» » Мамай хан золотой орды. Мамай. Отрывок, характеризующий Мамай

Мамай хан золотой орды. Мамай. Отрывок, характеризующий Мамай

Храбрый полководец, способный администратор, искусный политик, талантливый дипломат – все это смело можно сказать о темнике Золотой орды Мамае. По сути, он владел большей частью золотоордынской территории, на которой проживали потомки половцев, алан, ясов, касогов, крымцев. Его верными союзниками были литовцы и генуэзцы. Не секрет, что Мамай был прозападником, однако это ему не мешало принимать большое участие в выборе очередного хана из рода Чингизидов, и по своему усмотрению править через номинальных правителей государством.

Сам он никогда не предпринимал попыток занять престол, уважая исключительную прерогативу потомков великого кагана Чингиз-хана. Но, несмотря на это, с великим каганом его все же связывали общие корни, а именно, древний род Кият.

Женщина — глава рода

К сожалению, год, место и время рождения великого монгола до сих пор остаются спорными и размытыми. К примеру, судя по сохранившимся данным, родина Мамая была где-то между берегом Черного моря Крыма и Днепром. Отсюда началось его восхождение по ступенькам военной лестницы, сюда же он бежал после поражения в 1380 году. Где-то в Причерноморье или в самой Кафе нашел он свое последнее пристанище, а позже был убит, оставив в памяти народной в южных землях топонимические названия — река Мамайка, поселение Мамайка (под современной Евпаторией, ныне окраина города), Мамаев курган и многочисленные тюркские фамилии. А вот год рождения так и остается неизвестным. Можно только предположить, что возможно он родился между 30-ми и 40-ми годами XIV столетия. Первые упоминания в летописях об этом человеке относятся к 1361 году, когда по просьбе московских бояр и митрополита Алексия он помог юному московскому князю Дмитрию, (в будущем Донскому) занять владимирский престол. Тогда Дмитрию было всего одиннадцать лет. Следовательно, Мамай был гораздо старше князя, уже имел влияние в Орде и располагал военной мощью.

Еще есть любопытные сведения о его вероисповедании. Безусловно, он был правоверным мусульманином, однако если верить ряду исследователей, то по своим религиозно-общественным взглядам Мамай принадлежал к ордену «исмаилитов», одной из сект шиитского течения ислама.

И если источники с сомнением говорят о месте его рождения и совершенно ничего не говорят, о дате его появления на свет и первых годах жизни, то все как один утверждают — Мамай происходил из знатного монгольского рода Кият. Старинный род был славен многими достойными сынами и потомками. Сам Чингиз-хан был из рода Кият-Борджигин. Возможно, узами родства Чингиз-хан и его потомки с Мамаем не были связаны, но происхождение вели от одной прародительницы — почтенной дамы, имя которой Алан-Гоа.

В переводе с монгольского Алан-Гоя означает пятнистая лань. Об этой женщине сегодня уже мало что известно. Предполагают, что жила она на рубеже X-XI веков, была женой некого Добун-Мергэна, от которого у нее было два сына, а овдовев, произвела на свет еще троих сыновей и вошла в историю как прародительница монгольского этноса.

Объясняя их появление на свет, Алан-Гоа утверждала, что родила их от светлорусого юноши, который приходил к ней в полночь через дымовое отверстие юрты и уходил с рассветом, словно «желтый пес». Зачатие якобы происходило от света, исходившего от него и проникало в чрево вдовы. По ее утверждению, таинственный посетитель был сам бог Тенгри. Конечно, поверить женщине, утверждающей подобное явление, трудно, да и сами монголы X века относились к рассказу Алан-Гоа скептически. Но видимо, она пользовалась большим влиянием и смогла убедить, раз приняли ее рассказ на веру, и свято считали этих трех сыновей «отмеченными печатью небесного происхождения».
Род Чингиз-хана, так же как и род Мамая, происходил от младшего сына Алан-Гоа — Бодончара (Бочкин-Чалчи). Правда, есть некоторые предположения, что истинным отцом Бодончара был Ма-алих Баяудец, тюрк, единственный мужчина, кроме сыновей Алан-Гоа, жившие в ее доме. По данным анонимной рукописи «Алтан Тобчи», сын Алан-Гоа, Бодончар, родился в 970 году. Он отличался рыжими волосами и светлыми глазами, передав эти характерные черты своим потомкам. К Бодончару возводили свою генеалогию многие монгольские роды, такие как Дуглат, Барулас, Урут, Мангут, Тайджиут, Чонос, Кият и другие. При внуках Бодончара начался процесс формообразования этноса. Монгольских родов становилось больше, росла и их численность. Появилось деление на новые родовые группы, стали выделяться имена вождей. Одним из таких стал Хайду, правнук Бодончара. Со временем вожди стали именоваться каганами (ханами). Первым верховным владыкой – ханом стал основатель рода Кият Хабул (ок. 1100 — 1148),– представитель восьмого поколения потомком Алан-Гоа и бога Тенгри. Он царствовал в 30-40 годы XII века. С ним закончился процесс формирования монгольского этногенеза, и началась монгольская история. У Хабула было семеро сыновей, давших миру Чингиз-хана, чей отец внук Хабула Есугей-багатур стал основателем рода Кият-Борджигин, и Мамая, род которого вел свою родословную от старших сыновей Хабула.
Эмир Причерноморья

С веками родство между Чингизидами и Киятами значительно отдалилось, однако эмиры из рода Кият по-прежнему оставались привилегированными и уважаемыми в Орде. Они брали в жены дочерей из ханской династии, стояли во главе мощной армии и управляли отдаленными улусами золотоордынской империи.

