Как стать внимательным и сосредоточенным? Что такое концентрация внимания? Это сосредоточение и удержание внимания на каком-либо объекте или процессе (см. вики). Достижения результата в различных областях жизни зависит от возможности и способности концентрироваться. Но по определенным причинам, мы можем терять концентрацию, отвлекая свое внимание.
Как стать внимательным и сосредоточенным: Что же нас отвлекает?
Внешние раздражители — все, что происходит вокруг нас и, что может восприниматься нашими чувствами. Громкая музыка, неприятные запахи, холод или жара, визуальные помехи. Один из вариантов избавления от внешних раздражителей — убрать их, либо сменить место пребывания.
Внутренние раздражители — то, что происходит внутри нас: наши мысли, внутренний диалог, эмоции, внутренние ощущения. Самый эффективный путь устранения, такого рода проблем — выработка навыком успокоения ума и устранения внутреннего диалога.
Внешнее пространство
— Изолируйте себя от внешних раздражителей . Окружив себя громкими звуками и смотря телевизор, очень сложно удерживать внимание. Когда все ваши рецепторы задействованы — внимание «бегает» от одного, ко второму.
— Работайте в одном месте . Когда ваш ум привык к определенной области, вы не отвлекаетесь на обстановку и окружающие детали, что увеличивает вашу производительность и ваше внимание.
— Убедитесь, что вам удобно. Место, где вы находитесь должно быть комфортным. Либо сделайте его таким, либо измените отношение, таким образом, чтобы вам было комфортно.
Внутреннее пространство
Сосредоточение, концентрация внимания
— Будьте спокойны . Беспокойства и тревожность отнимают у вас внутреннюю энергию — энергию созидания. Когда вы спокойны — энергия входит в вас без лишних потерь. Когда вы взволнованы чем-то — вы отдаете предмету своего внимания энергию. Учитесь быть спокойным. Не стоит беспокоиться, если можете что-то сделать — сделайте, если нет, то смысл беспокоиться, если вы все-равно ничего не можете изменить.
— Научитесь медитации . Это одна из самым мощным техник повышения концентрации. Несколько самых простых приемов по 5-10 мин в день способны изменить многое.
— Наблюдайте за собой . Изучите себя, когда и при каких обстоятельствах вы не можете сконцентрироваться. Найдите свои слабые стороны и устраните их.
— Настройтесь на «свою волну». Биоритмы имеют очень существенное влияние на нас. Возможно сейчас просто не подходящее время. Познайте свой ритм жизни и работайте в периоды, когда вы наиболее активны и энергичны.
— Найдите источник мотивации . Когда у вас есть сильное стремление — ваше восприятие мира качественно улучшается. Вам интересно и увлекательно.
— Избегайте переутомления . Когда ваши силы на исходе, о каком внимании может быть речь?
— Здоровый сон . Спите столько, сколько нужно лично вам. Одним людям нужно больше времени, другим меньше. Плохой сон — источник снижения сил, работоспособности и концентрации.
— Изучите свои сильные стороны. Может быть то, на чем вы пытаетесь сконцентрироваться — не ваш профиль. Попробуйте посмотреть на задачу исходя из того, что вы умеете и что вы любите. Возможно получиться сделать не так, по другому, но если это будет удовлетворять требования, то почему бы и нет?
— Цель должна быть интересной . Если нет цели — нет результата. Выполнять задания без цели — тратить энергию и внимание в никуда.
— Следите за вашими мыслями . Ограничивайте себя от «плохих» новостей. Задумайте, возможно вы получаете слишком много ненужной информации, которая «ворует» ваше внимание.
Как стать внимательным и сосредоточенным: Хорошие привычки
— Делайте перерывы . Когда вы чувствуете, что устали от чего-то — сделайте перерыв. Ваша усталость будет отвлекать вас и сделает вас менее продуктивным.
— Прогулки на свежем воздухе улучшат ваше самочувствие и освежат ваш ум.
— Старайтесь концентрироваться только на одном деле, за что бы вы не брались . Не позволяйте ничему отвлекать вас. Воспитайте в себе привычку.
— Расставляйте приоритеты . Составьте список наиболее важных задач, иначе остальные дела будут постоянно напоминать вам о себе и отвлекать вас. Отсеивайте ерунду и маловажные задачи.
— Многозадачность . Без сомнения вы можете делать несколько вещей одновременно, но в любом случае страдает качество. Если вы хотите достичь полной концентрации, то про многозадачность нужно забыть.
— Проверять электронную почту и обновления в социальных сетях в четко определенное время
.
Непрерывный поток новостей будет постоянно забирать ваше внимание по мелочам. Вместо того, что бы постоянно следить за обновлениями — выделите определенное время.
— Научитесь делать себя «недоступным» и выделяйте определенное время, когда быть «доступным «. Если вы доступны другим людям 24 часа в сутки, то у вас не останется времени для себя. Выделите время, когда вы «недоступны» и посвятите его только себе.
