Гражданское общество и правовое государство: соотношение понятий. Государство, демократия, социально-экономическая, политическая, идеологическая и духовная структуры общества. Понятие и формы демократии. Соотношение формы, и сущности государства и демократии. Демократическое, недемократическое и антидемократическое в государстве. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Идея формирования гражданского общества в России: концепция и реальность.
Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Его признаки:
1) Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, расположении результатами своего труда.
2) Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
3) Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.
Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная система.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.). Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй, наиболее важный для общественной системы структурный слой. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы - социальной.
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
Принципы - это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. 1. Принцип приоритета права. а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.). 2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. а) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; б) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; в) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления. 3. Принцип единства права и закон. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. 4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.
Государственно-правовой режим характеризует степень напряжения в осуществлении государственной власти. Он определяется как совокупность приемов, способов и средств осуществления государственной власти. Все государственные (политические) режимы делятся на демократические и недемократические.
Демократия – вид политического режима, при котором власть реализуется в интересах народа. Права и свободы человека и гражданина гарантированны и защищены. В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию . В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Историческим примером осуществления такой формы можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором. Плебисцитарная форма демократии представляет собой голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе - народное решение. В отличие отпрямой, плебисцитарная демократия предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии - представительная (репрезентативная) демократия, когда воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.
Недемократический режим – вид политического режима, при котором на первый план выходят методы насилия, осуществляется неправовое государственное принуждение, права и свободы человека не защищены. Он складывается везде там, где нет достаточно развитого гражданского общества и правового государства с присущими им формами, принципами, нормами, процедурами и механизмами утверждения господства права и правовой законности, гарантий защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина, пресечения и обуздания произвола государственной власти, постоянного и эффективного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц.
Антидемократический режим имеет следующие признаки:
1) главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим. 2) характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни. 3) свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д.). 4) личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции. 5) характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.6) антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. 8) антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.
Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России, других странах СНГ . Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.
Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. Конституцией РФ, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.
В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.
И все же перспективы развития гражданского общества в России есть, об этом говорит и рост числа и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся в России, и создание властью условия для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека, которое обеспечивает возрастание самопроявлений личности и повышение гражданской активности россиян.
Гражданское общество. Становление и развитие
В.А. Коновалов, к.юрид.н., доцент,
Оренбургский институт МГЮА
В современной действительности «правовое государство» и «гражданское общество» не только являются составными частями одного целого, но и обусловливают взаимное развитие. Взаимодействие «правового государства» и «гражданского общества» происходит в соответствии с действием всеобщей философской категории «содержания и формы». Правовое государство в данном случае выступает в качестве «формы», внешней оболочки, в рамках которой в качестве «содержания», внутреннего наполнения существует гражданское общество.
Гражданское общество не сразу появляется как высокоразвитая система, оно вырастает постепенно из сообществ более низкого типа. Становление гражданского общества происходит на фоне укрепления государственности и развития различных форм собственности. С развитием демократии гражданское общество все больше и больше выходит из-под опеки государства, и встает вопрос об их взаимодействии. Для более полного раскрытия вопросов взаимодействия государственного аппарата и гражданского общества необходимо рассмотреть содержание дефиниции «гражданское общество».
Понятие «гражданское общество» такое же древнее, как и понятие «государство». Более двух тысячелетий эти два явления объективной реальности существуют и взаимодействуют. Все это время они исследуются учеными, которые выдвигают порой весьма противоречивые теории об их возникновении и существовании. Одним из первых ученых, выдвинувших тезис о том, что граждане, проживающие в государстве, составляют гражданское общество, был Аристотель. Он писал, что «перед тем, как определить, что есть государство, должно выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество» .
Такая точка зрения, возможно, и была оправдана в условиях древнегреческой демократии, когда большинство свободных граждан принимало участие в управлении делами государства, а управленческий труд не оплачивался. Однако более поздние исследователи не поддержали точку зрения Аристотеля о том, что государство - это и есть гражданское общество. Дальнейшее развитие понятие «гражданское общество» получило в трудах Г. Гегеля и некоторых других философов .
Ближе всего к современному пониманию гражданского общества подошел Г. Гегель. Он систематизировал достижения французской, англосаксонской и немецкой общественной мысли и пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству
Г. Гегель увязывал гражданское общество с договорной теорией происхождения государства .
Российские ученые долгое время не занимались проблемами гражданского общества. В активный научный оборот это понятие входит с начала 90-х гг. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что именно в это время гражданские институты получают новое развитие и начинают играть все большую роль в делах управления государством. В связи с этим появилась необходимость переосмысления содержания роли общества в жизни государства. Необходимо отметить, что категория «гражданское общество» не только юридическая, но также и историческая, философская и политологическая. Именно поэтому в последнее время многие ученые самых разных направлений высказывают свое мнение по поводу содержания понятия «гражданское общество».
Например, С.Л. Серебряков говорит, что «гражданское общество - это система социальных связей, обеспечивающих жизнедеятельность социально-культурных и общественнополитических институтов, независимых от государства и призванных обеспечить условия для самореализации индивида» .
Значительную ценность этому определению придает то, что автор указывает сферы, в которых гражданское общество реализует свои возможности, однако совершенно незаслуженно, на наш взгляд, он забывает экономическую сферу. А ведь именно реализация индивидом своего потенциала в сфере производственных отношений создает базу для развития социально-культурной и общественно-политической сферы.
Более полным, с этой точки зрения, можно считать определение, данное в Политологическом словаре. Там указывается, что гражданское общество - это «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного, морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения» .
В.Г. Смольков утверждает, что гражданское общество - «это та часть общества, которая взята как бы вне политической власти, включающая неполитические отношения, то есть совокупность всех негосударственных отношений и институтов, выражающих разнообразие ценностей, интересов и потребностей людей» . А.П. Кочетков отмечает, что гражданское общество - это «система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающих возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающих разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества ».
