Джон Ди родился в Лондоне в 1527 году. В 15 лет сын торговца тканями поступил в Колледж Св. Джона в Кембридже. Здесь он зарекомендовал себя как весьма одаренный ученик, которому интересны все области человеческого знания. Во время учебы сформировался режим дня Ди, которому он следовал всю жизнь. Восемнадцать часов в сутки он посвящал занятиям и чтению книг, четыре часа отводил на сон и лишь два часа на все остальное.
В 1546 году, после того как Генрих VIII основал Тринити-колледж в Кембридже, молодой Джон Ди вошел в его совет и стал помощником преподавателя греческого языка. В это же время он сконструировал механического жука, которого запустил в зал во время представления комедии Аристофана «Мир». Зрители были шокированы увиденным. Ди тут же заподозрили в колдовстве. С этого момента и до конца его жизни слава чародея и чернокнижника будет преследовать его как тень.
Джон Ди
Затем Ди отправился учиться в один из старейших университетов Европы во фламандском Левене, читал лекции по Евклиду в Парижском университете, где заработал славу выдающегося оратора и был приглашен занять место профессора математики. Тем не менее 24-летний Ди отказался и решил вернуться на родину.
Вскоре после своего возвращения в 1552 году Ди был принят как астролог при дворе юного короля Эдуарда VI. Существует мнение, что он даже оказал монарху некую важную услугу, за которую был щедро вознагражден. Однако после воцарения Марии Тюдор в 1553 году, его жизнь оказалась в серьезной опасности. Как придворный астролог он составил гороскопы для находящейся на троне королевы и ее сестры Елизаветы. Из них выходило, что Марию ждет скорая смерть, а Елизавета займет ее место. Ди обвинили в государственной измене и бросили в тюрьму. Ему грозила смертная казнь, однако чудесным образом архиепископ Лондона, отправивший на костер немало еретиков, неожиданно способствовал освобождению Ди из темницы. В 1558 году Елизавета стала королевой Англии, а Джон Ди ее личным астрологом и советником. Его стали часто отправлять в Европу с секретными поручениями разведывательного характера. Свои донесения астролог подписывал псевдонимом «007».
При дворе короля Эдуарда VI Джона Ди считали астрологом
За всеми этими политическими делами Ди не забывал заниматься науками, как точными, так и оккультными. В 1561 году он дополнил и расширил книгу по алгебре «Основа искусств» Роберта Рекорда, который всего за четыре года до этого предложил использовать в математике знак равенства. Редакция Ди приобрела огромную известность и переиздавалась около 45 раз — до 1700 года.
В 1563 году Ди опубликовал «Иероглифическую монаду», в которой сделал попытку создать особую каббалу с помощью алхимических символов. Книга была посвящена императору Священной Римской империи Максимилиану II, а также лично представлена королеве Елизавете I, которая смогла соприкоснуться с тайнами нумерологии, каббалистики и астрологии.
Магические артефакты из коллекции Ди в Британском музее
В 1570 году Ди написал обширное предисловие к английскому переводу «Начал» Евклида, в котором исследовал все существовавшие на тот момент отрасли чистой и прикладной математики. Эта работа содержала выкладки, позволявшие считать Ди одним из предвестников неевклидовой геометрии.
В этом же году Джон Ди купил для себя дом в Мортлейке, на западе Лондона. Вскоре он превратился в неформальную академию, где вопросы математики обсуждались наравне с каббалистикой и нумерологией. Дом Ди представлял из себя астрономическую обсерваторию и химическую лабораторию, объединенные одной крышей. Также существенную часть жилища занимала коллекция диковин естественной истории и огромная библиотека (более 4 тысяч книг), включавшая множество редких манускриптов на разных языках.
