» » Как хоронят людей в Индии: традиции и обычаи. Варанаси - город мертвых (Внимание, есть шокирующие фото, впечатлительным просмотр не рекомендуется) Где сжигают тела

Как хоронят людей в Индии: традиции и обычаи. Варанаси - город мертвых (Внимание, есть шокирующие фото, впечатлительным просмотр не рекомендуется) Где сжигают тела

А закончить здесь свой жизненный путь и тем самым разорвать колесо Сансары и завершить череду перерождений мечта каждого верующего! Варанаси он же Бенарес и Каши - город света считается самым древним живущим городом на земле. Согласно легендам он был создан Шивой более 5000 лет назад, а исходя из научных данных 3000 лет. Но не смотря на всё выше написанное, для не подготовленного путешественника город может вызвать состояние замешательства или даже шока, наверное больше, чем какой другой город Индии. Наибольшее впечатление производят процессы кремации усопших на берегу Ганга.

Варанаси древнейший город на земле, стоящий на берегах священной реки Ганг. Когда-то он был ровесником Луксора, Вавилона и Ниневии. Теперь от тех великих Метрополией остались только руины, а Варанаси стоит и считается древнейшим живущим городом на Земле.

Может он и на самом деле охраняется великим Шивой, создавшим его.

Для Индусов трудно переоценить значение этого города, каждый верующий должен побывать здесь и окунуться в священную Гангу, хотя бы раз в жизни. А умереть в святом городе предел всех желаний для правоверного индуса. Не удивительно, что многие из них считают его центром вселенной.

Ещё одно название у Бенареса - город погребальных костров. Когда англичане впервые попали в Бенарес, они были просто шокированы происходящим. На гхатах вдоль всей набережной города горели костры, сжигающие трупы. На место сброшенных в Ганг обгоревших головешек, тут же подносили новых усопших. Костровые палками, перемешивали недогоревшие человеческих останки с тлеющими углями. Запах паленого мяса и волос стоял над всем городом. Это был нереальный, громадный крематорий, жизнью которого жил весь город. После увиденного англичане, решили все привести к цивилизованному ввиду, в своем понимание этого слова. Они захотели перенести все подальше от города, но встретили отчаянное сопротивление и возмущение людей. Боясь восстания, они отказались от своей затеи и оставили всё как есть. И по сегодняшний день в Варанаси, пусть и не в таких масштабах, происходят кремации на берегу Ганга. Сейчас основным местом кремации является Маникарниа гхат. Погребальные костры там горят не останавливаясь, а вдоль узких улочек к этим кострам постоянно подносят носилки с усопшими. Для многих все происходящие может показаться сюжетом из фильма ужасов, когда мешают палкой костер с усопшим, у трупа может отвалиться рука или голова. Можно увидеть собаку, грызущую человеческую кость. Или плавая на лодке по Гангу на ткнуться на всплывший раздутый труп. Согласно индуистским понятиям, девственниц, монахов и грудных детей не кремируют, а так "хоронят" в Ганге.
Конечно Варанаси, не однозначный город и не каждому он будет понятен. Но некоторые возвращаются сюда снова и снова. Я находясь там почувствовал не объяснимое спокойствие и умиротворение. А еще прикосновение к вечности.

Варанаси старше истории, старше традиций,
старше даже легенд а выглядит вдвое старше,
чем все они вместе взятые.
Марк Твен

Варанаси цены

Цены на питание: Омлет из 2 яиц 30-50 рупий, блюдо из курицы в среднем 150 рупий, кофе с молоком или чай 15-30 рупий, лепешка с сыром 35 рупий, рис с тушеной картошкой со специями 90 рупий, бутылка воды 2 литра в магазине 25 рупий.
В среднем на питание в день будет стоить 300-350 рупий.

Цены на проживание: кровать в хостеле примерно 100 рупий, цены на комнату в хостеле на берегу Ганга от 150 рупий. Дальше цены буду выше в зависимости от уровня отеля. Но не всегда то что дороже лучше, я лично с этим столкнулся и переехал из более дорого и менее удобного отеля, который находился в 1 км от Ганга, в более дешёвый на самом берегу реки.
Имейте ввиду, что цена на отель может быть выше если вас туда привезёт велорикша или таксист, так как он получит комиссию за это. Оптимальный вариант не переплачивать за проживание за счет комиссии, договорится с владельцем отеля, в котором собираетесь жить, что бы встретил вас на вокзале.

Цены на транспорт: вело рикши от 50 рупий расстояние от ж/д вокзала до старого города. Это же расстояние может стоить и 250 рупий в зависимости от времени и обстоятельств.

В среднем стоимость 1 дня проживания в Варанаси примерно будет 350(питание)+200(проживание)=550 рупий - это без учета транспорта.

Фото путешествия в Варанаси

Варанаси день первый


Улицы Варанаси


Практически все центральные улицы города заполнены людьми, велорикшами, тук-туками, машинами и автобусами и все это двигается в одной колоне, с шумом и гамом. Такое скопление людей, транспорта и звуков, не подготовленного человека просто шокирует.


На центральных улицах Варанаси, почти все время происходит движение. Вокруг тебя целая куча людей, машин, животных, цветов и звуков. Может кого-то такой колорит привлекает, но мне его хватало на 15 минут.


Я был очевидцем, когда два автобуса едва не раздавили пролезающего между ними человека. Первое желание, которое у меня было, это осмотреть все, что планировал побыстрей и свалить из этого шалмана.


Но когда я поселился в гестхаусе на самом берегу Ганги с видом на саму реку, погребальные дрова и на всю окрестность. Меня посетило непонятное спокойствие и умиротворение с ощущением прикосновения к вечности. И я поймал себя на мысли, что желание покинуть город совсем пропало.


С бокового окна моего гестхауса был вид на крыши древнего Бенареса. Вот адрес этого геста: Kashi guest house top restaurant with Ganga view ck9/5, Manikarnika (Burring) Ghat, Varanasi e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Стоимость номера в 2012 году была 150 рупий. tel:9305144163 9648993739. Можно позвонить и за вами приедут. И даже лучше так сделать, а то местные таксисты любят привозить в другие гесты, что бы получить комиссию за вас, а вы получите цену за жилье с учётом этой комиссии.


В гестхаусе было кафе на вид не взрачное, но с видом на Ганг и древние храмы. И к тому же с не плохой кухней. На тот момент там была приятная компания молодых французов, которые покуривали анашу, слушали регги и созерцали окружающие виды великого города или просто валялись на топчане. Была так же молодая англичанка, которая так же покуривала и после нескольких затяжек бралась за спицу и что-то вязала.


Храм на берегу Ганга


Первые колоритные персонажи встреченные мной на пути к гхатам и к священной Ганги. Вообще в Варанаси много всяких интересных личностей. Некоторые из них настоящие аскеты или служители своего бога. А многие наряжаются что бы заработать на фото с туристами.


На берегах Ганга индусы моются, стирают вещи, молются, а в саму реку сбрасывают кремированные трупы. С определенного времени здесь можно и заработать на туристах. Для многих эта река вся жизнь.


Вечный город - Варанаси (Бенарес, Каши) и его небоскребы.


Ступени на улочках старого города.


Пилигрим


Молитва нового дня.


Большая стирка.


Погребальные дрова на берегу Ганги на Маникарника гхат. Manikarnika Ghat, считается одним из самых священных гхатов (гатов). Процессы кремации происходят, практически постоянно. Обугленные останки сбрасывают в реку.


Наставник и ученик.


Лодочник.


Гхаты Варанаси.


Вот подходит к концу еще один день в вечном городе.


Закат в Варанаси.


Верный слуга господа.


А это очень уважаемый баба. Вокруг него стояло много людей, которые задавали ему множество вопросов. На них он отвечал с очень важным видом.


Вечерами в Варанаси на гхате Дашашвамедх, происходит завораживающие зрелище. Индуистские священники - брахманы, проводят арати. Арати это ритуал с зажжёнными свечами в процессея, которого преподносят подношения в виде цветов, фруктов и конфет. Священный ритуал выражает поклонение Шиве, матери Ганге, Сурье (солнцу), Агни (огню), и всей вселенной.


Ритуальные чаши.


Ритуал арати, очень зрелищный, его посещают огромное количество людей, как самих индийцев, так и туристов. Многие занимают заранее удобные места, чтобы сделать наиболее удачные и красивые фотографии.

Второй день в Варанаси


Гхаты в Варанаси на берегу Ганга, самое посещаемое туристами место. Но не смотря на это жизнь здесь идёт своим чередом. Кто-то моется, кто-то молится, кто-то стирается, а кто-то разглаживает сари, как в данном случае. Индия тем и хороша, что не смотря на строгие жизненные правила, для туристов почти везде свободный доступ. И получается так, как будто ты сам окунаешься в этот мир и живешь одной жизнью с окружающими тебя людьми, а не наблюдаешь за всем из окна туристического автобуса.


Гхаты Варанаси. У многих жителей священного города на Ганге проходит вся жизнь. Здесь они рождаются, живут и обязательно отсюда нужно отправиться в последний путь.


Индийский факир, заклинатель змей.


А здесь кобра решила "наплевать" на магию и заклинания факира и уползти в нужном ей направлении. Но не тут то было! Змея важная часть, способствующая заработку для этого индуса.


Ну а как же священном городе без священных животных.


Погребальные дрова.


Здесь очень хорошо видно, как происходит взвешивание погребальных дров и по всей видимости обсуждение цены за них. У многих не хватает денег, что бы оплатить количество дров, нужное для полного сожжения усопшего. И тогда в Ганг сбрасывают все что успело сгореть.


Весы для погребальных дров.


Значимая часть ближайших к Маникарника гхату улочек заставлена дровами для кремаций.


Улочки старого города.


Справа один из самых почитаемых для поклонения в Индии символов лингам (мужской половой орган) и йони (женский орган). Соединение этих двух символов обозначает, что мужская и женская основы - вечная и неизменная суть человеческого бытия.


Уставший старик.


Местные


Скромный быт жителей Бенареса. Справа на стене видна свастика. Свастика в Индии - символ жизни, света, щедрости и изобилия.


Вот такие двери имеют дома в старом городе.


И такие старинные окна в паутине не редкость.


На древней двери, даже можно разглядеть табличку с адресом.


Лодки в Варанаси имеют огромное значение. Это не только способ переправы, но и способ заработка для местных жителей, на них катают туристов по Гангу. Стоимость в час примерно 150 рупий в 2012 году.


Дашашвамедх гхат


Ритуальные омовения.


Не только туристы плавают на лодках по Гангу, но и сами индусы любят это делать.


Опустилась ночь на Бенарес.


Ночной вид на Варанаси с восточного берега Ганга. На восточном берегу нет и считается, что некогда не было не каких строений. Он считается, тем миром куда Шива переправляет души умерших. Считается, что кому повезло умереть здесь завершает цикл перерождений и смертей. Для правоверного индуса это высшее благо. Многие чувствуя приближение смерти специально приезжают сюда. Для таких людей в Варанаси есть предназначенные для этого приюты.


Маникарника гхат считается основным гхатом для кремаций. На людей с фотоаппаратом там косо поглядывают, не говоря уже о том, что бы свободно делать фото. Фотографировать можно только по специальной договорённости и за не малую плату. По этому мне пришлось делать фотографии ночью с противоположного восточного берега Ганга.


Панорама великого города Варанаси, Бенареса, Каши. Города жизни, смерти и света, созданного Шивой более 5000 лет назад.

ВНИМАНИЕ! Присутствуют шокирующие фото. Впечатлительным просмотр не рекомендуется!

Наша планета полна чудесными сюрпризами от природы и древних цивилизаций, полна красотами и достопримечательностями, ну а еще на ней можно встретить довольно необычные, странные, мрачные традиции и ритуалы. Хотя надо заметить, это для нас они странные и страшные, а для некоторых - это их обыденная жизнь, это их культура.

Каждый из миллиарда индусов мечтает умереть именно в Варанаси или сжечь тут свое тело. Open air крематорий дымит 365 дней в году и 24 часа в сутки. Сотни тел со всей Индии и зарубежья ежедневно сюда приезжают, прилетают и сгорают. Хорошую религию придумали индусы - что мы, отдав концы, не умираем насовсем. Эти базовые познания про индуизм под аккорды своей гитары вселил в нас Владимир Высоцкий. Спел и просветил: "живешь правильно - будет тебе счастье в следующей жизни, а если туп, как дерево, - родишься баобабом"

Варанаси является важным религиозным местом в мире индуизма, центром паломничества индусов со всего мира, таком же древнем как Вавилон или Фивы. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия человеческого существования: жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно. Это город, в котором сосуществуют вечность и бытие. Это лучшее место для понимания того, что собой представляет Индия, ее религия и культура.

В религиозной географии индуизма, Варанаси является центром Вселенной. Один из самых священных городов для индусов служит своего рода гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Здесь боги спускаются на землю, а простой смертный достигает блаженства. Это святое место, чтобы жить, и благословенное место, чтобы умереть. Это самое лучшее место для того, чтобы достичь блаженства.

Известность Варанаси в индуистской мифологии не имеет себе равных. Согласно легенде, город был основан индусским Богом Шивой несколько тысяч лет назад, что сделало его одним из самых важных мест паломничества в стране. Это один из семи священных городов индусов. Во многих отношениях он воплощает самые лучшие и худшие стороны Индии, иногда приводящие иностранных туристов в ужас. Тем не менее, сцены паломников, произносящих в лучах восходящего солнца молитву у реки Ганга, на фоне индуистских храмов является, одной из самых впечатляющих достопримечательностей в мире. Путешествуя по северной Индии, постарайтесь не обойти стороной этот древний город.

Основанный за тысячу лет до Рождества Христова, Варанаси является одним из старейших городов в мире. Его нарекли многими эпитетами - "город храмов", "священный город Индии", "религиозная столица Индии", "город огней", "город просвещения" - и только совсем недавно было восстановлено его официальное название, впервые упоминавшемся еще в джатаки - древнем повествовании индуской литературы. Но многие до сих пор продолжают использовать английское название Бенарес, а паломники называют его не иначе как Каши - именно так нарекли город три тысячи лет.

Индус действительно верит в странствия души, которая после кончины переселяется в другие живые существа. И относится к смерти вроде и особенно, но в то же время обыденно. Для индуиста смерть - лишь один из этапов сансары, или бесконечной игры рождений и смертей. А еще приверженец индуизма мечтает однажды не родиться. Он стремится к мокше - завершению того самого цикла перерождений, вместе с которым - к освобождению и избавлению от тягот мира материального. Мокша - практически синоним буддистской нирваны: высшее состояние, цель человеческих стремлений, некий абсолют.

На протяжении тысячелетий, Варанаси был центром философии и теософии, медицины и образования. Английский писатель Марк Твен, потрясенный посещением Варанаси, написал: "Бенарес (старое название) старше истории, старше традиции, даже старше, чем легенды и выглядит вдвое старше их всех вместе взятых". Многие известные и наиболее почитаемые индийские философы, поэты, писатели и музыканты проживали в Варанаси. В этом славном городе жил классик литературы хинди Кабир, поет и писатель Тулсидас написал эпическую поему Рамачаритаманаса, ставшей одной из самых знаменитых произведений литературы на языке хинди, а Будда произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, всего в нескольких километрах от Варанаси. Воспетый мифами и легендами, освященный религией, он всегда привлекал большое количество паломников и верующих с незапамятных времен.

Варанаси расположен между Дели и Калькуттой на западном берегу Ганги. Каждый индийский ребенок, слушавший рассказы своих родителей, знает, что Ганга является самой крупной и святой из всех рек в Индии. Главная причина посещения Варанаси, это, конечно же, увидеть реку Ганга. Значение реки для индусов не поддается описанию. Она входит в число 20 крупнейших рек мира. Бассейн реки Ганга является наиболее густонаселенным в мире, с населением более чем 400 миллионов человек. Ганга является важным источником орошения и коммуникации для миллионов индийцев, живущих вдоль русла реки. С незапамятных времен ей поклонялись как богине Ганга. Исторически сложилось так, что ряд столиц бывших княжеств располагались на ее берегах.

