» » Лучший немецкий подводник 2 мировой войны. Последний подводный ас кригсмарине. Из лётчиков в подводники

Лучший немецкий подводник 2 мировой войны. Последний подводный ас кригсмарине. Из лётчиков в подводники

Бесстрастная статистика свидетельствует, что в ходе Второй мировой войны лучшими моряками-подводниками были подводники Германии. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн.тонн. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота. Соотношение потерь и побед, таким образом, составляло 1:4 в пользу германских подводных лодок. Советские подводники, конечно, такими успехами похвастаться не могли, но крупные неприятности врагу они все-таки доставили. Список немецких асов подводной войны, потопивших кораблей общим водоизмещением более 100 тысяч тонн: 1. Отто Кречмер - потопил 44 корабля, в том числе 1 эсминец, — 266629 тонн. 2. Вольфганг Лют - 43 корабля, в том числе 1 подводную лодку, — 225712 тонн (по другим данным, 47 кораблей — 228981 тонна). 3. Эрих Топп - 34 корабля, в том числе 1 американский эсминец, — 193684 тонны. 4. Герберт Шульце - 28 кораблей — 183432 тонны (на его счету первый из всех кораблей, официально потопленных немецкими подводными лодками, — транспорт "Bosnia" - потоплен 5 сентября 1939 года). 5. Генрих Леманн-Вилленброк - 25 кораблей — 183253 тонны. 6. Карл-Фридрих Мертен - 29 кораблей — 180869 тонн. 7. Генрих Либе - 31 корабль — 167886 тонн. 8. Гюнтер Прин - 30 кораблей, в том числе английский линкор "Royal Oak", потопленный им 14 октября 1939 года на рейде в главной военно-морской базе британского флота Скапа-Флоу на Оркнейских островах, — 164953 тонны. Гюнтер Прин стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Погиб выдающийся подводник Третьего Рейха очень рано — 8 марта 1941 года (при атаке конвоя, следовавшего из Ливерпуля в Галифакс). 9. Иоахим Шепке - 39 кораблей — 159130 тонн. 10. Георг Лассен - 26 кораблей — 156082 тонны. 11. Вернер Хенке - 24 корабля — 155714 тонн. 12. Йоган Мор - 27 кораблей, в том числе корвет и крейсер ПВО, — 129292 тонны. 13. Энгельберт Эндрас - 22 корабля, в том числе 2 крейсера, — 128879 тонн. 14. Рейнхардт Хардеген - 23 корабля — 119405 тонн. 15. Вернер Хартманн - 24 корабля — 115616 тонн.

Также достойны упоминания Альбрехт Бранди , потопивший минный заградитель и эсминец; Рейнхардт Зурен (95092 тонны), потопивший корвет; Фриц Южулиус Лемп (68607 тонн), повредивший английский линкор "Barham" и действительно потопивший первый корабль, из всех уничтоженных немецким подводным флотом, — пассажирский лайнер "Athenia" (это произошло 3 сентября 1939 года и не было тогда признано немецкой стороной); Отто Шухарт (80688 тонн), потопивший 17 сентября 1939 года английский авианосец "Courageous"; Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен , потопивший 25 ноября 1941 года английский линкор "Barham".

Только пять лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1 миллион 52 тысячи 710 тонн.

Для сравнения: советский подводный флот имел к 22 июня 1941-го года в боевом составе 212 подводных лодок (к этому нужно прибавить 54 построенные уже в ходе войны подводные лодки). Этими силами (267 ПЛ) было потоплено 157 боевых кораблей и транспортов противника - 462300 тонн (имеются в виду только подтвержденные данные).

Потери советского подводного флота составили 98 лодок (разумеется, без учета 4 подводных лодок, потерянных Тихоокеанским флотом). В 1941 году — 34, в 1942 — 35, в 1943 — 19, в 1944 — 9, в 1945 — 1. Соотношение потерь и побед — 1:1,6 в пользу подводных лодок.

Лучший подводник Cоветского ВМФ Александр Иванович Маринеско потопил 4 пассажирских и торговых транспорта общим водоизмещением 42507 тонн:

30 января 1945 года — пассажирский лайнер "Вильгельм Густлов" - 25484 тонны (на подводной лодке С-13); 10 февраля 1945 года — крупный транспортный корабль "Генерал фон Штойбен" - 14660 тонн (на С-13); 14 августа 1942 года — транспортный корабль "Хелене" - 1800 тонн (на М-96); 9 октября 1944 года — небольшой транспорт "Зигфрид" - 563 тонны (на С-13).

