История села Барятино (бывшего Ильинского), как и соседней Рощи, теряется в немереной глубине веков. С некоторой долей вероятности мы можем лишь предполагать, что с ело Ильинское князь Василий Григорьевич Барятинский получил «за службу» в 1550 году от Ивана Грозного. Уверенно же можно говорить пока только о времени позже 1628 года. Документы утверждают, что в течение почти всего XVII века Ильинским владели шесть поколений князей Барятинских из старшей ветви рода, и лишь в 1697 году это имение у Алексея Афанасьевича Барятинского приобрел за 4 тысячи рублей князь Борис Алексеевич Голицын, объединив его со своими рощинскими владениями. Теперь уже пять поколений князей Голицыных-«Алексеевичей» хозяйствовали в «Ильинском Барятине тож».
Однако в 1835 году очередной владелец - бездетный князь Николай Васильевич Голицын (1762-1835), вызвав негодование ближайших родственников, передал Барятино по завещанию своему внучатому племяннику князю Дмитрию Сергеевичу Горчакову (1828-1907). Всего два поколения Горчаковых успели связать свои судьбы с Барятиным, и тем не менее сегодня мы говорим о нем только как об имении Горчаковых. И на это есть свои резоны.
Во-первых, Барятино было для Горчаковых основным домом, а не «дачей». Во-вторых, сказался сам масштаб личности новых владельцев, их широкие интересы и склонность к созидательной деятельности. И наконец, Горчаковы явились последними владельцами Барятина, и почти все дошедшие до нас материальные свидетельства прошлого усадьбы оказались связанными с ними.
Итак, Барятино начала XXI века. Память о первых владельцах сохранилась здесь только в названии села. Князья же Голицыны оставили более заметные следы. Пожалуй, расцвет эпохи Голицыных приходится на «царствование» в Барятине правнука Бориса Алексеевича - князя Александра Михайловича Голицына (1730- ок. 1805). Он расширил владения за счет окрестных деревень до 4452 десятин, а число его крестьян достигло 1830 человек. В Барятине был заведен свой конный завод, на речке Тарусе появилась мельница «о двух поставах», в усадьбе построен каменный господский дом.
Князь активно участвовал и в жизни Тарусы, а в 1785 - 1788 годах избирался уездным предводителем дворянства. Это было время тесного родственного общения между молодыми хозяевами разделенных в 1766 году на три части владений княгини Евдокии Михайловны Голицыной, между тремя родными братьями - Александром в Барятине, Михаилом в Роще и Николаем в Вязёмах. Рощу и Барятино частенько навещала и жена их двоюродного брата - княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная графиня Чернышева (1739-1837). Именно здесь, охотясь в барятинском лесу, она умудрилась подстрелить черного как смоль зайца, что не удавалось никому ни до, ни после нее. И неудивительно, ведь Наталья Петровна - это знаменитая и загадочная «Пиковая дама».
При следующих владельцах жизнь усадьбы постепенно теряла яркие краски. И наконец, вблизи приобретенной еще Александром Михайловичем деревни Кареевой появилась Рождественская церковь, оказавшаяся символом перехода Барятина к другому княжескому роду. Храм этот сегодня разрушен до основания, но сохранились документы, свидетельствующие о том, что Рождественскую церковь в 1832 году начал возводить уже упоминавшийся Николай Васильевич Голицын (1762-1835), но не успел, завершил же работы в 1835 году «душеприкащик его полковник и кавалер» князь Сергей Дмитриевич Горчаков (1794-1873), являвшийся к тому же отцом и опекуном первого владельца Барятина из рода Горчаковых - князя Дмитрия, получившего усадьбу в семилетнем возрасте. И сегодня мы можем сказать, что ставшие отныне барятински-ми Горчаковы не посрамили своих знаменитых родственников - ведь Сергей Дмитриевич приходился родным братом генерал-фельдмаршалу Михаилу Дмитриевичу Горчакову и троюродным - лицейскому другу Пушкина, канцлеру, Светлейшему князю Александру Михайловичу Горчакову.
