ТРИУМФ (Triumphus). Слово « триумф» , вероятно, происходит от возгласа « triumphe » (связанного с θρίαμβος ), издаваемого солдатами и народом во время шествия (Varro, L . L . VI. 68, встречается также в песнопении арвальских братьев), но, возможно является ранней транслитерацией самого слова θρίαμβος (см. также Wordsworth, Fragments and Specimens of Early Latin , с. 394).
Первоначально триумф, несомненно, был просто возвращением победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого, естественно, было принесение жертвы верховному богу города. Заметной особенностью этого вступления в город была демонстрация пленных и добычи. В этом и состоит суть триумфа. (Varro, l . c . : « Triumphare appellatum quod cum imperatore milites redeuntes clamitant per urbem in Capitolium eunti Io triumphe » . Ранний триумф такого рода описан у Liv. III. 29, 4.) Он происходил после каждой успешной кампании, как нечто само собой разумеющееся. После того, как была разработана церемония и вследствие этого возросла важность триумфа, естественно, возникла тенденция, совпавшая с ослаблением власти, ограничивать его проведение только случаями исключительных успехов, и постепенно возник комплекс правил, обусловливающих и ограничивающих получение того, что стало желанной милостью. Прежде всего, стало необходимым согласие сената.
Триумф имел два аспекта: религиозный и военный.
1. Перед тем, как полководец отправлялся из Рима на театр военных действий, его последним мероприятием было посещение Капитолия, где он (если был магистратом) получал ауспиции, без которых война не могла быть начата должным образом, и всякий раз приносил обеты за успех в войне (Liv. XLV. 39, &c.; Caes. B . C . I. 6; Plin. Pan . 5). Если кампания была успешной и ему предоставлялся триумф, то он принимал форму шествия на Капитолий, где следовало исполнить обеты и совершить жертвоприношение Юпитеру. Этот религиозный характер триумфа подчеркивал тот факт, что полководец в процессии являлся в образе бога. Его одежда была такой же, как у бога, и принадлежала храму, откуда по такому случаю доставлялась. (Поэтому о ней говорят как о exuviae Jovis : Suet. Aug . 94; ср. Juv. X. 38; Liv. X. 7, 10. Гордиан первым владел этой одеждой как собственной: Vita Gord . 4; ср. Vita Alex . Sev . 40.) Богу принадлежали также золотая корона (Tertull. de Coron . 13) и скипетр с орлом; тело полководца (по крайней мере, в ранние времена) раскрашивалось красной краской, как статуя в храме (Plin. H . N . XXXIII. § 111); а белые колесничные кони, которых использовали императоры, а ранее Камилл, напоминали белых коней Юпитера и Солнца (Liv. V. 23, 5, и v . inf .). О важности такой идентификации жреца (каковым в этом случае являлся триумфатор) с божеством см. S ACERDOS .
2. Триумф также являлся военным мероприятием, последним из совершаемых полководцем в ходе командования; поэтому важно было, чтобы при его совершении полководец обладал всей полнотой военного империя; это было неотъемлемо присуще должностям высших магистратов (консул, претор, диктатор). Если эти магистраты получали триумф, находясь в должности, то уже обладали необходимым качеством (хотя в городе оно обычно приостанавливалось) и, таким образом, в этом случае имели возможность (с предварительного разрешения сената) осуществлять военный империй внутри города. (О проблемах, связанных с потерей ауспиций в определенных случаях см. Mommsen, Staatsrecht , I. 124, прим. 5.) До тех пор, пока командование армией обычно осуществлял один из высших магистратов в течение срока своей должности, право на триумф принадлежало исключительно этому классу (в исключительном случае, например, в случае Кв. Публилия Филона, консула 327 г. до н. э., когда командование продлевалось сверх обычного срока, право не утрачивалось: Liv. VIII. 26, 7); поэтому, когда во время второй Пунической войны возникла необходимость назначать командиров, не занимавших при этом одну из ординарных высших магистратур, в таких случаях в триумфе отказывали (напр., П. Сципион в 206 г. до н. э., Liv. XXVIII. 38, 4; Л. Манлий Ацидин в 199 г. до н. э., Liv. XXXII. 7, 4; Гн. Корнелий Блазион в 196 г. до н. э., Liv. XXXIII. 27; и Л. Лентул в 200 г. до н. э., Liv. XXXI. 20, 3, « exemplum a majoribus non accepisse ut qui neque dictator neque consul neque praetor res gessisset triumpharet » . Это правило сформулировано также в Plut. Pomp . 14, ὑπάτῳ ἢ στρατηγῷ μόνῳ [θρίαμβον] δίδωσιν ὁ νόμοσ ). Позднее, когда возник обычай (в конце концов легализованный Суллой), согласно которому командование армией в провинции принималось только после истечение годичного срока должности в Риме, было признано необходимым смягчить правило, по той практической причине, что, если никто из ординарных магистратов не имел шансов одержать победу, то и ни один триумф не мог быть предоставлен. Соответственно, триумфы, отпразднованные в поздней Республике, - это обычно триумфы проконсулов и пропреторов. Тот факт, что эти лица уже занимали одну из высших магистратур в городе, несомненно, облегчил изменение старого правила; однако даже если это и было не так (как в исключительном случае Помпея в 81 и 71 гг.), в триумфе не отказывали. В случае проконсулов и пропреторов империй предоставлялся (путем prorogatio ) строго для командования только в провинции; чтобы облегчить триумф, Сулла легализовал обычай считать империй действующим до тех пор, пока полководец не достигнет города (Cic. ad Fam . I. 9, 25: ср. Liv. XXXIV. 10; Mommsen, Staatsrecht , I. 619, прим. 1 и 2). Однако это расширение могло быть полезным только до померия, а для того, чтобы сохранить действующий империй внутри города в день триумфа, требовался специальный закон (privilegium , принимаемый народом ex auctoritate senatus , Liv. XXVI. 21, ср. XLV. 35). До его принятия полководец оставался за стенами, ибо если бы он вступил в город, то непрерывность его империя была бы утрачена и он стал бы privatus , не имеющим права на триумф. (Поэтому Лукулл оставался за городскими стенами три года: Cic. Acad . pr . II. 1, 3: ср. случай Цицерона в 50 г. до н. э., ad Att . VII. 10.)
После важной победы войска провозглашали своего полководца императором (частый, но не универсальный первый шаг к триумфу: Mommsen, Staatsr . I. 123); Он принимал fasces laureati (Cic. pro Lig . 3, 7, ad Att . VII. 10) и направлял сенату litterae laureatae (Liv. V. 28, 13; Plin. H . N . XV. § 40; Zon. VII. 21; ср. Tac. Agr . 18), т. е., донесение, объявляющее о победе. Если эти сведения оказывались удовлетворительными, с.895 сенат объявлял общественные молебствия , которые столь часто являлись предвестниками триумфа, что Катон считает нужным напомнить Цицерону о том, что это не обязательно так (Cic. ad Fam . XV. 5, 2). После возвращения полководца с армией в окрестности Рима следующим этапом было получение согласия сената; но оно могло быть дано только при выполнении определенных условий.