Джон Ди основал на окраине Лондона неформальную академию
В 1576 году Ди в составе экспедиции Мартина Фробишера пересек Атлантический океан в поисках Северного пути в Индию. Новый проход на Восток так и не нашли, но зато вдохновленный путешествием Ди в 1577 году написал «Общие и частные соображения, касающиеся совершенного искусства навигации». В эту книгу Ди включил перерассчитанные им с высокой точностью навигационные таблицы, а также представил собственные мысли о том, как Британия с помощью сильного флота должна стать величайшей державой мира, повелительницей морей. Дальнейшая история страны показывает, что Елизавета и ее последователи на английском троне не были глухи к советам доктора Ди. Английский историк культуры Возрождения Фрэнсис Йейтс и вовсе называет Ди «архитектором идеи Британской империи».
В 1582 году в жизни Джона Ди произошла встреча, отмеченная черным пятном на его биографии. Он познакомился с 27-летним Эдвардом Келли, который правдоподобно выдавал себя за медиума, каббалиста и алхимика, но на деле был сущим шарлатаном. Дальновидный Джон Ди оказался под обаянием этого искусного обманщика после того, как тот помог ему установить связь с ангелом Ариэлем, чей голос Ди якобы слышал в своем хрустальном шаре. Вскоре они начали проводить спиритические сеансы, результатом которых стали многочисленные тетради, исписанные откровениями ангелов на придуманном Ди енохианском языке (назван в честь библейского патриарха Еноха, разговаривавшего с ангелами).
Тесное сотрудничество с Келли продолжалось до 1589 года. Однако Ди провел это время интересуясь не только ангелами. В 1583 году он принял участие в реформировании британского календаря. Ди поддержал идею перейти на григорианский календарь, однако комиссия, решавшая этот вопрос, не согласилась. В итоге, Британия жила по юлианскому календарю до 1752 года.
Портрет Джона Ди
Существуют легенды, что Ди имел отношение к победе Британского флота над «непобедимой армадой» короля Испании Филиппа в 1588 году. По одной из них, Ди навел на испанцев, решивших вторгнуться в Британию, шторм, потрепавший их корабли, по другой, — сделал предсказание, позволившее англичанам заранее подготовиться к наступлению противника. Более правдоподобная версия гласит, что Ди, находившийся в то время вместе с Келли в Польше, был тайным агентом Елизаветы в Кракове и перехватывал приходящие из Ватикана сведения о намерениях испанцев.
Согласно легенде, Джон Ди помог англичанам одолеть испанский флот
Через год после разгрома «армады» доктор Ди вернулся в Англию. Он нашел свой дом разграбленным: многие книги были украдены, а его лаборатории разрушены. Постарались недруги Ди, считавшие его чародеем и некромантом. Однако королева по-прежнему оставалась его заступницей. В 1595 году она назначила Ди ректором колледжа Христа в Манчестере. Должность принесла ему немало мучений. Не найдя общего языка с молодыми учениками, он стал объектом злых шуток и издевательств. После смерти королевы Елизаветы в 1603 году трон перешел к Якову I, не питавшему любви к магии. Ди был отстранен от двора и умер в бедности в Мортлейке в 1608 году.
Пытаясь постичь законы, из которых выстраивается порядок нашего мира, Джон Ди с одинаковым увлечением занимался каббалистикой и математикой, навигацией и астрологией. Для него это были лишь разные инструменты, ведущие к одной истине. В его время магия была неотличима от экспериментальной науки, а изыскания ученого для обывателя были также непонятны, как и заклинания чародеев. Наука складывалась из желания человека постичь устройство Вселенной. Свой вклад в понимание этого механизма Джон Ди несомненно внес.
На рубеже XVI-XVII веков слава об учёном, астрологе и маге Джоне Ди ходила по всей Европе. Дошла она даже до России, и его в качестве научного советника приглашал к себе русский царь. Обещал огромное жалование, роскошный дом и должность, которая сделала бы ученого, как было сказано в царском письме, «одним из наиболее значительных людей в России». Но по известным только ему причинам Джон Ди от столь заманчивого предложения отказался. Как, впрочем, и от других, не менее лестных.
