» » Стартовая работа по истории 20 век тест. Тесты по истории россия во второй половине XX - начале XXI вв. Раздел IV. Современная Россия

Стартовая работа по истории 20 век тест. Тесты по истории россия во второй половине XX - начале XXI вв. Раздел IV. Современная Россия

Тема 1. Древняя Русь (IХ - ХIII века)

1) На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

2) Кем было создано Древнерусское государство?

Древнерусское государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

3) Какой город стал столицей Древнерусского государства?

В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.


4) Когда Русь приняла христианство?

При Владимире I Святославовиче, известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, в истории церкви - Владимир Креститель.


6) Что является религиозным символом христианства?


7) Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Десятинная церковь, трёхглавый Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученика Георгия, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.




8) От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

В XIII веке Русь впала в зависимость от золотой орды.

Александр Невский - князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец, защитник святой Русской Православный Церкви и земли. Возглавлял новгородское войско в битве со шведами на реке Неве в 1240 и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями в 1242 году. Святой благоверный князь, не проигравший ни одной битвы.


Тема 2. Московское государство (ХIV - ХVII вв.)

1) Когда произошла ?


2) Кто победил в Куликовской битве?

В Куликовской битве победила Русь под предводительством Дмитрия Донского.


3) Какой город стал центром объединения русских земель?

Центром объединения русских земель стала - Москва.

4) Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

Середина XV века начало объединения русских земель вокруг Москвы.

5) В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

В 1480 году.

6) Какое имя в истории получил царь Иван IV?

В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.


7) Покоритель Сибири?

Ермак Т. - «Родом неизвестный, душой знаменитый».


8) Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

Андрей Рублёв.

Андрей Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.


9) Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова


10) В каком веке в России был период Смуты?

Рубеж XVI-XVII веков.

11) Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

Москва была освобождена в октябре 1612 года.

12) Какая династия начала править в России с 1613 года?

Династия Романовых.

Раздел II. Российская империя (ХVIII-начало ХХ веков)

Тема 3. Россия в ХVIII веке

1) Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

Посмертный романтизированный портрет Петра I.
Художник Поль Деларош (1838).


2) Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

Санкт-Петербург.

3) В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?

В Москве.

4) Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

Ломоносов Михаил Васильевич.

5) Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

8 апреля 1783 года Екатериной II был подписан манифест о «Присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

Екатерина II Алексеевна - Императрица и Самодержица Всероссийская. Вела политику просвещённого абсолютизма.


6) Кем был А.В. Суворов?

Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец, военный теоретик, стратег, национальный герой России.


7) Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?


8) В каком городе находится самый крупный музей России - Эрмитаж?

Санкт-Петербург.


Тема 4. Россия в ХIХ веке

1) Когда была Отечественная война?

Отечественная война была в 1812 году.

2) Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

Бородинское сражение.

3) Кто победил в Отечественной войне?

Россия победила. Армия Наполеона была почти полностью уничтожена.

4) Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова


5) Кто такие декабристы?

Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 года восстание против самодержавия и крепостничества.

6) Когда в России отменили крепостное право?

Отмена крепостного права произошла в 1861 году.

7) При каком российском императоре отменили крепостное право?

При Александре II.

- Император Всероссийский. Проводил широкомасштабные реформы. Отменил крепостное право (манифест от 19 февраля 1861года). При нём одержана победа в Русско-турецкой войне (1877–1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной организацией «Народная воля».


8) Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

В 1880 году.

9) Кем был А.С. Пушкин?

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, историк.


10) Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

Дмитрий Иванович Менделеев- русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.


11) Кем был Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой - граф, великий русский писатель, мыслитель, известен на весь мир, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Участник обороны Севастополя.


12) Кем был П.И. Чайковский?

Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.


13) Кем был Ф.М. Достоевский?

Фёдор Михайлович Достоевский - великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.


Тема 5. Российская империя в начале ХХ века

1) Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (преобладает православие), а также ислам и буддизм.

2) Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

Большую часть населения составляют православные.

3) Когда произошла Первая российская революция?

В 1905 году.

4) Что было главным результатом Первой российской революции?

Сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9–10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

5) Кто был лидером партии большевиков?

Владимир Ильич Ленин - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.


6) Когда была Первая мировая война?

7) Кем был А.П. Чехов?

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, драматург, классик мировой литературы.


8) Как звали русского ученого- изобретателя радио?

Александр Степанович Попов.

9) Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?


Раздел III. История СССР

Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

1) Какая революция произошла в России в 1917 году?

Великая октябрьская социалистическая революция.

2) Как звали последнего российского императора?

Николай II - Император Всероссийский, полковник. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и Февральскую революцию 1917 года; войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован (вместе с женой и детьми) Русской православной церковью.


3) Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

Партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

4) Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

5) При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа - от церкви?

При Владимире Ильиче Ленине.

6) Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

Индустриализация.

7) Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

Коллективизация.

8) Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

Ликвидация безграмотности.

Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы)

1) Когда была Великая Отечественная война?

2) Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

Союзниками СССР были США, Великобритания, Монгольская Народная Республика, Тувинская Народная Республика (страны антигитлеровской коалиции).

3) Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

Сталинградская битва.

4) Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

Георгий Константинович Жуков - четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.


Константин Константинович Рокоссовский - советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.


5) Кто победил в Великой Отечественной войне?

6) В каком городе советские солдаты М. Егоров и М. Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

В Берлине, Германия.

7) Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

27 миллионов человек.

День Победы.

Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 - 1991 годы)

1) В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

2) Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

Королев Сергей Павлович - советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.


3) Как звали первого в мире космонавта?

Гагарин Юрий Алексеевич - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.


4) В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

5) Как зовут первую в мире женщину-космонавта?

Валентина Владимировна Терешкова - советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор (1995). Кандидат технических наук, профессор. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.


6) Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

Олимпиада.

7) Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

Перестройка.

8) Кто был президентом СССР?

Горбачёв Михаил Сергеевич - советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

9) Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

15 республик.

10) Когда произошел распад СССР?

11) Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

СНГ (Содружество Независимых Государств).

12) Кем был А.И. Солженицын?

Солженицын Александр Исаевич - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


Раздел IV. Современная Россия

Тема 9. Реформы в Российской Федерации в 1991-1999 годах.

1) Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?

2) Кто был первым президентом России?


3) Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?

Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

4) Когда была принята Конституция РФ?

5) Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?

Многонациональной.

6) Какой язык является государственным языком в России?

Русский язык.

7) Какой город является столицей России?

