(1860-1944) - известный американский психолог, внедривший в психологию количественные методы и изменивший тем самым облик этой науки. Образование получил в Лафайеттском колледже (бакалавр, 1880) и Лейпцигском ун-те (д-р философии, 1886). Профессиональная деятельность К.началась в Пенсильванском ун-те, где он стал профессором и первым в мире заведующим кафедрой психологии (1887-1891). В 1985 г. К. -Президент АРА; с 1894 по 1903 г. - ред. Psychological Review и ряда др. журналов. К. был основателем и президентом Психологической корпорации (1917), президентом 9-го Международного конгресса по психологии (1929). После окончания колледжа К. поехал в Европу изучать философию и встретился там с выдающимися психологами. Большое влияние на него оказал В. Вундт (в Лейпциге), Лотзе (в Гет-тингене). Написав (совместно с Дж. Дьюи и Джестроу) статью о Лотзе, К. получил стипендию по философии в ун-те Джона Хопкинса (1882-1883). В это время в этом ун-те Ч.С. Пирс проводил эксперименты по психофизике, а Стенли Холл создавал главную психологическую лабораторию. Завершив в этой лаборатории несколько работ по синхронности различных психологических процессов, К. вернулся к работе с В. Вундтом (1883- L886) в качестве его ассистента. Здесь он провел классические исследования объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахи-стоскопическом предъявлении объекта. Исследуя в соответствии с программой работ время реакции, К. обнаружил, что его основанные на опыте теоретические взгляды отличаются от убеждений Вунд-та. Исследования Вундта включали интроспекцию как метод контроля, а К. убедился, что использовать необходимый субъективный контроль (метод интроспекции по Вундту) ему очень трудно и потому он усомнился и в способности других сделать это. Немного позднее он занялся психофизическими исследованиями. В основе его подхода лежало убеждение в том, что психофизика должна заниматься проверкой точности наблюдений при различных условиях. Он высказал предположение, что ошибка наблюдения возрастает как корень квадратный из наблюдаемой величины, а не прямо пропорционально этой величине(как утверждает закон Вебера). Покинув Лейпциг (1886), К. встретился с Фрэнсисом Гальтоном, под влиянием идей которого выполнил серию исследований по индивидуальным различиям. В свою очередь это породило интерес к измерительным методикам, которые К. назвал психологическими тестами (впервые это выражение он ввел в.своей статье Mental tests and measurements. Mind, 15, 1890). Изучение психофизики и индивидуальных различий натолкнуло К. на метод ранжирования, который широко использовался в психофизике, эстетике и для оценки значимости. Он применил этот метод для оценки относительной известности ученых, положив в основу своего справочника Directory of American Men of Science (1906, 6 изданий до 1938 г.). Имя К. не отождествляется с какой-либо определенной школой или теорией в психологии,однако именно он внедрил в рамках функци-оналистского подхода количественные методы в психологию, изменив таким образом облик этой науки. Наряду с Э.Б. Титчене-ром, Д.М. Болдуином, Г. Мюнстербергом и др. К. считают выдающейся фигурой второго поколения американских психологов. Он не писал больших книг и его исследования изложены, преимущественно в статьях ведущих американских журналов (American Journal of Psychology, 1893, 5; Psychological Review, 1894, 1: 1896, 3; Philos. Stud., 1902, 19; Science Press, 1906, 32; и др.). Л.А. Карпенко
Родился: 25 мая 1860, Истон, Пенсильвания, США; скончался: 20 января 1944, Ланкастер, Пенсильвания, США.
Образование: бакалавр, Лафайеттский колледж, 1880; доктор философии, Лейпцигский университет, 1886.
Профессиональная деятельность: заведующий кафедрой психологии (первый в мире), профессор Пенсильванского университета, 1887-91; Колумбийский университет, 1981; президент АРА, 1895; редактор Psychological Review, 1894-1903, Popular Science Monthly, 1900-15; Science, 1904-44; American Naturalist, 1907-44; School and Society, 1915-39; Scientific Monthly, 1915-43; основатель и президент Психологической корпорации, 1917; президент 9-го Международного конгресса по психологии, 1929.
