Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие Бакулина Светлана Дмитриевна
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)
Обработка результатов. Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» –1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням.
22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Солдатова Г. У., Кравцова О. А., Хулаев О. Е. и др. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф. – аналит бюллетень. – М., 2002. – № 4. – С. 59–65.
Из книги Цивилизация Древней Индии автора Бэшем Артур Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф ВадимСПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС В этом справочном индексе, расположенном в алфавитном порядке, можно найти большую часть важных понятий, которые встречаются в этом произведении. Кроме того, как это принято в научных трудах серии «Великие цивилизации», в некоторых статьях авторы
Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф ВадимСправочный индекс В данный справочный указатель включено большинство важных понятий, которые упоминаются в тексте. Указатель составлен в алфавитном порядке. Кроме того, в соответствии с общим принципом построения серии авторы в некоторых рубриках более детально
Из книги Цивилизация классического ислама автора Сурдель ДоминикСПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС
Из книги Цивилизации древней Европы автора Мансуэлли ГвидоСправочный индекс Этот индекс вовсе не претендует на энциклопедичность. Единственная его цель - упростить для читателя процедуру поиска справочных сведений. Таким образом, по большей части в нем содержатся важные понятия, которые фигурируют в тексте. Кроме того, в
Из книги Цивилизация средневекового Запада автора Ле Гофф ЖакСПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС
Из книги Цивилизация классической Европы автора Шоню ПьерСПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС ААбсолютизмТеория абсолютной монархии, сформулированная в Англии и Франции в XVI веке и в остальной Европе в XVII веке. Король обладает абсолютной властью в той степени, в какой он является источником всякой власти, источником закона. Но король осуществлял
Из книги Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт автора Кривич Наталья АлексеевнаСовременный государственный праздник. Экспресс-исследование в формате культурологической экспертизы А. С. Макашова Креативным форматом культурологической экспертизы является совместное обсуждение проблем и выработка по отношению к ним нового подхода, причем
Из книги Цивилизация Просвещения автора Шоню ПьерСПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС Настоящий Индекс ни в коей мере не претендует на энциклопедичность. Единственное его назначение - облегчить читателю знакомство с книгой. Именно поэтому он включает в себя большую часть ключевых слов, встречающихся в тексте, с соответствующими
Из книги Цивилизация Древней Греции автора Шаму Франсуа Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь ПьерСПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС ААвгустГай Октавий Турин, внучатный племянник Цезаря по женской линии, родился в 63 г. до н. э. в год консульства Цицерона и заговора Катилины. Его отец, умерший в 58 г., принадлежал к зажиточной семье из Велибры и был одним из первых представителей этого
Из книги Русская Австралия автора Кравцов Андрей НиколаевичДальний материк О русской эмиграции в Австралии глазами исследователя А. Кравцова «Два чувства дивно близки нам: // В них обретает сердце пищу// Любовь к родному пепелищу,// Любовь к отеческим гробам» - эти строки Пушкина, написанные им в 1830 г., невольно приходят на память,
Из книги Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие автора Бакулина Светлана ДмитриевнаЛекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме (1997) 1. Толерантность как безразличиеПервое понимание толерантности, которое я анализирую, было первым и исторически. В некоторых отношениях оно считается классическим и дожило до наших дней. Оно связано с именами
Из книги автораНегативный аргумент в пользу толерантности Субъект толерантности сталкивается с мнением или действием, которые он считает неправильными. И он не только отвергает их для себя, но и полагает, что для любого человека неверно будет придерживаться этого мнения либо
Из книги автораПозитивный аргумент в пользу толерантности Положительная сторона толерантности открывает нам другую перспективу. Если толерантность – благо и в ее пользу можно выдвинуть положительные обоснования, нет нужды мыслить ее как что-то такое, чего мы не хотим делать. Но как
Из книги автораДекларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКОот 16 ноября 1995 г.Государства – члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
(авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Экспресс-опросник разработан для диагностики:
–аспектов толерантности: общий уровень и/или черта личности;
–видов толерантности: этническая и социальная.
Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:
Экспресс-опросник разработан психологами (центр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой в 2002г. Основа: отечественный и зарубежный опыт.
1. толерантность как черту личности, выявляем: общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;
2. социальную толерантность, выявляем: отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
3. этническую толерантность/интолерантность, выявляем: отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Бланк ответа
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласе | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
|
Баллы (для «прямых» утверждений) | ||||||||
1 С | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | |||||||
обр | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | |||||||
3 Л обр | Если друг предал, надо отомстить ему | |||||||
обр | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | |||||||
5 Л обр | В споре может быть правильной только одна точка зрения | |||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||||
обр | ||||||||
обр | С неопрятными людьми неприятно общаться | |||||||
9 Л | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | |||||||
10С обр | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | |||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||||
12С обр | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | |||||||
13 Л обр | Если кто–то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | |||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||||
15С обр | Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» | |||||||
16С | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | |||||||
17 Л | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | |||||||
обр | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | |||||||
19 Л обр | Беспорядок меня очень раздражает | |||||||
20С обр | Любые религиозные течения имеют право на существование | |||||||
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||||
22 Л | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов.
Количественный анализ – суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные результаты суммируются.
Утверждения прямые : 1,9,11,14,16,20,21,22; обратные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19.
Интерпретация результатов.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
Ключ для обработки
1. Субшкала «этническая толерантность»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Субшкала «социальная толерантность»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Субшкала «толерантность как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
№ Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Полностью согласен
1. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение
2. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности
3. Если друг предал, надо отомстить ему
4. К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение
5. В споре может быть правильной только одна точка зрения
6. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах
8. С неопрятными людьми неприятно общаться
9. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения
10. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества
11. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
12. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
13. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же
14. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
15. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"
16. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
17. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
18. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
19. Беспорядок меня очень раздражает
20. Любые религиозные течения имеют право на существование
21. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом
22. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим