» » Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Экстралингвистические факторы Оратору необходимы и специальные способности

Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Экстралингвистические факторы Оратору необходимы и специальные способности

Сложность значения слова, обязательная, но гибкая взаимосвязь его компонентов -- денотата, концепта и формы -- делает возможным соотнесение одного наименования с несколькими денотатами. Суть переосмысления значения слова заключается в том, что наименование одного денотата распространяется на другой, если их концепты в чем-то сходны. При этом слово продолжает существовать в своем исходном виде. На развитие и изменение значения слова влияют как законы языковой системы, так и внеязыковые изменения в жизни общества. И те, и другие можно рассматривать как в диахронии, так и в синхронии; однако, учитывая, что момент вхождения в язык измененного значения редко бывает зафиксирован точно, а сам процесс переосмысления идет в языке практически непрерывно, мы не будем отделять один план от другого, отметив лишь, что изменения значения слова обусловливаются различными потребностями языкового общества. Условно их можно разделить на две группы -- экстралингвистические (события, происходящие в жизни языковой общности) и лингвистические (связанные с процессами, происходящими внутри системы языка). Некоторыми лингвистами особо отмечается еще так называемая «экспрессивная потребность», т.е. стремление придать какому-либо наименованию большую образность.

Еще раз отметим условность и приблизительность такого разделения, так как переосмысление значения отражает сложные когнитивные процессы, в которых также тесно переплетены внешние и внутренние факторы, влияющие на познание действительности и опредмечивание сформированных понятий.

Прежде всего, изменение значения слова вероятно при появлении в жизни общества нового денотата -- предмета или понятия. Так, с развитием электротехники в слове core (horny capsule containing seeds of apple, pear, etc.) появляется новый компонент, называющий новый предмет, -- bar of soft iron forming center of electro-magnet or induction coil. Отражатель огня камина, screen, получивший новую функцию с появлением волшебного фонаря, а затем кино- и телеэкрана, передает свое имя новому понятию, тем самым изменяя объем значения слова. Наиболее характерным в этом отношении является пласт терминологической лексики (см., например, antennae, pilot, cabin, to sail, etc).

Изменение значения слова может быть связано и с изменением понятия о чем-то уже существующем. Например, понятие малой величины, передаваемой словом atom, до XIX в. относилось к любым предметам (an atom of a girl). С развитием физики понятие о малых величинах меняется и слово atom получает терминологическое значение (supposed ultimate particle or matter). Изменение понятия об объекте исследования привело также и к изменению значения слова probe, первоначально -- «surgical instrument for exploring wound», позднее -- «an instrument for exploring outer space (lunar probe)».

Еще одна причина изменения значения слова -- изменение самого денотата. В современном английском языке глагол to sail означает любое плавное передвижение в пространстве (travel over, glide through), тогда как первоначально он был связан именно с плаванием под парусом (travel on water by use of sails). Изменение способа передвижения вначале по воде, а затем и по суше и воздуху привело к изменению значения глагола.

Умение убеждать всегда ценилось обществом. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. В любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.

Введение 3
1. Экстралингвистические факторы публичного выступления
1.1. Правила подготовки к выступлению 4
1.2.Логическая структура выступления 8
2. Лингвистические факторы публичного выступления
2.1. Словесное оформление выступления 9
3.Типичные ошибки при выступлении 13

Заключение 15

Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

y">1.2.Логическая структура выступления

Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

2. Лингвистические факторы публичного выступления

2.1. Словесное оформление выступления

Существуют специальные речевые действия, назначение которых - установление и поддержание контакта. «К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание». Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего - свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5-7 слов.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. Приведем пример такого текста:

«Причина четвертая: сила семейной традиции. Человек родился и вырос в шахтерском краю, где кормилец на всех один - уголек. В шахте 30 лет откалывал уголь его отец, умерший от силикоза. В забое работает старший брат. А теперь опускается он. И это привычное дело дает молодому шахтеру ощущение безопасности» (АиФ. 1998. № 16).

Для того чтобы получить текст такого типа, при его написание (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий (такой, как в разговорной речи) синтаксический строй текста.

Длинные предложения, т.е. значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.

3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования - официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное - это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных.

При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминологией и не используйте узкоспециальные термины.

Контакт с аудиторией будет более успешным если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте («живая» беседа). Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское

Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику.

«В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка». Однако для таких языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, жен др.), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и др.). С той же целью используются вводные слова: выражение отношения отражено в них более четкое, определенное.«Но, так или иначе, даже на неудачных его стихах, на всем, что слетало с его уст, был налет какого-то божественного, экстатического вдохновения, как это бывало у пророчествовавших юродивых на Руси» (Общая газета. 1998. № 15).

Данный текст буквально насыщен местоимениями: его, всем, что, его, какого-то, это. Все эти местоимения, а также вводное слово так и иначе и частица даже придают тексту ощущение звучания авторского голоса.

Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

  1. Типичные ошибки при выступлении

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: « Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.

2. «Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать манипулирование аудиторией». Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в город и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять па соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами то группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью cовпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам, говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Заключение

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму. В этих условиях естествен рост интереса к проблемам старой риторической науки, к теории убеждающей речи вообще.

Выступление - это разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.п. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов мы изложили в виде набора рекомендаций.

