» » Сто лет белому террору на Дону: казнь экспедиции Донской Республики. Федор Подтелков. Михаил Кривошлыков. Казнь красных казаков. Кровавая расправа. Гражданская война. Видео Как воспринимает григорий казнь чернецова

Сто лет белому террору на Дону: казнь экспедиции Донской Республики. Федор Подтелков. Михаил Кривошлыков. Казнь красных казаков. Кровавая расправа. Гражданская война. Видео Как воспринимает григорий казнь чернецова

Пасха 1918 года пришлась на 11 мая и именно в этот день белые казаки убили 82 станичника, которые поддерживали советскую власть. После расстрела, в котором погибли лидеры красных казаков Подтелков и Спиридонов на Дон, пришла братоубийственная война, а массовые казни, производимые казаками над казаками, перестали кого-либо удивлять. Эпизод «Кровавой пасхи» 1918 года подробно описан в романе «Тихий Дон».

Полыхающий Дон

Конец зимы и весна 1918 года стала переломным и трагическим для Дона временем, который и определило будущее места казачества в истории. В феврале 1914 года застрелился атаман Каледин и уже 24 и 25 февраля красные взяли сначала Ростов, а затем и Новочеркасск.

23 марта декретом Донского областного Военно-революционного комитета (ВРК) провозглашена Донская Советская республика. Через месяц в Ростове открылся съезд Советов рабочих и казачьих депутатов новой республики. Председателем и комиссаром, отвечающим за военные действия, избрали Федора Подтелкова.

В эти же дни под Екатеринодаром гибнет генерал Лавр Корнилов, и Добровольческая армия поворачивается на Дон. Немцы отказались от соблюдения Брестского мира и ввели свои войска Донскую область, а к маю они оккупировали Ростов.

Еще 1 мая, для мобилизации в революционную армию казаков с целью борьбы против белоказаков и немцев, на Верхний Дон оправляется из Донсовнаркома отряд в сто сабель. Во главе мобилизационного подразделения назначили Подтелков и Кривошлыков - руководителя Донского революционного комитета.

Пленение Подтелкова

10 мая в одном из хуторов отряд Подтелкова и Кривошлыкова был окружен белоказаками. Оказалось, что врагами революции командует старый сослуживец командира красных, казак Спиридонов. После рассвета Подтелков и Спиридонов один на один встретились на старом кургане неподалеку от хутора, а спешившиеся казаки ждали у его подножья. Поговорив, как позднее высказался Спиридонов: «о прошлом» командиры разошлись.

Днем произошел короткий бой, и деморализованные красные казаки сдались своим землякам, в плен попал и Подтелков. Для суда над отступниками в станицы Краснокутскую и Милютинскую послали за старейшинами, которые и стали судьями.

Суд над красными казаками

Суд прошел ночью и без присутствия подсудимых. Из 82 красных казаков 79 следовало расстрелять, а одного отпустить. Подтелкова и Кривошлыкова как руководителей отряда собирались повесить. Жесткий приговор судьи вынесли под впечатлением от сотника Афанасия Попова, который говорил, что подсудимые предали Дон и повернули оружие против своих же братьев.

Главной виной Федора Подтелкова для казаков стало убийство символа донской контрреволюции полковника Василия Чернецова. По воспоминаниям очевидцев после того, как раненного Чернецова выдали его же одностаничники, Подтелков начал словесно издеваться над ним. После удара плетью по лицу полковник не выдержал и попытался застрелить Подтелкова из маленького пистолета браунинг, который он прятал в полушубке. Оружие дало осечку, и Подтелков зарубил Чернецова, оставив его мертвое тело лежать в степи.

Казнь

Казнь пришлась на субботу Светлой седмицы и в дореволюционной России, а особенно на Дону этот праздник особо почитался. По его случаю казни не проводились и император часто даровал амнистию заключенным. Не верили в казнь и сами казаки. По свидетельствам очевидцев станичники из соседних хуторов спешили в Пономарев, боясь что «подтелковцы» и их судья в знак примирения и праздника попьют весь самогон без них.

Однако решение суда было иным. На глазах собравшихся казаков и стариков произошла казнь, после которой пути назад уже не было. Непосредственный участник тех событий казак Александр Сенин, который руководил в этот день караулом, так описывал поведения Подтелкова: «Из всех погибших наиболее стойко и героически себя держал товарищ Подтелков. Накануне смерти он попросил кое-что сказать. Ему разрешили. Он говорил про революцию, её значение, что она все же, в конце концов, должна победить, и умирал со словами о революции». Уже с накинутой на шею петлей Подтелков крикнул: «Одно только: к старому не возвращайтесь!».

владимир калашников

Трагедия Тихого Дона

Показанный недавно на телеканале «Россия» новый фильм Сергея Урсуляка «Тихий Дон» по мотивам романа Михаила Шолохова возвращает нас к событиям Гражданской войны, напоминая о ее огромной цене и важности беречь гражданский мир и согласие.

Для России сегодня это актуальная тема. Не случайно она стала центральной в недавнем президентском послании Владимира Путина. Но одними призывами гражданское согласие не обеспечить: об этом и говорят уроки истории России начала ХХ века.

О фильме и романе

«Тихий Дон» – самый потрясающий роман о Гражданской войне, и я заранее решил посмотреть, как его представит современному зрителю современный режиссер. Было опасение, что Сергей Урсуляк отдаст дань политической конъюнктуре и возложит вину за братоубийственный конфликт на большевиков, исказив тем самым суть романа.

Мотив вины большевиков в фильме присутствует, но подан с противовесом. Две фигуры олицетворяют крайности конфликта. С одной стороны, это Мишка Кошевой, который убивает сдавшегося Петра Мелехова, безобидного глубокого старика Коршунова, а затем сжигает дома богатых казаков. Режиссер приковывает внимание зрителя к образу Кошевого с горящим факелом в руке в центре пылающих домов. С другой стороны, это Митька Коршунов, сын первого богача на хуторе Татарском, зверски убивающий семью Кошевого (мать и маленьких детей). Жестокость этих поступков не находит оправдания. Лейтмотив фильма: эмоциональное осуждение Гражданской войны, которая несет горе всем.