Самый большой гхат в городе, использующийся для кремации — это Маникарника. Здесь кремируют около 200 тел в день, а погребальные костры горят и днем, и ночью. Семьи привозят сюда покойников, умерших естественной смертью.

Индуизм подарил тем, кто его исповедует, метод гарантированного достижения мокши. Достаточно умереть в священном Варанаси (ранее - Бенарес, Каши. - Прим. авт.) - и сансара заканчивается. Наступает мокша. При этом важно отметить, что хитрить и бросаться в этом городе под машину - не выход. Так мокши точно не видать. Даже если индус отдал концы не в Варанаси, этот город все равно способен повлиять на дальнейшее его существование. Если кремировать тело на берегу священной реки Ганг в этом городе, то карма на следующую жизнь очищается. Вот и стремятся сюда индуисты со всей Индии и мира - умирать и гореть.

Набережная Ганга - самое тусовочное место в Варанаси. Вот измазанные в саже отшельники садху: настоящие - молятся и медитируют, туристические - пристают с предложениями сфотографироваться за денежку. Брезгливые европейки пытаются не вступить в нечистоты, толстые американки снимают себя на фоне всего, перепуганные японцы ходят в марлевых повязках на лицах - от инфекций спасаются. Тут полно растаманов с дредами, фриков, просветленных и псевдопросветленных, шизиков и попрошаек, массажистов и гашиш-дилеров, художников и прочего всех на свете мастей люду. Ни с чем не сравнимая пестрота толпы.

Несмотря на обилие приезжих, назвать этот город туристическим язык не поворачивается. У Варанаси все-таки своя жизнь, и туристы тут абсолютно ни при чем. Вот по Гангу плывет труп, рядом мужик стирает и отбивает о камень белье, кто-то чистит зубы. Почти все купаются со счастливыми лицами. "Ганг - наша мама. Вам, туристам, не понять. Вы смеетесь, что мы пьем эту воду. Но для нас она священна", - объясняют индусы. И действительно - пьют и не болеют. Родная микрофлора. Хотя канал Discovery, когда снимал фильм про Варанаси, сдал пробы этой воды на исследования. Вердикт лаборатории страшный - одна капля лошадь если не убьет, то уж точно подкосит. Гадости в той капле больше, чем в списке потенциально опасных инфекций страны. Но обо всем этом забываешь, попав на берег горящих людей.

Это Маникарника Гхат - главный крематорий города. Повсюду тела, тела и еще раз тела. Ждут своей очереди в костер, которых - десятки. Гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза: "Рам нам сагагэ". Вот из костра высунулась рука, показалась нога, а теперь покатилась голова. Вспотевшие и щурящиеся от жара рабочие бамбуковыми палками переворачивают являющиеся из огня части тела. Ощущение такое, что попал на съемки какого-то "ужастика". Реальность уходит из-под ног.

Бизнес на трупах

С балконов "козырных" отелей виден Ганг, а вместе с ним и дым погребальных костров. Круглые сутки чувствовать этот странный запах не хотелось, и я забрался в менее фешенебельный район, да от трупов подальше. "Друг, хорошая камера! Хочешь поснимать, как сжигают людей?" - редко, но слышатся предложения от приставал. Нет ни единого закона, запрещающего снимать погребальные обряды. Но вместе с тем нет и ни единого шанса воспользоваться отсутствием запрета. Продажа псевдоразрешений на съемку - бизнес для касты, контролирующей кремацию. Пять-десять долларов за один щелчок затвором, причем дубль - в ту же цену.

Схитрить невозможно. Приходилось наблюдать, как туристы по незнанию хотя бы просто направляли камеру в сторону огня и попадали под жесточайший прессинг толпы. Это были уже не торги, а рэкет. Для журналистов тарифы особые. Подход к каждому индивидуален, но за разрешение на работу "в зоне" - до 2000 евро, а за одну фотокарточку - до сотни долларов. Уличные посредники всегда уточняли мою профессию и только потом начинали торги. А кто я? Студент-фотолюбитель! Пейзажи, цветочки да бабочки. Скажешь такое - и цена сразу божеская, 200 баксов. Вот только нет гарантии, что с "филькиной грамотой" в итоге не отправят куда подальше. Продолжаю поиски и вскоре выхожу на главного. "Би-и-и-г босс", - называют его на набережной.

Звать Сурес. С большим животом, в кожаном жилете он гордо прохаживается между кострами - контролирует персонал, продажу древесины, сбор выручки. Ему я тоже представляюсь начинающим фотолюбителем. "Ладно, с тебя 200 долларов, и снимай неделю", - обрадовал Сурес, попросил 100 долларов предоплаты и показал образец "пермишина" - листик А4 с надписью а-ля "Разрешаю. Босс". Клочок бумаги за две сотни зеленых снова не захотелось покупать. "В мэрию Варанаси", - сказал я водителю тук-тука. Комплекс двухэтажных домиков очень напоминал санаторий советских времен. Люди суетятся с бумагами и стоят в очередях.

А мелкие чиновники горадминистрации, как и у нас, нерасторопные - долго возятся с каждым листиком. Я убил полдня, собрал коллекцию автографов больших шишек Варанаси и поехал в полицейское управление. Правоохранители предложили ждать босса и угощали чаем. Из глиняных горшочков, будто из лавки "украинский сувенир". Выпив чай, полицейский разбивает "глечик" об пол. Оказывается, пластмасса - это дорого и неэкологично. А вот глины в Ганге много и бесплатно. В уличной забегаловке такой стакан вместе с чаем обходился даже мне в 5 рупий. Индусу - и того дешевле. Через несколько часов состоялась аудиенция у шефа полиции города. Решил использовать встречу по максимуму и попросил у того визитку. "У меня только на хинди!" - смеялся мужчина. "Предлагаю обмен. Вы мне - на хинди, я вам - на украинском", - придумываю я. Теперь у меня в руках целая стопка разрешительных документов и козырь - визитка главного в Варанаси человека в погонах.

Последний приют

Приезжие испуганно глазеют на костры издали. К ним подходят доброжелатели и якобы бескорыстно посвящают в историю погребальных традиций Индии. "На костер уходит 400 килограммов дров. Один килограмм - 400-500 рупий (1 доллар США - 50 индийских рупий. - Прим. авт.). Помоги семье умершего, пожертвуй денег хотя бы на пару килограммов. Люди всю жизнь собирают деньги на последний костер" - стандартно завершается экскурсия. Звучит убедительно, иностранцы достают кошельки. И, сами того не подозревая, оплачивают полкостра. Ведь реальная цена древесины - от 4 рупий за кило. Вечером прихожу на Маникарнику. Буквально через минуту прибегает мужчина и требует объяснить, как смею обнажать объектив в священном месте.

Когда видит документы - почтительно складывает руки у груди, склоняет голову и произносит: "Добро пожаловать! Ты - наш друг. Обращайся за помощью". Это 43-летний Каши Баба из высшей касты брахманов. Он уже 17 лет курирует тут процесс кремации. Говорит, работа дает сумасшедшую энергию. Индусы и правда обожают это место - вечерами мужики рассаживаются на ступеньках и часами глазеют на костры. "Мы все мечтаем умереть в Варанаси и кремировать здесь тела", - примерно так рассуждают они. Мы с Каши Баба тоже усаживаемся рядом. Оказывается, тела начали сжигать именно в этом месте еще 3500 лет назад. С тех пор как тут не зажегся огонь бога Шивы. Он горит и сейчас, за ним круглые сутки надзор, от него поджигается каждый ритуальный костер. Сегодня тут ежедневно превращают в пепел от 200 до 400 тел. Причем не только со всей Индии. Сгореть в Варанаси - последняя воля многих индусов-иммигрантов и даже некоторых иностранцев. Недавно, например, кремировали пожилого американца.

