Конспект урока литературного чтения
А.Н.Майков «Ласточки»
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с произведением А.Н.Майкова «Ласточки»
Отработка навыков выразительного чтения произведения с осмыслением элементов словесно-художественной структуры и пониманием идейно-эстетического замысла произведения
В диалоге: читатель - художественный текст- автор раскрыть нравственные, эстетические, познавательные ценности, позволяющие ребенку сформулировать свое ценностное отношение к жизни в мире познания и поступка
Обогащение ученика эмоциями через сопереживание
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания .
Какие вы выучили отрывки из произведений К.Д.Ушинского «Осень», в которых он рассказывает о жизни птиц осенью?
Мы видим, с каким вниманием, любовью, нежностью Ушинский наблюдает за изменениями в родной природе, отлетом птиц.
3.Новый материал.
Многих русских поэтов природа в разные периоды времени не оставляла равнодушными. И сегодня мы познакомимся с произведением Аполлона Николаевича Майкова «Ласточки».
Сведения об авторе: ранние детские годы А.Майкова проходят в селе Никольское под Москвой. Еще тогда Майков полюбил природу деревенского пейзажа. Семья переезжает в Петербург. Врачи обнаруживают у А.Майкова ухудшение зрения, ему запрещают рисовать. Что делать? Ведь это было его любимым делом. И тогда Майков начинает писать стихи. То, о чем рассказывает поэт, может увидеть каждый, но для этого надо уметь видеть и уметь слышать, надо жить одной жизнью с природой. Майкова волнуют самые обычные, всем знакомые события: приход весны, гроза, летний дождь, наступление осени, отлет птиц…
Учитель читает стихотворение.
Кому показалось это стихотворение необычным? Чем?
Что вам увиделось или услышалось в этом стихотворении?
Осмыслить данное стихотворение – это верно понять смысл, задумку автора, необходимо ваше сотворчество, ребята.
4.Аналитическое чтение стихотворения
Чтение 1 строфы учеником вслух
О каком времени года идет речь?
Чьими глазами нам видится сад?
Каким он предстает перед нами?
Кто видел, как цветет настурция?
Почему Майков выделяет этот цветок?
Чтение 2 строфы
- Расскажите, какая здесь осень?
Красиво?
Какой свет солнце посылает на землю?
На чем остановил свой взгляд Майков?
А какое чувство поэта прорывается?
Чем оно усилено в тексте?
Чтение 3 строфы
Является ли эта строфа логическим продолжением 2?
О чем здесь говорит Майков?
Где ласточка вьет свое гнездо?
Чтение 4 строфы
Можно ли сказать, что поэт – хозяин времени?
В какое время года он нас перенес так быстро?
Как можно позой сказать то, о чем говориться в этой строфе?
Почему Майков нам так подробно об этом рассказывает?
Чему Майков придает большое значение?
Чтение 5 строфы
Является ли данная строфа логическим продолжением 4?
Для чего же им нужен был дом?
Какими чувствами наполнена строфа?
Чтение 6 строфы
Как называет Майков ласточек?
О чем могут ласточки говорить?
Чтение 7 строфы
Это сова осень?
Что это значит «гнездо одиноко»?
Где же сейчас ласточки?
Зачем же человеку крылья?
Майков упорно работал над своими стихами, тщательно подбирая каждое слово.
Попробуем найти основную мысль поэта в стихотворении, найти кульминационный момент.
Работа в парах:
Экспозиция (1 и 2 строфы)
Завязка (3 строфа)
Развитие (4 строфа)
Кульминация (5 строфа)
Развязка (6 и 7 строфы)
Что же больше всего волновало в момент написания стихотворения автора?
Для кульминации присуща сбивка ритма
«..Как любо им было, когда
Пять маленьких быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда»
(фотография дочери Майкова)
Работа над выразительностью чтения.
Художественные тропы
Теперь поговорим о тех оборотах речи, которые передают внутренний мир Майкова.
(олицетворение, метафора, эпитет, сравнение) Дети работают с текстом, находя в нем худ. тропы.
Обратим внимание на ритм и рифму в стихотворении.
