- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
С началом нового учебного года снова разразились скандалы в некоторых учебных заведениях. Весь сыр-бор - из-за формы одежды учащихся. Речь идет не о единой школьной форме, а о строгой одежде мусульманок - хиджабе.
На днях не пустили на первый урок двух одноклассниц в Кокшетау. Директор потребовала у девочек, чтобы те сняли платки. На что отец школьниц отреагировал весьма агрессивно.
Первокурсницу Лолиту Ташухаджиеву грозятся отчислить из политехнического колледжа в Астане, если она не перестанет носить хиджаб.
Похожие ситуации происходили и в прошлом учебном году. Они всплывают не так часто, но имеют место быть. А все потому, что зачастую педагоги не хотят поднимать шумихи, но среди них все же оказываются те, которые не намерены отступать от установленных правил. Говорят, закон божий - это святое, но школьный устав игнорировать не позволят.
К слову, свое мнение о хиджабах не раз высказывали казахстанские законодатели. Кто-то был категорически против ношения хиджаба в учебных заведениях и требовал их запретить, другие же утверждали - это право выбора каждого. Но к единому решению так и не пришли. А воз и ныне там.
Корреспонденты Total.kz спросили у депутатов, какова же судьба хиджабов в казахстанских учебных заведениях и есть ли этот вопрос на повестке дня парламентариев в новой сессии.
Ахмед Мурадов, Депутат мажилиса Парламента РК:
В Казахстане 80% мусульман, и они выбирают носить то, что разрешено их верой. А хиджаб - это арабское одеяние, исконно казахи никогда не носили его. Появление в Казахстане особенного регламента или закона, запрещающего носить их в общественных местах, неправильно. Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах - худший вариант, нежели хиджаб. Не нужно делать вокруг религии, и в особенности хиджабов, какие-то споры и проблемы. В первую очередь хиджаб закрывает голову девушки. Но все-таки главнее не внешний вид, а то, что в этой голове находится. У нас демократичная страна, если хочешь - носи, но не надо нарушать принятые нормы.
Жамбыл Ахметбеков, Депутат Мажилиса Парламента РК:
Тема хиджабов в Казахстане поднималась уже не раз, и к ней нужно подходить с четким пониманием того, что Казахстан не страна с исламской направленностью. И мы не должны перенимать опыт тех стран, которые разрешают носить хиджабы в школах. У нас в стране действуют единая школьная форма, рассчитанная на всех - верующих, атеистов, черных и белых. Глубоко верующие родители должны понимать, что их дети не одни ходят в школу, помимо них там учатся много других ребят, которые в отличие от них соблюдают общепринятые нормы. Тем родителям следуют придерживаться всех правил. В Казахстане нет письменного документа, запрещающего или разрешающего носить хиджабы. И я думаю, что он нам не понадобится, так как мы светское государство.
Камал Бурханов, Депутат Мажилиса Парламента РК :
Школа есть школа, и форма сейчас универсальная, и я приветствую это, так как она дисциплинирует. Я против того, чтобы носили хиджабы или надевали одежду без разбора. Если в обществе вокруг этого будут вестись какие-то дискуссии и будет востребовано законодательное оформление, можно будет обсудить вопрос в Парламенте. Мне кажется, что сейчас особой такой необходимости нет. Не такая уж это проблема.
Светлана Романовская, Член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК:
Ничего подобного пока нет, речи не было. Такие нормативы к нам в Парламент не поступали. Я помню свое детство, не все жили в достатке, кто-то был богаче, кто-то беднее. Но была единая форма, которая настраивала на рабочий процесс. У меня самой младший сын в третьем классе учится. Я приложила немало усилий, чтобы найти ему форму. Сама я никак не отношусь к тому, нормально ли для школьников ходить на занятия в хиджабе. По-моему, должна быть свобода. И если говорится о детях первого класса, наверняка инициатива исходит не от детей, а от их родителей. Но мы пока такой вопрос не рассматривали, его никто не поднимал, и законодательно этот момент нигде не закреплен. А по закону все, что не запрещено, разрешено.
Владимир Бобров, Депутат сената Парламента РК:
Я не могу комментировать действия руководителей учебных учреждений, потому что каждый случай индивидуален, но, в принципе, нарушать светские правила нельзя. Согласно Конституции у нас государство светское, и светские нормы должны соблюдаться со стороны представителей всех религий: христианства, ислама, иудаизма.
