» » В чем заключается научная работа студентов. Основы научно-исследовательской работы в вузе. Кафедра политической экономии

В чем заключается научная работа студентов. Основы научно-исследовательской работы в вузе. Кафедра политической экономии

Задачи, выдвигаемые современным производством перед инженерными кадрами, настолько сложны, что их решение требует творческого поиска, исследовательских навыков. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе.

В современных условиях научно-исследовательская работа студентов (НИРС) превращается из средства развития творческих способностей наиболее успевающих и одарённых студентов в систему, позволяющую повысить качество подготовки всех специалистов с высшим образованием.

Понятие ²научно-исследовательская работа студентов² включает в себя следующие элементы:

–обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;

–выполнение научных исследований под руководством преподавателей.

В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) выполняется в отведённое расписанием занятий учебное время каждым студентом по специальному заданию под руководством научного руководителя (преподавателя кафедры). Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной научной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лабораториях, в научных коллективах. В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся пользоваться приборами и оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, обрабатывать их результаты, применять свои знания при решении конкретных задач.

Для проведения учебно-исследовательской работы студентам отводится рабочее место в лаборатории, выдаются необходимые материалы и приборы. Тема и объём работы определяются индивидуально научным руководителем. Кафедра, включающая в свой учебный план УИРС, заранее разрабатывает тематику исследований, определяет состав соответствующих руководителей, готовит методическую документацию, рекомендации по изучению специальной литературы.

В состав научных руководителей включаются преподаватели, активно занимающиеся научной работой, научные сотрудники, инженеры и аспиранты.

Завершающим этапом УИРС является оформление отчёта, в котором студент излагает результаты своей научной работы. Отчёт защищается перед специальной комиссией с проставлением зачёта.

Перспективным направлением является создание в высших учебных заведениях студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ), в которых ведутся научные исследования и одновременно организуется учебно-исследовательская работа студентов.

В некоторых вузах учебно-исследовательской работе предшествует специальный курс по основам организации и методике научных исследований, по организации библиографической и патентной работы (в дисциплинах ²Введение в специальность², ²Основы научных исследований² и др.).

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.

Многими кафедрами вузов организуются научные семинары или студенческие научно-технические конференции (СНТК). Семинары проводятся регулярно в течении семестра, чтобы каждый студент мог выступить на нём с докладом или сообщением о результатах проведённой работы. СНТК проводится, как правило, 1–2 раза в год между семестрами или в конце каждого семестра.

Для младших курсов основными формами СНТК в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках.

Научно-исследовательская работа студентов во время производственной практики осуществляется путём выполнения на производстве индивидуальных заданий по тематике научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой, а также ²узких² мест производства. Выполняются задачи по совершенствованию технологических процессов, оборудования, научной организации труда, собирается фактический материал и производится его первичная обработка с целью дальнейшего использования при курсовом и дипломном проектировании.

Научное руководство студентами в период производственной практики осуществляют совместно преподаватели вуза и специалисты предприятия. Результаты работы излагаются в отчёте, который студенты защищают перед комиссией после окончания производственной практики.

Научно-исследовательская работа студентов при курсовом и дипломном проектировании связана с разработкой специальных разделов с элементами научного поиска и исследования выполняемые в процессе решения реальных задач конкретных предприятий. Такие дипломные проекты могут заканчиваться внедрением и в этом смысле действительно являются реальными.

Получает развитие выполнение комплексных дипломных проектов, разрабатываемых группой студентов-дипломников различных специальностей. Каждому студенту поручается выполнение отдельного самостоятельного раздела комплексного дипломного проекта. Общее руководство разработкой такого проекта осуществляется одной из ведущих кафедр, по каждому из разделов назначается свой руководитель от той кафедры, которая обеспечивает его разработку.

При защите комплексного дипломного проекта создаётся комиссия с участием представителей заказчика и вуза. Ею оценивается каждая тема дипломного проекта, выполненная отдельным студентам, а также принимается решение по проекту в целом и о возможности использования его на предприятии заказчика.

Многие кафедры вузов совместно с предприятиями составляют перечень ²узких² мест производства, из которых затем формируют тематику курсовых и дипломных проектов. Такой подход дает возможность эффективно использовать научный и творческий потенциал студентов для решения конкретных задач производства, повышает ответственность студентов за качество работы.

Научная работа студентов, выполняемая во внеучебное время, реализуется путём участия студентов в исследованиях по тематике плановых госбюджетных и хоздоговорных НИР кафедр и научных учреждений вузов, организации студенческих бюро и объединений типа студенческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ). СНИЛ могут выполнять конструкторские, технологические экономические задания, шефскую работу в школе, лекторскую работу по распространению знаний в области науки, техники, культуры.

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрами и научными учреждениями вуза по госбюджетной и хоздоговорной тематике. Обычно в группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Студенты старших курсов оформляются на должности техников либо лаборантов с оплатой и записью в трудовой книжке. Работа проводится по плану-графику, утверждаемому научным руководителем. Руководство работой студентов осуществляют преподаватели, научные сотрудники, инженеры и аспиранты, работающие в группе.

Студенты, успешно выполнившие задание по своему разделу, включаются в число авторов отчёта в качестве соисполнителей. По результатам работы может быть подана заявка на изобретение или опубликована статья.

Хорошо зарекомендовали себя коллективные формы творческой работы студентов – студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ), студенческие конструкторские, технологические, экономические бюро (СКБ), научные и вычислительные центры и т.д.