У Шолохова в романе эта мысль является центральной, но она подана в контексте, который в фильме Урсуляка отсутствует.

Замысел писателя не прост и не однозначен. Он – на стороне красных, но показал трагедию Дона с казачьей стороны, отделив казаков от белых, а казака-труженика – от казачьей верхушки. Роман был написан для своего времени и для своего читателя. Многие читатели участвовали в Гражданской войне и видели в донских казаках тех, кто в своем большинстве был по другую сторону фронта. И это было так. Летом – осенью 1918 г. за красных воевали около 20% донских казаков, остальные – за белых. И на Дону погибли больше всего красных и белых.

Шолохов хотел не оправдать, но объяснить и вызвать сочувствие к простым казакам, попавшим в эпицентр Гражданской войны.

А это было сделать трудно. Антиказачьи настроения имели глубокие корни. В России помнили 1905 год, когда казаки выступали в роли опричников: били нагайками бастующих рабочих, пороли и расстреливали крестьян, восставших против помещиков. Помнили и события лета – осени 1917 г., когда почти все казачьи полки использовались для борьбы с крестьянскими «беспорядками» в тылу и «волнениями» солдатских частей на фронте. Крестьяне южных губерний России особенно хорошо помнили грабежи и насилие, которые чинили казаки при каждом наступлении в 1918 и 1919 годах. Зная это, Шолохов хотел показать, что война была страшной и для казаков, что красные на Дону тоже творили насилие. Нередко писатель изображал красных в более неприглядном свете, чем казаков, стремясь уравновесить активную антиказачью пропаганду. Свою роль сыграли и источники, которыми пользовался писатель: донские газеты и журналы того времени, рассказы казаков, дневники и воспоминания донской интеллигенции.

Замысел Шолохова породил критику в адрес писателя и трудности в издании третьего тома романа. Он был напечатан только после прямого указания Сталина, который посчитал, что в целом роман «работает на нас, на революцию». И для того времени и того массового читателя Сталин был прав.

Фильм Урсуляка создан в эпоху, когда многие зрители роман Шолохова не читали, о событиях Гражданской войны знают мало, и источники этих знаний могут быть самыми разными. В отличие от романа общий исторический фон в фильме подан скупо, и действия героев фильма вытекают из локальных событий и ими мотивированы.

В такой ситуации отдельно взятые эпизоды из романа Шолохова, воспроизведенные в фильме, уже не дают эффекта, на который рассчитывал Сталин. Скорее для многих зрителей эффект был обратный. Не случайно многие представители старшего поколения оценили фильм Урсуляка как прямое искажение сути романа, как реализацию социального заказа. С этим можно соглашаться и можно спорить.

Наша задача другая – показать некоторые важные черты эпохи, на фоне которой разворачивались события романа и фильма. Возможно, это позволит более объективно оценить то, что мы видели на экране.

О донской земле:
казаки и крестьяне

Основной конфликт на Дону пролегал не внутри казачьего сословия, а между казаками и крестьянами. Внутриказачий конфликт был вторичным, менее острым, что и заставляло многих казаков метаться из стороны в сторону, как это показано в образе Григория Мелехова. В фильме крестьяне упоминаются, но мельком, остаются как бы за скобками. Но без показа крестьянской правды казачья правда становится однобокой.

Она сводится к монологу богача Мирона Коршунова о том, что он всю жизнь работал и не хочет быть уравненным с тем, «какой пальцем не ворохнул, чтоб выйтить из нужды». А как быть с тем, кто работал еще больше, чем Мирон, но из нужды не вышел? Таких ведь на Дону было большинство.

К 1917 г. казаки составляли примерно 43% населения Донской области (1,5 млн из 4 млн), но на мужскую душу у казаков в среднем приходилось 12,8 десятины пахотных и иных земельных угодий. Донские коренные крестьяне (0,9 млн, бывшие крепостные местных помещиков) имели по 1,25 десятины земли на мужскую душу. Так называемые иногородние крестьяне (1,12 млн чел., прибывших на Дон после отмены крепостного права в 1861 г.) почти не имели земли, арендовали ее или работали батраками (0,06 десятины своей и арендованной земли на мужскую душу). Войско Донское владело 83,5% всех земель области, в то время как коренным и иногородним крестьянам принадлежало лишь 10% земли.

Среди казачества доминировали середняки – 51,6% хозяйств. Зажиточные составляли 23,8%, бедняцкие – 24,6%.

После Февральской революции российское крестьянство, включая донское, выступило за уравнительный передел всей земли. Видя эту опасность, казачий съезд Области Войска Донского уже в апреле 1917 г. рассматривал планы наделения коренных крестьян землей за счет помещиков, которые владели на Дону около 1 млн десятин, а также планы передачи крестьянам части земли запаса (2 млн дес.). Эти планы не снимали проблемы иногородних и к тому же оставались на бумаге. Казаки землю отдавать не спешили. С учетом военной силы казачества было ясно, что земельный вопрос на Дону чреват кровавой войной.

Ленин, понимая это, уже в Декрете о земле предложил компромисс, дописав последнюю строчку к эсеровскому проекту, составленному на основе крестьянских наказов: «земли... рядовых казаков не конфискуются». Это был курс на то, чтобы провести аграрную реформу на Дону только за счет изъятия излишков земли у богатых казаков и тем избежать войны.

Атаман Каледин

Однако предложенный компромисс казачьей верхушке не подходил. Вопрос о земле в фильме обсуждается в диалоге Григория и его отца. Сын говорит о том, что коренным крестьянам надо дать землю. Отец – категорически против. Понятно, что не Пантелей Мелехов начал Гражданскую войну. Ее начала казачья верхушка, сделав середняков заложниками своей политики. Позиция казачьих верхов – важный исходный момент трагедии. В фильме эта тема практически не присутствует.

