» » Морской нефтеналивной терминал ворота арктики. "Ворота Арктики" на Севморпути: Россия открыла северную кладовую. В стоимость тура входит

Морской нефтеналивной терминал ворота арктики. "Ворота Арктики" на Севморпути: Россия открыла северную кладовую. В стоимость тура входит

На Новопортовском месторождении «Газпром нефти» начал работу арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», установленный в акватории Обской губы. Это уникальное техническое сооружение, рассчитанное на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м. Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее - к терминалу, расположенному в 3,5 км от берега, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год.

«Александр Санников» - одно из двух ледокольных судов обслуживания терминала на Новопортовском, строящихся по заказу «Газпром нефти» на Выборгском судостроительном заводе

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы. Подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал дал по видеосвязи президент Российской Федерации Владимир Путин. В торжественном мероприятии, посвященном началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через «Ворота Арктики», приняли участие председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков.

Освоение территорий, расположенных за Полярным кругом на суше и на шельфе, является частью стратегии «Газпром нефти» до 2025 года, объединенной программой «Время Арктики». Флагманские проекты программы сегодня - разработка Приразломного и Новопортовского месторождений. В дальнейшем в ее периметр могут войти другие элементы добывающего кластера «Газпром нефти», формирующегося на севере ЯНАО, новые активы на шельфе.

Владимир Путин, Президент РФ:

Мы сегодня начинаем новый этап освоения Ямала, по сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, так как проект - один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России. За последние три года на его реализацию было направлено 186 млрд рублей, применены новейшие технические решения, связанные с работой в суровых условиях самой северной точки полуострова Ямал. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем. Хочу поздравить и поблагодарить и руководство компаний «Газпром», «Газпром нефть», и инженеров, рабочих, которые принимали участие в реализации этого проекта. Это очень хороший шаг вперед!

Александр Дюков, генеральный директор «Газпром нефти»:

Новопортовское месторождение было открыто более 50 лет назад и стало первым месторождением углеводородов, открытым на полуострове Ямал. Долгое время отсутствие технологий разработки столь сложных месторождений, как Новопортовское, отсутствие возможности вывоза, транспортировки нефти не позволяли приступить к освоению актива. Применение новых современных технологий XXI века позволило начать разработку этого месторождения.

Мы продолжаем строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении. Мы расширяем и развиваем наземную инфраструктуру. Ведется строительство мощной электростанции. На Выборгской судоверфи мы приступили к строительству новых, современных мощных ледоколов для Нового Порта. Начало полномасштабной разработки актива открывает для «Газпром нефти» новый регион добычи и значительно приближает компанию к стратегической цели - 100 млн т.н.э. к 2020 году.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал дал по видеосвязи
президент РФ Владимир Путин

Арктический терминал

Схема транспортировки нефти

8,5 млн тонн в год мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти

Вадим Яковлев, первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»:

Строительство арктического терминала на Новопортовском месторождении - это сложнейший проект, реализованный в экстремальных климатических условиях. Однако ввод в эксплуатацию «Ворот Арктики» - событие ценное не только с точки зрения демонстрации технологических возможностей «Газпром нефти». Это важнейшая веха на пути Новопортовского к выходу на проектную мощность - на пути, который компания проделала фактически с нулевой отметки к открытию новой российской нефтяной провинции на Ямале.

Сегодня я бы хотел рассказать про очень уникальный объект, единственный в мире терминал для отгрузки нефти, расположенный за Полярным кругом, да ещё и в пресных водах. Речь идёт о «Воротах Арктики». Представляете, это гигантское техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитано на работу в очень экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов, а толщина льда может превышать 2 метров. Сам проект является важнейшим элементом для роста грузоперевозок по Северному морскому пути, а также дальнейшему развитию и освоению арктических шельфовых месторождений.


2. А мы опять летать, в этих краях вертолёт, как маршрутка. Ещё минут 30 полёта (от Нового Порта), и мы на месте.

3. Географически село Мыс-Каменный расположено на западе Обской губы полуострова Ямал, вдоль Каменной косы. Оно было основано как база Заполярной геофизической экспедиции.

5. Что касается такого названия посёлка, то существует несколько версий. Основная гласит, что в своё время просто был неправильно осуществлен перевод с ненецкого языка, и в результате вместо «Кривой мыс» («Пэй-саля») мы имеем «Мыс Каменный»(«Пэ-саля»)

Поверив в свои силы, что нефти на Новопортовском месторождении много и экономически выгодно её добывать, стали думать, как же её отсюда вывозить. Подключили ученых из Крыловского государственного научного центра кораблестроения и морской техники. Важно было придумать такой способ, чтоб все двенадцать месяцев в году танкеры были на ходу, помощь атомных ледоколов допускалось.

