» » Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается. Живое вещество планеты Наибольшая концентрация биомассы наблюдается на стыке

Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается. Живое вещество планеты Наибольшая концентрация биомассы наблюдается на стыке

10 класс.

Зачет по теме: «Биосферный уровень жизни»

1.Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими:

1)литосфера 2)биосфера 3)гидросфера

2 .Учение о биосфере создано:

1)В.И. Вернадским 2)Ч. Дарвиным 3)С.Г. Навашиным

3.Структурными компонентами биосферы являются:

1) популяции 2)биогеоценозы 3)классы и типы животных

4.К косному веществу биосферы относится:

2)каменный уголь, нефть, газ

3) песок, глина, базальт, гранит

5. К биокосному веществу биосферы относится:

1) совокупность всех живых организмов

2)каменный уголь, нефть, газ

3) почва, ил

6. К биогенному веществу биосферы относится:

1) совокупность всех живых организмов

2)каменный уголь, нефть, газ

3) почва, ил

7. В океанах с глубиной биомасса уменьшается, так как там:

1)мало кислорода 2) мало света 3) нет почвы

8. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается в:

1)верхних слоях атмосферы

2)в глубинах океанов

3) на стыке атмосферы, гидросферы, литосферы

9. Способность организмов поглощать одни газы и выделять другие в ходе фотосинтеза и дыхания – это функция живого вещества:

10. Способность организмов поглощать и накапливать в телах химические элементы – это функция живого вещества:

1)концентрационная 2) газовая 3) биохимическая

11. «Парниковый эффект» на Земле наблюдается из-за:

1)запыленности 2)накопления кислорода 3)накопления углекислого газа

12.Озоновый экран расположен на высоте:

1)5-8 км. 2)8-10 км. 3)15-35 км.

13. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал:

1)Н.И. Вавилов 2) В.И. Вернадский 3) И.П. Павлов

14.Кислород атмосферы представляет собой:

1)живое вещество 2) биогенное вещество 3) косное вещество

15.Благодаря растениям в атмосфере появился:

1)кислород 2) азот 3) углекислый газ

16.Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется :

1) разнообразием ее видового состава

2) конкуренцией между организмами

3) однообразием ее видового состава

17.К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести:

1)парниковый эффект 2) таяние ледников 3) расширение озоновых дыр

18. Верхняя граница жизни проходит в атмосфере на высоте:

1)20 км. 2)40 км 3) 100 км.

19. Биологический круговорот – непрерывное перемещение веществ между:

1)растениями и животными

2)животными и микроорганизмами

3)почвой, растениями, животными и микроорганизмами

20.Роль растений в круговороте веществ состоит в том, что они являются:

1)потребителями органических веществ

2)производителями органических веществ

3) разрушителями органических веществ

Ответы к зачету №1 по теме: «Биосфера»

1 – 2 11 - 3

2 – 1 12 - 3

3 – 2 13 - 2

4 – 3 14 - 2

5 – 3 15 - 1

6 – 1 16 - 1

7 – 2 17 - 3

8 – 3 18 - 1

9 – 2 19 - 3

10 -1 20 – 2

10 класс.

Зачет №2 по теме: «Биогеоценотический уровень жизни»

1.Соморегуляция в биогеоценозе направлена на:

1)возвращение к норме 2)уменьшение видового состава 3)увеличение видового состава

2. Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты:

1)вида 2) биогеоценоза 3) биосферы

3.Примером природной экосистемы служит:

1)пшеничное поле 2)теплица 3)дубрава

4.Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных – это:

1)продуценты 2)редуценты 3)консументы

5 .Ярусное размещение надземных частей растений в лесу – это приспособление к использованию:

1)воды 2)минеральных солей 3) солнечного света

6.Начальное звено в цепях питания:

1)хищники 2)растения 3) бактерии и грибы

7.Агроценозы в отличие от биогеоценозов :

1)созданы человеком 2)более устойчивы 3)существуют без вмешательства человека

8.В агроценозах в отличие от биогеоценозов :

1)нет производителей 2)пищевые цепи короткие 3) нет потребителей

9. Потребители органических веществ в экосистеме :

1)продуценты 2) редуценты 3) консументы

10. К консументам относят:

1) растения 2) животных 3) грибы

11 .Определите правильную цепь питания:

1)семена ели – еж – мышь – лисица

2)семена ели – мышь – еж – лисица

3)мышь – еж – семена ели – лисица

12.Биогеоценоз – это совокупность:

1)живых организмов и компонентов неживой природы, связанных обменом веществ и превращениями энергии

2) живых организмов одного вида

3) живых организмов разных видов

13.Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы поедают другие организмы,:

14 .Тип межвидовых отношений, при котором оба организма получают взаимную пользу:

1)симбиоз 2) конкуренция 3)хищничество

15. Конкуренция – это отношения между:

1)хищниками и жертвами

3)организмами со сходными потребностями

16.Сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема:

1)Биогеоценоз 2)биотоп 3) биоценоз

17.Российский ученый, предложивший в 1924 г. Термин биогеоценоз:

1)В.Н. Сукачев 2) А.Н. Северцев 3)В.И. Вернадский

18.Экологическая ниша:

1)территория, которую занимает популяция

2)Сообщество живых организмов

3)Комплекс факторов среды, необходимых для организмов

19.Наибольшую биомассу в биоценозе луга имеют :

1)зеленые растения 2)травоядные животные 3)бактерии гниения

20.К абиотическим факторам относя т:

1)нашествие саранчи 2)обильный снегопад 3) охота лис на мышей

Ответы к зачету №2 по теме: «Биогеоценотический уровень жизни»

1 – 1 11 - 2

2 – 2 12 - 1

3 – 3 13 - 3

4 – 2 14 - 1

5 – 3 15 - 3

6 – 2 16 - 3

7 – 1 17 - 1

8 – 2 18 - 3

9 – 3 19 - 1

10 – 2 20 – 2

10 класс

Зачет №3 по теме: «Популяционно – видовой уровень жизни»

1.Ведущую роль в эволюции играет:

1 ) мутационная изменчивость

2)групповая изменчивость

3)ненаследственная изменчивость

2.Крупная территориальная группировка особей общего населения вида:

1)экологическая 2) географическая 3)элементарная

3.Расхождение признаков:

1) дивергенция 2) конвергенция 3)идиоадаптация

4. Видообразование, которое ведет к формированию новых видов на основе биологической изоляции :

1)аллопатрическое 2) симпатрическое 3)экологическая ниша

5. В основе естественного отбора, по Дарвину, лежит:

1)изменчивость 2)наследственность 3) борьба за существование

6.Изменчивость, связанная с изменением генов особи:

1)наследственная 2)комбинативная 3)мутационная

7.Изменчивость, связанная с перекомбинацией генов без их изменения :

1) наследственная 2)комбинативная 3)мутационная

8.Ученый, разработавший учение о стабилизирующей форме отбора:

1) Ч. Дарвин 2)А. Уоллес 3)И.И. Шмальгаузен

9.Форма отбора, сохраняющая определенные размеры ушей у зайцев:

1)стабилизирующая 2)движущая 3)разрывающая

10. Материал для естественного отбора наиболее приспособленных организмов поставляет изменчивость:

1)модификационна 2)мутационная 3) все виды

11.Зеленая окраска у кузнечика – пример:

1)маскировки 2)мимикрии 3)предупреждающей окраски

12.Окраска божьей коровки – пример:

1) 1)маскировки 2)мимикрии 3)предупреждающей окраски

13.Ароморфозы приводят к:

14.Дегенерации приводят к:

1) биологическому прогрессу 2) биологическому регрессу 3) к тому и другому

15. Социальный фактор эволюции человека:

1)наследственность 2)изменчивость 3)трудовая деятельность

16. Биологический фактор эволюции человека:

1)речь 2) сознание 3) наследственная изменчивость

17. Благодаря общественному образу жизни у предков человека:

1)освободилась рука 2) появилась речь 3)появилось прямохождение

18.Древнейшие люди относятся к виду:

1)человек умелый 2) человек прямоходящий 3)человек разумный

19.К человеку современного типа относятся:

1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3)человек разумный

20.Что подтверждает родство человека и млекопитающих животных?

