» » Какие реформы были приняты при александре 2. Реформы Александра II. Значение городской реформы

Какие реформы были приняты при александре 2. Реформы Александра II. Значение городской реформы

Таблица содержит реформы Александра 2 (1855-1881) и контрреформы Александра 3 (1881-1894)

Александр 2 Освободитель

Александр 3 Миротворец

1. Отмена крепостного права (1861), освобождение крестьян с землёй, но за большой выкуп и с сохранением временнообязанного состояния

1. Прекращение временнообязанного состояния крестьян (1883), запрет земельных переделов, введение института земских начальников, консервация общины (1893), отмена подушной подати (1882)

2. Земская (1864) и городская реформы (1870), создавшие первые органы народною представительства на местном уровне, проект Лорнс-Меликова о Всероссийском совещании земств

2. Манифест о незыблемости самодержавия (1881), отказ от созыва Всероссийского совещания земств (1882), ограничение полномочий земств (1890) и городских дум (1892)

3. Судебная реформа (1864), утвердившая гласность и бессословность судопроизводства, суд присяжных и состязательность судебного процесса

3. Введение положения о чрезвычайной и усиленной охране, изъятие политических дел из ведения суда присяжных, предоставление губернаторам права на административную высылку (1884)

4. Военная реформа (1874), переход к мобилизационной системе и отказ от рекрутчины, образование военных округов

4. Усиление корпоративного духа в офицерском корпусе (право на дуэль), внедрение национальных моментов в обмундирование и внешний вид солдат

5. Либеральный университетский устав (1863), предоставивший широкую автономию высшим учебным заведениям

5. Новый университетский устав (1884), свёртывание автономии высших учебных заведений

б. Совершенствование системы среднего образования (1864), появление частных и земских учебных заведений, упор на классические и реальные гимназии

6. Циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), запрещавший приём в гимназию лиц неблагородных сословии, широкое строительство церковноприходских школ для крестьян

7. Реформа печати, смягчение цензуры, развитие «гласности»

7. Усиление цензуры печати (1882), закрытие ряда издании.


Александр 2 вошёл в историю как царь-реформатор. Именно он произвёл огромнейшее количество преобразований в стране, существенно изменив положение России на мировой арене. Деятельности царя давали противоречивые оценки: одни считали его едва ли не святым, тогда как другие искренне желали смерти монарха. На него совершался ряд покушений, каждый раз Александра спасало самое настоящее чудо. Но в шестьдесят два года он погиб от взрыва бомбы, брошенной ему под ноги. Трагическая смерть императора всколыхнула Россию и породила целый ряд запретов и отход от либерального курса, который вёл Александр. Реформа Александра 2, связанная с отменой крепостничества, модернизация судебной системы, образовательные реформы - всё это вошло в историю как крупнейшие изменения в российском обществе.

Судебная реформа (1864)

Судебная реформа Александра 2 стала поворотным моментом в российском делопроизводстве. Суды теперь разделялись на две части: местный занимался делами мещан и крестьян, а окружной - более серьёзными преступлениями. Вводился суд присяжных, члены которого могли принадлежать к любому сословию. В его полномочия входило рассмотрение тяжких преступлений. Была упразднена дискриминация: абсолютно все оказывались равны перед судебной властью. Решения не принимались тайно, нельзя было сменить судью, если он по каким-то причинам не устраивал участников процесса. Правила были едины для всех и не могли измениться в ходе заседания. Кроме того, менялось и административное деление страны: теперь империя делилась на округа.

Судебная реформа Александра 2 лишила самого императора реальной власти в судах, единственное, что он мог сделать - помиловать дворянина, которому грозила конфискация имущества.

Земская реформа (1864)

Следующей после отмены крепостного права была земская реформа Александра 2. Вводился новый орган местного самоуправления - земство, члены которого избирались голосованием (доступ к нему получили представители всех сословий). Сами земства подразделялись на распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Избираться в земские собрания могли только богатые люди, причём представители каждого имущественного класса имели собственные выборы. Позже участники земских собраний назначали председателя и определённое количество членов земских управ.

Эта реформа Александра 2 позволила создать органы местной власти, в полномочия которых входило решение локальных вопросов. Такие перемены позволили существенно улучшить жизнь всех слоёв населения, дать больше самостоятельности губерниям и уездам, но здесь имелись и свои минусы. Метаморфозы подразумевали под собой принудительный сбор денег у населения на осуществление всех функций земств. Так что земская реформа Александра 2 позволила новым органам местной власти самим назначать налоги и повинности.

Отмена крепостного права (1861)

Великая реформа Александра 2 была ответом на возрастание социальной напряжённости в стране. Вопрос об отмене крепостного права стоял уже очень давно, но все предыдущие монархи постоянно игнорировали его, угнетая крестьян всё больше. Постоянно существовала опасность мятежей, цари понимали, что если поднимется всё крестьянство, то противостоять ему не сможет никто. Именно это и стало причиной волевого решения Александра.

19 февраля 1861 года свет увидел Манифест об отмене крепостного права. Но всё было не так просто: противоречивой оказалась реформа Александра 2. Таблица расскажет о ней подробнее.

Оценка результатов отмены крепостного права
Плюсы Минусы
Крестьяне становились свободны от помещиков Крестьяне обязаны были выкупить наделы у помещиков
Крестьяне могли распоряжаться собственным имуществом До тех пор, пока крестьянин не покупал свою землю, он продолжал выполнять все прежние обязанности, если в течение десяти лет крестьянин не выкупал землю, он мог отказаться от неё
Создавалось выборное крестьянское самоуправление Реформа распространялась только на европейскую часть империи
Государство готово было предоставить крестьянину необходимую для выкупа земли сумму денег, ему давалась рассрочка на 49 лет Вернуть ссуду на выкуп земли крестьянин должен был с огромными процентами: он выплачивал государству в два или в три раза большую сумму, чем занимал

Крестьянская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: формальное освобождение крестьян, но сохранение их зависимости от помещиков в действительности.

Военная реформа (1857)

В рамках всеобщей воинской повинности в России были созданы военные поселения - своеобразные лагеря, где часть дня крестьяне выполняли свои обязанности на земле, а в остальное время муштровались командующими. Первым делом реформа Александра 2 ликвидировала эти поселения.

Были проведены изменения и в области военной повинности: ежегодно назначалось точное число призывников, и все лица старше 21 года тянули жребий, который определял, кто отправится служить. Конечно, были определённые льготы: не забирали единственного кормильца, единственного сына или того, чей старший брат служил в армии. Военное образование сокращало срок службы в армии, который варьировался в зависимости от подразделения.

Реформа Александра 2 коснулась и управления: создавались военные округа, каждым из которых заведовал местный генерал-губернатор. Армия получила новое оружие, были созданы железнодорожные войска. Пленный теперь, если он не переходил на сторону врага, считался жертвой и получал денежную компенсацию за то время, что он провёл в плену.

Великая реформа Александра 2 позволила создать сильную, хоть и небольшую армию, в резерве которой находилось огромное количество людей. Техническая модернизация и пересмотр командования положительно повлияли на боеготовность войск.

Реформа образования (1864)

И образование не обошла стороной реформа Александра 2. Таблица расскажет подробнее обо всех нововведениях.

Цензура (1857)

Реформа Александра 2 коснулась и периодики. Государство всегда контролировало то, что писали литераторы, но с введением реформы ситуация кардинально изменилась: теперь цензуре не подвергались произведения, объём которых был больше определённого количества страниц. Научные труды и государственные издания вообще не подлежали цензуре.

Городская реформа (1870)

Она стала логическим продолжением земской. Городская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: введение самоуправления в городах. Теперь вся власть передавалась городским думам и управам, которые отвечали уже перед вышестоящими лицами. Претендовать на место в органах самоуправления могли только зажиточные люди.

Заключение

После Петра Великого ни один царь не проводил в России столько преобразований, как Александр 2. Его вклад в развитие страны действительно неоценим. Реформы Александра 2 изменили государство, застрявшее в Средневековье, положив начало новой странице в истории России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Император Александр 2 родился 29 апреля 1818 г. Будучи сыном Николая 1 и наследником престола получил отличное разностороннее образование. Учителями Александра были Жуковский и боевой офицер Мердер. Заметное влияние на формирование личности Александра 2 оказал и его отец. Александр вступил на престол после смерти Николая 1, в 1855 г. К тому времени он уже имел некоторый опыт управления, поскольку исполнял обязанности государя во время отсутствия отца в столице. В историю этот правитель вошел, как Александр 2 Освободитель.

Внешняя политика Александра 2 была весьма успешна.

Внутренняя политика Александра 2 разительно отличалась от политики Николая 1 и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа Александра 2, по которой в 1861 г., 19 февраля, было отменено крепостное право. Эта реформа вызвала настоятельную необходимость дальнейшего изменения многих российских институтов и повлекла за собой проведение Александром 2 буржуазных реформ. Александр II вошел в историю как царь-реформатор и царь-освободитель. Именно он наконец сделал тот шаг, которого так долго ждали в России, и провел реформу, упразднившую крепостное право. Когда в 1855 году он взошел на престол, страна была в крайне тяжелом состоянии, но через некоторое время многое удалось изменить. Однако, несмотря на все реформы, царствование Александра II было отмечено ростом революционного движения. На императора было совершено несколько покушений, и 1 марта 1881 года он был убит народовольцем Гриневицким.

1. Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19 века уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18 века в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19 века он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала и домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Сами помещики также были недовольны так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 году крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная Крымская война, которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию - доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно отменить крепостное право и реформировать страну.

В 1855 году на престол взошел император Александр 2, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали сами крестьяне снизу путем революции.

2. Основные реформы Александра ІІ

· Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год);

· Финансовые реформы (с 1863 года);

· Реформа образования (1863 год);

· Земская реформа;

· Городская реформа (1864 год);

· Судебная реформа (1864 год);

· Реформа государственного управления (1870 год);

· Военная реформа (1874 год).

А) Крестьянская реформа. Отмена крепостного права.

В середине 19 в. в России начался острейший социально-экономический и политический кризис, в основе которого лежала отсталость феодально-крепостнической системы хозяйства. Это тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание России от передовых держав. С особой силой кризис проявился в поражении России в Крымской войне. Сохранение феодально-крепостнической эксплуатации привело к росту недовольства в крестьянской среде, волнениям и бегстве их от подневольного труда. Необходимость перемен осознавала либеральная часть дворянства. В 1855-1857 гг. императору было подано 63 записки с предложением об отмене крепостного права. Постепенно Александр 2 пришел к выводу, что лучше освободить крестьян добровольным решением «сверху», нежели дождаться бунта «снизу». Эти события проходили на фоне укрепления радикальных революционно-демократических настроений в обществе. Идеи Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского находили все большую поддержку у дворянства. Огромную популярность приобрел журнал «Современник», на страницах которого развернулась дискуссия о будущем России. Издаваемые в Лондоне «Колокол» и «Полярная звезда» были проникнуты надеждой на инициативу самодержавия в отмене крепостного права в России. Окрепнув в решении отмены крепостного права, Александр 2 начал подготовку проекта крестьянской реформы. В 1857-1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в редакционные комиссии. В эти комитеты входили прогрессивные и образованные представители дворянства (Я.И. Ростовцев, Н.А. Милюков и др.). Комиссии вырабатывали окончательный вариант реформы. Однако основная часть дворянства и помещиков выступала против отмены крепостного права и стремилась перед фактом надвигающихся перемен, максимально сохранить свои привилегии. В конечном итоге, это отразилось в проектах законов подготовленных комиссиями.

19 февраля 1861 г. Александр 2 подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В нем говорилось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей». В соответствии с Манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности. Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине. Средний размер надела составлял 3,3 десятины на душу. Выделенных наделов крестьянам не хватало, и они арендовали часть земли у помещиков, выплачивая им деньгами или трудом. Это сохранило зависимость крестьянина от помещика и стало причиной возврата к прежним феодальным формам эксплуатации. Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым. Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства. Крестьянская община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную деятельность наиболее инициативных ее членов.

Б) Земская реформа.

Земская и городская реформы должны были создать на местах органы местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения.

Для того, чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии - особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее.

Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение - право выбора регулировалось имущественным цензом. Благодаря этому, на практике, в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.

Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались не решением серьезных вопросов, а решением хозяйственных и бытовых дел уездов - строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и так далее. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды.

Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут и земства стали появляться по всей стране.

В) Военная реформа.

Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны. Главное событие всей военной реформы - Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Отменена была рекрутская система, теперь каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии. Срок службы в большинстве войск составлял 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим методом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось. Однако, прежде, чем вводить всеобщую повинность, необходимо было существенно изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить все категории граждан. В 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией. На местах во главе сидели местные министры, которые подчинялись военному министерству в Петербурге. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства и передать их в ведание округов. Теперь управление было более систематизированным и эффективным, так как каждый военный чиновник имел определенный круг обязанностей на своей территории. После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику. Новая армия получила и новые принципы воспитания солдат. Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения. Закрепить преобразования могли лишь новые законы, и они были разработаны. Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура - это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия. И, наконец, благодаря всеобщей повинности, армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.