Большое количество мнений по поводу содержания понятия «гражданское общество» в значительной степени объясняется тем, что оно исследуется не только специалистами в области юриспруденции, но также философами, политологами, историками. И все-таки можно выделить два основных подхода к определению понятия. Одни считают, что высшей ценностью гражданского общества является свобода, а само гражданское общество рассматривается в качестве защитного механизма индивида от государства. Эта точка зрения получила наименование либерально-демократической. Сторонники другого подхода, социально-демократического, считают, что гражданское общество является основой всей общественной и политической жизни. Они говорят, что гражданское общество должно формировать структуры власти, а те, в свою очередь, определять основы существования гражданского общества.
Попытаемся выделить наиболее важные признаки гражданского общества с точки зрения государствоведения. Во-первых, гражданское общество характеризуется особым родом общественных отношений, которые складываются в обществе. Эти отношения могут развиваться только в государственной жизни. Такие отношения могут развиваться только в государстве, где население занимает активную политическую позицию и стремится участвовать в решении подавляющего большинства государственных дел. Необходимым условием также является наличие многолетних демократических традиций. Кроме этого, на наш взгляд, эти отношения должны быть правоотношениями, хотя нельзя отрицать и регулирующего значения норм морали и обычаев.
Во-вторых, отношения между государством и гражданским обществом не должны иметь характер вертикальной подчиненности, не говоря уже о том, чтобы государство напрямую осуществляло руководство различными структурами гражданского общества. Эти отношения преимущественно должны носить характер согласования, координации и взаимодействия. Иными словами, структуры гражданского общества должны быть независимы от государства и сформированы по инициативе индивидов.
Исходя из этого, можно сказать, что гражданское общество - это независимая от государства, но взаимодействующая с ним в целях прогрессивного развития и самореализации личности система общественных отношений, охватывающая все сферы общественной и государственной жизни. В дальнейшем, говоря о гражданском обществе, мы будем исходить из данного определения.
Гражданское общество - это, в первую очередь, не какие-либо структуры, а качественное состояние общества, однако для реализации своих интересов индивиды должны каким-то образом объединяться. Поэтому, раскрывая вопрос о взаимосвязи государственного аппарата и граж-
данского общества, нельзя не остановиться на структуре гражданского общества, поскольку на практике именно отдельные его элементы взаимодействуют с конкретными государственными структурами. При попытке произвести структурный анализ гражданского общества, оно предстает перед нами как довольно сложное образование, вписывающееся в рамки конкретного, реально существующего общества.
В качестве основных элементов гражданского общества большинство авторов выделяют: общественные объединения, включающие политические партии, массовые движения, органы общественной самодеятельности, благотворительные фонды, ассоциации потребителей, научные, культурные, спортивные общества и т.д., лоббистские структуры; религиозные объединения; независимые средства массовой информации; семью; промышленные структуры, свободные от прямого государственного руководства.
По сути дела, конкретное государственное общественно-политическое образование состоит из двух главных элементов - из государства и гражданского общества. Оба этих элемента составляют единую систему, и каждый из них выполняет определенные функции. Совершенно верно, на наш взгляд, И.Б. Левин отмечает, что «граждан-ское общество выполняет функции интеграции социума, введения социальных конфликтов в цивилизованные рамки, продуцирования норм и ценностей, которые затем скрепляет своей санкцией государство, образования среды, где формируется общественно активный индивид» . К перечисленным функциям можно было бы добавить функцию воздействия на государство, формирование его в соответствии с демократическими нормами и интересами граждан.
Все авторы, исследующие проблемы гражданского общества, единодушно говорят о том, что неотъемлемой его частью являются сообщества людей, сформировавшиеся на добровольной основе для совместного решения общих проблем. Однако единства в понимании этого явления нет. Раскрывая данный вопрос, мы будем руководствоваться той классификацией общественных объединений, которая дается в действующем законодательстве.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Данное определение соответствует тем критериям, которые мы выделяли в качестве обязательных для гражданского общества.
Общепризнанный элемент инфраструктуры гражданского общества - развитая система поли-
тических партий. Можно сказать, что политические партии - это наиболее массовые прослойки между индивидом и государством, они ставят своей целью не только выражение политических взглядов различных слоев общества, но и проникновение во властные структуры. Через разветвленную партийную систему граждане имеют реальную возможность влиять на политические процессы, происходящие в обществе, выражать свои настроения и реализовывать интересы. Партии являются важнейшим каналом политического самовыражения различных социальных сил, реализации интересов на политической арене и тем самым формой включения человека в политические процессы.
В научной литературе достаточно подробно исследованы те функции, которые осуществляются в обществе политическими париями. На наш взгляд, наиболее важной является функция выражения политических интересов. Трудно, конечно, говорить о том, что политические партии являются огромными коллективами абсолютных единомышленников. Речь может только идти о выражении каких-либо наиболее важных политических интересов. К.Г. Холодовский называет их «агрегированными интересами» . В результате агрегирования интересов происходит выработка общей позиции по ключевым моментам, на основании чего вырабатывается общий политический курс, политическая программа.
Другая не менее важная функция - это функция интеграции. Интегративная функция направлена на сплачивание населения государства, либо его части вокруг идеи. Функция мобилизации и ориентации направлена на организацию граждан с целью их активного участия в политической борьбе, способствует реализации главной цели любой политической партии - завоеванию власти.
Развитая партийная система выполняет функцию формирования политической оппозиции. Наличие политической оппозиции - важнейший признак гражданского общества. Оппозиция оказывает давление на политическую власть с целью принятия решений, учитывающих интересы подавляющего большинства населения, участвует в корректировке политического курса. Кроме этого, политическая оппозиция осуществляет контрольные функции по отношению к властным структурам.
В рамках деятельности политических партий выполняется еще одна очень важная государственная функция. Речь идет о функции отбора и ротации кадров для государственного аппарата. Пополнение государственного аппарата осуществляется двумя основными способами. Во-первых, за счет выращивания кадров в самих структурах власти. Такой способ получил название бюрократического. И, во-вторых, кадры государственного аппарата могут пополняться за счет кадров политических партий, в случае прихода
их к власти. Второй путь открывает доступ в государственные структуры широким политически активным массам населения. Преимуществом второго пути является то, что в государственный аппарат приходят люди, не связанные бюрократическими традициями. Однако в подавляющем большинстве это люди, не имеющие опыта работы в государственном аппарате.
