» » Комикс скрудж макдак. Вселенная «Утиных историй. Хороший утиный художник

Комикс скрудж макдак. Вселенная «Утиных историй. Хороший утиный художник

Девяностые годы можно вспоминать по-разному. Для кого-то это лихая эпоха «дикого капитализма» и малиновых пиджаков. А для кого-то - время уютного детства, игр на Dendy и Sega и диснеевских мультиков по выходным. И первыми на экраны нашей страны ворвались задорные утки. Их массовая популярность в России, как, впрочем, и в Америке, началась в 1987 году с мультсериала «Утиные истории», однако первые комиксы о Дональде и его племянниках возникли ещё в начале тридцатых. В этой статье мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по «утиной» вселенной. Зигзаг, заводи!

Все началось с Дональда


Вспыльчивый селезень в бескозырке появился на свет в июне 1934-го в мультфильме «Маленькая мудрая курочка» и уже осенью того же года дебютировал на страницах газетных комиксов. Ранний Дональд жил в деревне, был куда эмоциональнее и беззаботнее: у него не было ещё ни подружки, ни племянников, ни богатого дядюшки.


ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ДОНАЛЬДА, МУЛЬТФИЛЬМ «МАЛЕНЬКАЯ МУДРАЯ КУРОЧКА». ЛЕНИВЫЙ СЕЛЕЗЕНЬ УКЛОНЯЛСЯ ОТ РАБОТЫ, НО ПРИМЧАЛСЯ НА ДАРМОВОЕ УГОЩЕНИЕ


Поначалу Дональд оставался второстепенным персонажем в комиксах о Микки, но со временем вышел на первый план в стрипах серии «Глупые мелодии» (Silly Symphonies). В 1937 году у Дональда появились племянники Хьюи, Дьюи и Луи (известные у нас как Билли, Вилли и Дилли). Дядя присматривал за тройняшками, чей отец угодил в больницу после их очередной шалости. Поначалу ребята были отпетыми хулиганами и вечно подшучивали над дядей, но со временем их характер улучшился. Предполагалось, что племянники вернутся домой, когда папа встанет на ноги, однако в итоге троица осталась с дядей, а о родителях больше не вспоминали.


ДОНАЛЬД И ЕГО ПЛЕМЯННИКИ В ГАЗЕТНЫХ СТРИПАХ


Кстати, имена героев локализуют не только у нас. В Финляндии, где Дональд популярен так, что за него иногда голосуют на выборах в знак протеста, селезня зовут Аку Анкка. А в Италии он известен как Паперино.



ДА, В РАННИХ ГАЗЕТНЫХ КОМИКСАХ ДОНАЛЬД БЫЛ ЖЁЛТЫМ


А в 1942 году настал звёздный час Дональда: издательство Western Publishing получило лицензию на комиксы о диснеевских персонажах. Сюжет первой истории «Дональд Дак ищет пиратский клад» придумали сценаристы студии, а рисунок поручили художнику Карлу Барксу. Карл тогда работал аниматором на Disney, но его угнетала студийная система, убивающая творчество. Он подумывал уволиться и завести ферму с утками. К счастью, рисовать уток Барксу тоже нравилось - он взял у Western новый заказ и заодно предложил доработать сценарий. Результат так впечатлил редакторов, что со второго номера Карлу доверили ещё и работу сценариста. Cледующие тридцать лет для «Утиных историй» стали эпохой Карла Баркса.

Дональд у Баркса остался вспыльчивым хвастливым лентяем, но научился брать ответственность и стал внятно разговаривать. Он заботился о племянниках, хоть это и заставляло его отрываться от любимого ничегонеделания. С упорством, с которым Дональд искал себе работу, может сравниться лишь постоянство, с которым он её терял.

«Дональд в моих историях порой выступает злодеем, но в основном он хороший парень, хоть и делает глупые ошибки, как типичный человек.»


Карл Баркс


БАРКС ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНО ПОДХОДИЛ К РИСУНКУ. НАПРИМЕР, ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С ЗАТОНУВШИМИ СУДАМИ ОН ИЗУЧАЛ ВЫПУСКИ NATIONAL GEOGRAPHIC


Скрудж выходит на сцену


В 1947 году в комиксе «Рождество на Медвежьей горе» у Дональда появился эксцентричный дядя-миллионер, живущий в уединённой усадьбе в горах. В этой истории, задуманной как аллюзия на «Рождественскую песнь» и «Гражданина Кейна», Скрудж хотел поиз-
деваться над Дональдом и племянниками, чтобы проверить, достойны ли они унаследовать его состояние.


В «РОЖДЕСТВЕ» СКРУДЖ СТАР, БОРОДАТ, ОПИРАЕТСЯ НА ТРОСТЬ И НОСИТ ОЧКИ


«Скрудж из «Рождества на Медвежьей горе» был моей первой версией богатого старого дядюшки. Я сделал его слишком старым и слабым - и только потом понял, что он должен быть более подвижным. Дряхлый старик не смог бы воплотить всё, что я для него запланировал.»


Карл Баркс

Скруджа придумывали на один раз, но старый скряга приглянулся публике, и Баркс стал снова использовать его в историях о Дональде, иногда даже в качестве злодея. Заметив популярность персонажа, в издательстве предложили построить сюжет очередной истории вокруг него. Так в 1952 году в Four Color вышел комикс «Всего лишь бедный старичок». С этого момента Скрудж начал перетягивать одеяло на себя. Теперь главным искателем приключений стал он, а Дональду и компании осталась роль не всегда добровольных помощников.

Хороший утиный художник



Карл Баркс начинал карьеру в Disney, рисуя короткометражки о Дональде. Но настоящее признание он обрёл, когда начал рисовать комиксы. Баркс создал около 500 «утиных историй». Именно он придумал дядю Скруджа и большинство второстепенных персонажей цикла. Как правило, он один делал всю работу: писал сценарий, рисовал эскизы и раскрашивал иллюстрации.

Долгие годы его имя оставалось неизвестным - правила Disney запрещали указывать художников и сценаристов. Поколения фанатов знали Баркса только под прозвищами вроде «Хороший утиный художник». Тайна его личности раскрылась лишь в конце 1960-х, когда Баркс отошёл от дел. Он умер в 2000 году, чуть-чуть не дожив до ста лет.