Г) Судебная реформа.

Целью Александра 2 было создание более совершенного суда, который бы мог работать вдвое эффективнее, принимать более честные и справедливые решения в отношении всех категорий граждан, вне зависимости от их сословия. Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества -- для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.

Однако, по мнению историков-современников, судебная реформа не дала тех результатов, которые от нее ждали. Введенные суды присяжных рассматривали сравнительно небольшое число дел; реальной независимости судей не существовало. Фактически в эпоху Александра II происходил рост полицейского и судебного произвола, то есть нечто противоположное тому, что провозглашалось судебной реформой. Александр II в административном порядке ужесточил судебный приговор - вопреки всем ранее провозглашенным принципам судебной реформы.

В последние годы царствования Александра II, на фоне роста протестных настроений в обществе, были введены беспрецедентные полицейские меры: власти и полиция получили право отправлять в ссылку любое показавшееся подозрительным лицо, по своему усмотрению проводить обыски и аресты, без какого-либо согласования с судебной властью, выносить политические преступления на суды военных трибуналов - «с применением ими наказаний, установленных для военного времени».

Д) Образовательная реформа.

Среди реформ, осуществленных в либеральную Александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято “Положение о начальных училищах”, утвердившее общедоступность и вне сословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ; их деятельность координировалась училищными советами. Основными предметами в начальных училищах были Закон Божий, чтение (в том числе на церковно­славянском языке), письмо, начала арифметики, церковное пение. В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако даже в эти годы все учебники для школ утверждались централизованно - в ученом совете Министерства народного просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще больше усилилась: это касалось и учебных планов, и программ (они были унифицированы), и выбора учебников. Начальные училища были разделены на двухклассные (сельские) начальные училища и городские училища. Православным общинам было разрешено открывать церковно-приходские школы. К концу XIX века появился еще один тип школ - так называемые коммерческие училища, оплачивавшиеся предпринимателями. Уже в 60-х гг. появились женские училища (до этого девочки учились только в частных пансионах).

3. Итоги и последствия великих реформ Александра II

Политические и финансовые реформы Александра 2 названы великим благодаря тому, что они в относительно краткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом, реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии. Так же говоря о реформах нельзя не упомянуть о том, как они оценивались и воспринимались обществом. В целом, современниками много говорилось о «духе освобождения», о доверии, оказанном обществу со стороны императора. Действительно, прогрессивность реформ Александра большая часть «интеллигенции» тех годов не ставила под сомнение. Тем более, что эти реформы проводились не только на бумаге. Тот самый «дух» проявлялся даже в таких «мелочах», как ослабление цензуры, возможность сравнительно открыто в печати высказывать свое мнение., в том, что получила распространение такая форма общения государя с подчиненными, как «записки», позволявшая высказываться с большей свободой, чем это доступно было в печати.

Многие с восхищением отзывались о начале реформ. Однако правительству приходилось считаться и с настроениями другого рода: среди дворянства оказалось немало противников крестьянской реформы., что, в принципе, легко объяснимо, но широко была распространена и другая точка зрения, согласно которой реформу следовало провести более радикально, чем это делало правительство. Ходили разговоры и о том, что пора бы уже русскому народу обрести собственную конституцию.

Уже в 1861 году недовольство обращается в конкретные действия. Проходит волна студенческих беспорядков, в народе начинают широко распространяться подпольные листки (политические прокламации). В 1862 году была впервые высказана открытая критика действий правительства тверским дворянством, провозгласившим, что Положение 19 февраля «не удовлетворяло народных потребностей ни в материальном отношении, ни в отношении свободы, а возбудило их в самой сильной степени», и, что народу нужна конституция. Участники съезда, высказавшие это были подвергнуты сравнительно мягкому наказанию (лишению свободы и некоторых прав с последующим смягчением приговора). Характерно, что не высказываясь принципиально против «изменения существенных начал государственных учреждений», император Александр отстаивал свое право инициативы, не допуская и мысли, чтобы реформы проводились снизу. Так, он решительно отверг предложение московского дворянства (1865 г.) о «создании общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству».

В немалой степени на ход реформ повлияли попытки покушения на жизнь императора. Первая из них была предпринята 4 апреля, 1866 года. С тех пор, внимание правительства, узнавшего о заговоре с целью насильственного переворота, было обращено не столько на преобразования, сколько на борьбу с крамолой, и права, предоставленные обществу, стали укорачиваться. Во главу угла ставится не освобождение, а сдерживание, не доверие, а надзор. Как следствие, начинается борьба с помощью «непопулярных» методов, которые одновременно не нравились народу и значительно затрудняли дальнейший ход реформ.

Не перестававшие покушения на жизнь Александра II, вызвали по настоянию наследника цесаревича учреждение «Верховной Следственной Комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия», главный начальник которой, харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов, был снабжен диктаторскими полномочиями. Ему подчинялись все ведомства, отменит его приказы мог он сам либо государь, и никто кроме. Лорис-Меликов приложил все силы чтобы борьба с терроризмом как можно меньше отражалась на реформах и достигнув неплохих результатов завоевал большие симпатии в обществе. А к 1880 году по мысли самого Лорис-Меликова комиссия упразднилась, фактически произошло «возвращение от чрезвычайных мер к законному течению дел» - все предвещало новую эру в отношениях правительства и общества, возврат к первым годам царствования.

В1881 г. Лорис-Меликов предложил государю учредить временные подготовительные комиссии из членов правительственных ведомств и приглашенных сведущих и опытных лиц, для составления законопроектов. Выработанные этими комиссиями законопроекты должны были передаваться в Общую комиссию, составленную из лиц, назначенных и выборных земствами и городами. Постановления ее, с характером совещательным, переходили на окончательное рассмотрение и утверждение Государственного Совета и, потом, государя. Таков был проект, получивший в обществе название «конституции Лорис-Меликова». Александр II утвердил доклад своего министра и можно было надеяться на мирную эволюцию в будущем политического строя России, но в тот самый день, когда доклад был подписан, бомба, брошенная террористами, прекратила дни государя - наступило новое царствование и задуманная реформа не была осуществлена.

