Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Д.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»
В 1889 году вышел в свет сборник рассказов о детях, включивший произведения «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Отец семейства», «Степь».
Самый пронзительный рассказ, самый безысходный образ ребёнка - «Спать хочется» - восходит, несомненно, к традиции социальной литературы о детях, начатой еще Д.В.Григоровичем в рассказе «Гуттаперчевый мальчик».
Рассказ «Спать хочется» написан А.П.Чеховым в 1888 году. Сюжет несложен. Автор повествует о том, как Варька, девочка лет тринадцати, была отдана в прислуги. Качает колыбель с ребёнком и чуть слышно поёт. Малыш не засыпает, плачет. Варька хочет спать, но знает, что если уснёт, хозяйка прибьёт её. Девочка дремлет и видит, как по дороге идут люди, падают и засыпают. Приснился покойный отец. Он мучается от того, что разыгралась грыжа, корчится на полу от боли. К утру отец умер. Варька плачет, идёт в лес. Но от удара по голове просыпается. Это хозяин ударил: дитя плачет, а Варька спит. Качает колыбель, опять засыпает, и теперь уже видит, как с матерью идут в город наниматься и просят милостыню. Хозяйка требует ребёнка, кормит и опять отдаёт Варьке, которая продолжая качать колыбель, опять засыпает, но ей велят затопить печь. За работой сон проходит. Нужно ставить самовар, чистить хозяину галоши, над которыми она опять засыпает. Идти в магазин, чистить картошку, прислуживать за обедом, стирать, шить. Спать хочется. Бежать в магазин за пивом, водкой, чистить селёдку, качать ребёнка. Спать хочется. Что-то сковывает по рукам
и ногам - ребёнок. Улыбаясь, подходит к колыбели, душит ребёнка, ложится на пол, смеётся и через минуту спит, как мёртвая.
Вот и всё действие. Чехов убеждает читателя в том, что ребёнок, не защищённый от произвола взрослых, может совершить чудовищный поступок, но его нужно понять, представить пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька. «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». Ребенок, лишенный детства, - что может быть трагичнее! Чехову тема эта была близка. «В детстве у меня не было детства», - говорил он, имея в виду и груз непосильных обязанностей, лежавший на детях, и отсутствие близости с отцом, который умел только муштровать своих сыновей.
У Варьки нет даже светлых воспоминаний о деревенской жизни. Во сне лишь умирающий в страшных муках отец. Протест Варьки принял ужасающую форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка-убийцы. Некоторым литераторам того времени рассказ показался неправдоподобным, а сюжет его - «искусственным». Другие же возражали, что подобные истории встречаются и в жизни. Сам Чехов, будучи по профессии врачом, показал в рассказе «Спать хочется», как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская психика - явление тонкое и сложное, требующее самого бережного отношения.
Л.Н.Толстой, высоко оценив рассказ, относил его к произведениям «первого сорта», назвал «истинным перлом». Толстой и сам много размышлял о деспотизме и безразличии взрослых, калечащих психику детей. Л.Н. Толстой, называя Чехова «Пушкиным в прозе», «несравненным художником», «художником жизни». Писателю удалось в столь сжатой художественной форме раскрыть психологическую драму малолетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния.
Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году.
В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем -- плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным. Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие акробатические трюки, которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.
Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.
Читая повесть, мы удивляемся тому, как порой необдуманно и безответственно человек распоряжается бесценным даром жизни, или сокрушаемся от того, как сильны в человеке страсти и как мало он знает об Истинном Помощнике в преодолении их. Но вместе с тем, мы не можем не радоваться милосердию, которое по-прежнему близко сердцам многих людей. Конечно, повесть «Гуттаперчевый мальчик» -- болезненное чтение даже для взрослого человека. От некоторых сцен, вторгающихся в наше сознание и чувства, хочется скорее бежать в привычный душевный комфорт.
Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.