«Перечитывая собственные истории, я понял, что заложил в них философские идеи, о которых в то время и не догадывался. Мне кажется, философия в моих комиксах консервативного толка: на мой взгляд, цивилизация достигла пика в 1910 году. С тех пор мы катимся под гору. Старая культура обладает такими качествами, каких новоделу не достичь. Взгляните на эти замечательные соборы и дворцы! Сейчас такое не строят. Мне кажется, нам стоит сохранить старые идеалы и методы работы - честь и честность. Надо позволять другим верить в собственные идеалы, не нужно стричь всех под одну гребёнку. Вот что мне не нравится в современной политической системе: она всех пытается сделать одинаковыми.»


Карл Баркс


Жизнь и времена Дона Росы



ДОН РОСА. ЕСЛИ БАРКС СОЗДАЛ «УТИНЫЕ ИСТОРИИ», КАКИМИ МЫ ИХ ЗНАЕМ, ТО РОСА ИХ УПОРЯДОЧИЛ


Жизнь и времена Дона Росы В 1984 году Western обанкротились, но «утки» недолго искали новый дом: лицензию получило издательство Gladstone. В основном они переиздавали старые комиксы, но искали и свежую кровь. Gladstone наняли молодого художника Дона Росу: тот привлёк редактора своей неколебимой уверенностью, что именно ему суждено возродить «Утиные истории».


«ЖИЗНЬ И ВРЕМЕНА СКРУДЖА МАКДАКА» ВДОХНОВИЛИ ЛИДЕРА NIGHTWISH ТУОМАСА ХОЛОПАЙНЕНА НАПИСАТЬ К ЭТОМУ КОМИКСУ САУНДТРЕК. ОБЛОЖКУ АЛЬБОМА НАРИСОВАЛ САМ РОСА


Как и Баркс, Роса был самоучкой и учился рисовать по творчеству кумиров. Первые работы Росы для Gladstone - явное подражание Барксу: сюжеты он придумывал сам, но фон и позы героев перерисовывал из старых комиксов. Роса считал каноном только истории Баркса и ориентировался на них. Он перенёс действие в 1950-е и 1960-е годы, когда происходили события комиксов «Хорошего утиного художника», и сочинил ряд продолжений к его сюжетам. С годами Роса и сам обрёл культовый статус. Он вернул интерес к уткам и проделал огромную работу, систематизируя комиксы Баркса. Проанализировав болтовню Скруджа о родне и былых похождениях, Роса составил его фамильное древо и написал биографию богатого селезня - графический роман «Жизнь и времена Скруджа Макдака».


В СВОЁМ ПЕРВОМ «УТИНОМ» КОМИКСЕ «СЫН СОЛНЦА» РОСА НАМЕРЕННО КОПИРОВАЛ РИСУНКИ БАРКСА



ХОТЯ ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ БОЛЬШЕ СЛАВИТСЯ ДОНАЛЬД, СКРУДЖ В МОЛОДОСТИ ТОЖЕ БЫЛ НЕ ДУРАК ПОДРАТЬСЯ



МАКДАК В ЛИХУЮ «ЭПОХУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА» НА ДИКОМ ЗАПАДЕ


Жизнь Скруджа (хронология Дона Росы)



1867. Скрудж родился в Глазго в семье Фергуса Макдака и Дауни О’Дрейк. Он был старшим ребёнком, позже у него появились сёстры Матильда и Гортензия.

1877. Чтобы заработать, Скрудж становится чистильщиком обуви. Первый клиент обманывает мальчика, расплатившись десятицентовой монеткой, бесполезной в Шотландии. Скрудж на всю жизнь сохранит монетку как символ успеха и поклянётся, что больше никому не удастся его провести.


1880. 13-летний Скрудж уезжает в США и устраивается юнгой на речной пароход своего дяди Ангуса Макдака. Вскоре Ангус уходит на пенсию и отдаёт пароход племяннику, но банда братьев Гавс уничтожает судно. Скрудж решает попытать счастья на Диком Западе.


1896–1899. После безуспешных попыток найти золото Скрудж приезжает на Клондайк, и ему улыбается удача. На Клондайке Макдак знакомится с владелицей салуна Золотцем Голди. Любовь к ней он сохранит на всю жизнь.

1902. Скрудж становится миллиардером и переезжает в деревушку Даксбург, штат Калисота.


1930. Макдак становится самым богатым селезнем в мире, но в погоне за наживой забывает о семье и окончательно с ней ссорится.

1942. Впав в депрессию, Скрудж решает уйти на покой и отгораживается от всего мира в своей усадьбе на Медвежьей горе.

1947. Скрудж встречается со своим племянником Дональдом и внучатыми племянниками Билли, Вилли и Дилли. В нём просыпается интерес к жизни, и вместе они отправляются навстречу приключениям.

1967. Неканоничная дата - подобно Барксу, Скрудж умирает в возрасте ста лет после жизни, полной приключений.


СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО МАКДАКОВ ОТ ДОНА РОСЫ


«Утиные истории» (DuckTales)



НЕЗАБЫВАЕМУЮ ЗАГЛАВНУЮ ТЕМУ МУЛЬТСЕРИАЛА НАПИСАЛ МАРК МЮЛЛЕР, И БЕЗ НЕЁ ТЕПЕРЬ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ «УТИНЫЕ ИСТОРИИ». ДАЖЕ В ПЕРЕЗАПУСКЕ ЕЁ СОХРАНИЛИ


В середине 1980-х студия Disney решила вложить крупную сумму в телевизионные мультфильмы в расчёте на синдикацию. Что значит этот термин? Обычно студии производят контент для конкретного канала, за которым остаётся последнее слово. Низкие рейтинги, плохие отзывы, неприязнь руководства - и шоу закрывают. Но если сериал уходит в синдикацию, студия может напрямую продавать права на трансляцию десяткам каналов по всему миру.

Шоу могло выйти в синдикацию, только преодолев определённый барьер - для мультсериалов он составлял 65 серий. Disney нужно было снять их ещё до начала переговоров с покупателями. Это был большой риск: в случае провала студия могла потерять 20 миллионов долларов. Нужно было понять, на что ставить.