Библиографический список:

  1. Александров, Д.Н. Риторика / Д.Н. Александров.– М.: Флинта, Наука, 2002. - 624 с.
  2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов – на/ Д.: Феникс, 2004.- 539 с.
  3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособ. / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2003.- 432 с.
  4. Зарецкая, Е.П. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации / Е.П. Зарецкая. – М.: Дело, 1998.- 473 с.
  5. Ивин, А.А. Основы теории аргументации / А.А. Ивин. - М.: Высшая школа, 1997.- 276 с.
  6. Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи / Н.Н. Кохтев. – М.: Издательство МГУ, 1992.- 240 с.
  7. Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Флинта, 1998.- 560 с.
  8. Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 2003.- 357с.
  9. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2003.- 272 с.
  10. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. -М.: Высшая школа, 2002. -510 с.
  11. Стернин, И.А. Практическая риторика / И.А. Стернин. - М.: Академия, 2003.- 272 с.
  12. Хазагеров, М.Р. Общая риторика / М.Р. Хазагеров – Ростов-на /Д.: Феникс, 1999.- 365 с.

Когда Ваша репутация работает на Вашу прибыль

Комьюнити-менеджмент

Создание Tone of Voice. Оперативная обработка как негативных, так и позитивных комментариев от лица бренда. Управление коммуникациями по заданным сценариям. Трансляция проблемных моментов заказчику.

Агенты влияния

Создание и внедрение «виртуалов» на форумах и в социальных сетях. Имеется база прокаченных и живых аккаунтов более чем на 300 площадках.

Работа с отзывами

Написание, согласование и размещение отзывов о бренде на топовых площадках и сайтах-отзовиках. Обработка и перекрытие негативных комментариев позитивными. В результате из поисковой выдачи постепенно вытесняется негатив.

Мониторинг соц.медиа

Работа с системами Youscan, IQbuzz, Brand Analytics. Контроль упоминаний бренда. Определение ключевых инсайтов, оперативное реагирование на негатив. Незаменимый инструмент для контроля обратной связи от клиентов.

Аналитика и исследования

Анализ информационного поля, исследование категории продукта и основных конкурентов бренда. Этот инструмент закрывает задачи от контроля репутации и реалтайм-маркетинга до глубинных исследований.

SERM

Подробный анализ поисковых результатов по отобранным ключевикам. Сбор упоминаний о клиенте в соц.сетях, на форумах и новостных сайтах. Разработка стратегии работы с негативной информацией. Клиент получает полностью контролируемую выдачу в ТОП10.

Эффективность речевой коммуникации зависит от адекватного восприятия и интерпретации передаваемой речи. Адекватная интерпретация – правильная трактовка реципиентом основной идеи текста в соответствии с замыслом коммуникатора. Адекватное восприятие - правильное усвоение реципиентом, что именно хотел сказать коммуникатор и цели его высказывания.

Условия эффективного осуществления коммуникативной цели:

· Потребность в общении;

· Коммуникативная заинтересованность;

· Настроенность на мир собеседника;

· Близость мировоззрения участников коммуникации;

· Умение слушателя понять замысел, намерение говорящего;

· Внешние обстоятельства (самочувствие участников, присутствие посторонних);

· Знание норм этикетного общения.

Также сильное влияние на исход общения играет создание позитивного коммуникационного климата (доверия, открытости), помогающего установить контакт и взаимоотношения в процессе общения.

Созданию такого климата соответствуют принципы Г.П.Грайса и Дж.Н.Лича (37 вопрос), а также основные психологические принципы:

· Принцип равной безопасности – не причинять ущерб партнёру. Избегать всё, что может нанести психологический или иной ущерб партнёру, от оскорблений до презрительного тона. Несогласие выражать мирным, неконфликтным способом.

· Принцип децентрической направленности – не причинять ущерб делу коммуникации, не забывать тему обсуждения. Силы участников общения должны тратиться не на защиту эгоцентрических интересов, а на поиск оптимального решения проблемы. Необходимо уметь анализировать проблему с точки зрения другого человека, исходя из интересов дела.

· Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано – не причинять ущерба сказанному путём намеренного искажения позиции оппонента из стремления получить преимущество над оппонентом.

Основные факторы, способствующие установлению благоприятного климата речевого общения:

· Признание плюрализма мнений, наличия разных точек зрений;

· Предоставление каждому возможности высказать своё мнение;

· Предоставление равных возможностей получить необходимую информацию для обоснования собственной позиции;

· Осознание того, что необходимость диалога диктуется решением жизненно важных проблем всех сторон коммуникации;

· Стремление найти в высказываниях собеседника общих точек соприкосновения, мнений.

Также важным условием эффективной коммуникации является умение слушать. Причиной нежелания слушать собеседника может быть мысленное несогласие с собеседником, что приводит к желанию высказать своё мнение без учёта сказанных ранее собеседником слов.

Слушание – процесс восприятия, осмысления, понимания речи говорящего. Это способность сосредоточиться на речи собеседника, выделить из общения с ним идеи, эмоции, умение понять его, готовность контактировать с ним.

Два вида слушания:

Нерефлексивное. Надо внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника. Этот вид используется, когда собеседник взволнован, эмоционален, хочет выговориться. Необходимо уметь осознать, когда собеседник желает вмешательства: в некоторых случаях молчание принимается за согласие. Необходимо вовремя прервать собеседника и высказать своё мнение, особенно если оно оппозиционное.