Ритм в стихотворении – в чередовании рифм, в том, что каждая из 7 строф – законченное четверостишие в правильном распределении пауз между строк и внутри их.
Читая, помним «закон строки».
А какая рифма в стихотворении?
Что это значит?
Назовите пример мужской и женской рифмы.
Дети читают стихотворение.
5. Домашнее задание
Какое хотели бы домашнее задание?
Задача поэзии – сказать как можно короче, но в то же время, как можно объемнее, более раскрыто о добре и зле, о верности, о жизни, о любви.
(Иллюстрация: Сона Адалян )
Анализ стихотворения "Ласточки"
Апполон Николаевич Майков не был трибуном или обличителем. Воспитанный в среде любви к искусству, он был продолжателем традиции антологической поэзии К. Н. Батюшкова и Н. И. Гнедича.
Создаваемые им образы отличает пластичность форм, ясность и гуманизм. Майков понимал и сочувствовал освободительному движению гарибальдийцев в Италии (стихотворение «Palazzo»), с восторгом принял реформы 1861 года (стихотворения «Картинка», «Поля», «Нива»), но дистанцировался от революционно-демократического движения, предпочитая «искусство ради искусства».
Артистический эпикуреизм и пейзажная лирика, которая отличалась акварельной точностью образов, наивностью и созерцательностью — остались основой творчества поэта до конца жизни. Тем не менее, В. Г. Белинский, указывая на узость идейного содержания произведений Майкова, разглядел в нём «дарование неподдельное и замечательное».
Стихотворение «Ласточка» полностью раскрывает идеалистическое восприятие мира поэтом. Оттенки грусти, вызванные видом увядающего сада, пустующего ласточкиного гнезда и раздражение от «солнца осеннего блеска»означают сожаление о прошедшей беззаботной юности и начале нового этапа в жизни, который не сулит радостей, как и осень, за которой обязательно последует зима.
Неподдельная зависть к свободе птиц («Они уж в иной стороне…» ), которые могут радоваться солнцу, пусть и на чужбине, сквозит в последних строфах стихотворения, заканчивается несбыточным мечтанием («О, если бы крылья и мне!» ). Осознание поэтом собственного бессилия перед лицом перемен и невозможность изменить природу вещей придает стихотворению атмосферу лирической грусти и некоторой безысходности.
И в этом весь Апполон Майков, оставивший после себя прекрасные поэтические пейзажи, не обремененные социальными мазками, и доставляющие эстетическое наслаждение.
Ерниязова Райгуль Канагатовна
Город (населенный пункт):
г. Казалинск, Кызылординская область
И.С. Никитин «Утро», А.Н. Майков «Ласточки». Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века.
Цель:
Познакомить учащихся с поэзией И.С. Никитина и А.Н. Майкова; рассмотреть взаимоотношения человека и природы в их стихах, выявить своеобразие образов природы;
Развивать навыки анализа поэтических произведений; совершенствовать умение использовать понятия теории литературы при анализе стихов; отрабатывать навыки выразительного чтения;
Воспитывать эстетическое чувство и читательскую культуру.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Презентация иллюстраций и сказок о Морозе-воеводе.
2. Выразительное чтение стихов учащимися.
3. Творческая работа.
Запишем тему и предложим ученикам провести небольшой эксперимент. Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Потом ученики читают свои записи вслух.
Когда мы думаем о поэзии и говорим слово природа , что мы первым делом вспоминаем?
Что мы представляем, когда говорим весна, лето, осень, зима ?
Сравнивая записи, мы увидим, что у многих учеников названия времен года вызывают сходные мысли, воспоминания.
Составьте предложения о природе, связанные с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишите эти предложения в тетрадь.
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Природа в фольклоре, а позднее и в литературе изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души.
Очень важно, чтобы работа над стихотворениями сопровождалась музыкой. Для этого можно использовать альбом «Времена года» П.И. Чайковского.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
Природа во все века воспринималась людьми поэтически. Вдохновляющую силу природы воспевали выдающиеся художники, музыканты, поэты. А сейчас я прочитаю вам стихотворение И.С. Никитина «Утро». Проследите, пожалуйста, как меняются ритм и интонация стихотворения.
Пятиклассники еще не изучали размеры стиха, но можно обратить их внимание на размер с помощью ритмического проговаривания (в ритме вальса):
Звез-ды мéрк-нут и гáс-нут. В ог-нé об-ла-кá.
Раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ.
Сразу можно отметить метафору: «В огне облака», - т.е. алый свет зари сравнивается с огнем, в котором облака выглядят алыми, словно горят.
Что хочет нам передать поэт: описание утра, свои впечатления от летнего утра, впечатления людей, действия людей? Поясните свой ответ.
Заметим: первые восемь строк - описательные, вторая часть стихотворения - повествовательная (в ней почти нет эпитетов, есть рассказ о событиях летнего утра). Вторая часть выделена графически - отступом (с опозданием на строку).
Какие ощущения возникают у нас, когда мы слышим стихотворение Никитина? Что мы чувствуем?
В стихотворении И.С. Никитина «Утро» мы спокойно любуемся красотой тихого утра, а затем вместе с автором и героями стихотворения (рыбаками, пахарем) приветствуем солнце.
Удалось ли мне передать это настроение?
На что похоже это произведение?
Дети чувствуют близость стихотворения к народной песне. Но есть особенности, которые отличают текст от фольклора, например не постоянные, а авторские эпитеты.
Найдите и выпишите эпитеты из первых восьми строк стихотворения.
Белый пар (т. е. туман; эпитет является частью метафоры), по зеркальной воде, алый свет, чуткий камыш, тропинка росистая, роса серебристая .
В стихотворении встречаются повторы слов, характерные для фольклора: морщит-рябит, горит-разгорается . Обратим внимание на простонародную форму возвратных глаголов: скрыли ся , пробудили ся .
Соответствует ли стихотворению Никитина картина В. Поленова «Заросший пруд»? Расскажите о картине строками стихотворения.
О картине «Заросший пруд» В. Поленова можно сказать так:
Дремлет чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
При желании (если есть время и возможность) можно описать картину «Заросший пруд».
2. Беседа.
Попытаемся теперь проанализировать язык стихотворения. Итак, представьте себе, что в один из дней вы очутились вместе с поэтом на берегу озера в предрассветную пору.
«Звезды меркнут и гаснут».
Что означают эти слова, какую картину рисуют?
Мы бы сказали «на небе появляется заря», а поэт сказал иначе: «в огне облака». Перед нами целая картина, яркая и образная.
«Белый пар по лугам расстилается»
Почему пар и почему расстилается?
Поэт туман сравнивает с паром, который, словно волшебное покрывало, расстилается по траве.
Приходилось ли вам смотреть на речку или пруд ясным ранним утром? Какая бывает вода? Почему Никитин назвал ее зеркальной?
«Дремлет чуткий камыш».
Какой образ рождает в этой строке прием олицетворения?
«Потянул ветерок...»
Почему потянул, а не подул? Были «тишь, безлюдье», а теперь? Вода уже не зеркальная, «воду морщит, рябит».
Поэт рассказал нам не только о том, что видишь, но и что слышишь:
«Пронеслись утки с шумом…», «Птички солнышка ждут, птички песни поют...», «Едет пахарь с сохой, едет – песню поет…»
А что же происходит теперь на небе?
«А восток...»
А лес? Почему он улыбается? Разве может лес улыбаться?
Прием олицетворения показывает состояние природы и настроение человека.
Но вот и солнце. Мы говорим «поднимается солнце». А как у Никитина?
«Золотыми потоками хлынуло».
Почему золотыми потоками? И что означает слово «хлынуло»?
На сколько частей можно разделить данное стихотворение?
На четыре части. В первых трех говорится о постепенном пробуждении природы, а в четвертой - о чувствах пахаря.
Прочитайте стихотворение про себя.
Обратите внимание, какими словами оно кончается: «Здравствуй, солнце да утро весёлое!» То есть «Здравствуй, жизнь!»
Как менялась природа от первых предрассветных минут до полного восхода солнца?
Она делалась всё радостнее, веселее.
Оживление, радость жизни, приходящая на землю вместе с восходом солнца, не может не действовать на поэта. Смотрите, как ласково он говорит о природе: солнышко, птички, ветерок, тропинка. Таково извечное свойство природы - возвращать уставшему человеку радость жизни. Вот и Никитин, крестьянский поэт, почти самоучка, посвятивший много стихотворений крестьянским детям, не мог не писать о природе.
В его трудной жизни - а он очень много испытал горя - природа помогала ему сохранить живую душу, приносила утешение
3. Выразительное чтение произведения учащимися , в котором с помощью интонаций, логических ударений и пауз должно отразиться более глубокое понимание проанализированного текста.
4. Чтение учителем стихотворения А.Н. Майкова «Ласточки». Беседа.
Каким настроением проникнуто начало стихотворения?
Какая картина рисуется перед нами?
Какое место занимает в нем «огненный куст»?
Какая картина нарисована в стихотворении?
Что придает стихотворению необычайную выразительность?
Приведите примеры эпитетов, метафор, сравнений, использованных автором?
Какое время года изображено?
Что чувствует лирический герой? С чем это связано?
Грусть, печаль, одиночество, опустошенность. Лирический герой тоскует по дальним странам, которые он не может посетить. Осень здесь выступает как образ уходящего времени, уходящих радостей. Блеск осеннего солнца, последний яркий куст напоминают лирическому герою о прошедших днях счастья и потому раздражают его.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Рабочая тетрадь, задание 87. Соотнесите при помощи стрелок понятие и его определение.
2. Рабочая тетрадь, задание 88. Выпишите из стихотворения И.Никитина «Утро»
олицетворения
эпитеты
V. Этап информации о домашнем задании
1. Чтение статьи учебника, стр. 171-174.
2. Выучить наизусть стихотворение (по выбору).
3. Подготовить пересказ биографии Х.К. Андерсена.
VI. Этап рефлексии
«Ласточки» Аполлон Майков
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!
Анализ стихотворения Майкова «Ласточки»
Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета, когда осознал, что стихи дают ему не только ощущение радости, но и являются смыслом существования.
Увлекаясь творчеством многих современных авторов, Майков не пытался им подражать, хотя в его произведениях прослеживается определенное сходство со стихами Фета и Лермонтова. Себя автор считал безнадежным лириком, хотя в некоторых его стихах присутствуют и философские тенденции. В 1856 году Аполлон Майков публикует очень трогательное и грустное произведение под названием «Ласточки», в котором сожалеет о том, что жизнь так скоротечна, и он не в состоянии повернуть время вспять.
На столь печальные размышления поэта наводит осенний сад, который «каждый день увядает», что причиняет Майкову глубокие душевные страдания. Автор признается, что его раздражают «и солнца осеннего блеск, и лист, что с березы спадает, и поздних кузнечиков треск». Сама природа словно бы напоминает о том, что наступает новый этап жизни, когда юность осталась в прошлом, а зрелость не сулит уже новых открытий, яркий впечатлений и лишена волшебного очарования.
Поэт по привычке бросает взгляды на опустевшее ласточкино гнездо под крышей своей усадьбы, из которого уже начала высыпаться обветрившаяся солома. Совсем недавно его строила трудолюбивая пара птиц, заботясь о доме для себя и собственного потомства. И очень скоро «пять маленьких, быстрых головок выглядывать стали с гнезда». Но время текло неумолимо, птенцы окрепли и вскоре вместе с родителями покинули гостеприимный дом, который стал для них надежным пристанищем на несколько теплых летних месяцев. Теперь же, по утверждению поэта, «они уж в иной стороне», там, где по-прежнему светит ласковое солнце, дарящее ощущение радости и умиротворения. Именно этого лишен автор, который вынужден наблюдать, как осень постепенно вступает в свои права, и мечтать о том, чтобы у него выросли крылья, которые позволили бы ему, словно ласточка, улететь в теплые края. Майков понимает, что этому не суждено сбыться, и он не сможет обмануть природу, которая вряд ли будет к нему так же благосклонна, как и к птицам, сумевшим найти счастье на чужбине. Осознание собственного бессилия вызывает у поэта чувство горечи и разочарования,справиться с которым он не в состоянии.