А дело было так. После Октября донской атаман Каледин сразу заявил об отказе признать власть Советов и объявил Донскую область независимой до образования в России законной власти, приемлемой для казаков. Атаман пытался послать на Москву несколько казачьих полков, но рядовые казаки воевать с советской властью не хотели.

Видя позицию казаков, в конце ноября рабочие Ростова и шахтерских поселков Восточного Донбасса провозгласили советскую власть. Казаки идти на Ростов отказались. Каледин получил помощь от генерала М. В. Алексеева, бывшего главнокомандующего русской армией, который прибыл на Дон, чтобы собрать армию и повести ее на Москву и Питер. Около 500 офицеров и юнкеров, пришедших на Дон по призыву Алексеева, разгромили рабочих Ростова, расстреляв 62 захваченных рабочих-красногвардейцев. В декабре калединцы расстреляли 73 пленных шахтера Ясиновского рудника, пытавшихся отстоять свой Совет. Это были первые массовые расстрелы на Дону.

Петроград послал на Дон войска подавить калединскую контрреволюцию. На помощь Каледину вновь пришли алексеевцы, которых теперь возглавил генерал Л. Корнилов. Алексеевская организация выросла до 3 тыс. и стала называться «Добровольческой армией». В боях под Ростовом Корнилов издал приказ: пленных не брать, что привело к дальнейшему нарастанию взаимного ожесточения. Жестокость не помогла, и Корнилов, спасаясь от полного разгрома, в конце января оставил Ростов и увел свой отряд на Кубань, где и погиб при неудачном штурме Екатеринодара. В фильме корниловцы не показаны.

На защиту власти Каледина встали и отряды казацкой интеллигенции, из которых выделялся отряд есаула В. М. Чернецова, состоящий в основном из донских юнкеров и студентов. 17 января 1918 г. отряд Чернецова напал на станицу Каменскую, где заседал Донревком, созданный съездом фронтового казачества как альтернатива правительству Каледина. Каледин вступил с Донревкомом в переговоры, а сам тайно бросил на Каменскую отряд Чернецова. В эти январские дни отряд Чернецова и присланные в помощь роты офицеров-корниловцев расстреляли более 300 красноармейцев, попавших в плен в ходе боев. Однако 21 января отряд Чернецова был разбит.

29 января 1918 г. атаман Каледин, обнаружив, что защищать его правительство готовы всего 147 казаков, застрелился.

Вскоре на Дону установилась советская власть.

Чернецов и Подтелков

Вернемся к роману и фильму и посмотрим, как в них отражены события калединского периода. В романе Шолохов рассказал о том, что именно Каледин послал казаков и алексеевцев громить рабочих Ростова и Советы в шахтерских поселках, и затем на этом фоне воспроизвел версию, которую сообщили донские газеты в годовщину гибели отряда Чернецова. Тогда на Дону господствовали белые, и было устроено торжественное перезахоронение Чернецова. Согласно этой версии, председатель Донревкома Ф. Подтелков, как написал потом и Деникин, «после диких надругательств зверски зарубил Чернецова» и приказал зарубить 40 офицеров его отряда. Никаких других деталей не сообщалось. Шолохов всю трагическую сцену, описанную в романе, придумал, стремясь показать жестокость Гражданской войны.

Урсуляк точно по Шолохову воспроизвел этот эпизод и сделал его центральным в серии, которая приходится на калединский период.

А в следующей серии казнь Подтелкова и его отряда подается как возмездие за убийство Чернецова и его офицеров. Григорий Мелехов прямо говорит это Подтелкову.

Однако реальные обстоятельства смерти Чернецова были иными. О них в эмиграции написали чернецовцы, многие из которых, оказывается, остались живыми. Три десятка плененных чернецовцев, отправленные в тыл в сопровождении небольшого конвоя, из-за неожиданного появления бронепоезда смогли бежать от растерявшегося конвоя. 15 человек в ту же ночь добрались до своих, 5 были захвачены конвоем и доставлены в станицу. Судьба остальных неизвестна. Чернецов бежал, но вскоре был выдан и вновь попал в руки Подтелкова. При аресте его не обыскали, и в удобный момент Чернецов выхватил маленький пистолет и в упор выстрелил в Подтелкова. Но произошла осечка или в стволе пистолета не было патрона. Подтелков выхватил шашку и зарубил Чернецова, не дожидаясь второго выстрела. И команды зарубить пленных чернецовцев глава Донревкома не давал.

На таком фоне казнь Подтелкова не выглядит заслуженным возмездием за расправу над 40 пленными офицерами, которой не было.

Сделав эпизод с расправой над чернецовцами центральным, режиссер вольно или невольно вину за начало террора возложил не на калединцев, а на красных казаков.

У Шолохова такого акцента нет, хотя он не снимает ответственности с Подтелкова за расстрелы активных калединцев, которые были проведены в Ростове и Новочеркасске в феврале сразу после их захвата красными. Но эта была месть за расстрелянных пленных красногвардейцев, рабочих и шахтеров.

* * *

Борьба с Калединым была самой острой и долгой фазой того гражданского противостояния, которое имело место в России с октября 1917 г. до весны 1918 г. В других регионах власть Советов установилась мирно либо при незначительном сопротивлении ее противников.

После взятия красными Ростова Ленин считал, что Гражданская война в России закончилась.

Была надежда и на то, что мир установится и на Дону, хотя там уже пролилась самая большая кровь.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе

Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав-ственной правды, к которой он стремится.

Григорий верен казачьим традициям, внушаемым ему с самого рождения. Но при этом он отдается во власть буйной страсти, способной нарушить общепри-нятые нормы и правила. Ни грозный отец, ни грязные слухи и насмешки не в силах остановить Григория в его страстном порыве.