Если до сих пор мы говорили об информационных следах прошлого, то теперь можно обратиться и к материальным свидетельствам. Начнем с того, что в центре Барятина стоят крепкие еще, хотя и обезглавленные стены Успенской церкви, построенной в довольно редком для православного храма псевдоготическом стиле. Возведена же эта церковь была в 1850 году все тем же Сергеем Дмитриевичем Горчаковым. Все же прочие приобретения Барятина и сам его расцвет как настоящего дворянского гнезда связаны уже с именами его сына и внука.
Вот вблизи церкви за деревьями парка просматривается барятинская средняя школа. Однако это отнюдь не современное типовое школьное здание, а княжеский усадебный дом со всеми характерными чертами хоромного стиля. Он таким и родился, только время и человеческое бескультурье уничтожили его «выступающие» части - угловую башню, балкон, внешнюю южную лестницу и оранжерею. Вместо последней был пристроен спортзал. Понятно, что он очень нужен для школы, только стиль его оказался весьма далеким от хоромного.
А вот князь Дмитрий Сергеевич Горчаков (1828-1907), пристраивая в свое время к существовавшему двухэтажному голицынскому дому Г-образный корпус с башней, сохранил первоначальный стиль, несмотря на все свое «западничество». Так в 1870-е годы в Барятине и появилось это замечательное архитектурное воспоминание о русском стиле, характерном вообще-то для XVII века.
Оставил Дмитрий Сергеевич в Барятине и другой след, который можно назвать живым во всех смыслах этого слова. Это расположенный на 25 гектарах своеобразный пейзажный парк с некоторыми элементами регулярного. Князь Дмитрий, боевой офицер и флигель-адъютант Александра II, женившись на Вере Ивановне Бек (1842-1912) - падчерице князя Павла Петровича Вяземского, неожиданно выходит из свиты и в 1859 году совсем уезжает в свое Барятино, где вкладывает душу в дело, никак не связанное с его прежним опытом, - в создание парка. Выбор растений, как и работа лопатой и секатором получаются у князя ничуть не хуже, чем у современного дачника.
Даже парк в его сегодняшнем состоянии (погибла часть старых деревьев, спущен пруд с островами, обрушена подпорная стенка террасы, утеряна сеть дорожек) позволяет высоко оценить замысел князя Дмитрия.
Сохранились в разной степени и многие фундаментальные хозяйственные постройки, а также дом управляющего. Однако особенно интересным для нас оказалось еще одно постоянное увлечение Дмитрия Сергеевича. Он превратил Барятино в значительный культурный центр. Здесь были созданы богатые коллекции старинных художественных изделий из бронзы, серебра, стекла и фарфора, мебели XVIII века, вооружения XVI-XIX веков. В усадебном доме появилась обширная картинная галерея и ценная библиотека. Сегодня предметы из этих коллекций находятся во многих музеях: в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном историческом музее, в областных музеях Саратова, Твери, Вятки и более всего в Калуге.
Продолжил пополнение коллекций и библиотеки сын Дмитрия Сергеевича - князь Сергей Дмитриевич Горчаков (1861-1927), успешно работавший губернатором Вятки, а потом Калуги в очень тяжелый период с 1906 по 1915 год. При нем имение продолжало развиваться, хотя экономическая ситуация в стране приводила множество усадеб, как и соседнюю Рощу, к полному краху. Его же на Анна Евграфовна, урожденная графиня Комаровская (1873- 1918), немало способствовала этому относительному процветанию. Созданный ею в Барятине конный завод и передовое для своего времени животноводческое хозяйство имели высокий уровень и не раз отмечались на различных выставках. Но ничто не могло помочь усадьбе преодолеть революционный перелом. Сергей Дмитриевич кончил свои дни в сибирской ссылке, а Анна Евграфовна застрелена в тарусской ЧК. Следы их детей Татьяны и Дмитрия затерялись. Коллекции были национализированы и в значительной степени обезличены.
