» » Обхсс сейчас. Обхсс: как работала «самая страшная» спецслужба ссср. История службы бхсс – бэп

Обхсс сейчас. Обхсс: как работала «самая страшная» спецслужба ссср. История службы бхсс – бэп

Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у сотрудников этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.

Начнем с экскурса в историю. Подразделения полиции по борьбе с преступными деяниями в сфере экономики существуют не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта - именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.

Проверки ОБХСС

На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.

После произошедшего во второй половине 80-х годов прошлого века переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее, до 1985 года сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.

В феврале 1992-го в результате упразднения МВД СССР с передачей материальной базы и штата сотрудников МВДРФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах, в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.

Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году после ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачи её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованные впоследствии в результате слияния в единое Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).

В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБ стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.

Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления по субъектам Российской Федерации и территориальные отделы при УВД Например, в Москве этой работой занимается УЭБиПК ГУ МВД РФ по г. Москве,также отделы при окружных УВД (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности. Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП. Следует иметь ввиду, что на уровне районных отделов полиции (ОВД) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции не существует.

Таким образом, структура подразделений полиции по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:

    ГУЭБиПК в составе МВД России;

    УЭБиПК при Главных управлениях МВД РФ по субъектам федерации;

    ОЭБиПК при управлениях внутренних дел, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;

    ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.

В структуре Главного управления ОЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:

    бюджетной сфере;

    в сферах ТЭК и химии;

    в сферах финансовой деятельности и банкротства;

    в сферах машиностроения и металлургии;

    в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.

Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует. Между тем, подразделения ОЭБиПК всех уровней активно взаимодействуют с налоговыми органами в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. При необходимости сотрудники УЭБиПК, ОЭБиПК участвуют в проведении совместных с налоговыми инспекциями налоговых проверок. Если по результатам проверки начислены налоги, достаточные по сумме для возбуждения уголовного дела, материалы передаются следователям Следственного комитета РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Следует отметить, что в составе ФСБ РФ, также управлений ФСБ РФ по субъектам Российской Федерации существуют конкурирующие с подразделениями ГУЭБиПК службы – Служба экономической безопасности ФСБ РФ (СЭБ Управлений ФСБ РФ по субъектам федерации).

С учётом специфики задач, решаемых ФСБ РФ, СЭБ ФСБ занимается обеспечением экономической безопасности государства, для чего в составе СЭБ имеются соотвествующие управления:

    Управление «П» - контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в промышленной сфере.

    Управление «К» - контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в кредитно-финансовой и банковской сферах.

    Управление «Т» - контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в транспортной сфере.

    Управление «М» - контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в государственных министерствах, таких как МВД, Минюст и МЧС.

    Управление «Н» - борьба с контрабандой и распространением наркотиков.

    Организационно-аналитическое управление, не имеющее буквенного кода.

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах:

    Федеральный закон «О полиции»;

    Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

    Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

    Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?

Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Что проверяет ОЭБ (ОБЭП)?

Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.

Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.

Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел. В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела . Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.

Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения , Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката , специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.

Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промышленной и индивидуальной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также по борьбе со спекуляцией. ОБХСС существовал в 1934–1991 годах в составе правоохранительных органов СССР.

16 марта 1937 года приказом наркома внутренних дел СССР в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был сформирован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. До него часть этих задач исполнял Военно-революционный комитет и ВЧК.

Перед новым отделом ставились задачи обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. В отдел принимали только опытных сотрудников уголовного розыска и экономических отделов НКВД.

Задачей сотрудников ОБХСС во время Великой Отечественной войны помимо участия в боевых действиях также являлся контроль за снабжением фронта и оборонной промышленности необходимыми ресурсами.

После войны ОБХСС стремилась свести к минимуму уровень хищения материальных средств, предназначенных для восстановления разрушенных городов и народного хозяйства.