1. До конца церемонии триумфатор должен был обладать высшей властью магистрата, т. е. империем консула, претора, диктатора, проконсула и пропретора, и этот империй должен был быть получен правильным конституционным путем (таким образом, для трибунов с консульской властью исключалась возможность триумфа; с триумвирами было иначе, Mommsen, Staatsr . I. 126 c). Этот момент уже обсуждался, но остается упомянуть несколько исключений и вытекающих следствий. Когда промагистрата избирали консулом во время командования, его триумф происходил в день вступления в должность (например, Марий в 104 г. до н. э.: Mommsen, Staatsr . I. 124, прим. 4). Империй вне Рима был неограничен, поэтому в одно время и на одной территории его могло осуществлять только одно лицо; если полководцев было двое, то мог быть дан лишь один триумф; поэтому он предоставлялся либо полководцу более высокого ранга (например, диктатору, а не консулу; консулу, а не претору: Liv. II. 31, IV. 29, 4; Ep . XIX), либо, в случае двух консулов, - тому из них, чья очередь была владеть империем и ауспициями в день битвы (например, битва при Метавре: Liv. XXVIII. 9, 10). Поэтому на триумф не мог притязать командир, одержавший победу на территории, где действовал чужой империй (Liv. l . c . Битва при Метавре состоялась в провинции М. Ливия: ср. Liv. X. 37, XXXIV. 10). Исключения из этих правил появляются после Первой Пунической войны, и малый триумф (ovatio ) обычно предоставлялся в том случае, если в более значительных почестях было отказано. В соответствии с этим же принципом тот, кто командовал alienis auspiciis , т. е., как представитель отсутствующего полководца или подчиненный присутствующего, не имел права на триумф (Dio Cass. XLIII. 42). Цезарь нарушил это правило в конце жизни в отношении своих легатов (Dio Cass. l . c . , Кв. Фабий Максим и Кв. Педий: ср. Mommsen, Staatsrecht , I. 127, прим. 3). Этому примеру следовали в правление триумвирата (например, П. Вентидий, легат Антония: Dio Cass. XLVIII. 41, 5). Наконец, несмотря на правило, сформулированное Цицероном (de Leg . Agr . II. 12, 30) о необходимости куриатского закона для военного империя, в конце республики имеется пример триумфа, полученного человеком, которому империй никогда не был вручен таким образом (Cic. ad Att . IV. 16, 12; C . I . L . I. с. 460, XXVII).
2. Победа должна быть одержана в справедливой борьбе против врагов государства (justis hostilibusque bellis , Cic. pro Deiot . 5, 13), а не в гражданской войне и не в восстании рабов (Val. Max. II. 8, 7; Dio Cass. XLIII. 42; Florus, II. 10, 9; Lucan. I. 12; Gell. V. 6, 21; Plut. Caes . 56). Поэтому не было триумфов после взятия Капуи в 211 г. до н. э., или Фрегелл в 125 г. до н. э., хотя первый город не имел полного гражданства, а второй был всего лишь латинской колонией (причина, указанная в Val. Max. l . c . , будто Капуя принадлежала Риму, а триумф предоставлялся только pro aucto imperio , неверна: Mommsen, Staatsr . I. с. 129, прим. 3). Триумфы Цезаря после Тапса и Мунды и Октавиана - после Акция не нарушали этого правила, ибо в каждом случае победа была представлена как одержанная над иноземцами; хотя, с другой стороны, Цезарь не праздновал триумфа за Фарсал. Такое отношение встречается еще у Септимия Севера (Herodian, III. 9, 1).
3. Победа должна быть одержана в ходе крупного сражения (Gell. V. 6, 21); и, согласно Валерию Максиму (II. 8, 1), закон устанавливал, что врагу должен быть нанесен урон не менее, чем в 5000 человек в одной битве. (Плебисцит 62 г. до н. э. обязал полководца подтверждать свои сведения под присягой и установил штрафы за фальсификацию). Это правило явно было установлено недавно, и даже после этого известно много примеров предоставления триумфов за общие результаты (в случае П. Корнелия и М. Бебия, Liv. XL. 38, не было войны. Ср. VIII. 26, 7; XXXVII. 46; Cic. in Pis . 26, 62).
4. Война должна была быть доведена до завершения (debellatum ), чтобы армию можно было отозвать (deportatio exercitus ); присутствие победоносных солдат было существенной частью церемонии (Liv. XXVI. 21; XXXI. 49). Поэтому первоначально передача армии преемнику на театре военных действий лишала права на триумф. Позднее, когда обстоятельства потребовали присутствия постоянных армий на большом расстоянии от Италии, условие о deportatio было отменено, в случае, если война была доведена до завершения (Liv. XXXIX. 29, 4).
Решительные победы в широкомасштабной или продолжительной войне могли вознаграждаться триумфом, т. е., они рассматривались как завершение отдельных войн: например, в войне с Ганнибалом - битва при Метавре и взятие Тарента. Притязания на триумф после завоевания Сицилии и Испании в той же войне были отклонены по иным причинам (ср. Tac. Ann . I. 55; II. 41).
Учитывая, что высший магистрат имел абсолютное право использовать неограниченный империй внутри города в день своего триумфа, существование набора правил подразумевает признание некоего авторитета, отличного от самого полководца, который должен принимать решения об их применимости. Собственно говоря, мы видим, что с древнейших времен это право признавалось за сенатом (Liv. II. 47, 10; III. 29, 4; 63, 9: ср. Polyb. VI. 13; Sen. de Ben . V. 15), что его решения всегда рассматривались как окончательные (например, Liv. X. 36, 19; Dionys. IX. 26) и лишь в исключительных случаях отменялись апелляцией к народу (Liv. III. 63, 8; VII. 17, 9; Zon. VIII. 20) или силой (случаи Л. Постумия Мегелла, Liv. X. 37; и Аппия Клавдия, Cic. pro Cael . 14, 34; Suet. Tib . 2). Не известно ни одного случая, где сначала не обратились бы к сенату. Несомненно, тем пунктом, где данный орган давал почувствовать свою власть, было постановление сената, без которого не могли выделяться государственные средства для расходов на триумф (Polyb. VI. 15, 8; Liv. XXXIII. 23, 8: ср. Dio Cass. LXXIV. 2). В случае промагистратов, чей империй был основан на prorogatio , за согласием сената следовало privilegium , разрешающее с.896 сохранение империя внутри города для триумфа (см. выше). Вероятно, из-за смешения с этим иногда говорится, что согласие сената должно быть утверждено народом: например, Suet. Fr . VIII. ed. Roth. См. Willems, Le Sénat de la République Romaine , vol. II. с. 672, прим. 2. Но раннее упоминание участия народа в Liv. IV. 20, в 437 г. до н. э. (ср. Dionys. III. 59), возможно, указывает на то, что в ранние времена дело обстояло иначе. Для этих обсуждений сенат собирался вне городских стен, обычно в храме Беллоны (Liv. XXVI. 21, XXXVI. 39) или Аполлона (Liv. XXXIX. 4), чтобы полководец имел возможность лично отстаивать свои притязания. После того, как Август возвел храм Марса Мстителя на своем форуме, по крайней мере последнее заседание проводилось там (Suet. Aug . 29).
Когда наступал назначенный день, весь народ высыпал из домов в праздничной одежде; некоторые становились на ступенях государственных зданий, а другие поднимались на подмостки, воздвигнутые, чтобы дать обзор зрелища. Все храмы были распахнуты, цветочные гирлянды украшали каждый храм и статую, на каждом алтаре курился фимиам. (Plut. Aem . Paul . 32; Ov. Trist . IV. 2, 4). Тем временем, полководец, прибывший ночью на Марсово поле (Joseph. B . J . VII. 5, 4), обращался к своим солдатам на contio и объявлял о наградах, которые будут распределены между офицерами и солдатами (Liv. X. 30, 46; XXX. 45, 3; XXXIII. 23, &c.; Plin. H . N . XXXVII. § 16; Dio Cass. XLIII. 21).