Первоначально рассматривалось12 вариантов транспортировки нефти с Новопортовского месторождения потребителям. В прошлый раз я уже писал, когда рассказывал про само месторождение, что ближайший магистральный нефтепровод находится в 740 км от Нового Порта и тянуть трубу до него экономически не целесообразно, кроме этого, отдавать такую ценную нефть в общую солянку как-то жалко, там же она в трубе смешивается и что получится на выходе - большой вопрос. Другой вариант предусматривал строительство магистрального нефтепровода до ж/д станции Паюта протяженностью около 200 км, откуда нефть доставлялась бы потребителям железнодорожным транспортом. В этом случае новопортовская нефть пошла бы на внутренний рынок, а не в Европу, что тоже сулило меньшими доходами. Да и пропускная способность железнодорожной инфраструктуры тоже не безгранична. Поэтому и было принято решение поработать над проектами транспортировки по морю. Напомню, нефть с месторождения до побережья доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км.

Сейчас на берегу Обской губы построена вся необходимая инфраструктура: подводный и сухопутный нефтепроводы, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, которая гарантирует герметичность трубопровода.

Опытную проводку реализовали в 2011 году из порта Сабетта с помощью атомного ледокола «Вайгач». Первая нефть сорта Novy Port отправилась в Европу по Северному морскому пути летом 2014 года, а в 2015-м начались и зимние отгрузки. Почему именно в Северную Европу, это объясняется тем, что, во-первых, с географической точки зрения она наиболее близка к месторождению плюс там расположены НПЗ, специализирующие на переработке лёгкой малосернистой нефти, т.е., в яблочко, Novy Port, как раз таких кровей.

Для того, чтобы такой амбициозный проект полетел, было принято решение даже создать собственный флот, причём в составе, как танкеров, так и новых ледоколов арктического класса. Эти корабли должны с легкостью преодолевать льды толщиной до 1,8 м, а на борт брать около 35 тыс. тонн груза. И при этом оборудованы носовыми погрузочными устройствами для загрузки сырья с башенного терминала. Осенью 2016 года на воду был спущен 1й такой танкер - Штурман Альбанов, а всего к концу 2017 г количество танкеров нового поколения, работающих на проекте Новый порт, достигнет шести.

Первоначально, до мая 2016 года, нефть грузилась на танкеры с берега с помощью временных шланголиний. Построить нефтеналивной терминал на берегу не представлялось возможным, тут мелко, да ещё и течение. Поэтому было принято решение разместить его в 3,5 км. от берега. Для поддержания заданной температуры сырья его спроектировали в виде двух утепленных трубопроводов, по которым в период между отгрузками циркулирует подогретая нефть.

25 мая 2016 г при участии Владимира Путина был торжественно открыт морской нефтетерминал «Ворота Арктики». Именно с этой даты компания получила возможность осуществлять круглогодичную отгрузку нефти сорта Novy Port потребителям. Мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год.

А теперь давайте я попугаю размерами. Общая высота СМЛОТ «Ворота Арктики» - 80 м, при этом над морем он возвышается на 61 м, а высота подводной части - 17 м. Длина поворотного ствола составляет 78 м, а длина стрелы - 67 м. Установка терминала «Ворота Арктики» производилась с помощью одного из крупнейших в мире крановых судов «Олег Страшнов» грузоподъемностью 5 тыс. тонн. С танкерами он контактирует благодаря двум нефтеналивным рукавам длиной по 68 метров.

19. "Пробка" за Новопортовской нефтью:). Все хотят урвать себе немного такого классного черного золотишка.

20. Рядом с терминалом дежурит многофункциональное аварийно-спасательное судно Балтика.

МФАСС «Балтика» инновационного проекта Р-70202 было построено на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации в рамках контракта, заключенного 09 ноября 2011 года. Проект Р-70202 инновационного ледокола для борьбы с аварийными разливами нефти и спасательных операций был разработан финской компанией Aker Arctic Technology. Конструктивная особенность судна - асимметричный корпус, оснащенный тремя полноповоротными винторулевыми комплексами общей мощностью 7,5 МВт. Это позволяет судну идти косым ходом, прокладывая во льду канал, в 2,5 раза, превышающий ширину его корпуса, - до 50 метров при ширине корпуса в 20,5 метра. Судно способно продвигаться в ровном льду толщиной один метр, и в «косом» режиме сможет прокладывать канал шириной 50 метров. Судно предназначено для выполнения широкого спектра аварийно-спасательных операций как на чистой воде, так и в ледовых условиях, включая ликвидацию аварийных разливов нефти.