В МУЛЬТСЕРИАЛЕ ДЕНЬГИ СЛУЖИЛИ СКРУДЖУ НОСТАЛЬГИЧЕСКИМ НАПОМИНАНИЕМ О БЫЛЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ. ОН МОГ ВСПОМНИТЬ, КАК ЗАРАБОТАЛ КАЖДУЮ ИЗ СВОИХ МОНЕТОК


«Утиные истории» были неочевидным выбором: в Disney сперва собирались выпустить их в формате часового сериала на одном из крупных каналов. Но начальник отдела синдикации Боб Джакумин разглядел потенциал сериала и выбил у главы Disney Майкла Айзнера разрешение самому заняться «Утиными историями».

Производство анимации отдали в Азию - тайваньской студии Wang Film и японской Tokyo Movie Shinsha. Американская пресса за это обвинила Disney в попытке снимать мультфильмы по дешёвке, хотя на деле сэкономить не вышло - упавший курс доллара только увеличил затраты. Каждый эпизод «Утиных историй» обходился в 300 тысяч. Но время подтвердило правоту Disney. Сейчас «Утки» считаются классикой, а уровень их анимации - эталонным.

К озвучке сериала привлекли опытных актёров. Роль Скруджа доверили легендарному комику Алану Янгу (1919–2016), чья карьера началась ещё в 1940-х. Янг не раз возвращался к этой роли: последний раз он озвучил Скруджа за четыре месяца до своей смерти, в эпизоде мультсериала «Микки Маус».



За основу сюжета взяли комиксы Баркса, но первоисточнику следовали не во всём. Одним из ключевых отличий стало почти полное отсутствие Дональда, которого по сюжету отправили служить на флот. У Баркса он играл важную роль, но Джакумин решил, что в «Утиных историях» Дак будет появляться эпизодически, а в центре внимания окажутся отношения Скруджа и племянников. Есть несколько причин, почему Дональда задвинули на задний план. Во-первых, студия не захотела «тратить» одного из самых популярных персонажей, ставя его на второстепенную роль. Во-вторых, у Баркса Дак много болтает - а в мультфильмах он говорит нечленораздельно. Освободившееся место заполнили новые персонажи: бравый пилот Зигзаг Маккряк, чопорный дворецкий Дакворт, мудрая домоправительница миссис Клювдия, её внучка Поночка и недотёпа Пупс.

Премьера состоялась 18 сентября 1987 года. Поначалу пресса скептически отнеслась к «Утиным историям», обвинив сериал в низком качестве, обелении Скруджа и несоблюдении духа комиксов. Но публика была в восторге. Рейтинги оказались так высоки, что Disney заказали дополнительные серии - в итоге «Утки» продержались четыре сезона.

В чём причина успеха? Уже со вступительных аккордов заставки «Утиные истории» увлекали зрителей в мир, полный приключений. Мир, где мечтатель Скрудж каждую неделю приглашал отправиться на поиски короны Чингисхана, Атлантиды или Затерянного мира. Юным зрителям показывали богатство и многообразие мира и поощряли его исследование. По «Утиным историям» нельзя выучить историю Великих географических открытий, Гражданской войны в США или золотой лихорадки на Клондайке, но сериал показывал, что учиться и узнавать новое интересно. Недаром Скрудж говорил, что своим кругозором обязан книгам.


Сериал ненавязчиво проповедовал семейные ценности и деловую этику. Своё состояние Скрудж заработал честным трудом, не отступая от принципов. Если в комиксах Макдак больше всего любил деньги, то в мультсериале ему был интереснее сам поиск сокровищ. А важнее всего для Скруджа была семья. Не раз Макдак был вынужден выбирать между богатством и племянниками - и всякий раз выбирал семью. При этом мораль не вредила увлекательности - все серии и сегодня смотрятся на одном дыхании.


КОМИКСЫ БАРКСА ВДОХНОВИЛИ АВТОРОВ «ИНДИАНЫ ДЖОНСА». А СОЗДАТЕЛИ «ЗАВЕТНОЙ ЛАМПЫ» ОСТАВИЛИ В КАРТИНЕ НЕМАЛО ОТСЫЛОК К «ИНДИАНЕ»


Успех «Уток» положил начало эре диснеевского ренессанса. За ними последовали другие успешные сериалы: «Чип и Дейл», «Чудеса на виражах», «Чёрный плащ». На волне успеха Disney попытались снять и полнометражный мультфильм «Утиные истории: Заветная лампа». В случае успеха он мог стать первым в серии: по слухам, в разработке были другие полнометражки и об утках, и о Чипе и Дейле. Однако «Заветная лампа» не «выстрелила» - критикам и зрителям показалось, что она выглядит просто как затянутая серия «Утиных историй». В прокате мультфильм заработал всего 18 миллионов долларов - не провал, но на планах переноса мультсериалов на большой экран поставили крест.


ДЕЙСТВИЕ «ЧЁРНОГО ПЛАЩА» РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ В МИРЕ «УТИНЫХ ИСТОРИЙ», НО ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЗИГЗАГА И ТЕХНОДАКА (ОН ЖЕ СУПЕРКРЯК) МЕЖДУ СЕРИАЛАМИ ПОЧТИ НЕТ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ


А вскоре кончились и «Утиные истории». Осенью 1990 года вышел последний сезон из восьми серий, завершившийся эпическим финалом, где герои спасли мир от золотого апокалипсиса.

Утки в России



«Утиные истории» стали первым сериалом, показанным в Советском Союзе, а следом в СССР проникли и комиксы. С 1989 года издательство «Эгмонт» начало выпуск комиксов «Микки Маус», а в начале девяностых издательскую линейку пополнили «Утиные истории», «Миккидетектив», «Русалочка» и «Аладдин». Несколько лет комиксы продавались во всех газетных киосках, но со второй половины 1990-х их популярность сошла на нет. Возвращения Скруджа пришлось ждать почти двадцать лет - с осени 2016 года АСТ выпускает сборники классических комиксов Баркса и Росы.