Затем процессия выстраивалась на Марсовом поле, где ее встречал сенат и магистраты (Josephus, l . c .). Обычно соблюдался следующий порядок, но, естественно, в определенных обстоятельствах могли быть отклонения (хороший пример таковых - триумф Аврелиана, описанный в Vita Aurel . 33).
1. Магистраты и сенат (Dio Cass. LI. 21, 9).
2. Трубачи (tubicines : Plut. Aem . Paul . 33; Appian, Pun . 66).
3. Осязаемые плоды победы, включая захваченное оружие, предметы материальной или художественной ценности, изображения завоеванных стран, городов, рек и т. д. в виде картин, моделей и аллегорических фигур (Liv. XXVI. 21, 7; Cic. Phil . VIII. 6, 18;. Tac. Ann . II. 41; Plin. H . N . V. § 5. На одном из внутренних рельефов арки Тита все носильщики этих предметов увенчаны лавровыми венками), а также таблицы, на которых написаны названия покоренных народов и стран. Вместе с этим выставлялись золотые венки, подаренные полководцу городами завоеванной провинции (Liv. XXVI. 21, XXXIV. 52; Plut. Aem . Paul . 34. В ранние времена они были сделаны из лавра: Gell. V. 6, 7).
4. Белый бык, предназначенный для жертвоприношения, с позолоченными рогами, украшенный vittae и serta , которого сопровождают жрецы со своими принадлежностями и за которым следуют камиллы, несущие в руках патеры и прочие священные сосуды и инструменты (Plut. Aem . Paul . 33).
5. Важнейшие пленники в цепях (напр., Персей, Югурта, Верцингеторикс, Зенобия. Умершую Клеопатру представляло изображение: Dio Cass. LI. 21, 8).
6. Ликторы полководца в красных туниках, с фасциями, украшенными лавром (Appian, Pun . 66. Вероятно, фасции были без топоров; так на рельефе арки Тита. См., однако, Mommsen, Staatsr . I. 129; L ICTOR с. 66 a).
7. Кифаристы (citharistae ) или ludiones , танцующие и поющие, как бы торжествуя над побежденным врагом (Appian, l . c . : ср. Dionys. VII. 72).
Триумфальная колесница: с рельефа. (Montfaucon, Ant . Exp . IV. pl. CV).
Об использовании белых коней см. выше. После Камилла (Liv. V. 23; Dio Cass. LII. 13; Plut. Cam . 7), не известно ни одного полководца, решившегося их использовать, до Цезаря (Dio Cass. XLIII. 14, 3), но его примеру, по-видимому, постоянно следовали императоры (Suet. Nero , 25; Plin. Pan . 22. Поэты августовской эпохи упоминают это как обычную деталь: Ovid, A . A . I. 214; Propert. V. 1, 32). Как колесница, так и кони были украшены лавром (Suet. Aug . 94; Ov. Ex Pont . II. 1, 58; Flor. I. 5, 6; Zon. VII. 8). В III в., если триумф праздновался над парфянами (triumphus Persicus ), колесницу везли четыре слона (Vita Alex . Sev . 57, 4; Gord . Tert . 27, 9; и ср. монету Диоклетиана и Максимиана, описанную в Cohen, Médailles Impériales , VI. с. 479, 3). Помпей безуспешно пытался получить разрешение на это во время африканского триумфа (Plut. Pomp . 14: ср. Marquardt, Staatsverwaltung , II. с. 586, прим. 7). Перед колесницей сжигали ладан (Appian, Pun . 66). Платье полководца (см. выше о его общем характере) состояло из украшенной цветочным узором туники (tunica palmata ) и шитой золотом мантии (toga picta ), то и другое - пурпурного цвета (Plut. Aem . Paul . 34; Liv. X. 7, 9). В правой руке он держал лавровую ветвь (Plut. Aem . Paul . 32; Plin. H . N . XV. § 137), а в левой - скипетр из слоновой кости, увенчанный орлом (Dionys. III. 61, V. 47; Val. Max. IV. 4, 5; Juv., X. 43). В древние времена его тело, видимо, раскрашивали красной краской (Plin. H . N . XXXIII. § 111, и см. выше). На голове у него был лавровый венок (Plin. H . N . XV. § 137). Позади него стоял государственный раб, державший у него над головой тяжелую золотую корону Юпитера в форме дубового венка (Juv. X. 39; Plin. H . N . XXXIII. § 11, XXXVIII. § 7; Zon. VII. 21; Tertull. de Cor . 13). Чтобы эта кульминация человеческих и почти божественных почестей не имела таких дурных с.897 последствий, как гордость, invidia , и сглаз, полководец надевал амулет (fascinus ) или прикреплял его к колеснице, вместе с маленьким колокольчиком и плетью (Plin. H . N . XXVIII. § 39; Zon. VII. 21; Macrob. Sat . I. 6, 9); а раб, ехавший позади него, шептал ему на ухо: « Respice post te, hominem te memento» (Tertull. Apol . 33, подтверждено в Arrian, Diss . Epict . III. 24, 85, и Plin. H . N . l . c . : ср. Juv. X. 41). Вряд ли можно предположить, что раб присутствовал при триумфе императора. На памятниках почти всегда позади императора изображена Победа, держащая у него над головой лавровый венок. Видимо, триумфатору принадлежало также государственное кресло (sella ), ибо оно упоминается в связи с другими триумфальными отличиями (Liv. X. 7, 9; Dio Cass. XLIV. 6; Suet. Jul . 76; Mommsen, Staatsr . I. с. 423). Несовершеннолетние дети триумфатора (и мальчики, и девочки) ехали вместе с ним в колеснице или верхом (Liv. XLV. 40, 8; Val. Max. V. 7, 1; 10, 2; Tac. Ann . II. 41; Vita M . Ant . Phil . 12, 10; Cic. pro Mur . 5, 11; Suet. Tib . 6). Его взрослые сыновья ехали верхом позади (Liv. XLV. 40, 4), после аппариторов (Appian, Pun . 66), вместе с его легатами и трибунами (Cic. in Pis . 25, 60; Appian, Mithr . 117). Затем иногда шли римские граждане, которых он спас от рабства своей победой, в образе вольноотпущенников (Liv. XXX. 45, 5; XXXIII. 23, 6; XXXIV. 52, 12). Процессию завершала вся масса пехоты в походном порядке, с украшенными лавром копьями (Plin. H . N . XV. § 133), кричащая « Ио, триумф!» (Varro, L . L . V. 7; Hor. Od . IV. 2, 49; Tibull. II. 6, 121) и поющая песни, как с похвалами, так и с грубейшими непристойностями в адрес полководца (Liv. IV. 20; 53, 11, &c.; Suet. Jul . 49, 51; Mart. I. 5, 3; прочие ссылки приведены в Marquardt, Staatsverw . II. с. 588, прим. 2. См. также Munro, Criticisms and Elucidations of Catullus , с. 90).