Судно «Балтика» («Baltika») IMO: 9649237, флаг Россия, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург, было принято государственной комиссией 30 мая 2014 года, строительный номер 508. Владелец: Росморречфлот, Россия. Оператор: ФБУ «Госморспасслужба России». 30 декабря 2014 года ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» приняла в эксплуатацию. Стоимость строительства составила 78 млн. евро. Основные характеристики: Тоннаж 3800 тонн, дедвейт 1150 тонн. Длина 76,4 метра, ширина 20,5 метра, осадка 6,3 метра. Скорость хода 14 узлов, в ровном льду толщиной 1 метр 3 узла. Мощность трех дизельных генераторов 7,5 МВт. Экипаж 24 человека. На борту предусмотрено размещение для 12 человек специального персонала. Автономность 20 суток (для 24 человек). Ледокол оснащен специальным оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти, тушения пожаров, экологического мониторинга.

24. Сделав несколько кругов над терминалом и посёлком, мы наконец приземлились.

25. Мыс-Каменный - это закрытый поселок, попасть сюда без приглашения довольно сложно, на выходе из вертолёта нас встречают пограничники, проверяют все формальности и только после этого приглашают в гости.

27. Приёмо-сдаточный пункт «Мыс Каменный» и его операторская. Отсюда проходит мониторинг за всеми процессами. А так СМЛОТ «Ворота Арктики» работает полностью автономно, в башне терминала находится аппаратная, где электроника поддерживает связь с операторной ПСП. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов.

28. А это уже Химико-аналитическая лаборатория

При проектировке нашего проекта был взят опыт нефтеналивного терминала проекта Сахалин-1 в поселке Де-Кастри Хабаровского края. Отличия, конечно, были, там лёд морской, а наш пресноводный и более плотный, да и климат на Мысе Каменный посуровей будет. Но учёные мужи, проведя большое количество испытаний в ледовых бассейнах Крыловского государственного научного центра и Морского института Гамбурга, всё-таки нашли необходимые решения. В итоге в основании терминала «Ворота Арктики» был заложен ледовый конус, выступающий в качестве ледолома. Кроме этого устойчивость терминала обеспечивают 12 свай длиной 85 метров и диаметром до 2,5 метров. Нефтепровод, который соединяет приемо-сдаточный пункт (ПСП) и терминал состоит из 2 труб, проложенных по дну Обской губы, общей протяженностью 7,9 км. Эти трубы утеплены от берега до границы вечной мерзлоты, диаметр трубы - 720 мм, толщина стали -18 мм. Подогретая нефть (температурой примерно 45 С) по ним постоянно циркулирует.

С точки зрения безопасности процессов тут всё на очень высоком уровне, а технология «нулевого сброса» исключает попадание любых нежелательных веществ в акваторию Обской губы.

33. Жаль, не удалось побывать на этом судне и всё поснимать поближе, ледовая обстановка нам в этот день не позволила, может когда-нибудь в другой раз повезёт…

Релиз

Сегодня в поселке Мыс Каменный (полуостров Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». В мероприятии приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения дал по видеосвязи Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Новопортовcкое нефтегазоконденсатное месторождение — самое крупное по запасам нефти на Ямале — находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. Поэтому было принято решение, что впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывоз ямальской нефти будет осуществляться морским путем.

Использование новейших технологий при создании добычной , транспортной и, главное, отгрузочной инфраструктуры позволило всего за четыре года организовать промышленную добычу нефти на месторождении. Уже в 2018 году здесь планируется добыть 6,3 млн тонн сырья. План дальнейшего развития месторождения будет определен до конца 2017 года.

По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера — 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море — в 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год. Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Морской терминал «Ворота Арктики» является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже —50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

«„Газпром“ последовательно осваивает российскую Арктику. Успешно идет добыча нефти на Приразломном месторождении — единственном на российском арктическом шельфе проекте по разработке углеводородов. На полуострове Ямал полным ходом развивается центр газодобычи, не имеющий мировых аналогов. Теперь здесь вместе с газовым центром мы создаем новую нефтяную провинцию. „Ворота Арктики“ открыты для нефти Ямала, которая будет круглогодично поступать европейским потребителям по Северному морскому пути», — сказал Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

Справка

Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в юго-восточной части полуострова Ямал, в 250 км к северу от г. Надыма и в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы жидких углеводородов категорий C1+С2 составляют более 250 млн тонн. Оператор разработки месторождения — ПАО «Газпром нефть».