«Чёрный плащ» (Darkwing Duck)



«Утиным историям» требовалась замена, и продюсер Тэд Стоунс вспомнил об «Утке два нуля». Таким было рабочее название спин-оффа «Утиных историй», основанного на двух сериях: в одной Зигзаг примерил белый смокинг и роль секретного агента, а в другой Скрудж стал мстителем в маске. Стоунс планировал сделать «Утку два нуля» пародией на шпионские фильмы, а главным героем видел Зигзага. Но оказалось, что права на бренд «Два нуля» уже зарегистрированы другой компанией, да и Зигзаг явно не тянул на центральную роль. Так что пародию на шпионов сменила пародия на супергероику, Зигзага понизили до помощника, а на главную роль придумали нового героя - Чёрного плаща. Премьера состоялась 8 сентября 1991 года, всего вышла 91 серия.


ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, ЧТО СПЕЦАГЕНТ УТКА ДВА НУЛЯ БУДЕТ НОСИТЬ БЕЛЫЙ СМОКИНГ И ЧЁРНУЮ МАСКУ


Чёрный плащ жил в городе Сен-Канар, явной пародии на Готэм. По ночам он защищал город от преступности, а днём вёл жизнь обывателя по имени Кряк Лапчатый. В сериале так и не раскрыли, где Кряк работал в обычной жизни и откуда брал деньги на свои гаджеты. Возможно, ему платили зарплату в секретной организации ШУШУ.


«УТИНЫЕ ИСТОРИИ» СТАЛИ ПЕРВЫМ АМЕРИКАНСКИМ МУЛЬТСЕРИАЛОМ, ПОКАЗАННЫМ В СССР, А «ЧЁРНЫЙ ПЛАЩ» - ПЕРВЫМ В НОВОЙ РОССИИ


Каждый эпизод пародировал образы из супергеройских комиксов, бульварных детективов или шпионского кино. Сам Чёрный плащ высмеивал супергероев Золотого века комиксов - в основном, конечно, Бэтмена, но ещё и Тень, Зелёного шершня и даже Зорро с Одиноким рейнджером. Его фирменные реплики вроде «Я ужас, летящий на крыльях ночи!», «Нюхни газку, злодей!» и «Ну-ка, от винта!» пошли в народ. А его враги-суперзлодеи будто вышли из комиксов DC и фильмов про Бонда: утка-растение, злой клоун, петух со стальным клювом… Из «Чёрного плаща» российские дети узнали о супергеройском жанре и его штампах раньше, чем познакомились с самим предметом пародии.

Но были у Плаща и уникальные особенности. В отличие от коллег, он был жутко тщеславен, упрям и самовлюблён и делал всё, чтобы прославиться. Впрочем, и на огромное эго ЧП находилась управа в виде дочки Гусёны. Она давила на лучшие стороны характера Кряка, вынуждая его принимать верные решения.

«Кряк-Бряк» (Quack Pack)



В середине 1990-х аниматоры снова обратили внимание на «Уток». Только что закончился сериал «Команда Гуфи», где с успехом осовременили одного из «большой тройки» диснеевских персонажей. Эксперимент решили повторить с Дональдом: за его осовременивание взялись продюсеры Кевин Кросби Хоппс и Тоби Шелтон. Они решили отказаться от комиксов Баркса, выбросили большинство героев «утиной» вселенной, а оставшимся прибавили возраста.

По сюжету мультсериала «Кряк-Бряк» племянники снова живут с Дональдом, позабыв о Скрудже. Дональд уволился с флота и стал телеоператором - ездит по миру и снимает сюжеты для программы «Вокруг планеты». Из энергичных детей братья превратились в ленивых заносчивых подростков, которые готовы на всё, чтобы избежать школы и работы по дому. Из их проделок не выходит ничего путного, и троица вынуждена из кожи вон лезть, чтобы исправить свои ошибки.


В «КРЯК-БРЯК» ПЛЕМЯННИКИ НАКОНЕЦ СТАЛИ ОТЛИЧАТЬСЯ. У КАЖДОГО СВОИ УВЛЕЧЕНИЯ, ОНИ ОДЕВАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО ПО-РАЗНОМУ, ХОТЬ И СОХРАНИЛИ ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТА


Эксперимент обернулся неудачей - сериал закрыли после первого сезона. В середине 1990-х в анимационном отделе студии сменилось руководство, и «Утки» оказались не в фаворе. Новое начальство переключилось на производство теледополнений к хитам вроде «Аладдина», «Русалочки» и «Короля Льва». Фанатам «Утиных историй» оставалось надеяться на комиксы, но и с ними в те годы всё было печально: права переходили из рук в руки, а издательства банкротились одно за другим.

Утки в играх



Duck Tales, 1989


В 1989 году компания Capcom выпустила для приставки NES (в России известной как Dendy) платформер DuckTales. Игра по сей день считается одним из лучших представителей жанра благодаря яркой графике, нелинейному геймплею и запоминающемуся дизайну. Ну, и умению Скруджа прыгать на тросточке. В 2013 году вышел ремейк Duck Tales Remastered для современных платформ с полностью перерисованной графикой и диалогами, которые озвучили актёры мультсериала.


Darkwing Duck, 1992


В аналогичном стиле была сделана игра про Чёрного плаща от той же Capcom. Только вместо экзотических руин местом действия стали закоулки мрачноватого Сен-Канара, а вместо прыжков на трости игрок мог заставить злодеев «нюхнуть газку» из пистолета, стреляющего самыми разными снарядами.

Возвращение уток



Ждать пришлось почти 20 лет. В сентябре 2017 года на канале Disney XD стартовали новые «Утиные истории». Продюсеры Мэтт Янгберг и Франсиско Ангонес выросли на оригинальном мультсериале и давно мечтали снять новую версию. Они старались придерживаться духа первоисточников - не только сериала, но и комиксов, и короткометражек о Дональде. Уже в пилотном эпизоде можно встретить много отсылок и к Барксу (в поместье Скруджа висят его картины), и к разным диснеевским сериалам (упоминаются Кейп-Сюзет, Спунервиль и Сен-Канар - места действия «Чудес на виражах», «Команды Гуфи» и «Чёрного плаща» соответственно). Это неспроста - ходят упорные слухи, что новый «Чёрный плащ» выйдет уже в 2018 году.


По стилистике новые «Утиные истории» скорее похожи на «Гравити Фолз», чем на прежних «Уток». Удивляться такому сходству не стоит - в титрах этих двух сериалов совпадает немало фамилий. Зато сохранилась культовая песня Марка Мюллера из начальной заставки, разве что теперь её исполняет Фелиция Бартон, а не Джефф Пессетто. Слегка изменились характеры персонажей: Скрудж стал ещё мягче, Дональд превратился в бывалого искателя приключений, племянники начали отличаться друг от друга, а миссис Клювдия и Поночка - куда активнее участвовать в событиях. От нового прочтения, на первый взгляд, проиграл Зигзаг: он и раньше был недотёпой, а теперь и вовсе превратился в ходячее недоразумение. Зато в пилотном эпизоде ему досталось несколько ярких реплик, позволяющих примириться с новым прочтением героя.


В НОВЫХ «УТИНЫХ ИСТОРИЯХ» НАМ ВПЕРВЫЕ ПОКАЗАЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ МАМЫ БЛИЗНЕЦОВ


Главная интрига мультсериала - почему Дональд со Скруджем столько лет не общались. Судя по пилоту, это связано с таинственными «Копьями Селены» и исчезнувшей сестрой Дональда - матерью тройняшек. Пока что этой мозаике не хватает кусочков, и тем интереснее ждать новых серий, тем более что российский Канал Disney начнёт показ сериала уже в ноябре. Ждём продолжения!

«Утиные истории» в России, как, впрочем, и в Америке, большинство знает по мультсериалу 1987 года. Однако началось всё гораздо раньше - с комиксов, которые возникли ещё в начале тридцатых. В этой статье и её продолжении мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по истории «утиной» вселенной. Зигзаг, заводи!

Всё началось с Дональда

Вспыльчивый селезень в бескозырке появился на свет в июне 1934-го в мультфильме Уолта Диснея «Маленькая мудрая курочка». В нём ленивый селезень уклонялся от работы, но примчался на дармовое угощение. Уже осенью того же года Дональд дебютировал на страницах газетных комиксов.

Первое появление Дональда, мультфильм «Маленькая мудрая курочка»

Ранний Дональд жил в деревне, был куда эмоциональнее и беззаботнее: у него не было ещё ни подружки, ни племянников, ни богатого дядюшки. Поначалу Дональд оставался второстепенным персонажем в комиксах о Микки Маусе, но со временем вышел на первый план в стрипах серии «Глупые мелодии» (Silly Symphonies).

Да, в ранних газетных комиксах Дональд бывал жёлтым

А в 1937 году у Дональда появились племянники Хьюи, Дьюи и Луи (известные у нас как Билли, Вилли и Дилли). Дядя присматривал за тройняшками, чей отец угодил в больницу после их очередной шалости. Поначалу ребята были отпетыми хулиганами и вечно подшучивали над дядей, но со временем их характер улучшился. Предполагалось, что племянники вернутся домой, когда папа встанет на ноги. Однако в итоге троица осталась с дядей, а о родителях больше не вспоминали. Впервые за почти столетие речь о них завели только в новом мультсериале 2017 года.

Дональд и его племянники в газетных стрипах



Кстати, имена героев локализуют не только у нас. В Финляндии, где Дональд популярен так, что за него иногда голосуют на выборах в знак протеста, селезня зовут Аку Анкка. А в Италии он известен как Паперино.

А в 1942 году настал звёздный час Дональда: издательство Western Publishing получило лицензию на комиксы о диснеевских персонажах. Сюжет первой истории «Дональд Дак ищет пиратский клад» придумали сценаристы студии, а рисунок поручили художнику Карлу Барксу.

Карл тогда работал аниматором на Disney, но его угнетала студийная система, убивающая творчество. Он подумывал уволиться и завести ферму с утками. К счастью, рисовать уток Барксу тоже нравилось - он взял у Western новый заказ и заодно предложил доработать сценарий. Результат так впечатлил редакторов, что со второго номера Карлу доверили ещё и работу сценариста. Cледующие тридцать лет для «Утиных историй» стали эпохой Карла Баркса.

Баркс очень тщательно подходил к рисунку. Например, для иллюстрации затонувших судов он изучал выпуски National Geographic

Дональд у Баркса изменился в лучшую сторону. Он остался вспыльчивым хвастливым лентяем, но научился брать ответственность, перестал быть чересчур эмоциональным и стал внятно разговаривать. Он заботился о племянниках, хоть это и заставляло его отрываться от любимого ничегонеделания. С упорством, с которым Дональд искал себе работу, может сравниться лишь постоянство, с которым он её терял. Впрочем, селезень не унывал. В отличие от своего знаменитого дядюшки, который не умел вовремя остановиться, Дональду для полного счастья хватало малого, например, куска пиццы или стакана газировки.

Дональд в моих историях порой выступает злодеем, но в основном он хороший парень, хоть и делает глупые ошибки, как типичный человек.

Карл Баркс

Как появился Скрудж

В 1947 году Баркс выпустил комикс «Рождество на Медвежьей горе». Здесь у Дональда появился эксцентричный дядя-миллионер, живущий в уединённой усадьбе в горах. В этой истории, задуманной как аллюзия одновременно на «Рождественскую песнь» и «Гражданина Кейна», Скрудж хотел поиздеваться над Дональдом и племянниками, чтобы проверить, достойны ли они унаследовать его состояние.

В «Рождестве» Скрудж стар, бородат, опирается на трость и носит очки

Скрудж из «Рождества на Медвежьей горе» был моей первой версией богатого старого дядюшки. Я сделал его слишком старым и слабым - и только потом понял, что он должен быть более подвижным. Дряхлый старик не смог бы воплотить всё, что я для него запланировал.

Карл Баркс

Скруджа придумывали на один раз, но старый скряга приглянулся публике, и Баркс стал снова использовать его в историях о Дональде, иногда даже в качестве злодея. Заметив популярность персонажа, в издательстве предложили построить сюжет очередной истории вокруг него. Так в 1952 году в Four Color вышел комикс «Всего лишь бедный старичок». С этого момента Скрудж начал перетягивать одеяло на себя. Теперь главным искателем приключений стал он, а Дональду и компании осталась роль не всегда добровольных помощников.