Вопреки туристическим басням кремация не очень дорога. Чтобы сжечь тело, потребуется 300-400 килограммов древесины и до четырех часов времени. Килограмм дров - от 4 рупий. Вся траурная церемония может стартовать уже от 3-4 тысяч рупий, или 60-80 долларов. А вот максимальной планки нет. Люди побогаче для запаха добавляют в костер сандаловое дерево, килограмм которого дотягивает до 160 долларов. Когда в Варанаси умер махараджа, его сын заказал костер полностью из сандалового дерева, а вокруг разбрасывал изумруды и рубины. Все они по праву достались работникам Маникарники - людям из касты дом-раджа.

Это низшее сословие людей, так называемые неприкасаемые. Их судьба - нечистые виды работ, к которой относят и сжигание трупов. В отличие от других неприкасаемых, каста дом-раджа имеет деньги, на что намекает даже элемент "раджа" в названии.

Каждый день эти люди чистят территорию,просеивают и промывают через сито золу, угли и прогоревший грунт. Задача - найти драгоценности. Родственники не имеют права снимать их с умершего. Напротив, сообщают ребятам дом-раджа, что у покойного, скажем, золотая цепочка, кольцо с бриллиантом и три золотых зуба. Все это рабочие найдут и продадут. Ночью над Гангом зарево от костров. Лучше всего смотреть на него с крыши центрального здания Маникарника Гхат. "Если упадешь - сразу в костер. Удобно", - рассуждает Каши, пока я стою на козырьке и снимаю панораму. Внутри этого здания - пустота, темнота и прокопченные десятилетиями стены.

Скажу откровенно - жутко. Прямо на полу, в углу на втором этаже сидит сморщенная бабуля. Это Дайя Май. Точного своего возраста она не помнит - говорит, примерно 103 года. Последние 45 из них Дайя провела в этом самом углу, в здании возле берега кремации. Ждет смерти. Хочет умереть именно в Варанаси. Впервые эта женщина из Бихара попала сюда, когда умер ее муж. А вскоре лишилась сына и тоже решила умирать. Я был в Варанаси десять дней, почти каждый из которых встречал Дайю Май. Опираясь на палочку, утром она выбиралась на улицу, прохаживалась между стопками дров, подходила к Гангу и снова возвращалась в свой угол. И так 46-й год подряд.

Жечь или не жечь? Маникарника - не единственное в городе место для кремации. Тут сжигают умерших естественной смертью. А километром ранее, на Хари Чандра Гхат, придаются огню убитые, самоубийцы, жертвы аварий. Рядом электрокрематорий, где сжигают нищих, не собравших денег на дрова. Хотя обычно в Варанаси проблем с похоронами нет даже у самых бедных. Дерево, которое не догорело на предыдущих кострах, бесплатно отдают семьям, у которых не хватило дров. В Варанаси всегда можно собрать деньги среди местных жителей и туристов. Ведь помогать семье покойного - для кармы хорошо. А вот в бедных селах с кремацией проблемы. Помочь некому. И символически обгоревшее и выброшенное в Ганг тело - не редкость.

В местах, где в священной реке образуются запруды, даже существует профессия - сборщик трупов. Мужчины плавают на лодке и собирают тела, по необходимости даже ныряя в воду. Рядом грузят в лодку привязанное к большой каменной плите тело. Оказывается, далеко не все тела можно сжечь. Запрещается кремировать садху, ведь те отказались от работы, семьи, секса и цивилизации,посвятив жизнь медитациям. Не сжигают детей до 13 лет, ведь считается, что их тела, как цветы. Соответственно запрещено предавать огню и беременных женщин, ведь внутри - дети. Не получится кремировать больного лепрой. Все эти категории покойных привязывают к камню и топят в Ганге.

Запрещено кремировать убитых укусом кобры, что в Индии не редкость. Считается, что после укуса этой змеи наступает не смерть, а кома. Поэтому из бананового дерева мастерят лодку, куда кладут обернутое в пленку тело. К нему крепят табличку с именем и домашним адресом. И пускают в плавание по Гангу. Медитирующие на берегу садху такие тела стараются выловить и медитациями попытаться вернуть к жизни.

Говорят, успешные исходы - не редкость. "Четыре года назад в 300 метрах от Маникарника отшельник поймал и оживил тело. Семья была так счастлива, что хотела озолотить садху. Но тот отказался, ведь если возьмет хоть одну рупию - потеряет всю свою мощь", - рассказал мне Каши Баба. Еще не сжигают животных, ведь они - символы богов. Но что потрясло меня больше всего, так это существовавший до сравнительно недавнего времени жуткий обычай - сати. Сожжение вдов. Умирает муж - жена обязана гореть в том же огне. Это не миф и не легенда. По словам Каши Баба, это явление было распространенным еще каких-то 90 лет назад.

По информации учебников, сожжение вдов запретили в 1929-м. Но эпизоды сати случаются и сегодня. Женщины много плачут, поэтому им запрещено находиться возле костра. Но буквально в начале 2009 года для вдовы из Агры сделали исключение. Она хотела последний раз проститься с мужем и попросилась подойти к огню. Туда и прыгнула, причем когда костер пылал уже вовсю. Женщину достали, но она сильно обгорела и умерла до приезда врачей. Кремировали в том же костре, что и ее суженого.

Обратная сторона Ганга

На другом от шумного Варанаси берегу Ганга - пустынные просторы. Туристам не рекомендуют там появляться, ведь иногда деревенская шантрапа проявляет агрессию. На противоположной стороне Ганга стирают белье селяне, туда привозят купаться паломников. Среди песков бросается в глаза одинокая хижина из веток и соломы. Там живет отшельник садху с божественным именем Ганеш. Мужчина лет 50-ти перебрался сюда из джунглей 16 месяцев назад, чтобы проводить ритуал пуджа - сжигать в костре продукты. Как жертва богам. Он по поводу и без повода любит сказать: "Мне не нужны деньги - мне нужна моя пуджа". За год и четыре месяца он спалил 1 100 000 кокосовых орехов и впечатляющее количество масла, фруктов и других продуктов.

Он проводит у себя в шалаше курсы медитации, чем и зарабатывает на свою пуджу. Как для человека из шалаша, который пьет воду из Ганга, он здорово знает английский, прекрасно знаком с продукцией канала National Geographic и предлагает мне записать номер своего мобильного. Раньше у Ганеша была нормальная жизнь, он до сих пор изредка перезванивается со взрослой дочерью и бывшей женой: "Однажды я понял, что больше не хочу жить в городе, и семья мне не нужна. Теперь я в джунглях, в лесу, в горах или на берегу реки.

Мне не нужны деньги - мне нужна моя пуджа". Вопреки рекомендациям для приезжих, я часто переплывал на другой берег Ганга, чтобы отдохнуть от бесконечного шума и назойливых толп. Ганеш узнавал меня издалека, махал рукой и кричал: "Дима!" Но и тут, на пустынном берегу другой стороны Ганга, можно вдруг вздрогнуть. Например, увидев собак, разрывающих на части человеческое тело, вынесенное на берег волнами. Увидеть, вздрогнуть и вспомнить - это Варанаси, "город смерти".

Хронология процесса

Если человек умер в Варанаси, его сжигают часов через 5-7 после смерти. Причина спешки - жара. Тело моют, делают массаж смесью из меда, йогурта и различных масел и читают мантры. Все это для того, чтобы открыть 7 чакр. Потом заворачивают в большую белую простыню и декоративную ткань. Кладут на носилки из семи бамбуковых поперечин - также по количеству чакр.

Члены семьи несут тело к Гангу и поют мантру: "Рам нам сагагэ" - призыв к тому, чтобы в следующей жизни этого человека все было хорошо. Носилки окунают в Ганг. Затем покойному открывают лицо, и родственники руками по пять раз поливают его водой. Один из мужчин семейства бреется наголо и облачается в белые одежды. Если умер отец - это делает старший сын, если мать - младший сын, если жена - муж. Поджигает от священного огня ветки и обходит с ними вокруг тела пять раз. Потому тело уходит в пять стихий: воду, землю, огонь, воздух, небеса.