За уничтожение лайнера "Вильгельм Густлов" Александр Маринеско "удостоился чести" попасть в список личных врагов фюрера и Германии.

На затонувшем лайнере погибли 3700 унтер-офицеров — выпускников школы подводного плавания, 100 командиров подводных лодок, окончивших специальный курс усовершенствования по управлению лодками с единым двигателем системы Вальтера, 22 высокопоставленных партийных чиновника из Восточной Пруссии, несколько генералов и старших офицеров РСХА, батальон вспомогательной службы Данцигского порта из войск СС численностью 300 человек, а всего около 8000 человек (!!!).

Как и после капитуляции 6-й армии генерал-фельмаршала Паулюса в Сталинграде в Германии был объявлен траур, а исполнение планов Гитлера продолжить тотальную подводную войну было серьезно затруднено.

За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка С-13 - ордена Красного Знамени.

Сам же легендарный подводник, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны.

Вне всякого сомнения, Александр Маринеско заслужил, чтобы ему поставили памятники не только в России, но и в Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Его подвиг спас жизни многих тысяч английских и американских моряков и приблизил час Великой Победы.

Капитан 3 ранга Александр Маринеско возглавляет список советских асов-подводников не по числу уничтоженных кораблей противника, а по сумме их водоизмещения и по размерам ущерба, нанесенного военному потенциалу Германии. Вслед за ним идут следующие наиболее удачливые подводники:

2. Валентин Стариков (капитан-лейтенант, командир ПЛ М-171, К-1, Северный флот) — 14 кораблей; 3. Иван Травкин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) — 13 кораблей; 4. Николай Лунин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-421, К-21, Северный флот) — 13 кораблей; 5. Магомед Гаджиев (капитан 2 ранга, командир дивизиона ПЛ, Северный флот) — 10 кораблей; 6. Григорий Щедрин (капитан 2 ранга, командир ПЛ С-56, Северный флот) — 9 кораблей; 7. Самуил Богорад (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-310, Балтийский флот) — 7 кораблей; 8. Михаил Калинин (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-307, Балтийский флот) — 6 кораблей; 9. Николай Мохов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-317, Балтийский флот) — 5 кораблей; 10. Евгений Осипов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-407, Балтийский флот) — 5 кораблей.

В ВМС Соединенных Штатов Америки наибольшего успеха добились экипажи подводной лодки "Тотог" - она потопила 26 боевых кораблей и транспортов противника. По водоизмещению же лучший результат принадлежит экипажу ПЛ "Флэшер" - 100231 тонна. Но самым знаменитым подводником США в годы второй мировой войны стал Джозеф Инрайт .

NewsInfo по материалам сайта "Российский подводный флот"

Отто Кречмер вошёл в историю Второй мировой под прозвищем «Король тоннажа». За достижения его часто именуют лучшим подводником Дёница или подводным асом № 1. Но так ли это? Ведь некоторые из его коллег также совершили деяния, которые никто не смог превзойти. Не потеснят ли они Кречмера с пьедестала? Попробуем разобраться, кто же мог быть лучшим подводником Третьего Рейха.

Немецкие подводные асы

Французское слово «ас» стало активно использоваться в военной терминологии ещё в годы Первой мировой войны. Оно означало «специалист высшего класса» или «лучший из лучших». Изначально так называли военных лётчиков, в совершенстве владевших искусством пилотирования и воздушного боя и сбивших не менее пяти самолётов противника. Вскоре асы появились и у подводников. Уже в сентябре 1914 года немецкие подводные лодки заявили о себе как о грозном оружии, когда их торпеды отправили на дно четыре британских крейсера. После этого субмарины занялись истреблением торговых судов и добились внушительных успехов.

Отличительной чертой подводного аса кайзеровского флота было награждение командира подлодки высшим военным орденом Пруссии «Pour le Mérite» («За заслуги»). В вооружённых силах Германии из-за цвета креста его прозвали «Синим Максом». Первым кавалером ордена среди подводников стал знаменитый Отто Веддиген . Всего же в Первую мировую этой награды были удостоены 29 командиров субмарин. Яркими фигурами среди них были Лотар фон Арно де ля Перьер и Отто Херзинг.

