(† 21.12.1237), кн. рязанский, сын рязанского кн. Игоря Глебовича († 1195). Сведения о муромо-рязанских князьях скудны, поскольку местное летописание сохранилось крайне фрагментарно. Дополнительные сложности вносит генеалогическая путаница, характерная для Повести о разорении Рязани Батыем, к-рая служит одним из основных источников сведений о гибели Г. И. Повесть является составной частью Повестей о Николе Заразском (Зарайском) и, по общепринятому до недавнего времени мнению Д. С. Лихачёва , сложилась, вероятно, в XIV в., хотя восходит к рассказам XIII в. Однако в последнее время Б. М. Клосс , развивая т. зр. А. Поппе , попытался доказать, что весь комплекс Повестей о Николе Заразском был составлен в 1560 на основе Московского летописного свода 1479 г.
Впервые Г. И. упоминается в летописи под 1207 г.: 22 сент. вел. кн. владимиро-суздальский Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо «повеле изъимати» и заточить во Владимире Г. И. с его старшим братом Ингварем и неск. др. рязанскими князьями по обвинению (справедливость к-рого под вопросом) в сговоре с черниговскими князьями. На свободу рязанские князья вышли в 1212 г., после смерти Всеволода. Каким именно уделом в Рязанском княжестве владел Г. И. до и после пленения, неизвестно. Следуя спрямленному родословию, приведенному в списке рязанских князей в приложении к Воскресенской летописи (ПСРЛ. Т. 7. С. 243), Юрия Рязанского, фигурирующего в 1207 г., в историографии иногда отделяют от Юрия, погибшего в 1237 г., считая первого братом, а второго сыном Ингваря Игоревича (см., напр.: Рапов О . М . Княжеские владения на Руси в Х - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 127, 132-133). Однако тот факт, что Г. И. не назван в связи с трагическими для рязанских князей событиями 20 июля 1217 г., когда шестеро из них были коварно убиты в Исадах под Рязанью собственным братом кн. Глебом Владимировичем, не может служить основанием для предположения, что к этому времени Г. И. уже не было в живых. Ведь в рассказе Новгородской Первой летописи о нашествии монголо-татар на Муромо-Рязанскую землю, к-рый лучше всего отразил историческую основу Повести о разорении Рязани, рязанский князь прямо назван «Юрьем, Инъгворовым братом» (НПЛ. С. 74).
После смерти Ингваря Игоревича, к-рая в летописях не отмечена, а у В. Н. Татищева отнесена к 1235 г. (Татищев В . Н . История Российская. М., 1964. Т. 3. С. 230; проверить достоверность этой даты нечем), Г. И. остался старшим среди рязанских князей, под рукой к-рого в 1237 г. выступили его племянники блгв. князья Олег (Косма) и Роман Ингваревичи . (Вероятно, именно Г. И. имеется в виду в жалованной грамоте рязанского вел. кн. Олега Иоанновича (1350-1402) (АИ. Т. 1. № 2), в к-рой «князь Юрьи» поименован в ряду строителей Успенского собора в Рязани наряду с Ингварем Игоревичем и Олегом Ингваревичем, занимавшим рязанский стол до 1258.) Когда в кон. 1237 г. монголо-татары подошли к границам Рязанского княжества, Г. И. отказался подчиниться требованию Батыя дать «десятину во всем», одновременно отправив посольство к владимиро-суздальскому кн. св. Георгию (Юрию) Всеволодовичу с просьбой о помощи. Рязанский по происхождению рассказ об этих событиях, вошедший в новгородское летописание, ставит в вину Георгию Всеволодовичу, что тот не внял просьбам рязанских князей. Однако из самого рассказа видно, что суздальские войска под предводительством блгв. кн. Всеволода (Димитрия) Георгиевича и воеводы Еремея все же выступили, но опоздали и вместе с войсками Романа Ингваревича были разбиты монголо-татарами под стенами Коломны.