Ди начинал как блистательный математик и астроном, собиратель старинных рукописей и астролог. В молодости он отправился в путешествие по Европе, но, когда ему не было и тридцати, вернулся в родную Англию. Он уже слыл авторитетным ученым, и королева Мария I Тюдор назначила его королевским астрологом. Она только что заняла престол и была в расцвете сил, но астролог Ди узнал, что править ей недолго: она скоро умрет, не оставив наследника. В беседе с Елизаветой, сводной сестрой королевы, Ди предсказал этой девушке, находящейся в немилости, скорый королевский трон. Шпионы сразу же донесли Марии об этой беседе. Расправа была короткой: королевского астролога бросили в тюрьму за попытку подчинить королеву своей магии.
Ди провел два года в тюрьме, а затем предсказание сбылось: Елизавета вскоре взошла на трон и, безгранично доверяя ученому, она сразу же назначила его своим королевским астрологом. Даже дату и час коронации - 14 января 1559 года - Елизавета выбрала в соответствии с его расчетами.
Ведя жизнь придворного и учёного, Джон Ди жил еще одной - тайной - жизнью, о содержании которой мы можем лишь частично догадываться по сохранившимся дневникам и по автобиографическим трактатам.
Можно с уверенностью утверждать, что большую часть своего времени Джон Ди отдавал тайным наукам: кабалистике и нумерологии, алхимии, астрологии и гаданию.
Чуть ли не главным увлечением всей жизни доктора Ди было изучение «магических» свойств кристаллов и искусство предсказаний с их помощью - кристалломантия.
Среди любопытных подробностей о различных магических кристаллах Джона Ди сохранились сведения о перстне с бериллом, в котором Ди мог вызывать образные видения не только у себя, но и у присутствующих. Предполагают, что кристалл в перстне был огранен особым способом, известным лишь самому Ди. В одном из трактатов он писал: «Гранильщик бериллов сможет с высочайшей точностью узреть в кристаллической пластине всё, что только есть на земле и в воде в подлунном мире».
Видное место среди «магических кристаллов» Джона Ди занимало зеркало из полированного обсидиана (вулканического стекла), привезенное испанцами из далекой Мексики. Судя по всему, это была настоящая реликвия, которую ацтеки некогда использовали для того же, что и Джон Ди, - для прорицаний. Свойства обсидианового ацтекского зеркала были столь необычны, что сама Елизавета приезжала домой к своему учителю, чтобы познакомиться с этим магическим инструментом. По всей видимости, зеркало и на самом деле стоило такого внимания. Сохранились записи того времени, рассказывающие, что не расстававшийся с этим зеркалом Джон Ди наблюдал в нем за событиями, происходившими от него на больших расстояниях. Например, за тем, как подстрекаемая завистниками чернь сожгла его «колдовской» дом с уникальной коллекцией старинных манускриптов, редкостей и камерой для «зеркальных видений».
Прошло полтора года, и в жизни Джона Ди произошло событие, исключительное по своим последствиям: он получил подарок от неземных существ. Это случилось в ноябре 1582 года. Во время вечерней молитвы на фоне закатного окна к нему «во всем величии» неожиданно явилось окруженное сиянием сверхъестественное существо - ребенок, которого Джон Ди впоследствии называл ангелом Уриэлем - «духом света». О чем они говорили, осталось тайной, однако известно, что «ангел» подарил ученому магический кристалл «величиной с яйцо, прозрачный и переливающийся всеми цветами радуги». Как пишет сам Ди, явившийся тут же его взору архангел Михаил с огненным мечом приказал: «Иди и возьми его, но пусть более ни одна живая душа не прикоснется к нему». Что Ди и сделал.