Учитывая изложенное, можно согласиться с мнением А.Н. Кулика, что «современная партия - это общественная организация, которая ставит главной целью получение, удержание и осуществление власти (самостоятельно либо в коалиции с другими) посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества, полученную в свободном состоянии с другими партиями в электоральном процессе» .
Гражданское общество составляют различные добровольные организации и движения. Исключительно важное место среди них занимают профессиональные союзы. Профсоюзам принадлежит особая роль в процессе становления гражданского общества, его демократизации и придании ему социальной ориентации. Они в значительной мере способствуют тому, чтобы общественные отношения, развивающиеся в рамках гражданского общества, основывались на таких общечеловеческих ценностях как независимость, свобода, терпимость, самоуважение.
Гражданское общество возникает в период становления рыночных отношений и развивается вместе с ними. Одним из парадоксов этого развития является то, что, возникая на основе свободных экономических отношений, деятельность отдельных институтов гражданского общества направлена на ограничение полной свободы предпринимательства, то есть они действуют вопреки законам рыночного развития. В первую очередь это относится к деятельности профсоюзов.
Профсоюзное движение в Российской Федерации имеет собственное нормативное регулирование. В соответствии с действующим законодательством профсоюз определяется как «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».
Данное определение содержит основные признаки рассматриваемого явления, однако в нем есть некоторые неточности. Так, профессиональный союз определяется как общественное объединение. Но порядок образования и правила деятельности общественных объединений определяются Федеральным законом «Об общественных объединениях». Если законодатель действительно рассматривает профсоюзы как одну из разновидностей общественного объеди-
нения, то необходимо указать, в какой конкретно организационно-правовой форме они образуются. А если профсоюзы рассматриваются как самостоятельный субъект гражданского общества наравне с общественными объединениями, тогда в определении необходимо использовать другой термин.
Еще одна неточность определения связана с теми субъектами, которые могут быть участниками профсоюзов. В определении указано, что профсоюз объединяет граждан, в то время как закон предусматривает возможность участия в профсоюзах также иностранцев и лиц без гражданства. Не совсем правильно, по нашему мнению, определяется, что лица, участвующие в профсоюзе, связаны «общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности». Общие производственные и профессиональные интересы могут быть у производителя продукции, поставщика сырья и лиц, осуществляющих сбыт готовой продукции, однако они не будут объ-единены в один профсоюз. По нашему мнению, было бы правильно указать на то, что профсоюз объединяет лиц, работающих по найму на предприятии или в отрасли.
Изначально профсоюзы в западных странах складывались как противовес диктату крупного капитала. Они способствовали завоеванию трудящимися социальных благ, отстаиванию своих экономических прав и интересов. Профсоюзы были важным фактором формирования гражданского общества в интересах трудящихся. Те профсоюзы, которые складывались в Советском Союзе, можно считать элементами гражданского общества с большой натяжкой. Они практически не выполняли функцию представительства и отстаивания интересов трудящихся. Руководство профсоюзов полностью зависело от администрации предприятия и партийной организации. Кроме этого, нарушался принцип добровольного участия в профсоюзе. В силу этих причин профсоюзы, вышедшие из советского периода нашего развития, нельзя считать готовыми элементами гражданского общества. Профессиональным союзам предстоит наравне со многими другими элементами гражданского общества пройти длительный путь становления и вписывания в систему правового государства.
Отношения в сфере экономики являются одной из подсистем современного гражданского общества. В России система экономических отношений, в ее новом понимании, проходит период своего становления, а ее коллективные субъекты - профсоюзы и ассоциации нанимателей еще только формируются. Наиболее прогрессивной формой отношений между нанимателем и работником во всем мире считается коллективный договор. В наших условиях при его заключении зачастую наблюдается диктат со стороны работодателя. Это говорит о том, что профсоюзы в настоящее время не оказывают
значительного влияния на процесс формирования гражданского общества. Такое же положение дел было характерно для начального периода развития производственных отношений в западных странах, когда наемные работники не имели большинства социальных прав.
Профсоюзное движение в своей развитой форме существования способно довольно эффективно, консолидированно воздействовать не только на экономические отношения, но и на политические. Для современной России характерны не консолидированные, а отдельные разрозненные выступления, направленные на отстаивание интересов узкого круга работников. Несмотря на высокую политизированность российского общества, роль профсоюзов в развитии гражданского общества через политическую сферу пока еще слабая.
Мировая практика показывает, что в условиях развития демократического общества одним из обязательных компонентов общественной жизни становятся специальные люди или группы людей, формально не объединенные в структуры, но имеющие возможность влиять на принимаемые в государстве решения. Речь идет о деятельности, которая получила названия «лоббирование».
Появление и рост групп влияния, а также их стремление к самоорганизации не является чисто российским феноменом. На мировой политической арене такие группы существовали на протяжении всей классовой истории человечества, но наибольшее развитие они получили в послевоенное время. Предпосылкой для этого стали глубинные изменения в социальной структуре общества. В общественной жизни стали принимать участие все большее количество различных групп, движений, корпораций со своими специфическими интересами и требованиями, которые не только дополняли друг друга, но, в отдельных случаях, вступали в противоречия.
Вполне обоснованно, на наш взгляд, И.С. Се-мененко выделяет следующие виды лоббистских групп, действующих в российском обществе: политические, экономические, социальные и региональные. К политическому типу он относит «группы, которые в числе приоритетов деятельности выдвигают обеспечение воздействия на политические процессы (в том числе путем участия в выборах), напрямую вовлечены в политическую борьбу и характеризуются высокой степенью самоорганизации» . Большое количество действующих на российской политической арене политизированных объединений (более 150) говорит о чрезвычайной раздробленности политических лоббистов и о многообразии представляемых ими интересов.