Рефлексивное. Используется в том случае, когда у собеседника нет желания высказывать своё мнение либо ждут активной поддержки и одобрения. В данном виде слушания необходимо вмешиваться в речь собеседника, чтобы помочь ему в выражении мыслей и в целях создания благоприятных условий для общения и понимания.

Дополнительные условия эффективного слушания.

Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Говорящие должны смотреть друг на друга внимательно и заинтересованно.

Важное условие эффективного слушания – обращать внимание на позу участников общения. По ней можно понять, благоприятно ли настроены собеседники, слушают ли они вас, согласны ли с вами.

Следует учитывать допустимое расстояние между собеседниками:

· Межличностное расстояние (дружеские отношения) – 0,5-1,2 м.

· Социальное расстояние (социальные, деловые отношения) – 1,2-3,7 м.

· Публичное расстояние – от 3,7 м и более.

Соблюдение этих границ создаёт благоприятные условия для контакта.

Дополнительно говорят о состоянии и отношении собеседника к разговору жесты, интонация, мимика (39 вопрос).

Также желательно показывать собеседнику, что вы его понимаете. Способы :

1.Задавать уточняющие вопросы (Например: «Что вы имеете в виду?»).

2.Формулировать мысли говорящего своими словами (Например: «Как я вас понимаю, вы хотели сказать...»).

3.Понять и отразить чувства говорящего («Вы, вероятно, расстроены...»).

4.Резюмирование, т.е. подытоживать идеи и мысли говорящего. («Всем этим вы, как я понимаю, хотели сказать...»)

Ещё один принцип слушания: не давать оценок и советов. Они ограничивают свободу высказываний собеседника, влияет на их мнение и активность.

Законы коммуникации :

1.Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.

2.Если получатель неправильно воспринимает сообщение, то вину несёт отправитель. Ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе.

Особенности смыслового восприятия :

1.Возможности расхождения в понимании смысла собеседников. Чтобы избежать этого, необходимо учитывать прямое значение слова, его многозначность, сочетаемость с другими словами и т.д.

2.«Иллюзия понятности» - несоответствие понимания участником общения смысла слова его действительному содержанию, при его уверенности в правильном понимании слова. Иллюзия понимания связана с восприятием слов, часто употребляемыми СМИ. Человек запоминает звучание слова или понятия, но не вдумывается в его смысл.

Получатель может не знать отдельных слов, употребляемых отправителем. Перегрузка незнакомыми словами мешает адекватной интерпретации сообщения слушающими.

Также успешность речевого общения зависит от словарного запаса участников, их опыта в общении, знания языка и от особенностей лингвокультурной ситуации в стране и т.д.

37. Нравственные установки участников речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Структура доказательств.

Экстралингвистические факторы – это факторы, принадлежащие внеязыковой социальной действительности, и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств. Иначе говоря, речь приобретает свои стилевые характеристики в зависимости от контекста и ситуации.

Для успешного речевого взаимодействия собеседники должны придерживаться основных правил ведения разговора, помогающие координировать их действия и высказывания.

Для этого целесообразно воспользоваться работами Дж.Остина, Дж.Р.Сёрля, П.П.Прайса и Г. Сакса. Они сформулировали основные принципы речевой коммуникации:

1. Принцип последовательности. Ответная реакция на реплику собеседника должна быть соответствующей и ожидаемой. На приветствие отвечают приветствием, при вопросе один участник ожидает от другого ответ и т.д.

2. Принцип предпочитаемой структуры. Данный принцип характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими репликами. Например, согласие на просьбу собеседника выражается лаконично, ясно, без промедления, в то время как отказу свойственна пауза, оправдание. К тому же пауза помогает собеседнику дополнить свой ответ.

3.Принцип кооперации. Основа речевой коммуникации – готовность партнёров к сотрудничеству. Коммуникативный вклад в диалоге должен быть таким, какого требует совместно принятая цель или направление диалога. Г.П.Грайс выделяет следующие постулаты (они распределены по 4м категориям), соблюдение которых ведёт к выполнению этого принципа.

o Высказывание не должно содержать меньше информации, чем требуется;

o Высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

o Не говори того, что ты считаешь ложным;

o Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

1. Избегать непонятных выражений;

2. Избегать неоднозначности;

3. Избегать излишнего многословия;

4. Быть организованным.

Таким образом, по Г.П.Грайсу цель речевого общения – эффективная передача информации, воздействие на собеседников, управление их поведением и т.д.

4. Принцип вежливости Дж.Н.Лича. В данный принцип входит несколько мȧксим (ма́ксима – мысль автора, устанавливающая правило поведения, основной логический или этический принцип):

1. Максима такта – максима границ личной сферы, т.е. дистанция между участниками. Нельзя застрагивать опасные темы (личная жизнь, предпочтения, болезненные темы для собеседника);

2. Максима великодушия – максима необременения собеседника. Предотвращение дискомфорта для собеседников;

3. Максима одобрения – максима положительной оценки других. Позиции собеседников по отношению друг к другу, к миру, к теме должны совпадать;

4. Максима скромности – максима неприятия похвал в собственный адрес, наличие объективной оценки к себе;

5. Максима согласия – максима неоппозиционности, отказ от конфликтной ситуации ради сохранения предмета взаимодействия;

6. Максима симпатии – максима благожелательности, ведущая к перспективному предметному разговору. Неблагожелательность или безучастный контакт мешает созданию речевого контакта.

