» » Краевой педагогический лекторий «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися. Проблемы работы с одаренными учащимися Трудности работы с одаренными детьми

Краевой педагогический лекторий «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися. Проблемы работы с одаренными учащимися Трудности работы с одаренными детьми

Для таких детей обучение должно быть особое индивидуальное направленное на развитие их потенциала оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности начиная с детского возраста. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались необходима профессиональноличностная готовность педагогов к работе по выявлению обучению и развитию одаренных детей. Рассматривая профессиональноличностную готовность педагогов следует выделить...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Некоторые проблемы и особенности работы с одаренными детьми в

образовательных учреждениях

Р.И. Шаяхметова,

директор Городского информационно-диагностического центра

Управления образования г.Казани, к.п.н., доцент.

Коренные преобразования в обществе требуют формирования социокультурной элиты, которая будет определять будущее республики. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

В течение многих лет способности учащихся выявляются и оцениваются на различного рода олимпиадах, научных конференциях, турнирах, выставках, в школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, летних школах и оздоровительно-развивающих учреждениях.

Вместе с тем, темпы и масштабы нововведений в сфере образования неодинаковы, поэтому необходимо усиление внимания к этой работе, направленной на поиск и развитие одаренных детей, ее координации, так как именно раскрытый потенциал одаренных детей будет определять будущее нашей республики.

Несомненно, в настоящее время на педагога, работающего с детьми, ложится большая ответственность: от него в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности. Особая проблема - развитие творческой, одаренной личности. Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя упустить возможности их развития. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

Если мы стремимся к выявлению и развитию детской одаренности, нам следует обращать внимание не только и не столько на победителей, сколько на «особость» ребенка, поскольку подлинная одаренность у ребенка и подростка очень сопровождается проблемами в обучении и общении со сверстниками и взрослыми.

Изучив проблему обучения и воспитания одаренных детей, следует обратить особое внимание на необходимость подготовки педагогов именно массовой общеобразовательной школы к осуществлению не внешней, а внутренней дифференциации в обучении, при которой не проводится отбор, и в одном классе вместе учатся обычные и одаренные дети. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались, необходима профессионально-личностная готовность педагогов к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

Рассматривая профессионально-личностную готовность педагогов, следует выделить в ней следующие два основных компонента:

Базовый компонент, где отражается общая профессиональная педагогическая подготовка педагогов (предметные, психолого-педагогические и методические зун; личностные качества педагога);

Специфический компонент, который образует:

а) психолого-педагогические зун, являющиеся результатом активного усвоения одаренности детей (знания об одаренности, о психологических особенностях одаренных детей, знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, технологий их обучения);

б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, прохождение стажировки);

в) специфику образовательной инфраструктуры (взаимодействие со специалистами, например, с психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования; характерные условия, связанные с наличием компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей).

С учетом вышеизложенного в ходе подготовки педагогов массовой школы к работе с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую подготовку. Реализация принципа единства теоретического и практического требует использования существующих или подготовки соответствующих экспериментальных площадок, на базе которых может проводиться стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов.

В практике общеобразовательных учреждений работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий, среди которых одним из важнейших является, как нами выше было сказано, профессиональная готовность педагогов осуществлять поддержку и развитие детской одаренности. Для этого необходимо вооружить учителей и руководителей образовательных учреждений различных типов и направленности знаниями о психолого-педагогических основах деятельности по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

В связи с этим необходима целенаправленная систематическая работа в следующих направлениях:

1. Организация целевых курсов повышения квалификации , в том числе и авторских, для учителей, работающих в классах, школах любых типов, включая инновационного типа, с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития одаренности с привлечением ведущих педагогов-мастеров республиканского и российского уровня. При повышении квалификации мы предлагаем модель, состоящую из трех этапов:

1-ый этап. С целью расширения кругозора учащихся, педагоги обучаются приемам активизации познавательной деятельности. В связи с этим они участвуют в дискуссиях, деловых играх, изучают и анализируют литературно-критические источники (журналы, газеты, сборники статей).

