Многие из нас еще со школьной скамьи помнят, что называется склонением. Но воспроизвести все нюансы, связанные с ним, будет под силу далеко не каждому. А ведь знание правил, связанных со поможет не совершать нам орфографических ошибок в дальнейшем.
Что такое склонение
Практически каждая самостоятельная (за исключением наречий и деепричастий) может изменяться по своим правилам. лицам и числам, спрягаются, а именные части речи склоняются. Что же это значит? Склонение слов - это способность существительных, прилагательных, числительных и причастий изменяться по:
- Родам (мужской, средний, женский, кроме им. сущ.).
- Числам (единственное и множественное).
- Падежам.
Известный многим свод русских правил «Грамматика-80» по-другому объясняет, что называется склонением. Он предлагает определять его как изменение класса слов по падежам. Какой из терминов ближе и что называется склонением, каждый волен выбирать сам.
Падежи имен существительных
Исходя из определения склонения в русском языке, нам нужно вспомнить, что такое падеж. Им называют грамматическую форму, связывающую любое со словами других частей речи. Падеж показывает, как именно согласуются между собой части речи.
Долгое время падежная система была подвержена изменениям. В древнерусском языке насчитывали не шесть, как в наше время, а семь падежей. Еще один называли звательным. На сегодняшний день он уже упразднен, и теперь их осталось 6.
- Именительный. Особенный падеж, поскольку только его называют прямым (кто?что?), остальные - косвенные. В форме им. пад. выступают подлежащие в предложениях. Еще одна его особенность: он является начальной формой для именных частей речи.
- Родительный. Эта форма отвечает на вопросы Кого? Чего? Чтобы не спутать его с другими падежами, можно подставлять вспомогательное слово «нет»: кот - им. п, (нет) кота - род. п.
- Дательный. Этот падеж назван так, потому что отвечает на вопросы Кому? Чему? Склонение слов будет проще, если подставить слово «дать»: коту - дат. п.
- Винительный. Довольно спорная форма. Имеет схожий с именительным для неодушевленных предметов - Что? Правда, по отношению к живым существам задают вопрос Кого? Слово «винить», подставленное к проверяемому им. сущ., поможет вам запомнить правила склонения: (винить) кота - вин. п.
- Творительный. Особый падеж. Отвечает на вопросы Кем? Чем? Проверочное слово для него - «творить»: котом - тв. пад.
- Предложный. Форма, отвечающая на вопросы О ком? О чем? Для легкого запоминания подставляем слово «думать»: о коте - предл. п.
Число
Мы вспомнили падежную систему, которую изучает русский язык. Склонение же зависит еще и от категории числа. Их в нашем языке всего два - единственное и множественное. Почти все имена существительные имеют обе формы. Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Некоторые слова употребляются только в одной-единственной форме. Пример тех, у которых есть только единственное число: солнце (ну, это логично, оно существует в одном экземпляре), молоко, листва, шоссе (оно иноязычное).
Но русский язык настолько разнообразен, что имеет в своем арсенале слова, употребляющиеся лишь во множественном числе. Пример: ножницы, брюки, очки, часы, люди.
Склонения в русском языке могут осуществляться в формах ед. ч и множ. ч. Например:
Ед. ч. Мн.ч.
И.п. книга, книги.
Р.п. книги, книг.
Д.п. книге, книгам.
В.п. книгу, книги.
Т.п. книгой, книгами.
П.п. о книге, о книгах.
Первое склонение
Система склонения в русском языке, как известно, состоит из трех групп. Каждая из них имеет свои особенности. Первое склонение обладает следующими особыми признаками:
- Слова, называющие некоторых лиц мужского пола, имеющие окончания -а или -я : дядя, мужчина, папа, Ваня.
- Имена существительные, которые также имеют окончания -а или -я , обозначающие людей и предметы женского рода: весна, рука, тетя, Анна.
- Те же самые окончания (-а/-я ) с существительными общего рода (то есть обозначают одновременно лиц как мужского, так и женского пола): плакса, брюзга, соня, неряха.
Образец 1 склонения (примеры):
И.п. юноша, девушка, плакса.
Р.п. юноши, девушки, плаксы.
Д.п. юноше, девушке, плаксе.
В.п. юношу, девушку, плаксу.
Т.п. юношей, девушкой, плаксой.
П.п. о юноше, о девушке, о плаксе.
Второе склонение
Эта группа отличается от предыдущей окончаниями и категорией рода. В нее входят:
- Имена существительные, имеющие в начальной форме нулевые окончания и относящиеся к мужскому роду: стол, пень, потолок, муж.
- Слова муж. рода, но оканчивающиеся на -о или -е : домишко.
- Им. сущ. с окончаниями -о или -е среднего рода: небо, пятно, море, ружье.
Образец 2 склонения:
И.п. стол, счастье.
Р.п. стола, счастья.
Д.п. столу, счастью.
В.п. стол, счастье.
Т.п. столом, счастьем.
П.п. о столе, счастье.
Третье склонение
Эта группа существительных самая особенная. К ней относятся лишь слова женского рода и только с нулевым окончанием: мышь, печь, жизнь, явь.
Необходимо помнить важное правило, касающееся третьего склонения: когда слово оканчивается на один из шипящих звуков, в нем обязательно пишется (дочЬ, ночЬ, печЬ). Не стоит путать их с существительными второго склонения на шипящую (луч, плащ, клещ). Они относятся к мужскому роду, а потому не требуют написания мягкого знака на конце.
Образец 3 склонения:
И.п. жизнь, вещь.
Р.п. жизни, вещи.
Д.п. жизни, вещи.
В.п. жизнь, вещь.
Т.п. жизнью, вещью.
П.п. о жизни, вещи.
Подводя итоги вышесказанного, мы смогли собрать воедино склонение существительных. Таблица демонстрирует все более наглядно. Изучите ее внимательно.
Разносклоняемые существительные
Теперь мы знаем, что называют склонением и какие слова относятся к каждому из них. Но далеко не весь лексический состав нашего языка подчиняется этим правилам. Есть такие существительные, которые вобрали в себя окончания как первого, так и второго склонения. Их называют разносклоняемыми.
Каковы особенности таких имен существительных? Во-первых, почти все они оканчиваются на -мя: время, имя, бремя, стремя и другие. И слово путь также относят к этой группе.
Во-вторых, правила склонения разносклоняемых существительных таковы, что при изменении этих слов по падежам во всех формах будет суффикс -ен (кроме И.п. и В.п.): времени, стремени, семени.
В-третьих, склоняя эти слова, мы сможем заметить, что в родительном, дательном и предложном падежах они взяли окончание -и у 3 скл., а в творительном появилось окончание -ем, как во 2 склонении.
И.п имя, путь.
Р.п. имени, пути.
Д.п. имени, пути.
В.п. имя, путь.
Т.п. именем, путем.
П.п. об имени, о пути.
Несклоняемые существительные
Наша речь стремительно пополняется новыми словами иноязычного происхождения. Они не имеют форм склонения в русском языке и потому называются несклоняемыми.
К такой группе относятся:
- Иностранные слова, пришедшие к нам из других языков на -о, -е, -и,- у : пальто, филе, Сочи, кенгуру. Во всех падежах они будут иметь одинаковую форму, поэтому склонять их попросту нет смысла. (Идти в пальто, подойти к кенгуру, поехать в Сочи.)
- Фамилии, оканчивающиеся на -ко, -аго, -ых : Юрченко, Живаго, Белых. (Быть в гостях у Козаренко, приехать к Красных.)
- Слова, образованные способом аббревиации: СССР, АТС.
Личные окончания
С этой темой связано правильное написание букв и и е на конце имен существительных. Соблюдая правила склонения, мы смогли выявить, что окончание е пишут в словах:
- Первого склонения (исключением является род. п.): к реке (дат.п.), о маме (пр.п.), по теме (дат.п.).
- Второго склонения: о луче (пр.п.), о море (пр.п.)
Букву И в окончании напишем, если это слово:
- Третьего склонения: в степи (пр.п.), к ночи (дат.п.)
- Первого скл., употребленное в родит. падеже: у реки.
- В словах, оканчивающихся на ие, ий, ия : в планетарии, по акции, о событии.
- У разносклоняемых существительных также пишут и : в пути, о времени.
Заключение
Прочитав эти простые правила, вы будете знать, что называется склонением. Не стоит путать его со словоизменением других частей речи, как, например, спряжение у глаголов.
Изучать его нужно обязательно, поскольку от теоретических знаний зависит наша практическая грамотность. Из нашей статьи мы можем сделать следующие выводы:
- Имена существительные изменяются не только по падежам, но еще и по числам.
- Но стоит помнить, что не все слова этой части речи обладают данными категориями. Некоторые из них вообще не могут склоняться (несклоняемые) и не имеют одной из числовых форм (только множественное или единственное).
- Каждое из склонений имеет свои особенности, поэтому стоит внимательно изучить их. Мы привели в пример склонение существительных (таблица).
- Личные окончания, которые не имеют ударения, подчиняются своду определенных правил. В зависимости от склонения и падежа будет писаться буква либо е , либо и . Эта тема - одна из самых трудных в курсе изучения имен существительных.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Тип урока : урок обобщения знаний.
Цели урока:
учащиеся должны знать : существительные бывают 3– х типов склонения:
- 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я,
- 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е,
- 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце.
должны уметь :
- определять тип склонения по роду и окончанию в именительном падеже,
- определять тип склонения в любом другом падеже по алгоритму,
- формировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,
Оборудование : учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей, фруктов и ягод, корзинки, презентация к уроку.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент . (1 мин.) Прозвенел звонок для нас, |
|
II Самопроверка домашнего задания по эталону. Упр. 173, стр. 91 .(3 мин.) – Проверьте, так ли вы выполнили домашнее задание. Отметьте значком на полях. + – справился ? – сомневался - – не справился У кого «»? У кого «?»? У кого «-»? |
Дети проверяют домашнее задание по образцу. Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками. Дети поднимают руку. |
III. Актуализация знаний (3 мин) – Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах? Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных. |
Да, научились. |
Какого склонения бывают имена существительные? |
Дети отвечают на поставленные вопросы. 1,2,3 склонения. |
Какие существительные относятся к 1-му склонению? |
К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я. |
Какие существительные относятся ко 2-му склонению? |
Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е. |
Какие существительные относятся к 3-му склонению? |
К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце. |
Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах? |
Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание. |
IV. Поставка учебной задачи (2 мин.) Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока? Какие задачи поставите перед собой? |
Тема: 3 типа склонения существительных. Задачи: учиться правильно определять тип склонения; Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы; писать без ошибок слова и предложения; сотрудничать между собой и с учителем. |
V. Работа по теме урока . (20 мин.) 1. Упражнение "Собери в корзину" На доске предметные картинки овощей, фруктов, ягод. – Посмотрите на доску. Что вы видите? Ребята 1 – варианта выбирают существительные 1 склонения и записывают в тетрадь эти слова. Ребята 2-го варианта – работают с существительными 2-го склонения. К доске пойдут два ученика. Для них по корзине. Они будут раскладывать картинки соответственно по типу склонения. Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец. |
2 ребенка работают у доски с картинками, раскладывают картинки в корзину по типу склонения, а все остальные работают в тетради по вариантам. |
Давайте проверим, какой "урожай" собрали ребята 1 варианта. Что в корзине у 2 варианта? Что не вошло в корзинки? |
Дети проверяют корзинки ребят, работающих у доски с опорой на экран. |
Почему это существительное стало лишним? |
Слово «морковь». Это существительное 3– го склонения. |
2. Игра "Не ошибись". Я буду вам называть слова с мягким знаком на конце. А вы должны записать существительные 3 -го склонения. За доской работают 2 ученика. Жизнь, фосаль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомоболь, тетрадь, лошадь, конь, лень, день, пень, боль, сушь, тюль. |
Дети самостоятельно записывают существительные. За доской 2 ученика, После окончания работы их проверяют еще два. Взаимопроверка по эталону на экране. Отмечают значком: + – справился, – – не справился. |
Физминутка электронная . (5 мин.) |
|
3. Ребята у доски . Упр. 177 с.93. Спишите, определите склонения существительных. |
К доске выходят ученики, анализируют и выполняют по 1 предложению. |
VI. Тест 10 мин. (2мин. объяснение) Сейчас вы будете выполнять тест, сидя за компьютером. Помните правила поведения. Внимательно читайте задания. |
Самостоятельная работа. |
VII Итог . (2 мин.) Над какой темой мы сегодня работали? Были ли трудности в выполнении заданий? Как считаете, хорошо ли поработали на уроке? Кому еще предстоит потренироваться? Домашнее задание – разноуровневые карточки. 1 уровень на «3». Задание: обозначь склонение имён существительных. Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, лошадь, зверь, глушь, душ, заводь. 2 уровень – на «4». Задание: обозначь склонение и падеж имён существительных. У дружбы () нет границ, у знаний нет дна. Не красна книга письмом (), красна умом. Золото испытывается огнем, друг – опасностью (). 3 уровень – на «5». Задание: обозначь склонение и падеж зависимых существительных. Составить с данными словосочетаниями распространенные предложения. Рейка из железа (), дорога в деревню (), дверь из кухни (), мост из дерева (), окно в комнату (),трубка из стекла (). |
Обсуждение. |
Открытый урок в 4 классе "Б"
Дата: 17. 10. 2017 г.
Предмет: русский язык
Тема: Три типа склонения имён существительных.
Цель:
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;
Создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;
Создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Структура урока:
Организационный момент – 1 мин
Минутка чистописания - 2 имнуты
Актуализация знаний- 5 мин
Постановка учебных задач – 1мин
Решение задач -15 мин
Физминутка - 2 мин
Практическая работа -10 мин
Итог урока. Рефлексия- 3 мин
Домашнее задание. -1 мин
Ход урока.
1. Орг.момент: психологический настрой (игра "Добрый день!") 1 мин
* Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)
* Добрый день всем мальчишкам!
* Добрый день всем, кто любит свою Родину!
* Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!
Настроение каково?
Все такого мнения?
Все без исключения!
Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.
2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин
Семнадцатое октября.
б) прописать буквы Дд, Гг
в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.
На помощь придёт,
Плечо, как всегда подставит.
Для отговорок слов не найдёт
И от проблем избавит.
Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)
Какая орфограмма встретилась в слове друг?
Пропишите это слово.
3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин
Что вы можете сказать о слове "друг" с точки зрения морфологии? (Друг - это имя существительное)
Докажите свое утверждение.
Что такое имя существительное?
б) групповая работа с кластером.
Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники
бывает ______
бывает ______
изменяется по
изменяется по
роль в предложении
бывает _____,
имя существительное
г) работа с листом оценивания:
6 правильных признаков - "5" баллов
5 названных признаков - "4" балла
4 - "3" балла
менее 4 - "2" балла
3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин
Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?
Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)
Охарактеризуйте слово "друг" как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)
Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?
Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)
Почему? (не знаем по каким признакам это делать)
Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?
4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин
Прочитайте слова. Найдите в них общее.
Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.
Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?
Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:
окончание -а,-я | окончание | окончание |
||
Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа - определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.
б) самопроверка и самооценка:
Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.
Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.
Какие слова составили 3 группу?
"5" баллов, если нет ошибок
"4" балла - 1 ошибка
"3" балла - 2-3 ошибки
"2" балла - более 3 ошибок
в) фронтальный опрос:
По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)
С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово "склонение")
Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?
Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?
Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?
г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно. (надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)
5. Физминутка. "Спортивная зайка" 2 мин
6. Закрепление пройденного материала 10 мин
Задание 1.
Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).
У: Пользуемся алгоритмом.
Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.
У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.
Задание 2.
К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)
У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)
Злость - … (доброта)
грубость - … (вежливость)
жадность - … (щедрость)
У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.
Оценка по критериям:
1. Орфографически - правильно записаны все слова - 1 балл
2. Правильно записаны все антонимы - 2 балла (если не все - 1, не справился - 0)
3. Правильно определены типы склонений - 2 балла
Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.
7. Итог урока.
Какую цель ставили на уроке?
Достигли ли мы её?
Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.
а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)
б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)
в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)
Учащиеся задают вопросы, делают выводы.
Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?
Об этом мы узнаем на следующем уроке.
8. Оценивание.
Посчитайте все баллы по листу оценивания.
Вид задания | ||
Составление кластера | ||
Работа по таблице | ||
Подбор антонимов и определение склонения | ||
15-14 баллов -"5"
13-12 баллов -"4"
11-9 баллов- "3"
9. Д/З стр. 51 упр. 135
Склонение – это изменение сущ-х по падежам. В зависимости от совокупности окончаний, присущих сущ-м, различают 3 продуктивных и 3 непродуктивных типа их склонения.
К 1 скл-ю принадлежат сущ-е ж. р., м. р. и общего рода с окончаниями–а, -я (страна, земля, дядя, юноша, егоза, задира) .
Ко 2 скл-ю относятся сущ-е м. р. с нулевым окончанием в начальной форме и сущ-е ср. р. с окончаниями –о, -е (химик, исследователь, вещество, поле).
Сущ-е 1 и 2 скл-я имеют 2 разновидности основы: твердую (с тв. конечным согл.: игра, страна, завод, вещество ) и мягкую (с мягким конечным согласным:земля, поле, сарай ).
К 3 скл-ю принадлежат слова ж. р. с нулевым окончанием (сирень, помощь, ночь ).
Тип склонения – постоянный формально-грамматический признак существительного. Наиболее последовательно разные склонения противопоставлены в ед. числе. Формы мн. числа разных склонений в процессе развития языка унифицировались.
Д.п. странам, студентам, степям
Т.п. странами, студентами, степями
П.п. о странах, о студентах, о степях
Отсутствие четкого противопоставления разных типов склонения во мн. числе приводит к тому, что слова pluraliatantumтипасани не могут быть отнесены к какому-либо определенному типу склонения; при морфологическом разборе тип склонения таких сущ-ных не указывается.
Тремя продуктивными типами склонения охвачены не все сущ-е РЯ. Выделяют еще дополнительные, непродуктивные типы склонения. К ним относят:
1. Разносклоняемые сущ-е (10 слов на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя , словапуть, дитя ). Слова на–мя при образовании форм косв. падежей, кроме В. п., и во всех формах мн. числа имеют наращение основообразующего суффикса–ен- , а разносклоняемыми они называются потому, что при их словоизменении используются окончания разных склонений (им-я – земл-я – 1 скл.,именем – полем – 2 скл.,об имени – о степи – 3 скл.).
Разносклоняемым является и сущ-е путь (м. р.), которое изменяется подобно словустепь (3 скл.), кроме Т. п. ед. ч. (путём – конём – 2 скл.).
Разносклоняемое сущ-е дитя в СРЯ активно используется лишь в формах И. и В. падежей. Но это слово имеет и архаичные формы других падежей, где основа содержит наращение–ят- (Р.,Д. –дитяти , Т. –дитятею , П. –о дитяти ). Мн. числа в СРЯ это сущ-е не имеет.
2. Второй непродуктивный тип склонения – сущ-е м. и ср. р., заканчивающиеся на –ий, -ие (санаторий, воспитание) , особенность этих сущ-х в том, что в П. п. ед ч. они имеют окончание–И (в санатории, о воспитании) .
3. Третий непродуктивный тип склонения - субстантивированные слова, они склоняются по образцу прилагательных: вкусное мороженое, вкусного мороженого.
СЛАЙД №13
Покажем "поведение" разных типов склонения на примере Р., Д., П. п.
субст. прил. |
||||||
мороженого |
||||||
мороженому |
||||||
мороженом |
Отдельно выделяют группу несклоняемых сущ-х, которые во всех падежах имеют одну, начальную форму.
К ним относятся:
иноязычные слова, оканчивающиеся на гласный: шоу, айкидо, дефиле ;
иноязычные названия лиц женского пола: мисс, мадам, фрау ;
русские фамилии, заканчивающиеся на –аго, -яго, -ово, -ых, -их (Живаго, Дурново, Черных) , иностр. фамилии на согл-й, относящиеся к женщинам (Дитц, Робинзон );
сложносокращенные слова (РФ, ИТАР – Информационное телеграфное агентство России,КНР );
некоторые топонимы при употреблении их в официальной сфере (мост через реку Десна, на станции Знаменка, в деревне Столбово ).