Процессия вступала в город через Триумфальные ворота . Здесь приносились жертвы определенным божествам (Joseph. B . J . VII. 5, 4). Затем процессия проходила через цирк Фламиния и через, или, по крайней мере мимо, театров в этом же районе, вмещавших толпы зрителей (Plut. Lucull . 37, Joseph. B . J . l . c .), и, вероятно, вступала непосредственно в город через Карментальские ворота, так как мы знаем, что она пересекала Велабр (очевидно, Этрусскую улицу) и Бычий рынок (Suet. Jul . 37; Cic. Verr . I. 59, 154). Далее процессия огибала Палатинский холм через Большой цирк (Cic. l . c . ; Plut. Aem . Paul . 32) и по улице между Палатином и Целием, достигая в конце Священной дороги, которая вела шествие на форум (Hor. Od . IV. 2, 35; Epod . 7, 8). Маршрут, вероятно, пролегал по южной стороне форума (Jordan, Capitol , Forum , und Sacra Via , Berlin, 1881). В конце Священной дороги начинался Капитолийский спуск, и когда полководец приближался к нему, главных пленников вели в сторону, в расположенную рядом тюрьму, и там казнили (Cic. Verr . V. 30, 77; Liv. XXVI. 13; Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22. Первоначально им отрубали голову топором, позднее - удушали: ср. Liv. XXVI. 13, 15 с Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22, 8, и см. Mommsen, Staatsr . I. 129). Сохранение жизни подобным пленникам было возможно лишь как исключение. Самый ранний случай - это Персей, помилованный Эмилием Павлом (Plut. 37), примеру которого последовал Помпей (Appian, Mithr . 117), Тиберий в паннонском триумфе в 12 г. н. э. (Ov. ex Pont . II. 1, 45) и Аврелиан в отношении Зенобии (Trebell. Poll. Trig . Tyr . 30, 27). Жертвоприношение в храме не могло начаться прежде, чем состоится казнь (Joseph. B . J . VII. 5, 6).
Затем полководец поднимался на Капитолий (Александр Север шел пешком, Vita , 57, 4). Когда он достигал храма, на колени бога возлагали лавровую ветвь и венки с фасций (Sen. Consol . ad Helv . 10; Plin. H . N . XV. § 40; Plin. Pan . 8; Sil. Ital. XV. 118; Stat. Silv . IV. 1, 41; Pacatus, Paneg . in Theod . 9, 5), а позднее - пальмовую ветвь (ср. Marquardt, Staatsverw . II. с. 589, прим. 2). Затем совершалось жертвоприношение. Insignia triumphi , т. е., наиболее значительная добыча (напр., возвращенные знамена Красса, Dio Cass. LIV. 83, и, несомненно, - Вара, Tac. Ann . II. 41), впоследствии помещались в храм Марса Мстителя (Suet. Aug . 29). Наконец, полководец с сенатом угощались на общественном пиру в храме (Liv. XLV. 39). Существовал обычай приглашать консулов на этот пир, а затем направлять им письмо с просьбой не приходить, - несомненно, для того, чтобы триумфатор был наиболее выдающимся лицом среди собравшихся (Plut. Quaest . Rom . 80; Val. Max. II. 8, 6). Такое же угощение устраивалось для солдат и для граждан в храме Геркулеса (Plut. Lucull . 37; Athen. V. с. 221 f).
Все эти процедуры, в общем, завершались в течение одного дня, но когда количество добычи было очень велико, а войска - очень многочисленны, для представления требовалось более длительное время. Так, македонский триумф Фламиния продолжался три дня подряд (Liv. XXXIX. 52; ср. Plut. Aem . Paul . 32).
Почести триумфатора в этот день не заканчивались. На общественных зрелищах он появлялся в лавровом венке (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), а в исключительных случаях - в vestis triumphalis (напр., Л. Эмилий Павел и Помпей; Auctor, de Vir . ill . 56; Vell. II. 40). Существовал обычай предоставлять ему место для дома за государственный счет; такие особняки назывались triumphales domus (Plin. H . N . XXXVI. § 112). Его имя вносилось в Триумфальные фасты (C . I . L . I. с. 453); ему позволено было украсить вход в свой дом трофеями (Plin. H . N . XXXV. § 7; Cic. Phil . II. 28; Liv. X. 7, 9), а статуя в лавровом венке, стоящая в триумфальной повозке, выставленная в вестибуле, передавала его славу потомству (Juv. VIII. 3). Наконец, после смерти его прах мог быть похоронен внутри городских стен (Plut. Quaest . Rom . 79; Mommsen, Staatsr . I. с. 426, прим. 1).
Триумф на Альбанской горе (triumphus in Monte Albano) представлял собой процессию в храм Юпитера Латиария на Альбанской горе. Он проводился jure с.898 consularis imperii (Liv. XXXIII. 23, 3), sine publica auctoritate (Liv. XLII. 21, 7), но к нему прибегали лишь в случае, когда сенат отказывал в обычном триумфе, и он считался почестью более низкого разряда (Liv. XXXIII. 23). Хотя он фиксировался в Триумфальных фастах, но не был равнозначен триумфу в городе, ибо когда Марцеллу в 211 г. до н. э. отказали в большом триумфе, но дали позволение на малый (ovatio ), он все же отпраздновал триумф на Альбанской горе накануне овации (Liv. XXVI. 21, 6). Первый пример такого триумфа подал Г. Папирий Мазон в 231 г. до н. э. (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), и его примеру последовали многие другие (Liv. XXVI. 21, 6; XXXIII. 23, 3; XLII. 21, 7; XLV. 38; - Plut. Marc . 22).
Морской триумф (triumphus Navalis) . - Самый ранний из известных был отпразднован Г. Дуилием за морскую победу над карфагенянами в 260 г. до н. э. (Liv. Ep . XVII; Flor. I. 8, 10; Plin. H . N . XXXIV. § 20). Другие примеры - это М. Эмилий Павел в 254 г. до н. э. (Liv. XLII. 20, 1), Г. Лутаций Катул в 241 г. до н. э. (Val. Max. II. 8, 2), Кв. Фабий Лабеон в 189 г. до н. э. (Liv. XXXVII. 60, 6), Гн. Октавий в 167 г. до н. э. (Liv. XLV. 42, 2); и см. Триумфальные фасты к 497, 498, 513, 526 гг. О специфических особенностях ничего не известно. Г. Дуилий и М. Эмилий Павел воздвигли ростральные колонны в память о своих победах (Liv. XLII. 20, 1).
Лагерный триумф (triumphus Castrensis) . - Процессия солдат через лагерь в честь подчиненного главнокомандующему офицера, который совершил блестящий подвиг (Liv. VII. 36).
В эпоху империи, когда монарх стал единственным обладателем империя, а все командиры были лишь легатами, действующими под его ауспициями, вышеуказанное условие насчет обладания империем строго соблюдалось, и прецеденту, созданному Цезарем в пользу его легатов, следовал только Август в начале своего правления (Dio Cass. LIV. 12; Suet. Aug . 38). Даже среди обладателей подчиненного проконсульского империя триумф стал редким и затем предоставлялся лишь в том случае, если они были членами императорской семьи (Dio Cass. LIV. 24 указывает 14 г. до н. э. как дату изменения, когда Агриппа отказался от триумфа, как он поступил и в 19 г. до н. э., Dio Cass. LIV. 11). Триумфы были отпразднованы Тиберием (7 г. до н. э., Vell. II. 97, Dio Cass. LV. 6; и 12 г. н. э., Vell. II. 121, Suet. Tib . 20), Германиком (26 г. н. э.
Картинка 20 из презентации «Рабство в Древнем Риме» к урокам истории на тему «Римская республика»
Размеры: 634 х 340 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока истории, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Рабство в Древнем Риме.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2046 КБ.