К концу 1960 годов началось новое усиление деятельности торговой мафии, которая, получив в свои руки сеть городских плодоовощных баз, развернула активную деятельность по перепродаже части колхозной и совхозной продукции через рынки. Государственная промышленность по-прежнему не могла в полной мере удовлетворять потребности населения. Поэтому набирали силу подпольные цеха и «фабрики», создаваемые на основе преступной кооперации. Так продолжалось долгие годы.

Влияние на работу аппаратов БХСС оказали постановления правительства. Во исполнение их работники ОБХСС стали обращать большое внимание на обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного хищениями. У расхитителей было изъято имущество и ценностей стоимостью более 80 % к сумме причиненного ущерба. При проведении операции «Урожай» в 1975–1976 годов выявлено около 17 тысяч фактов разбазаривания и хищения сельскохозяйственной продукции, в результате чего изъято и возвращено хозяйствам более 12 тысяч т зерна и другой продукции на сумму 2 млн рублей. Всего за эти годы благодаря борьбе с экономической преступностью было сохранено от разворовывания и оприходовано неучтенных товарно-материальных ценностей на сумму более 450 млн рублей.

Период застоя стал переломным в истории советской теневой экономики. Именно в этот период она становится устойчивой системой, в которую в той или иной степени вовлечены миллионы людей. «Цеховики» и торговая мафия налаживают тесные связи с коррумпированными партийно-советскими чиновниками и «ворами в законе». Количество «громких» дел, раскрытых в этот период сотрудниками служб БХСС, относительно невелико – это, прежде всего, дела по злоупотреблениям высших руководителей Узбекистана («хлопковое дело»), Грузии и Армении, а также расследование хищений с приисков золота и изумрудов. По делам торговой мафии прошло только два крупных расследования, оба в Москве, – «дело гастронома Елисеевский» и «дело фирмы Океан». Некоторые из этих уголовных дел, вероятно, отражают «подковерную» борьбу различных группировок в высших кругах власти.

В феврале 1992 года в составе МВД России Отдел БХСС был заменен Главным управлением по экономическим преступлениям (ГУЭП), потом это стал ГУБЭП (Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями). Подразделения ГУБЭП МВД РФ именуются УБЭП и ОБЭП. С 2005 года после проведения административной реформы эта служба была преобразована в Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Цеховики. Рождение теневой экономики. Записки подпольного миллионера автора Нилов Александр

ОБХСС. Вехи великого пути Прежде чем понять, что собой представляла организация, стоявшая на страже социалистической собственности, нужно познакомиться с некоторыми фактами из истории законотворчества в СССР, связанными именно с охраной этой самой

Из книги Итоги № 9 (2013) автора Итоги Журнал

История ОБХСС Перед тем как более подробно объяснить сию, отчасти парадоксальную, мысль я хотел бы дать краткую историю организации, которая значительно выделялась на фоне правоохранительных органов СССР. Историческая справка История создания экономической

Из книги Итоги № 9 (2014) автора Итоги Журнал

«Громкие дела» ОБХСС Теперь можно снова вернуться к странной организации ОБХСС. Одну странность мы уже заметили, теперь пришла пора пойти дальше. Как выглядела общая картина жизни в стенах этого учреждения? В отличие от суеты и бурной деятельности, кипевшей в стенах

Из книги автора

Из книги автора

Соскучились ли вы по ОБХСС? / Дело / Бизнес-климат Соскучились ли вы по ОБХСС? / Дело / Бизнес-климат В Совете Федерации не только поддержали идею главного следователя страны Александра Бастрыкина о создании финансовой полиции, но и предложили звонкое

До середины 1930-х годов в нашей стране не существовало специального подразделения по борьбе с организованной экономической преступностью. Но когда индустриализация и коллективизация стали сопровождаться масштабными хищениями и спекуляцией, которые наносили значительной ущерб экономической безопасности государства, для борьбы с этими явлениями в структуре НКВД был создан особый отдел.