Основные публикации
1885 Uber die Zeit der Erkennung und Benenmmg von Schriftzeichen Bildem und Farben. Philosophical Studies, 1, 635-650. (abridged. Mind (1886), 11, 635-650).
1885 Uber die Tragheit der Netzhaut und des Sehcentrums. Philosophical Studies, 3, 94-127. (also Brain, 8,295-312).
1886 Psychometrische Untersuchungen. Philosophical Studies, 3, 305-335, 452-492; (1887), 4,241-250. (Also Mind (1886), 11, 220-242, 377-392, 524-538; (1887), 12,68-74.)
1890 Mental tests and measurements. Mind, 15, 373-381.
1893 On errors of observation. 5,285-293.
1894 On reaction-times and the velocity of the nervous impulse. Psychological Review, 1, 159-168.
1895 Measurements of the accuracy of recollection. Science, 2, 761-766.
1896 Physical and mental measurements of the students of Columbia University. Psychological Review, 3, 618-648.
1902 The time of perception as a measure of differences in intensity. Philos. Stud., 19, 63-68.
1906 American Men of Science. Science Press. (6 edn, 1938.)
1906 A statistical study of American men of science. Science, 32, 633-648, 672-688.
Wells F. L. (1944) James McKeen Cattell. American Journal of Psychology, 57,270-275.
Woodworth R. S. (1944) James McKeen Cattell. Psychological Review. 51, 201-209.
В молодости Кеттелл интересовался литературой, он закончил колледж, где его отец был ректором (1863-83). Он поехал в Европу изучать философию, и там на него оказали большое влияние Вундт (в Лейпциге) и Лотзе (в Геттингене). Статья о Лотзе (совместно с Дьюи и Джестроу) принесла ему стипендию по философии в университете Джона Хопкинса (1882-3). В это время Ч. С. Пирс проводил эксперименты по психофизике, а Стенли Холл создавал главную психологическую лабораторию. Кеттелл завершил несколько работ по синхронности различных психологических процессов и вернулся к работе с Вундтом (1883-6) в качестве его ассистента. Хотя исследования Кеттелла, касающиеся времени реагирования, соответствовали намеченной программе работ, его теоретические взгляды отличались от убеждений Вундта. Исследования Вундта включали интроспекцию как метод контроля, тогда как Кеттелл обнаружил, что необходимый субъективный контроль осуществить трудно, и усомнился в способности других сделать это. Немного позднее он занялся психофизическими исследованиями. В основе его подхода лежало убеждение в том, что психофизика должна заниматься проверкой точности наблюдений при различных условиях. Он высказал предположение, что ошибка наблюдения возрастает как корень квадратный из наблюдаемой величины, а не прямо пропорционально этой величине (как утверждает закон Вебера).
Покинув Лейпциг, Кеттелл встретился с Фрэнсисом Гальтоном, и результатом этой встречи явилась серия работ по исследованию индивидуальных различий. В свою очередь, это породило интерес к психологическим тестам (Кеттелл впервые ввел это выражение в своей статье в Mind , в 1890), хотя увлечение "антропометрическими тестами" было лишь частью интереса к методикам и теории, выдвинутым Бине. Изучение психофизики и индивидуальных различий натолкнуло Кеттелла на метод ранжирования, который широко использовался в психофизике, эстетике и для оценки значимости. Он применил этот метод для оценки относительной известности ученых, положив в основу своего справочника Directory of American Men of Science .
Имя Кеттелла не отождествляется с какой-либо определенной школой или теорией в психологии. Он не был плодовитым писателем, однако именно он внедрил, в рамках функционалистского подхода, количественные методы в психологию, изменив таким образом облик этой науки. Наряду с Титченером, Болдуином, Мюнстербергом и другими, Кеттелла считают выдающейся фигурой "второго поколения" американских психологов.