Галина Баймаханова, Депутат мажилиса Парламента РК:
Школа - это светское учреждение, и в ее стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и по одежде. Нельзя же ребенка, например, отправлять полуголым. Но есть религиозные учебные заведения - там, пожалуйста, можете демонстрировать свою религиозную принадлежность. Если родители такие глубоко верующие - пусть отдают ребенка в медресе. Кроме того, ношение хиджабов - это своеобразная реклама религиозной принадлежности среди детей, которые еще не разбираются в тонкостях религии. Ребенок должен сам по жизни определить свои взгляды на веру, но не подвергаться такому косвенному воздействию. Хочу также отметить, что одежда - это внешняя сторона. И тот, кто упорствует в ношении определенных вещей, верит в эти символы - у него неглубокая вера. Это люди, как правило, не нашедшие своего места в этой жизни и сосредоточенные на деталях.
Подавляющее большинство наших соотечественников (74%) ответили «нет» на вопрос «Левада-центра»: «Допустимо ли посещать занятия в учебных заведениях в хиджабе?», сообщает Regions.ru .
36% «скорее не одобряют» и 38% «определенно не одобряют» этого. Только 18% не считают необходимым запрещать мусульманским девушкам приходить на учебу в таком виде, а каждый пятый (9%) не имеет мнения на этот счет.
Резче всего против хиджабов в учебных заведениях настроены москвичи: против высказался 91% жителей столицы. Кроме того, чаще среднего «против» бывают настроены пожилые люди.
Отметим, что хиджаб - это не паранджа, закрывающая лицо, а платок, прикрывающий волосы. Напомним также, что примерно до начала 1960-х гг. головной убор (шляпку или платок) на людях носили все женщины и в Европе, и в России: этого требовали нормы приличия. Правда, сейчас эта норма забылась: даже воцерковленные православные женщины чаще всего покрывают голову только в храме.
«Чем, на ваш взгляд, объясняется столь решительное неприятие мусульманской одежды в учебных заведениях? Разрешили бы вы школьницам ходить в платках, если бы это зависело от вас?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
«Речь идет в основном о высших учебных заведениях, потому что представить себе отдельно исламскую, православную, иудейскую школу - это можно, и такие есть в той же Москве. Там принята определенная форма одежды, как раз ходят в головных уборах, и это не вызывает никаких вопросов. Высшее образование формировалось в рамках жесткой конфессиональной ориентации. В основном это были университеты при Церкви, основным предметом в университетах была теология. Они были христиански ориентированными. Поэтому и коллизия такая: сталкиваются две мощные традиции - создатели системы высшего образования и другая конфессиональная ориентация. Мне кажется, именно с пониманием этого и надо формировать принципы: высшая школа сейчас светская, принимают в вузы не по конфессиональному признаку, но историческая традиция принадлежит христианской конфессии. Конечно, в Иране или еще где-то это будет иначе, но в России и Европе именно так. Необходимо соблюдать уже установленные светские нормы. Понятно, что мы, православные, тоже хотим, чтобы женщины носили платки, и не только в церкви, но мы этого не требуем. Значит, требовать, чтобы так было у других, тоже нет необходимости. Тем более, хиджаб - не просто платок, а идентифицирующий конфессиональную принадлежность элемент одежды», - отметил священник.
«Что касается школ, тут есть критерий регионального характера. Понятно, что в нашей Рязанской области, как и во всей центральной части России, где доминирует православное сообщество, должны существовать принципы терпимости и взаимного уважения к нашим традициям. Равно как если мы приедем в Татарстан, мы должны уважать местные традиции. Там имеют право и возможность носить платки, а православные иконы в публичных местах будут неуместны. В целом проблема ношения платков больше надумана, идет это со времен СССР, поскольку министерство образования действует советским методом, подавляя все конфессии, кроме атеизма», - заключил о. Сергий.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что «хиджаб - это все же не просто платок, а именно часть одежды, которая выглядит для наших современников декларативной в отношении определенной религиозной принадлежности».
«Причем ислам многими нашими светскими соотечественниками рассматривается именно как нечто агрессивное или даже связанное с террористическим намерениями. Действительно, это не всегда имеет прямое отношение к исламу в чистом виде, а нам известны разновидности исламской сектантской культуры. Часто это не нейтральное обозначение религиозной принадлежности, а именно агрессивное. Хотя платок, хиджаб каждый имеет право носить в общественном месте. Так что тут противоречие. С одной стороны ощущение исходящей угрозы, а с другой стороны некий общий дресс-код, который требует, чтобы все были одинаковы, а это тоже принуждение. У нас нет единого идейного единства, понимания, чтó есть норма одежды, поведения в современном светском обществе. У нас нет общего знаменателя, абсолютного требования, кто как должен быть одет, поэтому такие противоречия, разнобои и страхи», - подчеркнул священник.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», заявил, что лично он не видит ничего страшного в том, что люди следуют своим религиозным предпочтениям в одежде.