Экономическая спецслужба

Его история началась 16 марта 1937 года. В этот день был издан приказ наркома внутренних дел Николая Ежова за номером 0018. Так появился ОБХСС - отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Подчинялась новая структура напрямую главе НКВД, а возглавил ее капитан госбезопасности Самуил Ратнер.

Тогда же было выпущено Положение об организации, которое устанавливало основные принципы деятельности нового органа и определяло его структуру. Перед ОБХСС стояла задача пресекать и раскрывать преступления в сфере торговли и потребительства, промысловой кооперации, в сберегательных кассах, а также противодействовать спекуляции.

Организация имела «головной отдел», расположенный в Москве, а также филиалы в республиках и областях. Местные отделы в свою очередь делились на два подразделения: одно занималось борьбой с хищениями, другое - со спекуляцией.

Из кого формировалась экономическая спецслужба? В основном это были сотрудники уголовного розыска, уже имевшие опыт работы с такими правонарушениями, как взяточничество, расхитительство, фальшивомонетничество и прочее.

Как отмечает историк Арсений Замостьянов, к 1940 году в системе ОБХСС трудились более 100 тысяч человек. Им помогал обширный круг осведомителей - около 60 тысяч человек, по большей части работники рынков и магазинов.

Спустя несколько лет деятельности ОБХСС, по данным Центрального статистического управления (ЦСУ) СССР, количество хищений и растрат уменьшилось в торговле на 38% и в потребительской кооперации - на 46%. Агенты выявили случаи воровства почти на 50 миллиардов рублей.

В Великую Отечественную

Во время войны деятельность ОБХСС приобрела особое значение, ведь еще до начала войны разведка Главного управления имперской безопасности Третьего рейха проводила ряд мероприятий, направленных на подрыв советской экономики. К примеру, в приграничных районах массово распространялись фальшивые деньги.

При этом агентуре ОБХСС приходилось нелегко, поскольку многие из сотрудников ушли на фронт. Тем не менее в годы ВОВ отдел успешно боролся с фальшивомонетничеством, скупкой и перепродажей золота. Многие сотрудники были отмечены орденами и медалями. Всего с 1941 года по 1945 год агенты экономической безопасности смогли вернуть государству порядка 170 миллиардов рублей.

Восстановление экономики

Новый этап в жизни ОБХСС наступил после победы над немецко-фашистскими захватчиками. Страна лежала в руинах, народное хозяйство только восстанавливалось, а простые люди жили крайне скромно. На этом фоне резко увеличилось число экономических преступлений. Послевоенный криминалитет оказался тесно связан с ресторанами, магазинами, рынками и сберкассами.

Так, в середине 1950-х годов удалось сломать систему так называемых водочных махинаторов. Дело в том, что в рюмочных спиртное продавалось с наценкой в 50%. Ушлые коммерсанты покупали в обычных магазинах бутылку за четыре рубля, лепили на этикетку клеймо своей рюмочной, а затем продавали по завышенной цене.

ОБХСС добился того, чтобы винно-водочная продукция выпускалась со специальным указанием на этикетке, что бутылки предназначены для поставок на предприятия общепита. После этого выручка спекулянтов резко упала.

«Развитой социализм» и Перестройка

1970-е годы стали временем расцвета теневого рынка, резко возросло количество хищений. Примечательны слова Генсека Леонида Брежнева , который как-то заявил, что на зарплату в стране никто не живет.

Одним из самых громких расследований ОБХСС того времени было дело фирмы «Океан». Удалось установить, что директор одноименного магазина в Сочи нелегально торгует черной икрой, фасуя ее в банки из-под рыбных консервов и переправляя их за границу.

Еще одно громкое дело было связано со столичным гастрономом «Елисеевский» и его руководителем Юрием Соколовым , а также главой одной из московских плодоовощных баз Мхитаром Амбарцумяном. В обоих случаях ОБХСС выявило масштабное взяточничество и злоупотребление полномочиями. Соколов и Амбарцумян в итоге были расстреляны.