Лоббирование социальных интересов в России, к сожалению, не имеет такой существенной силы, как продвижение политических и экономических интересов. Наверное, это можно объяснить низкой социальной активностью широких
масс населения. Но это не значит, что социальное лобби полностью отсутствует. Достаточно вспомнить о нарастающей активности экологических движений, деятельности ветеранов, пенсионеров, потребителей. Можно надеяться, что со временем широкомасштабные социальные движения станут ощутимым противовесом предпринимательскому лобби.
Региональные интересы в настоящее время представлены преимущественно не организованными структурами, а отдельными влиятельными политическими лидерами. Тем не менее регионы могут эффективно отстаивать свои интересы. Они довольно успешно налаживают между собой сотрудничество без посредничества федеральных властей.
О том, насколько разнообразны формы воздействия лобби на государственный аппарат, можно только догадываться, поскольку большая часть деятельности по продвижению интересов носит неформальный характер и не отражается ни в каких документах. Наиболее активную работу лоббисты ведут в органах законодательной власти. Они активно пытаются продвигать к рассмотрению проекты законов, отражающие потребности отдельных социальных групп, либо внесению поправок в уже действующие законы. Деятельность лоббистов на данном этапе сводится к персональной работе с депутатами и экспертами, которые являются членами рабочих групп.
На этапе доработки проекта преобладает отраслевое и региональное лоббирование. После того, как закон одобрен палатами Федерального Собрания, можно попытаться внести изменения на стадии его прохождения через президентские структуры. Практика принятия закона показывает, что наиболее эффективными лоббистами являются естественные монополии, что вполне логично объясняется их стабильным финансовым положением и «старыми» связями с государственным аппаратом.
В условиях перехода от централизованного авторитарного государства к демократическому правовому происходит переоценка многих социальных и правовых институтов, в том числе меняется отношение к средствам массовой информации. В новых условиях повышается их роль как неотъемлемой составной части гражданского общества, по-новому решается вопрос о правовом регулировании их деятельности. Переоценка роли СМИ в жизни общества происходит и в массовом сознании, и в сознании должностных лиц, представляющих аппарат государства. В основе такой переоценки лежит мысль о том, что демократия невозможна без того, чтобы каждый имел возможность получать полную, объективную и своевременную информацию.
Роль СМИ очень высока в любом обществе. В России она в значительной степени определяется тем, что нашим гражданам на протяжении многих десятилетий прививалась мысль, выска-
занная в телевизионной программе. Поэтому в России очень высока вера в то, о чем сообщается в СМИ.
Роль СМИ в гражданском обществе и правовом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют. Наиболее полный их перечень, по нашему мнению, дал А.А. Чичанов-ский. Он говорит, что функциями СМИ являются: «функция общения (посредническая функция); функция социальной мобилизации; информационно-познавательная функция; ценностно-ориентационная функция; коммуникативно-эстетическая функция».
Многие политики и журналисты часто высказывают мысль о том, что СМИ - это «четвертая власть». Правильнее было бы определить роль СМИ как посредника между структурами власти и обществом. При этом не следует принижать роль посредничества, поскольку СМИ при этом имеют возможность самостоятельно трактовать многие положения.
Важность роли СМИ в правовом государстве очевидна. Отсюда возникает необходимость правового регулирования их деятельности.
При этом необходимо исходить из того, чтобы свобода слова, с одной стороны, не превратилась в информационный беспредел, а с другой стороны, нельзя ее необоснованно ограничивать. Должны быть установлены правовые рамки, в которых бы СМИ могли действовать без ущемления права граждан на своевременное получение достоверной информации. Также должны быть установлены жесткие ограничения на распространение информации, проповедующей насилие, национальную рознь и иные идеи, противоречащие нормам морали.
Правовое регулирование деятельности СМИ должно обеспечивать соблюдение интересов всех участников информационного процесса, начиная от объекта, о котором дается информация, до ее потребителя. При этом право граждан на получение информации не может рассматриваться в качестве предпосылки для ограничения других конституционных прав граждан, например, права на неприкосновенность частной жизни.
А.А. Чичановский указывает три возможных варианта взаимоотношений СМИ и государственного аппарата. «Во-первых, когда СМИ полностью независимы от государства, но при этом получают от власти информацию о ее планах и действиях и берут на себя выполнение функции контроля над властными структурами. Второй вариант предлагает сотрудничество СМИ с государством в той степени, в которой оно их финансирует. Третий вариант предполагает, что СМИ работают под контролем государства, проводят в жизнь его политику и создают положительный имидж всем властным структурам» .
Необходимо добиться такого положения дел, чтобы СМИ работали по всем трем указанным направлениям, поскольку только в условиях
отсутствия какого-либо доминирования возможно свободное развитие, характерное для функционирования гражданского общества и правового государства. Взаимное влияние общества и государства начинается на самых ранних стадиях их возникновения и развития. Государство образует органы власти, которые должны оказывать управляющее воздействие на общество. Общество создает различные структурные элементы, отстаивающие интересы конкретных индивидов и социальных групп перед государством. В процессе их взаимодействия и борьбы происходит развитие, на определенной ступени которого общество перерастает в гражданское общество, а государство - в правовое государство. Гражданское общество находится в постоянном развитии и создает новые структуры, которые формируются в качестве его институтов.
Развитие институтов гражданского общества возможно только в рамках, очерченных нормами права. Полностью свободное развитие тождественно анархии. Однако только осознания со стороны субъектов гражданского общества необходимости производить определенные позитивные действия явно недостаточно, поскольку они не могут абсолютно одинаково смотреть на одни и те же явления. Различия во взглядах неизбежны и обусловлены различными условиями формирования сознания. Отсюда объективно вытекает необходимость правового регулирования процесса развития институтов гражданского общества, введения его в определенные правовые границы. Именно нормы права являются ориентирами, способствующими развитию гражданского общества. В создании правовых норм, определяющих порядок правового развития гражданского общества, активное участие принимает само гражданское общество. Различные его институты не только оказывают влияние на содержание норм права, регулирующих их развитие, но сами нормы создаются под давлением гражданского общества. При этом проявляется такое качество гражданского общества, как способность к самоорганизации. Самоорганизация гражданского общества является важнейшей частью социального управления наряду с государственным регулированием. Однако саморегуляция гражданского общества не должна быть всеобъемлющей. Можно согласиться с мнением К.И. Варламова, когда он говорит, что «для того, чтобы рыночная саморегуляция не превратилась бы в разгул стихии, нужны коррекция или воздействие извне, она должна быть дополнена регуляцией, управлением, системой законодательных и иных мер со стороны государства, профсоюзов, других политических институтов, направленных, прежде всего и главным образом, на обеспечение социальной защиты граждан» .
