Конспект классного часа для младших школьников «Обязанности пассажиров»
Цель: познакомить с обязанностями пассажиров; формировать навык соблюдения правил пользования общественным транспортом; воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Ход классного часа
I. Постановка проблемы.
На доске:
Что можно сказать?
Что между ними общего? (Участники дорожного движения.)
Какие из этих понятий относятся к нам? (Пассажиры, пешеходы.)
Докажите.
Кого опасность подстерегает в большей степени: пассажира или пешехода? (Прикрепить в пустой прямоугольник табличку с ответом.)
Докажите: какая опасность?
Как избежать опасной ситуации пассажиру?
Какова тема занятия? («Обязанности пассажиров».)
Как вы думаете, какова цель занятия? (Узнать и вспомнить ранее известные обязанности пассажиров, правила пользования общественным транспортом.)
По мере обсуждения вопросов учащимся предлагается со ставить памятку для пассажиров.
Для чего это нужно?
II. «Открытие».
Что относится к общественному транспорту?
Почему такой вид транспорта считается общественным?
Из толкового словаря:
Общественный - принадлежит всем, предназначен для общего пользования.
Догадайтесь, о каких видах общественного транспорта сегодня поговорим?
Вот по рельсам мчит машина,
Держится за провода.
И не надо ей бензина,
Чтобы мчать туда-сюда. (Трамвай.)
Что за чудо - чудо-дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус.)
Итак, вы пассажиры.
Определите последовательность движения любого пассажира, распределите таблички в нужном порядке. (Учащимся предлагается набор табличек, которые нужно поместить на доску в порядке, предложенном ниже.)
(С какого момента пешеход становится пассажиром?)
Где можно увидеть эти знаки? К какой группе они относятся?
Возможна ли опасная ситуация па остановке?
Как ее избежать?
Как вести себя на остановке?
Когда подходить к транспорту?
Сформулируем правила для пассажиров на остановке:
Веди себя спокойно, не бегай.
Не стой близко к проезжей части.
К двери транспорта подходи после того, как транспорт полностью остановится.
Следующий этап в маршруте пассажира при посадке.
Необходимо ли соблюдение правил? Доказать.
Работа в парах.
Задание . Выбрать верное правило-утверждение, которое можно включить в нашу памятку.
1) Как можно быстрее забегай в транспорт.
2) Не мешай выходу пассажиров. (+)
3) Соблюдай выдержку. (+)
4) Подталкивай впереди стоящих пассажиров.
5) Будь внимателен и осторожен, чтобы не оказаться зажатым дверьми. (+)
Какое утверждение, на ваш взгляд, неверно? Почему?
Какие еще правила можно, на ваш взгляд, поместить в памятку для пассажиров?
Возможна ли опасная ситуация?
Учитель демонстрирует учащимся иллюстрации, изображающие поведение пассажиров в транспорте. (Например: пассажиры толпятся около водителя; выглядывают в окно; громко разговаривают по телефону и т. д.)
Задача детей - предположить, какое выражение лица будет у пассажиров в данных ситуациях. Объяснить почему.
Помогите записать правила для пассажиров в нашу памятку.
1) Будь вежлив и внимателен.
2) Не задерживайся на ступеньках или около дверей.
3) Держись за поручни.
4) Не высовывайся из окон.
5) К выходу готовься заранее.
Последний этап в маршруте пассажира?
Учащимся демонстрируют иллюстрации, на которых изображены пассажиры:
а) правильно осуществляющие обход транспортного средства;
б) неправильно обходящие транспортное средство.
Что можете сказать?
Где изображены верные (неверные) действия?
Где нужно обходить трамвай, троллейбус, автобус после выхода из транспорта?
В чем опасность ситуации, когда пассажир выходит из транспорта? (Существует мертвая зона.)
Мертвая зона - пространство, находящееся вблизи автобуса, почти вплотную к нему, так как оно не просматривается с водительского места.
Где переходить улицу после выхода из любого транспортного средства?
Сформулируйте правило.
Улицу переходи только по пешеходному переходу.
III. Подведение итогов.
Какова была цель нашего занятия?
Насколько активно работали?
Все ли у вас получалось?
Задачи
1. Напомнить школьникам Правила дорожного движения, обратить внимание на необходимость их соблюдения.
2. Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умения предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
3. Повторить и закрепить знания о том, как правильно переходить улицы и дороги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
3 класс Марина Дмитриевна Токарева
Классный час по ПДД на тему «Помни правила дорожного движения»
Задачи
1. Напомнить школьникам Правила дорожного движения, обратить внимание на необходимость их соблюдения.
2. Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умения предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
3. Повторить и закрепить знания о том, как правильно переходить улицы и дороги.
Подготовительная работа: чтение книг, посвящённых правилам дорожного движения, оформление класса, изготовление «светофорчиков», составление презентации.
Оборудование: три конверта с описанием ситуаций; зеленый, желтый, красный круги для игры «Светофор»; памятки для всех учащихся.
Ход классного часа
Организационный момент
Ребята, при подготовке к классному часу нам в класс пришло письмо. Проверим, что в нём?
Постановка темы классного часа
Младшие дети просят нас помочь разгадать загадки. Поможем им? (Да.)
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
(светофор)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(велосипед)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(метро)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(троллейбус)
Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(машина)
Молодцы, ребята. О чём были загадки?
Дети: О транспорте и светофоре.
Какова тема нашего классного часа?
Беседа «Для чего нужно знать ПДД?»
Ребята, что такое ПДД и для чего нужно знать ПДД? (Дети отвечают, а затем учитель обобщает ответы.)
На улицах и дорогах села и города все еще происходит много дорожных происшествий, в которых гибнут и страдают люди, в том числе и дети. Одна из причин происшествий - незнание или несоблюдение правил безопасности движения. Сегодня мы еще раз поговорим об этих правилах.
Обсуждение рассказа
Послушайте рассказ. (Текст читает сам учитель или подготовленный ученик.)
Авария
Вот какой случай произошел недавно на одном из самых широких проспектов Москвы. По проспекту ехал тяжелый грузовик с прицепом, полным кирпича. Впереди дорога была свободна, и шофер прибавил скорость.
Внезапно из-за кустиков на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всем на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся на большой скорости грузовику.
Опытный шофер был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев ее.
Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью ударил по двум стоявшим возле тротуара легковым машинам.
Вот какова цена легкомысленного поступка девочки...
Ребята, если вам захочется поиграть с друзьями в мяч, то сначала выберите безопасное место для игры, и тогда все будет в порядке.
Тротуар
Как вы думаете, для движения по тротуару есть какие-то правила? (Дети отвечают.)
Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получит конверт, в котором лежит листок с описанием ситуации, произошедшей с пешеходами на тротуарах и обочинах. Прочитайте текст, обсудите в группе. Постарайтесь показать нам инсценировку этой ситуации.
Ситуация 1
Участники (прохожие) делятся на две группы, которые двигаются навстречу друг другу. Учащиеся должны найти ответы на вопросы и показать:
С какой стороны тротуара должны двигаться пешеходы;
Как и с какой стороны можно обойти пешеходов;
Можно ли проходить между двумя пешеходами, которые идут рядом.
Ситуация 2
Каждый ученик берет что-либо в руку - портфель, сумку, зонтик. Участникам нужно найти ответы на следующие вопросы и показать:
В какой руке удобнее нести вещи, если на тротуаре много пешеходов;
Как надо держать зонтик;
Как пропустить человека, который идет навстречу.
Ситуация 3
Несколько учеников изображают пешеходов, которые громко разговаривают, смеются, ссорятся, сорят, свистят, толкаются, едят, мешают движению других пешеходов. Остальные ученики обсуждают ситуацию. Далее следует коллективное обсуждение.
Дорожные знаки
Дорожные знаки - лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге.
На пути ребят – дорога,
Транспорт ездит быстро, много.
Светофора рядом нет,
Знак дорожный даст совет.
Так давайте, выходите,
Быстро знаки соберите!
Каждый ребёнок получает разрезанный на части дорожный знак. Дети начинают собирать свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.
А мы продолжаем. И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.
1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)
2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
3. Кто называется «водителем?» (Человек, управляющий транспортным средством.)
4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)
5. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
6. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться.)
7. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)
8. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)
9. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (Надо подождать пока он отъедет.)
10. Можно играть детям около дороги?
Переход через дорогу
Теперь вспомним правила перехода через дорогу. Послушайте еще один рассказ.
Одна секунда - много это или мало?
Что для пешехода одна секунда - один шаг шагнуть. А машина, скорость которой 60-80 км/ч, проезжает больше 20 м.
Иногда пешеход видит: машина совсем близко, но нет же, все равно спешит перебежать дорогу перед самым ее носом. Думает: водитель успеет затормозить.
Он не хочет понимать, что водитель при всем старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, не успеет остановиться. Сразу не срабатывают даже самые надежные тормоза.
А если дорога скользкая, то тормозной, или остановочный, путь удлиняется.
В результате при скорости 80 км/ч машина окончательно остановится только через 400 м после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра!
Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам.
Какие правила перехода через дорогу вы помните? (Дети отвечают.)
Правила перехода через дорогу
Дорога с односторонним движением . Несмотря на то что на такой дороге транспорт движется в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Потому что навстречу транспортному потоку при включенных спецсигналах могут ехать машины скорой помощи, милиции, противопожарной и аварийных служб.
Дорога с двусторонним движением. Подойдя к проезжей части, надо остановиться и посмотреть сначала во все стороны, чтобы оценить ситуацию, затем посмотреть налево, а дойдя до середины - направо, продолжая контролировать ситуацию слева. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть осторожным. Один шаг вперед или назад может стоить жизни. Машины едут слева и справа в 2-3 ряда. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колеса.
Загородная дорога. Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из-за одного из поворотов, которые всегда есть на такой дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, направо и, убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь.
Дорожная задача
Вдоль дороги, возле которой нет тротуара, движутся две группы подростков. Первая группа - мальчики. Вторая группа - девочки. Обе группы двигаются в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки - вдоль левой стороны. Вопрос: кто из них прав? Почему? (Правильно идут девочки. При отсутствии вдоль дороги тротуара пешеходам нужно двигаться полевой стороне, навстречу идущему транспорту.)
Помните эти правила и выполняйте их, чтобы не случилось так, как в рассказе.
Невозможно ничего исправить
Уже темнело. По улице быстро ехал автобус, возвращавшийся в парк. И вдруг перед ним появился мальчишка, перебегавший улицу. Решив, по- видимому, проскочить перед самым автобусом, мальчик неожиданно поскользнулся и упал. Все, кто это видел, замерли от ужаса. Еще мгновение - и ребенок погибнет под колесами тяжелой машины!
Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он одним движением руля бросил машину в сторону, и автобус на всем ходу врезался в фонарный столб. Удар был страшен. Весь перед машины смяло, будто он был картонным. А пожилой шофер уронил голову на руки, которые еще сжимали руль. Шофер спас мальчишку, заплатив за это собственной жизнью...
Как это ни печально, но подобные аварии происходят в наших городах не так уж редко. Разбиваются машины, остаются навсегда калеками, а то и погибают хорошие, смелые и благородные люди.
Подумайте, не случится ли так, что и вы можете стать виновниками такой аварии...
Давайте разберемся, почему нельзя переходить дорогу где вздумается.
Потому что водитель не всегда ожидает появления пешехода. Ведь ему приходится наблюдать одновременно за соседними машинами, состоянием проезжей части, дорожными знаками и многим другим. Только там, где пешеходам разрешен переход улицы, водитель едет внимательно, снижает скорость. Он готовится заранее к возможной встрече с пешеходом. Почти все несчастные случаи с пешеходами происходят в местах, не предназначенных для перехода улицы.
Привычка переходить проезжую часть где угодно приводит к тому, что пешеход действует бездумно, автоматически, забывая о Правилах дорожного движения, о своих конкретных обязанностях участника движения. Такая беззаботность приводит к непоправимым ошибкам.
В правилах говорится: на участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, переходить дорогу разрешается на перекрестках по линии тротуаров или обочин, а между ними - под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается.
Почему надо переходить на перекрестке - понять нетрудно. Перед перекрестком любой водитель заранее готовится ко всяким неожиданностям, принимает меры предосторожности, снижает скорость.
Но почему нельзя переходить улицу наискосок?
В этом случае пешеход поворачивается спиной к машинам и может их не увидеть. Кроме того, переход становится значительно длиннее. Важно выбрать хорошо просматриваемый в обе стороны участок. Обзор могут ограничивать стоящие по краям проезжей части автомобили, деревья, кустарники, заборы и другие препятствия, а также изгиб дороги либо пригорок, на который дорога взбирается. В этих случаях пешеход не видит приближающуюся машину, а водитель - пешехода. Ситуация становится крайне опасной.
Физкультминутка
(Детям было заранее дано задание выучить наизусть стихотворение. На занятии ученики должны выполнять различные упражнения. Один ученик показывает движения у доски, остальные повторяют за ним.)
Там, где шумный перекресток,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
Н. Сорокин
Дидактическая игра: «Да - нет»
(у детей на столах зелёный и красный карандаш и листы с записью утверждений, что можно и что нельзя делать по ПДД и культуре поведения пешеходов).
Вам предстоит отметить зелёным цветом правильные утверждения и соответственно красным, чего нельзя делать, являясь пешеходом и пассажиром. Работаем в парах.
1)Идти только по правой стороне тротуара.
2)Переходи улицу только на жёлтый свет.
3)Если встретились знакомые друзья, чтобы поговорить, отойди с ними в сторону.
4)Переходи проезжую часть наискосок.
5) Не гуляй на мостовой и не катайся по ней на велосипеде.
6)Не расталкивай прохожих, спеша к автобусу.
7)Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины направо.
8) Переходить дорогу нужно там, где есть пешеходная дорожка.
9)Обходить автобус нужно спереди его.
10)Маленьких детей нужно держать за руку переходя дорогу.
11)Если нет тротуара, двигаться по дороге нужно навстречу транспорту
по левой стороне.
12)Если на сидении в транспорте есть ремни безопасности, то нужно пристегнуться.
13)В транспорте нельзя разговаривать громко и отвлекать водителя.
(Учитель предлагает по вариантам разделиться на две команды, для проверки задания.)
Правила поведения в общественном транспорте
Вспомним правила поведения в автобусе.
При посадке
1. Пропусти выходящих пассажиров.
2. Мальчики помогают девочкам и пропускают их вперед.
3. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса
1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.
2. В салоне держись за поручни или сядь на свободное место. Мальчики уступают место взрослым и девочкам.
3. При выходе не суетись и не толкайся.
В салоне нельзя:
Отвлекать во время движения от работы водителя, требуя продать билет или спрашивая названия остановок;
Шуметь, шалить, громко разговаривать, чтобы не мешать другим пассажирам;
Высовываться из окон или выставлять какие-либо предметы;
Возить с собой пачкающие предметы, острые и колющие инструменты;
Ездить в грязной, пачкающей других пассажиров одежде.
Обобщение. Викторина «Знаешь ли ты?»
1. Как пешеходы должны ходить по улице? (Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.)
2. Какой стороны тротуара должны придерживаться пешеходы? (,Пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.)
3. Можно ли переходить улицу наискосок? (Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части.)
4. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? (Игры на проезжей части улицы мешают движению транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут попасть под колеса машин.)
5. Можно ли переходить улицу на желтый сигнал светофора? {Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для перехода улицы надо дождаться зеленого сигнала.)
6. Как надо переходить улицу, если нет светофора? (Прежде чем начать переход улицы, надо сначала посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход.)
7. В какой последовательности расположены сигналы в трехсекционном светофоре? (Сигналы в трехсекционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, желтый, зеленый.)
Подведение итогов
(Детям раздают памятку от инспекторов ГИБДД.)
Наш юный друг!
По улицам и дорогам нескончаемым потоком движутся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, троллейбусы, трамваи. Они имеют большую скорость, их быстро остановить невозможно. Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу перед движущимся транспортом, рискует своим здоровьем и даже жизнью. Такой риск никому не нужен.
Мы обращаемся к тебе, юный друг, и верим, что, выйдя из дома или из школы на улицу, ты всюду будешь помнить наши дружеские советы.
Будь всегда примером в соблюдении Правил дорожного движения и требуй этого от своих товарищей.
Переходи улицу по пешеходным переходам и только при зеленом сигнале светофора, а там, где его нет, - при отсутствии идущего транспорта.
Не выбегай внезапно на дорогу.
Ожидая автобус, троллейбус или трамвай, стой на тротуаре или на посадочной площадке.
Не выезжай на велосипеде на дорогу, если не выучил правил движения и тем более если тебе нет 14 лет.
Соблюдая Правила дорожного движения, ты, юный друг, будешь оберегать себя и окружающих от несчастных случаев, поможешь водителям своевременно выполнять очень важную работу по перевозке пассажиров и грузов.
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители!
Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.
Что особенно запомнилось на занятии? О чём задумались? Что посоветуете друг другу?
(Дети высказываются. Предлагается домашнее задание: выполнить рисунки по правилам безопасности дорожного движения.)
Дополнительный материал
Памятка «Правила безопасного поведения»
Выйдя из подъезда дома и со двора, нужно внимательно посмотреть, нет ли рядом машин. Если возле дороги растут деревья и кусты, из-за которых не видно транспорта, нужно остановиться и еще раз посмотреть, нет ли машин за ними. Легковые автомобили трудно заметить за стоящими вдоль дороги большими грузовиками. Поэтому надо еще раз посмотреть, нет ли за большими автомобилями движущихся машин.
Знакомую улицу и дорогу с разрешения родителей следует переходить так: подойдя к ней, остановиться, сказать себе: «Будь осторожен!» Затем посмотреть вокруг, налево и направо. Если машин нет или они далеко, можно переходить, не останавливаясь посередине. Если сразу перейти не удалось и машины поехали, надо подождать на середине, еще раз посмотреть налево, не забывая осмотреться по сторонам, и перейти дорогу до конца.
Когда переходишь улицу или дорогу с друзьями, надо прекратить разговоры, остановиться, сосредоточиться, оценить дорожную обстановку, убедиться в безопасности. Затем посмотреть во все стороны, потом налево, направо и, если машины далеко (для ориентира - на расстоянии не ближе пяти фонарных столбов, стоящих вдоль дороги), переходить.
Задачи-шутки
Задача 1
За моими друзьями Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст. Скольких моих друзей поймал милиционер за нарушение Правил дорожного движения? (Двоих - Колю и Петю.)
Задача 2
Тигра, Винни-Пух, Пятачок и Иа решили поиграть в футбол. Тигра решил это сделать на шоссе - гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав? (Пух.)
Задача 3
Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему? (Винтик и Шпунтик. Они нарушили ПДД.)
Задача 4
Волк-регулировщик стоял на перекрестке и забирал всех нарушителей дорожного движения. Скольких нарушителей забрал волк, если известно, что Вовочка 2 раза перешел улицу на красный свет, Петя это сделал на 3 раза больше, а Костя в это время дома смотрел мультфильм? (Двух - Вовочку и Петю.)
Викторина «Знаешь ли ты?»
1. Какие марки отечественных автомобилей вы знаете?
2. Как должен двигаться пешеход по загородной дороге? (Навстречу идущему транспорту.)
3. Покажите жесты регулировщика и объясните, каким сигналам светофора они соответствуют.
4. Что называется улицей и из каких частей она состоит? (Проезжая часть и тротуар.)
5. По какой стороне улицы или дороги движется автотранспорт в нашей стране? [По правой.)
6. Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим автомобилем?
7. Для чего служит светофор, какие сигналы он подает?
8. Каковы правила пользования общественным транспортом?
9. Каковы правила перехода нерегулируемого перекрестка? (Посмотреть налево, направо и, убедившись, что близко нет машин, переходить.)
10. Какие предупреждающие знаки вам известны? («Железнодорожный переезд», «Дети», «Ремонтные работы», «Скользкая дорога» и т. д.)
11. Как должен поступить пешеход, застигнутый во время перехода желтым сигналом светофора? (Дойти до середины дороги и остановиться.)
12. Каким путем вы идете в школу?
13. В каких местах правила движения разрешают переход улицы? (Там, где есть знак перехода, светофор или «зебра».)
14. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города? (С 14 лет.)
15. Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта? [Дойти до ближайшего перекрестка и перейти дорогу.)
16. Каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма? (Невнимание, шалость, незнание Правил дорожного движения.)
17. В чем состоит опасность выхода на дорогу перед стоящим у тротуара автобусом, троллейбусом?
18. Почему Правила дорожного движения запрещают игры на проезжей части?
19. Куда пассажир, вышедший из трамвая, должен пройти с посадочной площадки, если ему нужно на противоположную сторону дороги? (До ближайшего перекрестка.)
20. Если регулировщик обращен к пешеходу лицом, руки его опущены, то как должен вести себя пешеход, собирающийся перейти улицу? (Стоять. Эта поза соответствует красному сигналу светофора.)
21. По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход? (По правой.)
22. Регулировщик обращен к пешеходам правым боком, руки его опущены. Как должен вести себя пешеход? (Начать переход улицы.)
23. Что называется пешеходным переходом? (Место, предназначенное для перехода улицы.)
24. Какие виды пассажирского транспорта вы знаете? (Автобус, троллейбус, трамвай, метро.)
25. Какой сигнал светофора запрещает пешеходное и автомобильное движение? (Красный.)
26. Что означает желтый сигнал светофора? (Внимание! Приготовиться!)
27. Назовите известные вам дорожные знаки. Для чего их устанавливают на улицах и дорогах?
Классный час на тему:
«Знаешь ли ты…правила дорожного движения?»
Выполнила: Янгирова А.А.
Цель классного часа :
познакомить ребят с ПДД, тем самым, обеспечить их максимальную безопасность на дорогах города.
Задачи:
Рассказать об истории появления и развития правил дорожного движения.
Учить правилам дорожного движения, ориентированию на дорогах города и села.
Развивать интерес учащихся, усилить бдительность ребят на дороге, воспитывать чувство ответственности.
План:
Путешествие в историю появления и развития правил дорожного движения.
Беседа по общим правилам движения пешеходов.
Выводы.
Ход классного часа
1. Путешествие в историю появления и развития правил дорожного движения
История правил дорожного движения уходит в глубь веков. Как только человек перестал ходить и пересел на лошадь, а потом – с изобретением колеса – в повозку, сразу стало ясно, что нужно упорядочить дорожное движение. Конечно, скорости и количество транспорта несравнимы с нынешними, но нужно помнить, что дороги и улицы тогда были гораздо более узкие, извилистые и ухабистые.
Самые первые правила дорожного движения были введены ещё указом Юлия Цезаря в Древнем Риме. При всём своём несовершенстве они включали в себя ряд положений, которые позволили несколько упорядочить «транспортный поток» в Риме и сохранили актуальность до наших дней. Эти правила вводили улицы с одностороннем движением, запрещали ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять своё транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или на «такси» - наемном паланкине (крытых носилках).
В период гужевого (конного) транспорта необходимость упорядочения движения возросла ещё больше. Во времена царствования Ивана III известны правила пользования почтовыми трактами с их ямской гоньбой, что позволяло довольно быстро преодолевать большие расстояния..
Пётр I в 1683г. издал указ: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учали ездить в санях и на возжах с бичами большими, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях и возжах не ездить».
С созданием в 1718г. полицейских органов контроль за соблюдением установленных правил в Санкт - Петербурге был возложен на них. Государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. Так, Анна Иоанновна 9 января 1730 г. приказала обнародовать указ, по которому предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Ослушников же бить «кнутом и ссылать на каторгу».
Особенно доставалось от законников прекрасному полу. Вот какой курьёз произошёл во времена правления «Короля – Солнце» Людовика XIV во Франции. В те времена женщины очень любили управлять конными экипажами. И если это была молодая и красивая дама, тут же сбегались её поклонники, что, естественно не способствовало нормальному движению на узких улицах Парижа. Дело дошло до короля. Он приказал одному из министров деликатно и быстро разрешить эту проблему. Министр Аргенон не решился издать строгий указ и тем самым восстановить против себя парижских красавиц. Он прекрасно знал, что многие из них имеют влияние при дворе и лучше не портить с ними отношения.
Много времени ушло на размышления, прежде чем пришла спасительная мысль: «Запрет на управление средствами перевозки для всех уважаемых дам до 30 лет». После указа управлять конными экипажами могли только самые смелые женщины – ну кто из них мог позволить признать свой истинный возраст.
Этот случай постоянно используется в практике в настоящее время при обучении женщин езде на автомобиле: «Запомните, если Вы совершите ДТП, то в газетах напечатают и год вашего рождения».
Со временем правила дорожного движения уточнялись. Появление паровых автомобилей вызвало сопротивление у ретроградов (противников прогресса). Клеветой и насмешкой стремились они остановить прогресс. На своих противников они натравливали правительство, которое стало издавать очень строгие правила для паровых дилижансов. Так, правительство Англии приняло ряд правил для движения паровых автомобилей:
Правило первое. Впереди каждого парового дилижанса на расстоянии 55м. должен идти человек с красным флагом. При встрече с каретами или всадниками он должен предупреждать о том, что за ним следует паровик.
Правило второе. Машинистам строго воспрещается пугать лошадей свистками. Выпускать пар из машин разрешается только в случае отсутствия на дороге лошадей.
Правило третье. Скорость движения паровика не должна превышать в деревне 6км/ч, а в городе – 3км.
Вот такие правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
Скорость движения автомобиля ограничивалась в разных странах от 6 до 30км/ч. Правда, в отдельных городах, наоборот, разрешалось ездить очень быстро, чтобы не отравлять население выхлопными газами. По этой же причине автомобилям запрещалась остановка около общественных учреждений и садов.
В России гонения на автомобиль носили сравнительно скромный характер и ограничивали главным образом скорость движения. В провинции же на автомобиль смотрели как на исчадие ада. Губернатор города Уральска вовсе запретил езду на автомобилях. Он писал полицмейстеру: «Логашкин нарушил умышленно распоряжение моё, как губернатора, касающееся к воспрещению езды по городу в автомобиле в видах общественной безопасности … из этого я усматриваю нарушение, явно направленное к соблазну других, а потому, при дальнейшей попытке его к тому же, автомобиль будет задержан и отобран, а он опять привлечён к ответу…»
Эти гонения особенно усилились с появлением бензиновых автомобилей. Враги автомобиля искали всякий повод, чтобы ущемить новую машину. Пока они были тихоходны, утверждали, что у них нет преимущества перед лошадьми. Пока автомобиль был шумным, они жаловались на то, что он нарушает их покой. Обвиняли первые автомобили в уродстве. Но стоило появиться изящно отделанным кузовам, как автомобилистов упрекнули в стремлении к излишней роскоши. Смирившись с быстроходностью, бесшумностью и внешним видом автомобиля, противники напали на резиновые шины, на те самые «пневматики», которые устраняли тряску автомобиля (а сколько нападок до этого было на тряску). Оказывается, не грязь на улицах, а шины забрызгивают грязью горожан.
В Москве была создана даже специальная комиссия по этому поводу, которая пришла к выводу, что дело не в шинах, а в грязи. Комиссия постановила: «Дабы обиженные шинниками обыватели, платье которых может быть забрызгано грязью, летящей из-под шин, могли заметить своих обидчиков, чтобы затем привлечь их к законной ответственности, экипажи на резиновом ходу должны снабжаться номерными знаками особого цвета».
Каких только правил не устанавливали для автомобилистов:
не ездить после 9 часов вечера по улицам (Рим);
не подавать сигналы на людных перекрёстках, чтобы не отвлекать внимания других возниц (Шотландия);
уступать дорогу любому другому экипажу, так как он более важен для хозяйства страны (Швеция);
при встречах с лошадьми останавливать не только автомобиль, но и двигатель, чтобы не пугать несчастных животных (Германия);
а в штате Техас (США) был принят закон, который предписывал водителям автомобиля при приближении табунов лошадей останавливаться на обочине и прикрывать машину брезентом под цвет местности.
Баварские медики в начале XX в. выступили с заявлением, что быстрая езда на автомобилях может вызвать заболевание мозга – своего рода буйное помешательство. Первыми встали на сторону автомобиля провинциальные и сельские врачи: автомобиль сокращал время прибытия к пациентам.
Таким образом, становилось понятно, что передвижение людей, на чём бы оно не осуществлялось, нуждается в определённых правилах. И чем интенсивнее движение, тем чётче, строже и обширней должны быть правила. И только 14 августа 1893г. во Франции вводятся первые правила дорожного движения только для автомобилистов . В 1957г. создаются новые типовые правила движения, которые имели принципиальные отличия. В 1961г. введены первые единые Правила движения на всей территории СССР. Правила дорожного движения Российской Федерации были утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090. Правила постоянно уточняются. Это связано со многими факторами: усложнились условия дорожного движения, изменилось количество и качество транспортных средств, интенсивность движения транспортных потоков.
2. Беседа с ребятами по общим правилам движения пешеходов
Учитель: Где разрешается ходить пешеходам?
Ребята: Пешеходы могут ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине.
Учитель: Какой стороны дороги должны придерживаться пешеходы в городе и за городом?
Ребята: В городе нужно придерживаться правой стороны, а за городом идти навстречу движущемуся транспорту.
Учитель: Почему за городом мы должны идти навстречу транспорту?
Ребята: Это потому, чтобы люди хорошо видели встречные машины и заранее могли отойти в сторону.
Учитель: Как должны двигаться лица, которые находятся в инвалидных колясках или ведут мопед, мотоцикл?
Ребята: Они должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Учитель: Что должен иметь пешеход в тёмное время?
Ребята: Для того, чтобы быть заметным на дороге, нужно иметь фонарик, чтобы светом обратить на себя внимание водителя, верным помощником является зеркальце или любой светоотражающий предмет.
Учитель: Где можно переходить улицу?
Ребята: Дорогу можно переходить в трёх местах:
по пешеходному переходу (надземному, наземному и подземному);
на перекрёстках по линии тротуаров и обочин;
при отсутствии пешеходных переходов и перекрёстков – на участках без разделительной полосы и ограждений, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Учитель: Где можно водить группы детей?
Ребята: Только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а если их нет, то по обочинам и только в светлое время суток в сопровождении не менее двух взрослых.
Учитель: Как можно перейти дорогу, если она регулируется светофором?
Ребята: Дорогу можно переходить только на зелёный свет светофора. Если пешеход не успевает закончить переход на зелёный сигнал светофора, он должен остановиться на «островке» безопасности (линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений).
Учитель: Что должны делать пешеходы при приближении транспортных средств с включённым синим проблесковым маячком?
Ребята: Воздержаться от перехода проезжей части, а движущиеся по проезжей части должны – уступить дорогу.
Учитель: Как положено переходить дорогу на нерегулируемом перекрёстке?
Ребята: Прежде чем начать переход, необходимо посмотреть налево и убедиться в безопасности, дойти до середины, посмотреть направо и закончить переход.
Учитель: Где разрешается ожидать трамвай?
Ребята: На специально оборудованных посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
Учитель: Как велосипедист должен переходить дорогу?
Ребята: Велосипедист обязательно должен сойти с велосипеда и пешком перейти дорогу, ведя велосипед рядом за руль.
Учитель : Разрешается ли детям до 14 лет ездить на велосипеде по проезжей части дороги? Играть на проезжей части?
Ребята : Нет, не разрешается. Это очень опасно.
Итак, ребята, мы сегодня говорили с вами о том, как появились правила дорожного движения, как развивались, прежде чем стали общепринятыми, вы многое узнали нового о правилах и о том, как надо вести себя в нашем современном мире на дорогах сел и городов. Так будьте же предельно осторожны на дорогах, помните, что многое зависит от вас! Напоминайте о ПДД своим родителям, братишкам, сестрёнкам, бабушкам, дедушкам и просто своим друзьям!
Конструкт
ПМ. 03 Классное руководство
студентки группы 36
по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Бусоргиной Ирины Сергеевны
Дата: 23.10.2015
Класс: 4 «А»
Учитель: Борозденкова Елена Васильевна
Руководитель практики: Павлова Марина Витальевна Подпись: __________
Тема: Правила дорожного движения
Форма:
ТЦ:
Воспитательная : воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил дорожного движения
Развивающая: развивать коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, умение оценивать результаты деятельности, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
Познавательные УУД (самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; осознанно строить речевые высказывание в устной форме; анализировать информацию и строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию,способствовать развитию критического мышления);
Образовательная: актуализировать знания правил дорожного движения, сигналов светофора и дорожных знаков
Планируемый результат:
Личностный: дети осознают актуальность знаний правил дорожного движения, демонстрируют знания о светофоре и его сигналах
Метапредметный : обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД
Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию–внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
Познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме;анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию;развито критическое мышление);
Предметный : демонстрируют знания правил дорожного движения и умение применять их в жизни
Принципы обучения:
Принцип деятельности;
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип психологической комфортности;
Принцип минимакса.
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта:
Методы осмысления социального опыта:
Методы стимулирования:
Методы обучения:
Словесные:
Беседа;
Объяснение;
Дидактические средства:
Наглядные:
Демонстрационный материал:
Презентация по теме;
Видеосюжет;
Мультимедийные:
Мультимедиа проектор;
Компьютер;
Компьютерная презентация;
Список литературы:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова, В.В. Титова: Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006, 312 с.
В. И. Ковалько: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
План:
Орг. Момент (1-2 мин.)
Мотивационно - целевой этап (3-4 мин.)
Основной этап (30 мин.)
3.1 Проверочный тест на знания правил дорожного движения
3.2 Повторение сигналов светофора
3.3 Повторение дорожных знаков
3.4Физминутка
3.5Решение проблемных ситуаций по ПДД
Подведение итогов (2-3 мин.)
Этапы деятельности
Методы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
1.Организационный момент
Задача: собрать внимание детей, настроить их на предстоящую работу
Словесный (художественное слово)
Здравствуйте ребята, я очень рада нашей новой встрече. Садитесь на свои места.
Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
А урок расскажет всем,
Как без бед и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.
Взаимное приветствие. Настрой на предстоящую деятельность.
Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
2.Мотивационно-целевой этап
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, совместно с ними сформулировать тему и цель
Словесный (беседа, объяснение), практический (игра)
Чтобы определить тему сегодняшнего классного часа, внимательно послушайте стихотворение, и подумайте, о чем же пойдёт речь на классном часе.
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Ее переходи!
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Ее переходи!
Кто догадался, о чем мы будем говорить на нашем классном часе? (ПДД)
Вы все безусловно правы. И тема сегодняшнего классного часа звучит так: «Правила дорожного движения».
Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на классном часе? ( ответы обучающихся)
- Таким образом, целью классного часа будет «Повторить правила дорожного движения, светофор и его сигналы»
Заинтересованно слушают учителя, стараются осмыслить план предстоящей деятельности; отвечают на вопросы учителя; с помощью наводящих вопросов определяют тему и цель классного часа.
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное);
Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме)
3.Основная часть
3.1Проверочный тест
Задача: умения вести диалог и аргументировать свою позицию
Словесный (беседа, метод диагностики и контроля
- С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Очень много! Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы, троллейбусы подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Вы скажите, о чём же ещё говорить, ведь классные часы по ПДД проводится не один раз в год? Вы хорошо знакомы с правилами дорожного движения?
Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете ПДД?
Проведём тест на знания правил дорожного движения. Вам нужно ответить на девять вопросов, правильный ответ нужно обвести в кружочек. На выполнение теста вам даётся две минуты.
Время на выполнение теста закончилось, давайте проверим его.
Дайте свой тест соседу по парте. А теперь проверьте тест своего соседа, правильные ответы на тест вы можете увидеть на слайде.
Сейчас верните тест соседу.
Какие результаты?
У кого нет ошибок?
У кого одна ошибка?
А у кого две и больше ошибок?
Какой вывод можно сделать? (Нам нужно вспомнить, повторить правила дорожного движения)
Вот сегодняшний классный час и посвятим повторению тех правила дорожного движения, которые вам уже известны.
Обучающиеся активно взаимодействуют с учителем, отвечая на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Регулятивные УУД (производят оценку результатов деятельности, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
Познавательные УУД
3.2 Повторение сигналов светофора
Задача: умение вести диалог и аргументировать свою позицию
Словесный (беседа,), практический (упражнение) метод стимулирования занимательным содержанием
- Каждому ребенку требуется базовое понимание правил дорожного движения для того, чтобы сохранить свою жизнь. По пути в школу или к своим друзьям важно соблюдать законы дороги, помогающие обеспечить безопасность.
Ребята, скажите, как называется дорожка для пешеходов? (тротуар)
С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (с 14 лет)
Как регулируется движение на перекрёстке? (светофором, а если он сломался, то регулировщиком)
Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, воздушный, речной или морской)
Как нужно вести себя в транспорте? (громко не разговаривать, не кричать, не толкаться, уступать место старшим и обязательно оплачивать проезд).
Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? Ответ на этот вопрос вы мне сейчас изготовите и покажите.
На каждом столе лежат светофоры и наборы цветных кружков. Вам предстоит их сейчас зажечь. Расположите цвета правильно.
Знаете ли вы, как выполнять команды светофора? Сейчас это и проверим. Я буду читать вам стихи из “Азбуки безопасности” Олега Бедарева, а вы светофориками показывайте нужный свет.
1. Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора.
Бурлит в движении мостовая-
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешехода свет?
Правильно! Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
2. Особый свет – предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья.
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет?
Правильно! Жёлтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
3. Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
Правильно! Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Молодцы, все справились с заданием. Садитесь на свои места.
А вы знаете, где и когда появился первый светофор?
Сейчас нам (имя) это расскажет.
Рассказ ученика
Первый светофор появился в Англии, в центре Лондона в 1868 году. Это было что-то вроде газового фонаря. День, когда на улицах громадного города появились разноцветные фонари, считается днём рождения светофора. Первый светофор имел только два цвета: красный и зелёный. Полицейский вручную верёвкой передвигал цветные стёкла, меняя цвет сигнала. Такой же двухцветный только электрический фонарь появился на улицах 50 лет спустя. Третий цвет (жёлтый) заменял регулировщик. В нужную минуту он свистел, давая знать, что один сигнал сменяется другим. И только через 12 лет светофор стал трёхцветным. В нашей стране 3-х цветной светофор появился в 1929 году в Москве.
Спасибо большое (имя) за интересный рассказ о первом светофоре.
Познавательные УУД (строить речевые высказывание в устной форме; строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию)
3.3 Повторение дорожных знаков
Задача: развивать навыки групповой работы, актуализировать знания о дорожных знаках
3.4Физминутка
Словесный (беседа, диалог), наглядный (демонстрация)
Сейчас первый ряд подойдёт к первой парте своего ряда, второй к третьей парте своего ряда, а третий, как и первый ряд подойдут к первой парте своего ряда.
У вас на столе лежат конверты с частями дорожного знака. Ваша задача из этих частей сложить дорожный знак.
Работа в группах
Какой же знак у вас получился? Что вы можете рассказать о нём?
Запрещающий знак: запрещают какое-либо действие.
- предупреждающий знак: предупреждают о какой-либо опасности. Будь осторожен на этом участке дороги.
Предписывающий знак: разрешают какое-либо действие.
Молодцы, вы все правильно справились с заданием. Садитесь на свои места.
А сейчас мы с вами отдохнём.
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны -
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать - раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания - руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты)
Садитесь за парты, продолжаем наш классный час.
Познавательные УУД (строить речевые высказывание в устной форме; строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию)
3.4 Решение проблемных ситуаций по ПДД
Задача: развивать критическое мышление, навыки групповой работы
Словесный (объяснение, диалог, беседа), метод поощрения,
Что делать, если рядом с дорогой нет тротуара?
- За городом, рядом с дорогой нет тротуаров. В таких случаях надо идти по левой стороне дороги по обочине навстречу движущемуся транспорту и нив коем случае не выходить на проезжую часть.
Как правильно обходить автобус?
- Машины, автобусы или троллейбусы нужно обходить сзади. Но лучше всего не торопиться, а подождать, когда транспорт отъедет от остановки, тогда дорога будет хорошо видна в обе стороны.
Как правильно переходить дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе?
- Сначала нужно посмотреть налево . Если все машины остановились и пропускают тебя, иди до середины дороги, которая обозначена белой линией. Затем посмотри направо – если машины стоят на месте, переходи дальше.
Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделён от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми. Забыв обо всём на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своём мяче. Ещё мгновение – ребёнок окажется под колёсами тяжёлой машины. Это понял водитель. Не теряя время, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону, чтобы хоть как-то смягчить удар. Но всё же наезд произошёл. Что же должен был знать мальчик в подобной ситуации?
Ребята, а вызнаете сигналы регулировщика?
Кто может мне рассказать, что должен делать пешеход, когда регулировщик стоит к нему спиной или грудью, а руки его вытянуты в стороны или опущены вниз?
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам спиной или грудью, а руки вытянуты в стороны или опущены. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора, поэтому двигаться всем транспортным средствам и пешеходам запрещено.
- А что нужно делать, если регулировщик поднял руку вверх? И что означает этот сигнал?
Регулировщик поднял руку с жезлом вверх. Сигнал означает внимание, всем остановиться. Можно считать, что этот сигнал регулировщика соответствует желтому сигналу светофора.
Регулировщик стоит боком к пешеходам, руки его вытянуты в сторону или опущены вниз. Какому цвету соответствует такое положение регулировщика?
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки у него вытянуты в стороны или опущены. Включился зеленый сигнал светофора – автомобилям можно ехать прямо и направо, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть.
Что делать пешеходу, если, правая рука регулировщика вытянута вверх.
Правая рука регулировщика вытянута вперед. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только сзади регулировщика, за его спиной, а спереди путь закрыт.
Познавательные УУД (строить речевые высказывание в устной форме; строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию)
3.5 Плакат первоклашкам Задача: развивать навыки групповой работы, актуализировать полученные знания
Словесный (объяснение), практический (упражнение),
Посмотрите, как много мы уже знаем! А как же наши первоклассники, которые знают во много раз меньше, чем мы? Давайте подумаем и о них. Попробуем для первоклассников изготовить несколько плакатов по ПДД. Рассматривая их, они научатся действовать в некоторых ситуациях. По иллюстрации догадайтесь, какое правило вам нужно составить из ряда представленных слов.
Анализируют предложенную информацию
Коммуникативные УУД: высказываю свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли, умеют работать в группе;
4.Подведение итогов (рефлексия)
Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания
Словесный (беседа, диалог), метод контроля, метод поощрения
Вот и подошёл к концу наш классный час.
Ребята чему был посвящен наш классный час?
Посмотрите на цель классного часа, достигли ли мы ее?
Спасибо ребята, вы все большие молодцы, я думаю, вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения.
Обучающиеся анализируют классный час с точки зрения целеполагания, отвечая на вопросы, осуществляют рефлексию
Регулятивные УУД (производят оценку результатов деятельности)
Тест
В. разные;
С.существуют светофоры только для водителей
На тротуаре необходимо соблюдать следующие правила:
А. громко не говорить;
В. придерживаться правой стороны, не мешать другим;
С. придерживаться левой стороны и идти по самому краю тротуара.
Как называется участок проезжей части, где школьники могут перейти на другую сторону дороги:
А. пешеходный переход;
В. пешеходная дорожка;
С. островок безопасности.
Какую форму имеют запрещающие знаки?
А. круглую В. квадратную С. треугольную
Требования дорожных знаков обязательны:
А. только для водителей.
В. только для взрослых.
С. для всех участников движения.
У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься:
А. по тротуару;
В.по проезжей части дороги;
С.только во дворе, где нет транспортного движения.
Классный час для 1 класса на тему «Мы-пассажиры»
Цели : ознакомить с правилами безопасного поведения в транспорте; закреплять знания детей о безопасности на дорогах; воспитывать сознательность в использовании ПДД.
Оборудование : изображение милиционера (гость урока); таблица «Общественный транспорт»; знаки «Остановка автобуса», «Остановка такси»; изображения светофора, дорожных знаков, книга «Правила дорожного движения».
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, мы продолжаем изучать правила основ безопасности жизнедеятельности. Сегодня с нами наш добрый друг майор Свистулькин. (На доске изображение милиционера.) Он приготовил для нас подарки. За каждый правильный ответ - приз: светофорчик.
Сегодня майор Свистулькин поведет нас... (Учитель показывает знак «Автобусная остановка».) Как вы догадались? Кто из вас пользуется общественным транспортом? Вы сегодня будете нам помогать.
Не всегда остановка находится близко от дома. Что нужно знать, чтобы избежать опасностей по дороге на автобусную остановку? (Ответы учащихся.)
Что помогает нам преодолевать трудности, встречающиеся на пути?
Ученики. Дорожные знаки, разметка дороги, милиционер- регулировщик, светофор.
Много правил я учил,
Кое-что и подзабыл,
А без знания правил этих
Трудно жить на белом свете.
Знаки все мы знать должны,
Чтобы, выехав на рынок,
Не остались дружно мы
И без ног, и без ботинок.
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука: над головой
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Майор Свистулькин с ребятами помогут нам вспомнить значения дорожных знаков.
(У чтецов в руках дорожные знаки.)
Боре горе и не снится,
Он по скользким листьям мчится,
Знак поставлен не напрасно:
«Осторожно! Здесь опасно!»
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у детсада
В тихий час стоять не надо.
Видишь знак? Его значенье-
Двух дорог пересеченье.
Равнозначны две подружки,
Две дороженьки-резвушки.
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход!
Учитель. А что означают эти знаки, назовите вы, ребята. (Ребята называют знаки, о которых шла речь.)
Сигналы светофора
Учитель. Значение сигналов светофора вы знаете и умело пользуетесь ими. Учащиеся читают стихотворение и показывают сигналы светофора.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Самый строгий - красный свет.
Путь для всех закрыт!»
Зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он: «Препятствий нет.
Смело в путь иди!»
Коли выполнишь без спора
Все сигналы светофора,
На остановку попадешь,
Конечно, очень скоро.
Игра «Светофор»
Учитель проводит игру «Светофор» (показывает цвет кружками или на модели светофора).
На красный свет - спокойно стой,
На зеленый свет - шагай на месте.
На желтый свет - хлопай.
Учитель. Мы благополучно прибыли на остановку.
Как узнать, что именно здесь останавливается автобус или такси? (На остановке вывешивается специальный знак.)
(Учитель показывает знак.)
С момента нашего появления на остановке мы становимся пассажирами общественного транспорта.
Какие виды общественного транспорта вы знаете? (Ответы учащихся.)
Каким общественным транспортом мы можем пользоваться в городе?
Физкультминутка
1. «Проснулись, потянулись»
Исходное положение (и. п.) - основная стойка (о. е.), наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.
Руки вверх - в стороны, голову поднять, прогнуться - глубокий вдох; вернуться в и.п. - выдох.
2. «Заводим мотор»
И. п. - стоят ноги врозь, руки в стороны.
Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.
3. «Проверяем ремни безопасности»
И. п. - стоят ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.
4. «Проверяем тормоза»
И. п. - стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.
5. «Поехали!»
И. п. - о.с., выполняем ходьбу на месте, переходящую в бег. Учитель. Подумайте, как будет вести себя вежливый пассажир в автобусе.
Ученики. Войдя в автобус, следует купить билет, чтобы оплатить свой проезд. Если есть свободное место, можно сесть, а если в автобус вошли пожилые люди, то следует уступить им место. При движении автобуса надо держаться за поручни, чтобы избежать падения. Разговаривать в автобусе нужно спокойно, негромко. Подъезжая к своей остановке, следует приготовиться и подойти ближе к выходу.
Но кроме правил вежливости нужно соблюдать и правила безопасности. Вот некоторые из них.
Правила безопасности
Не стой на ступеньках, не прислоняйся к двери во время движения транспорта.
Опасно спать в транспорте во время движения.
Вечером садитесь ближе к кабине водителя.
Учитель. Зная эти правила, вы можете быть спокойны за свою безопасность. Чтобы проверить, как вы усвоили правила, майор Сви- стулькин приготовил вам викторину.
Викторина
Почему опасно на переполненной остановке становиться впереди всех?
Можно ли прислоняться к дверям автобуса во время его движения? Почему нельзя?
Какое самое безопасное место в вечернем автобусе?
Почему нельзя высовываться в окно автобуса?
Кого называют пассажиром?
Где нужно ожидать транспорт?
Как нужно вести себя в транспорте? (Ответы учащихся.)
(Свистулькин показывает книгу «Правила дорожного движения».)
Правила из этой книжки
Нужно знать не понаслышке.
И учить их не слегка,
А всерьез - наверняка!
(Дети рассматривают книгу.)
Игра «Подскажи словечко»
Нет конца у строчки.
Где стоят три точки...
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.
Чтобы я тебя повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль).
В магазине мы купили
Глобус круглый и большой.
Об одном мы позабыли,
Как нести его домой.
Но, подъехав к остановке,
Дверь открыл и очень ловко
Вмиг привез и нас, и глобус
Замечательный... (автобус).
Знает правила движения,
Как урок учитель,
Плюс сноровка при вождении,
Звать его... (водитель).
Ясным утром вдоль
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед).
Он и в поле, и на стройке,
Он почетный трудовик.
Тяжесть он выносит стойко,
Возит грузы... (грузовик).
Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет «что» и «как»,
Звать его... (дорожный знак).
Мы на улицу пошли,
Светофора не нашли.
Как дорогу перейти.
Если «зебра» на пути!
Мы гадали, мы решали,
Что же это за проход?
А потом мы все узнали
«Зебра» - это... (переход).
Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит, там -... (дорога).
Напомни ротозею строго:
«Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвится.
Потом окажется в... (больнице).
Подведение итогов
Учитель. Молодцы, ребята! Свистулькин благодарит вас за работу и хорошее знание правил дорожного движения. Будьте осторожны на дороге и всегда выполняйте правила дорожного движения. Дома нарисуйте дорожный знак, который хорошо запомнили.
Дополнительный материал
Пешеходам не дает
Красный свет идти вперед,
Но упрямый наш Незнайка
Делает наоборот:
Только красный свет увидит,
На дорогу мигом выйдет.
То с мячом на мостовой
Видим мы его с тобой,
То на новом самокате
Прямо по дороге катит.
Стой, Незнайка, всем ведь ясно:
Красный свет горит, опасно.
Пешеходам путь закрыт,
«Стойте» - надпись говорит.
Вот и в этот раз Незнайка,
Несмотря на красный свет,
На дорогу бодро вышел,
Понаделал тут же бед:
Сразу же затормозил
Перед ним огромный ЗИЛ,
Но не может сей же миг
Остановиться грузовик,
Он свернул на тротуар.
Сзади едет самосвал,
Он Незнайку объезжает,
Чудом в столб не попадает.
Все сигналят и гудят -
Факт, мальчишка виноват.
А Незнайка растерялся,
На дороге он остался,
Как идти назад - не знает,
Там машины проезжают.
И вперед нельзя идти:
Там трамваи впереди.
Все бы кончилось печально,
Но вмешался светофор.
«Стой» - он показал машинам,
И послушался шофер.
Хорошо, что не Незнайки
За рулем сидят у нас
И приказы светофора
Исполняют каждый раз.
Красота! Спасен Незнайка!
Прибежал на тротуар.
Светофор, нахмурив брови,
Нарушителю сказал:
Разве вы не разглядели,
Что горит вам красный свет?
Я не знал, - Незнайка шепчет
Виновато так в ответ.
Ждать должны на тротуаре
Вы зеленый мой сигнал!
Если красным я сигналю,
Кто идти вам разрешал?
Нет ответа у Незнайки,
Он, понурившись, стоит.
Я всегда вас буду слушать, -
Светофору говорит.
Желтым подмигнув сигналом,
Светофор смягчает взгляд.
Три сигнала светофора:
Красный, желтый - нет пути,
Если же горит зеленый,
Можешь ты вперед идти.
И запомните, друзья:
Правил перехода улиц
Нарушать никак нельзя.
Одна рифма
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят.
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой.
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят.
Продвигаются вперед.
Николай сидит, скучает.
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка.
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть.
Оглянуться не успела -
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.