Скрудж скуп, сварлив и раздражителен, но своё состояние он заработал абсолютно честно

Хороший утиный художник

Сценаристы мало заботились о создании единой хронологии историй об утках, поэтому среди фанатов нередко возникали споры, чьи сюжеты считать каноническими. Большинство сходилось во мнении, что настоящий канон - только работы Карла Баркса.

Карл Баркс. Человек, который создал «Утиные истории» такими, какими мы их знаем (Фото: Alan Light | CC BY-SA 2.0)

Карл всегда хотел стать художником, но мешала бедность. Чтобы свести концы с концами, Баркс брался за любую работу: был фермером, лесорубом, погонщиком мулов, изготовителем заклепок и печатником. Но все свободное время он уделял самообразованию. Карл изучал картины любимых художников, пытаясь скопировать их стиль и найти свой.

В 1935 году Баркс нанялся аниматором в Disney, где снял 36 короткометражек про Дональда. Но этой работой Карл остался недоволен, считая, что студийные ограничения убивают творчество. В 1942-м он ушёл в издательство Western, которое вскоре получило лицензию на «утиные комиксы». Здесь он и обрёл своё подлинное призвание.

Баркс создал около 500 «утиных историй». Именно он придумал Скруджа и большинство второстепенных персонажей - Винта Разболтайло, Глэдстоуна Гандера, Флинхарта Гломгольда, Магику де Гипноз и братьев Гавс . Как правило, Карл один делал всю работу: писал сценарий, рисовал эскизы и раскрашивал иллюстрации.

Долгие годы его имя оставалось неизвестным - правила Disney запрещали указывать художников и сценаристов. Поколения фанатов знали Баркса только как «Хороший утиный художник». Тайна его личности раскрылась лишь в конце 1960-х, когда Баркс отошёл от дел. Он умер в 2000 году, чуть-чуть не дожив до ста лет.

Перечитывая собственные истории, я понял, что заложил в них философские идеи, о которых в то время и не догадывался. Думаю, философия в моих комиксах консервативная. На мой взгляд, цивилизация достигла пика в 1910 году - с тех пор мы катимся под гору. Старая культура обладает такими качествами, каких новоделу не достичь. Взгляните на эти замечательные соборы и дворцы! Сейчас такое не строят.

Мне кажется, стоит сохранить старые идеалы и методы работы - честь и честность. Надо позволять другим верить в собственные идеалы, не нужно стричь всех под одну гребёнку. Вот что мне не нравится в современной политической системе: она всех пытается сделать одинаковыми.

Говорят, Вандербилты и Рокфеллеры - злодеи, потому что сколотили состояния на эксплуатации бедняков. А я считаю, каждый должен иметь возможность забраться так высоко, как может, если он никого не убивает и не истязает. А небольшая эксплуатация свойственна нам от природы. Это видно и в поведении животных - каждый в какой-то мере эксплуатирует каждого.

Карл Баркс

Жизнь и времена Дона Росы

После ухода Баркса на покой Western Publishing продолжали выпускать комиксы о Скрудже и Дональде. Но с уходом «старой гвардии» качество историй упало, и редактора частенько перепечатывали старые сюжеты. Вечно так продолжаться не могло, и в 1984 году Western обанкротились. Но «утки» недолго искали новый дом. Незадолго до этого фанаты Баркса Брюс Гамильтон и Росс Кохрейн основали издательство Another Rainbow, открыли импринт Gladstone и купили лицензию на печать «уток».

В основном Gladstone переиздавали старые комиксы, но искали и свежую кровь. Именно тогда они наняли молодого и совершенно неизвестного тогда художника Дона Росу. Тот привлёк редактора своей неколебимой уверенностью, что именно ему суждено возродить «Утиные истории».

Дон Роса. Если Баркс создал «Утиные истории», то Роса их превратил в упорядоченную вселенную (Фото: Darrenmambo | CC BY-SA 3.0)

В своём первом комиксе «Сын Солнца» Роса нарочно копировал стиль Баркса

Как и Баркс, Роса был самоучкой и учился рисовать по творчеству кумиров. Первые работы Росы для Gladstone - явное подражание Барксу: сюжеты он придумывал сам, но фон и позы героев перерисовывал из старых комиксов. Роса считал каноном только истории Баркса и ориентировался на них. Он перенёс действие в 1950-е и 1960-е годы, когда происходили события комиксов «Хорошего утиного художника», и сочинил ряд продолжений к его сюжетам.

С годами Роса и сам стал культовым комиксистом, сравнимым с Барксом. Его вклад в «Утиные истории» огромен. Он вернул интерес к уткам и проделал огромную работу, систематизируя комиксы Баркса. Проанализировав болтовню Скруджа о родне и былых похождениях, Роса составил его фамильное древо и написал биографию богатого селезня - графический роман «Жизнь и времена Скруджа Макдака».

«Жизнь и времена Скруджа Макдака» вдохновили лидера Nightwish Туомаса Холопайнена написать к этому комиксу саундтрек. Обложку альбома нарисовал сам Роса.

Жизнь Скруджа: хронология Дона Росы


1867 Скрудж родился в Глазго в семье Фергуса Макдака и Дауни О’Дрейк. Он был старшим ребёнком, позже у него появились сёстры Матильда и Гортензия.

1877 Чтобы заработать, Скрудж становится чистильщиком обуви. Первый клиент обманывает мальчика, расплатившись десятицентовой монеткой, бесполезной в Шотландии. Скрудж на всю жизнь сохранит монетку как символ успеха и поклянётся, что больше никому не удастся его провести.

1880 13-летний Скрудж уезжает в США и устраивается юнгой на речной пароход своего дяди Ангуса Макдака.

1882 Ангус уходит на пенсию и отдаёт пароход племяннику, но банда братьев Гавс уничтожает судно. Скрудж решает попытать счастья на Диком Западе.


1896–1899 После безуспешных попыток найти золото Скрудж приезжает на Клондайк, и ему улыбается удача. На Клондайке Макдак знакомится с владелицей салуна Золотцем Голди. Любовь к ней он сохранит на всю жизнь.

1902 Скрудж становится миллиардером и переезжает в деревушку Даксбург, штат Калисота.

1930 Макдак становится самым богатым селезнем в мире, но в погоне за наживой забывает о семье и окончательно с ней ссорится.


1942 Впав в депрессию, Скрудж решает уйти на покой и отгораживается от всего мира в своей усадьбе на Медвежьей горе.

1947 Скрудж встречается со своим племянником Дональдом и внучатыми племянниками Билли, Вилли и Дилли. В нём просыпается интерес к жизни, и вместе они отправляются навстречу приключениям.

1967 Неканоничная дата - подобно Барксу, Скрудж умирает в возрасте ста лет после жизни, полной приключений.

Семейное древо Макдаков от Дона Росы

Утки в России


«Утиные истории» стали одним из первых диснеевских сериалов, показанных в Советском Союзе. А следом в СССР проникли и комиксы. С 1989 года издательство «Эгмонт» выпускало комиксы про Микки Мауса, а в начале девяностых линейку пополнили «Утиные истории», «Микки-детектив», «Русалочка» и «Аладдин». Несколько лет комиксы продавались во всех киосках, но со второй половины 1990-х их популярность сошла на нет. Возвращения Скруджа пришлось ждать почти двадцать лет - с осени 2016 года АСТ выпускает сборники классических комиксов Баркса и Росы.

А 1987 году «Утиные истории» пережили главное в своей истории событие. Студия Disney начала выпускать мультсериал, основанный во многом на комиксах Карла Баркса… Но это уже другая история.

