провели время и отдохнули».
3. Теперь, имея четко сформулированные видение и достоинства проекта, можно приступать к расписыванию целей предстоящей работы. На этом этапе важно определить ее общие направления. Цели не должны быть очень конкретными, их задача – описывать « конечные точки» нашего плана. Речи о конкретных подробностях выполнения пока не идет. Это делается для того, чтобы, думая об общем, ничего не упустить – как в оглавлении книги:
Организовать хорошее шоу
Обеспечить безопасность
Решить вопросы с музыкой
Хорошо поесть
4. Теперь обговорив общие цели, самое время начать их конкретизировать. Поле «задачи» и предназначено для того, чтобы в нем конкретно расписать все составляющие каждого из пунктов предыдущего поля. Разница будет в том, что теперь от нас потребуется определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей. Как ты понимаешь, количество идей растет, так что мы попробуем расписать лишь по несколько задач для первых двух целей.
К примеру, для организации шоу необходимо:
Составить подробный сценарий
Найти ведущих
Пригласить какую-нибудь знаменитость
Прикинуть бюджет
5. А теперь на время прервем наметившееся развитие событий и задумаемся об обстановке, в которой нам придется работать. В первую очередь речь пойдет о наших ресурсах, то есть, о том, что уже есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. Например, если потребуется пойти зачем-либо к директору крупной фирмы, надо буде сначала договориться о встрече, основательно подготовиться к разговору и перепробовать массу различных уловок, чтобы добиться от него того, что вам нужно. Если же в вашей группе есть человек, который с этим директором на дружеской ноге, потребуется один звонок. Такой человек один из ваших ресурсов. В качестве ресурсов могут также выступать время, добровольные помощники, финансовые ресурсы и т.п. В нашем примере ими являются:
Петя – сын завуча
Маша знакома с солистом популярной группы
6. Пока не возвращаясь в центр стрелки, заметим, что некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выпишем их в поля «критические факторы успеха», чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не сработает; то, что важно настолько же, насколько человеку – любой из его органов. Среди критических факторов успеха могут быть согласие властей, наличие некоторого минимума людей, денег и т.д. Вернувшись к задачам, мы должны будем учесть все упомянутое в этих полях. Например:
родительские деньги
координаторы - ответственные по основным направлениям
не менее месяца на подготовку
7. Рядом есть и поле «препятствия». Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала иметь отношение к делу или нашла бы решение. Скажем, против стихийного бедствия уж точно не попрешь …. Не стоит тут дублировать вещи, упомянутые среди факторов успеха:
не желание директора разрешить проведение дискотеки
запрет на шампанское
8. Теперь, если необходимо, дополним задачи и, наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания». Оно является самым главным. В нем по очереди берется каждый пункт задач и рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же на выполнение каждого шага назначается время и человек, за него отвечающий. Возьмем для примера «пригласить знаменитость»:
В примере не случайно один и тот же Вася отвечает за все шаги. Это связано с самой процедурой заполнения графы заданий. Она такова:
Поле «задания» представляет из себя ни что иное, как таблицу для детального планирования. Таблица включает в себя графы «что», «кто» и «когда». Ведущий проводит «мозговой штурм» того, что необходимо сделать, и записывает идеи в графу «что»; а люди, записавшиеся в таблицу, автоматически становятся ответственными за выполнение той или иной задачи, для каждой из которых они расписывают детальный порядок действий. Это означает, что каждый участник собрания должен подойти к стрелке и записаться в план.
Ну что ж! Стрелка заполнена! А теперь оглянемся назад и посмотрим на полную картину…
Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных заданий, которые по силам выполнить одному человеку из нашей команды. Каждый набор заданий ведет к выполнению какой-то одной задачи, потому что просто был из нее выведен. Реализация всех задач (уже обеспеченная) гарантирует выполнение поставленных целей. И, наконец, эти цели, набранные по сути дела из нашей казавшейся не реальной мечты, записанной как «видение», просто автоматически гарантируют ее исполнение.
Например, мы хотим организовать школьную газету. Под цифрой 1 помечаем себе «Выпуск школьной газеты». А какой должна быть. Наше видение (2) – это четырехстраничная газета, отпечатанная на цветном принтере, которая выходит два раза в месяц тиражом 25 экземпляров.
Как вы думаете, какая у нас будет цель (3)? Наверное, выпуск пилотного номера газеты. Переходим к задачам (4). Что нужно сделать? Найти заинтересованных ребят. Собрать материал для пилотного выпуска. Набрать его на компьютере и сделать макет газеты. Распечатать на цветном принтере в количестве 25 экземпляров. Раздать (или продать?) читателям.
Что для этого у нас есть – какие ресурсы (5) имеются? Есть цветной принтер (это материально-технический ресурс). У одного из ребят папа работает в редакции газеты и готов помочь в выпуске первого номера (это человеческий ресурс). Мама одной из девочек выделяет 500 рублей для приобретения 5 пачек бумаги для издания газеты (это материальные ресурсы)
Но выпуск газеты не может быть осуществлен, если в принтере закончится картридж. Если журналисты будут писать неинтересные материалы. Если, выпуск газеты (по каким-то причинам) не будет одобрен администрацией школы. Всё это критические факторы успеха (6). Следовательно, мы должны скорректировать задачи. К тем задачам, что уже написаны, добавятся еще несколько: договориться о выпуске газеты с администрацией школы, решить вопрос с расходными материалами, провести обучение группы журналистов.
Какие препятствия (7) могут нас ждать. Газета может оказаться невзрачной. Газета может оказаться невостребованной. Еще раз корректируем задачи. Добавляем: придумать конкурсы для читателей газеты, пригласить в группу фотографов.
Ну а теперь дело за малым. Берем задание (8) – назначаем время исполнения и ответственного. И можем быть уверенными, что газета выйдет в назначенный срок и будет очень интересной для ее читателей.