4. Значение реформ Александра II для современной России

Отставание от передовых европейских стран практически во всех сферах жизнедеятельности, нерешенность модернизационных задач ставило под угрозу независимость страны, ставило под сомнение авторитет, статус власти и всего государства. Все эти факторы послужили импульсом к «великим реформам», значение которых очень велико для современной России. Реформа отмены крепостного права освободила многомиллионный народ, живший в рабстве и подчинении в течение многих веков, наделила его гражданскими правами. По-новому встал вопрос о Конституции. Благодаря этой реформе началось развитие капитализма в России, который в свою очередь послужил интенсивному росту рынка рабочей силы. Возникшая рабочая сила стала впоследствии основой для пролетариата, возводящего фабрики и заводы.

Освобождение от крепостной зависимости совершенно изменяло уклад жизни на местах, поэтому было сформировано земское и городское самоуправление, которое не удалось искоренить контрреформами. Земства и городское самоуправление являются своеобразными прототипами современных муниципалитетов. Именно в годы реформ с созданием Крестьянского и Дворянских банков начинает активно развиваться банковское дело и система государственного контроля за бюджетом страны. Во второй половине XIX века возникает потребность в усовершенствовании системы образования и просвещения. Большое внимание уделяется качеству школьного, вузовского, а также женского образования. В результате реформ университеты получили возможность развиваться самостоятельно. Это возможность, которую до этого времени они не имели и которая присуща современным тенденциям. Введение суда присяжных и адвокатуры стало шагом, который сблизил Россию с передовыми странами и с современным временем. Правосудие, осуществляемое по сословному признаку, устарело и уже не могло справляться со своими задачами. Теперь, с введением института присяжных заседателей суд поднялся на новый уровень: гласность, состязательность суда, независимость от административных органов власти, равенство всех перед судом. Институт адвокатуры наделил обвиняемых правом на защиту. Что касается военной реформы, то та также оставила свой след в будущем: отменилось телесные наказания, значительно сокращался срок службы, уделялось повышенное внимание физическому воспитанию солдат. Служить в армии стало престижно. Важен и тот факт, что в период реформ и контрреформ начала активно развиваться общественные движения интеллигенции, что позволяет утверждать о том, что народ может, а теперь в современное время имеет право вступать в переговоры и даже споры с правительством. Реформы Александра II провозгласили свободу личности, наделили правами ранее бесправных людей, дали автономию ранее зависимым и подконтрольным учреждениям, способствовали развитию общества и общественной мысли в либеральном и демократическом направлениях. И контрреформы Александра III уже не смогли повернуть в обратном направлении или вовсе свернуть установленный его отцом механизм развития страны.

Заключение

реформаторский крепостной император

Александр II неслучайно имел прозвище «царь-освободитель». Великий реформатор оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - он освободил от вековой зависимости миллионы крепостных крестьян, наделив их гражданскими правами и возможностями, которые до этого момента они не имели. Император не побоялся разрушить феодально-крепостническую систему, которая препятствовала росту капиталистических отношений в России и развитию сфер жизни в целом. Реформа отмены крепостного права незамедлительно повлекла за собой следующие, не менее значимые: земскую и городскую, военную и судебную реформы. Однако практически все преобразования царя-реформатора оказались незавершенными и незаконченными, действие некоторых ограничивалось территорией, другие вовсе не оправдали ожиданий народа. Согласно этому факту, возрастало число недовольных среди наиболее просвещенной части общества-интеллигенции, которая в результате террористического акта свергнет императора, показав тем самым, что власть так и не дала возможности для реализации пропаганды истинных взглядов и идей мирным путем, возможности критиковать правительство, указывая на его недостатки. Существует мнение, что в 1879-1881 годах в России сложилась революционная ситуация: напряжение охватило не только «низы», но и «верхи». Приход к власти консервативного Александра III обозначил новый поворот от либерального реформизма к реакции. В 1887 г. введен циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший прием в гимназии детей прачек, лакеев и т.д. В 1882 г. была усилена цензура в области печати, в 1884 г. университеты получили новый Устав, ликвидировавший их автономию. Политика Александра III поддерживала значительно ослабшее за последние десятилетия дворянское сословие, являвшееся социальной опорой государя. Новый император направил свою деятельность на переоценку предыдущих нововведений, сохранение самодержавия, возврат к дореформенным порядкам. Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой. Отечественный и мировой опыт показывает, что реформы всегда встречают сопротивление определенных слоев общества. И потенциал противодействия (контрреформы) проявляется тем сильнее, чем не удачнее проходят реформы. Интерес к истории реформаторства в России лежит в двух основных плоскостях: условия, необходимые для проведения преобразований, и результаты, достигнутые в ходе их проведения. Таким образом, современное правительство должно понимать, что Россия всегда имела и будет иметь свой собственный, уникальный путь развития, несмотря на идеалы и вечное стремление к передовым западным странам. Благодаря опыту предыдущих преобразований, у современного правительства есть реальная возможность создавать необходимые условия для успешного проведения современных реформ, возможность учитывать и анализировать последствия, масштабы действия проводимых нововведений, а также ресурсы для прогнозирования результатов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

    презентация , добавлен 11.10.2014

    Причины и предпосылки отмены крепостного права в России. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2014

    Знакомство с личностью императора Александра II, его краткая биография. Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века, проводимые в России. Историческое значение отмены крепостного права, значение крестьянской реформы. Земская, судебная и военная реформы.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Личность Александра II. Социально-политическая обстановка в первые годы царствования Александра II. Отмена крепостного права. Значение отмены крепостного права. Земская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Реформы образования и печати.

    реферат , добавлен 25.03.2004

    Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Подготовка и содержание соответствующей реформы, этапы ее внедрения и оценка конечных результатов. Манифест Александра II от 19 февраля 1861 года. Историческое значение исследуемой реформы.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2015

    Историческое и политическое значение реформы 1861 года об отмене крепостного права в России. Понятие и основные положения крестьянской реформы, причины и предпосылки отмены крепостного права. Ответ крестьян на реформу. Нерешённость земельного вопроса.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Необходимость отмены крепостного права. Кризис дореформенной России в социально-экономической, политической и духовной сферах. Подготовка проектов реформы. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Историческое значение отмены крепостного права.

    контрольная работа , добавлен 22.03.2009

    Политический портрет Александра II - императора Всероссийского, сына Николая I. Сущность и значение его реформ в области финансов, образования, печати и цензуры, отмены крепостного права. Покушение на императора и его последствия, окончание царствования.

    презентация , добавлен 05.12.2013

    Предпосылки и подготовка реформы 19 февраля 1864 г. Александр II как реформатор. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Проведение реформы и ее особенности. Повинности временно-обязанных крестьян и выкупная операция. Итоги крестьянской реформы.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2014

    Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности. Принципы его внешней и внутренней политики. Проведение и суть крестьянской реформы 1861 г. Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть.

Александр II. Реформы 1860-1870- годов

Причины, документы, личности, итоги.

Причины реформ:

    Феодально-крепостнические порядки тормозили развитие капиталистических отношений. Необходимость модернизации всех сфер общества.

    Помещичьи хозяйства, основанные на крестьянском труде, приходили в упадок, крепостное право препятствовало формированию рынка свободной силы для промышленности.

    Тяжёлое положение народа, волна крестьянских выступлений по всей стране. Крепостное право - «пороховой погреб» А.Х.Бенкендорф)

    Необходимость повышения международного авторитета страны, особенно после поражения в Крымской войне.

Реформа, год

Документы

Личности

Крестьянская.

1861

19 февраля 1861, «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян («О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»

Я.И.Ростовцев – граф, был во главе редакционных комиссий по выработке положений об освобождении крестьян.

Земская. 1864

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Н.А.Милютин (товарищ министра внутернних дел в 1859-1861), П.А.Валуев (министр внутренних дел в 1861-1868)- стояли во главе комиссий по разработке реформы.

Судебная. 1864

Новые судебные уставы: «Учреждения судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского делопроизводства» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

С.И.Зарудный, тайный советник. Один из главных составителей судебной реформы.

Военная.

1862-1874

1864- «Положение о военных округах».

1866- создание Главного штаба

1869-«Дисциплинарный устав»

1871- «Устав внутренней службы»

1874 - «Устав о воинской повинности» и др.

Д.А.Милютин- военный министр.

Финансовая.

1860-1864

1860-Указ о создании Государственного банка

1860- «Указ об отмене частных откупов», по которому с 1863 вводились акцизы.

1862- Указ, по которому распорядителем всех финансовых средств империи становилось Министерство финансов, а его деятельность- подотчётна Государственному Контрольному управлению.

1864- создание контрольных палат в губерниях.

В.А.Татаринов -государственный контролёр(глава Государственного контроля, ведомства, по функциям приравнивавшегося к Министерству финансов).

Образовательная .

1863-1864

«Университетский устав», 1863.

«Положение о начальных народных училищах» . 1864

Новый устав гимназий. 1864, 1871

А.В.Головин , а с 1866-Д.А.Толстой - министры народного просвещения.

Городская.

1870

«Городовое положение»

Н.А.Милютин, П.А.Валуев (министр внутренних дел) - стояли во главе комиссий по разработке реформы.

Полицейская.

1862

«Временные правила обустройства полиции»,

«Положение об устройстве секретной полиции в империи» и др.

П.А.Валуев - министр внутренних дел в 1861-1868

Цензурная.

1865

1861-«Временные правила о печати»

1865- «Временные правила о печати»(отмена предварительной цензуры)

Д.А.Оболенский – возглавлял комиссию по разработке цензурного устава при Министерстве внутренних дел.

Итоги реформ 1860-1870-х годов.

    Реформы стали решительным шагом по пути модернизации страны, многих сторон её жизни. Было положено начало формированию нового общества - индустриального капиталистического типа.

    При проведении реформ использовался опыт передовых стран мира, однако учитывались и исторические особенности России.

    Государство стало более демократичным, граждане стали иметь более равные права, возможность на честный и открытый суд.

    Появилась возможность обсуждать в прессе насущные вопросы, решения правительства.

    Реформы в экономике, освобождение крестьян позволили выйти из кризиса, создать условия для дальнейшего развития экономики. Оживилась торгово-производственная деятельность, между городами и уездами создавались связи, уничтожавшие разобщённость.

    Изменилась сословная структура общества. Дворянство теперь стало только первых из остальных гражданско-правовых групп населения. Начался постепенный упадок дворянских хозяйств, которые не смогли перейти к новых формам хозяйствования.

    В 1870-е годы началось активизироваться социалистическое движение, так как в обществе зрело недовольство половинчатым, непродуманным характером некоторых реформ.

Минусы реформ:

    Незавершённость, непродуманность. Так, крестьяне не получили землю в личную собственность.

    Рост бюрократического аппарата, волокиты при решении дел.

    Недостаток средств, выделяемых для решения социальных проблем.

  • Вперёд >

Реформы Александра 2:

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год);
  • Финансовые реформы (с 1863 года);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа;
  • Городская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного управления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год).

· Суть реформ Александра 2 заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее строить экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет и, несмотря на то, что правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы, крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа – реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Также открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения – это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности и пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

40. Освобождение крестьян и осуществление земельной реформы.

19 февраля 1861 Г., в пятую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», которые разъясняли условия освобождения крестьян. Бывшие помещичьи крестьяне из разряда пользователей землей перешли в разряд собственников и приобрели личную свободу. Крестьянин мог теперь свободно наняться на работу, уйти в город или заняться промыслами Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной за­висимости, признавало право собственности помещика на все земли. Исходя из этого, крестьяне наделялись усадебной и поле­вой землей не безвозмездно, а за повинности и затем выкуп. Пре­имущество отдавалось «полюбовному» соглашению между крестья­нами и помещиком. В случае не возможности достижения такого соглашения в действие вступали нормы, предусмотренные рефор­маторами. В течение первых двух лет должны были быть составлены устав­ные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне переводились на положение временнообязанных. Они оставались в этом состоянии до момента перехода на выкуп. Размеры крестьянских наделов определялись местными поло­жениями. Все губернии были поделены на три полосы (чернозем­ная, нечерноземная и степная). В черноземной и нечерноземной полосах в каждой местности были определены высшая и низшая нормы наделов. Крестьянам предполагалось передать те наделы, которыми они пользовались до реформы. Если отводимый кре­стьянину надел был больше высшей нормы, то помещик имел право отрезать «излишек » до этой нормы. И наоборот, если фак­тический надел крестьянина был меньше низшей нормы, то по­мещику приходилось прирезать земли до этой нормы.

Помещики постарались установить нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть крестьянских зе­мель. Подача помещиками в Редакционные комиссии занижен­ных данных о размерах крестьянских наделов привела к тому, что даже после увеличения комиссиями высших норм крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. В итоге крестьяне получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между тем для обеспе­чения прожиточного минимума крестьянин черноземной полосы должен был иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях - от 6 до 8 десятин



Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика временные повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все кре­стьяне были сразу переведены в разряд крестьян-собственников. Основной повинностью признавался оброк. Размер барщины был ограничен 40 мужскими и 30 женскими днями в год. Через два года крестьяне могли перейти с барщины на оброк без согласия помещика.