1)общий план строения и размножения

2)прямохождение и сводчатая стопа

3)изгибы позвоночника

Ответы к зачету

в верхних слоях атмосферы

в глубинах океанов

в верхних слоях литосферы

на границах трёх сред обитания

37. Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.
Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

38. Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер
2) расхождение гомологичных хромосом
3) образование метафазной пластинки
4) сближение гомологичных хромосом
5) обмен участками гомологичных хромосом
6) спирализация хромосом

У насекомых с неполным превращением

1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое

40. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате


41. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
А) не выносят засушливых условий
Б) жизненная форма – деревья и кустарники
В) яйцеклетка созревает в семязачатке
Г) образуют мелкую сухую пыльцу
Д) в цикле развития присутствует заросток

ОТДЕЛ

Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
А) направляет импульсы к скелетным мышцам
Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов
В) обеспечивает перемещение тела в пространстве
Г) регулирует работу сердца
Д) регулирует работу пищеварительных желёз

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1) соматическая
2) вегетативная

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) окисление органических веществ
Б) образование полимеров из мономеров
В) расщепление АТФ
Г) запасание энергии в клетке
Д) репликация ДНК
Е) окислительное фосфорилирование

ВИД ОБМЕНА

1) пластический
2) энергетический

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ
А) являются первым звеном в цепи питания
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

1) продуценты
2) редуценты

Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида

Часть 3

1) В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

2) Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.

3) В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

4) Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

5) Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

6) При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Вариант 1.

1.Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими:
1)литосфера 2)биосфера 3)гидросфера

2 .Учение о биосфере создано:
1)В.И. Вернадским 2)Ч. Дарвиным 3)С.Г. Навашиным

3.Структурными компонентами биосферы являются:
1) популяции 2)биогеоценозы 3)классы и типы животных

4.К косному веществу биосферы относится:

2)каменный уголь, нефть, газ
3) песок, глина, базальт, гранит

5. К биокосному веществу биосферы относится:
1) совокупность всех живых организмов
2) нефть, газ, воздух
3) почва, ил

6. К биогенному веществу биосферы относится:
1) совокупность всех живых организмов
2)каменный уголь, нефть, газ
3) почва, ил

7. В океанах с глубиной биомасса уменьшается, так как там:
1)мало кислорода 2) мало света 3) нет почвы

8. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается в:
1)верхних слоях атмосферы
2)в глубинах океанов
3) на стыке атмосферы, гидросферы, литосферы

9. Способность организмов поглощать одни газы и выделять другие в ходе фотосинтеза и дыхания – это функция живого вещества:

10. Способность организмов поглощать и накапливать в телах химические элементы – это функция живого вещества:
1)концентрационная 2) газовая 3) биохимическая

2. Продолжите предложение:

А. Автотрофы – это организмы, которые __

Б. Сторонники биогенеза считают, что__

В. Эукариоты – это_Г. Консументы -это_

Вариант 2.

11. «Парниковый эффект» на Земле наблюдается из-за:
1)запыленности 2)накопления кислорода 3)накопления углекислого газа

12.Озоновый экран расположен на высоте:
1)5-8 км. 2)8-10 км. 3)15-35 км.

13. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал:
1)Н.И. Вавилов 2) В.И. Вернадский 3) И.П. Павлов

14.Кислород атмосферы представляет собой:
1)живое вещество 2) биогенное вещество 3) косное вещество

15.Благодаря растениям в атмосфере появился:
1)кислород 2) азот 3) углекислый газ

16.Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется :
1) разнообразием ее видового состава
2) конкуренцией между организмами
3) однообразием ее видового состава

17.К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести:
1)парниковый эффект 2) таяние ледников 3) расширение озоновых дыр

18. Верхняя граница жизни проходит в атмосфере на высоте:
1)20 км. 2)40 км 3) 100 км.

19. Биологический круговорот – непрерывное перемещение веществ между:
1)растениями и животными
2)животными и микроорганизмами
3)почвой, растениями, животными и микроорганизмами

20.Роль растений в круговороте веществ состоит в том, что они являются:
1)потребителями органических веществ
2)производителями органических веществ
3) разрушителями органических веществ

Продолжите предложение:

А. Гетеротрофы – это организмы, которые _

Б. Сторонники абиогенеза считают, что__.