Необходимым условием становления гражданского общества является развитие экономи-
ческих отношений. Исторический опыт развития западных стран показывает, что решающую роль в укреплении экономики играет государство.
Однако регулирующее значение государства в этом вопросе нельзя абсолютизировать. Воздействие государства должно осуществляться с таким расчетом, чтобы не наносить вред предпринимательству. Государство, в первую очередь, призвано создать нормальные условия для развития предпринимательства, а не осуществлять прямое регулирование в этой сфере. Прямое регулирующее воздействие со стороны государства возможно только в тех областях, которые находятся за пределами действия рыночного саморегулирования. К таким сферам относятся оборона, безопасность, борьба с преступностью, социальное обеспечение, антимонопольное регулирование.
Однако регулирующее воздействие со стороны государства не ограничивается только указанными сферами. Цель регулирования, с одной стороны - не допустить анархии в обществе, а с другой - не создавать препятствий для свободного развития предпринимательства. Регулирующее воздействие должно быть направлено не на запрет, а на стимулирование различных форм хозяйственной деятельности, в том числе и частного предпринимательства, по отношению к которому государство должно иметь четкую и понятную кредитную, налоговую и тарифную политику.
Принципиальное отличие гражданского общества от тоталитарного заключается прежде всего в основных способах управляющего воздействия. Если в условиях тоталитаризма предполагается прямое принуждение во всех сферах, то гражданское общество призвано организовывать. Однако в любом случае принуждение неизбежно. В условиях гражданского общества принуждение возможно только в равной мере ко всем его членам, а ни в коем случае не выборочно.
В отдельные периоды развития российского государства мы считали, что со временем государственный аппарат отомрет и установится всеобщее общественное самоуправление. Исторический опыт показывает, что, действительно, с развитием правового государства различные элементы гражданского общества оказывают все большее воздействие на процессы социального управления. Однако, исключая крайние точки зрения, отметим, что если и произойдет когда-либо полная замена государственного аппарата элементами гражданского общества, то случится это в очень далеком будущем.
Литература
1. Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х томах. М., 1983. Т. 4.
2. Гегель, Г. Философия права. М., 1990.
3. Серебряков, С.Л. Цивилизованные основы для формирования гражданского общества в России // Социальнополитический журнал. 1995. №2.
4. Политический словарь. М., 1993.
5. Смольков, В.Г. Гражданское общество и государство. Гражданское общество. М., 1993.
6. Кочетков, А.П. Россия на пороге XXI века. М., 1998.
7. Левин, И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. №5.
8. Холодовский, В.Г. Гражданское общество в России: структуры и сознание. М.: Наука, 1998.
9. Кулик, А.Н. Партии как институт представительной демократии на Западе и постсоветской России. Проблемнотематический сборник. М.: ИНИОН РАН, 1995.
10. Семененко, И.С. Гражданское общество в России: структура и сознание. М.: НОРМА, 1998.
11. Чичановский, А.А. Взаимодействие средств массовой информации и властных структур в условиях модернизации российского общества. Дисс. в форме научного доклада... док. полит. наук. М., 1995.
12. Варламов, К.И. Гражданское общество: личность, общество и государство. Гражданское общество. РАУ: сборник статей под ред. проф. В.Г. Смолькова. М.: Луч, 1993.
Государство и гражданское общество. Говоря становление гражданского общества как правило понимают тот достигнутый в Новое время уровень социальной организации, на котором реализуются права человека как личности и его частные по отношению к государству интересы. В структуру гражданского общества входят разнообразные институты негосударственного характера, самостоятельно регулирующие свою внутреннюю жизнь: профессиональные и корпоративные объединения, политические партии, церковь и т.д. Включенные в гражданское общество индивиды уже не распылены, не бессильны против возможных посягательств на их права и интересы со стороны государства. В странах Европы и в США становление гражданского общества и упорядочение его взаимоотношений с государством было составной частью процесса становления и развития демократии.
Еще в эпоху буржуазных революций в основных странах Запада были провозглашены и законодательно закреплены в качестве неотчуждаемых прав человека неприкосновенность личности, жилища, собственности, право на свободное выражение мыслей и мнений. В большинстве действовавших к концу XIX в. конституций признавалась терпимость государства к различным религиозным конфессиям и право граждан исповедовать без какой-либо дискриминации любую религию. При отправлении правосудия повсеместно в Европе и в США утвердились такие важные гарантии прав личности, как презумпция невиновности и право подсудимого на защиту.
Пойдя достаточно далеко в обеспечении прав личности, государство действовало в соответствии с потребностями общества, где господствовала свободная конкуренция и питаемый ею дух индивидуализма. Значительно медленнее и с большими трудностями укоренялось признание со стороны государства законности тех или иных коллективных интересов и прав защищающих их ассоциаций.
В ряде стран (Австрия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды) свобода объединения граждан и союзы признавалась конституциями. Но так было не везде. Право союзов (в отличие от других гражданских прав) не было зафиксировано ни в Билле о правах, ни в последующих поправках к американской конституции. В конституциях Германской империи (1871) и Третьей республики во Франции (1875) вообще не содержалось перечня прав граждан. В Германии право союзов до 1908 г., когда был принят соответствующий общеимперский закон, регулировалось законодательством отдельных входивших в империю государств, а во Франции было официально признано лишь законом 1901 г. об ассоциациях.
Раньше всего свои объединения по профессиям стали создавать наемные рабочие, и долгое время их существование запрещалось. В Англии в 1799 г. был принят направленный против профессиональных союзов закон о рабочих коалициях, просуществовавший до 1824 г. Но, став после его отмены легальными организациями, английские профсоюзы лишь в 70-е годы добились признания в качестве юридических лиц, в частности, гарантий неприкосновенности своего имущества и денежных фондов (тогда же рабочий был признан юридически равноправной предпринимателю стороной при заключении договора о найме). Во Франции закон Ле Шапелье (1791), запрещавший собрания и союзы лиц одной и той же профессии, был в основной своей части отменен в 1864 г., а окончательно в 1884 г. В большинстве других стран Западной Европы законодательное признание прав профсоюзов также приходится на последнюю треть XIX в. В США это произошло еще позднее (вплоть до 1914 г. профсоюзы считались одной из запрещенных законом 1890 г. форм «сговора», стесняющего производственную и торговую деятельность).
В последние десятилетия XIX в. свою роль в становление гражданского общества стали играть предприниматели - в ответ на возникновение профсоюзов и для более эффективного противостояния им, но также и с целью влиять в желательном для себя направлении на экономическую и социальную политику государства. В Англии в 1873 г. возникла уже первая национальная федерация предпринимательских COJO3OB, а в 1898 г. - новый координационный центр под названием Парламентский союз предпринимателей. В Германии в 70-е годы было создано 77 различных предпринимательских объединений (экономических союзов и союзов работодателей), а в 90-е годы - уже 325. В 1876 г. возник объединивший по преимуществу крупных предпринимателей Центральный союз немецких промышленников, который зарекомендовал себя как резкой враждебностью профсоюзам, так и упорным сопротивлением правительственным социальным реформам. Жесткая линия в отношении профсоюзов была характерна и для промышленников США, создавших свою Национальную ассоциацию в 1895 г. и настаивавших на исключительном праве работодателей определять условия труда.
Хотя отношения между рабочими и предпринимателями, а также их организациями выливались тогда прежде всего в острые столкновения и противоборство, в конце XIX в. начали входить в жизнь и методы предотвращения или урегулирования трудовых конфликтов. Государство либо узаконивало уже сложившийся механизм подобного рода, предоставляя ему в дальнейшем двигаться своим ходом (признание в 70-е годы практики коллективных договоров профсоюзов с предпринимателями в Англии), либо само подключалось к его действию в качестве посредника (участие представителей государства в примирительной процедуре, введенной в 1891 г. в Германии).
После Гражданской войны в США начали организовываться в защиту своих экономических интересов фермеры. Возникавшие фермерские клубы ставили своей целью борьбу за снижение налогов и железнодорожных тарифов. В дальнейшем из них выросли более крупные фермерские объединения, действовавшие (под разными названиями) в отдельных штатах. Предпринимались и попытки конституировать фермерское движение в самостоятельную партию - не только в местном, но и в общенациональном масштабе. Среди лиц свободных профессий наиболее давние традиции самоуправляющейся корпоративной организации имели адвока ты, по крайней мере в некоторых странах (например, во Франции). Там, где их не существовало раньше, такие организации стали возникать во второй половине XIX в. Они определяли, кто может быть допущен к адвокатской практике, следили за соблюдением профессиональной этики и т.д.
Одно из первых обществ для защиты прав и материальных интересов журналистов было основано в Англии; к началу XX в. оно насчитывало 3000 членов. Британская медицинская ассоциация существует с 1832 г., аналогичная ассоциация в США - с 1847 г. Начиная с конца 50-х годов до конца XIX в. в США создали свои общенациональные объединения фармацевты, архитекторы, инженеры различных специальностей, ученые-экономисты и т.д.
Становление гражданского общества. Институты гражданского общества. Из существовавших к концу XIX в. институтов гражданского общества активнее всего взаимодействовали с государством политические партии. Это взаимодействие осуществлялось преимущественно через их участие в парламентах и влияние в рамках парламентских систем на состав и политику правительств. На те или иные партии подчас ориентировались и ассоциации, сложившиеся на почве экономических интересов, рассчитывая с их помощью добиться от государства законов в поддержку своих требований.
Церковь функционирует как институт гражданского общества постольку, поскольку она имеет свою собственную сферу деятельности (удовлетворение духовных потребностей приверженцев данной конфессии, различного рода благотворительные начинания и т.д.) и в этой сфере, а также в своей внутренней организации свободна от государственной опеки, а с другой стороны - не нуждается в государственном подкреплении своего духовного авторитета. В последней трети XIX в. к этому статусу в наибольшей степени приближалось положение различных церквей в США. В Европе дело обстояло по-иному. Англиканская церковь в Англии еще со времен Реформации подчинялась королю и имела государственный характер. Лютеранство в Дании и Норвегии, православие в освободившихся от турецкого владычества балканских странах официально признавались государственной или господствующей религией. Очень непросто складывались в ряде европейских стран отношения между государством и католической церковью.
В развитии этих отношений последние десятилетия XIX в. были переломным, переходным периодом, когда римско-католическая церковь еще не отказалась от поддержки сил, олицетворявших феодальное прошлое, а обновленное в буржуазно-либеральном духе государство лишь нащупывало свой способ сосуществования с ней. Католицизм весьма часто становился тогда выражением политической оппозиции исходившим от государства преобразованиям и вообще новым веяниям. Папа Пий IX, в 1870 г. лишившийся светской власти над Римом и оставшийся лишь духовным главой католиков, еще до этого обнародовал обширный перечень осуждаемых церковью «современных заблуждений», отнеся к их числу свободу совести и слова, светскую науку, принципы народовластия, социалистические идеи, гражданский брак, контроль светской власти над распоряжениями церкви и даже самую мысль о возможности и необходимости примирения церкви с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией.
Со своей стороны государство, в принципе не вмешиваясь во внутрицерковные дела католиков, считало необходимым поставить преграды клерикализму, т.е. вмешательству церкви в политику, и ввести ее деятельность в определенные, не всегда принимаемые церковью законодательные рамки. Интересы государства и церкви (католической прежде всего, но также и других профессий) наиболее остро сталкивались в области школьного дела - в таких вопросах, как права конфессиональных школ, обучение религии в государственных школах и т.д. Школьные реформы, о которых шла речь выше, были направлены на обеспечение не только обязательности начального образования, но и светского характера общедоступной школы.