— Если задача сложная — разделите ее
. После этого поочередно концентрируйтесь на более мелких подзадачах.
— Поставьте напоминание
. В определенное время, когда срабатывает таймер, вы спрашиваете себя: что я сейчас делаю? не занимаюсь ли я ерундой? выполняю ли я поставленную задачу?
— Уборка рабочего места . Аккуратное и чистое рабочее место может помочь улучшить вашу организацию. Когда на нем нету ничего лишнего, вас ничего не будет отвлекать.
— Планируйте ваши дни . Обучаясь организованности — вы обучаетесь концентрации.
— Заведите ежедневник . Записывая все на бумаге или в электронном виде вы очищаете свое сознание от лишних напоминаний и беспокойств.
— Научитесь расслабляться . Напряженность и скованность ухудшает наше восприятие. Изучите техники релаксации.
— Тренируйте память . Когда у нас хорошая память, мы можем лучше обрабатывать информацию.
— Закройте глаза . Если наш ум — это компьютер, то наши глаза — это камеры. И они постоянно включены. Когда ваши глаза открыты, мозг вынужден обрабатывать информацию исходящую от них, это частично может отвлекать нас. Если задача позволяет, закройте глаза, это может помочь вам.
Мы — это то, что мы едим
Здоровая пища — ясность ума
— Еда наполняет нас энергией , улучшает самочувствие и влияет на наше внимание. Некоторые продукты способны улучшить вашу концентрацию внимания. Белки, жиры и углеводы, норма витаминов и минералов — все это необходимо вашему организму, следите за тем, чтобы ваше питание было сбалансированным.
— Темный шоколад . Содержит кофеин (активизирует центральную нервную систему), магний (помогает бороться со стрессом) и способствует выделению «гормонов счастья «.
— Грецкий орех . Не спроста он похож на наш мозг.
— Авокадо . Широкий витаминный и минеральный состав способствует улучшению снабжения клеток кислородом.
— Черника стимулирует приток крови и кислорода в мозг . Это улучшает память, вашу сосредоточенность и внимание.
— Зеленый чай . Кофеин улучшает внимание, а теанин успокаивает вас. Оба эти вещества входят в состав зеленого чая.
— Рыбий жир . Дефицит Омега-3 жирных кислот может привести к плохой памяти, депрессии и хронической усталости. Содержаться практически в любом виде рыб, но наибольшую концентрацию имеет лосось, форель, скумбрия, сельдь, сардины и т.д.
— Вода . Обязательно пейте достаточное количество воды. Она поможет вам думать быстрее, быть более целенаправленными, способствует ясности ума и творчеству.
Как стать внимательным и сосредоточенным: Наше тело
— Физические упражнения просто необходимы. Если вы не следите за вашим телом — оно будет вас отвлекать. Уделяйте себе внимание, регулярно занимайтесь и тренируйтесь.
Упражнения и техники развития и улучшения концентрации
— Следить за дыханием . Просто наблюдайте за своим дыханием. Лучше всего это делать во время медитации. Это учит вас удерживать внимание на одном процессе. Дыхание — это ключ к вашей энергии, которое заряжает ваш ум и наполняет вас творческими силами.
— Спокойное сидение в кресле. Сядьте в удобное кресло и не двигайтесь. Это не так легко, как кажется. Сконцентрируйте внимание, наблюдайте за собой, постарайтесь не делать никаких движений. Научитесь сидеть без движения мышц в течение пятнадцати минут, начните с пяти и постепенно увеличивайте. Вы должны быть полностью расслаблены — не допускайте напряжения.
— Сыграйте в игру — самый важный , независимо от того, что вы делаете, вообразите будто это самое главное для вас в жизни, что вы заинтересованы только в нем и ничто другое для вас не имеет значения.
— Возьмите некоторый предмет и досконально изучите его . Например растение (только не срывайте его), сосредоточьтесь на запахе, изучите формы, цвета, проследите чувства, которые возникают в вас. Это обостряет ваши чувства и тренирует внимание.
— Услышьте биение сердца . Расслабьте мышцы, сосредоточьтесь на ритме вашего сердца. Не обращайте внимания ни на что другое. Представьте весь процесс кровообращения. После небольшой практики вы можете почувствовать, как кровь течет внутри вас.
— Дыхательные упражнения . Расслабьтесь, закройте одним пальцем правую ноздрю, не торопясь, медленно начните вдох считая про себя до десяти. На счет десять, вы должны закончить. Затем также медленно выдыхайте, сосчитав до десяти. Повторите упражнение с другой ноздрей. Повторите все 20 раз.
— Контроль желаний. «Ни хорошее, ни плохое» . Когда вы услышите хорошую новость, не спешите радоваться и рассказывать всем о ней. Сохраняйте спокойствие. Также, когда услышите плохую новость, будьте нейтральны и спокойны. Не выражайте недовольство. Контроль над желаниями улучшит вашу концентрацию внимания.