Величину выкупа крестьянских повинностей определили сле­дующим образом: была найдена величина капитала, которая, бу­дучи положенной, в банк, выплачивающий на вклады в год 6 % прибыли, приносила бы ежегодно сумму оброка, получаемого помещиком. Например, при размере оброка в 10 рублей величина выкупа составляла 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положив в банк сумму в размере 166 рублей 66 копеек, помещик получал в год 6 % от этой суммы, что как раз и составляло 10 рублей.

Разумеется, крестьяне не могли сразу выплатить помещику всю сумму выкупа. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы единовременно. Поэтому была проведена выкупная операция с участием государства. Крестьяне получали государ­ственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали 80 % всего выкупа сразу после заключения выкупной сделки. Остальные 20 % крестьяне должны были уплатить поме­щику по договоренности. Затем в течение 49 лет крестьяне долж­ны были возвращать государству кредит с процентами в форме выкупных платежей. Сумма этих платежей намного превышала затраты государства.

По крестьянской реформе 1861 г. община и ее выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне на всех категориях земель. Были определены функции общины, получившей наименование сельского общества , права и обязан­ности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов, а также избираемого сельским сходом старосты.

Подготовкареформ
Подготовка земской реформы началась в 1859, когда полным ходом шла работа над крестьянской реформой 1861 Лидером в этой законодательной деятельности правительства был Н. А. Милютин Основные принципы земельной реформы - выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд - были включены в проект еще до отставки Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем подготовительные работы министр внутренних дел П. А. Валуев(оппонент Милютина) был вынужден считаться с этим проектом и принять его за основу.
Формированиеместныхорганов
«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России - Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти.
Согласно «Положению» создавались земские учреждения в уезде и губернии, состоявшие из земских собраний и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним гласных - депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население. Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне (помещики), однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий - купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность. Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее чем 500 руб. - в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах. Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов 1865-66 дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно - 38,5% и 10,6%, купцы - 10,4% и 11%. Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских - в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть - губернские и уездные земские управы (три, пять человек).
Праваземств
Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего - на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.
В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III. В 1890 принята земская контрреформа существенно ограничившая права земств.
Значениеземскойреформы
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Описанный А. П. Чеховым земский интеллигент - врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела - стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции

См № 39 и 40

4. Земская и городская реформы , проведенные, соответственно, в 1864 г. и 1870 г., сформировали выборные органы местного самоуправления на основе избирательного права по куриальной системе (с разными нормами представительства для различных сословий) и имущественному цензу. В городах ими стали городские думы , исполнительными органами которых служили городские управы и возглавлявший их городской голова , а в сельской местности – уездные и губернские земские собрания (или попросту земства) с исполнительными органами в лице земских управ .

Несмотря на ограничение их полномочий вопросами хозяйства, здравоохранения и просвещения (власть по-прежнему осталась в руках назначенных правительством губернаторов), земства и городские думы дали либеральной интеллигенции первый опыт организации . В них шли лучшие силы интеллигенции, благодаря чему значительно улучшились образование и медицинское обслуживание, особенно в сельской местности.

5. Образовательные реформы заключались во введении выборного самоуправления вузов (1863), равенства сословий при приеме в учебные заведения (за исключением отдельных элитных) – при сохранении, однако, высокой платы за обучение. Основными типами средних школ были гимназии с гуманитарным уклоном и реальные училища , дававшие преимущественно техническое образование. Были созданы первые женские гимназии и высшие женские курсы, что положило начало женскому образованию в России.

6. В рядувоенных реформ главной стала замена петровской рекрутской системы комплектования армии всеобщей воинской повинностью (1874), позволявшей развернуть из обученного запаса массовую армию во время войны (по примеру передовых европейских стран). Отныне призыву в армию подлежали всесословия (кроме духовенства), не исключая и дворян. Имевшие среднее или высшее образование призывались на льготных условиях и с сокращением срока службы в качестве вольноопределяющихся . Условиями освобождения от военной службы отныне стали не сословное происхождение, а семейное положение (единственный кормилец в семье) или общественно значимая профессия (педагоги, врачи и др.).

Кроме того, были сокращены сроки службы солдат и матросов с 25 до 6 лет (позднее – 3 года в армии и 5 лет на флоте), отменены телесные наказания для них, широко применявшиеся раньше (1863). Территория страны была разбита на военные округа . Армия была оснащена нарезным оружием, флот – паровыми, а затем и броненосными судами.

Значительно повысился уровень военного образования: была основана сеть военных академий (до этого существовала одна Академия Генерального штаба, основанная при Николае I) и училищ, выделенных из старших классов кадетских корпусов. Доступ в военные учебные заведения (кроме наиболее элитных, вроде Пажеского корпуса) был открыт опять же для всех сословий . Благодаря этому, если в эпоху крепостного права офицеры русской армии были почти сплошь выходцами из дворян, теперь доступ к офицерскому званию был открыт практически всем, и уже к началу Первой мировой войны больше половины офицеров (за исключением гвардии) не имели дворянского происхождения.

Общее значение Великих реформ как второй модернизации России можно сформулировать в трех главных направлениях:

1. Переход на либеральный, гуманистический путь политического развития без революции (характерное отличие от большинства стран Запада ).

2. Переход на более эффективный, рыночно-капиталистический путь развития экономики , основанный не на принуждении, а на таких стимулах, как свобода наемного труда, конкуренция и безработица.

3. В социальных отношениях – ослабление сословного строя, являвшегося пережитком феодального общества.

42. Рост общественного движения и оппозиции самодержавию. Деятельность подпольных и террористических организаций («Земля и Воля», «Народная Воля», «Черный передел»).

“Земля и воля ”, общество (первое) зародилось в конце 1861 г. В нем участвовали Н. Г. Чернышевский, Н. Н. Обручев (автор революционных прокламаций, при Александре III - начальник генерального штаба). А. А. Слепцов, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, П. И. Боков, Н. И. Утин и др. М. И. Михайлов в “Земле и воле” не участвовал: он был арестован до ее возникновения. Общество было связано с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. В конце 1863 г. после подавления польского восстания и торжества реакции “Земля и воля” была ликвидирована ее участниками.

Партия ставила основной задачей работу среди народных масс для подготовки восстания. Внутри партии "Земля и воля" образовалось два течения: землевольцев-"деревенщиков" и зeмлeвольцeв-"гopoжaн". Первые работали среди крестьянства, подготавливая почву для будущей революционной деятельности в деревне, вторые же собирались в городах, обращая свое внимание на рабочих, как на самый революционный слой населения. Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота".