Сорт нефти Novy Port относится к сортам средней плотности и содержит меньше серы (около 0,1), чем смесь Urals.

Возможность вывоза нефти морским путем была подтверждена в 2011 году после опытной проводки атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменный. Первый в российской истории опыт вывоза нефти с Ямала танкером по морю был получен летом 2014 года.

К настоящему времени объем инвестиций в развитие Новопортовского месторождения составил 180 млрд руб., ожидаемые налоговые поступления за время реализации проекта превысят 1,5 трлн руб.

В период разработки месторождения реализуется программа по увеличению популяции северных промысловых рыб. В частности, в 2015 году в Обь и реки Обь-Иртышского бассейна было выпущено около 4 млн мальков муксуна и других видов рыб. В 2016-2018 годах запланирован выпуск еще 24 млн мальков муксуна.

Управление информации ПАО «Газпром»

26 мая 2016 года на полуострове Ямал (поселок Мыс Каменный) началась круглогодичная отгрузка ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал "Ворота Арктики" .

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения дал по видеосвязи Президент России Владимир Путин.

Новопортовcкое нефтегазоконденсатное месторождение считается самым крупным по запасам нефти на Ямале - находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. Поэтому было принято решение, что впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывоз ямальской нефти будет осуществляться морским путем.

Нефть Арктики >>

Новейшие технологии при создании добычной, транспортной и отгрузочной инфраструктуры позволило всего за 4 года организовать промышленную добычу нефти на месторождении. Уже в 2018 году здесь планируется добыть около шести миллионов тонн «черного золота».

По нефтепроводу протяженностью более ста километров нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера - 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море - в 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год . Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Морской терминал «Ворота Арктики» является единственным в мире сооружением в арктических широтах . Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже - 50ºС, толщина льда может превышать 2 метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промбезопасности и охраны окружающей среды.

Спущен на воду второй танкер класса arc7 «Штурман Малыгин» >>

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что очень важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен бетонной оболочкой.

" " последовательно осваивает Арктику. Успешно идет добыча нефти на Приразломном месторождении - единственном на российском арктическом шельфе проекте по разработке углеводородов. На полуострове Ямал полным ходом развивается центр газодобычи, не имеющий мировых аналогов. Теперь здесь вместе с газовым центром создается новая нефтяная провинция.

Этот проект является важнейшим для наращивания грузоперевозок по Северному морскому пути и развития арктических шельфовых месторождений. Он приближает Россию к поставленной задаче – увеличить объемы грузов по Севморпути к 2030 году до более 80 млн тонн, то есть в двадцать раз по сравнению с 2015 годом.

За счет круглогодичной отгрузки нефти в сопровождении ледоколов маршрут Ямал – Европа станет одним из первых постоянно используемых отрезков Севморпути. На данном отрезке уже будет определенное расписание, что сделает СМП более удобным и доступным для грузоотправителей.

Новое ледокольное судно снабжения >>

Поставки нефти по Севморпути дадут российским нефтяникам полезный опыт и импульс для дальнейшего расширения географии поставок по этому пути, позволит привлечь иные компании к перевозке различных грузов, не выгодных для отправки по суше. И это также может оживить экономику прибрежных ныне депрессивных городов.

Терминал «Ворота Арктики» – это очередной важный шаг к развитию шельфового вектора. Факт организации круглогодичной работы специализированного крупного порта, расположенного за Полярным кругом, еще раз подтверждает, что российские интересы в Арктике подкреплены еще и техническими возможностями.

Кроме добычи на Арктическом шельфе, для России важен и другой аспект – организация бесперебойных поставок нефти и газа в Европу. Использование нефте- и газопроводов существенно выгоднее, поскольку не накладывает дополнительных расходов на развитие транспортного флота, сжижение и регазификацию СПГ, однако в текущих геополитических условиях у «трубы» должна быть альтернатива. В этом ключе, безусловно, возможность организации поставок морским путем является бесспорным преимуществом.

Что бы ни говорили европейские политики и как бы ни пытались избавиться от российских углеводородов, спрос на российские энергоресурсы в Европе за последние годы только вырос . Только за первый квартал этого года Европа закупила на 15% больше российского газа, чем годом ранее. Та же ситуация наблюдается и с нефтью. Вряд ли стоит ожидать отскока спроса именно на российскую нефть. Поставки нефти с Ямала уже законтрактованы на годы вперед, а при расширении географии перевозок и возможностей они, разумеется, будут только расти.