2-ый этап. С целью развития мыслительных и прикладных умений формируются у педагогов навыки организации групповой деятельности одаренных детей: умение работать со справочным материалом, импровизировать, отмечать стереотипы в учебных пособиях, составлять классификационные матрицы, разрабатывать проекты и т.д.

3-ий этап. Знакомство педагогов с вариантами индивидуальных исследований одаренных учащихся, целью которых является приобщение к творческой продуктивной деятельности. Исследование включает обоснование своей точки зрения на те или иные явления, написание критической статьи, определение своего варианта сюжета произведения и др.

2. Проведение психолого-педагогических проблемных семинаров для педагогов любых типов образовательных учреждений в целях повышения их компетентности в работе с одаренными детьми.

Основной целью данных семинаров является ознакомление слушателей-педагогов с современной теорией и практикой работы с одаренными детьми на основе системного подхода. В программах семинаров рассматриваются актуальность данной темы для современной городской системы образования, развитие научных представлений о природе детской одаренности, методах ее выявления и путях развития. Освещаются вопросы организации работы с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе, приемы и методы психолого-педагогического сопровождения и поддержки как важнейшие условия, обеспечивающие развитие детской одаренности.

3. Целенаправленное проведение научно-практических семинаров , где рассматриваются не только вопросы выявления одаренных детей, но и их личностные особенности, методы воспитания, развития исследовательских способностей, особенности эмоционально-волевой и познавательной сферы, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов по составлению программы развития одаренных детей.

4. Осуществление научного руководства экспериментальных площадок , где проводится работа по адаптации диагностического инструментария, отбору критериев для выявления общих и специальных способностей, подбору педагогических средств для реализации личностно-ориентированного подхода на основе учета половозрастных особенностей ребенка, проектированию траектории индивидуального развития. Экспериментальными площадками являются ДОУ № 25,383,360 г.Казани, гимназии № 94, 122,155, 9, школы № 40, 143 г.Казани.

Например, в гимназии № 94 г. Казани (директор - Мурысин Леонид Николаевич) созданы условия для развития одаренных детей: более 10 лет функционирует «Школа развития» по предшкольной подготовке, «Школа искусств» с тремя отделениями (музыкальным, хореографическим, художественно-изобразительным), «Школа юнг» для способных к военному искусству юношей и девушек. Эти школы посещают более 2/3 всего ученического коллектива.

5. Консультации по запросам образовательных учреждений, отделов Управления образования для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Таким образом, на наш взгляд, работа с одаренными и способными детьми многогранна. Важно и в семье, и в школе вовремя обнаружить детей с яркими способностями, создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, стараясь, чтобы этот процесс сопровождался положительными эмоциями. Для этого необходимо объединение усилий всех участников образовательного процесса (психолог-педагог, родители).

С учетом вышеизложенного и в связи с сохранением, развитием одаренности в городской системе образования основными задачами в научной и учебно-методической поддержке педагогических кадров являются:

Разработка психодиагностики одаренности, проведении научно-исследовательской и экспериментальной работы, проектировании и реализации целевых и образовательных программ;

Совершенствование многоуровневого повышения профессионального мастерства педагогических кадров для работы со способными и одаренными детьми;

Совершенствование образовательных программ психолого-педагогических проблемных семинаров;

Разработка методических пособий, в том числе и электронных, для руководителей, учителей, воспитателей, родителей (сборники задач, заданий, конспектов мероприятий);

Разработка и издание учебно-методических пособий, информационных бюллетеней серии «Умники и умницы», «Одаренные дети – интеллектуальный потенциал Казани», «Успех, творчество, талант» и т. д.

Советы взрослым по развитию творческих способностей детей

1. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка (не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош).

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже сели они окажутся «дикими» или «за гранью».

4. Позволяйте иногда ребенку оставаться одному и, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество, затормозить развитие одаренности.

5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

7. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы он были они неудачны, нужно относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

8. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

9. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.

10. Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития его любознательности и наблюдательности.

11. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

12. Помогайте ребенку избегать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения, ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11281. Способы, принципы и условия эффективности работы с одаренными детьми 6.17 KB
Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное...
18821. Организация социальной работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа 60.38 KB
Проблемы детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Анализ опыта работы различных регионов РФ по постинтернатной адаптации детей-сирот. Социальный проект Чужих детей не бывает...
3395. Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками 18.69 KB
Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста родителями медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы...
10443. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях 70.27 KB
Специальная педагогика это теория и практика специального особого образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии для которых образование в обычных педагогических условиях определяемых существующей культурой при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно. В отличие от европейских стран в США понятие sресiаl еduction охватывает проблемы образования всех детей отличающихся от общепринято нормы в том числе и одаренных. На протяжении семидесяти лет...
7592. Особенности социальной работы с детьми на примере ГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Дубровского района» 736.35 KB
Социальная работа и ее значение в социализации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Введение Актуальность темы исследования заключается в том что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют статистические данные представленные в ежегодных государственных докладах О положении детей в Российской Федерации. Причём лишь...
11201. Из опыта работы преподавателей КГУ с одаренными школьниками города Зеленодольска 6.46 KB
Начиная с 1993 года, Казанский университет начал активно сотрудничать со школами города Зеленодольска. С некоторыми перерывами это сотрудничество прошло через различные формы и ныне приобрело окончательную форму в виде Малого университета при филиале КГУ в г. Зеленодольске
16521. Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 10.96 KB
Заместитель Председателя Статкомитета СНГ г. Москва Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 1. В настоящем докладе имеется в виду кратко рассмотреть проблемы в ключевых разделах экономической статистики данные которых используются органами государственного управления для анализа различных аспектов экономического процесса и принятия решений по вопросам формирования экономической и социальной политики а также для представления их различным международным организациям в том числе органам СНГ на которые...
16742. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИЗМА 14.22 KB
В рамках Болонской декларации предполагается учредить аккредитационные агентства независимые от национальных правительств и международных организаций и одновременно установить стандарты европейского образования – исходя не из длительности обучения а из знаний умений и навыков приобретенных студентами. Одним из подобных мифов - является мнение о бесплатности высшего образования. Вопрос здесь состоит в том кто именно и из каких конкретно источников осуществляет финансирование так называемого бесплатного российского высшего...
19126. Функции и направления социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях 63.84 KB
Проблема социальной работы в пенитенциарных учреждениях особенно актуальна. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России только начинает складываться технологии социальной работы в данной сфере не четко обозначены и зачастую функции специалистов социальной работы в уголовно исполнительной системе выполняют иные работники данной сферы. Предметом являются технологии функции и направления социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях. В соответствии с поставленной целью можно выделить ряд задач:...
19660. Технологии социальной работы с бездомными детьми 89.22 KB
Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.

Актуальность темы: Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способностей нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Цель: 1)Раскрывать новые возможности для самовыражения одарённых детей. 2)Изучать проявление одарённости у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними. 3)Создавать благоприятные условия для выявления, развития и поддержки одарённых детей.

Результаты: ü Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. ü Адаптация детей к социуму в настоящем и будущем времени. ü Внедрение новых образовательных технологий. ü Расширение и систематизация методов работы с семьёй одарённых детей по оказанию психолго педагогической помощи в воспитании и развитии одарённого ребёнка.

Достижения Самоделкина Виталия. 2009 -2010 год «Кенгуру» 2 место в районе. 2010 -2011 год «Кенгуру» 1 место в районе, 5 в регионе. Городская олимпиада - 2 место. 2011 -2012 год Городская олимпиада 1 место, Краевая олимпиада - попал в десятку лучших.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённость- значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одарённости: Художественная Творческая Интеллектуальная Социальная Академическая Группы одаренности Дети с высокими показателями по специальным тестам. Дети с высоким уровнем творческих способностей. Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

Обучение одаренных детей. Ускорение – основная стратегия обучения детей с высоким умственным потенциалом. Ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам. Учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности. Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане

Формы ускорения: 1. Раннее поступление в школу. 2. Индивидуализация обучения. 3. Занятия в классах углублённого изучения предметов. 4. Перевод учащихся через класс.

