» » Основные типовые схемы односторонних сортировочных станций. Назначение, основные устройства и классификация сортировочных станций Сортировка жд

Основные типовые схемы односторонних сортировочных станций. Назначение, основные устройства и классификация сортировочных станций Сортировка жд

Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов и формирования составов по назначениям, установленным планом формирования поездов, и имеющие для выполнения этих работ специальные пути и маневровые устройства. В зависимости от значения в общей работе на железнодорожной сети сортировочные станции делятся на основные сетевого значения (опорные), районные и вспомогательные (в помощь основным или районным в отдельных узлах). В зависимости от типа сортировочных устройств различают горочные и безгорочные с вытяжными путями или с полугорками. В зависимости от расположения основных парков имеются три вида станций: с последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков.

В зависимости от числа сортировочных комплексов сортировочные станции бывают двух типов: односторонние (однокомплектные), на которых в одной системе перерабатываются вагонопотоки всех примыкающих направлений (рис. 10.5, а, б), и двусторонние (двухкомплектные), на которых одна система парков работает в четном, а другая - в нечетном направлении (рис. 10.5, в).

В основу технологии работы сортировочных станций положен метод диспетчерского руководства расформированием-формированием поездов и местной работой, обеспечивающий лучшее использование технических средств и наименьшее время нахождения вагонов на станции. Сортировочными устройствами на этих станциях являются: сортировочные горки (рис. 10.6), полугорки и вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне или площадке. Принцип работы сортировочных устройств основан на использовании силы тяжести вагонов при скатывании их с более высокого уровня, на котором располагается вытяжной путь или приемный парк, на более низкий уровень, на котором располагаются сортировочные пути.

Сортируемый состав по горочному надвижному пути постепенно и непрерывно надвигается локомотивом на горб горки, перевалив за который расцепленные вагоны (отцепы) далее скатываются под действием силы тяжести. Между скатывающимися отцепами образуются интервалы, позволяющие переводить стрелки и направлять вагоны на разные пути сортировочного парка в соответствии с планом формирования поездов. Имеющийся перед горбом горки подъем надвижной части облегчает расцепку вагонов. Для регулирования скорости скатывания и интервалов между отцепами на сортировочных горках устраивают тормозные позиции, оборудованные вагонными замедлителями или тормозными башмаками. Тормозные позиции имеются также на путях сортировочного парка для предотвращения повреждения движущихся с большой скоростью (более 5 км/ч) вагонов с вагонами, стоящими на путях.

Сортировочные горки крупных сортировочных станций снабжены устройствами комплексной механизации и автоматизации процесса сортировки вагонов - горочной автоматической централизацией (ГАЦ), системами автоматического регулирования скорости скатывания отцепов (АРС), автоматического задания скорости роспуска составов (АЗСР) с телеуправлением горочными локомотивами (ТГЛ) и др. Автоматизация работы сортировочных горок основана на применении электронной аппаратуры и вычислительной техники. Горочная автоматизация позволяет существенно повысить перерабатывающую способность сортировочных горок и безопасность их обслуживания.

Конструкцию предгорочного парка определяют: число путей, схемы гор­ловин, продольный профиль. Предгорочный парк проектируется на горизон­тальной площадке с трехэлементным профилем. Допускается располагать этот парк на спуске в сторону горки на уклоне 1-1,5 %о. При реконструкции стан­ции допускается расположение предгорочного парка на подъеме до 2 %о лишь в особо трудных местных условиях при надлежащем обосновании.

Продольные оси предгорочного и сортировочного парков проектируют на одной прямой. Отступления от этого правила допускаются только в труд­ных местных условиях.

На рис. 5.24 приведена схема объединенного парка приема односторон­них станций при наличии двух подходов в преимущественном направлении (из Б и Г) и одного общего подхода (из А и В) в непреимущественном (чет­ном) направлении, который может примыкать к предгорочной или к вход­ной горловине.

Секции парка специализированы для приема поездов нечетного и четного на­правлений, для маневренности в горловинах укладываются съезды, позволяющие принимать поезда с каждого подхода в любую секцию парка. Входная горловина парка фис. 5.24) обеспечивает выполнение следующих параллельных операций:

Одновременный прием поездов с двух подходов и Г);

Заезд горочного локомотива на пути средних секций;

Уборку поездного локомотива от поездов, прибывших с А.

При двух и более подходах к парку, ходовой путь для горочных локомо­тивов располагают в середине парка, а тупик для этих локомотивов - меж­ду главными путями в горловине.


В случае приема транзитных угловых поездов Б -Г или Г -Б в парк при­ема из него необходимо устроить выход на главный путь отправления.

Выходные (предгорочные) горловины парка приема относятся к самым заг­руженным элементам сортировочных станций. Их конструкции различают­ся: в зависимости от числа путей надвига, расположения выходов для поезд­ных локомотивов и наличия примыкания подхода для поездов непреиму­щественного направления.

В схеме (см. рис. 5.24) имеются два пути надвига и два спускных пути. Выход на путь в обход горки может быть дан а как продолжение пути 4. Поездные локомотивы от прибывших нечетных поездов уходят по пути II.