Разжигать костер можно только естественным способом. Если умерла женщина - полностью не сжигают ее таз, если мужчина - ребро. Эту обгорелую часть тела обритый мужчина пускает в Ганг и через левое плечо из ведра тушит тлеющие угли.

В свое время Варанаси был академическим центром, а также и религиозным. В городе были возведены множество храмов, работали университеты и были открыты великолепные библиотеки с текстами еще ведических времен. Однако, многое было уничтожено мусульманами. Сотни храмов оказались разрушены, костры с бесценными манускриптами пылали день и ночь, были уничтожены и люди - носители бесценной древней культуры и знаний. Однако, дух Вечного Города победить не удалось. Его можно ощутить и сейчас, прогулявшись по узким улочкам старого Варанаси и спустившись к гхатам (каменным ступеням) на реке Ганг. Гхаты являются одной из визитных карточек Варанаси (как и любого священного для индуистов города), а также важным сакральным местом для миллионов верующих. Служат они как для ритуального омовения, так и для сжигания усопших. Вообще же гхаты - самое популярное место для жителей Варанаси - на этих ступенях сжигают трупы, смеются, молятся, умирают, гуляют, знакомятся, болтают по телефону или просто сидят.

Этот город производит самое сильное впечатление на путешественников по Индии, несмотря на то, что на "праздник для туриста" Варанаси совсем не похож. Жизнь в этом священном городе удивительно плотно переплелась со смертью; считается, что умереть в Варанаси, на берегу реки Ганг, очень почетно. А потому больные и старые индуисты тысячами стремятся в Варанаси со всех уголков страны встретить здесь свою смерть и освободиться от суеты жизни.

Неподалеку от Варанаси расположен Сарнатх - место, где проповедовал Будда. Говорят, что дерево, растущее в этом месте, посажено из семян дерева Бодхи, того самого, под которым Будда получил самореализацию.

Набережная реки сама по себе является своеобразным огромным храмом, служба в котором не затихает никогда - одни молятся, другие медитируют, третьи занимаются йогой. Трупы умерших сжигают здесь же. Примечательно, что сжиганию подвергаются лишь тела тех, кому требуется ритуальное очищение огнем; а потому тела священных животных (коров), монахов, беременных женщин считаются уже очищенными страданиями и их, не кремируя, сбрасывают в Ганг. В этом и есть главное предназначение древнего города Варанаси - дать людям возможность освободиться от всего тленного.

И все же, несмотря на непонятную, и уж тем более невеселую для неиндуистов миссию, этот город - вполне реальный город с миллионным населением. В тесных и узких улочках слышатся голоса людей, звучит музыка, разносятся крики торговцев. Повсюду открыты лавочки, в которых можно купить сувениры от древних сосудов до сари, расшитых серебром и золотом.

Город, хотя его и нельзя назвать чистым, все же не так страдает от грязи и перенаселенности, как другие индийские крупные города - Бомбей или Калькутта. Впрочем, для европейцев и американцев улица любого индийского города напоминает гигантский муравейник - вокруг стоит какофония из клаксонов, велосипедных звонков и криков, и даже на велорикше протискиваться по узким, хоть и центральным улицам, оказывается весьма сложно.

Умерших детей в возрасте до 10 лет, тела беременных женщин и больных оспой не кремируют. К телу их привязывают камень, и бросают с лодки на середину реки Ганга. Такая же участь ждет тех, чьи родственники не могут позволить купить себе достаточно древесины. Кремация на костре стоит немалых денег и далеко не все могут это позволить. Иногда купленной древесины не всегда достаточно для кремации, и тогда полуобгоревшие останки тела сбрасывают в реку. Вполне обычное явление увидеть обугленные останки тел умерших, плывущих в реке. По оценкам, в городе ежегодно хоронят на дне реки около 45 000 не кремированных тел, повышая токсичность и без того сильно загрязненной воды. Что шокирует приезжих западных туристов, кажется вполне естественным для индусов. В отличие от Европы, где все происходит за закрытыми дверями, в Индии каждый аспект жизни виден на улицах, будь-то кремация, стирка белья, купание или приготовление пищи.

Река Ганга каким то чудесным образом могла очищать себя сама на протяжении многих веков. Еще 100 лет назад, микробы, такие как холера, не могли выжить в ее священных водах. К сожалению, сегодня Ганга входит в число пяти наиболее загрязненных рек мира. В первую очередь, из-за токсических веществ, сбрасываемых промышленными предприятиями вдоль русла реки. Уровень загрязнения некоторыми микробами превышает допустимые показатели в сотни раз. Приезжим туристам в глаза бросается полное отсутствие гигиены. Прах мертвых, стоки канализации и пожертвования плывут мимо верующих, когда они купаются и проводят в воде церемонию очищения. С медицинской точки зрения, купание в воде, в которой разлагаются трупы, несут риск инфекций с многочисленными болезнями, включая гепатит. Это какое то чудо, что так много людей ежедневно окунаются и пьют воду и не ощущают на себе вреда. К паломникам даже присоединяются некоторые туристы.

В загрязнение реки свою лепту также вносят многочисленные города, расположенные на Ганге. По итогам доклада Центрального управления надзора за загрязнением окружающей среды следует, что города Индии перерабатывают лишь около 30% всех своих нечистот. Ныне Ганг, как и многие другие реки Индии, чрезвычайно засорен. В нем содержится нечистот больше, чем свежей воды. А по его берегам скапливаются промышленные отходы и останки кремированных
трупов.

Так, Первый Город на Земле (как называют Варанаси в Индии) производит странное и невероятно сильное, неизгладимое воздействие на туристов - сравнить его невозможно ни с чем, как нельзя сравнивать религии, народы и культуры.

Варанаси (санскр. वरणासी), Каши (хинди काशी) , Бенарес (хинди बनारस) — это все названия одного из самых древних городов мира. В этих ваших интернетах его часто называют «Варанаси город мертвых». На самом деле мертвых в этом месте гораздо меньше, чем в любом другом городе, потому, что здесь их сжигают. Индусы не складируют своих мертвецов в отличие от аврамических культов. Очень многие хинду приходят сюда, чтобы оставить тело. Именно поэтому обязательно стоит посетить Варанаси, ведь это место навсегда поменяет ваше отношение к таким понятиям, как жизнь и смерть.

История

Согласно одной из легенд, Варанаси был основан 5000 лет назад самим Господом Шивой. Считается, что Варанаси является ровесником Иерусалима и древнейшим городом в Индии. Варанаси упоминается в самой первой и древней из Вед — Риг Веде, и по другой версии является ровесником Вавилона. В разное время он был торговым и экономическим центром, центром учености, наук и искусств. Он был несколько раз полностью разрушен и переживал набеги мусульман. Варанаси являлся резиденцией царей, в нем жили многие ученые и выдающиеся деятели. Этот древний город, на западном берегу священной реки Ганг, является одним из самых почитаемых святых мест во многих духовных течениях.

Город Варанаси Индия. Раннее утро. Вид на набережную с середины Ганга

Сердцем города является набережная, с ее многочисленными храмами — гхатами, стоящими вдоль берега Ганга. Всего их 84. В некоторых из них находятся действующие крематории, в некоторых жили махараджи, в некоторых сейчас находятся гест-хаусы и можете пожить вы. На каменных ступенях гхатов обычно кипит жизнь: люди проводят омовение, стирают белье, медитируют, кто-то готовится покинуть материальный мир, а кого-то уже кремируют.


Варанаси. Вид с Ганга на гхаты.

Считается, что смерть и кремация в Варанаси, уничтожает карму сотен жизней, и если не возносит на высшие планеты, то даёт лучшее рождение — это уж точно. Поэтому очень многие люди приходят сюда, на берег Ганга, чтобы оставить тело и получить следующее воплощение. В Каши Пуране сказано, что тот, кто хочет прийти в Варанаси, избавляется от грехов прошлой жизни. Тот, кто идет в Варанаси, избавляется от грехов и кармы нескольких жизней. Ну а тот, кто пришел, избавляется от всех грехов.

