Марина Ивановна Цветаева
Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю — это не беда,
А лучшее приобретенье.
Мы с Вами разные,
Какая благодать!
Прекрасно дополняем
Мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга.
Произведение датировано 1915 г. — временем цветаевской юности, изобилующей интересными знакомствами и бурными увлечениями. По признанию лирической героини, ее сердце «слишком полно», и каждый день насыщенной жизни подобен маленькой волне.
Зачин стихотворения организован антитезой, подчеркивающей разность характеров лирической пары. Идею несходства призваны передать лексическая анафора и два сравнения, иллюстрирующие степень контраста. В качестве компонентов сравнительных конструкций автор выбирает традиционные пары: земная твердь и водная стихия, солнечный свет и тень.
На фоне горячих уверений, звучащих в первых строках, неожиданным выглядит вывод, который делает лирическое «я» в конце первой строфы. Противоположность убеждений, предпочтений или привычек — не приговор или повод для разрыва, а подарок судьбы, «лучшее приобретенье» для влюбленных.
Во второй строфе субъект речи поясняет собственное парадоксальное заключение, демонстрируя глубокое знание законов психологии. Рефрен о несхожести, к которому поэтесса обращается в третий раз, в новом контексте наделяется положительным, жизнеутверждающим звучанием. Счастье в том, что разность характеров таит в себе позитивный потенциал: она обогащает отношения и передает многообразие противоречивого и прекрасного мира. Завершает небольшой текст авторский афоризм, в котором подобие отождествляется с цикличностью, напоминающей бег по замкнутому кругу, — безнадежный, бессмысленный, изматывающий душу.
Стремясь придать лирическому повествованию особую экспрессивность и изобразить непосредственность переживания, поэтесса разделяет две первые строки в каждой из строф. Усложняется и ритмический рисунок произведения, приближаясь к безыскусственной разговорной речи.
Искренняя оптимистка, цветаевская героиня желает убедить лирического адресата в самоценности высокого чувства, ради которого стоит отринуть условности. Аллегорическая картина, представляющая потребность в любви как основу для существования всего живого, изображена в стихотворении «Два дерева хотят друг к другу». Вечный закон земной жизни поэтесса облекает в лаконичную формулу: «Одно к другому».
Мотивы сходства или противоположности психологических портретов находят отражение в произведении «Мы с тобою лишь два отголоска…». Духовное родство влюбленных обнаруживает дисгармоничную сторону, несущую печаль, муки, тяжесть в отношениях.
Как известно, Петербург уже давно стал любимым действующим лицом для многих авторов. О нем слагают легенды, ему посвящают стихи, его образ чудится в картинах и романах. Этот город подчиняет себе всех, заставляя историю крутиться в нем и вокруг него. Вот и новая постановка Юрия Бутусова в театре им. Ленсовета, премьерные показы которой прошли 11 и 12 мая, посвящена Петербургу, а также писателю, воспевшему фантасмагорию этого городского образа. Речь идет о спектакле под названием «Город. Женитьба. Гоголь», в основу которого легла комедия «Женитьба» Н.В. Гоголя, одна из наиболее популярных театральных пьес. Впрочем, у Юрия Бутусова, как обычно, по жанру вышла далеко не комедия, а скорее трагикомедия - история об одиночестве и мечтах большого мегаполиса, где маленькому человеку так легко потеряться.
На первое место в названии спектакля вынесена тема города, и это, пожалуй, одна из наиболее сильных и удачных линий постановки. Здесь продолжаются темы, характерные для классических русских романов, в которых Петербург выступает самостоятельным героем. За три с половиной часа перед зрителем возникает художественный образ города, воспетого Николаем Гоголем и Федором Достоевским (звучат фрагменты романа «Идиот» и романа в стихах «Евгений Онегин»), Анной Ахматовой и Андреем Белым. Он поэтический, романтический, временами жестокий по отношению к своим жителям, не лишенный, между тем, современного духа, наполненный бесчисленными туристами и машинами. Сценографию спектакля отличает предельный минимализм с элементами легкого хаоса (художник Николай Слободяник), полностью черное пространство затягивает в себя и поглощает неосторожных зевак. Это привычное режиссерское решение дает возможность не просто видеть город, а чувствовать его, слышать, поскольку фоном звучат голоса улиц Петербурга.