Мелехова отличает удивительная способность лю-бить. Невольно при этом он причиняет боль близким людям. Григорий и сам мучается, страдает не меньше, чем Наталья, Аксинья, родители. Герой оказывается словно между двумя полюсами: любовью-долгом и любовью-страстью. Совершая дурные с точки зрения общественной морали поступки и встречаясь с замуж-ней женщиной, Григорий остается до конца честным и искренним. «И жалко тебя,— говорит он Наталье,— кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего... Пусто».

Бурные исторические события закрутили Григо-рия в своем вихре. Но чем больше он углубляется в во-енные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему часто снится степь. Сердцем он всегда с люби-мой, далекой женщиной, с родным хутором, куренем.

Новый поворот в истории возвращает Мелехова к земле, к любимой, к семье. Григорий встречается с до-мом, с хутором после долгой разлуки. Лоно семьи воз-вращает его в мир пошатнувшихся привычных пред-ставлений о смысле жизни, о казачьем долге.

Воюя, «крепко берег Григорий казачью честь, ло-вил случай выказать беззаветную храбрость, риско-вал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к авст-рийцам, снимал без крови заставы». Со временем ге-рой меняется. Он чувствует, что «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело...». Меняется и первоначальный портрет Григория: «... ввалились у него глаза и остро торчат скулы».

Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множест-венные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором. Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своем пути поиска сталкивается с разны-ми людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее. Так сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевика-ми, он убежден в особой судьбе и предназначении ка-зачества и выступает за самостоятельную, автоном-ную жизнь Донской области. Он сепаратист. Григо-рий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин лег-ко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.

Иные истины внушает Мелехову Подтелков, счи-тающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариа-том. Подтелков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедитель-но и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить. По-сле разговора с Подтелковым герой «мучительно ста-рался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмот-ном и политически неподкованном, несмотря на раз-ные внушения, все же активно пульсирует стремле-ние найти свою правду, свое место в жизни, то, чему действительно стоит служить. Окружающие предла-гают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».

Наступает момент, когда Мелехов всей душой ста-новится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны. Мелехова шокиру-ет поведение Чернецова и Подтелкова в сцене распра-вы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защи-тить безоружного врага от беспощадной кровавой рас-правы. Не за неприятеля вступается Григорий — в ка-ждом из врагов он видит прежде всего человека.

Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво гово-рит эпизод убийства матросов. Однако Григорию не-легко дается такая бесчеловечность. Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушел от того, для чего был рожден и за что сражался. «Неправиль-ный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.

Неотступной истиной, непоколебимой ценно-стью всегда остается для героя родное гнездо. В са-мые тяжелые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти вос-поминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.

Григорий становится одним из руководителей Вешенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что вос-стание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных. Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих по-ходах; казачество — лишь надежное средство в дости-жении их целей. Возмутительно для Григория хам-ское отношение к нему генерала Фицхелаурова, нена-вистны и отвратительны иностранные оккупанты.

Мучительно перенося все происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рас-суждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.

Очередным переходным этапом, спасением для Григория снова становится возврат к земле, к Акси-нье, к детям. Он неожиданно проникается необыкно-венным теплом и любовью к детям, осознает, что в них смысл его существования. Привычный уклад жизни, обстановка родного дома порождают в герое стремление уйти от борьбы. Григорий, пройдя долгий и трудный путь, теряет веру и в белых, и в красных. Дом и семья — подлинные ценности, настоящая опо-ра. Насилие, многократно виденное и познанное, вы-зывает в нем отвращение. Не раз совершает он благо-родные поступки под воздействием ненависти к нему. Григорий отпускает из тюрьмы родственников крас-ных казаков, загоняет до смерти лошадь, чтобы ус-петь спасти от гибели Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, уходит с площади, не желая быть свидете-лем казни подтелковцев.

Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не дает Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждет расстрел. У Мелехова нет выхо-да, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.

Немногое остается у Григория к концу романа. Дети, родная земля и любовь к Аксинье. Но героя ждут новые потери. Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы ис-кать себя дальше: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла ка-кую-то ценность для него и для других».

Григорий большую часть жизни проводит в плену разрывающей мир ненависти, смерти, ожесточаясь и впадая в отчаяние. Останавливаясь на пути, он с от-вращением обнаруживает, что ненавидя насилие, не-сет смерть. Он глава и опора семьи, но ему некогда быть дома, среди любящих его людей.

Все попытки героя найти себя — это путь хождения по мукам. Мелехов идет вперед с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Он ищет цельности, под-линных и неоспоримых истин, во всем хочет дойти до самой сути. Искания его страстны, душа горит. Его мучит неутоленный нравственный голод. Григорий жаждет самоопределения, он не лишен при этом само-осуждения. Корень ошибок Мелехов ищет в том числе и в себе самом, в своих деяниях. Но о прошедшем че-рез многие тернии герое можно с уверенностью ска-зать, что его душа, вопреки всему, жива, она не загублена тяжелейшими жизненными обстоятельствами. Свидетельство этого — стремление Григория к миру, к покою, к земле, желание вернуться домой. Не дож-давшись амнистии, возвращается Мелехов домой. Им владеет единственное желание — желание покоя. Его цель — растить своего сына, щедрую награду за все жизненные муки. Мишатка — надежда Григория на будущее, в нем возможность продолжения рода Меле-ховых. Эти мысли Григория — подтверждение того, что он надломлен войной, но не сломлен ею.

Путь Григория Мелехова к правде — это трагиче-ский путь скитаний человека, обретений, ошибок и потерь, свидетельство тесной связи личности и исто-рии. Этот сложный путь был пройден русским наро-дом в XX веке.

Критик Ю. Лукин писал о романе: «Значение фигу-ры Григория Мелехова... расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашед-шего своего пути в годы революции».

Разделы: Литература

Цель урока : показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой страны.