16 дек. 1237 г. Г. И. был осажден в Рязани, 21 дек. город пал. Во время разгрома столицы княжества погиб и Г. И. с супругой и матерью, причем о последней (блгв. кнг. Агриппине) сообщает только Повесть о разорении Рязани. Повесть же вводит в рассказ о последних днях Г. И. ряд подробностей: увещание к братьям (надо: племянникам) о том, что лучше «испити чашу смертную за святыа Божиа церкви и за веру христьянскую», «нежели в поганой воли быти»; моление в кафедральном Успенском соборе перед иконами Пресв. Богородицы, свт. Николая и святых Бориса и Глеба; благословение от епископа. Не все эти подробности могут быть признаны достоверными, т. к. по летописным источникам известно, напр., что Рязанского епископа во время осады в городе не было. Согласно Повести, тела Г. И., его жены и др. погибших рязанских князей были погребены в Рязани вернувшимся сюда кн. Ингварем Ингваревичем, к-рого нашествие застало в Черниговской земле; впрочем, др. источниками такой князь не засвидетельствован. Уникальным является также сообщение Повести о том, что у Г. И. был сын - княживший в Зарайске блгв. кн. Феодор Георгиевич. Он претерпел мученическую смерть в ставке Батыя, куда был послан отцом для переговоров. Однако, как показал В. А. Кучкин, Зарайск как город появился только в 1527-1531 гг., ранее это было село с ц. во имя свт. Николая.
В память о рязанцах, защищавших город в 1237 г., на валах городища Ст. Рязань в 1997 г. был воздвигнут белокаменный крест. В 2005 г. у подножия валов на берегу Оки в память о погибших в 1237 г. были установлены деревянное распятие и памятная гранитная плита.
Ист.: НПЛ; ПСРЛ. Т. 1; Т. 2; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 7 (по указ.); Лихачёв Д . С . Повести о Николе Заразском: (Тексты) // ТОДРЛ. 1946. Т. 7. С. 257-406; Повесть о разорении Рязани Батыем / Изд.: И. А. Лобакова // БЛДР. 1997. Т. 5. С. 140-155.
Лит.: Кузьмин А . Г . Рязанское летописание. М., 1965; Лихачёв Д . С . Повести о Николе Заразском // СККДР. Вып. 1. С. 332-337 [Библиогр.]; Лобакова И . А . Проблема соотношения старших редакций «Повести о разорении Рязани Батыем» // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 36-52; Клосс Б . М . Избр. тр. М., 2001. Т. 2. Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 409-463; он же . История создания Повести о Николе Зарайском // Зарайск. Т. 1: Ист. реалии и легенды. М., 2002. С. 114-177; Кучкин В . А . Ранняя история г. Зарайска и проблема ее источников // Там же. C. 103-108.
А. В. Назаренко
А кругом – широкие улицы, площади, сады и огороды, деревянные храмы, окруженные дворами рязанцев. А еще задворные постройки – овины, риги, конюшни, скотные…
Несколькими ярусами построена Рязань, уходя вверх по холму. Внизу – ограды и ворота, сараи и навесы; выше – дома ремесленников и бояр, улицы и торговая площадь; а еще выше, ближе к небу, венчают город церкви.
От северных ворот старого города в центр ведут три улицы, посыпанные кирпичной щебенкой, – одна к Пронским воротам, другая – к Исадским, третья – к Южным. Хоть считаются они главными, но нет в них широты и простора: две повозки с трудом разъедутся. От них – как веточки от древесного ствола – разбегаются узкие и извилистые переулочки к дворам. Здесь чисто и аккуратно – каждый хозяин заботится о том, чтобы улица, ведущая к его дому, была расчищена и убрана.
Даже иноземные купцы восхищались деревянными рязанскими домами – мол, те удобнее каменных: нет сырости, в морозы – тепло, в дожди – сухо, в жару – прохладно. Секрет этого – в древесине. Рязанские дома складывались из сосны или ели – жучки не точили смолистую кору, стволы были прямые и ровные: не нужно ни конопатить, ни затыкать щели. Но была у этого и обратная сторона – хорошо горела такая сухая смолистая древесина. Больше всего боялись в Рязани пожаров – поэтому между крепостными стенами и домами была широкая полоса пустой земли, на которой ничего не строили и тщательно пропалывали траву: если будет в городе пожар, огонь не перейдет эту полосу, не перекинется на стены и ворота, не ослабит охрану города.