Конечно, это не лучший конец усадьбы. Однако повторить путь не так далеко расположенного Поленова Барятину было невозможно по многим причинам, и прежде всего в связи с княжеским титулом и губернаторским прошлым Сергея Дмитриевича. И все же большое количество информации, сохранившихся зданий, элементов парка, а также возродившийся интерес российского общества к своей подлинной истории позволяют надеяться на сохранение этого кусочка усадебной культуры.
Имение Барятино, недалеко от города Тарусы,известно с XVII века и получило название по своим первым владельцам, князьям Барятинским. В 1697 году имение было продано воспитателю Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714), и затем почти полтора века поколения Голицыных сменяли здесь друг друга.
Но расцвет усадьбы начался в середине XIX в., когда оно перешло по наследству Дмитрию Сергеевичу Горчакову(1828-1907), от своего дальнего родственника Николая Васильевича Голицына.
От прежних владельцев молодому князю досталось большое имение: конный завод, службы, кузница, скотный двор. Парадная зона усадьбы включала каменный господский дом с регулярным парком и Успенскую деревянную церковь, к которой вела аллея - проспект, обсаженная дубами. Поодаль от церкви расположен сохранившийся дом управляющего усадьбой (начало XIX в.), который украшен балконом и колоннадой.
И первым деломновый владелецвыстраивает каменную Успенскую церковь (1850 г.). Псевдоготическая по стилю, в плане церковь представляет равноконечный крест, с западной стороны размещена трехъярусная колокольня. По композиции классический тип бесстолпного храма с купольной ротондой.
Князь Горчаков принадлежал к старинному княжескому роду. Его дедом был известный сатирик, член Российской академии князь Дмитрий Петрович Горчаков (1758-1824). Отец Сергей Дмитриевич имел двух братьев, и все трое были военными, отличившимися храбростью. По их стопам пошели Дмитрий Сергеевич.
Знаменитый адъютант императора Александра II, участник Крымской войны и защитник Севастополя, он был награжден орденами святой Анны трех степеней, святого Владимира, святого Станислава и золотой саблей с надписью "За храбрость".
По свидетельству близкого родственника и друга Горчакова, графа С.Д.Шереметева, Дмитрий Сергеевич был личностью неординарной.
«Во всей его внешности чувствовалась горячая кровь и сквозила истинно военная, боевая жилка. Он был роста высокого, осанки богатырской, держался стройно, даже несколько закидывая назад голову, в движениях был скор и порывист, лицо имел выразительное.
<…> Речь его была откровенная, правдивая и смелая; приемы были не мягкие, взгляды — определенные, не поддававшиеся господствующему течению; образ действий самостоятельный, без всякой примеси “дипломатического” искусства.
Он <…> невольно обращал на себя внимание и внушал любопытство. <…> Лихой наездник, ловкий в танцах, всегда изящный в приемах и неизменный поклонник красоты, он привлекал к себе сочувствие женских сердец. (цит.по М.Зверевой).
Его жена Вера Ивановна - дочь поэта Ивана Александровича Бека и Марии Аркадьевны Бек (урожденной Столыпиной), падчерица Павла Петровича Вяземского, известного коллекционера. "Она вышла замуж за человека, ее любившего, и с того дня жизнь ее стала его жизнь". Тихая, приветливая, обаятельная, она получила прекраснее образование и воспитание, прекрасно знала несколько языков и в том числе русский, что довольно редко встречалось в ее кругу.
Весной 1859 года, сразу же после свадьбы, супруги Горчаковы отправляются в заграничное путешествие по Англии и Шотландии. Из зарубежных поездок Горчаковы привозят художественные ценности - картины, гравюры, книги, фарфор, которые и были свезены в барятинскую усадьбу. Сами же отправляются в Петербург.