Оборудование: технологическая карта урока, учебники, тетради, текст романа-эпопеи «Тихий Дон» М.А.Шолохова, эпизоды из кинофильма С.А.Герасимова «Тихий Дон», цветные репродукции Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Беседа по вопросам (повторение пройденного материала).
3. Изучение нового материала.
4. Подведение итогов.
5. Выставление оценок.
6. Домашнее задание с разъяснением.

ХОД УРОКА

Слово учителя . Объявление темы урока.

Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Назовите жанр произведения «Тихий Дон» (Роман-эпопея).
2. Перечислите исторические события, изображенные в романе (Первая мировая война, гражданская война, восстание казаков на Дону).
3. Укажите название станицы, где в основном разворачиваются события романа (Хутор Татарский) .
4. В каком году Шолохов получил Нобелевскую премию за роман «Тихий Дон» (1965 г.)
5. Что обозначает в переводе с тюркского «казак»? (Храбрец, удалец)
6. Для чего автор использует диалектизмы? (Для создания колорита)

Изучение нового материала

Слово учителя. Герои Шолохова – люди простые, но яркие, сильные, волевые. Григорий Мелехов – главный герой романа – храбрый, честный, совестливый и по-настоящему талантливый человек. Он – Георгиевский кавалер, что говорит о мужестве и героизме Мелехова–воина.

Сообщение обучающегося (История Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия).

(Демонстрация цветных иллюстраций ордена).

Знак отличия военного ордена, обычно называемый «Георгиевский крест» был учрежден в 1807 году российским императором Александром I. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время. Заслужить «Егория» можно было только настоящей храбростью и бесстрашием в бою. Носился он на груди впереди всех медалей на ленте с равными оранжево-черными полосками цветов ордена святого Георгия. На лицевой стороне медальона изображался святой Георгий, поражающий копьем змея, а на другой стороне медальона переплетенные вензеля С. и Г.
Среди нижних чинов это была самая почетная и уважаемая награда, которую не снимали с груди даже при дальнейшем производстве в офицерский чин и, будучи уже в офицерском звании с гордостью носили на груди с другими офицерскими наградами. Знак отличия военного ордена был самой демократичной наградой для нижних чинов, т.к. мог быть вручен независимо от звания, сословия, а в некоторых случаях награжденных выбирали по решению собрания роты или батальона. Нижние чины, удостоенные знака отличия, получали пожизненную пенсию и освобождались от телесных наказаний, а также пользовались целым рядом льгот, положенных по статусу ордена.
Изначально знак отличия могли получить только нижние чины православного вероисповедания, а остальные награждались медалями за храбрость и за усердие. Это вызывало недовольство со стороны нижних чинов-представителей других конфессий, т.к. любой солдат мечтал иметь на груди крест с изображением воина. С 1844 года знаками отличия военного ордена начали награждать нижних чинов – нехристианского вероисповедания. Такие знаки отличались тем, что на лицевой и оборотной стороне в центральном медальоне помещался государственный герб России – двуглавый орел.
1 степень – золотой крест на георгиевской ленте с бантом.
2 степень – золотой крест на георгиевской ленте без банта.
3 степень – серебряный крест на георгиевской ленте с бантом.
4 степень – серебряный крест на георгиевской ленте без банта.

Особые права и преимущества лиц, награжденных Георгиевским крестом:

– Георгиевский крест никогда не снимался.
– Вдова награжденного после его смерти пользовалась причитающейся ему по кресту денежной выдачей еще один год.
– Денежные выдачи во время службы осуществлялись, как прибавка к жалованью, а после увольнения от действительной службы, в качестве пенсии.
– При пожаловании Георгиевским крестом 4 степени, одновременно жаловался следующий чин.
– Имеющие Георгиевский крест, как служащие, так и запасные и отставные нижние чины, впавшие в преступление, лишались Георгиевского креста только как по суду.
– В случае утраты или неумышленной потери Георгиевского креста кем-либо из нижних чинов, хотя бы запасным или отставным, выдается ему, по требованию подлежащего начальства, новый крест безвозмездно.

Слово учителя. Григорий – полный кавалер ордена «Георгиевский крест», получил офицерский чин. Казачьи войска – одна из самых боеспособных частей регулярной русской армии.

Сообщение обучающегося об участии казачьих войск в военных действиях.

Впервые донские казаки стали действовать совместно с русской армией в период царствования Ивана 1У. Овладев тактическим искусством русской армии, казаки в боях с турками и кочевыми народами разработали свои метода кавалерийских боев. После подавления Булавинского восстания царское правительство лишило казаков многих привилегий.
Во время первой мировой войны казачьи соединения были одними из самых боеспособных частей русской армии. Среди казаков были наименьшие потери живой силы, за все время боевых действий потеряно только одно знамя. Казаки прекрасно владели всеми видами оружия, прекрасно владели джигитовкой. Во время первой мировой войны ощущался большой недостаток средств, и правительство проводило сбор пожертвований в фонд защиты Отечества. Одним из подобных сборов был сбор наград из драгоценных металлов в фонд государства. В армии и на флоте повсеместно нижние чины и офицеры сдавали свои награды из серебра и золота. В архивах сохранились документы, подтверждающие эти факты.

Слово учителя . Посмотрим, как относился герой к военной службе. Казак по прозвищу Чубатый учит Григория знаменитому удару, рассекающему человека надвое. Григорий никак не может овладеть техникой этого страшного удара.

Вопрос. Почему Мелехов не может освоить этот удар?

Эпизод № 1. Разговор Григория и Чубатого (книга 1, часть 3, глава 12)

– Сильный ты, а рубить дурак. Вот как надо, – учил Чубатый, и шашка его в косом полете разила цель с чудовищной силой. – Человека руби смело. Мягкий он человек, как тесто, – поучал Чубатый, смеясь глазами. – Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело – рубить, не спрашивая, Поганый, он человек…Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки. У тебя, сердце жидкое, а у меня – твердое.
– Волчье у тебя сердце, а может никакого нету, – возразил Григорий.
Вывод. Шолохов использует антитезу. Чубатый навязывает Григорию свое понимание войны, где нет милосердия, чувства сострадания. Вся натура Григория противится жестокости, которая стоит за этим ударом, герой испытывает боль по человеку (это слова Шолохова).