8) Как называется главная площадь столицы России?



Тема 10. Россия в ХХI веке

1) В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?

В.В. Путин - со 2 мая 2000 по 7 мая 2008,
7 мая 2012 по настоящее время;


Д.А. Медведев - с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.


2) Кто в настоящее время является президентом России?

3) Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

4) Кто является Главой Русской Православной Церкви?

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).

5) Как называется одна из главных организаций мусульман России?

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).

6) В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

Сочи, Россия.

Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)

1) Когда в России отмечают Новый год?

Рождество Христово.

День защитника Отечества.

Международный женский день.

День России.

День народного единства.

День Конституции РФ.

Итоговый тест по курсу «Истории России XX век»

1. Первые монополии в России в начале XX века существовали в форме:

А) картелей и трестов

Б) торговых компаний и акционерных обществ

В) синдикатов и картелей

Г) крестьянских общин и кооперативов

2. Первый полёт человека в космос состоялся:

3. Установите последовательность периодов руководства страной:

А) К.Черненко Г) Ю.Андропов

Б) Л.Брежнев Д) Н.Хрущёв

В) М.Горбачёв Е) И.Сталин

4. Расшифруёте аббревиатуры:

А) РСДРП Б) СССР В) ГУЛАГ Г) СНГ Д) ОВД

5. По какому признаку образованы ряды:

А) 1918, 1924, 1936, 1977, 1993

Б) В. Черномырдин, С.Кириенко, Е. Примаков, С.Степашин, В.Путин, М.Касьянов, М.Фрадков

6. Система двоевластия существовала в стране в:

А) феврале-сентябре 1917г. В) феврале-октябре 1917г.

Б) марте-июле1917г. Г) марте-августе 1918г.

7. Переход к индустриальному обществу называется:

А) индустриализацией В) модернизацией

Б) промышленным переворотом Г) цивилизацией

8. Отказ в начале 1990-х г.г. от государственного регулирования большинства цен называется:

А) приватизацией В) национализацией

Б) инфляцией Г) либерализацией

9. Расположите в хронологической последовательности события:

А) Сталинградская битва

Б) Битва под Москвой

В) Нюрнбергский процесс

Г) форсирование Днепра советскими войсками

Д) Курская битва

Е) Крымская (Ялтинская) конференция руководителей стран-союзниц

10. Кому принадлежат слова?

«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, - продолжается… Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. …Все силы на разгром врага! Вперёд, за нашу победу!»

11. Положительными итогами первой революции в России были:

А) сокращение инвестиций в отечественную экономику

Б) отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю

В) ослабление активности предпринимателей

Г) сокращение продолжительности рабочего дня

Д) создание представительного органа

12. Образуйте логические пары:

1) Партия социалистов-революционеров А) П.Н.Милюков

2) РСДРП(б) Б) А.И.Гучков

3) Партия конституционных демократов В) В.И.Ульянов (Ленин)

Д) Л.Мартов

Укажите, кто из перечисленных деятелей возглавлял крыло социал-демократов, названных «меньшевиками».

13. Политика «военного коммунизма» включала следующие меры:

А) национализацию всех отраслей промышленности

Б) гарантированную заработную плату

В) изъятие у крестьян всех излишков хлеба

Г) запрет свободной торговли

Д) трудовую мобилизацию

14. Первые мероприятия советского правительства:

А) ликвидация сословного деления

Б) принятие Учредительным собранием «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

В) Отделение церкви от государства и школы от церкви

Г) введение всеобщего избирательного права

Д) провозглашение демократической парламентской республики

15. Советский политический режим в 20-ег.г. выражался в:

А) хозяйственной самостоятельности предприятий

Б) командно-административных методах управления

В) упразднении художественного разномыслия

Г) наличии политической оппозиции

Д) господстве номенклатуры

Е) плюрализме в идеологии

Ж) признании главенства общечеловеческих ценностей

16. Установите соответствие:

1. итоги индустриализации

А) развитие военно-промышленного комплекса

2.итоги коллективизации

Б) ликвидация частнособственнических крестьянских хозяйств

В) отставание в развитии лёгкой промышленности

Г) обобществление средств производства

Д) первое место в Европе и второе место в мире по объёму промышленного производства

Е) «раскулачивание» почти 15 % крестьянства

Ж) широкое привлечение зарубежного опыта

17. Вторая мировая война началась:

18. О какой битве идёт речь?

«Операция «Тайфун» развивается почти классически… Противник продолжает всюду удерживать неатакованные участки фронта, в результате чего в перспективе намечается глубокое окружение этих групп противника».

19. Заполните пропуски в схеме:

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

(по Конституции__________г.)

_______________________________________ -

Глава государства

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ-

высший орган________________________________власти

_________________________________________________-

парламент, ________________________и законодательный орган

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

СУДЫ

20. Выборы президента РФ, на которых впервые победил В.В.Путин, состоялись:

Правильные ответы

Е Д Б Г А В

А-РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Б – СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

В – ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЕЙ

Г – СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Д – ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА

А- ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИЙ РСФСР, СССР, РФ

Б – ПРЕМЬЕР-МИНИСТРЫ РФ

Б А Д Г Е В

И.В.СТАЛИНУ

Б, Г

1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б Д

А, В, Г, Д

А, В

Б, В, Д

1-А, В, Д, Ж

2- Г, Б, Е

БИТВА ЗА МОСКВУ

1993, ПРЕЗИДЕНТ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ, СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИИ

ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ

Общий гуманитарный и социально-экономический, технический

цикл основной профессиональной образовательной программы СПО

Тесты по истории россия во второй половине XX - начале XXI вв

Владивосток 2013

Тесты по истории России XX - начала XXI века для теку­щего и итогового контроля. Многие тестовые задания разработаны по аналогии с заданиями Единого государственного экзамена. Они помогут учащимся лучше ус­воить изучаемый материал и одновременно подготовиться к ЕГЭ.

Тесты можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашних заданий, текущего и итогового контроля при работе с любым учебни­ком по истории России из Федерального перечня учебников.

Составитель: Шаповалова О.А.

преподаватель высшей квалификационной категории

Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»

Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

Изменения во внешней политике СССР

Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.

«Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг.»

Политика перестройки в сфере экономики

Развитие гласности и демократии в СССР

Новое политическое мышление: достижения и проблемы

Кризис и распад советского общества

Курс реформ и политический кризис 1993 г.

Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

Новый этап в развитии Российской Федерации

Внешняя политика Российской Федерации

Духовная жизнь России к началу XXI в

Вариант 1

А1. Что из названного относится к причинам «холодной вой­ны»?

                      1. стремление европейских государств не допустить уси­ления одного из государств

                      2. борьба СССР за свершение мировой революции

                      3. недовольство стран - участниц антигитлеровской коа­лиции решениями Потсдамской конференции

                      4. борьба сверхдержав за сферы своего влияния

А2. Какое из названных событий произошло в 1946 г.?

                      1. СССР потребовал от Турции согласия на размещение советских войск в районе проливов

                      2. европейской общественности был представлен «план Маршалла»

                      3. в состав правительств Болгарии и Румынии были включены представители оппозиционных коммунисти­ческих партий

                      4. США испытали ядерную бомбу

                      1. в 1945 г. 3. в 1950 г.

                      2. в 1947 г. 4. в 1953 г.

А4. Какое положение из названных характеризует «план Маршалла»?

1. предоставление европейским государствам экономической помощи

2. организация поставок в европейские государства в рамках ленд-лиза

3. создание американских военных баз на территории европейских государств

4. строительство атомных электростанций

А5. Совет экономической взаимопомощи был создан

А6. В Организацию Североатлантического договора (НАТО) вошли государства

1. США, Канада, Великобритания

2. Венгрия, Албания, Польша

3. ФРГ, ГДР, Монголия

4. Япония, Италия, Китай

А7. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и Китаем был подписан

1. в 1945 г. 3. в 1950 г.

2. в 1949 г. 4. в 1953 г.

А8. Военное столкновение между СССР и США и их союзниками произошло в начале 1950-х гг.

1. в Корее

2. в Китае

3. во Вьетнаме

4. в Афганистане

А9. Какое положение из названных характеризует политику СССР по отношению к странам соцлагеря?

1. военное присутствие

2. разрешение принять экономическую помощь по «плану Маршалла»

3. поддержка идеи многовариантности построения социализма

4. предоставление права репараций

А10. В 1947 г. вместо распущенного ранее Коминтерна была создана организация

3. Информбюро (Коминформ)

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»

Вариант 2

А1. Какое положение из названных не относится к характери­стике «холодной войны»?

1. идеологическое противостояние сверхдержав - СССР и США

2. расширение политических и экономических контактов между СССР и западными странами

3. участие в военных конфликтах на стороне третьих стран

4. гонка вооружений

А2. У. Черчилль сделал вывод об опустившемся на Европу «железном занавесе»

А3. Блок НАТО (Организация Североатлантического договора) был создан

1. в 1945 г. 3. в 1952 г.

2. в 1949 г. 4. в 1955 г.

А4. Какое событие из названных произошло в 1947 г.?

1. создание ЗЕС

2. установление коммунистической власти в Чехословакии

3. сформулирована «доктрина Трумэна»

4. вынесен приговор нацистским преступникам

А5. Укажите хронологические рамки Корейской войны, в ко­торой приняли участие СССР и США.

1. 1945-1947 гг.

2. 1946-1948 гг.

3. 1949-1950 гг.

4. 1950-1953 гг.

А6. Какое положение из названных характеризует «доктрину Трумэна»?

1. образование ООН

2. оказание экономической помощи европейским государствам

3. усиление военного присутствия США в странах, граничащих с СССР

4. создание международной организации, готовившей свержение коммунистических режимов в Европе

А7. В каком году была создана Организация Варшавского договора?

А8. Какая организация из названных была создана в 1949 г.?

1. Организация Объединенных Наций (ООН)

2. Организация Североатлантического договора (НАТО)

3. Организация Варшавского договора (ОВД)

4. Лига Наций

А9. Первый Берлинский кризис разразился

А10. Лидер югославских коммунистов И. Броз Тито выдвинул тезис

1. о построении социализма в отдельно взятой стране

2. о необходимости финансовой помощи СССР строитель­ству социализма в европейских странах

3. о необходимости подготовки мировой революции

4. о многовариантности построения социализма

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»

Вариант 1

№ задания

Вариант 2

№ задания

А1. Чрезвычайное положение в СССР было отменено

1. отмена карточной системы распределения

2. добыча чугуна увеличилась в 1,5 раза

3. восстановлены довоенные показатели производительно­сти сельского хозяйства

4. засуха и голод

А3. Что из названного является одним из итогов четвертой пятилетки?

1. окончательно решена «зерновая проблема»

2. достигнуты и превзойдены некоторые довоенные показатели экономического развития

3. превышен довоенный уровень жизни населения

4. увеличилась производительность сельского хозяйства

А4. В 1947-1953 гг. по обвинению в пособничестве фашистским оккупантам были выселены около 280 тыс. человек

1. из Прибалтийских республик, Молдавии, с Украины

2. из Грузии

3. из Азербайджана

4. из Польши

А5. Что из названного относится к политике И.В. Сталина в 1945-1953 гг.?

1. создание многопартийной системы

2. реабилитация депортированных в годы войны народов

3. ликвидация Коминтерна

4. репрессии

А6. Восстановление экономики после Великой Отечественной войны было решено начать

1. с сельского хозяйства

2. с тяжелой промышленности

3. с добывающей промышленности

4. с железнодорожного строительства

А7. В каком году были отменены карточки?

А8. НКВД сфабриковал «дело врачей»

А9. «Безродными космополитами» в СССР называли

1. возвратившихся на родину бывших военнопленных

2. людей, которым приписывалось преклонение перед За­падом

3. обвиняемых по «Ленинградскому делу»

4. сотрудничавших с врагом в годы войны

А10. Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) - ВКП(б) - была переименована в Коммунистическую пар­тию Советского Союза (КПСС)

1. в 1946 г. 3. в 1950 г.

2. в 1949 г. 4. в 1952 г.

Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина

№ задания

А1. В 1953 г. Председателем Совета Министров СССР стал

1. Л.М. Каганович

2. Г.М. Маленков

3. Л.П. Берия

4. М.И. Калинин

А2. Ликвидация системы ГУЛАГа была начата

А3. Инициатором реформы в сельском хозяйстве был

1. К.Е. Ворошилов

2. Г.К. Жуков

3. Г.М. Маленков

4. Н.С. Хрущев

А4. Освоение целинных земель началось

А5. В 50-е гг. XX в. были реабилитированы

1. участники «дела врачей», «Ленинградского дела» и многие военачальники

2. репрессированные в 30-е гг. государственные деятели, имевшие альтернативные взгляды на построение

социализма в СССР

3. бывшие военнопленные и заключенные

4. все названные

1. Н.С. Хрущев выступил с докладом «О преодолении культа личности и его последствий»

2. Н.С. Хрущев был избран Председателем Совета министров СССР

3. уволен в отставку Г.М. Маленков

4. на заседании Совета министров был арестован Л.П. Берия

А7. В каком году состоялся XX съезд КПСС?