Скачать презентациюРимская республика
«Древний Рим МХК» - На купол и стены приходится ровно по половине высоты всего здания, которая равна диаметру основания. Интерьер Пантеона. Пантеон. Материалы к уроку МХК в 10 классе. Древний Рим. Амфитеатр Флавиев (Колизей – Colosseum) Реконструкция. Около 125г. Раскопанный в начале XVIII века мраморный постамент Колонны Траяна оказался ниже уровня застройки на три метра.
«Древнейший Рим урок» - Что такое «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»? 6.Император, давший имя кодексу законов. Новых законов. Чиновники. Общность культуры. Всех законов Др.Рима. Какое государственное устройство можно назвать демократическим? 2.Общественные здания для мытья. ? Впервые… Развитие хозяйства. Императора. Выберите правильный ответ.
«Римская республика» - Плебеи. Основные вехи истории Рима. 3. Право вето. Третья:149-146 гг. до н.э. Обострение противоречий в Риме. Основание Рима-. Рабы. 1. Покорение центральной Италии- 4 век до н.э. Покорение греческих колоний на юге Италии- 3 в. до н.э. 4.
«Культура Рима» - Колизей- величественный амфитеатр, где проходили гладиаторские бои. Триумфальные арки- архитектурные сооружения, воздвигавшиеся в честь военных побед. Подобрать музыкальное сопровождение. Рассказать о культурном памятнике или о выдающемся деятеле эпохи. Термы- бани, которые играли значительную роль в жизни римлян.
«Рабство в Риме» - Продавали работорговцы. Пленники. В центре Рима. Дети рабынь. О ком идёт речь: Изучение новой темы. Сколько было войн Рима с Карфагеном? О чем говорят даты. Продавали пираты. А.Царь горной страны Эпир считавшийся лучшим полководцем своего времени. Рабы за долги. 1.С какими целями вёл войны Рим во II в.до н.э.?
«Римское право» - Продавец и покупатель приглашали пять свидетелей и весодержателя. Манципация производилась следующим образом. По одному известному выражению, римляне «трижды покоряли мир». Уголовно- правовые постановления Законов XII таблиц отличаются крайней суровостью. Развитие. Значение. Отсюда «манус». Что дало Римское право миру:
Всего в теме 17 презентаций
В Рим отправляли послов и просили устроить триумф. Сенат давал разрешение на его проведение только при действительно значительных успехах римского оружия. Впоследствии возникли четкие границы триумфа: оный можно было получить, если в одном сражении противник потерял не менее 5000 убитыми. В торжественных случаях триумфатор получал наградное оружие, украшенную золотом тогу и лавровый венец. Триумф военных – это парад. Это было зрелище красочное и довольно редкое, ибо вступление войск в священные пределы города Рима строжайше запрещалось римскими законами и рассматривалось как святотатство. Кстати говоря, на Марсовом поле, вне пределов города, стоял и древний алтарь бога войны Марса. Там власть принадлежала военным. В самом же Риме власть была у гражданских лиц – магистратов. Народ обладал высшей формой власти – империем. Народное собрание вручало империй высшим должностным лицам, а в эпоху Империи его стали давать императору при вступлении на трон. «Империя» означало «власть» и со временем стало обозначать территорию, на которую распространялось правление магистратуры. Получить право на триумф можно было лишь в том случае, если полководец полностью и окончательно завершил военные действия. Обязательной была не просто победа, но крупная, в итоге которой Римское государство расширило границы.
Триумф был не только важным социальным стимулом, но и психологическим инструментом в деле воспитания народа, становления всей системы римских ценностей. Реставрировавший старые памятники император Август специально ставил статуи выдающихся людей Рима в триумфальном облачении на форуме. Он говорил, что делается это с одной целью: чтобы и его, и других правителей сам народ при выполнении ими долга побуждал бы брать пример с победителей. Таких полководцев-триумфаторов прославляли статуи, надгробные памятники и особые надписи (элогии). Так, в храме Матер Матуты была установлена доска с перечислением подвигов Тиберия Семпрония Гракха (174 г. до н. э.). Воинам вручались и различного рода венки (за спасение граждан, за храбрость и т. п.).
Поощрение венками в то время было принято римлянами, македонцами, да и в других армиях мира. Наградой за проявленную в боях выдающуюся храбрость был золотой венок. Такие венки вручались тем, кто подавал примеры мужества остальным, скажем, взобравшись первым на крепостную стену во время осады города или штурма укрепленного лагеря противника. После захвата Карфагена Сципион наградил золотым венком сразу двоих – центуриона легиона и солдата абордажной команды, которые первыми из римлян взобрались на стену города. Того воина, кто в бою спас жизнь товарища (будь то римлянин или их союзник), награждали дубовым венком. Венок ему лично вручал спасенный им человек. При этом тот, кого спасли, должен был до конца жизни относиться к спасшему его воину как к родному отцу. Эти сердечные связи обычно сохранялись на всю жизнь. Пример тому Сократ и Фемистокл. Командир конницы римлян Минуций Руф так относился к диктатору Фабию Максиму Кунктатору, ибо он спас его от Ганнибала в битве при Герунии (217 г. до н. э.). Человека, который оказал решающую помощь армии и спас ее, подобно Фабию, обычно награждали самой высшей из наград – «венком за освобождение от осады» (corona obsidionalis). Сей травяной венок считался у римлян самой желанной из всех наград. Плиний Старший (I в. н. э.) насчитал только восьмерых награжденных таким венком людей. В случае проявления традиционной отваги и мужества любым воином в бою (убийство командира, захват оружия противника) храбреца награждали чашей, оружием. Самым простым и понятным вознаграждением солдата был кабачок и женщина.
Героям воздавали должное и в произведениях литературы, науки, искусства. Тема триумфа, писал историк архитектуры В. Поплавский, находила отражение в творчестве историков, живописцев, скульпторов, архитекторов или у мастеров декоративно-прикладного искусства. Известны описания наиболее знаменитых триумфов республиканского периода – у Плутарха (Луция Эмилия Павла), Аппиана (Корнелия Сципиона Африканского), Плиния (Гнея Помпея Великого). Такого рода описания можно найти у Тацита, Светония, Флавия. Триумфальные празднества и военные победы римлян часто были запечатлены в декоративно-прикладном и изобразительном, монументальном искусстве. Конечно, это было сугубо заказное искусство, но римляне считали это абсолютно в порядке вещей. Покоритель Греции – Эмилий Павел – даже специально привез с собой из Афин греческого живописца Метродора и поставил перед ним задачу – создавать большие батальные сцены, которые бы славили подвиги римских легионеров… Такого рода батальные сцены порой находят в Риме во время археологических изысканий. Во время триумфального шествия воины несли упомянутые сцены и картины, хранили их у себя дома, выставляли в общественных местах, в том числе для воспитания. Эти же сюжеты в дальнейшем будут украшать и большие архитектурно-скульптурные ансамбли (такие, как ансамбль Форума Августа).
Смотрите также
Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей,
наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями
предшествовавшей времени Авраама и Якова.
В. Андреевский
А более всего я люб...
Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать,
творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других
древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран...
Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом
которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии
с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала...
Заказать написание уникльной работы
">Московский государственный университет
">культуры и искусств
">Театрально-режиссёрский факультет
">Кафедра режиссуры театрализованных представлений
">Реферат по предмету «Режиссура»
">Тема: Древний Рим Триумфы
"> Выполнил студент
"> Коноплёв М. Ю.
"> 3 курса з/о ТРФ
"> группа 10304
"> РТП и П
">Москва, 2011
">Древний Рим
">Триумфы
">Триумфальные факты были опубликованы около 12 г. до н. э. Они содержали список триумфов от основания Рима до правления Августа. Как исторический феномен, это такое явление, которое покрывает практически всю Римскую историю это 12-го веков.
">Согласно легенде первым триумфатором стал Ромулл легендарный первый царь основатель Рима (753 716 гг. до н.э.). Последний Триумф прошёл в 403 году до н.э., когда империя трещала по швам, это было начало конца, времена Императора Ганори и полководца Стили Хона. Ромул брат Рема первый отпраздновал триумф над городом Цинир, в который не въехал на колеснице, а шёл рядом. Два брата были рождённые от жрицы весталки Реи Сильвии и Бога Марса вскормлены волчицей, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. После того как Амулий заточил их в корзину и бросил в Тибр (река на Апеннинском полуострове, третья по протяжённости среди рек Италии), а корзину прибило к берегу. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу где и узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
"> Триумф зародился в царском Риме плавно перешёл в эпоху республики её расцвета до имперской эпохи и пережил сам Рим как Империю. Триумфы праздновали Византийские Императоры. Если обратить внимание на наши парады, это как отголоски триумфов. Как, например 1944 году вели пленных как триумф гражданской войны.
">Так же существовали « ">Эллинистические ">» Триумфы это "> Царские свои триумфы. "> Триумфы вообще описывали Греческие писатели, они лучше владели пером.
">Аспекты триумфа выделяется в первую очередь как религиозное действо, благодарность Богу войны за победу и вообще как языческим богам. Есть версия, что Римляне заимствовали это шествие как ">Триумф у Этрусков ">, древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. Этруски были очень развитой страной, культура, живопись, грамота и т.д.
">Римляне на протяжении всех веков были очень воинственным народом. Воевали практически постоянно. Почему Император Август хвастался, тем, что до него храм "> Януса "> только два раза был закрыт в течение веков, ">это означало - войны нет ">, а в его время трижды. Война это нарушение баланса, серьёзное потрясение для народа. Когда Римляне-воины возвращались домой в крови, их надо было отмыть очистить от пролитой крови, чтоб Боги их простили. Этот обряд делался для того, чтобы Боги не гневались, иначе община могла пострадать. Что бы восстановить этот баланс, отношение людей с Богами и была придумана процедура торжество Триумфа. Нужно было принести очищительные жертвы Богам, и вот само жертвоприношение происходило в конце шествия. В частности прохождение под Триумфальной аркой. На сегодняшний день существует около 280-ти арок, на всем пространстве бывшей Римской Империей. Настоящий триумф мог проходить только в Риме, потому, что в кульминации Триумфа было жертвоприношение, в храме Юпитера-Капитолийского, а он только в Риме, а победные торжества могли проходить и в провинции. Хотя Антоний с Клеопатрой это сделали, но в Риме этого Триумфа не признали, хотя это было богатое, пышное действо как бы ">квази-триумф ">.
">Сам факт прохождение под аркой или то, что символизировало её как бы три копья стоящие в поле, это символизировало ритуальное очищение от пролитой крови. Есть поверие, что померий это священная черта на территории города, где войнам нельзя было появляться.
">В то время строительство городов сопровождалось различными обрядами. С начало вырыли яму, куда сложили полезные для человека плоды и хлебные злаки. Затем каждый бросил в яму горсть земли, принесённую из тех мест, откуда он родом. Это символизировало единство будущих граждан города. Затем Ромул запряг в плуг быка и корову и пропахал глубокую борозду, где и должна была вырасти городская стена. В тех местах, где он приподнимал плуг, в борозде образовались разрывы и как бы намечались будущие ворота. После совершения обряда стена считалась священной. Одним из первых в городе было построено неприкосновенное убежище для беглецов, посвящённое ">Богу Ализу ">. В этом убежище находили приют и защиту беглые рабы, должники. Рим принимал изгнанников и пришельцев. Их прошлым никто не интересовался.
">Триумфатор "> это личность, человек который одерживает победы ради государства. Этот День (Триумф), даровался этому человеку почувствовать себя подобному Юпитера. Юпитер как мы знаем в древней мифологии ">бог "> неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини ">Юноны ">. Соответствует греческому ">Зевсу ">. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния ">иды ">.
">Храм "> Юпитера Капиталийского стоял на ">Капитолии ">, где Юпитер вместе с Юноной и ">Минервой "> входил в тройку главнейших римских божеств.
">Было очень почётным дарование одному человеку этот титул Триумфатора « ">Примус-интерпарус ">»-первому среди равных, выдающемуся полководцу победивший в сражении. подписанным сенатом и как бы народом, римляне как бы выработали эту практику примирение личных интересов с общественными.
">И после этого сложить свою власть и никогда после этого о ней не заикаться. Возможно, Триумфатор облачался в костюм Юпитера подражая ему, пурпурный плащ со звёздочками, золотой венок, в общем это покрыто мраком неизвестности.
">Только Триумфатору Помпею даровалось привилегия появляться в костюме на людях. Но требовалось особого постановления.
">Как известно, ">Помпей Римский полководец ">, политический и государственный деятель. Практически в конце своих побед и жизни в гражданской войне победил Цезаря, но потом сам был разбит Цезарем при Фарсаде и убит в Египте, где искал убежище:
">1-й Триумф Помпей отпраздновал в 81-году над африканским царём Ярбы;
">2-й Триумф над испанскими племенами в 71-м году;
">3-й в 61-м году над Пиратами и Метридаторами и отпраздновал самый роскошный Триумф в истории Римской Империи.
">Право на триумф изначально имели цари, и одеяние у них было как бы Юпитера, ">красный плащ цвет крови красный цвет это цвет Юпитера ">. Одежда царя это одежда юпитера. ">Пурпурная туника "> (Туника-полмата так называемая) украшенная золотыми пальмовыми листьями по краям. Так же ">Тога пикта "> украшенная золотыми звёздами с верху и к ">этому лавровый венок на голову ">. Но Римляне постоянно видоизменяли эту практику, нельзя сказать, что это был всегда.
">Когда Триумфатор ехал на колеснице, так же он мог и сидеть в кресле обитом слоновыми костями на колёсиках и ещё помимо лаврового венка у него на голове, араб его слуга, над его головой держал золотой венок. И только заслуженные Триумфаторы как Помпей и Цезарь имели право носить на голове золотой венок в других торжественных ситуациях, а то и постоянно. Цезарь, который стал пожизненным Диктатором, он мог себе позволить практически всё.
">Существовало много разных триумфов как больших так и малых которые называли «овациями». Существовали приписки, у Римских аристократов было право масок. При похоронах правило масок показывало предков, родственников и для триумфаторов это был соблазн, что показывало престиж семьи, актёры, облачённые в костюмах, масках триумфаторов, консулов, цезарей, они шли и это играло на престиж семьи.
">После царей право на триумф имели высшие ">магистратуры ">, ">полмагистратуры ">, ">консулы ">, ">проконсулы ">, "> преторы ">, ">пропреторы "> которые командовали армией и одержали победу. Считалось, что не менее 5000тыс. врагов должно было убито в крупном сражение. Затем сенат решал давать ему это право Триумфа или нет.
">Право на триумф, имел полководец, который располагал высшей военной властью, командовал сам, а не под чьим-то началом. Средства выделял для этого сенат. Привезённое с собой и награбленное в победе, триумфаторы по хорошему должны были сдавать всё в казну, правда полководец, кое-что давал и своим солдатам, хотя солдаты и сами могли награбить себе в походе. Ещё есть версия, что солдаты, были против, чтобы полководцу давали титул Триумфатора, если они его недолюбливали т.к. он не делился с ними.
">Пример: Консул Эмилий Павел Луций одержал победу в 168г. до н.э., с Македонией, шикарная была победа, разгромлена Македония. Эмилю Павлу был присуждён Триумф, а солдаты были против, потому что они своего полководца не долюбливали, потому что не хотел с ними делится. Консул думал, что по честному нужно сдать в ">РИРАРИУМ-КАЗНУ ">. Он ввёл как бы полный уставняк. Умер он в полной нищете, совершенно бедным человеком. Хотя захватил фантастическую добычу в войне с Макидонией.
">Эмилей Павел Луций, Римский военачальник 172 году до н.э. Был избран консулом и получил триумф за победу над племенем Лигогов, чтобы завершить 3-ю Македонскую войну. Римляне вторично избрали его консулом и вручили ему командование и 22 июня 168 года до н.э. Эмилий одержал блестящую победу над Македонией, Царём Персеем, что решило исход войны. Эмилий вернулся в Рим и отпраздновал свой 2-й Триумф, один из пышных триумфов во 2-м веке до н.э.. Он праздновался три дня. Два дня несли только трофеи и то не все сокровища, произведение искусств, сотни повозок, кувшины с серебром и золотом. После этой победы Римские граждане 200 лет не платили налоги.
">И когда полководец возвращался с победой, то для него как бы готовилось испытание на Марсовом поле, где решалась как бы судьба, судьба героя который победил со своим войском давать ему Триумф или нет. И тут же он мог стать сразу же после решения сената равный среди равных если не получит триумф. Сенат собирался там же на Марсовом поле на возвышенности в храме "> Беллоны "> это ">храм Богине войны ">. И обсуждался вопрос давать ему триумф или нет. Соискатель делал доклад и в лучшем виде предоставлял им свои достижения. Конечно, здесь они могли и преврать. Войско, тоже вместе со своим командиром ожидало. Они не имели права, войти в город вооружёнными не очистившись после пролитой крови. Конечно, были и такие случаи, что врагов брали врасплох, они тут же сдавались и соответственно нет битвы нет поражений и здесь не могла идти речь о триумфе. Воины как бы должны были помогать своему военачальнику, если он был им по душе. Голосовали за него, как бы проводилась агитация в народном собрании для того что бы ему был предоставлен триумф. Если принималось положение присудить ему этот триумф, назначался день, день вступление в город. Победитель ожидал это шествие в специальном помещение, публично-городское здание, где и сидели секретари. Хотя был случай, когда Ситеке и его коллеги дали триумф над сдавшимися врагами, им скорее всего помогли хорошие знакомые влиятельные люди.
">День триумфа.
">Триумфатор должен был получить награду и удовольствие, по сути примерять на себя роль Юпитера когда ему красили лицо якобы, может это греки т.е. греческие писатели соврали, пиром они владели хорошо, но не всё знали о римлянах. Может на них влияли « ">Эллинистические триумфы» это были кажется в Греции.
">Далее надо было пройти через Марсово поле, через Триумфальную арку(ворота) и весь город, обязательно без оружия, очистившись в руках с пальмовыми ветвями в парадной одежде, распевая песни. Двигались по городу, где и стояли граждане в венках украшены цветами, гирляндами цветов, вдоль этих улиц за ранее занимали места, в окнах тоже. Маршрут был рассчитан так, чтобы пройти самые людные места. Обязательно пройти через Цирк Фламиния, построен по приказу ">Гая Флами́ния и был назван в его честь. Это "> древнеримский политик и полководец, консул, через ">Большой цирк "> (лат. " xml:lang="la-Latn" lang="la-Latn">Circus Maximus ">. циркус Максимус) самый обширный ;vertical-align:super"> "> ипподром в Древнем Риме. Располагался в долине между Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие двенадцать колесниц. Миновать театры и выйти на форум и там самая торжественная часть, ">Виа-Сакра "> или как священная дорога. За храмам Сотурна подъём на Капитолий (священная гора), перед ней отделялись пленники, не всех пленников казнили, те которые самые знатные, отводили вправо, где была тюрьма(карцер) и придавали смерти. Одни из выдающихся пленников Югурта с которым долго боролись, потом знаменитый Верцен Гиторик. Дальше Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице поднимался на Капитолий в одной руке был жезл, в другой пальмовая ветвь, там и приносил жертву Юпитеру. Для этой цели в начале гнали быков с вызолоченными рогами. После этого он снимал с себя роскошную одежду как называли её ">Тунико Пальмата "> (">Туни́ка "> одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер, тога-пикта украшенную золотыми звёздами (">То́га "> верхняя одежда граждан мужского пола в Древнем Риме кусок белой шерстяной ткани эллипсовидной формы, драпировавшийся вокруг тела. Лицам, не имевшим статуса граждан, не позволялось носить тогу, ">позолоченную обувь, лавровый венок "> ">, жезл (скипетр) с орлом царский жезл из слоновой кости "> и потом после этого он становился простым из народа обычным гражданином устраивал при и не один, для своих, сенаторов, коллег, народа, соратников, воинов. В зависимости на сколько мог себе позволить Триумфатор, тысячи столов в городе для всего римского народа. Особенно это могли себе позволить Помпей и Цезарь огромные и роскошные Триумфы у Помпея 4-и и Цезаря 5-ть Триумфов. И как было известно, что полководец на поле сражения уже провозглашался Императором - носитель империи. Это уже была как бы заявка на триумф и если сенат подтверждал заявку значит он мог праздновать Триумф.
">Хотелось вспомнить про Триумфальные арки. Арка Тита одно-пролётная 71-й год, поле того как Тит захватил Иерусалим, шли евреи которые в последствии строили Колизей. Но эту арку уже окончательно построили спустя 10лет (нынешнюю). Из чего изначально была она сделана неизвестно. Может до этого они были деревянными как Триумфальная арка Ухтомского, нынешняя арка «Красные ворота» через которую короновали в 1742 г. Елизавету Петровну. Т.е. арки строили в честь Императоров, арки были разные, четырех, трёх, двух, одно-пролётные и обязательно вверху стояли ">статуи "> или ">квадриги ">.
">Римляне были суеверны и чтобы избежать сглаза, воинам позволяли насмехаться над полководцем, петь про него оскорбительные песни, слагать частушки и припоминали все неурядицы в походе.
">Порядок процессии. Колонна делилась на три части:
">а) "> в начале, обязательно шли музыканты трубачи, флейтисты, жертвенные животные до ста быков, а может и больше с вызолоченными рогами, звучали скорей всего торжественные марши, военные пени. Возможно это были различные шумы т. к. играли, топы пели песни шум был грандиозным все кричали ">ЭВУЭ-ТРИУМФЫ ">, скорей всего слово триумф от этого и произошёл «эй триумф». Сам император должен был заколоть хотя бы одного быка.
">б) "> (в Эллинистическое время было больше трофеев), потом несли трофеи захваченные в бою, комплекты вооружения, затем картины, бронза, произведение искусств, изображение городов в миниатюре. Это могли быль ленты с надписями, транспаранты, натяжки, макеты всё что могло дать понять о завоевание города, который захватили. Конечно, без вранья, тоже не обходилось дело, как это наверно произошло с Юлием Цезарем, что как бы он 1млн. покорил себе, 1млн. убил и 1млн. взял в плен.
">в) "> и после трофеев шли пленные, чем больше почётных пленных, тем лучше, несколько десятков начальников. Как, например, в Триумфе Эмиле Павла, шёл сам царь Македонии Персей, весь в чёрной одежде, рядом с ним шли трое детей два мальчика и одна девочка и что интересно зрители умилились, пролили слёзы умиления, проникли состраданием, дети даже и не понимали, что происходит. Кстати не обязательно, что всех пленных казнили, их отпускали, сажали, хотя для пленных которых провели в триумфе это было большим позором, особенно как для Персея, хотя Персею предлагали решить этот вопрос, убив себя но он так и не решился или как знаменитую Пальмерскую царицу ">Зенобия Септимия - "> вторая жена царя Пальмиры Одената II, потом дожила свои дни на вилле которую подарил ей император.
">г) "> После пленных шествовал сам Триумфатор, стоя на колеснице запряжённую четвёркой белых коней с красным лицом т.е. полное уподобление Юпитеру.
">Как писали, что Помпей яко бы хотел проехать под аркой на слонах.
">Если взять восстание Спартака, Крас разбил его и он рассчитывал на триумф. Но триумф не давали с недостойным противником хотя воины Спартака были достойными но со стороны политики это были обычные рабы-гладиаторы и Красу (">Марк Лициний Красс "> древнеримский полководец и политический деятель, триумвир, один из богатейших людей своего времени) предложили «Овации» . Триумфатор шёл пешком либо на коне, только Красу разрешили сесть и на ">коня "> и вместо ">миртвого "> венка (">Мирт "> род южных вечнозелёных древесных растений с белыми пушистыми цветками, содержащими эфирное масло, также миртом раньше называли венок из цветов и листьев такого дерева или его ветвь символ тишины, мира и наслаждения) одеть лавровый. В Овациях в жертву приносили не быка, а всего лишь одну овцу и это было скромное шествие. За все время было только всего лишь 23 овации, а триумфов было на порядок больше.
">Было три вида Триумфов:
">Большой Триумф;
">Триумф на Альбанской горе "> самая высокая точка её, вершина Монте Каво, на ней был сооружён храм Юпитеру. В этой святыне латиняне отмечали свои торжества, а римские консулы и иногда праздновались триумфы;
">Овации - "> представляла собой уменьшенную форму триумфа в Древнем Риме. Овации присуждались при победе над врагом, но не в случае войны, объявленной на уровне государства, а в случае менее значительных врагов (рабы, пираты), или когда конфликт был разрешен с небольшой кровью или небольшой опасностью для армии.
">Генерал, празднующий овацию, не въезжал в город на колесницах, запряженных двумя белыми лошадями, как в случае триумфа, а обычно шел в тоге магистрата с пурпурными полосами. При триумфе генералы надевали полностью пурпурную тогу, украшенную золотой вышивкой.
">Награжденный генерал также надевал венок из мирта (посвященный Венере), тогда как при триумфе надевали лавровый венок. Римские сенаторы не шли впереди генерала, солдаты также не участвовали в процессии.
">И ещё был очень редкий это морской триумф это разновидность большого Триумфа. Но проходил он на суше. Римляне не очень активно воевали на море. Заключалось в том, что после процессии, после пира Триумфатора, сопровождали флейтист и факельщик эту почесть предоставили полководцу Гайду Уилли.
">После 19-го года до н.э. республиканский триумф приказал долго жить т.к. уже всё принадлежало монарху т.е. императору который стал монархом и после этого триумфаторов было всё меньше и меньше. В основном это были триумфы одного человека и Монарх по особым случаям пооширял своих полководцев, даровал им «Урономенто-Триумфале» т.е. Триумфальные украшения. По особым случаям могли появляться в пурпурной туге с венком.
">Понятие «Триумф» как бы состоит из трех частей: Народ;
"> Император и Триумфатор.
Заказать написание уникльной работы
Итак, мы остановились на неком очень важном рубеже: конец II века до н.э., утверждение римской державы, триумф её, апофеоз. Римская цивитас становится властительницей всего Средиземноморья. Но в этом апофеозе таилась огромная опасность, огромная угроза, поскольку огромные противоречия подтачивали эту державу. Прежде, чем я скажу о причинах этого кризиса (о самом кризисе речь пойдёт уже в следующей лекции), надо сказать о том, что эта эпоха – эпоха не только завоевания Эллады (Греции) Римом, но и бурное распространение греческого влияния.
Сначала римляне не очень хорошо воспринимали греческую культуру. Например, был известный случай, когда в середине II века до н.э. греческие полисы послали в Рим посольство из нескольких философов. В это посольство входили философы, в частности скептик Карнеад. Скептицизм говорит, что всё можно доказать, всё можно опровергнуть. И вот этот скептик Карнеад, приехав в Рим, выступил там как гастролёр с несколькими философскими речами. Причём в первый день он нечто доказывал, например, что есть справедливость и надо её соблюдать, а на второй день он так же убедительно доказывал противоположное.
Непривычные к такому философствованию римляне совершенно (как бы помягче сказать), в общем, удивились и растерялись. И цензор Рима, то есть человек, надзиравший над нравами, Марк Порций Катон Старший (знаменитый) приказал изгнать поскорее послов и философов из Рима, чтобы не было порчи. Марк Порций Катон говорил своему сыну: «Греческие книги надо читать, но не надо изучать». Он выступал против распространения эллинской культуры, и по-своему он был прав. Он видел в ней утончённость, не нужную римлянам, разврат и т.д. Он говорил, что надо держаться старины: земледелия, практичности, верности долгу. Марк Порций Катон Старший был сторонником старо-римских традиций, которые уже нуждались в защите в то время.
А вот победитель, а точнее потомок победителя Ганнибала, того самого Сципиона, Публия Сципиона Корнелия Африканского, которого тоже звали Сципионом и которому было суждено разрушить Карфаген и победить в Третьей Пунической войне — вот он, как раз был горячим сторонником греческого влияния, вокруг него сложился кружок образованных римлян, к нему приехал из Греции историк Полибий, появились философы-стоики (Панетий, Посидоний), и с помощью этого кружка начала распространяться греческая образованность, культурность. Но повторяю, Марк Порций Катон Старший предвидел от этого большие неприятности. Как напишет впоследствии Гораций, великий поэт: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила».
Теперь хотелось бы сказать, подведя некую черту, о тех противоречиях, к которым пришла римская держава в конце II века до н.э., к тому моменту, когда начинается тотальный, нарастающий кризис римской цивитас, римского полиса, римской республики. Этот кризис растянется на 100 лет. И в чём же состоял этот кризис?
Итак, мировое господство достигнуто. Но эта победа пиррова, потому что всё внутреннее устройство преображается, все старые структуры не могут работать, старая мораль меняется, все полисные устои должны быть изменены. Фактор внешней опасности, борьбы за выживание сплачивал римлян несколько столетий, теперь Риму некоторое время некого бояться, и граждане просто перестают служить в легионах. Раньше война постоянно занимала их, теперь они, чтобы развлечься, ходят смотреть гладиаторские бои. Теперь полисные порядки начинают стремительно рушиться. Кратко перечислю, а потом конкретизирую некоторые линии, по которым шло крушение римского полиса (цивитас).