Коммуникативный кодекс – в его основу входят принципы Грайса и Лича. Этот кодекс регулирует речевое поведение на основе ряда категорий и критериев. Базовые категории : коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Важнейшие критерии : критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

Указанные принципы не абсолютны, и критики считали их оторванными от реальных условий речевого общения. Максимы в некоторых случаях противоречат и сами по себе не обеспечивают успеха в речевом взаимодействии.

Доказательность и убедительность речи.

Чтобы повлиять на собеседника, говорящему надо уметь убеждать и переубеждать собеседника. Изучение эффективных методов и приёмов убеждения занимается теория аргументации («новая риторика»).

Аргументация – операция обоснования суждений, решений и оценок, в которой используются логические, речевые, эмоциональные и другие внелогические методы и приёмы убеждающего воздействия.

Аспекты аргументации:

· Логический. Аргументация – доказывание (установление истинности тезиса), т.е. процесс отыскивания доводов для выдвинутого тезиса, выражающего определённую точку зрения.

· Коммуникативный . Аргументация – убеждение (создание впечатление и уверенность в истинности тезиса), т.е. процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора.

В большинстве случаев, доказательность является основой убедительности речи, но практика показывает, что порой красноречие и влиятельность говорящего могут убедить слушающего в правильности суждения, основанного на предрассудках и неосведомлённости участников общения. Или наоборот: говорящий может обосновать тезис, но не убедить слушающего.

Для того, чтобы речь была доказательной и убедительной необходимо учитывать задачи спора и индивидуальные особенности оппонента .

Задачи спора:

· Нахождение истины;

· Убеждение оппонента;

· Победа над оппонентом;

· Убеждение слушателей.

В соответствии с задачами спора выбираются аргументы и способ доказательства.

Благодаря учёту индивидуальных особенностей оппонента, знание психологии собеседника помогают найти более убедительные для них аргументы.

Также успех в споре обеспечивают хорошие знания в области предмета, эрудиция человека, его реакция, находчивость, сообразительность, самообладание и понимание сложившейся ситуации.

Структура доказательств.

Логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента:

· Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

· Аргументы – основания, доводы, положения, с помощью которых обосновывается тезис.

· Демонстрация – способ доказательства: логическое рассуждение, умозаключения, используемые при выведении тезиса из аргументов.

Доказательство различают на:

· Прямое – тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.

· Косвенное – тезис обосновывается путём опровержения противоречащего положения (антитезиса).

38. Логика речи. Логические аргументы и психологические доводы.

Для того чтобы речь была грамотной и убедительной, кроме структуры доказательств необходимо учитывать основные правила выдвижения тезисов и аргументов. Нарушение этих правил приводит к логическим ошибкам, которые осложняют ведение диалога и поиск решения проблемы.

Правила выдвижения тезисов и аргументов:

1.Тезис нужно чётко формулировать, он не должен изменяться в ходе доказательства и не должен содержать в себе логического противоречия.

2.Аргументы – истинные положения, и их истинность доказывается независимо от тезиса.

3.Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

Логические ошибки:

1.«Подмена тезиса » – доказывается не тот тезис, что выдвинут первоначально.

2.«Ложное основание » или «основное заблуждение » – тезис обосновывается ложными суждениями, которые ставятся как истинные.

3.«Предвосхищение основания » – в качестве аргумента берётся недоказанное положение, истинность которого необходимо показать.

4.«Порочный круг » или «круг в доказательстве » - тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из того же тезиса.

Ошибки бывают:

· Непреднамеренными – причины: отсутствие у человека логической культуры, навыков спора, излишняя эмоциональность, мешающая суждению.

· Намеренными – логические уловки, умышленно ошибочные суждения, выдаваемые за истинные. Их называют софизмами.

Виды аргументов:

· Логические доводы – обращены к разуму слушателей.

o Теоретические, эмпирические обобщения и выводы;

o Ранее доказанные законы;

o Аксиомы и постулаты;

o Определения основных понятий конкретной области знаний;

o Утверждения о фактах, статистические данные.

Факт – действительное явление, событие, произошедшее на самом деле.

Мнение – суждение, выражающее оценку, взгляд, отношение к чему-либо.

· Психологические доводы – оказывают воздействия на чувства. Могут использоваться и в споре, и в спекулятивных целях.

o Довод к чувству собственного достоинства;

o Довод от угрозы, обещания, недоверия и т.д.

Уловки и спекулятивные приёмы в психологических доводах:

· Аргумент к силе – использование видов принуждения;

· Аргумент к невежеству – использование неосведомлённости оппонента;

· Аргумент к верности – склонение к принятию тезиса в силу верности, привязанности, почтения и др.

39. Невербальные средства общения. Мимика. Виды жестов. Интонация.

Язык мимики и жестов начали изучать только с 60ч годов 20 века, хотя жестикулярно-мимическая речь возникла раньше звуковой речи. Мимика и жесты помогают говорящему полнее выразить свои чувства и понять как в действительности участники диалога относятся друг к другу.

Мимика – выражение лица, отражающее чувства говорящего, например:

· Удивление – поднятые брови, опущенные вниз кончики губ;

· Гнев – брови опущены вниз, глаза прищурены и т.д.

Мимика зависит от индивидуальных особенностей человека: она может быть невыразительной. Повышение выразительности мимики происходит за счёт тренировок перед зеркалом.