А8. Н.С. Хрущев, оставаясь лидером партии, возглавил Совет министров СССР

1. в 1952 г. 3. В 1958 г.

2. в 1955 г. 4. В 1964 г.

А9. В докладе Н.С. Хрущева «О преодолении культа личности и его последствий» было заявлено

1. о реабилитации Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого

2. о необходимости пересмотра стратегических целей партии

3. об ответственности высших военных за трагическое начало Великой Отечественной войны

4. о вине Сталина за массовые репрессии

А10. Отметьте характерную черту «оттепели» в политической жизни СССР во второй половине 50-х гг. XX вв.

1. разрешение многопартийности

2. снятие запретов на критику сталинских репрессий

3. снижение идеологической цензуры

4. отказ от контроля за творческой интеллигенцией

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

№ задания

А1. Характерной чертой внешнеполитического курса Н.С. Хрущева стала нормализация отношений

1. с Китаем 3. с Югославией

2. с Японией 4. с Албанией

А2. Организация Варшавского договора была создана

А3. Какое событие из названных произошло в 1956 г.?

1. подавление антикоммунистического восстания в Венгрии

2. Берлинский кризис

3. первый визит Н.С. Хрущева в США

4. война в Корее

А4. Что из перечисленного является одной из главных причин Карибского кризиса?

1. попытка СССР создать военную базу на территории Турции

2. испытание в СССР ядерной бомбы

3. выступление У. Черчилля в Фултоне

4. недовольство США размещением советских ракет на Кубе

А5. В каком году в СССР состоялся запуск первого искусст­венного спутника Земли?

1. в 1957 г. 3. в 1961 г.

2. в 1959 г. 4. в 1964 г.

А6. Какое событие из названных произошло позже других?

1. конфликт между СССР и бывшими союзниками по ан­тигитлеровской коалиции вокруг Суэцкого канала в Египте

2. одностороннее сокращение Вооруженных Сил СССР

3. возведение Берлинской стены

4. казнь нацистских преступников

А7. Н.С. Хрущев считал, что гарантией мира может стать

1. только жесткое противостояние социалистической и капиталистической систем

2. сокращение ядерного оружия

3. ядерное равновесие между СССР и США

4. ликвидация военных блоков

А8. Антисоветские настроения усилились в Польше

А9. В 1955 г. Германская Демократическая Республика

1. вошла в блок НАТО

2. присоединилась к «плану Маршалла»

3. установила особый статус Берлина

4. вошла в Организацию Варшавского договора

А10. Вывод о возможности сосуществования государств с различным общественным строем был сделан на XX съезде КПСС

Изменения во внешней политике СССР

№ задания

А1. Причиной попытки отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. стало

1. недовольство провозглашенным на XX съезде внешне­политическим курсом СССР

2. стремление военных занять руководящие посты в ЦК КПСС

3. недовольство «сталинской гвардии» начавшимся про­цессом десталинизации

4. стремление провести в стране серьезные демократиче­ские преобразования

А2. Маршал Г.К. Жуков был отправлен в отставку с поста министра обороны СССР

А3. «Полная и окончательная победа социализма в СССР» бы­ла провозглашена

1. в 1956 г. на XX съезде партии

2. в 1959 г. на XXI съезде партии

3. в 1961 г. на XXII съезде партии

4. в 1964 г. после отставки Н.С. Хрущева

А4. Что из названного относится к экономической политике Н.С. Хрущева?

1. увеличение капиталовложений в сельское хозяйство

2. ликвидация бирж труда

3. увеличение численности и оснащенности армии

4. приоритетное развитие тяжелой промышленности

А5. Что из перечисленного является одним из результатов политики Н.С. Хрущева?

1. прекращение «холодной войны»

2. увеличение поставок зерна за границу

3. увеличение объемов жилищного строительства

4. прекращение гонки вооружений

А6. Что из названного было характерно для развития социальной сферы СССР в хрущевский период?

1. увеличение цен на продукты питания

2. прекращение обязательного приобретения облигаций государственных займов

3. разрешение свободной предпринимательской деятельности

4. введение системы страхования рабочих

А7. Советы народного хозяйства (совнархозы) были созданы вместо отраслевых министерств

1. в 1954 г. 3. в 1961 г.

2. в 1957 г. 4. в 1963 г.

А8. Какое событие из перечисленных ниже произошло позже других?

1. события в Новочеркасске

2. ликвидация МТС

3. денежная реформа

4. попытка создать союзно-республиканские управления

А9. Отметьте дату начала «кукурузной эпопеи».

1. начало 50-х гг.

2. вторая половина 50-х гг.

3. начало 60-х гг.

4. вторая половина 60-х гг.

А10. Лозунг «Догнать и перегнать США!» был выдвинут

Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.

№ задания

Вариант 1

А1. В каком году состоялся первый полет человека в космос?

А2. Какое событие из названных произошло в 1946 г.?

1. в СССР испытана ядерная бомба

4. гибель А.А. Фадеева

А3. Какие из перечисленных событий относятся к культурной жизни СССР в 1953-1964 гг.?

1. публикация романа И. Оренбурга «Оттепель»

2. создание скульптуры «Рабочий и колхозница»

3. возведение мавзолея В.И. Ленина на Красной площади

4. создание Союза советских писателей

А4. Памятник советскому воину-освободителю Е. Вучетича был установлен

1. в Берлине

2. в Москве

3. в Праге

А5. Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе

А6. «Реабилитация» науки генетики произошла после обращения ведущих ученых с письмом в Президиум ЦК КПСС

А7. XXII съезд КПСС выдвинул задачу

1. многостилевого развития культуры

2. создания творческих союзов

3. увеличения художественных фильмов

4. воспитания «нового человека»

А8. Советским андеграундом называли творчество художни­ков

1. соцреалистов

2. абстракционистов

3. театральных декораторов

4. кинематографистов

А9. Театр «Современник» открылся в Москве

А10. Кто из названных ученых руководил разработкой проекта ядерной бомбы?

1. А.Ф. Иоффе

2. С.П. Королев

3. Н.И. Вавилов

4. И.В. Курчатов

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.

Вариант 2

1. А. Фадеев

2. А. Солженицын

3. В. Дудинцев

4. В. Шукшин

А2. Спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» состоялся

А3. Кто из названных писателей подвергся гонениям в СССР за публикацию своего романа «Доктор Живаго» за границей?

1. Б. Пастернак

2. К. Федин

3. Л. Леонов

4. М. Шолохов

А4. Н.С. Хрущев на одной из встреч с деятелями культуры и искусства раскритиковал фильм «Застава Ильича» режис­сера

1. М. Хуциева

2. С. Герасимова

3. Т. Лиозновой

4. Э. Рязанова

А5. В 1956-1964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали ученые-физики

1. А. Иоффе и С. Королев

2. Н. Зелинский и И. Курчатов

3. С. Вавилов и Т. Лысенко

4. Н. Семенов и Л. Ландау

А6. Научный центр в Новосибирске был образован

А7. Конструкторские бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича, а также И.О. Сухого работали над созданием

1. самолетов-истребителей

2. космических кораблей

3. ядерного вооружения

4. технологий добычи нефти и газа

А8. В каком году в СССР был создан Олимпийский комитет?

А9. В. Синявский, Ю. Озеров, К. Махарадзе были известны всей стране как талантливые

1. футбольные тренеры

2. гимнасты

3. спортивные комментаторы

4. тяжелоатлеты

А10. Легендарный спортсмен, игравший как за сборную СССР по футболу, так и за сборную по хоккею

1. В. Бобров 3. Е. Гришин

2. Ю. Власов 4. И. Поддубный

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.

Вариант 1

№ задания

Вариант 2

№ задания

Тест по истории.

Тема: «Россия в начала XX в.»

Вариант I.

    Либеральное движение в России в начале XX в. представляли

    социал – демократы 3) анархисты

2)кадеты 4) эсеры

    Портсмутский мирный договор включал:

    уступку Россией Японии Южного Сахалина

    уход Российских войск из Маньчжурии

    уплату военных издержек

    ограничения морских сил России на Дальнем Востоке

    Первая российская революция начиналась как:

    подготовленная партией эсеров акция

    запланированное большевиками действие

    акция, организованная зубатовским «Собранием русских фабрично-заводских рабочих»

    Лидером партии кадетов в начале XX в. Был

    Л.Мартов 3) В.М.Чернов

    П.Н.Милюков 4) А.И.Гучков

    В начале XX века Россия вошла

    в Тройственный союз

    в Антанту

    военно – политический блок с США

    не вступила ни в один союз

    Направить революцию в русло реформ пытался

    В.И.Ленин 3) Л.Д.Троцкий

    П.Н Милюков 4) Николай II

    В 1907 – 1913гг. Россия была

    аристократической республикой

    ограниченной монархией

    самодержавным государством

    государством народовластия

    Главной задачей,вставшей перед Россией после революции 1905-1907 гг., была реформа

    промышленного производства 3) финансовой системы

    аграрного производства 4) транспорта

    Укажите неверное суждение. К 1913 г. промышленность

    Развивалась динамично, уверенно 3) догоняла передовые

страны

    успешно входила на внешний рынок 4) занимала передовые

позиции по производству продукции на душу населения

    Укажите даты Первой мировой войны

    1913 – 1914 3) 1914 – 1917

    1914 – 1916 4) 1914 -1918

    Художник, возглавивший «Мир искусства»

    А.Н Бенуа 3) Ю.А.Билибин

    И.Е.Репин 4) Н.К.Рерих

    Следствием отречения Николая II в марте 1917 г. стало

1) немедленное установление республики 2) утверждение в стране военной диктатуры 3) решение Англии и Франции начать интервенцию против России 4) провозглашение высшим органом власти Временного правительства

    С правлением какого монарха связан термин «Государственная Дума»

    Николая I 3) Александра II

    Александра III 4) Николая II

    Следствием корниловского мятежа был(о)

    установление в стране военной диктатуры

    выход из Временного правительства всех представителей социалистических партий

    Роспуск Учредительного собрания произошел в

    Союзником России в Первой мировой войне являлись

1)Австро – Венгрия 3) Болгария 2) Франция 4) Турция
17. Линия Временного правительства на продолжение войны до победного конца нашла отражение в документе 1) «Нота Милюкова» 3) «Апрельские тезисы» 2) «Декрет о мире» 4) «Крестьянский наказ»

    стихийным взрывом

    результатом глубоких внутренних противоречий

    хорошо подготовленным восстанием большевиков

    заговором террористических групп

19. В 1917г. Временное правительство не 1) провело политическую амнистию 2) дало землю крестьянам 3) ввело демократические свободы 4) отменило национальные и религиозные ограничения
20. В декрете о земле 1917 г. говорилось

    о передаче земли крестьянам за выкуп

    о принципе уравнительного землепользования

    о передаче всей земли органам местной власти

    о ликвидации крестьянской общины.

Часть В

В1. Установите соответствие между политическими партиями нач. XXв и политическими направлениями, к которым эти партии относилисьПолитические партии Политические направления А) Конституционно – демократическая 1) крайний национализм партия 2) правый либерализм Б) Союз Михаила Архангела 3) социал - демократизм В) РСДРП 4) анархизм Г) Союз 17 октября 5) левый либерализм Ответ:

В2 . Ниже приведен перечень названий партий нач. XX века. Все они, за исключением одной, относятся к социалистическому направлению.
Октябристы, эсеры, меньшевики, большевики. Ответ:
В3. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с первой российской революцией. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

    Восстание на броненосце «Потемкин»

    «Кровавое воскресенье»

    Всероссийская политическая стачка

Ответ:

Ответ:
В4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента
Партии нач. XX в.


Пропущенные элементы: 1) кадеты 2) эсеры 3) большевики 4) В.М.Пуришкевич 5) А.И.Гучков 6) В.М.Чернов 7) А.И.Дубровин 8) сохранение всей полноты исполнительной власти в руках монарха 9) право наций на самоопределение, вплоть до отделения. Ответ: Ответы: 1-2; 2-1; 3 -1; 4 -2; 5 -2; 6-2; 7-3; 8-2; 9-1; 10-4; 11-1; 12-4 ; 13-4; 14- 1; 15-2; 16-2; 17-1; 18 -2; 19-2; 20-2. В 1 -5132; В2 – октябристы; В 3 – 31452; В4 – 261583

Вариант II

Часть А

    К 1905 году не относится

    «Кровавое воскресенье»

    Декабрьское вооруженное восстание в Москве

    Разрешение создавать рабочие профсоюзы

    Восстание на броненосце «Князь Потемкин - Таврический»

    Партия октябристов в 1905 году выдвинула требование:

    Демократической республики с широкой автономией областей и общин

    Ликвидации самодержавия

    Установление республик с однопалатным парламентом

    Учреждения Государственной Думы.