Есть и небольшие избы с тесовыми крышами, полами из колотых досок и глинобитными печами посередине, топившимися по-черному, а то и полуземлянки. Есть и богатые хоромы князя, бояр, дружинников: с двухэтажными домами, конюшнями, амбарами, непокоевыми хоромами – гриднями, столовой избой, повалушей, горницей. Богатые дома возвышаются над всеми остальными ладно сложенными теремами, там живут жены и дочери бояр и князя, оттуда можно взглядом окинуть городские улицы и площади. Не видать из терема только поруба – темницы для преступников, скрытой в самом дальнем углу господского двора, под землей, закатанной бревнами, – лишь только маленькое окошко для пищи и воздуха можно приметить, если знать место.
Хоть и были у зажиточных рязанцев усадьбы, огороженные забором, с хозяйственными постройками, но не селились бояре отдельно от всех остальных – и рядом с их хоромами мог ютиться тесный домишко ремесленника.
Далеко над городскими улицами разносится гулкий стук тяжелого молота о наковальню и звонкий, дробный перебор ручника – это кузнецы принялись за свое тяжелое, жаркое дело. Нет в Рязани кузниц, как в северных княжествах, – лишь легкие сараи, да небольшие навесы. Зато каждый может полюбоваться, как споро и слаженно кузнецы работают, да и купить у них что-нибудь тут же, на месте.
Знают грамоту, любят тонкие ремесла местные златокузнецы, косторезы, эмальеры, резчики по камню. Из-под инструментов их выходит тончайшая золотая проволока – скань, яркие многоцветные эмали, драгоценные камни в высокой оправе, чтобы солнечные лучше освещали рубины изнутри… Только посмотрите на эту оправу с крестовидной прорезью из Старой Рязани. Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер посадил крохотные золотые цветочки на спиральные пружинки в четыре-пять витков из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщательно сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянных к пестику. На пространстве меньше ногтя рязанский мастер ухитрился посадить до десятка золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов.
Шумен и многолюден рязанский рынок, сюда съезжаются люди не только с Рязанщины, но и из других городов – Чернигова, Смоленска, Киева и Новгорода – едут за товарами. Не уступает Ока Волге и Днепру по количеству торговых судов, что ходят в дальние страны. С севера везут они янтарь, с Востока – пестрые ткани, благовония и медную посуду, из Индии – жемчуг и пряности, из Византии – златотканую и расшитую драгоценностями одежду, с запада – мечи, воск и мед. Со всей Руси привозят сюда меха, соколов, рыбу и скот, дерево и металл; рязанские же крестьяне и ремесленники торгуют лесом, дичью, сеном, шерстью, льном, кожей, репой, хлебом, крупой, гвоздями, серпами, топорами, рыболовными крючками… В толпе ловко лавируют лоточники, предлагающие самоцветные бусы, стеклянные браслеты, шелковые ленты. Но вот все замирают и провожают взглядами людей в странных, богато украшенных одеждах. Это прибыли чужеземные купцы из Константинополя – в их честь сегодня вечером князь Юрий Ингваревич закатывает широкий пир.
Рязанский народ сильный, тароватый и мужественный. Может и путешествовать аж до Черного моря, и воевать половцев и мордву. Чужаки говорят про «буюю речь» и «непокорство», а свои – называют их «удальцами», «резвецами», «узорочием и воспитанием рязанским».
Князь Юрий Ингваревич Рязанский
Далеко ты,
О княже, прославлен за доблесть свою!
Ты в русском краю
Как солнце на всех изливаешь щедроты,
Врагам ты в бою
Являешься Божиим громом.
Алексей Толстой
И честь, и славу от всего мира принимали, а святые дни святого поста честно хранили и во все святые посты причащались святых пречистых и бессмертных тайн. И многие труды и победы по правой вере показали. А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. А отчину свою от врагов безленостно оберегали.
«Похвала роду рязанских князей»
Последний из великих князей Старой Рязани Юрий Ингваревич (правильнее – Игоревич, так как его отцом был рязанский князь Игорь Глебович, однако в «Повести о разорении Рязани Батыем» его называют именно Ингваревичем, так что мы будем придерживаться этого написания) не раз стоял на лезвии судьбы, но чудесное провидение всегда поворачивало удачу в его сторону.
Во время конфликта между Черниговскими и Владимирскими землями 1207 года князь, попав в плен к Всеволоду Большое Гнездо, сумел избежать казни, несмотря на клевету двоюродного брата Глеба Владимировича, и проведя в заточении долгих пять лет, не видел ни сожжения Всеволодом Рязани, ни междоусобицы, раздирающей родную землю.