В схеме пути в горловинах секционированы и уложены съезды для вы­полнения параллельных операций. В горловине выполняются следующие параллельные операции:

Прием поездов с А или В (на 9 и 10 пути);

Надвиг состава до горба горки (по пути 5a и 6a);

Роспуск состава;

Уборка поездного локомотива от поездов, прибывших с Б и Г на путь
4a, а затем с пересечением путей надвига уборка в локомотивное хозяйство.

Схема парка приема двусторонней станции из-за отсутствия подхода дру­гого направления упрощается.


К горочной горловине сортировочного парка предъявляются требования:

Горловина должна быть возможно более короткой. Для выполнения
этого условия в горочных горловинах между центрами стрелочных перево­
дов укладывают прямые вставки минимальной длины (при попутной укладке
4,50 м, при встречной допускается укладывать без прямой вставки), приме­
няют кривые минимально допустимых радиусов 200 и 180 м;

Пути должны иметь примерно одинаковое сопротивление. Для выполне­
ния этого условия в горочных горловинах применяют симметричные стрелоч­
ные переводы марки 1/6, пути объединяют в пучки по 4^8 путей в каждом;

Для укладки тормозных замедлителей выделяют прямые участки.

Со спускных путей должен быть выход на все пути сортировочного пар­ка. Для выхода из предгорочного парка в сортировочный парк, минуя гор-


ку (для вагонов с опасными грузами, которые нельзя спускать с горки), ук­ладывают обходные пути, соединяющие парк приема с крайними пучками сортировочного парка. Укладка обходных путей позволяет убирать локо­мотивы из сортировочного парка после осаживания (не задерживая роспуск составов), передавать отдельные группы вагонов из парка приема в сорти­ровочный в обход горки, принимать в случае необходимости поезда непос­редственно на пути сортировочного парка. На рис. 5.25 показан пример го­рочной горловины.

Поперечный профиль земляного полотна для сортировочного парка про­ектируется пилообразного типа с сооружением в широких междупутьях (меж­ду пучками) водоотводных лотков.

В выходной (хвостовой) горловине сортировочного парка (рис. 5.26) укладывается от 2 до 4 вытяжных путей, на которых выполняется фор­мирование составов из накопленных вагонов. Вытяжных путей должно быть не менее количества работающих локомотивов. Конструкция вы­ходной горловины сортировочного парка должна обеспечивать выход с любого пути сортировочного парка на любую вытяжку и в тоже время позволять маневровым локомотивам независимую работу на вытяжном пути, кроме этого горловины должны быть компактными (короткими).

Для выполнения этих требований пути объединяются в пучки, которые вы­ходят на вытяжной путь, это обеспечивает независимость работы на вытяж­ках. Для обеспечения маневренности, между вытяжками укладываются съез­ды, обеспечивающие выход с любого сортировочного пути на любой вытяжной путь. Чтобы горловина была компактной, между центрами стрелочных пере-


водов укладываю прямые вставки минимально допустимой длины. Стрелоч­ные переводы укладывают марки 1/9 на рис. 5.26, а и 1/6 на рис. 5.26, б.

В горловинах предусматривается возможность подачи поездных локо­мотивов и отправления сформированных поездов непосредственно из сор­тировочного парка с минимальными перерывами в маневровой работе.

При большом местном вагонопотоке под выгрузку, требующем группи­ровки по грузовым районам, а также для формирования большого числа многогруппных поездов может сооружаться на одном из вытяжных путей горка малой мощности или дополнительный сортировочно-группировоч-ный парк с горкой малой мощности.


Парк отправления, расположенный последовательно с сортировочным парком, проектируется от него, на расстоянии около 400-500 м. Это необ­ходимо для обеспечения маневровой работы в «хвосте» сортировочного парка и возможности увеличения длины и числа путей в сортировочном и отправочном парках. В профиле парк отправления располагается на пло­щадке или подъеме до 1 %о, а в особо трудных условиях при переустройстве станции - до 2,5 %о.

На рис. 5. 27 показана схема объединенного парка отправления односто­ронней сортировочной станции, в котором объединены четыре парка:

Парк отправления для нечетных поездов своего формирования Oj;

Парк отправления для четных поездов своего формирования О 2 ;

Парк для приема-отправления нечетных транзитных поездов Ύ χ ;

Парк для приема-отправления четных транзитных поездов Т 2 ;

В парки отправления Oj и О 2 выставляются сформированные, в сорти­ровочном парке, поезда. С ними выполняются операции по отправлению (техническое обслуживание, безотцепочный ремонт, коммерческий осмотр). Подается по ходовому пути поездной локомотив, и после опробования ав­тотормозов, поезд отправляется.

В парки транзитные Tj и Т 2 принимаются транзитные поезда, соответ­ственно четные и нечетные. Убирается поездной локомотив, а затем выпол­няются такие же операции, как с поездами своего формирования, выставля­емыми в парки О] и О 2 из сортировочного парка. Поэтому пути этих парков могут быть взаимозаменяемы, т.е. в случае необходимости поезда своего формирования можно переставлять в парки Tj и Т 2 , а транзитные поезда можно принимать на пути парков О { и О 2 .

Объединенный отправочный парк делят на секции, специализированные по направлениям. Внешние группы путей являются транзитными парками соответствующих направлений. Горловины парков проектируются с учетом взаимозаменяемости путей отправления сформированных поездов и путей приема транзитных. Поэтому предусматривается возможность приема по­ездов с I главного обходного пути (с направлений Б и Г) в секцию Oj, из А и В в секцию О 2 , а с вытяжных путей формирования устраивается выход и на пути приема транзитных поездов Tj и Т 2 . При небольшом числе транзит­ных поездов их обслуживают в парке отправления.


Во входной горловине парка отправления выполняются следующие па­раллельные операции:

Прием поездов из Б (Г) в парк Tj;

Работа на трех вытяжных путях;

Подача (уборка) поездного локомотива от поездов прибывших с Б и Г
и отправляющихся на А и В;

Отправление поездов на Б и Г из парка Т 2 .

Ходовой путь для поездных локомотивов на двусторонней станции распо­лагается сбоку парка, а на односторонней - между парками отправления.

В выходной горловине парка отправления обеспечивается одновременное выполнение следующих операций:

Работа на вытяжке 75 с составами транзитных поездов из парка Tj;

Отправление поездов на А (В) из парка Oj;

Подача поездного локомотива из локомотивного хозяйства в тупик 16;

Прием поездов из А (В) в парк Т 2 .

На рис. 5.28 приведена схема сортировочной станции, которая соответ­ствует принципиальной схеме, изображенной на рис. 5.1.

НАЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Поездная передаточная ведомость


Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонопотоков; формирования сквозных, участковых, сборных, вывозных и передаточных поездов. Кроме того, эти станции перерабатывают местные вагонопотоки. Также выполняют операции по обработке транзитных поездов без переработки, ремонт подвижного состава, экипировка локомотивов, осмотр. Пассажирские операции на сортировочных станциях выполняются в небольшом объеме (посадка и высадка пассажиров с пригородных и местных поездов у посадочных платформ, которые располагаются возле главных путей). Грузовые операции по погрузке и выгрузке грузов также выполняются в небольшом объеме на крайних путях сортировочного парка, на путях локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, на отдельных платформах между парками станции.

На сортировочной станции имеются устройства:

1) Парк приема (прием поездов, прибывших в расформирование);

2) Сортировочный парк (для накопления вагонов на составы и формирования поездов);

3) Парк отправления (для подготовки составов к отправлению и отправления);

4) Транзитные парки (для обработки транзитных поездов без переработки);

Группа, состоящая из парков приема, сортировки и отправления называется сортировочным комплектом.

5) Для расформирования составов имеется сортировочная горка большой или средней мощности, располагаемая между парком приема и сортировочным парком (на отдельных станциях кроме основной горки имеется горка малой мощности для местных поездов);

6) Устройства локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, располагаемые параллельно парку приема или сортировочному парку;

7) Имеются вытяжные пути для расформирования и формирования составов; соединительные пути между парками; главные пути и подъездные пути промышленных предприятий.

КЛАССИФИКАЦИЯ сортировочных станций.

I. По числу сортировочных комплектов:

1) односторонние;

2) двухсторонние (имеется два сортировочных комплекта, каждый из которых перерабатывает определенные направления).

II. По расположению парков:

1) с последовательным расположением парка приема, сортировочного парка и парка отправления;

2) с комбинированным расположением (например, парк приема и сортировочный парк расположены последовательно, а парк отправления – параллельно сортировочному);

3) с параллельным расположением всех парков.

III. По расположению относительно главных путей:

1) станции с объемлющим расположением главных путей;

2) с односторонним расположением главных путей;

3) с внутренним расположением главных путей.


IV. По размерам переработки:

1) станции малой мощности, которые перерабатывают от 200 до 2000 вагонов в сутки;

2) станции средней мощности, которые перерабатывают от 2000 до 5000 вагонов в сутки;

3) станции большой мощности, которые перерабатывают более 5000 вагонов в сутки.


Односторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков.

Парки приема, сортировки и отправления располагаются последовательно и обслуживают поезда всех направлений. Локомотивное и вагонное хозяйства располагаются на одной площадке параллельно сортировочному парку. Такое расположение сокращает число пробегов поездных и маневровых локомотивов. Возможно расположение локомотивного и вагонного хозяйства параллельно парку приема. В этом случае необходимо сооружение дополнительных экипировочных устройств параллельно сортировочному парку или парку отправления. Транзитные парки располагаются с обеих сторон парка отправления и парка приема. Наилучший вариант – возле парка отправления, т.к. на путях парка отправления и транзитного парка производятся аналогичные операции (обработка состава и отправление), и пути этих парков могут быть взаимозаменяемыми.

Односторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков имеет ряд ПРЕИМУЩЕСТВ: полная поточность операций, повышенная маневренность и перерабатывающая способность; и НЕДОСТАТКОВ: необходимость дополнительных затрат на сооружение путепроводных развязок и большая длина станционной площадки – 4-6 км.

У односторонней сортировочной станции комбинированного типа один из парков (приема или отправления) расположен параллельно сортировочному парку. Применяется при недостаточной длине станционной площадки. Наилучшим расположением является случай, когда приемо-отправочный и сортировочный парки расположены последовательно, а парк отправления – параллельно с сортировочным парком.

Локомотивное хозяйство располагается на одной площадке с парком приема, поэтому требуется строительство путепроводной развязки для связи локомотивного хозяйства и одного из парков отправления.

НЕДОСТАТКИ: сложность маневровых передвижений в хвостовой горловине сортировочного парка; множество пересечений поездных и маневровых маршрутов; ограниченная пропускная способность.

Односторонняя сортировочная станция с дополнительным сортировочно-группировочным парком кроме основных парков (приема, сортировки и отправления) имеет дополнительный сортировочно-группировочный парк для формирования поездов местного назначения (сборных, вывозных, передаточных). Между сортировочным парком и сортировочно-группировочным располагается дополнительная сортировочная горка малой мощности, которая облегчает работу основной горки по расформированию местных составов. Пути сортировочно-группировочного парка короче по сравнению с сортировочным. На горке малой мощности работает маневровый локомотив основной горки или локомотив, специально выделенный для этой работы.

Для сортировочной станции малой мощности допускается двухпарковая система (парк приема и последовательно ему расположенный сортировочный парк). Накопление вагонов на составы, формирование и подготовка их к отправлению производится на одних и тех же путях сортировочно-отправочного парка. Пути транзитного парка специализированы по направлению и располагаются по обе стороны парка приема. Локомотивное и вагонное хозяйства могут располагаться параллельно сортировочно-отправочному парку или парку приема.

Порядок работы. Транзитные без переработки поезда обрабатываются в транзитных парках, в соответствии с их направлением.

Транзитные с переработкой поезда обоих направлений поступают в объединенный парк приема, затем расформировываются на горке. Вагоны накапливаются на путях сортировочного парка, и после окончания формирования переставляются в парк отправления, где производится обработка по отправлению и отправление на линию.

Обработка местных вагонов производится на путях локомотивного и вагонного хозяйств, на подъездных путях, на отдельных площадках между парками, а также на крайних путях сортировочного парка.

Сортировочный станционный пункт считается раздельным участком, основное предназначение которого заключается в массовой переработке вагонного подвижного состава и его комплектации с учётом предназначения, а также плановой необходимости в таких поездных составах. Станция такого назначения для проведения подобного характера работ обязательно обладает манёвровыми средствами и специальными рельсовыми путями.

На таком сортировочном участке также происходит формирование передаточных, вывозных, участков-сборных, сквозных, сборных и участковых поездов.

Формируя сквозные поездные составы на сортировочных станциях, РЖД получает своего рода карт-бланш, ибо такой состав минует целый ряд сортировочных, попутных и участковых станционных пунктов, тем самым ускоряется время доставки адресных грузов, благодаря такому манёвру происходит снижение себестоимости грузовых перевозок увеличивается оборачиваемость вагонных подвижных составов.

Одновременно на сортировочных станциях производится переработка транзитных и местных вагонных потоков. Этот вид обработки не затрагивает составы, которые минуют данную станцию, согласно установленного маршрута, начиная с погрузочного места, а также это не касается сквозных транзитных поездных составов.

Обустройство сортировочных станций происходит, в основе своём, в районе выхода на какой-либо крупный промышленный город или центр, или это представлено целым сельскохозяйственным регионам. Сюда же относятся крупные железнодорожные узлы, то есть, те станционные пункты, в которых происходит зарождение массового грузопотока.

В большинстве своём, на сортировочной станции перерабатываются вагонные потоки не те, что получили начало на её территории, а те, начавшиеся на других станционных пунктах. Конечной целью такой обработки составов является принцип по формированию поездных составов, которые проследуют максимально большой путь, исключая новую или дополнительную переработку.

Одним из важнейших показателей на железной дороге являются плановые перевозки, выполнять их - считается основной задачей всего трудового коллектива, каждой сортировочной станции, где происходит формирование вагонных потоков, входящих в сеть железных путей России.

Сеть российской железной дороги на всей своей протяжённости по нашей большой стране не имеет равномерного размещения сортировочных станционных пунктов, что обусловлено местонахождением крупных городов и промышленных центров вблизи железной дороги. Именно от этого фактора и зависит сетевая густота, определяющая размер и характер вагонного потока. Основными задачами любого коллектива сортировочного станционного пункта считаются, которые направлены на уменьшение любых затрат, поиск методов наиболее эффективного применения всех средств и оборудования, относящихся к автоматизации и комплексной механизации. Тем самым, уменьшая возможный вагонный простой, снижая пункты эксплуатационных расходов за счёт лучшего технического оснащения каждой сортировочной станции, а также, в случае необходимости, концентрируя сортировочную работу на более мощных станциях.

Оборудование станции

Для выполнения сортировочной работы на сортировочной станции имеются сортировочные горки с соответствующим оборудованием, сортировочные парки и вытяжные пути.

На каждой сортировочной станции работает отправочный парк, служащий для комплектации составов, и отдельным приёмным парком, для переработки поездных составов. Для транзитных составов на крупных станциях формируется, так называемый, отдельный парк. Сортировочный комплект или сортировочная система образована и состоит из всех перечисленных парков: отправочных, сортировочных и приёмных.

Объём пассажирских и грузовых операций на сортировочном станционном пункте незначительный, поскольку для обслуживания пассажирского потока имеются специальные оборудованные терминалы на главных станционных путях, на которых обслуживается люди, воспользовавшиеся услугами пригородных и местных поездов.

Производство местных погрузочно-выгрузочных операций осуществляется на железной дороге, подходящей прямо к материальным складам или для этих целей используются отдельные пути, относящиеся к вагонному или локомотивному хозяйству.

На каждой односторонней сортировочной станции имеется рабочая схема, на которой отображено последовательное расположение всех имеющихся парков. Состав МВРП состоит из механизированного пункта, специализирующегося на текущем отцепочном ремонте вагонного подвижного состава. ВХ и ЛХ включает в себя вагонное и локомотивное хозяйства. Устройства экипировки вошли в состав парка «ЭУ». Парк отправления обозначен на схеме «О» и приёмный парк обозначается литером «П».

На любом сортировочном станционном пункте есть устройство, относящееся к вагонному или локомотивному хозяйству, соответственное это оборудование предназначается для производства энергетического пополнения, снабжения водой, СЦБ и связи. Все сортировочные станции обладают контейнерными площадками, грузосортировочными платформами, материальными складами и служебными зданиями.


В оборудовании сортировочных станций имеются устройства, предназначающиеся для очистки стрелок механизированным методом, все сигналы и стрелки оборудованы электрической централизацией.

Значимость сортировочных станций определяется критерием в общем объёме работы сети железных дорог России. Основные станции считаются опорными, к вспомогательным станциям относятся отдельные узлы и районные станционные пункты.

Размещение основных сортировочных станций происходит в местах железнодорожных узлов, где концентрируются большой объём местной работы, мощные вагонные потоки и важные железнодорожные магистрали, где осуществляются погрузка и выгрузка внушительных объёмов грузовых операций. В случае нужды, производятся работы, связанные с сортировкой вагонных потоков.

Классификация станций

В функции районных сортировочных станций входят вопросы по переработке вагонных потоков, которые формируются или погашаются на путевых участках, находящихся на этих станциях или на смежных участках сортировочных пунктов. В состав районной сортировочной станции входят ряд промышленных сортировочных и портовых станций, которые предназначены для обслуживания крупных промышленных районов.

Тип сортировочного устройства определяет специализацию сортировочной станции. Там, где имеются оборудованные горки, такие станции относятся к горочным пунктам. Станция, где горка отсутствует, относится к без-горочному пункту. В этом случае, пункт оборудуется или полу-горками, или вытяжными железными дорогами.

Основное отличие горочных и без-горочных станций заключается в различии количества переработанных вагонов. У второго типа пунктов, естественно, переработан меньший объём вагонного состава и имеется меньшее число путей, предназначенных для сортировки.

В ряде европейских стран железные дороги на сортировочных станциях располагаются на стопроцентном уклоне. В этом случае состав подходит накатом до самой сортировочной платформы.

Взаимное расположение основных парковых типов, подразделяет сортировочные станции на три станционных вида: это комбинированное, параллельное и последовательное местонахождение парков.

Количество комплектов, предназначенных для сортировки подразделяют пункты сортировки на два типа. К односторонним, то есть однокомплектным относятся те вагонные потоки по примыкающим направлениям, по схемам один и два, которые перерабатываются в единой системе. К двусторонней или к двухкомплектной станции относится пункт, на котором одна парковая система производит работу в нечётном направлении движения поездных составов, другая работает в чётном направлении движения поездов, по схеме номер три.

Двусторонние сортировочные станционные пункты могут обладать сортировочными горками, как в одной системе, так и в обеих системах. В этом случае, парковая часть станции располагается в одной из систем по комбинированному типу, а во второй уже по принципу последовательного типа.

Что касается главных путей на ряде двухсторонних сортировочных станций, то на пунктах, возведённых ещё до 1917 года, они располагаются между двумя системами, пересекаясь с соединительными и ходовыми путями. В наше время главные пути на сортировочных пунктах строятся или только с одной стороны, или объемлющего типа.

Как правило, на всех российских сортировочных станциях осуществляется диспетчерское руководство по производству местной работы и формированию и расформированию поездных составов. Считается, что это лучший метод по применению технического оборудования, тем самым, сокращается стояночное время вагонных составов на станционных путях. Помимо описанных операций на сортировочных станциях может быть произведён не только осмотр поездного состава, но и его ремонт. Транзитные и составы с живым грузом обслуживаются по специальной ускоренной схеме.

Использование сортировочных станции в мире

В наше современное время правительства Австралии, Японии, Дании, Норвегии и Великобритании в связи большим развитием и увеличением автомобильных контейнерных перевозок, начинают активно сокращать, а в ряде мест, и совсем закрывать сортировочные станционные пункты. Но в этом случае, ещё необходимо учитывать размеры площадей европейских государств и Российской Федерации, соответственно, протяжённость железнодорожных путей в названных государствах.

Односторонние сортировочные станции. Лучшими односторонними стан­циями являются станции с последовательным расположением парков, так как в этом случае обеспечивается поточность в работе станции. Парки приема, сортировочный и отправления расположены последовательно, пути для транзитных поездов могут располагаться рядом с парком отправления или прибытия, локомотивное хозяйство может располагаться параллельно сор­тировочному парку или парку прибытия. При варианте расположения ло­комотивного хозяйства рядом с парком прибытия, для станции требуется площадка меньшей ширины, чем по первому варианту.

Схема сортировочной станции с последовательным расположением пар­ков приведена на рис. 5.1. Парки приема и отправления объединенные для при­ема поездов нечетного и четного направлений со всех подходов и отправления на все направления. Нечетные поезда в переработку поступают с направлений Г и Б. Поезда с Б я Г принимаются на верхнюю группу путей парка П. Локо­мотив по соединительному пути 11 убирается в экипировочные устройства (ЭИ) или локомотивное хозяйство. На путях парка выполняются операции по при­бытию (техническое обслуживание, коммерческий осмотр, подготовка состава к расформированию). Маневровый локомотив с тупикового пути 12, заезжает на путь приема, прицепляется к составу, надвигает до горба горки и распуска­ет состав на пути сортировочного парка в соответствии со специализацией пу­тей сортировочного парка.

Верхние (по чертежу) пути сортировочного парка специализированы для нечетного направления, нижние - для четного. На путях сортировочного парка происходит накопление состава до нормы длины или массы. После окончания накопления для одногруппных поездов выполняется окончание формирования, в результате которого сформированный состав должен от­вечать требованиям ПТЭ. Сформированный состав выставляется в парк отправления на верхнюю группу путей парка О. На путях парка выполня­ются операции по отправлению. Подается поездной локомотив из ЭК по путям 14, 15, происходит опробование автотормозов и поезд отправляется.

Четные поезда, поступающие в переработку с А и В, принимаются пе пути Пб в парк П на нижнюю группу путей. Поездной локомотив убирается на путь 13 и затем в локомотивное хозяйство, далее выполняются операции с составом, как было указано ранее. Маневровый локомотив с пути 12 заез­жает в парк П под состав, прицепляется и надвигает его до горба горкн. затем распускает на пути сортировочного парка.

На путях сортировочного парка состав накапливается до нормы массы и длины, формируется и выставляется на нижнюю группу путей парка О.

На путях парка отправления выполняются операции: техническое об­служивание, безотцепочный ремонт, коммерческий осмотр. Из локомотив­ного хозяйства подается поездной локомотив и после опробования тормо­зов, поезд отправляется по пути Па и по II главному пути.

Транзитные нечетные поезда принимаются по I главному пути в парк ТР1. Поездной локомотив отцепляется и по пути 14 и 15 убирается в ЭК. На путях парка выполняются техническое обслуживание, коммерческий осмотр. безотцепочный ремонт. Подается поездной локомотив по путям 15 и 14. При­цепляется к составу, выполняется опробование автотормозов и поезд от­правляется.

Четные транзитные поезда принимается в парк ТР2. Выполняются такие же операции, что и с нечетными транзитными поездами, и после прицепки поездного локомотива и опробования автотормозов поезд отправляется по пути Па и II главному пути.

Сортировочная станция с последовательным расположением парков име­ет большую пропускную и перерабатывающую способность. Так как парки прибытия и отправления расположены последовательно с сортировочным, обеспечивается поточность при расформировании и формировании поездов. Однако имеются следующие недостатки:

Перепробег поездов непреимущественного направления (в данном слу­ чае четного).

Отправление четных поездов из парков О2 и ТР2 по пути Па имеет пересечение с приемом четных поездов, поступающих в переработку по пути II, а затем Пб в парк П. При значительных размерах таких поездов, проек­ тируют путепроводную развязку.

Схемы сортировочных станций комбинированного типа применяют при недостаточной длине станционной площадки, когда один из парков распо­лагается последовательно, а другой параллельно сортировочному парку. Лучшими считаются схемы, в которых последовательно с сортировочным, располагаются парки приема, т.к. в этом случае обеспечивается поточность при расформировании. На рис. 5.2 приведена схема сортировочной стан­ции комбинированного типа. Парк приема - объединенный для двух на­правлений. Парки отправления и транзитные расположены параллельно сор­тировочному, по обе стороны от него. Локомотивное хозяйство расположено рядом с парком П2. Для подачи поездных локомотивов в парк 01 и ТР1 укладывают ходовые пути под горкой с сооружением путепровода. Ходо­вые пути могут располагаться в обход вытяжных путей формирования.

Нечетные поезда, поступающие в переработку, принимают в парк П на верхнюю группу путей. Поездной локомотив убирается по ходовому пути 17 и 18 в локомотивное хозяйство. Маневровый горочный локомотив заез­жает под состав в парк П с пути 19. Прицепляется к составу, надвигает со­став до горба горки и распускает на пути сортировочного парка. После на­копления состава выполняется формирование составов поездов на вытяжных путях 23, 24 и 25. Сформированные нечетные составы переставляются в парк отправления О1, поездной локомотив из локомотивного хозяйства по хо­довым путям 18, 21 и 22 подается в парк О1 и после выполнения операций по отправлению, поезд отправляется по I главному пути.

Четные поезда, поступающие в переработку, принимаются по пути II, Па и Пб на нижнюю группу путей парка П, поездной локомотив убирается в тупик 19 и в локомотивное хозяйство. После расформирования, накопле­ния и формирования, готовые составы выставляется в парк О2, поездной локомотив подается в парк из локомотивного хозяйства по 20 соединитель­ному пути после выполнения операций по отправлению, прицепки поезд­ного локомотива и опробования автотормозов, поезд отправляется по II главному пути.

Транзитные нечетные поезда принимаются в парк ТР1. Уборка и подача локомотива выполняется по путям 22, 21, 18 в ЛХ. Транзитные четные поез­да принимаются в парк ТР2. Локомотив убирается в ЛХ по пути 20.

Станции комбинированного типа (рис. 5.2) по сравнению со схемами с последовательным расположением парков имеют следующие недостатки:

    при перестановке составов со средней вытяжки прекращается работа на одном из крайних вытяжных пути;

    горловина парка О1 перегружена: в этой горловине выполняется пере­ становка состава с вытяжного пути, подача и уборка поездного локомоти­ ва, отправление;

    маршруты приема четных поездов в разборку пересекаются с маршру­ тами отправления четных поездов из парка О2 и с маршрутами подачи ло­ комотивов к этим поездам;

    нет поточности при формировании поездов.

Поэтому станции комбинированного типа имеют меньшую перераба­тывающую способность, чем станции с последовательным расположени­ем парков.

На рис. 5.3 показана схема сортировочной станции с параллельным рас­ положением сортировочного и приемо-отправочных парков. Парки объе­диненные, как на участковых станциях для приема и отправления поездов. Нечетные поезда, поступающие в переработку с Б, принимаются в парк ПО1. Поездной локомотив отцепляется и по ходовому пути 25, путям 26 и 27 уби­рается в локомотивное хозяйство. На путях парка выполняются операции по прибытию и подготовка к расформированию. Маневровый локомотив заезжает с вытяжки 21, вытягивает состав на вытяжку 21 и распускает на пути сортировочного парка согласно назначениям по плану формиро- ва-ния и специализации путей сортировочного парка.

После накопления составов на путях сортировочного парка выполняется формирование на вытяжных путях 23 и 24. Готовые составы вытягиваются на вытяжку 23 или 24 и переставляются на пути парка ПО1. На путях парка вы­полняются операции по отправлению, как указывалось ранее. Из локомотив­ного хозяйства по путям 27, 26, 25 подается поездной локомотив, выполняется опробование автотормозов и поезд отправляется по I главному пути.

Горловины парка ПО1 и ТР1 позволяют переставить состав с вытяжек на любой путь парков ПО1 и ТР1, на любой путь подать (убрать) локомо­тив и с любого пути отправить поезд.

Четные поезда с А, поступающие в расформирование, принимаются на пути парка ПО2, поездной локомотив убирается в локомотивное хозяйство. На пу­тях парка выполняются операции по прибытии, состав готовится к расформи­рованию. Маневровый локомотив заезжает с вытяжки 22 к составу, вытягива­ет его на вытяжку и распускает на пути сортировочного парка. После накопления и формирования на вытяжных путях 23 и 24 готовый состав пере­ставляется из сортировочного парка по пути 28 в парк ПО2. Выполняются опе­рации по отправлению, подается поездной локомотив из локомотивного хо­зяйства. После выполнения опробования автотормозов поезд отправляется по II главному пути. Транзитные поезда принимаются в парки ТР1 и ТР2.

Схема сортировочной станции с параллельным расположением парков при­меняется при: небольших объемах работы, в трудных местных условиях и при реконструкции участковых станций. Перерабатывающая способность сорти­ровочных станций с параллельным расположением парков невелика, так как нет поточности ни при расформировании, ни при формировании поездов.

Двусторонние сортировочные станции. Основной схемой двусторонних сортировочных станций является станция с последовательным расположе­ нием паркое в обеих системах (рис. 5.4). Каждая система предназначена для переработки вагонопотока только одного направления, и поэтому работа­ет, как односторонняя станция с преимущественным вагонопотоком. Локо­мотивное хозяйство удобно располагать между парками приема одной сис­темы и парком отправления другой в одном из концов станции. Для подачи и уборки локомотивов укладывают два ходовых пути.

Преимуществом двусторонних сортировочных станций является большая перерабатывающая способность. Крупным недостатком двусторонних стан­ций является то, что угловой поток приходится перерабатывать дважды. Уг­ловыми называются вагоны, отправляемые в ту же сторону, откуда прибыли. На односторонней станции при расформировании состава вагоны углового потока сразу поступают на сортировочные пути соответствующего назначения. Сортировочный парк накапливает вагоны как для нечетного, так и четного на­правлений, и вопрос угловых вагонов для односторонней станции не стоит.

В двусторонней станции каждая система формирует и отправляет поезда только одного направления: либо четного, либо нечетного. Поэтому угло­вые вагоны при расформировании состава направляются на специально вы­деленный сортировочный путь, который в специализации путей сортиро­вочного парка так и указывается «для угловых вагонов». После накопления до установленной длины состав переставляется в парк приема другой систе­мы и расформировывается на пути сортировочного парка согласно назна­чениям плана формирования, т.е. угловые вагоны на двусторонних станци­ях перерабатываются дважды. Для передачи угловых вагонов из одной системы в другую нечетный парк приема Ш соединяется с четным сортиро­вочным парком С2, четный парк приема П2 с нечетным сортировочным пар­ком С1 (рис. 5.4) соединительными путями.

Работа станции организуется следующим образом.

Нечетные поезда, поступающие в переработку, принимаются в парк Ш. Поездной локомотив убирается на экипировку. С пути 19 горочный локомо­тив заезжает в парк, надвигает состав до горба, распускает на пути сортиро­вочного парка. Угловые вагоны направляются на специально выделенные пути для угловых вагонов. После накопления и формирования готовые со­ставы выставляются в парк О1, где выполняются операции по отправлению. Подается поездной локомотив из ЭК в тупик 27, а затем в парк О1. После прицепки локомотива и опробования автотормозов поезд отправляется.

Для нечетных транзитных поездов предназначен парк ТР1.

Четные поезда, поступающие в переработку, принимаются в парк П2. Поездной локомотив по соединительному пути 30 убирается в ЭК. На пу­тях парка П2 выполняются операции по прибытию. Горочный локомотив из тупика 34 заезжает в парк П2, надвигает состав и распускает на пути сор­тировочного парка С2. После накопления и формирования готовые соста­вы выставляются на пути парка О2 .

После выполнения операций по отправлению подается поездной локо­мотив из локомотивного хозяйства по соединительному пути 33 и после опробования автотормозов поезд отправляется.

Для угловых вагонов в парке С2 имеется отдельный путь. После накопле­ния до нормы массы или длины угловые вагоны переставляются в парк Ш, где состав распускается на пути парка С1 по назначениям плана формирования.

Четные транзитные поезда принимаются в парк ТР2.

Кроме станции с последовательным расположением парков в обеих сис­темах применяются и другие схемы двусторонних сортировочных станций.

Расположению главных путей на сортировочной станции. Наилучшим расположением главных путей на сортировочной станции является объем­ лющее (рис. 5.5, а). В этом случае минимальное число пересечений при при­еме и отправлении поездов, но при наличии подъездных путей происходит их пересечение с главными путями. Располагать пассажирские устройства крайне неудобно: они находятся с разных сторон от главных путей на зна­чительном расстоянии друг от друга и их развитие нерационально, кроме того это создает неудобства для пассажиров. Примером такого расположе­ния являются станции Бекасово, Орехово и др.

При расположении главных путей с одной стороны (рис. 5.5, б) происходит пересечение маршрутов приема нечетных грузовых поездов на сортировоч­ную станцию и отправления нечетных поездов с сортировочной станции с пропуском четных поездов по II главному пути. Маршрут отправления чет­ных поездов с сортировочной станции пересекается с маршрутом пропуска по II главному пути четных поездов. При значительных размерах пассажирс­кого движения могут сооружаться путепроводные развязки (рис. 5.5, в). При одностороннем расположении главных путей удобно располагать пассажир­ские устройства. Если рядом располагается крупный город, можно постро­ить пассажирскую станцию. Примером расположения главных путей с одной стороны являются станция Люблино и др.

Внутреннее расположение главных путей (рис. 5.5, г) широко применя­лось ранее на двусторонних сортировочных станциях, в этом случае они пересекаются соединительными и ходовыми путями. Главные пути распо­лагаются между системами на станциях Кинель, Ховрино и др. В настоящее время внутреннее расположение путей не применяется.

5.4. Схемы промышленных сортировочных станций

Промышленные сортировочные станции обслуживают группу предпри­ятий промышленного узла, расформировывают прибывающие поезда по пунктам погрузки- выгрузки (или районам), формируют отправительские маршруты на общую сеть железных дорог, а также передают поезда до бли­жайших сортировочных станций или станций примыкания общей сети.

Промышленные сортировочные станции отличаются от сортировочных станций общей сети характером работы и конструкцией. С одной стороны к станции примыкает однопутный или двухпутный подход, соединяющий станцию с сетью ОАО «РЖД», с другой стороны к станции примыкают не­сколько соединительных путей для соединения станции с отдельными пред­приятиями или цехами одного завода.

Промышленные сортировочные станции имеют парки: приема, сортиро­вочный и отправления. Поезда или передачи расформировываются на пути сортировочного парка, после накопления передаются на заводские станции или пункты погрузки-выгрузки. В настоящее время в связи с большим коли­чеством собственников, делается подборка и для каждого грузополучателя.

Схемы промышленных сортировочных станций могут различаться в за­висимости от размера и характера вагонопотока, генеральной схемы заво­да или расположения промышленных предприятий и местных условий.

При небольших размерах работы применяются простейшие схемы с па­раллельным расположением всех парков (рис. 5.6). Предприятия распола­гаются последовательно с сортировочной станцией. Отдельные предприя­тия могут располагаться параллельно сортировочной станции.

В схеме, показанной на рис. 5.6, поезда со станций железной дороги при­нимают в парк приема П, расположенный параллельно с сортировочным. Сортируют через горку и делают подборку на вытяжном пути 8. По путям 7 и 9 подают на предприятия. Передачи с предприятий принимают по путям 6 и 7 в парк отправления О, если поступают целые маршруты. Или форми­руют на горки или на вытяжке 8 и затем выставляют в парк отправления, и

после подачи поездного локомотива из ЭУ поезд отправляется. В случае необходимости устраивают выставочный парк для вагонов, поступающих с подъездных путей.