К сожалению, у самого Ди видение посредством «камня ангела» получалось далеко не всегда. И потому он стал прибегать к помощи более способных к ясновидению подручных. Те, вглядываясь в кристалл, сообщали ученому всё, что видели в нем. Ди скрупулезно записывал.
В течение всей оставшейся жизни - более четверти века - Ди не расставался с этим подарком. И тому были серьезные причины. Судя по дошедшим до нас сведениям, с помощью этого магического кристалла ученый мог не только проникать в другие миры, но и заглядывать в будущее.
По словам самого Джона Ди, от разумных существ нечеловеческой природы - девочки-эльфа по имени Мадина и «ангелов» с именами Аве и Рафаэль - он научился и загадочному языку. Произошло это после того, как однажды «ангелы» показали ему в кристалле какую-то таблицу с буквами, числами и символами. Это был очень странный алфавит, записи на котором до сих пор вызывают живейший интерес исследователей. Ведь это самое удивительное изобретение Джона Ди, по существу, было первым известным в истории искусственным языком (а может, первым известным языком неземных цивилизаций). Сам Ди называл его енохическим - языком Еноха, на котором «говорят ангелы и обитатели Эдемского сада». Сегодняшние ученые считают его абсолютно завершенной системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык.
Самое поразительное, что этот волшебный камень не пропал, как это часто бывает с легендарными реликвиями. За четыре столетия он прошел через руки разных людей и сейчас хранится Британском музее. Администрация не разрешает посторонним лицам ни пользоваться им, ни исследовать
Джон Ди, вопреки хорошо сохранившемуся литературному наследию и нескольким подробным биографиям, по-прежнему остается одной из темных лошадок английской истории. Блестящий эрудит, любопытство которого к миру и жажда познания не знали границ, потомкам он известен в лучшем случае как астролог королевы Елизаветы, а то и как Джеймс Бонд эпохи Тюдоров.
Джон Ди родился 13 июля 1527 года в Лондоне в семье выходцев из Уэльса. Мальчик, даром что был сыном обычного торговца тканями, отличался завидной смышленостью и в 15 лет поступил в Кембриджский университет. В 23 он уже успел покорить Париж, где читал лекции по недавно обнаруженным работам греческого математика Евклида.
Спустя год, осиянный славой, он вернулся в Англию и занял почетную должность астролога при дворе тогдашней королевы Марии Тюдор, печально известной под прозвищем Кровавой. Вскоре он стал составлять гороскопы и для принцессы Елизаветы.
В те далекие времена математика и магия считались если и не родными, то как минимум двоюродными сестрами, а обвиненные в колдовстве женщины заканчивали свою жизнь на костре. Составление гороскопов, с точки зрения многих, особенно завистников удачливого молодого ученого, было весьма подозрительным занятием. 28 мая 1555 года Джон Ди оказался под арестом за «вычисления».
К подозрениям в занятиях колдовством вскоре добавились обвинения в государственной измене. По счастью, нашему герою, представшему перед судьями Звездной палаты (чрезвычайного суда при английском монархе в период с 1487 по 1641 годы), удалось убедить их в своей невиновности. Однако вслед за тем он подвергся религиозному допросу радикально настроенного католического епископа Боннера, как и королева Мария, носившего прозвище Кровавого. Впрочем, смекалка и дар красноречия выручили убежденного протестанта Джона Ди и на этот раз; более того — выйдя три месяца спустя на свободу, он даже стал другом и советником своего бывшего тюремщика.
Три года спустя к искренней радости английского народа скончалась королева Мария и на трон взошла ее сводная сестра Елизавета. Ее дружба и покровительство не только обеспечили Джону Ди безбедное существование, но и гарантировали защиту от возможных обвинений в колдовстве.
Генри Гиллард Глиндони. Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой
Королева искренне верила в магические способности придворного астролога и регулярно навещала его — простого смертного! — чтобы проконсультироваться по тому или иному вопросу. Джону Ди было поручено выбрать правильный день для коронации Елизаветы, а также навести порчу на испанский флот (теперь вы знаете, благодаря кому Англия разгромила Непобедимую армаду в 1588 году).