Версальский мирный договор лишил Германию подводных лодок на 16 лет. Но с приходом к власти Гитлера «Версаль» был денонсирован, и в немецком флоте снова появились субмарины. К началу Второй мировой войны в его составе находилось 57 лодок. Кригсмарине обстоятельно готовились к подводной войне: на 1 сентября 1939 года было заложено 80 новых подлодок.

Так как подводные лодки опять вели войну против торгового судоходства, их командиров нужно было стимулировать к потоплению как можно большего количества судов. Поэтому по новым правилам Рыцарский крест полагался за 100 000 брт, а за 200 000 - Дубовые листья к нему. Уничтожение вражеского линкора или авианосца автоматически делало командира субмарины кавалером Рыцарского креста.

За время Второй мировой эту награду получили 124 командира. Однако лишь 34 из них сумели преодолеть планку в 100 000 брт, ещё 50 потопили свыше 50 000 брт. Семь командиров стали кавалерами Рыцарского креста за потопление или повреждение крупных военных кораблей: Прин, Шухарт, Эстен, Гугенбергер, фон Тизенгаузен , Бигальк и Розенбаум.

Обратим внимание на особо выдающихся подводников Дёница.

Отто Кречмер

Кречмер начал войну командиром небольшой «двойки» U 23. Он обладал всеми качествами для достижения успеха: бесстрашный, расчётливый, хладнокровный и агрессивный подводник. Его нелюбовь к болтовне стала притчей во языцех на подплаве. Коллеги дали ему прозвище «Молчаливый Отто».

До марта 1940 года U 23 действовала на Северном море . За это время ей было засчитано потопление эсминца и 25 738 брт торгового тоннажа. Но в реальности «двойка» потопила меньше: пять судов на 10 736 брт - и нанесла непоправимые повреждения двум судам на 15 513 брт.

2 апреля 1940 года Кречмера назначили командиром достраивавшейся U 99 - лодки типа VIIB. 18 апреля она вошла в строй кригсмарине. С этого момента началось восхождение «молчаливого Отто» на подводный Олимп, так как Атлантика была куда перспективнее Северного моря.

Отто Кречмер в Берлине после церемонии награждения Дубовым Листьями к Рыцарскому Кресту за потопление 200 тысяч брт. Bundesarchiv, Bild 183-L16644 / CC-BY-SA 3.0.
de.wikipedia.org

В своём первом походе Хесслер действовал уверенно и агрессивно, потопив в Атлантике четыре судна общим тоннажем 18 482 брт. Второй поход U 107 стал уникальным явлением в истории кригсмарине. Лодка была отправлена на юг, к африканскому порту Фритаун. Проведя 96 суток в море, она потопила 14 судов на 86 699 брт. Этот был лучший результат, показанный немецкой субмариной за один поход, и он остался непревзойдённым.

Так как сумма потопленного тоннажа в двух походах U 107 превысила 100 000 брт, Хесслеру полагался Рыцарский крест. Но Дёниц молчал. Командующий испытывал неудобство: представляемый к высшей награде был его зятем. Даже вмешательство высокого начальства не побудило Дёница к действию. В итоге наградные документы подписал сам гросс-адмирал Эрих Редер, а его штаб послал на U 107 персональное поздравление.

Третий поход U 107 cтал для Хесслера последним в его карьере подводника. Он снова получил задание действовать у африканского побережья, но прежний успех повторить не смог. После фритаунского побоища весны–лета 1941 года англичане ограничили движения одиночных судов, введя там систему конвоев.

Тем не менее Хесслеру удалось отличиться. 24 сентября того же года U 107 успешно атаковала конвой SL-87, потопив три судна на 13 641 брт. По возвращении лодки на базу Гюнтер Хесслер был переведён в штаб командующего подводными силами, где служил до конца войны.

Эрвин Ростин пришёл на подплав с тральщиков. В начале войны он командовал 7-й тральной флотилией, а затем поочерёдно был командиром тральщиков М 98 и М 21. В марте 1941 года, уже будучи капитан-лейтенантом, Ростин перешёл на подлодки и после окончания обучения стал командиром новенькой «девятки» U 158.

Ростин в буквальном смысле как метеор ворвался в ряды подводной гвардии Дёница. В первом полугодии 1942 года он совершил два похода к побережью США, в ходе которых потопил 17 судов на 101 321 брт. В первом из них Ростин отправил на дно пять судов на 38 785 брт.

Второй поход начался 20 мая 1942 года. U 158 успешно действовала в Мексиканском заливе и Карибском море. Ростин устроил там настоящее побоище, потопив 12 судов общим тоннажем в 62 536 брт. Узнав об этом успехе, 29 июня Карл Дёниц прислал на U 158 сообщение с поздравлениями командиру по поводу его награждения Рыцарским крестом.

Звезда Эрвина Ростина закатилась столь же быстро, как и взошла. Уже на следующий день после поздравления командующего U 158 была атакована американским самолётом и потоплена к западу от Бермудских островов. Весь экипаж погиб.

Вольфганг Лют

Теперь обратим внимание на последнего кандидата - выдающегося подводника Вольфганга Люта. Его персона, хорошо известная любителям морской истории, не нуждается в представлении. Поэтому перейдём сразу к аргументам в его пользу.

Лют стал первым и единственным командиром лодки II серии, кто был награждён Рыцарским крестом за реальные, а не мнимые успехи. За время командования «двойками» U 9 и U 138 ему было зачтено 12 торговых судов на 87 236 брт. И хотя реальный результат был меньше - 13 судов (12 в результате торпедных атак и ещё одно после постановки мин) общим тоннажем 56 640 брт, - никто из командиров «двоек» не сумел приблизиться к таким цифрам.

Вольфганг Лют. По многим меркам он был уникальным подводником, который выделяется своими достижениями среди асов Дёница.
4.bp.blogspot.com

Вольфгангу Люту принадлежит абсолютный рекорд по выносливости среди командиров немецких подлодок. На протяжении четырёх лет он командовал боевыми субмаринами, совершив 15 боевых походов общей длительностью 640 суток. При этом Лют прошёл более 160 000 км или, другими словами, четыре раза обогнул экватор, так что его можно признать не только талантливым подводником, но и прекрасным мореходом. Дизельные подводные лодки того времени были очень далеки от комфортабельных условий . Пройти такое расстояние в той вонище, сырости и прочих «прелестях», которыми они славились, надо было уметь.

Отдельно стоит вопрос и о его результативности. В кригсмарине Вольфганг Лют получил прозвище «Великий охотник» , что было вполне справедливо. В официальных немецких и послевоенных оценках успешности подлодок Германии первое место по потопленному тоннажу отдано Отто Кречмеру. Но вот именно торгового тоннажа больше на счету Люта.

Результат «молчаливого Отто» складывался из 40 судов на 208 954 брт и трёх вспомогательных крейсеров общим тоннажем 46 440 брт. Это дало в сумме 255 394 брт. Успехи Люта равнялись 46 потопленным судам на 225 204 брт. То есть «Великий Охотник» потопил «купцов» больше, чем Кречмер. Конечно, это не лишает Отто лидерства по общим результатам, но чётко указывает на то, что Лют был успешнее в войне с торговыми судами.

Кто есть кто

Проведённый анализ успехов и достижений вышеуказанных немецких асов позволяет сделать вывод, что Отто Кречмер - наиболее результативный подводник в кригсмарине. Но с учётом спорности его заслуги в потоплении плавбазы «Терье Викен», результат может быть снижен на 20 000 брт. Хотя даже с таким вычетом Кречмер обгоняет Люта в общем зачёте: 234 756 против 225 204 брт.

Тем не менее Вольфганг Лют показал лучший результат в количестве и тоннаже потопленных торговых судов, чем Кречмер. Значит, Лют может быть признан лучшим подводником кригсмарине с точки зрения войны с торговым тоннажем и разделить первое место вместе с Кречмером.

Одновременно с этим стоит отметить роль куда менее известных Хесслера и Ростина. Они получили свои Кресты честно, без каких-либо натяжек. Конечно, специфика действий лодок IX серии отличалась от «семёрок», но это не отменяет уникальности феномена «100 000 брт за два похода», который никто не смог повторить. Это позволяет Хесслеру и Ростину также претендовать на звание лучшего подводника.

Таким образом, места на пантеоне подводного «Олимпа» могут быть распределены так:

  • Отто Кречмер - лучший результат потопленного тоннажа в общем зачёте;
  • Вольфганг Лют - лучший результат в количестве и тоннаже торговых судов;
  • Гюнтер Хесслер и Эрвин Ростин - самое быстрое достижение планки в 100 000 брт.

Ну а Прин? Гюнтер Прин был и остаётся подводным асом № 1. Благодаря рейду в святую святых британского флота и успехам в тоннажной войне он сохранил за собой это звание в истории подплава кригсмарине.

Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Blair, С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. - Random House, 1996.
  3. Blair, С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 / С. Blair. - Random House, 1998.
  4. Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. - Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  5. Busch, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Busch, H.-J. Roll. - Band 3. - Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn.
  6. Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. - Annapolis, 1999.
  7. U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). - HMSO, London, 1992.
  8. Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. - Vol. 1–2. - Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  9. Черчилль, У. Вторая Мировая война / У. Черчилль. - В 6 т. Т. 1: Надвигающаяся буря. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка – РТР», 1997.
  10. http://www.uboat.net
  11. http://www.uboatarchive.net
  12. http://historisches-marinearchiv.de
Фав

Немецкий подводный ас, участник битвы за Атлантику - Рейнхард Хардеген вошёл в историю не только благодаря морским победам. Однажды на торжественном обеде он раскритиковал не кого-нибудь, а лично фюрера…

Подводный ас Хардеген

Весной 1942 года командира подлодки U 123 Рейнхарда Хардегена(и подводного аса Эриха Топпа) вызвали в ставку фюрера для награждения. Командующий подводным флотом Карл Дёниц представил подводника, кавалера Рыцарского Креста(высший орден Третьего рейха), к Дубовым Листьям.

После окончания церемонии Гитлер пригласил офицеров на обед. За трапезой фюрер начал свой монолог о делах на фронте и политике.

Внезапно Хардеген его прервал. Подводный ас начал поучать вождя стратегии морской войны. Более того, он подверг критике его взгляды на подлодки и морскую авиацию, чем сильно испортил Гитлеру настроение.

Как же случилось, что приглашённый Дёницем посмел критиковать аж целого вождя Рейха, и как Хардеген дослужился до столь высокой награды?

(фото: Petra Stubbe)

Кстати, отчаянный подводник жив до сих пор. 18 марта 2018 года ему исполняется 105 лет. На данный момент Хардеген остаётся единственным из живущих подводных асов Третьего рейха и является старейшим из командиров подлодок на планете.

Мореход из Бремена

Рейнхард Хардеген родился в Бремене. С детства мечтал связать свою жизнь с флотом. Благодаря другу семьи - отставному капитану дальнего плавания - юноша ещё больше укрепился в своём желании. Старый моряк разъяснил Хардегену, что флоту нужны образованные офицеры, и парень засел за учебники.

1 апреля 1933 года Рейнхард подал заявление на флот, желая стать кадетом. Его зачислили в 33-й флотский экипаж. Обучение продлилось три с половиной года. За это время курсанты совершили кругосветное плавание на крейсере« Карлсруэ», отучились в военно-морском училище Мюрвика и выбрали воинскую специальность. Хардеген решил связать свою судьбу с авиацией и стал морским лётчиком.

Из лётчиков в подводники

После лётной школы Хардегена должны были отправить служить в одну из эскадрилий кригсмарине, но вмешался случай.

19 сентября 1936 года на аэродроме Киля произошла авиакатастрофа, будущий подводный ас серьёзно пострадал. С тяжёлым переломом ноги(которая теперь стала короче другой) и травмами внутренних органов он полгода пролежал в госпитале. С этого момента у будущего аса и начались систематические проблемы со здоровьем.

Звание лейтенанта цур зее пилот получил, находясь на больничной койке.

Выйдя из госпиталя, Хардеген продолжил служить в морской авиации в одной из эскадрилий ПЛО(противолодочной обороны). Однако в ноябре 1939 года, когда авиацию кригсмарине передали в ведение люфтваффе, его перевели на подлодки.

Хардеген(справа) на борту U 124

Школа подводного плавания, различные курсы подготовки - и в августе 1940-го вчерашний морской лётчик стал вахтенным офицером на подлодке U 124. На ней он совершил два похода в Атлантику, а в декабре того же года принял командование субмариной U 149(небольшая лодка типа IID).

На этом корабле будущий ас открыл счёт, потопив своё первое судно - норвежский пароход« Аугвальд».

« Айнц, цвай, драй»

А что же здоровье? Пока Хардеген учился на разных курсах и ходил в походы, никто из его начальства не подозревал, что он не годен для службы на подлодках. Документы из госпиталя с его медицинским освидетельствованием высылались по месту службы с опозданием.

Они попали к заместителю Дёница, капитану цур зее(звание аналогичное капитану 1 ранга ВМФ СССР/РФ - прим. Warhead ) фон Фридебургу, когда тот хотел перевести подводника с U 149 на U 123 - большую лодку типа IXB. Хардеген заново прошёл медкомиссию, которая сделала неутешительный вывод: годен для службы только на надводных кораблях. Однако это не остановило Рейнхарда. Он уговорил фон Фридебурга, и тот всё-таки утвердил его назначение на U 123.

19 мая 1941 года Хардеген прибыл на базу во французском порту Лориан. Там его ждала U 123 по прозвищу« Айнц, цвай, драй». На этой субмарине подводник воевал до окончания фронтовой службы.

« Удар в литавры»

После объявления США войны штаб немецких подводных сил разработал операцию« Удар в литавры». Её цель - уничтожить судоходство в американских водах. Для« удара» Карл Дёниц отрядил группу субмарин, включая и U 123.

Субмарины« ударили в литавры» 12 января 1942 года. В течение нескольких недель они безнаказанно топили суда от Нью-Йорка до Флориды. Хардеген показал лучший результат.

Он доложил о потоплении десять судов на 65635 тонн. За эти заслуги офицера наградили Рыцарским крестом.

Теперь Дёниц отправлял свои лодки к побережью США в большем количестве. Хардегену пришлось побывать там ещё раз, хотя командующий подводными силами опять хотел снять его с лодки по состоянию здоровья.

Операции подводных сил Рейха у берегов США - один из самых драматических периодов битвы за Атлантику. Но, к счастью, кригсмарине не смогли ни добиться сокращения транспортного тоннажа, которым располагали союзники, ни серьёзно помешать движению конвоев. Американские заводы и верфи работали всё более интенсивно, и через Атлантику шёл всё более мощный поток грузов, распределявшихся между Британией и СССР.

В марте 1942 U 123 едва не потопили. Хардеген снова отличился, но теперь обстановка серьёзно усложнилась - США постепенно выстраивали береговую оборону. Сначала его субмарине пришлось выдержать бой с судном-ловушкой, и она чудом вышла победительницей. А в конце плавания U 123 чуть было не погибла под глубинными бомбами эсминца« Далгрен» ВМС США. Корабль бомбил лодку, когда та лежала на глубине всего 22 метра.

Хардегену сильно повезло: U 123 отделалась повреждениями и сумела доковылять до базы. За время похода подводник записал на свой боевой счёт ещё девять судов на 69 405 тонн.

Всего же по подсчётам Дёница подводный ас потопил судов на 170 000 тонн(в реальности Хардеген потопил 21 судно на 112 447 тонн).

Командующий подводным флотом представил офицера к Дубовым Листьям. Гитлер инициативу одобрил и пригласил аса в ставку. Где тот и разразился критической речью.

В море Хардеген больше не вышел. По состоянию здоровья Дёниц перевёл его на береговую должность.

Определённо, этим решением командующий германским подплавом и будущий главком кригсмарине спас Хардегену жизнь. Размах противолодочных операций союзников начиная с осени 1942 года почти не оставлял шансов выжить даже асам-подводникам - свою бомбу рано или поздно получали все.

Подводный ас продолжил службу в учебных флотилиях, преподавал в Мюрвике торпедное дело. В конце войны командовал батальоном во 2-й дивизии морской пехоты кригсмарине и был взят в плен англичанами в мае 1945 года. В плену он провёл полтора года и был отпущен в ноябре 1946« без претензий» - военных преступлений, в отличие от многих своих коллег, Хардеген не совершал.

Вернувшись к семье, подводник попытался найти себя в мирной жизни. Стал заниматься бизнесом - и создал успешную компанию по торговле нефтью. Затем стал депутатом парламента Бремена, куда он избирался на протяжении 32 лет. И в итоге, несмотря на слабое здоровье, Хардеген пережил своих коллег‑подводников.

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.

Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Минуло без малого 70 лет, как отгремела Вторая мировая война, но и сегодня далеко не все известно нам о некоторых эпизодах ее завершающего этапа. Оттого-то вновь и вновь в прессе и литературе оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего рейха, всплывавших у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргентина.

Для подобных историй, реальных или вымышленных, имелись основания. Всем известна роль немецких подводных лодок в войне на море: 1 162 субмарины сошли со стапелей Германии за годы Второй мировой войны. Но не только этим рекордным количеством лодок мог по праву гордиться немецкий ВМФ.

Немецкие субмарины той поры отличались самыми высокими техническими характеристиками - скоростью хода, глубиной погружения, непревзойденной дальностью плавания. Неслучайно самые массовые советские ПЛ довоенного периода (серия С) строились по немецкой лицензии.

А когда в июле 1944 года в Выборгском заливе на небольшой глубине была потоплена немецкая лодка U-250, советское командование потребовало от флота любой ценой поднять ее и доставить в Кронштадт, что и было выполнено, несмотря на упорное противодействие противника. И хотя лодки VII серии, к которой принадлежала U-250, в 1944 году уже не считались последним словом немецкой техники, но для советских проектантов в ее конструкции было немало новинок.

Достаточно сказать, что после ее захвата появился специальный приказ главкома ВМФ Кузнецова о приостановке начатых работ по проекту нового подводного корабля до детального изучения U-250. В дальнейшем многие элементы «немки» перешли в советские лодки проекта 608, а позднее и проекта 613, коих более сотни было построено в послевоенные годы. Особенно высокие показатели имели лодки XXI серии, одна за другой уходящие в океан начиная с 1943 года.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Аргентина, выбрав нейтралитет в мировой войне, тем не менее занимала явно прогерманскую позицию. Многочисленная немецкая диаспора была весьма влиятельна в этой южной стране и оказывала посильную помощь своим воюющим соотечественникам. Немцы владели в Аргентине множеством промышленных предприятий, огромными земельными угодьями, рыболовецкими судами.

Действующие в Атлантике немецкие ПЛ регулярно приближались к берегам Аргентины, где их снабжали продуктами, медикаментами и запчастями. Нацистских подводников как героев принимали хозяева немецких поместий, в большом количестве разбросанных вдоль аргентинского побережья. Очевидцы рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме устраивались настоящие пиры - жарились барашки и поросята, выставлялись лучшие вина и бочонки с пивом.

Но в местную прессу сообщения об этом не попадали. Немудрено, что именно в этой стране после разгрома Третьего рейха находили прибежище и спасались от возмездия многие видные нацисты и их приспешники, такие как Эйхман, Прибке, доктор-садист Менгеле, фашистский диктатор Хорватии Павелич и другие.

Ходили слухи, что все они попадали в Южную Америку на борту подводных лодок, особая эскадра которых, состоящая из 35 ПЛ (так называемый «Конвой фюрера»), имела базу на Канарах. До наших дней не опровергнуты сомнительные версии о том, что таким же путем нашли спасение Адольф Гитлер с Евой Браун и Борман, а также о якобы созданной с помощью подводного флота в Антарктиде секретной немецкой колонии Новая Швабия.

В августе 1942 года к воюющим странам антигитлеровской коалиции присоединилась Бразилия, принявшая участие в боях на суше, в воздухе и на море. Самую большую потерю она понесла, когда война в Европе уже закончилась, а на Тихом океане догорала. 4 июля 1945 года в 900 милях от родных берегов взорвался и почти мгновенно пошел на дно бразильский крейсер «Байя». Большинство специалистов считают, что его гибель (вместе с 330 членами экипажа) - дело рук немецких подводников.

СВАСТИКА НА РУБКЕ?

Переждав смутное время, неплохо заработав на поставках обеим воюющим коалициям, на самом излете войны, когда ее конец был всем ясен, 27 марта 1945 года Германии объявила войну Аргентина. Но после этого поток немецких лодок, похоже, только вырос. Десятки жителей прибрежных деревень, а также рыбаки в море, по их словам, не раз наблюдали ПЛ в надводном положении, чуть ли не в кильватерном строю двигающиеся в южном направлении.

Наиболее глазастые очевидцы даже разглядели на их рубках свастику, которую, кстати, немцы никогда на рубки своих лодок не наносили. Прибрежные воды и побережье Аргентины теперь патрулировались армией и флотом. Известен эпизод, когда в июне 1945 года в окрестностях города Мардель-Плата патруль наткнулся на пещеру, в которой в герметичной упаковке находились различные продукты. Кому они предназначались, осталось невыясненным. Также трудно понять, откуда взялся этот нескончаемый поток ПЛ, якобы наблюдаемых населением после мая 1945 года.

Ведь еще 30 апреля главком немецкого ВМФ гросс-адмирал Карл Дениц отдал распоряжение о проведении операции «Радуга», в ходе которой все оставшиеся субмарины рейха (несколько сотен) подлежали затоплению. Вполне реально, что до части этих кораблей, находившихся в океане или в портах разных стран, директива главкома не дошла, а некоторые экипажи просто отказались ее выполнять.

Историки сходятся на том, что в большинстве случаев за ПЛ, наблюдаемые в океане, принимались различные болтающиеся на волнах суденышки, в том числе рыбацкие, либо сообщения очевидцев были просто плодом их воображения на фоне общей истерии в ожидании ответного удара Германии.

КАПИТАН ЧИНЗАНО

Но все-таки как минимум две немецкие ПЛ оказались не фантомами, а вполне реальными кораблями с живыми экипажами на борту. Это были U-530 и U-977, вошедшие в порт Мардель-Плата летом 1945 года и сдавшиеся властям Аргентины. Когда ранним утром 10 июля на борт U-530 поднялся аргентинский офицер, он увидел выстроенный на палубе экипаж и его командира - совсем юного обер-лейтенанта, который представился как Отто Вермут (позже аргентинские моряки называли его Капитан Чинзано) и заявил, что U-530 и ее команда из 54 человек сдается на милость аргентинских властей.

После этого флаг подводной лодки был спущен и передан аргентинским властям вместе со списком экипажа.

Группа офицеров военно-морской базы Мардель-Плата, выполнившая осмотр U-530, отметила, что ПЛ не имела палубной пушки и двух зенитных пулеметов (они были сброшены в море перед сдачей в плен), а также ни одной торпеды. Вся корабельная документация уничтожена, как и шифровальная машинка. Особо было отмечено отсутствие на ПЛ надувного спасательного бота, что навело на мысль, не был ли он использован для высадки на берег каких-то нацистских деятелей (возможно, самого Гитлера).

В ходе допросов Отто Вермут сообщил, что U-530 вышла из Киля в феврале, 10 дней скрывалась в норвежских фьордах, после чего курсировала вдоль побережья США, а 24 апреля двинулась на юг. Никаких внятных объяснений по поводу отсутствия бота Отто Вермут дать не смог. Были организованы поиски пропавшего бота с привлечением кораблей, самолетов и морской пехоты, однако результатов они не дали. 21 июля корабли, участвующие в этой операции, получили приказ вернуться на свои базы. С этого момента уже никто немецкие подводные лодки в водах Аргентины не искал.

СКАЗ О ПИРАТЕ

Завершая рассказ о похождениях немецких ПЛ в южных морях, нельзя не упомянуть некоего корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, ставшего благодаря журналистам широко известным как командир U-2670. Он, якобы находясь в мае 1945 года в Атлантике, отказался затопить свою ПЛ или сдаться и попросту начал пиратствовать у берегов Африки и Юго-Восточной Азии. Новоявленный флибустьер будто бы сколотил себе огромное состояние. Горючее для своих дизелей, воду и продукты питания он пополнял за счет своих жертв.

Оружие практически не применял, т. к. мало кто решался сопротивляться его грозной ПЛ. Чем кончилась эта история, журналистам неизвестно. Зато доподлинно известно, что ПЛ за номером U-2670 в составе немецкого флота не числилась, а сам фон Реттель в списке командиров не значился. Так что, к разочарованию любителей морской романтики, его история оказалась газетной уткой.

Константин РИШЕС