СНИЛ организуется в вузе на правах его структурного подразделения. Тематика работ формируется или на основе хозяйственных договоров с организациями или в виде госбюджетных тем вуза и внутривузовских заказов.

Штат сотрудников СНИЛ составляют в основном студенты, выполняющие работу под руководством профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава вуза. Начальник СНИЛ и несколько инженерно-технических работников, включенных в состав СНИЛ, осуществляют организационно-методическое руководство работой студентов.

Параллельно с проведением научно-исследовательской работы студенты выполняют в СНИЛ организационные и управленческие функции, приобретая одновременно соответствующие навыки.

Схема комплексной программы научно-исследовательской работы студентов за весь период обучения представлена на рис. 1.

Важную роль в активизации научно-технического творчества студентов играют проводимые в республике организационно-массовые мероприятия: ²Студент и научно-технический прогресс², смотры-конкурсы на лучшую организацию научной работы студентов, республиканские научные конференции студентов, выставки научно-технического творчества.

Современный уровень участия студентов в научной работе, многообразие её форм и методов требуют комплексного подхода к её планированию и организации. Комплексная программа НИРС должна обеспечивать ступенчатую последовательность мероприятий и форм научной работы студентов в соответствии с логикой учебного процесса.

ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ.

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Она формирует творческий подход к решению конкретных задач, учит преодолевать трудности на пути достижения поставленной цели, расширяет научный кругозор, вырабатывает умение самостоятельно работать с научной литературой. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых и дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть даже самых простых, исследований. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего специалиста качества, как творческое и логическое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы внимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения.

Студенческие научные объединения часто становятся кузницей молодых исследователей. Сегодня, когда Украина и её наука переживают не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности студентов. Плохое финансирование образовательных учреждений породило снижение научно-исследовательской работы студентов. А ведь студенты, занимающиеся научной работой, - это не самая большая часть затрат бюджета ВУЗа; они требуют главным образом моральной поддержки, и отказывать им в этом просто бессмысленно.

Сегодня проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин (от простой лени до психических расстройств) не могут подходить к учебному процессу творчески. И может случиться такая ситуация, что несколько студентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами и источниками, а основная масса продолжит учиться по старому способу. Если же сосредоточить внимание на основной массе, то наиболее активные студенты могут постепенно прекратить свои изыскания присоединиться к большинству. Эту сложную проблему легко разрешить посредством организации научных кружков по выбранному предмету или семинаров. Руководитель кружка решает две задачи: он даёт возможность одарённым студентам проявить себя, так как кружок не ограничивает своих членов в выборе темы исследования, а с другой стороны он может выделить в коллективе новые таланты. В идеале, при большом желании и опыте со стороны руководителя, членами кружка может стать практически вся группа. Что касается научного семинара, то основной его целью являются привлечение студентов к углубленному изучению дисциплин учебной программы, теоретических основ профилирующих курсов, ознакомление студентов с современными достижениями науки и техники, расширение их научного кругозора.

Так, начав с частной проблемы активизации научно-исследовательской работы студентов в ВУЗе, мы пришли к выводу о необходимости подготовки нового поколения людей, умеющих мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения в нестандартной ситуации, отвечать за свои действия, - всему тому, что необходимо в условиях демократического строя, к построению которого мы медленно, но приближаемся. А участие в НИР с первого курса поможет воспитать специалистов действительно интеллектуальных и образованных.

Существует и применяется три основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС) .

    Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами .

К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же дипломную работу, выполняемую на пятом курсе.

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на втором курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, ВУЗ способствует развитию студента, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по избранной специальности, и, выбирая тему для дипломной работы, это чаще всего учитывается. В данном случае, кроме анализа литературы, может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.

К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. Основная задача работы над рефератами – сформировать у студентов навыки творческой работы с современной отечественной и зарубежной научной и научно-периодической литературой, в том числе с использованием информационных технологий. Результаты реферирования заслушиваются на научном семинаре, кружке, на студенческих конференциях. Работе по реферированию может предшествовать чтение курса лекций по основам работы с информацией, библиографии и т.д., а также практические занятия по методике реферирования. При этом следует сказать о том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, что ещё хуже, скачан с Internet . Назвать это научной работой можно с большим сомнением. Но некоторые рефераты, написанные на основе нескольких десятков статей и литературных источников, по праву можно назвать научными трудами и включение их в список видов НИРС вполне оправданно.

    Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

Как уже говорилось выше, такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя - мотивация студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой, который следит за новинками научной литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами ВУЗа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания продолжается процесс самосовершенствования.

    Научно-исследовательская работа студентов, параллельная учебному процессу .

Речь идет о студенческих научных кружках, организованных при общенаучных и специальных кафедрах, научных подразделениях вуза. В них студенты овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов, проектируют и изготавливают наглядные пособия, лабораторные установки и технические средства обучения, готовят сообщения, с которыми выступают на заседаниях кружков, научных семинарах кафедры и т.д..

Студенческие научные кружки отдельных подразделений (кафедр) оказывают содействие студентам в выборе направлений научной работы. На них обсуждаются самые актуальные и проблемные вопросы изучаемых дисциплин, что дает возможность закрепить и преумножить уже имеющиеся знания. Причем форма работы кружков позволяет организовать процесс обучения таким образом, чтобы студентам это было не в тягость: ребята в абсолютно непринужденной и доброжелательной обстановке могут поговорить на интересующие их темы, обменяться мнениями, пообщаться с более опытными и знающими старшекурсниками, спросить совета у преподавателей, узнать как то или иное теоретическое положение реализуется на практике. Участие в работе научных кружков – это способ самоутвердиться, пополнить свои знания, зарекомендовать себя с лучшей стороны перед преподавателями.