Исключением не стал и эмир Мамай Кият. Он женился на дочери Мухаммеда Бердибека, двенадцатого хана Золотой Орды (1357-1359), приданное которой принесло ему наместничество Крыма и всего Северного Причерноморья. Мамай проявил себя как хороший администратор и отличный стратег, за это спустя несколько лет, хан назначает его на высокую должность беклярбека – одну из двух главных должностей в администрации Золотой Орды, в чьи функции входило руководство армией, управление внешними делами и верховным судом. Эмир Мамай очень быстро завоевал симпатии среди местного населения Крыма и Причерноморья, сошелся с ближайшими соседями литовцами и генуэзцами. Благодаря своему таланту дипломата, он добился того, что крымский улус-юрт становился организованным государством, опиравшимся на местных аборигенов. Сама ставка Мамая находилась в городе Орда в низовьях Днепра (на территории современного Каховского водохранилища).
В 1359 году хана Бердибека убил чингизид Кульпа, который и занял ордынский престол. Мамай, в чьем подчинении была армия, воспользовавшись ситуацией, объявил ему войну. С этого момента, власть Мамая еще больше усилилась, теперь, сместив Кульпу, он сам стал выбирать кандидатов на место кагана, и в августе 1361 года он провозгласил ханом своего первого ставленника Абдуллу. Естественно, что другие претенденты-чингизиды, остались недовольны выбором всесильного эмира и отказались признавать власть нового хана. В Орде началась «Великая замятня». На протяжении одиннадцати лет Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды. И только к 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть Орды (от Крыма до правого берега Волги).

Эмир Мамай Кият потерпел поражение в столкновении на Куликовом поле с вассалом, или как принято называть, союзником хана Тохтамыша Дмитрием Донским, которому сам же выдавал ярлык на княжение. Так уж сложилось, что Дмитрий выступил на стороне Тохтамыша признав очередного чингизида ханом Большой Орды (см. статью «Фиаско Мамая и Триумф Тохтамыша», Авдет 2008 г. № …). Он ушел в Крым, но надежду на реванш не терял, пока случайность не изменила все его планы. В 1380 году, возвращаясь в родные степи после сражения, Мамай неожиданно встретился на берегах реки Калки со своим давним врагом — Тохтамышем. Для последнего эта встреча так же была неожиданностью. Бой был неизбежен. И в то время, когда и Мамай, и Тохтамыш собирались давать своим воинам команду к бою, случилось неожиданное. Воины Мамая сошли с коней и принесли присягу законному хану чингизиду Тохтамышу. Они не схватили и не выдали своего вождя, что было бы предательством, они позволили ему уехать в Крым.

Сын Мамая Мансур, чингизид по материнской линии, ушел в Литву, был там принят и жил на южной окраине, не теряя связи со Степью и со своими родственниками. По преданию, под деревней Глина Мансур спас от смерти великого князя Литовского Витовта, за что получил титул князя Глинского. От него пошла династия князей Глинских, сыгравших одну из важных ролей в истории Московского княжества, от него же ведут свой род крымские мурзы Мансуры и многие другие.
Что касается самого всесильного эмира, то по некоторым данным, его убили союзники – генуэзцы, недовольные исходом битвы.

Похоронен Мамай Кият в Шейх-Мамае (ныне село Айвазовское, Кировского района Крыма), близ Кафы. Его могилу, точнее курган, нашел художник И. Айвазовский, занимавшийся археологией в южном Крыму.

«Как Мамай прошел» - эта пословица до сих пор часто используется в русской речи. Она употребляется, когда речь идет об опустошении, разгроме. Это одно из немногих выражений эпохи Куликовской битвы, когда разбил Мамаево войско.

Детство и юность

Биография Мамая имеет большое количество белых пятен, ведь с его появления на свет прошло более 6 веков. Предположительно, родился в 1335 году в столице Золотой Орды, городе Сарай-Бату. Родом был из монгольского племени кият, исповедовал ислам. Имя представляет собой древнетюркский вариант имени Мухаммед.

Удачный брак с дочерью хана Золотой Орды позволил Мамаю в 1357 году занять пост беклярбека: руководил верховным судом, армией и вел внешнеполитические дела. Без женитьбы на Тулунбек Мамая не допустили бы до столь высокого чина.

Золотая орда

В 1359 году, после убийства тестя Бердибека ханом Кульпой, Мамай объявляет ему войну. С этого момента начинается так называемая «Великая замятня» в Орде. Так как Мамай не был чингизидом, титул хана он взять не мог. Тогда в 1361 году он провозгласил ханом Белой Орды (части Золотой Орды, вторая часть называлась Синей) своего ставленника Абдуллаха, происходящего из рода Батуидов.


Этот шаг вызвал протесты других претендентов на власть, Мамаю с 1359 по 1370 годы пришлось воевать с девятью ханами: к 1366 году он смог взять под контроль западную часть государства, от правого берега Волги до Крыма. Периодически он владел столицей, городом Сараем. Во внешней политике Мамай ориентировался на сближение с европейскими государствами – Венецией, Генуей, Великим княжеством Литовским и другими.