Жест – движение рукой, головой или иной частью тела, также выражающее эмоции человека и пополняющие, оживляющие его речь. В то же время, неуместные жесты производят неблагоприятное впечатление.

Виды жестов:

· Механические жесты – жесты, не связанные со смыслом слов говорящего. Могут быть следствием его волнения или неуверенности в себе.

· Ритмические жесты – связаны с ритмикой речи. Они совершаются в такт речи, обозначают логическое ударение, замедление, нередко совпадает с интонацией.

· Эмоциональные жесты – передают оттенки чувств. Некоторые закреплёны в устойчивых словосочетаниях (бить себя в грудь, пожать плечами).

· Указательные жесты – выделяют предмет из ряда однородных, показывают место, подчёркивает порядок следования.

· Изобразительные жесты – появляются в случаях, когда:

o Не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

o Одних слов недостаточно из-за повышенной эмоциональности, несобранности, неуверенности, что адресат всё понимает и по иным причинам;

o Необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя наглядно.

· Символические жесты – жесты, имеющие определённое значение или смысл, характерные для определённой ситуации.

o Жестпредельности (категоричности) – сабельная отмашка кистью руки;

o Жест интенсивности –рука сжимается в кулак;

o Жест отказа, отрицания – отталкивающее движение рукой ладонью вперёд;

o Жест противопоставления, антонимичности – кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»;

o Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются в разные стороны;

o Жест объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щёпоть или соединяются ладони рук.

· Подражательные жесты – оживляют описание, изображение.

В зависимости от ситуации жесты могут иметь разное значение. Чаще всего жесты используются в речи для наглядности (для изображения предмета или явления) или когда проще показать жестом, чем объяснить. Высказывания, обычно, сопровождаются несколькими жестами. Жестикуляция зависит от характера человека, его национальности и от принадлежности к определённому коллективу.

40. Интонация. Интонационные конструкции. Акустические компоненты интонации. Пауза, ее типы.

Интонационные конструкции (ИК).

ИК состоит из предцентровой, центровой и постцентровой частей. Центр – основной ударный слог в предложении. Всё, что находится перед центром – предцентровая часть, а то, что после – постцентровая. Пример:

Мальчик взял книгу. «Взял» - центр, «мальчик» - предцентровая часть, и «книга», соответственно, постцентровая часть.

В речевом такте не всегда могут быть представлены все составляющие ИК. Интонационно фраза может состоять, например, только из центровой, или только из предцентровой и центровой части и т.д.

Ещё одна особенность: если интонационно выделить первое слово, тогда оно будет центром, а остальные слова образуют постцентровую часть. Соответственно, если выделить последнее слово, то оно будет центром, а остальная часть – предцентровой частью.

Для определения типа ИК важно различать, как изменяется основной тон: повышается или понижается. Тон произношения гласных может быть ровным, нисходящим, восходящим, нисходяще-восходящим, восходяще-нисходящим.

Выделяется семь типов ИК:

· ИК-1. Повествовательное предложение. Нисходящий тон на гласном центра; используется при выражении завершённости повествовательного предложения.

· ИК-2. Вопрос с вопросительным словом, обращения. Нисходящий тон в сочетании с небольшим усилением словесного ударения на гласном центра

· ИК-3. Вопрос без вопросительного слова. Отличие восходящем тоне с последующим падением.

· ИК-4. Два условия: 1. Должен быть диалог. 2. Должен быть сопоставительный вопрос. Нисходяще-восходящий тон (А вы ?)

· ИК-5. Экспрессивное предложение. Имеется два центра: на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра - понижается. Между центрами тон выше среднего, а в постцентровой части – ниже среднего.

· ИК-6. Подчеркнутая высокая степень признака, действия. Оценочные и восклицательные предложения, выражение недоумения. На гласной центра тон повышается и сохраняется до конца конструкции.

· ИК-7. Выражение экспрессивной оценки, сочетание восходящего тона со смычкой голосовых связок в конце артикуляции гласного центра.

Надеюсь, эта таблица вам поможет.

Акустические компоненты интонации:

· Тон – высота гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. С помощью изменения тона создается мелодическое разнообразие. Монотонность, слишком высокий или низкий тон мешают восприятию речи.

· Интенсивность звучания - чем больше амплитуда колебания голосовых связок, тем интенсивнее звук. Уровень интенсивности бывает низким, средним и высоким. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

· Темп - скорость произнесения речевых элементов. Нормальный темп – 120 слов в минуту. Темп меняется в зависимости от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего и ситуации. Слишком медленный или быстрый темп мешают восприятию речи другими участниками общения.

· Тембр - дополнительная артккуляционно-акустическая окраска голоса. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи образуются обертоны, т. е. дополнительные тоны. Тембр голоса зависит от эмоционального состояния человека.

Пауза, её типы.

Пауза – временная остановка звучания, которая разрывает поток речи. Наука, изучающая паузы, называется паузологией.

Типы паузы:

· Пауза хезитации – пауза обдумывания, размышления.

· Интонационно-логическая – наблюдается в середине фразы, соответствуют её членению на логические части.

· Психологическая – соответствует эмоциям, влияет на чувства собеседника.

· Интонационно-синтаксическая – соответствует знакам препинания в письменной речи и различается длительностью. Отделяет обращение, однородные члены и т.д.

· Ситуативная – вызвана той или иной ситуацией.