Среди разнообразия детских книг есть одно из самых трагичных произведений - «Гуттаперчевый мальчик», которое следует прочитать и детям, и их родителям. Печальная история маленького сироты никого не оставит равнодушным и неприятно удивит отношением взрослых людей к маленькому ребенку, который в восемь лет вынужден участвовать в опасном цирковом номере.
Структура произведения
Повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» условно можно разделить на три части:
- Настоящий день, в котором происходит действие повести. С него начинается и им заканчивается книга.
- История жизни гуттаперчевого мальчика.
- Рассказ о семье графа Листомирова.
Произведение состоит из семи глав. Первая и шестая главы рассказывают о том, что происходит в цирке за кулисами и на арене во время представления. Из второй и третьей главы можно узнать историю гуттаперчевого мальчика. Четвертая и пятая главы посвящены жизни детей графа Листомирова. Седьмую главу можно сравнить с эпилогом.
Действующие лица повести
Для лучшего понимания краткого содержания «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича необходимо познакомиться с основными действующими лицами повествования:
- Петя - гуттаперчевый (обладающий очень гибким телом) мальчик.
- Беккер Карл Богданович, немец - артист цирка (атлет, акробат), воспитатель и хозяин Пети.
- Эдвардс - клоун в цирке.
- Анна - мать Пети.
- Варвара - подруга Анны.
- Бабушка - соседка, у которой жил Петя после смерти матери.
- Семья Листомировых: Вера, Зина (Зизи), Павел (Паф) - дети. Граф и графиня Листомировы - родители. Тетя Соня - сестра графини. Мисс Бликс (англичанка) - няня. Молодая швейцарка - учительница музыки. Кормилица новорожденного младенца.
- Режиссер цирка.
- Фрау Браун и ее дочь Амалия (пятнадцатилетняя девушка - гимнастка в номере с лошадьми).
Сюжет произведения
Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...
С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».
Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.
Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.
После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.
Цирковой клоун
Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.
Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.
Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.
Акробат Беккер
Неприятный и жестокий человек лет сорока. Считает себя красавцем, сокрушающим женские сердца, хотя на деле выглядит тяжелым и неповоротливым. Григорович сравнивает атлета с Голиафом. Беккер считается воспитателем и учителем Пети, но мальчика он не любит и даже не замечает, что ребенку необходима новая одежда. Вся его забота о сироте заключается в изнуряющих упражнениях и бесконечных побоях за любую оплошность мальчика. Петя для него скорее инструмент для выполнения эффектного номера, чем живой человек. Впрочем, так можно сказать почти обо всех героях «Гуттаперчевого мальчика», которые даже не понимают, какой опасности подвергается ребенок на представлениях.
История Пети
Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.
Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.
Сцену, где писатель описывает, как Беккер осматривает ребенка, можно сравнить с выбором не человека, а скотины. Атлету нет никого дела до чувств мальчика, его не волнует, что ребенок напуган и плачет. Для Беккера главное - не ошибиться в гуттаперчевых способностях тела мальчика. Грубо ощупав худенькое тельце ребенка и выгнув его так, что грудь выпучилась вперед и голова запрокинулась назад, а Петя застыл от ужаса и боли, акробат решает взять сироту к себе в цирковой номер.
Семья Листомировых
Рассказ о жизни семьи графа Листомирова начинается с описания комнат, в которых живут дети. Эти яркие, насыщенные солнцем уютные комнатки, украшенные красивой мебелью, занавесками и коврами, невольно заставляют читателя вспомнить о мрачных помещениях цирка в начале повести. Дети, обладатели этих чудесных комнат, стараются всю масленичную неделю вести себя как можно лучше. За хорошее поведение им обещана поездка в цирк. Верочка, старшая дочь восьми лет, - милая и добрая девочка с большими глазами и густыми пепельного цвета волосами. Она внимательно следит за поведением младшей сестры Зины и брата Пафа, боясь, что они могут своими играми сорвать обещанное развлечение.
Паф, хотя по-настоящему его зовут Павел, - единственный сын и продолжатель фамилии графа Листомирова. Описание внешности и характера пятилетнего Пафа создает контраст с гуттаперчевым мальчиком. У него рыхлое, тяжелое тело и апатичный характер. Хотя при предложении поехать в цирк он оживляется и пытается изображать клоуна.
Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.
- Тетка, одинокая тридцатипятилетняя Соня, посвятила свою жизнь воспитанию детей своей сестры, которая совершенно истощена частыми родами.
- Отец семейства - задумчивый и довольно скучный человек. С женой общается мало, свое мнение предпочитает оставлять при себе. Чрезмерно аккуратный человек и требует, чтобы все вещи лежали на своих местах.
- Мать детей - это заморенная родами женщина, которая боится огорчить своего мужа, поэтому все время находится в нервном напряжении.
Трагическое представление в цирке
В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.
Служители цирка стараются быстрее и незаметнее вынести Петю за занавес, но зрители все равно покидают цирк. Более всех расстроена Верочка, она плачет и все время повторяет: «Ай, мальчик, мальчик!» Даже дома она остается расстроенной, чем приводит в возмущение отца, который считает, что какой-то «негодяй» сорвался и упал, тем самым испортив настроение его детям. Он не испытывает никакого сострадания к бедному, чужому ребенку.
Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.
Повесть «Гуттаперчевый мальчик», содержание которой оставляет след в душе человека, необходимо знать каждому. Таких бедных детей в то время было много. И часто их конец был таким же трагическим.
Введение.
«Сделаться…литератором казалось чем-то поэтическим, возвышенным,- целью, о которой только и стоило мечтать», - писал Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899). Его мечты осуществились, и он по праву занимает одно из ведущих мест в литературе 40-50 годов 19 века.Ряд произведений, созданных им, вошел в золотой фонд классики. Его творчество высоко ценили В. Г. Белинский и Л. Н. Толстой.
Одно из таких произведений – повесть «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883 году. Эту повесть Д.В.Григоровича называли «маленьким шедевром», потому что
смог нарисовать достоверную картину трудной жизни и смерти маленького акробата. Д.В.Григорович долго и тщательно изучал «натуру», о которой будет писать;
место действия – цирк. С этим понятием связано представление о празднике, веселье, но автор вводит читателя в цирк через кулисы и показывает обратную сторону цирковой жизни;
в центре произведения хрупкий «несчастный мальчик» - типичный образ тех детей, которые остались беспризорными из-за смерти родителей;
эмоциональный строй повести заставляет дрогнуть сердца читателей, а финал настолько трагичен, что чувство грусти и печали остаются с читателем еще надолго;
Д.В.Григоровичу с необыкновенной точностью удалось показать жизнь ребенка, у которого «в детстве не было детства».
И.С.Тургенев, давая оценку этому произведению, говорил: «Скажу Вам вкратце, что эта вещь очень характерная: все характеры поставлены верно».
Объект исследования – повесть Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883г.
Предмет исследования – прием антитезы.
Цель исследования – определить, какую роль в рассказе играет прием антитезы.
Гипотеза – использование приема контраста помогает раскрыть идейный замысел произведения.
Задачи:
Дать определение приему антитезы.
Выделить случаи использования приема антитезы.
Составить классификацию использования приема антитезы.
Определить роль контраста в повести «Гуттаперчевый мальчик».
Методы, используемые при создании научно-исследовательской работы:
Чтение повести «Гуттаперчевый мальчик»;
анализ средств художественной выразительности;
сопоставление приема антитезы на разных уровнях;
составление классификации.
Основная часть.
1.Антитеза.
Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественном произведении, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Д.В.Григорович использует прием антитезы на следующих уровнях:
композиция повести;
место действия;
время действия;
пейзажные зарисовки;
образы;
2.Противопоставление названия повести высказываниям в самом содержании повести.
Название повести «Гуттаперчевый мальчик» противоречит высказываниям автора о способностях мальчика.
Гуттаперчевый – 1. относящийся к гуттаперче, сделанный из гуттаперчи, резиновый; 2.перен. гибкий, эластичный, растяжимый.