В. Прокариоты – это_ Г. Редуценты -это___

Ответы

Основной особенностью биосферы является наличие в ней живого вещества – совокупности всех живых организмов, представляющих собой мощную геологическую силу. Под их влиянием происходит преобразование лика Земли. Они участвуют в образовании различных минеральных пород, пресной воды, атмосферы. Все живые организмы являются преобразователями солнечной энергии и влияют на геологические процессы. В биосфере происходит непрерывный круговорот различных веществ, благодаря деятельности живых организмов. Но поскольку биосфера получает энергию извне, то она является открытой системой. Неживой компонент биосферы – это те части трех геологических оболочек Земли, которые связаны с живым веществом биосферы сложными процессами миграции вещества и энергии.

В.И. Вернадский определил биосферу как термодинамическую оболочку с температурой от –50 до +50 градусов и давлением около 1 атмосферы. Эти условия и определяют границы жизни для большинства организмов.

Биосфера занимает пространство от озонового экрана, где на высоте 20 км встречаются споры бактерий и грибов, до глубины более 3 км под земной поверхностью и около 2 км под дном океана. Там, в водах месторождений нефти, обнаруживаются анаэробные бактерии. Самая большая концентрация биомассы сосредоточена на границах раздела геосфер, т.е. в прибрежных и поверхностных водах океана и на поверхности суши. Это объясняется тем, что источником энергии биосферы является солнечный свет, и аутотрофные, а за ними и гетеротрофные организмы, в основном, заселяют места, где солнечная радиация наиболее интенсивна.

На поверхности Земли в настоящее время полностью лишены живых существ лишь области обширных оледенений и кратеры вулканов.

В.И. Вернадский указывал на «всюдность» жизни в биосфере. Об этом свидетельствует история нашей планеты. Жизнь появилась в воде и затем распространилась на поверхности, заняв в той или иной степени все оболочки Земли. Распространение жизни в оболочках биосферы, по мнению В.И. Вернадского, еще не закончилось. На это указывают масштабы приспособляемости живых организмов.

Масса живого вещества составляет лишь 0,01 % от массы всей биосферы. Тем не менее, живое вещество биосферы – это главнейший ее компонент.

Важнейшим свойством живого вещества является способность к воспроизводству и распространению по планете. Живое вещество распространено в биосфере неравномерно: пространства, густо заселенные организмами, чередуются с менее заселенными территориями.

Наибольшая концентрация жизни в биосфере наблюдается на границах соприкосновения земных оболочек: атмосферы и литосферы (поверхность суши), атмосферы и гидросферы (поверхность океана), гидросферы и литосферы (дно океана), и особенно на границе трех оболочек – атмосферы, литосферы и гидросферы (прибрежные зоны). Эти места наибольшей концентрации жизни В.И. Вернадский назвал «пленками жизни». Вверх и вниз от этих поверхностей концентрация живой материи уменьшается.

Вмешательство человека, так или иначе, нарушает процессы круговорота. Например, вырубка лесов или повреждение ассимиляционного аппарата растений промышленными выбросами приводит к снижению интенсивности усвоения углерода. Избыток органических элементов в воде вследствие поступления в неё промышленных стоков приводит к эвтрофикации водоёмов и перерасходу растворенного в воде кислорода, что исключает возможность существования здесь аэробных организмов. Сжигая ископаемое топливо, фиксируя атмосферный азот в продуктах производства, связывая фосфор в детергентах, человек как бы замыкает на себя круговорот элементов, что нередко вынуждает его полностью управлять химией окружающей среды.

Человечество резко ускорило круговорот некоторых веществ. Месторождения железа, меди, цинка, свинца и многих других элементов, которые природа копила в течение миллионов лет, быстро вычерпываются. С другой стороны осуществляется концентрация элементов в таких пропорциях, которых не было в природе (на промышленном производстве).

Человек очень быстрыми темпами использует солнечную энергию, накопленную в угле, нефти, природном газе за счет прошлого биосферы. Все это ведет к увеличению неупорядоченности в биосфере. Человек не только ускоряет биологический круговорот, но и привлекает в него те элементы, которые были из него давно исключены.

В целом в биосфере под влиянием деятельности человека все быстрее снижается энтропия за счет увеличения энтропии земной коры (сжигание горючих полезных ископаемых, рассеивание металлических полезных ископаемых и т.п.). Поэтому, необходимо как можно меньше изменять природные процессы, в частности внедрять безотходные производства или качественно новые производственные циклы, но и в идеальном случае не удастся избавиться, скажем, отходов тепла, так как это противоречит законам термодинамики.