Но было бы неправильно представлять себе Джона Ди этаким астрологом-шарлатаном. Помимо составления придворных гороскопов, он, будучи прекрасным картографом и специалистом в сфере мореходства, еще и активно занимался обучением и консультированием штурманов и мореплавателей, исследовавших Новый Свет. Он же снабжал их необходимыми для успешного плавания приборами.
Джону Ди принадлежит и авторство термина «Британская империя». Он мечтал об объединении Европы от Московии до Гренландии под властью британского монарха не только посредством торговли и завоеваний, но и с помощью… магии. В хранящейся ныне в коллекции Слоуна рукописи книги Ди «Наука содействовать прогрессу и побеждать в мире» (Liber Scientia Auxilli et Victoria Terrestris, или The book of the Science of Help and Victory in the World ) обнаруживается список всех духов, управляющих земными царствами, а также информация о том, как их вызывать. Духи якобы заверили ученого, что с их помощью он не только может покорять страны без оружия, но и должен делать это во славу божью.
Как знать, возможно, Евросоюз появился бы на четыреста лет раньше, если бы Джон Ди не увлекся новой страстью.
Однажды во время молитвы ему явился шестикрылый серафим и вручил магический кристалл; глядя в него, как сообщил божественный посланник, можно было общаться с духами и в частности с ангелами, само существование которых, надо заметить, не вызывало у Джона Ди и его современников никаких сомнений.
Эдвард Келли
Правда, на деле подарок небес оказался не так-то прост в использовании. Однако тут в жизни Ди появился некий Эдвард Келли, который с первой же попытки сумел установить контакт с потустронними силами. (Самому Ди пришлось довольствоваться ролью секретаря, документировавшего для Истории эти спиритические сеансы.)
Эдвард Келли был классическим пройдохой, который, до того как провозгласить себя медиумом, подвизался на адвокатском поприще и даже частично поплатился собственными ушами за фальшивомонетничество. Он обладал весьма убедительным талантом чревовещателя и увлекался некромантией (гаданием с помощью вызывания душ умерших).
Енохианский алфавит
Видимо, польщенные таким вниманием со стороны проводивших одну за другой «спиритические встречи» Ди и Келли, ангелы раскрыли им секрет нового, «ангельского», языка, позднее названного енохианским. До сих пор остается загадкой, был ли этот язык придуман «общавшимся» с посланниками небес Келли, который затем убедил своего легковерного коллегу в истинности его существования, или же Ди был активным соучастником фарса; однако шуму они наделали много. Кое-кто даже поверил в то, что ангельский язык — предшественник иврита и, следовательно, первый язык на земле. Высказывалась также идея, что Ди был основателем британской разведки и пользовался енохианским языком для отправки шифровок королеве Елизавете, которые подписывал тремя кодовыми цифрами 007.
Дружба и сотрудничество Джона Ди и Эдварда Келли продолжались 7 лет. Все это время они колесили по Европе, развлекая магическими представлениями то одного монарха, то другого, пока в 1589 году не рассорились. Келли вернулся в Прагу ко двору императора Священной Римской империи Рудольфу II, где, не добившись успехов на алхимическом поприще, был заключен разочарованным монархом в тюрьму и умер.
Ди решил вернуться домой. Королева назначила ему неплохую пенсию, но зенит его славы, увы, миновал.
Сменивший королеву-девственницу на английском престоле Яков I не разделял ее увлечения сверхестественным. Понятно, что на процветании бывшего королевского астролога это отразилось не лучшим образом. Последние годы своей жизни он провел в нищете, зарабатывая на кусок хлеба гаданием и продавая книги из своего легендарного собрания — на тот момент крупнейшей частной библиотеки в Англии.
Белобородый волшебник умер в невероятном возрасте 82 лет. Однако надгробие с его могилы было утеряно, так что точная дата его смерти остается под вопросом.
Считается, что Джон Ди послужил прототипом доктора Фауста в одноименной пьесе Кристофера Марлоу и шекспировского волшебника Просперо в «Буре», а уже в наши дни появился на страницах романа Питера Акройда «Дом доктора Ди», в песне группы Iron Maiden и даже одной из популярных видеоигр.
Волшебное зеркало Джона Ди
Хрустальный шар и золотой диск, с помощью которых елизаветинский Мерлин общался с ангелами, хранятся в Британском музее, а в Музее науки — зеркало, в котором можно увидеть будущее, и тот самый кристалл, подаренный ему однажды архангелом Уриелем.
Но хочу донести свои мысли больше с точки зрения науки и затем провести параллель с эзотерикой, показав тем самым, что многие практики в эзотерике опираются на научные методы и знания наших предков.
Очень интересными для меня оказались работы нашего, Российского ученого – астрофизика, профессора Николая Александровича Козырева. Есть очень много статей по данной теме, на основе которых я и описываю свое видение этой научной теории и опытов с ней связанных. Суть теории Козырева сводится к тому, что главной идеей, выступает в ней разница причины и следствия во времени. Козырев доказывал, что течение времени представляет собой две воронки, одна из которых сворачивает пространство – это причина, следующая разворачивает – это следствие, при чем, эти две воронки находятся здесь и сейчас одновременно, представляя собой постоянный процесс свертки и развертки окружающего пространства. Расстояние от причины до следствия есть ход времени, который их отдаляет друг от друга. Козырев говорил, что: «Мир, в котором течение времени противоположно нашему, при условии действия тех же сил, должен быть равноценен нашему Миру, отражённому в зеркале». Если мы предположим, что вход в воронку является вогнутым зеркалом, то разместившись в фокусе вогнутого зеркала, мы озвучиваем вопрос или хотим увидеть последствия той или иной ошибки, здесь и сейчас совершенной, то наше сознание, проникая через ход или туннель, услышит то, что будет являться ответом на наш вопрос или увидит развитие событий, обусловленное совершенной ошибкой. Продолжая теорию Козырева, ученые в 90 х годах проводили опыты, на изогнутых и спиралевидных зеркалах, изготовленных из особого сплава алюминия. Внутри некоторых из них находился лазер. В чем же особенность вогнутых зеркал кроме того, что они отражают невидимую глазу энергию и усиливают ее? При работе с «зеркалами Козырева», зафиксированы очень интересные события. Подопытные добровольцы, стоявшие в фокусе вогнутого зеркала, то есть, в фокусе своих личных отраженных энергетических потоков, вдруг испытывали странные видения. Одни получали видения, которые относятся к их прошлому, другие - к невидимому, по причине разделения расстоянием, удаленному настоящему, третьи – к будущему. Нужно заметить, похожее на зеркало Козырева устройство, существовало уже более 4 веков назад, и называли его - яйцо Нострадамуса. Находясь в нем, Нострадамус получал информацию из будущего и прошлого. По преданию, секрет данного устройства, сконструированного из пластин полированного металла, ему открыл Орден Тамплиеров. Сегодня по всей России и в граничащих с ней государствах, используют зеркала в гадании, магии, и даже лечении. И удачные опыты этих традиций подтверждены научными данными, которые говорят о том, что, например, зеркала, покрытые металлическим напылением теплых оттенков, такими как латунь или бронза – впитывают холодные негативные потоки энергий, трансформируя их, и отражают, усиливая теплые, позитивные и целебные энергетические потоки. На практике, для лечения, такое зеркало помещают на солнечное место, насыщая его энергией жизни, а затем дают смотреться в него больному. В итоге, человек получает если не выздоровление, то уж точно, облегчение течения болезни. Черные вогнутые зеркала используют чаще для усиления ясновидения. Черная поверхность такого зеркала не пропускает через себя ни один фотон, тем самым отражая и усиливая энергопотоки, стоящего в фокусе человека, почти на 100%. В Британском музее в Лондоне, хранится Обсидановое зеркало, принадлежащее Джону Ди, знаменитому астрологу, математику и астроному, жившему в 15-16 веке. По словам этого ученого, однажды, перед ним предстало неземное существо, которое оставило ему обсидановое зеркало, и сказало Джону Ди, о том, что с помощью этого отполированного куска каменной породы он сможет видеть будущее и общаться с существами других измерений. Сегодня, увы, работники британского музея не позволяют осматривать и проводить опыты с зеркалом Джона Ди. Информацию на тему разговоров с духами, записанную Джоном Ди в свой дневник, называемую теперь Енохианской магией, можно найти в Википедии.
С алхимией связаны легенды о странном волшебном зеркале, с помощью которого можно было видеть события на большом расстоянии, а также прошлое и будущее. В Южной Чехии, на Шумаве, такое зеркало называется «черным» или «земным». Самые старые стекольные заводы находились именно здесь, где для стекловаренных печей было достаточно букового дерева и кремниевого песка. Зеркало, изготовленное из песка и минералов, добытых из утроб Земли, называлось земным. Кто умел обращаться с таким зеркалом, мог знать обо всем...В шумавских сказках, например, бедный подмастерье нашел в старом сундуке земное зеркало, с помощью которого навел справедливость, разбогател и сделал любимой девушке предложение. А зеркало вернулось в землю, из которой оно возникло.
Все это выглядит как фольклор. Однако о земном зеркале упоминают и серьезные исторические источники, большинство из которых повествуют об алхимиках эпохи правления Рудольфа II, среди которых был англичанин Джон Ди.
Джон Ди (1527-1609), английский ренессансный алхимик, оккультист и маг, вместе со своим коллегой Эдвардом Келли (1555-1597) прибыл на пражский двор Рудольфа II.
Келли тут пережил много приключений и авантюр, став настолько популярным, что его персонаж появился в фильме «Cisaruv pekar». Ди отличался более тихим характером, и даже было подозрение, что он шпионил при дворе Рудольфа в пользу Англии.
Это была подозрительная пара для того времени, охваченного тайными науками. Ди мечтал о беседах с демонами, которые по непонятным причинам предпочли общение с Келли. При этом они не забывали и о Ди, приказав ученым поменяться супругами. С помощью Келли Ди составил руководство по общению с духами.
Именно из пребывания в Праге этих своеобразных англичан исходят первые конкретные сведения о земном зеркале. Вероятно, это был шлифованный оникс (согласно другим источникам - антрацит) размером с ладонь, вставленный в обрамление. Ди привез его в Прагу из Англии. Называл его Speculum (лат. «зеркало»), или просто Mirror. Владелец зеркала с его помощью мог слышать чужие разговоры и видеть на расстоянии.
Откуда это зеркало появилось у Ди, неизвестно. Некоторые источники намекают, что загадочный предмет мог принадлежать какой-нибудь американской доколумбовой цивилизации, а в Англию попал окольным путем через Испанию. В мифологии майи и ацтеков говорится о предметах с такими же свойствами - дымящемся, или огненном зеркале. Происхождение из Нового света может указывать и следующая легенда, согласно которой нечто подобное волшебному зеркалу было у известного английского пирата, позже адмирала и победителя испанцев сэра Френсиса Дрейка (1540-1596). У этого соотечественника и современника Ди и Келли якобы было зеркало, указывающее положение кораблей противника.
Ди входил в состав королевского совета, отправившего в плавание Дрейка и его команду.
Действительность или совпадение? Существует также мнение, что зеркало было у самого Роджера Бэкона - средневекового монаха, который в своих сочинениях описывал самолеты, автомобили, подводные лодки.
След теряется в 20-м веке.
Пребывание этой пары в Праге представляло собой серию скандалов, которые надоели и довольно толерантному императору Рудольфу II. Осторожный Ди успел вовремя удалиться, и после краткого пребывания в имениях Рожмберков на юге Чехии вернуться в Англию. А от самонадеянного Келли Фортуна явно отвернулась. Был арестован, после нескольких неудачных попыток к бегству закончил свою жизнь в тюрьме.
В это время следы земного зеркала исчезают, но ненадолго. Вероятно, оно не уехало со своим владельцем, а осталось в Чехии.
Когда Ди пришлось покинуть императорский двор, его взял к себе Вилем из Рожмберка, пламенный поклонник алхимии. Он устроил английского ученого в своем поместье, обеспечив ему условия для продолжения эзотерических исследований. В марте 1587 года Ди со своей женой приехал в Тршебонь и некоторое время занимался там своей практикой. У Вилема закончилось терпение, и в 1589 году он избавился от Ди, который вернулся в родную Англию. Многое свидетельствует, что его черное зеркало осталось в Чехии.
Следы этого странного предмета после Ди ненадолго исчезают.
Снова появляются на юге Чехии в Крумлове, где зеркало изображено на стене Маскарадного зала в здешнем замке. Один из персонажей держит предмет, который мог бы быть земным зеркалом.
Крумлов с 1601 года был в собственности Рудольфа II. Император мог получить зеркало от Ди или от Келли, либо приказать конфисковать его у них. Возможно, не зная, что делать с зеркалом, император разочаровано оставил его в Крумлове.
Также вероятно, что земное зеркало в Южную Чехию привез сам Ди, и тогда его каким-то образом лишился. До императора Крумловом владели Рожмберки, включая Вилема. Его последователь Петр Вок вынужден был продать город из-за долгов. Интересно, что в Крумлове была своя алхимическая традиция. Лабораторией руководил известный создатель прудов Якуб Крчин.
Есть еще немало вариантов, как зеркало, или хотя бы представления о его способностях, попало в Южную Чехию. Ди и Келли некоторое время пребывали в Тршебони, где продемонстрировали свои популярные номера. Возможно, в их число входила и манипуляция со шлифованным черным камнем, которая произвела впечатление на зрителей. Напрашивается связь Тршебони с гениальным строителем прудов Крчином.
В любом случае удивительный предмет оставил свой след на юге Чехии. Согласно местных легенд зеркало наследовали из поколения в поколение в мещанской семье Вимперка, который принадлежал Рожмберкам. Вместе с зеркалом передавались и указания, как с ним обращаться, чтобы оно правильно работало. В связи с этим периодом возникло несколько местных сказок с зеркалом в главной роли.
Последние сведения об этом предмете датируются началом 20 века. Тогда зеркало принадлежало местному шорнику из Вимперка. История этого загадочного предмета достаточно долгая - около 300 лет от появления в Праге до последних легенд на Шумаве.
Одно черное зеркало существует и в наше время. Оно изготовлено из черного шлифованного обсидиана происхождением от инков. Выставлено в Британском музее, сотрудники которого предполагают, что зеркало вполне могло принадлежать Джону Ди. Известно, что в долгой череде его владельцев фигурирует британский политик, историк и коллекционер Хорас Уолпол (Horace Walpole 1717-1779), завладевший этим предметом в 1771 году.
Напрашивает объяснение тайны черного зеркала. Во время эры дальних плаваний и открытий в Европу попало несколько обсидиановых предметов, которые местное население использовало для религиозных ритуалов. Один из них посредством Джона Ди попал в Чехию.
Был ли это кусок обычного камня из вулкана? Некоторые исследователи считают, что это было средством для обмана простых индейцев в доколумбовых культурах Центральной Америки. Другие верят, что это достижение технического прогресса некой давней развитой цивилизации.