В 1370 году ставленник Абдуллах умер, предположительно, от руки Мамая. На его место встал Мухаммед Булак, восьмилетний мальчик из рода Батуидов. Де-юре он правил самопровозглашенной Мамаевой Ордой до 1380 года, пока не погиб в Куликовской битве. Фактически же властвовал Мамай, не принимая ханского титула.


Отношения темника с Москвой складывались по-разному. В ранние годы правления Мамай оказывал столице поддержку, в 1363 году с митрополитом Алексием был подписан договор об уменьшении дани. Московский князь Дмитрий признал власть Мамая и хана Абдуллаха.

Однако в 1370 году Мамай отобрал у него великое княжество и передал Михаилу Тверскому. Через год Дмитрий с личным визитом побывал в резиденции беклярбека и вернул ярлык. Вражда двух государств обострилась после того, как в 1374 году в Нижнем Новгороде избили татарскую дружину, которая сопровождала послов Мамая. Началось «великое размирье», окончание которому положила только Куликовская битва.


В 1377 году молодой хан Золотой Орды начал отвоевывать земли: весной 1378 года покорил восточную часть, Синюю Орду. Следом он пошел на западную часть, Белую Орду, где фактически правил Мамай. К началу 1380 года Тохтамышу удалось вернуть почти всю территорию Золотой Орды, под контролем Мамая остались только Крым и Северное Причерноморье.

В таких нелегких условиях Мамай принимает решение организовать поход на Русь, чтобы собрать еще дань. С учетом того, что войска орды оскудели, за деньги советники правителя взяли наемников – черкесов, генуэзцев и др. Кульминацией борьбы с русичами становится битва на Куликовом поле, которая произошла 8 сентября 1380 года. Во главе русского войска был московский князь Дмитрий Донской.


Современные ученые расходятся во мнениях об оценке численности золотоордынского войска. Одни говорят, что у Мамая было 60 тыс. человек, другие полагают, что от 100 до 150 тыс. Войска Дмитрия Донского сначала оценивали в 200-400 тыс. человек, позже опустились до 30 тыс. Археологи, которые проводили раскопки на Куликовом поле, уверены, что с обеих сторон было от 5 до 10 тыс. участников, а сражение длилось не 3 часа, как описано в летописях, а 20-30 минут.

Сведения о сражении сохранились в четырех письменных источниках: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве». Термин «Куликовская битва» в науку ввел в «Истории государства Российского».


Войска сошлись в районе впадения реки Непрядва в Дон, сейчас это территория Тульской области. Длительное время оставалась загадкой причина отсутствия захоронений на Куликовом поле, раскопки заканчивались находками оружия. Однако в 2006 году благодаря новым георадарам обнаружили предположительные братские захоронения погибших. Отсутствия костных останков объяснили химической активностью чернозема, который быстро деструктурирует ткани.

Утром 8 сентября войска дождались, пока рассеется туман. Битва началась с небольших стычек, после чего произошел знаменитый поединок с Челубеем, в котором погибли оба. Дмитрий Донской сначала наблюдал за боем в сторожевом полку, затем встал в ряды, поменявшись одеждами с московским боярином.


Мамай смотрел за сражением издалека. Как только он понял, что войско разгромлено, а засадный полк русских добивает остатки его вояк, татары во главе с правителем обратились в бегство. Провозглашенный малолетний хан, при котором Мамай был беклярбеком, погиб на поле боя.

С 9 по 16 сентября на поле хоронили погибших. На братской могиле построили церковь, которая не сохранилась до наших дней. С 1848 года на Куликовом поле стоит памятник по проекту А. П. Брюллова. Историки считают, что победа Дмитрия Донскова на Куликовом поле приблизила Русь к освобождению от чужеземного господства. Для Орды поражение Мамая способствовало ее консолидации под властью единого хана Тохтамыша.


После разгрома на Куликовом поле Мамай пытался вновь собрать армию, чтобы отомстить Дмитрию Донскому. Однако очередному удару по Руси состояться не удалось, так как хан Тохтамыш активно пытался отвоевать последние владения Мамая.

В сентябре 1380 года армии Мамая и Тохтамыша встретились в битве «на Калках». По сохранившимся воспоминаниям, непосредственного сражения не было – основная часть Мамаева войска просто перешла на сторону Тохтамыша. Мамай не решился противостоять им, сбежал в Крым. С победой Тохтамыша закончилась длительная междоусобная война, и Золотая Орда стала единым государством.

Личная жизнь

В старшие жены Мамай взял Тулунбек, дочь хана Золотой Орды Бердибека. Брак был выгоден для темника, ему присвоили титул ханского зятя, «гургена». Благодаря близости с Бердибеком Мамай получил должность беклярбека – первого министра. Это высший чин, на который мог претендовать «нечингизид».

В 1380 году, после того как Мамай проиграл в битве при Калке, он бежал в Крым, где был убит. Тулунбек вместе с гаремом – младшими женами – достались Тохтамышу. Тот принял решение жениться на вдове Мамая для повышения собственной легитимности в глазах столичной знати.


Через шесть лет против Тохтамыша составили заговор, сведений о котором не сохранилось. Вероятно, его пытались заменить на троне потомком Бату. Считается, что участниками заговора были приверженцы Мамая во главе с Тулунбеком. Тохтамыш казнил жену, заподозрив в предательстве.

Точно сказать, сколько было детей у Мамая, не представляется возможным. Известно, что один из его сыновей, Мансур Киятович, после смерти отца покинул Крым и создал автономное княжество между Великим Литовским княжеством и золотой Ордой, которое впоследствии стало частью Литовского.


Его сын Алекса в 1392 году принял православие, получив имя Александр. Собственного сына он женил на княжне Анастасии Острожской. Второй потомок Мансура, Скидер, стал главой половцев в западной части Северного Причерноморья.

В 16 веке князья стали именоваться в официальных литовских документах Глинскими, по названию города Глинск, где располагалась резиденция. Предположительно, это современная Золотоноша. Глинские – угасший литовский род, из которого происходила , мать . Таким образом, одним из потомков Мамая оказался великий князь Московский и Всея Руси.


Рода Дашкевичей, Вишневецких, Ружинских, Острожских также считают потомками Мамая. Эти княжеские фамилии сыграли важную роль в становлении современного Запорожья.

Еще один потомок беклярбека – украинский казак Мамай. В 2003 году про последнего был выпущен фильм режиссера Олеся Санина. В основе картины лежит авторская версия возникновения легенды об украинском Мамае. Половину бюджета ленты составили личные сбережения режиссера.

Смерть

На момент кончины Мамаю было 45 лет, причина смерти – убийство. Существует несколько легенд о том, как погиб Мамай. Известно, что после поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал в крепость Кафу (современная Феодосия). С собой у него были накопленные за жизнь богатства. Генуэзцы, проживающие в крепости, сначала приняли его в обмен на часть сокровищ, а затем убили по приказу Тохтамыша.


По другим данным, Мамая передали Тохтамышу, который своими руками остановил жизнь беклярбека. Хан похоронил его со всеми почестями, могила предположительно находится в Шейх-Мамае (современное название - село Айвазовское, недалеко от Феодосии). Курган случайно обнаружил художник . По другим данным, захоронен Мамай у стен Солхата (современное городское поселение Старый Крым).


Существует легенда, что темника Мамая захоронили в золотых доспехах на кургане, названном в его честь, который расположен на территории современного города Волгограда. Многочисленные раскопки на Мамаевом кургане версию не подтвердили, гробницу не обнаружили. В настоящее время Мамаев курган известен как памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

Память

  • 1955 - Карышковский П. О. «Куликовская битва»
  • 1981 - Шенников А. А. «Княжество потомков Мамая»
  • 2010 - Почекаев Р. Ю. «Мамай: История «антигероя» в истории (630-летию Куликовской битвы посвящается)»
  • 2010 - Почекаев Р. Ю. «Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов)»
  • 2012 - Пачкалов А. В. «К вопросу об именных монетах Мамая»

МАМАЙ - ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ (1367–1391 годы)

Мамай не принадлежал к ханскому роду Чингиз–хановичей, захватил власть благодаря наступившей общей внутренней неурядице и не был признан значительной частью племен как Золотой так и Белой Орды. Власть его не была признана ногайскими ордами и казаками. Вызывающим к нему отношение становилось и со стороны московского князя.

Мамай, чтобы упрочить свое положение, стал искать союз с литовским князем, а через него и некоторыми русскими князьями. В 1377 году умер князь Ольгерд и его место занял его сын Ягайло. Мамай заключил союз с ним и начал готовиться к внутренней войне, чтобы привести к покорности непокорные ему племена и в том числе московского князя.

К тому времени владения литовских князей распространились далеко на восток и включали Рязанское княжество. Пронский князь женился на дочери князя Ольгерда и при его помощи стал рязанским князем. Таким образом, Рязанское княжество было поставлено в зависимость от Литвы. Тверской князь состоял в союзе с литовскими князьями, продолжал распространять свои владения на восток и занял несколько городов на Волге. Князь Димитрий Донской, к тому времени возмужавший, не стал считаться с ярлыками Мамая и открыто стал оказывать татарским отрядам, нападавшим на границы русских владений, сопротивление. Мамай, чтобы смирить московского князя, послал к границам Московского княжества значительный отряд под начальством царевича Арапши. Против татар князь Димитрий выслал войска под начальством своего сына, Ивана. Войска встретились на р. Пияве. Во время сражения царевич Иван утонул в р. Пияве, войска его потерпели поражение и татары заняли и разгромили Нижний Новгород.

В 1378 году Мамай выслал против Москвы более сильный отряд и они снова захватили Нижний Новгород и Рязань и произвели в них разрушения. Но князь Димитрий выступил против этого отряда татар, встретился с ними в пределах рязанских владений на р. Воже и нанес им поражение. По сведениям летописца: «Димитрий бился с татарами на Воже и татары побежаша». Бой на р. Воже ставил Русь в положение открытой войны с Золотой Ордой. Мамай не мог мириться с непокорностью Москвы и стал готовиться против нее к походу.

Ко времени назревавшей войны против Золотой Орды владения московского княжества ограничивались пределами Московской и Владимиро–Суздальской областей и Ярославского княжества. На юго–востоке во владения Москвы вошло Мещерское княжество, образованное ханом Тогаем.

Сын Тога, Махмет Усейнович, превратил свои владения в прочное княжество, а его сын, Белимеш, принял христианство, получил имя Михаила, крестил, свою дружину и «многия люди» и признал власть московского князя; на положении подручных князей были: Белоозеро, Каргополь, Кубенск, Mypoм-Елецк и некоторые другие мелкие владетели раздробившихся русских княжеств. Владения Москвы были сжаты со всех сторон ее противниками и ограничивались пределами течения рек Волги и Оки, а на юге р. Десны и границами Рязанского княжества. Тверской и рязанский князья состояли в союзе с литовским князем и вместе с ним - с ханом Мамаем. Князь Даниил вел войну в то же время с Тверью и Рязанью; войны эти окончились мирными договорами, по которым тверской и рязанский князья обещались жить в мире и биться вместе с общим врагом. «Твой враг будет и моим врагом», - говорилось в договорах. Общая обстановка для открытого выступления Москвы против Мамая, не могла давать никаких надежд на успех. Надежды на успех московский князь мог иметь лишь при условии внешней помощи, и на такую помощь он мог рассчитывать со стороны союзников, появившихся на его западных границах.

После смерти князя Ольгерда, литовским князем стал его старший сын Ягайло. Он женился на польской княжне, Ядвиге, принял католичество и стал королем объединенного польско–литовского королевства. Католичество было принято господствующей религией и становилось обязательным для всех граждан Литвы. Независимое положение Литвы ставилось под угрозу поглощения Польшей. Литва не могла примириться с решением Ягайло, и три его брата подняли против него мятеж. Псковский князь Александр бежал в Москву и поступил на службу московского князя. Волынский и брянский князья вышли из-под власти брата и заняли враждебное к нему положение. Эти братья Ягайло решили продолжать политику прежних литовских князей, создававших независимую Литву сохраняя ее внутренний быт и порядки. Они не могли отказаться от общей цели, преследовавшейся их отцом - поглощения московского княжества и уничтожения Золотой Орды. Несмотря на, раскол, наступивший вследствие принятой их братом польско–литовской Унии, у них было достаточно средств продолжать прежнюю политику, рассчитывая на те силы, которыми они располагали, и на сочувствие со стороны русского народа. Только при их помощи московский князь мог иметь надежды на успех, в открытой войне против Мамая.

В назревавшем конфликте между Москвой и Золотой Ордой политика Ягайло и его братьев была одна и та же, разница была только в тактике. Ягайло вошел в союз с Мамаем, надеясь в союзе с ним сломить сопротивление московского князя и даже - окончательно уничтожить его вооруженные силы. Братья его желали войны между московским князем и Золотой Ордой, но они хотели использовать ее в целях ослабления той и другой стороны. Они видели, что в предстоящей схватке войска московского князя, плохо вооруженные, не имевшие опытных начальников, должны будут понести поражение, если не будут окончательно уничтоженными, после чего будет усилена Золотая Орда и поднимется престиж хана.. Поэтому, чтобы не допустить окончательного уничтожения войск московского князя и подорвать престиж Мамая, они хотели оказать поддержку Москве.

Неожиданная встреча войска московского князя и литовских князей при подходе к полю сражения составляет легенду далекого прошлого. Московский князь Димитрий знал, что он выступает не против одного хана Золотой Орды, а целой коалиции: Мамая, Ягайло, рязанского и тверского князя, и, не заручившись заранее поддержкой со стороны союзников, он не мог вести войска на верную их гибель. В решении открытой войны против Мамая и поддержке его со стороны литовских князей князь Димитрий имел заранее разработанный план и главными советниками в этом вопросе являлись его западные союзники.

Мамай начал готовиться к походу на Москву. Он поднялся вверх по течению Волги и начал пополнять войска племенами Поволжья - бурят, черемис и татар. Московский князь также стал собирать войска и готовиться к отражению татар. Он разослал ко всем князьям и Новгороду просьбы о помощи. К Мамаю были посланы послы с богатыми подарками и обещанием платить дань хану по–прежнему. Мамай не согласился и требовал больше. Возглавлявший посольство Захарий Тютчев узнал, что Ягайло и Рязанский князь Олег приложились к Мамаю и заключили договор о походе общими силами на Москву с целью ее раздела. Войска союзников должны были соединиться на р. Оке и оттуда вести дальнейшее наступление. На призыв московского князя не отозвались ни Новгород, ни Тверь, ни Суздаль, ни Нижний Новгород. Обещались присоединиться лишь подручные князья Белоозера, Ростова и Переяславля. К концу августа 1380 года войска московского князя соединились у Коломны. От Коломны князь приказал войскам двигаться к верховьям Дона. У устья реки Лопасти войска переправились через Оку и продолжали движение в указанном направлении. К моменту подхода войск к верховьям Дона относится событие, которое в истории Куликовской битвы граничит с чудом.

К войскам московского князя присоединились с войсками псковский и брянский князья Ольгердовичи и войска волынского князя под начальством воеводы Боброка. К тому же времени относится и другое чудо: к московскому князю явились с войсками донские атаманы, о которых летописец сообщает: «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чина живущий, зовимий «казаци» в радости встреша великого князя Димитрия, со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему об избавлении своем от супостата, и приносяще ему дары от своих сокровища, иже имеху у себя Чудотворныя Иконы в церквях своих». «Неожиданное» появление при подходе к полю сражения войск литовских князей и казаков отвечало лучшим образом общему плану предстоящего сражения. Войска московского князя, идя к верховьям Дона, удалялись от Москвы на 250-300 верст, и подходя к полю сражения - ставились в положение окруженных с трех сторон их противниками. Войска Мамая, рязанского князя и Ягайло от устья Непрядвы находились на одинаковом, в отношении московских войск, расстоянии, занимая охватывающее, по отношению их, положение. Появление с юго–запада и юга войск литовских королей и казачьих, разъединяло войска Ягайло с войсками его союзников, и, кроме того, усиливало войска московского князя хорошо подготовленными к бою частями и отличными военачальниками.