Одарённость с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребёнка. Таким детям присущи: высокий уровень познавательной активности, перфекционизм, то есть стремление добиваться совершенства в какой либо деятельности, противоречивость между высокой самооценкой и её колебанием, независимость, то есть отсутствие действовать, думать, сообразно мнению большинства.

Особенности личности одарённых детей с дисгармоничным типом ведёт к неравномерности психического развития. Им присуще особая система ценностей, важнейшее место в которой занимает деятельность соответствующая содержанию одарённости, высокая самооценка, повышенная впечатлительность.

Проблемы одаренных детей. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

В связи с этим, предполагается модель учителя, развивающего творческую активность учащихся. 1. Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. 3. Имеет высокий уровень интеллекта. 4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби. 5. Широкий круг интересов и умений. 6. Имеет живой и активный характер. 7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму. 8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. 9. Имеет творческое мировоззрение. 10. Обладает жизнестойкостью. 11. Имеет позитивную Я – концепцию. 12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. 13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. 14. Эмоциональная стабильность. 15. Коммуникабельность. 16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Памятка учителю по работе с уч-ся, имеющими повышенные учебные способности 1. Озанакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объем внимания, карта интересов, профессиональная направленность). 2. Организовывать индивидуальную работу на уроке: · определить меру трудности задания; · создать индивидуальный план работы на уроке; · разработать систему продуктивных заданий. 3. Вести исследовательскую деятельность с учетом интересов ученика по следующим этапам: · организационному; · разработческому; · внедренческому; · диагностическому; · аналитическому; · итоговому. 4. Консультировать родителей по вопросам: · круга интересов учащихся; · трудностей в учебе; · индивидуальных особенностей. 5. Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний. 6. Устраивать публичное представление итогов исследовательской работы учащихся.

Подготовка педагогов и психологов к работе с одаренными детьми * понимание того, что представляет собой развивающее образование, его отличий от традиционных форм обучения и воспитания и даже от развивающего обучения; * знание о том, что такое образовательная среда и ее субъекты, ее структура (пространственно-предметный, социальный и психодидактический компоненты), ее разновидности (семейная, школьная, внешкольная дополнительная и стихийная), ее типы (догматическая, творческая и др.) и типы взаимодействия между ее субъектами (авторитарный, демократический, гуманистический и т. д.); * знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях различных образовательных сред; * знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса, а для этого - умение выделить дидактические цели, выбрать адекватную дидактическую форму учебно-методического материала; * умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды; * умение встать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить. * психологическое сопровождение и поддержку детей, обучающихся по программам повышенной сложности; * участие в проектировании и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся; * психологическую подготовку педагогов и руководителей системы образования, работающих с одаренными детьми, и т. д. Учитывая все перечисленные особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно, изменение сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и способов взаимодействия, методов обучения и воспитания. Поэтому мы считаем, что подготовка педагога для работы с одаренными детьми должна дополнительно включать в себя: Нельзя также не отметить, что функции практического психолога, работающего с одаренными детьми, не могут ограничиваться только диагностикой и измерением при отборе одаренных детей (тем более что это далеко не абсолютный метод), а должны включать в себя, по меньшей мере: * психологическую экспертизу, психологический мониторинг и сопровождение авторских и инновационных учебных программ, образовательных технологий, применяемых при работе с одаренными детьми;

Анкета для учителя по работе с успешно успевающими учениками 1. Мне известно об успешно успевающем ученике от: а) классного руководителя; б) родителя; в) ученика; г) психолога; д) прошлогоднего журнала. 2. Я узнаю о личностных особенностях успешно успевающего ученика после: а) консультации с психологом; б) беседы с классным руководителем; в) беседы с учеником; г) беседы с родителем; д) изучения карты личности ученика. 3. Успешно успевающему ученику я предлагаю задание в виде. . 4. Успешно успевающему ученику я предлагаю помощь в виде. . 5. Успешно успевающего ученика для участия в олимпиаде начинаю готовить с. . 6. Для подготовки к олимпиаде использую. . 7. Для развития творческих способностей учащихся использую. .