Научно-исследовательские, проектно-конструкторские и творческо-исполнительные работы, успешно выполненные студентами как в учебное, так и во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ) и других учебных заданий.

Таким образом, деятельность НИРС направлена на выполнение следующих задач :

Подготовку высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать практические задачи;

Приобретение студентами необходимых знаний сверх учебного плана путем самостоятельных научных поисков и анализа;

Обучение методике и средствам самостоятельного решения научных и практических задач;

Воспитание студентов в духе требований сегодняшнего дня: патриотизма, творческого энтузиазма, научной принципиальности и деловой этики;

Приобретение студентами организаторских навыков, навыков общения и педагогического мастерства;

Привитие навыков к постоянной самостоятельной работе;

Расширение и углубление знаний студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин;

Получение и развитие определенных практических навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

Проведение научных изысканий для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;

Выработка навыков грамотно излагать результаты собственных научных исследований (отчеты, рефераты, доклады и др.) и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты.

Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.

Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.

Каждый преподаватель ВУЗа должен уделять НИРС не меньше внимания, чем аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.

Литература

    Самостоятельная работа студентов в вузе/Коллектив авторов//Издательство Саратовского университета, 1999. 2 . Бируля А.К. Методы научной работы. – Харьков: Изд-во ХАИ, 1994. – 38с.

1

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки в системе высшего образования, которое сегодня является многоуровневым процессом и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой. Владение методами научно-исследовательской деятельности является обязательной структурной частью модели специалиста высшего образования. Авторы представляют результаты исследования, проведенного в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова среди студентов, магистрантов и преподавателей с целью выявления актуального состояния научно-исследовательской работы студентов (НИРС), их вовлеченности в такие виды НИРС, как участие в конференциях и написание статей (тезисов), работа по гранту, получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов и др. Социологический опрос проводился в декабре 2016 г. Метод сбора информации – анкетный опрос. В опросе приняли участие 400 студентов с первого по шестой курсы МГТУ. Представленные результаты исследования отражают степень и характер участия студенческой молодежи и преподавателей в НИРС; организационные проблемы и трудности. Также в статье обосновано, какое влияние на активность студентов и магистрантов в НИРС оказывает участие самих преподавателей в данном виде деятельности.

научно-исследовательская работа студентов (нирс)

магистранты

преподаватели

высшее профессиональное образование

1. Супрун Н.Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор повышения их профессиональной компетентности (на примере направления подготовки «социальная работа») / Н.Г. Супрун, Д.А. Халикова. – Новосибирск: Изд-во АНС «Сибак», 2016. – 82 с.

2. Бурилкина С.А. Методологические подходы к проблеме ценностно-смысловой детерминации научного социального познания / С.А. Бурилкина, Е.В. Олейник, Н.Г. Супрун // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – № 6-2. – С. 241-244.

3. Особенности организации исследовательской работы студентов в системе высшего образования / Е.А. Батраченко, О.Ю. Бражник, Н.В. Дорохина, Л.Е. Павлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, № 5(2). – С. 443-446.

4. Слепухина Г.В. К вопросу о построении системы оценки компетенций выпускников вуза / Г.В. Слепухина // «Новые информационные технологии в образовании» «НИТО-2013»: материалы 6-ой Междунар. научно-практич. конф. – Екатеринбург: РГППУ, 2013. – С. 380-383.

5. Супруненко Г.А. Магистратура как элемент образовательной системы современной России / Г.А. Супруненко // Символ науки. – 2015. – № 9-2. – С. 194-196.

6. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов/ С.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – № 10. – Т.2. – С. 173-175.

Актуальность настоящего исследования определена преобразованиями в системе высшего профессионального образования. На сегодняшний день, на первое место содержания высшего образования ставится вопрос о многогранном развитии самой личности и профессионала. Переход к компетентностному подходу, включения многоуровневых программ высшего образования предоставляют возможность отказаться от классической познавательной модели обучения, когда у обучающихся формируется и развивается в основном готовность к воспроизводительной деятельности . Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов обусловлено остротой образовывающихся в мире социальных, культурных и экономических проблем. Современное высшее образование направленно на поиск приемлемых путей подготовки профессионально компетентных специалистов, с новым образом мышления, обладающих всесторонними знаниями, готовых к самостоятельному решению профессиональных задач, профессионально маневренных. В условиях нашей страны реализация компетентностного подхода становится фактором сохранения единого образовательного, профессионального, культурного и ценностного пространства, фактором слияния с мировым образовательным пространством .

В настоящее время подготовка квалифицированных специалистов, способных эффективно решать задачи развития не только профессиональной деятельности, но и науки возможна лишь при тесной взаимосвязи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью . Нацеливание процесса кадровой подготовки в высшей школе на формирование профессиональной компетентности в системе ценностных ориентаций предполагает решительно новые подходы к научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Научно-исследовательская деятельность становится инструментом профессиональной коммуникации, повышается мотивация к изучению будущей специальности .

Качественная подготовка будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности отображена в федеральных государственных образовательных стандартах и является обязательной составной базовой частью модели специалиста высшего профессионального образования . Научно-исследовательская деятельность в университете является важной частью кадровой подготовки, представляющей многоуровневый процесс в системе непрерывного образования, образуется на междисциплинарной основе и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой.