— 2 минуты думайте только об одном предмете . Поставьте таймер и наблюдайте за своей рукой. Не думайте ни о чем другом. Научитесь подчинять свои мысли разуму
— Визуализация . Проблемы в сторону. Если у вас в голове одни проблемы, представьте их в виде большой кучи мусора, а затем уменьшайте их до размеров микроба. Это поможет вам освободиться от переживаний.
Внимание, сознание
Перенимаем опыт
— Наблюдайте, как другие люди сосредотачиваются . Посмотрите на человека, увлеченного интересным фильмом или книгой. Все рецепторы их направлены на восприятие происходящего. Попробуйте скопировать их поведение.
— Решите на что, или на ком, вы хотите сосредоточиться . Вы замечали, как люди, когда становятся близки, много общаются друг с другом, становятся похожими? Они перенимают фразы друг у друга, шаблоны поведения и привычки. Когда вы уделяем внимание чему-то и концентрируемся на этом — мы перенимаем некоторые свойства этого объекта.
— Окружите себя хорошо организованными людьми . (Это вытекает из предыдущего пункта) Если вы ходите научиться концентрации — будьте с теми людьми, которые это умеют делать.
— Тренируется то, что мы тренируем . Если вы решили тренировать концентрацию — просто делайте, изучайте это, пробуйте различные упражнения и техники. То, чему мы уделяем внимание обязательно будет улучшаться и тренироваться.
Малыш часто отвлекается во время занятий, у подростка снижается успеваемость из-за несобранности на уроках, а взрослый регулярно забывает, куда положил пульт или ключи... Проблема у всех одна и связана с недостаточностью внимания, не являющегося познавательным процессом, но организующего их функционирование. Внимание - состояние сознания, позволяющее чётко и полно отражать действительность. Как можно стать внимательнее и что для этого необходимо?
Свойства внимания
Уникальный инструмент сосредоточения на чём-то или ком-то обладает рядом свойств, которые можно развивать. Внимание характеризуется:
- объёмом - количеством объектов, воспринимаемых одновременно в доли секунды (в норме от 4 до 6);
- устойчивостью - длительностью удерживания;
- концентрацией (ясностью восприятия), позволяющей не отвлекаться на менее значимые сигналы;
- переключаемостью - скоростью перехода от одного к другому, более важному объекту;
- распределением - способностью к параллельным процессам;
- направленностью (предметностью) - выделением определённых сигналов как главных внутри себя или вовне.
Для будущей успешности в обучении с дошкольником необходимо заниматься, тренируя не только познавательные процессы (память, мышление, воображение), но и внимание. В досознательный период ребёнок ситуативен, поэтому для занятий необходимо создать определённые условия:
- комфорт, связанный с соблюдением режима дня, отсутствием необходимости исполнения других потребностей, приспособленностью помещения;
- эмоциональная насыщенность занятия со сменой деятельности, привлекательной для малыша;
- чёткое и пошаговое изложение инструкций в доброжелательном тоне, ибо это организует малыша и развивает будущее планирование;
- помощь в борьбе с отвлекающими факторами в виде вербальных ориентиров: «Мы сначала доделаем задание, а потом поиграем с машинкой»;
- поддержка интереса.
Создав необходимую атмосферу, можно приступить к выполнению упражнений, решающих проблему, как стать внимательнее.
Упражнения для малыша
Игра «Три пункта» на объём внимания
Ребёнку, расположившемуся в удобной позе, даётся три задания. В инструкции они перечисляются одновременно. Задача: выполнить все действия правильно и в указанной последовательности. Для этого ему даётся весёлая команда: «Раз, два и три, быстрей беги». Пример задания: 1. Три раза хлопнуть в ладоши. 2. Назвать вторую букву алфавита. 3. Взять в руки мягкую игрушку.
При успешном выполнении задания можно усложнять: 1. Хлопни в ладоши такое количество раз, сколько лет тебе исполнилось. 2. Напиши на бумаге три первых буквы алфавита. 3. Возьми в руки вещь, название которой начинается с буквы «в».
Игра «Знаки» на переключение внимания
Такую забаву лучше проводить с группой, но можно и с одним малышом. Как ребёнку стать внимательным, если он не умеет ориентироваться в обстановке? Этому помогают знаки-переключатели, придуманные взрослыми в ходе любой игры: слова «Стоп игра», звон будильника или колокольчика, картинка, демонстрируемая участникам.
Игра «Корректор» на распределение внимания
Занятие подходит для старшего дошкольника, который знает буквы. Ему даётся текст с крупным шрифтом, где нужно найти и зачеркнуть все буквы «О». Если в ходе игры малыш делает это хаотично, его следует поправить. Усложнения задания: 1. Вычеркнуть одну букву и подчеркнуть другую. 2. Выполнить задание на время. 3. Устроить соревнование с другим ребёнком или со взрослым. Сознательно пропустив буквы, поручить обоим проверить задание у соперника.