Народная воля - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году после раскола организации «Земля и воля» поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения убийством императора Александра II. От названия организации образовано наименование её участников - народовольцы . Небольшая по численному составу партия, опиравшаяся на сочувствие части интеллигенции и не имевшая почвы в широких массах, обнаружила такую энергию, что сама уверовала в свою силу и заставила в неё верить. Политикой графа М. Т. Лорис-Меликова часть общества, ранее сочувствовавшая «Народной воле», была оттолкнута от неё. Когда партия, не смягчённая уступками, 1 марта 1881 г. убила императора Александра II, это убийство вызвало не только правительственную реакцию, но и реакцию общественную в гораздо более широких размерах, чем этого ожидала Народная воля. Тем не менее в следующие годы партия ещё продолжала свою деятельность.

Чёрный Переде́л - тайное общество, связанное с одноимённым журналом. «Чёрный Передел» образовался при распаде общества «Земля и Воля» в 1879 г.; террористическое крыло последнего образовало Народную Волю, а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям - общество «Чёрный Передел». Чернопередельцы своей ближайшей задачей ставили организацию широкой народной боевой партии, но условия и обстановка революционной деятельности в России к концу 1879 г. настолько изменились, что выполнение этой задачи при данных политических условиях стало совершенно невозможным. Прежние землевольческие поселения в деревнях совершенно распались; попытки к их восстановлению потерпели неудачу, и всю свою деятельность чернопередельцам пришлось сосредоточить в городах на пропаганде народнических идей среди интеллигенции и рабочих. Но и тут они не имели успеха; призыв к деятельности в народе утратил к этому времени свое прежнее обаяние. Партийно-организационная работа "Черного передела" шла также крайне неудачно. Среди лиц, вошедших в "Черный передел" (в типографскую группу), был рабочий Жирнов, который оказался предателем и вскоре выдал всех членов группы. Организации был нанесен непоправимый удар. В начале 1880 г. главные члены "Черного передела" - Плеханов, Засудит Стефанович, Дейч - выехали за границу и там образовали в 1883 г. с-д. группу "Освобождение труда".

43. Правление Александра III: состояние экономики, развитие капиталистических отношений. Внешняя политика.

Внутренняя политика Александра III (1881 - 1894) былa последовательной. Б ее основе лежал комплекс вполне определенных представлений о том, какой должна стать Россия. Александр III был консерватором по природе, воспитанию, жизненному опыту. Его убеждения сформировались под влиянием горького опыта борьбы правительства и революционеров-народников, свидетелем которой он был и жертвой которой стал его отец - Александр II. Наставления К. П. Победоносцева, видного идеолога русского консерватизма, нашли в лице нового монарха благодарного, готового им следовать ученика.

Удалив от власти либеральных министров (Д. Н. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова, А. А. Аба-зу и др.), казнив по приговору суда первомартовцев, царь твердо объявил о намерении утверждать и охранять самодержавие. Александр III верил в историческую миссию России, в самодержавие, призванное вести ее дорогой побед, в православие, духовную опору народа и власти. Самодержавная власть, полагал царь, должна помочь растерянному обществу обрести почву под ногами, окружить его заботой и опекой, строго наказывать за непослушание. Александр III ощущал себя отцом большого семейства, нуждающегося в его твердой руке.

Политика в крестьянском вопросе. В 1881 г. был принят закон об обязательном выкупе крестьянами их наделов.

Политика в рабочем вопросе. Законами 1882- 1886 гг. были заложены основы рабочего законодательства: запрещен труд детей, не достигших двенадцатилетнего возраста; запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних; определены условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями.

Полицейские мероприятия. Распоряжение об «Усиленной охране» (1881) разрешало вводить особое положение в неблагонадежных губерниях.

Мероприятия в области печати и просвещения. Новые «Временные правила о печати» (1882) устанавливали жесточайшую цензуру и давали возможность беспрепятственно закрывать неугодные издания.

Контрреформы. 1889-1892 гг. Закон 1889г. учреждал должность земского начальника. Земские начальники получали административные и судебные полномочия, могли отрешать от должности сельских старост, подвергать телесным наказаниям, штрафу, аресту крестьян. Назначались они правительством из числа местных потомственных дворян.

Закон 1890 г. фактически лишал крестьян права выдвигать гласных в уездные и губернские земские учреждения. Теперь их назначал губернатор.

Законом 1892 г. вводился высокий имущественный ценз, от выборов в городскую думу были отстранены ремесленники и мелкие торговцы.

В 80-е гг. правительство получило возможность смещать судей по своему усмотрению, изъяло из судов присяжных политические дела, уволило многих прокуроров, служивших в 60-70-е гг.

Историки называют эти мероприятия контрреформами, чтобы подчеркнуть: они были направлены против преобразований царствования Александра II.

Оценка царствования Александра III не может быть однозначной. Правительство, с одной стороны, обеспечило внутреннюю стабильность, быстро развивалась промышленность, в страну притекал иностранный капитал. С другой стороны, попытки царя обратить вспять процессы, начатые в годы «великих реформ», не соответствовали потребностям стремительно менявшегося общества. Начавшаяся в пореформенной России модернизация экономики порождала острые, качественно новые проблемы и конфликты. Власть, видевшая свое предназначение в том, чтобы сдержать общество, защитить его от перемен, с новыми проблемами справиться не могла. Результаты не замедлили сказаться: революция, потрясшая основы старой системы, произошла через десять лет после смерти Александра III.

44. Россия в начале ХХ в.: характеристика экономического потенциала. Кризис политической системы самодержавия. Образование нелегальных политических партий. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Спокойная, по определению министра иностранных дел Н. К. Гирса, политика Александра III была продолжена и в первое десятилетие царствования Николая II (1894-1917). «Спокойствие» состояло в поддержании дружественных отношений с Францией, уважительных, но лишенных доверия - с Германией, нацеленных на сохранение сложившегося положения в балканских делах - с Австро-Венгрией, доброжелательных и не слишком теплых - с Великобританией.

«Спокойная политика» Николая II в европейских делах определялась необходимостью обеспечить благоприятные внешние условия для экономического развития России, решавшей болезненные задачи модернизации, с одной стороны, и для усиления российского влияния на Дальнем Востоке - с другой. Именно на Дальнем Востоке произошло важнейшее внешнеполитическое событие российской истории начала XX в. - русско-японская война 1904-1905 гг.