Кеттел Д. М.
Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 - 20.01.1944) - американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии.
В начале карьеры Джеймса Кеттела психология рассматривалась учёными как незначительная область исследований или даже лженаука наподобие френологии . Возможно, Кеттел более чем кто-либо из его современников способствовал становлению психологии как уважаемой науки. После его смерти Нью-Йорк Таймс назвала его «старейшиной американской науки».
Ранние годы
По всем имеющимся сведениям, детство Джеймса Кеттела было вполне счастливым, он в 16 лет поступил в Лафайет Колледж, где получил свой первый диплом с отличием через четыре года. В 1883 там же он получил диплом магистра. Основное внимание его научной работы того времени было сосредоточено на английской литературе, хотя и математике он также уделял внимание.
Кеттел нашёл своё призвание только после поездки на учёбу в Германию , где он встретил своего наставника, Вильгельма Вундта , считающегося основателем современной психологии. Он покинул Германию в 1882 для обучения в Университете Джона Хопкинса , однако уже через год вернулся в Лейпциг , для работы в должности ассистента Вундта. С собой он привёз четыре пишущих машинки марки «Ремингтон». Вундт был настолько восхищен машинками, что стал обладателем одной из них и значительно увеличил количество своих работ. Совместный труд был весьма продуктивен, вдвоём они заложили основы для научного исследования интеллекта, а Кеттел под руководством своего наставника стал первым американцем, защитившим докторскую диссертацию по психологии («Психометрическое исследование», Psychometric Investigation ).
Академическая карьера
После возвращения из Германии, карьера Кеттела развивалась бурными темпами. В 1888 году он стал первым в США профессором психологии в Пеннсильванском университете, затем деканом факультета психологии, антропологии и философии Колумбийского университета , а в 1895 был избран президентом Американской психологической ассоциации .
С самого начала своей карьеры Кеттел посвятил свой труд превращению психологии в уважаемую область научных исследований, подобную традиционным естественным наукам, химии и физике. Полагая, что дальнейшая работа может сделать интеллект набором стандартных единиц для измерения, он применял к этой задаче методы, разработанные Фрэнсисом Гальтоном .
Пацифизм
1 октября 1917 Кеттел был уволен из Колумбийского университета за его выступления против Первой мировой войны . Однако, по итогам судебного разбирательства, университет был вынужден выплатить 40000$, которые легли в основу созданной Кеттелом в 1921 Psychological Corporation , одной из крупнейших психодиагностических фирм в США.
Журналы
Кеттел оказался более известен своей организаторской деятельностью, нежели научными исследованиями, так как работа по редактированию и изданию научных журналов отнимала много времени. В 1894 году он основал Psychological Review
, одного из наиболее влиятельных журналов, издаваемых сейчас АПА. В 1895 он выкупил издание
Избранные работы
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Кеттел Д. М." в других словарях:
Кеттел, Джеймс Маккин Кеттел, Джеймс Маккин Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса… … Википедия
Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса Кеттела психология рассматривалась учёными как… … Википедия
КЕТТЕЛ - (Cattell) Джеймс Маккин (25.5. 1860, Истон, шт. Пенсильвания, 20.1. 1944, Ланкастер, там же), амер. психолог, первый в мире профессор психологии (1888). В лаборатории В. Вундта в Лейпциге (1883 86) прошёл школу эксперим. психологии, в лаборатории … Российская педагогическая энциклопедия
Рэймонд Бернард Кеттел (англ. Raymond Bernard Cattell; 20 марта 1905 2 февраля 1998) британский и американский психолог, автор 16 факторного личностного опросника, сторонник теории черт личности, автор теории гибкого и кристаллизированного… … Википедия
Кеттел, Рэймонд Рэймонд Бернард Кеттел (англ. Raymond Bernard Cattell; 20 марта 1905 2 февраля 1998) британский и американский психолог, автор 16 факторного личностного опросника, сторонник теории черт личности, автор теории гибкого и… … Википедия
Кеттел, Рэймонд Рэймонд Бернард Кеттел (англ. Raymond Bernard Cattell; 20 марта 1905 2 февраля 1998) британский и американский психолог, автор 16 факторного личностного опросника, сторонник теории черт личности, автор теории гибкого и… … Википедия
Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард - (род. 1905, Стаффордшир, Англия) англо американский психолог. Биография. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. директор… … Большая психологическая энциклопедия
- (род. 1905, Стаффордшир, Англия) англо американский психолог. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. директор… … Психологический словарь
- (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Ученик Г. Лотце и В. Вундта. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных… … Психологический словарь
Книги
- Теории личности. Основные положения, исследования и применение , Хьелл Ларри А., Зиглер Дэниел Дж.. Бестселлер видных американских исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера адресован всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Прочесть…
КЕТТЕЛЛ, ДЖЕЙМС МАККИН (Cattell, James McKeen) (1860–1944), американский психолог. Был ассистентом В.Вундта в Лейпциге. Читал лекции в Кембриджском университете и Бринмор-колледже, а также в Пенсильванском университете, где возглавил кафедру психологии. В 1891 Кеттелл принял приглашение Колумбийского университета и занял должность профессора экспериментальной психологии, стал деканом факультета антропологии, профессором философии и профессором психологии.
Кеттелл занимался исследованием проблем человеческого поведения, образования, организации науки; разрабатывал методы психологических измерений и различные практические приложения принципов психологии. Родоначальник методов тестирования, автор ряда психологических тестов, президент первого Американского международного психологического конгресса, редактор многих научных изданий, среди которых – «Психологическое обозрение» («Psychological Review»), «Американские ученые» («American Men of Science»), «Научный ежемесячник» («Scientific Monthly») и «Наука» («Science»).
Ему принадлежит честь внедрения экспериментальных исследований в юридической психологии. В 1893 году Кеттел проводит в Колумбийском университете первые психологические эксперименты по исследованию свидетельских показаний. Вопросы, на которые его студенты должны были дать ответы, мало отличались от тех, которые обычно задают свидетелям в ходе судебного разбирательства.
Проводя исследования, Кеттел разумно предполагал, что свидетельские показания бывают неполными и страдают различными погрешностями. Но он был очень удивлен и степенью погрешности, которую он раскрыл и широким диапазоном индивидуальных различий в уровнях уверенности в своей правоте, выраженной студентами.
Кроме того, он выявил и влияние формулировки вопросов на ответы свидетелей. Кеттелл отмечал, что «Недобросовестный поверенный может дискредитировать заявления правдивого свидетеля ловко отобранными вопросами. Жюри, или по крайней мере судья, должны знать, насколько ошибочными могут быть воспоминания свидетелей в норме и как они изменяются при различных условиях» (Cattell, J. M. Measurements of the accuracy of recollection. Science, 2, 761–766, 1895).
Как считают различные исследователи истории юридической психологии, эти эксперименты Кеттелла сыграли важную роль в становлении всей современной юридической психологии, потому что они пробудили интерес других ученых к исследованиям психологии судебных доказательств. Они наглядно продемонстрировали возможности и необходимость использования экспериментального метода в правовой сфере.
Кеттел, Джеймс Маккин
Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 - 20.01.1944) - американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии.
В начале карьеры Джеймса Кеттела психология рассматривалась учёными как незначительная область исследований или даже лженаука наподобие френологии . Возможно, Кеттел более чем кто-либо из его современников способствовал становлению психологии как уважаемой науки. После его смерти Нью-Йорк Таймс назвала его «старейшиной американской науки».
Ранние годы
По всем имеющимся сведениям, детство Джеймса Кеттела было вполне счастливым, он в 16 лет поступил в Лафайет Колледж, где получил свой первый диплом с отличием через четыре года. В 1883 там же он получил диплом магистра. Основное внимание его научной работы того времени было сосредоточено на английской литературе, хотя и математике он также уделял внимание.
Кеттел нашёл своё призвание только после поездки на учёбу в Германию , где он встретил своего наставника, Вильгельма Вундта , считающегося основателем современной психологии. Он покинул Германию в 1882 для обучения в Университете Джона Хопкинса , однако уже через год вернулся в Лейпциг , для работы в должности ассистента Вундта. С собой он привёз четыре пишущих машинки марки «Ремингтон». Вундт был настолько восхищен машинками, что стал обладателем одной из них и значительно увеличил количество своих работ. Совместный труд был весьма продуктивен, вдвоём они заложили основы для научного исследования интеллекта, а Кеттел под руководством своего наставника стал первым американцем, защитившим докторскую диссертацию по психологии («Психометрическое исследование», Psychometric Investigation ).
Академическая карьера
После возвращения из Германии, карьера Кеттела развивалась бурными темпами. В 1888 году он стал первым в США профессором психологии в Пеннсильванском университете, затем деканом факультета психологии, антропологии и философии Колумбийского университета , а в 1895 был избран президентом Американской психологической ассоциации .
С самого начала своей карьеры Кеттел посвятил свой труд превращению психологии в уважаемую область научных исследований, подобную традиционным естественным наукам, химии и физике. Полагая, что дальнейшая работа может сделать интеллект набором стандартных единиц для измерения, он применял к этой задаче методы, разработанные Фрэнсисом Гальтоном .
Пацифизм
1 октября 1917 Кеттел был уволен из Колумбийского университета за его выступления против Первой мировой войны . Однако, по итогам судебного разбирательства, университет был вынужден выплатить 40000$, которые легли в основу созданной Кеттелом в 1921 Psychological Corporation , одной из крупнейших психодиагностических фирм в США.
Журналы
Кеттел оказался более известен своей организаторской деятельностью, нежели научными исследованиями, так как работа по редактированию и изданию научных журналов отнимала много времени. В 1894 году он основал Psychological Review
, одного из наиболее влиятельных журналов, издаваемых сейчас АПА. В 1895 он выкупил издание
Избранные работы
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Кеттел, Джеймс Маккин" в других словарях:
- (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Ученик Г. Лотце и В. Вундта. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных… … Психологический словарь
Кеттел Джеймс Маккин - (1860–1944) американский психолог. Провел классическое исследование объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахистоскопическом предъявлении объекта. Выступил зачинателем и одним из лидеров тестологического движения, разработав систему… …
- (Cattell, James McKeen) (1860 1944), американский психолог. Родился 25 мая 1860 в Истоне (шт. Пенсильвания). Окончил в 1880 колледж Лафайетта, в 1886 получил степень доктора философии в Лейпцигском университете, позже учился в Париже, Женеве и… … Энциклопедия Кольера
КЕТТЕЛ Джеймс Маккин - (25.5. 1860, Истон, шт. Пенсильвания, 20.1. 1944, Ланкастер, там же), амер. психолог, первый в мире профессор психологии (1888). В лаборатории В. Вундта в Лейпциге (1883 86) прошёл школу эксперим. психологии, в лаборатории Ф. Галетона в Лондоне… … Российская педагогическая энциклопедия
- (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса Кеттела психология рассматривалась учёными как незначительная область… … Википедия
Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса Кеттела психология рассматривалась учёными как… … Википедия
Кеттел (Cattell) Джеймс Маккин - (25.05.1860, Истон, Пенсильвания 20.01.1944) американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Биография. В 1880 г. получил степень бакалавра в колледже Лафайета. Получил образование в Геттингенском и Лейпцигском… … Большая психологическая энциклопедия
Кеттел (Cattel), Джеймс Маккин - (1860 1944) американский психолог, первый в мире профессор психологии (1888). К. первым употребил английское слово тест (испытание) в качестве термина, обозначающего психодиагностическую методику. Разработал 50 тестов, включавших измерения… … Педагогический терминологический словарь
Кеттел, Джеймс Маккин Кеттел, Джеймс Маккин Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса… … Википедия