Неразрывной частью сегодняшнего высшего образования является участие студентов в научной работе. С.И. Гессен утверждал: «Овладение методом научного исследования - эта последняя цель научного образования - может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего очагом научного исследования, преподаватель - активным исследователем, студент - участник научной работы, место занятий - аудитория, лаборатория - место, где открываются новые научные истины. Высшая научная школа - место, где соединяются преподавание и исследование» . Таким образом, в университете обучение и исследование должны быть неразрывно связаны друг с другом.

В рамках нашего исследования речь идёт о научно-исследовательской деятельности, осмыслении научной подготовки студентов университета на современном этапе, о разработке концепции преподавания учебных гуманитарных и технических дисциплин в системе высшего профессионального образования, об иерархичности компетенций, составляющих профессиональную компетентность.

Мы провели социологическое исследование, с целью выявления вовлеченности участников образовательного процесса в НИР в декабре 2016 г. - январе 2017 г. на базе Магнитогорского государственного технического университета им Г.И. Носова (далее - МГТУ). Методом сбора информации послужил анкетный опрос. В опросе приняли участие 400 студентов 1-6 курсов МГТУ им Г.И. Носова, а также 395 магистрантов 1-2 курсов МГТУ.

Формирование выборочной совокупности происходило в несколько этапов. Генеральная совокупность была поделена на страты в соответствии с непропорциональным отбором (исходя из процентного соотношения численности страт в генеральной совокупности). Страты были сформированы на основе признаков «курс» и «институт/факультет».

На первом этапе отбора, в каждой страте случайно были отобраны студенческие группы, в которых проходил сплошной опрос респондентов. Структура выборки выглядит следующим образом: а) пол: мужской - 44,6 %, женский - 55,4 %; б) институт /факультет: институт горного дела и транспорта - 14,5 %; институт энергетики и автоматизированных систем - 18,0 %; институт строительства, архитектуры и искусства - 11,8 %; институт металлургии, машиностроения и материалообработки - 13,8 %; институт естествознания и стандартизации - 12,0 %; институт гуманитарного образования - 20,3 %; институт экономики и управления - 7,3 %; факультет физической культуры и спортивного мастерства - 2,5 %; в) курс обучения: первый - 25,0 %, второй - 24,5 %, третий - 21,5 %, четвертый - 22,3 %, пятый - 5,5 %; шестой - 1,3 %.

Предметом исследования являлось отношение студентов к НИРС в МГТУ. В целом исследование показало низкую степень активности студентов в научно-исследовательской деятельности, большинство опрошенных не принимают в ней участия. Однако следует заметить, что студенты института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, принимают участие во внутривузовских, региональных конференциях, а также в публикации статей. Чаще опрошенные дают среднюю оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении студентов к участию в научной деятельности - 42,8 %. Студенты института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, высоко оценивают активность преподавателей в этом направлении (на 13,2 % чаще). Основными видами научно-исследовательской деятельности, в которые преподаватели вовлекают студентов, согласно полученным данным, являются написание и публикация статей, а также конференции (рисунок). Число студентов, указавших на то, что они хотели бы заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, составляет, согласно данным опроса, 39,5 % опрошенных. При этом следует отметить, что среди студентов, указавших на наличие интереса к научной деятельности, 36,7 % не указали, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель составляет 14,5 % от числа всех опрошенных. Таким образом, число студентов, кто хотел бы быть вовлечен в НИРС, составляет 25,0 % опрошенных.

Виды научно-исследовательской деятельности, в которые преподаватели вовлекают студентов, % опрошенных

Отдельно рассмотрим отношение магистрантов к научно-исследовательской работе. Основной формой участия магистрантов в научно-исследовательской деятельности, так же, как и у студентов, является участие во внутривузовских конференциях и публикация статей. Магистранты института энергетики и автоматизированных систем (направление «автоматизированные системы) чаще, чем в целом по массиву, принимают участие в выполнении хоздоговорных и научно-исследовательских работ (на 23,7 % чаще: доля участвующих в хоздоговорных работах, НИР среди магистрантов данного института составляет 46,5 %). Магистранты Института металлургии, машиностроения и материалообработки (направление «металлургия») чаще, чем в целом по университету, принимают участие в получении патента на изобретение, полезную модель (на 9,9 % чаще: доля участвующих в получении патента среди магистрантов данного института составляет 15,0 %).

Чаще опрошенные дают высокую оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении магистрантов к участию в научной деятельности (например, к участию во внутривузовских конференциях и написанию статей) - 51,9 %. Число магистрантов, указавших на то, что они хотели бы заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, составляет, согласно данным опроса, 61,8 % опрошенных. При этом следует отметить, что среди магистрантов, указавших на наличие интереса к научной деятельности, 25,8 % не указали, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель составляет 16,0 % от числа всех опрошенных. Таким образом, число магистрантов, кто хотел бы быть вовлечен в НИРС, составляет 45,8 % опрошенных.