Донские казаки в предстоящей войне Мамая с Москвой не были на стороне Мамая и часть их приняла сторону московского князя. Развал Золотой Орды и захват власти узурпатором, ставил перед казаками вопрос, где искать выход из создавшегося положения, и, если не все, то часть их присоединилась к войскам московского князя и стала против Мамая. Выступив из Москвы, от войск были высланы «сторожа» для розыска противника, от которых никаких сведений получено не было. После присоединения литовских и казачьих войск были посланы наряды новых «сторожей», под начальством Семена Медика. От Мелика были получены сведения, что войска Мамая находятся на р. Вороне, литовского князя Ягайло - у Одоевска, и рязанского князя на своей территории, расстояние местоположения тех и других войск от Непрядвы было около ста пятьдесят верст, в более близком расстоянии находился Мамай с войсками. Семен Мелик находился все время в соприкосновении с войсками Мамая. От пойманного татарина были получены сведения, что «Мамай располагает всею татарскою силою и половецкою, и еще понаймовал бесермены, армяне, фрязи, черкесы, ясы и буряты…» и что рати его неисчислимое множество и перечесть нельзя. 2 сентября сторожа Мелика отошли постепенно под нажимом татар к Непрядве, к Красному Холму, с вершины которого была видна вся окрестность. К 5 сентября войска московского князя и его союзников подошли к устью р. Непрядвы. Летописец пишет: «И приидоша к Дону и сташа и много думающе…» великий князь собрал совет в дер. Чернова, и просил всех князей и воевод высказать свое мнение о порядке боя. На совете одни говорили «поиде князь за Дон», другие - «не ходи, за неже умножишася врази наши, не только татарове, но и Литва и рязанцы…» Решающим оказался голос волынского воеводы - Боброка. Он заявил: «Аще хощеши княже крепка войска, то повели возитися за Дону, дабы не было ни единого помышлявшего вспять, а велицы силы ничего рещати, яко Бог не в силе, но в правде Ярослав перевозися реку - Святополка победи; и прадед твой князь великий, Александр, Ижеру реку перебреде, короля победи. Тебе же нарече Бог такоже творити подобает, аки победим, то спасемся, аще ли умрем, то вси общую смерть приемем от князя и до простых людей…». Выслушав Боброка и мнение других князей, великий князь сказал: «Братия, лучше смерть злого живота, и лучше было не ити противу безбожных, неже пришед, и ничтоже сотвориша, возвратиться вспять: прийдем убо ныне в сей день за Дон в вси и тамо положим главы своя все за святыя церкви и за православную веру, и за братья нашу, за христианство». Было приказано строить мосты для каждого полка: передового, большого, правой и левой руки и засадного, - войска, по пяти мостам начали переправляться через Дон. После переправы, мосты приказано было уничтожить, чтобы никто не помышлял об отступлении. Семен Мелик продолжал наблюдать за татарской ратью и 7 сентября доносил, что татары находятся на «гусином броде», в 8-9 верстах от р. Непрядвы, и советовал князю готовиться к бою.

Боевое расположение войск было поручено произвести воеводе Боброку. Боброк «урядиша полци и ставиша их по достоянию, елико где коему подобает стоети». В центре был поставлен большой полк под начальством боярина Тимофея Вельяминова; на флангах - полки правой и левой руки под начальством князя Андрея Ольгердовича, второй - князя Василия Ярославского; за левым флангом был поставлен в виде резервного - полк литовского князя Дмитрия Ольгердовича; впереди войск был поставлен передовой полк, под начальством князей Семена Оболенского и Ивана Тарусского; в Зеленой Роще был поставлен «засадный полк», под начальством воеводы Боброка, при котором находился брат великого князя, Владимир.

Личность воеводы Боброка не выяснена до настоящего времени, несомненно, что он был одним из атаманов днепровских казаков, пришедших из Волыни, потомки которого среди донских казаков существовали до последнего времени.

Зеленая Роща находилась в северо–восточном углу Куликова поля и прилегала к течению Дона, где были оставлены мосты, которые находились под наблюдением засадного полка, в стойкости которого не было сомнения.

Количество войск летописцами исчисляется, по древнему обычаю, не считаясь с действительностью, а с расчетом более сильного действия на воображение читателя. По сообщению летописца Сафония Рязанца, писавшего около ста лет после события, представляется: «И собраша вой свои сто тысяч и сто, опрече князей русских и воевод местных. Бяше всей силы и всех ратей числом в 150000 или 200000; войска были пополнены подошедшими князей литовских, число которых было 40 000 и были доведены до 400 000 воинов». Число войск, конечно, преувеличено, численность их не могла превышать 50 000 - 60 000 человек. Соображения эти основываются на том, что размеры Куликовского Поля по длине равнялись 5 верстам и в глубину - 4 верстам и было не достаточным для развертывания 400 000 армии. Кроме того, население московских владений не могло выставить такого количества, почему действительная численность и не могла превосходить 50- 60 тыс. С присоединившимися войсками пришедших извне в 40 000, все войска могли исчисляться в 90-100 тыс.

Преувеличены войска и Мамая, численность которых также не могла иметь подавляющего превосходства над московскими.

«Мамай же слыша приход Великого князя к р. Дону, отдал приказ двигаться всею силою и стать у Дона против князя Дмитрия Ивановича, доколе придет к нам советник Ягайло, князь всею силою литовской…».