«Газпром нефть» начала первый проект по изучению Баженовской свиты в ЯНАО >>

Справка 24РосИнфо:

Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в юго-восточной части полуострова Ямал, в 250 км к северу от города Надыма и в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы жидких углеводородов категорий C1+С2 составляют более 250 млн тонн. Оператор разработки месторождения - ПАО «Газпром нефть».

Нефть нового сорта, получившего название Novy Port , по своим свойствам относится к категории легких, а по низкому содержанию серы (около 0,1%) превышает по качеству не только российскую смесь Urals, но и сорт Brent.

Возможность вывоза нефти морским путем была подтверждена в 2011 году после опытной проводки атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменный. Первый в российской истории опыт вывоза нефти с Ямала танкером по морю был получен в июле 2014 года.

Объем инвестиций в развитие Новопортовского месторождения составил 180 млрд руб., ожидаемые налоговые поступления за время реализации проекта превысят 1,5 трлн руб.

Особенность Новопортовского месторождения в том, что его газовая часть действительно очень велика. По объему запасов газа - 324 млрд м3 (с учетом палеозойских отложений) - его можно отнести к категории крупных. Полноценное использование этой ресурсной базы может окупить создание газопровода для доставки газа с месторождения в единую систему газоснабжения. Кроме того, это позволит продолжить эффективную эксплуатацию месторождения после 2022–2023 годов, когда добыча нефти начнет снижаться.

Для этого строится в Новом Порту уникальный инфраструктурный комплекс дляэффективной монетизации всех видов углеводородов: и нефти, и конденсата, и газа. Создание такого комплекса позволит с максимальной эффективностью вовлечь в разработку запасы как Новопортовского месторождения, так и ряда других. Это Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский, Суровый лицензионные участки. Пока они находятся на поисковом этапе. Ключевым объектом новой газовой инфраструктуры станет газопровод от Новопортовского месторождения до магистрального газопровода Ямбург - Тула . Инвестиции в его строительство составят более 70 млрд рублей.

"Газпром нефть" изучает возможность строительства новых морских терминалов "Енисей", "Круглый" и "Харасавэй" в Арктике для вывоза продукции по Северному морскому пути, говорится в презентации "Росатома", представленной в рамках парламентских слушаний на тему "О законодательном обеспечении опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики".

Так, согласно материалам, ресурсная база проекта строительства порта "Енисей" (в устье реки Енисей) составляет 1,3 млрд тонн жидких углеводородов, запуск терминала предполагается в 2027 году. Годовая отгрузка может составить до 20 млн тонн в год. После запуска проекта отчисления в региональный бюджет могут составить 155 млрд рублей, федеральный - 1,97 трлн рублей. При этом проекту необходимы меры господдержки в виде дноуглубительных работ.

В августе "Газпром нефть" получила по заявительному принципу 12 лицензий на геологическое изучение участков на западе Таймыра (Западно-Таймырские участки 1 - 12). Они расположены на территории Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Ранее на Таймыре у "Газпром нефти" активов не было. Как заявлял глава Роснедр Евгений Киселев, Енисей-Хатангская зона может стать новой нефтегазовой провинцией с огромными коммерческими запасами, куда вышли уже все крупные российские нефтегазовые компании.

Кроме того, согласно материалам "Росатома", "Газпром нефть" изучает возможность строительства поста "Круглый" (Обская губа). Ресурсная база этого проекта может составить 3,5 млрд тонн, год запуска - 2024. Потенциальная годовая отгрузка до 20 млн т. Отчисления в региональный бюджет предполагаются на уровне 200 млрд руб. в год, в федеральный - до 3,5 млрд руб. ежегодно. Проекту также необходимы меры господдержки в виде дноуглубительных работ.

В Обской губе у "Газпром нефти" уже действует порт "Ворота Арктики" (мощность - 8,5 млн тон в год), отгружающий нефть с крупного Новопортовского месторождения. Предполагается, что порт "Круглый" разместится на противоположной от "Ворот Арктики" стороне Обской губы. "Газпром нефть" реализует в этом регионе проект "Газ Ямала" - освоение газовых месторождений и строительство газопровода пропускной способностью 20 млрд куб м.

Также, согласно материалам "Росатома", "Газпром нефть" рассматривает возможность строительства порта Харасавэй на севере полуострова Ямал: ресурсная база, годовая погрузка и год запуска - уточняются. В качестве предполагаемых мер господдержки - необходимость проведения дноуглубительных работ этих проектов.

В самой "Газпром нефти" не комментируют информацию о планах компании по строительству новых портов в Арктике. По словам источника в компании, сейчас никаких итоговых решений о строительстве нефтеналивных терминалов не принято. Компания прорабатывает разные логистические схемы для своих новых арктических проектов, сказал собеседник агентства.