В целом к концу XIX в. в странах Запада уже сложились основы гражданского общества в современном понимании. Однако некоторые его институты (различного рода «группы интересов») лишь возникали. Другие в своей деятельности слишком зависели от государства или, наоборот, иной раз покушались на его прерогативы. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством еще не стали тогда вполне отлаженной системой - такая система только начинала вырабатываться.
В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей. Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.
История развития государства четко выделяет две тенденции:
· государство демократическое, правовое;
Каким путем пойдет развитие государства - во многом зависит от уровня развитости гражданского общества. Постараемся же разобраться с сущностью гражданского общества, историей его возникновения и ролью, которое гражданское общество играет в политической жизни страны.
Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.
Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества. Гражданское общество возникает:
1. С возникновением человечества;
2. Возникновением государства;
3. В буржуазном обществе с ценностями либеральной демократии.
Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.
Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.
Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.
Исторически гражданское общество формируется значительно раньше государства, на заре человечества. Исследователи выделяют следующие этапы формирования гражданского общества:
Первый – зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, защиты от зверей и врагов;
Второй – с возникновением производственной сферы жизнедеятельности объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными. На данном этапе формируется община и гражданское общество по существу совпадает с общиной;
Третий – на определенной стадии развития человеческого сообщества возникает государство. Следовательно, рамки гражданского общества сужаются в той мере, в какой часть членов общества – рабы, крепостные крестьяне лишаются гражданских прав. Слабое гражданское общество на данном этапе поглощается государством. Государство становится единым вершителем судеб всех граждан;
Четвертый – по мере обострения социальных противоречий ускоряется становление гражданского общества. Активизируется формирование различных, особенно защитных структур гражданского общества. На этом этапе гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством. Гражданское общество вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленной части населения. Гражданское общество устанавливает консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, политических прав, экономической независимости человека;
Пятый – связан с утверждением капиталистических производственных отношений и главное с ликвидацией внеэкономической зависимости от собственников средств производства и внедрением юридического равенства. Все это расширяет рамки гражданского общества до масштабов теперь всего государства.
Зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта и одежды, защиты от врагов и диких зверей.
Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.
На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.
Пока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силы, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех граждан.
Но именно потому, что незрело гражданское общество, государство само не отличается стабильностью.
С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.
В условиях развитых капиталистических отношений гражданское общество вновь, как и на заре своего развития, расширяет свои рамки до масштабов всего общества, до масштабов всей страны.
Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
Гражданское общество не возникает сразу, для его становления и формирования необходимы определенные условия. Практика западных стран и общая теория гражданского общества позволяют выделить следующие наиболее универсальные или объективные условия формирования гражданского общества .
1. Гражданское общество создает само конкретно взятое общество притом двумя путями – через государство или вопреки ему. Через государство – это посредством определенных законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением со стороны государства общепринятых норм и процедур. Вопреки государству – путем создания массовых общественно-политических движений, средств массовой информации.
2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению. По мнению западных исследователей данной проблемы – наличие собственности рассматривается как базовое условие свободы личности в гражданском обществе. Однако по этому вопросу есть и другое мнение ученых. Так российский политолог Д.П. Зеркин склонен совершенно других взглядов по поводу частной собственности, как базовой ценности гражданского общества. Он пишет, что частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами и поэтому в базис российского гражданского общества следует включать все существующие формы собственности. Д.П. Зеркин считает, что базисом гражданского общества является вся совокупность экономических отношений, а критерием его функционирования выступает порожденная им система разнообразных социальных интересов.
3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры. Она отражает все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев граждан государства.
4. Высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности.
2. Понятие, признаки и структура гражданского общества
В современной правовой науке с учетом выводов зарубежных исследователей дается следующее определение. Гражданское общество – это человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; это совокупность негосударственных отношений и сфера проявления свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан.
Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. Разделение гражданского общества и государства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. Так при демократическом режиме оно взаимодействует с государством, а в тоталитарном – стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.
В современном представлении гражданское общество – это:
1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы.
2. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития, Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями.
3. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.
Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества :
· социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
· общество как совокупность граждан страны;
· мировое сообщество граждан.
в экономической сфере – такие структурные элементы: негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства. Экономические атрибуты гражданского общества – естественная интеграция, конкуренция, свободные рыночные отношения;
в социально й сфере – это семьи, общественные организации и движения, негосударственные СМИ, органы самоуправления, механизм формирования и выражения общественного мнения и интересов в цивилизованной форме без насилия;
в политической сфере – создаваемые по необходимости политические партии, общественно-политические организации, клубы. Это борьба за соблюдение демократических принципов, традиций и процедур;
в духовной сфере – это наличие свободы мысли, совести, слова. Это самостоятельность и независимость от государственных и политических структур деятельности творческих и других объединений граждан в духовной сфере.
Таким образом, гражданское общество это – общность цивилизованных, самодеятельных и полноправных граждан; формирование гражданского общества связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности; возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина, права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – государством; в гражданском обществе упраздняется единство политики и религии, политики и идеологии и утверждается раздвоение общественного и частного, общества и государства, права и морали.
Становление гражданского общества означает формирование такой общности людей, в которой достигнуто оптимальное соотношение политического и неполитического начал, обеспечено взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства.
Признаки гражданского общества:
Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
Развитость и разветвленность демократии;
Правовая защищенность граждан;
Определенный уровень гражданской культуры.
Основополагающими признаками гражданского общества являются:
1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). Это – базисное условие свободы личности.
2. Наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.
3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.
Первоначально термин гражданское общество (или сообщество) возник во времена античности и средние века, когда происходит зарождение самой концепции, характеристики особого качества, или стиля, совместной жизни членов небольших общин (городов-государств). Основной чертой данного стиля было политическое общение. Политика воспринималась как искусство совместной жизни внутри полисных коллективов. «Платон обосновывает идею справедливого, добродетельного общественного устройства. Аристотель говорит о том, что государство -- это достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, Цицерон подчеркивает, что закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, -- одинаково для всех»Чистяков Н.М. Теория государства и права: учебное пособие. М, 2010. - С. 268.