В эпоху Перестройки ОБХСС приходилось действовать в условиях либерализации экономической жизни. За 1987-1990 годы были зафиксированы 1300 правонарушений, возбуждены около 800 уголовных дел.

После распада СССР ОБХСС было преобразовано в Главное управление по экономическим преступлениями. Спектр обязанностей его сотрудников остался прежним, вот только работать нужно было уже в совершенно новых, гораздо более сложных условиях.

№ 0018 в составе Главного управления милиции НКВД СССР - ОБХСС ГУМ НКВД СССР.

В Положении об ОБХСС говорится, что подразделение создаётся «для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и индивидуальной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией».

Ссылки

  • ОБХСС на сайте cehowiki.com

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ОБХСС" в других словарях:

    Нескл. м.; = ОБХС Отдел борьбы с хищениями социалистической собственности (в СССР). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ОБХСС - [обэха эс], нескл., муж. (сокр.: отдел борьбы с хищениями социалистической собственности) … Русский орфографический словарь

    ОБХСС - прежнее название отдела борьбы с экономическими преступлениями. На первый взгляд эта аббревиатура не имеет к одесскому языку никакого отношения. Однако, если во всем Советском Союзе ОБХСС расшифровывалось как Отдел Борьбы С Хищениями… … Большой полутолковый словарь одесского языка

    ОБХСС - [о бэ ха эс эс], неизм. ◘ На очередной “пятидневный” семинар как то явились сотрудники ОБХСС. Крокодил, 1985, № 33, 7. Из каких групп состоит население СССР? Из довольных и недовольных. Недовольными занимается КГБ, довольными ОБХСС. Купина,… … Толковый словарь языка Совдепии

    ОБХСС - ОБХС ОБХСС отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией истор. ОБХСС Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    - [о бэ ха эс] отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией … Малый академический словарь

    ОБХСС - отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией … Словарь сокращений русского языка

    - (ОБХСС) Юбилейный знак 50 лет ОБХСС (1987 год) … Википедия

    Жанр детективный фильм драма Режиссёр Вячеслав Бровкин Юрий Кротенко Виктор Турбин Геннадий Павлов Василий Давидчук … Википедия

    Бывший первый заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции РФ (1999 2003), генерал лейтенант налоговой полиции; родился 30 декабря 1945 г. в с. Горшково Мордвесского района Тульской области; окончил с отличием Горьковскую школу… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • , Тростин Евгений Александрович, Холодов Сергей Альбертович. Советский Союз был благородной попыткой построить социалистическое государство, в котором каждый не только "за себя", но и" за всех", в котором деньги - не главное, а человек человеку - брат.…
  • ОБХСС. МВД. КГБ. Краткий курс истории экономической преступности , Тростин Евгений Александрович. Советский Союз был благородной попыткой построить социалистическое государство, в котором каждый не только 171;за себя 187;, но и 171;за всех 187;, в котором деньги - не главное, а…

«Оставаться на местах! Работает ОБЭП» эти слова - вечный кошмар для работников тысяч офисов, складов, торговых залов по всей стране. К сожалению, ни для кого не является секретом, что значительная часть экономики постсоветских стран находится «в тени», а наши акулы бизнеса - от «катранов» с сигаретными ларьками до «китовых» с гигантскими энергокомпаниями - не брезгую ничем, чтобы заработать лишний доллар. Знали ли далекие от реалий депутаты, предлагавшие в 1991 году ликвидировать ОБХСС, как отживший свое орган, что объем работы для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступность возрастет в сотни раз. Но обо всем по порядку…