После смерти Всеволода Большое Гнездо выпущенный из заточения его сыном Юрий Ингваревич вновь чудом спасается от гибели, когда в апреле 1217 года Глеб Владимирович созывает братьев, рязанских князей, в свой удел в Исадах, на пир, обернувшийся подлой резней.
Вот что пишет об этом Карамзин: «Коварный Глеб, при великом князе Всеволоде, хотевший погубить своих родственников доносом, условился с братом, Константином Владимировичем, явно лишить их жизни, чтобы господствовать над всею областию Рязанскою. Они съехались в поле для общего совета, и Глеб дал им роскошный пир в шатре своем. Князья, бояре пили и веселились, не имев ни малейшего подозрения. В одно мгновение Глеб и Константин Владимирович извлекают мечи: вооруженные слуги и половцы стремятся в шатер. Начинается кровопролитие. Ни один из шести несчастных князей, ни один из верных бояр их не мог спастися. Утомленные смертоубийством изверги выходят из шатра и спокойно влагают в ножны мечи свои, дымящиеся кровию».
ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ИГОРЕВИЧ - князь рязанский, сын рязанского князя Игоря Глебовича († 1195 год).
Сведения о муромо-рязанских князьях скудны, поскольку местное летописание сохранилось крайне фрагментарно. Дополнительные сложности вносит генеалогическая путаница, характерная для Повести о разорении Рязани Батыем , которая служит одним из основных источников сведений о гибели Григория Игоревича. Повесть является составной частью Повестей о Николе Заразском (Зарайском) и, по общепринятому до недавнего времени мнению Д.С. Лихачёва, сложилась, вероятно, в XIV веке, хотя восходит к рассказам XIII века. Однако в последнее время Б.М. Клосс, развивая точку зрения А. Поппе, попытался доказать, что весь комплекс Повестей о Николе Заразском был составлен в 1560 году на основе Московского летописного свода 1479 года.
Впервые Григорий Игоревич упоминается в летописи под 1207 годом: 22 сентября великий князь владимиро-суздальский Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо «повеле изъимати» и заточить во Владимире Григория Игоревича с его старшим братом Ингварем и несколькими другими рязанскими князьями по обвинению (справедливость которого под вопросом) в сговоре с черниговскими князьями. На свободу рязанские князья вышли в 1212 году, после смерти Всеволода. Каким именно уделом в Рязанском княжестве владел Григорий Игоревич до и после пленения, неизвестно. Следуя спрямленному родословию, приведенному в списке рязанских князей в приложении к Воскресенской летописи (ПСРЛ. Т. 7. С. 243), Юрия Рязанского, фигурирующего в 1207 году, в историографии иногда отделяют от Юрия, погибшего в 1237 году, считая первого братом, а второго сыном Ингваря Игоревича (смотри, например: Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в Х - 1-й половины XIII веков М., 1977 год. С. 127, 132-133). Однако тот факт, что Григорий Игоревич не назван в связи с трагическими для рязанских князей событиями 20 июля 1217 года, когда шестеро из них были коварно убиты в Исадах под Рязанью собственным братом князем Глебом Владимировичем, не может служить основанием для предположения, что к этому времени Григория Игоревича уже не было в живых. Ведь в рассказе Новгородской Первой летописи о нашествии монголо-татар на Муромо-Рязанскую землю, который лучше всего отразил историческую основу Повести о разорении Рязани, рязанский князь прямо назван «Юрьем, Инъгворовым братом» (НПЛ. С. 74).