Как стать более внимательным подростку
Подросток способен выполнять более сложные задачи, увеличивая объём внимания. Ему можно предложить табличку, где в различных геометрических фигурах проставлены цифры, например 8, 3, 9. Фигуры могут быть любые: треугольник, квадрат, круг. Перед началом демонстрации табличек следует предупредить, что будут показаны числа. Подняв их на секунду, можно предложить записать цифры в ряд, найти сумму, произведение. Затем попросить назвать фигуры, в которых они изображены. На следующих занятиях количество цифр и табличек следует увеличить, если школьник легко справляется с заданием.
Интересная математическая задача на состоит в требовании записать две цифры в столбик. Следующая пара цифр будет состоять: верхняя - из единицы суммы двух первых, а нижняя - просто перенесённая верхняя. Например, взяты 3 и 5. Вверху будет 8, внизу - 3. Следующая пара цифр формируется по тому же признаку. Получится 1 и 8. Интрига заключается в том, что участнику даётся новое задание, в котором единицы суммы пишутся внизу, а переносится вверх нижнее число. После освоения нового задания участнику предлагается их хаотичная смена по определённому сигналу.
Помощь компьютера
Без современных технологий сложнее определять и развивать такое свойство внимания, как концентрация. Компьютерная видеоигра Play attention со специальным нарукавником, куда встроен датчик, регистрирует степень концентрации внимания, а также уровень мышления. Игра сделана по принципу методик, применяемых американскими астронавтами.
Огромное число компьютерных программ отвечает запросам, как стать внимательнее. Помимо игр созданы комплексы упражнений на развитие основных свойств внимания. "Супервнимание" - одна из них, включающая в себя одиннадцать наборов задач: "Поиск", "Замена", "Сортировка", "Ошибки", "Сумма", "Корректор", "Тройка", "Дыхание", "Фигура", "Шашка", "Ритм". Данные комплексы доступны в интернете, они основаны на интересе детей школьного возраста.
Групповые тренинги
В крупных городах имеются психологические центры, проводящие групповые тренинги для старших подростков и взрослых различной направленности. Одни из самых популярных - по развитию памяти и образного мышления. Параллельно все они решают проблему, как стать внимательным человеком, потому что основаны на восприятии, наблюдении, сосредоточенности. Упражнения опираются на основные свойства внимания, развивая и совершенствуя их. Создана целая наука эйдетика - инструментарий для работы с любым объёмом информации людей разного возраста.
Существует методика по активизации правого полушария мозга (Санкт-Петербург), курс «Суперпамять» на базе Президентской школы (Москва), использующие идеи и практику Джона Эткинсона. Для прохождения тренинга нужна мотивация, основанная на имеющихся проблемах либо при работе с информацией, либо в повседневной жизни.
Инструкция
Осознайте пользу работы над развитием внимания.
Часто из-за невнимания тратится время на переделку чего-либо. Например, вы перечитываете информацию и просите повторить поручение, а выходя из дома, вдруг спохватываетесь, выключили ли вы утюг.
Невнимательность сокращает ощущение радости жизни. Почему бы не превратить монотонный субботний шопинг в приключение? По дороге в магазин загляните в лица прохожих, оглянитесь вокруг – и жизнь станет интереснее!
Из-за отсутствия внимания навык со временем становится вредной привычкой, которая живет своей . К примеру, избавиться от связки «блин» поможет внимание к тому, как вы говорите.
Недостаток внимания может привести к , расставанию с близкими людьми, притуплению жизненно важных чувств.
Работа с вниманием ведется по нескольким направлениям:
- Полная концентрация на одном действии.
Способность воспринимать и обрабатывать замечания, дополнения, корректировки в процессе выполнения одного действия.
Способность игнорировать ненужную информацию, отсеивать посторонние шумы (в т.ч. информационные).
Способность переключать внимание с одного действия на другое.
Способность продуктивно работать над несколькими делами одновременно ( в себя навыки первых 4-х направлений). Начинать надо с двух простых дел.
Заинтересуйте себя в привлечении внимания. Если нет внутреннего желания (например, на работе), сформулируйте мотивы.
Всегда выполняйте работу качественно, делая все от вас зависящее. Если выполняете что-то впервые, не ленитесь обдумать каждый этап и его последствия.
Контролируйте, как идут ваши дела. В этом поможет порядок на рабочем месте, порядок в мыслях. Займитесь уборкой.
Нарисуйте квадрат 6х6 клеток. В каждой клетке напишите числа от 1 до 36 в разной последовательности черной пастой. Поменяйтесь рисунками с партнером. Теперь последовательно показывайте на числа ручкой (1, 2,.., 36).
По аналогичной схеме сделайте квадраты с числами, написанными красной пастой. Показывайте на числа в обратной последовательности (36, 35,.., 1). Теперь сделайте квадрат и напишите вразброс числа 1-18 – черной, 19-36 – красной. Показывайте на числа: 1 – черное, 36 – красное, 2 – черное, 35 – красное и т.д.
Упражнение учит концентрации и переключению внимания. Со временем увеличивайте количество чисел.
Внимание – это психический процесс отображения мира. К психическим процессам также относятся: воля, память, речь, мышление, восприятие, представление, воображение, эмоции, чувства, ощущение. Между ними существует зависимость – развивая одно, вы измените качество другого.
Отдыхайте. Если вы переутомились умственно или физически, для восстановления внимания организму необходим отдых.
Внимание - это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы нервничаем, переживаем и беспокоимся, очень сложно заставить себя сконцентрироваться. Нам бывает гораздо легче сосредоточиться, если мозг находится в спокойном эмоциональном состоянии и ничем посторонним не занят.Внимание можно рассматривать как связующее звено между способностью сознания воспринимать информацию и способностью подсознания ее обрабатывать. Говоря проще, параллельную передачу потока мысли необходимо преобразовать в последовательную. Эта способность определяется возможностью мозга выделять требуемые факты из потока информации, анализировать и готовить подсознание к принятию решения. Невозможно назвать ни одной сферы человеческой деятельности, где не требуется такие качества, как внимание и аккуратность. Однако, несмотря на то, что эти качества необходимы каждому из нас, способность головного мозга распознавать образы и выделять главное в определенный момент времени мало изучена.
Наше внимание имеет склонность переключаться с одного объекта на другой. Попробуйте удержать его на чем-либо в течение двух минут, и вы увидите, что это не так-то просто.
Бывают ситуации, когда вам просто необходимо сосредоточиться, но вы не в состоянии этого сделать, так как предмет, требующий вашего внимания, невыразимо скучен. Вы зеваете, вас клонит в сон, хочется заняться более увлекательным делом.
Вместо того, что бы переключиться на что-то другое и прервать свое скучное занятие, попробуйте найти в нем нечто интересное. Посмотрите на происходящее с другой точки зрения. Если вы преподаватель и читаете какой-нибудь очередной студенческий бред (а вам хочется погулять с собакой или посмотреть детектив), представьте, что вы инопланетянин и изучаете по данной рукописи положение дел на земле. А может, вы - молодая, привлекательная девушка и к вам привязался ужасно занудный молодой человек, которого вы вынуждены слушать, так как он сын вашего начальника? Тогда попробуйте повернуть разговор в другую, интересную для вас сторону. Начните задавать ему вопросы, вызывающие на откровенность - что он любит, что ненавидит, чем увлекается, какова его цель в жизни. Возможно, он окажется не таким уж занудой...
Научитесь находить что-то интересное, любопытное, незнакомое во всем - и вы во многом решите проблемы, связанные с концентрацией внимания.
Чтобы как следует сосредоточиться, необходимо «выкинуть» весь тот мусор, которым заполнено ваше сознание, иначе посторонние мысли не дадут вам покоя. Для начала попытайтесь выяснить, чем же забита ваша голова? Составьте список того, о чем вы постоянно думаете:
Планы на будущее («В следующем месяце обязательно надо поехать на море, а то лето закончится, а я так в городе и просижу!»); сиюминутные проблемы («Надо сегодня убраться, потом времени не будет.... И на рынок бы съездить не мешало. Книжку успеть дочитать, завтра уже возвращать».); нереализованные желания («Опять я на учебу не поступил, теперь до следующего года ждать... Список можете продолжить сами. Теперь подумайте, что из всего перечня вам действительно необходимо? Без чего нельзя обойтись? Только будьте честны сами с собой. Не убеждайте себя, что не жить вам без новых джинсов или поездки на море.
Постепенно список сократится до минимума. Теперь вы действительно можете сосредоточиться на главном. Наводите порядок в своей голове не реже чем раз в две недели. Ведь «чистите» же вы периодически свой компьютер? Иначе на вашем винчестере просто не останется места. То же самое происходит и с нашим сознанием. Если оно перегружено лишними мыслями, проблемами, информацией, то оно просто не способно воспринять ничего нового и тем более - сконцентрироваться на чем-то.
А сейчас предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут научиться собирать и удерживать внимание.
Задание 1
Цель: определить, насколько вы внимательны.
Инструкции по выполнению: ответьте на вопросы: какого цвета глаза, брови и ресницы у вашего мужа (жены)? Подробно опишите форму лица, носа, разрез глаз.
Один мои товарищ как-то рассказал, что он случайно узнал: его жена брюнетка, а не блондинка, как он думал все семь лет совместной жизни. А другой только через 12 лет заметил, что супруга ниже его ростом на 18 см, а не 10, как он думал раньше, когда она ходила на каблуках.
Поразительно, но рассеянность нами воспринимается как естественное состояние. В народе говорят, что это «русский менталитет». Как-то раз у нас дома мы смотрели комедию «Бриллиантовая рука» вместе с немецкими психологами. При просмотре все соотечественники заливались веселым смехом, наблюдая за приключениями главного героя, который из-за своей невнимательности и рассеянности постоянно попадал в курьезные ситуации. Так вот, чем больше мы веселились, тем мрачнее становились коллеги - психологи из Германии. Потом, в частной беседе, они признались, что такие случаи рассеянности даже у них в клинике не лечатся. Надо отдать должное немецкой пунктуальности и аккуратности как результату высокой степени внимания.
По степени невнимательности и, как следствие - травматизму, Россия занимает первое место в мире, оставив далеко позади даже страны Африканского континента.
Каждый человек, выполняя гимнастику для мозга, может значительно улучшить свое внимание. Что же необходимо для этого?
Мы разработали несколько видов упражнений, направленных на тренировку внимания:
Упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя; упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой. Упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя
Приведем аналогию с компьютером. Для того чтобы записать новую информацию, предыдущую необходимо стереть, т. е. очистить носитель. Это может быть магнитная лента или электронный носитель информации.
В результате экспериментов, анализа энцефалограмм мы пришли к выводу, что прежде чем сознание сможет воспринять новую информацию, прежняя должна быть стерта. Достаточно человеку внести в подсознание любую негативную информацию, как внимание начинает резко рассеиваться. Каждый из нас может привести множество примеров, когда какие-либо посторонние факторы отрицательно сказывались на нашем внимании. Наша задача состояла в том, чтобы научиться в нужный момент полностью, насколько хватит умения и терпения, очищать свое сознание, а затем и предсознание.
Задание 2
Цель: стать более внимательным.
Инструкции по выполнению: нарисуйте на листе бумаги точку. Задание состоит в том, чтобы созерцать эту точку, не допуская в сознание ни одной посторонней мысли, в течение 10-30 минут.
Задание 3
Цель: научиться непрерывному созерцанию.
Инструкции по выполнению: лучше всего выполнять это задание на даче, за городом. Нужно смотреть неподвижно на любимый пейзаж в течение 20-40 минут, стараясь при этом отогнать абсолютно все посторонние мысли.
Мне вспоминается один эксперимент, проведенный на Кавказе, когда группа с утра ушла в горы и разбрелась по ущельям. Задание состояло в том, чтобы как можно дольше не возвращаться, как можно больше увидеть интересного, а затем рассказать остальным. И вот мы расселись на камнях. Через три часа набежали тучи, подул ветер и пошел дождь. Еще через час дождь закончился, выглянуло солнышко и появилась радуга. Прошло еще три часа, и можно было отправляться в базовый лагерь. Этот эксперимент показал, что каждый человек при желании может долгое время находиться в состоянии безмолвия и покоя, и развить высокую степень внимания.
Задание 4
Цель: достижение состояния полнейшего безмолвия.
Инструкции по выполнению: это задание выполняется в темной комнате или с закрытыми глазами. Засеките время, представьте себе пещеру и пройдите по ней мысленно до того места, когда появится свет.
Время упражнения может колебаться от 10 минут до нескольких часов. Наши ученики установили своеобразный рекорд - во время возвращения поездом из Улан-Удэ на выполнение задания ушло несколько часов.
Упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой.
Скорость и объем воспринимаемой информации зависит от условий жизни человека. Если требуется много и быстро запоминать, то наш ум быстро привыкает к необходимой скорости. Причем мы заметили, что чем меньше дается времени на запоминание, тем лучше внимание. Вероятно, это вызвано тем, что чем короче промежуток времени, в течение которого требуется максимально сосредоточиться, тем меньше посторонних мыслей нас отвлекает.
Задание 5
Цель: развитие внимания.
Инструкции по выполнению: разложите костяшки домино. Засеките время и выберите все с единицей. Затем проверьте, сколько времени вам потребуется на поиск всех костяшек по восходящей начиная с единицы.
Вариант задания 5. Поставьте таймер на 120 секунд и соберите все костяшки с шестеркой. По звуковому сигналу сосчитайте количество костяшек. Положите три кости домино и сосчитайте количество очков.
Задание 6
Цель: тренировка внимания.
Инструкции по выполнению: прочитайте за 5-7 секунд предложение, заключенное в наборе букв: причитайтелаомжурналостагвывъв, омьаобудълагмзчздоровртмаолепрп.
Задание 7
Цель: тренировка полушарий головного мозга.
Инструкции по выполнению: возьмите лист бумаги, правой рукой нарисуйте пять треугольников, и одновременно - левой рукой пять кругов. Продолжительность упражнения - 60 секунд. Оно хорошо тренирует оба полушария головного мозга и увеличивает степень концентрации внимания.
Задание 8
Цель: тренировка зрительной памяти.
Инструкции по выполнению: положите перед собой репродукцию картины любимого художника. Посмотрите внимательно на изображение, а потом опишите на листе бумаги, кто изображен, где происходит действие, положение тел персонажей.
Затем снова взгляните на изображение и постарайтесь более внимательно рассмотреть недостающие в вашем описании вещи и предметы.
Закройте глаза и попытайтесь представить, как выглядит данная картина, открыв глаза, попробуйте максимально точно описать сюжет картины.
Ежедневное выполнение упражнений значительно поможет вам развить внимание.
Для того чтобы научиться сосредотачивать и надолго удерживать на чем-либо свое внимание, можно выполнять упражнения, где от вас требуется умение оперировать цифрами и фактами. На досуге потренируйтесь отбрасывать эмоции и выдавать только конкретные данные.
И запомните следующее:
Внимание занимает 80% всего объема сознания и памяти; высокая концентрация внимания, как правило, помогает принять верное решение; внимание концентрируется только в том случае, если мозг находится в состоянии безмолвия и ничем другим не занят; чем меньше дел мы делаем одновременно, тем лучшего результата мы можем достичь; обладая умением сосредотачивать внимание и концентрироваться, можно всегда найти выход из безвыходной ситуации.
Наблюдательные люди замечают больше, чем другие. Им по-иному раскрывается окружающий мир. Наблюдательному человеку органы чувств поставляют в сознание намного больше разнообразной информации для размышления, анализа и познания. Они будоражат интеллект и питают его, насыщая фактическим материалом для проницательной мыслительной деятельности. Мир открывается тем, кто умеет видеть.
Как воспитать или развить у себя наблюдательность? Для начала попробуйте следовать приведенным далее рекомендациям.
1. Доведите осознание ориентиров наблюдения до привычного
Главное - приучите себя осознавать за любыми внешними проявлениями тот внутренний процесс и систему, в которой они функционирует. Затем старайтесь определить, на что ориентироваться при дальнейшем наблюдении. Например, человек явно солгал. Это внешнее проявление. Что же привело к нему? Сразу отслеживайте процесс возникновения лжи. Человека могли ввести в заблуждение, или он что-то неправильно понял. То есть ложь появилась уже на входе информации в сознание. Или он мог сам решить солгать по какой-либо причине - это уже функциональный продукт его сознания. Наконец, это может быть его сложившийся образ мышления. Все эти параметры могут служить вам для дальнейшего наблюдения. Следуйте им и фиксируйте новые внешние проявления, пока не уясните истинную причину лжи и соответственно не выработаете правильные собственные действия в этой ситуации.
Возьмите этот пример в качестве образца. Хотя бы один раз в день анализируйте по ним какое-нибудь замеченное внешнее проявление, глубже вникая в суть внутреннего процесса и обеспечивающей его системы. Доведите таким образом осознание ориентиров наблюдения до привычного, до автоматизма. Активнее применяйте в жизни, особенно в сложных ситуациях.
2. Последовательно снижайте предел наблюдательности
Начните со зрительного предела наблюдательности. Например, включите фильм и дождитесь какой-нибудь насыщенной сцены (скажем, много автомашин затормозили на светофоре или столкнулись в аварии). Тут же нажмите паузу или стоп-кадр. Затем отвернитесь от экрана и попытайтесь ответить на следующие вопросы:
- сколько автомашин?
- каких моделей?
- какого цвета?
- кто в них водители - мужчины или женщины?
- какого примерно возраста?
- во что одеты, прическа?
- какое выражение лиц?
- какие номера у машин?
- сколько человек стояло на улице?
- сколько из них мужчин и женщин?
- какого возраста?
- во что одеты, прическа?
- какое выражение лиц?
Теперь посмотрите на экран и проверьте детальность и точность своей наблюдательности. Повторяйте тренинг с этой же сценой до тех пор, пока не сможете точно или почти точно ответить на все вопросы. Постарайтесь уловить еще какие-либо более мелкие дополнительные детали.
Поменяйте сцену. Другая остановка на светофоре, авария, скопление людей на вечеринке, в аудитории или что-либо подобное. Составьте аналогичный перечень вопросов и потренируйтесь таким же образом. Периодически меняйте сцены и добивайтесь:
- чтобы с первого раза схватывалось как можно больше мелких деталей;
- чтобы к окончанию работы со стоп-кадром вы могли фиксировать как можно более мелкие детали.
Параллельно снижайте слуховой предел наблюдательности. Звонок в дверь. Постарайтесь по характеру звонка определить, кто звонит. Сформулируйте различия в звонках членов семьи. Но вот звонок незнакомый. Постарайтесь определить, кто звонит - мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Затем откройте дверь и проверьте наблюдения.
За окном слышны шаги. Определите по ним, кто идет - мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Выгляните в окно и проверьте наблюдения. Сформулируйте различия в звучании шагов мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека и т. п. По интонации человека определите его настроение и отношение к вам. Сформулируйте, на основании каких признаков вы сделали это.