Именно в таких художественных рамках разворачивается сама «Женитьба» - гоголевская история о невесте Агафье Тихоновне в исполнении заслуженной артистки России Анны Ковальчук и сватающегося к ней служащего Подколесина (Олег Федоров). Эти двое мечутся, мучаются, постоянно выбирают и что-то выгадывают, не могут понять, что делать со своими жизнями, и как их соединить воедино. В общем, следуют всем смыслам из известного стихотворения Марины Цветаевой, также нашедшего место в спектакле:
«Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю - это не беда,
А лучшее приобретение
Мы с вами разные, какая благодать!
Прекрасно дополняем мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга…»
Этот трогательный, пронзительный, сатирический, местами безумно смешной, но чаще грустный рассказ развивается достаточно вольно, время от времени возвращаясь к уже сыгранным эпизодам. Повторы текста и нарочито медленное пережевывание их по нескольку раз, хаотичный порядок сцен, меняющая несколько раз амплуа Агафья Тихоновна - эти традиционные режиссерские приемы Бутусова, к сожалению, в этот раз не производят привычно сильного впечатления на зрителей, чье внимание рассеивается уже с середины первого действия. Возможно, сказывается премьерное волнение, и именно поэтому спектакль идет довольно тяжело и не совсем органично, местами он сильно затянут и иногда разваливается на отдельные эпизоды. Первая часть постановки гораздо более плотная, насыщенная, разнообразная по настроению, в отличие от второй, где сцена за сценой, словно в спешке, набегают друг на друга, разрывая всю стройность композиции.
К третьему гоголевскому смыслу спектакля относится большинство остроумных и сатирических этюдов, которые намеренно выбиваются из трагической ритмики повествования. К примеру, очаровательно выглядит трио сватающихся к Агафье Тихоновне женихов. Яичница, Анучкин и Жевакин (Сергей Мигицко, Евгений Филатов и Александр Новиков), словно пригорюнившись в рюмочной, поют а капелла известные советские песни про ромашки, лютики, пилотов, девушек и самолёты. Эта и другая музыка становится еще одним полноправным героем спектакля, солнцем, вокруг которого все вращается. И если некоторые драматические эпизоды вызывают вопросы, то музыка наряду с идеальной актерской пластикой чутко и щедро дают возможность прочувствовать всю глубину трагической истории двух взрослых людей, снова и снова напоминая зрителям, как важно любить и быть любимым.
Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии, предоставленные Театром им. Ленсовета
Анализ стихотворения Цветаевой «Мы с Вами разные…»
Произведение датировано 1915 г. - временем цветаевской юности, изобилующей интересными знакомствами и бурными увлечениями. По признанию лирической героини, ее сердце «слишком полно», и каждый день насыщенной жизни подобен маленькой волне.
Зачин стихотворения организован антитезой, подчеркивающей разность характеров лирической пары. Идею несходства призваны передать лексическая анафора и два сравнения, иллюстрирующие степень контраста. В качестве компонентов сравнительных конструкций автор выбирает традиционные пары: земная твердь и водная стихия, солнечный свет и тень.
На фоне горячих уверений, звучащих в первых строках, неожиданным выглядит вывод, который делает лирическое «я» в конце первой строфы. Противоположность убеждений, предпочтений или привычек - не приговор или повод для разрыва, а подарок судьбы, «лучшее приобретенье» для влюбленных.
Во второй строфе субъект речи поясняет собственное парадоксальное заключение, демонстрируя глубокое знание законов психологии. Рефрен о несхожести, к которому поэтесса обращается в третий раз, в новом контексте наделяется положительным, жизнеутверждающим звучанием. Счастье в том, что разность характеров таит в себе позитивный потенциал: она обогащает отношения и передает многообразие противоречивого и прекрасного мира. Завершает небольшой текст авторский афоризм, в котором подобие отождествляется с цикличностью, напоминающей бег по замкнутому кругу, - безнадежный, бессмысленный, изматывающий душу.
Стремясь придать лирическому повествованию особую экспрессивность и изобразить непосредственность переживания, поэтесса разделяет две первые строки в каждой из строф. Усложняется и ритмический рисунок произведения, приближаясь к безыскусственной разговорной речи.