Причины русско-японской войны. Ситуация, возникшая на Дальнем Востоке, требовала от России активных действий. Китай, ослабленный затяжным кризисом, приковал к себе корыстное внимание всех крупных участников мировой политики: Великобританию, Францию, Германию, США, Японию, Россию. Шла ожесточенная борьба за раздел сфер влияния в Китае. Япония в 1894 г. ввела войска в Корею, вступила в войну с Китаем, навязала ему унизительные условия мира (частично они были пересмотрены под давлением России, Франции и Германии). Россия в 1891 г. начала строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, рассматривая его как начало энергичного освоения своих сибирских и дальневосточных окраин. В 1896 г. Китай предоставил России концессию на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), в 1898 г. добилась права аренды южной части Ляодунского полуострова с крепостью-портом Порт-Артур и портом Дальний. Боксерское восстание в Китае дало повод иностранным державам открыто вмешаться во внутренние китайские дела. Россия ввела войска в Маньчжурию и, несмотря на протесты Японии, заручившейся поддержкой Германии и Великобритании, отказывалась их выводить (хотя российско-японский договор предусматривал вывод войск к осени 1904 г.). Япония, в свою очередь, навязывала России неприемлемые для нее условия соглашения по Корее. Дело шло к открытому столкновению.

В ночь на 27 января 1904 г. японские миноносцы напали на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура, а также на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Война началась.

Ход военных действий. На суше русские войска (главнокомандующим был назначен А. Н. Куропат-кин, лишенный сколько-нибудь значительных воинских талантов) потерпели поражение в сражениях у Лаояна (август 1904), у реки Шахэ (октябрь 1904), под Мукденом (февраль 1905). Во всех сражениях численное превосходство было за русскими армиями. Японцы оказывались сильнее в военно-техническом отношении, их генералы лучше владели искусством ведения современной войны. В декабре пал Порт-Артур, осажденный в июле, - он был сдан невежественным и трусливым генералом А. М. Стесселем.

Причины поражения России. Неподготовленность высшего руководства к войне; военно-техническое отставание; бездарное командование; растянутость коммуникаций, удаленность театра военных действий; внешнеполитическая изоляция (Россию не поддержало ни одно крупное государство, опасавшееся ее усиления на Дальнем Востоке).

Итоги и последствия войны. Мирный договор был подписан в Портсмуте, в США, которые выступили посредниками на переговорах. Несмотря на крайне неудачный ход войны, С. Ю. Витте удалось заключить выгодный (с учетом сложившейся ситуации) мир: Россия уступила Японии Южный Сахалин и Порт-Артур, признала Корею зоной японских интересов, но избежала уплаты контрибуций. Обе страны обязывались вывести войска из Маньчжурии.

Последствия военного поражения для России были значительными: авторитет власти в глазах общества был подорван катастрофически; усилились оппозиционные и революционные настроения. Война, воспринятая как национальный позор, унесшая десятки тысяч человеческих жизней, сыграла свою роль в развитии революции 1905-1907 гг.

В результате Русско-японской войны 1904–1905 Япония превратилась в ведущую державу Дальнего Востока. Внешнеполитические позиции России были серьезно подорваны. Поражение также обнажило пороки ее военной организации (техническая отсталость флота, слабость высшего командного состава, недостатки системы управления и снабжения) и способствовало углублению кризиса монархического строя.

Политические партии в России в начале XX в. (консервативные, либеральные, радикальные)

События 1905-1907 гг. создали благоприятные условия для образования множества политических партий - как общероссий­ских, так и местных, которых насчитывалось до 50. Все эти партии относились к трем основным направлениям: консерватив­но-монархические; либерально-оппозиционные; революционно-демократические (радикальные).

В ходе революции возникают монархические и националисти­ческие партии - «Русская монархическая партия» (весна 1905 г.), «Союз русского народа» (ноябрь 1905 г.) и др. Лидерами правых были В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков 2-й, И. И. Восторгов, Г. Г. Розен и др. Социальную основу этих партий составляли аристократия, чиновники, православное духовенство, мелкие купцы и мещане, часть монархически настроенных крестьян и интеллигенции. «

В октябре 1905 г. возникли либеральные партии. 12-18 ок­тября прошел I съезд Конституционно-демократической партии (кадетов), которая с 1906 г. именовалась также «Партией народ­ной свободы».

Второй крупной либеральной партией стал «Союз 17 октяб­ря» (октябристы), возникший в октябре 1905 г. - феврале 1906 г. Лидерами партии были известные предприниматели и фи­нансисты А.И. Гучков, М.В. Родзянко, братья П.П. и В.П. Рябушинские, Н.С Авдаков, а также представители интеллигенции Л.Н. Бенуа, проф. В.И. Герье. Октябристы были партией крупно­го капитала. Они выступали за укрепление конституционной мо­нархии непарламентского типа, их программа предполагала осуществление гражданских свобод, но при сохранении «единой и неделимой России». В программе провозглашалась необходи­мость социальных реформ - социального страхования рабочих и ограничения рабочего дня, передачи крестьянам государственных земель и земель императорской фамилии. Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимали «Партия мирного обновления» и ее преемница «Пар­тия прогрессистов».

Эсеровская партия в период революции достигла максималь­ной численности - 50-60 тыс. человек, причем большинство ее членов составляли крестьяне, хотя в руководстве преобладала интеллигенция. Главной целью эсеров в революции было сверже­ние самодержавия и установление демократической республики, поэтому они бойкотировали выборы в I Государственную думу. Эсеры принимали участие практически во всех вооруженных вы­ступлениях и восстаниях, проводили акты террора. 4 февраля 1905 г. И.П. Каляев убил дядю императора, великого князя Сер­гея Александровича (генерал-губернатор Москвы).

Неонароднической идеологии придерживались и представите­ли «Трудовой народно-социалистической партии» (энесы), со­зданной в сентябре-ноябре 1906 г

Энесы и эсеры оказывали большое влияние на крестьянство и на его представителей в Государственной думе, образовавших «Трудовую группу». Кроме того, в 1905 г. возникли и крестьян­ские организации, крупнейшим из которых был Всероссийский крестьянский союз, насчитывавший до 200 тыс. членов (лиде­ры - С.В. Курнин, В.Ф. Краснов, СП. и В.П. Мазуренко).

Социал-демократы в период революции оставались разделен­ными на большевиков и меньшевиков, что сильно осложняло их действия.

Крупнейшие политические партии России приняли участие в основных событиях революции, в том числе и деятельности I и II Государственных дум. Но не стоит преувеличивать степень их влияния на население империи: в 1906-1907 гг. совокупная чис­ленность членов всех партий составляла лишь около 0,5% общей численности населения России.

45. Революция 1905–1907 гг.: причины, ход протестного движения, нарастание политического кризиса. Манифест 17 октября 1905 г. и его влияние на революционное движение.