3. Расширяйте полноту и детальность первого впечатления
Предположим, вы переходите улицу на перекрестке. Автомашины затормозили на красный свет. Окиньте их взглядом, всмотритесь повнимательнее. Загорелся зеленый - ситуация рассыпалась. Вот теперь постарайтесь воспроизвести ее и ответить на те же вопросы, что и в предыдущем тренинге. Повторяйте и повторяйте упражнение, добиваясь более полной и детальной фиксации увиденного.
Другой вариант. Вы входите в привычную аудиторию или офис, где уже находятся несколько человек. Десять-пятнадцать секунд присмотритесь, охватите взглядом помещение. Затем отвлекитесь от увиденного, как бы уйдите в себя и постарайтесь ответить примерно на те же вопросы: сколько человек, мужчин, женщин, какого возраста, во что одеты, прическа, выражение лиц и т. п. И еще на один: что изменилось с предыдущего посещения? После чего вновь взгляните на аудиторию (офис) и проверьте правильность и глубину своего первого впечатления. От тренинга к тренингу сокращайте время охватывания взглядом до минимального, скажем, до двух-трех секунд, но добиваясь той же полноты и детальности. Придумайте какие-либо иные аналогичные тренинги, может быть более подходящие и удобные для вас.
Еще одно упражнение: первое впечатление о человеке. Когда вы увидели кого-то впервые, постарайтесь сразу зафиксировать и сформулировать как можно больше деталей его внешнего вида, выражений лица, интонаций, особенностей характера, манеры говорить и двигаться и т. п. Практикуйте это при каждом новом знакомстве. Последовательно добивайтесь все большей полноты и детальности. Затем, уже в процессе дальнейших отношений, проверяйте свои первоначальные впечатления и выводы.
4. Тренируйте умения и навыки постоянного наблюдения
Поставьте себе следующие задачи:
- главное - от наблюдения к наблюдению замечать все более мелкие детали и, исходя из них, глубже проникать в сущность процесса и системы, обеспечивающей его функционирование;
- фиксировать происходящие во время наблюдения изменения.
Для их реализации выберите такие объекты, которые безо всяких дополнительных усилий всегда будут доступны для наблюдения:
- например, младший брат или сестра;
- ваш коллега по работе или начальник;
- комнатный цветок или другое растение.
Наблюдайте за объектом в целом, если это комнатное растение или что-то подобное. Конечно, за человеком наблюдать таким образом будет сложнее. Поэтому для первого тренинга лучше выделить один из процессов. Скажем, как общается ваш брат или сестра, коллега, начальник? Или как они трудятся, делают уроки и т. п. Зафиксируйте в качестве отправной точки то, что вам уже известно об этом. Определитесь с ориентирами наблюдения : откуда и какая информация об общении питает сознание извне, к каким выводам человек пришел сам и как это проявляется на выходе из системы, во взаимоотношениях, речи, действиях и т. п.
Затем начинайте подмечать все более мелкие внешние проявления: как быстро объект сходится с незнакомыми, какими приемами поддерживает хорошие отношения, что за причины и поводы служат основанием для разрыва?
Каков характер взаимоотношений с сослуживцами или одноклассниками, сколько друзей, врагов? Кто из них оказывает наибольшее влияние, а кто подчиняется и почему? Какие привычные слова и фразы он использует в общении, насколько часто вводит новые выражения? Умело ли пользуется интонацией, мимикой, жестами? Старайтесь все удержать в памяти, не особо обременяя себя записями.
5. Тренируйте умения и навыки типового наблюдения
Задачи и приемы аналогичны предыдущим, но подход несколько иной. Наблюдайте тот же процесс общения или какой-либо иной у другого, третьего, четвертого человека. Быстро фиксируйте общее, типичное во внешних проявлениях - и сразу переключайте основное внимание на различия . Это даст возможность скорее вникнуть в суть процесса и конкретику общения данного человека. Со временем вы накопите столько информации о типичном в людях, что достаточно будет только взглянуть, зафиксировать специфичное - и вы уже видите человека насквозь. Аналогично с природными объектами и техникой.
6. Тренируйте естественность наблюдения
Казалось бы, это пустяк: как вы выглядите, когда наблюдаете за людьми? Вцепляетесь взглядом и упорно, не отрываясь, держите его на наблюдаемом?
Как раз именно этого делать не следует. Во-первых, выглядите вы при этом, согласитесь, довольно глуповато. А во-вторых, под вашим неотрывным взглядом наблюдаемый начинает вести себя неестественно, его поведение заметно искажается. Возможно проявление дискомфорта или даже агрессии. Поэтому наблюдайте естественно: безо явно бросающейся в глаза обостренности или напряжения во взглядах и мимике. Наблюдайте в процессе обычных разговоров и дел, чтобы никто даже и не догадывался об этом. Именно в таких условиях и достигается высшая острота наблюдения, за которой следует сама проницательность.