До 1937 года специально уполномоченного органа по противодействию экономическим преступлениям ни в царской России, ни в СССР, как такового не было. Начиная с 1918 - 1919 годов эти функции были условно разделены между ВЧК (боролась с должностными преступлениями и спекуляцией) и уголовным розыском (позже - между соответствующими подразделениями НКВД). Но, учитывая обострение, как внутренней (необходимость мобилизации всех ресурсов для проведения индустриализации), так и внешней («парад» приходов к власти в соседних странах ультраправых) политической ситуации, уголовный розыск, занятый ловлей бандитов, и гебисты, увлеченно выявлявшие шпионов, могли бороться с расхитителями и спекулянтами только по остаточному принципу. С оглядкой на то, что в воздухе уже витал дух скорой войны, и любой подрыв экономической безопасности, мгновенно сказывался на обороноспособности государства, назрела необходимость создания специально уполномоченного органа по пресечению серьезных хозяйственных нарушений.

Исходя из этого, 16 марта 1937 года совершенно секретным приказом НКВД был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями (ОБХСС). Первое «региональное» подразделение появилось в Москве. Учитывая позитивные результаты, со временем отделы появились и «на местах». С первых дней существования подразделения в его компетенции была борьба с хищениями, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, незаконными валютными операциями. Кроме того, сотрудники ОБХСС контролировали хлебозаготовки и боролись с мелким вредительством на производстве (крупное вредительство и диверсии остались в ведении органов государственной безопасности). После того, как, благодаря скоординированным усилиям ГБ и ОБХСС и общей атмосфере, определенной репрессиями, начался спад должностных преступлений: хищений и злоупотреблений, не желающие честно жить «коммерсанты от государства» активизировали незаконную деятельность в области потребительской торговли, организовывая хитроумные схемы обсчетов, обвесов, подлогов, мелких хищений. С этой бедой ОБХСС, не покладая рук, боролся аж до развала Советского государства…

С 1941 года на обхссников была возложена борьба с контрабандой, акцент в деятельности был сделан на валютный контроль (в том числе на пресечение оборота фальшивых денег) и на борьбу с ограблением сберкасс. Это направление стало стратегическим в разрезе обеспечения государственной безопасности. Перед началом Великой Отечественной войны и собственно в ходе военных действий, Абвер и «Политическая разведка» РСХА стали проводить мероприятия, направленные на деморализацию советского населения: массовый выпуск фальшивых денег, направленный на подрыв советской экономики, установление путем организации диверсий атмосферы страха, неуверенности в будущем, переброску в СССР денег, ценностей и оружия для поддержания своих агентурных сетей. Деятельность ОБХСС в этой сфере стала не менее важна для страны, чем действия боевых частей и контрразведки. О качестве работы советских органов говорит следующий факт.

Не за долго до начала войны в целях создания выгодных для себя политических позиций, Гитлер, по инициативе РСХА, пообещал предоставить Сталину конфиденциальную информацию о деятельности спецслужб «западных стран», направленной против СССР (информация была щедро «приправлена» рсхашной «дезой»). На удивление гитлеровских спецслужб, Сталин не только заинтересовался информацией, но и спросил, сколько она будет стоить. В итоге Госбанк передал Германии «круглую сумму» в советских рублях. Но в 1941 году немецких разведчиков ждало жестокое разочарование: по этим деньгам в СССР стали выявлять немецкую агентуру - все номера были переписаны советской контрразведкой… А «валютный контроль» организованный ОБХСС, оказался на высоте.

Начиная с июня 1941 года многие «экономические милиционеры» ушли на фронт. Остальные были сориентированы на защиту от разграбления государственной собственности и борьбу с мародерством.

Непростыми оказались для ОБХСС и 40 - 50-е годы, когда подразделение контролировало восстановление разрушенной войной советской экономики. По прекрасному фильму «Место встречи изменить нельзя», показывающему работу МУРа, мы видим, как тесно был связан организованный послевоенный криминалитет с системой «распределения материальных благ» - магазинами, ресторанами. И эту криминальную корпорацию ОБХСС совместно с уголовным розыском благополучно разгромил.

В 70-е годы на фоне создания дефицита товаров «народного потребления» и становления теневой производственной системы в этой сфере, для ОБХСС появляется новый фронт работы. К сожалению, слишком часто «крышей» такой деятельности были местные партийные функционеры, для ОБХСС практически неприкасаемые… Некоторые из руководителей отделов, закрывая глаза на происходящее, стали очень весомыми фигурами - фактически влияние ОБХСС выросло на столько, что порой он не на много уступал даже КГБ. Огульно критиковать отдел того времени нельзя - большинство трудившихся в нем оперативников были порядочными и профессиональными сотрудниками. Тем не менее, именно «подведомственные» ОБХСС и так и не решенные проблемы стали той «болезнью», которая, после соответствующей «обработки» органами психологической войны США, послужила одной из важнейший причин падения СССР…

Зарождение массовых «рыночных» отношений в конце 80-х - начале 90-х годов, коренным образом заставило реорганизоваться и ОБХСС. Как мы уже писали выше, некоторые политики, ссылаясь на новые условия (и, видимо, преследуя свои интересы), предлагали отдел вообще ликвидировать. Но волна коррупции, хищений и грубых хозяйственных нарушений, захлестнувшая страну, внесла в ситуацию свои коррективы. В феврале 1992 на базе ОБХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям, в 1997 преобразованное в Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, состоящее в свою очередь из «УБЭПов» и «ОБЭПов». С 2001 года - борцы с экономической преступностью вошли в состав криминальной милиции, с 2003 - в они свою очередь находятся в составе Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а с 2005-го - Департамента экономической безопасности МВД. А 1 марта 2011 года Указом Президента Российской федерации в составе МВД было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. От других правоохранительных органов ему была передана значительная часть полномочий по борьбе с коррупцией и организованной экономической преступностью.

В современной России подразделения БЭП сдерживают волну коррупции, «загоняют в цивилизованное русло» предпринимательскую деятельность, которая, к сожалению, в наших условиях является преимущественно «дикой». Если бы ни труд обэповцев, в отечественном бизнесе воцарился бы хаос, который неминуемо привел бы к не наполнению бюджета и социальной катастрофе. Тем не менее, есть к отдельным руководителям подразделений БЭП и вопросы. Так, с 2005 по 2011 год силами ФСБ и прокуратуры была пресечена преступная деятельность ряда руководителей регионального уровня, покрывавших преступные схемы или пытающихся завладеть мошенническим путем средствами граждан. И какими средствами!

В 2009 - 2010 годах двое сотрудников Приморского БЭПа мошенническим путем вымогали 9 миллионов рублей. В 2009 был осужден начальник БЭП Калмыкии, использовавший заведение уголовных дел для давления на бизнесменов и политиков. В 2008 году начальник Иркутского БЭПа вымогал 1 миллион рублей у предпринимателей. А в 2011 одно из должностных лиц БЭП Якутии потребовало за уничтожение некоторых материалов у местных бизнесменов 10 миллионов!

При всей нелицеприятности этих фактов, радует, что система борьбы с экономической преступностью самоочищается. Высокий статус не помог «оборотням» избежать заслуженного наказания.

Только в 2011 году подразделениями БЭП было выявлено более 125 тысяч экономических и 27 тысяч коррупционных преступлений. К ответственности привлекались заместители губернаторов, региональные министры, депутаты. В бюджет были возвращены миллиарды рублей. За первые месяцы 2012 года фактов коррупции и экономических преступлений выявлено уже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наше общество самоочищается.

Учитывая противодействие со стороны нарушителей, оперативникам БЭП часто приходится действовать при поддержке подразделений СОБРа.

Согласно официальной действующей нормативной базе (законам и указам Президента), основные задачи органов БЭП это:

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления;
- определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления;
- принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления;
- организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления;
- организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
А основные функции и полномочия:
- обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
- осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;
- документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции сегодня: генерал-майор полиции Миронов Дмитрий Юрьевич (с 12.05.2014 по настоящее время).