Искренняя оптимистка, цветаевская героиня желает убедить лирического адресата в самоценности высокого чувства, ради которого стоит отринуть условности. Аллегорическая картина, представляющая потребность в любви как основу для существования всего живого, изображена в стихотворении «Два дерева хотят друг к другу». Вечный закон земной жизни поэтесса облекает в лаконичную формулу: «Одно к другому».
Как известно, Петербург уже давно стал любимым действующим лицом для многих авторов. О нем слагают легенды, ему посвящают стихи, его образ чудится в картинах и романах. Этот город подчиняет себе всех, заставляя историю крутиться в нем и вокруг него. Вот и новая постановка Юрия Бутусова в театре им. Ленсовета, премьерные показы которой прошли 11 и 12 мая, посвящена Петербургу, а также писателю, воспевшему фантасмагорию этого городского образа. Речь идет о спектакле под названием «Город. Женитьба. Гоголь», в основу которого легла комедия «Женитьба» Н.В. Гоголя, одна из наиболее популярных театральных пьес. Впрочем, у Юрия Бутусова, как обычно, по жанру вышла далеко не комедия, а скорее трагикомедия — история об одиночестве и мечтах большого мегаполиса, где маленькому человеку так легко потеряться.
На первое место в названии спектакля вынесена тема города, и это, пожалуй, одна из наиболее сильных и удачных линий постановки. Здесь продолжаются темы, характерные для классических русских романов, в которых Петербург выступает самостоятельным героем. За три с половиной часа перед зрителем возникает художественный образ города, воспетого Николаем Гоголем и Федором Достоевским (звучат фрагменты романа «Идиот» и романа в стихах «Евгений Онегин»), Анной Ахматовой и Андреем Белым. Он поэтический, романтический, временами жестокий по отношению к своим жителям, не лишенный, между тем, современного духа, наполненный бесчисленными туристами и машинами. Сценографию спектакля отличает предельный минимализм с элементами легкого хаоса (художник Николай Слободяник), полностью черное пространство затягивает в себя и поглощает неосторожных зевак. Это привычное режиссерское решение дает возможность не просто видеть город, а чувствовать его, слышать, поскольку фоном звучат голоса улиц Петербурга.
Именно в таких художественных рамках разворачивается сама «Женитьба» — гоголевская история о невесте Агафье Тихоновне в исполнении заслуженной артистки России Анны Ковальчук и сватающегося к ней служащего Подколесина (Олег Федоров). Эти двое мечутся, мучаются, постоянно выбирают и что-то выгадывают, не могут понять, что делать со своими жизнями, и как их соединить воедино. В общем, следуют всем смыслам из известного стихотворения Марины Цветаевой, также нашедшего место в спектакле:
«Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю — это не беда,
А лучшее приобретение
Мы с вами разные, какая благодать!
Прекрасно дополняем мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга…»
Этот трогательный, пронзительный, сатирический, местами безумно смешной, но чаще грустный рассказ развивается достаточно вольно, время от времени возвращаясь к уже сыгранным эпизодам. Повторы текста и нарочито медленное пережевывание их по нескольку раз, хаотичный порядок сцен, меняющая несколько раз амплуа Агафья Тихоновна — эти традиционные режиссерские приемы Бутусова, к сожалению, в этот раз не производят привычно сильного впечатления на зрителей, чье внимание рассеивается уже с середины первого действия. Возможно, сказывается премьерное волнение, и именно поэтому спектакль идет довольно тяжело и не совсем органично, местами он сильно затянут и иногда разваливается на отдельные эпизоды. Первая часть постановки гораздо более плотная, насыщенная, разнообразная по настроению, в отличие от второй, где сцена за сценой, словно в спешке, набегают друг на друга, разрывая всю стройность композиции.
К третьему гоголевскому смыслу спектакля относится большинство остроумных и сатирических этюдов, которые намеренно выбиваются из трагической ритмики повествования. К примеру, очаровательно выглядит трио сватающихся к Агафье Тихоновне женихов. Яичница, Анучкин и Жевакин (Сергей Мигицко, Евгений Филатов и Александр Новиков), словно пригорюнившись в рюмочной, поют а капелла известные советские песни про ромашки, лютики, пилотов, девушек и самолёты. Эта и другая музыка становится еще одним полноправным героем спектакля, солнцем, вокруг которого все вращается. И если некоторые драматические эпизоды вызывают вопросы, то музыка наряду с идеальной актерской пластикой чутко и щедро дают возможность прочувствовать всю глубину трагической истории двух взрослых людей, снова и снова напоминая зрителям, как важно любить и быть любимым.
Марина Цветаева - удивительная женщина удивительной судьбы. Марина Цветаева является классическим «художником» - творцом, непризнанным и нищим при жизни гением, которую вся страна начала обожать лишь после её смерти - самоубийства. Марина Цветаева выросла в интеллигентной семье, свободно владела несколькими иностранными языками, рано потеряла мама, рано вышла замуж и родила ребенка, очень любила мужчин - она любила и умела любить, её часто называли «Казановой в юбке», т.к. у неё было очень много любовников при живом и ревнивом, но любящем её муже.
С началом Первой Мировой Войны и социалистической революцией в жизни Марины Цветаевой наступила не то, чтобы черная полоса в жизни, - её жизнь погрузилась в непроглядную тьму эмигрантской безысходности, нищенского существования - муж был болен, её второй ребенок умер от голода, семья существовала на мизерные доходы от переводов Цветаевой и швейных работ её маленькой дочери. По возвращении в СССР мужа Цветаевой расстреляли в застенках, но Марина Цветаева так об этом и не узнала, хотя и догадывалась о возможности такой смерти. Её дочь Ариадну также арестовали.
Жить было просто не на что. А тут еще началась Вторая Мировая война, работы не было никакой - Марину Цветаеву - выдающуюся женщину-поэта, одаренную творческую личность, стихами и песнями которой восторгался весь СССР, не брали даже на должность посудомойки в Литбюро! От отчаяния, от непрерывной череды унижений, лишений и поражений Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года, попросив у своего сына Георгия прощения за этот свой шаг...
Несмотря на ужасную, трагическую судьбу, стихи Марины Цветаевой полный любви и жизни, веры в Бога и в лучшее. До сих пор стихи о любви Марины Цветаевой считаются самыми оригинальными, прикольными и необычными любовными стихами - она была удивительно изобретательным и нестандартным поэтом и прозаиком. Кому-то больше нравятся красивые стихи о любви Анны Ахматовой, но лично мне они кажутся уж слишком безнадежными, безысходными, беспросветными какими-то. А любовные стихи Марины Цветаевой, конечно, тоже трудно назвать уж слишком веселыми и оптимистическими, но они грустны как-то по-светлому - её стихи читаются легко и без надрыва.
Мне нравится, что вы больны не мной
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня, не зная сами!
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,
За то, что Вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не Вами!
Этот любовный стих - классика любовной лирики. Слова этого прекрасного и трогательного стихотворения о любви положены на грустную, лирическую песню , которую знают все, ибо каждый новый год все жители бывшего Советского Союза смотрят замысловатую историю любви , которая начинается с того, что наши мужчины пошли в баню... "Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не Вами..."
Мы с Вами разные, как суша и вода...
Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю - это не беда,
А лучшее приобретенье.
Мы с Вами разные,
Какая благодать!
Прекрасно дополняем
Мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга.
Отличные стихи Марины Цветаевой про разную сущность женщины и мужчины. Сравнение Женщины и Мужчины как Суши и Воды - разве может быть что-то еще более прекрасное, разве существует более удачное сравнение, метафора? Гений, на то и гений, чтобы замечать то, что скрыто от глаз обычных людей.
Легкомыслие
Легкомыслие! - Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
И мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научив не хранить кольца,
С кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
Быть как стебель и быть как сталь
В жизни, где мы так мало можем...
Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!
Красивый женский стих про переменчивую женскую сущность. "Шоколадом лечить печаль" - это так актуально и в наши дни, сто лет спустя написания этих лирических стихов о женщине и её сути...
НОВОЛУНЬЕ
Новый месяц встал над лугом,
Над росистою межой.
Милый, дальний и чужой,
Приходи, ты будешь другом.
Днем - скрываю, днем - молчу.
Месяц в небе,- нету мочи!
В эти месячные ночи
Рвусь к любимому плечу.
Не спрошу себя: «Кто ж он?»
Все расскажут - твои губы!
Только днем объятья грубы,
Только днем порыв смешон.
Днем, томима гордым бесом,
Лгу с улыбкой на устах.
Ночью ж... Милый, дальний... Ах!
Лунный серп уже над лесом!
Замечательные, красивые любовные стихи про нежную первую или вторую любовь. Кто любил, тот поймет, что "Всё расскажут - твои губы!", тот вспомнит, как бежал и стремился на свои первые любовные свиданья...
В ПАРИЖЕ
Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.
Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас.
Везде, везде всё пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.
Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.
Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.
Там чей-то взор печально-братский.
Там нежный профиль на стене.
Rostand и мученик Рейхштадтский
И Сара - все придут во сне!
В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.
Грустный и красивый стих про одиночество эмигранта в далеком и холодном, чужом Париже. Кто был любим и любил, кружился в водовороте любовной страсти, а потом был выброшен за борт любовной лодки, тот понимает, о чем эти красивые и грустные стихи...
Мировое
Мировое началось во мгле кочевье:
Это бродят по ночной земле - деревья,
Это бродят золотым вином - гроздья,
Это странствуют из дома в дом - звезды,
Это реки начинают путь - вспять!
И мне хочется к тебе на грудь - спать.
НИНЕ
К утешениям друга-рояля
Ты ушла от излюбленных книг.
Чей-то шепот в напевах возник,
Беспокоя тебя и печаля.
Те же синие летние дни,
Те же в небе и звезды и тучки...
Ты сомкнула усталые ручки,
И лицо твое, Нина, в тени.
Словно просьбы застенчивой ради,
Повторился последний аккорд.
Чей-то образ из сердца не стерт!..
Всё как прежде: портреты, тетради,
Грустных ландышей в вазе цветы,
Там мирок на диване кошачий...
В тихих комнатках маленькой дачи
Всё как прежде. Как прежде и ты.
Детский взор твой, что грустно тревожит,
Я из сердца, о нет, не сотру.
Я любила тебя как сестру
И нежнее, и глубже, быть может!
Как сестру, а теперь вдалеке,
Как царевну из грез Андерсена...
Здесь, в Париже, где катится Сена,
Я с тобою, как там, на Оке.
Пусть меж нами молчанья равнина
И запутанность сложных узлов.
Есть напевы, напевы без слов,
О любимая, дальняя Нина!
Говорят, что Марине Цветаевой не была чужда лесбийская любовь... Говорят, что она на целых два года бросила мужа ради своей любви к женщине - одной переводчице и поэтессе. И если все эти досужие разговоры - правда, то этот нежный и красивый стих, посвященный Нине, - лучшее и самое оригинальное тому подтверждение.
ПЛЕННИЦА
Она покоится на вышитых подушках,
Слегка взволнована мигающим лучом.
О чем загрезила? Задумалась о чем?
О новых платьях ли? О новых ли игрушках?
Шалунья-пленница томилась целый день
В покоях сумрачных тюрьмы Эскуриала.
От гнета пышного, от строгого хорала
Уводит в рай ее ночная тень.
Не лгали в книгах бледные виньеты:
Приоткрывается тяжелый балдахин,
И слышен смех звенящий мандолин,
И о любви вздыхают кастаньеты.
Склонив колено, ждет кудрявый паж
Ее, наследницы, чарующей улыбки.
Аллеи сумрачны, в бассейнах плещут рыбки
И ждет серебряный, тяжелый экипаж.
Но... грезы всё! Настанет миг расплаты;
От злой слезы ресницы дрогнет шелк,
И уж с утра про королевский долг
Начнут твердить суровые аббаты.
Небанальное стихотворение о любви, роскоши и неизбежной расплате за грехи молодости и легкомысленной любви. Красиво, очаровательно, воздушно и оригинально. Марина Цветаева - неповторимая поэтесса.
Мальчиком, бегущим резво...
Мальчиком, бегущим резво,
Я предстала Вам.
Вы посмеивались трезво
Злым моим словам:
"Шалость - жизнь мне, имя - шалость!
Смейся, кто не глуп!"
И не видели усталость
Побледневших губ.
Вас притягивали луны
Двух огромных глаз.
- Слишком розовой и юной
Я была для Вас!
Тающая легче снега,
Я была - как сталь.
Мячик, прыгнувший с разбега
Прямо на рояль,
Скрип песка под зубом или
Стали по стеклу...
- Только Вы не уловили
Грозную стрелу
Легких слов моих и нежность
Гнева напоказ...
Каменную безнадежность
Всех моих проказ!
Легкое и доброе стихотворение про юношескую дерзость, задор и, возможно, первое любовное волнение - первую влюбленность, детскую страсть.
Быть нежной, бешеной и шумной
Быть нежной, бешеной и шумной,
- Так жаждать жить!
Очаровательной и умной,
Прелестной быть!
Нежнее всех, кто есть и были,
Не знать вины...
- О возмущенье, что в могиле
Мы все равны!
Стать тем, что никому не мило,
- О, стать как лед!
Не зная ни того, что было,
Ни что придет,
Забыть, как сердце раскололось
И вновь срослось,
Забыть свои слова и голос,
И блеск волос.
Браслет из бирюзы старинной
На стебельке,
На этой узкой, этой длинной
Моей руке...
Как зарисовывая тучку
Издалека,
За перламутровую ручку
Бралась рука,
Как перепрыгивали ноги
Через плетень,
Забыть, как рядом по дороге
Бежала тень.
Забыть, как пламенно в лазури,
Как дни тихи...
- Все шалости свои, все бури
И все стихи!
Мое свершившееся чудо
Разгонит смех.
Я, вечно-розовая, буду
Бледнее всех.
И не раскроются - так надо
- О, пожалей!
Ни для заката, ни для взгляда,
Ни для полей.
Мои опущенные веки.
- Ни для цветка!
Моя земля, прости навеки,
На все века.
И так же будут таять луны
И таять снег,
Когда промчится этот юный,
Прелестный век.
Отличные, красивейшие стихи для девочек и юных девушек. Для тех, кто любит розовый цвет и нежность, этот стих должен стать гимном. Доброе и звонкое, юное и задорное, прикольное и легкое стихотворение, которое легко читать, как бы вдыхая в себя прелесть его юности.
Собирая любимых в путь...
Собирая любимых в путь,
Я им песни пою на память -
Чтобы приняли как-нибудь,
Что когда-то дарили сами.
Зеленеющею тропой
Довожу их до перекрестка.
Ты без устали, ветер, пой,
Ты, дорога, не будь им жесткой!
Туча сизая, слез не лей,
Как на праздник они обуты!
Ущеми себе жало, змей,
Кинь, разбойничек, нож свой лютый.
Ты, прохожая красота,
Будь веселою им невестой.
Потруди за меня уста,-
Наградит тебя Царь Небесный!
Разгорайтесь, костры, в лесах,
Разгоняйте зверей берложьих.
Богородица в небесах,
Вспомяни о моих прохожих!
Попытка Ревности: Как живется вам с другою?!
Как живется Вам с другою,
Проще ведь? Удар весла!
Линией береговою
Скоро ль память отошла?
Обо мне, плавучем острове
(По небу - не по водам)!
Души, души! Быть вам сестрами,
Не любовницами - Вам!
Как живется Вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед)?
Как живется Вам - хлопочется?
Ежится? Встается - как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?
"Судорог да перебоев -
Хватит! Дом себе найму".
Как живется Вам с любою -
Избранному моему!?
Свойственнее и сьедобнее -
Снедь? Приестся - не пеняй...
Как живется Вам с подобием -
Вам, поправшему Синай!
Как живется Вам с чужою,
Здешнею? Ребром - люба?
Стыд Зевесовой вожжою
Не охлестывает лба?
Как живется Вам - здоровится?
Можется? Поется - как?
С язвою бессмертной совести
Как справляетесь, бедняк?
Как живется Вам с товаром
Рыночным? Оброк - крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой?
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог - и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной:
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется Вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?! Ну, за голову: счастливы?!
Нет? В провале без глубин:
Как живется, милый? Тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?
Я с вызовом ношу его кольцо!
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие - в роковые времена
Слагают стансы - и идут на плаху.
Марина
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти,
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена,
Высокая пена морская!
Стихи о любви. Самые красивые, оригинальные, прикольные и самые лучшие любовные стихи Марины Цветаевой.
Писала я на аспидной доске
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах...
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно!
Что ты любим! любим! любим! любим!
Расписывалась - радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты - уцелеешь на скрижалях.
ДЕКАБРЬ И ЯНВАРЬ
В декабре на заре было счастье,
Длилось - миг.
Настоящее, первое счастье
Не из книг!
В январе на заре было горе,
Длилось - час.
Настоящее, горькое горе
В первый раз!
Горечь!
Горечь! Горечь! Вечный привкус
На губах твоих, о страсть!
Горечь! Горечь! Вечный искус -
Окончательнее пасть.