Участниками НИРС являются и преподаватели университета, рассмотрим и отношение преподавателей МГТУ к НИРС. Исследование проводилось методом сбора информации - анкетный опрос. Анкета была размещена на корпоративном портале МГТУ им Г.И. Носова. В опросе приняли участие 135 преподавателей. Структура выборки: пол: мужской - 31,9 %, женский - 68,1 %; возраст: до 30 лет около 8 %, 30 - 40 лет - 28,9 %, так 40 - 50 лет - 42,2 %, 50 - 60 лет - 18,0 %, старше 60 лет - 3,1 %; ученая степень: доктор наук - 11,1 %, кандидат наук - 75,6 %, нет ученой степени - 13,3 %; должность: ассистент - 4,4 %, старший преподаватель - 10,4 %, доцент - 67,4 %, профессор - 7,4 %, заведующий кафедрой - 4,4 %, директор института, декан - 0,7 %, другое - 5,2 %. Предметом исследования являлось отношение преподавателей к НИРС в МГТУ. В структуре ответов преподавателей на вопрос о состоянии научной деятельности в МГТУ преобладают отрицательные ответы - более 45,0 % опрошенных отметили, что наука в МГТУ находится в состоянии застоя, переживает кризис или находится в упадке. Около 37,0 % респондентов указали на то, что наука в МГТУ хорошо развивается или наблюдается ее подъем.

Большинство преподавателей, согласно данным опроса, не принимали участие в таких видах научно-исследовательской работы, как хоздоговорные работы, НИР, работа по гранту (государственному контракту), получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов (Таблица 1). Этим, прежде всего, может объясняться неучастие преподавателей в привлечении студентов к участию в данных видах научной деятельности. Анализ привлечения студентов к участию в научной деятельности в зависимости от факта участия в ней преподавателей позволил выявить зависимость, согласно которой факт участия преподавателей в научно-исследовательской деятельности оказывает прямое влияние на участие преподавателей в привлечении студентов к данной деятельности.

Таблица 1

Участие преподавателей МГТУ в научно-исследовательской деятельности, % опрошенных

Виды научно-исследовательской деятельности

Принимали участие

Не принимали участия

Хоздоговорные работы, НИР (научное руководство)

Хоздоговорные работы, НИР (как исполнитель)

Работа по гранту (госконтракту) (научное руководство)

Работа по гранту (госконтракту) (как исполнитель)

Подача заявок на участие в грантах,

проектах, конкурсах

Получение патента на изобретение,

полезную модель

Регистрация программных продуктов

Большинство преподавателей, принимавших участие таких видах научно-исследовательской деятельности, как подача заявок на участие в грантах, конкурсах, участие в хоздоговорных работах, НИР в качестве руководителя, также пытались привлечь студентов к участию в данных видах работ.

При этом анализ полученных данных показал, что большинство преподавателей, которые сами участвовали в таких видах научной деятельности, как работа по гранту в качестве научного руководителя, получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов, не привлекали студентов к участию в данных видах деятельности. Данный факт означает наличие других причин неучастия студентов в данных видах научной деятельности, кроме факта неучастия в них самих преподавателей.

Преподаватели МГТУ в целом считают, что привлекать студентов к участию в научно-исследовательской деятельности необходимо - так считают 83,0 % опрошенных. При этом большинство преподавателей считает, что основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и написание статей (63,0 %). Это может являться причиной того, почему преподаватели, принимающие участие во многих научно-исследовательских проектах, не привлекают к участию в них студентов. Число преподавателей, убежденных в недостаточно высоком научном потенциале студентов, составляет около 36,0 %.

Интерес вызывает влияние и других переменных на привлечение преподавателями студентов к участию в такой форме научной деятельности, как работа по гранту. Так, наиболее сильное влияние оказывает факт участия самих преподавателей в данной форме научно-исследовательской деятельности. Также влияет и такой фактор, как убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и написание статей.

Поскольку убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов в науке должно являться написание статей и участие в конференциях, влияет отрицательно на их активность в процессе привлечения студентов к участию в такой форме научной деятельности, как, например, работа по гранту, то необходимо было проанализировать, какие факторы влияют на сложившееся мнение преподавателей об основной форме необходимой работы студентов в науке (Таблица 2).

Таблица 2

Отношение преподавателей к участию студентов научной деятельности, % опрошенных

Полностью согласен

согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее не

согласен

Совсем не

согласен

Необходимо привлекать студентов к участию во всех научно-исследовательских проектах в МГТУ.

Основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и (или) написание статей /тезисов.

Участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах отнимает у исследователей дополнительное время.

Участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах не имеет смысла по причине отсутствия серьезного научного вклада с их стороны.

Исследователь не обязан делиться со своими научными разработками с другими лицами, в том числе, со студентами.

Большинство студентов не способны к занятию научно-исследовательской деятельностью.

Согласно полученным результатам анализа, на убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов науке должно быть участие в конференциях и написание статей, влияют следующие позиции преподавателей: 1) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах отнимает у исследователей дополнительное время; 2) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах не имеет смысла по причине отсутствия серьезного научного вклада с их стороны. При этом обе эти позиции оказывают взаимное влияние друг на друга. Также, на них влияют такие факторы, как убежденность преподавателей в низком научном потенциале студентов и убежденность преподавателей в том, что исследователь не должен делиться своими научными разработками с другим лицами, в том числе со студентами.

Мы рассмотрели причины низкой активности преподавателей в сфере научной деятельности. Большинство опрошенных в ходе опроса указали на наличие у них внутреннего желания заниматься научной деятельностью, при этом не имелась в виду работа над диссертацией - 67,4 %. В целом преподаватели высоко оценивают уровень своих способностей для занятия научной деятельностью - 72,6 %. Среди факторов, которые отрицательно влияют на развитие научно-исследовательской деятельности самих преподавателей, следует отметить объем аудиторной нагрузки (77,0 %), размер заработной платы (65,9 %), отсутствие финансирования на работу в интересующем преподавателей направлении (38,5 %), неуверенность в дальнейшей работе в МГТУ (36,3 %), техническая обеспеченность вуза для научно-исследовательской деятельности (29,6 %).