Каши не строился по какому-либо проекту. Его улицы возникали стихийно, естественным образом образуя узкие, темные лабиринты, по которым можно пройти только пешком. В этих древних лабиринтах можно встретить все, что угодно: даже отдыхающих коров или стаю обезьян. Лавки ремесленников, музыкальные школы, школы санскрита или классы йоги — все это можно повстречать на улицах старого города.


Варанаси Индия. На улице можно встретить кого угодно.

Варанаси — как добраться

Каждый день из Дели в Варанаси идет несколько ночных поездов. Плацкарт без кондиционера обойдется всего в 300 рупий и подарит тонну незабываемых впечатлений. Ночной поезд — это выбор джентельменов. Посмотреть расписание поездов и купить билет можно . Также есть регулярные и очень дешевые рейсы из крупных городов, таких как Дели, Колката, Мумбаи. Авиабилет можно купить за пару тысяч рублей, например .

Прямых авиарейсов и поездов Варанаси — Гоа нет. Придется лететь через Дели или Мумбаи. Кроме того, посещение Варанаси можно совместить с поездкой в Агру. Агра находится на одной ЖД линии рядом с Дели. Вам нужно лишь купить билет Варанаси — Агра и утром не пропустить свою остановку.

Гхаты

Гхаты — это жемчужина Варанаси. Всего, вдоль берега, их 84. Два из них, являются действующими крематориями, некоторые — это действующие храмы, а некоторые заброшены. Лучше всего осмотреть гхаты с середины реки ранним утром. Восходящее солнце обольет западный берег теплым светом и будет возможность сделать отличные снимки. Естественно, что для этого вам понадобится лодка, экскурсии на которой вам будут предлагать на каждом шагу. Конкуренция большая и можно смело торговаться. Обычно, часовая экскурсия стоит около 200 рупий.


Маникарника Гхат

Маникарника — это действующий крематорий, огонь в котором не гаснет уже несколько тысяч лет. Маникарника упоминается в Нарада-Пуране. Считается, что именно здесь находится место создания и разрушения мира. Именно здесь будет кремирована Вселенная в конце цикла времен.

Непрерывным потоком сюда приносят тела 24 часа в сутки, чтобы провести церемонию и предать их огню. Таким образом, текущее воплощение будет полностью завершено и душа может идти дальше в соответсвии со своей кармой. Вид на ночные погребальные костры, отбрасывающие блики на соседние здания, заставляет пересмотреть ценности и задуматься о смысле существования.


Как и тысячи лет назад, тела сжигают с помощью дров, которые ровными штабелями складывают вокруг Гхата. Дрова привозят на плотах по воде и они стоят дорого. Прах в последствии сбрасывают в Ганг. Воды Ганга, приходящие в Варанаси уже очень грязные, а после всего, что в него скидывают, уровень загрязнения просто экстремальный. Несмотря на этот факт, местные совершают омовения, чистят зубы и даже пьют воду из Ганга. Местные ребята меня уверяли, что вода такая чистая, что иногда в нее заплывают дельфины.



Садху

Многие тысячи лет, Каши является мощным центром паломничества, притягивающим последователей разных духовных течений. Огромное количество садху вы можете встретить во время больших праздников, таких, как Маха Шиваратри. В этот момент в город издалека приходят тысячи отшельников. В любой обычный день возле гхатов всегда будут разные садху, с которыми можно запросто пообщаться. Есть несколько критериев, как отличить настоящего садху:


  • он никогда не наряжается, как клоун
  • он никогда не просит у вас деньги
  • садху не фотографируется за деньги
  • садху не пристает к туристам

Многие садху — шиваиты курят гашиш — это является частью религиозного ритуала. Легенда гласит, что Шива выпил целый океан яда, и его последователи повторяют этот подвиг, принимая различные интоксикации.

Были случаи, когда садху угощали туристов семенами датуры (дурмана) и люди уходили в трип на трое суток, с последующей частичной амнезией. Все эти три дня человек может полностью не отдавать себе отчета о происходящем и в конце обнаружить себя в неизвестном месте при абсолютно рандомных обстоятельствах. В некоторых культах употребление датуры также является частью практики.


Бханг Ласси

Одной из секретных визитных карточек Варанаси является священный напиток Бханг ласси . Бханг — это одна из форм гашиша, вещество, которое используется в религиозных церемониях и не только у индуистов, но и у сикхов и даже у мусульман. Ласси — это народный индийский кисломолочный продукт (кстати, классная штука). Так вот Бханг ласси — это напиток, вызывающий опьянение, и иногда очень сильное. Я просто обязан предупредить вас об этом. Трип будет долгий и очень сильный. Убедитесь, что вы готовы к этому и вам вообще нужен этот опыт.


Бханг ласси продается свободно на улицах, его готовят те же ребята, которые готовят чай. В Варанаси есть несколько кофешопов, где подают лучший Бханг ласси в городе. А кроме того, есть специальные магазины, где продают бханг. Некоторые из них гордо называются Government Shop (государственный магазин).

Жилье в Варанаси. Где лучше всего селиться

В Каши очень много дешевого жилья, со средним ценником 1000 рублей за ночь. Лично мне больше всего нравится жить ближе к гхатам, самые интересные из которых — это Маникарника и Дасашвамедх. На этой карте, они находятся в правой верхней части. Присмотритесь к набережной священной реки Ганг. Именно там происходит все самое интересное в городе.

Арендовать жилье в Варанаси лучше всего через Booking.com . Я обычно пользуюсь именно этим сервисом.

Что делать и что смотреть в Варанаси


Лайфхаки Варанаси

  • Селитесь ближе к Гхатам.
  • Вставайте рано до восхода и отправляйтесь на лодочную экскурсию. На восходе, вы увидите гораздо больше, чем вечером.
  • Не оставляете без присмотра свои вещи, а также держите окна и двери в комнате всегда запертыми. Не оставляйте вещи на терассе или открытом пространстве. В городе орудуют стаи диких обезьян, которые запросто могут утащить даже тяжелый рюкзак.
  • Употреблять стоит только воду в бутылках (применимо ко всей Азии)
  • Как только вы выйдите из такси или рикши, вас окружат многие попрошайки и «помогаи». Игнорируйте всех, никого не слушайте.
  • Проявляйте уважение к вере и традициям. Не стоит фотографировать погребальные костры на Маникарнике. Даже если местная шпана уведет вас в «безопасное» место, откуда можно сделать фотки, то лучше не делать этого.
  • Не дайте себя вовлечь в сомнительные авантюры с незнакомыми людьми.
  • В Варанаси два железнодорожных вокзала. Учитывайте это, если путешествуете поездами.
  • Такси не сможет доставить вас до набережной. Вас высадят на дороге и дальше нужно идти пешком, так как улицы очень узкие.
  • Не заигрывайте с уличной едой.
  • Питаться лучше всего в заведениях, где будет много европейцев. Я больше всего доверяю Shiva Cafe / German Bakery.

«Моя экспедиция, проехав Дели, Раджастхан, побывав у индийских цыган и мумбайских проституток, померзнув целую ночь на ночном вокзале Агры, к новому, 2015 году въехала в город-герой Варанаси», - эксклюзивно для Бигпикчи рассказывает Петр Ловыгин .

(Всего 32 фото)

1. Варанаси - город для индийцев особенный. Не всякий мечтает в нем жить, не всякий успевает в нем умереть, но быть сожженным на берегах Варанаси и выпасть пеплом в Гангу мечтает каждый индиец. Варанаси для них город особого погребального назначения. Но я не индиец. Я выбрал Варанаси для встречи нового, 2015 года. Это не беда, что 1 января в городе вдруг отключились водоснабжение и канализация, а в нашей комнате в декабрьские морозы отсутствовали стекла в окне. Мы его заложили картой Индии в раме, что сняли со стены. Бессовестно протекала крыша, потому что первый день нового года лило с неба весь день. Но несмотря на это Варанаси - Великий город.