После смерти Ингваря Игоревича, которая в летописях не отмечена, а у В.Н. Татищева отнесена к 1235 году (Татищев В.Н. История Российская. М., 1964. Т. 3. С. 230; проверить достоверность этой даты нечем), Григорий Игоревич остался старшим среди рязанских князей, под рукой которого в 1237 году выступили его племянники благоверные князья Олег (Косма) и Роман Ингваревичи. (Вероятно, именно Григорий Игоревич имеется в виду в жалованной грамоте рязанского великого князя Олега Иоанновича (1350-1402 годов) (АИ. Т. 1. № 2), в которой «князь Юрьи» поименован в ряду строителей Успенского собора в Рязани наряду с Ингварем Игоревичем и Олегом Ингваревичем, занимавшим рязанский стол до 1258 года) Когда в конце 1237 года монголо-татары подошли к границам Рязанского княжества, Григорий Игоревич отказался подчиниться требованию Батыя дать «десятину во всем», одновременно отправив посольство к владимиро-суздальскому князю святому Георгию (Юрию) Всеволодовичу с просьбой о помощи. Рязанский по происхождению рассказ об этих событиях, вошедший в новгородское летописание, ставит в вину Георгию Всеволодовичу, что тот не внял просьбам рязанских князей. Однако из самого рассказа видно, что суздальские войска под предводительством благоверного князя Всеволода (Димитрия) Георгиевича и воеводы Еремея все же выступили, но опоздали и вместе с войсками Романа Ингваревича были разбиты монголо-татарами под стенами Коломны.
Крест, установленный на валах городища Станции Рязань в память защитников города. Фотография. 2005 год.
16 декабря 1237 года Григорий Игоревич был осажден в Рязани, 21 декабря город пал. Во время разгрома столицы княжества погиб и Григорий Игоревич с супругой и матерью, причем о последней (благоверной княгине Агриппине) сообщает только Повесть о разорении Рязани. Повесть же вводит в рассказ о последних днях Григория Игоревича ряд подробностей: увещание к братьям (надо: племянникам) о том, что лучше «испити чашу смертную за святыа Божиа церкви и за веру христьянскую», «нежели в поганой воли быти»; моление в кафедральном Успенском соборе перед иконами Пресвятой Богородицы, святого Николая и святых Бориса и Глеба; благословение от епископа. Не все эти подробности могут быть признаны достоверными, т. к. по летописным источникам известно, например, что Рязанского епископа во время осады в городе не было. Согласно Повести, тела Григория Игоревича, его жены и других погибших рязанских князей были погребены в Рязани вернувшимся сюда князем Ингварем Ингваревичем, которого нашествие застало в Черниговской земле; впрочем, другими источниками такой князь не засвидетельствован. Уникальным является также сообщение Повести о том, что у Григория Игоревича был сын - княживший в Зарайске благоверный князь Феодор Георгиевич. Он претерпел мученическую смерть в ставке Батыя, куда был послан отцом для переговоров. Однако, как показал В.А. Кучкин, Зарайск как город появился только в 1527-1531 годах, ранее это было село с церковью во имя святителя Николая.
В память о рязанцах, защищавших город в 1237 году, на валах городища Станции Рязань в 1997 году был воздвигнут белокаменный крест. В 2005 году у подножия валов на берегу Оки в память о погибших в 1237 году были установлены деревянное распятие и памятная гранитная плита.
В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать – как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю, но только похвалялся и грозился повоевать всю Русскую землю. И стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Федор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: "Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей". Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: "Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь". Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.
И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича.
Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти. И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, и лучших людей и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени. И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки. И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: "Избавь нас, боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и сокрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок". И сказал братии своей: "О государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича". И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы богородицы, и плакал много перед образом пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два – с десятью тысячами. И увидел князь великий убиение брата своего, князя Давыда Ингваревича, и воскликнул в горести души своей: "О братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!" И пересели с коня на конь и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. Убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные и воеводы крепкие и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Сие все навел бог грех ради наших.
А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же, увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река сильная, грех ради наших.
И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тех ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемилостивого бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею.
И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.
И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.
И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: "Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?" Они же отвечали: "Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, – и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.
Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского, сохранен богом от злого того отступника и врага христианского. И пришел из Чернигова в землю Рязанскую, в свою отчину, и увидел ее пусту, и услышал, что братья его все убиты нечестивым, законопреступным царем Батыем, и пришел во град Рязань, и увидел город разорен, а мать свою, и снох своих, и сродников своих, и многое множество людей лежащих мертвыми, и церкви пожжены, и все узорочье из казны черниговской и рязанской взято. Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как орган звучащий. И от великого того кричания и вопля страшного пал на землю, как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру, И с трудом ожила душа его в нем.
Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких, людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?
И разбирал трупы князь Ингварь Ингваревич, и нашел тело матери своей великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих, и призвал попов из сел, которых бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных, И сильно кричал и рыдал. И похоронил остальные тела мертвых, и очистил город, и освятил. И собралось малое число людей, и утешил их. И плакал беспрестанно, поминая матерь свою, и братию свою, и род свой, и все узорочье рязанское, без времени погибшее. Все то случилось по грехам нашим. Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее – только дым, земля и пепел. А церкви все погорели, и великая церковь внутри изгорела и почернела. И не только этот град пленен был, ной иные многие. Не стало во граде ни пения, ни звона; вместо радости – плач непрестанный.
И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестивого царя Батыя братия его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померзнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их потерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную. И увидел князь Ингварь Ингваревич великое множество тел лежащих, и воскричал горько громким голосом, как труба звучащая, и бил себя в грудь руками и падал на землю. Слезы его из очей как поток текли, и говорил он жалостно: "О милая моя братия и воинство! Как уснули вы, жизни мои драгоценные, и меня одного оставили в такой погибели? Почему не умер я раньше вас? И как закатились вы из очей моих? И куда ушли вы, сокровища жизни моей? Почему ничего не промолвите мне, брату вашему, цветы прекрасные, сады мои несозрелые? Уже не подарите сладость душе моей! Почему не посмотрите вы на меня, брата вашего, и не поговорите со мною? Ужели забыли меня, брата вашего, от единого отца рожденного и от единой утробы матери нашей – великой княгини Агриппины Ростиславовны, и единою грудью многоплодного сада вскормленного? На кого оставили вы меня, брата своего? Солнце мое дорогое, рано заходящее! Месяц мой красный! Скоро погибли вы, звезды восточные; зачем же закатились вы так рано? Лежите вы на земле пустой, никем не охраняемые; чести-славы ни от кого не получаете вы! Помрачилась слава ваша. Где власть ваша? Над многими землями государями были вы, а ныне лежите на земле пустой, лица ваши потемнели от тления. О милая моя братия и дружина ласковая, уже не повеселюся с вами! Светочи мои ясные, зачем потускнели вы? Не много порадовался с вами! Если услышит бог молитву вашу, то помолитесь обо мне, брате вашем, чтобы умер я вместе с вами. Уже ведь за веселием плач и слезы пришли ко мне, а за утехой и радостью сетование и скорбь явились мне! Почему не прежде вас умер, чтобы не видеть смерти вашей, а своей погибели? Слышите ли вы горестные слова мои, жалостно звучащие? О земля, о земля! О дубравы! Поплачьте со мною! Как назову день тот и как опишу его, в который погибло столько государей и многое узорочье рязанское – удальцы храбрые? Ни один из них не вернулся, но все рано умерли, единую чашу смертную испили. От горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор темнеет, сила изнемогает".
Было тогда много тоски, и скорби, и слез, и вздохов, и страха, и трепета от всех тех злых, которые напали на нас. И воздел руки к небу великий князь Ингварь Ингваревич и воззвал со слезами: "Господи боже мой, на тебя уповаю, спаси меня и от всех гонящих избавь меня. Пречистая матерь Христа, бога нашего, не оставь меня в печали моей. Великие страстотерпцы и сродники наши Борис и Глеб, будьте мне, грешному, помощниками в битвах. О братия мои и воинство, помогайте мне во святых ваших молитвах на врагов наших – на агарян и род Измаила".
И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих – великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давида Ингваревича Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных – своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил. И, похоронив так, пошел князь Ингварь Ингваревич ко граду Пронску, и собрал рассеченные части тела брата своего благоверного и христолюбивого князя Олега Ингваревича, и повелел нести их во град Рязань. А честную главу его сам князь великий Ингварь Ингваревич до града понес, и целовал ее любезно, и положил его с великим князем Юрием Ингваревичем в одном гробу. А братьев своих, князя Давыда Ингваревича да князя Глеба Ингваревича, положил в одном гробу близ могилы их. Потом пошел князь Ингварь Ингваревич на реку на Воронеж, где убит был князь Федор Юрьевич Рязанский, и взял тело честное его, и плакал над ним долгое время. И принес в область его к иконе великого чудотворца Николы Корсунскего. И похоронил его вместе с благоверной княгиней Евпраксией и сыном их князем Иваном Федоровичем Постником во едином месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте "заразила" (разбила).
ИНГВАР ИНГВАРЕВИЧ
Ингвар Ингваревич - князь рязанский, сын И. Игоревича, известный только по некоторым сказаниям; при нашествии Батыя на Рязанскую землю, в 1237 г., спасся от гибели, благодаря случайности. Один из племянников послан был князем рязанским Юрием Игоревичем за помощью против татар во Владимир, а другой, Ингвар, в Чернигов, откуда возвратился уже по уходе татар к Москве. Брат его Олег Красный взят был в плен татарами, так что Ингвар остался единственным представителем рода князей рязанских (о Евстафии Константиновиче, князе-изгое, известия начинается только с 1260 г., когда он был в Литве). Первым делом нового князя было отыскать и предать земле тела убитых родственников и вообще павших от меча татарского, очистить город от трупов, исправить и освятить храмы и пр. О борьбе с татарами он не мог и думать. Из того факта, что в 1252 г. в Рязани мы видим уже брата его Олега, надобно заключить, что Ингвар скончался если не в 1252 г., то около этого времени. Потомства он не оставил. Большинство историков или не признает этого князя, или считает за одно лицо с его отцом. - См. Сборник XVI века во "Временном Императорском Обществе Истории и Древностей" ¦ 15 и "Достопамятности рязанские"; Иловайский "История Рязанского княжества"; Экземплярский "Великие и удельные князья" (II, 568 - 672). А. Э.
Краткая биографическая энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИНГВАР ИНГВАРЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ИНГВАР ИНГВАРЕВИЧ
кн. рязанский, сын И. Игоревича, известный только по некоторым сказаниям; при нашествии Батыя на Рязанскую землю в 1237 г. спасся … - ИНГВАР ИНГВАРЕВИЧ
? князь рязанский, сын И. Игоревича, известный только по некоторым сказаниям; при нашествии Батыя на Рязанскую землю в 1237 г. … - ЯРОСЛАВ ИНГВАРЕВИЧ
Ярослав Ингваревич - князь луцкий, сын Ингваря Ярославича. По смерти двоюродного брата своего, князя Ивана, Ярослав сел на луцком … - ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Олег Ингваревич - сын князя рязанского Ингваря Игоревича, князь рязанский, в 1237 г. с другими рязанскими князьями взят в … - НИЛЬСЕН ИНГВАР (NIELSEN) в Краткой биографической энциклопедии:
Нильсен (Nielsen), Ингвар - норвежский историк и географ (родился в 1843 г.), профессор университета в Христиании, автор новейшей истории Норвегии … - ИНГВАР ЯРОСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Ингвар Ярославич - князь Дорогобужский, потом Луцкий, сын Ярослава Изяславича, праправнук Мономаха, в 1180 г. присоединялся к занявшему … - ИНГВАР-КОЗЬМА ИГОРЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Ингвар-Козьма Игоревич - князь рязанский, сын И. Глебовича, общее с братьями занял Рязанское княжение по смерти отца, в 1195 … - ИЗЯСЛАВ ИНГВАРЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Изяслав Ингваревич - князь Луцкий, сын Ингваря Ярославича. Погиб в битве на берегу Калки в 1224 … - ВЛАДИМИР ИНГВАРЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Владимир Ингваревич - князь Луцкий, сын Ингваря Ярославича Луцкого; в 1230 г. он помогал Даниилу Романовичу галицкому отвоевывать Галич у … - АНДЕРСОН ИНГВАР
(Andersson) Ингвар (p. 19.3.1889), шведский историк-медиевист, главный хранитель архивов Швеции (риксархивариус), член Шведской академии (по отделению литературы) (1950). В 1928-52 … - ЯРОСЛАВ ИНГВАРЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
князь луцкий, сын Ингваря Ярославича. По смерти двоюродного брата своего, князя Ивана, Я. сел на луцком столе, но был изгнан … - ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ КРАСНЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
сын Ингвара Ингваревича (см.), князь рязанский; при нашествии Батыя был взят в плен, в битве при Коломне, в январе 1237 … - НИЛЬСЕН ИНГВАР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Nielsen, род. 1843) — норвежский историк и географ, профессор Унив. в Христиании, автор новейшей истории Норвегии (с 1814 г.; Христиания, … - ИНГВАР-КОЗЬМА ИГОРЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
кн. рязанский, сын И. Глебовича, обще с братьями занял рязанское княжение по смерти отца, в 1195 г. В 1207 г., … - ИНГВАР ЯРОСЛАВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
кн. дорогобужский, потом луцкий, сын Ярослава Изяславича, праправнук Мономаха, в 1180 г. присоединялся к занявшему Киев Рюрику Ростиславичу против Святослава … - ИНГВАР ВЫСОКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Ingwar, Yngwarr, Hin Harri, И. высокий) — властелин упсальский, относимый по скандинавским сагам к VI или VIII вв. Заключив мир … - ИЗЯСЛАВ ИНГВАРЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
князь луцкий, сын Ингваря Ярославича. Погиб в битве на берегу Калки, в 1224 … - ВЛАДИМИР ИНГВАРЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
князь луцкий, сын Ингваря Ярославича луцкого; в 1230 г. он помогал Даниилу Романовичу галицкому отвоевывать Галич у венгров, а в … - ЯРОСЛАВ ИНГВАРЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? князь луцкий, сын Ингваря Ярославича. По смерти двоюродного брата своего, князя Ивана, Я. сел на луцком столе, но был … - ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ КРАСНЫЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? сын Ингвара Ингваревича (см.), князь рязанский; при нашествии Батыя был взят в плен, в битве при Коломне, в январе … - НИЛЬСЕН, ИНГВАР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(Nielsen, род. в 1843 г.) ? норвежский историк и географ, профессор университета в Христиании, автор новейшей истории Норвегии (с 1814 … - ИНГВАР ЯРОСЛАВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? князь дорогобужский, потом луцкий, сын Ярослава Изяславича, праправнук Мономаха, в 1180 г. присоединялся к занявшему Киев Рюрику Ростиславичу против … - ИНГВАР ВЫСОКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(Ingwar, Yngwarr, Нin Harri, И. высокий) ? властелин упсальский, относимый по скандинавским сагам к VI или VIII вв. Заключив мир … - ИНГВАР-КОЗЬМА ИГОРЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? князь рязанский, сын И. Глебовича, обще с братьями занял рязанское княжение по смерти отца, в 1195 г. В 1207 … - ИЗЯСЛАВ ИНГВАРЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? князь луцкий, сын Ингваря Ярославича. Погиб в битве на берегу Калки, в 1224 … - ВЛАДИМИР ИНГВАРЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? князь луцкий, сын Ингваря Ярославича луцкого; в 1230 г. он помогал Даниилу Романовичу галицкому отвоевывать Галич у венгров, а … - КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киевское княжество - княжество … - ЭТЕЛЬРЕД I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
- ЭТЕЛЬРЕД I в биографиях Монархов:
Король Англии из Саксонской династии, правивший в 866—871 гг. Сын Этельвольфа. Умер ок. 28 мая 871 г. Едва Этельред вступил … - РОМАНЫ в Краткой биографической энциклопедии:
Романы - русские князья. Роман Васильевич, князь ярославский, участник Куликовской битвы, основатель г. Романова. Р. Владимирович - св. князь угличский … - ГЛЕБ ВЛАДИМИРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Глеб Владимирович - князь рязанский, старший из сыновей Владимира Глебовича рязанского. Уже в 1207 г. он является врагом других князей … - БРАУН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Браун, Федор Александрович - филолог-германист, родился в 1862 г. В 1885 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета; с 1888 г. … - 1991.09.15 в Страницах истории Что, где, когда:
Правящая Социал-демократическая партия терпит поражение на парламентских выборах в Швеции, после чего премьер-министр Ингвар КАРЛССОН уходит в … - КАРЛССОН в Большом энциклопедическом словаре:
(Carlsson) Ингвар (р. 1934) премьер-министр Швеции в 1986-91, председатель социал-демократической рабочей партии с марта 1986. В 1982-86 заместитель … - КАЗАНСКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
большой драматический театр русский им. В. И. Качалова, один из старейших русских театров. Первые театральные представления начались в Казани в … - РЯЗАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
великое княжество - составилось из земель, прежде принадлежавших Чернигову, и выделилось в самостоятельное владение, сначала под названием Муромо-Р. княжества, в …