Долгое время гражданское общество полностью отождествлялось с государством, что было обусловлено слабым развитием разделения труда, товарно-денежных отношений, существованием понятия каст и сословий.
Поскольку гражданское общество - это целый комплекс отношений внутри общества и по отношению к государству, к нему нельзя применить какую - либо одну характеристику. Поэтому искать предпосылки гражданского общества, по мнению И.И. Кального, имеет смысл искать на рубеже перехода от аграрного к индустриальному обществу. Именно поэтому элементы гражданского общества наиболее ярко проявились в первую очередь в экономике.
На втором этапе происходит обоснование концептуальных положений, формирование самой теории (Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, В. Гумбольдт, Г. Гегель и др.).
«Как научное понятие гражданское общество оформилось в эпоху складывания капиталистических отношений в Европе в ходе английской и французской буржуазно-демократических революций XVII-XVIII вв. Впервые оно было использовано английскими философами Т. Гоббсом и Дж. Локком для обозначения определенного этапа исторического развития человеческого общества, его перехода от природного к цивилизованному существованию»Кряклина Т.Ф. Гражданское общество: классические и современные концепции//Гражданское общество и правовое государство. 2013. Т. 1. - С. 17.
В 1215 году в Англии была принята Великая хартия вольностей, в которой утверждался принцип парламентаризма. Далее рядом документов (Петиция о правах 1628 года, Декларация о правах 1688 года) обозначался широкий круг прав личности, что еще более отделяло общество от государства (монархической власти).
Очередной вехой в развитии идей гражданского общества становится знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. «Декларация провозгласила как высшие принципы: справедливость, свободу, равенство, безопасность, братство, сопротивление угнетению, веротерпимость, подконтрольность государства обществу, неприкосновенность частной собственности, равноправие всех граждан» Соколов А.Н., Сердобинцев К.С., Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты), Калининград, 2009. - С. 15..
Навсегда вошел в обиход принцип: «разрешено все, что не запрещено законом», также Декларацией были предусмотрены гарантии прав человека и другие правовые устои гражданского общества.
Интересен тот факт, что уже в XVIII веке В. Гумбольдт выделял три различия между гражданским обществом и государством.
К первому он относил: систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами; естественное и общее право; человека.
Государство, по его мнению, состоит из: системы государственных институтов;позитивного права; гражданина.
Более четко разграничил гражданское общество и государство Г. Гегель. Он «сделал вывод, что гражданское общество как сфера частных интересов, как связь людей через систему потребностей и разделение труда, самостоятельно по отношению к государству, однако тесно связано с ним, ибо нуждается в правовых учреждениях и правопорядке, правосудии, а также в полиции и органах, обеспечивающих внешний порядок»Чистяков Н.М. Теория государства и права: учебное пособие. М, 2010. - С. 268..
Согласно философскому обоснованию И. Кантав основу гражданского правового состояния необходимо положить принципы:
Свободы каждого члена общества как человека;
Равенства его с каждым другим как подданным;
Самостоятельности (человек все должен создавать своими силами и отвечать за содеянное);
Столкновения интересов и необходимость их защиты, являющихся причинами самосовершенствования людей;
Гражданской свободы условие - самосовершенствования людей.
С серьезным опережением на пути к гражданскому обществу выступали итальянские города-республики Северной Италии, где сформировавшиеся гильдии и цеха активно участвовали как в экономической, так и политической жизни. «Как отмечал Н. Макиавелли, мир и безопасность граждан, наслаждение своим имуществом и богатством, право каждого иметь и отстаивать свои убеждения рассматривались в качестве общественных ценностей»Кальной И.И. Гражданское общество: истоки и современность. Спб, 2000. - С. 55-56..
В узком смысле слова концепция гражданского общества как коллективной общности, целого, существующего независимо от государства, окончательно оформилось в XIX-XX вв. на третьем этапе происходи становление и дальнейшее развитие теории гражданского общества.
Материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории его отражающей, дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Можно выделить два направления в определении ими понятия гражданское общество:
«гражданское общество как совокупность производственных отношений и форма общения, связанная с ними;
трансформация понятия гражданского общества в понятие общественно-экономической формации».Соколов А.Н., Сердобинцев К.С., Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты), Калининград, 2009. - С. 85
К концу XIX века развитие марксовой концепции достигло невероятно широкого распространения в Европе, но большинством ученых процессы формирования гражданского общества рассматривались с приоритетом классового противостояния, а не более широких отношений «гражданское общество-государство». Постепенно от этой теории стали отходить, что привело к разделению жизни общества на государственную и негосударственную, «влияющую на формирование и принятие политических, административных решений и на вырабатывающую общественное мнение».Кальной И.И. Гражданское общество: истоки и современность. Спб, 2000. - С. 59.
В XXвеке свое отражение нашли оба указанных направления: первое в западноевропейской социально-демократической мысли, второе - в большевистской России.
Социалистическая наука не рассматривала понятие «гражданское общество» как таковое, впрочем, как и понятие «правового государства», а потому на долгие годы оно ушло из поля изучения «за ненадобностью».
Экскурс в историю формирования идей гражданского общества позволяет составить свое понимание данного явления. Безусловно, это определенный уровень (наивысший) развития общества вцелом. Он предполагает такую систему отношений между людьми, индивидами, при которой обеспечивается свобода каждого при соблюдении интересов всех, за счет создания и использования многообразия форм и институтов, позволяющую функционировать данному обществу самостоятельно без довлеющего вмешательства государства, развивать и совершенствовать свою систему с использованием существующих норм права, традиций и обычаев, обладающих высоконравственными и общегуманистическими принципами.
На каждом этапе всемирной истории были свои представления о государстве и гражданском обществе, складывавшиеся на основе существовавших в тот период государственно-правовых и общественных явлений, свое видение их границ и характера взаимоотношений.
Рассмотрим современные взгляды к проблеме создания гражданского общества и построения правового государства в контексте российских условий.