· Физиологическая – зависит от состояния человека. Необходима для того, чтобы набрать в лёгкие воздух.

· 41. Ораторское искусство. Публичная речь, ее особенности.

· Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

· Понятие об ораторском искусстве

· Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие .

· Из «Словаря современного русского литературного языка»:

· Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.

· 2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность.

· 3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.

· Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

· Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений.

· 1.Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

· 2.Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

· Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. (напр., Аристотель)

· 3.Ораторским искусством называют также исторически ᴄᴫᴏжившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

· Г.З. Апресян подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой .

· (Он говорит, что:

· - ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их.

· - многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.

· - ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждения, доказательств и обобщений.)

· Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют ᴄᴫᴏжный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей.

· Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

· Публичная речь, ее особенности.

· Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

· Ораторская речь – воздействующая, убеждающая речь, которая обращена к широкой аудитории, произнесение профессиональных речей имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроение.

· Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.

· Все речи делятся на 3 основные группы:

· - Совещательная – стремление побудить аудиторию к решению, которое ей надо реализовать в будущем.

· - Осудительная – оценочная речь, анализ, какого- то существующего факта.

· - Показательная – речь, призванная создать общественное мнение о ком-то или о чем-то.

· Особенности публичной речи:

· 1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова оратора). Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

· 2. Лингвистическая, или языковая трудность. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом.

· 3.Публичное выступление - устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

· 4.Публичная речь происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.

· 5. Использование различных средств общения. В ПР используются не только языковые средства, но и паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).

· Существуют 10 элементов, которые характеризуют хорошую речь:

· - объективность, ясность, образность, целеустремленность, повышение напряжения,

· повторение, смысловая насыщенность, лаконичность, юмор.

· Существует 5 элементов ораторской речи :

· - ИНВЕНТИО - нахождение того, что сказать.

· - ДИСПОЗИТИО - расположение изобретенного.

· - ЕЛОКУТИО - украшение словами.

· - МЕМОРИЯ – запоминание.

· - АКТИО - произнесение, действие.

· Виды публичного красноречия

· Еще со времен античности различают 5 родов публичного красноречия, или ораторского искусства: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и церковно-богословское. Все эти роды публичной речи являются подготовленным устным монологом.

· Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.

· Ораторская речь характеризуется рядом особенностей

· 42. Основные навыки оратора.

3 “кита”, на которых держится хороший оратор:

этос - этические качества оратора.

логос – наука об аргументации.

пафос – то, какие чувства оратор вызывает у аудитории

Что думают современные специалисты о возможности стать оратором?

Они отмечают необходимостью общих и специальных способностей.

Способности формируются из природных задатков. К ним относятся:

особенности нервной системы, функциональной деятельности мозга, строения организма (голосовых связок, двигательного аппарата и др.).

Общие способности – это благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности.

Лектору необходимы такиеобщие способности, как:

развитое произвольное внимание, его быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др.

Оратору необходимы и специальные способности:

Наблюдательность

Развитое мышление

Самостоятельность ума

Творческое воображение

Способность к сильным эмоциональным переживаниям

Речевые способности (определяют культуру речи оратора, его умение доносить свои мысли ясно, живо, впечатляюще).

Способность – необходимое, но не достаточное условие становления оратора.
В человеке, который берет слово, чтобы влиять на других, хотят видеть Личность!

В ораторской деятельности можно выделить три основных этапа:

докоммуникативный (до встречи с аудиторией), коммуникативный (сам процесс выступления перед слушателями), посткоммуникативный (анализ выступления после встречи).

1.Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа.

Кроме непосредственной подгоᴛᴏʙки к выступлению, нужна общая подгоᴛᴏʙленность, широта кругозора, эрудиция.

При подгоᴛᴏʙке к выступлению необходимо знание основ диалектической и формальной логики.

И при подгоᴛᴏʙке, и при проведении выступления оратор нуждается в психологических знаниях, которые помогают устанавливать контакт со слушателями, организовывать их внимание и управлять им.

2.Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление помогает владение культурой речи.

Навыки оратора – это усвоенные в результате многочисленных повторений интеллектуальные, двигательные и сенсорные действия, которые выполняются уже почти автоматически. (Это навыки анализа явлений действительности, изучения литературы, составления выписок, распределения внимания во время выступления, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени.)

Кроме того, к коммуникативным навыкам , необходимым оратору, относят профессиональную наблюдательность, владение мимикой и жестами, способность выражать свои эмоции и управлять ими.

Умения оратора позволяют ему решать ᴄᴫᴏжные творческие задачи в процессе подгоᴛᴏʙки и проведения выступления.

Одно из самых ᴄᴫᴏжных умений, в котором проявляется искусство оратора, - соразмышление с аудиторией , когда аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества.

· 43. Контакт с аудиторией. Факторы, влияющие на установление контакта. Приемы управления аудиторией.

· Адресовать свое обращение оратор должен не только докладчику или президиуму, прежде всего и ко всем присутствующим, построив его таким образом, чтобы полученная ими информация была понятна и легла в основу их собственных размышлений и выводов.

· Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность агрессивного поведения (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогию (ложь). Профессиональное отношение, умение работать с аудиторией, не зависит от ее расположения к оратору.

· Этические качества оратора : честность, скромность, доброжелательность, осмотрительность.

· Честный оратор: добросовестный, компетентный, принципиальный, самокритичный. Скромность: равность с аудиторией, внимание к тому, что говорят другие. Доброжелательность – доказательство пользы, блага для аудитории.

· Чувство аудитории, или коммуникативность , возникает лишь тогда, когда выступающему удается создать в аудитории «эффект общения», разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слушать.

· Имитация разговорности

· - оратор создает впечатление живого общения. Для этого он общается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов и т.д.

· Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт

· со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора – непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд.

· Хорошее выступление – должно быть цельное в ритмически - интонационном отношении. Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно – выразительные средства, ибо они взывают к миру чувств и эмоций аудитории. (метафора, эпитет, гипербола, каламбур и др)

· Приемы управления аудиторией

· Тайна занимательности. П. Сергеич указывает, что «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее».

· Вопросно-ответный ход . Ритор вслух рассуждает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам же на них отвечает, выдвигает возможные предположения и возражения, приходит к определенным выводам.

· Юмор, сопереживание.

· Очень действенное средство разрядки, оживления внимания аудитории. Чтобы достичь взаимопонимания со слушателем, в публичном выступлении используется прием сопереживания, сочувствия слушателям по поводу каких-либо событий, душевное состояние.

Рассматривая такой феномен, как речевая коммуникация, мы увидим, что на его успешность влияет множество пунктов. Одним из них будут экстралингвистические факторы. Определение этого понятия, что в него входит, мы, в числе всего прочего, разберем в статье. Начнем же с самого главного термина и его составляющих.

Речевая ситуация

Что такое речевая ситуация в иностранной и родной речи? Фактически это первая ступень общения между людьми. В современной реальности данные ситуации могут быть как естественными (два знакомых встретились на улице и разговорились), так и искусственными (школьникам предложили порассуждать на уроке по поводу социальных проблем региона).

Разновидностей и тем речевого общения в нашем мире множество. Вместе они обогащают духовную жизнь человечества, нашу культуру.

Конкретные обстоятельства, на фоне которых происходит человеческое общение. Она - исходный момент любого нашего речевого действия: в зависимости от нее выстраивается модель диалога, общения с аудиторией, поиск тем разговора, русло беседы и проч.

Пример текста речевой ситуации:

  • Дружеская беседа.
  • Выступление с докладом.
  • Объяснение перед начальством.
  • Консультация насчет покупки компьютера.
  • Объяснение малышу, почему спички - это не игрушка и проч.

Типы речевого общения

В инакоязычной и родной речи можно выделить три основных типа речевой коммуникации:

  • Официальный, деловой . Это общение подчиненного с боссом, учителя с учеником, доктора с пациентом и проч. Для него характерна наиболее жесткая регламентация речевым этикетом. Нарушение каких-то его правил может даже грозить серьезными санкциями.
  • Полуофициальный . Это беседа коллег, группы студентов, родственников. Нормы речевого этикета здесь уже более размыты. Общение же выстраивается более по правилам, характерным для этой малой группы.
  • Неофициальный . Разговоры с друзьями, возлюбленными, знакомыми, внутри семьи. Соблюдение речевого этикета здесь довольно условно. Тональность, темы общения свободны. Люди здесь ограничивают себя только собственными нравственными представлениями, моралью, тактичностью.

Компоненты речевой ситуации

Чтобы лучше понимать основную тему нашего разговора, выделим основные компоненты речевого общения:

  • Участники . Существуют как прямые участники - адресат и адресант, так и третьи лица - наблюдатели, слушатели. Присутствие последних формирует саму ситуацию, влияет на ход общения.
  • Место и время коммуникации . Очень важный аспект, определяющий стиль общения. Беседа на улице, разговор на вечеринке, выступление перед уважаемой аудиторией - различные речевые ситуации. Внутри себя разделяются на две ветви:
    • Канонические - произнесение речи синхронно моменту ее восприятия. Адресат и адресант находятся в одно время в одном и том же месте.
    • Неканонические - время произнесения не совпадает со временем восприятия, сама речь не имеет определенного адресата (например, публичный доклад, разговор по телефону, общение с помощью писем и проч.)
  • Предмет общения .
  • Цель общения . Результат, который участники коммуникации хотят видеть итогом своего речевого взаимодействия. Цели разделяются на следующие группы:
    • Непосредственно выражаемые.
    • Прямые. В частности, прием и передача данных.
    • Косвенные.
    • Долговременные.
    • Так называемые интеллектуальные: критика, поиск истины, обсуждение, разъяснение и проч.
  • Обратная связь между участниками диалога . Здесь две категории:
    • Активная (диалог).
    • Пассивная (пример - текст письменного ответа).

Экстралингвистические и просодические средства

Теперь перейдем от всего речевого общения ближе к основной теме разговора. В коммуникации используются просодические и экстралингвистические средства общения. Их роль очень многогранна:

  • Регуляция потока речи.
  • Экономия языковых средств общения.
  • Предвосхищение, дополнение и замещение речевых высказываний.
  • Выражение эмоционального состояния.

Каждое из этих направлений имеет свой набор средств общения:

  • Экстралингвистика - разбавление речи паузами, включение психологических проявлений: смех, плач, вздох, нервное покашливание и проч.
  • Просодика - такие интонационно-ритмические конструкции, как громкость и высота голоса, сила ударения, тембр и проч.

Средства просодики и экстралингвистики

Давайте рассмотрим как просодические, так и экстралингвистические факторы, стили.

Итак, просодика.

Интонация - все разнообразие языковых средств, связанных с голосом, не требующих концентрации внимания на содержании сказанного.

Скорость речи :

  • Менее 200 слов в минуту - медленная.
  • Порядка 350 слов в минуту - спокойная.
  • Около 500 слов в минуту - быстрая.

Течение речи (режим) : ритмичное, циклическое, отрывистое, угловатое, округленное.

Артикуляция - ясное и четкое либо невнятное, "зажеванное" произношение.

Теперь перейдем к экстралингвистике.

Кашель, одышка . Может проявляться как реакция на внешние раздражители, говорить о проблемах со здоровьем, так и быть продиктована желанием что-то "сказать" собеседнику этими звуками.

Пауза . Причины ее могут быть различны: придание значения сказанному, задумчивость, средство выиграть время, отвлеченность на что-то постороннее. Нередко паузу допускают, заметив, что собеседник хочет что-то сказать.

Исследователи считают, что значение пауз в разговоре иногда почти равно значению сказанного.

Смех - средство разрядить обстановку, сделать беседу несколько эмоциональной. Поводов для него может быть несколько: было сказано что-то комичное, веселое, хочется высказать свое отношение к чему-либо собеседнику.

Смех может быть как естественным, так и искусственным, натянутым.

Нечленораздельные звуки . Многие в процессе разговора кряхтят, вздыхают, "экают", "мычат" и т.д. Эти звуки могут свидетельствовать как об отношении к предмету разговора, так и раскрывать внутреннее состояние человека.

Но это еще не все.

Иные факторы успешной коммуникации

Помимо экстралингвистики и просодики, имеют место и такестические средства общения: поцелуй, рукопожатие, похлопывание или иное прикосновение.

Говоря об успешном выстраивании речевого общения, не надо обходить стороной и проксемику - расстояние между собеседниками. Оно может быть личным, интимным, близким, публичным, социальным. Важную роль играет и ориентация общения - угловая, независимая, конкурирующе-оборонительная позиция.

А заключает успешность диалога образ собеседника - его манера одеваться, украшать себя, делать прическу и макияж.

Примеры употребления просодических и экстралингвистических средств в речи

Давайте посмотрим, насколько широко мы пользуемся средствами экстралингвистики и просодики в речи и как они могут нас охарактеризовать:

  • Высокий голос используется нами для передачи сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных: радости, гнева, восторга, страха, энтузиазма.
  • Четкое произношение слов, отсутствие "проглатывания" суффиксов и окончаний используется, чтобы заявить о себе как о дисциплинированном, ответственном человеке.
  • Быстрая речь характерна для взволнованного, обеспокоенного чем-то собеседника. Медленная может свидетельствовать как о высокомерии и невозмутимости, так и об усталости или горе. Спокойная речь характеризует вдумчивого, уравновешенного человека.
  • Если темп разговора постепенно оживляется, убыстряется, это говорит о вдохновении предметом беседы, погруженности в ее тему.
  • Бойкая, торопливая манера речевой коммуникации свойственна импульсивному, темпераментному человеку, уверенному в своих словах. Но если речь его при этом обрывочна, беспорядочна, характеризуется резкими изменениями скорости говорения, то это свидетельство робости, стеснения, возбуждения, непостоянства и суетливости.
  • Если человек правильно выговаривает слова, придерживается определенной цикличности беседы, это говорит о его строгости, педантичности, твердости, эмоциональной холодности.

Однако не надо забывать, что к средствам общения относятся также жесты, мимика. Если человек говорит размеренно, четко, но при этом отчаянно жестикулирует, "бегает" глазами, кривит губы, то это выдает его волнение, неуверенность. Поэтому всегда стоит обращать внимание на то, чтобы речь и невербальные средства выражения были при беседе синхронны.

Большое значение в речевом общении имеет и богатство лексикона, общего кругозора собеседника. Помимо экстралингвистических факторов, этот показатель заметно влияет на успешность речевой коммуникации.

Что это - экстралингвистические факторы?

Теперь еще несколько определений этого феномена. Экстралингвистические (социальные) факторы общения - это параметры социальной (внеязыковой) действительности, которые обуславливают как частые, так и глобальные изменения в речи.

Также стилеобразующими, внелингвистическими, экстралингвистическими факторами общения называют массу явлений внеязыковой действительности, в которых и под влиянием которых речь приобретает массу своих стилевых характеристик, а также происходит организация и отбор языковых средств.

Компоненты речевой ситуации как внелингвистические факторы

Отметим, что экстралингвистическими факторами вполне можно назвать и компоненты речевой ситуации. "Экстра" = "сверх": в смысле то, что не изучается непосредственно лингвистикой (наукой о языке).

Давайте вспомним это компоненты:

  • Говорящий.
  • Адресат.
  • Предмет разговора.
  • Цель коммуникации.
  • Обстановка общения.

Что относится к социальным факторам речевого общения?

К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:

  • Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).
  • Возрастную разницу.
  • Социальную структуру общества.
  • Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.
  • Культурно-языковые особенности.
  • Письменные традиции.
  • Языковые культурно обусловленные контакты.

Вот мы и рассмотрели экстралингвистические факторы и средства общения. Это все те внеязыковые особенности, которые, в зависимости от правильности применения, могут сделать коммуникацию как успешной, так и неудовлетворительной.