Давая такое название произведению, Д.В.Григорович указывает на необычайную гибкость Пети, его способность легко делать необычайные упражнения, трюки. Но за этими упражнениями лежал огромный труд, сопряженный с ушибами и падениями, с избиениями Беккера, с болью в суставах плеч и сжиманиями в груди.
А во 2, 3 главе автор произносит фразы, которые полностью противоположны названию произведения. «Воспитанник акробата Беккера назывался «гуттаперчевым мальчиком» только в афишах; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем. Было бы его назвать несчастным мальчиком». «Несмотря на легкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
3.Использование антитезы в композиции повести.
Во-первых, в композиции повести Д.В.Григорович выделяет 7 частей. Последняя глава противопоставлена первым шести главам и по объему, и по содержанию. В первых шести частях речь идет о жизни, в последней части, которая так невелика по объему, – о смерти.
Во-вторых, в композиции повести условно можно выделить две части, которые противопоставлены между собой:
Жизнь и смерть мальчика.
Жизнь семьи графа Листомирова.
Жизнь Пети в цирке, где царит грубость, жестокость, бездушие противопоставлена жизни детей в доме Листомировых. Ничто не омрачает счастливой жизни детей в доме графа, они окружены заботой и любовью.
Жизнь Пети тоже показана в контрастной форме: тяжелая, невыносимая жизнь в цирке противопоставлена его обитанию на Черной речке весте с матерью («время это было, бесспорно, лучшим в жизни мальчика»).
4. Прием антитезы при описании места действия .
Д.В.Григорович использует прием антитезы при описании места действия, противопоставляя помещение цирка дому графа Листомирова.
А. Цирк.
Главным местом действия является цирк. Образ цирка содержит в себе контраст. Во-первых, опустевший цирк и цирк во время представления. Опустевший цирк погружается в темноту, мрак, «туманную мглу», «сумрак», здесь господствует тишина. Когда же публика «в ярких туалетах» начинает проходить в ярко освещенную залу», раздается гром оркестра, «писк и хохот». Во-вторых, арена под высоким куполом, залитая светом, противопоставлена уборной Беккера («крошечная низкая комната»). Оттуда раздается «раздирающий детский визг и крики», сопровождающие обучение мальчика Пети.
В. Дом графа Листомирова.
Детские комнаты в доме графа тоже прекрасно освещены («лучи солнца с утра до заката проходили в окна»), но этот свет естественный, мягкий, согревающий. В доме слышатся возгласы и крики, но это крики радости веселья. Убранство детских комнат резко отличается от уборной гуттаперчевого мальчика, где нет «ни игрушек, ни книг, ни картинок, ни картонной тройки коней» - атрибутов любого детского помещения.
5. Прием антитезы при описании времени действия.
Д.В.Григорович разделил жизнь Пети на два временных отрезка, жизнь до знакомства с Беккером и жизнь у Беккера, и противопоставил их между собой. В прошлом Пети тоже мало ярких красок, но о нем заботились мама, старушка, прачка Варвара. Он чувствовал их заботу и любовь. Самая первая встреча с Беккером рождает в сердце мальчика ужас, который укореняется у него в душе на все оставшееся время.
6.Прием антитезы в пейзажных зарисовках.
В пейзажных зарисовках автор использует прием антитезы. Повесть открывается восклицаниями: «Метель! Метель! Как неожиданно!!! Налетела туча, поднялся ветер, и снег повалил с такою густотою, что…ничего нельзя было разобрать на улице». А до этого была отличная погода: «слегка морозило», «солнце ослепительно сверкало». Эта пейзажная зарисовка эмоциональна: в ней выражается удивление, недоумение, раздражение.
То же самое изменение погоды дается глазами тети Сони: «солнце склонялось к крышам», а потом «небо заслонилось большой серой тучей», «полетели пушисты снежные хлопья», метель ходила по всему саду». Здесь уже совершенно другой эмоциональный фон: радость, ликование, любование и, вместе с тем, опасение.
Такое изменение погоды – это своеобразное предсказание о трагических изменениях в судьбе главного героя.