Слово учителя . Григорий предлагает отправить пленного офицера в штаб. Сопроводить пленного вызвался Чубатый.

Эпизод № 2. Пленение офицера (книга 1, часть 3, глава 12)

Спустя несколько минут, из-за сосны показалась голова лошади. Чубатый ехал обратно.
– Ну?.. – испуганно вскочил урядник. – Упустил?
Помахивая плеть, Чубатый подъехал, спешился, потянулся. – Побег он…Думал убечь. Срубил я его.
– Врешь, – крикнул Григорий. – Зря убил!
– Ты чего шумишь? Тебе какое дело? Не лезь, куда не надо! Понял, а? Не лезь! – строго повторил Чубатый.
Рванув за ремень винтовку, Григорий стремительно вскинул ее к плечу. Палец его прыгал, не попадая на спуск, странно косилось побуревшее лицо.
– Но! – угрожающе вскрикнул урядник, подбегая к Григорию.
Толчок опередил выстрел, и пуля, обивая хвою с сосен, запела тягуче и звонко. Урядник, пихая Григория в грудь, вырвал у него винтовку, лишь Чубатый не изменил положения: он все так же стоял, отставив ногу, держался левой рукой за поясок.
– Убью!..– рванулся к нему Григорий.
– Да вы что? Как это? Под суд, под расстрел хочете? Клади оружие – заорал урядник и, отпихнув Григория, стал между ними, распятьем расклячив руки.

Вопрос. О чем свидетельствует этот эпизод? Почему Григорий хочет убить Чубатого?

Ответ. Попытка Григория убить Чубатого – это попытка наказать зло.

Вывод. Война как массовое убийство – это не стихия Григория Мелехова. По своей натуре он – мирный человек. Трагедия человека на войне – вынужденное убийство. Григорий мечтает о доме. Он говорит брату: «Я бы дома теперя побывал, так и полетел бы, кабы крылья были».

Слово учителя. После октябрьского переворота страна раскололась. Многие вчерашние друзья, однополчане, родные стали по разные стороны, оказались врагами. У каждой стороны своя позиция, своя, правда. Но ни одну из позиций Григорий не разделяет. Если герои романа оценивают происходящее только с точки зрения своей правды, то Григорий мыслит масштабно, в его сознании другие категории: война и мир, жизнь и смерть. Вот поэтому Григорий то с белыми, то с красными. Он нигде не находит свою правду.

Эпизод № 3 Казнь Чернецова (книга 2, часть 5, глава 12),

Подтелков, тяжело ступая по провалившемуся снегу, подошел к пленным, Стоявший впереди Чернецов глядел не него, презрительно щуря светлые отчаянные глаза. Подтелков подошел к нему в упор. Он весь дрожал, немигающие его глаза ползали по изрытвленному снегу.
– Попался, гад! – клокочущим низким голосом сказал Подтелков и ступил шаг назад; щеки его сабельным ударом располосовала черная улыбка.
– Изменник казачества! Под-лец! Предатель! – сквозь стиснутые зубы зазвенел Чернецов.
Подтелков мотал головой, словно уклоняясь от пощечин. Последующее разыгралось с изумительной быстротой. Стало тихо. Отчетливо заскрипел снег под сапогами Минаева, Кривошлыкова и еще нескольких человек, кинувшихся к Подтелкову. Но он опередил их; со страшной силой рубанул Чернецова по голове. Григорий видел, как Чернецов, дрогнув, поднял над головой левую руку, видел, как углом сломалась перерубленная кисть и шашка беззвучно обрушилась на откинутую голову Чернецова.
Подтелков уже лежачего рубанул его еще раз, отошел постаревшей грузной походной, на ходу вытирая покатые долы шашки, червоневшие кровью.
Григорий оторвался от тачанки, не сводя с Подтелкова налитых кровью глаз, быстро поковылял к нему, сзади его поперек схватил Минаев, ломая, выворачивая руки, отнял наган.

Вопрос. Почему Григорий хотел заступиться за врагов, с которыми еще несколько часов назад насмерть сражался в бою?

Ответ обучающихся . Григорий против убийства безоружных пленных, т.к. считает это расправой.

Слово учителя . Григорий Мелехов принимает решение уйти от красных и присоединиться к белым.

Эпизод № 4. Казнь Подтелкова. Просмотр эпизода из кинофильма С.А.Герасимова «Тихий Дон»

Вопрос. Как вы думаете, почему М.А.Шолохов поместил эти два эпизода в романе рядом?

Ответ обучающихся . Эти два эпизода помещены автором рядом, чтобы показать неправоту и беззаконие как со стороны красных, так со стороны белых.

Вывод. Зло порождает зло, поток насилия не остановить.

Слово учителя . Метания Григория между красными и белыми свидетельствует о противоречии его характера. При описании героя Шолохов очень часто использует прием – антитезу . Мирное сознание противопоставлено сознанию войны. Герой хочет мира и тишины, а вокруг война и насилие. И в этом трагедия человека, трагедия поколения, трагедия народа, который был втянут в братоубийственную гражданскую войну, где нет места соблюдению закона, нет места милосердию, где не бывает пленных. Не герой раздвоен в своем сознании, а мир разорван. Ребята! Вспомните произведения о гражданской войне, которые мы изучали.

Ответ учащихся. И.Бабель «Письмо», «Переход через Збруч», М.А.Шолохов «Родинка».

Эпизод № 5. Разговор Григория и Михаила Кошевого в доме Мелиховых. Просмотр кадров из кинофильма С.А.Герасимова «Тихий Дон»

Михаил – друг Мелихова, вместе росли и служили. Михаил женат на сестре Григория.

Вопрос. Чего не может простить Михаил другу юности?

Ответ. Михаил не может простить Григорию службу у белых.

Вопрос. Какая мысль звучит в словах Григория: «Ежели все помнить – волками надо жить».

Ответ обучащихся . Звучит очень важная мысль – необходимо примирение, единение.

Вывод. Чтобы жить дальше, необходимо простить друг друга. Но и в том-то состоит трагедия Григория Мелехова и сотен тысяч русских людей, которые не смогли найти этого примирения. У каждой из противостоящих сторон была своя правда. Поэтому и трагичен финал: разметало семью Григория, погибает любимая женщина, разорен дом, после долгих мытарств герой возвращается домой. Весь ужас гражданской войны состоит в том, что с обеих сторон выступали честные, достойные люди, горячо любящие Россию, но никто не хотел услышать другую сторону, найти общие точки для единения и понимания. Трагедия Григория заключается в потребности в правде и невозможностью ее достижения.

Эпизод № 6. Гибель Аксиньи (книга 4, часть 8, глава 17)

Аксинья натягивала поводья и, запрокидываясь, валилась на бок. Григорий успел поддержать ее, иначе она бы упала.
– Тебя поранили?! Куда попало?! Говори же!.. – хрипло просил Григорий.
Она молчала и все тяжелее наваливалась на его руку. На скаку, прижимая ее к себе, Григорий задыхался, шептал:
– Ради Господа Бога! Хоть слово! Да что же это ты?!
Аксинья умерла на руках у Григория незадолго до рассвета. Сознание к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал ее в холодные и соленые от крови губы, бережно опустил на траву, встал, Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас испуганно вскочил на ноги. И еще раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень. Потом, не поднимаясь с колен, вынул из ножен шашку, начал рыть могилу. Земля была влажная и податливая. Он очень спешил, но удушье давило ему горло, и, чтобы легче было дышать, он разорвал на себе рубашку.
Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди ее мертвые побелевшие смуглые руки, головным платком прикрыл лицо, чтобы земля не засыпала ее полуоткрытые, неподвижно устремленные в небо и уже начавшие тускнеть глаза, Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…

Вопрос. Как Григорий переживает гибель любимой женщины?

Ответ. Личная жизнь главного героя трагична. Со смертью Аксиньи приходит осознание того, что случилась самая страшная трагедия в его жизни.

Вопрос. Что же остается Григорию? Найдите ответ в тексте романа.

Ответ обучающихся (книга 4, часть 8, глава 17).

Григорий окончательно возвращается домой, в отчий дом, к родной земле, берет сына на руки. Жизнь продолжается.

Заключительное слово учителя. Авторская позиция заключается в том, что достичь идеала невозможно, но, это не означает, что к нему не надо стремиться, т.к. мы должны нести ответственность перед будущими поколениями. А когда мы уйдем, этот нелегкий груз ляжет на ваши плечи.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». (Темы для подготовки к сочинению объявлены).

Сто лет назад, 23 января (по новому стилю) 1918 года в станице Каменской был собран Съезд фронтового казачества, который избрал казачий Военно-революционный комитет во главе с Фёдором Подтёлковым и Михаилом Кривошлыковым. Именно этот комитет провозгласил себя верховной властью на Дону, признав главенство московского Совнаркома. С этого момента начинается активное участие в Гражданской войне донского казачества, которое до этого соблюдало «нейтралитет».

Первые сполохи

Собственно говоря, боевые действия на Дону начались раньше, еще в конце 1917-го года. В то время как в Петрограде праздновали захват власти большевиками, атаман Алексей Каледин заявил, что « Войсковое правительство, считая такой захват власти большевиками преступным… временно, до восстановления власти Временного правительства и порядка в России, приняло на себя полноту исполнительной государственной власти в Донской области». 27 октября (здесь и далее все даты по старому стилю) Каледин даже пригласил членов Временного правительства на Дон, для организации вооруженной борьбы, и ввёл в области военное положение. Сторонники советской власти с таким положением дел не согласились, и запросили помощь у своих соратников за пределами области.

В 1917-м году матросы были одной из опор революции. Фото: Commons.wikimedia.org

24 ноября в Ростов прибыли корабли Черноморского флота, на которых прибыли революционно настроенные матросы. Кровь еще массово не лилась, но стороны демонстрировали готовность перейти к решительным действиям. Каледин потребовал отвести корабли обратно, а созданным в Ростове отрядам Красной гвардии-разоружиться, но этот ультиматум был проигнорирован. Одновременно шла и политическая игра по перетягиванию на себя властных полномочий: 26 ноября ростовские большевики объявили, что власть в области переходит в руки Ростовского военно-революционного комитета.

Таким образом, на Дону возникло два правительства, каждое из которых считало законным только себя. В эти дни в область прибыл генерал Корнилов , и началось создание белой Добровольческой армии. Не сидели без дела и красные, к 25 декабря 1917 года Антонов-Овсеенко почти без сопротивления занял западную часть Донецкого бассейна.

Куда качнётся чаша весов, зависело от донского казачества - однако большинство казаков заняло выжидательную позицию.

Элитные войска

Надо признать, что казаки в целом были верны идее монархии (ко всему прочему, они ведь и присягали лично императору). Но после отречения царя от престола стало непонятно кому служить. Ни большевики, ни Каледин и поддерживаемое им Временное Правительство, не были с точки зрения казаков полностью законной властью.

Поэтому донские казаки, навоевавшиеся на фронтах Первой Мировой войны, предпочитали, в основном, держаться нейтралитета - и хотя казацкие отряды под командованием Чернецова уже активно показали себя в подавлении шахтёрских выступлений в соседнем Донбассе, основная масса донского казачества занимала выжидательную позицию. Между тем, личные данные казаков были таковы, что они были способны с легкостью изменить всю расстановку сил на Дону.