    Укажите даты русско – японской войны

    1903-1905

    1904-1905

    1905-1906

    1906-1907.

    Укажите событие, не связанное с 1905 г.

    Начало первой российской революции 4) конец русско - японской войны

    Главным средством борьбы пролетариата в ходе первой российской революции становятся:

    Стачки 3) разгромы помещичьих имений

    Митинги 4) демонстрации

    Последствия аграрной реформы П.А.Столыпина:

    Дала толчок рыночным отношениям

    Смела остатки крепостного права

    Уничтожила помещичье землевладение

    Полностью уничтожила сельскую общину

    Проводя переселенческую политику, царизм не стремился

    Отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещиков

    Освоить пустующие земли за Уралом

    Обеспечить каждую крестьянскую семью землей

    Ослабить недовольство крестьян властью

    К 1913 г. российская экономика

    Стала активным участником мирового рынка

    Занимала передовые позиции по производству машин и станков

    Находилась в состоянии застоя

    Значительно отставала от среднеразвитых стран.

    К 1916 г. относится

    Начало первой мировой войны

    Гибель русской армии в Восточной Пруссии

    Наступление армии на Юго-Западном фронте

    Конец Первой мировой войны.

    К деятелям русской литературы «серебряного века» нельзя отнести

    А.С Пушкина 3) Н.С.Гумилев

    А.А.Ахматову 4) А.А.Блока

    В ходе Февральской революции 1917 г. в России была:

    Свергнута монархия 3) дана свобода выхода народам из ее состава

    Установлена республика 4) достигнута договоренность с Германией о

заключении сепаратного мира

    На II съезде Советов:

    Была провозглашена советская власть

    Участвовали все политические партии

    Все партии одобрили восстание

    Россия была провозглашена республикой.

    Разгон Учредительного собрания в январе 1918 г.

    Способствовал демократизации страны

    Предоставил шанс меньшевикам и эсерам перехватить власть у большевиков

    Приблизил начало Гражданской войны

    Укрепил контакты большевиков с другими социалистическими партиями

    В марте – июле 1917 г. Временное правительство:

    Ввело 8 – часовой рабочий день

    Ввело демократические свободы

    Не передало крестьянам землю

    Провозгласило Россию республикой.

    Заключение Брестского мира в 1918 г. привело к

    Реальному осуществлению курса на мировую революцию

    Созыву Учредительного собрания

    Созданию союза с Германией

    Большим территориальным потерям

    Название объединения, созданного российскими либералами в годы Первой мировой войны в Государственной думе

    Прогрессивный блок 3) Левый блок

    Государственный комитет обороны 4) негласный комитет

    Во главе первого советского правительства стоял

    И.В.Сталин 3) Ф.Э.Дзержинский

    В.И.Ленин 4) М.И.Калинин

    Что было одним из последствий реформ П.А.Столыпина

    Усиление власти сельской общины над членами общества

    Ликвидация крепостного права

    Развитие сельского хозяйства в Сибири и Средней Азии

    Рост помещичьего землевладения

    Какое из событий произошло раньше остальных

    II Всероссийский съезд Советов

    X съезд РКП(Б)

    Созыв Учредительного собрания

    Создание Временного правительства

    Термин «социализация земли» содержался в 1917 г. в программных требованиях партии

    Кадетов

    Октябристов

    «Союза русского народа»

    Эсеров.

Часть В.

В1. Установите соответствие между названиями политических партий начала XXв. и их лидерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Партии Лидеры А) Союз 17 октября 1) В.И.Ленин Б) РСДРП 2) В.М.Чернов В) Конституционно – демократическая партия 3) А.И.Дубровин Г) Партия социалистов – революционеров 4) П.Н.Милюков 5) А.И.Гучков
Запишите в таблицу выбранные цифры Ответ:

В2. Ниже приведены фамилии военачальников. Все они за исключением одного прославились в Русско – японскую войну. З.П. Рожественский, С.О. Макаров, А.А.Брусилов, А.Н.Куропаткин. Ответ:

В3. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1.Начало русско-японской войны 2. Манифест 17 октября 3.Реформа П.А.Столыпина 4. Созыв I Государственной Думы 5. II съезд Советов Ответ:

В4.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

События


Пропущенные элементы:

    Убийство П.А.Столыпина

    «Кровавое воскресенье»

    1918г.

    1905г.

    1917г.

    Нижний Новгород

    Брест – Литовск

    Москва

    Иваново – Вознесенск.

Ответ:

Ответы: 1-3; 2- 4; 3 -2; 4-3; 5-1; 6-1; 7-1; 8-1; 9-3; 10-1; 11-1; 12-1; 13-3; 14-2; 15-4; 16 -1; 17 -2; 18-3; 19 -4; 20 – 4. В1 -5142; В2 –А.А.Брусилов; В3 -12435; В4 - 498371.

Литература

    Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т. Минаков. «История России. XX – начало XXI века» 11 класс, М., «Русское слово», 2013г. А.С.Орлов, А.Ю.Полуянов. «Основы курса истории», М., ООО «Проспект», 2013г. Л.В.Селянина, «История России. 9-11 классы». Тренажеры, самоучители, Волгоград, «Учитель», 2008г.

Тест№1. Россия в конце XIX- начале XX века.

Задания уровня повышенной сложности.

1.Что из перечисленного относится к политике Николая II?

    Принятие первой Российской Конституции.

    Победа в русско-японской войне.

2.. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался: «Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа»:

    Государственный Совет,

    Государственная Дума,

    Правительствующий Сенат,

    Комитет министров.

3.Взгляды представителей какой политической идеологии отражают слова: «Без общины не может существовать дух России»?

    анархистов,

    консерваторов,

    либералов,

    марксистов.

4. Прочтите фрагмент из исторического источника и укажите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной Думе в 1907 году с данными предложениями.

«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

    В.М. Чернов.

    П.Н. Милюков.

    П.А. Столыпин.

    С.Ю. Витте.