Техническая обеспеченность вуза является препятствием для развития научно-исследовательской деятельности, по мнению около 1/3 опрошенных преподавателей. Следует отметить, что преподаватели, чей исследовательский интерес находится в технической области, чаще указывают в качестве препятствия для развития науки техническую обеспеченность вуза (среди данной категории преподавателей данный фактор выбрала половина респондентов).

Оценивая ответы преподавателей с точки зрения различных параметров технической обеспеченности вуза, можно сделать следующие выводы:

Преподаватели неоднозначно оценивают обеспеченность вуза лабораториями или полигонами для испытаний: в структуре ответов преобладают средние оценки, число негативных оценок незначительно меньше;

Такие параметры, как оснащенность специальными приборами для экспериментов, испытаний, оснащенность вычислительной техникой, чаще оцениваются отрицательно;

Информационное обеспечение научных работ, а также доступ к отраслевым, специализированным базам данных преподаватели чаще оценивают удовлетворительно.

Анализ эмпирических данных, полученных в результате проведенного исследования, позволил выявить социально-демографические характеристики респондентов, мотивации занятия научно-исследовательской деятельностью, получить общее знание о формах и способах участия опрошенных студентов и преподавателей в НИРС и их внутреннем отношении к проблемам НИР в вузе.

Итоги исследования позволили раскрыть основные характеристики организации научно-исследовательской работы студентов, таких как специфичность организации научно-исследовательской студентов; степень и характер участия студенческой молодежи, преподавателей в НИРС, распространенные формы и характер научной работы студентов в вузе; организационные проблемы и трудности. В ходе проведенного исследования мы видим, что в последнее время состояние НИРС в образовательных организациях высшего образования организовано не самым лучшим образом. Большая часть студенческого состава отошла от активного участия в научно-исследовательской работе - это обусловлено низкой финансовой поддержкой средств в вузах, нехваткой источников на развитие материально-технического оснащения и стимулирование студенчества. Однако ключевой задачей сегодня любого вуза является действенное вовлечение студенческой молодёжи в науку, предоставление финансового содействия для проведения фундаментальных и прикладных исследований с участием студентов, выполнение хоздоговорных работ, а также оснащение лабораторий современным оборудованием - и наш вуз не является исключением.

Таким образом, проведенное исследование затронуло многие стороны организации научной деятельности студентов, что обусловлено сложностью и многообразием социальных факторов научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Стоит обратить внимание на усиление и проведение целостной и единой научно-исследовательской работы со студентами как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом.

Библиографическая ссылка

Маметьева О.С., Супрун Н.Г., Халикова Д.А. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27362 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

Ведущую роль в повышении качества подготовки специалистов в сторону решительного поворота к развитию творческих способностей будущих специалистов призвана сыграть научно-исследовательская работа студентов, так как учебный процесс, сливаясь с научным трудом студентов, все более превращается в реальную профессиональную деятельность, которая в настоящее время составляет основу процесса становления будущего специалиста. Анализ статистических данных за 1999-2003 гг. показывает, что при общем росте численности студентов вузов Минобразования России их участие в выполнении научно-исследовательской работы постоянно сокращается. В 1999 г. удельный вес студентов, участвующих в оплачиваемых работах, достигал 6,3 %, а в 2003 г. - всего 1,4 % от общего числа студентов, т. е. уменьшился более чем в 4,5 раза .

Система научно-исследовательской работы студентов представляет собой совокупность мероприятий, направленных на освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности и инициативы. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - это эффективный способ и средство формирования и развития у студентов мотивации к творчеству, ответственности и самостоятельности, а также способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов. Развитие и совершенствование НИРС, как обязательного компонента системы подготовки специалистов являлось одной из важных проблем педагогики и психологии высшей школы. Такая форма организации обучения в вузе неразрывно связывалась с проблемой активизации познавательной деятельности студентов, с формированием их творческого мышления, исследовательских умений и навыков, а также с вопросами использования проблемного обучения как средства развития познавательной активности и самостоятельности студентов. Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, а, следовательно, быстро адаптироваться к современным условиям развития экономики. Основной целью НИРС является формирование и усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной, конструкторской, технологической, творческой и внедренческой деятельности, обеспечивающих единство учебного, научного, воспитательного процессов для повышения профессионально-технического уровня подготовки специалистов с высшим образованием. Многие вузы накопили большой опыт в организации научно-исследовательской работы со студентами. В Старооскольском технологическом институте количество учебных часов, отведенное на НИРС недостаточно, чтобы плодотворно и серьезно заниматься с большинством студентов. Каждый руководитель НИРС занимается исследованиями со студентами, но без дополнительных часов в плане работы. Это соответственно накладывает отпечаток и на количестве серьезно занимающихся исследованиями студентов и на качестве их работ.

Ряд преподавателей занимается исследовательской работой со студентами, начиная с 1-2 курсов. Студенты включаются в данную работу при условии успешного выполнения учебного плана. Руководитель работы тесно работает в контакте с производством и знает проблемы, которые необходимо решить на том или ином предприятии в настоящее время. Причем, какой-то серьезный вопрос или проблема решается не одним студентом, а целой группой под началом руководителя. При этом студенты уже подходят по-иному и к изучению плановых дисциплин, и к выполнению дипломных проектов или работ. Очень часто дипломный проект или работа являются заключительным этапом практической, теоретической и, в основном, научно-исследовательской работы студентов. Так, на кафедре МТП число студентов, защитивших дипломные проекты и работы (в основном работы) по направлению научно-исследовательских изысканий за последние 3 года составило более 90%(руководитель Тимофеева А.С.).Количество выпускников, которые работают после окончания института на предприятии, связанном с научно-исследовательской работой в период обучения в институте, составляет более 80%.Следует отметить, что такие студенты не испытывают проблем с трудоустройством .

Так, тесное сотрудничество кафедры МТП, кафедры ЭиМ и производственного предприятия ООО «Лебединский ГОК» позволило реализовать целый ряд задач, необходимых производству. Выполнение дипломных работ и проектов достаточно часто проводится по заказу предприятия, но для этого студент в течение 4-5 лет занимается научно-исследовательской работой, связанной непосредственно с этим производством. Получение и расчет экономического эффекта при выполнении работы невозможен без знаний по экономике. Поэтому тесная связь с соответствующей кафедрой нашего института дает положительные результаты. Студенты, занимающиеся НИРС, отлично ориентируются в научной литературе, без особых трудностей находят то, что необходимо для работы, с успехом анализируют результаты исследований и приходят к серьезным решениям и выводам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС. Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / под ред. А.И. Момот. НИИВО. Вып 5. М., 2003.,с.3.

2. Тимофеева А.С., Федина В.В., Бурякова А.В//. Значение курсовых работ в подготовке квалифицированных специалистов. Сборник научных трудов. Направление 1.- Белгород 2003.- часть 1, стр.172-173.

3. Тимофеева А.С., Федина В. В., Петрова Л.П.// Научно-исследовательская работа студентов в технических вузах. Сборник научных трудов. Направление 1.- Белгород,003.- часть 1, стр.174-175.

Библиографическая ссылка

Тимофеева Е.М., Белик Н.П., Тимофеева А.С. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12-3. – С. 462-463;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4368 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Рассмотрим теперь научно-исследовательскую самостоятельную работу студентов, основной целью которой является повышение профессионально-творческого уровня студентов, совершенствование форм привлечения студенческой молодежи к фундаментальным исследованиям; использование творческого потенциала студентов для решения актуальных проблем современной науки и практики.

Основными задачами самостоятельной научно-исследовательской работы со студентами являются:

1) интеграция учебных занятий, практики и научно-исследовательской работы студентов, основанной на единстве обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;

2) формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных и педагогических коллективах, создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи; развитие у студентов творческого и профессионального мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретическим и практическим знаниям;

3) выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач теории и практики обучения и воспитания, развития науки и подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно-педагогических и научных кадров университета;

4) развитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья и др.

В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие самостоятельной работы и мероприятий НИРС по их отношению к учебному процессу может быть классифицировано по трем основным видам (рисунок 3).

Рис. 3 Виды научно-исследовательской самостоятельной работы студентов

Основными формами научно-исследовательской работы студентов являются:

Участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ университета в рамках лабораторий, кружков научной работы;

Моделирование учебно-воспитательных, социальных и познавательных процессов с учетом изменяющихся условий в образовательных и воспитательных учреждений;

Выполнение заданий исследовательского характера в период практики, при подготовке ВКР;

Разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам педагогической теории и практики, выступление с ними на заседаниях научно-исследовательских кружков, научных семинарах и конференциях, внутривузовских и внешних;

Подготовка научных статей по различным аспектам профессиональной деятельности по специальности студента;


Участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы как в рамках вуза, так на всероссийских и международных конкурсах.

Самостоятельная научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. В учебное время научно - исследовательская работа проводится, как правило, со студентами, успешно обучающимися по учебным или индивидуальным планам. Она может предусматривать также выполнение исследовательских курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе научных кружков, семинаров, различных научных конференций, научная работа студентов факультета, участие научных работ студентов в различных конкурсах и конференциях, проводимых вне рамок университета.

Особенность организации научной самостоятельной работы является ее комплексный характер, т.е. система научной и учебной работы должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно. Например, на 1-м и 2-м курсах целью и основным содержанием всей работы должно быть формирование у студентов в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научной работы, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления, умение анализировать учебно-воспитательный процесс в теории и практике и др.

Здесь может быть полезна реферативная работа и научные исследования в рамках лабораторных работ, учебной педагогической практики. На 3-м курсе, в ходе психолого-педагогической и специальной подготовки, выполнения небольших самостоятельных исследований и заданий творческого характера, происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств проведения исследований и обработки результатов. На этом этапе должно стать обязательным участие во внутривузовских конференциях, конкурсах научных работ. В ходе изучения многих дисциплин студенты выполняют курсовые работы.

Усложняются задачи и формы научно-исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный творческий характер. На 4-м и особенно на 5-м курсах дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие, творческого мышления и подхода к решению конкретных задач, умения самостоятельно принимать и реализовать решения, использование полученных знаний на педагогической практике происходит главным образом в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы студентов по индивидуальному заданию. Поэтому необходимо иметь в своем активе участие в конференциях, конкурсах всех уровней, проведение научных исследований под руководством сотрудников университета, всероссийском конкурсе научных работ Минобразования РФ, конкурсах грантов.

Кроме того, одной из форм научной самостоятельной работы в университете является участие студентов в работе со школьниками города в рамках, например, малого математического факультета, малой физической академии и др. Студенты, которые принимают участие в работе малых факультетов, работают, как правило, с одаренными детьми. Под руководством преподавателей они разрабатывают задания для детей, развивают у них специальные способности, развивают интерес к познавательной деятельности.

Организация учебного процесса наиболее эффективна, если она проходить с учетом современных достижений науки, систематического обновления всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. Особое внимание необходимо обратить на синтез теоретического и практического обучения в этой области с получением конкретных результатов, воплощенных в самостоятельные научные работы, статьи, апробированные технологии, выполненные, естественно, с поправкой на возраст авторов.

Разработка плана по специальности ведется совместно кафедрами общественных наук, общенаучных, общетехнических, профилирующих дисциплин и выпускающей кафедрой. Координирует работу выпускающая кафедра, которая предварительно формирует конкретные требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам специалиста. Рассмотрим такую форму научной исследовательской самостоятельной работы студентов, как участие в работе предметных кружков. Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общефакультетские и предметные кафедры. Кружок может объединять членов группы, курса, факультета, а иногда - и всего института.

Работа кружков, как правило, выглядит следующим образом.

На организационном собрании, проходящем приблизительно в начале семестра, происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. Темы докладов определяются ведущей предметной направленностью кружка - гуманитарной, естественно-научной, социальной и др. Преподаватель совместно со студентами обсуждают примерный список тем, план работы кружка, время консультаций и работа кружка.

Затем начинается главная и основная работа кружка. На первых порах основная роль принадлежит его руководителю. Именно от его опыта, таланта и терпения зависит, перерастет ли первоначальное любопытство, интерес к предметной области в устойчивую познавательную потребность, стремление к научно-исследовательской деятельности. Необходимо наблюдать и работать с каждым студентом, стараться увидеть проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе научной работы. Необходимо формировать у студента критическое осмысление подготавливаемых им материалов, вовлекать его в дискуссию, обсуждение не только его, но и темы других студентов, учить оценивать ситуацию с различных точек зрения.

На первых занятиях кружка необходимо обсудить со студентами что такое научная самостоятельная работа, каковы достижения у вуза в данном вопросе, какие цели, задачи, направления, перспективы и возможности реализации научного потенциала студентов. Также необходимо провести несколько лекционных и практических занятий по методам и способам научного исследования, работе с литературой, по использованию научного аппарата.

Дальнейшая работа кружка связана с готовностью основной части тем, т.е. составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. Как правило, на одном заседании кружка заслушивается не более двух выступлений, так как только в данном случае можно подробно обсудить каждый доклад, задать вопросы и получить развёрнутые ответы на них. Кроме того, большое количество докладов трудно для восприятия, и может снизиться активность и заинтересованность членов кружка.

Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в предметных олимпиадах и научных конференциях, участие в кафедральных заседаниях во время Недели науки в университете с последующей же публикацией тезисов лучших работ в научных сборниках ВУЗов. Для непосредственного руководства работой научных кружков на кафедрах и факультетах АГПУ назначаются научные руководители из числа профессорско - преподавательского состава и научных лабораторий университета. Научные руководители осуществляют работу со студентами с учетом их интересов, индивидуальных способностей и наклонностей.

В университете такие кружки традиционно организуются при кафедрах истории, философии, факультете дополнительного образования и др. Самой распространенной формой научно-исследовательской работы является участие студентов в кафедральных конференциях, круглых столах, которые проводятся во время университетской Недели науки. Студенты не только выступают с докладами о проделанной совместной с преподавателем работе, но и имеют возможность опубликовать тезисы своих выступлений. Все чаще студенты привлекаются к участию во внутривузовских и внешних конференциях. Кроме того студенты принимают участие в студенческих Всероссийских и Международных конференциях, форумах.

На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов тщательно готовить выступление, развивая его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы, т.к. слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а также выделить для себя свои сильные стороны.

Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

Участие в предметных Олимпиадах различного уровня позволяют привлекать к научно-творческой самостоятельной работе наиболее успешных студентов, так как для участия в них требуется, с одной стороны, достаточно высокая теоретическая подготовка, а с другой стороны, - умение выступать перед разной аудиторий, проявлять свои творческие, организаторские способности и т.д. В университете ежегодно проводятся олимпиады по психологии, математике, информатике, иностранному языку и др. Причем для участия в них приглашаются не только студенты нашего вуза, но и школьники нашего города и районов, обеспечивая своеобразную преемственность по линии «школа - вуз».

Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кружка, конференции, написанием курсовой работы и т.д. Немаловажную роль играет система поощрений студентов и преподавателей, наиболее активно участвующих в научной работе. Преподаватели, которые осуществляют руководство кружком, научной самостоятельной работой студента, может учитывать результаты их работы при оценке знаний (экзамены, зачеты и др.) на различных этапах обучения.

Студенты, добившиеся высоких результатов в научно - исследовательской работе и активно участвующие в творческой деятельности факультета и университета, выдвигаются на конкурсной основе на соискание именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными фондами и организациями и, другими формами поощрения. Лучшие студенческие доклады по результатам работы кружков, выступлениям на конференциях рекомендуются для бесплатной публикации в сборниках. Кроме того, лучшие студенческие работы представляются на конкурсы, выставки с награждением победителей грамотами, медалями, дипломами, присвоением звания лауреата.

За высокие результаты по итогам научной исследовательской работы лучшие студенты поощряются морально и материально - грамотами, дипломами, премиями. Выпускники высшего учебного заведения, выполнившие за период обучения ряд научных работ, включенных в отчеты по научным работам, опубликовавшие в печати или получившие высокую оценку на конкурсах, в первую очередь составляют потенциал для поступления в аспирантуру.