«В некоторых европейских странах ношение хиджабов в учебных заведениях запрещено, в других нет. Думаю, протест москвичей и других россиян вызван, в первую очередь, тем, что люди воспринимают их не просто как религиозную одежду, а как демонстрацию желания приезжих установить у нас свои порядки. Если эти религиозные нововведения в одежде и поведении основаны именно на желании привнести нечто свое, новое, или вызваны протестом против того, что уже существует, мне кажется, хиджабы носить не стоит. Последствия всего этого могут быть нежелательными. Если же это религиозное установление, я не против, хотя и здесь должна быть умеренность, - ведь так можно дойти и до ношения паранджи. Интересно все же, чем вызвано внезапно возникшее желание носить хиджабы в учебных заведениях? Раньше, в советское время, такого не было и в мусульманских республиках, а значит, сейчас это явное нововведение даже для родителей девочек, которые так ходят в школы. Мне кажется, нужны дополнительные исследования причин, по которым стали носить такую одежду. Пусть поработают социологи, историки, другие специалисты - тогда и можно будет принимать решение», - подчеркнул о. Михаил.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «такая постановка вопроса вызвана не серьезными жизненными обстоятельствами или противоречиями - она, скорее, носит какой-то провокационный характер».
«Почти в любой религиозной традиции маленьким девочкам и девочкам школьного возраста никто не предписывает покрывать голову вне храма. Поэтому проблема, на мой взгляд, надумана. Это тот случай, когда на чем-то концентрируют внимание, чтобы не решить проблему, а создать ее. Не думаю, что такие ответы люди давали в свете последних событий: "Левада-центр" готовит опросы заранее, это серьезная организация. И этот опрос, скорее всего, готовился до того, как произошли трагедии, связанные с деятельностью ИГИЛ. Да и появление самого ИГИЛ, по сути, спровоцировали - проявили неоправданную агрессию против мусульманских стран, и получили такую реакцию. Не проявляйте агрессию, и реакции не будет», - заключил он.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, рассказал, что, когда он учился в школе, девочки иногда ходили в платках - например, когда хотели скрыть неудачную стрижку, или после педикулеза.
«Но разница между платком и хиджабом все же есть. Сейчас хиджаб ассоциируется, в первую очередь, с деяниями, которыми "прославили" себя "Братья-мусульмане", ИГИЛ, террористы и так далее. Обратите внимание: на листовках, развешанных в общественных местах, потенциального террориста представляют в виде человека в хиджабе. И таких листовок в городах-мегаполисах больше, чем в провинциальных. Как следствие - ассоциация у наших соотечественников: хиджаб - террорист. К сожалению, небезосновательная. Отсюда отрицательное отношение к ношению хиджаба. По-человечески хочется уважать традиции представителей различных конфессий и религиозных групп, но боюсь, вслед за разрешением носить хиджабы возникнет вопрос о легализации многоженства, возможности ношения буддистских религиозных нарядов. Думаю, "подтянутся" и нетрадиционные религиозные объединения, желающие носить свою нетрадиционную религиозную одежду. Поэтому лучше носить одежду светскую. Так будет меньше поводов для провокаций и расшатывания устоев наших образовательных учреждений», - считает священник.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что нет ничего плохого, если женщина прикрывает голову в знак смирения.
«Но реакция москвичей, да и остальных россиян мне понятна: мы представители другой культуры, и у многих демонстрация иной традиции вызывает отторжение. Происходит столкновение двух культур. Кроме того, многие, не разбираясь, ставят знак равенства между традиционным и радикальным исламом. А последние события у многих людей вызывают тревогу. С радикальным исламом у людей ассоциируются и хиджабы. Чтобы не было конфликтов, мусульманкам, носящим хиджабы, наверное, лучше обучаться в специализированных классах или в религиозной школе. Считаю, нам нужно искать компромисс. Не стоит идти на конфликт, чтобы отвоевать право ходить в платке. К тому же многие мусульмане - богатые люди, и открыть исламскую школу для них труда не составит. Есть православные школы - ну, пусть будут и исламские. Решение, которое бы устроило всех, найти нетрудно, было бы желание», - заключил о. Андрей.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, заявил, что ему трудно судить, почему люди столь категорично выступают против ношения хиджабов, но высказал свою точку зрения.
«В школе к учащемуся предъявляют определенные требования. Они его дисциплинируют и ставят знак равенства между всеми учениками независимо от их национальной, религиозной принадлежности или уровня доходов родителей. Мне кажется, это очень важный принцип, который всегда декларировался в школе. Кто бы ты ни был - сын богатого купца, аристократа (если, конечно их дети наравне со всеми посещали занятия), или из простой семьи, все равно должен соблюдать определенную форму одежды. Я выступаю за то, чтобы этот принцип соблюдался в школе, а дети не соревновались бы в том, у кого более дорогая или модная одежда - это очень сильно разрушает психику ребенка и приводит к нездоровым отношениям в детском коллективе. Думаю, в вопросе с хиджабами надо иметь в виду этот же принцип. Необходимы какие-то нормы, - например, школьная форма, которую должны носить все дети. Поэтому ношение хиджабов, на мой взгляд, в школе нежелательно», - продолжил он.
«Часто люди, которые выступают с крайне либеральных или антицерковных позиций, говорят: "Тогда не нужно носить и крестики". Да, если ребенок носит крестик как украшение, демонстрируя его, это тоже неправильно. Нательный крест должен быть скрыт под одеждой. Тем не менее, все-таки нельзя сравнить христианский крест с одеждой, если она заметно меняет облик человека, ее носящего. А вот небольшие знаки отличия, которые не выбиваются из общей формы, принятой в учебных заведениях, вполне допустимы. Ни в коем случае нельзя запрещать и мусульманскую атрибутику, но все-таки хиджаб - нечто другое. Это не просто символ принадлежности к религии, он несет определенную смысловую нагрузку. Думаю, это, прежде всего, некое ущемление и демонстрация второстепенности роли женщины в обществе, знак ее покорности - мужу, Богу… И хиджаб слишком контрастирует с обликом других учащихся. Думаю, именно это лежит в основе резкого неприятия хиджабов в обществе. Не говоря уж о том, что многие атрибуты мусульманства ассоциируются с современными террористами, с ИГИЛ - думаю, это тоже влияет на настроение людей, которые так категорично отвергли возможность ношения хиджабов», - заключил священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил: «Наверное, плохо, когда люди приходят в театр в джинсах и кедах, а не в костюмах и вечерних платьях. И одежду для храма нужно надевать, когда идешь именно туда. А в школе, мне кажется, все ученики должны одеваться так, как большинство людей. Различие показывает неравенство».
«Говорят, мусульманкам нельзя ходить по-другому. А почему нельзя? Они что, не люди, что ли? Я был в Турции и видел там мусульманок, которые ходят в шортах, с пирсингом и с тату - нормальные мусульманские девчонки. А в мечеть они одеваются так, как этого требуют их традиция. Вообще, мне кажется, идет какая-то наглядная агитация из Саудовской Аравии. Например, татарская национальная одежда всегда была традиционной. Но нет, теперь саудиты говорят: "Одевайтесь, как положено в Саудовской Аравии, а то, как вы одевались раньше - плохо". Это рушит уклады. И хиджабы в школы, мне кажется, надевают, чтобы показать неравенство, отделить себя от других школьников, сразу заявить: "Мы не такие, как вы". А вообще я плохо представляю себе, как вызывать девочку в хиджабе к доске, спрашивать у нее урок и тем более говорить, что она его плохо выучила. Это все равно, что человека во фраке вызвать из оркестровой ямы и начать с ним диалог во время действа на сцене. Те, кто носят хиджабы, вызывают ощущение специфической религиозной традиции или карнавала - у кого как», - продолжил он.
«Вообще мне нравится школьная форма. Я застал последний год, когда ввели новую, синего цвета. Мне казалось, это здорово и демократично. Она мне очень нравилась. Хорошая была форма, не знаю, почему ее отменили. Ну а сейчас давайте будем ходить в хиджабах? - Мне кажется, это неправильно. Я понимаю, если, к примеру, монах приехал с каким-то поручением в Москву, и гордо идет по улице в своей монашеской одежде. Но мы же не увидим его в театре, да и в школу преподавать его тоже, наверное, не пустят. Мне кажется, нужно стремиться к тому, чтобы дети сами себя чувствовали и комфортно, и в равном положении. Другое дело, если речь идет о каких-то закрытых учебных заведениях, - да и там не всегда носят религиозную одежду. Я знаю много монастырей, где есть приюты для девочек: приют-пансион при Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре, при Свято-Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре, в Свято-Никольском монастыре города Малоярославца. Но девочки там одеты нормально, никто не наряжает их как послушниц или монахинь. А вот в храм они действительно приходят в платочках», - заключил священник.