2. Ганга - это вена города. Не было бы Ганги - не было бы и Варанаси. Ей город обязан всем. Набережная Ганги - это своеобразная площадь города. Каждый вечер здесь наступает время Пуджи, индуистского ритуала, когда десяток молодых людей при большом скоплении народа на суше и несметном количестве лодок на воде подносят своим божествам пищу, огонь и прочие подарки. Тут же цирюльники стригут людей, проводятся индуистские собрания, йоги гнут себе конечности на благо Вселенной.

3. Гаты (спуски к воде) Ганги - это еще и публичная баня под открытым небом. Литрами с их ступенек льется в воду Pantene Pro-V. Толстопузые мужики погружаются в воды. Из воды торчат головы святых старцев с длиннющими бородами, и непонятно, как они находят среди всей этой белоснежной поросли рот, когда хотят есть.

5. В одной красивой книге с шелестящими на ветру страницами я читал, что индийцы давно уже соединили у Ганги один конец с другим. И течет она теперь по кругу. Потом построили священную электростанцию с вечным двигателем.

6. Стирается белье. Моется скот.

7. Сушится белье на таких грязных поверхностях, что смысла в стирке особого нет. Оно тотчас же становится таким, как и прежде. В этом есть специфика всех индийских прачечных: есть постоянная занятость! Постирал - положил сушиться - испачкалось - снова начал стирать - постирал - положил сушить - и так далее…

8. Небо над Гангой занято войной воздушных змеев. Лески от них протянулись с одного берега Ганги на другой так, что все эти горы белья, стираемые в его водах, можно сушить и поперек течения. А пока женщины в сари до этого не додумались и просто раскладывают эти рубашки и сорочки, трусы и километровые простыни на солнце так, что со спутника можно прочитать магический символ Ом.

9. А один старик взял и из коровьих лепешек соорудил новую автодорогу от Варанаси до Аллахабада.

10. Но главная достопримечательность Варанаси - два гата, на которых сжигают тела умерших. Снимать здесь категорически запрещено. Эти кадры сделаны на мой страх и риск, благо моя камера имеет возможность оставаться незамеченной. Очередь из дровяных запасов начинается еще задолго до подхода к воде.

11. Чтобы сжечь человека, требуется несколько часов и около 400 килограммов дров. Поджигать у индийцев получается плохо. У меня вот есть друг, который в любой дождь, с одной спички… до 70% кожного покрова. И конечно, помимо дров, самый популярный товар здесь - средство для розжига.

12. Камера не позволяет приблизиться к трупу. Но, проходя мимо, на расстоянии полуметра, можно увидеть, что труп далеко не свежий. Скажем так, «полежавший». И явно не неделю, а больше. Как у цыган в Молдавии - покойничек лежит по несколько недель и никто не торопится его хоронить.

13. Все индийцы по мере возможности следят за тем, чтобы фотосъемка не производилась. На выходе с главного гата я был пойман за руку с просьбой показать последние кадры: мол, мы видели, как вы только что снимали (на самом деле ничего они не видели, просто решили, раз с камерой - значит снимал). С веселыми возгласами: «Шухер! Мусора! Линяем!» мы ускорили шаг по узким варанасийским улочкам. На призыв проявившего бдительность индийца наказать залетных ни один из его соотечественников не откликнулся.

14. Одновременно на каждом из двух гатов сгорает от трех до шести тел. Процедура совершенно обычная, хоть и собирающая толпу зевак - как индийцев, так и иностранцев.

15. Конечно, радует и отношение индийцев к похоронным делам. Процессии с трупом идут прямо по улицам города к гатам, они легко различимы по а) несомому на носилках телу, б) большому количеству радующихся людей. Они бьют в барабаны, танцы танцуют и веселятся, словно Индия только что выиграла очередной матч в крикет.

16. В мой первый приезд сюда у меня был замечательный лодочник, что катал нас по Ганге. Паркуясь у берега, он бился кормой о голову чьего-то трупа, лежащего в воде. Рядом в костре догорал еще один. Обгорелые ноги торчали среди дров с одной стороны, с другой дотлевала голова.

17. И снова в пяти метрах от меня и этого «крематория на воде» группа индийцев исполняет залихватские танцы. И кажется, что еще чуть-чуть - и наступит праздник Ивана Купалы, найдут папоротник и начнутся прыжки через этот костер.

19. А есть и те, кто сам или его бедные родственники не способны найти деньги на дрова. И тогда труп сбрасывается в Гангу прямо так.

20. Он пристанет к ее берегам чуть ниже по течению. Станет кормом для бродячих собак.

21. Полосатые набережные Варанаси.

22. Много местных ходят по набережной с неиссякаемой задачей «кого бы еще сжечь». Как только завидят бесхозное тело - начинают тормошить его и заглядывать в зрачки. Тело просыпается. «Живая! Туды ее в качель…» - сокрушаются индийцы.

23.27. И в глубине улочек, в полумраке, и вот в таких open-air-забегаловках, где чумазые ребята посадят тебя с твоим подносом тали в самый центр стола, начнут что-то расспрашивать про Россию, и, как обычно, их знания ограничатся именем Vladimir Putin, а повар потом положит тебе добавки прямо собственной рукой, и неизвестно, что он до этого ею делал. Прием пищи в Индии - это всегда хождение по минному полю.

28. В той самой красивой книге с шелестящими на ветру страницами написано также, что в Индии все давно уже вышли в астрал. Редко кого на улице встретишь, да и те японские туристы. Теперь индийцы занимаются переводом в астрал коров. К чемпионату мира в России перевод коров в астрал обещали полностью завершить.

32. И все-таки Варанаси - город сказочный. Город с лицом. И не беда даже, что весь первый день нового года беспрестанно лил дождь и приказала долго жить вся канализация и водоснабжение, а в окно безудержно дуло. Нам на это нечего смотреть. Лишь бы похоронное дело Варанаси жило и процветало.

На Земле немало интересных мест, в которые по разным причинам стремятся путешественники. В одни города едут из-за их красоты, в другие - из-за вкусной еды или музеев. А в город мертвых Варанаси (Индия) туристы едут, чтобы ужаснуться. О нем рассказывают множество страшных историй, но поток приезжих сюда только возрастает. Почему? Расскажем о том, почему Варанаси - город мертвых в Индии - пользуется такой популярностью у туристов, что в рассказах об этом месте правда, а что вымысел.

Географическое положение

Расположен Варанаси, так называемый город мертвых, в Индии, на западном берегу реки Ганг. Эта река удивительна уже тем, что в отличие от всех рек Северного полушария Земли, она течет не с севера на юг, а наоборот, с юга на север. Может быть, поэтому индусы считают ее священной. Ганг входит в 20 крупнейших водных артерий мира, и его бассейн является самым густонаселенным в мире. Река орошает поля, дает воду 400 миллионам человек, по ней индусы сплавляются, ее водой моются и т. д. Город разместился на северо-востоке страны, почти в 800 км от столицы государства - Дели. Добираться сюда удобнее всего на самолете, хотя с другими регионами город связывает железнодорожное и автомобильное сообщение.

Название

Имя города Варанаси, по мнению специалистов, происходит от названий двух рек: Асси и Варуна. Обе реки впадают в Ганг - одна выше, другая ниже него по течению. Но у этого поселения есть еще несколько имен. Местные жители называют его Бенарес (старинное название), Авимуктака ("город, который нельзя покинуть"), Анандаканана, Махасмасана, Сурандхана, Брахма Вардха, Сударшана, Рамья и Каши ("сияющий город"). Индусы считают, что создан он Шивой, и иногда обращаются к божеству как к Высшему Владыке Сияющего Города. Местные жители чаще всего называют его Каши. И они считают, что Варанаси - это центр пространства и времени, стоит он на трезубце Шивы и расположен между небом и землей.

История

Варанаси появился в давние времена, как и многие древние города Индии. Холм мертвых, на котором вырос город, был заселен еще как минимум 5 тысяч лет назад. Точная дата основания поселения неизвестна. Но в Ведах второго тысячелетия до н. э. город упоминается как место, откуда начался мир, как центр Вселенной. Издавна он был центром индуизма, священным городом. Кроме того, Варанаси был центром торговли, крупным религиозным и образовательным центром. Город процветал, хотя не раз подвергался нападкам мусульман и не раз разрушался почти до основания. Но его не зря считают вечным, ведь он воскресал вновь и вновь.

Но в 11-м веке мусульманские набеги привели город к упадку, который усилился с 13-го по 17-й век, когда Варанаси находился под властью сначала Делийского султаната, а затем Монгольской империи. В 17-м веке начинается усиление Маратхской империи и постепенное возрождение города. Он становится столицей самостоятельного государства Каши. В конце 18-го века эта страна ушла под управление Британской Ост-Индской компании. Британское правление продлилось до середины 20-го века. Это время было довольно благополучным для Варанаси. Сюда провели железную дорогу, электричество, открыли множество торговых и производственных предприятий, здесь появился университет и несколько институтов. При этом город оставался центром индуизма и культуры. В эпоху независимости Варанаси усиливает свои позиции как образовательный и экономический центр региона. В конце 20-го века здесь случилось несколько конфликтов на религиозной почве, но постепенно все уладилось. Сегодня в городе есть храмы нескольких религий, активно развивается туризм, растет промышленное производство, открываются новые культурные и учебные заведения. Но для всего мира все-таки город остается важнейшим центром индуизма.

Священный город

Какой город является ровесником Вавилона, какое место считают одним из самых заразных на Земле, куда приезжают, чтобы умереть? Это все про Варанаси - город мертвых в Индии. Фото с улиц и набережных этого города не рекомендуется смотреть слабонервным, воду здесь пить из реки могут только местные жители, а туристам лучше вообще ничего не трогать руками. Все это связано с тем, что в индуизме Варанаси - это город, в котором лучше всего умирать. По местной легенде, Каши - город Шивы. Поэтому стоит только захотеть сюда приехать, и с твоей кармы спишутся грехи трех жизней, если человек пошел в Варанаси, то ему уготовано хорошее перерождение, а если он уже пришел в Каши, то ему практически гарантирована мокша. Тот, кто умрет в Варанаси, навсегда освобождается от мук перерождений. Даже если человек умер где-то в другом месте, но был кремирован в Каши, это положительно скажется на его карме. Поэтому любой истинный индус мечтает быть погребенным здесь. Чтобы кремировать человека, необходимо около 400 килограммов дров и 4 часа времени. Поэтому людям приходится долго томиться в очереди рядом с трупами.

А еще сюда устремляются индусы, которые мечтают расстаться с жизнью в Священном городе. Вот они и сидят на берегу Ганга или бродят по городу и ждут смерти. Но, кроме погребения, в Варанаси еще едут за тем, чтобы совершить омовение в священных водах реки Ганг.

Культовые сооружения

Любое священное место мира обычно известно своими церквями и культовыми сооружениями, а вот мест, знаменитых своими крематориями, нет нигде. Нигде, кроме Варанаси - это самый уникальный город в Индии. Сжигают мертвых в специальных храмах, называемых гхатами, но здесь также совершают и ритуальные омовения. Всего таких заведений в городе 84. Сжигать тела сегодня можно только на двух площадках: в самом знаменитом гхате - Маникарника, в котором костры не потухают уже несколько тысяч лет, и в Харишчандра. Сюда стоят огромные очереди из людей, привезших своих близких для погребения. На каждой площадке ежедневно сжигают от 400 до 600 тел. Но кроме гхатов, в Варанаси есть несколько где люди медитируют, молятся. Самый знаменитый из них - Каши Вишванатх, храм Владыки сущего, или Шивы. Каждый индуист мечтает хотя бы раз побывать в этом храме, так как этот визит в сумме с омовением в Ганге дарует мокшу. Есть в городе и несколько буддистских храмов и знаменитая ступа Дхамек.

Обряды и ритуалы

Многие знают, что Варанаси - город в Индии, где сжигают мертвых. Но кремация - это еще относительно безобидный обряд. Ведь есть еще традиция просто отпускать трупы по реке Ганг. А также индуисты едут в Варанаси, чтобы совершить омовение в Ганге. Эти три основных ритуала привлекают в город огромное количество паломников. И превращают это место в нечто подобное хаосу. Каждый обряд имеет строгую последовательность действий, свои молитвы, но совершаются они все в одних и тех же местах - на берегу реки. Поэтому здесь можно увидеть проплывающие по реке мертвые тела или прибитые к берегу уже полуразложившиеся трупы, рядом пепел от тел, в котором видны обгорелые руки, ноги, головы. А рядом, в этой же реке, со счастливым выражением лица люди моются... Зрелище действительно для людей с крепкими нервами.

Мифы и правда о Городе мертвых

Варанаси (Индия) оброс за свою уникальную жизнь разными легендами и слухами. Если верить всем этим рассказам, то город предстает самым ужасным местом на Земле. Но в реальности все не совсем соответствует стереотипным представлениям. Разберемся с основными из них.

Считается, что в Варанаси повсюду жгут трупы, и мертвецы там везде. Это не совсем так. Жгут тела только в двух местах на набережной, в остальном городе покойников не видно.

Есть мнение, что Ганг - самая грязная река в мире, т. к. по ней плавают трупы. И это действительно так. Трупы плывут по реке, опускаются на дно, лежат вдоль берега. По подсчетам специалистов, на дне Ганга ежегодно остается около 45 тысяч не кремированных тел. Кроме того, пепел от сожженных людей тоже смывается в реку. Так что в воде Ганга можно обнаружить любые инфекции, а посему лучше от нее держаться подальше. Хотя сами индусы в ней не только моются, но даже пьют эту воду и спокойно живут дальше.

Еще люди думают, что в Варанаси нечего больше смотреть, кроме обрядов кремации. Это совсем не так. Город полон разными культурными и спортивными событиями, здесь есть рестораны, дискотеки, магазины. Все, как в любом крупном городе.

Достопримечательности

Варанаси - город мертвых в Индии, но не только. Это еще и крупный город, в котором, кроме религиозных обрядов, кипит жизнь, в том числе культурная. Туристам, кроме гхатов, рекомендуется посмотреть на здание университета - это прекрасный образец колониальной архитектуры. Стоит увидеть красный храм богини Дурги. В нем живут стаи обезьян, поэтому иногда он именуется Обезьяньим храмом. Еще одна достопримечательность - храм Бхарат Мата, в котором проходила церемония инаугурации М. Ганди. Также в городе есть несколько музеев и выставочных залов, в которых можно ознакомиться с местной историей и культурой.

Жизнь города

Город мертвых Варанаси (Индия) - это крупный населенный пункт, в нем проживает более 1,5 миллиона человек, плотность населения составляет почти 1000 человек на квадратный километр. Кроме того, здесь много паломников и туристов, поэтому на улицах очень шумно и людно. Транспорт обычно переполнен, водители ездят по только им ведомым правилам. Так что этот город не позволяет расслабиться и отдохнуть.

Варанаси является крупным экономическим центром, поэтому здесь много магазинов и рынков. Основная промышленность связана с изготовлением бенаресского шелка, лучшего в Индии. Из него шьют роскошные сари, которые стоят очень дорого, но и выглядят эти наряды как настоящие произведения искусства. Также в Варанаси работает множество ремесленных мастерских: резчиков по кости и дереву, гончаров, кожевенников, кузнецов. Их продукция - отличные сувениры.

Инструкция по применению

Есть особые правила, которые нужно соблюдать, приехав в город мертвых в Индии. Фото людей и обрядов в Варанаси делать можно только за деньги. Если турист начинает фотографировать кремацию или людей на берегу, то с него тут же требуют деньги или разрешение, которое тоже можно купить. Если же турист отказывается платить, у него могут отобрать камеру или телефон и даже избить его. Еще одна опасность - это обезьяны. Их тут очень много, и они тащат все, что только видят. Поэтому двери и окна в отеле нужно закрывать, нигде ничего не оставлять без присмотра. Передвигаться по городу лучше на такси и с местным гидом. Так как одиночных туристов сразу окружает толпа попрошаек и мошенников.