Флигель-адъютантом при особе императора Горчаков пробыл недолго - «Не будучи никогда человеком примирительным, он некоторою резкостью приемов и речей не пришелся по нраву»- и в 1867 г. ушел в отставку Тем, кому было необходимо ощущение внутренней свободы, в России всегда оставался один классический и безнаказанный способ протеста - отъезд в деревню. С княгиней Верой Ивановной переехал он в тарусскую деревню, столь им любимую, в свое дорогое Борятино.
И вот теперь Горчаков мог проявить наконец художественные свои наклонности и дать волю любви к искусству.
Он страстно продолжил занятие коллекционированием произведений искусства, но не хаотично, а в соответствии со своими особыми принципами. Пополнению коллекции способствовали путешествия в Швейцарию, Францию, Италию и Германию.
В результате получилось грандиозное собрание, в составе которого были: коллекция живописи, оригинальной и печатной графики отечественных и западноевропейских художников XVI-XIX веков, коллекция портретных миниатюр, предметы декоративно-прикладного искусства: старинное серебро, фарфор, хрусталь, бронзу, мебель работы немецких мастеров XVIII века, старинное оружие западноевропейского, восточного и русского производства XVI-XIX веков.
Особо надо отметить Барятинскую библиотеку - это 6 тысяч томов, в том числе редкие рукописи и книги XVI-XIX веков.
Одновременно ведутся активные работы по реконструкции старого усадебного дома в соответствии со вкусами хозяина - в традициях древнерусского зодчества. Два корпуса, соединенных галереей, создаютвпечатление «хором».
Из архитектурных форм XVII века зодчий подбирает несколько типов наличников, крыльцо с кувшинообразными столбами, железный и прорезной узор и разнообразные карнизы.
Помимо декоративных элементов, в композицию дома был введен и пространственный - отсутствующая теперь башня над южным корпусом.
Усадебный дом в 1870-80гг.
Усадебный дом сейчас
Атмосферу культурного быта, царившую в Барятино во второй половине XIX века, дополнял обширный парк, начинающийся прямо от дома, в парке - живописный пруд с островом. Парк и сады составлены с большим вкусом. Использованы редкие породы деревьев, сохраняющиеся и ныне.
В 1870-х годах заканчивается формирование усадебного ансамбля: главного дома («дворца»), стилизованного под палаты XVIII века, дома управляющего, хозяйственного комплекса, парка с каскадом прудов, Успенской церкви.
Дом с другой точки
Эти годы, проведенные в Барятино, были, наверное, самыми счастливыми в жизни семьи.
Из писем В.И.Горчаковой своей матери М.А.Вяземской (оригиналы писем - на французском, перевод М.В.Зверевой):
23 августа 1868 года. Дом нельзя узнать: настолько он похорошел. Уже готовы оранжерея и кладовка, однако, строительство крыла здания еще не начато. Очень интересно наблюдать за всеми этими работами, и я исключительно приятно провожу все свое время на новеньком балконе, сидя там со своей работой.
29 июля 1870 года. Сейчас он (Д.С.Горчаков) очень занят строительными работами. Предстоит столько сделать, что от одной только мысли об этом голова идет кругом. У него не остается ни минуты покоя, но это его жизнь, и он в своей стихии.
19 июня 1871 года. Мы теперь заняты развешиванием картин в новом доме и проводим весь день на новом балконе, который полон цветов и декоративных растений.
6 апреля 1878 года. Вчера садовник принес мне крокусы, которыми мой муж украсил газон... Я попросила как-то его посадить крокусы на газоне, но даже и не надеялась, что мое желание будет выполнено; и вот теперь они расцвели, а мой муж не может поверить своим глазам при виде газона, покрытого цветами и сиренью. Сад вчера всех поверг в изумление, никогда еще не было ничего подобного. Это было очень красиво... Я так рада видеть моего супруга активным, работающим в саду до волдырей на руках; движение идет ему на пользу, он весел и всем доволен.