Литература. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4. - с. 83. Алексеев А. А. , Громов Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Ленинград, 1991. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д. , 1983. Богоявленская Д. Б. , Богоявленская М. Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. - 1998. - № 3. - с. 36. Грязева В. Г. , Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М. , 1997. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 -х т. - М. : Педагогика, 1985. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С. -П. . , 1997. - 35 с. Чистякова Г. Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. 1988. - № 4. Шумакова Н. Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991. - № 1. - с. 27. Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. 1996. - № 3. - с. 34. Щебланова Е. И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996. - № 1. - с. 97.

Одним из распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок - это трудный ребенок. Считается, что их боятся педагоги, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются сверстники и скорее всего это не просто миф. Принято, что одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа .

С такими детьми очень тяжело работать, так как у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Еще одна проблема - одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Для людей талантливых, с выдающимися способностями почти всегда характерна черта поведения со стремлением преуспеть. Поскольку одаренные и талантливые дети проявляют большое упорство в достижении цели, их высокая увлеченность может приводить к не очень желательному стремлению все доводить до полного совершенства. Эти завышенные личные стандарты делают талантливых людей весьма уязвимыми"

Одаренные и талантливые дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно. Талантливые люди, имея определенную долю упрямства, часто могут получить как выдающиеся результаты, так и встретиться с неудачей. В последнем случае их эмоциональные переживания могут привести к депрессии, разочарованию в своих способностях.

Трудности произвольной саморегуляции - это одна из наиболее часто встречающихся проблем развития одаренных детей, когда деятельность эффективно осуществляется лишь в том случае, если представляет личностный интерес. Во всех других случаях деятельность либо игнорируется, либо совершается в существенно редуцированном виде.

Недостаточная потребность в творческой деятельности и, соответственно, низкий уровень креативности в целом. Особенно часто эта проблема обнаруживается у детей с резко опережающим темпом умственного развития (вундеркиндов).

Подобные проблемы до недавнего времени игнорировались отечественными специалистами, или игнорировалась сама одаренность ребенка, имеющего такие проблемы. В "Рабочей концепции одаренности" отмечается, что дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей, или показывающие ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам, часто отличаются специфическими проблемами в адаптации к коллективу сверстников, эмоциональной лабильностью, личностным инфантилизмом. Отмечается, что особо одаренные дети, из-за их истощаемости, трудно переносят любую деятельность, требующую физических или умственных усилий. Эти дети способны запомнить большие объемы информации и легко усваивать учебный материал в какой-то определенной области знаний. Как правило, это математика и предметы естественнонаучного цикла. Учителя и родители, апеллируя к высоким когнитивным способностям, нестандартности рассуждений, относят таких детей к разряду одаренных еще в дошкольном возрасте .

В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью. Такие дети трудно усваивают социальные нормы, часто переинтерпретируя их, что подчас выглядит как несвойственная возрасту "глубина". И, несмотря на то, что они имеют существенные проблемы в адаптации к коллективу и задержку эмоционального и личностного развития, серьезные нарушения у них в поведении и общении взрослыми расцениваются как еще одно подтверждение неординарности мышления.

Еще одна проблема одаренного ребенка "двойная исключительность"

Синдром дефицита внимания и гиперактивности во многих случаях сочетается с одаренностью. Одаренных детей с проблемами здоровья (в том числе СДВГ и трудностями обучения) иногда называют детьми с "двойной исключительностью" В некоторых странах мира (в частности, в США) организация для детей с "двойной исключительностью" обучения, адекватного их особым потребностям, считается важной задачей системы образования .

В России в области "двойной исключительности" существует ряд научных разработок, которые пока не нашли широкого практического применения. К сожалению, в рамках отечественной системы образования не предпринимается никаких действий, направленных на решение учебных проблем таких детей и полноценное развитие их способностей.