7. Прием антитезы при создании образов.
А.Социальное положение.
Образы контрастны по своему социальному положению, это подчеркивает одежда героев. Гуттаперчевый мальчик во время похорон матери одет в случайно подобранную одежду («случайны были сапоги, в которых ноги его болтались», «случайным был кафтанишко», «случайной была шапка, выпрошенная у дворника»). В уборной Беккера мы находим его вообще без одежды («голый, белокурый мальчик», «на коленях лежало трико»). Кроме концертного костюма, у Пети было две рубашки, от которых «остались одни лохмотья», были еще сапоги, «которые просили каши».
В противоположность ему одеты дети графа. Верочка одета в «голубую стеганую шляпку», «голубую мантилию». Зизи была одета так же, как сестра.
В.Портретная характеристика.
Беккер характеризуется физической силой, «толстой перевязкой костей», «коротенькой шеей», «маленькой круглой головой». Автор изображает акробата тяжеловесным, как будто «вырубленным из грубого материала».
В противоположность ему изображается Петя, «худощавый мальчик лет восьми», «тоненькие члены», «впадина посреди груди».
Чтобы усилить антитезу этих образов, автор использует метафору: «тщедушный неоперившийся цыпленок» и «огромный откормленный боров».
С.Внутренний мир.
Образ клоуна Эдвардса противопоставлен таким работникам цирка, как режиссер и акробат Беккер по жизненным принципам, эмоциональному состоянию, внутреннему содержанию. Эдвардс отличается от них тем, что
не кичится своей славой («не было цирка от Парижа до Константинополя, от Копенгагена до Палермо, где бы ему не хлопали»);
не соблюдает степеней и отличий, ведет себя со всеми на равных;
доброжелательное отношение ко всем;
привязан к животным, детям;
его раздирают внутренние противоречия («тоска рождалась у него, потому что он понимал бесполезность борьбы»).
У Эдвардса противоположная Беккеру позиция на обучение воспитанника Пети. Клоун считает, что результат будет намного лучше, если Петя будет весел и бодр («веселость придает силу и бодрость», «страхом и побоями ничего не возьмешь»). А Беккер добивался результатов от своего воспитанника криком и кулаками, от чего мальчик визжал и истошно кричал, а в душе рождался непреодолимый страх.
Образы контрастны и по отношению к гибели Пети. Рядом со своим воспитанником нет учителя Беккера, которому он приносил доходы и славу. Но есть добродушный клоун Эдвардс. Только его шаги нарушают мертвенную тишину цирка.
8.Гибель мальчика Пети изображена с использованием контраста.
Последние минуты жизни мальчика Д.В.Григорович изобразил, используя прием антитезы. Выступление гуттаперчевого мальчика сопровождается криками, аплодисментами. Само падение («глухой звук чего-то упавшего на арену») вызывает шум в зале, крики и женский визг. А тело мальчика лежит в полной тишине (автор употребляет это слова 3 раза).
Лежит мальчик с «переломанными ребрами и разбитой грудью в темноте, и только ночник освещает его тело с головы до ног».
Контрастные образы «звуки - тишина», «темнота – свет» подчеркивают основное противопоставление жизнь и смерть.
9.Роль антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».
Противопоставляя название повести высказываниям в самом содержании, автор подчеркивает, что воспитанник акробата Беккера называется гуттаперчевым мальчиком только на афише, на самом деле он «несчастный мальчик», жизнь которого сложилась трагично;
Использование антитезы в композиционном плане позволяет читателю пережить различные чувства. Жалость и сострадание по отношению к Пете, мальчику, у которого в детстве не было детства. Радость за детей графа Листомирова, у которых самое настоящее детство;
Антитеза помогает раскрыть противоречивое отношение к цирку: с одной стороны, он дарит радость и веселье, а с другой стороны, ушибы, переломы и смерть («жизнь человеческая постоянно висела здесь на волоске, и с нею играли, как с мячиком»).
Используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу. Но принадлежность к классу богачей не определяет характеры людей. Семья графа Листомирова способна переживать, сочувствовать; а Беккер не остается со своим воспитанником после его падения;
Прием контраста помогает подчеркнуть чувство безысходности, рождающееся в душе Пети и клоуна Эдвардса и внутреннюю пустоту, грубость, бессердечие, любовь к деньгам режиссера, Беккера;
Контраст в пейзажных зарисовках усиливает ощущение надвигающейся трагедии;
Использование антитезы на разных уровнях помогает раскрыть основную мысль произведения. Л.Н.Толстой говорил: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Но такая счастливая пора, к сожалению, уготована не всем детям. Д.В.Григорович хотел показать обездоленное детство мальчика Пети, оставшегося сиротой, немилосердное отношение к нему со стороны взрослых. Автор провозглашает, что детство обязательно должно быть счастливым.
Заключение
Проанализировав использование антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», мы пришли к следующим выводам:
Повесть «Гуттаперчевый мальчик» построена на приеме контраста.
Д.В.Григорович использует прием антитезы на разных уровнях:
название повести противопоставлено высказываниям в самом содержании повести;
композиция повести;
место действия;
время действия;
пейзажные зарисовки;
образы;
гибель мальчика (кульминация).
3.Цель использования антитезы в рассказе:
прием антитезы помогает проникнуться сочувствием к Пете, к Эдвардсу, сопереживать им;
используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу;
антитеза помогает раскрыть внутренние переживания героев;
антитеза помогает раскрыть истинные качества людей;
антитеза работает на раскрытие основной мысли произведения.
Таким образом, употребление в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» приема антитезы направлено на создание человеческих характеров, на раскрытие основной мысли произведения.
Толковый словарь Ожегов С.И. Словарь русского языка Ок.57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стер. - М.: Рус.яз.,1986.- с.797
Название произведения: Гуттаперчевый мальчик
Год написания: 1883
Жанр: рассказ
Главные герои: Петя - семилетний артист цирка, Карл Богданович - старый акробат, воспитатель мальчика.
Сюжет
Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте. Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.
И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.
Вывод (мое мнение)
Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.
1) Дмитрий Васильевич Григорович
2) «Гуттаперчевый мальчик»
4) Жанр: повесть
5) Произведение было создано в 1883 году. В этом году родились писатели Франц Кафка и Ярослав Гашек; случилось извержение индонезийского вулкана Кракатау; в Москве состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя.
6) Время действия повести – конец XIX века.
7) Основные герои:
мальчик Петя восьми лет (за свою гибкость прозванный «гуттаперчевым»), после смерти матери отданный на обучение к акробату Беккеру; акробат Карл Беккер – самовлюбленный и жестокий, с Петей обращался как с личной вещью, его не волновали ни чувства ребенка, ни его судьба; клоун Эдвардс – он талантливый, но спивающийся от обреченности человек, пытается проявлять заботу о Пете, но сталкиваясь с сопротивлением Беккера, отступает; девочка Вера – старшая дочь графа Листомирова, искренне переживала за Петю, когда он сорвался вниз после исполнения трюка.
8) Сюжет произведения:
мальчик Петя рано остался сиротой, лишился матери, когда ему было пять лет.
После смерти матери её соотечественница, прачка Варвара отдала Петю на «ученье» в цирк к акробату Карлу Беккеру, который обучая мальчика акробатическим трюкам, нещадно бил и ругал его, он ни разу не сказал ему доброго слова, ни приласкал. Единственный человек, который жалел Петю, был клоун Эдвардс, в тайне показывал ему, как сделать то или иное упражнение.
Конец повести печален – во время одного из выступлений Петя, выполняя сложный трюк на высоте, сорвался и упал вниз… «На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика»… его уже не было на свете.
автор призывает нас задуматься над тем, как ранимы и беззащитны могут быть дети. Им трудно жить в мире взрослых, поэтому надо стараться помогать им. Повесть учит нас проявлять чувства любви и сострадания к детям.
Обновлено: 2018-08-07
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.