Неважно, какой студент, – отличник, который весь семестр пишет лекции и понимает, что происходит на семинарах. Или весёлый малый, который живет по принципу «и так прокатит».
В любом случае, при слове «сессия» будет сосать под ложечкой, хотя не очень понятно, что это и где, но в книжках так пишут.
День до экзамена самый прекрасный день за целый месяц. Именно сегодня можно несколько раз выйти «подышать свежим воздухом», переслушать любимые альбомы, узнать как дела у друзей, сесть писать статью или внезапно затеять уборку ― в общем, делать всё, лишь бы оттянуть неизбежную подготовку.
Вечером приходит осознание, что тянуть дальше уже нельзя. И тут начинается синхронное плавание в Интернете, нежные объятия с книгами и конспектами (классно если они есть), и поиск хотя бы одного одногруппника, который тоже этой ночью пытается бороться с timeline.
«Твой Плюс» составил 10 советов, которые помогут подготовиться к экзамену за один день:
1) Надо спать!
Серьёзно. Поэтому лучше всего готовиться к экзамену днём, а ночью выспаться и закрепить изученное. Отсюда и появилась традиция класть учебник на ночь под подушку.
Если всё-таки готовитесь к экзамену ночью, поспите утром 1,5 или 3 часа. Это поможет активизировать процессы «утрамбовывания» информации.
2) Не надо спать!
В процессе подготовки, конечно же. Заливать в себя литрами кофе и энергетики ― классика. Вообще, их нельзя смешивать, иначе получается обратный эффект. Даже обычный кофе с молоком или сгущёнкой работают лучше эспрессо, так как стимулируют не только кофеином, но и мощной дозой углеводов.
Никаких таблеток для активизации умственной активности не стоит принимать, за один день эффект будет нулевой.
3) Что есть во время спринтерской подготовки к экзамену?
Орехи – лучшая дозаправка.
Если готовитесь к экзамену днём, обязательно начните этот день с полезного энергетического завтрака (это запустит обменные процессы и заставит мозг работать эффективней).
Обед и ужин должны давать энергию, но не быть плотными и жирными: иначе захочется полежать, а там и до сна недалеко.
4) Отдыхайте! В течение каждого часа выделяйте 5–10 минут на отдых: йога, медитация (не засните только), растяжка, разминка, ничего не делание. Что угодно, что поможет на это время забыть о подготовке и расслабиться.
5) Вопросы, которые учить первыми:
- Если в течение семестра что-то отложилось в голове – начинайте учить экзаменационные вопросы, о которых вы уже имеете представление.
- Второй вариант – поступательно двигаться строго по логике изучаемых тем. Этого принципа стоит придерживаться в тех случаях, когда каждая последующая тема базируется на предыдущих.
- Если приверженец мнемотехники, то имеет смысл учить билеты друг за дружкой, «расставляя» информацию в голове.
- Сложное надо учить первым, пока концентрация и энергия на пике.
6) Не успеваете выучить все вопросы?
Не стоит играть в рулетку, надеясь, что попадётся нужный билетик. Целесообразней поступить так: выучить первые вопросы каждого билета, а по вторым – пройтись слегка.
Бодрое начало обеспечит вам благоволение преподавателя.
7) Найти информацию по экзаменационным билетам.
К счастью, не бывает групп, где учится один студент. Сессия ― чудесное время для сплочения, вы становитесь как никогда близки с одногруппниками, кое-где даже проявляется ментальная связь.
Поэтому объединяйтесь, делите вопросы между собой: экономия времени налицо.
8) Ограничить поступление информации по каждому вопросу.
Досконально вникнуть в изучаемые темы не удастся в любом случае, поэтому важно, чтобы вся необходимая информация была по делу, изложена кратко и структурировано.
Короткий ответ вместо главы учебника – вот что нужно спринтеру, у которого на изучение одного вопроса всего 10–30 минут.
9) Не зацикливаться на отдельных вопросах. Не позволяйте себе тратить на один вопрос 2–3 часа. Устанавливайте таймер, это мобилизует.
10) Найти соучастников.
Готовьтесь вдвоём, втроём, проговаривайте темы, объясняйте их друг другу.
Эта технология позволит понять то, что изучаете, чтобы своими словами рассказать на экзамене.
Практически каждый человек был студентом. И соответственно, многие из нас знают, что собой представляет сессия. Она неизбежна, как и сдача экзаменов. Но жизнь студента полна интересных событий, и у многих учеба стоит далеко не на первом месте. Однако, когда приходит сессия, приходится собираться с мыслями. И нередко нерадивые студенты задаются вопросом: как подготовиться к экзамену за 1 день?
Что нужно сделать в первую очередь?
Если до сдачи предмета остались лишь сутки, то медлить не нужно. Для начала надо настроиться на учебу. Сконцентрироваться, выпить кофе или цитрусового сока (эти напитки хорошо влияют на внимательность, повышая её), выйти из всех социальных сетей и выключить телефон с телевизором, чтобы ничто не смогло отвлечь от важного дела. После этого необходимо открыть список вопросов или тем и ознакомиться с ними. Рекомендуется начинать с наиболее сложных. На них стоит делать упор. Потом уже, когда сложные вопросы будут изучены, можно переходить к более простым.
Настоятельно рекомендуется делать пометки - ключевые слова или тезисы. Так будет проще повторить ответ на вопрос и вспомнить основное его содержание. Еще желательно искать связь между ними. Нередко вопросы перекликаются друг с другом. Правда, это касается больше гуманитарных предметов, чем технических.
Распределение времени
Есть немало советов для людей, которые интересуются, за 1 день. И самое главное, что должен учесть студент, - надо правильно распределить время. Допустим, 45 минут он учит темы или вопросы, а затем 15 минут отдыхает. Очень важно в этот перерыв полностью отвлечься от умственной деятельности. Можно посмотреть какие-нибудь видео в интернете, попить чаю или кофе, прогуляться на свежем воздухе или просто полежать. Так получится восполнить силы и почувствовать прилив энергии.
Еще советуют распределить на эти временные промежутки и экзаменационные вопросы. Допустим, у студента есть 30 билетов, которые нужно подготовить, и сутки на всё это. Значит, за пресловутые 45 минут он должен успеть сделать 3 штуки. Потом - перерыв. Итого на подготовку уйдёт 10 часов. Начав в 10:00 утра, получится закончить к 8 вечера. Потом можно сделать перерыв часа на два, а потом повторить всё то, что было сделано за прошедший день. Да, учиться 10 часов - это утомительно. Но если перед студентом стоит вопрос о том, как подготовиться к экзамену за 1 день, то нужно сосредоточиться и в кои-то веки поднапрячься, чтобы сдать предмет.
Запоминание
Каким бы сложным ни был предмет, его необходимо будет понять. Нередко материал очень трудно усвоить. И это большая проблема. Ведь какой бы феноменальной ни была память студента, то, что он не понимает, всё равно не запомнится. Потому приходится изощряться. Лучший способ запомнить непонятный материал - придумать ассоциации. Многие студенты именно так и поступают.
А вообще, желательно вникнуть в материал и уловить суть. Можно разбирать предложение буквально по словам - смысл всё равно получится найти. И это будет лучшим выходом, поскольку если этот билет попадется на экзамене, то у студента получится всё рассказать своими словами и не нужно будет пытаться вспомнить формулировку из конспекта. Кстати, большинство педагогов это ценит - когда учащийся разбирается в том, что он говорит. Это свидетельствует о знании студентом предмета.
Цифры и формулы
Всё вышеперечисленное точно работает в случае, если студент готовится сдавать гуманитарный предмет (историю, психологию, педагогику и т. д.). Но как подготовиться к экзамену за 1 день, если предстоит отвечать физику, геометрию, линейную алгебру? Здесь всё намного сложнее. Поскольку к таким предметам стихийно подготовиться не получится, на них нужно ходить. Но и здесь есть выход.
Формулы и аксиомы - это главные помощники в решении задачи или в каком-нибудь объяснении. И запомнить их можно, если найти в них сходство с числом, которое известно студенту наизусть. Это может быть какая-то памятная дата, номер чьего-то телефона или день рождения. В формулах также нередко получается увидеть знакомую фигуру или последовательность.
Использование своих способностей
Многие студенты с удовольствием рассказывают о том, как быстро и эффективно подготовиться к экзамену. И популярный совет заключается в том, что каждому учащемуся следует использовать собственные способности. Если у человека хорошо развита зрительная память - то ему необходимо перечитывать материал. Он однозначно “отпечатается” на подсознательном уровне. А если хорошо развита слуховая память - то стоит проговаривать ответы на вопросы и билеты вслух.
И рекомендуется использовать моторную память. То есть писать шпаргалки. И если ими не удастся воспользоваться на экзамене, то труд уж точно не пропадет. Ведь материал усвоится намного лучше, чем при обычной зубрежке. Даже педагоги советуют писать шпаргалки (только добавляют, что их надо потом оставлять дома). Почему? Всё просто. Шпаргалка всегда представляла собой маленький кусочек бумаги, на котором была написана самая важная, ключевая информация для ответа. Студент, чтобы написать её, перерабатывал далеко не одну страницу учебника или конспекта. Соответственно, он думал, анализировал, выбирал самое важное и писал это на листочек. И всё откладывалось у него в памяти. Так что если студент думает о том, как подготовиться к экзамену за одну ночь, то стоит не терять времени даром и писать шпаргалки.
Стимуляция
Выше было перечислено несколько рекомендаций касательно того, как подготовиться к экзамену за день до его сдачи. Но далеко не всегда всё идет по плану. Если студент не привык к усердной учебе и плодотворной работе, то буквально через час переработки экзаменационного материала он начнет уставать и засыпать. Что ж, тогда нужно стимулировать себя всевозможными методами.
Отлично помогает крепкий сладкий кофе (натуральный, а не растворимый) и черный шоколад. Можно добавлять в этот напиток еще корицу, сливки и молоко. Это даже лучше чистого кофе! Потому что в таком случае напиток снабдит организм не только бодрящим кофеином, но и немалой дозой углеводов. Но не стоит пить энергетики. Рекомендуется есть орехи. И бутерброды с медом. Еще можно съесть черный хлеб с лососем и авокадо (правда, это найдется не у каждого в доме).
И ещё лучший способ взбодрить организм и перестать хотеть спать - это физические нагрузки. Кратковременной зарядки хватит! Подход отжиманий, приседаний, разминка для плеч и спины, вращения головой - и всё, ближайший час сон точно не одолеет учащегося. Всё это тоже стоит принимать во внимание, думая о том, как подготовиться к зачету за 1 день.
О методе “русской рулетки”
Многие студенты допускают большую ошибку. Они начинают готовить вопросы по списку и добросовестно отбирают материал, параллельно зубря его. Но вот время уже подходит ко сну, усталость дает о себе знать, а осталось ещё, допустим, 20 вопросов с конца. И студент думает - ладно, не нужно их делать, наверняка не попадутся. И вот в день экзамена ему выпадает билет, состоящий из вопросов, которые и были в ряду тех 20 несделанных. Труд насмарку. Так вот, лучше охватить все вопросы и на абсолютно каждый дать небольшой ответ в процессе подготовки. Как ни крути, все они перекликаются между собой, и в крайнем случае можно будет “налить воды”. Не надо играть в русскую рулетку и думать, что неподготовленный вопрос не попадется. Обычно бывает всё наоборот.
Коллективная подготовка
Это, пожалуй, лучший способ. И эффективный. Такое часто случается, “час икс” не за горами, а группа нерадивых студентов хватается за голову - как подготовиться к экзамену за один день? Способы существуют, и многие уже были описаны. Но самый лучший метод подготовки - коллективный. Группа тех самых студентов объединяется (у кого-то в квартире или в общежитии), потом они распределяют между собой вопросы и вместе их готовят. Получается быстро и эффективно - к тому же в компании работается лучше, и уж точно никто не даст никому заснуть. Главное - настроиться на работу. Иначе всё может перерасти в вечеринку.
Перед экзаменом
Что ж, выше было рассказано о том, как за один день подготовиться к экзамену. Но напоследок стоит сказать еще несколько слов касательно этой темы.
Итак, очень важно перед сдачей выспаться. Потому начинать подготовку надо с утра, чтобы успеть лечь до полуночи. Придя на экзамен сонным, зевающим, мечтающим о подушке, вряд ли получится сконцентрироваться и вспомнить всё, что было подготовлено. Будет жаль потраченного времени.
С утра стоит хорошо поесть и зарядиться кофеином. И главное - не проспать, потому нужно поставить несколько будильников. И по дороге в университет повторить материал - например, сидя в маршрутке, пролистать те вопросы, которые вызывают больше всего проблем.
В принципе, подготовиться к экзамену за один день реально. Главное - следовать вышеперечисленным рекомендациям и верить в свои силы.
Сергей Анатольевич Горин
Есть редкие люди, которых природа одарила эйдетической памятью, то есть практически фотографической: увидел – запомнил. Эти люди-феномены и книги так читают: пролистал быстренько, запечатлел взором, а потом потихоньку достает из памяти и читает не торопясь. Разумеется, на экзамене они могут извлечь из мозга образ учебника или конспекта и просто процитировать нужную страницу первоисточника. Если ваш школьник именно такой уникум, статью можно пропустить, она не для вас.
Если же вашему выпускнику не повезло и фотографической памяти у него нет, читайте дальше, потому что мы поговорим о мнемонике (искусстве запоминания) и мнемотехнике (приемах запоминания).
Простые народные приемы мнемотехники
Вы будете удивлены, но завязывание узелков на память – самая настоящая мнемотехника, основанная на условных рефлексах.
Работает это так: вы сосредоточенно думаете о чем-то, что надо запомнить/не забыть сделать, и завязываете узел на носовом платке. Потом достаете платок (может быть, случайно), видите узелок на нем и успешно вспоминаете, ради какого действия вы его завязали.
Тот же принцип применялся для зарубок на носу: берете нос (деревянную палочку, которую неграмотный крестьянин НОСил с собой, поэтому она так называется) и, сосредоточенно думая о том, что вам надо запомнить, делаете зарубку. Увидели зарубку – вспомнили, что надо сделать.
Был у носа и другой вариант использования: на нем делалось столько зарубок, сколько мешков пшеницы крестьянин Иван взял в долг у крестьянина Петра. Потом палочку раскалывали надвое вдоль, и у обоих неграмотных участников договора кредитования оставалось доказательство заключения этого договора.
Зубрежка
Чтобы научиться плавать, надо плавать, а не читать книжки про обучение плаванию. Чтобы развивать память, надо много запоминать , и чем чаще вы будете нагружать свою память, тем более тренированной она будет для быстрого усвоения новой информации.
Слово «зубрежка» имеет пренебрежительный оттенок значения, а зря.
Зубрежка – это всего лишь многократное повторение текста (даты, телефонного номера), который вы хотите запомнить.
Так что зубрите на здоровье! Стихи, например, вы по-другому и не заучите.
Все, что вы удержали в кратковременной памяти хотя бы 40 секунд, уходит в долговременную, поэтому мы помним по итогу огромный объем информации.
По механизму долгого удержания в кратковременной памяти работает и запоминание учебного материала при конспектировании лекций. Только в этом случае мы задействуем целый комплекс: к слуховой памяти мы подключаем зрительную (таблицы, иллюстрации) и моторную, двигательную (выборочное записывание плюс дополнительное обдумывание тезисов в ходе записи).
Комплекс «слух-зрение-запись» для развития памяти весьма полезен:
люди запоминают только 10 % того, что слышат, 30 % того, что видят, но целых 70 % того, что делают!
А записал – значит, сделал. При самостоятельном усвоении материала тоже можно подключить разные виды памяти:
Кратко пересказать кому-нибудь прочитанное в учебнике, заранее выделив в тексте самое главное;
Сделать небольшой конспект основных тезисов.
Правда, в повседневности люди записывают не для того, чтобы запомнить, а для того, чтобы не забыть: «Ага, я это записал, можно не запоминать, лишь бы не забыть, куда записал».
Поэтому дополнительное обдумывание материала в ходе записи – важный компонент запоминания.
Помощь зубрилке
Постарайтесь придать запоминаемому материалу собственную систему – на этом основана бОльшая часть мнемонических приемов.
Например, практически невозможно запомнить без записи последовательность букв vfvf cibkf vyt infys bp ,th`pjdjq rjhs. Но задание становится до смешного легким, если последовательность иначе систематизирована. В данном случае это фраза «мама сшила мне штаны из березовой коры», набранная русскими буквами при английской раскладке клавиатуры.
Часть материала уже систематизирована до вас , поэтому, готовясь к экзамену, вы можете заучивать не все подряд главы из учебника, а ответы на конкретные экзаменационные билеты.
Школьные и институтские отличники поступают именно так.
Вопросы из билетов не секретны, их содержание обычно вывешивают в институте или школе на доске объявлений, их можно переписать или сфотографировать. Если вы выучили хотя бы половину билетов, вероятность получить пятерку на экзамене почти стопроцентная – теория вероятности на вашей стороне.
К созданию собственных схем систематизации можно отнести следующие простые приемы: рифмование и ритмизирование запоминаемого материала.
Цифры и числа особенно легко запомнить, если они рифмуются.
Вспомните хотя бы начальную школу и таблицу умножения: «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» запоминаются мгновенно. А вот после «семью семь» так и тянет ответить «сорок семь», хотя правильный ответ «сорок девять».
«Надо только постараться и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть. Если больше спросим – пять, три, пять и восемь».
Современные школьники склонны изображать из себя рэперов, выдавая свои глубокие познания речитативом:
«Крепостное право отменили, ду-ду, в тыща восемьсот шисят первом году!»
Впрочем, дополнительное ритмизирование текста, который вам нужно запомнить, при помощи постукивания рукой, притоптывания ногой и покачивания телом в такт речи помогает при заучивании и классических стихотворений, и химических формул, и математических уравнений. Попробуйте!
Именно так, дополнительной ритмизацией, радисты когда-то помогали себе запоминать азбуку Морзе. Усвоить ее зрительно тяжкая нагрузка, но радисты работали на слух, поэтому соотносили отдельные сигналы «точка-тире» с распространенными речевыми и песенными фразами.
Для любого старого радиолюбителя цифра 2 азбукой Морзе – это не 2 точки и 3 тире, не зрительный образ «. . _ _ _»; для него это фраза «я на гоОор-куУу-шлаАа».
Соответственно, цифра 3 – это не 3 точки, 2 тире, не картинка «. . . _ _», а фраза «и-дут-три-браАа-таАа».
Мнемотехника, основанная на зрительном воображении
Это самая большая группа приемов запоминания , в одной статье описать их все невозможно. Возьмем самые распространенные и простые приемы.
Прием «Улекеле». Описан в одном голливудском фильме.
Преступник обронил листок бумаги, на котором его рукой было написано таинственное слово Ulekele. И вот следователь напряженно думает: что хотел сказать преступник, что означает это слово? Есть музыкальный инструмент укулеле. Если бы на бумажке было это слово, сыщику можно было бы вообще не напрягаться – может, злодей решил музыке обучиться на старости лет?
Но нет, слово написано какое-то неправильное, и путем немыслимого напряжения умственных способностей сыщик догадывается: да ведь преступный элемент просто списал с телефона буквы, которые, как и цифры, написаны на клавишах телефона и могут соответствовать какому-то телефонному номеру из семи цифр!
А номер 8535353 как раз принадлежит жертве – значит, нехороший киллер запоминал ее телефон, чтобы позвонить и узнать, дома ли она! (Мы бы с вами, правда, такой номер и без улекеле запомнили).
Добро торжествует, преступник разоблачен, а зрителю рассказали простую систему запоминания телефонных номеров или последовательности двух дат.
Сложности возникают только с единицей и нулем: на мобильных телефонах клавиши 1 и 0 не снабжены буквами. Придется вводить в слова знак «плюс» (клавиша 0 – это знак + или пробел) и какой-то ваш любимый знак препинания для единицы (клавиша 1 – знаки препинания).
Тогда годы жизни некогда весьма популярного, а ныне все реже цитируемого Владимира Ильича Ульянова-Ленина (1870-1924) будут выглядеть в зашифрованном виде так: @ых+@эби. Если у вас получится что-то более осмысленное, запомнить будет легче.
Прием «Живые цифры». В самом простом виде он описан в рассказе Карела Чапека «Поэт».
Городской поэт, свидетель дорожно-транспортного происшествия не запомнил номер машины, сбившей старушку, но по горячим следам написал стихотворение со строками: «О шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки – трагедии знаменье!»
Следователь, опрашивая поэта, выяснил, что строки навеяны поэтическим осмыслением цифр: 2 (шея лебедя), 3 (грудь), 5 (круглый барабан и две палочки). При этом сам номер машины поэт не запомнил и назвать его отказался. Номер совершившей наезд на пешехода машины, которую разыскал следователь, действительно был 235.
Для постоянного использования этого мнемонического приема вам следует создать собственный набор образов для цифр.
Например, нужно запомнить, что Колумб открыл Америку в 1492 году. Предположим, что в вашем личном наборе цифра 1 напоминает двухметровый железный лом, 4 – детскую горку, 9 – слона с хоботом, 2 – ну пусть будет тот же лебедь (или гусь). Тогда для запоминания даты вы мысленно рисуете видеоролик: Колумб (в роскошной шляпе с пером, для достоверности), держа в руке двухметровый лом, съезжает по детской горке и ударяет по хоботу слона, который мирно беседовал с гусем; и все они хором кричат: «Америка открыта!»
Чем более бессмысленным и нелепо смешным получится ролик, тем лучше он запомнится.
Теперь при слове «Колумб» вы невольно воспроизведете в уме этот маленький фильм, прочитав закодированную в нем дату.
Прием «Римская комната», или Метод Цицерона. Техническая суть метода та же: для запоминания любой абстрактной последовательности слов или понятий вы создаете в воображении собственный видеоролик, в котором все понятия закодированы.
Полезные советы
Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией , причем, чем больше ее будет, тем лучше!
Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.
1. Вникание в суть
Немецкий психолог Герман Эббингауз составил "кривую забывания", демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.
Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.
А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.
2. Интервальные повторения
Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.
Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.
Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:
- первое – спустя 20 минут после заучивания;
- второе – спустя 6 – 8 часов;
- третье – через сутки.
Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:
- первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
- второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
- третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).
Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.
3. Эффект края
Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.
Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.
Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.
Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?
А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.
Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!
Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.
Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.
4. Метод Фейнмана
Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.
Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком , облегчающим запоминание.
Суть методики можно свести к трем простым пунктам:
- Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
- Выделяем "пробелы" в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
- Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.
Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.
Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа "белые пятна", которые необходимо снова проработать.
Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.
Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.
5. Метод массированного запоминания
Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.
Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.
Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.
6. Интерференция
Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.
Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.
Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.
И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.
7. Дворец памяти (чертоги разума)
Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.
Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.
Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:
- Выберите место "строительства" замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может "строить" в своем воображении настоящие дворцы.
- Прикрепите новые образы к предметам интерьера , которые принято называть "опорными пунктами". Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
- Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.
Рассмотрим, как работает метод, на примере.
Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):
- бублик;
- сахар;
- молоко;
- бананы;
- картофель;
- куриное филе;
- яйца;
- зеленый лук;
- печенье;
- кофе.
Представим наш "дворец памяти", вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:
- дверь;
- обеденный стол;
- ваза с фруктами на обеденном столе;
- стул;
- подоконник;
- холодильник;
- столешница;
- хлебница;
- раковина для мытья посуды;
- плита.
Приступаем к созданию ассоциативных связей:
- Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
- Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
- Из вазы с фруктами течет молоко.
- На стуле лежит кожура от банана.
- На подоконнике растет картофель, как на грядках.
- Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
- На столешнице видим разбитые яйца.
- Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
- В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
- А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.
Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.
Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.
8. Использование мнемотехник
Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:
- Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
- Рифмуйте информацию , которую Вам тяжело запомнить.
- Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой "ABC song". И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
- Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.
Правила путевого движения должен наизусть знать каждый уважающий себя водитель. Причем, познания эти должны быть в голове не только во время сдачи экзамена в ГАИ на получение прав, но и после того, как вы эти права получите.
ПДД должны оставаться в башке водителя не только на время экзамена
Представьте себе, что это своеобразное оружие, какое вы можете применять при возникновении легких (и не очень) ДТП, а также во время остановок вас работниками госавтоинспекции. К сожалению, не все гаишники добросовестно выполняют свою труд - бывают ситуации, когда они пользуются наивностью водителей, плохо разбирающихся в нюансах ПДД, чтобы выманить кое-какую сумму денег. Знание правил дорожного движения обезопасит вас от таких, ровно скажем, малоприятных ситуаций.
Запомните самое главное - правила путевого движения созданы отнюдь не для того, чтобы запутать водителей, принудить дать взятку при прохождении экзамена, либо для других подобных мишеней. Можно даже сказать, что эти правила «написаны кровью», так как множество показались там именно по причине высокой статистики аварий при невыполнении (или выполнении) каких-либо поступков.
Видеоинструкция: как выучить ПДД быстро и легко
Соответственно, относиться к изучению, а также поддержанию знаний правил путевого движения стоит самым ответственным образом - от этого зависит ваша безопасность и безопасность прочих водителей (и пассажиров), присутствующих рядом с вами на дороге.
Если вы являетесь водителем со стажем, то стоит освежать свои познания приблизительно в полгода-год.
Обязательно нужно брать последнюю редакцию правил, со всеми внесенными изменениями. Помните, что, взяв книжку с ПДД 2012-го года в 2014-м, вы рискуете пропустить некоторые важные правки, осуществленные за эти два года, соответственно даете шанс работникам жезла и фуражки застопорить вас за, к примеру, езду с выключенными фарами за городской линией в осенне-зимний этап.
Обязательно стоит восстановить свои знания ПДД после длительного интервала в водительской практике - человеческий мозг устроен так, чтобы выбрасывать из памяти те доли информации, которые не используются, соответственно будьте уверены, что многие нюансы вы поспели за это время забыть.
При выходе новой редакции правил не стоит пробовать прочитать их за один день. Купите печатное издание и читайте вечерком по 10-20 пунктов. Таким образом, знания будут лучше откладываться у вас в памяти. Вечно имейте экземпляр правил у себя в автомобиле - когда вы ожидаете кого-то, не стоит терять пора попусту, можно потратить эти минуты на чтение документа.
Дело в том, что у многих людей весьма хорошо развито образное мышление, соответственно запоминать, глядя на иллюстрирующие обрисованные ситуации картинки, будет намного проще.
Как быстро выучить билеты ПДД
Не пытайтесь выучить все ПДД разом: распределите весь объем на равные части и учите понемногу любой день
Кроме поддержания знаний, есть и другая ситуация - когда необходимо выучить правила «с нуля», да еще и за короткий промежуток времени. Естественно, описывается случай подготовки к испытанию на получение водительских прав. Сразу стоит оговориться, что, в данном случае, обучать правила лучше всего будет по билетам, утвержденным госавтоинспекцией (опять же, уверитесь, что у вас на руках последнее издание).
Наиболее эффективным методом, чтобы выучить их за 1 день, является решение этих самых билетов на компьютере. Интернет изобилует вящим числом программ для подготовки к экзаменам (в том числе такие, которые буквально одинешенек в один повторяют те, которыми пользуется ГАИ). Вы просто скачиваете такую программу и запускаете «испытание» раз за разом, полностью проходя все билеты. Через 4-5 таких итераций вы приметьте, что число ошибок неуклонно падает.
В итоге, к вечеру вы будете буквально наизусть ведать все билеты, и, придя на следующий день на экзамен, с легкостью на все ответите (причем, за гораздо меньший интервал времени, чем тот, который дается на предоставление ответов). При помощи такого метода можно сравнительно легко выучить билеты за один день.
Наиболее эффективным методом, чтобы выучить ПДД за 1 день, является решение этих самых билетов на компьютере в порядке онлайн
Есть тут и обратная сторона - вы точно так же легко и быстро позабудете все, что выучили. Соответственно, после сдачи экзамена, постарайтесь спокойно, без «кипятки», прочитать все правила дорожного движения, разобраться в непонятных ситуациях, а также запомнить все основные моменты.
В том случае, когда до испытания остается не один день, а хотя-бы неделя, постарайтесь отнестись к изучению ПДД ответственно - то кушать учите не правильные ответы на билеты, а именно сами правила. Вот несколько рекомендаций по их лучшему запоминанию:
И самое главное - правила нужно не просто знать, им необходимо следовать. Уважение друг к другу на дороге, а также знание и выполнения гражданами ПДД являются неотъемлемым приметой развитого государства, а ведь именно к этому мы все стремимся.