5. Что из перечисленного стало одной из причин обострения социальной напряжённости в годы правления Николая II?

    Созыв I Государственной думы.

    Поражение в русско-японской войне.

    Отмена выкупных платежей.

    Разработка рабочего законодательства.

6. Какое из политических движений начала ХХ века характеризовалось социалистическими представлениями?

  1. октябристы,

    черносотенцы.

7.Роспуск Императором II Государственной думы считается государственным переворотом, так как царь не имел права:

    роспуска представительного органа,

    вносит изменения в избирательный закон;

    менять состав правительства;

    менять структуру государственного управления.

8. Прочтите отрывок из доклада политического деятеля и укажите его фамилию.

«Вашему Императорскому Величеству благоугодно было передать мне Высочайшие Вашего Величества указания относительно направления, по которому должно следовать правительство, в связи с соображениями о современном состоянии России, и приказать соответственно сему представить всеподданнейший доклад.

Вследствие сего приемлю долг всеподданнейше представить нижеследующее: волнение, охватившее разнообразные слои русского общества, не может быть рассматриваемо, как следcтвиe частичных несовершенств государственного и социального устроения, или только как результата организованных действий крайних партий. Корни этого волнения несомненно лежат глубже. Они в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы.

В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни. Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную Думу, основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности. Укрепление этих важнейших сторон политической жизни общества должно проследовать путем нормальной законодательной разработки, наравне с вопросами, касающимися уравнения перед законом всех подданных Вашего Императорского Величества, независимо от вероисповедания и национальности. Само собою разумеется, что предоставление населению прав гражданской свободы должно сопутствовать законным ограничением ее для твердого ограждения прав третьих лиц, спокойствия и безопасности государства.

Следующей задачей правительства является установление таких учреждений и таких законодательных норм, которые соответствовали бы выяснившейся политической идет; большинства русского общества и давали положительную гарантию в неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы. Задача эта сводится к устроению правового порядка. Соответственно целям водворения в государстве спокойствия и безопасности, экономическая политика правительства должна быть направлена к благу широких народных масс, разумеется, с ограждением имущественных и гражданских прав, признанных во всех культурных странах».

    Столыпин П.А.

    Плеве В.К.

    Витте С.Ю.

    Родзянко М.В.

9. Что из перечисленного относится к причинам введения военно-полевых судов в 1906г.?

    поражение России в русско-японской войне;

    рост числа террористических актов против государственных деятелей со стороны эсеров;

    начало работы Государственной думы;

    разрушение крестьянской общины, переселенческая политика.

10. Укажите характерную черту развития культуры на рубеже 19-20 вв.:

    господство академизма;

    многообразие стилей и течений;

  1. отсутствие достижений международного уровня в области гуманитарных наук.

11. Какое из перечисленных событий произошло в годы Первой русской революции:

    Ходынская трагедия;

    Ленский расстрел;

    Кровавое воскресенье;

    Арест царской семьи.

12. Что из перечисленного было приоритетным направлением в деятельности П.А. Столыпина:

    дискредитация царской семьи;

    конфискация помещичьей земли и раздача её крестьянам;

    разрушение крестьянской общины;

    расширение роли земств.

Задания 13-26 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр, слова (словосочетания), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами без пробелов (например: ПётрПервый).

13 .Расположите в хронологической последовательности имена исторических личностей. Запишите цифры, которыми они обозначены в правильной последовательности в таблицу.

    С.Ю. Витте.

    Д.М. Милютин.

    М..Д. Скобелев.

    А.А. Брусилов.

14. Какие три из перечисленных исторических деятелей были соратниками НиколаяII?

    П.А. Столыпин.

    С.Ю. Витте.

    В.М. Чернов.

    Г. В.Плеханов.

    П.Н. Дурново.

    В.И. Ульянов.

15. Установите соответствие между датами и событиями.

«кровавое воскресенье», начало первой русской революции

начало восстания на броненосце «Потемкин»

начало русско-японской войны, нападение на Порт-Артур

роспуск II Госдумы и изменение избирательного закона

указ о свободном выходе крестьян из общины

Запишите в таблицу выбранные вами цифры под соответствующими буквами.

16.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям России конца X IX- начала XX века:

1) выкупные платежи; 2) малоземелье крестьян; 3) аграрное перенаселение; 4) чугунный устав; 5) перепись населения; 6) финансовая реформа С.Ю. Витте.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

17. Запишите пропущенное слово.

Из высказывания Г.В. Плеханова: «Русская история ещё не смолола той муки, из которой со времением будет испечён пшеничный пирог_______________».

Ответ:________

18. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Революционно-демократические и либеральные партии

Основные требования по решению аграрного вопроса

Эсеры (социалисты-революционеры)

Конфискация помещичьих земель, социализация земли, передача её крестьянам на принципах уравнительного пользования

_____________(А)

__________________(Б)

Конфискация помещичьих земель, национализация их и сдача в аренду крестьянам

_____________________(В)

______________(Г)

Конфискация помещичьих земель, муниципализация их и сдача в аренду крестьянам

Г.В. Плеханов.

_______________(Д)

Сохранение помещичьего землевладения, разрушение крестьянской общины, государственное содействие крестьянам в покупке земли.

_________________(Е)

    В.М. Чернов.

    В.И. Ульянов (Ленин)

    А.И. Гучков.

    П.Н. Милюков.

    Октябристы.

  1. РСДРП (большевики).

    РСДРП (меньшевики).

    П.А. Столыпин.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами .

19. Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Незадолго до начала войны, в феврале 1914 года, бывший министр внутренних дел Дурново П.Н. подаёт Николаю II свою знаменитую записку (меморандум), предостерегающую от вступления России в мировую войну. Эта записка поразительна тем, что она оказалась пророческой; все предсказанные в ней события сбылись. Ричард Пайпс в силу этого даже подозревает, что записка является более поздней фальсификацией, однако считает её датировку 1914 годом все-таки достоверной.

В своей записке министр Дурново точно предсказал состав двух основных коалиций в надвигавшейся мировой войне, и указал, что России достанется главная тяжесть войны, и «роль тарана, пробивающего самую толщу немецкой обороны», также точно отметив «недостаточность наших военных запасов», в будущем породившую «снарядный голод» 1914-1915 годов, и будущую блокаду Балтийского и Чёрного морей.