1 февраля отмечается неофициальный Всемирный день хиджаба. В некоторых странах, в том числе в Казахстане, власти реагируют на хиджабы, запрещая носить их в школах. Журналисты из Узбекистана, Татарстана и Таджикистана рассказали, как у них проходит подобная ограничительная кампания и как на нее реагирует население.
В Казахстане десятки родителей судятся с директорами школ. Они пытаются оспорить пункты внутреннего устава школ, а также пункт в приказе министра образования от 2016 года о единых требованиях к школьной форме. В то же время министр по делам религий и гражданского общества Казахстана, комментируя отказ некоторых родителей снимать с детей хиджабы, допустил мысль, что в стране могут быть построены частные школы для верующих.
Министр образования России в 2017 году публично высказалась против хиджабов в учебных заведениях. В то же время в Чечне, наоборот, приняли закон, закрепляющий право школьниц носить хиджаб во время учебы. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что его дочери не снимут хиджаб.
В Узбекистане и Таджикистане хиджаб в школах запрещен. В этих странах проводились рейды в общественных местах, когда женщин в хиджабах заставляли его снять.
На примерах из своих стран журналисты Хиромон Бакозода из Таджикистана, Алсу Курмашева из Татарстана и Сирожиддин Толибов из Узбекистана пытались разобраться, насколько оправданы опасения властей и стоит ли бояться хиджаба в школах.
Не спровоцирует ли запрет радикализм?
Главный вопрос, на который пытаются ответить журналисты во время дискуссии, - не станет ли запрет хиджабов бикфордовым шнуром для разжигания радикальных настроений в обществе?
Любые запреты вызывают радикальный всплеск и протестные настроения, - говорит журналист Хиромон Бакозода. - Нужно быть очень осторожными в принятии решений, касающихся запретов или предупредительных мер в борьбе с определенными явлениями. Нужна политическая мудрость. Об этом должны задумываться наши чиновники, которые принимают такие решения.
Ее коллега Алсу Курмашева вспоминает личную историю из школьных лет, когда одноклассница в советское время пришла в школу в красных колготках, учитель вызвал родителей, и девочке запретили появляться в школе в таких колготках. На следующий день в знак протеста все девочки в классе перекрасили белые колготки в красный цвет.
Запрет порождает только протестные настроения, - соглашается Курмашева.
Дискриминация в обмен на безопасность?
Сирожиддин Толибов говорит, что после серии взрывов в 1999 году в Ташкенте ношение хиджабов и бороды в общественных местах было официально запрещено.
Это был указ кабмина Узбекистана. В то же время в узбекской Конституции четко и ясно не сказано, что Узбекистан является светским государством, как в Таджикистане, - рассказал Толибов.
По его наблюдениям, нынешний президент страны Шавкат Мирзияев более лоялен к традиционному исламу и это сказывается в различных сферах. Например, в мечетях снова начали использовать громкоговорители для призывов к молитве, что было запрещено при Каримове.
Хиромон Бакозода отмечает, что власти Таджикистана при введении запрета на хиджаб в учебных заведениях мотивируют свое решение тем, что, если даже ущемляются права определенных групп в плане свободы религий, это всё делается ради безопасности в стране. И большая часть общества относится к запретительным мерам с пониманием.
Тема хиджабов в российских школах снова оказалась в центре общественной дискуссии. Поводом стал заочный спор между министром образования Ольгой Васильевой и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Формально любые религиозные атрибуты в одежде в наших школах запрещены, а фактически в ряде мусульманских регионов хиджабы давно уже легализованы. Это хорошо или плохо для России в целом?
На днях один из судов в очередной раз запретил учителям и ученикам ходить в школу в мусульманских платках – хиджабах. На сей раз дело касалось села Белозерье в Мордовии.
«Платочки могут и объединять нас – если мы сильная духом страна»
Это уже не первое подобное решение – за последние годы суды в разных субъектах Федерации выносили такие запреты, и их пытались опротестовать вплоть до Верховного суда. В этот раз ситуацию попросили прокомментировать министра образования Ольгу Васильеву, и она его поддержала, сказав, что не думает, «что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть». Министр, известная как православная христианка, отметила, что в России «светский характер образования», и напомнила о принятом несколько лет назад решении Верховного суда, подтвердившем, что хиджабу не место в школе.
Слова Васильевой раззадорили Рамзана Кадырова, который написал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», а в России Конституцией «каждому гарантируется право выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом Кадыров указал, что вопрос о ношении хиджабов в школе не рассматривался Конституционным судом (Васильева в интервью перепутала Верховный и Конституционный суды), а поэтому, дескать, министр «свое личное убеждение навязывает миллионам граждан»:
«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?
Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами».
Спустя сутки спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что в республике незамедлительно инициируют разработку закона, «при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы». Понятно, что речь идет о республиканском уровне. Но и тут есть проблема – сейчас на федеральном уровне регулируется то, как должны быть одеты учащиеся, и одним из признаков школьной одежды является ее светский характер.
Против хиджабов в школах и общественное мнение – как показывает опрос, проведенный полтора года назад «Левада-Центром», 74 процента считают хиджабы недопустимыми, а 18 процентов за – то есть расклад примерно соответствует конфессиональному.
Дискуссия о хиджабах идет уже не первый год, и в этот раз Кремль решил воздержаться от участия в ней. Дмитрий Песков лишь напомнил, что «существовали разные форматы подхода к этой теме»:
«Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии – тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, не судебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса».
Но при этом позиция Владимира Путина на эту тему хорошо известна – несколько лет назад он высказывался о хиджабах в школе. Последний раз это было весной 2013-го:
«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, особенности национальных республик, но то, о чем вы сказали, это не национальная особенность, это демонстрация известного отношения к религии... В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».
Тогда же Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских государствах (например, республиках бывшего СССР) ношение хиджабов в школе запрещено законом.
В целом подход Путина характеризует еще одно его высказывание на эту тему:
«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе – у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить...
У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства.... Если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, все остальные, представители всех других традиционных религий, так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными».
То есть если мы позволим одной группе граждан выделяться по религиозному признаку, то другие вскоре возмутятся. И это так – если смотреть на европейский опыт, который у нас перед глазами. Там борьба за хиджабы давно уже приняла политический оттенок. Многие предрекают, что разрешение хиджабов в европейских школах станет первым шагом к переходу Старого Света к жизни по нормам шариата. Но как раз тут начинаются важнейшие отличия России от Европы.
В отличие от Европы, у нас традиционные ценности не в упадке – христианство не вымирает, а возрождается, да и другие религии не в кризисе. А мусульмане у нас являются не пришлыми иностранцами, а коренным населением части регионов страны. И это очень важное отличие – тем более в том случае, если мы идем не европейским путем, а своим. И поэтому то, что неприемлемо или опасно для Европы, вполне может работать у нас.
Мусульманское возрождение, проявляющееся в том числе и в ношении хиджабов – а это вовсе не накидка, закрывающая как фигуру, так и все лицо женщины, оставляя открытыми лишь глаза, это всего лишь платок на голове – совершенно не опасно для России в случае соблюдения трех условий.
Первое. Это допустимо в тех регионах, где исторически проживают мусульмане. И только в том случае, если они сами считают хиджаб соответствующим своей традиции, подходящим для своих детей – тогда местные парламенты вправе устанавливать вариант школьной формы, включающий головной платок для девочек. Весь страх перед платками вовсе не связан с неприятием ислама как такового. Такую же реакцию вызывают кое-где и бороды. Если в Дагестане борются с «бородатыми», то это не потому, что так сильно любят бриться, а потому, что привнесенный извне ваххабистский извод ислама на нашем Северном Кавказе действительно часто сопрягается с вооруженным террористическим и сепаратистским подпольем.
Второе. В русских и неисламских регионах России мусульманки тоже могут ходить в школу в хиджабе – но только в частную, негосударственную.
Третье. Россия движется в сторону все большего учета религиозных и национальных обычаев и уклада не просто всех населяющих ее народов, но и в первую очередь государствообразующего русского народа. Это не значит, что православие будет навязываться атеистам или язычникам – но наше государство и общество будет все больше и больше соответствовать представлениям русского народа о справедливости, порядке, достоинстве, труде, солидарности, общем деле. И это соответствие будет все больше замечаться везде – в школе, на улицах городов, на экранах телевизоров.
Вот что важно – если мы сильная, причем в первую очередь духом и верой, страна, то нам только на пользу пойдет наше внутреннее разнообразие. Наши буддистские Калмыкия и Тува, наши мусульманские Дагестан и Чечня будут укреплять нашу общую великую Россию. При полном, стопроцентном, признании всеми их жителями того простого факта, что наше светское и многонациональное государство создано русским народом, поголовно православным если не по форме, то по сути, по содержанию, по своим предкам и исторической памяти.
Так что платочки могут и объединять нас. Ведь еще несколько десятилетий тому назад абсолютное большинство русских женщин не выходило из дому с непокрытой головой, а в храм православные и сейчас заходят, только убрав волосы под платок или шляпку. Да и без платков – если у нас есть общие или близкие семейные, исторические и нравственные ценности, то вопрос с хиджабами мы точно сможем решить так, чтобы ни на своей малой родине, ни в России в целом никто не чувствовал себя ущемленным.
Внимание мусульманской общественности в эти дни приковано к ситуации, которая сложилась в Турции в связи с отменой закона, который запрещает хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. В настоящее время преподаватели турецких ВУЗов продолжают собирать подписи под заявлением в поддержку женщин, которые борются за право соблюдать предписания религии на учебе и на работе. По словам инициаторов акции - профессора Ихсана Даага и профессора Шабана Чалиса, к настоящему времени собраны почти 3 тысячи подписей.
Стоит особо отметить, что многие из тех, кто в эти дни участвует в митингах и акциях протеста против секуляристов, желающих во что бы то ни стало сохранить светский дресс-код для студенток и госслужащих, не являются соблюдающими каноны религии мусульманами. Люди выражают солидарность с верующими, потому что мечтают о дне, когда каждому турецкому гражданину, независимо от вероисповедания, пола и социального статуса, будут гарантированы все права и свободы.
Как сказал один из подписавшихся под заявлением в защиту хиджаба - атеист Атеш Несин: "Гражданам Турции должна быть гарантирована свобода вероисповедания, даже если мы не согласны с основными принципами религии, которую кто-то исповедует".
Активность турецкой интеллигенции и ее желание защитить права и свободы сограждан вызвали неподдельный интерес со стороны российских политиков и мусульманских общественных деятелей.
Мы поинтересовались мнением советника президента и член-корреспондента Академии геополитических проблем, руководителя Центра проблем этнополитики и ислама Деньги Халидова по этому актуальному вопросу.
"Я целиком поддерживаю инициативу турецких преподавателей, которые выступили за отмену закона, запрещающего хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. Этот закон, навязанный секуляристскими, безбожными и антиисламскими структурами, является нонсенсом для Турецкой Республики и должен быть обязательно изменен. Естественно, противодействие этому оказывает так называемая четвертая власть - СМИ, которая занимается подменой исламских ценностей и представляет норму как патологию", - заявил Д. Халидов.
Он также подчеркнул, что "Турция уже сейчас представляет собой расколотое общество в отношении к главным принципам ислама, и оппозиция пытается усугубить данное положение, но ей это плохо удается, так как устои ислама достаточно сильны и прочны".
В качестве положительного примера он привел жену нынешнего президента Турции Абдуллы Гюля, которая смело носит хиджаб и гордится этим.
"Слава Богу, в настоящее время во всем мире хиджаб становится символом умеренного и демократического исламского движения", - добавил он.
Деньга Халидов сказал: "Наступает время, когда людям приходится выбирать, когда уже нельзя отсидеться в стороне, как будто ничего не происходит. Если мы будем стоять в стороне, "глобалистская дубинка" ударит по нашим семьям и не оставит камня на камне".
На вопрос о возможных прогнозах данной ситуации, Деньга Халидов ответил, что расстановка сил в турецком парламенте пока неизвестна. Партия справедливости и прогресса имеет, по мнению Д. Халидова, большинство голосов и она может содействовать внесению поправки в основной закон, но мы не знаем, что происходит в генштабе, который тесно связан с американцами".
Советник президента и член-корреспондент Академии геополитических проблем считает, что все происходящее в исламском мире, в том числе решение вопроса, связанного с хиджабом, косвенно касается мусульман России.
"Пока у нас в стране ни один закон на федеральном уровне не регулирует ношение хиджаба, это личное дело каждой мусульманки. На Кавказе, в частности, нет запрета на ношение платка в ВУЗах и госучреждениях. Вместе с тем, на каком-то этапе российские власти могут инициировать этот закон, возможно только на региональном уровне. Вопрос в том, что определенные силы через парламенты в республиках могут продавить данное решение, - заявил он. - Сейчас у нас в России хороший пример подает Р. Кадыров, который выступает за возрождение религиозных и национальных традиций в умах и сердцах людей".
Наш второй собеседник, управляющий делами ДУМ Ингушетии, сотрудник Духовного центра мусульман республики Руслан Мериев высказал нейтральную позицию по вопросу разрешения или отмены хиджаба.
"В каждом государстве должны быть свои законы, свои правила и нормы, в соответствии с которыми люди живут и развиваются. При этом нормы должны соответствовать общечеловеческим и нравственным принципам. В деле о хиджабе, как и в любом другом деле, есть свои "за" и "против"… Что касается Турции, которая в свое время была одним из центров ислама, то она снова попала под влияние прозападных сил, и немалую роль в этом сыграло развитие туризма", - считает Р. Мериев.
"У нас в Ингушетии спокойно относятся к хиджабу, при этом нет массовой агитации за повсеместное ношение платка. В государственных учебных заведениях и организациях руководители требуют соответствующую женскую форму одежды, закрывающую волосы и тело", - заметил управляющий делами ДУМ Ингушетии.
Руководитель общественного объединения женщин-мусульманок "Муслимат" в Махачкале (Дагестан) Хадижат Шихалиева подчеркнула, что проблема для российских мусульман заключается не в запрете или разрешении ношения хиджаба в школах, ВУЗах и государственных учреждениях, а в сознании молодежи, которая пока не готова вернуться к исконным исламским ценностям, в частности, многие еще не готовы надеть мусульманскую одежду.
Хадижат Шихалиева: "По моему мнению, все зависит от самого человека, хочет он этого или нет, готов к этому или нет. В нашей республике процесс возрождения ислама происходит достаточно плавно, и нет противодействия со стороны властей, касающегося вопроса ношения традиционной мусульманской одежды. Особенно это касается осенне-зимнего сезона. Конечно, некоторые проблемы возникают у соблюдающих мусульманок школьного возраста в период весны-лета. Но мы решаем их путем работы с администрацией школ, где категорически не разрешают носить хиджаб, ведем беседы на исламские темы, организуем встречи с директорами школ. Интересно, что именно в школах, где категорически запрещают хиджаб, появляются соблюдающие мусульманки. А там, где нет запрета - склоняются к открытой форме одежды. Но как таковая, проблема запрета ношения хиджаба не стоит в Дагестане. Например, в госучреждениях в основном ходят без платков, хотя нет запрета на их ношение".
Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Чечни Султан Хасимиков, описывая ситуацию в республике, заметил, что в Чечне не существует проблем, связанных с ношением платка.
"Как и каждого соблюдающего мусульманина, меня радует, когда я вижу хиджаб. По моему мнению, женщина в платке выглядит одухотвореннее и чище, при этом мужчина, конечно, должен относиться с уважением ко всем женщинам. У нас девушку, не закончившую школу, не упрекают в том, что она не одевает платок", - рассказал он корреспонденту ИА IslamNews.
По поводу выступления Кадырова С. Хасимиков сказал, что "некоторые СМИ за пределами республики неправильно его поняли. Он не призывал и не заставлял женщин носить платок, а обратился с призывом к соотечественникам возрождать забытые духовные ценности, связанные с религией и традициями чеченского народа".
Разрешить или запретить? Носить или не носить? Порой эти вопросы встают перед нами так же остро, как когда-то перед шекспировским Гамлетом - "быть или не быть?". Россия пока не спешит издавать законы, регламентирующие дресс-код студенток и чиновниц. Напротив, несколько лет назад наши соотечественницы добились разрешения фотографироваться в хиджабе на паспорт и другие документы, а сейчас в обществе наблюдается тенденция к формированию адекватного восприятия закрытой одежды, в том числе и традиционной мусульманской.
Тем не менее, проблема, которая актуальна сегодня для турецких мусульманок, не может не вызывать живого отклика у мусульман в других уголках мира. Ведь, как известно, наша умма - одно тело, и если болит одна его часть, то это непременно отзывается страданием в другой. Именно поэтому российские мусульмане, пристально наблюдающие за событиями, происходящими в Турции, с трепетом ожидают решения, которое на днях должен принять парламент. Чем закончится противостояние между верующими и секуляристами - покажет время.