7 марта 1880 года. Мой муж пишет мне из Борятина, что он должен там еще задержаться... Церковь скоро тоже будет отремонтирована, ее выкрасят в белый цвет... Я счастлива, что мой муж занят приятной для него работой.
24 июня 1883 года. Ограда и решетка церкви удались совершенно, результат прекрасный. Оставшимися от старой ограды кирпичами мой муж велел замостить дорогу до конюшни, так что теперь эта дорога стала гораздо лучше и такая чистая, какой никогда еще не была.
Последние годы жизни князь и княгиня Горчаковы провели вдали от своей любимой «тарусской деревни»: слабое здоровье стало причиной их переезда в Италию, на берега озера Гарда. Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков скончался в 1907 году и был похоронен в Москве, в Свято-Даниловом монастыре.
Последний владелец усадьбы, Сергей Дмитриевич Горчаков (1861-1927) - родился в Барятино. ОН закончил юридический факультет московского университета и поступил на государственную службу. В 1909 году Сергей Дмитриевич Горчаков был назначен губернатором Калуги и прослужил в этой должности до 1915 года.
Так же увлеченный искусством, как отец, Сергей Дмитриевич сохранил коллекцию отца и пополнил ее книжными изданиями. Его жена Анна Евграфовна, происходившая из знаменитой семьи Комаровских, коллекционировала гравюры.
Но судьба последних владельцев Барятина сложилась трагично.
После революционных событий 1917 года С.Д.Горчаков некоторое время работал в редакции одного из московских журналов, однако вскоре был арестован. Умер в ссылке на севере Тобольской губернии.
Анна Евграфовна была арестована уже в 1918 году «как заложница» после опубликования распоряжения Советского правительства о «красном терроре для буржуазии» и расстреляна «при попытке к бегству» 22 декабря 1918 года.
Горчаковские коллекции были национализированы. В 1919 году наиболее значимая часть собрания была вывезена в хранилища Государственного музейного фонда, откуда художественные ценности разошлись по различным собраниям. Владельческие описи и каталоги были изьяты Тарусской уездной чрезвычайной комиссией в 1918 году, сведений в архивах сохранилось мало. Многое исчезло без следа еще в первые годы Советской власти и не обнаружено до сих пор. Некоторые произведения пропали в период немецкой оккупации. И все же специалисты выявили более 3700 предметов из барятинского собрания Горчаковых. Реликвии усадьбы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др. Можно увидеть их и в калужском художественном музее.
Калужские усадьбы: Барятино, Игнатовское, Истомино August 30th, 2013
Заключительная третья часть исследования калужских земель и её усадебной культуры. В этом отчёте я расскажу о трёх усадьбах, расположенных вблизи города Тарусы. Все они средней руки и в архитектуре довольно скромны. Но за каждой стоит богатая история владельцев этих имений: что не усадьба, то владельцы князья иль графья, а в разные времена губернаторы Калуги и Нижнего Новгорода.
Как всегда, уделяю внимание истории этого места.
Имение Барятино, недалеко от города Тарусы, известно с XVII века и получило название по своим первым владельцам, князьям Барятинским. В 1697 году имение было продано воспитателю Петра I князю Б.А. Голицыну, и затем почти полтора века поколения Голицыных сменяли здесь друг друга. Существующий ныне вид усадьба начинает приобретать в середине XIX века, после того как старая голицынская вотчина перешла по наследству к князю Дмитрию Сергеевичу Горчакову.
Вот так выглядела эта усадьба в начале XX века.
Удивительно для того времени, что из пестрой палитры исторических стилей для главного дома был выбран "русский стиль". Строительство двухэтажного главного дома в стилизованных формах древнерусского зодчества было окончено в 1870-х годах.
Стоит отметить владельца этого имения. Дмитрий Сергеевич Горчаков - участник Крымской войны, герой обороны Севастополя, он был награжден орденами святой Анны трех степеней, святого Владимира, святого Станислава и золотой саблей с надписью "За храбрость". А после войны, появившись в 1856 году в Петербурге становится флигель-адъютантом Александра II. «Не будучи никогда человеком примирительным, он некоторою резкостью приемов и речей не пришелся по нраву» - и в 1867 г. покидает свиту и уходит в отставку Тем, кому было необходимо ощущение внутренней свободы, в России всегда оставался один классический и безнаказанный способ протеста - отъезд в деревню. С княгиней Верой Ивановной переехал он в тарусскую деревню, столь им любимую, в свое дорогое Борятино.
Дмитрий Сергеевич, кстати, принадлежал к старинному княжескому роду Горчаковых.
Сейчас такого ракурса, как на старых фото, уже не добиться, деревья-то подросли и обступили дом. Поэтому пришлось подходить к дому совсем вплотную. Этот фасад сохранил свои черты без изменений: многообразие наличников и даже крыльцо с кувшинообразными столбами уцелело, не считая, правда, утерянной башни, что венчала эту часть дома.
Поселившись в имении князь продолжил своё страстное увлечение - коллекционирование произведений искусства. Пополнению коллекции способствовали путешествия в Швейцарию, Францию, Италию и Германию. В результате получилось грандиозное собрание, в составе которого были: коллекция живописи, оригинальной и печатной графики отечественных и западноевропейских художников XVI-XIX веков, коллекция портретных миниатюр, предметы декоративно-прикладного искусства, старинное оружие западноевропейского, восточного и русского производства XVI-XIX веков. Особо надо отметить Барятинскую библиотеку - это 6 тысяч томов, в том числе редкие рукописи и книги XVI-XIX веков. После Октябрьской революции все эти сокровища разошлись по различным музеям страны.
Балкон вот, к сожалению, тоже не дожил до наших дней. На фасаде остались лишь следы его пребывания.
Выйдем на солнечную сторону. Всё-таки дом очень похож на хоромы. Вот только белый покрас всё портит.
Сейчас здесь барятинская сельская школа. А судя по паровозику, может и детский сад. Ура!
Поражает количество разнообразных наличников. Вот некоторые из них.
Очень стильно оформлены и углы здания.
Что ж, оставим главный дом и перейдём к другим постройкам усадьбы.
Дом управляющего, выстроенный в конце XIX века. В отличии от главного дома, выдержан в стиле классицизма.
Здесь главный фасад так же украшал балкон, правда, сохранилась лишь колоннада. Точнее три столба.
От этого дома прямо к усадебной церкви ведёт тропинка.
Церковь выстроена в 1850-х годах, с использованием элементов готики.
Успенская церковь, как видно, в процессе возрождения, поэтому уделять особого внимания ей не станем.
Ещё из усадебного комплекса заслуживает внимание довольно больших объёмов хозяйственная постройка.
Назначение которой определить затрудняюсь.
Больше всего нас поразила оригинальная дверь этого здания, украшенная искусными петлями.
Я даже сакцентирую внимание на них. Т.к. не часто можно встретить столь умелую работу кузнеца.
Очень изящные петли для хозпостройки, я считаю.
Ой! Чуть было не забыл! В завершении повествования об этой усадьбе, ещё немного истории.
Последние годы жизни князь и княгиня Горчаковы провели вдали от своей любимой «тарусской деревни»: слабое здоровье стало причиной их переезда в Италию, на берега озера Гарда. Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков скончался в 1907 году и был похоронен в Москве, в Свято-Даниловом монастыре. Имение перешло к его сыну -
Сергею Дмитриевичу
(с 1909 по 1915 года - калужский губернатор).
После 1917 года последних владельцев Барятино постигла печальная участь. Сергей Дмитриевич некоторое время проработал в редакции одного из московских журналов, однако вскоре был арестован. Умер в ссылке на севере Тобольской губернии. Его супруга Анна Евграфовна была арестована уже в 1918 году (опубликовала против Совесткой власти то, что не надо было) и расстреляна «при попытке к бегству» 22 декабря 1918 года.
Что ж, оставим грустные нотки и перейдём к следующей усадьбе. Точнее поедем. Заезжаем в деревню Игнатовское, что всего в нескольких километрах от Тарусы. И среди зарослей с трудом отыскиваем то, что осталось от усадьбы Бутурлина.
История этого имения такова: вблизи Тарусы исстари располагались вотчины Нарышкиных - дворян небогатого, но древнего рода. Принадлежало им и село Игнатовское-Знаменское. К первой половине - середине XVIII века можно отнести время создания старой части усадьбы, облик которой сейчас сильно изменился. Во время своего расцвета усадьба принадлежала генерал-майору В.С. Нарышкину, женатому на графине А.И. Воронцовой. А сын его, Иван Васильевич, камер-юнкер двора, был предводителем дворянства Тарусского уезда.
В середине XIX века усадьба в качестве приданного достаётся графу М.Д. Бутурлину. При нём создаётся новый дом и сохранившийся флигель. На их постройку пошел материал от разборки старого нарышкинского дома конца XVIII века. Строили его, конечно, игнатовские мужики, и вся история строительства приведена в "Записках": "Вместо того, чтобы придерживаться плану домика с мезонином красивой архитектуры, начерченному одним московским архитектором Горским (за каковой я заплатил ему 100 р. ассигн.), увидел я длиннейший сарай, настоящую фабрику и без симптомов архитектуры...". :))) Этот усадебный дом был разобран в конце XX века.
Новый последний владелец Игнатовского, инженер-путеец П.Н. Перцов, в начале XX века перестраивает флигель в стиле неоклассицизма. Вот это дом и сохранился до наших дней. Однако, в очень плохом состоянии.
Оставляем эти руины и движемся за Тарусу, в село Истомино. Здесь нас ждёт последняя усадьба в этом путешествии.
В писцовой книге за 1720 год владельцем усадьбы Истомино указан граф Пётр Андреевич Толстой
Родоначальник рода Толстых. При его сыне И.П.Толстом - прадед великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, в 1725 году в имении строится главный усадебный дом. Однако, недолго семейству Толстых довелось пожить в тиши и спокойствии. Екатерина I на смертном одре подписала указ о ссылке П.А.Толстого в Соловецкий монастырь. Виной тому дворцовые интриги. Было ему тогда восемьдесят два года. И сын его Иван, якобы за участие в заговоре, тоже был приговорен к ссылке на Соловки.
Их фамильное имение Истомино перешло в собственность царской семьи.
С 1782 года дворцовое имение Истомино приобрел у государства Н.Н. Маслов. Затем имение переходит к его дочери, А.Н. Хитрово. Её сын - генерал Николай Захарович - был женат на дочери фельдмаршала М.И. Кутузова. В 1820 году истоминское имение было продано С.А. Быховцу. Он служил губернатором Нижнего Новгорода в 1816-18 годах, затем жил со всей семьей в Истомино постоянно. В 1880 году наследники Быховца продали имение последнему владельцу усадьбы в Истомино, Захару Лихоманову. Выходец из простой крестьянской семьи деревни Ложкино, он стал богатым тарусским купцом. Как видно, дом неоднократно подвергался перестройке, но первоначальный объём сохранился. Позже был пристроен второй корпус.
Напротив дома построен был грот, своего рода хоры для музыкантов,- редкий памятник усадебной культуры начала XIX века.
Грот был встроен в ограду (не сохранилась) с двумя симметричными воротами, окружающую "залу" на открытом воздухе.
Красно-кирпичная стена грота, обработанная горизонтальными рядами облицовки "рваным" туфом, прорезана большой полукруглой аркой с архивольтом, муфтированным белокаменными блоками.
К востоку от усадебного дома возвышается здание Успенской церкви.