К московскому князю Мамай послал послов для переговоров и князь Дмитрий предложил дань на прежнем договоре, но Мамай требовал больше. Из этих вторичных переговоров видно, что князь Дмитрий Донской не льстил себя надеждами освобождения от зависимости монгол, и, следовательно, военный поход его против Мамая был вынужденным.

Даже при благоприятном исходе предстоящего сражения, князь должен был предвидеть, что монголы не оставят его в покое и собственных сил для отражения их нашествия будет недостаточно.

Целенаправленная работа по тотальному изменению истории началась в семнадцатом веке в рамках так называемой реформаторской деятельности первых представителей династии Романовых. Старые памятники, надгробные плиты – в основном все уничтожены. И погибли они, потому что на них была символика, которая Романовыми была отвергнута. Заменена она была на новую символику реформаторского времени семнадцатого века. И чтобы как можно больше убрать этих следов, в частности была предпринята масштабная акция по уничтожению . В рамках этой акции и была уничтожена плита Пересвета. Столь масштабные преобразования могли быть вызваны религиозными мотивами и желанием привести русскую историческую науку в соответствие с новыми западными стандартами.

Якобы на Руси до эпохи Петра первого, эпохи Романовых – своей картографии, в общем-то, не было. Существующие карты, например карты Москвы – это карты сделанные иностранцами. Старые документы, старые карты, в первую очередь , часто категорически противоречили новой . На них была изображена география (география России, Европы, география мира), которая расходится с новой географией, созданной в западной Европе школой Скалигера и у нас – школой историков Романовых.

Икона с изображением битвы на Куликовом поле

В музее Ярославля хранится , датируемая серединой семнадцатого века. Уникальное изображение . Сколько веков этот образ пролежал в забвении – мы незнаем. По технологии иконописи изображение покрывалось олифой, которая имела свойство постепенно темнеть. Примерно через сто лет икона без реставрации становилась совершенно черной. И поверх исчезнувшего образа рисовался новый образ не всегда совпадающий с предыдущим.

Когда в двадцатом веке с помощью химических средств научились снимать старые слои, то открылось множество первоначальных сюжетов. Такая же история произошла и с этой иконой. Только в 1959 году изображение Куликовской битвы было раскрыто. Внимательному и не предвзятому глазу шедевр ярославской живописи расскажет много интересного.

Вот войска, которые возглавлял Мамай, переправляются через реку, спускаясь с высокого холма. Таких перепадов высот нет на равнинах Тульской области. Зато красный холм в Москве точно следует изображению иконописца. Но самое интригующее – на ярославской иконе нет существенных различий между татарским и русским войском. Одни и те же лица, одни и те же знамена. И на этих знаменах образ Спаса нерукотворного, который испокон веков считался покровителем русских воинов. С обеих сторон были как русские, так и татары.

В то время не было разделения на нации в современном смысле. Это было все перемешано и более унифицировано. И мы видим, что эти старые изображения до нас доносят совершенно , чем ту которую мы знаем сегодня по учебникам романовской истории. Более того, в некоторых документах говорится, что волжские татары весьма неохотно служили Мамаю. И в его войске их было немного. Мамай возглавлял: поляков, крымцев, ясов, косогов и генуэзцев, которые также занимались финансовым обеспечением его компании. Между тем крещеные татары наравне с литовцами воевали на стороне Дмитрия.

Кем был хан Мамай на самом деле?

Как известно Мамай имел войско называемое “ордой”. Однако точно также именуют и русское войско. Вот цитата из Задонщины: «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на русскую землю? То тя била орда Залеская?»

“Залеской землей” называлось Владимиро-Суздальское княжество. Так может быть слово «орда» означает просто – войско, а не татарские полчища как мы привыкли понимать? Но кем же тогда в действительности был Мамай? Согласно летописи темником или тысяцким, то есть военным предводителем. За несколько лет до Куликовской битвы он изменяет своему хану и пытается узурпировать власть.

У великого князя Дмитрия Ивановича в Москве очень похожая история, да еще и происходящая в то же самое время. Сын тысяцкого Иван Вельяминов, поссорившись с Дмитрием, бежит в орду и там готовится к походу против своего правителя. Не трудно заметить, что действия тысяцких в истории Куликовской битвы как-то странно дублируют друг друга.

Согласно летописям явившийся в русскую землю Иван Вельяминов – предатель и будет казнен прямо на Куликовом поле после победы Дмитрия. В память об этом событии Великий Князь даже прикажет . На монете Донского было изображение самого князя, который держит в руке меч и щит. У его ног лежит поверженный враг голова, которого, отсечена. Известно, что Иван Вельяминов был казнен. Его голова была отрублена и эта монета фиксирует факт победы над своим врагом.

Дмитрий и его противник с мечами в руках. Еще несколько минут и начнется кровавая сеча. А на обратной стороне монеты человек со щитом. Но разве во время казни пользуются щитом? Выходит тысяцкий Вельяминов погиб на поле брани. Согласно общепринятой версии Мамай после поражения бежал в степи и в тот же самый год столкнулся с новым врагом – Тохтамышем ханом Заяицкой орды. Они сошлись на берегах Калки, где история в точности повторилась. Как и на Куликовом поле, бедный Мамай был предан своим литовским союзником и был разбит.

Если учесть что в древних летописях не использовали гласных то название «Калка» и «Куликово» не просто похожи, а абсолютно идентичны и состоят всего из трех букв – КЛК. Кроме того, сохранились монеты, на которых с одной стороны выбито – хан Тохтамыш по-арабски; с другой по-русски – Великий князь Дмитрий Донской. Историки пытаются объяснить это тем, что монеты с одной стороны чеканил – Тахтамыш, а с другой стороны – Дмитрий Донской.

Но это можно объяснить и по-другому. На Руси использовалось несколько языков: русский, арабский, татарский. И на одной и той же монете имя одного и того же правителя могло быть начеканено с двух сторон на двух разных языках. Наличие таких является достаточно веским аргументом в пользу того, что Дмитрий Донской и хан Тохтамыш – это одно и то же лицо.

Так может, и не было двух разных битв, которые похожи друг на друга как две капли воды? А была одна – на Куликовом поле. Где князь Дмитрий Донской он же хан Тохтамыш разбил войска предателя Ивана Вельяминова, также известного под именем – Мамай.

Монголо-татарского ига не было!

Но в этом случае возникает еще более неожиданный вопрос. А было ли вообще монголо-татарское иго? В свете новых предположений выходит, что не было. А существовала огромная Русско-ордынская империя, которая во второй половине четырнадцатого века разделилась на три части: Золотая Орда, Белая Орда (или Белая Русь) и Малороссия (она же Синяя Орда).

Золотая Орда (другое название Волжское царство) впадает в продолжительную и опасную смуту. За двадцать один год сменяется двадцать пять правителей. Идет ожесточенная борьба за трон, которая в 1380 году разрешается грандиозной битвой на Куликовом поле.

История далекого четырнадцатого века нуждается в дальнейших исследованиях. И самое главное – в поиске новых неизвестных науке документов и материальных свидетельств. Именно они могут подтвердить или опровергнуть существующие сегодня теории. Впрочем, есть факты, которые не подвергаются сомнению. Куликовская битва действительно была. Она состоялась в 1380 году, и победу в ней одержал Дмитрий Донской. И, безусловно, она по праву считается символом мужества доблести и чести русских воинов.

И еще одна любопытная деталь. Уже в наши дни в центре Москвы на Краснохолмской набережной поставлен крест на гранитном основании, которого, выбито: «На сем месте, будет воздвигнут памятник, святому благоверному, князю Дмитрию Донскому, защитнику земли русской. В лето 1992 года, сентября 25».

Тогда скульптор не мог знать о московской версии сражения. Она просто не была разработана. Но так получилось, что памятный крест абсолютно точно ориентирован на место, где могло находиться легендарное Куликово поле.

МАМАЙ

Мамай - темник Золотой Орды, захвативший после убийства хана Кидыря, в 1361 г., власть в Орде и державший ее в своих руках до 1380 г., при 13 эфемерных ханах. При нем Московская ориентация Золотой Орды сменилась Тверской (1370 - 75; ярлыки на великое княжение тверскому великому князю Михаилу Александровичу), и в связи с этим произошли первые, после Батыя, столкновения с Москвой (русские победы на реке Воже в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г.), пошатнувшие авторитет Мамая в Орде. Он был прогнан оттуда Тохтамышем, бежал в Кафу и там убит (1380).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАМАЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАМАЙ в Словаре полководцев:
    (?-1380) тат. темник, фактич. правитель Золотой Орды. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского. Потеряв власть, М. бежал в Крым. …
  • МАМАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-1380) татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского в …
  • МАМАЙ
    татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько ханов, …
  • МАМАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАМ́АЙ (?-1380), тат. военачальник, фактич. правитель Золотой Орды, организатор походов в рус. земли. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского …
  • МАМАЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько …
  • МАМАЙ
  • МАМАЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Мам`ай, -я (ист. лицо) ; но: мам`ай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Мамай, -я (ист. лицо); но: мамай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Орфографическом словаре:
    мам`ай, -я (ист. лицо) ; но: мам`ай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (?-1380) , татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского …
  • МАМАЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Мамай м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на …
  • МАМАЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ ГРУЗИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мамай (+ 744), католикос Грузинский, святой. Память 3 мая (Груз.) Правил Грузинской Церковью в …
  • МАМАЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ
    Николай Яковлевич (родился 7.2.1926, станица Анастасьевская Краснодарского края), советский шахтёр-новатор, бригадир комбайновой бригады забойщиков, Герой Социалистического Труда (1957). Член КПСС …
  • ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань …
  • ГЛИНСКИЕ в Татарских, тюркских, мусульманских фамилиях:
    Князья. Имеются две версии их тюрко-ордынского происхождения, но обе выводятся к князю Мамаю, разбитому в 1380 году Дмитрием Донским на …
  • КУЛИКОВО ПОЛЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Монгольские завоевания Встревоженный усилением покоренной в 13 в. Руси монгольский правитель Золотой Орды темник Мамай в 1380 собрал 150-тысячное войско …
  • ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Иванович (прозванный Донским) - великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его …
  • ЗАМЯТИН в Литературной энциклопедии:
    Евгений Иванович — современный писатель. Родился в Лебедяни Харьковской губ., в 1908 окончил С.-Петербургский политехнический институт по 303 кораблестроительному …
  • КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    битва 1380, сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича Донского с монголо-татарами, возглавляемыми правителем Золотой …
  • ХАНСТВО КРЫМСКОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    обнимало собой Таврический полуостров и земли на С и В от него; но здесь оно не имело определенных границ. Состав …