Я от горечи - целую
Всех, кто молод и хорош.
Ты от горечи - другую
Ночью за руку ведешь.
С хлебом ем, с водой глотаю
Горечь-горе, горечь-грусть.
Есть одна трава такая
На лугах твоих, о Русь.
Полнолунье
Полнолунье, и мех медвежий,
И бубенчиков легкий пляс...
Легкомысленнейший час!- Мне же
Глубочайший час.
Умудрил меня встречный ветер,
Снег умилостивил мне взгляд,
На пригорке монастырь светел
И от снега - свят.
Вы снежинки с груди собольей
Мне сцеловываете, друг,
Я на дерево гляжу,- в поле
И на лунный круг.
За широкой спиной ямщицкой
Две не встретятся головы.
Начинает мне Господь - сниться,
Отоснились - Вы.
В черном небе слова начертаны
В черном небе слова начертаны -
И ослепли глаза прекрасные...
И не страшно нам ложе смертное,
И не сладко нам ложе страстное.
В поте - пишущий, в поте - пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий,
Дуновение вдохновения!
Святая ль ты, иль нет тебя грешнее
Святая ль ты, иль нет тебя грешнее,
Вступаешь в жизнь, иль путь твой позади,
О, лишь люби, люби его нежнее!
Как мальчика, баюкай на груди,
Не забывай, что ласки сон нужнее,
И вдруг от сна объятьем не буди.
Будь вечно с ним: пусть верности научат
Тебя печаль его и нежный взор.
Будь вечно с ним: его сомненья мучат,
Коснись его движением сестер.
Но, если сны безгрешностью наскучат,
Сумей зажечь чудовищный костер!
Ни с кем кивком не обменяйся смело,
В себе тоску о прошлом усыпи.
Будь той ему, кем быть я не посмела:
Его мечты боязнью не сгуби!
Будь той ему, кем быть я не сумела:
Люби без мер и до конца люби!
ПРИМЕТЫ
Точно гору несла в подоле -
Всего тела боль!
Я любовь узнаю по боли
Всего тела вдоль.
Точно поле во мне разъяли
Для любой грозы.
Я любовь узнаю по дали
Всех и вся вблизи.
Точно нору во мне прорыли
До основ, где смоль.
Я любовь узнаю по жиле,
Всего тела вдоль
Cтонущей. Сквозняком как гривой
Овеваясь, гунн:
Я любовь узнаю по срыву
Самых верных струн
Горловых,- горловых ущелий
Ржавь, живая соль.
Я любовь узнаю по щели,
Нет! по трели
Всего тела вдоль!
Вчера еще в глаза глядел...
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
И слезы ей - вода, и кровь -
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
Вчера еще в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,
Жизнь выпала - копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать", - ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот, что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?
Все ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Само - что дерево трясти!
В срок яблоко спадает спелое...
- За все, за все меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!
Стихи о любви. Самые красивые, оригинальные, прикольные и самые лучшие любовные стихи Марины Цветаевой.
Ваш нежный рот - сплошное целованье...
Ваш нежный рот - сплошное целованье...
- И это все, и я совсем как нищий.
Кто я теперь? - Единая? - Нет, тыща!
Завоеватель? - Нет, завоеванье!
Любовь ли это - или любованье,
Пера причуда - иль первопричина,
Томленье ли по ангельскому чину,
Иль чуточку притворства - по призванью...
Души печаль, очей очарованье,
Пера ли росчерк - ах! - не все равно ли,
Как назовут сие уста - доколе
Ваш нежный рот - сплошное целованье!
Страшная судьба, прекрасные стихи. Как бывает жизнь непредсказуема! Иные бесталанные поэты и писатели всю жизнь как сыр в масле катаются-валяются, а другие - несомненно талантливые и одаренные, по-настоящему творческие и оригинальные личности всю жизнь маются без кола, без двора, без обычного женского или мужского счастья, так и умирают непризнанными гениями, чтобы после смерти стать всем. Разве это справедливо? Разве справедлива была советская власть к автору самой известной в СССР песни из фильма «Ирония судьбы или С легким паром!» «Мне нравится, что вы больны не мной» и ряда других шедевров? Но в результате мы имеем красивые и легкие, изящные, почти звенящие и добрые, грустные лирические стихи про любовь, ревность, одиночество, про жизнь...