Каждую субботу в Клубе Миллионеров проходили собрания, на которых члены клуба обсуждали множество всяких вопросов. Как правило разговор крутился вокруг огромных денег. В этот день беседа вылилась в оживлённый обмен мнениями по поводу того, что можно считать крупнейшим из исчезнувших в глубине веков сокровищ. Когда все уже охрипли от споров, слово взял президент клуба майор Пинчертон.
— Вне всякого сомнения, господа, — сказал он, указывая на карту, — самое крупное из утраченных сокровищ — это драгоценный груз тибетского похода Чингисхана. Говорят, что когда легендарный император пересекал Гималаи, огромный снежный человек — йети — напал на караван и, захватив драгоценности, скрылся.
— Помните, господа, — предупредил майор, выпол-нявший обязанности судьи состязания, — нечестные приёмы запрещены! А победитель будет награждён Золотой Медалью Почёта нашего клуба.
— Просто поразительно! — воскликнул внимательно слушавший Скрудж.
— Самое любопытное, — продолжал майор, — что среди несметных богатств, похищенных йети, находилась и знаменитая корона императора — самая ценная вещь в мире!
Разговор заинтересовал всех остальных членов клуба, которые сразу начали обдумывать возможность отыскать корону. Сэр Уткине предложил устроить состязание и посмотреть, сможет ли кто-нибудь из членов клуба раздобыть сокровище. И вот через неделю все участники встретились в небольшой деревушке у подножия горы Эверест.
«Можешь говорить всё, что хочешь, майор, — решил про себя коварный лорд Псинсон, — но я никому не позволю отнять у меня корону».
Он воспользовался тем, что все были заняты обсуждением планов, и повредил самолёт Скруджа.
«Один готов, — подумал лорд Псинсон. — Теперь займёмся этим недотёпой сэром Уткинсом».
Спрятавшись за снежную гряду, он стал дожидаться прибытия миллионера. Тот ехал на санях в собачьей упряжке.
— Собаки бегут слишком медленно, хихикнул лорд. — Надо как-то исправлять положение.
И вот на тропу прямо перед собаками выскочил заяц! Те рванулись за ним, упряжь отстегнулась от саней, и… сэр Уткине выбыл из состязания.
— Хе-хе! Ещё одним меньше, — засмеялся Псинсон. -Перейдём к последнему. Подожду, пока подойдёт мистер О’Кряквен.
О’Кряквен поднимался по склону в компании проводника. Когда они приблизились, Псинсон швырнул в их сторону несколько камней, которые вызвали снежную лавину, увлекшую обоих скалолазов вниз, к самому подножию горы.
— Итак, путь свободен! Самолёт Скруджа скоро разобьётся из-за нехватки горючего, и корона будет моей! -Псинсон просто визжал от восторга.
А в кабине пилота Зигзаг изо всех сил старался подчинить себе самолёт, но тот продолжал терять высоту.
— Ах ты, будь оно неладно! У нас только один парашют! — воскликнул дядюшка Скрудж. — Придётся нам всем цепляться за него.
He успел парашют раскрыться, как самолёт врезался в гору и разлетелся на тысячу кусков. Лорд Псинсон наблюдал эту картину, удовлетворённо ухмыляясь, -теперь ничто не стояло на его пути к победе.
Некоторое время спустя парашют с дядюшкой Скруджем, Маккряком, Поночкой и племянниками приземлился посреди заснеженной долины.
— Начало нашего предприятия оставляет желать лучшего, — сказал дядюшка. — Мы затеряны в снежной пустыне, и нам не на чем выбираться отсюда.
— Придётся готовить убежище для ночлега, — сказал Дилли. — Небо хмурится.
Из парашюта и нескольких найденных обломков самолёта они соорудили палатку, а вскоре над равниной разразилась снежная буря.
К утру метель утихла, и занялся спокойный рассвет
— К счастью, парашют выдержал натиск вьюги, -сказал дядюшка Скрудж.
— Тем не менее, остаётся нерешённой серьёзная проблема, — ответил Зигзаг. — Без подходящего транспорта нам будет трудно вернуться домой.
— Вернуться домой? — гневно воскликнул дядюшка. А кто это хочет домой? Мы приехали сюда за короной и без неё я возвращаться не собираюсь!
Миллионер не подумал о зыбкости почвы под ногами, а ведь за ночь намело огромное количество снега. Своими криками он вызвал снежную лавину, которая стремительно потащила всю компанию вниз по склон среди торчавших повсюду скал.
Через полчаса стихия опять угомонилась. Путешественники были отброшены на несколько километров и засыпаны снегом.
— Вы… вы целы? — спросил Билли, выбираясь наружу.
— Мама родная! — воскликнул Зигзаг. — У меня даже карманы полны снега!
— А где Поночка? Кто-нибудь видел её? — спохватился дядюшка Скрудж.
До сих пор никто не давал себе отчёта, что малышки с ними не было. Они тотчас же разделились, чтобы прочесать всю местность, и через некоторое время услышали тревожный возглас Вилли. На снегу были видны Поночкины следы, а рядом с ними отп чудовищной величины!
— Ч… ч… чьи это следы? — пролепетал Дилли. — Размер ноги, по меньшей мере, шестьдесят четвёртый!
— Несомненно, тут не обошлось без того страшилища, о котором рассказывал майор Пинчертон. Наверное, оно утащило Поночку вон в ту пещеру, — сказал дядюшка Скрудж, указывая рукой.
Осторожно ступая, путешественники проникли в пещеру и стали пробираться между ледяными колоннами. Вдруг у них под ногами начала расти гигантская тень, и, обернувшись, они увидели, что за ними по пятам следует громадная самка йети, сплошь разрисованная косметикой и украшенная всевозможными драгоценностями.
От страха пустившись бежать сломя голову, дядюшка Скрудж не заметил, как отделился от своих спутников и свернул не в тот проход, которым побежали племянники и пилот.
— Думаю, мы от неё улизнули, — сказал Зигзаг, оглянувшись назад.
— Бррр! — воскликнул Вилли, стуча зубами. — Ну и холодина же в этой пещере!
— Не сомневаюсь, что горячий супчик будет вам весьма кстати!
При этих словах беглецы застыли как вкопанные. Они огляделись и посреди большого зала, в котором красовалась ледяная мебель, увидели Поночку, протягивавшую им миски с только что приготовленным супом.
— Поночка! Ты жива! — закричал Дилли, обнимая малышку.
— Разумеется! После обвала госпожа Иети подобрала меня и привела к себе домой. Она очень добрая и хорошая,
Тем временем дядюшка Скрудж блуждал по галереям пещеры, пытаясь отыскать товарищей.
— Час от часу не легче, — думал он. — Сначала исчезла Поночка, а теперь вот я потерял своих племянников. Если с ними что-нибудь случится, я никогда себе этого не прощу Наконец он разглядел луч света в глубине одного из переходов и направился туда. То, что он увидел, заставило его сердце подпрыгнуть. Он очутился в огромном зале, заваленном сокровищами. На самом верху этой груды сверкала всеми цветами радуги утраченная корона Чингисхана
— Корона! — воскликнул Скрудж. — Я нашёл корону!
Однако радость дядюшки Скруджа длилась недолго. У входа в зал появилась самка йети и зарычала так свирепо, что у дядюшки перья встали дыбом.
Великанша сунула несчастного под мышку и понесла туда, где находились наши друзья. По просьбе Поночки госпожа Йети опустила дядюшку Скруджа на землю.
— Давно пора! — проворчал тот. — А теперь, безумная старуха, верни мне корону. Тебе она совсем ни к чему -сколько ни украшайся, ты всё равно останешься страшилищем.
Бедная госпожа Йети пошла прочь, горько рыдая.
— Ты её обидел, дядя! — упрекнула старика Поночка Это несправедливо. Она была так добра к нам.
Дядюшке стало стыдно, и он опустил голову.
— Не расстраивайтесь, мистер Скрудж, — сказал Зигзаг. — Я уговорю её вернуться.
Пилот выбежал из зала и принялся искать госпожу Йети в лабиринте подземных ходов. Вдруг он услышал жалобный крик. Поспешив на звук, Зигзаг увидел, что один из ледяных мостиков проломился под тяжестью великанши, и она, уцепившись за край обрыва, повисла над пропастью.
-Хватайтесь за мою руку! — крикнул Зигзаг. — Я вас выручу.
С огромным усилием пилот вытащил великаншу наверх и таким образом спас ей жизнь.
Оправившись от испуга, госпожа Иети что-то ласково залепетала и обняла Зигзага с такой силой, что тот чуть не задохнулся.
— Отпустите! — запротестовал пилот. — Уф! От такого проявления чувств и помереть не долго!
Немного погодя они уже были опять вместе с дядюшкой Скруджем и его спутниками.
— Прошу простить меня, — сказал миллионер.
Великанша улыбнулась, принимая дядюшкины извинения и, чтобы показать, что она больше не обижается, протянула ему корону, которую он так страстно желал.
А вот опустить Зигзага на землю она отказалась и несла его на руках весь обратный путь до выхода из пещеры под хихиканье всей компании.
Повесив голову, расстроенные искатели сокровищ пустились в обратный путь.
— И как это ты, Зигзаг, умудряешься очаровывать девушек? Ни одна не может устоять перед тобой. Ха-ха-ха! — смеялся Вилли.
— Спасибо за комплимент! — пробормотал пилот, которому не оставалось ничего другого, как терпеть шутки своих товарищей.
Вдруг, откуда ни возьмись, появился зловредный лорд Псинсон на моторных санях и ловким движением выхватил корону из рук дядюшки Скруджа.
— Ха-ха-ха! Премного благодарен, Скрудж! — крикнул разбойник. — Ты раздобыл для меня корону. Очень любезно с твоей стороны!
— Вор! Мошенник! — завопил миллионер, бессильный что-либо изменить.
Через пять дней в Клубе Миллионеров воцарилась торжественная атмосфера. Весть о том, что лорд Псинсон нашёл корону Чингисхана, распространилась со скоростью молнии, и ни один из членов клуба не преминул явиться на церемонию вручения лорду Почётной Медали.
— Наш клуб гордится тем, что вы, лорд Псинсон, числитесь в его рядах, — произнёс майор Пинчертон. -В этой связи мне предоставлена честь вручить вам наш самый высокий знак отличия.
В этот момент в зал ворвался дядюшка Скрудж в сопровождении госпожи Йети и неотделимого от неё Зигзага Маккряка.
— Ты самый подлый из обманщиков! — крикнул дядюшка. — Кооюна и медаль принадлежат мне!
Великанша с угрожающим видом направилась к лорду. Тот пулей вылетел на улицу. Йети — за ним.
— Прекрасно! — сказал Маккряк. — Всё окончилось благополучно.
— Да! — засмеялся дядюшка Скрудж. — Корона опять у меня, да и у тебя тяжесть с плеч долой, не так ли, Зигзаг? Ха-ха-ха!