«Судите сами - согласно официальным данным, всего на Первую мировую войну было призвано 117 тысяч казаков, из которых убитыми было потеряно чуть более 3 тысяч человек, а в плен попали всего 170. При этом георгиевские кресты за подвиги на поле брани получили 37 тысяч казаков. Такой результативностью действий, а также соотношением достижений и потерь, сегодня могут похвастаться только самые элитные части спецназа», - рассказал на презентации фотоальбома, посвященного участию казаков в Первой мировой войне, доктор исторических наук ЮНЦ РАН Андрей Венков.

Казаки прекрасно показали себя на фронтах Первой Мировой войны (на иллюстрации - патрулируют взятых в плен солдат немецкой и австрийской армий, фото из альбома Донские казаки в Первой Мировой войне). Фото: / Сергей Хорошавин

Однако эти люди, прошедшие огонь войны, колебались. Большинство казаков воевать не хотело. Именно поэтому первые попытки создания Добровольческой армии провалились. Всего в ряды Белой гвардии записалось около 5 тысяч офицеров, юнкеров и учащихся старших классов.

Немудрено, что белые на Дону не удержались. К 28 января 1918 года отряды красных заняли Таганрог, 10 февраля Ростов и 12 февраля - Новочеркасск. Малочисленные отряды Добровольческой армии уже не могли сдерживать наступление красных войск и отступили на Кубань.

Атаман Алексей Каледин, который не получил поддержку фронтового казачества и не видел возможности остановить отряды большевиков, сложил с себя полномочия войскового атамана и застрелился.

Подхорунжий и прапорщик

Бравый казак Фёдор Подтёлков Фото: Википедия

Массовое вовлечение донских казаков в боевые действия началось после того, как к активным действиям приступил тот самый казачий Военно-революционный комитет, во главе которого оказались подхорунжий Фёдор Подтёлков и прапорщик Михаил Кривошлыков .

Подтёлков родился на хуторе хутор Крутовский в нынешней Волгоградской области. С 1909 года - он в армии, служил артиллеристом в гвардейской конной артиллерии. Прошёл всю Первую мировую войну, став к её окончанию последовательным сторонником большевиков. Широкоплечий, высокий, с зычным голосом, Подтёлков был прирожденным лидером, и неудивительно, что именно он оказался во главе красных казаков.

Его соратник - Михаил Кривошлыков, был другого типа. В том же 1909-м, когда Подтёлков ушёл в армию, Кривошлыков поступил в Донское сельхозучилище, которое закончил на «отлично». Во время учёбы редактировал студенческую газету, а после - трудился агрономом, обучаясь, заочно, в Киевском коммерческом институте. Однако когда началась война, то мобилизации Кривошлыков не избежал. Как человек, получивший какое-никакое, но образование, он был назначен на офицерскую должность командира сначала пешей разведки, а потом и сотни.

«Будучи совершенно незаметным до переворота, он стал обращать на себя внимание в первые же дни революции не только резкостью и крайностью своих суждений, но и грубой бесшабашностью, разрушительным характером своих поступков. «Революционные» требования по отношению к училищной дисциплине, выпады против офицерского состава и обвинение его в «контрреволюционности», снятие со стен и битие царских портретов», — таковы были выступления Кривошлыкова», - рассказывал в 1918-м году об юном офицере казачий журнал «Донская Волна».

Именно эти двое и оказались во главе красных казаков, и во многом именно их действия Подтёлкова и Кривошлыкова привели к массовому восстанию на Дону, которое завершилось и их гибелью, и трагедией всего донского казачества.

Брат на брата

Советская власть, только-только утвердившись на Дону, тут же приступила к реализации своих обещаний, в том числе и «землю - крестьянам». Беда была в том, что основная часть земельного фонда в области принадлежала казакам, и наделить безземельных крестьян наделами можно было только за их счёт. Донским казакам это, мягко говоря, не понравилось.


Отряды красногвардейцев не понравились казакам. Фото: Википедия

Начали вспыхивать первые искры мятежей, которые большевики пытались давить силой. Начались аресты, реквизиции, расстрелы. Подтёлков и Кривошлыков активно участвовали в этих действиях. Кроме того, Подтёлков запятнал себя расправой над пленными.

Полковник Василий Чернецов прославился как лихими боевыми операциями, так и карательными действиями Фото: Википедия

Сразу после провозглашения Военно-революционного комитета, на его уничтожение был отправлен казачий отряд полковника Василия Чернецова , однако красные сумели его разбить, и полковник попал в плен.

Далее, по воспоминаниям очевидцев, произошло следующее - «по дороге Подтёлков издевался над Чернецовым — Чернецов молчал. Когда же Подтёлков ударил его плетью, Чернецов выхватил из внутреннего кармана своего полушубка маленький браунинг и в упор… щёлкнул в Подтёлкова, в стволе пистолета патрона не было — Чернецов забыл об этом, не подав патрона из обоймы. Подтелков выхватил шашку, рубанул его по лицу, и через пять минут казаки ехали дальше, оставив в степи изрубленный труп Чернецова».

Именно это убийство и стало формальным поводом для казни самого Подтёлкова, когда тот, в свою очередь, попал в руки восставших казаков. А произошло это уже в мае этого же года.

Советская власть затеяла на Дону мобилизация, что привело уже к массовому восстанию казаков. Власть большевиков на Дону рухнула за считанные дни, а казаки сделали свой выбор. 10 мая в плен был захвачен отряд Подтёлкова и Кривошлыкова. Сдались они почти без боя, рассчитывая, видимо, на хорошее отношение земляков, тем более, что командиры отрядов были знакомы друг с другом. Однако времена изменились - Гражданская война набирала обороты, разрывая и руша дружеские и семейные узы. На следующий день Подтёлков и Кривошлыков были повешены в хуторе Пономарёв станицы по приговору суда казачьих старейшин за казнь пленённого Чернецова. Были расстрелянны и все 78 попавших в плен членов его отряда.