Принято считать, что "талантливый человек талантлив во всем", одаренному ребенку все дается легко - дети отлично учатся и шагают через классы. Однако сочетание таланта и проблем, серьезно затрудняющих обучение, - вовсе не редкость. Более того, известно, что многим выдающимся людям с трудом давалось чтение, письмо или математика. Так, например, широко известно, что Альберт Эйнштейн к четырем годам не умел говорить и к семи - читать. Томасу Эдисону (который к 21 году получил 1093 патента на изобретения) в детстве учителя заявляли, что он тупой, а Уинстон Черчилль провалил экзамены за шестой класс. Создатель ракет Вернер фон Браун завалил алгебру в девятом .

Если всю информацию о проблемах одаренного ребенка обобщить, то можно выделить причины:

  • - исключительная любознательность
  • - стремление чаще общаться с взрослыми, чем с сверстниками;
  • - высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;
  • - способность концентрироваться на интересующем занятии или предмете;
  • -стремление быстрее научиться читать,
  • - любовь к чтению;

Специалисты считают, что одаренные девочки проще адаптируются к такой усредненной школьной программе и реже проявляют недисциплинированность. Мальчики же более эмоциональны и чаще девочки демонстрируют поведенческие проблемы. Они более подвижны, менее усидчивы и внимательны. Зачастую это объясняется тем, что одаренные мальчики просто не считают нужным концентрироваться на изучении того предмета, который и так им понятен. Однако среди девочек реже встречаются одаренности и проявляются они в более позднем по сравнению с мальчиками возрасте.

Но хочется помнить, что к проблемам одаренные дети относятся как к очередной возможности реализовать себя. Они страстны в достижении результата и одержимы идеями и целями, к которым стремятся. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Они знают, когда нужно завершить дело и уйти. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Им свойственны смелость в поступках, собирать все силы и энергию для достижения, казалось бы простых целей, но это далеко не исчерпывающая характеристика творческих людей.

Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы.

Дибдина Л.А. МАОУ СОШ№ 1 г.Белебея

Свое выступление я хочу начать со слов Георгия Валентиновича Плеханова: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Педагогический словарь дает такое толкование термина одаренность: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

1.Система работы с одаренными детьми в МАОУ СОШ№1 г.Белебея.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:

2.Выявление одарённых и талантливых детей:

1)диагностика потенциальных возможностей детей (классный руководитель, приглашаем психолога), используется анкеты, тесты, опросники Анато́лия Ива́новича Са́венкова (Можно показать)

2) анализ особых успехов и достижений ученика;

3)создание банка данных по одаренным детям;

4)преемственность между дошкольным, начальным, основным общим и средним образованием.

5)развитие творческих способностей на уроках;

6) развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады в том числе и дистанционные олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

Проведение предметных декад

Организация выставок, конкурсов;

Проведение внеклассных мероприятий;

7) создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Каждый классный руководитель ведет мониторинг участия детей и результативности их деятельности в различных мероприятиях.(портфолио)

3. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:

- организация исследовательской деятельности . В школе работает творческое объединение в состав которого вошли школьники 7-11 классов. Учащиеся знакомятся с исследовательской деятельностью, занимаются поисково-краеведческой работой. Направления их работы: «Белебеевский самородок»(Петр Прокопьев и т.д.), «Ветераны Великой Отечественной войны», «Наши земляки на фронтах первой мировой войны», «Аксаковские места на земле Белебеевской», «Храмы Земли Белебеевской». Работой творческого объединения руководит Габдуллина Э.Б. Учащиеся успешно выступают на муниципальных и Всероссийских конкурсах и олимпиадах («Дорогами Отечества», «Интеллект будущего», «Альбус», «Олимпиус» и др.); - организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях .

Ежегодно наши ученики активно участвуют в дистанционных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх:

С 3по 9 классы приняли участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру»;

Начальные классы в интеллектуальном конкурсе «Китёнок-2013»;

Во всероссийском марафоне «Веселая математика» (для учащихся 1-4 классы) «Уникум»;

Конкурс проектных работ среди 2 классов «Загадка природы» (Горбунов Роман);

Во всероссийской олимпиаде по математике для 5-6 классов «Вот задачка» ;

по английскому языку для 1-4 классов «Вот задачка» ;

олимпиада по физике для 10 класса «Вот задачка»;

Во Всероссийской дистанционной викторине «70 лет Курской битве»; --с 6 по 10 классы участвовали в конкурсе «Человек и природа»;

С 3 по 11 классы в игре-конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех»;

С 7по11 классы приняли участие в игровом конкурсе «Британский бульдог»,

Во всероссийской дистанционной игре-конкурсе «Единство формул и пера» (по материалам ГИА и ЕГЭ) (Григорьева Марина, Никифоров Дмитрий, куратор Раззаренова Л.Ю)

Во всероссийском дистанционном конкурсе рисунков «Зимняя ночь» (Ишкова Светлана, куратор Шангареева М.Т.)

Во всероссийском дистанционном конкурс эссе «Патриотизм и его границы» (Иванов Андрей 10 кл, куратор Габдуллина Э.Б.), «Слово как источник счастья» (Квашнин Федор 11 кл., куратор Николаева Р.П.)

Во всероссийской дистанционной игре-конкурсе «На поисках клада Знаний» (по мотивам мультфильма «Маша и Медведь» Хайруллина Дилара, куратор Лапина Т.И.)

Участники получили сертификаты, победители дипломы, учителя благодарственные письма.

4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:

Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

5. Поощрение одарённых детей:

Стипендия главы администрации. (Дибдина А, Макаров О, Комонова Н, Ртищев А,Попова А.,Сайфиева Д,Куприянова А)

Денежные премии имени бывшего директора Владимира Лузина (учредила дочь Г.В.Лузина)

Поощрение на общешкольной линейке. 6. Работа с родителями одарённых детей:

совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот, благодарностей и ценных подарков на торжественной линейке посвящённой завершению учебного года).

7. Работа с педагогическим коллективом:

обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет. (Габдуллина Э.Б, при ИРО РБ участвовала в интернет педсовете по теме «Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение»)

8. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости: Школа на протяжении ряда лет в тесном сотрудничестве работает с учреждениями дополнительного образования: детской школой искусств, ДЮСШ, ЦНК «Урал-Батыр» («Браво», «Афродита»), клубы ДОСААФ (шашки, шахматы), районной детской библиотекой, школьные творческие объединения.

Перспективы

1.Изучить особенности работы с одаренными детьми.

2.Перейти в работе от интуиции к системе.

3.Провести диагностику для выявления способностей у детей.

4.Составить программу развития одаренных детей и поэтапного отслеживания результатов их достижений.

5. Проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

Проблемы:

1.В школе мало интеллектуально одаренных детей, поэтому одному и тому же ученику приходится участвовать в олимпиадах по нескольким предметам, что приводит к перегрузке детского организма, а также к трудностям в подготовке.

2.В школе нет психолога. Работа по выявлению одаренных детей, определенного вида одаренности полностью ложится на классных руководителей. Понятно, что они не могут провести эту работу так компетентно, как сделал бы это психолог.

3.Школа не всегда может представить одаренным детям условия развития по виду одаренности в связи с отсутствием специалистов. Родители не всегда могут предоставить своим детям возможность посещать учреждения дополнительного образования, где есть специалисты так как они, в основном платные.

Вся информация о наших достижениях будет размещаться на сайте школы, ведь информационная открытость – одно из необходимых условий для прогрессивного развития. Педагогами школы оказывается квалифицированная психолого-педагогическая помощь одаренных детей. Ведь не секрет, что иногда мамы и папы не могут определиться с тем, какое образовательное учреждение выбрать для ребенка, одаренного в той или иной области; какую предпочесть программу и режим обучения, где получить дополнительный образовательные услуги.

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований – сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одаренные взрослые – педагоги.

Закончить свое выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Красноармейска Саратовской области»

Выступление

на тему « АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ »

учителя начальных классов

Хохловой Е.В.

Красноармейск 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.

Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.

В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

По решению Всемирной организации здравоохранения одарённые дети входят в «группу риска» наряду с малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям) .

Одарённость можно представить как особое сочетание трёх характеристик:

Интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) – чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.

Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи – ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка; нонконформизм – стремление во чтобы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство – доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

Вслед за исследователями одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся .

    Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.

    Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.

    Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Одаренность на современном этапе развития психолого-педагогической мысли можно рассматривать как своего рода девиацию, то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними.

Рассмотрим круг проблемных моментов, обусловленных общей одаренностью ребенка и являющихся обратной стороной несомненно присутствующих позитивных качеств оригинальной развивающейся личности.

Первая группа актуально существующих проблем связана с негативными личностно-поведенческими аспектами одаренного ребенка, среди которых можно отметить следующие: эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее, неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна, отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия, отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы, стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах, стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс, стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.

Данные проблемы, или, говоря другими словами, малопривлекательные личностные черты одаренного ребенка влекут за собой комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с таким ребенком, приводя нередко к дезадаптивной симптоматике. Социально-психологические, коммуникативные трудности можно типизировать следующим образом.

Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей – в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем – это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Одной из проблем является то, что всё реальнее проявляется противоречие между необходимостью в развитии и обучении одаренных детей и недостаточной теоретической и практической подготовкой педагогических кадров к работе с одарёнными детьми. Исходя из этого противоречия, возникает проблема, заключающаяся в определении психолого-педагогических условий развития и обучения одарённых детей в общеобразовательной школе.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

    трудности в нахождении близких по духу друзей;

    проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;

    проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;

    очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;

    диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

Из всего сказанного может создаться впечатление, что детская одаренность – процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Это не так. Одаренный ребенок – ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся.

Особенно трудно – своевременно «заметить» такого ребенка. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания. Следует помнить, что одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог должен иметь в виду, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. Так же важно учитывать, что признаки одаренности, проявляющиеся в детстве, даже при самых благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть. В детской психологии существует термин «затухание одаренности», затухание может быть обусловлено разными причинами. Одна из них – отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится более вероятным, порождая многочисленные проблемы, среди которых можно назвать: неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели, нетерпимость и т.д. .

Однако если по отношению ко всем обычным детям – при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении – педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с одаренными.

Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.

За проблемами в поведении, общении и обучении, сопровождающими феномен детской одаренности, стоят различные факторы. Это может быть следствием: нарушений в онтогенетическом развитии – запаздывания или инверсии (нарушения последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций (ВПФ), а также неадекватного проживания возрастных этапов и несформированности познавательной мотивации .

В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом:

    Неумение диагностировать одаренность

    Отсутствие методической литературы

    Нехватка времени для работы с такими детьми

    Большая загруженность учащихся

    Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету

Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися. В связи с этим можно обозначить следующие моменты. Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

С 60-х годов ХХ века в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. В нашей стране существует всего 4 специальных школы-интерната для одаренных детей: в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге . Все учреждения возникли по спеиальному постановлению правительства еще в 1963 году. Преподавательский состав школ образуют не только учителя, а профессора вузов, ученые.

Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом , А.М. Матюшкиным , В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Орловым, В.С. Юркевичем, Е.Л. Яковлевой , В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

4. Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.

5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • дата и время консультаций

    главные рассматриваемые вопросы

    время работы с темой по программе

    фактическое затраченное время

    дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

    невыясненные вопросы

    причины отклонений от сроков.

6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Учитывая все вышеназванные особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов – в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности .

В целом, практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, - М.,2002.

    Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./Д.Б. Богоявленская. - М., 2002.

    Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа: /

    Левин В. Нестандартный ребёнок - 2-е издание., дополнено и переработано - М.: Знание, 1988.

    Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., 1991.

    Молоков Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом / Электронный ресурс. Режим доступа:

    Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа:

    Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности //Электронный ресурс. Режим доступа: .

    Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса, - М., 1996.

    Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М.: «Просвещение», учебная литература, 1996.