В случае поражения России в войне, которую министр Дурново представляет, как тяжёлую, он предрекает впадение «в беспросветную анархию, исход которой трудно предвидеть». Автор записки скептически относится к современной ему думской оппозиции, как интеллигентской по своему составу, и оторванной от народа, и предсказывает, что в случае революции они быстро потеряют над ней контроль.

Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма…Русский простолюдин, крестьянин и рабочий одинаково не ищет политических прав, ему и ненужных, и непонятных. Крестьянин мечтает о даровом наделении его чужою землею, рабочий - о передаче ему всего капитала и прибылей фабриканта, и дальше этого их вожделения не идут. И стоит только широко кинуть эти лозунги в население, стоит только правительственной власти безвозвратно допустить агитацию в этом направлении, - Россия, несомненно, будет ввергнута в анархию, пережитую ею в приснопамятный период смуты 1905-1906 годов. … Война с Германией создаст исключительно благоприятные условия для такой агитации. Как уже было отмечено, война эта чревата для нас огромными трудностями и не может оказаться триумфальным шествием в Берлин. Неизбежны и военные неудачи, - будем надеяться, частичные, - неизбежными окажутся и те или другие недочеты в нашем снабжении. При исключительной нервности нашего общества, этим обстоятельствам будет придано преувеличенное значение, а при оппозиционности этого общества, все будет поставлено в вину правительству.

По мнению министра Дурново, «в случае неудачи, возможность которой, при борьбе с таким противником, как Германия, нельзя не предвидеть, - социальная революция, в самых крайних ее проявлениях, у нас неизбежна…». Последствия неудач на фронте автор записки видит следующим образом: «…социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала чёрный передел, а засим и общий раздел всех ценностей и имуществ. Побеждённая армия, лишившаяся, к тому же, за время войны наиболее надёжного кадрового своего состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованною, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишённые действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Последствием событий, о которых идёт речь в отрывке, станет отречение от престола Николая II.

    П.Н. Дурново считает, что в ходе социальных потрясений, вызванных участием России в войне, станет выдвижение со стороны народа в первую очередь экономических требований.

    П.Н. Дурново высоко оценивает деятельность Государственной думы.

    Николай II согласился с опасениями министра и выстроил внешнеполитический курс в соответствии с его рекомендациями.

    П.Н. Дурново опасался, что в связи с тяжёлыми последствиями военных действий Россия будет ввергнута в анархию.

    Единственную опору для государя и государства министр видел в лице армии.

21. Укажите имя правителя России во время войны, события которой обозначены на схеме. Ответ запишите словосочетанием без пробелов.

Ответ: _______________.

22.Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: ______________.

23. укажите название сражения, обозначенного цифрой «2».

24. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    В сражении, обозначенном цифрой «2», победу одержала эскадра Рожественского.

    Город, обозначенный цифрой «1», не оказал сопротивления врагу.

    Договор о мире между воюющими странами был заключён при посредничестве США.

    Сухопутными войсками командовал генерал Куропаткин.

    Во время боевых действий погиб художник-баталист Верещагин.

    По условиям заключённого мира Россия южный Сахалин.

Рассмотрите изображение и выполните задание 25.

25. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Даная монета была выпущена в период финансовой реформы С.Ю. Витте и называлась золотым червонцем.

    Коронация изображённого на монете императора произошла в год смерти его отца.

    Император, изображённый на монете, будет канонизирован Русской Православной церковью.

    Во время правления этого императора Россия участвовала в двух кровопролитных войнах.

    Император был убит эсерами-террористами.

26. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке названия или изображения. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного названия или изображения. Обратите внимание на то, что элементов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения таблицы.

Время создания

памятника архитектуры

Месторасположение-Москва

Месторасположение-Санкт-Петербург

Конец XIX века

____________(А)

____________(Б)

Начало XX века

______________(В)

______________(Г)

Названия и изображения:

1. Третьяковская галерея.

2. Большой и Малый театры.

3. Здание Мариинского театра.

4. Доходные дома на Каменноостровском

5.

Московский модерн и творчество Ф. Шехтеля

Дом Рябушинского. Малая Никитская 2/6

Двухэтажный особняк, поставленный на угловом участке с садом, был выстроен в

1902-1904 годах по проекту Ф. Шехтеля, самого значительного зодчего, работавшего в стиле

модерн, по заказу представителя богатейшего клана промышленников и банкиров Степана

Рябушинского.

Все составляющие этого произведения можно назвать целостным художественным

произведением. Особняк состоит из группы разных по размеру объемов, что отражает его

живописный план. Основные помещения примыкают к лестничному холлу, освещенному

через остекленный фонарь. Общая пространственная композиция здания сродни

выразительной и динамичной скульптуре.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответсвующими бкувами.

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (27-33) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника. Используя информацию из источника, а также знания по курсу истории России, ответьте на вопросы.

Из письма германского императора Вильгельма II русскому царю.

«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он (Рожественский) сделал всё, от него зависящее, чтобы исполнить твои желания, но проведение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оставаясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему, и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение...

отнимает всякую надежду НАТО, чтобы счастье повернулось в твою сторону; японцы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т.д. для осады Владивостока, который едва ли будет в

состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии (сухопутной) её прежнюю боевую силу, нужно, по крайней мере, 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет результат и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально

можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах продолжать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человеческую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своем последнем письме от 6-ого февраля, война

очень непопулярна, и народ видит, что его сыны и отцы против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они... не сочувствуют».

27. Укажите название морского сражения, упомянутого в письме, и в каком году оно произошло.

28. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в письме? Назовите не менее трех причин.

29.На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на переговоры о мире.

30. В августе 1905г. В американском г. Портсмуте шли переговоры между представителями России и Японии о заключении мира. Японская сторона выдвигала чрезвычайно тяжёлые условия. Император Николай II уже был готов прервать переговоры. Однако мир был подписан. Приведите три объяснения тому, почему российская сторона пошла на подписание мира.

31. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Реформа П.А. Столыпина закладывала основы для стабильного развития русской деревни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

32. Сравните внутреннюю политику Александра III и Николая II. Самостоятельно сформулируйте линии (критерии) сравнения. Приведите две общие характеристики и два различия. Ответ оформите в виде таблиц.

Общее

Линии (критерии)

сравнения

Внутренняя политика Александра III и Николая II

Различия

Линии (критерии)

сравнения

Внутренняя политика Александра III.

Внутренняя политика а III и Николая II .

33. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1).1894-1917гг; 2). 1914-1918гг; 3) 1905-1907гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду